Права и обязанности судьи в РФ: правовые особенности

Статус судьи в РФ

Правовой статус судьи
права и обязанности российских судей

Статус судьи установлен системой взаимосвязанных норм, имеющихся в различных отраслях права. Речь идет не вообще о правовом положении судей как граждан, а о статусе судьи в силу его должностного положения как представителя судебной власти.

Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Правовой статус – это законодательно признанная совокупность основополагающих прав и обязанностей субъекта права, предопределяющая его социально-правовое положение. Учёные не выработали единых критериев при отборе различных элементов для включения их в правовой статус. Если права и обязанности – бесспорный элемент статуса, то такие элементы, как гарантии и ответственность до настоящего времени вызывают споры.

Правовой статус судей следует рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовым статусом судьи следует понимать правовое положение должностного лица судебной власти, осуществляющего правосудие.

Статус судьи в узком смысле определяется совокупностью должностных прав, обязанностей и юридической ответственностью, наступающей за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Хотя есть мнение, что ответственность нельзя включать в статус в качестве отдельного его элемента, так как она (ответственность) есть разновидность гарантий по реализации субъектом своих обязанностей, которыми его наделил закон.

В широком смысле правовой статус судей характеризуется также компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), а также преференциями – гарантиями реализации прав и обязанностей (несменяемость, неприкосновенность, независимость) и особым порядком наделения кандидатов судейскими полномочиями, требованиями к кандидатам на должности судей, процедурой приостановления и прекращения полномочий.

Целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав.*(1)

На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка.

Начиная с 1990-х гг. произошли значительные изменения судебной системы. В разные годы были приняты Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», «О мировых судьях в РФ», «О финансировании судов РФ», Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства и др.
Конституция РФ, Закон РФ № 3132-1 от 26 февраля 1992 г. «О статусе судей в РФ», Кодекс судейской этики и другие правовые акты подробно устанавливают требования, предъявляемые к личности судьи, его профессионализму, этическим качествам и состоянию здоровья, поведению и взаимоотношению с участниками судопроизводства, различными организациями.

*(1) Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г.

В качестве основного классификационного критерия деления судейских прав и обязанностей можно считать их отношение к главной судейской функции – отправлению правосудия. По этому критерию все принадлежащие судьям статусные права и обязанности условно поделим на два вида:
1. основные или процессуальные (непосредственно связанные с осуществлением правосудия);
2. вспомогательные (относящиеся к организации судебной власти и ее конституционно-правовым принципам).

Процессуальные права и обязанности – совокупность полномочий судьи по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских. арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (создание прецедентов судебных). Данные права и обязанности имеют ярко выраженную процедурную направленность и устанавливаются преимущественно нормами процессуального законодательства.
Вспомогательные права и обязанности вытекают из высокого положения лиц судейского звания и связаны с обеспечением реализации функции по осуществлению правосудия, т.е. они непосредственно не связаны с отправлением правосудия, а направлены на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления судьями своих полномочий. По закону судьи как носители судебной власти независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны.
При этом независимость судьи обеспечивается требованиями закона о несменяемостьи и неприкосновенности, равенства прав судей, а также установленным порядком приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку, обязательностью установленных процедур судопроизводства, запретом на любое вмешательство в судебную деятельность, предоставлением материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих статусу.

Правовой статус – то, что установлено законом.

Фактический статус судей может отличаться от установленного законом в силу ряда причин, о которых подробнее можно ознакомиться здесь.

При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.
Различия в статусах существуют, поскольку не может быть полного тождества в полномочиях судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, военного, общей юрисдикции и т. д. У них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Различия правого положения судей допускается только в случае, если оно установлено законом.

Судьи являются одной из категорий государственных служащих, требующих повышенных гарантий защиты прав для поддержания авторитета судебной власти.

Статья 12. Единство статуса судей
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, – также и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе РФ” Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 121
1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Конституция РФ, 1993 г

Общие права и обязанности судей в РФ

Закон РФ № 3132-1 от 26 февраля 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает следующие требования к судье.
Судья обязан:

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации

Судья не вправе:

  • Замещать иные государственные должности;
  • Принадлежать к политическим партиям и публично выражать своё отношение к политическим партиям;
  • Заниматься предпринимательской деятельностью или другой какой-нибудь оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;
  • открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках;
  • Получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • Иметь гражданство другого государства; выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, и др.

