Что такое прилегающая территория к зданию

Что такое прилегающая территория к зданию

В предыдущей части мы дошли до следующих вопросов:

Каково содержание понятия «лицо, ответственное за эксплуатацию здания»?

Можно ли приравнять «участие в содержании» к «обязанности по содержанию»?

Каков объём «участия в содержании» прилегающей территории (ПТ)?

Снова берёмся за Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) и находим ч. 1 ст. 55.25:

«В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо».

Как видим, по общему правилу лицом, ответственным за эксплуатацию здания, является:

законный владелец здания (любое право: аренда, ХВ, ОУ);

привлечённое на основании договора в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания иное лицо.

Таким образом, проведено разграничение ответственности за ненадлежащую эксплуатацию здания: если собственник нанял по договору иное лицо, то оно и несёт ответственность.

Но и здесь есть тонкость; в Определении от 28.02.2017 г. № 461-О КС РФ указал, что положения ст. 55.25 ГрК РФ, рассматриваемые во взаимосвязи с положениями ст. 209 и 210 ГК РФ, не означают снятия с собственника здания бремени содержания принадлежащего ему имущества и что ГрК РФ не регулирует правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за соблюдением иного отраслевого законодательства, и не определяет лиц, в отношении которых могут проводиться мероприятия такого государственного контроля (надзора).

А что такое «безопасная эксплуатация здания» (БЭ)? Прямого определения в ГрК РФ не имеется, но из положений ст. 55.24 ГрК РФ, можно выделить признаки БЭ:

эксплуатация в соответствии с разрешённым использованием (ч. 1);

эксплуатация в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, НПА РФ, НПА субъектов РФ и муниципальных правовых актов (ч. 5).

Из ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что для достижения БЭ необходимо обеспечить:

техническое обслуживание (содержание ТО раскрыто в ч. 8);

эксплуатационный контроль (содержание ЭК раскрыто в ч. 7);

По сути ТО и ЭК управляющим организациям давно знакомо по Правилам № 491, по Минимальному перечню № 290, Правилам № 170 Госстроя и т.д. А ч. 10 ст. 55.24 ГрК РФ прямо указывает, что эксплуатация МКД осуществляется с учётом требований жилищного законодательства.

Кто может быть нанят для БЭ МКД по договору?

управляющие организации, которые осуществляют деятельность по управлению МКД на основании договора управления (ст. 162 ЖК РФ);

при «непосреде» – организации, работающие на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ).

А какова цель упомянутого в ч. 1 ст. 55.25 договора? Цель – именно безопасная эксплуатация. С учётом положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ, можно сказать, что управляющие организации обеспечивают БЭ в рамках договора управления, обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание ОИ в МКД и т.д.

Поскольку в отношении эксплуатации МКД действует жилищное законодательство (специальное), можем сказать, что БЭ любого МКД нанятым лицом обеспечивается одним из двух договоров – ДУ (ст. 162 ЖК РФ) или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ), ибо других договоров законом не предусмотрено.

ТСЖ не выбиваются из предлагаемой нами логики, поскольку как юридические лица в силу ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ несут ответственность за содержание ОИ в МКД в соответствии с требованиями технических регламентов и правил содержания ОИ в МКД, то есть обеспечивают ровно то же самое – БЭ МКД. И это укладывается в логику ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ («В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом» – а ТСЖ это и не собственник, и не нанятое по договору лицо).

Как видим, ст. 55.24 ГрК РФ в совокупности ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ говорят о публичной обязанности указанного законом лица обеспечить безопасную эксплуатацию своего имущества, поскольку право собственности подразумевает бремя содержания имущества.

А что не так с ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ? Во-первых, эта норма установила публичную обязанность в отношении чужого имущества, не принадлежащего лицу, ответственному за БЭ здания.

Высшие судебные инстанции неоднократно подчёркивали, что случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами или договором (Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2018 г. № 50-КГ18-6).

Относительно договоров сразу отметим, что по состоянию на 28.06.2018 г. (дата вступления в силу ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ) ни один из действующих на территории РФ договоров управления (или «непосредственных» договоров) не содержал условия о том, что управляющая организация обязывается «принимать участие в содержании прилегающей территории».

Дело в том, что ни договор управления (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ), ни договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ) не могут исполняться в отношении чужого имущества, не являющегося ОИ МКД, ни предмет, ни цель (ни прокурор) этого не позволяют.

При этом указанные договоры не позволяют урегулировать вопросы «участия в содержании прилегающей территории» даже условиями о неких дополнительных услугах, заказываемых каждым из собственников по своему усмотрению.

Во-первых, в МКД как минимум две квартиры (п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47), а стало быть как минимум два собственника (мы сейчас не рассматриваем частный случай, указанный в ст. 163 ЖК РФ), на каждого из которых распространяется публичная обязанность участия в содержании ПТ.

Во-вторых, рассматриваемая публичная обязанность солидарна, ибо обратное не установлено законом; ни в ст. 55.25 ГрК РФ, ни где-то ещё нет оговорки о том, что участие в содержании ПТ осуществляется в соответствии с долей в праве собственности на ОИ или иным подобным образом.

В-третьих, ч. 2 ст. 55.25 ГрК РФ гласит:

«В случае, если число собственников здания, сооружения составляет два и более, решения по вопросам эксплуатации здания, сооружения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения принимаются по соглашению всех таких собственников. В случае, если число собственников здания, сооружения превышает пять, решения по вопросам эксплуатации здания, сооружения в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения, в том числе о привлечении на основании договора физического или юридического лица в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения, принимаются на общем собрании таких собственников.».

Как видим, чтобы нанять управляющую организацию для БЭ МКД, требуется как минимум соглашение (=договор) всех (100 %) собственников, а как максимум – соответствующее решение ОСС. При этом следует отметить, что ст. 44 ЖК РФ не включает в компетенцию ОСС вопросы, связанные с участием в содержании ПТ. Это и невозможно, поскольку ст. 4 ЖК РФ исчерпывающим образом определила перечень жилищных отношений; содержание ПТ в жилищные отношения не входит. Благоустройство территорий в силу п. 1 ст. 1 ГрК РФ относится к градостроительной деятельности, которая регулируется соответствующим законодательством – ГрК РФ, другие федеральные законы и иные НПА РФ, а также законы и иные НПА субъектов РФ (ч. 1 ст. 3 ГрК РФ).

