Проезд на желтый сигнал светофора: судебная практика

Проезд на желтый сигнал светофора

1) Проезжая перекресток в прямом направлении на желтый сигнал светофора врезалась в машину поворачивающую налево со встречного направления. Подскажите пожалуйста чья вина? И могут ли признать обоюдную вину?

1.1. Проезд на желтый свет приравнивается проезду на красный. При выезде на перекресток, независимо от сигнала светофора, Вы обязаны пропустить весь транспорт, который еще не завершил движение, начатое при его разрешающем сигнале светофора.

1.2. Может быть и обоюдная вина. Все зависит от ситуации.

2) Скажите пожалуйста. Можно ли завершить маневр на желтый сигнал светофора. Именно завершить то есть машина уже пересек стоп линию. В п 6.2 и 6.14 ПДД дается не четкое объяснение об этом. Укажите ссылку закона и статью.

2.1. Значения сигналов светофора описаны в пункте 6.2 ПДД: – зеленый сигнал – движение разрешено; – мигающий зеленый – разрешает движение и предупреждает, что будет включен запрещающий сигнал; – желтый сигнал – движение запрещено, кроме случаев п.6.14 ПДД; – желтый мигающий сигнал светофора – движение разрешено, нерегулируемый перекресток; – красный сигнал – движение запрещено. Пункта 6.14 ПДД говорит о том, водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил (перед линией или светофором), разрешается дальнейшее движение». То есть проезд на желтый свет светофора допускается, если у Вас нет возможности остановиться перед перекрестком без экстренного торможения. Другими словами, выезд на желтый сигнал светофора при начале движения запрещен, а заканчивать маневр можно. Тут важно правильно просчитать свои действия заранее так, чтобы уверено проехать перекресток на зеленый, либо плавно остановиться перед ним на желтый или красный. А водитель начинающий движение на зеленый сигнал светофора должен пропустить участников движения, которые не завершили маневр!

3) Сегодня меня остановил сотрудник ГИБДД и выписал штраф за проезд на жёлтый сигнал светофора. Ситуация такая: на дороге гололёд, ничем не посыпано, двигалась со скоростью 40 км/ч в прямом направлении. На перекрёсток выехала на жёлтый сигнал светофора. К экстренному торможению не прибегла из-за гололеда.

3.1. Можете обжаловать в суде такое решение, сославшись именно на ПДД по поводу проезда на желтый сигнал светофора. С уважением.

3.2. Здравствуйте Дарья! Водитель должен вести ТС с такой скоростью, которая бы позволила ему в экстренных случаях избежать ДТП. Т.е. инспектор абсолютно прав выписав вам штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора, желтый тоже запрещающий. Водитель управляет средством повышенной опасности и должен все предусмотреть, тем более вы знали, что гололед. А если бы на пешеходный переход выбежал ребенок?.

4) Из за неисправного светофора инспектор составил протокол за проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. Но на светофоре не горит желтый цвет. После зеленого мигающего на который я и двигался загорается красный.

4.1. Ирина, если вы полагаете, что ваши права нарушены, то у вас есть законное право обратиться в суд с жалобой на постановление об АП, то есть обжаловать его. Но чтобы вам помочь, необходимо смотреть протокол об АП и постановление, документы на руках у вас?

4.2. Вам необходимо оспорить протокол в течение 10 дней с момента его вручения в вышестоящую организацию. Поставить следующие вопросы-1. Рассмотрение дела по протоколу номер составленному, прекратить на основании ст 24.5 КоАП (отсутствие события и состава правонарушения); 2. Вынести соответствующее представление службам, ответственным за организацию движения на перекрестке, о необходимости привести режим работы светофора и размещение дорожных знаков в соответствие с ГОСТами и возможными замыслами организаторов движения об ограничении (запрещении) движения по проезжей части в направлении от; Прошу ответить мне по существу жалобы письменно в установленные законом сроки. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения: ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение; ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло); ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов; ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности; КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

5) Я ехал по главной на жёлтый сигнал светофора, проехал перекрёсток на красный, машины второго участника ДТП выезжала на зелёный поворачивая на лево, результат столкнулись на перекрёстке, кто виноват? Сотрудник ДПС мне выписал штраф что я проехал на красный свет + у меня нет полиса ОСАГО.

5.1. Здравствуйте! Проезд на жёлтый тоже запрещен. Если вы пересекли стоп линию на жёлтый сигнал светофора, это уже нарушения правил. Если у Вас нет полиса ОСАГО Вам придётся самому оплачивать ущерб.

