Конституционные принципы избирательного процесса

Основы избирательного права

Основы избирательного права и избирательного процесса

1. Что такое избирательное право?

С проблемой выбора человек сталкивается каждый день, каждый час, каждую минуту. Часто бывает, что даже простые житейские вопросы ставят нас в тупик, и мы не знаем, что выбрать. А что уж говорить о политике!

Политический выбор – это всегда раздумья, поиск новых доводов и аргументов. Политический выбор – это степень нашей готовности мыслить по-государственному, это умение отличить истинного государственного деятеля от резвого политика, ринувшегося «во власть» только ради собственной наживы. Задумайтесь: чем отличается политик от государственного деятеля? По мнению Уинстона Черчилля, видного британского политического деятеля, «политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение».

С момента совершеннолетия право выбирать станет и вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданским долгом. Помните о том, что «плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании» (Д. Натан).

Часто люди жалуются на то, что тот или иной депутат не справляется с возложенной на него ответственностью, не помогает людям справиться с проблемами! А если люди не ходили на выборы, то они его не выбирали! Тогда предъявлять к нему какие-либо претензии безосновательно.

Быть избирателем – сложная и ответственная задача. Ведь только участвуя в политической жизни, мы можем действительно изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону.

Итак, избирательное право – это, с одной стороны, совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов в представительные органы, а с другой право граждан избирать (с 18 лет) и быть избранным (с 21 года) в органы государственной власти и органы местного самоуправления (с 18 лет).

Избирательные права граждан закреплены в Конституции Российской Федерации :

Статья 1. Часть 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Единственный источник власти в России – народ. Власть выражена, прежде всего, в праве избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) . Участвуя в выборах, народ не передает своим избранникам суверенитет, закрепленный за ним Конституцией Российской Федерации, так как он не отчуждаем, а делегирует право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Основным законом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Помимо этого закона проведение выборов каждого уровня (например, выборов Президента Российский Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Саратовской областной Думы, депутатов органов местного самоуправления) регулируется специальными законами, как федеральными, так и областными.

Избирательное право содержит немало юридических терминов, отражающих многообразие норм права, регулирующих выборный процесс.

Например, мажоритарная избирательная система. В переводе на русский язык французское слово «majorite» означает «большинство». Поэтому мажоритарная система – это способ определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей (абсолютное – если получено 50 % голосов избирателей плюс один голос, как, например, на выборах Президента Российский Федерации, или относительное – победа остается за тем претендентом, у которого оказалось больше голосов, чем у каждого другого претендента в отдельности).

Наряду с мажоритарной системой существует и действует пропорциональная избирательная система. Эта система предназначена для распределения мандатов между кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, при проведении выборов в представительные органы. Избиратели голосуют за список кандидатов одной из партий. Причем, количество мандатов здесь определяется пропорционально количеству полученных голосов, поданных за кандидатов от каждой партии или иного избирательного объединения (если они прошли определенный процентный барьер, установленный соответствующим законом.

При мажоритарной системе выборов в представительный орган проходит тот кандидат, который набрал в одномандатном округе большинство голосов. Избиратели в данном случае голосуют не за список кандидатов, а за конкретного человека, которого они, как правило, знают.

Вместе с тем принято считать, что пропорциональная система является более прогрессивной, поскольку здесь доступ в парламент определяется избирательными объединениями в установленном законом порядке, без жесткости предвыборной конкуренции, неизбежной при мажоритарной системе.

Президент Российской Федерации избирается по мажоритарной системе сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по пропорциональной системе сроком на 5 лет.

Существует также смешанная избирательная система , при которой часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а часть – по мажоритарной, как, например, в Саратовской областной Думе. Так, 22 из 45 депутатов Саратовской областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, остальные 23 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

2. Принципы избирательного права

Выборы в России проводятся в соответствие со следующими принципами: свободные, всеобщие, прямые, равные, альтернативные при тайном голосовании.

Что означает свободные выборы ? Избирать, участвовать в голосовании, избираться – это право, а не обязанность. Никакие меры ответственности за неучастие в выборах не применяются. Однако если право существует, им нужно пользоваться. Ведь если вы не придете голосовать, то это значит, что решение за вас будут принимать другие.

Что значит всеобщие выборы ? Это означает, что граждане Российской Федерации, достигшие установленного законом возраста, автоматически приобретают право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, происхождения и т. д. Исходя из этого принципа, все избиратели, достигшие 18 лет, включаются в список избирателей на своем участке и им фактически предоставляется возможность без каких-либо препятствий проголосовать.

Что значит прямые выборы ? Это означает, что избиратели сами непосредственно голосуют за кандидатов, списки кандидатов, которым отдают свои предпочтения.

Что значит равные выборы ? Это значит, что каждый избиратель имеет один голос и голос каждого расценивается одинаково.

Что значит альтернативные ? Это значит, что избирателю предоставляется право выбрать из нескольких кандидатов или избирательных объединений.