Да, ч. 3 ст. 4 ГрК РФ теоретически позволяет применить к градостроительным отношениям жилищное законодательство, но позволяет ли закон решением ОСС переложить на управляющую организацию публичную обязанность собственника помещения в МКД? Вспомним: ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ позволяет собственникам нанимать управляющую организацию для обеспечения БЭ МКД (имущества, которое им принадлежит), но позволяет ли ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ сделать вывод о том, управляющая организация, нанятая по договору в целях обеспечения БЭ МКД и несущая ответственность за эксплуатацию здания, несёт ответственность за исполнение публичной обязанности лиц, её нанявших?

Ещё раз: управляющую организацию могут нанять для обеспечения БЭ здания, то есть вверить конкретный МКД и договором установить круг обязанностей, исполнение которых вознаграждается платой, рассчитываемой по установленным государством правилам в рамках жилищных правоотношений. Если же говорить об участии в содержании ПТ, здесь участником отношений с одной стороны всегда выступает муниципальное образование, без участия которого вопросы благоустройства (=градостроительной деятельности) не могут быть решены: собственники помещений в МКД не могут автономно решать, какие работы по благоустройству ПТ необходимы, в каком объёме и на какую стоимость.

Соответственно получается следующая картина:

отношения муниципалитета и собственников помещений в МКД по вопросам благоустройства урегулированы градостроительным законодательством;

отношения собственников помещений в МКД и управляющей организации по вопросам БЭ МКД урегулированы градостроительным и жилищным законодательством;

отношения собственников помещений в МКД и управляющей организации по вопросам участия в содержании ПТ не урегулированы напрямую ни градостроительным, ни жилищным законодательством.

Учитывая сказанное, никакого «автоматического включения данной обязанности» в действующий договор управления нет и не может быть.

Поскольку в договоре управления указанный вопрос не может быть урегулирован, то есть нанятое лицо не принимало на себя такое обязательство и не получало от собственника плату за его исполнение, то можно ли говорить об ответственности нанятого собственником лица? Решая вопрос о привлечении к ответственности за нарушение правил благоустройства (= ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ), необходимо установить, какое именно лицо обязано исполнять рассматриваемую обязанность.

Попробуем смоделировать ситуацию, когда собственники помещений в МКД на основании договора регулируют вопрос участия в содержании прилегающих территорий. Мы исходим из того, что наиболее близким по смыслу является договор поручения.

Согласно п. 1 ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счёт другой стороны (доверителя) определённые юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

В данном случае договор не может быть безвозмездным, поскольку участие (в том числе финансовое) в содержании ПТ (=земельного участка) в любом случае подразумевает несение затрат, а предпринимательская деятельность подразумевает своей целью извлечение прибыли, а не благотворительность.

Первое, что необходимо учитывать при составлении такого договора, это правила благоустройства, ибо именно они устанавливают «случаи и порядок» участия в содержании ПТ. Соответственно, собственники в договоре с управляющей организацией (для удобства будем оперировать «жилищными» понятиями, а не «градостроительными») не вправе от них отступать.

Здесь вернитесь к первой части статьи , прочтите ещё раз положения Правил благоустройства МО «город Вологда»:

Вы увидите, что Правила не содержат ни случаев, ни порядка участия в содержании ПТ:

п. 3.6 является калькой с ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ;

пункты 3.6.1 – 3.6.3 посвящены определению внешних границ ПТ;

п. 3.6.4 является перечнем работ по содержанию ПТ, который обязан выполнять каждый собственник, независимо от наличия лица, привлечённого для БЭ МКД.

Мероприятия по содержанию ПТ предусматривают несение определённых трудовых затрат и (или) финансовых расходов на их проведение, либо необходимость привлечения для их проведения сторонних лиц (специализированных организаций).

Здесь мы подошли к вопросу о том, можно ли приравнять «участие в содержании» к «обязанности по содержанию», идентичны ли данные понятия?

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 13 ч. 2 ст. 45.1 в числе вопросов, которые могут регулировать Правила благоустройства территории муниципального образования, указал участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании ПТ.

При этом закон, допуская установление ОМСУ порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве ПТ, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли. Этот вывод сформулирован высшими судебными инстанциями (знаковое дело – № А09-10816/2013, которое по существу рассматривалось коллегией ВС РФ, завершилось определением № 310-КГ14-4599 от 12.03.2015 г. и определением № 239-ПЭК15 от 09.11.2015 г. об отказе в передаче в Президиум ВАС РФ). Также можно указать Апелляционное определение СКАД ВС РФ от 18.10.2017 г. № 16-АПГ17-7, Определение СКАД ВС РФ от 03.08.2017 г. № 50-КГ17-15, Определение СКГД ВС РФ от 17.04.2018 г. № 50-КГ18-7 (попало в Обзор судебной практики ВС РФ № 4 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2018 г.).

Под бременем содержания имущества в гражданском праве понимается гражданско-правовая обязанность субъекта права совершать определённые действия (а равно воздерживаться от совершения некоторых действий), а также нести расходы, обусловленные и связанные с обладанием имуществом, пользованием или в некоторых случаях с возможностью распоряжения им. Именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов.

Сформулированное ст. 210 ГК РФ правило о том, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник, если иное не предусмотрено законом или договором можно понимать в следующих аспектах:

каждый собственник обязан исключительно за свой счёт нести все расходы на содержание своего имущества, по общему правилу не предполагается чья-либо помощь;

перенесение части или полностью бремени содержания имущества на иное лицо возможно, но лицо, не являющееся собственником имущества, обязано нести все или часть расходов на содержание имущества, которым оно пользуется, только на основании прямого на то указания закона или согласно условиям заключённого с собственником договора.

