Бензин вырастет в цене

Цены на бензин пошли вверх. К чему готовиться водителям

Колебания стоимости бензина на оптовом рынке топлива заставили вице-премьера Александра Новака пообещать правительственный контроль и сдерживание роста цен. Он сообщил, что повышение стоимости топлива в 2021 году не превысит уровня инфляции. Однако на новогодних праздниках автозаправочные станции уже переписали ценники. Мы выяснили, почему цены все-таки выросли и могут ли колебания оптового сырьевого рынка отразиться на тратах простых водителей.

Ставки топливных акцизов на бензин, дизель и моторные масла с 1 января 2021 года планово повысили на 4%. Соответствующие поправки были приняты в Налоговый кодекс. Именно это повышение акцизов отразилось на розничной цене бензина в первые дни января. По словам руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, на розничном рынке наблюдается честный рост цен.

«Бензин подорожал на 60-80 копеек в рознице, это примерно 1,5% роста. Но на самом деле, если смотреть на структуру цены, эти 60 копеек — это как раз тот самый акциз. Повышение пошлины на 4% не означает такой же рост цены на топливо, доля акциза в стоимости топлива как раз соответствует этим полутора процентам. А это подорожание было запланированным и вообще не должно ни у кого вызывает удивления. Цены выросли абсолютно честно», — считает Шкуматов.

Что касается оптовых колебаний цен, то едва ли увеличение расходов топливных компаний никак не скажется на простых потребителях, отмечают эксперты. «Если вырастут расходы бизнеса, то поднимутся и розничные цены на заправках. Бизнес не занимается благотворительностью, вся финансовая нагрузка будет переложена на потребителей. Если автомобилистам не нравится сам факт роста бензина, то надо понимать, что заправки тут ни при чем, это действия правительства», — объяснил Шкуматов в беседе с Autonews.ru.

Согласно данным «Автостата», средний годовой пробег автомобиля в России составляет 17 тыс. км, а средний расход топлива — 10 литров на 100 километров. Таким образом, среднее потребление топлива одного автомобиля за год составляет 1700 литров. При удорожании литра бензина на 60 копеек в годовом пересчете автомобилисту придется заплатить примерно на 1 тысячу рублей больше, чем годом ранее. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ, водители вряд ли заметят такой незначительный рост расходов на бензин.

По данным ОНФ, за прошлый год рост цен на бензин в Москве был ниже уровня инфляции. Согласно исследованию организации, которое есть в распоряжении Autonews.ru, цены на бензин АИ-95 в столице за год повысились на 1 рубль 2 копейки (+2,17%), стоимость бензина серии АИ-92 изменилась еще меньше — подорожание за 2020 год составило 72 копейки или 1,69%.

Глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша считает, что автомобилистам не стоит паниковать и подробно вчитываться в новости топливного рынка. Потому что с точки зрения потребительских цен серьезных скачков стоимости на автозаправочных станциях не будет. Об этом эксперт сообщил Autonews.ru.

«Цены в 2021 году вырастут примерно на уровне инфляции. Об этом уже говорил и вице-премьер. Все остальные колебания — это проблемы внутреннего топливного рынка. Дисбаланс предложения и диспаритет оптово-розничных цен имеют лишь косвенное отношение к потребителям. Все, что происходит внутри рынка сейчас, может привести к изменению структуры рынка, уходу независимых компаний. Но это, скорее, информация для специалистов топливного рынка, потребители ничего не заметят. Рост цен на бензин в 2021 году будет плавный, в пределах инфляции», — пояснил топливный эксперт.

Именно новости о повышении оптовых цен на бензин в начале первой рабочей недели 2021 года заставили автомобилистов обратить внимание на ценники АЗС и заметить там изменение цифр. Но, как объяснил Аркуша, цены оптового рынка ориентируются на экспортный паритет, то есть на одинаковую выгоду поставки топлива на внутренний или внешний рынок. К росту же оптовых цен ведут такие факторы, как повышение топливных акцизов, рост тарифов на перевозку топлива, снижение экспортных пошлин в соответствии с налоговым маневром, а также рост мировых цен на нефть и рост спроса на топливо. Именно выгода сегодня подталкивает нефтяников направлять больше топлива или сырья для его изготовления на экспорт.

Правительство ожидает, что поступления от акцизов в 2021 году составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов на строительство дорог и путепроводов направят до 75% сборов, а следующие два года — более 77%. Такая схема распределения денежных сборов была утверждена в федеральном бюджете на 2021-2023 годы.

Несмотря на запланированное повышение стоимости горючего на заправках в январе 2021 года, российским автомобилистам есть, на что обратить внимание помимо цен на АЗС, а именно — на качество топлива. Согласно проверке Росстандарта, некачественное горючее было обнаружено на каждой десятой российской заправке. В основном проверки проводились по жалобам автомобилистов на недолив топлива и несоответствие октановому числу. Но уже с июля 2021 года Росстандарт начнет проверять топливо на автозаправках в режиме «тайного покупателя».

Еще полгода ведомство, согласно действующему законодательству, обязано предупреждать АЗС о проведении проверок. Но даже в случаях с предупреждением специалисты выявляют до 10% некачественного сырья. Чаще всего это нарушения находят на небольших заправках.

