Международная конвенция о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Конвенция
о правах инвалидов
(от 13 декабря 2006 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

Государства – участники настоящей Конвенции,

a) напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,

b) признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,

c) подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации,

d) ссылаясь на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,

e) признавая, что инвалидность – это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими,

f) признавая важность, которую принципы и руководящие ориентиры, содержащиеся во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, имеют с точки зрения влияния на поощрение, формулирование и оценку стратегий, планов, программ и мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях для дальнейшего обеспечения инвалидам равных возможностей,

g) подчеркивая важность актуализации проблем инвалидности как составной части соответствующих стратегий устойчивого развития,

h) признавая также, что дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности,

i) признавая далее многообразие инвалидов,

j) признавая необходимость поощрять и защищать права человека всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке,

k) будучи озабочены тем, что, несмотря на эти различные документы и начинания, инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех частях мира,

l) признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах,

m) признавая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты,

n) признавая, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор,

o) считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются,

p) будучи озабочены трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды, подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства,

q) признавая, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации,

r) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами – участниками Конвенции о правах ребенка,

s) подчеркивая необходимость учета гендерного аспекта во всех усилиях по содействию полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод,

t) подчеркивая тот факт, что большинство инвалидов живет в условиях нищеты, и признавая в этой связи острую необходимость заниматься проблемой отрицательного воздействия нищеты на инвалидов,

u) принимая во внимание, что обстановка мира и безопасности, основанная на полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, является непременным условием для полной защиты инвалидов, в частности во время вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,

v) признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами,

w) принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Международном билле о правах человека,

x) будучи убеждены в том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов,

y) будучи убеждены в том, что всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях – как в развитых, так и в развивающихся странах,

согласились о нижеследующем:

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106

Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г.

Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., ратифицировала Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.

Международная конвенция о правах инвалидов

Права людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, защищены нормативными правовыми актами, в том числе и международными. Основным документом, закрепляющим их гарантии, является Конвенция о правах инвалидов.

  1. Международная конвенция о правах инвалидов
  2. Общие сведения
  3. Когда была принята Конвенция о правах инвалидов
  4. Ратификация Конвенции

Международная конвенция о правах инвалидов

Международные документы являются таковыми, потому что государства, их ратифицировавшие, принимают на себя обязательства по исполнению. Таким образом, нормы действуют в рамках не одной, а сразу нескольких стран.

Помимо Конвенции, в мировом сообществе гарантии для таких людей установлены Декларацией о правах инвалидов (1995 год) и Всемирной программой действий в отношении инвалидов (1981 год).

Общие сведения

Юридически Конвенция является договором международного уровня, первым актом по защите прав, который был принят в 21 веке. В ней прописаны положения, которые должны соблюдаться в отношении инвалидов:

  • недопущение дискриминации и умаления прав во всех областях общественной жизни;
  • обеспечение доступа ко всем общественным институтам, в том числе информации;
  • формирование среды обитания без барьеров (пандусы, средства реабилитации, получение образования);
  • гарантии нормальной жизнедеятельности как для мужчин, так и для женщин;
  • принятие мер к вовлечению лиц, имеющих неполные возможности, в общество.

Конвенция в части норм о правах детей инвалидов содержит положения, обязывающие обеспечить им защиту от насмешек и насилия как в семье, так и в социуме в целом. Приветствуется инклюзивное образование, когда ребенок и его родители имеют право выбора школы, в которой будут учиться. Если есть желание проходить обучение вместе со здоровыми детьми, то воспрепятствовать этому администрация образовательного учреждения не вправе.

Документом предписывается создание доступной среды, что означает создание таких условий, при которых человек может свободно пользоваться транспортом, иметь доступ к информации (субтитры телепрограмм), жить в квартире, приспособленной для использования человеком, имеющим ограничения по здоровью.

В Конвенция ООН о правах инвалидов впервые указано на необходимость формирования в социуме толерантного отношения к больным людям, принятие их равными здоровым. Не допускается дискриминация инвалидов в общении, при оказании услуг, при приеме на работу. В России приняты законы, вводящие квоты на оформление таких граждан для трудоустройства.

Декларируется необходимость обеспечения для инвалидов доступности культурных ценностей, включая издание литературы, оформленной шрифтом Брайля, наличие специальных усиливающих звук устройств в театрах и т. д.

Особенные спортсмены могут участвовать в Параолимпийских играх и других соревнованиях.

Общество должно принять людей с ограниченными способностями, не считая их неполноценными.

Когда была принята Конвенция о правах инвалидов

Чтобы ответить на вопрос, в каком году была принята Конвенция о правах инвалидов, обозначим несколько дат.

Резолюция Генеральной ассамблеи ООН, которая утвердила Конвенцию, принята в 2006 году, 13 декабря. Однако в силу документ вступил только в 2008 году, после того как двадцать стран его подписали и приняли к исполнению. В 2019 году участниками конвенции стали все государства Евросоюза и еще 177 стран.

При ООН создан специальный орган – Комитет, состоящий из 18 человек, которым ежегодно рассматриваются доклады разных стран о состоянии дел по защите гарантий инвалидов.

