Сколько денег должны России другие государства

Внешний долг России

Международный или внешний долг страны — это все обязательства государства перед другими странами, фондам и субъектами международного права. В него входят задолженность по ценным бумагам, зарубежным кредитам, гарантии под займы, выданные национальным компаниям, а также обязательстве по внешнеторговым операциям бюджетных учреждений. В мире практически не встречаются страны без внешнего долга и РФ не исключение.

Откуда появился внешний долг России, и какова его структура на сегодняшний день, расскажет специалист сервиса Бробанк.

Информация обновлена 21.01.2021 года.

Как в РФ появился внешний долг

В 1991 году СССР распался, а Российской Федерации достался «по наследству» долг союзных республик. Такой решение обосновано тем, что остальным республикам было предложено официально отказаться от своих долей в зарубежных активах Союза.

На тот момент обязательства иностранным государствам состояли из общей задолженности Союза. Но с 1992 по 1998 год Россия ее увеличила, тем что взяла 8 кредитов у МВФ на общую сумму 22 млрд долл. США. Внешний долг продолжал расти, а после обвала в 1998 году он достиг в общей сложности 188 млрд долл.

С этого времени Россия стала понемногу выплачивать задолженность. С 2000 года РФ ни разу не просила в МВФ новые транши. К 2005 году РФ погасила обязательства перед МВФ, а к 2006 году полностью рассчиталась с Парижским Клубом. Сумма государственного долга после этого составил 53 млрд долл., ровно столько, сколько державе досталось после развала Союза.

В рамках расчетов по долгам бывшего СССР Россия выплатила задолженность Уругваю, Чехии, Болгарии, а также Словении и ОАЭ на сумму 1,104 млрд долл. Финляндии и Черногории — еще на 3,65 млрд долл. КНР — 0,4 млрд швейцарских франков, а Кувейту — 1,72 млн долл. Последняя выплата прошла в 2017 году странам Боснии и Герцеговине в сумме 125 млн долл. Не все долги выплачивались деньгами. Часть расчетов производили товарами, сырьем, технологиями или научными разработками.

К 2002 году РФ уже была должна 146 млрд долл. И зарубежные обязательства долгий период времени росли, вплоть до суммы в 0,5 трлн долл. После экономического кризиса в 2008 году внешний долг страны перестал увеличиваться, но уже через год темпы возросли и к 2012 году сумма задолженности достигла докризисного размера. Максимальную сумму долга Россия набрала к 2014 году, размер задолженности тогда превысил 0,7 трлн долл.

В связи с запретом предоставлять резидентам РФ кредиты сумма задолженности стала постепенно уменьшаться. С декабря 2014 до весны 2015 года Россия смогла выплатить 0,1 трлн долл. Общий долг снизился, но в стране произошел валютный кризис и резко обрушился курс рубля. В период моратория на кредитование за рубежом Россия сумела снизить внешний долг на 0,2 трлн долл., но при этом снизились и золотовалютные запасы страны.

Как выплачивался долг СССР

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

После таких изменений российская экономика оказалась не в состоянии выплачивать задолженность по указанному графику. Парижский и Лондонский клубы предоставляли отсрочки по выплатам очередных сумм, а в 1992 году РФ предложили пакет помощи от Европы на 24 млрд долл. Однако из этой суммы Россия получила только 13,6 млрд. Но кроме этого в пакет помощи входили и отсрочки по уплате задолженностей на сумму около 7 млрд долл. Поэтому почти 1/4 суммы фактически получена не была, а ушла на обслуживание текущих обязательств.

России удалось договориться с Парижским Клубом о предоставлении реструктуризации на 10 лет с пятилетним льготным периодом. По итогам соглашения Россия должна была выплатить 45% общей задолженности до 2020 года, а оставшиеся 55% — до 2115 года. Это при условии, что выплаты начнутся сразу после окончания льготного периода.

Лондонский Клуб также реструктуризировал выплаты долга. Льготный период по задолженности составлял 6 лет. Россия отдавала долги СССР некоторым странам не только деньгами, но и строительными, высокотехнологичными товарами и другими активами.

В 2017 году Россия вернула последнюю задолженность Советского Союза. Министерство финансов перечислило Боснии и Герцеговине 125 млн долл. за товары, которые Югославия давала еще Советскому Союзу. Этот платеж был совершен 8 августа 2017 года. РФ потребовалось 26 лет, чтобы закрыть «унаследованный» долг.

Внешняя задолженность РФ в 2019 году

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

Список финансовых активов превосходил в конце августа 2019 года задолженность РФ. По данным РБК наблюдались такие показатели:

  1. Размер задолженности федерального правительства, регионов и муниципалитетов на 01.08.2019 года составила 16,2 трлн руб. РФ.
  2. Ликвидные государственные активы, которые включают депозиты Банка России и в других банках в национальной и инвалюте, на 01.08.2019 г. составила 17,6 трлн руб.
  3. Чистый долг расширенного правительства — около 17 трлн руб. В 2018 году этот показатель снизился до 14,6% ВВП, а госактивы увеличились до 13,4% ВВП.
  4. Государственные депозиты на сумму 6,5 трлн рублей и валюта, которую приобрело Министерство финансов в январе-августе по бюджетному правилу — 2,1 трлн руб. Эти деньги еще не переведены в ФНБ.
  5. В Пенсионном Фонде и на депозитах в Казначействе и банках — 0,6 трлн руб.

На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.

Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ

Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на исполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США.

А если бы все страны потребовали возврат своей дебиторской задолженности, еще неизвестно какое из государств оказалось бы в самом критичном положении. Поэтому, когда говорят о внешнем долге государства, всегда привязывают значение к показателю ВВП для наглядности и сопоставимости показателей.

Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства:

Страна2020202120222023
Австралия38,7436,1234,1832,24
Беларусь49,6347,4946,1243,22
Канада81,1678,6874,4174,26
Китай57,5660,4563,0565,45
ЕС76,7674,6372,4170,16
Россия19,9520,0120,1420,35
Украина71,6866,9263,0559,37
Великобритания85,1884,5283,6282,51
США111,26113,12115,23116,87
Япония232,29231,43230,71229,65

Из приведенных прогнозируемых данных, которые составил МВФ видно, что Россия находится в одном из наиболее выгодных положений по сравнению с другими странами по внешнему долгу. Прогноз был составлен и опубликован еще в 2017 году по 185 странам, поэтому текущие показатели могут значительно отличаться от прогнозируемых, но для наглядности их достаточно.