Постановление Верховного Суда РФ от 25.10.2016 N 78-АД16-33

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 октября 2016 г. N 78-АД16-33

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Пименова Д.Г. на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ОБ ДПС N 2 ГИБДД от 17 сентября 2015 г., решение судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2015 г., решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 24 декабря 2015 г. и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2016 г., вынесенные в отношении Пименова Д.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением инспектора ДПС ОБ ДПС N 2 ГИБДД от 17 сентября 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2015 г., решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 24 декабря 2015 г. и постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2016 г., Пименов Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Пименов Д.Г. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении его постановления должностного лица и судебных актов по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Согласно пункту 6.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее – Правила дорожного движения), круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

В силу пункта 6.13 Правил дорожного движения при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;

перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Как усматривается из материалов дела, 17 сентября 2015 г. в 17 часов 17 минут Пименов Д.Г., управляя транспортным средством ” “, государственный регистрационный знак , в г. Санкт-Петербурге от ул. Таврической к Суворовскому пр. на ул. Кирочной, 45 в нарушение требований пунктов 6.2, 6.13 Правил дорожного движения осуществил проезд регулируемого пешеходного перехода по запрещающему (красному) сигналу светофора.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Пименова Д.Г. правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, водитель, совершивший проезд на запрещающий сигнал светофора, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения Пименова Д.Г. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Пименову Д.Г. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление должностного лица и состоявшиеся по делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление инспектора ДПС ОБ ДПС N 2 ГИБДД от 17 сентября 2015 г., решение судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2015 г., решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 24 декабря 2015 г. и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2016 г., вынесенные в отношении Пименова Д.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Пименова Д.Г. – без удовлетворения.

Читайте также:  Реструктуризация и перекредитование ипотеки в ВТБ 24

Пункт 6.14 ПДД – все случаи, когда можно проехать на жёлтый сигнал светофора

Жёлтый сигнал светофора – самый спорный в ПДД: на основании пункта 6.14 происходит больше всего судебных споров и разборов в ГИБДД. Всё дело в том, что многие водители считают, что на него можно проехать, если успеть, но ПДД дают ему чёткое запрещающее предписание с исключением в виде, опять же, слова “успеть”, но с целым рядом тонкостей и нюансов.

Официальная трактовка на 2021 год

6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно, остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Пункт 6.14 не менялся на протяжении всего существования Правил – с 1993 года.

Комментарии к пункту 6.14 ПДД

Несмотря на очевидность и простоту пункта, он вызывает целый ряд спорных моментов, когда водитель клонит к своей невиновности на основании того, что он успел проехать на жёлтый сигнал светофора, а сотрудник ГИБДД в виде обвинительной стороны – что жёлтый запрещающий, и водитель не выполнил предписания Правил.

Жёлтый – запрещающий!

Это первое, что следует усвоить всем автолюбителям. Пункт 6.2 Правил чётко оговаривает, что жёлтый – сигнал запрещает движение всех транспортных средств и пешеходов. Но тут же приводит исключение в виде пункта 6.14, когда водитель всё же может (обратите внимание, не обязан, а именно может по тексту ПДД – ему разрешается) проехать перекрёсток или другое место, регулируемое светофором в том случае, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.

Речь идёт конкретно о 2 случаях:

  • когда жёлтый загорается после зелёного перед красным (это очевидно),
  • менее очевидно, когда жёлтый загорается перед включением зелёного сигнала и горит вместе с красным – в этом случае начинать движение водителям (и пешеходам) нельзя до того, как загорится зелёный сигнал.

Что такое экстренное торможение в контексте пункта 6.14?

Спорная ситуация чаще всего возникает ввиду отсутствия термина “экстренное торможение” в действующих на 2021 год ПДД. Потому ни водителю, ни инспектору ГИБДД не на чем обосновать свои доводы.

Считается ли экстренным торможением:

  • торможение “юзом” или до срабатывания системы ABS,
  • может быть, это просто резкая остановка с усиленным давлением на педаль тормоза, но без “юза”,
  • а, если сзади, не соблюдая дистанцию, едет другое транспортное средство, учитывается ли при этом частный критерий экстренности остановки?

Ответов на эти вопросы Правила 2021 года не дают.

Но для решения практического вопроса есть на что опираться, и именно последний пункт можно считать наиболее верным частным случаем. Согласно пункту 1.5 ПДД, участники дорожного движения должны действовать таким образом на дороге, чтобы не создавать опасность для движения. Это значит, что если торможение может привести к ДТП, то на жёлтый сигнал светофора проезжать можно. Но это очень грубое заключение – каждый случай исследуется рассматривающими дело должностными лицами или судьями индивидуально.