3. Основные права и обязанности судей, работников суда, а также администратора суда 3.1. Судья, работник суда, администратор суда имеют право на:
– работу, отвечающую профессиональной подготовке и квалификации;
– производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда;
– профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
– охрану труда;
– оплату труда в размере, установленном действующим законодательством, а также премирование по результатам работы;
– отдых, который обеспечивается предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней и оплачиваемых ежегодных отпусков;
– пособия по социальному страхованию, социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
– отпуск без сохранения заработной платы согласно действующему законодательству;
– возмещение вреда, причиненного его здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;
– непосредственное обращение (в установленном порядке) к председателю суда и его заместителям.

3.2. Судья, работник суда, администратор суда обязаны:
– обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений, указаний и поручений председателя суда и его заместителей, руководителей структурных подразделений суда, отданных в пределах предоставленных им полномочий;
– предъявлять при приеме на работу документы, сообщать сведения личного характера, предусмотренные законодательством, а также информировать обо всех изменениях, происшедших в запрошенных сведениях, в частности об изменении адреса, семейного положения и т.д., в сроки, установленные в суде;
– поддерживать уровень квалификации, необходимый для эффективного исполнения своих должностных обязанностей;
– соблюдать трудовую дисциплину, а также правила внутреннего распорядка суда;
– использовать рабочее время для производительного труда;
– принимать меры по устранению причин, нарушающих нормальный ход работы, и немедленно сообщать о случившемся непосредственному руководителю;
– бережно относиться к средствам оргтехники и другому имуществу суда, поддерживать чистоту на рабочем месте, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
– воздерживаться от действий, препятствующих другим работникам выполнять их служебные (трудовые) обязанности;
– проявлять вежливость, уважение, терпимость;
– иметь опрятный внешний вид;
– экономно использовать расходные материалы и другие материальные ресурсы, а также не допускать ведения междугородных и местных телефонных переговоров, не вызванных служебной необходимостью;
– перед уходом в отпуск, убытием в командировку оставить в надлежащем виде средства оргтехники и другие материальные ценности, находящиеся в его распоряжении, передать неисполненные документы вышестоящему руководителю для принятия решения о поручении их другому исполнителю, а в случае расторжения трудового договора или прекращения полномочий (выхода в отставку), кроме того, возвратить в кадровую службу служебное удостоверение (пропуск), судья – в порядке, установленном законодательством;
– при отсутствии на рабочем месте принять меры к извещению об этом непосредственного руководителя;
– хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей и затрагивающие частную жизнь граждан;
– воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, а также их руководителей;
– соблюдать требования настоящих Правил, должностных и иных инструкций, а также установленный порядок работы со служебными документами.
3.3. Судье, работнику суда, администратору суда запрещается: – выносить из здания суда имущество, документы, предметы или материалы, принадлежащие суду, без соответствующего на то разрешения;
– приносить в здание суда взрывчатые, отравляющие и пожароопасные вещества, а также предметы или товары, предназначенные для продажи, пользоваться нестандартными электроприборами и нагревателями;
– вывешивать объявления вне отведенных для этого мест без соответствующего разрешения;
– выполнять на рабочем месте работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей;
– образовывать в суде структуры политических партий и общественных объединений (за исключением профсоюзов), использовать свое служебное положение в их интересах;
– совершать деяния (действия или бездействие), способные нанести ущерб своей репутации, репутации суда, судебной системе или судебному сообществу;
– курить в местах, специально не оборудованных и не отведенных для курения табака;
– находиться в помещении суда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
// Постановление Совета судей РФ от 18.04.2003 N 101 “Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка судов”

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Права и обязанности судей

Наличием системы органов судейского сообщества.

Предоставлением судье материального обеспечения.

Неприкосновенностью судей.

Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий.

4. Правом судьи на отставку:

– по собственной инициативе или вынужденно,

– ввиду истечения срока полномочий и ли достижения определенного возраста,

– по состоянию здоровья.

Права судей:

– Судьи в ходе судебного заседания имеют право на исследование доказательств, задавать вопросы сторонам, свидетелям и другим допрашиваемым лицам, принимать решения по существу дела, заявленным ходатайствам и отводам и т.п.;

– Судья вправе истребовать доказательства от граждан и организаций; вносить представления в государственные органы, общественные организации к должностным лицам устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных органов, общественных организаций и информационных центров.

– Судьи вправе вносить в Верховный Суд предложения о даче разъяснений по вопросам применения законодательства;

Обязанности судей:

– Точно исполнять требования законов;

– Обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и воспитательное воздействие правосудия, быть справедливыми и гуманными;

– Изучать и обобщать судебную практику, способствовать повышению правовых знаний работников аппарата судов и народных заседателей;

– Избегать всего, что могло бы как-то причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи, объективности и беспристрастности;

– Своевременно знакомить народных заседателей с делами, подлежащими рассмотрению, с действующим законодательством и практикой его применения, оказывать иную помощь в осуществлении их полномочий;

– Не разглашать тайну совещания судей и иных сведений, полученных в закрытых судебных заседаниях.