Состояние долга России на сегодня

В таблице приведена структура внешнего госдолга России на 1 января 2021 года по официальным данным Минфина РФ:

Категория долгамлн долларов США
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)56 478,0
Задолженность двусторонним кредиторам — не членами Парижского клуба349,5
Задолженность многосторонним кредиторам473,8
Долги по внешним облигационным займам38 257,7
внешний облигационный заем с погашением в разрезе по годам в:
2022 году2 000,0
2023 году3 000,0
2025 году2 148,1
2026 году3 000,0
2027 году920,6
2027 году2 404,6
2028 году2 499,9
2029 году3 000,0
2030 году2 250,1
2035 году4 000,0
2042 году3 000,0
2043 году1 500,0
2047 году7 000,0
Задолженность по ОВГВЗ2,7
Прочая задолженность22,6
Госгарантии РФ в инвалюте17 679,7

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ в состав внешнего госдолга России включены обязательства в инвалюте.

Посмотреть какой внешний долг у России в режиме реального времени можно по этой ссылке. Там видны данные только по общей задолженности, но и в пересчете на душу населения, на год и на текущий момент.

Клавдия Трескова – высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru

Комментарии: 11

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Скажите пожалуйста, почему нам говорят, что внешний долг уменьшается, а на деле он вырос в два раза(в долларах США)? countrymeters.info/ru/Russian_Federation/economy
Я по этому счётчику смотрел долг 29.12.2019, он составлял 485 млрд. $
11.01.2020 он уже был 875 млрд. $
15.01.2020 правительство отправили в отставку.
Или счётчик по данным МВФ врёт?

  1. Клавдия Трескова08.10.2020 в 14:44 Автор записи

Уважаемый Виктор, вся информация, приведенная в статье, основана на данных, опубликованных Минфином РФ, что является официальным источником сведений в стране.

Разводка страны на бабло !Один сольдо плюс один сольдо будет пять сольдо !

Ваш Минфин упоминает не весь долг, а только госдолг РФ.

а можно все посмотреть доки есть ?

Получается в долгах , как в шелках. А говорили что рассчитались.

Почему такие противоречия, а именно:
— В 2017 году 8 августа Россия заплатила последние долги СССР.
— Но тем не менее, в таблице о состоянии долга России на сегодня указано: Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) — 56 478,0 млн долларов США.
— Вопрос: в чём причина таких противоречий? Разве не все долги СССР были погашены в 2017г.?

  1. Клавдия Трескова09.02.2021 в 13:38 Автор записи

Добрый день, Людмила Ивановна, в 2017 году по данным информагентства РИА Новости российский Минфин сообщил о том, что долг СССР был погашен перед всеми странами, кроме Южной Кореи, с которой было запланировано рассчитаться к 2025 году. Так как точных сведений о структуре статьи под названием «Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)» Минфин не указывает, вероятно речь идет именно об этой задолженности.

Здрпаствуйте, скажите, как влияет ВВП на бюджет страны? Почему ввв 115трлн.₽ а госбюджет 25 трлн₽ и как может расти ВВП, когда экономика в 20 году сработала в минус!? Или ВВП на цифрах растет благодаря инфляции?

Уважаемый Алексей, ВВП позволяет оценить динамику экономического роста страны. Если ВВП увеличивается, значит, внутри страны производится больше товаров и услуг. Значит, за год спрос на них вырос, а вместе с ним и налоговые отчисления, доходы страны. Если ВВП уменьшается, то, как правило, это свидетельствует о начале экономического кризиса. Спрос на товары и услуги падает. Доходы государства и производителей снижаются. Также размер ВВП говорит о масштабах экономики.

Вот, что плохо в этой статье написано, так это как обычно, человеку с недалёким умом не понять, что там написано. Дорогие эксперты, будьте добры, в следующий раз напишите проще. Примерно вот так. Мы никому, ничего не должны! Или вот так. Мы должны таким-то странам, перечень стран и сколько должны. Про ВВП, не интересно, у нас оно, растёт за счёт природных ресурсов, а они, когда-то закончатся. Чуток за счёт сельского хозяйства и оборонной промышленности. Сравнить Японию и Россию, это как лето и зима. В стране, где нет природных ресурсов, есть всё и даже больше, а какого качества. Самого высокого! И в стране, где находятся более 40% запасов природных ресурсов всей земли, нет ничего, по отношению к Японии. Жалкое нищенское житие.

Самые крупные должники России

Долг платежом красен. Именно об этом всегда обязан помнить заёмщик, получающий кредит, и должен учитывать тот, кто его предоставляет. Но есть и другая поговорка: давать в долг стоит только ту сумму, с которой не жалко расстаться. Абсолютно такими же принципами руководствуются и государства, когда берут либо дают деньги в долг другим странам. В подобных отношениях участвует и Российская Федерация. Кто же они, должники России, и кто из них должен нам больше всех?

Предлагаю начать изучение статьи с моего видео-обзора. Не забудьте подписаться на ютуб-канал.

Международные кредиты: политика или долгосрочные инвестиции?

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Во советские времена число наших союзников было велико. В целях борьбы с мировым капитализмом СССР вынужден был всячески поощрять своих партнеров. Мотивация выражалась в поставке вооружений, помощи в развитии инфраструктуры, в крупных займах на льготных условиях. В обмен на это партнеры проводили «правильную» внутреннюю политику и принимали сторону Советского Союза в геополитическом противостоянии с Западом. Но время идет, СССР не существует уже почти 30 лет, а некоторые страны до сих пор должны по старым займам и не стесняются брать новые.

У каждого государства есть свои причины для получения кредита. Чаще всего это тяжелое экономическое положение, вызванное кризисом или геополитическими проблемами страны. Одалживая деньги, Россия, как и СССР, обеспечивает лояльность со стороны заемщика. Рассмотрим список самых крупных наших должников.