Где Ваши доказательства?

Пункт 6.14 – это хороший повод приобрести видеорегистратор, если Вы этого ещё не сделали. Причём, желательно со съёмкой обстановки позади автомобиля. Дело в том, что нарушение этого пункта вменяется инспекторами ДПС “на глаз” – это тот пункт, для выявления нарушения которого не требуются специальные средства автофиксации, в отличие от скорости, алкогольного опьянения и других.

В административном праве действует презумпция невиновности, но увы, действует она только в теории. На практике же действует правило “нет оснований не доверять сотруднику полиции”, ведь тот принимал присягу, а, значит, врать не может. Увы, но практика правоприменения 2021 года такова!

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-86-54 (Москва), 8 (812) 467-34-58 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-29-84 (вся Россия).

Штраф и лишение прав за нарушение пункта 6.14

Итак, выше мы выяснили, что жёлтый сигнал светофора – запрещающий, и проезжать на него можно только в исключительных, прямо обозначенных случаях. В КоАП есть наказания конкретно за проезд на запрещающий – без разделения на красный и жёлтый свет. И это следующие наказания:

  1. если Вас поймали впервые с проездом на жёлтый, когда это запрещено – штраф 1 000 рублей по части 1 статьи 12.12 КоАП,
  2. за повторное нарушение в течение года после исполнения первого – штраф 5 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев (часть 3 этой же статьи),
  3. если на запрещающий сигнал Вы проехали не перекрёсток, а через ж/д пути, то Вас ждёт уже штраф 1 000 рублей или лишение прав на 3-6 месяцев по части 1 статьи 12.10 Кодекса.
  4. говоря об экстренном торможении, когда загорелся жёлтый свет светофора, есть также отдельный штраф, если Вы всё же решили оттормозиться, не проезжая участок дороги, но проехали стоп-линию – Вас ждёт потеря 800 рублей.

На все вышеперечисленный штрафы, кроме повторного проезда на запрещающий, распространяется скидка 50% при оплате в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления.

Штраф на камеру

Камеры авто- или видеофиксации нарушений очень часто висят над перекрёстками, фиксируя проезд на запрещающий сигнал светофора (а вместе с ним и остановку за стоп-линией).

Но по действующим ГОСТам проезд на жёлтый сигнал на камеру сниматься не может – точнее штраф за это выписывать (камере) запрещено.

Таким образом, если Вы успели проскочить на жёлтый под камеру автофиксации, то штраф Вам за это не придёт.

Судебная практика

  • Мурманский суд оставил в силе постановление сотрудника ГИБДД, вменявшего водителю проезд на красный, в то время как водитель утверждал, что проехал на жёлтый. В деле присутствуют показания свидетелей, наличествует ДТП.
  • В Твери водитель, которого привлекли по части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий, приводил доводы в свою защиту с фотоматериалами, где видно, что он пересекает стоп-линию на жёлтый и не может остановиться. Но суд не счёл доводы вескими для отмены постановления.



Норма-анахронизм, или О пункте 6.14 ПДД

Пункт 6.14 ПДД – одна из наиболее спорных и неоднозначных норм Правил дорожного движения. Некоторые участники дорожного движения, допуская грубые и откровенно опасные нарушения Правил, в основном умышленно, «прикрывают» свои действия пунктом 6.14 ПДД, якобы легитимирующим проезд на жёлтый сигнал светофора. Иные рассматривают указанную норму как некую легальную индульгенцию, позволяющей «законно» нарушать Правила – осуществлять движение на запрещающий сигнал светофора.

Подобные действия противоречат требованиям Правил дорожного движения, вызывают жёсткое неприятие со стороны иных участников.

Особенно важно – в судебной практике рассматриваемые деяния однозначно квалифицируются как нарушения Правил, противоправным действиям нарушителей даётся надлежащая правовая оценка.

Приведём пункт 6.14 ПДД:

«6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.»

Из буквального толкования нормы, без системной взаимосвязи с иными требованиями Правил, определённая категория пользователей дороги усматривает право осуществлять движение на желтый сигнал светофора, что недопустимо.

Движение на запрещающий жёлтый сигнал светофора под “прикрытием” п. 6.14 – следствие в корне неверной трактовки ПДД.

Небольшой исторический экскурс.

Действительно, во второй половине XX века подобный подход являлся допустимым в силу объективных причин – отсутствовали высокоавтоматизированные ТСОДД, таймеры, и включение желтого сигнала светофора зачастую являлось для участников дорожного движения неожиданным и в принципе непрогнозируемым.

Но время идёт. И нормы права, как клетки биологической ткани, имеют свойства устаревать.