  1. Конституционные основы правосудия.

Правосудие в Российской Федерации строится на следующих принципах:

  • законности правосудия.
  • осуществления правосудия только законом.
  • доступности судебной защиты прав.
  • осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
  • коллегиальности рассмотрение определенных законом дел в судах.
  • участия граждан в отправлении правосудия.
  • независимости судей и подчинение их только закону.
  • судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном или национальном языке.
  • Принцип гласности в деятельности судов.

Конституция РФ устанавливает: «разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Слушание дела в закрытом процессе допускается:

по АПК РФ:

1. Государственная тайна,

2. Необходимость сохранения коммерческой и иной тайны,

3. В других случаях, предусмотренных законом.

по УПК РФ:

1. По делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет,

2. По делам о половых преступлениях,

3. По другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

  • Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту.

Закон устанавливает случаи обязательного участия защитника на предварительном следствии и дознании:

– Подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника,

– Подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним,

– Подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

– Подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

– Лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

– Уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

– Обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке.

  • Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе.
  • Принцип презумпции (предположения) невиновности.

– Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

– Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвиняемого;

– Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого;

– Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Приведенные положения применяются в ходе предварительного следствия, дознания, в суде.

Презумпция невиновности опровержима: предположение действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств не будет установлена приговором суда виновность лица в совершении преступления.

· Несменяемость судей. Неприкосновенность судей и присяжных заседателей.

· .Принцип охраны чести и достоинства личности судьи.

Перечисленные конституционные положения имеют отношения к судопроизводству и осуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам,

|следующая лекция ==>
Статус Судей в РФ|Суды общей юрисдикции

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I
“О статусе судей в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 2 марта, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 7 мая, 2, 28 июня, 17 июля, 27 сентября, 9, 28 ноября 2009 г., 29 марта, 1 июля, 8, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 21 ноября, 3, 8 декабря 2011 г., 8 июня, 10 июля, 3, 25 декабря 2012 г., 4 марта, 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 12 марта, 4 июня, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 5 декабря 2017 г., 4 июня, 29 июля, 30 октября, 12 ноября 2018 г., 6 марта, 3, 18, 26 июля, 2 августа 2019 г., 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г.

ГАРАНТ:

О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. N 13

Об основах статуса судей в РФ см. также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”

О некоторых вопросах, связанных с применением настоящего Закона, см. постановление ВС РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1

См. Разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 23 января 2004 г., касающиеся назначения на должность, квалификационной аттестации судей

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

Закон определяет правовое положение судей в РФ, устанавливая требования, предъявляемые к судьям, порядок наделения судей полномочиями и прекращения их полномочий, организационные и дисциплинарные основы их деятельности.

Определено, что судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.

Закреплены гарантии независимости судьи. В частности установлено, что независимость судьи обеспечивается запретом чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений о сроке полномочий судей, вводящихся в действие в особом порядке.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации”

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением статьи 11

Статья 11 настоящего Закона распространяется на судей, избранных после внесения необходимых изменений в Конституцию Российской Федерации

Текст Закона опубликован в “Российской газете” от 29 июля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1792

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 9-П взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 15 настоящего Закона и части 5 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ “О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан” признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 9-П пункт 5 статьи 11 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение в системе действующего правового регулирования не обеспечивает согласованность организационных условий осуществления полномочий судьи, назначенного во время рассмотрения им уголовного дела на должность судьи в другой суд, с обусловленным Конституцией РФ требованием Уголовно-процессуального кодекса РФ о рассмотрении уголовного дела неизменным составом суда и тем самым порождает неопределенность в вопросе о возможности продолжения рассмотрения таким судьей уголовного дела по существу

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П положения пункта 7 статьи 20 настоящего Закона во взаимосвязи с с положениями пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. N 23-П положения пункта 8 статьи 16 настоящего Закона во взаимосвязи с положениями статей 144, 145 и 448 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118, 120 и 122, в той мере, в какой этими положениями допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 УК РФ, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 г. N 2-П пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым – снижения уровня гарантий материального обеспечения судей

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 426-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г. и с 1 января 2023 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 настоящего Закона было приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 295-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 422-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 371-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 246-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2009 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца десятого подпункта “а” пункта 3 статьи 1

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца второго пункта 5, пунктов 8 и 14 статьи 1

Абзац второй пункта 5 статьи 1 вступает в силу через шесть месяцев после вступления в силу закона об органах судейского сообщества

Пункт 8 статьи 1 в части введения предельного возраста пребывания в должности судьи вступает в силу через три года после вступления в силу названного Федерального закона

Пункт 14 статьи 1 вступает в силу со дня вступления в силу закона об органах судейского сообщества

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 89-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзацев седьмого и девятого подпункта “а” пункта 15 статьи 1 и подпункта “д” пункта 15 статьи 1

Абзацы седьмой и девятый подпункта “а” пункта 15 статьи 1 и подпункт “д” пункта 15 статьи 1 названного Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 г.