Кто должен России и сколько

Почти все должники РФ – это бывшие республики СССР и страны-союзницы со времен коммунизма. По официальным данным Минфина, сумма текущего долга перед Россией составляет $27 млрд. Самым крупным должником является наша ближайшая соседка, Республика Беларусь. Формально мы строим вместе Союзное государство. Но, поскольку каждая страна печатает свою валюту отдельно, общего бюджета нет и в обозримом будущем не предвидится. В первую очередь из-за того, что президент Лукашенко не горит желанием объединяться и терять свою власть.

Нужен ли частному инвестору Private banking

Private banking: любой каприз за ваши деньги

Минск задолжал Москве более $7,5 млрд, сумма долга только увеличивается. Это вынудило Россию летом 2019 года впервые за все время отказать в рефинансировании долга Беларуси. Также был принят ряд мер, подталкивающих соседа к скорейшему погашению задолженности. В частности, налоговый маневр в сфере поставок нефти, цены на газ и вопрос строительства АЭС на территории Беларуси.

Следующим по сумме задолженности перед Россией идет Украина. Киев должен нам $3,7 млрд, из которых 3 миллиарда – долг по гособлигациям. Эта сумма не признана Украиной, которая называет данные деньги «взяткой» беглому президенту Януковичу за отказ от ассоциации с Евросоюзом. Власти страны считают единственной задолженностью перед РФ 0,61 миллиард долларов за поставки газа еще с 90-х годов.

Следующей страной-должницей России является Венесуэла, с суммой задолженности $3,15 млрд. Она образовалась в результате получения Венесуэлой кредита на покупку российского вооружения. В задолженность этой страны не включаются инвестиции Роснефти и некоторые другие вложения в нефтедобычу. Независимые аналитики оценивают общую сумму долга в $17 млрд. С большой вероятностью часть данной суммы окажется невозвратной.

Последним из крупных заемщиков России является Куба. Остров свободы должен порядка 3 миллиардов долларов. Львиная доля долга ($30 млрд) Гаване была списана в 2014 году. Остаток Куба обязуется вносить равными платежами на счета российских банков, расположенных на территории острова. Данные средства будут сразу же инвестированы в инфраструктурные проекты на Кубе.

Справедливо ли прощение долгов?

Рядовому обывателю списание международных долгов может показаться чрезмерно халатным действием по отношению к госбюджету. Это деньги налогоплательщиков, почему они должны безвозвратно уходить из страны вместо того, чтобы направляться на развитие экономической и социальной сферы самой России? Однако в этой ситуации не все так просто. Чтобы понять это, нужно обратиться в недалекое прошлое.

Индикатор Баффета – инструмент долгосрочного инвестора

Индикатор Баффета: следуем за чутьём мастера

К примеру, после вступления в Парижский клуб кредиторов в 1997 году, Россия выдала многим странам солидные суммы в кредит. Одной из них стал Ирак, получивший тогда 21 миллиард долларов. Долг был списан в два этапа, но не безвозмездно. За это Ирак дал разрешение российским нефтедобытчикам на разработку своих месторождений. Учитывая низкую стоимость добычи ($6 за баррель) и контракт на 25 лет, можно предположить, что прощенный долг окупится с лихвой.

Такая же схема была применена и в отношении Сириеи, когда долг списали в обмен на недопущение строительства газопровода из Катара в EC. Этот маршрут ставил под угрозу интересы Газпрома в Европе. Вьетнаму был списан долг в обмен на гарантированные поставки туда оружия.

Таким образом, одалживая деньги, Россия добивалась соблюдения своих интересов, лояльности партнеров, стимулирования отечественного производителя, субсидирования будущих сделок. Однако не стоит забывать и о том, как много кредитов оказались невозвращёнными и были в результате списаны.

Что мы имеем в итоге

Несмотря на кажущуюся беспечность действий со стороны некоторых стран в отношении внешних долгов, не все долги являются вредными. Зачастую для кредитора есть положительный финансовый результат. Он получает новые рабочие места за счет субсидирования производства или встречные поставки необходимых товаров по сходной цене. Таким образом, международные кредиты – это нормальная экономическая практика. При умелом использовании они могут стать интересной долгосрочной инвестицией. Если же главной целью становится геополитика, увеличиваются риски того, что одолженные средства никогда не вернутся.

А вы считаете справедливой практику кредитования стран, не все из которых в состоянии вернуть полученные средства? Напишите свое мнение в комментариях.

Внешний долг России

Кандидат экономических наук, эксперт сайта.

Каждый россиянин знает, кому он должен:

  • жене – зарплату;
  • банку – кредит;
  • родителям – жизнь;
  • Родине – честь.

А сколько, кому, и за что должна Родина – страна с гордым названием Российская Федерация, или просто Россия? Выяснить внешний долг России на сегодняшний день не так уж и сложно.

Что такое внешний долг и что он в себя включает

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

Пополняется бюджет за счет:

  • налоговых поступлений;
  • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
  • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
  • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

Статистика внешнего долга России

После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.

Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).

Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.

Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.

В 2014 году на Россию были наложены санкции, в связи с чем она была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике (на уровне государства) до 2019 г. В результате правительственный долг на 2019 год снизился до $47,5 млрд.

В 2019-2021 годах появилась новая тенденция: при профиците бюджета государство вновь начало брать кредиты и выпускать облигации, хотя нужды брать займы, у Министерства финансов не было и нет.

По мнению отечественных и зарубежных финансистов, заимствования носят скорее имиджевый характер, чем попытка заработать на дешевых финансовых ресурсах. Появление прагматизма у Правительства позволяет скорее согласиться с тем, что государство пополняет бюджет за счет разницы стоимости кредитов внутри страны и за рубежом.

Есть и другая точка зрения – состояние экономики России напоминает полусонное царство. Дешевыми кредитами правительство стремиться расшевелить бизнес, придать большую динамику в развитии. Кто прав — покажет время.

Внешний долг на сегодняшний день

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет $56 786 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $17 679 млн. В том числе:

  • по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $6 100 млн.;
  • владельцам ценных бумаг – $11 579 млн.

