Что такое свобода вероисповедания в светском государстве

Статья 14 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 14 Конституции РФ гласит:

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к Ст. 14 КРФ

1. Определение России как светского государства означает: отсутствие законной церковной власти над органами государства и гражданами; отсутствие исполнения церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание государством юридического значения церковных актов, религиозных правил и т.п. как источников права, обязательных для кого-либо; отказ государства от финансирования расходов какой-либо церкви и другие правила этого рода. Определив Россию как светское государство, Конституция тем самым устанавливает эти положения. Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд других его признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции или вытекающих их этих статей. Прежде всего это установление ряда индивидуальных и коллективных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина: свобода совести и вероисповедания (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений (ч. 2 ст. 19), принадлежности к религиозным объединениям (ч. 2 ст. 14), запрещение разжигания религиозной розни (ч. 5 ст. 13), ненависти или вражды, пропаганды религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29) и любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них (ч. 3 ст. 29). Светскому характеру демократического государства, в котором человек, его права и свободы, в том числе свобода совести, являются высшей ценностью, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством, не противоречит и право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой по религиозным мотивам (ч. 3 ст. 59).

Одно из важных требований к светскому государству выражает Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в ст. 18: “Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору”. Государство должно само не подвергать никого такому принуждению и не позволять этого никому.

Светский характер присущ многим демократическим правовым государствам (США, ФРГ, Италия, Польша и др.). Иногда это выражается прямо, как, например, в ст. 2 Конституции Франции: “Франция является. светской. Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от. религии. Она уважает все верования”. В Конституции США первая поправка (1791 г.) гласит: “Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание. ” Светским государством провозглашена Турция (ст. 2 ее Конституции 1982 г.), где большинство населения – мусульмане.

В некоторых других государствах, где, как и в России, светский характер государства сочетается с преобладанием одного из вероисповеданий среди верующих граждан, конституции фиксируют оба эти обстоятельства, однако не называя государство светским. Конституция Испании 1978 г. в ст. 16 гарантирует индивидам и их сообществам свободу идеологии, религии и культов без ограничений в их проявлениях, кроме ограничений, необходимых для охраняемого законом общественного порядка. Никто не должен заявлять о том, какой идеологии, религии или веры придерживается. Никакое вероисповедание не является государственным; публичные власти только принимают во внимание существующие вероисповедания и поддерживают отношения с католической церковью и прочими религиозными общинами.

Это происходит и в некоторых странах с преобладанием среди населения православных христиан. Так, Конституция Греции, демократически решая вопрос о свободе совести и равноправии религий, вместе с тем устанавливает: “Господствующей в Греции религией является религия восточноправославной церкви Христовой” (ст. 3). Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 13 Конституции Болгарии.

В некоторых странах подобным образом устанавливаются государственные религии, количественно преобладающие, но не ограничивающие религиозной свободы иных вероисповеданий. Таковы, например, англиканская церковь в Англии, пресвитерианская – в Шотландии, обе возглавляемые монархом Великобритании, католическая – в Италии, евангелическая – в Скандинавских странах, мусульманская – в Египте, иудейская – в Израиле.

В ряде решений Европейского Суда по правам человека подчеркнуто, что если конституционное равноправие верующих граждан и религий соблюдается, то констатация количественного преобладания той или иной религии в Конституции этой страны не противоречит правам и свободам человека в данной сфере.

Есть и государства, где государственная религия господствует безраздельно. Таковы, например, некоторые мусульманские страны (Иран, Саудовская Аравия и др.).

Но даже там, где никакая религия не имеет юридического статуса государственной, официальной или хотя бы традиционной, иногда одна из существующих церквей нередко проявляет стремление создать для себя преобладающее правовое положение в общегосударственном или региональном масштабе, используя многовековую традицию части населения и полуофициальную поддержку властей.

Примером светского государства, преодолевшего и такие трудности, может служить Италия. Согласно ст. 7 и 8 ее Конституции, государство и католическая церковь независимы и суверенны в своих сферах, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями. Все религии равноправны и свободны, а некатолические конфессии имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, не противореча правопорядку Италии. Их отношения с государством определяются законом на основе его соглашений с представляющими их органами. Все имеют право на вероисповедание в любой форме, индивидуальной или коллективной, на его распространение, за исключением обрядов, противных добрым нравам (ст. 19). Церковный характер, религиозные или культовые цели общества или учреждения не могут быть причиной для законодательных ограничений или фискальных обременений их создания и деятельности (ст. 20). В соответствии с этими конституционными положениями в Италии еще в 50-х годах ХХ в. были отклонены претензии части католического клира на преимущественное положение их церкви, основанное на том, что 90 процентов итальянцев – католики. Было отменено и запрещение прозелитизма (вербовка новых членов в церковь путем предложения материальных или социальных выгод, психологического давления, угроз и т.д.).

