Лица объявленные в международный розыск

Международный розыск: процедура объявления, сроки. База данных преступников, находящихся в международном розыске

Международный уголовный розыск считается одним из ключевых направлений сотрудничества стран в противодействии преступности. При его проведении действуют международно-правовые нормы и принципы, положения межгосударственных соглашений и национальных законодательств. Рассмотрим далее особенности международного розыска преступников и иных лиц.

Общая характеристика

Международным розыском называется комплекс мероприятий уполномоченных структур страны-инициатора и запрашиваемых иностранных государств, направленный на обнаружение, задержание и экстрадицию (выдачу) разыскиваемых лиц. Он проводится на территории каждой страны, участвующей в поиске.

Сотрудничество государств базируется на следующих принципах:

  • Суверенного равенства стран.
  • Невмешательства в дела других государств.
  • Добросовестного исполнения взятых обязательств.
  • Уважения свобод и прав человека.
  • Неотвратимости наказания за совершенные противоправные действия.

Основы взаимодействия

В ходе осуществления международного розыска используются все общепринятые формы сотрудничества стран. В частности, государства заключают специальные двух- и многосторонние соглашения, создают универсальные и региональные организации.

Сотрудничество стран осуществляется через посредничество Национальных центральных бюро, международный розыск Интерпола. Взаимодействие координируется Секретариатом МОУП (Международной организации уголовной полиции).

Значение МОУП

В структуру Международной службы розыска входит Генеральный секретариат. Этот орган является постоянно действующим.

Генеральный секретариат координирует мероприятия в международном масштабе, обеспечивает обновление базы данных преступников , которые находятся в розыске. Этот орган также уполномочен отменить действия по поиску лиц в связи с нарушением Устава Интерпола или недостаточностью сведений.

Через Национальное Центральное бюро выполняется международный розыск субъектов:

  • Подсудимых, обвиняемых, но скрывшихся от следственных или судебных органов.
  • Уклоняющихся от отбывания наказания.
  • Осужденных, сбежавших из мест заключения.
  • Безвестно пропавших.

Деятельность НЦБ направлена на обеспечение взаимодействия правоохранительных и прочих госструктур России и зарубежных стран-членов Интерпола.

Основания объявления в международный розыск

Через НЦБ можно инициировать поиск лиц только на территории стран-участниц Интерпола.

Существует ряд нюансов, на которые необходимо обратить внимание. Розыск по линии Интерпола инициируется только в случае, если получены сведения о:

  • Выезде субъекта за пределы России.
  • Наличии дружеских, родственных или других связей у лица за границей РФ.
  • Намерении гражданина покинуть Россию с деловой либо иной целью.

Если имеются подтвержденные сведения о том, что лицо выехало за границу РФ, розыск объявляют незамедлительно. Вместе с тем предпринимаются меры по оперативному объявлению гражданина в федеральный розыск.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, – розыск по линии Интерпола не предусмотрен для субъектов, причастных к преступлениям в военной, политической сфере, а также носящим расовый или религиозный характер.

Нюансы

По линии Интерпола разыскиваются преступники , совершившие побег и уклоняющиеся от отбывания наказания, только если они были осуждены к тюремному заключению.

В организации мероприятий может быть отказано, если в соответствии с национальными законодательными нормами страны, на территории которых предполагается их проведение, за деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый субъект, уголовная ответственность не предусматривается.

Процедурные вопросы

Одновременно с объявлением в розыск в подразделения погранконтроля ФСБ РФ направляется запрос на постановку на контроль преступников, находящихся в розыске .

Поиск обвиняемого, осужденного, подсудимого через НЦБ осуществляется на основании соответствующего постановления правоохранительных органов.

Поручение Генпрокуратуры

Оно направляется в НЦБ для инициирования международного розыска субъектов для дальнейшего ареста и экстрадиции. Для этого формируется поручение Генпрокуратуры обратиться в компетентные органы зарубежных стран по каналам Интерпола с запросом о задержании разыскиваемого гражданина до получения официального ходатайства на его экстрадицию.

