Правовой статус безработного гражданина

Правовое регулирование экономических отношений

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Важнейшие из них:

  • вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
  • вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;

условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.

К таким категориям относятся граждане:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
  • ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства;
  2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
  3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.

Основанием для этого могут послужить:

  • отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  • некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность.
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Каков правовой статус безработных?

Краткое содержание:

Безработными являются граждане, соответствующие определенным критериям и состоящие на регистрационном учете в качестве безработных. Они имеют право, в частности, на получение пособия по безработице, на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, а также на ряд прочих мер поддержки.

Приобретение статуса безработного

По общему правилу безработными признаются трудоспособные граждане, которые соответствуют совокупности следующих критериев (п. п. 1, 2 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 (далее – Закон № 1032-1); Письмо Минтруда России от 15.12.2015 № 16-1/В-814 «О признании безработным лица, признанного беженцем на территории Российской Федерации»):

• не имеют работы и заработка. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

• зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

• ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления ряда документов, к которым в общем случае относятся, в частности (п. 2 ст. 3 Закона № 1032-1; п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (далее – Правила № 891)):

• трудовая книжка или документ, ее заменяющий.

Обратите внимание! В 2020 г. устанавливается порядок ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде (электронные трудовые книжки). До 01.11.2020 работодатели уведомляют работников о праве выбора ведения трудовой книжки в прежнем порядке либо в электронном. Соответствующее заявление работники представляют до 2021 г. Данные сведения могут быть получены, в частности, у работодателя по последнему месту работы за период работы у него, в ПФР или через Единый портал госуслуг (ч. 1, 4 ст. 66.1 ТК РФ; п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ; п. 2 постановления Правительства РФ от 19.06.2020 № 887);

• документы об образовании либо обучении, документы о квалификации;

• справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

• индивидуальная программа реабилитации – для инвалидов.

При этом трудоспособным гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва либо прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, не может быть отказано в признании их безработными только на том основании, что они не представили справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы или документы, удостоверяющие их квалификацию (п. 9 Обзора практики, утв. Решением Конституционного Суда РФ от 28.01.2016; постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.2019 № 31-П).

При невозможности предоставления работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (п. 4 Приложения к Письму Минтруда России от 24.12.2018 № 16-1/10/П-9611).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными. О признании безработным и о постановке на регистрационный учет гражданин уведомляется письменно (под подпись) (п. п. 7, 8 Правил № 891).

Справка. Граждане, которые не могут признаваться безработными

Безработными не могут быть признаны (ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1):
1) занятые граждане (граждане, работающие по трудовому договору; граждане, зарегистрированные в качестве ИП; военнослужащие; студенты, обучающиеся по очной форме обучения, и др.);
2) не достигшие 16-летнего возраста;
3) которым в установленном порядке назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона № 1032-1, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
4) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы;
5) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
6) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
7) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Обратите внимание! В целях нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19) утверждены Временные правила, предусматривающие в период действия режима повышенной готовности регистрацию в качестве безработного на основании заявления гражданина в электронной форме, в том числе при личном обращении в центр занятости (п. п. 1, 2 Временных правил, утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460; Информация Минкомсвязи России от 29.04.2020 «Регистрация для получения пособия по безработице доступна через Единый портал госуслуг»).

Выплаты, предусмотренные для безработных граждан

Для безработных граждан предусмотрены следующие выплаты, в частности (п. 2 ст. 12, ст. ст. 23, 24, п. 1 ст. 28, ст. ст. 29, 31, 33 – 34, п. 1 ст. 36 Закона № 1032-1; ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ; п. 40 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012 н; п. 4 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116 н):

1) пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Справка. Размер пособия по безработице в Москве и Санкт-Петербурге

Минимальный размер пособия по безработице в 2020 г., в том числе в г. Санкт-Петербурге, составляет 1 500 руб., максимальный – 12 130 руб.
Назначенное минимальное пособие за май – июль 2020 г. выплачивается в размере 4 500 руб.
Гражданам, уволенным и признанным безработными начиная с 01.03.2020, по общему правилу пособие по безработице в апреле – июне 2020 г. устанавливается в размере 12 130 руб.
ИП, прекратившим деятельность после 01.03.2020 и признанным безработными, пособие выплачивается в размере 12 130 руб. на срок, не превышающий трех месяцев, но не позднее 01.10.2020. Безработным, утратившим после 01.03.2020 право на получение пособия в связи с истечением периода его выплаты, выплата пособия продлевается на срок, не превышающий трех месяцев, но не позднее 01.10.2020 (п. п. 1, 1 (1) постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346).
При наличии у безработного гражданина детей в возрасте до 18 лет размер пособия в июне – августе 2020 г. увеличивается пропорционально их количеству из расчета 3 000 руб. за каждого ребенка одному из родителей (усыновителей, опекуну, попечителю).
В г. Москве в период с 01.04.2020 по 30.09.2020 размер пособия по безработице по общему правилу увеличивается на региональную доплату и составляет 19 500 руб. (п. 21 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).