Часть 1 ст. 14 Конституции РФ запрещает придание какой бы то ни было религии характера государственной или обязательной. По-видимому, это означает и недопустимость установления для какой бы то ни было религии ограничивающих или унижающих правил. Исторический опыт России – в котором наряду с традициями религиозной свободы и веротерпимости имели место и государственный характер православной религии, и неравноправие религиозных верований и церквей, и преследования на религиозной почве (даже христианских сект, староверов, молокан или других ересей и т.п.), и огромные по своему размаху гонения на все церкви, террор против духовенства и верующих во времена коммунистического “воинствующего безбожия”, и использование властями церкви и религии в своих интересах и т.д. – убедительно доказывает необходимость сохранения и усиления светского характера государства, свободы совести, равноправия религий и церквей.

Эта проблема сохраняет свое значение еще и потому, что иногда и в наше время имеют место попытки противопоставить религии друг другу, поставить некоторые из них в неравноправное положение вопреки Конституции и законам России. Таковыми, например, были выступления части православного духовенства против того, чтобы в Москве, столице для всех народов и всех верующих любых вероисповеданий в России, на Поклонной горе в мемориале в честь всех погибших за Родину в Великой Отечественной войне граждан нашей страны, в большинстве – неверующих, наряду с православной церковью строились и храмы других конфессий. Другим примером могут служить пожелания некоторых иерархов Русской Православной Церкви (Московской Патриархии), основанные на том, что она является Церковью “большинства”. Это утверждение само по себе вряд ли верно, так как большинство остается неверующим и даже те лица, которые традиционно считают себя православными христианами, с церковной точки зрения не всегда являются таковыми, ибо регулярно не посещают церковные богослужения, не исповедуются и т.п., а РПЦ (Московская Патриархия – МП) не единственная в России Русская Православная Церковь, есть еще Зарубежная, Старообрядческая и ряд других независимых от МП русских православных церквей. К тому же в демократическом обществе и светском государстве большинство обязано соблюдать права меньшинства, как и индивидуальные права личности. В данном смысле любое, в том числе вероисповедное, большинство равноправно с каждым меньшинством и не может претендовать на то, чтобы быть “более равноправным”, нежели другие религии, конфессии, церкви.

Поэтому лидеры ряда других конфессий неоднократно заявляли в печати о том, что, по их мнению, высшие органы государственной власти РФ не всегда считаются с правами и законными интересами этих конфессий и ведут себя так, будто Россия только православная и только славянская страна, хотя не менее 20 процентов ее населения не славяне и даже традиционно не христиане.

По-видимому, со светским характером государства, свободой совести и вероисповедания, равноправием религий и церквей, как и с правом каждого “исповедовать любую религию или не исповедовать никакой”, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения (ст. 28), не вполне согласуются попытки защищать только традиционные массовые религии от “зарубежной религиозной экспансии” и прозелитизма, для чего в условиях светского государства вряд ли имеются вероисповедные основания.

Иногда в связи с этим выдвигаются предположения о том, что в деятельности некоторых органов власти в России и РПЦ (МП) проявляется стремление к превращению этой Церкви в церковь государственную, явно противоречащее Конституции. Никакие устремления клерикального характера несовместимы со светским характером государства и конституционными правами человека и гражданина.

2. Провозглашенные в ч. 2 ст. 14 отделение религиозных объединений от государства (без упоминания об отделении школы от церкви и религии) и равенство этих объединений перед законом – важнейшие принципы вполне развитого правового демократического светского государства. Они осуществлены также во многих других странах.

Отделение религиозных объединений от государства имеет большое юридическое значение. Прежде всего это взаимное невмешательство в дела друг друга со стороны религиозных объединений, с одной стороны, и государства, его органов и должностных лиц – с другой. Государство нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений. Оно не вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность церкви и иных религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких бы то ни было своих функций. Религиозные объединения не вмешиваются в государственные дела, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах органов государства и т.п.

Но определенные формы взаимодействия между ними существуют. Государство в соответствии с законом охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную деятельность их объединений. Последние имеют право участвовать в культурной и социальной жизни общества.

Эти общественные отношения еще до принятия Конституции РФ 1993 г. были урегулированы прежней Конституцией и Законом от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий” (Ведомости РСФСР. 1990. N 21. ст. 240). Согласно им, отделению религиозных объединений от светского государства противоречили: организация богослужений в государственных учреждениях и на государственных предприятиях, помещение в них предметов религиозной символики, государственное финансирование деятельности религиозных объединений, участие государственных должностных лиц в качестве таковых (а не в качестве частных лиц, обычных верующих) в религиозных церемониях, строительство храмов и т.п. за счет государственных средств, попытки сформировать какое-либо отношение к религии или преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях. В частности, ФЗ от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы” (СЗ РФ. 1995. N 31. ст. 2990) запретил государственным служащим использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры религиозных объединений. В негосударственных учреждениях, предприятиях, школах и т.п. все это возможно.

Тот же Закон конкретизировал конституционное положение о равенстве религиозных объединений в светском государстве перед законом. Ни одна религия, Церковь или иное религиозное объединение не имеют права пользоваться никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Поэтому любые проявления подобных тенденций были признаны незаконными.