В поручении должно содержаться подтверждение того, что при обнаружении и задержании лица на территории какой-либо страны-участницы Интерпола выдача будет запрошена в установленном порядке.

Подготовительный этап

До направления в НЦБ запроса на объявление в розыск преступника или гражданина, безвестно пропавшего, уполномоченные структуры должны:

Установить факт выдачи разыскиваемому субъекту загранпаспорта. Если ответ будет положительным, в соответствующем подразделении УФМС запрашиваются копии материалов, ставшие основанием для получения документа, и реквизиты последнего.

Предпринять меры к сбору данных о личности разыскиваемого гражданина, в том числе необходимых для идентификации субъекта.

Собрать иную информацию, материалы, документы, которые используются при формировании запроса на международный розыск.

Действия НЦБ

После получения запроса Национальное бюро проводит его проверку на соответствие установленным требованиям. После изучения принимается одно из решений:

  1. Принять меры для исполнения запроса.
  2. Истребовать дополнительные сведения, если полученных данных недостаточно.
  3. Отказать в объявлении гражданина в международный розыск.

О решении, принятом Бюро, уведомляется структура, направившая запрос. В ответе указываются меры, предпринятые для организации розыска, полученных в ходе него результатах.

Основные мероприятия

После объявления гражданина в розыск НЦБ осуществляет:

  • Направление запроса в зарубежные страны-члены Интерпола (в одну или несколько).
  • Подготовку и передачу в Генеральный секретариат МОУП ходатайств (YELLOW, BLUE либо RED NOTICE).

Во все страны-члены Интерпола запрос направляется, если:

  1. Оперативно-розыскная работа, проведенная на территории государств, в которых у разыскиваемого были связи, и он сам мог находиться, не дали результатов.
  2. Имеются подтвержденные данные о выезде субъекта за пределы России, но информации о местонахождении или возможных связях за границей отсутствуют.

Ходатайство о формировании международного извещения о розыске направляется в Секретариат через год после отправки во все страны-члены Интерпола запроса об объявлении гражданина в розыск, если предпринятые ранее меры оказались неэффективными.

RED NOTICE

Это ходатайство направляется для составления уведомления о розыске лица для последующего его ареста и экстрадиции. Оно направляется в Секретариат, если в НЦБ из Генпрокуратуры поступило подтверждение о том, что при обнаружении и задержании субъекта на территории иностранного государства, арест и выдача этого лица будут запрошены по установленным правилам.

RED NOTICE может передаваться до истечения года с момента отправки запроса во все страны-члены Интерпола, если:

  1. Разыскиваемый гражданин совершил особо тяжкое деяние.
  2. Преступлением причинен крупный ущерб.
  3. Гражданин является рецидивистом.

Прекращение розыска

Оно допускается по истечение периода, отведенного на реализацию всех необходимых мероприятий по обнаружению гражданина. Срок международного розыска ограничен 1 годом. Однако предусмотрена возможность его продления. Для продолжения оперативно-розыскных мероприятий ежегодно должно направляться уведомление в НЦБ.

Международный розыск завершается, если:

  • Местонахождение разыскиваемого гражданина установлено на территории РФ или зарубежного государства.
  • Обнаружен труп лица или получены документальные подтверждения о его смерти.
  • Прекращено уголовное производство.
  • Произведена выдача субъекта правоохранительным органам, инициировавшим розыск.
  • Гражданин задержан на территории России.
  • Изменена мера пресечения.
  • Издан акт об амнистии.

При наличии одного из указанных оснований выносится постановление о завершении международного розыска.

Порядок взаимодействия с Национальным бюро при обнаружении/задержании лица

Сообщение об обнаружении либо задержании гражданина, разыскиваемого для последующего ареста и экстрадиции, передается:

  • Инициатору мероприятий непосредственно или через его филиал (если запрос поступил из него). Филиал после получения сообщения должен перенаправить его инициатору розыска в течение суток.
  • Генпрокуратуре РФ.

