Порядок проведения служебной проверки в МВД

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России

Служебная проверка – это деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка сотрудников (работников), либо невыполнения ими функциональных обязанностей.

Проведение служебной проверки в системе МВД России регламентирован положениями статьи 52 Федерального закона №342-фз от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Порядок проведения служебной проверки утвержден приказом МВД России № 161 от 26 марта 2013 года «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства Внутренних Дел Российской Федерации».

В соответствии с положениями приказа МВД России № 161 от 26 марта 2013 года основанием для проведения служебной проверки является: необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также заявление сотрудника.

Решение о назначении проведения служебной проверки принимается уполномоченным руководителем органа (подразделения) внутренних дел и оформляется путем наложения резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

В случае проведения проверки комиссией, решение о ее назначении принимается путем издания приказа.

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

В соответствии с положениями приказа МВД России № 161 срок проведения служебной проверки составляет за дней со дня ее назначения, однако в срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России. Также необходимо отметить, что в случае если последний день служебной проверки выпадает на выходной или праздничный день, то сроком окончания служебной проверки является последний рабочий день, предшествующий выходному или праздничному.

Сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, в соответствии положениями приказа МВД № 161 наделен следующими правами:

– Предлагать сотрудникам, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

– Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

– Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

– Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

– Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России.

– Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

– Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

– Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

– Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

– Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

– Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

Также, в соответствии с вышеуказанным приказом сотрудник, проводящий служебную проверку, должен выполнять следующий ряд обязанностей:

– Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

– Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

– Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

– Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

– Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

– Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

– Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

– Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

– Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений – составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

– Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

– Опросить сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

– В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

– Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

– Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

– Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.

По результатам проведенной служебной проверки составляется заключение, утверждаемое соответствующим руководителем.

Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

В вводной части указываются:

Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Основания проведения служебной проверки.

Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.

Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.

Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011№ 342-ФЗ.

Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

Рекомендации предупредительно-профилактического характера.

Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

Должностное лицо, которое осуществляло проведение служебной проверки, обязано ознакомить сотрудника, в отношении которого она проведена, с утвержденным заключением. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением, составляется акт в произвольной форме, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками.

Копия заключения служебной проверки направляется в кадровое подразделение органа внутренних дел для дальнейшего приобщения к материалам личного дела сотрудника.

Правовое регулирование проведения служебных проверок в системе органов внутренних дел Российской Федерации и их особенности Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Николаев Александр Геннадьевич

Рассмотрены грубые нарушения служебной дисциплины (этических норм) сотрудниками ОВД ( полиции ), а также установленных новых ограничений и запретов. Значимость темы подтверждается не только утвержденным Указом Президента России «Дисциплинарный устав сотрудника органов внутренних дел», но и установленными в 2013 г. требованиями ФЗ «О полиции » о порядке принесения извинений перед гражданами за противоправные действия сотрудника полиции . Особое внимание уделено правовому регулированию проведения служебных проверок в системе ОВД РФ.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Николаев Александр Геннадьевич

Legal regulation of official checks in the system of bodies of internal affairs of the Russian Federation and their features

In the face of gross violations of discipline (ethics) by the DEPARTMENT of INTERNAL AFFAIRS ( police ), as well as a set of new restrictions and prohibitions, they require a separate interpretation. Significance of the topic is not only approved by Decree of the President of Russia “ discipline police officers”, but set in 2013, the requirements of the Federal law “on police ” on the order of an apology to the citizens by illegal actions of the police officer. Based on these and other aspects of the authors of this article will focus on the legal regulation of official checks in the system of INTERNAL AFFAIRS of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование проведения служебных проверок в системе органов внутренних дел Российской Федерации и их особенности»

УДК 342 ББК 67.301

правовое регулирование проведении

служебных проверок в системе

органов внутренних дел российской федерации и их особенности

федор Петрович васильев,

доцент кафедры УДСООП, доктор юридических наук, доцент, полковник полиции, член Российской академии юридических наук (РАЮН)

александр геннадьевич николаев,

доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции.

Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн

Аннотация. Рассмотрены грубые нарушения служебной дисциплины (этических норм) сотрудниками ОВД (полиции), а также установленных новых ограничений и запретов. Значимость темы подтверждается не только утвержденным Указом Президента России «Дисциплинарный устав сотрудника органов внутренних дел», но и установленными в 2013 г. требованиями ФЗ «О полиции» о порядке принесения извинений перед гражданами за противоправные действия сотрудника полиции.

Особое внимание уделено правовому регулированию проведения служебных проверок в системе ОВД РФ.

Ключевые слова: дисциплина, закон, защита, инструкция, МВД России, ОВД, полиция, право, проверка, сотрудник, требования.

Annotation. In the face of gross violations of discipline (ethics) by the DEPARTMENT of INTERNAL AFFAIRS (police), as well as a set of new restrictions and prohibitions, they require a separate interpretation. Significance of the topic is not only approved by Decree of the President of Russia “discipline police officers”, but set in 2013, the requirements of the Federal law “on police” on the order of an apology to the citizens by illegal actions of the police officer. Based on these and other aspects of the authors of this article will focus on the legal regulation of official checks in the system of INTERNAL AFFAIRS of the Russian Federation.

Keywords: discipline, law, protection, instruction, the Ministry of Internal Affairs, INTERNAL AFFAIRS, police, right, checks, order, police officer requirements.

В целях регулирования правовой и служебной дисциплины, а также обеспечения защиты законных интересов сотрудников ОВД РФ (полиции), гарантированных конституционными нормами, ФКЗ и иными федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами (далее — НПА) МВД России, издан Приказ МВД России от 26.03.2013 № 161 (ред. от 02.07.2014) «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013 № 28587)». При этом данный документ применяется1 в рамках требований Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и вне-

сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Порядок).

