Страна происхождения товара: правила определения и подтверждения

Определение страны происхождения товара часто вызывает некоторые сложности. В статье мы поговорим об этом понятии, и какими правилами необходимо руководствоваться. Узнаем, где найти правильные наименования стран, и какими документами подтвердить территорию производства продукции.

  1. Что такое страна происхождения товара?
  2. Правила определения страны происхождения
  3. Классификатор стран происхождения товара
  4. Какими документами подтверждается СПТ и где их взять?
  5. Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ

Что такое страна происхождения товара?

20.11.2009 г. в г. Ялте было заключено «Соглашение о правилах определения страны происхождения товара» (ред. от 03.11.2017 г.). Согласно нему страна происхождения товара – государство , являющееся участник ом Соглашения, и в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/перерабо тке в соответствии с Правилами , утвержденными действующим законодательством.

Определения «страна происхождения то вара» и «наименование происхождения товара» не являются тождественными. Согласно ст. 1516 Г К , наименование – это определенное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.

Также следует различать страну происхождения и местонахождения производителя. Если в заявке на участие в торгах по 44-ФЗ указать производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несо ответствия документации .

С трана регистрации торгового знака также не совпадает со страной происхождения. Например, продукция может быть китайского производства , а торговая марка зарегистрирована в США (например, Apple ).

Правила определения страны происхождения

Да нные правила относятся к продукции , ко торая была полностью произведена на территории государства – участника Соглаш ения, либо частично обработана /переработан а на такой территории.

К полностью произведенной продукции относятся :

а) природные ресурсы , добытые под землей, в водоемах и воздухе указанной страны;

б) производство растительного характера , выращенное и ( или ) собранное в данной стране;

в) животные, появившиеся и выросшие в данном государстве ;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морско го рыболовного промысла и иная продукция морского промысла;

ж) продукци я, полученная на перерабатывающем судне данной страны из сырья, указанного в пункте «е» ;

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и вторичное сырье , полученные в результате пр оизводств а или иных действий по переработке, а также б /у изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) высокотехнологичная продукция, произведенная в открытом космосе на космических судах ;

л) товары, произведенные в данной стране из сырья, указанного в пунктах «а» – « к » .

Для определения СПТ может быть использован кумулятивный метод , в случае последовательной обр аботки/переработки .

Если конечный продукт произведен на территории государства – участника Соглашения, но из сырья других государств – участников Соглашения, п одтвержденные сертификатом формы СТ-1 , то территорией происхождения будет являться государство , в котором он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

Если сертификат формы СТ-1 о происхождении сырья из других государств — участников Соглашения отсутствует, то определение страны происхождения к онечного продукта происходит на основании критерия достаточной обработки/переработки ( пункты «а», «б», «в» ).

Если в производстве участвует третья сторона – не участник Соглашения, СПТ определяется на осно вании критериев достаточ ной обработки/переработки:

а) изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности хотя бы одного из пе рвых четырех знаков, произошедшее в рамках обработки/переработки;

б) выполнение необходимых производств енных и технологических действий , по итогам которых тов ар считается происходящим из того государства, на территории которого эти действия имели место;

в) правило адвалорной доли, когда цена применяемого сырья иностранного происхождения достигает фикс ированной процентной доли в стоимости конечного продукта .

Если сырье для производства происходит из иностранного государства, то СПТ считается террито рия, где был произведен конечный продукт . Однако иностранное сырье может использоваться, если оно имеет товарную позицию, как у конечного продукта и его стоимость не более 5% конечного продукта.

Классификатор стран происхождения товара

Постановлением Госстандарта России от 14.12 .2001 № 529-ст. (ред. от 29.05. 2019 г. ) принят Общероссийский классификатор стран мира ( ОКСМ) . Его можно найти , например, на сайте classificators . ru

В шапке страницы можно воспользоваться системой быстрого поиска по коду:

Или воспользоваться предложенной таблицей , в к оторую входят наименования государств (краткие и полные), цифровой и буквенный коды:

К часто встречаемым ошибкам относятся:

Какими документами подтверждается СПТ и где их взять?

Соглашение предлагает для подтверждения СПТ Сертификат по форме СТ-1 и декларацию соответствия.