«Закон о госконтроле и надзоре, который вступит в силу 1 июля 2021 года, позволит специалистам Росстандарта приходить без предупреждения. Соответственно, пришли, отмерили по качеству и по количеству топлива и выявили нарушения. Нарушений с бензином не так много — это около 3% случаев. Основную массу фальсификаций и несоответствий требованиям Росстандарт выявляет в области дизельного топлива — порядка 10-15%», — объяснял по итогам последней проверки заместитель главы ведомства Алексей Кулешов.

Более того, ведомство активно ведет разработку интерактивной карты, в которую намерено заносить информацию о заправках, поставляющих некачественное топливо. На ней также будут отмечены и пункты, где можно залить хороший бензин. Карту обещают запустить в текущем году и сделать доступной для приложений с навигацией.

Новости Москва

13.01.2021

Новости , Кратко , Популярное , Интервью

Абсурдная система и сказки о дешевом бензине: экономисты оценили, насколько подорожает топливо в 2021 году

В 2021 году россиян ждет очередное планомерное повышение цен на бензин, что заложено в созданной правительством РФ «рыночной» системе, при которой автомобильное топливо дорожает, несмотря ни на что. Как отмечают экономисты, власти осознанно перекладывают фискальное бремя на потребителей. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», шла речь сегодня на пресс-конференции в Москве.

Как считает председатель правления Независимого топливного союза Григорий Баженов, розничные цены на бензин будут планомерно повышаться и к концу 2021 года и при «базовом сценарии» вырастут на 2,5%. «В России цена на бензин индексируется на 1,5 процентных пункта ниже, чем уровень инфляции по Росстату. Пока небольшой люфт между оптовыми и розничными ценами не очень приятный и мало кому дает позитивное восприятие, но он сохраняется, поэтому ждать стремительного роста цен не стоит. Пока ситуация более-менее спокойная, примерно на уровне инфляции», – сказал он.

При этом Баженов отметил, что общая конъюнктура на рынке складывается неблагоприятно. «Если мы говорим об оптовом сегменте, то цены растут уже сейчас. Акцизы выросли на 4% – мы говорим о товарном бензине и о дизельном топливе. Повышение будет и в следующем году, все это уже сейчас заложено в Налоговый кодекс. С 2014 года акцизы растут постоянно. Еще одна причина роста цен – демпфирующий механизм, который в 2020 году работал как налог на кризис. Предполагалось, что он будет балансировать цены, связанные с динамикой внешней конъюнктуры, но на деле он превратился в странный механизм, когда нефтяные компании получают субсидии, когда у них все хорошо, и вынуждены платить допсредства, когда у них все плохо. Получается какая-то парадоксальная ситуация. Производство в 2020 году не было рентабельным», – пояснил председатель правления Независимого топливного союза.

В этой связи Баженов также обратил внимание, что тревожным звонком стало отсутствие традиционного декабрьского падения цен. «Несмотря на то, что наблюдается сезонное повышение спроса, предложение повышается значительно, потому что компании продают излишки. В декабре обычно цены падают. Но тут в конце года нарисовался рост цен на нефть. В результате экспортировать стало выгодно. И излишки стали уходить на экспорт вот и все», – констатировал он, подчеркнув, что дисбаланс, при котором нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, также заложен в нынешней системе.

Член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский, также выступавший на пресс-конференции, считает, что российские власти довели ситуацию с энергоресурсами до абсурда. «Мы живем в каком-то дурдоме. Постоянно слышим заявления руководства страны о том, что они не допустят роста цен на бензин. Но топливо постоянно дорожает. Основная проблема этого безумного роста – это внутренняя политика государства. С 2014 года началось повышение акцизов на подакцизные товары и НДПИ, а экспортные пошлины планово снижаются и к 2024 году они должны обнулиться. Власти осознанно перекладывают фискальное бремя с экспортеров и зарубежных потребителей энергоносителей на внутреннего потребителя – россиян, бизнес, сельское хозяйство и т.д. Теперь у нас бензин и дизель дорожает, независимо от ситуации на нефтяном рынке. Мы добились стабильности – стабильного роста», – пояснил Жуковский. «Я обожаю слушать чиновников – большей безграмотности сложно найти. Сказки о том, что в России низкие цены на энергоносители – это от незнания основ экономического подсчета. В России цены и на нефть, и на газ, и на дизель, и на электричество в пересчете либо на паритет покупательной способности, либо по соотношению к реальным располагаемым доходам – одни из самых высоких в мире», – констатировал экономист.

Жуковский также отметил, что в России на заработную плату в 45 тысяч рублей можно купить 880 литров бензина, что значительно меньше, чем в целом ряде государств. «Норвегия – страна с безумно дорогим бензином. Но у них на среднюю зарплату можно купить 1850 литров. В загнивающей бездуховной Америке, которая, судя по нашему телевизору, скоро рухнет – 3600 литров. Германия – 2500 литров», – заключил эксперт.

Москва, Александра Быстрицкая

Москва. Другие новости 13.01.21

«Британский» штамм коронавируса в России обезврежен: единственный пациент уже выздоровел. / В московском регионе объявлено штормовое предупреждение. / Снова стреляют: власти Нагорного Карабаха заявили о грубом нарушении перемирия. Читать дальше

Правительство провоцирует рост цен на бензин. Чего ждать дальше?

