Органы юридического лица: что это значит

Органы юридического лица

Орган юридического лица — лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определёнными полномочиями в отношении юридического лица и через которые данное юридическое лицо осуществляет свою правоспособность. Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля. Органы юридического лица правомочны создавать свои рабочие органы, которые не имеют собственных полномочий в отношении юридического лица, но помогают органам юридического лица в осуществлении их полномочий.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т. п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям. Это, однако, не касается собраний «трудовых коллективов» юридических лиц, поскольку наемные работники (рабочие и служащие) в этом своем качестве не участвуют в формировании имущества (уставного или иного капитала) юридического лица и потому не вправе влиять на формирование его воли (по крайней мере, без прямого на то согласия учредителей или участников).

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы)1. К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Функции органов юридического лица

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права. Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица, Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т. е. волей ее учредителей), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника). Если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст. 168 ГК), ибо последние должны были знать о требованиях закона. Например, унитарное предприятие не вправе распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п. 2 ст. 295 ГК).

Органы юридического лица. Органы управления юридического лица

Органы юридического лица, в соответствии со ст. 53 ГК, реализуют его право- и дееспособность. Они формируют и выражают его волю как самостоятельного субъекта. Рассмотрим далее виды органов юридического лица.

Общая характеристика

Органы юридического лица осуществляют не только непосредственно само администрирование, но и от имени субъекта выступают в имущественном обороте. Другими словами, действия этих структур признаются деятельностью самой компании. Они – часть организации и не считаются самостоятельными правовыми субъектами. Этим органы юридического лица отличаются от полных товарищей и представителей. Они также выступают от имени компании по ее поручению, но в структуру не входят. Полномочия представителей и полных товарищей подтверждаются доверенностью. Для органов юрлица такого документа не требуется. Виды структур, порядок формирования, иерархия, компетенция и прочие вопросы, связанные с деятельностью этих звеньев компании, предопределяет ее форму и принадлежность к некоммерческим или коммерческим организациям.

Важный момент

Следует учитывать, что:

  1. Органы не считаются обязательным атрибутом юрлица и не выступают в качестве структурного признака. В некоторых случаях организация осуществляет свою деятельность при их абсолютном отсутствии. Иногда компания может не иметь таких подразделений, формирование которых обладает факультативным характером.
  2. При отсутствии органов их функции исполняет участник юрлица. Если в компании не предусмотрены факультативные подразделения, их задачи выполняют другие структуры, принимающие соответствующие обязанности и права.

Органы юридического лица обладают определенной компетенцией. Она представляет собой круг вопросов, за пределы которого они выходить не могут. То есть решения органов юридического лица считаются правомерными только относительно вверенных им полномочий. В случае их превышения могут возникать определенные последствия. В частности, любая сделка, заключенная с такими нарушениями, может быть признана оспоримой или ничтожной.

Классификация

Органы управления юридического лица могут быть единоличными или коллегиальными. К первым, например, относят, директора (генерального в том числе), председателя правления, президента и так далее. Коллегиальные органы юридического лица – это, например, попечительский или наблюдательный совет, общее собрание и пр. Последние всегда формируются в корпоративных компаниях, созданных на началах членства. К ним, в частности, относят союзы, общественные организации, кооперативы, товарищества.

В таких случаях органом юридического лица является только общее собрание участников. Такие структуры, однако, могут формироваться и в фондах (попечительских советах), учреждениях (образовательных или научных), которые не относятся к корпоративным предприятиям. Данное положение не относится к собранию трудового коллектива организации. Обуславливается это тем, что персонал, выступая в качестве наемных работников, не участвует в образовании имущества компании (уставного либо другого капитала). В этой связи они не имеют соответствующих полномочий и не могут оказывать влияние на образование воли предприятия, во всяком случае, без прямого на это согласия участников либо учредителей.

Функции

Органы управления юридического лица формируются для создания его воли. То есть они считаются “волеобразующими”. Также создаются структуры, которые выступают от имени предприятия перед третьими лицами-участниками имущественного оборота. Такие органы именуются “волеизъявляющими”. К первым, прежде всего, относят общие собрания, коллегиальные институты. Образованную ими волю затем должны реализовать соответствующие исполнительные структуры. Вместе с этим последние всегда выступают и в качестве “волеобразующих” подразделений.