Передача гражданина

Через НЦБ с компетентными структурами страны, не являющейся участницей СНГ, должны быть согласованы вопросы, связанные с реализацией процедуры выдачи субъекта, находившегося в розыске. В частности, определяются дата, время, место передачи, перечень обязательных документов, численность и состав конвоя. Кроме того, должны быть урегулированы вопросы, связанные с пребыванием гражданина в иностранном государстве.

О доставке лица инициатор розыска извещает НЦБ. Национальное бюро, в частности, уведомляется о дате прибытия, месте размещения гражданина.

После доставки инициатор розыска в трехдневный срок после передачи обязан вынести постановление о завершении розыскных мероприятий. Документ в течение 2 суток должен быть передан в НЦБ или филиал. Последний также в течение двух суток обязан проинформировать Национальные бюро зарубежных стран, на территории которых проводился розыск, о его прекращении.

Особенности взаимодействия компетентных органов при обнаружении безвестно пропавшего

В случае поступления в НЦБ соответствующего сообщения оно направляется инициатору поисковых мероприятий либо в филиал.

Если обнаружен совершеннолетний дееспособный безвестно пропавший гражданин, компетентные органы страны, на территории которой он был найден, могут сообщить о его местонахождении только с его согласия. Если таковое отсутствует, передают сведения только о факте обнаружения лица.

Если найденным является несовершеннолетний, субъект, страдающий психическими расстройствами, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, сообщение о местонахождении направляется без согласия обнаруженного лица.

После получения сведений инициатор розыскных мероприятий выносит постановление об их завершении. Документ должен быть издан в течение 3 суток.

Информационное обеспечение

Запросы правоохранительных структур зарубежных стран, поступившие по каналу Интерпола в ОВД РФ, признаются основанием для проведения розыскных мероприятий на территории России.

В качестве ответственных за организацию розыска выступают НЦБ, подразделения МВД и иных уполномоченных органов. В порядке, установленном Министерством внутренних дел, Национальное бюро направляет в единую информсистему сведения об осужденных, обвиняемых, подсудимых и гражданах, безвестно пропавших, для ведения учета.

Розыск в России

После получения запроса из Секретариата или НЦБ иностранного государства, представителей правоохранительных структур, аккредитованных при диппредставительствах и консульствах на территории РФ, об организации розыскных мероприятий, Национальное бюро обязано изучить его. В ходе исследования проверяются:

  • Полнота информации для объявления в розыск.
  • Уголовная наказуемость деяния, к которому причастен гражданин, по российскому законодательству.
  • Наличие с инициатором розыска договора, регламентирующего условия и порядок выдачи.

Если уполномоченные органы зарубежного государства, направившие запрос, располагают данными о возможном местонахождении субъекта, его связях в России, они должны быть переданы в компетентные российские структуры вместе с запросом на выполнение оперативно-розыскных действий для установления адреса, по которому находится гражданин, или для задержания лица. В таком запросе должна присутствовать информация, необходимая для идентификации субъекта, сведения о преступлении, к которому он причастен, документе-основании его задержания. В качестве последнего выступает, в частности, ордер на арест либо судебное постановление.

Внимание, розыск!

Наиболее опасные разыскиваемые преступники

Поиск лица в базе данных «Розыск»*

*База содержит информацию только о тех лицах, в отношении которых розыск ведется в установленном порядке с использованием СМИ.

Организация розыскной работы МВД России регламентируется нормативными правовыми актами, Законом «Об оперативно-разыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Дата рождения 1.1.1963

Регион розыска МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ

Основание для розыска: разыскивается по статье УК

Установочные данные:
пол: МУЖ,
национальность: ИНГУШ,
дата рождения: 1.1.1963,
место рождения: СОАССР, , , С.ЧЕРМЕН,
особые приметы: ПЕРЕОБЪЯВЛЕН. РАНЕЕ РАЗЫСКИВАЛСЯ ПО Ц. ОР(М)-228/2019 С МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ ПОДПИСКА О НЕВЫЕЗДЕ. КАРТОЧКУ ИЗЪЯТЬ+++ПРИМЕЧАНИЕ. УУР МВД ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ЗАВЕДЕН ДУБЛИКАТ Р/Д 2033001191000166 ОТ 22.10.2020 В ОТНОШЕНИИ ПОГОРОВА А.С

Контактная информация: 8 8734 55 00 58

Дата рождения 16.3.1987

Регион розыска ГУ МВД РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛ.