2) стипендия в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

Обратите внимание! В ряде случаев выплата пособия по безработице либо стипендии может быть приостановлена или их размер может быть сокращен (п. 5 ст. 29, п. п. 3, 5 ст. 35 Закона № 1032-1);

3) оплата за участие в общественных работах. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением ряда случаев;

4) материальная помощь. Она может предоставляться безработному гражданину, утратившему право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;

5) пособие по уходу за ребенком при определенных условиях и в случае неполучения пособия по безработице.

Кроме того, выплаты безработным гражданам могут быть предусмотрены региональным законодательством.

Так, в г. Москве для безработных граждан предусмотрены, в частности (ст. 13 Закона г. Москвы от 01.10.2008 № 46; постановление Правительства Москвы от 27.01.2009 № 47-ПП; разд. 6 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 17.12.2019 № 1753-ПП):

• компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта);

Читайте также:  Инвентаризация ТМЦ, бухучет инвентаризации материалов.

• материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;

• единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае его смерти;

• доплата к пособию по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

В связи с введением режима повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции в г. Москве безработным гражданам (кроме некоторых категорий таких лиц) в период с 01.04.2020 по 30.09.2020 выплачивается региональная компенсация в таком размере, чтобы общая сумма выплат (с учетом пособия по безработице (стипендии), не включающего увеличение его размера на ребенка (детей), выплат в рамках дополнительной материальной поддержки безработных граждан и региональной компенсации) составляла 19 500 руб. (п. 21 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).

Аналогичная региональная компенсационная выплата безработным гражданам в размере 15 000 руб. предусмотрена в указанный период в Московской области (п. п. 1 – 3 Положения, утв. постановлением Губернатора Московской области от 14.04.2020 № 181-ПГ; п. 51 постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ).

Прочие меры поддержки безработных граждан

Помимо выплат, для безработных граждан предусматриваются следующие гарантии и меры поддержки, в частности (п. 1 ст. 7.1-1, п. 2 ст. 12, ст. 32 Закона № 1032-1; Приказы Минтруда России от 09.01.2013 № 4 н, от 17.04.2014 № 262 н, от 12.02.2013 № 58 н, от 09.01.2013 № 3 н, от 24.12.2013 № 773 н, от 07.03.2013 № 92 н; ст. ст. 15 – 18 Закона г. Москвы от 01.10.2008 № 46; Положение о порядке организации временного трудоустройства населения в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 21.04.2009 № 346-ПП; постановление Правительства Москвы от 31.03.2009 № 244-ПП):

1) психологическая поддержка;

2) организация временного трудоустройства для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) социальная адаптация на рынке труда;

4) содействие самозанятости;

5) содействие в переезде и в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

6) назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (по предложению органов службы занятости и при соблюдении определенных условий);

7) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости;

8) бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;

9) финансовая поддержка при прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования в другой местности в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно, оплаты найма жилого помещения на время обучения и суточных расходов за время следования к месту обучения и обратно.

Справка. Перечень категорий безработных граждан, имеющих право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование

К безработным гражданам, имеющим право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, относятся (п. 3 ст. 23 Закона № 1032-1):
1) инвалиды;
2) родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
3) граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
4) граждане, уволенные с военной службы;
5) жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
6) выпускники общеобразовательных организаций;
7) граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
8) граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;
9) граждане, получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования;
10) жены (мужья) государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности государственной гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации.

Для отдельных категорий безработных граждан установлены дополнительные гарантии (ст. ст. 13, 34.1, 34.2 Закона № 1032-1).

P.S. Сайт Общероссийской базы вакансий «Работа в России» – https://trudvsem.ru

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Правовой статус безработных граждан

pravovoy_status_bezrabotnyh_grazhdan.jpg

Похожие публикации

Правовой статус безработного – это совокупность прав, гарантированных ему государством, и обязанностей, которые он должен исполнять. Потеряв работу, где он был официально трудоустроен, гражданин становится неработающим. Чтобы обрести статус безработного, ему нужно встать на учет в Центре занятости населения (ЦЗН).

Официальный статус безработного в России: его права и обязанности

Максимально упростив понятия прав и обязанностей, поясним, что права безработного – это то, что он может получить от государства, оставшись без работы и заработка, а его обязанности – то, что потребует государство от желающих воспользоваться предоставленными гарантиями. Неисполнение безработным своих обязанностей лишит его прав на социальную поддержку, в том числе, на выплату денежного пособия.