Розничные цены на топливо начали расти. Пока не везде и малозаметно, однако тенденция налицо. Эксперты рынка среди главных причин бесконечного роста цен на бензин и дизель называют налоговую политику государства, сделку ОПЕК+ и действия спекулянтов.

Рост цен на топливо в 2021 году начался с востока страны – увеличились цифры на заправках Владивостока. Десятком тысяч километров западнее – на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цены в это время даже снижались, но между оптом и розницей есть большая разница. Да и в Питере цены остаются выше прошлогодних максимумов и близки к историческим максимумам 2018 года.

Очень похоже на то, что стоимость каждой заправки будет расти и дальше. Когда есть целый ряд объективных причин для возможного подорожания, одна из них точно выстрелит.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОВОЦИРУЕТ РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН. ЧЕГО ЖДАТЬ ДАЛЬШЕ?

Первая – это, конечно, налоги. С начала 2021 года ставки акцизов на нефтепродукты увеличились на 4% – вроде бы мелочь, но акцизы составляют более трети розничной стоимости топлива, а совокупная налоговая нагрузка – более 70%. Так что когда вы платите 45 рублей за литр, не стоит злиться на жадных продавцов – более 30 рублей уходит сразу в бюджет, а на оставшиеся 13–14 нефтяники ищут месторождения, бурят скважины, прокладывают трубы, строят нефтеперерабатывающие заводы, доставляют бензин на ту АЗС, где вы сейчас заправляетесь.

В общей сложности за пять последних лет акциз увеличился почти вдвое. А доля производителя бензина в общей цене существенно снизилась.

… И демпферизация всей страны

Вторая причина названа сложным словом “демпфер”. Этот механизм выравнивания цен через налоговое регулирование призван помогать нефтяным компаниям в случаях, когда экспорт оказывается для тех много выгоднее, чем внутренний рынок. Предполагается, что при высоких мировых ценах бюджет доплачивает нефтяникам для поддержания внутренних цен на приемлемом для потребителя уровне, но когда мировые цены падают, то уже производители делают дополнительные выплаты в бюджет, если не снижают оптовые цены внутри страны.

Идея здравая, но суммы выплат рассчитаны не идеально. В результате сейчас – после возвращения цен на уровень выше 50 долларов за баррель – демпфер просто повышает стоимость бензина. Минфин, однако, выступает против пересчёта формулы. А нефтяные компании в ответ стараются сократить поставки топлива внутри страны. Это очень опасная тенденция, которую можно наглядно продемонстрировать в виде последовательности: некорректный демпфер → издержки для производителя и потребителя → вымывание бензина с рынка → возникновение дефицита и чёрного рынка → рост фактических цен на бензин при низких “официальных” → нехватка бензина для частных лиц и сельскохозяйственных предприятий → общий рост цен, социальное напряжение → …

Читайте также:  Можно ли закрыть от соседей проход через наш участок?

На каком шаге вы предпочли бы остановиться, уважаемые читатели? Сейчас рынок занёс ногу для третьего шага. Смотрим на цифры.

“Лукойл” в декабре 2020 года сократил продажи бензина на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Антипинский НПЗ – на 26%.

“Сургутнефтегаз” – на 17%.

“Газпром нефть” – на 4%.

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев основной причиной роста цен называет именно демпфер:

Во-первых, ФАС официально признала, что демпфер составляет порядка 4 процентов от цены на топливо, то есть он стал дополнительным налогом.

Во-вторых, Минфин попросту заставляет нефтяные компании доплачивать за каждую произведённую тонну топлива. Та же самая “Роснефть” – государственная компания, которая должна генерировать прибыль, выполнять социальные обязательства, ещё и дополнительно за производство топлива выплачивать дополнительные деньги до 2–3 тысяч рублей с тонны.

Демпфер необходимо либо донастраивать, либо полностью отменять. А сейчас он создаёт отрицательную рентабельность.

Действительно, рынок держится сейчас фактически только на “Роснефти”, за свой счёт компенсирующей весь дефицит. Компания нарастила поставки бензина на 52%, солярки – на 32%.

По обоим продуктам компания занимает более 50% биржевого рынка – получилась такая своеобразная монополизация себе в убыток, ибо при нынешнем демпфере кто меньше продаст внутри страны, тот больше всех выиграет на экспорте.

В новом году ничего не изменилось – “Роснефть” поставляет по январскому нормативу на рынок 7,3 тыс. тонн бензина, а “Лукойл”, “Сургутнефтегаз” и “Газпром нефть” вместе взятые – 7,7 тыс. тонн. Хорошо, конечно, что у нас есть “Роснефть”, но возможные убытки этой компании – это убытки и государства как главного её акционера, то есть наши с вами убытки.

Рельсовый сбор

Третья проблема – транспорт. Нефть нужно доставить на НПЗ, а оттуда – бензин на АЗС. Это удовольствие профану может показаться совсем бесплатным, мол, бензин сам себя везёт, а на деле оказывается довольно дорогим. До 2019 году тарифы на перевозки росли почти на 10% в год – очень долго правительство не могло ограничить этот рост уровнем инфляции. Слабое развитие сети автомобильных дорог в отдалённых регионах приводит к тому, что нет альтернатив услугам рыцарей рельса и шпалы, романтиков железной дороги, которые с удовольствием этим пользуются. Их “доля малая” в цене на бензин составляет почти 10%. И Минфин опять же против того, чтобы компенсировать нефтяникам завышенные транспортные тарифы. Да и налоговые льготы на строительство новых НПЗ там, где они действительно нужны, получить практически невозможно.