Что значит тайное голосование ? Это значит, что вам гарантируется тайна вашего выбора. Никто не вправе повлиять на ваше волеизъявление или применить к вам какие-либо меры ответственности за сделанный выбор. Чтобы обеспечить тайну голосования на избирательных участках применяются различные средства от классических – кабины для голосования до сверхновых – электронные комплексы для голосования.

3. Система избирательных комиссий

Выборы не проходят сами собой – их организуют. Для этого формируются избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляя подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обеспечивают защиту избирательных прав граждан; обеспечивают информирование избирателей о ходе избирательной кампании, о сроках и порядке избирательных действий (о месторасположении избирательного участка, дате и времени проведения голосования), о кандидатах; рассматривают поступившие к ним обращения на нарушение закона, проводят проверки по данным обращениям. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально, открыто и гласно.

В законодательстве предусмотрены следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации находится в Москве, состоит из 15 членов комиссии с правом решающего голоса, которые избирают Председателя. Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является Владимир Евгеньевич Чуров.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации состоят из 10-14 членов с правом решающего голоса. Так, Избирательная комиссия Саратовской области состоит из 14 членов с правом решающего голоса. Срок полномочий Избирательной комиссии Саратовской области составляет 5 лет. Располагается комиссия по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116.

Избирательная комиссия Саратовской области имеет свой сайт в сети Интернет – www . saratov . izbirkom . ru , на страницах которого можно следить за ходом избирательных кампаний, получать информацию о деятельности Комиссии (в том числе ознакомиться с постановлениями комиссии, получить информацию о проводимых Комиссией конкурсах), задать свой вопрос и получить на него ответ.

Избирательные комиссии муниципальных образований являются муниципальными органами и не входят в структуру органов местного самоуправления. Эти комиссии могут формироваться представительными органами муниципальных образований. Полномочия избирательных комиссий муниципальных образований могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии.

Окружные избирательные комиссии могут формироваться на период проведения избирательных кампаний, причем при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе, срок их полномочий составляет 5 лет. Так, в Саратовской области действуют 47 территориальных избирательных комиссий муниципальных районов и районов г. Саратова, которые организуют и проводят выборы на соответствующей территории.

Территориальная избирательная комиссия Екатериновского муниципального района находится по адресу: р.п.Екатериновка, ул. 50 лет Октября, 90, комната №8, телефон 2-23-65.

Участковые избирательные комиссии формируются на 5 лет на основе поступивших предложений от политических партий, иных общественных объединений, представительного органа муниципального образования, групп избирателей. Они информируют население об адресе своего местонахождения, номере телефона, времени работы, а также о дне, времени и месте голосования, уточняют список избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосования, выдают открепительные удостоверения, организуют голосование на избирательном участке, проводят подсчет голосов, передают протокол об итогах голосования в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Избирательные комиссии являются независимыми от государственных органов и органов местного самоуправления. Они не относятся ни к одной из трех ветвей власти.

Основные стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов:

В этот период назначается дата выборов. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации.

Выборы Президента Российский Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. День голосования – второе воскресенье месяца, в который проводилось голосование на предыдущих выборах Президента страны.

Выборы депутатов Саратовской областной Думы назначает действующий депутатский корпус регионального парламента.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» едиными днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления являются второе воскресенье сентября года, в который истекают полномочия указанных органов, депутатов указанных органов.

Решение о назначении выборов публикуется в средствах массовой информации.

Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ. Избирательный округ – территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

На данном этапе ведется полная (сплошная) проверка всей базы данных избирателей. Списки избирателей составляют избирательные комиссии на основании сведений, представленных главами администраций соответственно уровню выборов (города Саратова, муниципальных районов области, городских, сельских поселений) .

Основанием для включения гражданина в список избирателей является достижение им 18-летия и факт его проживания на территории избирательного участка в пределах избирательного округа. Если человек находится за пределами избирательного участка, в списки которого он вносится по месту его жительства, он может получить открепительное удостоверение в территориальной или участковой избирательной комиссии и проголосовать на том участке, на котором он будет находится в день выборов, если такой участок находится в пределах избирательного округа. Так, на выборах Президента Российской Федерации, избиратели могут голосовать по открепительному удостоверению не только по месту своего жительства, но и в любой другой части страны, а вот на выборах органов местного самоуправления городского поселения (например, города Энгельса) только в пределах города.

2. Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидат может выдвинуться непосредственного, либо в составе соответствующего списка кандидатов.

Непосредственное выдвижение осуществляется кандидатом путем самовыдвижения, либо выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе соответствующего списка кандидатов может быть осуществлено только избирательным объединением.

К избирательным объединениям, в зависимости от уровня выборов, могут относится политические партии, а также иные общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах.

Основаниями для регистрации кандидатов являются:

  • наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, избирательного объединения;
  • решение о выдвижении кандидатов политической партией, которая представлена в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а на выборах регионального и местного значения – также и в Саратовской областной Думе.