Данный приказ также обязывает2:

• руководителям подразделений центрального аппарата МВД России и начальникам подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам;

• руководителям территориальных органов МВД России по субъектам РФ и начальникам УВД на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, науч-

но-исследовательских, образовательных, медицинских и иных организаций и учреждений системы МВД России организовать изучение требований Порядка и обеспечить реализацию ее положений (в том числе территориальных органов МВД России районных уровней (РТОВД)).

Порядок также определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок в вышеназванных подразделениях в отношении сотрудников ОВД, но ее положения не распространяются на федеральных государственных гражданских служащих (ФГГС) и работников органов, подразделений и учреждений системы МВД России. Или же согласно Порядка служебная проверка проводится по факту: грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также, в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; нарушения правил предоставления госуслуг юридическим и физическим лицам; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного или систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

По иным основаниям она может быть проведена только в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (далее — НПА), а по фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном Порядком по обеспечению режима секретности в России, утвержденной постановлением Правительства России от 5 января 2004 г. № 3-1.

Читайте также:  Возражение на иск о расторжении брака - бланк 2021

Служебная проверка проводится по решению руководства МВД России, начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей, наделенных в пределах установленных полномочий в отношении определенных категорий сотрудников ОВД правом наложения дисциплинар-

ных взысканий. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности ОВД принимается самим Министром, начальником ДСБ МВД России, а также начальником Главного управления МВД России по Северокавказскому округу, руководителями ТОВД по субъектам РФ, УВД на транспорте по согласованию с ДСБ МВД России. Кроме того, служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности ОВД проводится ДСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделениями собственной безопасности главного управления МВД России по Северокавказскому округу, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ.

В целях недопущения правоприменительных процессов в случае проведения служебной проверки лица, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия. При этом при проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены ими:

• факты: совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; происшествия с участием сотрудника, время, место, обстоятельства происшествия;

• вина сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка (происшествия); наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;

• обстоятельств: исключающие дисциплинарную ответственность сотрудника; смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность сотрудника; послужившие основанием для письменного обращения о проведении служебной проверки; другие обстоятельства, имеющее значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Лицам, проводящим служебную проверку запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные или ставшие известными им в процессе этих действий, а в случае обнаружения в действиях сотрудника признаков состава преступления заключение и матери-

алы служебной проверки направляются в следственные органы СК России для принятия решения в соответствии с УПК РФ. Все результаты служебной проверки оформляются в виде письменного заключения и докладываются лицу, назначившему ее проведение.

Нельзя исключать и то, что в процессе проведения служебной проверки в отношении сотрудника ОВД могут быть установлены факты, которые могут быть устранимы (разрешены, удовлетворены претензии заявителей или без таковых). Это, в связи допущенными незаконных действий (бездействий) со стороны сотрудника ОВД (полицейского) были нарушены законные интересы потерпевших, устранения отрицательных последствий, а также на основании проведенного служебного (внутреннего) расследования, решения суда (вступившего в законную силу — Ф.Васильев) должны быть предприняты соответствующие юридические (справедливые) действия. Так, в целях разрешения названных ситуаций (последствий) Министром внутренних дел РФ подписан приказ от 15.08.2012 № 795 «О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции»3, разработанное в соответствии с частью 3 ст. 9 ФЗ от 7.02.2011 № 3 о полиции4. Согласно которого, извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, приносятся сотрудником полиции5, нарушившим права и свободы гражданина, или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем (начальником)6. При этом извинения гражданину приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения сотрудником полиции прав и свобод гражданина по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия сотрудника полиции, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции.

Другим фактором обязательного проведения служебной проверки в отношении сотрудника ОВД (полиции) является, связанные с предоставлением государственных услуг физическим и юридическим лицам. То есть, руководителям территориальных органов МВД России (центрального аппарата министерства) всех уровней необходимо учитывать требования Постановления Правительства России от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской

Федерации»7, изданное в соответствии с требованиями ст. 112 ФЗ от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»8. Другими словами, в науке административного процесса присутствует совершенно новый самостоятельный принцип обжалования в области предоставлении госуслуг — на незаконные решения (требования) и действия (бездействие) федеральных органов и их должностных лиц, ФГГС, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ. Ибо без подобного суждения и толкования в правовой науке мы не сможем говорить о соблюдении принципов правоприменительной деятельности, а также реализации конституционных и иных законодательных норм в России. А субъектами предоставления госуслуг выступают: федеральные органы и их территориальные органы (в том числе и МВД России) — их должностные лица; государственных внебюджетных фондов Российской Федерации9 и их должностные лица.

Либо подобные федеральные требования (правительственные) должны присутствовать и на уровне местных и муниципальных органов исполнительной власти, т.е. издание ими подобных нормативных правовых актов, регулирующих вопросов обжалования за нарушения правил предоставления услуг (муниципальных) на местном и муниципальном уровнях.

Названный правительственный документ устанавливает, что: федеральным органам исполнительной власти (МВД России и территориальным органам), органам государственных внебюджетных фондов страны, предоставляющим госуслуги10, обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с Правилами; Правительство рекомендует органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться названным постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов госвласти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

По окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления. Заключение должно быть подписано председателем и членами комиссии или уполномоченным сотрудником. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки. Заключе-

ние составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Безусловно, при проведении служебных проверок в отношении сотрудника в каждом случае закономерно имеют свои специфические особенности и соблюдении процессуальных правил — в процессе добычи, обобщении тех или иных доказательств. И они направлены в целях соблюдения не только доказательственных процессуальных правил, но и защиты законных интересов, как гражданина, чьи права были нарушены (государственного органа), так и самого сотрудника ОВД (полиции).

