режим повышенной готовности

Режим повышенной готовности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 “Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации”

В соответствии со статьей 10 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2020 г. N 417

Правила
поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

1. Граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам необходимо немедленно прослушать информацию об алгоритме действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, передаваемую в рамках трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, либо ознакомиться с такой информацией, передаваемой коротким текстовым сообщением по сети подвижной радиотелефонной связи. При невозможности ознакомления с такой информацией гражданин должен обратиться в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования либо по единому номеру вызова экстренных оперативных служб “112”.

3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:

а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – уполномоченные должностные лица);

в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;

д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом “в” настоящего пункта и подпунктами “б” и “в” пункта 4 настоящих Правил.

4. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:

а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;

б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону;

в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;

г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации;

д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

5. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации организации незамедлительно оповещают об этом своих работников и иных граждан, находящихся на территории организации.

6. В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, организации:

а) обеспечивают проведение эвакуации с территорий организаций работников и иных граждан, находящихся на их территориях, а также оказывают содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в проведении эвакуационных мероприятий с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации;

б) предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях;

в) проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности своих работников в чрезвычайных ситуациях;

г) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях.

7. Организации обязаны своевременно представлять в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обзор документа

Оговорены действия граждан и организаций при введении режима повышенной готовности или ЧС.

При получении соответствующих инструкций граждане должны эвакуироваться и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления регионом, муниципалитетом и организациями), предназначенное для защиты населения от ЧС.

Необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также при наличии документы, дающие право не соблюдать ограничения.

Запрещается создавать угрозу безопасности, жизни, здоровью, санэпидблагополучию граждан и распространять заведомо недостоверную информацию.

Организации обеспечивают эвакуацию со своих территорий, предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от ЧС, приостанавливают свою деятельность при угрозе безопасности людей.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Что такое ЧС, ЧП, самоизоляция и карантин

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU – В России на фоне пандемии коронавируса COVID-19 в некоторых субъектах Федерации были введены режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС). На всей территории России режим ЧС не вводился, не объявляли и режим ЧП (чрезвычайного положения). Объясняем, в чем разница между этими режимами и что их введение означает для граждан.

Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации

Режим повышенной готовности и режим ЧС регулируются федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Эти режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт “м” статьи 11 ФЗ-68).

31 марта Госдума приняла закон, который наделяет кабинет министров правом на введение режимов повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ. 3 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно закону, население имеет право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, право быть информированными о рисках и мерах безопасности, право на компенсации и соцгарантии из-за ущерба от ЧС.

В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, соблюдать меры безопасности в быту и на работе, выполнять установленные в соответствии с ФЗ правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями устанавливают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

На примере Москвы

Так, в Москве указом мэра от 5 марта был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В соответствии с ним были введены правила поведения для населения и организаций, в том числе обязанность для приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19 самоизолироваться дома на две недели. Позже этот указ дополнялся: 14 марта было введено свободное посещение школ, самоизолироваться нужно было не только приехавшим из стран, где обнаружен COVID-19, но и тем, кто живет с ними вместе. 16 марта были запрещены мероприятия в помещениях с численностью участников более 50 человек и мероприятия на улицах, после чего театры и музеи столицы перешли на онлайн-режим работы. 23 марта указ был снова дополнен, что обязало пожилых москвичей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями или у кого ослаблен иммунитет, самоизолироваться дома. Позже была ограничена работа магазинов, кроме продуктовых, с товарами первой необходимости и аптек, а также закрыты залы в кафе, ресторанах, крупные парки, парикмахерские и т.д.

С 30 марта в столице был введен режим домашней самоизоляции для всех жителей Москвы, вне зависимости от возраста. Покидать дом можно только за экстренной медпомощью, для обязательных поездок на работу, похода в ближайший магазин или аптеку, выгула животных и выноса мусора. Похожие меры приняли в Подмосковье.