3. Предвыборная агитация и финансирование выборов

Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в день голосования и предшествующий ему день запрещается. Это так называемый «день тишины».

Партии и кандидаты сами определяют формы и методы своей агитации. Это могут быть как различные печатные агитационные материалы, сюжеты на телевидении и радио, агитационные материалы в печатных средствах массовой информации, так и различные публичные акции, собрания, митинги, шествия и т.п.

Вы должны знать, что законом запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, использовать их изображения и высказывания в агитационных материалах.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов.

Из чего складываются избирательные фонды?

Эти фонды формируются из собственных средств кандидатов, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, средств избирательных объединений. Причем сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в обязательном порядке направляются в СМИ для опубликования.

4. Голосование и подведение итогов

Голосование на выборах проходит в выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законом, как правило, с 08.00 до 20.00 часов.

Как же могут реализовать свое активное избирательное право граждане, которые работают в день голосования и не имеют возможности прийти на избирательный участок в определенный законом промежуток времени?

Законами о соответствующих выборах может быть предусмотрена возможность увеличения времени голосования, а также проведение досрочного голосования для избирателей, находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях.

Избиратель при предоставлении паспорта или документа, его заменяющего, получает бюллетень – документ с именами кандидатов (наименованиями избирательных объединений), заходит в кабинку один (чтобы не допустить чьего-либо наблюдения или влияния), проставляет любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, наименования избирательного объединения и, выйдя из кабинки, опускает бюллетень в ящик для голосования. Избиратель должен сам определить, программа какой партии, какого кандидата, больше всего соответствует его взглядам. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Исключение составляют граждане с ограниченными физическими возможностями. Сопровождающему лицу разрешается помогать им заполнять бюллетень.

Любой гражданин имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного, если сочтет, что при заполнении допустил ошибку.

По окончании времени голосования члены участковой избирательной комиссии подводят итоги голосования и заносят их протокол. Затем предоставляют протоколы вышестоящим избирательным комиссиям, которые суммируют данные по всем избирательным участкам. После этого вышестоящая по уровню выборов комиссия (на выборах депутатов областной Думы – это избирательная комиссия Саратовской области) определяет результаты выборов, которые публикуются в официальных средствах массовой информации для ознакомления с ними всех граждан.

Конституционные принципы избирательного права

Под ними понимаются основополагающие начала, исходные идеи.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепила принципы: всеобщего, равного, прямого ИП при тайном голосовании, а ФЗ об основных гарантиях …. Добавляет принцип добровольности.

1) Всеобщее ИП: все граждане, достигшие определенного возраста, могут избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, иных обстоятельств.

Этот принцип предполагает ряд цензов (ограничений).

Возрастной ценз: для активного ИП (избирать) необходимо достичь 18 лет. Для пассивного ИП: Президент – 35 лет, депутаты ГД, законодательных органов субъектов РФ, выборного должностного лица МСУ – 21 год, депутаты местного самоуправления – 18 лет, высшее должностное лицо – 30 лет.

Максимальный возрастной ценз не предусмотрен.

Ценз гражданства: право принадлежит только гражданам РФ. Для иностранных граждан предусмотрена возможность участвовать в выборах на местном уровне при условии постоянного проживания на территории муниципального образования и наличия договора РФ и иностранного государства (на сегодня таких договоров не заключено).

Кроме того, не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

Ценз оседлости: требования продолжительности и срока проживания. Кандидат в Президенты должен проживать на территории России не менее 10 лет.

Сюда же можно включить ограничения активного права для военнослужащих: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления.

Ценз дееспособности. Не имеют права голосовать граждане, признанные недееспособными.

Ценз несвободы. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными.

В соответствии с избирательным законодательством, не имеют права быть избранными:

а) осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций) и 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, связанных с экстремисткой деятельностью либо к побуждению к такой деятельности, обоснованию или оправданию экстремизма, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосованияна выборах.

Д) в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока.

Несовместимость. Депутаты не могут замещать иные государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, не могут быть депутатами иного органа.

2) Равное ИП. Предполагает для каждого равную возможность воздействовать на результаты выборов: каждый избиратель имеет один голос, имеющий равный вес с другим голосом. Это достигается обеспечением единой нормой представительства: на каждого кандидата должно приходиться одинаковое количество жителей (избирателей) округа.

Этот принцип применяется и в отношении пассивного ИП: на всех стадиях избирательного процесса всем кандидатам предоставляются равные права: доступ к СМИ при проведении предвыборной агитации, создание избирательных фондов, направлять наблюдателей на избирательные участки для контроля заходом голосования и пр.

3) Прямое ИП. Избиратель голосует за кандидатов или списки кандидатов непосредственно, лично, а не через выборщиков или представителей. В настоящее время внесены изменения в ФЗ о выборах, устанавливающие право голосовать «против всех» на муниципальных выборах.