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Пункты 2, 3 и 5 статьи 6 настоящего Закона признаны не действующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

Права и обязанности судьи в РФ

Правосудие в России осуществляется судьями. Это особая категория работников на территории страны. В зависимости от вида судов (общей юрисдикции, арбитражные, федерального значения) такие сотрудники наделены разными правами и обязанностями. Законодателем приняты специальные правовые нормы, регулирующие данную деятельность.

Что является главным в деятельности судьи?

Правосудие – это важная деятельность на всей территории страны. Работа судей основывается на принципах, которые имеют огромное значение. Вот несколько из них:

  1. Справедливость (никто не может быть оговорен или осужден просто так).
  2. Законность и компетентность.
  3. Равенство всех перед законом и судом.
  4. Открытость судебного разбирательства (есть исключения).

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ. Следование законам – это главная составляющая работы суда. Каждое решение должно основываться на нормах права, доказательствах.

Только данный государственный орган в стране имеет полномочия по назначению наказаний для граждан, ИП и юридических лиц. Здесь важна непредвзятость, отсутствие каких-либо связей между судьей и участниками процесса (личных, родственных или служебных). От этого напрямую зависит исход рассмотрения дела. Все важные вопросы заключены в кодифицированные акты. В них ограничен список прав и обязанностей данной категории работников в России.

На должность принимают человека, который осознает всю ответственность перед гражданами. Он должен создавать все условия для справедливого и честного правосудия. Данная профессия является пиком юридической карьеры. Это престижная должность, которая многие годы будет оставаться в центре внимания, на вершине рейтингов.

Что определяет статус судьи?

В России существует три самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Последняя является наиболее независимой, что позволяет беспристрастно и объективно рассматривать различные споры, возникающие между субъектами правоотношений.

В юридической литературе приводится значение слова «статус» — этот термин переводится с латыни, как «состояние, должность». В современном обществе термин «статус» используется для обозначения правового статуса кого-либо, будь то гражданин РФ, государственный или муниципальный орган, или юридическое лицо.

Данное правовое положение работника суда означает специальный юридический статус как государственного деятеля, который закреплен на законодательном уровне.

Описание и характеристику возможно найти в таких нормативных актах, как Конституция РФ (статьи 120-122, 124, 128), Закон о статусе судей, о судебной системе (глава 2), о Конституционном суде (глава 2), о военных судах РФ (глава 3), о мировых судьях (статьи 6-8) и другие правовых, а также в подзаконных актах.

В субъектах имеются законодательные документы, содержащие правила и требования по организации деятельности суда. Они не должны противоречить основным законам страны.

Огромное значение в регулировании правового статуса судей играет и международное право. Наиболее значимым документом, регулирующим деятельность в этой области, является Европейская хартия о статусе судей 1998 года, а также Основные принципы независимости судебной власти, принятые в 1985 году.

Вот несколько его элементов:

  1. В качестве людей, осуществляющих (реализующих) судебную власть, судьи являются государственными образованиями, имеющие законные права и обязанности, полномочия.
  2. Единство статуса судей. Это означает, что все судьи равны внутри судейского сообщества. Закон гарантирует равную защиту их прав, но им также назначены те же обязанности и ограничения.
  3. Присвоение квалификационных классов судьям. На сегодня созданы следующие классы: высший, 1, 2, 3, 4 и 5. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации имеют высший квалификационный класс.
  4. Наличие особых требований к судье и особых ограничений, связанных с его статусом.

Для примера можно привести:

  1. Работники суда руководствуются исключительно только Конституцией РФ и федеральными законами.
  2. Вмешательство в деятельность судей с целью предотвращения отправления правосудия подразумевает уголовную ответственность (части 1 и 3 статьи 294 Уголовного кодекса РФ).
  3. Судью не имеют право снять с должности в течение всего срока действия полномочий (лишь в особых исключительных случаях), что само собой означает, что судей не могут оформлять на иную должность (работу) или переводить в другой населенный пункт или субъект РФ без их согласия.
  4. Иммунитет судей, который тесно связан с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, процессуальным порядком задержания, выполнением оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
  5. Право судьи на отставку (почетный выход на пенсию или отстранение от должности).
  6. Меры по материальному обеспечению и социальной защите судей. Материальная поддержка включает ежемесячную заработную плату в соответствии с занимаемой должностью, ежемесячную заработную плату судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, а также: ежемесячное денежное вознаграждение, дополнительная оплата за стаж работы, за академическую степень кандидата юридических наук и другие дополнительные выплаты.