Сертификат СТ-1 можно найти в Приложении 2 Соглашения. Он включает в себя все необходимые сведения: грузоотправитель/грузополучатель, наименование выдавшей страны, транспортное средство и его маршрут, номер Сертификата и др. (см. Рис. 3) Документ действителен 1 год с момента выдачи.

В Приложении 5 Соглашения можно найти Декларацию происхождения . Она подписывается уполномоченным лицом продавца/изготовителя/отправителя продукции и выглядит следующим образом:

Для подтверждения производства продукции на тер ритории ЕАЭС, часто применяются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, полученные в Торгово-промышленной палате, либо копии контрактов инвестиционного характера .

Если заказчик не потребовал дополнительные документы, то государство проис хождения необходимо только зад екларировать. При этом исполнитель должен указывать достоверную информацию , иначе заказчик может не подписать контракт либо расторгнуть его в одностороннем по рядке, а данные о поставщике направить в РНП.

Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ

С 1 января 2020 года заказчики в обязательном порядке устанавливают в закупочной документации требования к указанию СПТ . Раньше СПТ требовалось указывать лишь в случаях применения национального режима.

Национальному режиму посвящена статья 14 44-ФЗ, в ней отражены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного происхождения, или они ограничены в допуск е .

Список таких товаров строго регламентирован Постановлениями П равительства :

В отношении товаров , произведенных в государствах ЕАЭС (Армения, Белоруссия , Казахстан, Киргизия, Россия) применяются 15%-е преференции.

При подаче документов для участия в тендере происхождение товара указывается в заявк е . Также к заявке нужно будет прикрепить необходимые д екларации и сертификаты , которые потребовал заказчик. Если указанные документы участник не предоставил, это будет основанием для отклонения заявки .

Таким образом, заявки на участие должны содержать наименование страны происхождения товара для будущей поставки. Для этого необходимо обращаться к Об щероссийском у классификатору. В противном случае заявку могут отклонить.

Как определить страну происхождения товара

Страна происхождения товара — это государство, в котором продукция получена, произведена или подвергнута достаточной переработке по определенным правилам. В закупках по 44-ФЗ это влияет на допуск заявки, получение преференций и изменение контракта.

Последние изменения

08.09.2020 департамент конкурентной политики и политики в области госзакупок евразийской экономической комиссии (ЕЭК) опубликовал проект решения коллегии ЕЭК об отдельных вопросах определения страны происхождения продукции для целей госзакупок.

Цель проекта — урегулировать вопросы определения страны происхождения товаров для госзакупок в рамках нацрежима. В проекте указано, что страну происхождения (за исключением промтовара, который включен в перечень, прилагаемый к проекту) для госзакупок определяют по правилам, которые являются неотъемлемой частью соглашения о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, подписанного в Ялте 20.11.2009.

А страну промтовара из перечня, который прилагается к проекту департамента, придется определять по условиям, производственным и технологическим операциям, которые закреплены в этом же перечне. Эти условия прописали по 10 направлениям:

Если производители промтоваров государства-члена не обеспечивают исполнение условий и операций, которые определены в перечне, такое государство-член вправе установить переходные периоды и их сроки действия. В переходный период поставщики государства-члена, который установил такой период, не участвуют в госзакупках других государств-членов по промтоварам из перечня.

Скачать проект решения коллегии ЕЭК об утверждении новых правил определения страны товара
Скачать проект порядка об определении происхождения товара
Скачать перечень условий для станкостроения
Скачать перечень условий для автомобилестроения
Скачать перечень условий для спецмашиностроения
Скачать перечень условий для продукции энергетического машиностроения
Скачать перечень условий для мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Скачать перечень условий для продукции железнодорожного машиностроения
Скачать перечень условий для компрессорного и холодильного оборудования
Скачать перечень условий для продукции легкой промышленности
Скачать перечень условий для судостроения
Скачать перечень условий для химической и нефтехимической промышленности

Из-за последних изменений статья стала не актуальна!

Мы уже обновляем ее и скоро переопубликуем. Чтобы разобраться в новых правилах прямо сейчас, используйте бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс.

Как определить, где произведен товар

В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, что продукция признается происходящей из конкретного государства, если она:

  1. Полностью получена или произведена в такой стране.
  2. Подвергнута достаточной переработке, если при производстве товара использовались иностранные материалы.

Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.

Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:

1. В результате операций по переработке или производству классификационный код товара по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции, по ГС.

В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407).

В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.

2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции на условиях EXW.

В стране происхождения товара Россия или Российская Федерация при производстве «мебели» использовали иностранный материал «деревянные доски» (из Китая). Стоимость «мебели» на условиях EXW составляет 100 долларов. А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.

Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана, в подавляющем большинстве случаев:

1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.

В государстве А при производстве продукта «бананы сушеные» (код 0803, стоимость 100 долларов) используется иностранный материал «бананы свежие» (код 0803, стоимость 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт «бананы сушеные» происходит из государства Б.

2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которого происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта на условиях EXW.

В государстве А при производстве «смеси сухофруктов» (код 0813, стоимость 100 долларов) используются иностранные материалы «сушеный абрикос» (код 0813, стоимость 60 долларов) (из государства Б) и «сушеный чернослив» (код 0813, стоимость 30 долларов) (из государства В), а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов. Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной «смеси сухофруктов» определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е. государство Б. В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Не путайте понятие страны происхождения с такими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, иногда отличается от места изготовления продукции. Так, например, продукцию делают в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).
Читайте также:  Образовательные услуги как объект НДС

Как указать в заявке

Вот инструкция, как правильно указать страну происхождения товара в первой части заявки:

  1. Определите, где сделана продукция по непреференциальным правилам.
  2. Укажите страну для каждой позиции или пропишите, что все товары произведены в одном государстве.

Как указать страну на электронной площадке

29.02.2020 вступило в силу постановление правительства № 180 от 19.02.2020. Оно опубликовано на портале правовой информации. В этом постановлении указано, что при заполнении типовых форм заявок на участие в аукционе, конкурсе, запросе предложений участники закупки выбирают, где сделан товар, на электронной площадке из классификатора стран мира (ОКСМ). В этом же классификаторе прописан и цифровой код страны происхождения товара (СПТ). Например, у России — 643.

Это новое правило действует для всех процедур, кроме электронного запроса котировок. В п. 2 ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ указано, что заявка должна содержать документы, которые подтверждают, где сделана продукция. А про обязанность указать государство в заявке на электронный запрос котировок в этой норме закона нет ни слова.

Как подтвердить СПТ

Если заказчик установил запреты, ограничения и условия допуска иностранных ТРУ в рамках национального режима (ст. 14 44-ФЗ), участники обязаны подтвердить происхождение специальными документами. Эти документы прописаны в постановлениях правительства и приказе о нацрежиме. Такими документами могут быть:

А в приказе Минфина № 126н от 04.06.2018 от участников требуется задекларировать страну. Это значит, что достаточно указать ее в заявке. Дополнительных подтверждающих документов не требуется.

Как прописывают СПТ в контракте

Для закупок, которые объявлены после 01.01.2020, указывайте страну происхождения в условиях контракта при его заключении и при внесении сведений об исполнении контракта в реестр контрактов.

Инструкция, как в контракте прописать страну происхождения товара, сводится к копированию информации о стране из заявки участника в проект контракта.

Страна происхождения товара по 44-ФЗ

Требование к обозначению страны происхождения товара – одно из предъявляемых в обязательном порядке к первой части заявки на участие в электронном аукционе и к заявке на участие в открытом конкурсе. У желающих участвовать в торгах возникает немало вопросов, связанных с этим понятием – от того, зачем же нужна эта информация, до того – как правильно ее указать. Разобраться с деталями и тонкостями этого пункта бывает крайне непросто.

Что такое страна происхождения товара

Первый вопрос, на который следует дать ответ – что же понимается под страной происхождения товара? В Федеральном законе №44 это понятие не раскрывается, поэтому для того чтобы найти истину придется обращаться к разъяснениям, данным Министерством экономического развития в письме №Д28И-1889 от 30.04.2014. Согласно информации, содержащейся в пунктах 88-89 этого письма, следует исходить из определения, данном в части 1 статьи 58 Таможенного кодекса РФ. Согласно ей, страна происхождения товара – это государство или несколько государств, на территории которого (которых) товар был произведен целиком или окончательно обработан.