Современные ТСОДД практически полностью исключают ситуации, которые возможно подвести под диспозицию абз. 1 п. 6.14 Правил.

В настоящее время смена сигнала светофора является прогнозируемой, очевидно предсказуемой. Пользователи дороги, осуществляя непрерывный мониторинг дорожно-транспортной ситуации, обязаны учитывать режимы работы ТСОДД, предшествующие изменению фазы.

«10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.»

На заблаговременное информирование участников о смене фаз светофорного объекта ориентированы и требования современных стандартов применения ТСОДД.

Согласно п. 7.1.2 ГОСТ Р 52289-2019 (обязателен к применению (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р)) светофоры, применяемые для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог, должны соответствовать требованиям ГОСТ 33385 и ГОСТ Р 52282. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров и их положение относительно направления движения должно отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.

При установке транспортных светофоров (кроме Т.3 любых исполнений, Т.9, П.1 и П.2) должна быть обеспечена различимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения и трамвайных путей, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, устанавливают знак 1.8 “Светофорное регулирование” по 5.2.11.

Для сигналов светофора Т.9, П.1 и П.2 должна быть обеспечена различимость на расстоянии не менее 50 м (п. 7.4.7 ГОСТ 52289-2019).

Знак 1.8 “Светофорное регулирование” устанавливают вне населенных пунктов перед каждым перекрестком, пешеходным переходом или участком дороги, кроме железнодорожных переездов, движение на которых регулируется светофорами, в населенных пунктах – при расстоянии видимости светофора менее 100 м, а также перед первым после въезда в населенный пункт перекрестком или пешеходным переходом со светофорным регулированием (п. 5.2.11).

Читайте также:  Как узнать ОКТМО по месту жительства физического лица?

Согласно п. 7.5.3 ГОСТ 52289 режим работы светофорной сигнализации с использованием светофоров Т.1, Т.3 (любых исполнений и вариантов конструкции), Т.2 и Т.8 любых вариантов конструкции, а также Т.9 может предусматривать мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением с частотой одно мигание в секунду (допускается отклонение от указанной частоты 10%), для светофоров П.1 и П.2 любых вариантов конструкции, а также дополнительных секций светофоров Т.1 и Т.3 такой режим является обязательным.

Для информирования водителей и пешеходов о времени, оставшемся до окончания горения зеленого и (или) красного сигнала, допускается применение цифрового табло обратного отсчета времени.

Для режима работы светофорной сигнализации, предусматривающей мигание зеленого сигнала, цифровое табло должно информировать водителей и пешеходов о суммарном времени горения всего разрешающего сигнала светофора.

Приведенные нормы Правил в их системной взаимосвязи с требованиями ГОСТ обессиливают абзац 1 п. 6.14 ПДД, аннигилируют его.

Таким образом, участники дорожного движения заблаговременно информированы о предстоящей смене фаз, и предусмотренные режимы работы ТСОДД, предшествующие смене сигнала, позволяют пользователям дороги своевременно скорректировать скоростной режим движения. Водитель обязан прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации на ближайшую перспективу (краткосрочную, среднесрочную) для выбора наиболее адекватной и безопасной модели поведения на дороге в соответствии с требованиями Правил.

В судебной практике прослеживается единообразие в толковании и применении исследуемой нормы.

Так, по делу № 7Р-151/2020 судья Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю. установил:

«Доводы поданной в суд жалобы об отсутствии у Глушича А.А. технической возможности остановиться до места установки знака 6.16 при включении жёлтого сигнала светофора не имеют правого значения для рассмотрения настоящего дела.

Проанализировав положения пунктов 6.2, 6.13 и 6.14 Правил, вынесшие в отношении Глушича А.А. постановление об административном правонарушении и решение должностные лица, судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что движение автомобиля под управлением Глушича А.А. к перекрёстку на зелёный мигающий сигнал светофора, информировавший в том числе и Глушича А.А. об истечении времени его действия и включении вскоре запрещающего движение сигнала, не позволяло Глушичу А.А., руководствуясь положениями п. 6.14 указанных Правил, продолжить движение через перекрёсток на запрещающий жёлтый сигнал светофора.

В соответствии с системным толкованием приведённых выше требований Правил дорожного движения Российской Федерации невозможность остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), не прибегая к экстренному торможению с момента включения в направлении движения водителя жёлтого сигнала светофора может учитываться в случае, если светофор не оборудован системой, предупреждающей водителей о предстоящей смене сигнала, то есть тогда, когда смена сигнала носит для водителя неожиданный характер.»