Это лишь часть всего перечня, указанного в правовых нормах.

Процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде

Права и обязанности судьи:

  1. Рассмотрение дел.
  2. Контроль и надзор за деятельностью суда.
  3. Разрешение споров, касающихся компетенции судей.
  4. Проверка конституционности законов.
  5. Выступление с законодательной инициативой.
  6. Иные действия на основании Конституции РФ.

Данный перечень содержится в Федеральном конституционном законе №1-ФКЗ.

Группы, на которые можно подразделить права и обязанности судей

Деятельность работников суда подразделяется в зависимости от рассматриваемых дел, вида судебного органа. Существуют гражданско-правовые, уголовные, административные и арбитражные дела.

Права и обязанности при отправлении правосудия по уголовным делам

  1. Руководство судебным процессом от начала до конца (распоряжения персоналу, проверка документооборота, ведение архива).
  2. Ведение дела по всем этапам, включенным в нормы права.
  3. Вынесение решения, постановления, определения, приказа.
  4. Принятие и рассмотрение ходатайств, доказательств от участников процесса.
  5. Назначение судебной экспертизы любого вида.
  6. Перевод заключенного, обвиняемого в другой город или субъект РФ.
  7. Смягчение наказания по заявлениям осужденного, адвоката.
  1. Осуществление контроль и надзор за деятельностью суда.
  2. Распределение обязанностей среди сотрудников государственного органа.
  3. Подготовка документации для судебного разбирательства или передачи по подсудности, иные государственные органы.
  4. Информирование.

Данные перечни содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Права и обязанности судей при разрешении дел в гражданском и арбитражном суде

  1. Руководство процессом.
  2. Возбуждение, закрытие или приостановление дела.
  3. Рассмотрение дел по существу.
  4. Принятие и рассмотрение ходатайств, доказательств от участников процесса.
  5. Назначение судебной экспертизы любого вида.
  6. Запрос документов, дополнительных доказательств у граждан, ИП или юридических лиц.
  7. Приостановление деятельности предприятия на момент судебного разбирательства.
  1. Осуществление контроль и надзор за деятельностью суда.
  2. Распределение обязанностей среди сотрудников государственного органа.
  3. Подготовка документации для судебного разбирательства или передачи по подсудности, иные государственные органы.
  4. Информирование (занесение данных в систему для публичного доступа).

Это основные права и обязанности судей данных категорий судов. Все они закреплены в федеральном законодательстве.

Установление гарантий неприкосновенности судьи федеральным законом

Особый статус подразумевает привилегии. Их перечень указан в Федеральном законе №3132-1 статье 16. В тексте говорится о неприкосновенности судьи, его членов семьи, жилища, личных вещей, документов, а также переговоров, переписок. По закону в отношении подобной категории граждан запрещены досмотры, оперативно-розыскные мероприятия, допросы без весомых на то оснований. Судебная коллегия или вышестоящий суд должен вынести решение об одобрении (согласии) на проведение различных мероприятий в отношении судьи.

Никто не имеет право оскорблять работника суда в судебном заседании или вне его границ. Ответственность граждан за противоправные действия в отношении судей или сотрудников правоохранительных органов подразумевает более суровые наказания.

Благодаря особому статусу судью сложно привлечь к серьезной ответственности. Для этого необходимы весомые основания, доказательства, а порой и заседание всей коллегии суда. Ежегодно принимаются поправки в законы для улучшения судебной системы.

Видео о конституционно-правовых основах судебной власти в РФ:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Правовой статус судей (понятие и элементы общая характеристика)

Правовой статус судей – это правовое положение судьи как государственного деятеля,закрепленное в законодательстве Н О. конституция РФ, Закон «О статусе судей» ФКЗ «О судебной системе РФ» ФКЗ «О конституционном суде РФ» ФКЗ «о Военных судах РФ»

Элементы правового статуса судей

1. Судьи – носители судебной власти. Судьями являются лица, наделённые в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус.

2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения Судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судьи присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, 1, 2, 3, 4, 5 классы). Судьям Конституционного суда РФ присваивается высший квалификационный класс)

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

– в своей профессиональной деятельности и вне службы соблюдать Конституцию РФ и законы;

Избегать ввсего что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинит ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объектавность и независимость при осуществлении правосудия;

– не может замещать иные государственные должности (государственной ил муниципальной службы);

– не может быть третейским судьей или арбитром;

– не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально,публичновырожать свои взглыды, участвовать в иный политической деятельности;

– не вправе заниматся другой оплачиваемой деятельностью,кромепреподовательской, научной и иной творческой деятельности,занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;

– не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектам;

– запрещено прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Cудьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ.