В некоторых регионах РФ из-за риска распространения коронавируса был введен режим чрезвычайной ситуации, например, еще в конце января – в поселке Забайкальск на границе с Китаем.

Отличие карантина от самоизоляции

Карантин – это изоляция по решению должностного лица (врача) человека, инфицированного или подозреваемого в возможном заражении коронавирусом. Эта мера применяется, когда человек уже болен, но находится на домашнем лечении, контактировал с больными или может быть заражен по какой-то другой причине. На время его пребывания дома ему выдается больничный лист.

Тем, кто находится под карантином, нельзя выходить из дома, и соблюдение этого правила отслеживается. Так, в Москве за заболевшими коронавирусом, которые остались лечиться дома, следят в том числе с помощью мобильного приложения “Социальный мониторинг” и геолокации телефона.

19 марта глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала постановление об обязательной двухнедельной изоляции людей, приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19.

Нарушение карантина наказывается жестче, чем нарушение режима самоизоляции, при котором максимальное число граждан находятся у себя дома и не контактируют между собой. При этом люди в режиме самоизоляции могут покидать свои жилища в некоторых случаях – для похода в ближайший продуктовый, в аптеку, вынести мусор или выгулять вблизи от дома собаку, а также для поездок на работу и т.д.

Наказание за нарушение и контроль за соблюдением

31 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовном наказании нарушителей карантина или других санитарно-эпидемиологических правил. За простое нарушение законопроект предусматривает штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей либо до двух лет лишения свободы. Если в результате нарушения умирает два человека и более, закон предусматривает за это до семи лет лишения свободы. Если нарушение приведет по неосторожности к смерти человека или создаст угрозу массового заболевания, за это предусмотрен штраф от 1 млн до 2 млн рублей, либо до пяти лет колонии.

Читайте также:  Срок действия справки об отсутствии судимости

Президент России 1 апреля подписал закон об уголовной ответственности за распространение фейков о ЧС. УК РФ был дополнен новой статьей – 207.1, наказание по которой – штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей либо ограничение свободы на срок до трех лет.

31 марта депутаты также приняли в третьем чтении поправки в КоАП РФ, усиливающие ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За такое нарушение для граждан предусмотрены штрафы от 15 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, для юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или закрытие на срок до месяца.

Если нарушения повлекут вред здоровью человека или смерть, но не содержат уголовно наказуемого деяния, то штраф для граждан вырастет до 150-300 тыс.рублей, для должностных лиц – до 300-500 тыс. рублей или их могут дисквалифицировать на срок до трех лет. Для ИП и юрлиц за такие нарушения предусмотрены штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей или приостановка работы на срок до 90 дней.

Поправки также вводят в КоАП статью об ответственности за неподчинение правилам при ЧС или угрозе ее возникновения. Если нарушение не повлекло тяжких последствий, штрафы для граждан составит от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для ИП – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Штрафы за повторное нарушение или за нарушения, которое влечет вред здоровью или имуществу человека, будут выше. Для граждан они могут достигать 50 тыс. рублей, для должностных лиц – 500 тыс. рублей, для ИП и юрлиц – до 1 млн рублей.

2 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон о поправках в КоАП Москвы, которыми вводятся штрафы за нарушение режима самоизоляции: граждан за первое нарушение штрафуют на 4 тысячи рублей, а за повторное или за совершенное с использованием автомобиля – на 5 тысяч рублей.

Сейчас режим самоизоляции введен в большинстве субъектов РФ. В некоторых регионах соблюдение режима самоизоляции контролируют, выдавая спецпропуска тем, кому необходимо продолжать ездить на работу, а в Татарстане заработала система выдачи СМС-пропусков на выход из дома. Выйти на улицу жителям республики можно не более двух раз в сутки, и каждый раз необходимо указывать цель – поездку на дачу, в суд, банк, больницу, на почту или чтобы привезти лекарства больным родственникам.

Режим чрезвычайного положения

Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом президента, который должен быть незамедлительно передан на утверждение Совета Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, – 60 суток, но далее может продлеваться.