Решение № 12-30/2020 77-426/2020 от 18 марта 2020 г. по делу № 12-30/2020:

«В свою очередь довод жалобы о том, что С.П. Махов проезжал перекрёсток в соответствии с пунктом 6.14 Правил, так как он не мог остановиться, не прибегая к экстренному торможению, нельзя признать убедительным, поскольку он опровергается указанными доказательствами.

Так, из видеозаписи видно, что в момент включения зелёного мигающего сигнала светофора, предупреждающего о скором переключении на запрещающий сигнал светофора, автомобиль С.П. Махова находился на значительном расстоянии, позволяющим исключить факт выезда на перекрёсток с нарушением требований Правил.

Вместе с тем при включении зелёного мигающего сигнала светофора автомобиль под управлением С.П. Махова начинает ускорение, которое продолжается и при включении жёлтого сигнала светофора, на сигнал которого он совершил выезд на перекрёсток.

Таким образом, неустранимых сомнений в виновности С.П. Махова в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено.»

Решение № 12-156/2017 от 2 августа 2017 г. по делу № 12-156/2017:

«Руководствуясь п. 10.1 ПДД, подъезжая к светофору, водитель должен заранее оценить ситуацию и выбрать подходящий скоростной режим.

Поэтому утверждение Ломовцева П.Г. об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ, так как в сложившейся ситуации водитель руководствуется требованиями пункта 6.14 ПДД, разрешающего дальнейшее движение водителям, которые не могут при включении желтого сигнала светофора остановиться в месте, определяемом п. 6.13 ПДД, не прибегая к экстренному торможению, является несостоятельным, поскольку до включения желтого (запрещающего) сигнала светофора зеленый сигнал сменяется на мигающий зеленый, который информирует водителей, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. Поэтому Ломовцев П.Г., приближаясь к светофорному объекту перед пешеходным переходом и видя зеленый мигающий сигнал, должен был осознавать, что вскоре загорится запрещающий сигнал светофора, следовательно, мог и должен был принять меры к остановке транспортного средства перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможению, однако он продолжил движение и проехал светофорный объект на запрещающий сигнал.»

Во всех приведённых случаях водители объективно имели возможности не доводить ситуацию «до предела», но умышленно проигнорировали требования Правил, не учитывали предшествующий смене сигнала светофора режим работы ТСОДД.

Судебный «прессинг» относительно нарушителей, осуществляющих движение на жёлтый сигнал светофора – абсолютно оправдан.

Судебная практика в этом вопросе на редкость отличается единообразием и последовательностью.

Таким образом, в реалиях XXI века абзац первый пункта 6.14 ПДД актуален лишь в части: а) регулирования движения регулировщиком и, в некоторых возможных случаях, б) включения светофорного объекта. На этом усечённом объёме и исчерпывается легитимность исследуемой нормы.

Можно ли проехать на желтый сигнал светофора — спорная трактовка законодательства

Движение на предупреждающий свет светофора относится к самым спорным вопросам в дорожных правилах. Этот нюанс регулируется параграфом 6.14 ПДД. Проблема возникает из-за того, что многие владельцы авто не знают, можно ли законно проехать на желтый цвет светофора.

Как работает светофор

На основании пункта 6.2 ПДД определяются рабочие режимы светофора.

Цвета имеют следующие значения:

  1. Разрешает движение транспорта зеленый сигнал, мигание означает скорое прекращение действий.
  2. Желтый сигнал свидетельствует о запрете движения, но с определенными исключениями.

Красный цвет, включая режим мигания, говорит о полном запрете движения.

Пункт 6.14 ПДД – возможен ли проезд на желтый?

Порядок передвижения транспорта на желтый сигнал прописывается в пункте 6.14 ПДД. Водитель может проехать дальше, если его остановка невозможна без экстренного торможения, которое может стать причиной аварии.

Несмотря на точную формулировку этот пункт всегда вызывает массу споров. Водители настаивают, что они не успевали остановиться, сотрудники ПДД утверждают, что желтый относится к запрещающему знаку.

Юристы рекомендуют водителям, чтобы избежать проблем, воспринимать желтый, как запрещающий. В пункте 6.2 четко прописано, что желтый свет запрещает движение как пешеходам, так и любому виду транспорта.

Но тут же в своде правил есть пункт 6.14, который и вызывает сложности и двоякую трактовку. В нем прописано, что водитель может продолжить движение на предупреждающий знак, если не успевает остановиться. При этом к экстренному торможению прибегать нельзя.

В законе имеются ввиду два определенных случая:

  • если желтый сигнал предшествует красному;
  • если желтый появляется до зеленого — важно обратить внимание, что в такой ситуации запрещено движение как транспорту, так и пешеходам.