В каких закупках требуется указывать страну происхождения товара

Такое требование в обязательном порядке содержится в документациях об открытых конкурсах (часть 2 статьи 51 Федерального закона №44) и электронных аукционах (часть 3 статьи 66 Федерального закона №44).

Многие участники задаются вопросом – нужно ли указывать подобную информацию в котировочной заявке. На основании пункта 6 части 3 статьи 73 Федерального закона №44 такое требование в обязательном порядке устанавливается заказчиком только в случаях, обозначенных в статье 14 Федерального закона №44 (если речь идет об ограничении допуска или полном запрете на допуск каких-либо товаров). В общем случае пункта, требующего от участника указать, в какой стране произведен товар, в извещении о проведении запроса котировок быть не должно. Следовательно, при отсутствии особых требований, участник вправе не указывать эти данные.

Как подтверждается страна происхождения товара

Что касается электронного аукциона, она обозначается участником в первой части заявки. При этом, если такое требование установлено заказчиком в документации в соответствии с действующим законодательством РФ, ко второй нужно будет приложить соответствующие декларации или сертификаты (в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона №44). Отстранение первой части заявки из-за отсутствия этих документов недопустимо и является грубым нарушений законодательства со стороны конкурсной/аукционной комиссии.

В общем случае подтверждать сведения о стране происхождения товара не требуется – достаточно констатации факта в первой части заявки (если вы дополнительно указываете данные сведения во 2 части – можете использовать образец). Однако обман здесь не допустим – в случае победы при поставке товара заказчик наверняка обратит внимание на несоответствие.

С конкурсом все проще – все документы там предоставляются разом и разбираться в вопросе “когда?” нет необходимости.

Как правильно указать страну происхождения товара в заявке

Для того, чтобы правильно указать страну происхождения товара, нужно обратиться к Постановлению Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст. Именно им определяется, какие название, в том числе и сокращенные, допустимы для той или иной страны. Для вашего удобства мы разместили на нашем сайте сведения из общероссийского классификатора стран мира.

Типичные ошибки, которые допускают участники торгов:

Для чего нужно указывать страну происхождения товара

Разобравшись со всеми деталями и тонкостями указания страны происхождения товара, некоторые участники торгов все же задаются вопросом – зачем это нужно? Ответ на этот вопрос дается в статье 14 Федерального закона №44. Для всех закупок, осуществляемых государственными и муниципальными органами, применяется национальный режим. Кроме того, для некоторых категорий товаров российского, белорусского и казахстанского производства предусмотрены 15-процентные преференции. Их перечень определен приказом Министерства экономического развития от 25.03.2014 №155.

Глава 7. Страна происхождения товаров.

Статья 58. Общие положения о стране происхождения товаров

1. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

2. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

3. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства – члена Таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства – члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

4. Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 59. Подтверждение страны происхождения товаров

1. В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.

2. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Статья 60. Декларация о происхождении товара

1. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

2. Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

Статья 61. Сертификат о происхождении товара

1. Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

2. При вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств – членов Таможенного союза, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.

Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее 3 (трех) лет со дня его выдачи.

3. Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

4. Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

5. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

Статья 62. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров

1. При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза. В указанном случае, документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

2. Вне зависимости от положений пункта 1 настоящей статьи предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

1) если ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств – членов Таможенного союза;

2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 настоящего Кодекса;

3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией Таможенного союза;

4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.

Статья 63. Дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру при определении страны их происхождения

1. При отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее – режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.

2. В иных случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений:

1) в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

Читайте также:  Возмещение Транспортных Расходов Сотрудникам

2) помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, или обеспечения уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения. Обеспечение уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин;

3) помещение товаров под таможенную процедуру не осуществляется только в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

3. В отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

— предварительное уведомление таможенного органа РФ о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, подробной спецификацией каждой партии с указанием кодов товаров по ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;

— документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий;

— поставка всех партий из одной страны одним поставщиком;

— ввоз всех партий через одну и ту же таможню (таможенный пост);