Внешний долг ЦБ РФ составил $6 890 млн.

Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.

Структура внешнего долга

Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.

По источникам госдолг подразделяется:

  • на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
  • кредиты у международных структур: банков и фондов;
  • гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
  • долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.

В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.

Динамика и прогноз

Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:

  • падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
  • уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
  • падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
  • ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
  • не ослабевающее санкционное давление.

Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.

Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.

Значение изменения госдолга для граждан

Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.

  1. Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
  2. Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
  3. Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
  4. В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
  5. При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.

Заключение

Важной характеристикой внешнего долга является не совокупный внешний долг государства, а долг России перед МВФ и другими финансовыми организациями. До 1919 года он стремительно снижался. Сегодня наблюдается обратная тенденция – правительство постоянно выбрасывает на рынок ценных бумаг облигации государственного займа. Следует отметить еще и тот факт, что долг СССР практически выплачен. Поэтому все новые кредиты пойдут на развитие реального сектора экономики.

Внешний долг России

    Инга Кайсина 6 823

В начале 90-х годов российским правительством было принято решение разделять задолженность на внешнюю и внутреннюю. На текущий момент внешний суверенный долг определяется в валюте страны кредитора, внутренняя задолженность исчисляется в рублях. Регулирующим внешние кредитные обязанности РФ документом, является бюджетный кодекс, формулировка термина «внешний долг» дается в статье 6 данного документа.

Кредитная структура

Ответственными за исполнение долговых обязательств органами, признаются:

  1. Центробанк РФ
  2. Федеральная администрация
  3. Администрация субъектов федерации

Регистрационные функции, структурное информирование, формирование истории и распределение финансовых потоков по платежам – все это функции Центробанка, выполняющего ключевую роль в иерархии кредитных обязательств. Основными источниками заемных средств являются соседние государства, МФО и фонды, организованные международными финансовыми структурами или частными лицами.

История российского госдолга


Хронологически правильно будет вести учет накопления госдолга с момента официального появления Российской Федерации, как субъекта международных финансовых отношений. Данное событие произошло в 1991 году, в момент распада СССР. Объявив себя приемником, вновь появившееся государство взяло на себя и долговые обязательства Советского Союза.

В сложный экономический период, накопленные долги не давали молодому государству возможности полноценно развиваться. Кредиторы практически не получали платежей по обязательствам распавшегося Союза и за период в 8 лет (к середине 1998 года) суверенная задолженность составила более $188 миллиардов. Накопление долга привело к дефолту по внешним обязательствам и ввергло страну в глубочайший кризис.


Россия до сих пор погашает долги Советского Союза. Процедура выплат началась в 2000 году, с момента выхода государства из нисходящего тренда и повышения цен на сырье. К середине 2006 года была полностью погашена задолженность России перед Парижским клубом в сумме $22,5 млрд. Регулярное внесение платежей и нормализация экономической обстановки привели к повышению кредитного рейтинга страны и сделали доступными новые займы.

В связи с этим уже в 2008 году задолженность РФ превысила $0,5 трлн. В период с 2013 по 2017 годы было выплачено по внешним обязательствам более $1 трлн, среди получателей платежей были такие страны как: Финляндия, Чехия, Черногория и т.д. В настоящее время скорость накопления долга значительно ниже чем до 2014 года, причиной тому являются международные санкционные ограничения.

Внешние кредитные обязательства России: кому и сколько должна страна?


Последние отчеты ЦБ свидетельствуют о быстрых темпах снижения госдолга РФ, так с января 2018 года, в процентном соотношении с ВВП задолженность сократилась до 33%, тогда как ранее, это значение превышало 40%. Такая динамика считается позитивной и ведет к умеренному росту экономики в перспективе.

Согласно прогнозам к концу года должно быть выплачено более $50 млрд. Из планируемой суммы уже выплачено $21,4 млрд (отчет за 1-й квартал). За оставшееся время планируется исполнить обязательства на $30 млрд, но данная цифра является приблизительной.

Несмотря на фактическое сокращение задолженности, относительно ВВП данный показатель будет расти. Если быть точнее, размер долга останется на прежнем уровне или будет расти медленно, тогда как ВВП, по расчетам экспертов будет сокращаться в течении нескольких лет, в виду санкций и снижения деловой активности. Ожидается значительное удешевление национальной валюты и снижение мировых цен на углеводороды.

Эксперты относят текущую динамику роста суммы долга некритичной и вполне приемлемой. В сравнении с экономиками прочих государств, заимствования РФ кране малы и в несколько раз перекрываются фондированными средствами и капитализацией работающих на территории страны компаний.

Аналитики уверены, что РФ не перестанет брать в долг и будет постепенно увеличивать общую задолженность, совершая периодические выплаты. Относительный показатель госдолга России составляет от 5 до 10%, что является практически минимальным значением (меньше только у четырех стран).

Структура госдолга РФ


Понятие государственного долга отражает определенную структуру. То есть формирование долга происходит путем приобретения государством обязательств, через определенные финансовые инструменты, в том числе:

  • евробонды;
  • ОФЗ;
  • ОВГВЗ;
  • ценные бумаги расписки с разным сроком погашения;
  • аккредитивы банковских организаций;
  • комиссионные банковские операции (инкассо);
  • векселя и т.д.

В настоящее время Российская Федерация имеет прямую задолженность только перед одним государством – Южной Кореей. Договора с данным кредитором предусматривают исполнение обязательств в 2025 году. Практически весь объем задолженности перед иностранными структурами был накоплен Советским Союзом и погашен в период с 1991 по 2017 годы.

Прощенные долги


Накопление внешнего долга характерно не только для российской экономики, иные государства также участвуют в процессе финансово-кредитных взаимоотношений, в том числе с Российской Федерацией. Переставший существовать Советский Союз, также активно выдавал займы, РФ не имея возможности принудительно затребовать возврат по долгу несуществующего государства, простила должникам более $594 млн.