Фиксируется ли проезд на желтый сигнал камерой?

Чаще всего перекрестки городов оснащены камерами фиксации нарушений. Они определяют, как проезд на запрещенный сигнал, так и остановку транспортного средства за стоп линией.

Но на основе положений действующих ГОСТов выписка штрафа по камерам не производится. Таким образом, если водитель проехал на желтый, а это попало на камеру, то штраф ему не придет.

Понятие «экстренное торможение» – что говорит закон

В действующем законодательстве нет трактовки понятия «экстренное торможение». Поэтому часто возникают спорные ситуации. Для решения вопроса в судебной инстанции чаще всего применяется пункт 1.5 ПДД.

На его основании участники движения не должны создавать опасности на дороге.

Если резкая остановка на мигание запрещающего сигнала может стать причиной аварии, то водитель может завершить маневр.

Каждое нарушение проходит индивидуальное рассмотрение. При этом учитываются все тонкости обстоятельств.

Меры наказания за нарушение п. 6.14 ПДД

Пункты КоАП предусматривают наказание за проезд на запрещающий сигнал светофора. Но в законе не прописано разделение на красный и желтый цвет. Так как желтый относится к запрещающим, то эти же пункты наказания применяются к водителям, проскочившим на желтый.

  • если водитель совершил деяние первый раз, ему может быть выписан штраф 1000 рублей;
  • лишение прав до полугода или штраф 5000 рублей, если нарушение уже было ранее допущено.

В КоАП предусмотрено отдельное наказание именно за резкое торможение. Если водитель решил остановиться, но встал уже за стоп-линией, ему грозит штраф в сумме 800 рублей.

Водитель может получить скидку в размере 50%, если произведет оплату в течение 20 дней с момента выписки штрафа.

Порядок оспаривания правонарушения

Если водителя остановил сотрудник ГИБДД за проезд на желтый сигнал, нужно постараться решить вопрос до моменты выписки протокола. Если есть видеорегистратор, можно предъявить доказательства на месте.

Если решить вопрос не удается, но водитель не согласен с правонарушением, не рекомендуется ставить подпись в протоколе. После этого доказать невиновность будет сложнее. Оспорить ситуацию можно, если у водителя будут материалы с видеорегистратора или показания свидетелей происшествия.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП гражданин не может быть привлечен за противоправное деяние, если оно было направлено на предотвращение еще более тяжелых последствий.

Несмотря на спорность моментов трактовки закона, двигаться по дороге нужно таким образом, чтобы обеспечить безопасность не только себе, но и всем участникам. Поэтому лучше затормозить перед мигающим запрещающим знаком, чтобы предотвратить тяжелые последствия.

Компетентное видео-пояснение обо всех сигналах светофора:

Проехал на желтый сигнал светофора: последствия, как обжаловать решение суда

Часто на дороге можно наблюдать ситуацию, когда водитель смело проехал на желтый сигнал светофора. Для многих это показатель, что нужно добавить газу и как можно быстрее преодолеть перекресток.

Особенности применения сигналов светофора

В первую очередь, стоит напомнить предназначения режимов светофора. Итак, из курса по вождению известно:

  • зеленый свет разрешает движение, мигание предупреждает о скором переключении, но еще можно двигаться;
  • красный запрещает любое движение, комбинация красного и желтого запрещает движение и служит сигналом и включении зеленого;
  • желтый запрещает движение, мигание предупреждает о включении зеленого на красный.

Приближаясь к перекрестку, важно обратить внимание на светофор. Если на всех устройствах мигает желтый, то он сломан, и считается не регулированным. Здесь действует правило «правой руки» либо нужно руководствоваться дорожными знаками, если имеются.

Читайте также:  Что относят к льготам по налогам для инвалидов 3 группы?

Уже давно практикуется на светофорах специальное табло, которое осведомляет об оставшихся минутах. Это позволяет реально оценить свои возможности и принять правильное решение. Но если на перекрестке появился затор, то не следует выезжать на него даже в тех случаях, когда горит зеленый.

Некоторые перекрестки оборудованные таким светофорами, что одновременно включается желтый с одного направления, а для других горит красный, то это значит, что можно за несколько секунд пересечь перекресток. Это делают в исключительных случаях, когда нет возможности притормозить, и пользоваться этими поблажками в своих корыстных целях не стоит.

Важно, чтобы каждый участник движения четко представлял, как двигаться при определенных миганиях светофора. Тогда не будет ни проблем для себя, ни для других.

Можно ли проехать на желтый согласно ПДД П. 6.14. 2019

Правила дорожного движения оговаривают данный вопрос. В них строго настрого запрещается движение при желтом мигании светофора.