— поставка всех партий товаров в срок, не превышающий шести месяцев со дня принятия таможенной декларации либо истечения сроков на ее подачу в отношении первой партии (ст. 29). В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать представления сертификата о происхождении товара. Таможенный орган РФ может отказать в выпуске товара через таможенную границу РФ лишь при наличии достаточных оснований полагать, что он происходит из страны, товары которой не подлежат выпуску в соответствии с международными соглашениями, участником которых является РФ, и (или) законодательством РФ. Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу. Товары, происхождение которых достоверно не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа РФ (ст. 32). К товарам может применяться (восстанавливаться) режим наиболее благоприятствуемой нации, или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год со дня осуществления таможенного оформления. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается. Особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из третьих стран, включая порядок применения правила «прямой отгрузки и непосредственной закупки», а также ввозимых с территорий свободных таможенных зон и свободных складов, расположенных на территории РФ, устанавливаются Правительством РФ (ст. 33). Порядок определения происхождения товаров из государств — участников СНГ регламентирован Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств стан — членов СНГ от 24 сентября 1993 г. (указание ГТК от 30 декабря 1996 г. № 01-14/1465). Порядок определения страны происхождения товаров и применения ставок импортного таможенного тарифа РФ установлен в Указаниях ГТК от 17 мая 1993 г, приказе ГТК от 13 июня 2001 г. № 556.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое “СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА” в других словарях:

Страна происхождения товара — (англ country of origin of goods) по таможенному законодательству РФ страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке (обработке) в соответствии с критериями, установленными законодательством. Под С.п.т.… … Энциклопедия права

Страна происхождения товара — страна, группа стран, регион или часть страны, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза… … Финансовый словарь

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА — согласно ст. 26 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными указанным Законом. При этом под С.п.т. может… … Юридический словарь

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА — страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Под С.п.т. может пониматься и группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей… … Юридическая энциклопедия

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА 2 — СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Законом РФ от 21 мая 1993 г. №5003 1 О таможенном тарифе .Под С.п.т. могут пониматься… … Энциклопедия юриста

Страна Происхождения Товара — англ. country of origin of goods государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут существенной переработке. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Страна происхождения товара — «Swiss Made» label on a TAG Heuer chronograph Страна происхождения товара определяется с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования … Википедия

страна происхождения товара — согласно ст. 26 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными указанным Законом. При этом под С.п.т. может… … Большой юридический словарь

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА — в соответствии со ст. 26 Закона от 3 февраля 1993 г. О таможенном тарифе (в редакции Закона от 5 декабря 1997 г.) страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в… … Юридический словарь современного гражданского права

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА — страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Под С.п.т. может пониматься и группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей… … Энциклопедический словарь экономики и права

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Звоните +7 (903) 798-43-96

Наш принцип: Ваш допуск – наша забота!

ПРАВИЛА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

  1. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

добавленная стоимость – разница между ценой товара на условиях “франко-завод” и стоимостью использованных для его производства импортных сырья и материалов;

партия товара – товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

Страна происхождения товаров

Это – страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными настоящими Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров;

цена на условиях “франко-завод” – цена товара, подлежащая уплате его производителю, который осуществил последнюю существенную переработку товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1 – 10 настоящего пункта.

  1. Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки, установленными в соответствии с настоящими Правилами.
  2. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
  3. Независимо от положений, установленных пунктом 4 настоящих Правил, не отвечают критериям достаточной переработки:

1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки;

3) простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза, учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года;

4) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

5) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

6) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;

7) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

8) операции по покраске или полировке;

9) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

10) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

11) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

12) затачивание, простой помол или простая резка;

13) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

14) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

15) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

16) комбинация двух или большего числа указанных операций.

Для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

  1. В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

1) для импортных материалов – по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных материалов) (РФ) по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;

2) для конечной продукции – по цене на условиях “франко-завод”.

  1. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются по желанию декларанта как единый товар.
  2. Правило, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, применяется при одновременном выполнении следующих условий:

1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;

2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;

3) декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;

4) поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;

5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, независящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более одного года.

  1. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
  2. Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами.
  3. Упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.
Читайте также:  Владимир Путин продлит период нерабочих дней на май

Если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила адвалорной доли, предусмотренного подпунктом 2 пункта 6 настоящих Правил.

Сертификат СТ-1 для госзакупок. Подтверждение страны происхождения товара по 44-ФЗ

С появлением национального режима и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, у поставщиков возникла необходимость указывать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Это обязательное требование, за нарушение которого заявка на участие может быть отклонена комиссией при рассмотрении.