Их функции не ограничены только четким исполнением решений, принятых иными органами юрлица. Более того, во многих учреждениях и в унитарных предприятиях единоличный директор (руководитель) выступает одновременно и как образующий, и как реализующий волю. В этой связи закон требует, чтобы исполнительные структуры компании осуществляли свою деятельность разумно и добросовестно, руководствуясь при этом ее интересами.

Ограничения

Полномочия органов юрлица могут, кроме законодательных предписаний, регламентироваться и учредительными документами. К примеру, на совершение определенных сделок необходимо предварительно получить согласие коллегиальной структуры или собственника (учредителя). Если данные ограничения предусмотрены в нормативном порядке, то их несоблюдение ведет к ничтожности заключенного договора с третьими лицами, поскольку последние должны знать законодательные требования. Так, унитарное предприятие не может распоряжаться собственной недвижимостью без согласия учредителя-собственника. Данное предписание присутствует в ст. 295 ГК. Если те или иные ограничения введены Уставом определенной компании (к примеру, единоличному органу запрещено заключение сделок на определенную сумму без получения предварительного согласия на это от коллегиального органа), то оспаривание соответствующих договоров допускается только при доказанности знаний контрагентов о таких запретах.

Порядок образования

Единоличные органы юридического лица или назначаются учредителями (к примеру, собственником учреждения/унитарного предприятия или уполномоченной структурой), или выбираются учредителями /созданным ими правлением либо советом. Коллективные структуры избираются всеми учредителями или состоят из них. Вопросы, касающиеся компетенции, порядка образования и прочих существенных моментов, определяются в Уставе и законодательстве.

Общее правило

В соответствии с ним, заместитель директора, а также участники правления и коллегиальной структуры не выступают в качестве органов юрлица. В унитарном предприятии, таким образом, единоличным институтом власти считается руководитель. Но в рамках уставов некоторых коммерческих компаний и хозяйственных обществ может быть предусмотрено выступление заместителей директора от имени предприятия без доверенности.

Деликтоспособность

Она представляет собой ответственность органов юридического лица, их способность самостоятельно возмещать причиненный их действиями имущественный ущерб. В связи с тем, что поведение уполномоченных структур компании считается активностью самого предприятия, то очевидно, что именно оно должно нести это бремя. Вместе с этим, юридическое лицо отвечает и за действия своих сотрудников, которые совершаются во время исполнения последними своих обязанностей, как за собственные. Данное положение установлено в ст. 1068 ГК (п. 1). Обусловлено это тем, что указанные действия совершаются во исполнение распоряжений (воли) юрлица.

Ст. 56 ГК

В ней установлена ответственность для юридических лиц. Все организации, кроме учреждений, отвечают по принятым на себя обязательствам собственным имуществом. Данное предписание установлено в п. 1 указанной статьи. В п. 3 указано, что участник либо собственник имущества не отвечают по обязательствам юрлица и наоборот. Исключения могут быть предусмотрены в ГК или учредительной документации компании. Правило, касающееся имущественной ответственности по обязательствам, используется в большинстве случаев. Оно касается всей собственности предприятия, в числе которой движимые и недвижимые объекты, ценные бумаги, денежные средства, доли участия и так далее.

Ответственность лиц, уполномоченных представлять интересы юрлица от его имени и определять его действия, членов коллегиальных структур устанавливается в ст. 53.1 ГК. В случае нарушения тех или иных предписаний (законодательных или определенных в учредительной документации) предусматривается наказание в зависимости от тяжести вреда. В случае причинения органами юрлица ущерба предприятию на них накладывается обязанность возмещения своим собственным имуществом. Однако такие противоправные действия, согласно законодательству, не могут выступать в качестве основания для признания совершенных ими сделок с третьими лицами недействительными.

Читайте также:  Берут ли в армию с мигренью в 2021 году - формы мигрени

Учредительная документация

Деятельность компаний может осуществляться после того, как все необходимые сведения будут переданы в налоговые органы. Юридические лица считаются созданными после постановки их на учет. Данное предписание содержится в ст. 51 ГК. Орган регистрации юридических лиц ведет учет в соответствии с ФЗ №129. Согласно общему правилу, организации действуют на основании:

  1. Устава (за исключением хозяйственных товариществ).
  2. Учредительного договора.

Уставы утверждаются участниками. Деятельность хозяйственного товарищества осуществляется в соответствии с учредительными договорами. К ним применяются общие правила об уставе юрлиц.