Последующее законодательство внесло ряд изменений в решение этих проблем. ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” – разделил равноправные, согласно ч. 2 ст. 14 Конституции, религии и религиозные объединения на неравноправные разновидности: во-первых, на традиционные и нетрадиционные и, во-вторых, на религиозные организации, имеющие права юридического лица, право заниматься издательской и образовательной деятельностью, осуществлять международные связи религиозного характера и многое другое, и религиозные группы, не имеющие даже таких прав, которые принадлежат членам этих групп в силу Конституции (ст. 29 и др.).

В частности, в ст. 5 указанного ФЗ N 125-ФЗ установлено, что религиозные организации, действуя в соответствии с законодательством РФ и своими уставами, вправе создавать свои образовательные учреждения. А в государственных и муниципальных образовательных учреждениях их администрация получила право по просьбе родителей (или замещающих их лиц), с согласия детей, обучающихся в этих учреждениях, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Религиозные группы такого права не получили.

Вместе с тем Закон препятствует созданию и деятельности тех религиозных объединений, которые причиняют вред здоровью граждан, побуждают их к незаконному отказу от исполнения их обязанностей или к противоправным действиям. С этой целью установлена обязательная ежегодная перерегистрация религиозных объединений в течение 15 лет после их образования; в это время им запрещено заниматься многими названными выше видами деятельности. Такое ограничение прав религиозных объединений, которые не были допущены в России воинственно-атеистическим коммунистическим партийно-государственным режимом, и признание тех организаций, которые по каким-то причинам были допущены этим режимом, вряд ли соответствует конституционным принципам ст. 14 в демократическом правовом обществе и светском государстве.

Конституционный Суд неоднократно рассматривал эти проблемы, причем рассматривались только жалобы граждан и некоторых религиозных организаций, которые были созданы до принятия упомянутого ФЗ 1997 г. N 125-ФЗ и не подвергались введенным им ограничениям, если не могли подтвердить, что существуют не менее 15 лет и т.п., но в соответствии с ним были лишены многих прав, которые они уже имели, в частности в соответствии с Законом 1995 г. В 1999 г. речь шла о двух жалобах, с которыми обратились Общество Свидетелей Иеговы (г. Ярославль) и “Христианская церковь Прославления” (г. Абакан), а в 2000 г. – “Независимый российский регион Общества Иисуса” (НРРОИ). Конституционный Суд исходил из того, что в силу ст. 13 (ч. 4), 14 (ч. 2) и 19 (ч. 1 и 2), а также 55 (ч. 2) Конституции законодатель не имел права лишать эти организации уже имеющихся у них прав, ибо это нарушало равноправие и ограничивало свободу убеждений и деятельности общественных (в том числе религиозных) объединений. В Постановлении от 23 ноября 1999 г. N 16-П Конституционный Суд признал не противоречащими Конституции обжалованные положения Закона 1997 г., поскольку эти положения применительно к их действию в отношении таких организаций означают, что они пользуются правами юридического лица в полном объеме. Ссылаясь на взаимосвязанные ст. 13 (ч. 4), 14, 15 (ч. 4), 17, 19 (ч. 1 и 2), 28, 30 (ч. 1), 71, 76 – но не на ст. 29 (ч. 2, 3, 4, 5), 50 (ч. 2) и др. – Конституционный Суд, исходя из признаваемого им права законодателя регулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, не предоставлять им этот статус автоматически, не легализовать секты, нарушающие права человека и совершающие незаконные и преступные деяния, а также препятствовать миссионерской деятельности в том числе в связи с проблемой прозелитизма.

Читайте также:  Решение налоговых споров в арбитражном суде в Омске

Конституционность этих мер против миссионерской деятельности и прозелитизма представляется весьма сомнительной.

В Определении от 13 апреля 2000 г. N 46-О (ВКС. 2000. N 4. С. 58-64). Конституционный Суд признал, что обжалованные НРРОИ положения ФЗ 1997 г. N 125-ФЗ прав НРРОИ не нарушают, как это следует из названного Постановления 1999 г. Но судья Конституционного Суда РФ Л.М. Жаркова выступила с особым мнением по этому Определению 1999 г., сделав убедительный, на наш взгляд, вывод о том, что обжалованные положения Закона 1997 г. носят дискриминационный характер, ограничивают свободу вероисповедания, нарушают конституционные принципы равенства граждан и религиозных организаций перед законом, равноправия граждан и соразмерности ограничения основных прав и свобод конституционно значимым целям и, таким образом, не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 14 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 28 и 55 (ч. 3) и др. (ВКС. 1999. N 6. С. 33-36).

Кроме того, предусмотренное в ст. 14 и 28 Конституции (см. комм. к ст. 28) право каждого в светском государстве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать религиозные и иные убеждения, иметь и распространять их и т.д. связано с установлением в ч. 4 ст. 29 Конституции России правом свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в данном случае о любых религиях. Ведь свободный выбор между любыми религиозными и нерелигиозными убеждениями, программами и т.п. невозможен без полной и свободной информации о них. Поэтому ограничения этой свободы вызывают серьезные сомнения и возражения, разумеется не относящиеся к преступным призывам и действиям, только маскируемым под распространение тех или иных убеждений.