Правовой статус безработных граждан определен законом о занятости населения № 1032-1 от 19.04.1991 (ст.3, 8-11, 28 и др.). В качестве безработных регистрируются граждане, обратившиеся в ЦЗН с заявлением об оказании государственной услуги в сфере трудоустройства. Если в течение 11 дней гражданину не найдут подходящую работу, ему присвоят данный статус (п. 8 Постановления Правительства РФ № 460 от 08.04.2020). Безработными признаются только полностью или частично (то есть, с ограничениями к трудовой деятельности) трудоспособные лица. Они должны быть готовы приступить к работе, если им предложат подходящую вакансию.

Права безработных

Социальный статус безработного включает его права:

  • На получение государственного пособия, увеличенного на районный коэффициент. Его размер и порядок исчисления зависит от времени регистрации в качестве безработного:
    • до 1 марта 2020 года – зависит от заработка за последние три месяца работы, варьируется от 1500 до 12130 рублей (ст.33 закона о занятости № 1032-1);
    • начиная с 1 марта 2020 года – 12130 рублей всем без привязки к заработку, но только на период с апреля по июнь (Постановление Правительства РФ № 346 от 27.03.2020).
  • На получение ежемесячной региональной доплаты, если она предусмотрена в регионе проживания безработного. Введена в некоторых субъектах РФ из-за коронавирусной эпидемии, но действует временно – с апреля по сентябрь 2020 года. Например, безработные москвичи, в общей сумме вместе с региональными доплатами получают пособие в сумме 19500 рублей (Указ мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ, п. 21).
  • На содействие службы занятости в поиске подходящей работы (ст.9 закона № 1032-1). Работа считается таковой, если она соответствует квалификации и профпригодности соискателя, а также условиям его труда на последней работе (ст.4 этого же закона).
  • На досрочный выход на пенсию – на 2 года раньше положенного срока. Статус безработного в России дает такое право лицам предпенсионного возраста при наличии необходимого страхового стажа и отсутствии возможности трудоустройства (ст. 32 закона 1032-1, ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013). Также предпенсионеры могут получать пособие по безработице более длительное время – до 12 месяцев в течение полутора лет (ст. 34.2 закона 1032-1).
  • На участие в общественных работах, которые оплачиваются государством.
  • На психологическую помощь, профориентацию, профессиональное обучение и переобучение – с выплатой стипендии на период учебы (ст. 9, 29 закона № 1032-1).
  • На выбор места работы (ст. 8 закона № 1032-1) и содействие при переезде в другую местность.
  • На трудоустройство за рубежом (ст. 10 закона 1032-1). Но искать такую работу безработному придется самостоятельно.

В период с апреля по июнь 2020 года граждане, ставшие безработными не ранее 01.03.2020, получают дополнительные выплаты в размере 3000 руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка, которого они воспитывают. Право на эту добавку имеет один из родителей (в том числе, приемных), усыновителей, опекунов (Постановление Правительства РФ № 346 от 27.03.2020).

Обязанности безработных

Правовой статус безработных граждан предусматривает и определенные обязанности:

  • не реже двух раз в месяц являться в ЦЗН на перерегистрацию в установленный срок;
  • в течение 3 рабочих дней являться на собеседования по предложенным вакансиям;
  • вести самостоятельный активный поиск подходящей работы;
  • своевременно сообщать инспектору обо всех изменениях, если они связаны с его трудоустройством или переездом.

При невыполнении обязанностей безработный может лишиться своего статуса, а вместе с ним и пособия (п. 2 ст. 35 закона № 1032-1). Также служба занятости может приостановить выплату пособия или сократить его размер.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Безработный гражданин: статус, права и обязанности

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

  • Статус безработного в трудовом законодательстве
    • Является трудоспособным
    • Не имеет заработка и работы
    • Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
    • Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
  • Права безработного гражданина
  • Обязанности безработного
  • Государственные гарантии

Статус безработного в трудовом законодательстве

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы занятости и безработицы — это ФЗ «О занятости населения в РФ». В ст. 3 этого закона подробно определен статус безработного. Так, им признается гражданин, который одновременно соответствует таким характеристикам:

Является трудоспособным

Очевидно, что лица младше 16 лет или достигшие пенсионного возраста (по старости или выслуге лет), таковыми считаться не могут.

Не имеет заработка и работы

Заработком считаются любые официальные выплаты, связанные с трудовой деятельностью, кроме:

  • выходного пособия;
  • сохраняемого среднего заработка от прежнего работодателя.

Получать эти выплаты и зарегистрироваться в службе занятости бывший работник может в том случае, если произошло увольнение в связи с ликвидацией предприятия или в порядке сокращения численности или штатов. При этом форма собственности бывшего работодателя значения не имеет.

Ищет подходящую работу и готов приступить к ней

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональным навыкам соискателя, состоянию его здоровья и условиям прежней работы (например, по уровню заработной платы). Причем такая работа может носить не только постоянный, но и временный характер.

Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства

Для регистрации требуется предоставить определенные документы с прежнего места работы.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.

Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным стажем.