Оговорка «которым оно пользуется» нам представляется уместной, но детальное её обоснование выходит за рамки статьи.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ одним из основных начал гражданского законодательства является то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьями 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Читайте также:  Права и обязанности специалиста в гражданском процессе

ОМСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Утверждение правил благоустройства и организация благоустройства муниципальной территории отнесено к вопросам местного значения (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Закона № 131-ФЗ).

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 1 ч. 2 ст. 45.1 установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями.

Здесь мы вспоминаем, что в силу п. 36 и 37 ст. 1 ГрК РФ благоустройство — это комплекс мероприятий, распространяющихся в том числе на территории общего пользования (ТОП), а ПТ как раз входит в ТОП.

Исходя из содержания п. 12 ст. 1 ГрК РФ, п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ и ст. 262 ГК РФ, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым. Высшие судебные инстанции довольно чётко сформулировали данный вывод, равно как и то, что в состав ТОП входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг.

Определение придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году

Кроме квартиры и мест общего пользования внутри здания, собственностью жильцов также нередко является и земля, прилегающая к строению. Придомовая территория многоквартирного дома (МКД) определяется градостроительной документацией. Жильцы могут использовать ее на свое усмотрение, также на них возлагается обязанность по ее содержанию.

Законодательное регулирование вопроса

Нормативы, регламентирующие использование придомовой территории многоквартирного дома, устанавливаются:

  • Жилищным кодексом;
  • Градостроительным кодексом;
  • Постановлением Правительства №491 от 13.08.2006;
  • Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 (последняя редакция от 27.03.2018);
  • ГОСТом Р 56195-2014.

В них закрепляется понятие придомовой территории, описываются разрешенные варианты ее использования. Региональное законодательство может конкретизировать эти положения. Например, каждый город имеет собственный градостроительный регламент, в соответствии с которым определяется принадлежность земли около зданий и рассчитывается ее площадь. Правила обустройства придомовой территории зафиксированы в техрегламентах и СНиПах.

Что входит в придомовую территорию

Большинство людей хочет рационально использовать пространство рядом с их жильем. Для этого нужно знать, что такое придомовая территория многоквартирного дома. Обычно под ней подразумевается земельный участок, непосредственно примыкающий к строению. Также сюда относится котельная, инженерные коммуникации и т. п. А вот двор не всегда попадает в эту территорию – нередко он юридически принадлежит нескольким домам, особенно в районах с плотной застройкой.

Сейчас определение дворовой территории многоквартирного дома происходит на этапе разработки проекта застройщиком. Принадлежность земли объектам, построенным несколько десятилетий назад, определяет муниципальный градостроительный регламент.

Кому она принадлежит

Ответ на вопрос, кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома, зависит от даты постройки, а также от того, оформлен ли на объект кадастровый паспорт. Если здание построено после 2005 г., участок является долевой собственностью жильцов. Аналогичное положение действует на дома, возведенные раньше, если на них оформлены соответствующие документы. Но это право уже требует специального юридического подтверждения. А вот земля вокруг строений, не стоящих на кадастровом учете, считается собственностью муниципалитета. Жильцы МКД могут пользоваться прилегающей территорией, но распоряжаться ей у них права нет.

Площадь придомовой территории

Если на этапе строительства участок вокруг многоэтажного дома не был обнесен забором, визуально определить его границы бывает нелегко. Необходимость выяснить, сколько метров от дома считается придомовая территория, возникает у жильцов, желающих рационально использовать это пространство. Также это требуется при решении споров с третьими лицами. Например, жителями соседних домов или муниципальными службами при выяснении, кому принадлежит территория, и кто отвечает за ее содержание. Это может понадобиться и при защите своих интересов, например, при незаконном использовании земли.

Как узнать границы

Очертания участка, как и любой недвижимости, зафиксированы в кадастровых документах. Именно по ним можно узнать, сколько метров придомовая территория, и ее конфигурацию. В отличие от загородных участков, границы не всегда имеют строгую геометрическую форму.

На площадь и очертания влияет плотность застройки, год возведения, количество этажей и квартир, инженерные и дорожные коммуникации. Также в законе не закреплена минимальная величина. Рекомендованная формула покрывает лишь площадь земли под самим зданием. Поэтому даже у соседних домов размер придомовой территории может существенно различаться.

Нужную информацию по запросу предоставят в УК или Росреестре. Но это возможно только в том случае, если было проведено межевание. Перед возведением новых домов эта процедура обязательна, но дома, построенные до 2001 г. не всегда имеют юридически зафиксированную границу прилегающих территорий.

Читайте также:

Порядок межевания

Решение провести межевание придомовой территории многоквартирного дома принимается на общем собрании жильцов. На нем же определяется и уполномоченное лицо, которое будет заниматься этим вопросом. Обычно эта миссия ложится на старшего по дому. Протокол собрания вместе с технической документацией на дом передается в местный орган, занимающийся распределением муниципальных земель.

Еще потребуется документально подтвердить, что межевание ранее не проводилось. На основании поданных документов специалисты рассчитают площадь участка и проведут необходимые замеры. Их результаты будут зафиксированы в кадастровом паспорте. Он и документ о праве собственности на придомовую территорию передается на хранение в УК либо председателю ТСЖ.

Наказание за самовольное увеличение площади

Если жильцы поставили ограждение, выходящее за периметр придомовой территории, либо возвели постройку на не принадлежащем им участке, это считается незаконным. Помимо требования демонтировать сооружение, нарушителю грозит штраф (ст. 7.1 КоАП):

  • от 5 тыс. руб. для граждан;
  • от 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 100 тыс. руб. для организаций.

Точная сумма зависит от кадастровой стоимости участка.

Обязанности по содержанию участка

Вопрос, кто обслуживает придомовую территорию многоквартирного дома, весьма актуален для жильцов. Поскольку земля рядом со зданием является их собственностью, обязанность по ее содержанию лежит на них. Но по понятным причинам самостоятельно делать это затруднительно. Поэтому решение необходимых вопросов ложится на УК либо ТСЖ. Оказанные услуги оплачиваются по установленным тарифам так же, как и обслуживание другого общедомового имущества.