В конце ХХ – начале XXI в. политика государства по отношению к РПЦ (МП) и другим церквям во многом стала существенно изменяться в лучшую сторону. Указом Президента РФ от 14 марта 1996 г. “О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий” был не только осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-государственным режимом против всех конфессий. Реабилитация его жертв, восстановление их прав и свобод вскоре были дополнены мерами по возвращению (т.е. реституции) церквям, мечетям, синагогам и другим культовым учреждениям несправедливо изъятого у них имущества: храмов, земельных участков, иных ценностей и т.п.

Что такое свобода вероисповедания в светском государстве

Светское государство — это государство, в котором нет официальной государственной религии, ни одно из вероучений не признается единственно верным или обязательным к исповеданию.

В условиях светского государства догматы и каноны религии, любые религиозные объединения не могут оказывать влияние на государственный строй, на систему государственных объединений и образований, на функционирование государственных органов и должностных лиц, на иные сферы деятельности государства.

Основные черты светского государства:

  • не вмешивается в определение человеком своего отношения к религии и принадлежности к определенному религиозному направлению;
  • не вмешивается в церковную деятельность и функционирование религиозных объединений (если такая деятельность не противоречит нормам закона);
  • не возлагает на религиозные организации и объединения функции органов власти, госучреждений, органов муниципального самоуправления;
  • обеспечивает в государственных и муниципальных образовательных учреждениях соответствующую природу образования;
  • функционирование и деятельность госорганов власти не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами;
  • государственные служащие, военнослужащие не могут использовать служебное положение для формирования определенного отношения к той или иной религии.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания 410 руб.
  • Реферат Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания 250 руб.
  • Контрольная работа Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания 190 руб.

Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает материальную поддержку в реставрации, содержании и охране объектов и зданий, являющихся религиозными памятниками истории и культуры.

Светское государство — это государство, обеспечивающее органическую сбалансированность и независимость интересов религиозных объединений и публичных институтов. В светском государстве наблюдается неучастие религии в главных вопросах государственной политики и жизни. Государство является гарантом сбалансированности интересов разных социальных групп, оно провозглашает конституционно свободу совести, принимает соответствующие меры для ее реализации.

Признаки светского государства

Любому светскому государству характерны определенные признаки:

  • отделение религиозных объединений от государства, государство не возлагает на религиозные объединения исполнение функций органов государственной власти;
  • нормативное закрепление равенства религиозных объединений перед законом, при этом никакое религиозное объединение не может пользоваться никакими преимуществами со стороны государства;
  • равенство прав и свобод каждого человека независимо от религиозных убеждений и его отношения к религии;
  • недопустимость установления официальной или общеобязательной религии.

Дополнительные признаки проистекают из перечисленных. К ним относятся: сохранение светского характера образования; запрет возлагать на религиозные объединения функции органов государственной власти; невмешательство государства в религиозное самоопределение граждан; отказ в приеме на работу по религиозным мотивам; запрет государственным служащим использовать свое должностное и служебное положение в интересах каких-либо религиозных объединений; гарантии прав на замену военной службы альтернативной службой по религиозным мотивам.

Религиозные объединения не принимают участия в выборах в государственные органы власти, не принимают участия в деятельности политических партий и объединений. Представители религиозных объединений сохраняют все свои общегражданские права. Они могут участвовать в выборах, выдвигаться, но не как представители религиозных объединений.

Функции светского государства

Основные направления деятельности государства, то есть его функции имеют разностороннюю направленность.

Основные функции светского государства:

  • законодательная;
  • охранительная;
  • стимулирующая;
  • регулирующая;
  • запрещающая;
  • социальная;
  • воспитательная.

Законодательная функция состоит в том, что государство создает правовое пространство для деятельности религиозных организаций и объединений, государства и общества, юридически гарантирует свободу вероисповедания и совести, устанавливает правовой статус объединений, закрепляет принципы их взаимодействия с властями разного уровня и разных ветвей.

Охранительная функция подразумевает охрану законной деятельности религиозных объединений и исполнение законодательства о свободе вероисповедания и совести; согласно конституции светского государства, каждый может свободно исповедовать какую-либо религию, или не исповедовать никакой религии.

Стимулирующая функция — оказание материальной, финансовой или какой-либо помощи религиозным организациям и объединениям, предоставление налоговых льгот, субсидий, содействие в преподавании в религиозных образовательных учреждениях общеобразовательных дисциплин.

Регулирующая функция состоит в том, что государство регулирует государственно-церковные отношения, регистрирует религиозные объединения и организации, определяет правовой статус религиозных организаций и объединений, контролирует и регулирует процесс вероисповедной политики, регулирует проведение отдельных религиозных церемоний и обрядов, благотворительных мероприятий и др.