Дмитрий Гусев констатирует:

“На Дальнем Востоке вообще категорически сложнейшая ситуация сложилась. Второй год не может быть выделено Минфином финансирование для внесения субсидий для перевозки туда топлива. Почти уже 10 лет не могут согласовать инвестиционные условия для постройки ВНХК, нового нефтеперерабатывающего завода, наличие которого категорически необходимо для Дальнего Востока. Поэтому позиция Минфина на сегодня заключается в создании кубышки, а распределение этой кубышки, к сожалению, почему-то происходит без значительного участия нефтеперерабатывающей отрасли, которая эту кубышку и формирует”.

Кому бензин, кому деньги

Далее – спекулянты, куда же без них, родненьких. Привыкшие к играм на фондовых и валютных биржах, они точно так же ведут себя и на топливных – многократно перепродают нефтепродукты, ищут лучшую цену и тем самым поднимают цены и для остальных, ведь активные покупки по закону рынка ведут к повышению стоимости любого товара. Порой приходится даже приостанавливать продажи – иначе контроль над ценами может быть совсем утерян.

Спекуляции бывают не только финансовыми, но и лоббистскими. Так называемые независимые сети АЗС, как правило, не имеющие собственной инфраструктуры и не желающие в неё вкладываться, давят на общественное мнение и государственные структуры, добиваясь льгот для своего всеми обижаемого маленького бизнеса.

Голубая мечта для любой такой сети – получать топливо от крупной компании по низким фиксированным ценам в обход биржи. Но для крупного поставщика это означает прямые издержки, которые надо как-то компенсировать – и вот мы вновь вместо снижения видим рост цен.

Такие разные интересы

Говоря о причинах роста цен, доцент Финансового университета при Правительстве России Леонид Крутаков напоминает и о последствиях сделки ОПЕК+:

В результате (сделки ОПЕК+. – Ред.) частные компании погнали бензин на экспорт. Единственная компания, кстати, которая в таких условиях нарастила объём поставок на внутренний рынок, это “Роснефть”. Потому что госкомпании защищают свой мандат перед всем обществом, то есть государственные интересы. Они ориентированы на социальный результат, поэтому считают деньги по-другому: тут и мультипликативные эффекты, и рост налогооблагаемой базы, и создание новых производств. А частные компании защищают свои интересы перед глобальным рынком. Для них главное – это прибыль, чистая прибыль. Почему в этом ряду оказалась “Газпром нефть”, которая как бы не совсем частная, – это вопрос к качеству корпоративного управления и внутренних приоритетов топ-менеджмента.

Проблема сформулирована. Тревога остаётся, ведь рост цен на бензин – это рост цен на всё. Что же делать?

Старший аналитик компании WMT Consult Валерий Андрианов полагает, что прежде всего надо выстроить нормальную фискальную политику. Нужны меры, направленные на то, чтобы частные компании действительно поставляли большие объёмы нефтепродуктов на внутренний рынок.

Мы же очень давно говорим, что нефтепереработка у нас невыгодна, она такое замыкающее звено большого процесса. Пытались это изменить в результате налогового манёвра, но постоянно не получается. Всё-таки любые компании, в том числе и государственные, должны как-то зарабатывать, получать деньги на своё развитие. А для того чтобы это происходило, нужны нормальные условия. Нельзя полагаться только на социальную ответственность.

Отрасль своё слово сказала. Ждём ответного слова от правительства, потому что в противном случае о ценах на бензин громко заговорят граждане.

Продовольственный кризис. Как растут цены на продукты в России?

Прошлый год запомнился России не только пандемией коронавируса, но и стремительно растущей инфляцией – в январе 2021 года она составила 5,3% по сравнению с январем 2020 года. Рост цен на сахар и подсолнечное масло оказался настолько стремительным, что вмешался президент Владимир Путин, и цены на эти товары были заморожены в декабре 2020 года.

Рассказываем, как в 2020-21 годах выросли цены на продукты в России, и какие ограничения в связи с этим ввело правительство РФ.

Почему дорожают продукты?

По данным Росстата, в 2020 году цены на продукты выросли на 6,7%. При этом из всех продовольственных товаров сильнее всего подорожали сахар-песок – на 64,5%, подсолнечное масло – на 25,9%, цены на крупу и бобовые выросли на 20,5%, на овощи и фрукты – на 17,4%.

Причин быстрого роста цен на продукты несколько. Это и ослабление курса рубля, и использование импортного оборудования и ингредиентов, и желание производителей выровнять внутренние цены на продукцию в соответствии с мировыми.

Рост цен на продукты в 2020-21 – это не специфически российское явление. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН заявила, что в феврале 2021 года мировые цены на продукты растут уже восьмой месяц подряд и достигли максимального уровня за последние семь лет. Так, индекс цен на зерновые вырос на 7,1%, на подсолнечное масло – на 5,8%, а на сахар – на 8,1% за месяц.

Евгений Коган, инвестбанкир и профессор ВШЭ, пишет о взаимосвязи при подорожании продуктов: “Рост цен на зерновые вызвал цепную реакцию, впрочем, ожидаемую. Экономика – это огромное количество производственных цепочек. Покупатели-продавцы, поставщики-потребители, банки-заемщики, и т.д. Как только начинаются подвижки цен на одном участке, жди “продолжения банкета” в других сегментах. Пшеница (кормовая база) – цены на птицу и яйца. Абсолютно логично”.