Основание для розыска: разыскивается по статье УК

Установочные данные:
пол: МУЖ
национальность: РУССКИЙ
дата рождения: 16.3.1987
место рождения: РОССИЯ, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ., Г.С-ПЕТЕРБУРГ
особые приметы: рост 180-185 см, волосы тёмные, могут быть окрашены в иной цвет, стрижка на лысо или короткая, носит бороду, телосложение спортивное, спинка носа искривлена, татуировки на руках и теле, кличка «Генри».

В 2012 году на территории Свердловской области организованной преступной группой была совершена серия грабежей, похищений и убийств, совершенных с особой жестокостью, в том числе в отношении гражданина Соединенных Штатов Америки. Одним из активных участников ОПГ являлся Ермолинский Семён Алексеевич. Разыскиваемый активно занимался ножевым боем, смешанными единоборствами, увлекался холодным и огнестрельным оружием. Полученные навыки активно применял в своей преступной деятельности.

Контактная информация: 8(34368) 5-61-68

Дата рождения 31.5.1956

Регион розыска ГУ МВД РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛ.

Основание для розыска: разыскивается по статье УК

Установочные данные:
пол: МУЖ
национальность: РУССКИЙ
дата рождения: 31.5.1956
место рождения: РФ, САМАРСКАЯ ОБЛ., СТАВРОПОЛЬСКИЙ Р-Н, С.НОВЫЙ БУЯН

Управлением уголовного розыска ГУ МВД России по Самарской области за организацию посягательства на жизнь председателя Самарского областного суда Дроздову Любовь Петровну разыскивается Кириллов Владимир Ильич 31.05.1956 года рождения, уроженец Самарской области.

Мотивом посягательства на жизнь судьи было признание Самарским областным судом незаконной сделки по отчуждению Кириллову В.И. земельных участков, расположенных в одном из районов города Самары. Для совершения покушения привлек Африкяна С.Б., пообещав заплатить ему 100 тыс. долларов США. Африкян С.Б. в течение нескольких дней вел скрытое наблюдение за Дроздовой, после чего 25 ноября 2008 года во дворе жилого дома потерпевшей совершил посягательство на её жизнь с применением огнестрельного оружия.

До настоящего времени местонахождение разыскиваемого Кириллова Владимира Ильича не установлено.

Является одним из лидеров ОПФ «Шамиля», уголовные клички «Батя», «Кирилл», «Ильич». Ранее судим. 27.02.1974 г. осужден Н/с Центрального района г. Тольятти по ст. ст. 218 ч.1, 206 ч.2, 40 УК РСФСР. 14.09.1976 г. осужден Н/с Центрального района г. Тольятти по ст. 91 ч.2 п. «а» УК РСФСР.

При установлении Кириллова В.И., либо получении положительной информации о местонахождении сообщить в ГУ МВД России по Самарской области по тел. (846) 278-21-63, 278-14-65, 89379927000, или 02.

Контактная информация: 8(846) 278-14-65 278-22-22

Дата рождения 3.10.1981

Регион розыска УМВД РОССИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛ.

Основание для розыска: разыскивается по статье УК

Установочные данные:
пол: МУЖ
национальность: РУССКИЙ
дата рождения: 3.10.1981
место рождения: РОССИЯ, ИВАНОВСКАЯ ОБЛ., Г. ИВАНОВО

26 апреля 2002 году Мамонов Дмитрий Евгеньевич, житель города Мурманска, в своей квартире несколько раз ударил своего знакомого Редько С.А. ножом в шею, в результате чего тот скончался. Чтобы избежать наказания, Мамонов заминировал труп, а провода от детонатора замкнул на замок входной двери и скрылся с места преступления, но взрывное устройство не сработало.

Читайте также:  МФЦ в городе Белгород

С 2002 года Мамонов Д.Е. находится в розыске.