Запрещающая функция состоит в том, что государство через соответствующие законы запрещает создание и дальнейшую деятельность религиозных организаций и объединений, функционирование которых направлено на разжигание религиозной розни, подрыв и угрозу безопасности государства, на пропаганду войны, принуждение к разрушению родственных связей и семьи, нанесение вреда и ущерба здоровью и нравственности граждан и т.д.; запрещено воспрепятствовать проведению религиозных обрядов и богослужений в культовых зданиях; список санкций достаточно широк — исправительные работы, штраф, арест и лишение свободы.

Социальная функция состоит в том, что государство реализует меры по обеспечению связи и взаимодействия с религиозными организациями для улучшения социальной жизни граждан, обеспечение таких условий жизни, которые соответствовали бы международным стандартам, совместное действие государства и религиозного объединения в сфере защиты материнства и детства, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, иными противоправными проявлениями.

Воспитательная функция состоит в том, что государство помогает нравственной, эмоционально-психологической, интеллектуальной консолидации общества, включая нравственное воспитание подростков и молодежи, военнослужащих, беженцев и т.д.; способствует укреплению семейно-брачного института; защиты тайны исповеди; противодействия нравственному развращению; объявления нерабочими днями религиозных праздников; противодействия алкоголизации населения, распространению наркомании, тунеядства, проституции, преступности.

Что такое свобода вероисповедания в светском государстве

Для того чтобы понять важность ст. 28 Конституции Российской Федерации, нужно вначале понять смысл гарантируемых данной статьей свобод и их значение для социального, светского и демократического государства, коим и является Российская Федерация.

  • Значение понятия «свобода совести»
  • Что такое «свобода вероисповедания»
  • Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Значение понятия «свобода совести»

Свобода совести – это право человека на самоопределение, формирование убеждений, взглядов и воззрений, то есть на приверженность той или иной мировоззренческой позиции или религии.

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Данная декларация стала основой и образцом для законодательных актов, регулирующих права человека.

В ст. 18 вышеназванной декларации указывается, что каждый человек имеет право на свободу совести. Далее это понятие раскрывается, как возможность иметь, менять и проповедовать свои убеждения или религию как лично, так и в среде единомышленников.

По-другому обсуждаемое понятие можно назвать свободомыслием, то есть неотъемлемым и данным человеку от природы правом и способностью мыслить, без которого не может быть и речи о права человека и социальном государстве, поскольку без свободомыслия не может быть демократического выбора, а, стало быть, и демократии. Попытка же поразить человека в его естественном праве недопустима, так как является насилием над личностью и идет вразрез с принципами построения социального общества.

Свобода совести – широкое понятие, которое включает в себя и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, является весьма важным для светского государства принципом.

Что такое «свобода вероисповедания»

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Светское общество – это такое общество, в котором церковь отделена (существует также термин «секуляризация») от власти, а законы и политику страны правительство определяет исходя из гражданских норм, а не религиозных воззрений.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.

В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Статья 14 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Россия является светским государством, ни одно религиозное течение и направление не может быть государственным и обязательным, а любые религиозные организации равны в глазах закона. Как уже было сказано выше, светское государство – это одно из условий обеспечения свободного вероисповедания на территории страны.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, которое ставит своей целью достойное обеспечение жизни и свободное развитие человека. А такое развитие личности невозможно при насильственном насаждении какого-либо религиозного течения или его запрете.

На основании этой статьи 26.09.1997 был принят Федеральный закон N 125 “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон более полно раскрывает принципы, заложенные Конституцией, и устанавливает условия деятельности религиозных объединений. Целью закона является установление понимания, терпимости и уважения в вопросах веры и свободы совести, что является жизненно важным для многонационального и многоконфессионального населения России.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Статья 28 Конституции России

Текст Ст. 28 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Комментарий к Ст. 28 Конституции Российской Федерации

Свобода совести и вероисповедания относится к личной свободе, но ее особенность заключается в том, что по своей природе она одновременно является одной из разновидностей духовных свобод. Реализация свободы совести и вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Положения ст. 28 Конституции РФ, устанавливающие свободу совести и вероисповедания, включают в себя несколько важных понятий.

Прежде всего речь идет о совести и ее свободе. Понятие «совесть» нередко отождествляется с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором воззрений, стоящих между ними. Однако совесть и ее свобода, хотя и составляют ядро религиозной нравственности, по своему содержанию значительно шире вопроса об отношении к Богу. Совесть есть особое душевное свойство каждого человека, присущее ему вне зависимости от того, признает человек Бога или отрицает его, и состоит оно во врожденном познании и различении нравственных категорий добра и зла. Вместе с тем, так как Россия провозглашена светским государством, ее гражданам предоставляется право самостоятельно определять нравственные основы добра и зла либо в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо с тем, что именуют «общечеловеческой моралью или нравственностью». Поэтому в широком понимании свободы совести государство признает наличие в обществе многообразных мировоззренческих позиций и убеждений, охватывающих отношение человека к идеологии, религии, нравственности, политике, науке, культуре и т.д. В этом смысле свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений (ч. 1-3 ст. 13 Конституции РФ). В Конституции РФ прямо не сформулировано «право на убеждения», но запрещается принуждение к выражению убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29).