“Одновременно с удорожанием отечественной потребительской корзины мы получаем еще и рост цен на все, что страна производит. В частности, на нефть, газ, металлы, продукты нефтехимии. Потому отчеты наших производителей-экспортеров за 4 квартал 2020 и особенно 1 квартал 2021 должны быть весьма неплохи. Соответственно, вполне приличными должны быть и поступления в бюджет за этот же период”, – пишет Коган.

Какие продукты подорожали в 2021?

В 2021 году цены на продукты продолжают расти. Так, в январе они выросли на 1% по сравнению с декабрем 2020 года и на 7,6% за год.

В январе 2021 года больше всего выросли цена на овощи и фрукты – на 4,8% за месяц. Специалисты связывают их подорожание с сезонностью, в Минсельхозе заявляют, когда появится новый урожай – стоимость плодоовощной продукции снизится.

Больше всего из овощей и фруктов подорожали в январе помидоры (14,6%), виноград (13%), морковь (8,2%), картофель (7,1%), бананы (6,5%), огурцы (6%), репчатый лук (5,3%).

Также в январе на 1,4-2,2% выросли цены на курицу, пшеничную муку, рыбную икру и майонез, на 1-1,3% подорожали рыба, мясные и рыбные консервы, кетчуп, консервированные овощи, шоколад, злаковые и овсяные хлопья.

Меры сдерживания цен

В декабре 2020 года президент Владимир Путин потребовал остановить рост цен на продукты. В результате были приняты следующие меры для его сдерживания.

Заморозка цен на сахар и подсолнечное масло до конца первого квартала 2021 года. Минсельхоз, Минпромторг и ФАС (Федеральная антимонопольная служба) заключили соглашение с производителями и торговыми сетями об ограничении цен на сахар и подсолнечное масло. Так, оптовая цена за 1 кг сахара была установлена на уровне 36 руб., розничная – 46 руб., а за 1 л подсолнечного масла – 95 и 100 руб. оптом и в розницу соответственно.

Установление квоты на экспорт зерна. С 15 февраля по 30 июня квоты на экспорт зерна составляют 17,5 млн т. При этом пшеница, экспортируемая в пределах квоты, облагается пошлиной 25 евро за тонну. С 1 марта экспортная пошлина на пшеницу в пределах квоты 17,5 млн увеличится в два раза, также пошлиной будет облагаться экспорт ячменя и кукурузы.

Новый механизм регулирования цен социально значимых товаров. Правительство может устанавливать предельно допустимые розничные цены на срок до 90 дней, если социально значимые продукты подорожали на 10% и более в течение 60 дней. Социально значимыми продуктами считаются: говядина, свинина, баранина, куры, рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, мука, хлеб, рис, пшено, гречка, вермишель, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки.

Несмотря на введенные в декабре меры для сдерживания цен, продукты в 2021 году по-прежнему дорожают. В феврале глава Минэкономразвития Максим Решетников в ходе совещания у президента Владимира Путина назвал принятые в прошлом годы меры сдерживания продовольственных цен недостаточными и отметил, что они остаются приоритетным вопросом.

Решетников заявил, что с 1 апреля будет принят комплекс мер, задача которого не допустить переноса высоких мировых цен и нестабильности на российский внутренний рынок. Комплекс мер будет состоять из двух частей: меняющейся по заранее установленным правилам экспортной пошлины и поддержки производителей. Предлагаемый механизм, вероятно, будет возвращать затраченные на производство деньги сельхозпроизводителям.

Что думают эксперты?

Как уже было отмечено выше, несмотря на введенные правительством меры, цены на продукты продолжают расти. Многие эксперты сходятся во мнении, что предпринятых правительством действий оказалось недостаточно для остановки роста цен. Кроме того, искусственное регулирование может привести к дефициту продуктов.

Алексей Коренев, аналитик ГК “Финам”, полагает, что принятых мер по сдерживанию цен недостаточно и правительству стоит обратить внимание на опыт развитых стран, где на поддержание населения, бизнеса и потребительского спроса тратится намного больше денег. Коренев пишет: “Некоторые европейские страны направили на борьбу с пандемией и ее негативным влиянием на экономику своих государств почти по 20-40% своего ВВП. При чем львиную долю поддержки получило население, а также наиболее пострадавший от карантинных мер малый и средний бизнес. У нас же на поддержку малых и средних предприятий за два года было выделено всего 600 млрд рулей, что при объеме валового внутреннего продукта более 100 трлн рублей составляет около четверти процента ВВП в год”.

Станислав Мурашов, макроаналитик Райффайзен Банка, в интервью “Русской службе Би-би-си” критикует ограничительные меры, поскольку они вызывают дефицит товаров. “Это популистские меры, мало практические меры, которые, я думаю, призваны просто для того, чтобы показать, что власть заботится о простом человеке. Фиксированные цены есть на какие-то услуги, особенно государственные, есть лекарства, которые имеют фиксированные цены. Проблема в том, что у нас нет Советского Союза с его сильным регулированием цен. Например, регулирование цен на лекарства приводит к тому, что какие-то позиции именно российского производства просто пропадают из аптек и продаются только их аналоги, которые стоят уже не тех денег”.