В заключении в рамках рассматриваемой темы следует отметить, что в области правового регулирования проведения служебных проверок в системе органов внутренних дел Российской Федерация закономерно присутствуют (даже по отдельным службам — секретность, дсп) и отдельные специфические особенности. Например, в системе МВД России (в подразделениях полиции) по существу недостаточно учитываются такие существенные вопросы в области регулирования прохождения службы (дисциплины, оценки): развития правовой грамотности и правосознания сотрудников ОВД, в рамках требования Президента страны о повышении и развитии правовой грамотности и правосознании граждан в России (см. Распоряжение 28.04.2011 Президента России «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (Пр-1168)11), требования к сожалению не исполняются многими федеральными органами исполнительной власти12 (на июль 2014 г. их — 80) и федеральными государственными и иными органами (субъектами управления).

С другой стороны эти же проблемные факторы присутствуют и в системе СК России, т.е. в процессе издании ведомственных НПА Следственным комитетом не учитываются те или иные разделы вышеназван-

ного Распоряжения Президента России, в том числе например, СК России также не имеет собственную концепцию по реализации вопросов развития правовой грамотности и развития правового сознания.

1 Кроме ГКВВ МВД России.

2 Далее — органы, подразделения, учреждения системы МВД России.

3 См.: Российская газета 5 сентября 2012 г. Зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2012 г. № 25339.

4 СЗ РФ, 2011, № 7, ст. 900.

5 Примечание: сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации (сотрудник ОВД), имеющим специальное звание внутренней службы (юстиции), извинения приносятся гражданину в случае нарушения им его прав и свобод при исполнении в установленном порядке обязанностей по должности сотрудника полиции.

6 В целях правильного толкования названного приказа Министром установлено, что под руководителем (начальником) понимаются руководитель МВД России и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения МВД России и его заместители, руководитель (начальник) территориального органа МВД России и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России и его заместители, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы и его заместители, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно.

7 Российская газета 22 августа 2012 г. Далее — Правила.

8 В ред. на 28.07.2012 № 133-ФЗ.

9 Дополнительно см. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». СЗ РФ от 30 апреля 2007 г. № 18 ст. 2117, с учетом внесений изменений и дополнений на 6 октября 2011 г. № 270-ФЗ.

10 Например см. Приказ Минздравсоцразвития России от 13.12.2011 № 1536н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о переходе в негосударственный пенсионный фонд или о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации из негосударственного пенсионного фонда для передачи им средств пенсионных накоплений» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2012 № 23678, Российская газета 25.05.2012).

Порядок проведения служебной проверки в МВД

В органах МВД, как в любом другом учреждении или организации, практикуются служебные проверки по факту проступка кого-либо из персонала. Под служебной проверкой в МВД подразумевается сбор и анализ материалов, связанных с нарушением внутреннего регламента или со случаями недобросовестного исполнения или устранения от исполнения функциональных обязанностей кого-то из членов коллектива.

Внутренняя проверка: случаи нарушения

Порядок проведения служебной проверки в МВД регламентируется приказом Министерства Внутренних Дел №161 от 2013 года. К сожалению, достаточно часто имеет место пренебрежение данным законом.

Наиболее распространенные случаи нарушения правил проведения внутренней проверки связаны со следующими обстоятельствами:

  • Служебную проверку осуществляет лицо, не уполномоченное на данное действие.
  • Решение о проведении комплекса мероприятий по внутренней проверке принимается не руководителем структурного подразделения.
  • Несоблюдение сроков внутреннего расследования.
  • Начало внутреннего расследования не совпадает с моментом озвучивания информации о проступке. Оно должно начаться не позже, чем через 2 недели.
  • Недостаточное количество или полное отсутствие фактических доказательств или аргументированных объяснений того члена персонала, в отношении которого инициирована проверка.

Важнейшей частью внутреннего расследования является подготовка комплекса документов. Грубое нарушение — проведение служебной проверки в МВД без достаточного количества документов, которые должны стать основанием для заключения.

Например, в материалах обязательно должна присутствовать информация из кадрового департамента того структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник. Кроме того, нарушением также является отсутствие справки о том, состоит ли данный член коллектива в профсоюзе Главного Управления Министерства Внутренних Дел или нет.

Наконец, работа по расследованию дисциплинарного проступка считается практически бесполезной, если руководству не предоставлены структурированные выводы о причинах, повлекших проступок.

Это необходимо не только для выяснения максимально объективной картины инцидента, но и для выработки комплекса профилактических мероприятий во избежание образования прецедента.

Служебная проверка в МВД: правила проведения

Итак, решение о начале внутреннего расследования принимается не позже чем через 2 недели с момента поступления сигнала о нарушении регламента. Именно этот сигнал и является чаще всего основанием для инициирования проверки.

Срок проведения служебной проверки составляет 30 дней. При этом из данного периода исключаются дни (или недели), во время которых сотрудник был болен. Кроме того, в данный отрезок времени не входит время пребывания его в платном отпуске.

Сотрудникам МВД часто приходится выполнять функциональные обязанности, связанные с разъездами или пребыванием в другом регионе. Время, проведенное в командировке, также не входит в срок служебной проверки в МВД.

Наконец, служба в Министерстве Внутренних Дел не освобождает человека от семейных обязательств и личной жизни. Если на время внутренней проверки сотрудник по каким-либо субъективным обстоятельствам не присутствовал на службе, а руководитель структурного подразделения признал факт отсутствия уважительным, то это время не включается в срок проверки.