Контактная информация: 407040

Дата рождения 28.11.1969

Регион розыска ГУ МВД РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛ.

Основание для розыска: разыскивается по статье УК

Установочные данные:
пол: МУЖ
национальность: РУССКИЙ
дата рождения: 28.11.1969
место рождения: Г.ЧЕЛЯБИНСК

Управлением уголовного розыска ГУ МВД России по Челябинской области за умышленное причинение тяжких телесных повреждений и умышленное убийство разыскивается особо опасный преступник Самойлов Андрей Андреевич, 28.11.1969 года рождения, уроженец города Челябинска.

11 ноября 1991 года Самойлов по заранее обговоренному плану совместно со своим сообщником, используя нож в качестве оружия, ворвались в квартиру семьи челябинского бизнесмена Макарова. Самойлов вместе с сообщником убили бизнесмена Макрова И.Ю. и его жену Макрову Л.М., нанесли ножевые ранения трем членам семьи убитых. Совершив преступление и похитив личное имущество, злоумышленники скрылись с места.

Контактная информация: ШУЛЬГИН АЛЕКСЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ 89518088116

Дата рождения 10.1.1967

Регион розыска УМВД РОССИИ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛ.

Основание для розыска: разыскивается по статье УК

Установочные данные:
пол: МУЖ
национальность: УКРАИНЕЦ
дата рождения: 10.1.1967
место рождения: УССР, Г.КИРОВОГРАД
особые приметы: рост 185-190 см, плотного телосложения, вес 110-125 кг, может носить усы или бороду. Из особых примет на левом плече татуировки в виде паутины с пауком в центре и щита с мечом; на правом плече кельтский узор.

УМВД России по Ивановской области за совершение убийства разыскивается Тимошенко Олег Евгеньевич, 10.01.1967 года рождения, уроженец украинского города Кировограда (ныне Крапивницкий), гражданин Республики Молдова.

После совершения серии заказных убийств и разбоев фигурант покинул Молдову и обосновался в Самарской области. Там он вскоре вошел в организованную преступную группу преступного авторитета «Урузбая». В её составе Тимошенко совершал заказные убийства как на территории Самарской области, так и за ее пределами, был штатным «боевиком» и киллером.

Свободно общается на русском, украинском и молдавском языках, дерзкий, склонен принимать нестандартные решения. Обычно представляется спортсменом или бизнесменом, проживает под чужими установочными данными (Сербин Сергей Владимирович 17.08.1964 года рождения, Яндульский Сергей Владимирович 17.08.1965 года рождения, Лашманов С.В. 01.01.1968 года рождения, Кипера Виктор Семенович 14.02.1970 года рождения), имеет навыки электромонтажных и строительных работ. Кличка «Тимоха».

Контактная информация: 8(4932) 37-82-69

Дата рождения 13.12.1965

Регион розыска МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Основание для розыска: разыскивается по статье УК

Установочные данные:
пол: МУЖ
национальность: ДАГЕСТАНЕЦ
дата рождения: 13.12.1965
место рождения: РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН, СУЛЕЙМАН-СТАЛЬСКИЙ, С.ЗИЗИК

Махмудов Фахрудин Алибегович (криминальное прозвище «Фарид»), является организатором и лидером ОПГ, состоящей из его родственников и выходцев с Кавказа (в основном из Дагестана). Члены ОПГ в середине 90-х годов занимались вымогательствами, грабежами, кражами с предприятий и организаций, подозревались в незаконном обороте оружия и боеприпасов, наркотических веществ. С начала 2000 годов члены ОПГ «Фарида» активно вкладывали деньги в легальный коммерческий бизнес на территории Республики Коми, соучредителем коммерческих фирм являлся Махмудов Ф.А.

Весной 2005 года у лидеров ОПГ «Фарида» сложились неприязненные отношения с рядом руководителей коммерческих предприятий, которые располагались в торговом центре «Пассаж» города Ухты. Для оказания давления на предпринимателей злоумышленники решили совершить поджог здания торгового центра. Не желая быть непосредственными исполнителями преступления, путем найма склонили к совершению поджога граждан, которые были обременены денежным долгом перед братьями Махмудовыми.