4) Тайное голосование. Заключается в исключении возможности влияния на волеизъявление гражданина во время голосования, обеспечение свободы выбора избирателя. Это достигается запретом агитации за день до голосования, нахождением агитационных материалов не ближе 50 метров от избирательного участка, прозрачным расположением пути избирателя от получения бюллетеня до урны для голосования, оборудование специального места для голосования, использование комплексов для электронного голосования и пр.

5) Добровольность. Участие в выборах свободно и добровольно, прийти на избирательный участок – не обязанность, а гражданский долг. В нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не предусмотрено никакой юридической ответственности. С этой целью отменен порог явки избирателей, чтобы выборы не были несостоявшимися.

6) Некоторые ученые выделяют дополнительные принципы ИП: законность, альтернативность выборов, периодичность выборов, открытость и гласность выборов.

50. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

50. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и выражающие сущность власти народа в государстве. Эти основные начала складываются на базе фактических отношений, которые возникают в процессе выборов. Будучи сформулированными и закрепленными в нормах конституционного права, они становятся принципами избирательного права. Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили:

1. Всеобщее избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

2. Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан на выборах «на равных основаниях». Эта формулировка означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов.

3. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

4. Тайное голосование – обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать личность избирателя по использованному бюллетеню.

Демократизация российской избирательной системы привнесла существенный элемент – состязательность кандидатов на выборах. Наличие этого принципа есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

Конституция России не содержит специальной главы, как это было в прежних советских Основных Законах, содержащей правовые нормы, закрепляющие основные принципы избирательного права. Но во множестве положений Конституции РФ содержатся конституционные основы избирательной системы Особо следует указать на ст. 32 Конституции, определяющую избирательную правосубъектность граждан РФ, обеспечивающую возможность их быть носителями этого конституционного права.

Для реализации избирательной правосубъектности граждан РФ установлены несколько ограничений: возраст, постоянное проживание, состояние здоровья и личная свобода. Для участия в выборах у нас установлен единый возраст – 18 лет, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ – 21 год, Президентом РФ – 35 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Читайте также

3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей.

5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

5.2. Система российского права. Законотворческий процесс Система права – это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов. Система российского права – это его деление на отрасли по

4. ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

4. ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА Принципы трудового права – выраженные в праве главные и руководящие положения, определяющие направленность и содержание политики государства в области занятости, организации и применения труда и отражающие суть действующего трудового

Конституционные гарантии прав человека

Конституционные гарантии прав человека КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — в современных демократических государствах совокупность установленных конституцией:а) процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод

Основные принципы международного права

Основные принципы международного права ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (лат. principium — основа, первоначало) — совокупность основополагающих юридических предписаний, обладающих для всех субъектов международного права высшей обязывающей силой общепризнанных

Федеральные конституционные законы РФ (ФКЗ)

Федеральные конституционные законы РФ (ФКЗ) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ (ФКЗ) — один из видов законов, предусмотренных Конституцией РФ. ФКЗ принимаются квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеют более высокую юридическую

13. Понятие и принципы авторского права

13. Понятие и принципы авторского права Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

29. Понятие и принципы патентного права

29. Понятие и принципы патентного права Патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей ипромышленных

А. Лейпхарт. Конституционные альтернативы для новых демократий [58]

А. Лейпхарт. Конституционные альтернативы для новых демократий [58] Две основополагающие альтернативы, перед которыми оказываются творцы новых демократических конституций, это, во-первых, выбор между избирательными системами, основанными, соответственно, на принципе

Конституционные принципы российского избирательного права.

Совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами, составляет самостоятельный институт конституционного права – избирательное право Российской Федерации (в объективном смысле).

Под избирательным правом граждан Российской Федерации (в субъективном смысле) понимается их конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право (как и право участвовать в референдуме) закреплено в ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Избирательное право подразделяется на активное, т.е. право граждан избирать, и пассивное — право граждан быть избранными.

К принципам избирательного права относятся: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свободное и добровольное участие в выборах.

Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям.

К ограничениям активного и пассивного избирательного права относятся:

1) Возрастной ценз. Для активного избирательного права – это 18 лет, для пассивного от 21 года до 35 лет. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, Президентом Российской Федерации — 35 лет, минимальный возраст кандидата при выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть ниже 21 года, при выборах в органы местного самоуправления — 21 года.

2) Ценз гражданства. Согласно Конституции РФ (ст.32, 81, 97), гражданам РФ принадлежит право избирать и быть избранными. Иностранные граждане, достигшие 18 лет, согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обладают активным избирательным правом (правом избирать), если они постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум.

3) Ценз оседлости. В Конституции РФ установлено единственное ограничение по времени проживания на территории Российской Федерации для обладания пассивным избирательным правом – кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории РФ не менее 10 лет (ч.2 ст.81 Конституции РФ), что обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране.

Федеральный закон запрещает устанавливать продолжительность и срок проживания гражданина на определенной территории РФ как условие приобретения им активного или пассивного избирательного права.

4) Дееспособность. Не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными.

5) Несвобода. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать и быть избранными (до освобождения).

Закрепление равного избирательного права означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. То есть каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.