Проверку выполняет уполномоченное лицо, назначенное руководством. В исключительных случаях может быть создана комиссия в составе 3-х человек. Но, как правило, проверки в МВД осуществляются именно одним сотрудником, которому делегируются соответствующие полномочия.

Уполномоченное лицо, осуществляющее внутреннюю проверку, имеет право требовать письменное объяснение с членов коллектива, если, по его мнению, они располагают какими-либо данными, имеющими отношения к нарушению внутреннего дисциплинарного регламента. Для сбора информации данный сотрудник может выезжать на место инцидента, где бы оно ни находилось.

Назначенный для проверки сотрудник имеет право:

  1. Предлагать руководству отстранить от службы сотрудника, в отношении которого проводится внутреннее расследование.
  2. Требовать для инспекции нужные документы. Для этого им могут осуществляться запросы в нужные инстанции и органы.
  3. Использовать базу данных МВД для сбора информации.
  4. Изготавливать копии документов, которые необходимы для установления максимально объективной картины инцидента.
  5. Инициировать ревизию внутри того структурного подразделения, в котором имел место дисциплинарный проступок.
  6. Использовать комплекс технических средств в подразделении для документирования, копирования и систематизации нужных документов.
  7. Инициировать проведение психофизиологического обследования сотрудника, в отношении которого инициирована проверка.
  8. Инициировать оказание психологической поддержки данного сотрудника.

Для того чтобы картина была полной и беспристрастной, к расследованию могут привлекаться специалисты других служб и учреждений. В частности, сотрудник, которому поручено проведение проверки, имеет право ходатайствовать перед руководством о привлечении специалистов, обладающих физико-техническими, научными знаниями для полномасштабных консультаций.

Работа с персоналом во время проверки

Уполномоченное лицо должно обеспечить соблюдение всех прав коллеги, в отношении которого инициирована внутренняя проверка. Если в ходе ее реализации будут поступать какие-либо жалобы или заявления, уполномоченное лицо обязано принять их под расписку и переправить для принятия решения руководства.

Недопустимо, если имеет место вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку. О таких фактах он обязан немедленно докладывать руководству.

Работа с сотрудником, в отношении которого проводится расследование, осуществляется на принципах доверительной коллегиальности. В частности, этому сотруднику должно быть предложено написать подробное объяснение, в котором он изложил бы свое видение инцидента. Это хороший шанс для человека объяснить все нюансы, послужившие причиной совершение дисциплинарного проступка.

Однако иногда человек по субъективным обстоятельствам отказывается давать объяснительную. В этом случае составляется локальный акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Данный акт визируется тремя членами коллектива.

Если в течение внутренней проверки обнаруживаются аналогичные проступки других членов коллектива, то о них следуют докладывать рапортом руководству. Возможно, в отношении этих лиц также будет инициирована внутренняя проверка.

Заключение по результатам внутренней проверки МВД

Итогом работы должно стать Заключение. Оно формируется письменно и представляется руководству. Сотрудник, в отношении которого инициировано внутреннее расследование, должен быть с ним также ознакомлен.

Заключение должно иметь четкую структуру:

  1. Вводная часть.
  2. Описательная часть.
  3. Резолюция.

В Вводной части называется личные данные сотрудника, его должность и звание. Здесь же указываются сведения о времени службы в МВД, общий стаж и образование. Кроме того, в Водной части должна содержаться информация о сотруднике, проводившем проверку. Если ее осуществляло несколько человек, то поименно называется каждый из них с указанием звания и должности.

В Описательной части должны быть отражены основания для инициирования проверки.

В ней же отражается:

Объяснительная сотрудника.

  • Описание фактической сути инцидента.
  • Перечисление обстоятельств (как объективных, так и субъективных), сопутствующих совершению проступка.
  • Смягчающие обстоятельства.
  • Отягчающие обстоятельства.
  • Перечень используемых для анализа документов.
  • В Описательной части указываются также личные наблюдения сотрудника, проводящего проверку.

    В Резолютивной части содержится заключение о виновности или невиновности сотрудника.

    Здесь же отражаются:

    • Предложения по применению мер дисциплинарного воздействия.
    • Выводы о причинах нарушения регламента.
    • Выводы о достоверности фактов, изложенных в объяснительной сотрудника.
    • Ходатайство о передаче всех материалов по проверке в прокуратуру РФ или в Следственный комитет РФ для принятия окончательного решения.
    • Пожелания по оказанию правовой консультации для сотрудника или по оказанию ему психологической поддержки.
    • Требование опровержения порочащей информации или каких-либо измышлений, унижающих честь и достоинство сотрудника, в отношении которого проводилась проверка (если таковые имели место).
    • Рекомендации по профилактике аналогичных инцидентов.
    Читайте также:  Как подать в суд по поводу мошенничества?

    Сотрудник, в отношении которого была инициирована служебная проверки в системе МВД, должен быть ознакомлен с Заключением под подпись. Ему вручается один экземпляр, а второй приобщается к личному делу.

    Обжалование результатов служебной проверки МВД

    Не всегда нужно согласиться с выводами служебной проверки МВД, в этом случае сотрудник, в отношении которого проводилась проверка, может оспорить такие результаты. Как обжаловать результаты указанной проверки, разберемся в этом вопросе более подробно в настоящем материале.

    Содержание статьи:

    ВНИМАНИЕ: наш адвокат по оспариванию решений государственных органов г. Екатеринбург и Свердловской области разъяснит порядок процедуры и поможет Вам обжаловать результаты служебной проверки МВД: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок.