На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.

В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.

Коронавирус и форс-мажор

В некоторых регионах России, как, например, в Москве, распространение коронавируса, повлекшее объявление режима повышенной готовности, было официально признано обстоятельством непреодолимой силы. “Если меры по профилактике распространения инфекции помешали гражданам или бизнесу исполнить свои обязательства, это считается обстоятельством непреодолимой силы. Такие меры снижают формальное юридическое давление на бизнес и граждан, а также позволяют пересмотреть условия исполнения действующих договоров и соглашений”, – говорится на сайте мэра Москвы Сергея Собянина. При этом там не уточняется, как именно будет снижено юридическое давление и пересмотрены условия договоров.

Эксперты отмечают, что форс-мажор может быть признан только при наличии договора. Пункт “об обстоятельствах непреодолимой силы” имеется практически в каждом договоре, и в нем прописан порядок действий в случае наступления форс-мажора. Формулировка этого пункта может быть различной.

Из некоторых договоров следует, что если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок их исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в кратчайшие сроки уведомить об этом вторую.

С точки зрения закона отсутствие средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Тем не менее, имеет смысл обратиться в банк, чтобы в индивидуальном порядке узнать о возможности “кредитных каникул”.

Что касается ипотеки, то в соответствии с законом у граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть возможность взять “ипотечные каникулы”, приостановив выплаты по ипотеке или снизив размер платежей на срок до полугода.

Что касается предпринимательской деятельности, то, согласно п. 3 статьи 401 ГК РФ, “если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств”.

В конце марта парламент принял закон, разрешающий правительству вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве “в исключительных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и существенном изменении курса рубля”.

Что же такое режим повышенной готовности и чем он отличается от ЧС

Итак, есть Федеральный закон №68 о защите населения от чрезвычайных ситуаций. Первая его редакция была в 1994 году, а последняя, как вы уже догадались, 2 апреля 2020 года. Это важно, так как мы позже остановимся на этих новых изменениях.

В этом законе прописано определение чрезвычайной ситуации (ЧС). Приведем его полностью, а затем прокомментируем.

«Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Сейчас у нас распространение коронавируса, это значит, что строчка про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» полностью подходит. То есть нынешняя обстановка всецело накладывается на это определение, и по идее, режим ЧС должны были ввести. Но ввели режим повышенной готовности.

Что же про этот режим сказано в данном Федеральном законе?

В ФЗ есть подпункт про «уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию » . Уровень реагирования описывает степень готовности органов управления и единой госситемы. То есть, это не особый режим, при котором меняются права и обязанности населения, а только уровень мобилизованности органов. Грубо говоря, при режиме повышенной готовности врачей и спасателей могут заставить круглосуточно дежурить, полиция может беспрерывно патрулировать улицы и так далее.

Более того, в описании действий органов при режиме повышенной готовности есть строчка о том, что меры, которые принимаются, не должны ограничивать «права и свободу человека и гражданина».

Еще раз: есть режим чрезвычайной ситуации, а уже в этом режиме есть дополнительный пункт о режиме повышенной готовности для государственной системы и органов. Не для простых граждан.

Почему же тогда нам запретили выходить на улицу

Вот тут мы вернемся к тем поправкам, которые были внесены в этот ФЗ 2 апреля 2020 года. Но для начала стоит указать, что раньше могли запретить простым гражданам при введении режима повышенной готовности.

Могли ограничивать доступ на территорию, где ввели этот режим. Допустим, была какая-то авария или наводнение и всю область закрывают, чтобы не было новых жертв. Однако сейчас режимы повышенной готовности ввели на территории всей страны, а города не закрыты (большей частью). Из Москвы, где больше всего зараженных, можно спокойно уехать в другой регион на своей машине и разносить заразу в другом месте. Так что этот пункт на федеральном уровне не принимался сейчас.