Благоустройство придомовой территории зависит от площади участка и предпочтений жильцов. Обычно предусматривается разбивка клумб, оборудование детской площадки и места для парковки автомобилей. Занимаются этим сами жильцы или УК. Уборка прилегающей территории тоже находится в компетенции осуществляющей доверительное управление имуществом дома компании. Она нанимает дворников для текущей очистки от бытового и природного мусора, снега и т. п. При необходимости заключаются договора с субподрядчиками (например, для вывоза ТБО).

Организация паркинга возле дома

Сейчас большинство людей имеет собственный автотранспорт. Соответственно, вопрос, где его оставлять, очень актуален. Организация парковки на придомовой территории является одним из разрешенных способов использования земли. Но для этого требуется согласие не менее 2/3 собственников жилья. Если в здании есть офис, магазин, аптека, ателье и т. п., их владельцы также должны участвовать в собрании.

Потребуется составить проект будущей парковки с учетом санитарных норм и планируемого количества автомобилей. Кроме непосредственно стоянки, можно предусмотреть установку шлагбаумов, ограждения, камер видеонаблюдения и т. п. Проект согласовывают в ГИБДД, земельном управлении и градостроительном комитете. После этого выбирается подрядчик, с которым заключается договор.

Порядок установки ограждений

Чтобы защитить придомовую территорию от вандализма и обезопасить себя, жильцы иногда принимают решение перекрыть ее полностью или частично. Это может быть символическая ограда для обозначения границ или полноценный забор со шлагбаумом и охраной.

Правила и законность возведения

Запретов по ограждению придомовой территории нет. Для этого достаточно собрать более 50% голосов жильцов. Однако конструкция не должна мешать проезду аварийных служб и ограничивать им доступ на территорию. В противном случае проект не будет одобрен администрацией населенного пункта.

Если произошла незаконная установка

Незаконным возведение ограждений считается, если на это не получено согласие минимум 2/3 жильцов. При этом неважно, кому принадлежит инициатива, – собственникам или третьим лицам. Жалобу подают либо в жилищную инспекцию, либо в прокуратуру. Там проверят информацию и, если ограждение возведено незаконно, выдадут предписание по его сносу. Также противоправной считается самовольная постройка, не согласованная с местными властями.

Возможна ли приватизация

Если дом построен после вступления в силу ЖК, оформлять право собственности на прилегающую землю необходимости нет – жильцы вступают в долевую собственность сразу после сдачи объекта. Иначе обстоит дело с более старой застройкой – по умолчанию земля под зданием и вокруг него принадлежит муниципалитету.

Закон позволяет оформить право собственности на придомовую территорию. Сделать это можно бесплатно, при этом процедура приватизации придомовой территории малоэтажных и многоэтажных многоквартирных домов не отличается. Но жильцы первых домов могут использовать приватизированную землю для своих нужд – разбивать грядки, сажать кустарники, возводить хозяйственные постройки.

От имени собственников в администрацию подается заявление, к которому прилагается кадастровый паспорт и техническая документация на недвижимость. Также потребуется протокол собрания, в котором зафиксировано согласие не менее половины жильцов. Полномочия заявителя должна подтверждать доверенность.

Преимущества и недостатки оформления в собственность

Плюсы приватизации придомовой территории:

  • возможность коммерческого использования – организация платной парковки, размещение рекламных конструкций, установка коммерческого ларька, открытие платной стоянки и т. п. Полученную прибыль можно употребить на нужды МКД или перечислять в УК в счет коммунальных платежей;
  • никто не сможет использовать ее без согласия жильцов.
  • придется платить налог;
  • все работы по благоустройству выполняются за счет собственников.

Приватизировать ли зону, примыкающую к многоэтажке, жильцы решают сами.

Подводя итоги

Придомовая территория – это участок земли, прилегающий к зданию. Его границы зафиксированы в кадастровых документах, а право собственности распределяется между всеми жильцами МКД. Они могут благоустраивать участок по своему усмотрению, а также использовать в коммерческих целях. Решение об этом принимается на общем собрании собственников.

Правовой статус прилегающей территории.

Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.

ЗАО “Тандер” (тот самый “Магнит”) посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст. 210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Максимально коротко: прилегающая территория – собственность муниципалитета, поэтому в силу ст. 210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя. На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам “зачищать” местные правила по благоустройству от таких норм.

Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали – свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):

Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходомбуквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.

Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий – это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь). В меньшей мере это касается городов, в большей – мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.

Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же “Магнит” не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.

Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладенияиного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно – формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользованияаренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности – путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена – это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени – ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой – продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит – им и останется.

Читайте также:  Инвентаризация ТМЦ, бухучет инвентаризации материалов.

А вот “Магнитам” в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.

Прилегающая к зданию территория

7.4.1 Прилегающая к зданию территория должна быть благоустроена, озеленена, оборудована инженерно-техническими устройствами для полива зеленых насаждений, проездов и тротуаров, иметь электрическое освещение. Для проездов и пешеходных дорожек необходимо предусматривать твердое покрытие.

7.4.2 Содержание прилегающей к зданию территории включает:

— поддержание в технически исправном состоянии элементов благоустройства (пешеходных дорожек, проездов, мест отдыха, игровых и хозяйственных площадок и малых архитектурных форм), озеленения (газонов, клумб, кустарников и деревьев с посадкой и сносом аварийных), открытых водоотводов, ливневой канализации до места подключения в общегородской коллектор и встроенно-пристроенных общественных туалетов;

— вывоз отходов (мусора, нечистот) по договору с организациями по очистке и контроль за выполнением графика удаления отходов;

— ежедневную санитарную уборку и очистку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

— установку на обслуживаемой территории урн, сборников для твердых отходов, а в некализованных домовладениях, кроме того, — сборников для жидких отходов;

— оборудование площадки под мусоросборники с водонепроницаемым покрытием.