Конституция РФ в ст. 28 определяет свободу совести в узком смысле, подразумевая под этой категорией отношение человека к вере и религии. Отсюда свобода совести в данном контексте — это право исповедовать или не исповедовать какую-либо религию.

Читайте также:  Если агент на УСН - принципал на ОСНО

Свобода совести тесно связана со свободой вероисповедания. Свобода вероисповедания — более узкое понятие и касается тех, кто придерживается в своих убеждениях той или иной веры. Необходимость выделения этого элемента свободы совести связано с религиозным многообразием, исторически сложившимся на территории России, где люди исповедуют православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм, а также входят в различные религиозные секты.

Свобода вероисповедания включает право человека в признаваемом им вероучении исповедовать свою веру индивидуально или совместно с другими, входить либо не входить в какие-либо религиозные организации. Индивидуальное или совместное с другими вероисповедание представляет собой совершение религиозных обрядов по правилам, изложенным в конкретном вероучении.

Конституция РФ в ст. 28 предусматривает возможность совершения действий в соответствии с избранными убеждениями. К таким действиям, помимо выполнения религиозных обрядов и церемоний, могут быть отнесены распространение религиозных и иных убеждений непосредственно или через средства массовой информации, миссионерская деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижничество (монастыри, скиты и пр.), паломничество и иная деятельность, определяемая вероучениями.

Содержание положений ст. 28 Конституции РФ соответствует ст. 18 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах. Это право закрепляется в ст. 9 (ч. 1) Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Наряду с Конституцией РФ право на свободу совести и вероисповедания регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О свободе совести и о религиозных объединениях»*(118). Отдельные вопросы пределов реализации и охраны данного права определяются в Гражданском и уголовном кодексах РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах, нормативных правовых актах РФ, а также законах и нормативных правовых актах субъектов РФ*(119).

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», конкретизируя положения Конституции РФ, определяет содержание права на свободу совести и свободу вероисповедания. Свобода выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения принадлежит людям не только в пределах вероисповедания, но охватывает все убеждения вообще.

Свобода вероисповедания означает, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ограничения данной свободы, обозначенные непосредственно Конституцией РФ. Поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ запрещается дискриминация по признаку религиозной принадлежности. Согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Нельзя пропагандировать и религиозное превосходство.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», по просьбам религиозных организаций решением Президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов. В отношении предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу Президент РФ принял специальный Указ от 14 января 2002 г.

Еще одна гарантия связана с трудовой деятельностью верующего человека. В пункте 7 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» для органов государственной власти предусмотрена возможность объявлять дни религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями.

Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания

Принцип светского государства является одним из краеугольных правовых, философских, социальных норм, занимает особое место и в конституционно-правовой науке в виде одной из основ конституционного строя государства. В данной работе рассматривается понятие светского государства, на основе анализа работ многих ученых, которые рассматривали данное понятие.

1. Принцип светского государства

Одним из видных приверженцев концепции светского государства являлся Никколо Макиавелли, который выступал против статуса христианства как государственной идеологии. Макиавелли в качестве движущей силы истории считал человеческий эгоизм, при котором на первом плане оказывались худшие стороны человеческой природы. Священник А.В. Мень справедливо отмечал: «Макиавелли оправдываeт одну из сильнейших человеческих страстей – волю к власти» [1, c. 99]. Таким образом, Макиавелли отделяет политику не только от религии, но и от всякой морали. Именно он впервые разработал концепцию абсолютной, ничем не ограниченной власти, что выразил в прославленном труде «Государь». Последователями его концепции в России стали царь Иван Грозный, император Петр I, Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин. Но воплотить полностью идеи Макиавелли в виде освобождения власти от всех религиозных и иных ограничений удалось только при тоталитаризме в XX веке.

Толковый словарь русского языка Владимира Даля дает такое определение светскости: «Светский, к свету (миру) в разных значениях относящийся, земной, мирской, суетный или гражданский. » [2, c. 956].

Толковый словарь С.И. Ожегова определяет: «Светский как не цеpковный, мирской, гражданский. В буржуазно-дворянском обществе: избранный круг людей, принадлежащий к привилегированным классам» [3, c. 918].

Понятие «светское государство», согласно словарю А.Ф. Никитина, означает «конституционно-правовую характеристику государства, означающую отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности».

В настоящее время существует многообразие мнений по поводу определения светского государства. Нам представляется наиболее удачным тезис А.Ф. Мещеряковой, согласно которому: «светское государство – это такой способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены и в то же время взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных образований в различных сферах жизни общества» [4]. В данном понятии особое место занимает функция взаимодействия государства и религиозных объединений для достижения важных социальных целей, таких как социальная поддержка нуждающихся, реабилитация алкоголиков и наркозависимых, участие в благотворительной деятельности общества.

Свобода совести и вероисповедания является многогранным и сложным понятием. На протяжении многих веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание. При этом составляющие это понятие категории «свобода», «вероисповедание» и «совесть» рассматривались как тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Права и обязанности – основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. «Система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем» [5, c. 50].

Согласно О.В. Петренко, который анализирует и раскрывает первый принцип справедливости в работах Дж. Ролза, «каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей» [6].