    Порядок обжалования результатов служебной проверки МВД

    Обжалование результатов проверки сотрудником в соответствии с п. 47 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 может быть осуществлено вышестоящему руководителю или в суд.

    При обжаловании вышестоящему руководству оформляется жалоба на заключение проверки и направляется адресату.

    Алгоритм действий при оспаривания в суд будет заключаться в следующем:

    1. Необходимо будет подготовить письменный иск с изложением всех обстоятельств дела и указанием конкретных требований, а именно, о признании результатов служебной проверки недействительными. Наряду с указанным требованием могут быть заявлены иные требования, связанные с результатами проверки. В иске должен быть отражен перечень прикладываемых копий документов.
    2. Один экземпляр подготовленного иска должен быть вручен или направлен почтовым отправлением ответчику, т.е. органу, который проводил проверку и оформлял результаты проверки.
    3. Подготовленный иск с приложением документов, в том числе, о вручении иска ответчику, необходимо подать в суд.
    4. После принятия иска судом к производству и назначению дела к рассмотрению истец должен будет принять участие в заседании и озвучить основания и предмет своих требований.
    5. По результатам рассмотрения судом будет вынесено решение, согласно которому иск будет удовлетворен или отказано в его удовлетворении. Соответственно если результаты проверки будут признаны недействительными, то права истца будут восстановлены.
    6. Решение будет исполнено Ответчиком добровольно или через службу судебных приставов по заявлению стороны

    ВАЖНО: кроме того, при заявлении нескольких исковых требований, возможен вариант, когда иск будет удовлетворен частично, Вы не лишены подать жалобу в вышестоящий суд в установленный законом месячный срок в т.ч. с помощью адвокатов Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры»

    Срок оспаривания результатов служебной проверки

    Вы узнали о результатах служебной проверки, с которыми не согласны. В какой срок можно обжаловать такие результаты?

    По общему правилу, результаты служебной проверки могут быть оспорены в течение 3-х месяцев.

    Однако, если при обращении в суд с иском помимо требования об оспаривании результатов проверки также заявляются иные требования, то срок для таких требований может быть другой. Например, по спорам об увольнении срок для обжалования составляет 1 месяц.

    Нарушения при проведении служебной проверки

    Порядок проведения проверки, которой посвящен данный материал, регулируется Приказом МВД России от 26.03.2013 № 161. Следовательно, если при проведении проверки какие-либо действия не соответствуют указанному приказу, значит их можно расценивать как нарушение.

    Итак, при проведении проверки могут быть допущены следующие нарушения:

    • нарушение сроков проведения проверки
    • проведение проверки лицом, которое заинтересовано в ее результатах
    • не извещение лица, в отношении которого проводится проверка, о соответствующей проверке, не разъяснение ему его прав и не обеспечение условий для реализации таких прав
    • не предложение сотруднику (субъекту проверки) дать письменные объяснения на имя руководителя по существу вопроса
    • не утверждение заключения по результатам проверки начальником
    • не ознакомление субъекта проверки с заключением при его письменном обращении
    • оформление результатов проверки ненадлежащим образом
    • иные нарушения

    ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете, почему оспаривание служебной проверки в МВД нужно поручить именно нам

    Последствия обжалования заключения служебной проверки

    Заключение служебной проверки само по себе может нести негативные последствия для сотрудника, который стал субъектом проверки. В случае обжалования таких результатов и вынесения решения в пользу истца, соответствующие негативные последствия для сотрудника не наступят. В свою очередь ответчик по делу должен будет восстановить нарушенные права сотрудника, например, восстановить на работе, компенсировать моральный вред и т.д.

    Борьба с органом, проводившим служебную проверку, является непростым делом. Для наших адвокатов оспаривание результатов служебной проверки не вызывает сложности. Если Вы попали под служебную проверку МВД, не согласны с выводами проверяющих по итогам проверки, Вы можете рассчитывать на нашу помощь в оспаривании таких результатов.

    Автор статьи:

    © адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

    Организация проведения служебной проверки

    Что представляет собой служебная проверка?

    По общему определению, это мероприятия в пределах дисциплинарного дела в отношении конкретных сотрудников. Назначаются в целях тщательного изучения обстоятельств по факту дисциплинарного правонарушения, совершенного работником МВД. Либо по факту неосуществления им возложенных задач.

    Нормативные основы для проведения служебных проверок:

    • Федеральный закона №342 от 30.11.2011г. «О службе в ОВД РФ», а именно ст.52;
    • Федеральный закон №3 от 07.02.2011 «О полиции»;
    • Приказ МВД РФ №161 от 26.03.2013г., утвердивший регламент осуществления должностных расследований;
    • Дисциплинарный устав ОВД №1377 от 14.10.2012г;
    • Инструкция по обеспечению режима секретности в РФ, принятая постановлением Правительства РФ № 3-1 от 05.01.2004г. – по делам, связанным с распространением государственных секретов и охраняемых законом тайн.

    В каких случаях проводится проверка?