7.4.3 Зимняя уборка прилегающей к зданию территории не должна препятствовать движению пешеходов и транспорта и включает:

— уборку снега с проездов и тротуаров и пешеходных зон;

— очистку крыш зданий;

— вывоз снега и снежно-ледяных образований;

— противогололедную обработку тротуаров и проездов.

Летняя уборка прилегающей к зданию территории включает:

— поливку территории для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха.

7.4.4 Механизированная уборка и очистка улиц, тротуаров и дворов должна производиться в часы, установленные местными исполнительными и распорядительными органами в зависимости от климатических условий, времени года и с учетом интенсивности пешеходного движения.

7.4.5 Запрещается:

— производить пересадку или вырубку деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения;

— осуществлять посадку деревьев ближе чем 6–8 м от здания;

— складировать тару, строительные материалы, дрова и т. п. вне территории, отведенной для этих целей;

— парковать автотранспорт на дворовых территориях в радиусе 10 м от мусоросборников, на газонах, в скверах, на детских площадках, тротуарах и в других неорганизованных для этих целей местах;

— оставлять автотранспорт на дворовых территориях на длительный период, а также в местах, препятствующих проезду специального транспорта, пожарных машин, машин скорой помощи, вывозу мусора, уборке снега;

— осуществлять мойку автотранспорта во дворах, на улицах и в других местах общего пользования;

— выгуливать собак на дворовых территориях, детских площадках, на газонах, в зеленых зонах, парках, скверах, за исключением специально отведенных площадок;

— сжигать листья, мусор и все виды отходов на территории города.

Текущий ремонт

8.1 Текущий ремонт строительных конструкций и внутренних инженерных систем проводится
с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления исправности и устранения незначительных повреждений конструкций и инженерных систем зданий.

8.2 Текущий ремонт здания проводится по планам-графикам, утвержденным собственником, пользователем или нанимателем.

8.3 Опись ремонтных работ на каждое здание включается в годовой план текущего ремонта.

8.4 Периодичность текущего ремонта зданий принимается с учетом технического состояния строительных конструкций и инженерных систем.

8.5 Перечень работ, выполняемых при текущем ремонте зданий, принимается в соответствии
с СНБ 1.04.02.

8.6 При выполнении работ по текущему ремонту проектная документация должна включать:

— опись работ (смету);

— ведомость расхода материалов;

— необходимые рабочие чертежи.

8.7 Выполненный текущий ремонт зданий подлежит приемке комиссией в составе собственника, пользователя объекта строительства, нанимателя или уполномоченного ими лица, представителей эксплуатационной организации, производителя работ (при выполнении работ собственными силами), подрядчика (при выполнении работ подрядным способом), ЖСК, товариществ собственников, КИЗ и т. д., регионального представителя Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации (для зданий, являющихся историко-культурными ценностями).

Капитальный ремонт

9.1 Капитальный ремонт зданий проводится с целью восстановления основных физико-техни­ческих, эстетических и потребительских качеств зданий, утраченных в процессе эксплуатации.

9.2 Сроки проведения капитального ремонта зданий определяются с учетом результатов технических осмотров, оценки технического состояния зданий специализированными организациями.
Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилых и общественных зданий приведена в приложении К, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем приведена в приложении Л.

9.3 Капитальный ремонт зданий, являющихся историко-культурными ценностями, должен осуществляться с разрешения Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации (кроме тех видов работ, которые оговорены в тексте охранного обязательства и могут проводиться без разрешения Департамента).

9.4 Одновременно с капитальным ремонтом зданий по решению заказчика может проводиться их модернизация (дооснащение недостающими системами инженерного оборудования, перепланировка помещений, замена отдельных строительных конструкций и инженерных систем и др.).

9.5 Замена строительных конструкций и инженерных систем при капитальном ремонте зданий должна производиться при их значительном износе, но не ранее минимальных сроков их эффективной эксплуатации согласно приложения Л. Замена их до истечения указанных сроков должна производиться при наличии соответствующего обоснования.

9.6 При капитальном ремонте жилых зданий за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, в состав работ должны в обязательном порядке включаться работы по восстановлению внутренней отделки квартир, поврежденной: при ремонте ограждающих конструкций и инженерных систем здания; в связи с нарушением температурно-влажностного режима эксплуатации здания по причинам, не зависящим от проживающих (протекание кровли, промерзание стен и др.).

9.7 Порядок разработки проектной документации объектов капитального ремонта и объемы ремонтных работ определяются в установленном порядке.

9.8 В процессе производства ремонтных работ генеральная подрядная организация обязана своевременно информировать собственника зданий, пользователя объекта строительства (уполномоченную организацию) об ожидаемых отключениях инженерных систем в зданиях и планируемых сроках их включения. В случае возникновения аварийной ситуации генеральная подрядная организация обязана самостоятельно принять меры к ее ликвидации, а также информировать об этом собственника, пользователя объекта строительства (уполномоченную организацию).

9.9 Здания, законченные ремонтом в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, должны предъявляться заказчиком к приемке государственным приемочным комиссиям в соответствии с требованиями СНБ 1.03.04.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Согласно российскому законодательству придомовая территория — это участок земли, непосредственно окружающий многоквартирный жилой или частный дом.

И вся его площадь принадлежит жильцам этого дома и может использоваться по их коллективному усмотрению.

Но для того, чтобы работа по благоустройству не переросла в нарушение закона, необходимо знать основные правила, касающиеся придомовых зон.

О содержании придомовой территории мы рассказывали здесь.

Придомовая территория многоквартирного дома – это земля, располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Как узнать границы придомовой территории?

Поскольку все придомовые территории проходят специальную регистрацию в государственных органах, то узнать их границы можно, воспользовавшись соответствующими базами данных. Самой доступной из них является Публичная Кадастровая Карта, доступная на сайте Росреестра.

Более точную информацию можно найти в кадастровом паспорте, который должен храниться у председателя домоуправления. Другой вариант — подать запрос в государственный единый реестр прав на недвижимости. Он поможет узнать не только внешние границы участка, но и его площадь, дату регистрации в реестре и другие полезные сведения.