В данном сочетании, на мой взгляд, понятие свободы является ключевым элементом не только по отношению к выбору исповедуемой религии, но и к отсутствию религиозных верований. Именно принцип свободы совести является необходимым условием функционирования не только светского государства, но и государства в целом, так как отсутствие и непризнания принципа свободы совести влечет за собой прямое нарушение прав человека и превращение демократического государства в тоталитарное, что на современном этапе развития человеческого общества недопустимо.

Ключевую направленность в анализе развития инвариативных идей в учениях о власти и государстве сформулировал Л.В. Акопов, в которой утверждается, что России присуща «высокая степень нравственно-религиозной окрашенности и психологической акцентуации в оценке соотношения государства и власти» [7, c. 46]. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

Вполне содержательное понятие приводит В.А. Туманов: «Светское государство – это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов» [8, c. 73]. Но в данном понятии вызывает вопрос уместность наличия термина «антирелигиозный взгляд», потому что антирелигиозность по большому счету является синонимом атеизма, который и так упомянут в понятии.

Л.О. Иванова полагает, что: «…государство, выступая как светская нерелигиозная институция, не нарушает принципа свободы совести, когда проявляет неодинаковое отношение к разным вероисповедным сообществам, исходя из понятия «общего блага»» [9, c. 102-106]. По мнению М.П. Мчедлова, существование различий между религиозными объединениями естественно в силу признания исторической социально-культурной значимости тех или иных религий, которое не должно приводить к ущемлению прав других конфессий и религий: «И тут нет предпосылок ни для обиды, ни для дискриминации. Такова историческая реальность» [10, c. 4-6].

Т.П. Лупарев высказывает аналогичное мнение: «Атеизм и религия должны быть равно удалены от государства, считающего себя светским. Демократическое государство обязано одинаково относиться к различным религиозным организациям; оно не может делить конфессии на большие и малые, на традиционные и нетрадиционные, ибо подлинная демократия заключается не только в учете запросов, мнений и настроений большинства, но также в защите прав, законных интересов любого меньшинства» [11, c. 7-9]. Подобных взглядов придерживаются Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова, которые считают, что государство должно исходить из интересов всего общества, а не какой-либо его части, отличающейся по мировоззренческому признаку [12, c. 52].

По мнению С.А. Бурьянова, «светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора» [13]. Свобода выбора в данном понятии является основополагающим условием, что, на наш взгляд, не совсем верно, так как свобода выбора – это лишь первоначальное действие индивида при выборе мировоззренческой картины мира, а реализация взаимоотношений государства и религиозных объединений и обеспечение свободы вероисповедания человека в понятии не раскрыта. По мнению А.Д. Сухова, «светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни» [14]. М.В. Баглай определяет «светское государство» как отделение государства и религиозных объединений друг от друга, то есть взаимно не вмешивание в дела друг друга [15, c. 139]. Р. Батыр определяет государство светским, если оно в своих решениях исходит не из постулатов веры, а действует по соображениям рациональности. Государство, дабы достичь идеальной светскости, должно в идеале «вытравить» из своего законодательства все латентные атавизмы религии, «стерилизовать» себя от любых ее проявлений и действовать только в соответствии с разумом. Это вовсе не означает, что власть должна отстраниться от проблем верующих и религиозных конфессий. Просто ее взаимодействие с институтами религии будет происходить не потому, что она разделяет ее догматы, а только потому, что такое взаимодействие будет иметь общественно значимый результат, важный в первую очередь для самого государства и его граждан [16].

В Энциклопедическом словаре по конституционному праву под редакцией Г.Г. Арутюняна находим: «Светское государство – государство, свободное от какого-либо влияния религии на его организацию и деятельность. В светском государстве последовательно проведено отделение церкви от государства» [17, c. 336]. Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова также полагают, что понятие «светское государство» характеризует отношение государства к религии и означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга [18, c. 52].

Верное, на мой взгляд, понятие дает И.В. Понкин, утверждающий, что светскость является «характеристическим свойством, отражающим или закрепляющим социальную и формальную независимость легитимности государства от религиозных или идеологических источников, недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка, отсутствие общеобязательной религии или идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов». Но все таки данное понятие охватывает только сущность независимости государства от религиозных объединений, но при этом остается не упомянутой независимость религиозных объединений от государства. Тогда как одним из условий существования и деятельности светского государства является невмешательство государства в деятельность религиозных объединений.

2. Признаки светского государства

светский государство правовой свобода

На мой взгляд, помимо вышеизложенных признаков светского государства следует упомянуть такие признаки, как:

– светскость государственной службы (причем это также касается нежелательности присутствия религиозных символов в гербах и гимнах Российской Федерации и ее субъектов, а также в символике муниципальных образований);

– светский характер государственного образования (недопустимость существования предметов религиозной направленности в средних и высших учебных заведениях, их включение только в программы изучения истории);

– отсутствие религиозной пропаганды в действиях высших государственных лиц;

– отсутствие экономических преференций для религиозных организаций;

– недопустимость создания и функционирования специальных государственных органов по вопросам какого-либо мировоззрения (в том числе, религии).