Прямое избирательное право свидетельствует о том, что гражданин Российской Федерации голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно.

Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В Российской Федерации тайное голосование появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.

Добровольность участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок – это гражданский долг каждого избирателя, однако в нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой – либо юридической ответственности.

Конституционные принципы избирательной системы.

Принципы избирательной системы:

Всеобщность выборов (ст. 64 Конституции и ст. 4 Избирательного кодекса).

Свободное участие в выборах (ст. 65 Конституции и ст. 5 Избирательного кодекса).

Равное воздействие избирателей (ст. 66 Конституции и ст. 6 Избирательного кодекса).

Тайное голосование (ст. 68 Конституции и ст. 9 Избирательного кодекса).

Гласность (ст. 65 Конституции и ст. 13 Избирательного кодекса).

Сочетание прямых и косвенных выборов (ст. 67 Конституции и ст. 7-8 Избирательного кодекса).

Лиц, признанных судом недееспособными.

Лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы.

Лиц, в отношении которых избрана мера пресечения содержания под стражей.

Выборы не проводятся в период чрезвычайного и военного положения.

Косвенные выборы – это когда избиратели выбирают выборщиков, а те уже избирают членов выборных органов.

Избирательное право имеет 2 назначения – объективное и субъективное.

Объективное избирательное право – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов.

Субъективное избирательное право – это совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах. В этом значении избирательное право граждан подразделяется на активное (то есть право избирать) и пассивное (то есть право быть избранным) право.

Активное избирательное право – это право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов государственных органов.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Прямое избирательное право – это право избирать членов выборных государственных органов непосредственно, лично участвуя в голосовании.

Косвенное избирательное право – это право избирать членов выборных государственных органов через ранее избранных представителей.

Источниками избирательного права являются:

Избирательный кодекс РБ от 11 февраля 2000г. с изменениями и дополнениями.

Этапы проведения выборов. Основные понятия избирательной системы

Избирательны процесс – это урегулированная нормами права деятельность соответствующих субъектов по подготовке и проведении выборах. Процесс состоит из стадий. Стадии избирательного процесса – это этапы, по которым организуются и проходят выборы.

Стадии:

1. Назначение выборов (ст. 81, 91 Конституции и ст. 56 ИК).

2. Образование избирательных округов.

3. Образование избирательных участков.

4. Составление списков избирателей.

5. Формирование избирательных комиссий.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов.

7. Предвыборная агитация.

9. Подсчет голосов и подведение итогов выборов.

Назначение выборов. Выборы президента назначает Палата Представителей. Назначает не позднее, чем за 5 месяцев до истечения сроков полномочий и проводятся в воскресение не позднее, чем за 2 месяца до истечения сроков полномочий президента. Если должность президента вакантна, то выборы проводятся не позднее 70 дней со дня открытия вакансии. Выборы в Палату Представителей и Совет Республики назначаются президентом не позднее, чем за 4 месяца до окончания полномочий и проводятся не позднее, чем за 30 дней до окончания полномочий палат. Не очередные выборы в парламент проводятся в течение 3 месяцев со дня их досрочного прекращения. Выборы назначаются президентом за 4 месяца и проводятся не позднее 30 дней. В случае роспуска местного совета не менее 30 дней 8Все выборы в местные советы проводятся одновременно.

Образование избирательных округов. Избирательный округ – это территориальная единица, образованная для проведения выборов депутатов.

Избирательные округа в палату представителей образуется центральной комиссией РБ по выбору и проведению республиканских референдумах.

Все округа образуются примерно с равной численностью избирателей (отклонение ± 10%). Не допускается образование избирательного округа из территорий не граничащих между собой.

Численность избирательного округа:

Палата представителей – 110

Областные и Минский городской советы – 40-60

Районные совет – 25-40

В городской совет областного подчинения – 25-40

В городской совет районного подчинения – 15-25

В поселковый и сельский советы – 11-15

Избирательный участок (ст. 17-18 Избирательного кодекса). Избирательные участки – это территориальные единицы для проведения голосования и подсчета голосов. Численность избирателей в них от 20 до 3000. За пределами РБ избирательные участки образуются

консульскими учреждениями. В них участвуют как депутаты, так и граждане РБ, находящиеся или проживающие за рубежом.

Составление списков избирателей (ст. 19-21 Избирательного кодекса). Эти списки составляются по каждому избирательному участку. В них включаются граждане РБ, достигшиеко дню голосования 18 лет, постоянно или временно проживающие на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в выборах.

Формирование избирательных комиссий. Имеется система избирательных комиссий.

ЦИК – Центральнная избирательная комиссия во главе ЦК. Она работает на постоянной основе.

Выборы президентаобеспечивают следующие комиссии:

– Территориальные (областные, Минская городская, районные и городские (в городах областного подчинения) и в районные в городах (9-13 человек)).

– Участковые комиссии (5-19 человек).

Выборы депутатов РБ:

– Окружные (9-13 человек).