Орган юридического лица: понятие и разновидности

Признаки органа юридического лица

Орган юридического лица обладает соответствующими признаками:

  1. Часть или элемент структуры юридического лица, включающая одно или несколько лиц.
  2. Его образование происходит по алгоритму, отображенному в учредительных документах, придерживаясь буквы закона.
  3. Владение правами и инструментами для принятия решений в пределах назначенной компетенции.
  4. Все решения и распоряжения юридического лица должны быть документально оформленными в рамках законодательства при помощи специальных актов. Сюда можно отнести решения, документацию, заключение сделок, предусмотренных компетенцией юридического лица.

В связи с перечисленными особенностями, управленческий отдел юридического лица несет полную ответственность за принятые решения и действия (или бездействие) перед юридическим лицом (п. 3 ст. 53 ГК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 62 “О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица”). При этом кредитные обязательства, в которые вступил орган юридического лица, возлагают на юридическое лицо. Но если финансовая несостоятельность юридического лица является следствием действий учредителей юридического лица и членов его органов управления, то этот факт является исключением. И ответственность по этим действиям ложится на указанных частных лиц.

Какие органы юридического лица бывают:

  • органы контроля (это те органы, которые создаются для ревизии действий нижестоящих органов. Создавать их может орган управления);
  • органы совещательного уровня (органы, компетентные в узких вопросах, выполняющие рекомендательную функцию)
  • органы управления юридического лица (непосредственно принимающие значимые решения, заключающие имущественные, финансовые и иные сделки в соответствии с волей юридического лица)

Замечание 1

Каждое отдельно взятое юридическое лицо имеет свою структуру, которая зависит от многих факторов, включая его правовую форму и вид деятельности. При этом каждый отдельный орган юридического лица имеет строго определенную компетенцию.

Виды органов юридических лиц

Органами управления являются:

  1. Высшие органы управления (собрания акционеров или учредителей, формирующие основное направление воли юридического лица). Имеют право реорганизовывать, создавать или ликвидировать предприятие. Наделены правом разрабатывать уставные документы, размеры уставного капитала. При этом совет директоров и контрольно-ревизионный органы создаются и утверждаются в составе с согласия высших органов управления.
  2. Советы директоров с наблюдательной функцией (в его составе обязательно присутствие одного или нескольких учредителей). Совет директоров следит за работой исполнительного органа, разрабатывает финансовую стратегию, участвует в решениях по проведению сделок.
  3. Исполнительный орган. Он может быть коллегиальным или единоличным (зачастую, под исполнительным органом подразумевают генерального директора, имеющего право действовать в интересах юр лица без доверенности). В компетенции исполнительного органа находятся отношения с третьими лицами (исключающие нарушение рамок правоспособности юридического лица), составление договоров (в том числе и трудовых), выдача доверенностей.
  4. Контрольно-ревизионный орган юр лица. Его основной функцией является проведение своевременного аудита юридического лица.

Замечание 2

При всем распределении управленческих функций между различными органами юр лица, только единоличный исполнительный орган в праве представлять интересы юр. лица без оформления доверенности (п. 2 ст. 69 Федерального закона “Об акционерных обществах”, п. 3 ст. 40 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, п. 1 ст. 21 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).

За исключением случаев, предусмотренных законодательством, все остальные лица могут представлять юридическое лицо с соответственно оформленной доверенностью. Это не касается ситуаций с банкротством, где без доверенности могут выступать руководители временной администрации. Именно деятельность без доверенности — главный признак руководителя предприятия-должника.

Места нахождения юр. лица соответствует месту его государственной регистрации, а государственная регистрация при этом производится по месту нахождения исполнительного органа. Если имеет место отсутствие постоянного исполнительного органа (в случае банкротства) это касается органа или лица, имеющего право действовать без доверенности. Эти понятия важны именно для ситуаций с признанным банкротством, так как арбитражный суд рассматривает дела по месту нахождения должника.

Товарищеское хозяйство

Частным случаем действия без доверенности может быть действия любого участника из полного товарищеского хозяйства, где отсутствует подразделения на отдельные органы. Из этого следует, что абсолютно любой участник такого общества может представлять все товарищество, если иное не указано в учредительном договоре.

Также в товарищеских обществах есть вариант совместного участия и для любой сделки необходимо согласия всех участников хозяйства.