Ратификация Конвенции

Конвенция подписана Российской Федерацией в 2008 году, а ратифицирована чуть позднее – в мае 2012 года (46-ой Федеральный закон).

Ратификация означает, что Россия согласна со всеми положениями Конвенции о правах инвалидов и обязуется принимать меры для того, чтобы создать инвалидам условия, при которых они могли полноценно проживать на территории страны. Ратификация налагает обязательство на государство, которое обязано, в том числе, выделять финансовые средства на создание безбарьерной среды.

Эти нормы легли в основу государственной программы «Доступная среда», стали причиной внесения серьезных изменений в законодательство о социальной защите лиц с ограниченными возможностями. Например, введена административная ответственность за ввод в эксплуатацию зданий, жилых домов, которые не приспособлены для использования инвалидами.

Конвенция является главным международным актом, формирующим основы политики государства по отношению к таким людям. Ее исполнение странами является обязательным и контролируется специально созданным органом при ООН.

Конвенция о правах инвалидов

7 минут Марина Семенова 192

  • Международное право
  • Что представляет конвенция о правах инвалидов
  • Зачем нужна?
  • Содержание
  • Обязательства государств-участников
  • Видео по теме

Международное законодательство, регулирующее взаимоотношения государств, строится на принципах свободы от дискриминации всех людей в реализации своих прав. Наряду с общепринятыми нормативами существуют отдельные документы, которые касаются непосредственно людей с ограниченными возможностями.

Конвенция о правах инвалидов является договором международного права, определяющим возможности неполноценных лиц и обязательств стран-участниц, направленных на содействие, защиту и обеспечение этих прав. Включает в себя развитие социальной точки зрения, чем признает важность международного сотрудничества.

Международное право

За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.

К основным можно причислить:

  • Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
  • Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
  • Международные пакты 1966 года.
  • Документ о социальном прогрессе и развитии.
  • Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

Следующим шагом к становлению участником Соглашения является ратификация, которая имеет конкретные меры, подтверждающие намерения осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в мировом положении.

Иным действием может быть присоединение. Оно имеет такую же юридическую силу, как ратификация, но если страна подписала присоединение, то требуется только одно – сдача на хранение документа о присоединении.

Что представляет конвенция о правах инвалидов

С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.

2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.

В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Зачем нужна?

Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.

Читайте также:  Ответственность за залив квартиры

Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.

С изложением правовых и моральных обязательств государства перед его гражданами с инвалидностью по поощрению и созданию для них привилегий.

Некоторые элементы этих обязательств должны выделяться особо, а именно:

  • Признание того, что “инвалидность” – это развивающаяся концепция, связанная с поведенческими и эмоциональными барьерами, которые препятствуют участию нездоровых людей в жизни общества. Это означает, что недееспособность не является фиксированной и может меняться, в зависимости от отношения со стороны общества.
  • Инвалидность не считается заболеванием, и как доказательство – эти лица могут быть допущены в качестве активных членов общества. При этом используя весь спектр своих преимуществ. Примером является испробованное инклюзивное образование, подтверждающее этот элемент.
  • Государство не занимается проблемой конкретного лица, а, скорее, благодаря трактату определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии со стандартным подходом.

Общий стандарт создаёт поощрения в поддержку национальных усилий по реализации основных обязательств.

Содержание

По содержанию – это первый всеобъемлющий договор в области защиты преференций инвалидов. Соглашением предопределено не только, каким образом нездоровые люди могут пользоваться всеми категориями привилегий. В редакции норматива обозначены области социальной жизни, нуждающиеся в адаптации, механизмы для поддержки их осуществления и мониторинга их реализации.

Содержание условно можно распределить следующим образом:

  • Преамбула, дающая в общем контексте расшифровку наиболее важных аспектов.
  • Цель, раскрывающая необходимость документа.
  • Основные положения, дающие исчерпывающее раскрытие первичных терминов.
  • Общие принципы, применяемые для осуществления всех прав, закрепленных мировым стандартом.
  • Обязанности государства, которые должны осуществляться по отношению к особенным людям.
  • Преимущества недееспособных особ, обозначенные таким образом, что они уравниваются с существующими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами обычного человека.
  • Определение мер, которые страны-подписанты должны предпринять для обеспечения благоприятных условий реализации возможностей человека.
  • Рамки мирового сотрудничества.
  • Осуществление и контроль, который обязывает создавать границы для мониторинга и реализации трактата.
  • Заключительные процедурные моменты, имеющие отношение к Соглашению.

Важной статьёй, содержащейся в Пакте, является решение во всех действиях в отношении детей с ограничениями по здоровью, первоочередное внимание уделять высшим интересам ребенка.

Обязательства государств-участников

Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:

  • Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
  • Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
  • Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
  • Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
  • Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
  • Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
  • Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.

Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.

Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.

Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.

Конвенция о правах инвалидов

Глава 3. Закон на вашей стороне

Международное право в защиту детей-инвалидов
Конвенция о правах инвалидов

(Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ)

Извлечение

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

h) Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

при разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление настоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.

1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

Свобода передвижения и гражданство

2. Дети-инвалиды регистрируются сразу же после рождения и с момента рождения имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.

Уважение дома и семьи

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели равные права в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации государства-участники обязуются с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

4. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами определяют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.

5. Государства-участники обязуются в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности – за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование.

В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:

а) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;

b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

с) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования.

Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.

Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:

b) предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях – коррекцию и услуги, при- званные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;

Достаточный жизненный уровень и социальная защита

1. Государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

2. Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры:

c) по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;

Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

5. Чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, государства-участники принимают надлежащие меры:

d) для обеспечения того, чтобы дети-инвалиды имели равный с другими детьми доступ к участию в играх, в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.

Защита прав инвалидов и куда обращаться при нарушении в 2021 году?

Несмотря на активную деятельность правозащитников, продолжают возникать случаи несоблюдения интересов лиц с ограниченными возможностями. Для исправления ситуаций с нарушениями осуществляется успешное распространение международных соглашений – с каждым годом все большее количество стран становятся участниками договоров такого характера.

Международная защита интересов: основные документы. Конвенция ООН

Защита реализуется в соответствии с положениями многочисленных международных документов:

Конвенция представляется собой совокупность двух составляющих: непосредственно текст с отражением основных элементов идеи и Факультативный протокол. В марте 2007 года данные позиции стали доступны для подписания странам, входящим в состав ООН.

Конвенция стала первым международным соглашением, действующим на таком высоком уровне. В ней отражены не только условия реализации интересов для людей с ограниченными возможностями, но и указаны отдельные категории лиц, которые нуждаются в помощи для эффективной социальной адаптации.

Ратификация конвенции 2006 г. Страны-участницы конвенции.

Ратификация – это признание юридической характеристики соглашения, договора или иного документа через официальное подтверждение согласия специальным органом стороны-участника.

В соответствии с отдельными нормами Конституции Российской Федерации любое ратифицированное соглашение международного уровня будет обладать большей юридической силой, чем другой законодательный внутригосударственный акт – данное относится и к аспектам Конституции страны.

Основные принципы конвенции ООН

Ратификация Конвенции происходила с переменным успехом. В итоге, были выделены 4 группы стран, которые тем или иным образом посчитали необходимым принять участие в подтверждении идейных и юридических аспектов документа:

Позиция участника соглашенияПодписавшие Конвенцию, но не реализовавшие ратификацию.Подписавшие Конвенцию и Протокол, но не реализовавшие ратификацию.Реализовавшие ратификацию Конвенции.Реализовавшие ратификацию Конвенции и Протокола.
Какие страны соответствуют указанной позицииСоединенные Штаты Америки, Киргизстан и др.Камерун, Центральная африканская республика и др.Казахстан, Канада, Польша, Китай и др.Италия, Мексика, Австралия, Великобритания, Швеция и др.

Российская Федерация относится к третьей группе. Правительством страны было принято решение о ратификации лишь самой Конвенции – подписание Факультативного протокола проигнорировали.

Такая позиция означает, что в случае несоблюдения аспектов Конвенции частные лица не смогут подать заявление в специальный международный Комитет после того, как они потерпели неудачу в удовлетворении жалобы во внутренних государственных инстанциях.

Читайте также:  Споры по ОСАГО в Москве

Декларация 1975 г.

Декларация была принята резолюцией Генеральной ассамблеи в 1975 г. – это первое соглашение, подписанное на международном уровне и охватывающее все категории инвалидности.

По объему текста данный документ явно уступает современным вариациям письменного выражения защиты прав граждан с ограниченными возможностями – его содержание ограничивается 13 статьями.

Основные положения Декларации

Декларация дает довольно размытое понятие людей со статусом «инвалид», поэтому в дальнейшем оно уточнено иными международными документами. Что касается основных моментов, то соглашение уравнивает основные интересы рассматриваемой категорий лиц с остальными гражданами странами и определяет их неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства.

Стоит отметить, что именно Декларация 1975 г. послужила основой для создания Конвенции ООН 2006 г.

Конвенция о защите инвалидов

Конвенция представляет собой международное соглашение, согласно которому устанавливаются интересы и определяются обязательства участников договора – в них включается соответствие, защита и содействие положениям документа.

Конвенция была принята ООН в 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г. – по истечении тридцати суток после того, как количество стран-участниц достигло двадцати.

Одновременно с этим был образован Комитет по правам – он контролирует реализацию соответствующих положений. Лица с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их прав могут обратиться с жалобой в Комитет о проведении расследования.

Также в качестве еще одного эффективного механизма осуществления позиций соглашения была сформирована Конференция государств-участников. Цель ее деятельности заключается в принятии и разборе проблемных вопросов договора.

Отдельно еще раз стоит отметить Факультативный протокол – соглашение, являющееся дополнением к Конвенции. Оно направлено на укрепление аспектов документа, и осуществляет мониторинг по реализации пунктов Конвенции.

Подписание Протокола предоставляет возможность инвалиду, права которого не были соблюдены, защитить собственные права на международном уровне.

Права людей-инвалидов в России

Федеральный закон России, ст. 181

Защита инвалидов выстраивается не только за счет международных соглашений, но и в соответствии с внутренними нормативно-правовыми актами. В частности, в России в 1995 г. был принят Федеральный закон № 181, предусматривающий обеспечение интересов людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной области.

Реализация положений осуществляется с помощью специальных общественных объединений, которые открываются и ведут свою деятельность согласно соответствующим законодательным актам.

Положения закона №181 РФ

В свою очередь, Правительство страны обязывается предоставлять всеобъемлющую помощь таким организация, всячески содействовать при развитии компании – это касается и выделения безвозмездного дополнительного финансирования.

Выбранные представители объединений принимают участие в составлении законодательных документов, касающихся интересов лиц с группой инвалидности.

Трудовые права

Трудовые интересы определены в статьях 20-24 ФЗ №181:

  • установление минимальной квоты рабочих мест в организациях – определяется исполнительными органами региона РФ;
  • выделение на предприятии отдельных групп специальностей, подходящих для инвалидов;
  • введение мероприятий по стимулированию организаций принятию лиц с ОВЗ;
  • составление дополнительных курсов для обучения инвалидов новым профессиям;
  • создание условий труда в соответствии с параметрами индивидуальной программы реабилитации.

Данные положения уточнены в ст. 92 Трудового кодекса РФ – инвалиды 1 и 2 категории могут работать не более 35 часов в рабочей неделе – при этом работодатель обязан оплачивать их труд в соответствии с величиной, причитающейся за полную неделю. Что касается лиц 3 группы, то для них является утвержденной стандартная рабочая неделя – 40 часов.

Важно: указанный факт может быть изменен в том случае, если в медицинском заключении отражена необходимость сокращения рабочих часов. Оплата труда рассчитывается пропорционально фактически отработанному времени.

Стандартный отпуск для инвалида любой группы – 30 суток. Также стоит отметить, что ст. 128 ТК РФ обязывает работодателя предоставлять неоплачиваемый отпуск до 60 суток в случае наличия уважительных причин.

Для лиц с нарушением слуха при трудоустройстве доступна возможность бесплатного использования услуг сурдопереводчика – наличие такого варианта и иные критерии определяются местными общественными организациями.

Личные

К личным интересам относится право:

  • на равенство и недискриминацию,
  • на жизнь;
  • на свободу от жестоких и унижающих достоинство пыток;
  • на возможность свободно перемещаться;
  • на уважение личности;
  • на гражданство.

В целом, они соответствуют правам любого другого гражданина.

Политические

Инвалид имеет право голосовать и иным образом принимать участие в политической жизни государства.

Социально-экономические

Для лиц с ОВЗ доступны инструменты социальной поддержки государства, которые устанавливаются ФЗ № 178:

  • выделение жизненно важных лекарств и техники медицинского характера;
  • обеспечение путевками на лечение – если данное указано в заключении;
  • бесплатный проезд без взимания платы – на ж/д транспорте до места лечения и обратно;

Важно: оплата данных услуг осуществляется из суммы ежемесячных денежных выплат.

Культурные

В ст. 19 ФЗ № 181 государство гарантирует предоставление необходимых условий инвалидам для обучения в образовательном учреждении, что обеспечивает выполнение трех направлений:

  • интеграцию личности в общество;
  • разностороннего развития личности и его способностей;
  • соблюдение интересов и свобод человека.

Обучение происходит либо по общей программе, либо по адаптированной под индивидуальные особенности инвалида. В случае отсутствия возможности получения образования в соответствующих организациях ребенок может получить знания на дому.

Также лица с ОВЗ могут принимать участие в культурной жизни общества, участвовать в спортивных соревнованиях и проводить досуг по собственному усмотрению.

Охрана здоровья

В ст. 11 ФЗ № 181 указано, что если в индивидуальной программе реабилитации инвалида отражена необходимость проведения тех или иных мероприятий, то Правительство обязано реализовать их бесплатно тогда, когда они входят в перечень (утвержден распоряжением Правительства РФ № 2347-р).

В случае отсутствия возможности выполнить предписания специалиста, инвалиду выплачивается компенсация при приобретении техники или услуги за свой счет.

Лицо с ОВЗ может получать трудовую или социальную пенсию (ФЗ № 173), ежемесячные выплаты (ФЗ № 181) – их размер зависит от присвоенной группы.

Жилье, право на дополнительную площадь

В ст. 17 ФЗ № 181 указано: вне зависимости от присвоенной категории инвалиды могут использовать скидку на оплату жилой площади – как минимум, 50%. Важно: это право может быть реализовано лишь в отношении помещений государственного или муниципального фонда.

Кроме того, на ту же самую величину может быть снижена сумма за пользование коммунальными услугами или за приобретение топлива. Для этого понадобится предоставить справку о присвоении инвалидности в организацию, осуществляющую сбор денежных средств.

В том случае, если инвалид имеет заболевание, указанное в постановлении Правительства РФ № 817, то он может претендовать на дополнительные метры.

Также стоит отметить право на первоочередное присвоение участков для дальнейшего строительства жилья по индивидуальной программе или ведения садоводства.

Обязанности инвалидов

Инвалид – гражданин страны. Обязанности гражданина отражены в Конституции:

  • соблюдать положения Конституции;
  • содействовать сохранению исторического наследия страны, природы и окружающей среды;
  • уплачивать налоги и сборы в пользу государства в установленном размере;
  • защищать Отечество;
  • заботиться о детях и родителях.

Освобождение от какой-либо обязанности возможно, если гражданина признают нетрудоспособным или недееспособным.

Права опекуна

Опекуном признается совершеннолетний и дееспособный человек после того, как данный статус будет утвержден отделением органов опеки и попечительства по месту регистрации нуждающегося. В качестве последнего может выступать:

  • ребенок-инвалид, признанный недееспособным из-за возраста (менее 18-ти лет);
  • совершеннолетний человек со статусом «недееспособный».

Важно: опекунство не могут нести родители, лишенные прав, а также лица, с судимостью по статье причинения вреда здоровью.

Правительством предусмотрено предоставление ежемесячной финансовой помощи опекунам в размере 1,2 тысячи рублей.

Нарушения прав инвалида: что это такое, куда обращаться, ответственность и наказание

При определении нарушения интересов и прав учитываются следующие критерии:

  • факт совершения деяния – оно может быть выражено не только в реализации каких-либо активных действий – ущерб может быть нанесен и бездействием;
  • нанесение вреда – свидетельствует о том, что характер деятельности направлен против общества;
  • выделение вины – происходит посредством определения отношения нарушителя к своим действиям и вытекающим из них последствиям. Существуют две формы – это несоблюдения закона умышленно или по неосторожности;
  • ответственность – кто обеспечивает сохранность интересов инвалида.

В случае несоблюдения нормативно-правовых актов инвалид или иные заинтересованные лица могут оформить исковое заявление в судебные органы для восстановления прав.

Если внутри страны человеку не удалось отстоять свои интересы, то ему необходимо в течение 6 месяцев обратиться в Европейский суд, деятельность которого в регламентируется положениями Конвенции.

На территории Российской Федерации действуют общественные объединения, направленные на содействие инвалидам. Поэтому последние в случае необходимости могут обратиться в подобные организации – их услуги совершенно бесплатны.

В реальной практике большая часть нарушений интересов приходится на сферу трудовых отношений. К примеру, зачастую работодатель игнорирует статьи закона, касающиеся предоставления минимальной квоты для лиц с ОВЗ или обеспечения достаточных условий труда.

Нарушение интересов в области трудоустройства и занятости

В таком случае заинтересованное лицо должно обратиться к руководству с письменным обращением об исправлении нарушений. Если это ни к чему не приводит, инвалид может смело идти в общественное объединение, где ему помогут с составлением заявления, проконсультируют и предоставят услуги постоянного представителя в прокуратуре и суде.

Как показывают статистика судебных решений по данным вопросам – работодатель в конце концов получает штраф, принуждение к уплате компенсации и предоставлению рабочего места или необходимых условий труда.

Учреждения

Комитет по правам

Комитет представляет собой собрание 18 независимых экспертов, которые контролируют соблюдение положений Конвенции 2006 г. в государствах, подписавших соглашение. Последние, в свою очередь, с определенной периодичностью направляют в Комитет доклады об успешной реализации прав лиц с ОВЗ.

Протокол к Конвенции наделяют контролирующий орган полномочиями принимать и рассматривать жалобы, а также проводить по ним расследование по факту нарушения прав. После этого стране-участнице направляется замечание о несоблюдении позиций международного соглашения.

Защита прав прокуратурой

Отдельные статьи федеральных законов и кодексов Российской Федерации касаются соблюдения прав. Поэтому гражданин в случае нарушения его интересов может обратиться в прокуратуру с письменным заявлением. Сотрудники государственной инстанции обязаны принять его к рассмотрению и при необходимости – открыть дело по соответствующей статье.

Дальнейшее разбирательство происходит в судебном порядке, куда вызывается истец и ответчик для уточнения сведений и защиты собственной свободы.

Важно: перед подачей заявления рекомендуется проконсультироваться по интересующему вопросу со специалистом – это поможет избежать ошибок и добиться большей эффективности от процесса.

Общество по защите прав

Общество – это объединение граждан в структуру организации, которая обеспечивает защиту и соблюдение прав. Государство предоставляет им поддержку самого различного характера.

Также в задачи Общества входит выделение нуждающимся лицам медицинских препаратов или техники, помощи для успешной интеграции в общество, услуг психолога. В зависимости от уровня активности организации данные направления могут дополняться.

Цели Всероссийского общества инвалидов

Защита инвалидов совершенствуется с каждым годом как на государственном уровне, так и на международном. Представители Правительства понимают, что люди с отклонениями не должны дискриминироваться – они обычные граждане.

Для поддержания этой позиции существуют законодательные акты. Им содействуют Комитеты, общественные объединения и традиционные правоохранительные органы.

Статья проверена экспертом: Нефедовой Анной.

Конвенция ООН «О правах инвалидов»

В сентябре 2013 года Генассамблея ООН приняла резолюцию, краткое название которой – «Путь вперёд». Она призвана объединить спектр прав и свобод, которыми должны обладать лица с ограниченными возможностями, и установить надлежащий контроль за их обеспечением в странах, являющихся членами Организации Объединённых Наций.

Причины, которые привели к созданию этой резолюции, можно свести к одной – права людей с особенностями продолжают нарушаться повсеместно. И это несмотря на принятую в декабре 2006 Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая учитывала сферы общества, куда должны быть включены лица с физическими особенностями. Так как этот документ признаётся важнейшим среди тех, что касаются лиц с инвалидностью в международном праве, стоит узнать о нём больше, чтобы понять, какие положения обеспечивает резолюция 2013 года.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» в России

Конвенция ООН ещё 13 декабря 2006 года, однако, в силу вступила только 3 мая 2008. К тому моменту за полтора года её ратифицировали 50 стран.

Тогда, в начале марта 2008 года, начали разрабатывать поправки в закон, позволяющие принять положения Декларации на территории Российской Федерации. Когда процесс подготовки был завершён, глава Министерства иностранных дел подписал Конвенцию – это произошло 24 сентября 2008.

3 мая 2012 года – к тому моменту документ приняли уже больше 100 стран — президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан федеральный закон, ратифицирующий Конвенцию — №46 ФЗ.

В сопроводительной справке к закону было сказано, что принятие положений Декларации на территории РФ позволит:

  • Обеспечить защиту прав инвалидов в социальной и экономической областях.
  • Дать толчок к совершенствованию правовой и социальной защиты лиц с физическими особенностями.

Также в аннотации говорится о пользе само́й Конвенции, и её роли в обеспечении интеграции лиц физическими недостатками во все сферы жизни общества. Основной текст справки можно прочесть на официальном сайте Президента России. Здесь же есть текст самого Федерального закона №46 ФЗ, о котором говорилось ранее, так как на сайте Консультант Плюс он не всегда доступен.

На сайте Консультант Плюс предоставлен полный текст ФЗ №181, принятие которого произошло ещё 24 ноября 1995 года — это был первый документ о защите социальной жизни инвалидов в России, основанный Декларации о правах инвалидов 1975 года. По краткому содержанию можно понять, что он подвергался редакции, так как некоторые положения уже утратили юридическую силу.

Опорные принципы конвенции ООН

Сама декларация содержит 8 основных, опорных принципов, которые подробнее раскрываются в 37 из 50 статей документа. Их можно выделить в своеобразную аннотацию, по которой легко понять, что от стран, принявших Конвенцию, требуется:

  1. Уважать достоинство, свободу выбора и независимость лиц с ограниченными возможностями.
  2. Не допускать дискриминации.
  3. Обеспечить интеграцию в общественные сферы жизни — социальную и культурную.
  4. Уважать различия и принимать лиц с физическими недостатками как части общества, демонстрирующие многообразие людей.
  5. Обеспечить равенство возможностей.
  6. Обеспечить доступность – здесь говорится о средствах коммуникации, общественном транспорте, индивидуальной мобильности, городских зонах отдыха и т. д.
  7. Обеспечить равенство свобод женщин и мужчин.
  8. Уважать право детей с физическими особенностями на собственное развитие и индивидуальность.
Читайте также:  Земельные участки для садоводства: понятие и особенности

Конвенция лишь обозначает те права и возможности, а также сферы социальной жизни, которые требуется адаптировать под людей с физическими ограничениями.

Схему и темпы обеспечения правами и свободами каждое государство разрабатывает самостоятельно, поэтому степень интеграции инвалидов в социум в странах, принявших Декларацию, пока различается.

Согласно содержанию Конвенции, её цель заключается в:

  • Поощрении обеспечения инвалидов полными и равными правами с другими лицами.
  • Обеспечении всех равными возможностями.

Также в статье 1, где говорится о цели Декларации, упоминается, что инвалидами признаются лица с такими нарушениями:

  • Физические.
  • Интеллектуальные.
  • Психические.
  • Сенсорные.

Эти нарушения создают барьеры, не позволяющие гражданам быть участниками социума в полной мере. Выполнение положений Конвенции позволит странам снизить количество этих барьеров, уменьшая различия между участниками общественной жизни.

Ратификация конвенции

Важно обратить внимание на то, что вместе с самим текстом Конвенции был издан и Факультативный протокол. И зная это, страны можно поделить на 4 группы:

  1. Подписали только Декларацию, не ратифицировав её, то есть не дав юридической силы на территории страны.
  2. Подписали и Конвенцию, и Протокол, но без ратификации.
  3. Подписали и ратифицировали только Декларацию.
  4. Подпись и ратификация Конвенции о правах инвалидов произошла вместе с Протоколом.

Россия относится к третьей группе. Это значит, что текст Декларации с 3 мая 2012 года распространяется на физических и юридических лиц в РФ. И, согласно Конституции, это соглашение стоит выше принятых в России законов и даже само́й Конституции.

Однако, Факультативный протокол не был принят и подписан. Поэтому граждане РФ не могут обращаться в международный Комитет, если их права были нарушены на территории России.