– Участковые (5-19 человек).

Выборы депутатов в местные советы:

– Территориальные (областные, Минская городская, районные и городские, поселковые и сельские) (9-13 человек).

– Окружные избирательные комиссии по выборам в областные советы депутатов.

Ст.27 и 34, 28 Избирательного кодекса.

Правовой статус Центральной комиссии (ст. 84-98Конституции и ст. 32, 26,33 Избирательного кодекса)

ЦИК образуется из 12 человек. граждане РБ, высшее юридическое образование и опыт работы в проведении референдумов. Из них 6 назначаются президентом и 6 избираются Советом Республики. Председатель назначается президентом с согласия Совета Республики.

Полномочия Центральной избирательной системы (прочитать ст.)

Выдвижение и регистрация кандидатов. Кандидат в президенты выдвигается не менее 100 000 избирателей. Выдвижение кандидата в депутаты палаты представителей и местные советы вправе выдвигать:

– Политическим партиям, зарегистрированные в Минюсте не позднее 6 месяцев по проведению выборов.

– Гражданами путем сборов подписей.

Порядок выдвижения кандидатов (ст. 60, 67 Избирательного кодекса)

Регистрация кандидатов (ст. 68 Избирательного кодекса). Гарантии и права кандидатов (ст.73, 77 Избирательного кодекса). Имеют право на доверенных лиц.

Предвыборная агитация (ст. 45,47 Избирательного кодекса). Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права участвовать в агитациях.

Дата добавления: 2015-05-30 ; просмотров: 711 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Конституционные принципы избирательного процесса

Принципы избирательного права – это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на

выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные

права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми

людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность

означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть

невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательног

о права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным

непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем

большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат – в США, Италии, Польше,

президентов – в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов

коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или

самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две

ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии,

трехступенчатыми – подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Равное избирательное право . Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого

избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из

важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного

права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В

зависимости от избирательной системы’ у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один.

Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии

каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в

Баварии – по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на

результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата

должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально – множественное

голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше

голосов, чем другие.

Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы , которые заранее

делят избирателей на группы – курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и

другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп.

Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое

представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются

особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью

гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое

специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные

Тайное голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля

за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный

вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном

процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов

не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если

хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной

правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие

избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и

экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или

самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности

органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает

обязательный минимум участия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие

Цензы избирательного права и ограничения избирательного права.


Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается

так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или

иных политических прав.

Рассмотрим следующие виды цензов.

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста.

В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет – в

США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет – в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе,

в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные

цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел

для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических

государствах не устанавливается.
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно

проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для

голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии – 3 месяца, которые

нужно прожить на территории избирательного округа.

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного

государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не

требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей

Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором – не

менее 9 лет. Ценз грамотности и образовательный ценз предпола-

гают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти

не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда

понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о

пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны

неграмотные.
Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем

на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз

практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в

Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в

Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лишенные родительских прав и

т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по

приговору суда (Великобритания, Россия).

Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в иранский

парламент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех

странах. Сегодня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы

представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям

пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.

Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность

(если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо

намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его

осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в

частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не

допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть де

путатами Национального собрания и т. п.

Неизбираемость – это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы

административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом

избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или

выполняли их в последние три года до выборов.

Избирательное право Российской Федерации: понятие и принципы. Источники избирательного права

Избирательное право – это один из важнейших институтов российского конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в РФ. Принципы избирательного права – это его основополагающие начала. Существуют самые разные подходы к пониманию и классификации принципов избирательного права, однако в учебных целях следует обратить внимание, прежде всего, на принципы избирательного права, признанные в качестве таковых в нормативно-правовых актах РФ.

Принципы избирательного права следует разделить на основные (конституционные) и легальные (закреплённые в законодательстве – важнейшее значение в этом отношении имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» – всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Следует оговориться, что в Конституции России данные принципы закреплены только применительно к выборам Президента РФ, на остальные виды выборов их действие распространено федеральным законодательством, прежде всего – Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Нельзя отрицать значение и остальных принципов избирательного права, которые закреплены в указанном законе, их тоже можно вывести из смысла положений российской Конституции в опосредованной форме. Однако вышеперечисленные четыре принципа являются самыми важными.

1) Принцип всеобщности избирательного права – означает, что избирательным правом наделяется как можно большее число граждан государства. Устанавливаемые ограничения должны быть минимальными и разумно обоснованными. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

• наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее – ниже);

• возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);

• дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);

• гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

2) Принцип равного избирательного права – означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Например, избиратели имеют на выборах равное число голосов (в том числе более одного – при проведении выборов по смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т.д.).

3) Принцип прямого избирательного права – предполагает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, – за или против кандидата непосредственно.