Но в виде исключения, который описанный в П. 6. 14 записано, если транспортное средство не успевает притормозить, и резкое торможение может вызвать опасность для других, то необходимо продолжать движение.

Этим и пользуются многие водители, делая вид, что не заметили мигание зеленого света, потому при переключении на желтый они давать на газ. Но на самом деле такая поспешность может стоить жизни либо столкновения с другими участниками движения.

Водитель при виде желтого света должен пропускать машины и пешеходов, которые находятся на перекрестке. Но если такого не сделать, то можно стать виновным в нарушении правил дорожного движения. В большинстве случаев инспектора при аварии такого типа признают виновными обоих водителей, что влечет проблемы с оформлением ОСАГО.

Также одинаковое значение с желтым светом имеет поднятая рука регулировщика. Но проскочить мимо него можно только в крайнем случае. Так как, если регулировщик увидит в действиях водителя правонарушение, то это повлечет минимум трату времени на разбирательство и оставление протокола.

На некоторых перекрестках установленные камеры, потому проскочить на мигающий зеленый свет и тем более на желтый уже становиться трудно.

Таким образом, даже если и есть веская причина переехать на желтый, лучше по возможности не рисковать. Пара минут не сыграет большой роли, но обезопасит других и самого водителя от неблагоприятных последствий.

Что означает мигание

Мигание желтого может свидетельствовать о приближении к опасному перекрестку. Как правило, его включают в ночное время. А порядок переезда через перекресток определяется дорожными знаками, которые находятся рядом со светофором.

Мигание также сигнализирует о следующем переключении. Все это содействует безопасному движению транспортных средств.

Что такое экстренное торможение с точки зрения закона

Под экстренным торможением подразумевается нарушение комфортной езды на автомобиле во избегание аварийной ситуации. При плохой погоде (гололед, дождь) экстренное торможение может вызвать занос транспортного средства.

Всё это учитывается при движении на желтый свет. Потому, если в зеркале заднего вида видно автомобиль на достаточно длинной дистанции, то лучше притормозить. Если слишком близко, то следует продолжить путь.

Некоторые хитрецы применяют резкое торможение, что вызывает обратный эффект, в них могут врезаться другие автомобили. Это делается с той целью, чтобы получить компенсацию. Причина в том, что если водитель применил резкое торможение, то виновником в аварии будет та машина, которая врезалась сзади.

Проезд на желтый запрещен и водитель должен пропускать участников движения, которые не закончили переход либо проезд. Но в случае возникновение угрозы столкновения, лучше продолжить путь через перекресток.

Административная ответственность за нарушение

Несоблюдение правил дорожного движения не только вызывает негативные последствия (аварии, поломки автомобиля, прочее), но и может повлечь штрафные санкции.

Переезд на желтый свет влечет административную ответственность в виде 1 000 руб. штрафа. При повторном нарушении водитель обязан будет выплатить 5 000 руб.

Штраф можно заплатить гораздо меньшим, если оплатить квитанцию в течение 20 дней. Тогда размер взыскания будет в половину меньшим. В некоторых случаях могут лишить прав сроком до 4-6 месяцев.

Доказать, что водитель мог притормозить, не используя экстренное торможение на желтый свет, практически нереально. Чтобы этого достичь, нужно осуществить судебную техническую экспертизу, но в таком случае она не делается.

Инспектор может самостоятельно оценить всю ситуацию, а также проанализировать, могла бы создастся аварийная ситуация.

Как можно обжаловать данное правонарушение

После подписание протокола, доказать свою правоту будет трудно, потому нужно следить, что дают на подпись. Не стоит писать на протоколе — «не согласен». Лучше вообще не прикасаться своей рукой к бумаге. Также не стоит расписываться за получение протокола. Все эти действия увеличат шанс ответственности за данное правонарушение. Инспектор самостоятельно сделает отметку, что водитель не подписал, и документ просто пришлют по почте.

Если игра стоит свеч, то для обжалования принятого решения инспекторами, нужно подать апелляционную жалобу в Административный суд. При получении копии постановления в течение 10 дней подается жалоба, которая будет рассматриваться в суде, после чего будет вынесенное решение.

За переезд перекрестка на желтый свет правонарушителю грозит административное наказание. Сумма штрафа не большая, кроме того, есть возможность оплатить только половину взыскания. Но если возможно, то можно оспорить, подав жалобу в суд.

Итак, проехать на желтый свет можно, но только в исключительных случаях. Если случилось так, что обвиняют в правонарушении, то существует два способы — подписать протокол и заплатить штраф либо отказаться (если есть на то уважительная причина) и обжаловать данное решение.