Читайте также:  Виды и порядок проведения судебных медицинских экспертиз

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Топливный баланс: как могут измениться цены на горючее в России до конца 2021 года

В 2020 году цены на бензин марки АИ-92 в России выросли примерно на 2%. Об этом в понедельник, 11 января, заявил заместитель председателя правительства страны Александр Новак.

«Рост цен на 92-й бензин в России в 2020 году составил около 2%, что существенно ниже темпов инфляции», — приводит ТАСС слова вице-премьера.

Согласно оценке Росстата, по итогам 2020 года инфляция в России составила 4,9%. При этом с 9 января по 28 декабря стоимость топлива АИ-92 в среднем по стране увеличилась на 2,2% (до 43,28 рубля за литр), цены на горючее АИ-95 поднялись на 2,7% (до 47,04 рубля), а дизельное топливо подорожало на 1,5% (до 48,74 рубля).

Как полагает Александр Новак, в 2021 году темпы удорожания бензина по-прежнему будут оставаться ниже инфляции, которая, по прогнозу Центробанка, составит 3,5—4%.

Вице-премьер также добавил, что правительство и Минэнерго держат на особом контроле ситуацию с ценами на топливо как на оптовом, так и на розничном рынках. При этом, подчеркнул Новак, рост стоимости горючего на российских АЗС удаётся сдержать за счёт специального компенсирующего механизма — демпфера.

Напомним, после резкого удорожания топлива в 2018 году (на 9,4%) правительство России договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. В результате с 1 января 2019 года государство стало возмещать компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

Таким образом, если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, нефтяники получают компенсацию из бюджета. При более высоких ценах на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли. Такой механизм позволяет избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей, рассказал RT исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов.

«Если по результатам мониторинга в каких-либо регионах наблюдается резкое удорожание горючего, то компетентные органы оперативно проводят проверки и выявляют причины роста цен. Вкупе с демпфером такая политика даёт возможность сохранять стабильную стоимость горючего на внутреннем рынке», — добавил Тузов.

Отметим, что в ближайшие месяцы аналитики прогнозируют рост оптовых цен на бензин в России. Во многом специалисты объясняют это удорожанием нефти на мировом рынке. Так, с начала 2021 года котировки сырья эталонной марки Brent выросли примерно на 10% и сейчас находятся в диапазоне $55—56 за баррель.

«Благодаря росту нефтяных цен производителям вновь стало выгоднее продавать топливо на экспорт. В результате предложение на внутреннем рынке сокращается, а внутренние цены на горючее начинают расти», — объяснил RT исполнительный директор Klopenko Group Дмитрий Иванов.

Так, 11 января в ходе первых торгов 2021 года оптовая цена бензина АИ-92 выросла сразу на 4,2% — до 49,6 тыс. рублей за тонну, а горючее АИ-95 подорожало на 3,2%, до 50,7 тыс. рублей за тонну. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

«Длинные праздники сыграли злую шутку с оптовыми производителями: наши трейдеры ушли на каникулы, когда цена на нефть находилась в диапазоне $51—52 за баррель, а сейчас показатель превышает $55. В результате игроки были вынуждены оперативно отыгрывать изменения, что и привело к росту стоимости горючего в опте», — объяснил RT аналитик компании Virgin Oil Group Андрей Гордеев.

Между тем наблюдаемый рост биржевых цен носит временный характер, считают специалисты Минфина. Согласно сообщению ведомства, удорожание горючего на бирже удастся сгладить в течение одного-двух месяцев за счёт действия демпфирующего механизма.

Более того, как отметил Андрей Гордеев, на биржах приобретают топливо небольшие независимые компании с невысокой долей на рынке, в то время как основной объём продают крупнейшие производители. На этом фоне динамика биржевых цен на топливо в России оказывает лишь незначительное влияние на стоимость бензина в рознице, подчеркнул эксперт.

По мнению шеф-аналитика ГК «ТелеТрейд» Петра Пушкарёва, вне зависимости от нефтяных котировок российские производители топлива не станут резко повышать цены на горючее. Как пояснил эксперт, в противном случае власти могут сократить экспортные квоты и тем самым ограничить вывоз топлива за рубеж.

«По этой причине независимо от того, будут ли цены на бензин в Европе и Азии высокими или низкими, в России удорожание горючего будет ориентировочно в рамках прошлогодних 2% или 3%», — отметил Пушкарёв в разговоре с RT.

Весеннее обострение: что будет с ценами на бензин 16:39, 6 марта 2020 Версия для печати

Цены на топливо на АЗС по итогам первых двух месяцев показали самый низкий рост за последние четыре года, следует из данных Росстата. Бензин в среднем подорожал на 0,3%, дизель — на 0,5%.

Цены на топливо на АЗС по итогам первых двух месяцев показали самый низкий рост за последние четыре года, следует из данных Росстата. Бензин в среднем подорожал на 0,3%, дизель — на 0,5%.

Между тем Россия приближается к сезону высокого спроса и плановых ремонтов НПЗ. Оба этих фактора могут привести к подорожанию моторного топлива. Как стало известно NEWS.ru, представители отрасли уже бьют тревогу по поводу высокого уровня оптовых котировок. Что в этом случае будет с розничными ценами, — в материале портала.