Если же дела товарищества вверено вести одному участнику, остальные полные товарищи могут вести дела и заключать сделки только с доверенностью, выданной ответственным участником.

Доверенность, позволяющая выступать от имени юридического лица, выдается генеральным исполнительным органом (руководителем или иным лицом, имеющим эту функцию согласно учредительным документам. (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Органы юридического лица

Орган юридического лица – его структурное подразделение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами, поэтому он не может вступать в договорные отношения с этим же юридическим лицом и иметь субъективные права и обязанности, обособленные от субъективных гражданских прав и обязанностей самого юридического лица .

1. Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и т. п. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом.

Коллегиальным органом юридического лица может быть президиум, правление, совет и т. п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях и т. п.) высшим органом управления является общее собрание участников или собрание уполномоченных.

2. Органы юридического лица формируются по-разному:

– избираются участниками (членами);

– назначаются собственником имущества юридического лица;

– нанимаются по контракту с собственником имущества юридического лица или органом, им уполномоченным.

Состав органов, пределы их компетенции, порядок назначения или избрания в виде общего правила определены законами, другими актами законодательства о данном виде юридических лиц и учредительными документами юридического лица.

3. В полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (п.1 ст. 69 ГК).

4. В коммандитном товариществе управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами по правилам о полном товариществе (п.1 ст.83 ГК).

5. Органы хозяйственного общества и управления в хозяйственном обществе определены ст.ст. 33-55 главы 4 Закона о хозяйственных обществах. Органами хозяйственного общества являются органы управления хозяйственного общества и его контрольные органы. Порядок образования органов хозяйственного общества, избрания их членов определены названным Законом, иными законодательными актами и учредительными документами хозяйственного общества. Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества.

В нем также образуются:

– совет директоров (наблюдательный совет) – в соответствии с Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами;

– исполнительный орган (коллегиальный исполнительный орган – правление или дирекция) и (или) едино-личный исполнительный орган (директор или генеральный директор).

Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный и контрольный органы подотчетны общему собранию участников хозяйственного общества (ст. 33 Закона о хозяйственных обществах). К компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всех вопросов, за исключением тех из них, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления этого общества, определенную Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами хозяйственного общества.

6. В производственном кооперативе высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, исполнительными органами – правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива (п.1 ст.110 ГК).

7. В отличие от корпораций унитарные предприятия управляются только одним органом – единоличным руководителем (директором, управляющим, начальником и т.п.), который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен (п.4 ст.113 ГК). В соответствии с законодательством с руководителем предприятия заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных законодательством.

Руководитель унитарного предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством и уставом предприятия к компетенции собственника или уполномоченного им органа.

8. Общественные объединения (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «Об общественных объединениях»), политические партии (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «О политических партиях»), религиозные организации (см. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»), другие общественные образования, являющиеся юридическими лицами, имеют свои органы, определенные их уставами (положениями).

11. Во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо может действовать через своих представителей, которым руководитель юридического лица выдает доверенность.

Создание юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК).

Юридические лица могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования фонда непосредственного участия в их деятельности не принимают.

Читайте также:  Может ли работадатель вычитать налог за бездетность?

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц:

1) Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица.

2) В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. В разрешительном порядке образуются жилищно-строительные кооперативы.

3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц.

В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Органы юридического лица

Реализация правоспособности происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.

Правоспособность юридических лиц возникает в момент государственной регистрации.

Но как она реализуется? Это происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.

Они обладают полномочиями выступать от имени организации в сделках с контрагентами.

Предварительная экспертиза документов компании-партнера должна включать анализ правомочий структур управления, связанных с заключением разрабатывающегося договора.

Понятие органов юридического лица

Понятие органа юридического лица в законе не содержится. Но оно может базироваться на признаках, указанных в ст. 53 ГК.

К ним относятся следующие основные характеристики:

  • Они являются механизмом, через который организация приобретает и реализует права, а также принимает и выполняет обязанности. Для совершения сделок требуется их одобрение органами управления. Несоблюдение этого правила повлечет последствия их недействительности.
  • Их формирование, а также наделение полномочиями, происходит на основании закона и учредительных документов. Компетенция органа определяется уставом или учредительным договором, который не должен противоречить законодательству. В случае принятия локальных актов о том или ином органе управления, они лишь конкретизируют положения базовых документов и не могут изменять правовое положение.
  • Закон устанавливает их обязанность действовать в интересах организации, соблюдая принципы добросовестности и разумности. Речь идет о том, чтобы граждане, выполняющие определенные функции, обладали соответствующей квалификацией и не допускали злоупотреблений. Ст. 53.1 предусматривает ответственность за недобросовестные и неразумные действия или бездействие, причинившие организации ущерб.