Данный принцип означает, что российское законодательство не предполагает проведения так называемых косвенных выборов, которые применяются в некоторых других странах (например, на выборах Президента США). При косвенных выборах результаты волеизъявления избирателей влияют на состав коллегии выборщиков, которые уже голосуют за того или иного кандидата непосредственно. На то, что выборы по российскому законодательству могут быть только прямыми, указывает и определение данного понятия, цитировавшееся выше.

4) Принцип тайного голосования – означает, что голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование открытое – оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно – сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме

К легальным принципам избирательного права следует отнести следующие:

• свободное и добровольное участие гражданина Российской Федерации в выборах;

• наличие у гражданина Российской Федерации, проживающим за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

• проведение выборов избирательными комиссиями как самостоятельными органами публичной власти;

• открытость и гласность деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов;

• запрет участия иностранных граждан, за исключением случая, указанного в законе, лиц без гражданства, иностранных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах, а также на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане РФ;

• обязательность проведения выборов (включая наличие установленных сроков проведения и порядка назначения выборов, единых выборных дней – как правило, второе воскресенье марта или октября).

Источники избирательного права – формы внешнего выражения норм избирательного права. В качестве таких форм внешнего выражения выступают, как правило, нормативные правовые акты.

Источниками избирательного права являются: 1. Конституция РФ (ст.ст. 1, 3, 32, 81, 95-97, 130);

2. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ по вопросам избирательного права (Всеобщая декларация прав человека 1948 г)

3. федеральные законы, содержащие нормы избирательного права (Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”; Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”; Федеральный закон “О выборах Президента РФ” и др.);

4. законы субъектов РФ, содержащие нормы избирательного права (региональные законы о выборах главы исполнительной власти, о выборах депутатов законодательного (представительного) органа, о муниципальных выборах, о статусе избирательной комиссии субъекта Федерации и др.);

5. нормативные акты местного самоуправления, содержащие нормы об организации и проведении муниципальных выборов; 6. нормативные акты избирательных комиссий.

38. Понятие избирательной системы. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. Избирательная система – это конституционно-правовая конструкция, представленная совокупностью целостных, логически оформленных, относительно самостоятельных, но вместе с тем взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, участвующих в общественных отношениях по поводу организации, проведения и подведения итогов выборов в органы государственной власти; легитимной трансформации политической власти в государственную власть; реализации избирательных прав граждан; воздействующая на качественное состояние политической системы общества и подверженная влиянию этой системы.

Первой избирательной системой была мажоритарная система. В ее основе лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов. Формально голосование проводится за конкретных кандидатов, а не за партии. Мажоритарная избирательная система возникла еще до появления политических партий как альтернатива абсолютизма. Она наиболее проста и используется сегодня при формировании представительных учреждений всех уровней.

Мажоритарная система относительного большинства требует собрать относительное или простое большинство голосов, т.е. число голосов больше, чем у оппонента. Мажоритарная система абсолютного большинства – иная модель избирательной системы и, по сути, несколько демократичнее, чем избирательная система относительного большинства. Здесь кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа (50% + 1 голос).Это большинство может исчисляться от: 1) общего числа зарегистрированных избирателей; 2) общего числа поданных голосов; 3) общего числа поданных действительных голосов.

Мажоритарная избирательная система имеет свои разновидности. Законом Омской области предусмотрено следующее. На выборах главы муниципального образования могут применяться мажоритарная избирательная система относительного большинства или мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Конкретная избирательная система, которая применяется при проведении выборов главы муниципального образования, определяется Уставом муниципального образования.

Кандидат на должность главы муниципального образования признается избранным:

– если он получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (уставом муниципального образования определена мажоритарная избирательная система относительного большинства);

– если он получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (если уставом муниципального образования определена мажоритарная избирательная система абсолютного большинства).

Пропорциональная система. В ее основе заложено соперничество списков различных политических партий и установление определенной пропорции между количеством голосов избирателей, отданных за конкретную партию, и полученных ею мест в представительном органе, что позволяет свести до минимума потерю голосов избирателей и обеспечить более широкое представительство политических партий и объединений.

При пропорциональной системе выборов в парламент политические партии не связаны с необходимостью заключать предвыборные союзы и объединяться в крупные партии. В результате этого значительное количество партий получает представительство в парламенте, но ни одна из них, как правило, не имеет абсолютного большинства голосов в представительных органах власти, что в ряде стран необходимо для сформирования правительства. Вследствие межпартийных соглашений складывается неустойчивое большинство в парламенте, что способствует частому возникновению как парламентских, так и правительственных кризисов.

Недостатками пропорциональной избирательной системы являются: во-первых, ослабление личных связей избирателей и их избранников, персональной ответственности депутатов перед избирателями, во-вторых, данная избирательная система может привести к излишнему дроблению состава законодательного (представительного) органа, что негативно отражается на его работе. Для реализации пропорциональной избирательной системы необходима многопартийная политическая система. Должны иметь место хотя бы несколько стабильных политических партий, в совокупности отражающих интересы различных социальных групп населения, не говоря уже о том, что программы этих партий должны быть известными и понятными избирателю. Только в этом случае избиратель получает возможность осознанно проголосовать за тот или иной партийный список.