Способы подтверждения происхождения товара.

Можно выделить два основных способа подтверждения страны-производителя поставляемого товара:

  1. Наличием сертификата СТ-1.
  2. В любой другой форме на усмотрение поставщика.

Поставщик принимает решение о способе подтверждения самостоятельно, исходя из того, какой товар ему необходимо поставить. В том случае, если поставляемый товар входит в один из утвержденных перечней, накладывающих ограничения на поставку такого товара, наличие сертификата СТ-1 обязательно. В отношении товаров, не входящих ни в один из утвержденных списков, форма подтверждения может быть любой и определяется участником самостоятельно.

Как получить сертификат СТ-1?

Выдачей сертификатов по форме СТ-1 занимаются уполномоченные органы и организации страны, из которой осуществляется вывоз товара. Для того, чтобы получить сертификат СТ-1 в России, участнику следует обратиться в торгово-промышленную палату и предоставить пакет документов на сертифицируемый товар.

В перечень необходимых документов входят:

Выдача сертификата осуществляется не позднее пяти календарных дней.

Практическая сторона проблемы подтверждения происхождения товара.

Как это часто бывает в сфере контрактной системы, практика государственных и муниципальных закупок вносит свои коррективы в трактование положений законодательства, писем, постановлений и распоряжений.

С одной стороны, требование подтверждения происхождения весьма туманно и в тех случаях, когда речь не идет о поставке товаров, на которые распространяются ограничения, может обретать крайне формальную форму, когда участник чуть ли не от руки дописывает к каждой позиции товара название нашей страны, ничем не подтверждая достоверность данной информации.

Подобная голословная декларация страны происхождения зачастую становится причиной для споров с заказчиком и жалоб в контрольные органы.

Предоставление сертификата СТ-1 – это самый надежный способ подтверждения страны происхождения поставляемого товара. Его наличие снимает все вопросы и неоднозначные толкования, поскольку сертификат является официальным документом, подтверждающим происхождение товара не только на территории нашей страны, но и на международном уровне.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 февраля 2016 г. N Д28и-493 “О применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457”

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам о применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – приказ N 155) и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 “О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено” (далее – постановление N 1457) и сообщает.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов.

Согласно пункту 9 приказа N 155 для целей реализации приказа N 155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.

В соответствии с абзацем 2 пункта 13 приказа N 155 в случае если заказчиком установлены требования в соответствии с абзацем вторым пункта 9 приказа N 155, при этом участником закупки не представлена соответствующая информация, к такому участнику не применяются положения приказа N 155.

Таким образом, при осуществлении закупки путем электронного аукциона с применением приказа N 155 в случае отсутствия в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о стране происхождения, такая заявка не отклоняется.

С учетом того, что согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи полагаем, что решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, представленной участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа N 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу N 155 перечне, является декларация участника закупки.

При этом наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (далее – Классификатор).

Необходимость соответствия наименования страны происхождения товаров классификатору относится ко всем заявкам участников аукциона. При этом в случае, если в декларации наименование страны происхождения товаров указано не в соответствии с классификатором, такая заявка отклоняется.

В связи с тем, что вопрос применения постановления N 1457 требует дополнительной проработки с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, позиция по данному вопросу будет направлена после соответствующего согласования.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу применения приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155, которым определены условия допуска к закупкам товаров, происходящих из зарубежных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.

В документации о закупке рекомендуется устанавливать требование об указании (декларировании) страны происхождения товара.

Если требование введено, но участник не предоставил информацию, то положения приказа N 155 к такому участнику не применяются.

Таким образом, при закупке путем электронного аукциона, если в составе второй части заявки отсутствует декларация о происхождении товара, такая заявка не отклоняется.

Решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, предоставленной участником закупки в первой части заявки.

Страна происхождения товара: как определить и указать в закупочной документации

Страна происхождения товара — это государство, где предмет закупки был произведен или значительно переработан. Закон о контрактной системе обязывает участников любых закупок сообщать заказчикам о том, откуда завозится предлагаемая ими продукция.

