Органы судебной власти Российской Федерации

Органы судебной власти РФ

Вопросам организации судебной власти в РФ посвящена глава 7 Конституции РФ.

Согласно конституционным нормам, судебная власть в РФ осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Это означает, что в России нет иных государственных или других органов, кроме судов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Носителями судебной власти в России являются, прежде всего, судьи, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно ст.119 Конституции, судьями могут быть российские граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). Судьи несменяемы (ст. 121), а также неприкосновенны (ст. 122).

Судебная деятельность осуществляется в особой процессуальной форме, судебное разбирательство является открытым (за исключением случаев, касающихся государственной тайны или интимных сторон жизни лица) и осуществляется на основе состязательности сторон.

Структуру судебной власти РФ составляют федеральные суды и суды субъектов Федерации. К федеральным судам относятся:

1. Конституционный суд РФ – разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ; конституций республик; уставов, законов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд осуществляет толкование Конституции РФ.

2. Суды общей юрисдикции:

– Верховный Суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

– федеральные суды субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские);

– районные (городские) суды.

Военные суды являются специализированными, но они входят в систему судов общей юрисдикции.

3. Арбитражные суды:

– Высший Арбитражный суд РФ – является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

– федеральные окружные арбитражные суды;

– федеральные арбитражные суды субъектов Федерации.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Прокуратура — централизованная система государственных органов, призванных обнаруживать и принимать меры к устранению любых нарушений законов.

Прокуратура осуществляет надзор:

1) за исполнением законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание;

5) координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

6) участвует в рассмотрении дел судами, представляя интересы государства и поддерживая государственное обвинение.

ГИА по обществознанию

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность – деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. 1

Виды правоохранительных органов

  • Суд – осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
  • Прокуратура – осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.
  • Органы внутренних дел (милиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) – занимаются вопросами законности и правопорядка.
  • Органы государственной безопасности – осуществляют обеспечение безопасности: контрразведы­вательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
  • Органы таможни – ведают контролем над ввозом и вывозом товаров, взиманием пошлин и сборов.
  • Органы налоговой полиции – осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.
  • Нотариат – осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав, заверение копий документов, принимает на хранение документы и др.
  • Адвокатура – оказание юридической помощи гражданам и организациям. 2

Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Правосудие – деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации – вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ и др.; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Основные принципы деятельности Конституционного Суда – независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды. Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами. Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций. Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. 3

Правоохранительные органы и судебная система РФ

Правоохранительные органы — обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность). (русская Википедия).

К правоохранительным органам относятся:

  1. Суд
  2. Прокуратура
  3. Органы внутренних дел
  4. Нотариат
  5. Адвокатура
  6. Таможенные органы
  7. Налоговые органы
  8. Органы безопасности
  9. Органы охраны
  10. Органы юстиции

СУД И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также:  Как закрыть кредитную карту Тинькофф банка полностью

ПРОКУРАТУРА

Прокуратура с одной стороны, осуществляет прокурорский надзор, а с другой – осуществляет уголовное преследование.

Прокурорский надзор осуществляется за:

1) исполнением законов органами власти субъектов РФ, следственными органами и администрацией учреждений, исполняющих наказание;

2) за соблюдением прав и свобод человека.

Уголовное преследование, осуществляемое прокуратурой, состоит из нескольких этапов:

1) Возбуждение уголовного дела

2) Расследование преступлений

3) Поддержание государственного обвинения в суде.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

НОТАРИАТ

Нотариат осуществляют либо государственные нотариальные конторы, либо нотариусы, занимающиееся частной практикой (Для тех, кто не понял предыдущее предложение: учитель в школе – это работа в государственной школе, репетитор – частная практика, работа на себя).

1) удостоверяют сделки;
2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
3) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
5) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
6) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
8) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
9) удостоверяют время предъявления документов;
10) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
11) принимают на хранение документы;
12) регистрируют уведомления о залоге движимого имущества;
13) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
14) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;
15) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
16) выдают свидетельства о праве на наследство;
17) представляют документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

АДВОКАТУРА

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также – адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также – Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Адвокат в качестве юридической помощи:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Судебная система Российской Федерации

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Читайте также:  Плотность застройки как считается пример

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

При подготовке использовались материалы свободной энциклопедии.

Органы судебной власти Российской Федерации

Система судебных органов является совокупностью всех судов, действующих в Российской Федерации, согласно требованиям Конституции РФ, объединенная едиными принципами организации и деятельности судов и построенная с учетом особенностей построения государства, с учетом административного, территориального и федеративного устройства.