В соответствии с Федеральным законом “О выборах депутатов Гос. Думы Федерального Собрания РФ” при проведении выборов депутатов Гос. Думы Федерального Собрания РФ применяется пропорциональная избирательная система.Смешанная избирательная система. Ранее применялась на выборах в ГД ФС РФ (до президентской реформы избирательного законодательства 2005 года), когда одна половина депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина – по пропорциональной системе по единому федеральному округу.

Избиратель на выборах, проводимых по смешанной системе, получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), выдвинутого в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой – для голосования за партию.

39. Стадии избирательного процесса.Стадии избирательного процесса представляют собой отдельные этапы подготовки и проведения голосования на выборах, на каждом этапе органы руководства выборами и другие участники избирательного процесса выполняют определенную задачу.
Виды и последовательность стадий избирательного процесса устанавливаются законодательством о выборах и в конечном счете зависят от характера избиратель ной политики на соответствующем этапе общественного развития. В учебной и научной литературе нет единого мнения о видах и количестве стадий избирательного процесса 5.
На наш взгляд, комплексные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов, в частности избирательные кодексы, должны иметь специальный раздел “Избирательный процесс”, структура которого включала бы в себя следующие подразделы (главы):
1) понятие и функции избирательного процесса; 2) назначение выборов; 3) система и формирование избирательных комиссий; 4) полномочия избирательных комиссий; 5) организация работы избирательных комиссий; 6) избирательные объединения и блоки; 7) регистрация (учет) избирателей, составление и уточнение списков избирателей; 8) избирательные округа и избирательные участки; 9) выдвижение и регистрация кандидатов и избирательных инициатив; 10) статус зарегистрированных кандидатов; 11) предвыборная агитация; 12) финансовое обеспечение избирательного процесса; 13) организация и проведение голосования;
14) определение итогов голосования и результатов выборов; 15) ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Разумеется, предложенный вариант структуры избирательного процесса также не является идеальным, и при более углубленном анализе технологии подготовки и проведения голосования на выборах можно выделить и некоторые другие стадии: например, процесс создания нормативно-правовой основы подготовки и проведения выборов, процесс обнародования итогов голосования и результатов выборов.
Весьма проблематичным продолжает оставаться вопрос о временной продолжительности каждой из стадий избирательного процесса и в целом о продолжительности выборов. В различных странах эти вопросы решаются по-разному, неодинаково регулируются они даже в одном и том же государстве на разных этапах исторического развития. Например, в Мексиканских Соединенных Штатах по Федеральному закону о политических организациях и избирательном процессе установлено 9 стадий избирательного процесса с указанием месяцев, когда должны быть проведены избирательные мероприятия, составляющие содержание этих стадий. В Польше при назначении очередных выборов обнародуется специальный избирательный календарь, в котором нормативно определены хронологические рамки соответствующих стадий избирательного процесса. В федеральном законодательстве Российской Федерации о выборах (как и в законодательствах некоторых субъектов РФ) для определения временной продолжительности стадий избирательного процесса устанавливается период времени (в днях), предшествующий дню голосования на выборах. Анализ этого законодательства позволяет говорить о том, что на выбор продолжительности стадий избирательного процесса влияет ряд факторов: общий срок избирательной кампании; степень сложности избирательных мероприятий, составляющих содержание данной стадии избирательного процесса; срок полномочий (легислатура) выборных органов государственной и местной власти; исторические особенности политического развития государства; характер политической системы общества, уровень развития демократии и специфические условия текущего момента, например, подъем или спад общественной активности населения.
Указанные выше и закрепленные в законе стадии избирательного процесса имеют место как на всеобщих, так и на частичных (досрочных, повторных, дополнительных) прямых выборах. Косвенные выборы также имеют свои особенности, в частности, отпадают такие стадии, как создание избирательных округов и избирательных участков, и, наоборот, могут появиться новые, например, увеличение числа туров голосования.

Важно, чтобы нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов, закрепляли правила, в соответствии с которыми соблюдение определенных законом стадий избирательного процесса являлось бы обязательным для всех участников выборов.
Следует обратить внимание и на то, что законодательство о выборах во всех случаях устанавливает документальную форму избирательного процесса. Ознакомление с действующими законами о выборах показывает, что все они содержат нормы, в соответствии с которыми протокольная форма регистрации волеизъявления граждан и действий избирательных комиссий на всех стадиях подготовки и проведения выборов является необходимой. Формы протоколов и правила их заполнения устанавливаются в законодательном порядке. Участники избирательного процесса имеют право знакомиться с протоколами избирательных комиссий и представлять свои замечания относительно полноты и правильности их составления в установленный законом срок после подписания протокола, обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию неправильные и неточные записи либо, в случае нарушения законодательства и избирательных прав участников выборов, обжаловать их в суде.

Читайте также:  Карантин на работе при коронавирусе
Ссылка на основную публикацию