Нормативное регулирование вопроса

Основные требования к оформлению заявок на участие в тендерах установлены законом 44-ФЗ: в специальных статьях, посвященных отдельным видам закупок, установлена необходимость раскрывать государство производства — участник обязан указывать его. Это правило не касается электронных котировок, по которым участник не указывает государство в заявке, а предоставляет документы, подтверждающие производство предмета закупки в конкретном месте.

Единые правила определения страны происхождения товаров определены решением Совета Евразийской экономической комиссии № 49 от 13.07.2018 — этим документом участники должны руководствоваться при заполнении заявок, указывая код государства, где объект произвели.

По ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, правительство разработало и приняло постановление № 1401 от 05.11.2019, которым утверждены типовые формы заявок на участие. Формы заявок предполагают обязанность участника указывать цифровой код страны происхождения товара по общероссийскому классификатору.

Классификатор утвержден постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст и содержит реестр стран происхождения товара и их:

Как определить, где произведен предмет закупки

Правила, как определить страну происхождения товара, описаны в решении Совета Евразийской экономической комиссии № 49 от 13.07.2018 и утвержденных им правилах определения государства производства. Государством производства является страна, в которой предмет:

Пункт 4 правил перечисляет объекты, которые считаются полностью полученными или произведенными в определенном государстве, например:

Для определения достаточной степени переработки используются следующие правила:

  1. Переработка признается достаточной, если после нее код итогового объекта, по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), хотя бы на одну из четырех цифр отличается от кода исходного материала. Рассматриваются первые четыре цифры кода — достаточно отличия в одной из них.
  2. Переработка достаточна, если стоимость исходного иностранного материала составляет менее половины стоимости итогового объекта.

Не менее важно, как правильно писать страну происхождения товара по 44 ФЗ, если переработка недостаточна — государством производства признается место изготовления материала для предмета закупки:

  1. Если все материалы происходят из одной географической точки, ситуация однозначна — это место является государством производства предмета закупки.
  2. Если при создании объекта используются материалы из разных государств, местом производства признается то, из которого завезено наибольшее количество материалов в стоимостном выражении. В расчет принимается стоимость материалов, рассчитанная на условиях «Франко завод», то есть стоимость без расходов на транспортировку материалов со склада их производителя в место их переработки в конечный объект.

Не является государством производства товара место, в котором он:

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Понятие страны происхождения не следует путать с:

Как указать в заявке

Требование об указании места происхождения с помощью кода из общероссийского классификатора введено в постановление № 1401 изменяющим его постановлением правительства РФ от 19.02.2020 № 180. Тем же постановлением № 180 регулируется порядок вступления в силу внесенных изменений: положения, касающиеся того, как указать страну происхождения товара в заявке, вводятся в силу с 01.07.2020.

До 01.07.2020 в заявке допускается указание наименования государства производства, которое приводится в том же классификаторе.

С 01.07.2020 вступают в силу требования, введенные ПП № 180, и потребуется уже цифровой код.

Например, объект, предлагаемый участником к поставке, происходит из государства Тимор-Лесте. До 01.07.2020 участник вправе указать в соответствующей графе «Тимор-Лесте» или «Демократическая Республика Тимор-Лесте». После 01.07.2020 вариант останется только один — цифровой код 626.

Если страна происхождения товара — Россия или Российская Федерация, допускается любой из этих вариантов. В соответствии с классификатором, они равнозначны. После 01.07.2020 указывать придется код 643.

Вот так выглядит образец заполнения наименования страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2020 году:

Как подтвердить СПТ

Если на объект тендера распространяется национальный режим, в такой закупке особенно важно понимать, как правильно указать страну происхождения товара в первой части заявки: для участия компания обязана подтвердить документально место происхождения предлагаемого к поставке объекта. Если она этого не сделает, объект по умолчанию признается иностранным. Документы, подтверждающие производство объекта в конкретном месте:

Как прописывают происхождение товара в контракте

Если закупка объявлена уже в 2020 году, в контракте, заключенном по ее результатам, указывается место происхождения закупленного предмета. Эта характеристика указывается среди прочих параметров объекта закупки непосредственно в тексте соглашения или в одном из приложений к нему — техническом задании или спецификации.

В том, как в контракте прописать страну происхождения товара, нет больших особенностей — формулировка копируется из текста заявки победившего участника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *