ФНС приостановила налоговые проверки и проверки ККТ

ФНС приостановила выездные налоговые проверки и контроль за применением онлайн‑касс

Федеральная налоговая служба выполнила поручение Правительства РФ, и предписала инспекциям отложить назначение выездных налоговых проверок, а также приостановить уже начатые ревизии до 1 мая 2020 года. До этой же даты не будут организованы новые проверки пользователей контрольно-кассовой техники, а также контрольные мероприятия за соблюдением требований валютного законодательства. Соответствующие положения закреплены приказом ФНС от 20.03.20 № ЕД-7-2/181@.

Налоговые проверки

Согласно комментируемому документу, налоговики должны принять следующие меры:

  1. До 1 мая 2020 года приостановить назначение новых выездных налоговых проверок.
  2. По уже начатым выездным проверкам вынести постановления об их приостановлении до 1 мая 2020 года.
  3. Решения по завершенным контрольным мероприятиям принимать «удаленно». Для этого инспекциям предписано обеспечить проведение процедур, предусмотренных статьями 101 и 101.4 НК РФ (ознакомление налогоплательщиков с материалами дела, рассмотрение возражений на акты проверок и др.) по телекоммуникационным каналам связи или с помощью видеоконференцсвязи.
  4. Исключить все контрольные мероприятия, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями и иными лицами. В частности, не допускается нахождение налоговиков на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.
  5. Рассматривать жалобы и апелляционные жалобы без привлечения подавших их лиц (или представителей). При необходимости налогоплательщик сможет участвовать в этой процедуре по ТКС или с помощью видеоконференцсвязи.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Проверки пользователей ККТ

Назначение новых проверок в части соблюдения правил применения ККТ приостановлено до 1 мая 2020 года. Начатые и незавершенные проверки налоговики планируют довести до конца. Но уже без непосредственного контакта с пользователями кассовой техники. Все взаимодействие будет происходить по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика или посредством почтовых отправлений.

Полный комплект для онлайн‑ККТ: касса по спеццене, ОФД, настройка ККТ с регистрацией в ФНС и товароучетная система со скидкой Отправить заявку

Проверки соблюдения валютного законодательства

Новые мероприятия не будут назначаться до 1 мая 2020 года. Но налоговики продолжат те проверки, в ходе которых были выявлены нарушения валютного законодательства, если срок давности привлечения к административной ответственности за эти нарушения истекает до 1 июня 2020 года. При этом все контрольные мероприятия и вынесение решений по ним должны осуществляться «бесконтактно».

Получить свежую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с подписью ФНС Отправить заявку

Предпроверочный анализ и камеральные проверки

Камеральные налоговые проверки не отменяются и не приостанавливаются. В рамках этих мероприятий налоговики по-прежнему смогут требовать у налогоплательщиков пояснения и документы. (Подробнее о том, что могут запросить в ходе «камералки», см.: «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать» и «ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование»).

Бесплатно получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

При этом нельзя исключить, что объем запрашиваемой информации увеличится, поскольку у инспекторов в ближайшее время не будет других способов проверки сведений, заявленных в отчетности (в частности, как было сказано, запрещаются допросы и вызовы в инспекцию). В сложившейся ситуации в выгодном положении окажутся те, кто использует современные сервисы, позволяющие облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию. К таким сервисам относится, например, «Коннектор Контур.Экстерн». Также см: «Требование о представлении документов: как и в какие сроки налогоплательщик должен его исполнить».

Помимо этого, налоговики смогут проводить предпроверочный анализ тех компаний, в отношении которых выездные проверки начнутся после 1 мая. Можно предположить, что эти проверки будут подготовлены особенно тщательно.

Налоговая приостановила проверки по ККТ

ФНС временно ввела мораторий на проверки правильности применения онлайн-касс до конца года. Эти меры предприняты из-за распространения коронавируса (пункт 2 постановления Правительства РФ от 03.04.20 № 438).

В частности, налоговая не будет наказывать за расчёт без онлайн-кассы, даже если по закону она необходима, и за то, что покупателю не выдали чек. При этом на такие процедуры, как регистрация онлайн-кассы или снятие с регистрации, мораторий никак не влияет.

Проверки по жалобам от населения тоже временно проводиться не будут, сообщается в официальном письме учреждения от 01.06.20 № АБ-3-20/4178@. Однако налоговая отмечает: уже полученные жалобы не останутся без внимания. После отмены моратория проверки будут проведены в полном объёме.

Для предпринимателей мораторий – не повод расслабиться. Напоминаем о том, что с 1 июля для тех, кто продаёт обувь и табачную продукцию, вводится обязательная маркировка. Работа с маркировкой невозможна без онлайн-кассы.

Кто и в какие сроки должен установить онлайн-кассу

Реформу по применению ККМ государство внедряет постепенно, чтобы каждая категория предпринимательской деятельности могла своевременно и без серьезных финансовых нагрузок, адаптировать бизнес под требования:

    В 2016 году стартовала добровольная регистрация и передача данных в ФНС. С февраля 2017 перестали регистрировать кассы старого образца. С июля 2017 зарегистрировать кассу можно только нового формата. В июле 2018 года начали добавляться определенные категории предприятий, которые ранее не были обязаны устанавливать аппараты. С 1 июля 2019 года вся основная масса предпринимательства переходит на расчеты исключительно через онлайн-устройства. В 2020 году все предприниматели и организации (кроме исключений в установленных законом случаях) должны применять онлайн кассы. В 2020 году освобождение от онлайн касс получили предприниматели без наемных сотрудников оказывающие услуги или продающие товары собственного изготовления с доходом не выше 200 тыс. руб. в месяц. Такие предприниматели могут не устанавливать кассу до 2021 года.

С этого же времени разработаны штрафы за работу без кассы.

Нужна ли онлайн касса для ИП

Практически все индивидуальные предприниматели должны установить онлайн кассу еще до июля 2019 года. При продаже товара или предоставлению услуг, ИП должен выдать чек с полными реквизитами. Перечень всех данных, которые должны присутствовать в чеке, можно изучить в нашей статье по этой теме.

Под исключение попадают ИП без работников, нужна ли онлайн касса для их деятельности — решают сами владельцы бизнеса. Стоит помнить, что отсрочка для них предусмотрена только до июля 2021 года. поэтому уже сейчас нужно начинать приобретать соответствующее оборудование. Каким именно ИП без сотрудников не нужна онлайн касса:

    реализаторам товара собственного изготовления; предоставляющим услуги населению.

Как только будет заключен хотя бы один трудовой договор — нужно использовать онлайн устройство.

Кассовый аппарат. Регистрация и установка: что нужно

Чтобы перейти на новое оборудование необходимо:

    Выбрать нужную кассу в соответствии со своим бизнесом. Подобрать и приобрести фискальный накопитель. Приобрести ключ электронной подписи для регистрации кассы в Налоговой. Заключить договор с оператором фискальных данных. Заказать регистрацию кассы в налоговой. Получить готовое настроенное оборудование, обучиться.

Нужна помощь в подборе онлайн кассы?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и подберем подходящую онлайн кассу.

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Камеральные проверки — 2020: что меняется из‑за COVID‑19

До 1 июня 2020 года правительство ввело мораторий на выездные налоговые проверки и на рассмотрение материалов проверок. Кроме того, продлены сроки представления документов по требованию налоговиков. Однако в реальности дела могут обстоять иначе. Как бизнесу на это реагировать?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, до 31 мая 2020 года включительно вынесение решений о назначении выездных налоговых проверок и проведение уже назначенных проверок приостанавливаются. Также приостанавливаются проверки в области трансфертного ценообразования и валютного законодательства РФ (за исключением случаев, когда по уже начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года).

Помимо выездных проверок приостанавливаются и все сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс по данным проверкам.

При этом несмотря на то, что сроки предоставления отчетности для ряда налогоплательщиков сдвигаются, камеральные отделы, контрольно-аналитические отделы налоговых инспекций и отделы, которые занимаются предпроверочным анализом, продолжают работать.

Ранее Приказ ФНС РФ от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ приостановил до 1 мая 2020 года проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ, использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Перенос сроков представления документов по требованию

Постановление № 409 внесло некоторые корректировки в процесс камеральных проверок, исполнения требований о представлении документов. И поэтому бизнес, которому поступают любые документы от налоговых органов — уведомления о вызове, повестки о вызове на допрос и т.д., должен знать, что сроки представления документов по требованию налоговиков предлеваются:

  • на 10 рабочих дней

На такой срок предоставлена отсрочка по представлению документов и пояснений по требованиям, направляемых в рамках камеральных проверок по НСД и полученным с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

  • на 20 рабочих дней

На такой срок смещается представление документов и пояснений по всем остальным требованиям, которые получены в этот период.

Таким образом, сроки увеличиваются за счет того, что к стандартному сроку, установленному Налоговым кодексом, прибавляется срок, прописанный в Постановлении.

С учетом объявления нерабочих дней до конца апреля, для компаний, которые не работают в указанный период, срок реагирования на требования налогового органа продлевается еще дальше. Однако если компания продолжает осуществлять свою деятельность даже в нерабочие дни, в том числе в режиме удаленки, период нерабочих дней, установленный указом президента, в это срок не включается.

В п. 7 Постановления № 409 указывается на запрет, который налагается на применение санкций за налоговые правонарушения по ст. 126 НК РФ, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2020 года. То есть если вы, как налогоплательщик, не представили документы в рамках проверки, которая проводится в отношении вашей компании, или не представили документы (информацию) по требованию, направленному в рамках встречных проверок, то ответственность применяться не будет.

Однако при запрете на применение ст. 129.1 НК РФ, которая имеет отношение к неисполнению требований, направленных вне рамок налогового контроля, то есть по конкретным сделкам, риск привлечения к ответственности остается. На практике бизнес может столкнуться с проблемой, когда таких требований начнет поступать еще больше. В этих требованиях могут быть завуалированы вопросы, которые обычно налоговые органы задают на допросе.

Налоговый юрист фирмы «Гин и партнеры» Мария Лоецкая, обращая внимание компаний на этот факт на вебинаре «Пандемия COVID‑19: налоги и налоговый контроль», просит внимательнее относиться к таким требованиям и анализировать их законность. Более того, следует ожидать, что по окончании периода карантина налоговыми органами будет осуществляться усиленный контроль: пандемия повлияет на радикальное сокращение налоговых поступлений, при этом задача пополнения бюджета никуда не денется.

Читайте также:  Как получить выкупную стоимость за аварийное жилье

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что выездные налоговые проверки приостановлены, на практике компаниям продолжают поступать требования за проверяемый период, но со ссылкой на ч. 2 ст. 93.1 НК РФ. Это незаконно, и если подобные действия предпринимаются в отношении вашей компании, то вы не обязаны такие требования исполнять.

Как отвечать на требования в период пандемии

Часть компаний перевела сотрудников на удаленный режим работы и продолжает деятельность в объявленные нерабочие дни. Может случиться так, что бухгалтерия получит требование от налоговой о необходимости представления некоторых документов, находящихся в офисе. То есть доступа к документам у бухгалтеров нет.

Будет ли распространяться продление срока предоставления документов по требованию на такую компанию? И каким локальным нормативным актом следует доказать тот факт, что бухгалтерия не могла исполнить требование?

Алгоритм действий

Если компания перевела сотрудников на удаленный режим, у нее должен быть соответствующий приказ. Поскольку требование направлено не в рамках камеральной проверки по НДС, а документы истребуются вне рамок проверки, то срок его исполнения составляет 10 рабочих дней. Но как уже было сказано выше, Постановление № 409 продлило сроки представления документов, и поэтому к стандартным 10 рабочим дням прибавляются еще 20. Таким образом, у компании есть 30 рабочих дней на то, чтобы дать ответ налоговикам.

В течение этого срока необходимо сообщить о том, что приказом гендиректора в компании установлен удаленный режим работы для сотрудников бухгалтерии и необходимые документы находятся в офисе, доступа к ним нет.

Если в течение 30 дней режим работы в связи с обстоятельствами не будет отменен, то следует дать ответ о невозможности представления документов в установленный срок. Это необходимо сделать для того, чтобы к компании не применили санкции.

Направлено требование в рамках выездной проверки — что делать?

В такой ситуации логично ссылаться на Постановление № 409, в рамках которого приостановлены все выездные проверки.

Если вы получаете встречное требование по ст. 93.1 НК РФ в связи с проведением выездной проверки у вашего контрагента или у какого-либо третьего лица, то имеет смысл сослаться на положения Постановления № 409 о том, что все выездные проверки приостановлены, а потому вы в рамках встречной проверки в период с 1 марта по 31 мая ни на какие встречные требования отвечать не обязаны.

Важно помнить еще и о том, что действие принципа приостановки выездных проверок распространяется на все компании, независимо от того, в каком режиме они продолжают работать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Ужесточение контроля за применением ККТ: штрафы в размере выручки и проверки любой жалобы

В ближайшее время налоговики ужесточат проверки за применением ККТ, в НК РФ появится новый вид налогового контроля, а закон о ККТ прекратит свое существование.

Syda Productions/shutterstock

Суть поправок в НК РФ, касающихся ККТ

Минфин подготовил масштабные поправки в НК РФ, призванные ужесточить контроль за применением ККТ и усовершенствовать порядок проведения проверок в данной сфере.

Фактически все действующие нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов…» с изменениями и дополнениями переносятся в НК РФ.

Для этого кодекс дополняется новым разделом «Оперативный контроль», а закон о применении ККТ с 1 января 2021 года отменяется и перестает действовать.

Одновременно будут ужесточены санкции за нарушение порядка применения онлайн-касс, а в НК РФ появятся новые составы налоговых правонарушений.

Сам оперативный контроль за соблюдением порядка применения ККТ будет осуществляться в форме оперативных проверок и мониторинга. Цель такого контроля — проверка исполнения организациями и ИП обязанности по фиксации всех осуществляемых компаниями и ИП расчетов с применением ККТ.

Под фиксацией расчетов поправки понимают действия организаций и ИП по формированию информации о расчетах в фискальных накопителях ККТ, а также формированию расчетных чеков на официальном сайте ФНС России. Особенности фиксации расчетов позднее определит ФНС отдельным приказом.

Оперативные проверки ККТ и мониторинг

Оперативные проверки — это разновидность налоговых проверок, целью которых является проверка правильности и полноты фиксации расчетов, совершаемых с применением ККТ.

В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет. Периодичность и число проверок ничем не ограничиваются. Очередная оперативная проверка сможет назначаться и проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период.

Поводом для такой проверки может стать любое сообщение от граждан или компаний о нарушении порядка применения ККТ. К проверкам смогут привлекаться полицейские и сотрудники других правоохранительных и контролирующих ведомств.

Общий максимальный оперативной срок проверки составит 20 рабочих дней, но он может быть продлен до 40 рабочих дней. При этом налоговики смогут приостанавливать уже проводимые проверки (например, для истребования документов) на срок до 20 дней (будущая ст. 105.49 НК РФ).

При осуществлении оперативной проверки налоговики станут проверять факты фиксации расчетов, а также контролировать полноту учета выручки. В рамках оперативной проверки налоговики смогут проводить контрольную закупку и наблюдение. Контрольная закупка заключается в создании искусственной ситуации по приобретению какой-либо продукции и осуществлению расчета.

Наблюдение же состоит в визуальной фиксации осуществляемых продавцом действий по оформлению расчета. И закупка и наблюдение осуществляются без предварительного уведомления проверяемого лица. Если налоговики выявят признаки нарушения, проверка будет продолжена.

На этом этапе налоговики смогут осматривать территорию и помещения организации/ИП, допрашивать свидетелей, проводить осмотр, истребование документов и их выемку.

По фактам выявленных нарушений будет составляться акт проверки, протокол о налоговом правонарушении, а нарушитель — привлекаться к налоговой ответственности (будущая ст. 105.54 НК РФ).

В отличие от оперативной проверки, мониторинг заключается в сборе, обобщении, систематизации и оценке информации о применении компанией/ИП онлайн-касс, поступающей в ФНС из разных источников. Если в ходе мониторинга налоговики выявят какие-либо нарушения, они направят проверяемому субъекту предписание об их устранении.

Организация и ИП, получившие предписание, обязаны незамедлительно устранить все нарушения и проинформировать об этом ФНС. В противном случае налоговики назначат уже оперативную проверку (будущая ст. 105.52 НК РФ).

Ответственность и штрафы за нефиксацию расчетов с помощью ККТ

В целях введения налоговых штрафов за неисполнение обязанности по фиксации расчетов НК РФ дополняется отдельной статьей 129.15.

В соответствии с данной нормой осуществление расчета без его фиксации повлечет взыскание штрафа с ИП в размере 50% от суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 10 000 рублей. Штраф за данное нарушение для организаций составит уже полную сумму расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 рублей.

Такие же штрафы будут назначаться за фиксацию мнимого или притворного расчета. Причем под мнимым расчетом понимается несуществующий расчет, по которому осуществлена фиксация лишь для вида. Под притворным же расчетом понимается расчет, в отношении которого осуществлена фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его.

Нарушение порядка фиксации расчета будет грозить ИП предупреждением либо взысканием штрафа в размере 3 000 рублей, а организации — штрафом в размере 10 000 рублей.

Одни из самых высоких штрафов устанавливаются за неуказание в чеке наименования товара, подлежащего обязательной маркировке. Такое нарушение повлечет взыскание штрафа с ИП в размере 50 000 рублей, а с организации — в размере 100 000 рублей.

Непередача покупателю кассового чека повлечет для ИП предупреждение либо взыскание штрафа в размере 2 000 рублей. Организации за то же нарушение будут оштрафованы на сумму 10 000 рублей. Напомним, по действующим правилам (ч. 6 ст.14.5 КоАП РФ) организациям за непередачу кассовых чеков также может назначаться предупреждение вместо штрафа.

Подготовленные же поправки в НК РФ разрешают назначать предупреждение только в исключительных случаях. В соответствии с будущими правилами налоговая санкция в виде предупреждения может быть применена к организации и ИП только по их ходатайству и только в тех случаях, когда такие лица внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во всех других случаях нарушения в сфере применения ККТ повлекут безальтернативную ответственность в виде налогового штрафа.

Кроме того, за неисполнение обязанности по фиксации расчетов налоговики смогут блокировать банковские счета нарушителей, приостанавливать их деятельность, а также ограничивать доступ к страницам интернет-магазинов и блокировать торговые автоматы (будущая ст. 105.56 НК РФ).

Ранее сообщалось о том, что пользователей ККТ будут освобождать от штрафов по чекам коррекции.

Кроме того, ФНС внесла в реестр ККТ новую онлайн-кассу.

Как ФНС проверяет онлайн-кассу

Хоть владельцы онлайн-кассы освобождены от ежегодной проверки в ФНС, сотрудники налоговой службы могут инициировать выездную проверку, чтобы удостовериться в наличии оборудования и правильности его использования. Мы расскажем, каким образом ФНС проверяет кассу в 2020 году и как подготовиться к этой проверке.

Чек-лист: что проверяет налоговая?

Налоговики инициируют плановые и внеплановые проверки кассовых операций. На внеплановую проверку можно попасть при совершении подозрительных действий или жалобе клиента (например, если кассир забыл выдать кому-то чек). При проверке сотрудники федеральной налоговой службы обращают внимание на:

  • корректность выдачи чеков и наличие всех необходимых в них реквизитов;
  • корректность работы с оператором фискальных данных;
  • соответствие параметров кассы закону 54-ФЗ;
  • правильность ведения учета по кассовым операциям (бухгалтерию).

В процессе сотрудники налоговой службы могут подключать кассу, рассматривать договор с ОФД, подсылать тайных покупателей и т. д. Если в ходе такой инспекции были выявлены нарушения, налоговая вправе инициировать комплексную проверку документов с инвентаризацией. Она может длиться от 2 месяцев до полугода.

Требования ФНС к онлайн-кассе

Налоговая требует, чтобы онлайн-кассы были зарегистрированы в ФНС, имели нанесенный на корпус заводской номер, часы и устройство для печати фискальных документов. Это устройство обязательно должно быть встроенным в корпус, если только расчеты не производятся по интернету.

Обратите внимание! Касса не обязана иметь встроенный принтер чеков еще и в том случае, если вы продаете транспортные услуги или торгуете с помощью автомата с отсутствующей функцией печати чека (например, кофейные автоматы).

Читайте также:  Льготы на аренду земли под гараж

Кроме того, касса должна иметь встроенный фискальный накопитель (зарегистрированный в реестре фискальных накопителей), передавать в него данные и 1 раз в сутки отправлять их оператору.

Не забудьте, что ФНС выдвигает специфические требования к кассам, если вы занимаетесь реализацией подакцизной продукции — алкогольсодержащими напитками, сигаретами, топливом, машинным маслом и т. д. Полный список требований к онлайн-кассе можно изучить, ознакомившись со статьей 4.3 закона 54-ФЗ.

Аптека

Кафе/бар/ресторан

Курьерские услуги

Магазин у дома

Салоны красоты/медцентры

Транспорт

Услуги

Какая информация обязана содержаться на чеке

Проверка кассовых чеков производится на основании требований к реквизитам, что регламентируются статьей 4.7 закона 54-ФЗ. На чеке должны числиться:

  • название документа — «кассовый чек» или «бланк строгой отчетности»;
  • номер чека и номер смены;
  • номер чека за действующую смену;
  • номер, под которым зарегистрирована ваша касса;
  • номер ФН;
  • дата, время, место расчета (при интернет-покупках указывается адрес сайта компании);
  • полное название компании и ИНН;
  • Ф. И. О. кассира (если покупка не была осуществлена в интернете или с помощью кассы самообслуживания);
  • название системы налогообложения, на которой функционирует бизнес;
  • название, код и цены товаров в рублях;
  • тип транзакции — «получение средств от покупателя», «возврат средств» и т. д.;
  • способ оплаты (наличный/безналичный расчет);
  • QR-код.

Если вы индивидуальный предприниматель на патенте, УСН, ЕСВД, можно повременить с печатью наименования товара на фискальном чеке. Эти ИП получили отсрочку вплоть до 1 февраля 2021 года. Остальные компании (ОАО, ООО, ЗАО и т. д.) обязаны печатать чек с названием товара с момента установки онлайн-кассы.

Обратите внимание! Вы можете дополнить чек другими реквизитами, если того требует сфера вашего бизнеса. Главное, чтобы все вышеперечисленные пункты были на месте во время проверки кассового аппарата налоговиком. Они должны быть четкими и хорошо читаться даже спустя 6 месяцев с момента печати.

Права и обязанности сотрудника налоговой службы при инспекции

Помните о том, что налоговый сотрудник обязан предоставить постановление о кассовой проверке директору организации, и оно должно содержать список задаваемых вопросов. В полномочия инспекторов входят:

  • детальное изучение кассы и фискального накопителя;
  • требование объяснения проблем, связанных с работой ККТ;
  • запрос и изучение документов, связанных с кассовым аппаратом;
  • запрос договора с ОФД;
  • привлечение к ответственности как руководителя, так и сотрудников предприятия.

Если вы будете препятствовать тому, что входит в полномочия налоговиков, они вправе привлечь правоохранительные органы. Руководитель имеет право лично присутствовать при проведении проверки кассовой дисциплины. Вы можете не согласиться с итогами экспертизы и обжаловать решение налоговиков в суде.

К кому придет налоговая полиция для проверки применения онлайн‑касс?

Что представляют собой новые формы кассовых проверок?

В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:

Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.

Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.

Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.

Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.

Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.

Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?

Все зависит от того, какое нарушение вменяется субъекту бизнеса и какова доказательная база. Например, если поступил сигнал о неприменении продавцом ККТ, этот факт можно проверить только путем контрольной закупки с привлечением понятых. Другой пример – в чеке отсутствуют обязательные реквизиты. В этом случае проверку можно провести в стенах налогового органа. Это обусловлено тем, что выезд на место ведения деятельности не даст инспекторам какой-либо новой информации, кроме той, которой они уже располагают. Однако если кассовый аппарат применяется в автономном режиме, то выезжать в организацию придется и в этом случае.

Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?

Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники. Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены. Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?

Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта. Существует приказ ФНС от 29 мая 2017 года № ММВ-7-20/483@, в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ. В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.

Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.

Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?

Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется. Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники. Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.

Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?

Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.

По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

Как самостоятельно оценить уровень риска?

Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?

Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.

А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.

Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.

Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?

Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.

Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.

Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?

Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:

Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.

В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.

Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.

Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.

Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы. Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки. В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.

Какова периодичность и продолжительность таких проверок?

Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты, утвержденные приказами № 132н и № 133н, в которых определены сроки проверок:

проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;

проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.

Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.

За какой период может быть проведена кассовая проверка?

В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.

Читайте также:  Нужен ли переводчик в суде

Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?

Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.

Налоговые проверки в 2020 году – список организаций

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2020 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2020 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2020 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2020 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2020 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2020 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Ссылка на основную публикацию