Международная программа по защите прав инвалидов

Несмотря на то, приняли ли страны Декларацию вместе с сопутствующим ей Протоколом, или без него, программа по интеграции лиц с особенностями в общество, основанная на положениях Конвенции о защите прав инвалидов, всё равно получилась глобальная.

Так, странам следует:

  1. Не только принимать новые законы, но и отменять старые, которые являются дискриминационными.
  2. Признавать унизительные культурные обычаи неподобающими.
  3. Менять восприятие инвалидности, бороться с предрассудками посредством повышения информированности граждан.
  4. Гарантировать равенство не только между гражданами, но и внутри сообщества лиц с ограниченными возможностями.
  5. Улучшать положение инвалидов, учитывая особенности более узких групп людей с инвалидностью.
  6. Обеспечить равенство граждан перед законом и равную правовую защиту. Правосудие также должно быть одинаковым для каждого.
  7. Защищать права детей и родителей-инвалидов. Такие семьи не должны быть разлучены, кроме тех ситуаций, когда это не оказывается лучше для ребёнка.
  8. Обеспечивать физическую индивидуальную неприкосновенность наравне с остальными. Никто из инвалидов не может быть подвергнут пыткам, экспериментам и наказаниям.
  9. Создавать столько же защищённых мест для реабилитации в случае насилия и надругательства, сколько их создаётся для остальных граждан. Здесь внимание уделяется женщинам и девочкам-инвалидам.
  10. Обеспечивать инвалидам полную конфиденциальность их частной жизни, медицинской и реабилитационной информации.
  11. Обеспечить доступ к любой территории и мобильность – общественный транспорт, места отдыха, общественные помещения должны быть оборудованы для лёгкого перемещения физически ограниченных лиц. Это требует не только нового оборудования, но и корректирования самих городских пространств и урбанистики.
  12. Заниматься строительством жилых домов, помещения в которых будут удобны людям с инвалидностью.
  13. Обеспечить общий и равный доступ к информации, предлагая её в разных форматах.
  14. Исключить дискриминацию, касающихся семейных и личных отношений, а также связанную с усыновлением детей.
  15. Дать возможность на полное медицинское обеспечение.
  16. Это же касается образования – возможность получить его должна быть у каждого.
  17. Позволить людям участвовать в политической, общественной, культурной жизни общества, развивать себя в любом творческом направлении, а также устроиться на любую работу.

Также Конвенция регламентирует создание и работу международного Комитета по правам инвалидов, который должен не только заниматься защитой лиц с ограниченными возможностями, но и собирать подробные данные о прогрессе стран, подписавших Конвенцию, в осуществлении её положений.

Дополнительные организации должны быть созданы и внутри стран, а в правительстве должен быть назначен координатор, который будет заниматься их управлением.

В статье 32 Конвенции отмечается, что в реализации положений документа развитые страны должны помогать развивающимся.

Горячая линия для инвалидов России

В РФ существует организация ВОИ – Всероссийское Общество Инвалидов, которое обеспечивает:

  • Помощь инвалидам в осуществлении своих прав.
  • Защиту прав и интересов лиц с физическими ограничениями.

Офис организации находится в Москве, но позвонить и задать вопросы можно из любого региона по следующим номерам:

  • +7 495 935-0012.
  • +7 495 935-0013.

Также стоит обратиться на официальный сайт ВОИ, чтобы прочесть о деятельности организации, её целях, достижениях и правилах. Там же есть форма, в которой можно письменно задать вопрос или описать проблему.

Важно обратить внимание, что существуют мошеннические сайты, выдающие себя за Всероссийское Общество Инвалидов. Поэтому обращаться и брать информацию нужно только с официального, который доступен по адресу . voi.ru

Также можно позвонить на горячую линию Общественной Палаты РФ и задать вопросы насчёт получения обучения по квотам или реабилитации для инвалидов в регионах России. Телефон — +7 (800) 737-77-66.

Дополнительно стоит запомнить телефон 8-800-777-234-7 – это горячая линия ещё одной организации, ВОРДИ. Это Всероссийская Организация Родителей Детей Инвалидов, узнать о которой можно на официальном сайте. vordi.org

Заключение

Начиная с Декларации прав человека, изданной 10 декабря 1948 года, различные документы, в которых говорится о правах лиц с инвалидностью, выходили раз в десятилетие. Потом из-за увеличения интереса к этой тематике, они выходили чаще, раз в пятилетие.

Последний документ, вышедший перед Конвенцией, был подписан ещё в 1975, так что к 2006 году он уже потерял актуальность.

Конвенция же отвечает требованиям обеспечения прав и свобод людей с инвалидностью, даже спустя почти 15 лет после издания. Однако, даже спустя такое количество времени далеко не все её положения реализованы в странах, ратифицировавших документ.

Государства продолжают интеграцию инвалидов в общество, но работы ещё немало.

Конвенция о правах инвалидов

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Определения В этой статье даются определения некоторым основным терминам, используемым в Конвенции, в том числе таким как «общение»; «язык»; «дискриминация по признаку инвалидности»; «разумные приспособления» и «универсальный дизайн».