6. Судьи никому не подотчётны.

7. Судьи несменяемы,то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

8. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Сроки полномочия Мировых судей и судей конституционных (уставных)судов субъектов РФ устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

9. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

10. Судьи неприкосновенны (это связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности). Принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

11. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждение или досрочного прекращения полномочий.

12. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности (звание судьи сохраняется, гарантий личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу).

13. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

14. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

15. В целях защиты жизни,здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана охранажилища,выдачаоружия,изменения внешности)

Несменяемость судей

Судьи не сменяемы, т.е. они не подлежат переводу на другую должность, либо в другой суд без их согласия, но полномочия судей могут быть приостановлены или прекращены по основания и в порядке, предусмотренном законами «О статусе судей», «О Конституционном суде РФ».

Полномочия судьи не ограничены определенным сроком, кроме следующих случаев:

1) Судьи Федеральных судов (кроме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ) впервые назначаются на 3 года, а затем могут быть назначены без ограничения сроков полномочий. Для всех Федеральных судей установлен предельный возраст пребывания в должности – 70 лет.

2) Мировые судьи назначаются или избираются на должность на срок, предусмотренный законами субъектов РФ, но в любом случае впервые не более, чем на 5 лет, а в последующем – не менее, чем на 5 лет. Предельный возраст – 70 лет.

3) Срок полномочий и предельный возраст судей Конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов.

4) Председатель Конституционного суда РФ и его заместитель избираются на эти должности на 3 года, а затем могут быть переизбраны на эти должности.

5) Председатели остальных Федеральных судов и их заместители назначаются на эти должности на 6 лет и могут быть переизбраны, но не более 2 раз подряд в одном и том же суде.

Правовой статус судей в Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 20.05.2020 2020-05-20

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, О. С. Правовой статус судей в Российской Федерации / О. С. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70358/ (дата обращения: 25.02.2021).

В статье рассматривается содержание конституционно-правового статуса судьи как научной категории. Обосновывается понимание конституционно-правового статуса судьи как совокупности четырех модусов судьи (профессиональный, служебный, корпоративный и модус гражданина, ограниченного в конституционных правах законодательством о статусе судьи) в свете их функционального взаимодействия и взаимосвязи. Даются определения профессионального модуса судьи как лица, являющегося носителем судебной власти; служебного модуса судьи как лица, проходящего государственную службу на государственной должности Российской Федерации (на государственной должности субъекта Российской Федерации); корпоративного модуса судьи как члена судейского сообщества, что определяет его особое положение в системе государственной службы, находящегося одновременно в системе государственной власти и над ней; модуса гражданина с особым гражданско-правовым статусом лица, ограниченного в своих гражданских правах и деятельности законодательством о статусе судей, занимающего обособленное положение в обществе.

Ключевые слова: правовой статус судьи, судья, должность судьи, независимость судьи, судебная власть.

В юридической энциклопедии под «правовым статусом» понимается совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав, и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц. Понятие «статус судьи» по-разному понимается в юридической литературе. Рассматривая правовой статус судьи, М. И. Клеандров отмечает, что статус судьи состоит из многих взаимодополняющих друг друга компонентов (правового, морального, этического, психического, физиологического, социального и иных компонентов), обеспечивающих возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие. Е. Б. Абросимова считает, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: порядок назначения или избрания, порядок прекращения деятельности, компетенцию субъекта, порядок и способ ее реализации, особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов публичной власти. Содержание правового статуса судьи, по мнению О. Н. Бабаевой, включает такие элементы, как: правоспособность и дееспособность судьи; права и обязанности, закрепленные за ним законодательством; гарантии этих прав и обязанностей; ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Г. Т. Ермошин в статусе судьи выделяет две составляющие: во-первых, процессуальная составляющая статуса судьи, т. е. права и обязанности судьи как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством; во-вторых, права и обязанности судьи, которые определяют его особое положение в обществе как гражданина.

Таким образом, правовой статус судьи представляет собой определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи, гарантии деятельности, основания и порядок назначения на должность, его компетенцию, а также ответственность. В Российской Федерации правовой статус судьи регулируется непосредственно положениями Конституции Российской Федерации, нормами международного права, прежде всего Европейской хартией о статусе судей и некоторыми иными, в частности Рекомендацией № R(94)12 Комитета министров государств — членов Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей от 13 октября 1994 г., федеральным законодательством, а также законами субъектов РФ, определяющими статус мировых судей и статус судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, актами органов судейского сообщества и судебными актами высших судебных органов страны.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Соответственно конституционно установлены лишь минимальные, но обязательные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Конституционные требования распространяются на судей, как федеральных судов, так и судов субъектов РФ. При этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Порядок формирования судейского корпуса одна из организационных основ правового статуса судей, которая является одним из самых актуальных вопросов в настоящее время, имеющим особое значение для дальнейшего функционирования судебной власти, способствуя реализации принципа независимости судей в России.