Далее поговорим о нормах СНИП, касающихся размеров придомовой территории.

Как рассчитываются её размеры согласно СНИП?

По общепринятому стандарту площадь придомовой территории рассчитывается, исходя из формулы: Sтер=Sж*Уп, где Sтер — площадь придомовой территории, Sж — суммарная площадь всех жилых помещений дома, а Уп — удельная величина земельной доли. Все нормативы придомовой территории многоквартирного дома отражены в СНИП, то есть из правил нормирования строительства. Величина двора многоквартирного жилого помещения зависит от многих факторов — количества этажей в здании, количества квартир и других факторов, а также от того, в каком году дом принят в эксплуатацию.

О том, сколько метров от дома и забора считается придомовая территория многоквартирного дома, как определяется размер и площадь, читайте тут.

Что входит в состав участка вокруг многоквартирного дома?

Согласно жилищному кодексу РФ в ее состав могут входить следующие объекты инфраструктуры:

  1. земельный участок, на котором возведен дом;
  2. зеленые зоны и иные элементы озеленения и благоустройства;
  3. детские и спортивные площадки;
  4. места для парковки и коллективной стоянки транспортных средств;
  5. оборудованные места для сушки белья;
  6. электрические подстанции и трансформаторы;
  7. индивидуальные гаражи и погреба, а также специальные проезды для пожарной техники.

Все означенные выше объекты должны находиться внутри территории придомовой зоны.

Как принято проводить озеленение?

К разрешенным видам деятельности по озеленению придомовых территорий относятся:

  • устроение цветочных клумб, газонов, посадка низкорослых кустарников и уход за ними;
  • изготовление железных ограждений для зеленой зоны;
  • обустройство балконов ящиками с цветами (при этом они должны соответствовать проекту дома;
  • установка дополнительных креплений возможна лишь с разрешения).

При проведения озеленения запрещаются:

  1. посадка;
  2. пересадка;
  3. спиливание и кронирование многолетних деревьев, а также сухостоя.

Работы по озеленению на территориях, находящихся в долевой собственности, проводятся на деньги владельцев долей.

Каковы особенности благоустройства?

Кроме озеленительных работ, в благоустройство придомовых территорий входит обустройство детских и спортивных площадок, установка ограждений, уборка снега и мусора и другие работы (о санитарном содержании придомовой территории многоквартирного дома, читайте тут, а о том, кто отвечает за уборку, рассказано здесь). При этом следует знать, что размещение детских и спортивных площадок должно быть выполнено как можно ближе к самому дому, но при этом не должно мешать свободному проезду машин, а также не закрывать проезды для пожарной и иной спецтехники.

Ограждения на придомовой территории допускается возводить следующих видов:

  • зеленая изгородь высотой до полутора метров;
  • декоративные ограды из железа, камня или дерева;
  • а также установка шлагбаумов для частичного ограничения проезда.

Кроме этого, допускается установка сплошных заборов вокруг детских площадок, мест складирования отходов и других целевых объектов, а также устройство временных заборов при проведении строительных работ.

Одним из пунктов благоустройства является освещение, о котором можно прочитать тут.

Сколько составляет ширина проезда?

Ширина основной дороги для проезда автомобильного транспорта внутри придомовой территории должна равняться 3 метрам, а переулки и дороги второстепенного значения должны иметь ширину 2,75 метра.

Но следует учесть, что обязаны выделяться и специальные проезды для машин пожаротушения. Согласно СНиП их ширина напрямую зависит от высоты строения. При этом, их минимальная ширина должна быть не менее 6 метров, а максимальная — не более 16 метров.

В некоторых случаях допускается считать их ширину вместе с тротуаром, примыкающим к подъезду. Кроме этого, если дорога в придомовой зоне заканчивается тупиком, то в нем обязательно должна находиться разворотная территория для пожарной спецтехники с размерами не менее 15 метров Х 15 метров.

Стоянка машин в проездах или их длительное перегораживание категорически запрещаются.

Руководствуясь описанными выше правилами, жильцы любого дома могут выполнять благоустройство и возведение разрешенных объектов на своей придомовой территории.

Стоит знать, что такие решения должны приниматься коллективно советом жильцов, а для возведения крупных объектов или озеленения с помощью деревьев нужно получить разрешение в органах самоуправления.

Границы участка определяются выпиской из кадастрового учета, где будут подробно указаны все владельцы, а также границы территории.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Что значит прилегающая территория к зданию

Территории, непосредственно прилегающие к зданиям это

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Территории, непосредственно прилегающие к зданиям». Полученная информация поможет вам понять, что такое Территории, непосредственно прилегающие к зданиям. Если по вашему мнению определение термина «Территории, непосредственно прилегающие к зданиям» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, — земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства

Читайте также:  Реестр требований кредиторов при банкротстве

Сколько метров прилегающая территория к зданию

Об обязанности убирать на прилегающей территории Прошу Вас оказать юридическую помощь по следующему вопросу: Мне принадлежит часть частного дома и земельного участка в Ленинском районе г.Н.Новгорода. Земельный участок приватизирован, он поставлен на кадастровый учет, т.е определены границы данного земельного участка.

Размеры прилегающий благоустраиваемой территории могут устанавливаться органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (как в Московской области), например, в Правилах благоустройства и санитарного содержания.