Подробно про светофоры и проезд рассказано в этом видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Проезд на желтый сигнал светофора

В этой заметке хотел спросить Вас — как часто вы осуществляете проезд перекрестка на жёлтый сигнал светофора? Наверное, угадаю, если отвечу за Вас, что частенько. Проезд на желтый сигнал светофора на наших дорогах – явление столь же обычное, как и превышение скорости. Сам я тоже частенько «грешу» тем, что проезжаю перекрестки в момент, когда загорается желтый сигнал светофора.

Судебная практика по данному вопросу не столь однозначна, однако можно заметить тенденцию, что суды в большинстве случаев интересы автолюбителя в подобной ситуации не защищают.

В качестве яркого примера приведу постановление суда надзорной инстанции ЯНАО. Специально выбирал не решения каких-нибудь городских судов, которые, по сути, ничего не решают, а именно документы надзорных инстанций.

Далее, я изложу содержание постановления суда надзорной инстанции ЯНАО, и мы увидим, какую мотивировку избирают судьи надзорной инстанции, несмотря на наличие в ПДД пунктов, вроде бы позволяющих осуществить проезд на желтый сигнал светофора.

Итак, фабула дела:

Постановлением ГИБДД УВД по округу от 16 августа 2010 года, оставленным без изменения решением Надымского городского суда от 08 сентября 2010 года и решением судьи суда округа от 08 октября 2010 года, М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.12 КоАП РФ, назначен штраф в размере 700 рублей.

Изучив материалы истребованного административного дела в надзорном порядке, суд округа пришёл к следующим выводам.

На основании ст. 12.12 КоАП РФ административным правонарушением признаётся проезд на запрещающий сигнал светофора.

Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны знать и соблюдать относящиеся к ним требования светофоров.

Пункт 6.2 Правил дорожного движения предусматривает, что жёлтый сигнал светофора запрещает движение.

В нарушение указанных требований 16 августа 2010 года около 11 ч. 00 мин. М. по ул. Зверева в г. Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа, управляя автомобилем Шевлоле Нива, проехал регулируемый пешеходный переход на жёлтый сигнал светофора.

При возбуждении административного дела М. подтвердил факт проезда пешеходного перехода на запрещающий сигнал светофора и пояснил, что не успел остановиться перед «зеброй».

Обсуждая версию М. об отсутствии у того технической возможности остановиться перед пешеходным переходом, суд исходил из следующего:

Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения выбранная скорость движения должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения им требований Правил дорожного движения.

Указанная норма налагает на водителя обязанность постоянно анализировать дорожную ситуацию и предпринимать все возможные меры к обеспечению безопасного режима дорожного движения.

Между тем, из представленных материалов следует, что М. данное требование не выполнил.

Из рапорта сотрудника милиции следует, что в течение 4 — 5 секунд до включения жёлтого сигнала светофора горел зелёный мигающий сигнал, который в силу п. 6.2 Правил дорожного движения информирует о предстоящем включении запрещающего сигнала светофора. При этом водитель автомобиля Шевроле Нива не стал заблаговременно снижать скорость и проехал пешеходный переход на жёлтый сигнал светофора.

Таким образом, М. сам поставил себя в положение, препятствующее выполнению им п.п. 1.3 и 6.2 Правил дорожного движения. Следовательно, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.12 КоАП РФ.

Постановлением председателя суда округа от 08 апреля 2011 года постановление контролирующего органа и обжалуемые судебные акты были оставлены без изменения.

Вот так вот – просто и понятно.

К сожалению, я не располагаю текстом самой жалобы, но как это ни странно, в постановлении суда надзорной инстанции я не нашел ни одного абзаца, в котором бы приводились опровержения пунктов Правил дорожного движения, «оправдывающих» проезд на желтый сигнал светофора.

На всякий случай, ниже приведу те пункты Правил дорожного движения, на которые есть смысл ссылаться в случае обжалования вами наказания за проезд на желтый сигнал светофора.

В беседе с сотрудником ГИБДД можно ссылаться (и не забывать попутно отражать в объяснениях в протоколе об административном правонарушении) на положения пункта 6.14 ПДД, согласно которому водителям, которые при включении желтого сигнала светофора не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение. К тому же, можно указать, что экстренное торможение создает опасность (п. 1.5 ПДД) и запрещено пунктом 10.5 ПДД.

Ну а опровергнуть Ваши доводы должен либо представитель ГИБДД либо суд. Главное — Ваши доводы указать в протоколе, а не в ходе судебного заседания. Тогда шансы выиграть дело повышаются.

Ссылка на основную публикацию