Е. В. Васьковский выделял четыре способа замещения судейской должности с возможностью их комбинирования: выборная, самовосполнение судов, именуемой в доктрине системой кооптации, назначение правительством по его усмотрению и назначение правительством по конкурсу. По мнению Е. В. Васьковского, наиболее целесообразным способом замещения судей является назначение судей правительством или иным органом центральной власти на конкурсной основе. Е. В. Бурдина отмечает, что «каждый тип формирования судейского корпуса имеет как свои сильные стороны, так и слабые. Наиболее предпочтительной видится такая система отбора кандидатов, которая бы позволяла сочетать отдельные элементы упомянутых традиционных способов, с тем, чтобы усиливать их сильные стороны и, напротив, свести к минимуму их недостатки». Коллектив авторов Т. Н. Нешатаева, Е. А. Куделич, Н. В. Павлова, В. В. Старженецкий, В. Л. Толстых сошлись во мнении относительно моделей отбора кандидатов на должность судьи, определив её следующим образом: назначение судебной властью непосредственно, назначение юридическим сообществом (которое может включать представителей судебной системы), назначение судей политическими институтами, отбор судей на основе выборов.

В России, как и в большинстве стран, применяется модель формирования судейского корпуса политическими институтами. В формировании состава мировых судей принимают непосредственное участие законодательные (представительные) органы государственной власти, что, нарушает независимость и самостоятельность судебной власти. В связи с этим необходимо формирование мировых судей сосредоточить в руках органов судейского сообщества — квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и Президента Российской Федерации, поскольку он не относится ни к одной ветви власти. Сущностным элементом правового статуса судьи является независимость. Независимость представляет собой ключевое качество судебной власти, в отсутствие которого теряют смысл едва ли не все современные процессуальные механизмы. Независимость судебной власти в настоящее время стала главной задачей современной судебной реформы, провозглашенной в Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» 20 сентября 2012 г. Согласно статье 120 Конституции РФ и статье 1 Закона «О статусе судей в РФ» судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Независимость судьи как конституционный принцип правосудия в демократических государствах, означает, что судья разрешает любое судебное дело только на основе закона, в условиях, исключающих всякое воздействие на него. В соответствии с нормами действующего законодательства независимость судьи определяется совокупностью правовых условий и гарантий его деятельности. Всякое вмешательство в деятельность судьи по разрешению дел недопустимо. Независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия и запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. Несменяемость судей также является одной из основных гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти, предусмотренной ст. 121 Конституции РФ. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком. Исключения из этого общего правила должны специально оговариваться законом. Как отмечал Конституционный Суд РФ в Определении от 15 февраля 2005 г. № 1-О28, из принципа несменяемости судей не вытекает право на пожизненное занятие должности судьи, т. е. несменяемость судьи не тождественна бессрочности пребывания в должности судьи. В соответствии с п. 2 ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Порядок и основания приостановления и прекращения полномочий судьи закреплены в ст. 13 и 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В статье 122 Конституции РФ закреплено, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность — важная гарантия независимости судьи. Она распространяется на его личность, занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им средства связи и транспорта, принадлежащее ему имущество и документы. Судья не может быть задержан или доставлен в государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. Важное место в правовом статусе судьи занимает ответственность. Статья 122 Конституции РФ, закрепляя принцип неприкосновенности судей, упомянула лишь об иммунитете судей от уголовной ответственности как от наиболее серьезного вида ответственности, связанного с существенным ограничением прав и свобод человека, и отнесла установление порядка привлечения к такому виду ответственности к федеральному законодательству. Принятие Федерального конституционного закона от 09 ноября 2009 года N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» и Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», является новым этапом совершенствования механизма ответственности судей. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о наличии следующих видов ответственности: гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и уголовную.