В числе государств, чьи долги СССР были списаны новой администрацией: Вьетнам, КНДР, Монголия, Афганистан, Ирак, Сирия. Только с одной Кубы были сняты обязательства в размере $31,7 млрд. Также были прощены долги некоторым африканским государствам, в том числе Ливии, общая сумма прощеного долга в данном направлении превышает $0,02 трлн. Списание долгов позволяет ускорить развитие стран, ранее обремененных обязательствами по кредитам.

С момента списания задолженности, с государствами из списка прощеных должников было заключено множество контрактов, прибыль по которым в разы превысило сумму списанных долгов.

Белоруссия, Украина и Венесуэла оказались крупнейшими должниками России

Российское правительство традиционно держит в секрете финансовые и экспортные кредиты, выдаваемые другим государствам. Информация становится публичной, только если Россия подписывает межправительственные соглашения, которые затем ратифицируются Госдумой, если о таких займах рассказывают официальные лица или же информация раскрывается по линии государства-заемщика.

Непрозрачность программы госкредитов объясняется тем, что, во-первых, большинство таких займов носят не чисто коммерческий, а политический характер, во-вторых, многие займы предоставляются в рамках военно-технического сотрудничества, которое по большей части засекречено. Москва, например, кредитовала Армению, Венесуэлу, Индию, Индонезию именно в целях закупок российских вооружений.

РБК решил собрать всю имеющуюся информацию о долгах других стран перед Россией. Общую задолженность по российским госкредитам Минфин оценивал на 1 мая 2019 года в $39,4 млрд, из которых $15,8 млрд должны страны СНГ. Общие цифры раскрывались в июньском проспекте суверенных еврооблигаций России (.pdf). Более $5 млрд из общей задолженности — это реструктурированные долги стран перед бывшим СССР (Вьетнам, Индия, Ирак, Йемен, Куба), показал анализ РБК.

Белоруссия: долг без рефинансирования

  • Крупнейшим должником России является Белоруссия — $7,55 млрд на 1 июня 2019 года (цифру предоставил РБК белорусский Минфин).
  • Задолженность Минска почти не изменилась по сравнению с концом 2018 года, когда она составляла $7,52 млрд, по данным Банка России.

С 2012 года долг Белоруссии перед Россией вырос в два раза. Но летом 2019 года Москва впервые за последние годы отказалась рефинансировать текущую часть белорусского долга (первый вице-премьер Антон Силуанов в июне говорил, что Москва ждет от Минска шагов навстречу экономической интеграции), и Белоруссия попросила кредит у Китая, а также провела размещение облигаций в российских рублях на российском рынке. Китай — второй крупнейший кредитор Белоруссии после России.

Отказ России предоставлять Белоруссии кредит на рефинансирование долга — одна из составляющих системного экономического давления, которое Россия начала оказывать на Белоруссию, считает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. В целом можно говорить о «похолодании в отношениях» двух стран, указывает он. Направлений экономического давления на Белоруссию много: помимо замороженного кредита это нефтяной маневр, вопрос о цене на газ с 2020 года, нетарифные торговые ограничения, а также трения по вопросу стоимости белорусской АЭС, которую должен строить «Росатом», добавляет Крук.

Отношения с Украиной разорваны, а кредиты остались

  • На втором месте по задолженности перед Россией находится Украина — около $3,7 млрд в сумме.
  • Киев, с точки зрения Москвы, по-прежнему должен $3,075 млрд по еврооблигациям, которые Фонд национального благосостояния (ФНБ) приобрел в декабре 2013 года.

В декабре 2015 года новые власти Украины объявили по этим бумагам дефолт, не выплатив тело долга и финальный купон. Россия подала на Украину в английский суд (облигации регулировались британским правом), и стороны судятся до сих пор. Украина этот долг перед Россией не признает, считая, во-первых, что это были коммерческие бумаги, а не межгосударственный кредит, а, во-вторых, пытаясь доказать, что Россия силой принудила выпустить эти бонды. Но Минфин России считает, что это был двусторонний межправительственный заем, и по-прежнему учитывает его на балансе ФНБ.

  • Украина, со своей стороны, учитывает только долг перед Россией на $0,61 млрд, образовавшийся еще в начале 1990-х годов за поставки российского газа.

В 1997 году стороны договорились в рамках раздела Черноморского флота, что этот долг будет погашаться в безденежной форме путем ежегодного зачета $97,8 млн за аренду Россией базы Черноморского флота в Крыму. Последний взаимозачет состоялся в марте 2014 года, долг был заморожен на отметке $606 млн, следует из данных украинского Минфина, но непонятно, произошло это до или после присоединения Крыма к России. «На сегодня нет инструмента обслуживания и погашения этого долга, поскольку Россия в одностороннем порядке остановила, денонсировала эти соглашения [по Черноморскому флоту]», — говорила в 2016 году бывшая директор департамента долговой политики Минфина Украины Галина Пахачук.

Государственные кредиты делятся на финансовые и экспортные. Первые не подразумевают никаких специальных условий — кредит может использоваться по усмотрению заемщика (такова, например, часть кредитов Белоруссии, кредит Кипру). В последние годы Россия стремится выдавать больше экспортных займов — тех, которые финансируют поставки российских товаров или услуг в страну заемщика. И, возможно, будет выдавать их еще больше — в июле 2019 года правительство внесло в Госдуму законопроект о будущем использовании сверхдоходов ФНБ (после достижения ликвидной частью фонда отметки в 7% ВВП) для предоставления государственных экспортных кредитов.

Проблемы с Венесуэлой

  • Венесуэла — основной должник России за пределами постсоветского пространства, если ориентироваться на открытые данные. По официальным данным Минфина России, основной долг Венесуэлы составляет $3,15 млрд и должен быть погашен в 2027 году. А восходит он к кредиту 2011 года, который предназначался для финансирования поставок в Венесуэлу российских вооружений.
  • Президент России Владимир Путин в июне заявил, что задолженность Каракаса перед Москвой достигает $3,5 млрд. Не ясно, в чем причина расхождения в данных Минфина и Кремля, но если исходить из слов Путина, у Венесуэлы может быть и другая задолженность перед Россией помимо оружейного кредита 2011 года.
  • В конце сентября Венесуэла должна перевести России очередной процентный платеж по кредиту; сумма платежа, по данным Силуанова, составляет $200 млн. После введения санкций США против венесуэльского правительства у России, скорее всего, возникнут проблемы с получением денег от Каракаса в долларах, писал РБК.