Можно было остановить деятельность организации в опасной зоне, если есть угроза для людей. Теоретически это было применено, так как запретили работу всего и вся, кроме церквей, хотя церковь – это тоже организация.

Это было раньше (поправки в ФЗ от 2012 года), а теперь 2 апреля новый премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое вносит коррективы.

Теперь по новым поправкам, обычные граждане обязаны соблюдать все меры, которые вводит правительство. Также мы все теперь обязаны:

Соблюдать общественный порядок

Выполнять требования должностных лиц

Эвакуироваться тогда, когда будет дана команда (ее дали)

Использовать средства индивидуальной защиты (их не дали, но использовать надо – маски, перчатки, антисептики).

Предъявлять документы по первому требованию органов.

Мешать работе должностных лиц

Нарушать ограниченную зону (если есть ограждение в виде красных лент)

Создавать угрозу для населения своими действиями.

Ну и на сладкое – распространять фейковую информацию о ситуации.

Таким образом, теперь в пункте о том, как должны функционировать органы и госсистема прописали еще и как должны вести себя граждане. Но зачем, если поведение граждан и так уже указано при введении ЧС? Ответ на поверхности: чтобы не вводить режим ЧС.

Действия государства при вводе режима чрезвычайной ситуации

Если на территории страны ввели режим ЧС, то согласно статье 24 этого же ФЗ государство обязано финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Более того, в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что и индивидуальные предприниматели, и юридические лица имеют право на получение возмещения вреда имуществу при эпидемиологических мероприятиях в полном объеме. То есть бизнес смог бы выжить, а множество людей не пришлось бы сокращать или отправлять в неоплачваемые отпуска.

Читайте также:  Невыплата заработной платы: ответственность по УК

Коротко: при режиме ЧС государство обязано поддерживать своих граждан – физических, юридических лиц и малый и средний бизнес.

То есть, правительство экономит на том, что не вводит режим ЧС. При этом по средством введения новых поправок к ФЗ, теперь власти могут контролировать, запрещать и ограничивать какие-либо действия граждан. В том числе и на передвижение.

Однако несложно представить, чем обернется и уже оборачивается такая экономия. Малый и средний бизнес погибает, людей заставляют уходить в неоплачиваемые отпуска вместо обещанного президентом месяца «каникул» с сохранением зарплаты.

Аналитикам сложно подсчитать, сколько экономит государство на введении режима ЧС, но счет идет на триллионы. Однако столько же и теряют люди и бизнес.

Что означает режим повышенной готовности

chto_oznachaet_rezhim_povyshennoy_gotovnosti.jpg

Похожие публикации

По всей России сейчас действует режим повышенной готовности. Рассмотрим, в чем его суть, и на основании каких нормативных актов он установлен.

Режим повышенной готовности (РПГ): что это и чем регулируется

Режим повышенной готовности – это режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, устанавливаемый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (подп. «б» ст. 4.1 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ). Также закон предусматривает режимы:

  • повседневной деятельности, когда угрозы чрезвычайной ситуации нет;
  • чрезвычайной ситуации – при ее возникновении и ликвидации.

В указанную выше единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС входят все органы управления, силы и средства федеральной, региональной исполнительной власти, муниципальных органов, в полномочия которых входит защита населения и территорий от ЧС (ст. 4 Закона № 68-ФЗ).

Следует принципиально разграничивать понятие «чрезвычайная ситуация» (с которой напрямую связан рассматриваемый режим) и «чрезвычайное положение». При их смысловой схожести разница между ними весьма значительна.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на конкретной территории, сложившаяся вследствие явления, представляющего опасность для граждан. В том числе, вследствие распространения инфекционного заболевания (ст. 1 Закона № 68-ФЗ). В настоящее время основная причина, по которой введен режим повышенной готовности – коронавирус и угроза его распространения.

Чрезвычайное положение (ЧП) – введенный на всей территории России (или в отдельных местностях) особый режим деятельности органов власти и организаций, при котором допускаются:

  • отдельные ограничения прав и свобод жителей страны, прав организаций, общественных объединений;
  • возложение на указанных лиц дополнительных обязанностей.