Территория, прилегающая к зданию

Саржин Яр — Саржин яр, в XVIII веке также Саржен яр[1] (укр. Саржин яр) балка (яр) длиной более 12 км с пологими склонами в г. Харькове, Украина. Отделяет Павлово Поле (с запада) от Нагорного района (с востока). Известен своим источником минеральной воды … Википедия

Саржин яр (Харьков) — Саржин яр, в XVIII веке также Саржен яр[1] (укр. Саржин яр) балка (яр) длиной более 12 км с пологими склонами в г. Харькове, Украина. Отделяет Павлово Поле (с запада) от Нагорного района (с востока). Известен своим источником минеральной воды … Википедия

ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ — Территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, к строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц… … Словарь бизнес-терминов

Территория, прилегающая к участку строительства — территория в границах, определенных в установленном порядке на основе градостроительной документации, подлежащая защите в период строительства от неблагоприятных воздействий, связанных с выполнением работ по строительству, реконструкции,… … Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью

Прилегающая территория

Прилегающая территория к дороге — Прилегающая территория территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории… … Официальная терминология

ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ — территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, к строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц (… … Экологический словарь

Что такое в ПДД прилегающая территория? Особенности движения, парковка и рекомендации

Чтобы научиться их отличать, в первую очередь следует вспомнить определение и признаки обоих участков. Если перед вами — пересечение дорог, на котором присутствуют светофоры и знаки, значит, вы находитесь на перекрестке. Такие отличия прописаны в Правилах дорожного движения. Также, согласно ПДД, только на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах устанавливаются светофоры. Располагать их на прилегающей территории не позволяют правила. То же самое о дорожных знаках гласят ПДД. Прилегающая территория (въезд и выезд) не оснащена ними. Поэтому эта зона не относится к перекресткам. На прилегающей территории нет ни тротуаров, ни проезжей части.

Осуществление данного маневра выполняется по одному правилу. Пропустить всех участников движения, а затем совершить выезд с прилегающей территории. ПДД указывает на то, что помимо автомобилей, движущихся слева направо, необходимо уступить дорогу пешеходам, велосипедистам и транспортным средствам, перемещающимся справа налево.

Территории, непосредственно прилегающие к зданиям это

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Территории, непосредственно прилегающие к зданиям». Полученная информация поможет вам понять, что такое Территории, непосредственно прилегающие к зданиям. Если по вашему мнению определение термина «Территории, непосредственно прилегающие к зданиям» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, — земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства

Придомовая территория частного дома: границы, содержание

От него напрямую зависит благоустройство как самого дома, так и территории, к нему прилегающей. При какой-либо аварии, прорыве трубы, поломке вентиля может потребоваться срочный ремонт. Если неприятность произошла внутри сооружения, ее можно устранить достаточно быстро. Поломка наружного водопровода может потребовать земляных работ. Это означает, что заборы, ограды, деревья могут создать серьезные препятствия. Во избежание проблем необходимо провести всю работу по проведению системы водоснабжения и полива до начала облагораживания участка. При этом, оформляя его кустарниками, газонами, деревьями, малыми архитектурными формами, необходимо учитывать расположение коммуникаций, чтобы не повредить их. Если планируется провести вертикальное озеленение, создание живой изгороди, обязательно необходимо создать систему дренажа.

Каждый владелец стремится создать комфорт и уют и внутри, и снаружи сооружения. Придомовая территория должна гармонировать с окружающей обстановкой. В этой связи следует позаботиться о ее озеленении. Оформление участка деревьями и кустарниками позволяет выгодно украсить территорию. Можно использовать и декоративные, и культурные насаждения, размещая их в тех или иных местах. Если участок ровный, то вполне можно создать цветники, разбить сад, соорудить фонтан и беседку, окружив ее вьющимися растениями. Если же рельеф неровный, то отчаиваться не стоит. Его тоже можно оригинально оформить.

Ещё раз о земельном участке, прилегающем к дому

Здесь есть некоторые нюансы относительно участков, которые состоят на государственном учете в кадастре. Если территория была сформирована до начала действия Жилищного кодекса, то формально для перехода в долевую собственность вроде бы ничего не нужно. Но на практике жильцы должны обратиться в Федеральную регистрационную службу для регистрации своего права долевой собственности на придомовую территорию.

Многочисленные проблемы, касаемые содержания земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому (придомовой территории), вызывают различные вопросы у собственников жилья. Что относится к придомовой территории, каковы ее границы, кто отвечает за надлежащее состояние придомовой территории и кого наказывать за плохое обслуживание ― вот самые насущные из вопросов.

Прилегающая территория или перекресток

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Поразмыслили? Поняли, что все не так уж и однозначно? Ни в одном из этих примеров невозможно понять, что находится перед нами, не заезжая в приведенные съезды. Т.е. первый вывод, который сделаем по результатам этой статьи, — далеко не всегда можно понять, что перед нами: перекресток или пересечение проезжих частей.

Сколько метров от забора нужно убирать территорию по закону

Территория за забором частного дома называется прилегающей территорией и является территорией общего пользования.

Зачастую местные власти буквально заставляют собственников и арендаторов следить за ней, косить траву и убирать, грозясь штрафами. Где прописаны подобные требования, а также сколько метров от забора нужно убирать территорию по закону в частном доме, в организациях (в детском саду, в школе) разберем подробнее.

Права на территорию за забором и обязанности уборки прилегающей территории по закону

Какие права мы имеем на территорию за забором и какие обязанности по закону?

Для того, чтобы выяснить нужно ли убирать и косить территорию возле забора и на сколько метров, обратимся к действующему законодательству.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (п.37 ст. 1) прилегающая территория – это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, земельному участку, которые образованы и стоят на кадастровом учете. При этом границы прилегающей территории определяются правилами благоустройства, принятыми в муниципальном образовании в соответствии с законными нормами субъекта, на территории которого находится данное образование.

Делаем вывод – территорию от забора нужно убирать на столько метров, сколько установлено местными властями. А значит, надо обращаться к локальным актам. При этом, не помешает изучить и законы субъекта, дабы местные власти не превысили свои полномочия и не потребовали большего.

Гражданский кодекс (п.9 ст.55.25) гласит, что лица, ответственные за эксплуатацию зданий ОБЯЗАНЫ принимать непосредственное участие в том числе и финансовое в содержании прилегающих территорий в порядке.

Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 (редакция декабря 2019) «О местном самоуправлении» также вменяет в обязанность собственникам земельных участков и зданий содержать прилегающие территории в порядке в том числе, в виде финансирования такого порядка. (ст. 45.1).