Обязанности безработного

Возникновение прав всегда порождает и наличие некоторых обязанностей. Состоящие на учете в центре занятости граждане должны выполнять следующие требования:

  1. Являться в установленный срок и время в органы занятости для процедуры перерегистрации. При себе нужно иметь определенные документы, а делать это необходимо дважды в месяц.
  2. Совершать активные действия для трудоустройства. Это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы.
  3. Оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности или справку, если речь идет о другом члене семьи.
  4. Вовремя информировать органы занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется право на получение пособия. Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, переезд. В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданина могу привлечь к ответственности.
  5. Своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости. На это безработному отводится три дня.

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Полезная информация для многих матерей, как получить декретные если не работаешь.

Важная информация для беременных — это, безусловно, сведения о сроке выплаты пособий. Узнайте их в нашей статье!

На какой размер пенсии может рассчитывать бывший госслужащий, вы узнаете тут!

Государственные гарантии

Тесную связь с правами безработного образуют и гарантии, которые носят материальный характер и являются мерами социальной помощи государства. Полный перечень таких гарантий и выплат, которые предоставляются безработному, приведен в ст. 28 Закона. К ним относятся:

  1. Пособие по безработице. Это основная выплата, размер которой зависит от прежнего заработка безработного и величины его трудового стажа.
  2. Стипендия, выплачиваемая в течение периода обучения (если направление было выдано службой занятости). Это может быть как профессиональная подготовка, так и переподготовка или повышение квалификации.
  3. Оплата за участие в добровольных общественных работах. Получать такую оплату гражданин может одновременно с пособием.
  4. Бесплатное медицинское освидетельствование, которое необходимо при направлении на учебу.
  5. Материальная помощь безработным, а также членам их семей.
  6. Возмещение расходов, которые связаны с переездом в другую местность для трудоустройства (только для случаев, когда направление на работу было получено в органах занятости).
  7. Возмещение некоторых расходов, которые могут возникнуть во время обучения безработного в другой местности по направлению от службы занятости. Это могут быть расходы на проживание и проезд.

При этом имеет значение труд любого характера: временный, сезонный, на неполный рабочий день, по гражданско-правовому договору. В этом случае перестает выполняться одно из требований к безработному — отсутствие заработка, поэтому данный статус с гражданина снимается.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вопрос 129. Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными.

Вопрос 129. Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (ст. 3 Закона о занятости). Регистрация безработных граждан производится в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

Порядок и условия признания граждан безработными. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), – паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Читайте также:  Как правильно написать ответ на жалобу клиента?

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

-не достигшие 16-летнего возраста;

-которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

-отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах служ-бы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

-не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

-осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

-представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

-занятые граждане (ст. 2 Закона о занятости).

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными (п. 4 ст. 3 Закона о занятости).

Правовой статус безработного – совокупность прав, обязанностей и ответственности безработного, а также гарантии материальной и социальной поддержки безработного (ст. 8-13, 27-37 Закона о занятости).

Безработные граждане имеют право:

-на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости);

-на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости (ст. 9 Закона о занятости);

-на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);

-на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 11 Закона о занятости).

Безработным гражданам гарантируются (ст. 12 Закона о занятости):

-свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

-защита от безработицы;

-бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

-информирование о положении на рынке труда;

-социальная поддержка (ст. 28 Закона о занятости);

-осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

-бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

-компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона о занятости).

Понятие подходящей работы содержится в ст. 4 Закона о занятости. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Для некоторых категорий граждан подходящей работой считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

К числу таких граждан относятся (п. 3 ст. 4 Закона о занятости):

-впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);

-уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

-прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;

-стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;

-отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

-состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

-обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Читайте также

Вопрос 71. Гражданско-правовой статус хозяйственных обществ.

Вопрос 71. Гражданско-правовой статус хозяйственных обществ. Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенными видами коммерческих юридических лиц.Хозяйственные товарищества – исторически первая форма объединения лиц, а также их

Вопрос 72. Гражданско-правовой статус государственного и муниципального унитарных предприятий.

Вопрос 72. Гражданско-правовой статус государственного и муниципального унитарных предприятий. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного

Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия.

Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между

Вопрос 127. Работодатель как субъект трудового права. Его правовой статус.

Вопрос 127. Работодатель как субъект трудового права. Его правовой статус. Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать

13. Является ли Москва «режимным городом», в котором действует особый правовой статус граждан, не являющихся жителями Москвы?