При этом, сложившаяся чрезвычайная ситуация может быть причиной введения ЧП (п. «б» ст. 3 закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ).

Для обеспечения ЧП привлекаются органы внутренних дел, ФСИН, ФСБ, нацгвардия, структуры гражданской обороны и органов по делам ЧС, вооруженные силы. То есть, ЧП – несопоставимо более масштабный режим с точки зрения консолидации национальных сил в сравнении с режимами повышенной готовности и ЧС.

Введение режима повышенной готовности

Правомочиями на введение режима повышенной готовности могут быть наделены разные структуры. РПГ может быть введен Правительством России на всей территории страны или в ее части в случае угрозы возникновения ЧС общегосударственного или межрегионального масштаба ( пп. «а».1 ст. 10 Закона № 68-ФЗ). Также правительство может установить обязательные правила поведения при введении данного режима.

Кроме того, РПГ может вводиться для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:

  • Органами власти субъектов РФ и муниципалитетов (подп. «м» п. 1, подп. «и» п. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ). Аналогично, указанные органы устанавливают на подконтрольных территориях правила поведения при введении рассматриваемого режима.
  • Федеральными органами исполнительной власти, имеющими специальные силы и средства для реагирования на ЧС (п. 5 ст. 13 Закона № 68-ФЗ).
  • Руководителями организаций, на территории которых может возникнуть ЧС (ст. 14 Закона № 68-ФЗ).

Во всех случаях при введении РПГ определяются обстоятельства, исходя из которых введен режим. Когда эти обстоятельства устраняются, компетентный орган власти отменяет соответствующий режим (п. 25, 26 Положения «О единой государственной системе предупреждения ЧС», утв. Постановлением Правительства России от 30.12.2003 № 794).

При действующем РПГ у органов власти, граждан и организаций появляются определенные права и обязанности. Устанавливаться они могут как Законом № 68-ФЗ, так и иными нормативными актами.

Режим повышенной готовности: права и обязанности граждан и юрлиц

В действующую нормативную базу, устанавливающую права и обязанности для различных лиц при РПГ, входят:

1. Закон № 68-ФЗ, утвердивший:

  • право избирательных комиссий на откладывание голосований на выборах, референдумах в такой период (ст. 11.2 закона);
  • обязанность граждан соблюдать законы и иные нормы, принятые на различных уровнях и направленные на защиту населения от ЧС, правила поведения при введении режима (ст. 19 закона).

2. Установленные на федеральном уровне правила поведения при угрозе ЧС.

Действующий свод правил утвержден Постановлением Правительства России от 02.04.2020 № 417. Они обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями при введении РПГ (п. а. 2 ст. 10 Закона № 68-ФЗ). Также им предписывается выполнять решения Правительства, Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона № 68-ФЗ.

Гражданам при РПГ необходимо выполнять действия, перечисленные в п. 3 Правил. В частности:

  • соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите от ЧС, о санитарно-эпидемиологическом благополучии;
  • выполнять требования руководителя ликвидации ЧС, представителей спецслужб и иных лиц, занимающихся ликвидацией ЧС.

Поскольку режим повышенной готовности сопровождается угрозой возникновения ЧС, гражданам также:

  • необходимо при получении сигнала оповещения о такой угрозе оперативно знакомиться с информацией о порядке действий, поступающей по радио или ТВ, или в виде смс-сообщений (п. 2 Правил);
  • запрещается производить действия, перечисленные в п. 4 Правил (например, препятствовать работе управомоченных лиц, распространять недостоверную информацию о ЧС, создавать угрозу собственной безопасности жизни и здоровью и т.п.).

Организации обязаны немедленно оповещать работников и иных лиц, находящихся на предприятии, об угрозе возникновения ЧС (п. 5 Правил). А также выполнять, в зависимости от складывающейся обстановки, те или иные действия, предусмотренные п. 6 Правил, в т.ч. – приостановить свою деятельность, предоставить имеющиеся средства индивидуальной защиты (СИЗ), организовать эвакуацию людей с территории организации и оказывать содействие проведению эвакуационных мероприятий властями.