Исходя из этих особенностей, можно использовать следующее понятие. Под органами юридического лица следует понимать механизм, через который организация принимает участие в гражданском обороте, формирующийся на основании законодательства и учредительных документов, состоящий из граждан, обязанных совершать действия к выгоде организации и без злоупотреблений.

Виды органов юридического лица

Критерием для разграничения структур внутри юридического лица служит их состав. Они могут быть единоличными или коллегиальными.

При этом, возможны случаи, когда они существуют одновременно внутри одной организации, но их правовое положение и компетенция отличаются.

Наиболее часто правоспособность компаний реализуется через единоличный исполнительный орган. Основные виды его наименования – директор или генеральный директор.

Однако бывают случаи, когда все функции управления реализуются через коллегиальный орган. Примером может служить правление в кооперативе.

Несмотря на то, что, в его состав входит председатель правления, он обладает номинальной компетенцией и его правовое положение ограничивается решением организационных вопросов сопровождающих деятельность этого коллегиального органа.

Структура управления организациями и функции отдельных ее элементов

Выделяют следующие основные схемы:

  • структура управления с 2-мя звеньями;
  • конструкция с 3-мя звеньями.

В первом случае, речь идет о наличии высшего органа, принимающего наиболее важные решения и собирающегося в полном составе с определенной периодичностью и исполнительного органа, действующего на постоянной основе.

В случае с 3-звенной схемой, предусмотрено формирование промежуточного между высшим и исполнительным органа.

Примером служит наблюдательный совет в производственном кооперативе или совет директоров в публичном акционерном обществе. Их создание предусмотрено положениями соответствующих законодательных актов.

Такая система призвана обеспечить контроль за деятельностью исполнительного органа в ситуациях, когда количество членов или акционеров столь высоко, что не может реализовать надзорные функции. Каждый орган несет ответственность перед вышестоящим.

В структуру юрлица входят и другие виды органов: ревизионная комиссия или ревизор. Они не наделены полномочиями по принятию управленческих решений.

Их задачи заключаются в контроле за тем, чтобы деятельность остальных структур соответствовала интересам организации. Они несут ответственность за качество проведенных проверок.

Компетенция органов юрлица

Законы, регулирующие порядок деятельности юрлиц определенной организационно-правовой формы, устанавливают понятие каждого органа и его исключительную компетенцию.

Это означает, что нижестоящее образование не может решить вопрос, относящийся к сфере ответственности вышестоящего.

Если решения высшего или промежуточного органа касаются наиболее важных ситуаций, включающих распределение прибыли, увеличение уставного капитала и т.д., то действия исполнительного органа связаны с решением повседневных задач.

Созыв общего собрания акционеров или совета директоров для рассмотрения последних вопросов считается избыточным. Характерным примером может служить заключение договора об оказании услуг с клиринговой компанией.

Однако в ряде случаев, закон и устав предусматривают участие высшего или промежуточного органа в заключении договоров. Речь идет о крупных сделках, требующих дополнительного одобрения.

Действия уполномоченных представителей юрлица

Справедлив вопрос о природе правомочий лиц, действующих на основании доверенности. Являются ли они органом юрлица?

Если речь заходит о юристах, уполномоченных представлять интересы организации в суде, то эта ситуация понятна: доверенность выдается в рамках договора об оказании соответствующих услуг или по трудовым контрактам.

Более неоднозначным случаем выступает положение руководителя филиала организации. Многие ошибочно могут считать его частью структуры компании, ведь его полномочия на локальном уровне могут дублировать полномочия единоличного исполнительного органа.

Закон не предусматривает место руководителя филиалов в структуре компании. Учитывая то, что он действует на основании доверенности и локальных актов, это лишь частный случай делегирования полномочий.