13. Является ли Москва «режимным городом», в котором действует особый правовой статус граждан, не являющихся жителями Москвы? Нет, Москва не является «режимным городом». Любимый миф московской милиции и московских руководителей и чиновников всех уровней об особом

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство

1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан

1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права утверждают права и свободы человека как высшую ценность общества и государства. В ст. 2

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами — участниками управленческих административно-правовых

Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и

Конституционно-правовой статус граждан в КНР

Конституционно-правовой статус граждан в КНР Правовой статус человека в КНР зависит от того, к какой категории относится данное лицо: к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в какой-либо

14. Правовой статус и порядок деятельности партий

14. Правовой статус и порядок деятельности партий У станавливается свобода и многообразие идеологии политических партий. Ограничения связаны лишь с общегуманистическими ценностями человечества:– запрещается призывать к насилию;– проповедовать национальную,

6.2. Правовой статус безработного

6.2. Правовой статус безработного Правовой статус безработного, как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан

Правовой статус безработного Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломов Максим Антонович

В статье рассматриваются правовой статус граждан, признанных в установленном порядке безработными , приобретаемые ими права и обязанности, льготы и социальные гарантии, а также порядок признания гражданина безработным .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ломов Максим Антонович

Текст научной работы на тему «Правовой статус безработного»

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО Ломов М.А.

Ломов Максим Антонович – магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Юридический институт Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: в статье рассматриваются правовой статус граждан, признанных в установленном порядке безработными, приобретаемые ими права и обязанности, льготы и социальные гарантии, а также порядок признания гражданина безработным. Ключевые слова: безработный, правовой статус безработного, занятость, регистрационный учет, безработица.

Право человека на труд закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Согласно Основному закону нашей страны труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1].

Однако в условиях рыночных отношений не каждый гражданин способен реализовать свои способности к труду. В таких случаях Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение (ст. 39).

В законодательстве Российской Федерации в отличие от понятия «занятость» не закреплено понятие «безработица». При этом Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» сформулировано понятие и определён правовой статус безработного, а также предусмотрен порядок и условия признания граждан РФ таковыми.

Правовой статус гражданина – это совокупность его прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами по вопросам занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления указанным необходимых документов.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов[2].

Решение о признании инвалида безработным принимается органами по вопросам занятости в соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [3].

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (ред. от 04.08.2015 с изменениями, вступившими в силу с 18.08.2015) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» гражданам необходимо предоставить:

– паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

– индивидуальную программу реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Гражданину отказывается в признании его безработным, если:

– гражданин, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет отказался от 2 вариантов подходящей работы;

– гражданин, не имеющий профессии (специальности) и ранее не работавший, отказывается от профессионального обучения;

– гражданин не явился в течение 10 дней, со дня постановки на регистрационный учет, в службу занятости населения для поиска подходящей работы;

– гражданин не явился в службу занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;

– гражданин предоставил заведомо ложные документы [4].

В соответствии со ст. 28 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» гражданину, с момента признания его безработным, предоставляются следующие гарантии социальной поддержки:

– выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

– выплата стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

– возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Пособие по безработице – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая безработному гражданину в целях компенсации утраченного (отсутствующего) заработка, при соблюдении определенных условий безработным гражданином.

В субъектах Российской Федерации, разрабатываются и принимаются программы направленные на содействие занятости населения, одним из методов стимулирование занятости является организация оплачиваемых общественных работ.

Так, например, в Приморском крае разработана и принята государственная программа «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2020 годы», в Хабаровском крае «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края», данные программы предусматривают организацию общественных оплачиваемых работ.

Участие в оплачиваемых общественных работах призвано поддержать безработного гражданина материально и психологически, мотивировать к активному поиску работу. За 2016 г. в Приморском крае участие в общественных оплачиваемых работах приняли 5503 чел., в Хабаровском крае за тот же период приняло участие 5794 чел.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки [2].

Помимо указанных в ст.28 Закона «О занятости в Российской Федерации» гарантий, в соответствии со ст.36 предусмотрена материальная помощь для безработных граждан, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения [2].

В соответствии со ст. 23. Закона «О занятости населения в Российской Федерации» одной из мер социальной поддержки является профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан.

Граждане могут быть отправлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, если:

– гражданин не имеет квалификации;

– невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

– необходимо изменить профессию (род занятий);

– гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации [2].

Согласно данным Департамента труда и социального развития Приморского края профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, в 2015 году в Приморском крае, прошли 4237 чел. и 4107 чел. в 2016 г.

Приобретение статуса безработного неразрывно связано с понятиями «подходящая работа» и «неподходящая работа». Данные понятия рассматриваются в ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Подходящая работа – это работа (в том числе временного характера), которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Работа не является подходящей, если она связана с переменой места жительства (без согласия гражданина), не соответствует нормам охраны труда или предлагаемый заработок, ниже среднего заработка гражданина за последние три месяца по последнему месту работы.

Согласно официальной информации, предоставленной Федеральной службой государственной статистики, численность безработных граждан зарегистрированных на территории Дальневосточного Федерального округа, составила 163,1 тыс. человек (рисунок 1) [5].

60 58 56 54 52 50 48 46

Зарегистрированно безработных граждан на территории ДВФО за 2014 г. – 2016 г. (тыс. чел.)

1 Зарегистрированно безработных граждан на территории ДВФО за 2014 г. – 2016 г. (тыс. чел.)