Эта обязанность не касается собственников квартир многоэтажек. (Если интересуют подробности о правилах пользования придомовой территорией многоквартирного дома читайте здесь).

Таким образом, став собственником земельного участка мы априори соглашаемся на то, чтобы следить за примыкающей территорией, убирать ее, при необходимости косить траву.

А какие мы права имеем на эту территорию? Загородить забором мы ее не можем, так как это достояние общественности. Мы имеем на нее ровно те же права, что и все другие лица – права общего пользования. По сравнению с обязанностями – не густо. (Подробнее о правах и обязанностях на территорию за забором частного дома читайте здесь.)

Теперь приступим к изучению самого главного вопроса: кто определяет метраж прилегающей территории и сколько метров от забора нужно ее убирать.

Территория за забором частного дома – на каком расстоянии надо содержать в чистоте

Законы федерального уровня дают общие понятия содержания территории в порядке, никакой конкретики. Для того чтобы выяснить сколько метров от забора частного дома нужно убирать стоит обратиться к местным актам.

Местные правила и решения содержат более конкретную информацию, кроме того, они не должны противоречить закону субъекта, на территории которого располагаются.

Например, ваш частный дом находится на территории муниципального образования Подольск Московской области.

В Московской области правила благоустройства утверждены Законом о благоустройстве от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ, в Подольске правила закреплены Решением Совета Депутатов от 28.12.2018 № 56/13. Эти два акта, практически дублируют друг друга, разве что в решении есть дополнения, касающиеся местных особенностей.

Локальные Законы и акты определяют ряд минимальных обязанностей по содержанию территории за забором частного дома в чистоте и порядке, а именно:

  • косить газоны и иную травянистую растительность;
  • содержать уличное коммунально-бытовое оборудование;
  • убирать с территории за забором мусор;
  • содержать в порядке пешеходное дорожное покрытие;
  • проводить уборку снега;
  • не допускать хранения топлива, стройматериалов удобрений на прилегающей территории белее 7 дней.

Какую территорию в частном доме за забором нужно содержать в чистоте и в порядке

Также в правилах благоустройства по области указан конкретный размер прилегающих территорий для частников:

В отношении земельных участков и территорий индивидуальных домовладений – НЕ БОЛЕЕ 5 метров от границ таких участков и владений.

В отношении СНТ – НЕ МЕНЕЕ 5 метров и НЕ БОЛЕЕ 30 метров территорий за забором.

Что касается дачных участков в СНТ, то здесь речь идет о территории общего пользования и устанавливаются правила метража относительно границ самого СНТ.

Соответственно, в уставе садоводческого товарищества могут быть прописаны правила уборки территории за забором частного дома вашего участка в пределах этого метража.

А как быть, если прилегающая территория относится и к одному строению, и к другому? Например, территория между заборами двух частных домов всего 5 метров. Сколько метров от забора нужно будет тогда убирать? В этом случае идет пресечение прилегающих территорий, и она делится по справедливости – половину убирает один собственник, а половину – другой. По крайней мере, по закону Московской области действуют такие правила.

Внимание! В вашем регионе метраж территории, которую надо убирать за забором своих владений, регламентируется правилами местной администрации и может отличаться от приведенного выше примера.

Сколько метров от забора нужно убирать территорию организации

Если с уборкой территорий за забором частных домов все более-менее понятно – она ложится на плечи собственника, то с уборкой прилегающих территорий юр лиц дела обстоят сложнее. Для уборки нанимаются дворники и оплата напрямую зависит от объема работ.

Например, сколько метров от забора, нужно убирать территорию в детском саду или в школе? Возможно есть какие-то нормативы для организаций? Нормативы действительно существуют и содержатся они все в тех же актах местных властей. По-хорошему, городские власти должны разрабатывать схему уборки территорий. При этом собственники и ответственные лица за эксплуатацию зданий должны быть с ней ознакомлены. Но не везде такие схемы разработаны. Кроме того, в связи с непрерывностью кадастрового учета (подготовка новых технических планов, межевых планов, межевания территории) и обновления данных Росреестра такие схемы могут устареть.

Обычно организации убирают территорию за своим забором (или вокруг здания, если как такового забора нет), косят траву, ухаживают за кустарниками, чистят снег, по уже устоявшимся правилам.

Фактически эта прилегающая территория может достигать 30 метров – все опять же индивидуально и зависит от правил благоустройства, установленных в вашем районе. Чаще всего прилегающая территория организаций заканчивается там, где начинается бордюры проезжей части или соседние придомовые территории.

Ответственность и штрафы за нарушение благоустройства территории

Кто должен убирать прилегающую территорию мы выяснили – собственники или лица их представляющие. А что будет если не выполнять предписания властей и отказаться от уборки и содержания мест общественного пользования? Ведь по факту это земли муниципальные, а значит власти за счет бюджета должны следить за ними.

Так рассуждают многие, но это мнение ошибочно. Власти действительно должны следить за порядком на местах, в том числе и на улицах. А за чей счет – это вопрос спорный. Тем более в федеральных законах есть прямое указание, что собственники прилегающих территорий должны принимать финансовое участие в их уборке. Хочешь жить в частном доме – покупай газонокосилку, лопату и вперед – благоустраивай свой участок и все, что вокруг.

Но сразу оштрафовать собственника за несоблюдение правил благоустройства без соответствующего предписания никто не вправе. Сначала должен быть акт предупреждения – предписание (постановление, представление, решение), а если нет реакции – то штраф физ. лицам до 500 руб., а организациям до 20 тысяч рублей (ст. 19.5 КоАП). При этом уплата штрафа не освобождает от обязанности уборки прилегающей территории.

Итак, владение землей и недвижимостью – это не только права, но и обязанности, причем круг этих обязанностей может быть гораздо шире, чем мы себе его представляем. Но не стоит ругать законодательство. Мы должны осознано подходить к общественному имуществу, ведь намного приятней видеть вокруг чистые улицы, и понимать, что каждый из нас вносит свой собственный вклад в эту чистоту. Лучше не добиваться предписаний, а делать все вовремя.

Ссылка на основную публикацию