Юридическое лицо

Юридическое лицо – это зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Обязательные признаки юридического лица

Таким образом, юридическое лицо, зарегистрированное на территории России, должно обладать четырьмя признаками:

наличие организационного единства. Признак организационного единства – наличие у юридического лица учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент, председатель правления) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров), и их роль состоит в формировании воли юридического лица и в ее выражении вовне;

обладание обособленным имуществом. Имущественная обособленность – это наличие у фирмы такого атрибута как уставной фонд юридического лица, самостоятельный баланс. Внешним выражением этой самостоятельности является также наличие у компании банковского счета;

способность нести самостоятельную имущественную ответственность. Всякая фирма, являющаяся юридическим лицом, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Она отвечает по своим долгам именно принадлежащим ей имуществом. Это исключает ответственность юридического лица за долги своих участников или основателей. В свою очередь не отвечают своим имуществом за долги юридического лица ни его участники, ни основатели. При этом, в случаях, установленных законом или учредительными документами, учредители и участники юридического лица могут нести субсидиарную (дополнительную) имущественную ответственность по его обязательствам;

возможность выступления в гражданском обороте от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо – самостоятельный участник гражданского оборота, оно способно от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Поэтому одним из признаков юридического лица является выступление его от своего имени в гражданском обороте, а также в суде. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование.

Коммерческие и некоммерческие организации

Юридические лица, в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками.

Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.

Некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация также может заниматься предпринимательской деятельностью, однако полученная от такой деятельности прибыль не распределяется между ее участниками, а используется в тех целях, для достижения которых и была создана некоммерческая организация.

К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Государственная регистрация в налоговых органах в качестве юридического лица

Юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью, которые появляются у него одновременно в момент возникновения, то есть с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

Читайте также:  Доходы репетитора не всегда освобождаются от НДФЛ

Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).

Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.

Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также те коммерческие организации, которые занимаются коммерческой деятельностью в одной определенной сфере (например, банки и страховые организации).

Все некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, поскольку все они создаются для достижения определенных целей при помощи определенных способов.

Прекращение юридического лица

Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.

Реорганизация – это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Ликвидация – это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация может быть добровольной (например, по решению учредителей) либо принудительной (по решению суда при нарушении законодательства либо при банкротстве).

Реорганизация или ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо перестает существовать после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Органы юридического лица. Учредительные документы юридического лица. Ответственность юридического лица

Органы юридического лица

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК).

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Органы формируют волю юридического лица и обеспечивают его волеизъявление, а вместе с этим реализуют его правоспособность. Орган юридического лица не является субъектом гражданского права , он – лишь часть (элемент) организации.

Виды органов юридических лиц в зависимости:

1) от порядка формирования (образования):

  • созываемыми (общее собрание участников);
  • избираемыми (совет директоров и его председатель);
  • назначаемыми (директор унитарного предприятия);
  • формируемыми на договорной основе (управляющий или управляющая компания как единоличный исполнительный орган в хозяйственных обществах);

2) от обязательности:

  • обязательными (общее собрание участников, директор);
  • факультативными (наблюдательный совет в производственных кооперативах, советы директоров в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, а иногда – и в акционерных обществах, правление или дирекция в хозяйственных обществах);

3) от характера деятельности:

  • действующими периодически (общее собрание участников, совет директоров);
  • действующими постоянно (директор);

4) от коллегиальности:

  • коллегиальными (общее собрание участников, совет директоров, правление, попечительский совет);
  • единоличными (директор, управляющий);

5) от осуществляемой функции:

  • волеобразующими (общее собрание участников, совет директоров);
  • исполнительными (правление или дирекция, директор);
  • контрольными (ревизионная комиссия, ревизор).

Особым (“чрезвычайным”) органом юридического лица с широкими полномочиями является ликвидационная комиссия (ликвидатор) (п. 3 ст. 62 и ст. 63 ГК).

Виды органов, их структура, иерархия, порядок формирования, компетенция (полномочия), а также другие связанные с ними вопросы предопределяют форму юридического лица, а также его принадлежность к коммерческим или некоммерческим организациям.

При этом необходимо учитывать, что:

  1. органы не являются обязательным атрибутом юридического лица и его имманентным признаком, в ряде случаев юридическое лицо существует в условиях полного их отсутствия, а иногда может не иметь тех органов, формирование которых носит факультативный характер;
  2. при полном отсутствии органов их функции выполняет участник юридического лица (п. 2 ст. 53, ст. 71, 72 ГК), а при отсутствии факультативных органов – другой орган, который берет на себя функции отсутствующего органа (абз. 2 п. 1 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).