Рис.1. Динамика численности зарегистрированных граждан в качестве безработных

Снятие с регистрационного учёта зарегистрированных граждан осуществляется в случае трудоустройства гражданина, длительной (более 1 месяца) неявки в учреждение занятости населения, осуждение к исправительным работам (или к наказанию в виде лишения свободы), отказа от посредничества государственного учреждения занятости населения, смерти гражданина [4].

Читайте также:  У российской налоговой службы будет новый руководитель

Таким образом, гражданин, признанный в установленном порядке безработным в Российской Федерации, приобретает дополнительные как права, так и обязанности, которые ему неукоснительно необходимо исполнять, чтобы непотерять сам статус «безработного» и те льготы, которые ему предоставляются.

Исходя из определения, данного в ст. 3, можно выделить следующие признаки безработного гражданина, определяющие его статус, к этим признакам относятся: трудоспособность, т.е. способность по возрасту и состоянию здоровья, уровню образования выполнять ту или иную работу; отсутствие работы, под которой подразумевается то, что гражданин не состоит в трудовых отношениях; отсутствие заработка; регистрация в органах занятости населения в целях поиска подходящей работы; гражданин готов приступить к работе.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398. Российская газета, 1993. 25 дек.

2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ,1996. № 17. Ст. 1915. Российская газета, 1996. 6 мая. № 84.

3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563. Российская газета, 1995. 2 декабря. № 234.

4. О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы: Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (ред. от 04.08.2015 с изменениями, вступившими в силу с 18.08.2015) // Собрание законодательства РФ, 2012. № 38. Ст. 5103.

Кто может получить статус безработного. Права и обязанности данной категории граждан

Законодательное регулирование

Под определением “безработный” подразумевается гражданин РФ, который по каким-либо независящим от него причинам утратил свою работу.

Если говорить простыми словами – то все просто, утратил работу, обратился в центр занятости и стал на учет по безработице.

Если говорить о законодательных актах, регулирующих этот вопрос, то они следующие:

  • Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение социальной помощи безработным гражданам;
  • Трудовой Кодекс, в котором четко закреплены понятия безработного и официально неработающего гражданина;
  • Федеральный закон РФ “О занятости населения”.

В этом законодательстве четко указано что безработный, который стал на учет в территориальный центр занятости, имеет право на получение пособия и другие льготы.

На протяжении какого времени выплачивается компенсация безработному

Компенсация безработному будет перечисляться до момента нахождения подходящей вакансии и трудоустройства его на новую работу. Однако, общий срок выплаты не превышает 1 года в суммарном исчислении на протяжении полутора лет (кроме некоторых особых случаев).

Региональные власти имеют право на утверждение более продолжительных сроков выплаты или на увеличение периода выплат при соблюдении каких-либо условий. Тогда деньги на пособие выделяются из регионального бюджета.

Период начисления компенсации увеличивается сверх 1 года на 2 недели за каждый год осуществления трудовой деятельности, превышающий требуемый страховой стаж, лицам с трудовых стажем, достаточным для назначения пенсии по возрасту. В такой ситуации срок произведения выплат не может оказаться больше 2 лет в суммарном исчислении на протяжении 3 лет. Данной категории лиц Центр занятости может предложить досрочный выход на пенсию, если:

  • до назначения пенсии осталось не более 24 месяцев;
  • не было перерыва в работе продолжительностью более 1 года на протяжении последних 5 лет;
  • человек согласен на досрочную пенсию.

Кто может быть признан безработным, а кто нет

По сути, безработным может быть признан любой гражданин РФ, у которого отсутствует ежемесячный доход.

Отсутствие заработка – что под ним подразумевается? Как показывает практика, под этим понимается отсутствие заработной платы, выходного пособия, и сохранения средней зарплаты по причине увольнения с предприятия по факту его ликвидации либо же сокращения численности.

Безработным может быть признан любой гражданин РФ, который в течение 10 календарных дней с момента постановки на учет в центр занятости населения не смог отыскать для себя официального места работы. По истечении 10 дней – безработному присваивается этот статус с первого дня постановки на учет.

Но при этом есть некоторые нюансы. Не все могут быть признаны безработными. В частности речь идет о таких гражданах:

  • наличие возраста меньше 16 лет;
  • достижение пенсионного возраста при установлении факта получения пенсионных выплат;
  • на протяжении первых 10 дней отказался больше 2 раз от предоставленных сотрудниками центра занятости свободных вакансий, которые подходят по его специальности/должности. В том числе здесь речь идет и о временной работе, но по его специальности;
  • обратились в центр занятости до момента своего оформления на первую работу и при этом больше 2 раз отказались от курсов профессиональной подготовки, которые необходимо было пройти для повышения своей квалификации, и как следствие, моментального трудоустройства;
  • не явились в указанный срок после постановки на учет в центр занятости для “отметки” по причинам, которые не считаются уважительными и им был поставлен прогул. Здесь нужно понимать, что поход в оговоренные сроки в центр занятости это тоже работа, которую прогуливать нельзя;
  • не явились в указанный сотрудниками центром занятости населения срок для постановки на учет в качестве безработного;
  • предъявил ложные документы либо же банально этот перечень признан не полным;
  • граждан признали таковыми, как получающими доход от осуществления трудовой деятельности (например, он работает по договору и это стало известно сотрудникам центра занятости).

Статус безработного в трудовом законодательстве

ФЗ № 1032-1—ФЗ, регламентирующий основные регламенты по занятости граждан, в статье 3 указывает на определение статуса для безработных. Согласно законодательству гражданин должен соответствовать ряду характеристик.

Если не выполняется любое из правил и условий, которые установлены федеральным законодательством, то гражданин лишается статуса, а также соответствующих привилегий. Получается, что для того, чтобы стать официально безработным требуется соответствие всем характеристикам.

  • наличие трудоспособности в силу возрастной категории и дееспособности. Данный момент относится к условию ограничения возраста в пределах трудоспособного возраста. Дополнительно лицо должно быть дееспособно. Это правило актуально для инвалидов, в частности 1 и 2 групп, то есть нельзя одновременно иметь полноценное ограничение по труду и получать пособие;
  • нет трудоустройства и заработка. В качестве заработка подразумевают все выплаты официального характера, которые связаны с трудом. Исключением считают выходное пособие или сохраняемый заработок, который был получен после сокращения или ликвидации организации;
  • поиск работы подходящего типа. Подходящим вариантом считают место трудоустройства, которое будет находиться в месте проживания гражданина, соответствует навыкам и специальности, а также состоянию здоровья и условиям прежнего места труда. Важно учитывать, что работа может быть как временной, так и постоянной, а также иметь половинную ставку. На практике рассматриваются почти все возможные места по трудоустройству, то есть гражданин обязан появляться на собеседованиях и не отклонять все предложения;
  • есть регистрация в органе службы занятости. При оформлении потребуется предоставление документации с прежнего места трудовой деятельности.

Статус позволяет не только получить соответствующие для категории безработных права или обязанности, но и ряд важных гарантий от государства.

Льготы и гарантии от государства

Пособие

Согласно действующему законодательству, безработный, который стал на учет в центр занятости населения по причине ликвидации либо же сокращении штата сотрудников, то ему будет начислено пособие в размере:

  • первые 3 месяца – 75% от средней заработной платы безработного;
  • следующие 4 месяца – 60% от средней зарплаты;
  • последние 5 месяцев – 45%.

Стоит обратить внимание, что минимальная сумма пособия по безработице составляет 850 рублей. Но при этом, сума может быть увеличена исключительно от региона проживания конкретного человека путем умножения минимального пособия на районный коэффициент, который в каждом регионе сугубо индивидуален. Наибольший коэффициент в регионе Крайнего Севера.

Бесплатное обучение

Каждый безработный человек в нашей стране, имеет право при постановке на учет в центр занятости населения воспользоваться возможностью и бесплатно пройти обучение по определенной специальности.

Если говорить о преимуществах такого обучения, то они заключаются в следующем:

  • полученная специальность будет востребованная, поэтому трудоустройство гарантировано;
  • бесплатное обучение – за все платит государство;
  • возможность обрести новую профессию;
  • возможность получить стипендию при успешности в обучении.

Но при этом не стоит думать, что специальность получается за просто так. По полученной профессии сотрудники центра занятости выдают безработному направление на трудоустройство. Отказаться от этого невозможно.

Бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу

Граждане, которые стоят на учете в центре занятости населения имеют полное право при выдаче направления на работу от сотрудников центра пройти бесплатный медосмотр в одной из государственных клиник, которая расположена по месту его проживания.

Этот вопрос регулируется законодательством РФ.

Поиск подходящей работы

Центр занятости обязан в случае появления свободной вакансии по специальности безработного уведомлять об этом соответствующее лицо и при его желании предоставлять направление на предварительное собеседование.

В том случае, если безработный отказывает от предоставленной ему вакансии, об этом делается соответствующая запись, и при повторном отказе будет подписан соответствующий приказ о снятии его с учета.

Другая помощь

Сотрудники центра занятости населения обязаны:

  • проводить различные мероприятия, которые способствуют скорейшему трудоустройству безработными;
  • консультировать их по различным вопросам в области поиска работы;
  • выдавать справки, которые подтверждают статус безработного для получения различных льгот в другой социальной сфере.

Ответы на распространенные вопросы о том, какая полагается компенсация безработному

Вопрос №1: Является ли материальная поддержка членов семьи безработного гражданина, которые находятся у него на иждивении, обязательной выплатой, гарантированной безработному? Органы УСЗН отказали мне в адресной помощи, могу ли я требовать выплаты, основываясь на каком-либо законе?