Общие принципы Принципами Конвенции являются уважение присущего человеку достоинства, недискриминация, полное и эффективное вовлечение и включение в общество, уважение особенностей, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение права детей-инвалидов.

Общие обязательства Участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

Равенство и недискриминация Все лица равны перед законом и по нему и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации.

Женщины-инвалиды Женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации, и государства-участники принимают все надлежащие меры, чтобы гарантировать им осуществление и реализацию прав человека и основных свобод, закрепленных в настоящей Конвенции.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды имеют те же права человека, что и другие дети. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка. Дети-инвалиды имеют право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды.

Просветительно-воспитательная работа Страны должны повышать уровень осознания прав, возможностей и вклада инвалидов. Страны должны бороться со стереотипами и предрассудками, связанными с инвалидами, благодаря проведению кампаний, образованию, СМИ и просветительновоспитательным программам.

Доступность Инвалиды имеют право всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, включая доступ наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым для населения,

Право на жизнь Инвалиды имеют право на жизнь. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия.

Равенство перед законом Kаждый инвалид имеет право на равную правовую защиту. Инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности.

Статья 13. Доступ к правосудию Инвалиды имеют право наравне с другими на эффективный доступ к правосудию, в том числе предусматривая процессуальные и соответствующие возрасту коррективы.

Свобода и личная неприкосновенность Инвалиды наравне с другими пользуются правом на свободу и личную неприкосновенность. Наличие инвалидности ни в коем случае не становится основанием для лишения свободы.

Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Инвалиды наравне с другими не подвергаются пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства Инвалиды имеют право на защиту как дома, так и вне его от всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, в том числе от тех их аспектов, которые имеют гендерную подоплеку.

Защита личной целостности Каждый инвалид имеет право на уважение его физической и психической целостности наравне с другими.

Свобода передвижения и гражданство Инвалиды имеют право на гражданство. Дети-инвалиды имеют право на имя и также, право знать своих родителей и право на их заботу.

Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество Инвалиды имеют право жить самостоятельно в обществе. Государства–участники обеспечивают, чтобы инвалиды имели возможность выбирать где и с кем проживать, имели доступ к иным вспомогательным услугам необходимую для поддержки жизни.

Индивидуальная мобильность Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности путем содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене. Инвалиды имеют право на доступ к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников.

Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации Инвалиды имеют право выражать свое мнение, в том числе обладают свободой распространять и получать информацию и идеи через все формы общения, включая доступные форматы и технологии, жестовые языки, азбуку Брайля, усиливающие и альтернативные способы общения, СМИ и все другие доступные средства общения.

Неприкосновенность частной жизни Инвалиды имеют право на частную жизнь. Информация об инвалидах, в том числе личная информация и информация о состоянии их здоровья, должна быть защищена.

Уважение дома и семьи Инвалиды имеют право на вступление в брак и создание семьи. Страны должны предоставлять эффективную и соответствующую поддержку инвалидам в воспитании детей, а также предоставлять альтернативный уход детям-инвалидам, когда их непосредственная семья не может обеспечивать за ними уход.

Образование Инвалиды имеют право на образование без дискриминации. Страны должны обеспечивать, чтобы инвалиды могли иметь доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания. Страны должны также предоставлять разумное приспособление и индивидуальную поддержку для максимального научного и социального развития.

Здоровье Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации. Страны должны принимать все соответствующие меры, включая меры, учитывающие гендерную специфику, для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к такому же набору, качеству и уровню услуг в сфере охраны здоровья, которые имеются и у всех других лиц и которые расположены близко к месту проживания инвалидов.

Абилитация и реабилитация Страны должны принимать эффективные и соответствующие меры для того, чтобы инвалиды могли развивать, достигать и поддерживать максимальный уровень абилитации, независимости и участия, благодаря предоставлению услуг и программ по абилитации и реабилитации.

Труд и занятость Инвалиды имеют право на труд, включая право на работу в таких условиях, которые являются открытыми, инклюзивными и доступными. Страны должны принимать необходимые шаги для содействия возможностям занятости и продвижения по службе для инвалидов.

Достаточный жизненный уровень и социальная защита Инвалиды имеют право на достаточный жизненный уровень, включая питание, водоснабжение, одежду и жилище, а также на эффективную социальную защиту, в том числе сокращение бедности и программы государственного жилья.

Участие в политической и общественной жизни Инвалиды имеют право на участие, прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни.

Участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятий спортом Инвалиды имеют право принимать участие в культурной жизни на равной основе с другими людьми, включая доступ к культурным материалам, представлениям и услугам, а также на участие в проведении досуга и отдыха и занятия спортом.

Статистика и сбор данных Государства-участники обязуются производить сбор надлежащей информации об инвалидов с активным вовлечением инвалидов для устранения барьеров, с которыми они сталкиваются при осуществлении своих прав.

В статьях 32-50 разъясняется, каким образом страны, присоединившиеся к Конвенции, должны в полном объеме ее реализовывать. Там же разъясняется и ответственность стран в отношении докладов Комитету ООН о правах инвалидов о том, как они соблюдают данную Конвенцию.

Ссылка на основную публикацию