Кроме того, организациям нужно оперативно направлять в органы единой государственной системы сведения по защите населения и территорий от ЧС (п. 7 Правил).

3. Постановление Правительства России от 30.12.2003 № 794 (ред. от 02.04.2020) – регламентирует работу Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС. Органы управления данной системы обязаны при РПГ усиливать контроль над состоянием экологии, природными явлениями, прогнозировать ЧС.

К числу ключевых обязанностей органов Единой государственной системы можно отнести принятие мер, направленных на защиту жизни и имущества граждан, применение СИЗ, информирование о ситуации и иные.

3. Региональные нормативные акты, принятые в связи с РПГ.

Они обязательны к исполнению гражданами в силу положений ст. 19 Закона № 68-ФЗ. В Москве, например, принят Указ Мэра от 05.03.2020 № 12-УМ (ред. от 07.05.2020) – данный региональный нормативный акт вводит большое количество ограничений для граждан и организаций столицы. Аналогичные по сфере применения нормативные акты сейчас приняты и в других субъектах РФ. С учетом развития ситуации, положения региональных нормативов (как и федерального законодательства) могут регулярно корректироваться.

За невыполнение обязанностей, предусмотренных положениями приведенных выше нормативов, в условиях режима повышенной готовности на граждан и организации налагаются штрафные санкции на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ. Также могут применяться нормы об административных нарушениях, действующие на уровне субъекта РФ.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Режим повышенной готовности

Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2020 г. № 417
МОСКВА
Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

В соответствии со статьей 10 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 апреля 2020 г. № 417

ПРАВИЛАповедения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовностиили чрезвычайной ситуации

1. Граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 41 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам необходимо немедленно прослушать информацию об алгоритме действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, передаваемую в рамках трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, либо ознакомиться с такой информацией, передаваемой коротким текстовым сообщением по сети подвижной радиотелефонной связи. При невозможности ознакомления с такой информацией гражданин должен обратиться в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования либо по единому номеру вызова экстренных оперативных служб “112”.

3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:

а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – уполномоченные должностные лица);

в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;

д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом “в” настоящего пункта и подпунктами “б” и “в” пункта 4 настоящих Правил.

4. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:

а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;

б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону;

в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;

г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации;

Читайте также:  Ходатайство о назначении повторной экспертизы

д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

5. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации организации незамедлительно оповещают об этом своих работников и иных граждан, находящихся на территории организации.

6. В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 41 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, организации:

а) обеспечивают проведение эвакуации с территорий организаций работников и иных граждан, находящихся на их территориях, а также оказывают содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в проведении эвакуационных мероприятий с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации;

б) предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях;

в) проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности своих работников в чрезвычайных ситуациях;

г) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях.

7. Организации обязаны своевременно представлять в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Режим повышенной готовности РСЧС

Режим повышенной готовности РСЧС – это режим функционирования РСЧС, её отдельных подсистем или звеньев, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности определяются:

Работник медучреждения при вводе режима “Повышенная готовность”

  • обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности;
  • границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация;
  • силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации;
  • перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации;
  • должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пп б п. 28 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС в режиме повышенной готовности, являются:

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Кроме этого в соответствии с п. 10 ст. 4.1. Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Многие задаются вопросом: «Сколько может длиться режим повышенной готовности и когда его отменяют?».

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности, руководители федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

То есть режим может действовать неограниченное время, пока не будут устранены обстоятельств, послуживших основанием для его введения.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Дополнительно читайте материал:

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. –М.: 1999; постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том III (П–С); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. –М.: Московская типография № 2, 2007.