Когда речь идет о странах-союзниках, любое кредитование потенциально убыточно (займы часто выдаются под льготную ставку, задолженность может реструктурироваться с потерями для кредитора), комментирует юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова. «Кредит, выдаваемый государству, основан в значительной степени не на экономических резонах и финансовой выгоде, а на политических основаниях», — отмечает она. Венесуэльский кредит реструктурировался трижды, последний раз — в ноябре 2017 года.

Куба не уступает

  • Около $3 млрд России должна Куба, но точных данных по кубинской задолженности нет (Министерство финансов республики не ответило на запрос РБК).
  • Ориентировочная сумма долга рассчитана следующим образом. Остаток задолженности, урегулированной в 2014 году (тогда Москва списала 90% кубинского долга, оставив $3,52 млрд). Они погашаются равными полугодовыми платежами, так что к настоящему времени осталась ровно половина долга — $1,76 млрд.
  • С 2015 года Москва предоставила Гаване еще две кредитные линии на общую сумму $1,44 млрд на финансирование местных отраслевых проектов, хотя сумма использованных Кубой средств неизвестна.

Атомные кредиты

Отдельно стоят экспортные госкредиты, выдаваемые Россией на постройку зарубежных атомных электростанций (АЭС). РБК удалось идентифицировать двух суверенных заемщиков, которые берут деньги на строительство АЭС «Росатомом», — это Бангладеш и Венгрия.

  • АЭС в Бангладеш строится с 2017 года, в 2016 году Россия согласилась выделить кредитную линию для постройки этого объекта на сумму до $11,38 млрд.
  • При этом, по данным Министерства финансов Бангладеш, Москва дает деньги с 2014 года: за пять лет по февраль 2019 года сумма финансовой помощи составила почти $2 млрд. Российские кредиты на строительство АЭС будут погашаться в течение 20 лет с 2027 года.
  • Хуже обстоят дела с финансированием сооружения третьей очереди венгерской АЭС «Пакш». Госкредит в объеме до €10 млрд ($11,1 млрд) был одобрен еще в 2014 году.
  • Однако данные Управления государственного долга Венгрии (AKK) показывают, что к середине 2019 года реально выделено лишь $28 млн — 0,25% от общего объема кредитной линии.

«Отрицать не стану — мы уже отстаем от графика. Но отставать от графика — не означает отказываться от работы совсем. Это означает лишь то, что электростанция будет введена в строй позднее, чем планировалось. Задержки вызваны в основном затянувшимися формальными процедурами ЕС, которые заняли гораздо больше времени, чем следовало бы», — признавал в марте глава МИД Венгрии Петер Сиярто.

Крупные инфраструктурные проекты типа АЭС обычно строятся в течение значительного времени, сроки могут составлять и семь, и десять лет, поэтому еще рано судить об этом, говорит Кира Сазонова. Кроме того, в тех же европейских странах популярность атомной энергетики в последние годы снижается, что приводит к фактической заморозке многих атомных проектов, добавляет она.

«Мы, конечно, не знаем всех причин, ставших «тормозом» по постройке АЭС, но для Венгрии, вероятно, можно назвать пакет антироссийских санкций со стороны ЕС, которые недавно были вновь пролонгированы», — указывает профессор экономического факультета МГУ Наталья Щеголева.

«Росатом» помимо Венгрии и Бангладеш строит или собирается строить атомные электростанции в Белоруссии, Индии, Турции, Египте. Соглашение о предоставлении Минску госкредита до $10 млрд было подписано еще в 2011 году, но сколько денег по нему выбрала белорусская сторона, неизвестно (они входят в общую сумму двусторонней задолженности Белоруссии перед Россией на $7,55 млрд). В прошлом году президент Владимир Путин сообщал о планах выделить Египту госкредит на $25 млрд для строительства АЭС, но в египетской госстатистике о внешнем долге следов этих денег пока нет.

Часть индийских долгов, возможно, скрыта

  • Что касается Индии, то Минфин этой страны раскрывает задолженность перед Россией в эквиваленте около $1,1 млрд на конец 2018 года. Эта задолженность номинирована в индийских рупиях и относится к кредитам бывшего Советского Союза, а погашает ее Индия экспортом в Россию товаров. Кредиты брались Индией на закупку советских вооружений.
  • В апреле 2018 года Государственный банк Индии прекратил платежи за поставки российских вооружений, после того как США ввели санкции против «Рособоронэкспорта», сообщали индийские СМИ. Вопрос не был урегулирован более года, однако в итоге стороны нашли альтернативу долларовым платежам. Неизвестно, осталась ли у Индии просроченная задолженность по закупкам российского оружия, но в любом случае возможный долг образовался не перед Российской Федерацией, а перед «Рособоронэкспортом».

Индийское издание Indian Express сообщало в феврале, что в соответствии с кредитными договоренностями правительств России и Индии, как только российская сторона отправляет оборудование для АЭС «Куданкулам», она выплачивает деньги поставщикам и ждет возмещения от индийских властей. Правительство Индии, в свою очередь, переводит этот долг на Индийскую корпорацию по атомной энергии (NPCIL), предоставляя ей бюджетные субсидии на выплату. Однако правительство сократило бюджетную поддержку NPCIL, в результате чего у нее пошли задержки с платежами в адрес России. По данным Indian Express, на конец марта 2018 года обязательства NPCIL по «российскому кредиту» составляли 39 млрд рупий — около $600 млн. Таким образом, вероятно, Индия должна России еще больше с учетом задолженности NPCIL, которая не раскрывается в официальных документах.

Должен ли России Китай

Заемщиков, которые должны России около $13 млрд, идентифицировать не удалось. Среди таких должников могут быть Китай и Марокко (которые не раскрывают своих двусторонних кредиторов), следовало из отчета Счетной палаты об исполнении бюджета 2015 года — последний раз, когда аудиторы подробно расписывали должников России. Также это могут быть иностранные госпредприятия, чьи долги не отражаются в статистике правительств.