Компетенция (полномочия) органов юридического лица – круг вопросов, которые они могут рассматривать и решать по существу и за пределы которого выходить не вправе.

Последствия превышения полномочий органом юридического лица при совершении юридических действий (в частности, сделок):
  • превышение полномочий, установленных законом , ведет к недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства (ст. 168 ГК);
  • превышение полномочий, ограниченных учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе или как они могут быть очевидны из обстановки, в которой совершается сделка, ведет к оспоримости всякой сделки по иску лица, в чьих интересах данные ограничения установлены (т.е. является оспоримой). Соответственно ограниченность учредительными документами полномочий органа имеет значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом (ст. 174 ГК, ср. со ст. 173 ГК).

Учредительные документы юридического лица

Юридическое лицо считается созданным с момен­та его государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Данная регистрация осуществляется налоговыми органа­ми в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Редакция ст. 52 ГК РФ позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют:

  1. на основании устава (все, кроме хозяйственных товариществ) (или типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, например, для для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах);
  2. на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества);
  3. на основании федерального закона (государственные корпорации).

Обязательные требования к содержанию учредительных документов (должны содержать):

  1. наименование юридического лица;
  2. организационно-правовая форма;
  3. место его нахождения;
  4. порядок управления деятельностью юридического лица;
  5. другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены:

  • предмет и цели деятельности юридического лица.

Предмет и цели деятельности юридического лица закрепляются в его учредительных документах не во всех случаях, а только если речь идет:

  • о некоммерческих организациях;
  • унитарных предприятиях;
  • других коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законом.

Устав и (или) учредительный договор не исчерпывают всего многообразия правовых оснований функционирования юридических лиц. Так, отдельные некоммерческие организации, причем только в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”х).

Ответственность юридического лица

Правила деликтоспособности ЮЛ:
  1. Юридические лица, кроме учреждений , отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 56 ГК).
  2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК либо учредительными документами юридического лица (п. 2 ст. 56 ГК).

Первое правило является общим, применяется в подавляющем большинстве случаев и касается всего и всякого имущества юридического лица, в том числе его недвижимости, движимых вещей, денежных средств, ценных бумаг, долей участия и проч. (п. 1 ст. 56 ГК).

ВАЖНО:

С 1 сентября 2014 г. ст. 53.1 ГК РФ установлена ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.

По вопросам взыскании причиненного бюджетам вреда с руководителя организации, обвиняемого в совершении налогового преступления см. также Письмо ФНС России от 09.01.2018 N СА-4-18/45@ “О направлении для использования в работе постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 N 39-П”

Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 года № 53 “О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве” разъясняет, что при банкротстве юридического лица привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов. При этом осуществление фактического контроля над должником возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении и т.п.). Суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника.

Руководитель, формально входящий в состав органов юридического лица , но не осуществлявший фактическое управление (далее – номинальный руководитель), например, полностью передоверивший управление другому лицу на основании доверенности либо принимавший ключевые решения по 4 указанию или при наличии явно выраженного согласия третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий (фактического руководителя), не утрачивает статус контролирующего лица, поскольку подобное поведение не означает потерю возможности оказания влияния на должника и не освобождает номинального руководителя от осуществления обязанностей по выбору представителя и контролю за его действиями (бездействием), а также по обеспечению надлежащей работы системы управления юридическим лицом (пункт 3 статьи 53 ГК РФ). В этом случае, по общему правилу, номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность.

Не применяется вышеприведенное правило только к учреждениям.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Правила ответственности учреждений по своим обязательствам:
  1. в общем случае отвечает:
    • денежными средствами, находящимися в его распоряжении;
    • иным имуществом – в случаях, установленных законом;

Отсюда ответственность обычных (частных и бюджетных) учреждений более ограничена в сравнении с ответственностью автономных учреждений . В то же время сказанное в контексте ответственности всех учреждений (как частных и бюджетных, так и автономных) касается только того имущества, которое закреплено за ними собственником или приобретено ими за счет средств, выделенных собственником (п. 1 ст. 298 ГК), и соответственно не касается имущества, приобретенного ими от собственной доходной (предпринимательской) деятельности. Поэтому имущество, в отношении которого всякое учреждение имеет право самостоятельного распоряжения (п. 2 ст. 298 ГК), может и должно быть полноценным объектом обращения взыскания без каких-либо ограничений и исключений.

Ссылка на основную публикацию