В результате поджога 11.07.2005 торгового центра «Пассаж» Коростелёвым А.А. и Пулялиным А.А. погибло 25 человек и 11 человек получили травмы различной степени тяжести. В апреле 2006 года за совершение данного преступления они были задержаны. В ходе допросов исполнители указали на заказчиков, которые угрозами заставили их совершить поджог. В июне 2009 года исполнители поджога приговорены к пожизненному лишению свободы.

После этого Махмудов Фахрудин и его младший брат Асрет были задержаны. Старший брат Магомед объявлен в розыск. В октябре 2013 года Верховным судом Республики Коми на основании решении вердикта суда присяжных заседателей братья Махмудовы оправданы с формулировкой «за не установлением события преступления». В апреле 2014 года Верховный суд РФ на основании апелляционного представления прокурора Республики Коми отменил оправдательный вердикт, дело направлено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.

После неявки на слушание Махмудовы объявлены в международный розыск.

Известно, что Махмудов Ф.А. скрывается под другими установочными данными за пределами Российской Федерации предположительно на территориях Турции и ОАЭ.

Контактная информация: (8212) 282843, 282842, 282323, 89128625238

Как объявляется розыск по линии Интерпола?

11 февраля экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский был объявлен в международный розыск через Интерпол по делу Пичугина. Напомним, что 23 декабря 2015 года Басманный суд Москвы по ходатайству следователя заочно арестовал Ходорковского. Россия намерена добиваться экстрадиции экс-главы нефтяной компании.

АиФ.ru рассказывает о процедуре объявления в международный розыск.

Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путём денежных средств и имущества — это акт международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством и международными договорами.

Как осуществляется международный розыск лиц?

Международный розыск лиц осуществляется через посредничество национального Центрального бюро (НЦБ) Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

Что необходимо для объявления лица в международный розыск?

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, для объявления лица в международный розыск необходима санкция суда на арест, последующую экстрадицию и постановление о предъявлении обвинения. Процедура объявления в международный розыск предполагает, что национальное следствие располагает неопровержимыми доказательствами вины того, кого оно хочет найти за границей.

Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в федеральный розыск на территории России. Международный розыск лица объявляется после либо одновременно с объявлением федерального розыска.

Международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведённых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий:

  • получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;
  • достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
  • получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью.

Как происходит процедура объявления лица в международный розыск?

Процедура объявления в международный розыск такова: поручение передаётся из Генпрокуратуры в национальное бюро Интерпола, откуда поступает в штаб-квартиру в Лионе (Франция). Генсек Интерпола сам выносит решение об извещении государств-членов организации о розыске конкретного лица.

Сначала в Интерполе вопрос изучается. Если нет оснований для отказа (то есть человек действительно разыскивается на родине за уголовное преступление и скрывается от правоохранительных органов) — запрос удовлетворяется.

Осуществляется ли международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер?

Нет, международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер, Интерполом не осуществляется. Если государство-инициатор объявления международного розыска обвиняемого не соблюдает этот пункт, Генеральным секретариатом Интерпола может быть в одностороннем порядке принято решение об отказе в международном розыске и исключении сведений о розыске лица из учётов Интерпола.

В каких ещё случаях не осуществляется международный розыск?

В организации международного розыска может быть отказано и в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осуждён, не влечёт уголовной ответственности.

Надлежащий порядок объявления лица в международный розыск

В уголовно-процессуальном кодексе РФ только один раз упоминается понятие международного розыска обвиняемого – в ч. 5 ст. 108 УПК РФ, в которой говорится, что принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск .

Каким же образом обвиняемый объявляется в международный розыск?

Порядок объявления лица в международный розыск регламентирован Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (далее – Инструкцией), утвержденной приказами МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН № 333, ФТС № 971, зарегистрированной в Минюсте РФ 03.11.2006 г. № 8437.