Из национальных министерств финансов, куда направил запросы РБК, ответили только Минфин Белоруссии и Минфин Сербии. В последнем сообщили, что задолженность перед Россией составляет $647 млн. Пресс-служба Минфина России на запрос не ответила.

В составе государственных кредитов России РБК не учитывал гособлигации зарубежных стран (Франции, Германии, США, Японии, Великобритании и др.), которыми владеет ЦБ России от имени Минфина в рамках управления валютными резервами. На 1 августа 2019 года ликвидная часть Фонда национального благосостояния составляла $98,5 млрд — это часть международных резервов России, которую контролирует Минфин. Как показывают данные ЦБ на конец 2018 года, 40% резервов ($191 млрд) были размещены в облигациях иностранных эмитентов (преимущественно госбумагах), но сказать, сколько точно приходится на долю Минфина, невозможно.

Внешний госдолг России

Внешний долг РФ – это размер общей задолженности государства и его резидентов (предприятий, организаций, банков, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами-нерезидентами. Он складывается из:

  • кредитов (займов) в инвалюте, предоставленных России либо ее резидентам со стороны других стран, межгосударственных объединений, зарубежных субъектов хозяйствования, финансовых и прочих фондов, международных организаций;
  • займов, полученных в результате продажи на международных финансовых рынках ценных бумаг Российской Федерации.

Внешние источники финансирования в разные годы использовались для реструктуризации имеющихся задолженностей, покрытия бюджетного дефицита, решения неотложных проблем (социальных, экологических и пр.), проведения экономических реформ, а также с иными целями.

Как появился внешний долг России

Наличие внешнего долга не является свидетельством экономических проблем в стране. В настоящее время в мире нет ни одного государства без госдолга: например, у США он варьируется в районе 22 трлн. долларов, а у России на 1.01.2020 г. – примерно 481,5 млрд. долларов США.

Для образования внешнего долга государству достаточно заключить внешнеторговую сделку и получить товар без предоплаты. Сразу после этого появится задолженность, которая исчезнет только после полного расчета с поставщиком.

В новейшей истории России ее внешний долг возник в 1991 году после распада Советского Союза. Российская Федерация согласилась взять на себя все финансовые обязательства бывших союзных республик в обмен на имевшиеся у них доли в зарубежных активах СССР.

По долгам бывшего СССР Российская Федерация окончательно рассчиталась в 2017 году, потратив на это в общей сложности 26 лет.

Структура внешнего долга РФ

Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:

  1. Обязательства по оплате импортных сделок.
  2. Проценты по зарубежным кредитам и ценным бумагам.
  3. Суммы, необходимые для выкупа (погашения) ценных бумаг с истекшими сроками действия.
  4. Гарантии по кредитам и ссудам, выданным зарубежными финансово-кредитными учреждениями представителям национального корпоративного сектора.
  5. Задолженность промышленных предприятий, учреждений, организаций, иных субъектов хозяйствования перед зарубежными партнерами и финансовыми институтами.
  6. Международные обязательства Центробанка.

Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.

Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2020 гг.)* млн. долл. США:

ДатаВсегов т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
2020 год
01.01.202054 848,313 252,8
01.02.202054 731,813 188,1
01.03.202054 616,713 076,6
01.04.202054 068,412 874,1
01.05.202050 590,312 925,3
01.06.202050 963,813 257,8
01.07.202051 026,313 336,3
2019 год
01.01.201949 156,511 567,4
01.02.201947 683,711 597,5
01.03.201947 557,711 493,9
01.04.201951 067,211 539,2
01.05.201951 145,811 587,5
01.06.201951 261,411 732,3
01.07.201953 954,611 915,4
01.08.201953 828,011 851,2
01.09.201953 888,411 934,6
01.10.201953 625,512 053,6
01.11.201953 935,712 331,2
01.12.201954 164,412 583,2
2018 год
01.01.201849 827,310 357,2
01.02.201850 519,511 023,5
01.03.201850 571,811 089,3
01.04.201851 393,210 936,5
01.05.201851 359,710 934,6
01.06.201851 114,710 759,3
01.07.201850 960,210 653,6
01.08.201847 331,510 492,7
01.09.201847 133,910 301,1
01.10.201847 084,210 528,2
01.11.201847 195,010 673,4
01.12.201847 148,110 651,0
2017 год
01.01.201751 211,811 730,5
01.02.201751 217,211 726,3
01.03.201751 190,411 720,6
01.04.201750 558,611 720,6
01.05.201748 556,411 720,6
01.06.201748 552,611 720,4
01.07.201751 471,411 680,4
01.08.201751 286,011 673,4
01.09.201751 094,211 667,8
01.10.201751 230,011 667,8
01.11.201751 202,311 667,8
01.12.201751 172,411 667,8
2016 год
01.01.201650 002,311 875,9
01.02.201649 995,511 875,9
01.03.201649 987,411 870,1
01.04.201649 363,211 870,1
01.05.201649 253,411 870,1
01.06.201650 946,511 868,5
01.07.201650 882,511 868,5
01.08.201650 871,511 861,6
01.09.201650 864,611 855,9
01.10.201651 475,711 855,9
01.11.201651 442,111 855,9
01.12.201651 271,311 733,3
2015 год
01.01.201554 355,412 083,2
01.02.201554 305,512 070,3
01.03.201554 268,012 064,3
01.04.201553 481,412 064,2
01.05.201551 480,412 064,3
01.06.201551 453,712 062,8
01.07.201551 324,311 989,1
01.08.201551 289,811 983,7
01.09.201551 300,011 977,8
01.10.201550 226,411 977,8
01.11.201550 189,311 977,8
01.12.201550 128,611 976,3
2014 год
01.01.201455 794,211 399,1
01.02.201455 750,911 399,0
01.03.201455 666,911 322,6
01.04.201454 881,511 322,6
01.05.201454 875,411 315,5
01.06.201454 810,311 313,9
01.07.201454 672,511 313,9
01.08.201454 604,611 310,4
01.09.201454 553,511 304,2
01.10.201453 746,411 304,0
01.11.201453 704,611 285,7
01.12.201453 972,211 604,1
2013 год
01.01.201350 769,211 389,8
01.02.201350 644,611 308,8
01.03.201350 616,511 301,7
01.04.201349 803,911 301,1
01.05.201349 837,411 384,1
01.06.201349 645,511 269,5
01.07.201349 568,111 266,5
01.08.201349 550,611 270,5
01.09.201349 539,411 264,2
01.10.201355 778,811 264,7
01.11.201355 890,711 395,0
01.12.201355 834,611 394,9
2012 год
01.01.201235 801,41 008,9
01.02.201235 776,51 004,7
01.03.201235 728,9998,5
01.04.201234 819,91 017,0
01.05.201241 734,71 016,9
01.06.201241 639,31 015,8
01.07.201241 540,11 012,6
01.08.201241 323,2980,5
01.09.201241 317,5974,2
01.10.201240 544,8970,7
01.11.201240 916,61 400,7
01.12.201240 872,91 400,7
2011 год
01.01.201139 956,9913,3
01.02.201139 798,6824,2
01.03.201139 771,2817,6
01.04.201138 836,9816,1
01.05.201138 832,8817,9
01.06.201137 010,0816,5
01.07.201136 845,2813,5
01.08.201136 777,8795,8
01.09.201136 880,6969,4
01.10.201136 002,0966,0
01.11.201135 964,4966,8
01.12.201135 838,1965,6

* включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией

После распада СССР внешние обязательства России стали быстро увеличиваться. Это было обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, что вынудило власти привлечь 8 кредитов Международного валютного фонда на общую сумму 22 млрд. долларов США.

Быстрое увеличение внешнего долга продолжалось еще несколько лет, и после финансового кризиса 1998 года Россия оказалась должна внешним кредиторам более 188 млрд. долларов.

Затем Российская Федерация начала постепенно погашать задолженность. После 2000 года Россия больше не привлекала кредиты от Международного валютного фонда, а к 2005 году полностью рассчиталась с этим финансовым институтом.

Еще спустя год РФ погасила долги перед Парижским клубом кредиторов, которому выплачивала деньги в том числе и для погашения обязательств, доставшихся в наследство от СССР.

На тот момент оставшаяся у России сумма внешних финансовых задолженностей составляла 53 млрд. долларов. Именно столько долгов она получила в 1991 году как правопреемница Советского Союза.

В дальнейшем страна успешно справлялась с обслуживанием внешнего долга, его динамика находилась в пределах общепринятых норм и не оказывала негативного влияния на экономику государства.

Максимального значения внешний долг России достиг в 2014 году, когда общая сумма международных обязательств страны превысила отметку в 700 млрд. долларов США.

После этого задолженность Российской Федерации перед зарубежными кредиторами стала снижаться. Этому во многом способствовал тот факт, что, ввиду наложенных на Россию санкций, возможность кредитования резидентов страны, Центробанка и правительства на международных финансовых рынках была резко ограничена.

Прогноз на будущее

По мнению многих экспертов и аналитиков, внешний долг России в обозримой перспективе будет снижаться. Это обусловлено следующими факторами:

  • ограниченный доступ к кредитным ресурсам за рубежом ввиду действующих санкций;
  • способность страны изыскивать внутренние резервы (включая золотовалютные запасы) для покрытия текущих финансовых потребностей.

Многие экономисты полагают, что в настоящее время Россия может примерно на 50% увеличить размер внешнего долга без угрозы для своей экономической безопасности и финансовой стабильности.

Служба поддержки PlusFinance.ru

Есть вопрос по кредитованию, получению займа или другого финансового продукта?
Наши эксперты окажут быструю и квалифицированную помощь.

Бесплатный номер телефона по России 8 (800) 777-52-63

Что такое госдолг России и почему о нем говорят

В 2020 году на фоне пандемии коронавируса нового типа долг российского правительства превысил его ликвидные резервы и вернулся к положительным значениям. По итогам минувшего года он и вовсе вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составляет 17,8% от ВВП. Объясняем, что же это значит.

Что такое госдолг?

В широком смысле это средства, которые правительство одалживает, чтобы оплатить расходы. Государственный долг России складывается из внутреннего и внешнего долгов правительства, а также обязательств регионов и муниципальных образований. Чистый госдолг — это, по сути, сумма, которая осталась бы, если все кредиторы страны разом потребовали вернуть им деньги. То есть отрицательный чистый госдолг означает, что у государства хватает резервов закрыть все свои обязательства и остаться в плюсе. Положительный, соответственно, наоборот.

При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг — явление редкое. Россия к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.

На 1 февраля 2021 года внутренний российский госдолг составил примерно 14,795 трлн рублей, внешний госдолг на ту же дату — $56,260 млрд (около 4,290 трлн рублей по курсу ЦБ на начало февраля), а их сумма — 19,085 трлн рублей.

Кому государство должно?

Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.

Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.

Какие резервы есть у правительства?

Ликвидные активы государства — это валютные и рублевые депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках. Так, на 1 января 2021 года депозиты органов государственного управления в Центробанке составляли 12,647 трлн рублей.

Что означают изменения госдолга?

Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.

По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах — самый большой в мире, $26,945 трлн, а соотношение с ВВП ($21,48 трлн по итогам 2020 года) превышает 100%. Подробнее об этом мы писали здесь.

Российскому правительству на фоне пандемии пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований: в 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8% ВВП, а в 2023 году — до 21,4% ВВП.

А что говорят власти?

Размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. Он отметил, что сокращение доходов бюджета и необходимость финансировать программы поддержки граждан и бизнеса в 2020 году закономерно потребовали увеличения госдолга. Но и дальше наращивать его такими высокими темпами, как в минувшем году, финансовое ведомство не планирует.

“Объем государственного долга в 2020 году увеличился на 5,4 трлн рублей, однако его показатели не превысили безопасный уровень. Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется. Ведь показателем безопасного уровня госдолга является не только его общий объем, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированная структура без пиков платежей”, — заявили в Минфине.

Читайте также:  Льготы и выплаты мастерам спорта: размер, как получить
Ссылка на основную публикацию