Гражданско-правовая ответственность судьи базируется на соответствующих нормах ГК РФ и п. 5.2 Европейской хартии о статусе судей, предусматривающих, что возмещение ущерба, понесенного на незаконной основе вследствие решения или поведения судьи при исполнении им полномочий, обеспечивается государством. В связи с возникшей необходимостью «привести всех судей к единому статусу» [10] Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» была вновь введена административная ответственность судей. Вместе с тем в литературе указывается, что практики применения административной ответственности просто нет, поскольку законодатель установил слишком сложный порядок привлечения судей к ней. Дисциплинарная ответственность судей регулируется ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в которой указывается, что дисциплинарное взыскание может быть наложено за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм закона о статусе судей или положений Кодекса судейской этики). За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий судьи. По мнению И. Л. Черкашиной, действующий механизм привлечения к дисциплинарной ответственности достаточно эффективен, поскольку предусмотренная решениями квалификационных коллегий ответственность для судей имеет серьезные последствия.

Конституционное закрепление положения о невозможности привлечения судьи к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом, т. е. выведение на конституционный уровень судейского иммунитета и уголовной ответственности судей как вида юридической ответственности по отношению к иным ее видам, обусловлено тем, что уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. Судья как человек и как ответственное должностное лицо в принципе может быть привлечен к уголовной ответственности по широкому спектру составов уголовно наказуемых деяний. Вместе с тем Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность судей за совершение ими уголовно наказуемых деяний при осуществлении правосудия. Статус судей является одним из самых актуальных вопросов в настоящее время, имеющим особое значение для дальнейшего функционирования судебной власти, способствуя реализации принципа независимости судей в России. От того, кто призван осуществлять судебную власть в России, и зависит ее качество и доступность, ведь именно судья является независимой ни от кого «ключевой фигурой правосудия», носителем судебной власти. Без качественного и реально независимого судейского корпуса нельзя говорить о правовом государстве и демократии.

Обозначенные в статье особенности правового статуса судей взаимосвязаны и требуют комплексного анализа. Уяснение структуры и элементов правового статуса направлено на решение задач по соблюдению и обеспечению прав и законных интересов граждан, совершенствованию правосудия. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что проблем правового статуса судей в реальной действительности существует достаточно много. Например, к их числу можно отнести: отсутствие четкой регламентации критериев отбора кандидатов в судьи, длительность самого порядка формирования судейского корпуса, отсутствие специальной подготовки кандидатов в судьи к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, отсутствие четкой регламентации форм и порядка сдачи такого экзамена, отсутствие единой для всех регионов методики оценки знаний кандидатов в судьи при сдаче квалификационного экзамена на судейскую должность, непрозрачность механизма формирования судейского корпуса, а также неполная реализация принципа независимости судебной власти при формировании корпуса мировых судей. Решать данные проблемы надо общими усилиями руководства высших судебных органов, законодательных органов и органов судейского сообщества.

  1. Абросимова Е. Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты): учеб. пособие. М., 2016. — С. 318.
  2. Бабаева О. Н. Проблемные вопросы статуса мировых судей Российской Федерации // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Право. 2017. № 1(2) — С. 96.
  3. Бурдина Е. В. Судебная власть в Российской Федерации: учебник / Е. В. Бурдина. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 2016 — С. 298.
  4. Васьковский Е. В. Учебник гражданского процесса / под. ред. В. А. Томсинова. — М.: Издательство «Зерцала», 2018 — С. 405.
  5. Головко Л. В. Порядок формирования судейского корпуса как одна из организационных основ независимости судебной власти, 2017 — С. 246.
  6. Ермошин Г. Т. Правовой статус судьи Российской Федерации: учеб. пособие. М., 2014 — С. 116.
  7. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132 — I // Правовая система «Гарант».
  8. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.
  9. Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М., 2018. Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право» — 4/2018 — С. 43.
  10. Козак Д. Н. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Рос. судья. 2016. № 10 — С. 36.
  11. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
  12. Нешатаева Т. В. отв.ред./ Модернизация статуса судьи: современные международные подходы — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019 — С. 192.
  13. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» 20 сентября 2012 г. № 1735-р // Собрание законодательства РФ. — 2012. — 1 октября. — № 40.
  14. Тропинин Б. Н. отв.ред./Юридическая энциклопедия — М., 2019. С. 142.

Права и обязанности судьи в РФ: правовые особенности

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судьями в соответствии с федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

В период осуществления такой деятельности судья, пребывающий в отставке, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Независимость судьи обеспечивается:

· предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

· установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

· правом судьи на отставку;

· системой органов судейского сообщества;

· предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации “Об оружии”.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные с федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации», распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном настоящим Законом.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

· признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

· возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

· участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

· избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

· письменное заявление судьи об отставке;

· неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

· письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

· истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

· увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

· прекращение гражданства Российской Федерации;

· занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

· вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

· вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

· смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

· отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

· достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Отставкой судьи по смыслу закона «О статусе судей в Российской Федерации» признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Читайте также:  Наказание за легализацию доходов
Ссылка на основную публикацию