За последнюю неделю средняя розничная стоимость бензина в России прибавила 2 копейки и на 1 марта составила 44,92 рубля за литр. Дизельное топливо осталось на прежнем уровне — 48,14 рубля. Такие данные приводит Росстат. В целом с начала года бензин подорожал на 0,3%, дизельное топливо — на 0,5%. Оба повышения оказались самыми скромными с 2016 года.

Невысокий рост топливных цен связан с двумя факторами — слабым потребительским спросом и договоренностью правительства с нефтяными компаниями, согласно которому подорожание горючего не должно превышать инфляцию, отмечает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян.

“Тем не менее, ситуация на внутреннем топливном рынке остаётся крайне напряжённой. Большинство независимых АЗС работают на грани рентабельности, прибыли очень сильно упали, из-за этого собственники стараются осваивать другие сегменты этого бизнеса, а именно — ретейл повседневных товаров и услуги автосервиса.” Так считает Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер».

Потребление бензина действительно уменьшается. По предварительным оценкам исследовательской группы «Петромаркет», годовой спрос на этот вид топлива в России в 2019 году снизился на 1,4% — до 35,5 млн т. Это самое большое сокращение с 2015 года. Его причиной может быть замещение автобензина другим топливом, а также менее интенсивная эксплуатации автомобилей населением, считают в ИГ «Петромаркет». При этом спрос на дизельное топливо и авиакеросин в прошлом году заметно вырос — на 4,9% и 3% соответственно.

Исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин отмечает, что в начале этого года спрос на бензин и дизель также снижается. И дело не только в низком зимнем потреблении горючего, но и в эпидемии коронавируса, из-за которой были закрыты границы, сокращено авиа- и железнодорожное сообщение. В таких условиях нефтяные компании не спешат поднимать цены на АЗС, чтобы не упустить постоянных клиентов, поясняет эксперт.

Высокое напряжение

С приходом весны в России наступает традиционный сезон высокого спроса на моторное топливо. Он совпадает с началом плановых ремонтных работ на НПЗ, что, в свою очередь, снижает предложение горючего на рынке. Как правило, сочетание этих факторов приводит к росту оптовых цен и создаёт дополнительное давление на розницу.

В этом году российский топливный рынок подходит к сезону высокого спроса в непростой ситуации. Оптовые цены уже поднялись до высокого уровня, и дальнейший рост может оказаться болезненным для АЗС.

Чтобы не допустить подобного развития событий, Российский топливный союз на прошлой неделе обратился в Минэнерго, передав письмо замминистру энергетики Павлу Сорокину, сообщил NEWS.ru президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

“Мы отметили в письме, что на протяжении последних нескольких месяцев в России идёт планомерное сокращение производства бензинов. На фоне увеличения экспорта это приводит к снижению объёмов поставок на внутренний рынок и сокращению объёмов продаж на бирже. Всё это толкает биржевые цены вверх. В результате в настоящее время, в период традиционно низкого спроса и низких цен, мы имеем совершенно противоположную ситуацию.” – Евгений Аркуша,президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации.

По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, в период с 7 по 28 февраля оптовая стоимость бензина АИ-92 выросла на 3660 рублей за тонну и достигла 47 969 рублей.

По словам Евгения Аркуши, снижение поставок топлива на внутренний рынок идёт с ноября прошлого года. Кроме того, товарных запасов бензина на внутреннем рынке на сегодняшний день почти на 200 тыс. тонн меньше, чем на аналогичную дату 2019-го.

“Сезон повышенного спроса начинается в конце марта — начале апреля. К нему нужно иметь высокие запасы и относительно низкие оптовые цены, потому что в этот период они, как правило, растут. А мы уже сейчас выходим на пределе: если оптовые цены опять начнут повышаться, может возникнуть диспаритет цен и повторение ситуации, которая была в 2018 году”, — предупредил он.

Из-за высоких оптовых цен в Приморье маржа АЗС уже стала практически отрицательной, сообщил президент РТС, но в целом по России она находится на приемлемом уровне. Он также рассказал, что в Минэнерго услышали доводы отраслевого союза и ещё на прошлой неделе дали поручения, призванные нормализовать ситуацию. На протяжении нескольких торговых сессий после этого наблюдался рост объёмов продаж на бирже и стабилизация биржевых цен, хотелось, чтобы это стало тенденцией, отметил Евгений Аркуша.

Примечательно, что поставки топлива на российский рынок не выросли, несмотря на то, что к концу февраля продавать горючее внутри страны стало выгоднее, чем экспортировать. Это произошло благодаря падению мировых цен на нефть, которые потянули вниз стоимость нефтепродуктов на зарубежных рынках. По оценкам ИГ «Петромаркет», средняя премия российского рынка автобензина на 28 февраля составила 4600 рублей за тонну, для дизеля — 5600 рублей — максимум с января 2019 года.

“Хотя ожидается, что по итогам февраля демпфирующие надбавки и для автобензина, и для дизтоплива окажутся отрицательными, их величина (предварительная оценка — порядка минус 1900 рублей за тонну для бензина и минус 1700 рублей для дизеля) недостаточна, чтобы «убить» премиальность внутреннего рынка моторных топлив, обретённую им в конце месяца”, — отметили в исследовательской группе.