Судебные органы, как составляющие единой системы, руководствуются общим материальным и процессуальным законодательством и обладают соответствующей компетенцией.

Несмотря на то, что судебные учреждения в основном преследуют единую цель, а именно, реализацию правосудия, их можно подразделить на три независимых системы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Система органов судебной власти Российской Федерации 400 руб.
  • Реферат Система органов судебной власти Российской Федерации 280 руб.
  • Контрольная работа Система органов судебной власти Российской Федерации 200 руб.
  • систему общих судов, в том числе, включая, также, военные суды в форме подсистемы;
  • арбитражные суды;
  • конституционную юстицию, в лице Конституционного Суда РФ на федеральном уровне.

Действующее федеральное законодательство, регламентирующее деятельность судебной власти, подразделяет судебные органы по территориальному признаку их действия.

По данному критерию судебные органы подразделяются на:

  • федеральные суды, включающие в свой состав: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ,
  • суды республик,
  • краевые и областные суды,
  • суды городов федерального значения,
  • суды автономной области и автономных округов,
  • районные суды,
  • военные и специальные суды;
  • Высший Арбитражный Суд РФ,
  • федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектов Федерации;
  • суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Особенности системы органов судебной власти

С точки зрения процессуальной компетенции судебные органы подразделяются на судебные органы первой инстанции; судебные органы второй (кассационной) инстанции; судебные органы надзорной инстанции.

Давая определение судебной инстанции необходимо отметить, что это судебный орган, или его структурное подразделение, выполняющее определенную судебную функцию, которая связана с рассмотрением судебных дел.

Судебная деятельность включает в себя принятие решений по существу дела, контролирующая деятельность по проверке законности, корректности и обоснованности вынесенных решений.

Независимость судебной власти и ее структуры органов говорит о наличии своей собственного аппарата судебной власти, которые структурно организованы в один механизм. Они наделены полномочиями, которые осуществляют функции государственной власти от имени РФ.

В соответствии со статьей 118 пункта 2 Конституции РФ, деятельность судебного аппарата в Российской Федерации реализуется при помощи нескольких разновидностей судебного производства, а именно:

  • конституционного,
  • гражданского,
  • административного,
  • уголовного.

Непосредственно каждому из четырех видов судебного производства соответствует свой определенный объем определенных законодательством процессуальных правил.

В Конституции РФ отсутствует перечень определенных инстанций, судебных органов. Законодателем осуществляется определенное ограничение, путем установления единого правила о подконтрольности органов судебной власти РФ со стороны Конституции РФ и других конституционных законов федерального уровня.

Из выше изложенного можно сделать заключение о том, что ни один судебный орган, который входит в состав судов РФ, не может быть создан либо учрежден на основании какого-либо правового акта, помимо федерального конституционного законодательства.

Таким образом, невозможно свободное создание специальных органов судебной власти Российской Федерации, так как это влечет за собой нарушение общности судебной системы всей страны.

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Содержание:

  • 1 Правоохранительные органы
  • 2 Система правоохранительных органов, виды.
  • 3 Судебная власть. Принципы правосудия.
  • 4 Судебная система РФ
    • 4.1 Судьи, их полномочия, компетенции.

↑ Правоохранительные органы

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.

Основные функции правоохранительных органов:

  • охрана государственного и общественного строя (конституционный контроль);
  • укрепление законности и правопорядка;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

↑ Система правоохранительных органов, виды.

1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура

Виды правоохранительных органов:

  • Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, специализированные суды)
  • Органы выявления и расследования преступлений: (Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Полиция, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
  • Органы юридической помощи: (Нотариат, Адвокатура)
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности: (Прокуратура Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Налоговые службы, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов)

Правоохранительные органы РФ

↑ Судебная власть. Принципы правосудия.

Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.

↑ Судебная система РФ

Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ

Функции суда:

  • осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния


Судебная система РФ
включает:

  1. Федеральные суды
  2. Суды субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции,апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

↑ Судьи, их полномочия, компетенции.

Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.

Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Читайте также:  Сколько платят за опекунство над пожилым человеком 2021

Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).

Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ:

  • Установление судебной системы РФ Конституцией РФ и Законом о судебной системе
  • Соблюдение всеми федеральными и мировыми судьями установленных правил судопроизводства
  • Применение всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ
  • Закрепление подчинённых и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов
  • Признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу
  • Законодательное закрепление единства статуса судей
  • Финансирование федеральных и мировых судей из федерального бюджета

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Ссылка на основную публикацию