Ответ: Материальная поддержка действительно может быть оказана, но решение об осуществлении каких-либо выплат или об отказе в предоставлении помощи принимает специалист органов социальной защиты населения, основываясь на документах, которые вы принесли.

Вопрос №2: Центр занятости не может найти для меня подходящей вакансии на протяжении полутора лет. До пенсии по старости мне осталось 3 года. Могу ли я потребовать досрочного выхода на пенсию?

Ответ: Нет, но еще через год, когда до выхода на пенсию останется 2 года, Центр занятости может сделать вам такое предложение (если соблюдены все прочие условия).

Обязанности безработного гражданина

Каждый гражданин РФ, который состоят на учете в центре занятости населения, обязан:

  • приходить на отметку в центр занятости в установленный ему срок без опозданий;
  • в случае неявки в указанный срок предъявлять подтверждающие документы тех причин, по которым он не явился;
  • совершать самостоятельный поиск соответствующего места работы;
  • посещать различные мероприятия по требованию сотрудников центра занятости для скорейшего поиска работы;
  • в случае самостоятельного трудоустройства уведомлять об этом сотрудников центра занятости;
  • проходить собеседования по направлению от центра занятости.

В том случае, если безработный нарушает правила состояния на учете в центре занятости населения и не является на отметку без уважительной причины, отказывается от собеседования, сотрудниками центра может быть принято решение о незамедлительном снятии с учета такого безработного и, как следствие, полной остановки выплаты пособия по безработице.

О помощи безработным гражданам от государства рассказано в следующем видеоматериале:

В каком размере выплачивается компенсация безработному (пособие по безработице)

Величина компенсации по безработице не для всех одинаковая – это не фиксированная сумма. Размер пособия будет зависеть от того, какой у заявителя был среднемесячный оклад за предшествующие увольнению 3 месяца у последнего работодателя, если человек лишился работы в течение года до обращения в ЦЗН и в осуществлял в это время какаю-либо оплачиваемую деятельность на протяжении как минимум 26 календарных недель. Значения не имеет, трудился он на условиях полного или сокращенного трудового дня. Период работы будет пересчитан на 26 календарных недель с полным трудовым днем и неделей. В таком случае пособие по безработице рассчитывается как процент от оклада.

Если человек обратился в Службу занятости в первый раз, не имея опыта трудоустройства в прошлом, или если гражданин желает снова вернуться к выполнению трудовых обязанностей после перерыва в более чем 12 месяцев, компенсация безработному определяется как процент от действующего размера прожиточного минимума по региону проживания заявителя.

Если пособие по безработице (в первом случае или при увольнении) выплачивается из бюджетом ВС, органов ФСБ, ОВД, внутренних , железнодорожных войск, выплаты перечисляются в следующем размере:

  • 75% среднемесячного оклада за предшествующие 3 месяца по последнему месту несения службы (в первые 3 месяца пребывания в качестве безработного);
  • 60% среднемесячного заработка в последующие 4 месяца;
  • 45% среднемесячного оклада в следующие месяцы.

В любом случае, пособие по безработице не будет назначено в размере, превышающем сумму действующего регионального прожиточного минимума. Оно также не выплачивается в размере, меньшем чем 30% этого значения.

Если Центр занятости не предложил подходящей вакансии в течение 1,5 лет безработицы, гражданин снова может начать получать компенсацию в размере 30% ПМ.

Астапова Алина

Самостоятельная работа №5: Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Политика в области занятости, проводимая в Калининградской области характеризуется:

  1. Ограниченной территориальной распространённостью;
  2. Соответствием положениям Закона РФ от 19.04.1991г. «о Занятости населения в Российской Федерации»;
  3. Заключением различных международных соглашений в области трудоустройства и занятости с приграничными странами (Польша);
  4. Действием целевых программ преимущественно по направлению снижения напряжённости на рынке труда.

Служба занятости занимается (Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» – ст.15):

1) оценкой состояния и прогнозом развития занятости населения, информированием о положении на рынке труда;

2) разработкой и реализацией программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействием гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

4) организацией мероприятий активной политики занятости населения;

5) осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) осуществлением контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Помощь, которую может предоставить служба занятости безработному:

1.Подбор подходящего места работы;

2.Направление на профессиональную подготовку или переподготовку;

3.Выплата материальной помощи в виде пособий, стипендий и др.

Что даёт регистрация в службе занятости:

Регистрация в органах службы занятости необходима для придания гражданину статуса безработного, только при наличии которого возможно пользоваться услугами, предоставляемыми службой занятости, и иметь право на получение пособия по безработице и иных выплат.

2.Получать бесплатную информацию от службы занятости о положении на рынке труда;

3.Обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

2. Соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

3. Трудоустройство определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

2.Уведомление о введение режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (в течении 3 дней после принятия такого решения);

3.Ежемесячно предоставлять сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);

4.Ежемесячно предоставлять информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), связанных или выделенных для трудоустройства инвалидов.

Ссылка на основную публикацию