Поставки на российский рынок выгоднее, но пока перевес не столь велик и не влияет на внутренние цены, отмечает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. Поэтому оптовая цена растёт, а не падает. При этом если цены на нефть продолжат снижаться, а рубль не ослабнет, то поставки топлива на внутренний рынок могут возрасти. В теории тогда может упасть и оптовая цена, отмечает эксперт.

Тем не менее он считает, что в предстоящий сезон высокого спроса биржевые цены на топливо, скорее всего, поднимутся ещё выше — на 5–10%. За ними последуют и мелкооптовые цены.

Стабильная розница

В прошлом году весенний рост оптовых цен более чем на 20% заставил АЗС в начале лета поднимать свои ценники, причём в отдельные моменты повышение превосходило темпы инфляции. В этот раз, по мнению экспертов, также возможен опережающий рост, но лишь при неблагоприятных условиях. Для этого нужно, чтобы к весеннему подъёму спроса и ремонтам НПЗ добавилось заметное повышение цен на нефть, считает Григорий Баженов. Если же динамика сырьевых котировок останется на текущем уровне, то и топливные цены сильно вверх не пойдут.

“Нефтяные компании строго выдерживают договоренность с правительством — рост цен ниже инфляции. Независимые АЗС благодаря хорошей конъюнктуре зимой держали цены даже ниже, чем у крупных сетей, чтобы вернуть себе клиентов, которых потеряли в 2018 году. Главная задача независимого сектора сейчас — повышение оборота, а ничем, кроме ценовой конкуренции, этого не добиться”, отмечает Григорий Баженов, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза.

независимые АЗС поднимут свои ценники только если стоимость опта вырастет настолько, что окажется выше розницы. В этом случае возможно опережающее инфляцию подорожание на заправках, но в годовом выражении оно всё равно не превысит рост потребительских цен,

Сезонный всплеск возможен, но он не будет большим, считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачёв. По его словам, в этот раз правительству будет легче удержать цены на топливо, чем два года назад, польку сейчас нет расхождения между динамикой цен на нефть и движением курса рубля. Тогда, в 2018-м, возникла уникальная ситуация, в результате которой стоимость нефти для НПЗ поднялась выше 5000 рублей, при обычном диапазоне 2400–3200, и появилось серьёзное основание для роста оптовых цен на топливо. К тому же тогда не было демпфирующего механизма, сглаживающего разницу между внешним и внутренним рынком, отметил эксперт.

Читайте также:  Юридическая помощь в получении гражданства

“Есть ещё один фактор — коронавирус. Сейчас он шагает по Европе и вполне может перешагнуть границу с Россией. Карантина, конечно, ни на Западе, ни у нас не будет, но мобильность людей во время таких эпидемий всегда снижается. Может быть меньше командировок, меньше поездок, поэтому не думаю, что спрос на топливо сильно возрастёт”, – Алексей Калачёв, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ».

Согласно мнению эксперта, цены на бензин в целом по этому году могут вырасти в пределах 4%. Это произойдёт за счет январского повышения топливных акцизов на 3,5% и инфляции, которая может составить 3% и выше.

Нарек Авакян считает, что в худшем случае повышение цен на бензин в этом году может немного опередить инфляцию, которая, вероятнее всего, окажется ниже 4%. При этом весенний рост цен в нынешних условиях вряд ли возможен, отмечает эксперт. Он поясняет, что падение стоимости нефти более чем на 20%, делает более выгодным поставки горючего на внутренний рынок и позволит его насытить.

Повышенный сезонный спрос и ремонты НПЗ всё же могут привести к росту цен на бензин на АЗС, не соглашается аналитик долгового рынка ИК Иволга Капитал Илья Григорьев. Однако это увеличение, по его мнению, не превысит 0,5%.

Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

Что происходит с ценами на нефть и бензин. В феврале средняя цена на российскую нефть Urals составляла $54,53, а к 6 мая цена нефти этой марки опустилась до $24,8 за баррель (причем в апреле Urals дешевела до минимума с 1999 года, до $10,5). Снизились и оптовые цены на бензин — с 1 февраля стоимость АИ-92 упала на 11% до 39 970 рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Но стоимость литра на заправке почти не меняется. По данным ЦДУ ТЭК, на 3 мая по сравнению с первой неделей февраля средняя розничная цена литра бензина марки АИ-92 сократилась на шесть копеек — до 43 рублей, марки АИ-95 — на три копейки, до 46,07 рубля, летнего дизтоплива выросла почти на 30 копеек до 47,38 рубля.

Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.

Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.

Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2020 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.

В январе 2020 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.

Демпфер позволил получить нефтяникам в 2019 году, пока цены на нефть были высокими, 282 млрд рублей. Еще 23 млрд рублей поступило в первые два месяца 2020 года. В марте 2020 года, после изменения конъюнктуры на рынке, нефтяники заплатили в бюджет 10,5 млрд рублей. По ожиданиям Минфина, при ценах на нефть на уровне $22-27 за баррель поступления в бюджет составят $0,9–1,1 млрд в месяц. По оценке министра энергетики Александра Новака, при цене нефти $20 за баррель в бюджет должно поступить 1 трлн рублей. Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов оценивал объем выплат, которые нефтяным компаниям предстоит сделать в 2020 году, если нефтяные котировки останутся на уровне $25-30 за баррель, примерно в 700 млрд рублей.

Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.

Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.

Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.

Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.

Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.

С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.

Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.

Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.

Ссылка на основную публикацию