В соответствии с п. 123 Инструкции решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.

Согласно п. 130 Инструкции направляемый в НЦБ (Национальное центральное бюро) Интерпола запрос розыскного подразделения об объявлении в международный розыск обвиняемого оформляется в соответствии с требованиями Инструкции.

П. п. 135, 135.1, 135.2 Инструкции устанавливают, что в случае несоблюдения инициатором розыска требований Инструкции НЦБ Интерпола может принять решение об отказе в объявлении обвиняемого в международный розыск или о запросе у инициатора розыска дополнительной информации и материалов, о чем направляет соответствующее уведомление инициатору розыска.

Из п. 137 Инструкции следует, что в случае соответствия запроса об объявлении обвиняемого в международный розыск требованиям Инструкции НЦБ Интерпола направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации запрос о намерении запрашивать арест и выдачу скрывшегося обвиняемого. О передаче запроса в Генеральную прокуратуру Российской Федерации НЦБ Интерпола информирует инициатора розыска.

Между тем, в некоторых уголовных делах наблюдается следующая картина.

Первоначально каким-нибудь оперативным сотрудником уголовного розыска, а затем следователем, в производстве которого находится уголовное дело, выносятся некие постановления об объявлении обвиняемого в международный розыск, которые, мало того, что не содержат необходимых печатей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, но и не подтверждаются направлением НЦБ Интерпола МВД РФ соответствующего запроса в Генеральную прокуратуру РФ. Указанные постановления фактически носят характер «филькиной» грамоты и не могут быть подтверждением объявления обвиняемого в международный розыск.

Стороне защиты следует иметь в виду указанный аспект и строить на этом основании правовую позицию при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке ч. 5 ст. 108 УПК РФ.

Кузнецов Евгений Алексеевич
Адвокат адвокатской палаты г. Москвы
У вас есть свое мнение, вопрос или вам нужен совет адвоката по теме этой публикации?
Напишите в комментариях!

Изложите кратко обстоятельства, в связи с которыми хотите получить совет адвоката, и задайте свой вопрос.
Просим учесть, что полноценной консультации с подробным разъяснением всех возможных путей решения проблемы вы таким образом получить не сможете, т.к. для ее подготовки требуется время, необходимое для соотнесения той или иной ситуации с нормами действующего законодательства, ее регулирующей, а адвокат достаточно занят, чтобы отвечать на все поступающие вопросы в том объеме, в котором бы хотелось обратившемуся.
Обратите также внимание на то, что ответы на вопросы Евгений Алексеевич дает по своему усмотрению, и направлены они на информирование в общем виде, как поступить в той или иной ситуации. Детальное изучение сложных по своему содержанию ситуаций в этом формате невозможно.
А для того, чтобы гарантировано получить подробный мотивированный ответ на все свои вопросы с детальным изучением обстоятельств вашего дела/ситуации воспользуйтесь полноценной консультацией адвоката.

Особенности межгосударственного розыска лиц

Понятие и правовая основа осуществления межгосударственного розыска В соответствии с действующим законодательством межгосударственный розыск лиц представляет собой комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий, направленных на обнаружение в целях последующего ареста и выдачи (экстрадиции) разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства — инициатора розыска, но в пределах территорий государств — участников СНГ. При межгосударственном розыске лиц используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД государств — участников СНГ.

Объективная потребность в осуществлении межгосударственного розыска обусловила необходимость его правовой регламентации в целях четкой организации и оптимального проведения. Документом, положившим начало создания нормативной основы межгосударственного розыска, можно считать подписанное 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью. В соответствии со ст. 1 Соглашения одним из основных направлений сотрудничества сторон является «розыск преступников, лиц, скрывшихся от следствия и суда . ». МВД государств — участников СНГ в соответствии с Соглашением взаимодействуют друг с другом по вопросам розыска указанных лиц, руководствуясь законодательством своих государств.