    Причинами, вызывающими назначение дисциплинарного расследования, могут быть:

    1. Потребность в получении информации о причинах, толкнувших служащего на совершение служебного правонарушения, а также выяснения всех обстоятельств происшедшего.
    2. Выяснение, есть ли в деле условия, указанные в законодательстве (ст.14 ФЗ №342 от 30.11.2011г.), а именно:
      • вступление в силу решения суда о признании работника ограниченно либо полностью недееспособным;
      • вступление в силу приговора суда о признании преступником, наличии судимости, даже погашенной или снятой;
      • наличие фактов уголовного преследования, оконченного в связи с улаживанием дела, изданием акта государственного помилования, а также с деятельным сожалением;
      • работник не хочет оформлять допуск к секретной информации, в то время как его деятельность связана с постоянным использованием таких сведений;
      • состояние здоровья расходится с установленными нормативами;
      • наличие близких родственников в прямом подчинении или начальствовании;
      • выход из гражданства РФ, получение статуса иностранца;
      • наличие фальсифицированных документов или искаженной информации для поступления в органы ОВД.
    3. Ходатайство самого работника.
      Кем могут быть назначены расследования?
      Дать приказ об изучении обстоятельств дела могут:
      • министр;
      • зам министра;
      • руководитель органа либо подразделения МВД;
      • зам руководителя местного МВД уровня округа, региона, межрегиона;
      • начальник структурного отделения МВД уровня округа, региона, имеющего службу HR – на подчиненного ему работника.
      Если проверке подвергаются сами сотрудники собственной безопасности, то решение подписывает:
      • министр;
      • руководитель главного управления собственной безопасности, его замы;
      • глава местного УВД по согласованию с управлением собственной безопасности МВД.
      Что необходимо установить в ходе проверки?
      В соответствии с п.3 ст.52 Федерального закона «О службе в ОВД РФ», проверяющие лица должны установить следующую информацию:
      • детали и нюансы произошедшего инцидента;
      • насколько служащий виновен в случившемся происшествии;
      • источники и признаки, толкнувшие работника на совершения дисциплинарного правонарушения;
      • объем и содержание ущерба, нанесенного виновным лицом своими противоправными действиями;
      • имеются ли какие-либо факторы, преграждающие дальнейшее продолжение работы в ОВД.

    Порядок и сроки проведения служебной проверки

    Вердикт о начале дисциплинарного расследования подписывается начальником ОВД. Выражается в виде надписи, которую пишет начальник на документе, сигнализирующем о наличии причин для проверки. Подобную распорядительную надпись также можно написать на отдельном листочке, прикрепляемом к основному документу.

    Если изучение обстоятельств дела будет осуществляться комиссией, то публикуется специальное решение о ее создании и назначении.

    Указанную резолюцию начальник должен наложить в течение 14 дней со дня получения бумаг, информирующих о причинах для назначения расследования.

    Сама проверка проводится в течение 1 месяца с момента ее назначения. При этом в указанный период не включаются:

    • время болезни работника, подтвержденной справками медицинских организаций;
    • период пребывания на отдыхе и в поездке по служебным делам;
    • иные уважительные основания, засвидетельствованные кадровой службой ОВД.

    Кроме того, если окончание разбирательства приходится на нерабочий день, то оно переносится на последнюю рабочую дату перед выходным днем.
    Какими полномочиями обладает проверяющее должностное лицо?

    Сотрудник, проводящий проверку, имеет право:

    • брать письменные разъяснения по существу дела с работников МВД;
    • появляться на месте служебного правонарушения для знакомства с обстоятельствами;
    • предлагать отстранить от службы проверяемого сотрудника на время исследования;
    • запрашивать необходимые бумаги из других государственных органов и юридических лиц;
    • использовать для целей расследования базы данных и программы МВД;
    • исследовать и копировать бумаги, имеющие отношение к инциденту;
    • запрашивать у компетентных руководителей разрешение на ревизию;
    • при необходимости запрашивать разрешение на использование специалистов в особо сложных вопросах, получение необходимых консультаций;
    • использовать различные технические устройства для собирания доказательств;
    • предлагать оказание психологической поддержки проверяемому лицу;
    • предлагать проведение допроса с помощью психофизиологических средств.

    Кроме того, у сотрудника, проводящего проверку, имеется перечень определенных обязанностей:

    • оберегать права проверяемого работника и других лиц, участвующих в деле;
    • защищать от несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе расследования;
    • рассказать о правах, имеющихся у лица, в отношении которого осуществляется служебное дознание;
    • информировать компетентное начальство о поданных обращениях, а затем сообщать о результатах рассмотрения обращений заявителям;
    • письменно зафиксировать факты произошедшего правонарушения, а также сопутствующие обстоятельства, усиливающие либо сглаживающие вину работника;
    • исследовать все сведения о личностных и профессиональных особенностях служащего;
    • поднять всю имеющуюся информацию о других служебных проверках, проводившихся по данному сотруднику, об иных правонарушениях, допущенных им до этого;
    • попросить предоставить проверяемое лицо объяснительную записку по произошедшему инциденту; при этом, если опрашиваемое лицо записку в течение 2 рабочих дней не принесло либо отказалось ее давать, то проверяющий подписывает об этом документ, заверенный подписями 3 других служащих;
    • если на проверяющего сотрудника осуществляется давление либо любое иное воздействие, то требуется сразу же сообщить об этом непосредственному руководству;
    • произвести опрос среди других работников МВД, имеющих отношение к инциденту;
    • если в процессе расследования обнаружились факты неподобающего поведения со стороны других служащих МВД, то проинформировать об этом компетентных руководителей с постановкой вопроса о назначении проверки;
    • если требуется, то рекомендовать осуществить профилактику обстоятельств, явившихся причиной для совершения служебного правонарушения;
    • разработать письменное заключение по итогам проведенного расследования и передать начальству на рассмотрение;
    • представить свое заключение проверяемому сотруднику для информации.

    Заключение по итогам служебной проверки

    После окончания дисциплинарного розыска выносится заключение. Его утверждает начальство проверяющего лица.

    Документ основывается на сведениях, полученных в ходе расследования. Состоит из нескольких разделов:

    1) во вступлении указывается следующая информация:

    • должность, Ф.И.О. и иные данные проверяющего лица либо членов комиссии;
    • должность, Ф.И.О. и иные данные проверяемого работника, включая информацию об образовании, стаже работы, полученных наградах и взысканиях.