Правовые основы введения режимов ЧП, ЧС и повышенной готовности. И как был нарушен закон весной 2020

За период весны 2020 года произошло много изменений, правовых нововведений, объявленных режимов, новых штрафов и т.д. Предлагаю детально разобраться во всех нюансах с точки зрения законности и адекватности этих мер.

Предлагаю начать в хронологическом порядке по мере возникновения этих самых “мер” якобы поддержки, предотвращения, охраны здоровья и так далее по списку. Сегодня разберу нормы введения ЧП, ЧС и ПГ.

Введение режима повышенной готовности, ЧС и ЧП

Что о данном режиме говорит закон. В каких случаях вводится режим ЧС, ЧП и повышенной готовности? Начнем, как говорится с начала.

27 статья Конституции РФ говорит нам о том, что

Итак, ограничить наши права и свободы могут только в двух случаях (если мы не рассматриваем нарушение уголовного кодекса, конечно): в случае ЧП или чрезвычайного положения , а также в случае угрозы распространения инфекционных заболеваний:

А какие меры и ограничения возможны при введении режима ЧП?

Давайте снова посмотрим закон.

Обращаем внимание, что режим ЧП может быть введен только Президентом РФ. И такие меры как ограничение свободы передвижения, режимов въезда, ограничение на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, особый порядок продажи, запрет митингов, ограничение транспорта, приостановка деятельности предприятий – все это меры ЧП.

Угроза распространения инфекционных заболеваний

А что с вариантом “угрозы распространения инфекционных заболеваний”? Вспомним ст. 8 Закона РФ №5242 “О праве граждан на свободу передвижения” (скриншот выше), где указано, что права могут быть ограничены на отдельных территориях и в населенных пунктах, где есть угроза распространения инфекций .

  • То есть к таким территориям могут быть отнесены только отдельно обозначенные границами территории субъектов, но никак не вся территория субъекта.
  • И режим на этих самых территориях будет режимом чрезвычайной ситуации ЧС, которая вводится только Правительством РФ.

В РФ Правительство на федеральном уровне такого режима не вводило. То есть границы распространения инфекций обозначены не были, Правительством не обозначены.

А какие же полномочия есть у глав субъектов? Смотрим:

А правительству РФ определено введение режима ЧС и повышенной готовности:

На сегодняшний день, а это 10 июня 2020 года, ни по одному субъекту РФ нет ни одного постановления о введении режима ЧС или ПГ.

То естьв идеале эти режимы должно было ввести Правительство, а затем инициатива спускается сверху к главам субъектов, которые принимают окончательное решение о введении ЧС и ПГ, но (внимание!) для органов управления и сил государственной системы (ст. 11 ФКЗ № 68).

То есть все ограничения вышеуказанных режимов могут касаться только этих самых органов, но никак не граждан. А ограничение гражданских прав вообще прямо запрещено законом:

То есть суммируем все юридические изыскания в следующие подпункты:

  • Ограничивать права и свободы граждан возможно только в случае режима ЧП (он не введен);
  • Даже в случае введения режимов ЧС и повышенной готовности (а делает это Правительство РФ, а не главы субъектов РФ), вводятся особые условия функционирования только для органов управления и сил государственной системы,
  • такие меры как ограничение свободы передвижения, режимов въезда, ограничение на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, особый порядок продажи, запрет митингов, ограничение транспорта, приостановка деятельности предприятий – все это меры ЧП. ЧП не введен, а указанные ограничения как при ЧП введены.
  • права и свободы граждан в случае режимов ЧС и ПГ ограничиваться не могут.

И вывод лично от меня: все ограничительные меры, свидетелями которых мы стали за минувшую весну 2020 года – это гибридное, не основанное на нормах законов РФ, квазиобразование, которое притянуто к ограничительным мерам, возможным только при ЧП.

А у нас введены режимы, которые вообще никак нас, граждан, и наших прав и свобод касаться никак не должны. А какие выводы сделаете вы?

Подробнее об остальных моментах, режимах, законотворческих опусах обязательно расскажу в следующих статьях, так как рассматривать нужно много и долго.

Ссылка на основную публикацию