Следует выделить пять условий, определяющих суть признака отделения церкви от конкретного государства:

1) государство и его учреждения не контролируют отношение своих граждан к религии и не учитывают религиозную принадлежность конкретных граждан;

2) государство не вмешивается во внутреннюю деятельность церкви (религиозных организаций), если не нарушаются рамки закона;

Читайте также:  Выплаты за совмещение должностей (размер) в 2021 году

3) государство не оказывает материальной, в том числе финансовой, поддержки церкви;

4) церковь не выполняет ни одной юридической функции (в том числе и регистрации брака);

5) церковь не вмешивается в государственные дела, а занимается только теми вопросами, которые касаются её деятельности.

3. Россия — светское государство

Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие: нравственное воспитание людей;

· психологическая поддержка верующих;

· социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);

· борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;

· экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное’ образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время.Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда. Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Исходя из собственного подхода к пониманию сущности принципа светского государства, определим светское государство как: государство в котором отсутствует какая-либо государственная или обязательная религия, признается и обеспечивается право человека на свободу исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой. Взаимоотношения государства и религиозных объединений строятся на невмешательстве в дела друг друга, соблюдении принципа светскости в реализации государством его функций и полномочий.

Литература и источники

1. Мень А. В. Религия, культ личности и секулярное государство (заметки историка религии): На пути к свободе совести / Под ред. Тябикова Т.Б. Москва, 1989.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). М., 1998.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под общ. ред, Л.И. Скворцова. М., 2007.

4. Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ. Дисс. … канд. юрид. наук, Пенза, 2009.

5. Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.

6. Петренко О.В. Право человека на развитие и справедливость // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. №10.

7. Акопов Л. В. Идеи-инварианты в учениях о власти и государстве российских мыслителей X-начала XX веков. Русская философия и российская государственность. Сборник научных трудов. Ростов н/Д., 2009.

8. Конституция РФ: Энциклопедический словарь/ Под ред.В.А. Туманова. М., 1997.

9. Иванова Л.О. Религия и права человека // Социологические исследования. 1998. № 6.

10. Мчедлов М.П. Приоритет традиции или права // Религия и право. 2003. № 2.

11. Лупарев Т.П. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях // Религия и право. 2004. № 4.

12. Придворов Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России // Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2007 года. М.: Московская Хельсинская группа, 2007.

13. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Проблемы реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. М., 2005.

14. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973.

15. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2007.

16. Батыр Р. Вместо реформы // Сб. статей, Издательский дом “Медина”, Нижний Новгород – Ярославль, 2007.

17. Арутюнян Г.Г. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2006. 18. Придворов Н.А., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007.

Что такое свобода вероисповедания в светском государстве

Конспект лекции: РФ – светское государство. Свобода совести

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Конституция РФ в ст. 14 объявляет РФ светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих принципах:

  • 1) отделение церкви от государства. Этот принцип означает: во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций; во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь; в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии; в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;
  • 2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;
  • 3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще;
  • 4) равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности.

Статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Светский характер государства – одна из важнейших основ конституционного строя РФ. Важнейшие личные права человека и гражданина на свободу совести, вероисповедания логически вытекают из положений ст. 14 Конституции РФ о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с Конституцией РФ каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований.

Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в РФ доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости. Запрещается любая деятельность, связанная с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества, в том числе проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

В развитие конституционной нормы о свободе вероисповеданий указанный федеральный закон предусматривает право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

Свобода вероисповеданий включает в себя и свободу создания религиозных объединений. Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” закрепляет право граждан исповедывать любую религию индивидуально или совместно с другими, в том числе путем добровольного объединения граждан и создания в целях совместного исповедания и распространения веры религиозных объединений. Они создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Их общими признаками являются вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. Законодательство РФ устанавливает административную и уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Статья 28 Конституции РФ провозглашает:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.».

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода вероисповедания означает право человека на, выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением

Статья 28 Конституции РФ в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

– верующий человек имеет право заменить военную службу на альтернативную, если это противоречит его убеждения;.

– никто не обязан сообщать о своей вере никому, и никто не вправе требовать этого от других людей;

– никому не может быть запрещено принимать участие в богослужениях, но и никто не может быть принуждён к этому;

– священнослужитель не может быть привлечен за отказ от дачи показаний по фактам, ставшим ему известным из исповеди;

– верующие могут объединяться в различные группы и организации. Объединение граждан может, как иметь регистрацию, так и не иметь;

– закон позволяет проводить религиозные встречи, как в специальных местах, так и в жилых помещениях;

– религиозные организации вправе проводить богослужения в больницах, детских домах, тюрьмах, домах престарелых;

– религиозные организации вправе производить, распространять, продавать и покупать религиозную литературу, аудио и видео материалы и иные предметы религиозного назначения.

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Право на свободу совести признано за ребенком, в то время как родители осуществляют воспитание и образование детей. По просьбе родителей или лиц их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях предусмотрена ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148).

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Ссылка на основную публикацию