    2) в основной части указываются:

    • причины назначения расследования;
    • объяснительная записка сотрудника;
    • непосредственное описание служебного правонарушения и всех сопутствующих обстоятельств;
    • иные дополнительные сведения, имеющие отношение к делу;
    • доказательства, свидетельствующие о вине или отсутствии таковой;
    • факторы, усиливающие или ослабляющие вину лица.

    3) в итоговом разделе описываются:

    • выводы по итогам расследования, в том числе о вине или отсутствии вины в действиях проверяемого работника;
    • рекомендации по мерам воздействия в отношении виновного лица;
    • заключения по обстоятельствам, послужившим созданию инцидента;
    • заключения о наличии либо отсутствии условий, указанных в ст.14 ФЗ «О службе в органах МВД»;
    • выводы об имеющихся в деле деталях или их отсутствии, о которых сообщал работник;
    • при необходимости рекомендации к отправке дела в следственные структуры для принятия соответствующих мер;
    • предложения по юридической, социальной или психологической поддержке служащему;
    • рекомендации по мероприятиям о ликвидации допущенных нарушений;
    • при необходимости предложения об обращении в соответствующие организации для оспаривания ложных сведений, а также подачи заявления о защите чести и достоинства;
    • предложения о профилактических мерах.

    Проект заключения с дополнительной собранной информацией направляется на согласование в юридическую и кадровую службу. Затем направляется уполномоченному начальству в течение 3 дней с момента официального окончания расследования. Руководство должно утвердить документ в течение 5 дней с момента получения.

    Впоследствии копия бумаги представляется в кадровую службу соответствующего органа МВД для внесения в личное дело проверяемого лица.

    В дело по итогам расследования подшиваются следующие бумаги:

    • основополагающий документ, явившийся причиной назначения дисциплинарного дознания;
    • копия решения о назначении расследования;
    • объяснительные записки опрошенных лиц, другие полученные в процессе исследования материалы;
    • заключение по итогам проверки;
    • информация по выполнению мероприятий, назначенных по итогам исследования;
    • копия письма к лицу, ходатайствовавшему об осуществлении дознания.

    Какие наказания могут быть наложены?

    Сотрудника органов МВД по итогам следствия могут подвергнуть следующим видам наказаний:

    • замечание;
    • выговор;
    • строгий выговор;
    • информирование о неполном должностном соответствии;
    • переход на нижестоящую должность;
    • увольнение по отрицательным мотивам.

    Если работник не согласен с итогами проверки, он имеет полное право написать письменное ходатайство о пересмотре своему прямому начальнику. Если итоговое заключение начальства также не подходит служащему, то он вправе обратиться в вышестоящую инстанцию либо подать иск в суд.

    Для подобных мероприятий сотруднику предоставляется срок в 3 месяца. Датой начала указанного срока является время получения под роспись решения о наложении служебного наказания по итогам проверки.

    При этом обжалование наказания не служит преградой для его исполнения.

    Если сотрудник решил поначалу подать рапорт о пересмотре дела начальству, то оно должно быть изучено в течение 1 месяца с момента получения. Если итоги разбирательства сотрудника не удовлетворили, и он все-таки решил написать заявление в суд, то сделать это должен в течение 10 дней с момента получения решения по рапорту.

    Вместе с тем, рассмотрение дела в суде неоднократно спасало сотрудника МВД от наказаний, вынесенных по итогам незаконно проведенной проверки.

    Например, 12 января 2015 года Осинский районный суд Пермского края вынес решение о признании незаконной служебной проверки в отношении сотрудницы органов МВД. В суде было установлено, что проверяющими лицами не были в полной мере соблюдены требования законодательства о проведении дисциплинарных расследований. В частности, несмотря на то, что в период дознания сотрудница находилась на лечении, в нарушение п.17 «Порядка проведения проверок», ход расследования не был приостановлен. Также сотруднице, в нарушение п.30.9 указанного выше документа, не было предложено написать пояснения по обстоятельствам дела.

    Таким образом, ее права на всестороннее и объективное рассмотрение дела были нарушены. Исходя из указанных нарушений, допущенных при проведении проверки, суд принял решение признать итоги расследования незаконными.

    В другом случае, Верхотурским районным судом Свердловской области также были отменены и признаны незаконными результаты дисциплинарного следствия, выразившиеся в наложении строгого выговора на сотрудника МВД. В решении суда указано, что проверка была проведена с грубыми нарушениями установленного порядка. Так, сотрудник, в отношении которого проводилось расследование, не был уведомлен о своих правах. Также его не ознакомили с итогами проверки. Таким образом, о наложении дисциплинарного взыскания служащий узнал только через 2 месяца. По этой причине он не мог обжаловать результаты проверки, а также решение руководства о наложении наказания.

    Таким образом, если в действиях проверяющих лиц имеются нарушения закона и правил проведения дисциплинарных расследований, то впоследствии в судебном порядке возможно отменить итоги проверки.

    Как проходит служебная проверка сотрудников

    Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.

    Что представляет собой служебная проверка?

    Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

    ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

    Законодательное обоснование

    В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.

    Читайте также:  Методы оценки рыночной стоимости земельного участка

    В каких случаях проводится проверка?

    Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:

    • Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
    • Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
    • Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
    • Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
    • Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.

    К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

    ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.

    Базовые задачи расследования

    Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:

    • Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
    • Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
    • Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
    • Определение виновности лица.
    • Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.

    К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.

    Порядок осуществления служебной проверки

    ВАЖНО! Рекомендации по алгоритму проведения служебной проверки от КонсультантПлюс доступны по ссылке

    Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала.

    Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:

    • Причину осуществления расследования.
    • Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
    • Полномочия комиссии.
    • Сроки, отведенные на проверку.
    • Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.

    Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.

    Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.

    ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.

    Права и обязанности участников комиссии

    У участников комиссии есть следующие права:

    • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
    • Просмотр документов, которые относятся к делу.
    • Истребование необходимых документов.
    • Получение консультаций специалистов.

    У участников комиссии также есть обязанности:

    • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
    • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
    • Обеспечение конфиденциальности.
    • Составление акта о результатах проведенного расследования.
    • Документальное оформление всех этапов проверки.

    Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

    Права предположительно виновного лица

    Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:

    • Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
    • Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
    • Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
    • Ознакомление с собранными по делу материалами.

    Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.

    ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.

    Заключительная часть служебной проверки

    В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:

    • Участники комиссии и ее председатель.
    • Сведения о противоправном деянии.
    • Данные о предположительно виновном лице.
    • Причины произошедшего.
    • Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.

    К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.

    О проведении служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России

    С 25 июня 2013 г. действует приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161, утвердивший Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Названный Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации. Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», а также заявление сотрудника. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России. Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации также предусмотрены полномочия участников служебной проверки, порядок оформления результатов служебной проверки. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» признан утратившим силу.

    Приложение 3 к теме № 7

    Порядок назначения и проведения служебной проверки регламентируется ст. 52 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ».

    Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «О полиции», а также по заявлению сотрудника.

    В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 ст. 52 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ», продлевается на десять дней.

    При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

    · фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

    · причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

    · характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

    · наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

    Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

    Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

    Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

    · обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

    а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

    б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

    в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

    г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

    В заключении по результатам служебной проверки указываются:

    · установленные факты и обстоятельства;

    · предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

    Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

    Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Приложение 4 к теме № 7

    Примерный образец план-задания по проверке жалобы

    Заместитель начальника
    ГУ МВД РФ по г. Москве

    _____ апреля 2012 г.

    План-задание
    по проверке жалобыСидорова И.С. и Сидоровой М.И.

    В ГУ МВД РФ по г. Москве из Прокуратуры г. Москвы поступила жалоба гр-н Сидорова И.С. и Сидоровой М.И,проживающих по адресу, г. Москва ул. Зеленая д.25 кв. 19 о незаконных действиях оперативного уполномоченного ОБЭП майора полиции Иванова М. по отношению к их сыну- предпринимателю Сидорову Е.И.

    С целью проверки достоверности обстоятельств, изложенных в жалобе, необходимо осуществить следующие мероприятия:

    1. Встретиться с авторами жалобы Сидоровым И.С. и Сидоровой М.И. для выяснения новых обстоятельств, открывшихся при изучении жалобы.

    2. Встретиться со свидетелем столкновения в ресторане гражданином Иванцовым И.В., побеседовать с ним и взять показания.

    3. Встретиться со свидетелем столкновения в ресторане гражданином Суяровым Т.Х., побеседовать с ним и взять показания.

    4. Встретиться со свидетельницей столкновения в ресторане гражданкой Друниной П.О. побеседовать с ней и взять показания.

    5. Встретиться со свидетельницей столкновения в ресторане гражданкой Кольцовой Г.Р. побеседовать с ней и взять показания.

    6. Встретиться со свидетельницей столкновения в ресторане гражданкой Тахтабаевой Р.Д.побеседовать с ней и взять показания.

    7. Встретиться с официанткой Петровой А.А. свидетельницей столкновения в ресторане, побеседовать с ней и взять показания.

    8. Встретиться с сотрудником охраны ресторана Коровиным Т.Н. свидетелем столкновения в ресторане, побеседовать с ним и взять показания.

    9. Встретиться в конце проверки с майором полиции М. Ивановым и взять у него объяснения по фактам, изложенным в жалобе.

    10. Установить личность второго сотрудника полиции, участника задержания гражданина Сидорова Е.И. в ресторане, побеседовать с ним и взять показания.

    11 Установить личность гражданином, который был свидетелем на опознании Сидорова Е.И., в качестве покушавшегося на гражданина Лскавяна Г.Н., побеседовать с ними и взять показания.

    – с журналами регистрации жалоб в отделе за последние три года с целью поиска жалоб на оперативного уполномоченного ОБЭП майора полиции Иванова М. в случае их обнаружения, сделать подробную выписку с материалов проверки и приобщить их с материалами проверки.

    – с материалами уголовного дела по факту покушения на гражданина Лскавяна Г.Н. 22 мая 2004 года, обратив особое внимание на протокол проведения опознания гр-на Сидорова Е.И. в качестве подозреваемого в покушении на гражданина Лскавяна Г.Н.

    12. Запросить копии характеристик и представлений на оперативного уполномоченного ОБЭП майора полиции Иванова М. за последние 3 года и приобщить их к материалам проверки.

    13. Запросить из налоговой инспекции копию справки о финансовом положении фирмы «Рубин» за последние два года.

    14. Запросить из отдела кадров копии представлений и служебных характеристик на майора полиции Иванова М из личного дела за последние три года.

    15. Познакомиться в архиве суда с уголовными делами осужденных Осадчего В.И. и Попова Р.О. с целью выявления причастия майора полиция Иванова М. в их привлечению к уголовной ответственности.

    16. По результатам проверки подготовить итоговую справку для доклада руководству.

    17. В случае подтверждения фактов, изложенных в жалобе, внести предложения об устранении нанесенного ущерба, вызванного неправомерными действиями сотрудника полиции и принятия мер дисциплинарного ответственности по отношению к виновному сотруднику.

    18. По результатам проверки жалобы подготовить проект ответа авторам жалобы.

    Ссылка на основную публикацию