Исторически сложившаяся демографическая и экономическая общность государств — бывших республик СССР, схожесть, а во многом и тождественность их уголовного, уголовно-процессуального законодательства, аналогичность структур их правоохранительных органов, тенденции государственного сближения этих стран и другие объективные причины обусловили подписание государствами -участниками СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)( 7 октября 2002 г. подписана новая Конвенция по этим вопросам (находится на ратификации).

Читайте также:  Ст. 183 УК РФ «Промышленный шпионаж»

Объем правовой помощи, оказываемой государствами, подписавшими Минскую конвенцию, предусматривает, в том числе, розыск и выдачу лиц, совершивших преступления (ст. 6). Однако раздел IV « Правовая помощь по уголовным делам» Конвенции регулирует в основном вопросы, относящиеся собственно к выдаче, не затрагивая напрямую вопросов объявления и проведения розыска лиц, предшествующего выдаче.

Развитие практики взаимодействия государств – участников СНГ именно по вопросам объявления лиц в розыск во многом обусловило подписание ими в 1997 г. Протокола к Минской конвенции. Изменения и дополнения, содержащиеся в Протоколе, выделили розыск лиц в качестве самостоятельного вида правовой помощи, определили порядок его объявления. Наряду с закрепленной в Протоколе необходимостью запрашиваемой стороны по получении требования о выдаче немедленно принять меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется, существенной новацией является предусмотренная этим документом возможность осуществления розыска лица и до получения требования о его выдаче при наличии оснований полагать, что это лицо может находиться на территории запрашиваемой стороны. В этом случае розыск начинается с момента получения запрашиваемой стороной ходатайства об установлении разыскиваемого лица с просьбой о его задержании и указанием о том, что требование о выдаче будет представлено дополнительно.

Разыскиваемое лицо может быть задержано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой страны СНГ преступление, влекущее выдачу. Таким основанием может стать информация о межгосударственном розыске обвиняемого или подсудимого, сводки – ориентировки, информационные бюллетени и Другие документы. С утверждением на Заседании Совета министров внутренних дел (СМВД) государств — участников СНГ Временной инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (г. Баку, 12 сентября 1997 г.) этот вид розыска получил особую регламентацию и нормативное определение. В 2002 г. решением СМВД была утверждена новая Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, заменившая Временную инструкцию. Инструкция определяет единый порядок взаимодействия МВД государств — участников СНГ и иных уполномоченных государственных органов, выполняющих правоохранительные функции при осуществлении межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых и осужденных, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов по искам; пропавших без вести граждан; при установлении личности граждан по неопознанным трупам.

В соответствии с указанием МВД России «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц» от 28 марта 2002 г. № 1/1784 межгосударственный розыск на территории РФ аналогичен существующей системе федерального розыска и не подменяет собой международный розыск, проводимый по каналам Интерпола. Объекты межгосударственного розыска — те же, что определены нормативно-правовыми актами, регламентирующими осуществление федерального розыска.

В соответствии с Инструкцией о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц субъектами межгосударственного розыска являются МВД стран Содружества, осуществляющие взаимодействие по вопросам розыска через свои центральные аппараты. Однако при наличии конкретной информации о местонахождении разыскиваемого лица возможно направление поручения о розыске в соответствующий территориальный или линейный ОВД.

По общему правилу каналы Интерпола в целях межгосударственного розыска лиц не используются, однако при наличии достоверных данных о местонахождении разыскиваемых как в одном из государств-участников СНГ, так и в государстве дальнего зарубежья, розыск осуществляется в соответствии с Уставом Интерпола и национальным законодательством.

Условия и порядок объявления межгосударственного розыска на территории СНГ

Формальным основанием объявления межгосударственного розыска является постановление, которое выносит ОВД, осуществляющий розыск. Постановление об объявлении межгосударственного розыска может быть вынесено в том случае, когда меры розыска внутри государства — инициатора розыска исчерпаны, разыскиваемое лицо не найдено и имеются основания полагать, что оно выехало в другое государство — участник СНГ. Основанием для построения таких предположений могут служить данные о возможном местонахождении разыскиваемых на территории одного из государств — участников СНГ, информация о намерении выезда или неоднократных выездах ранее в страны СНГ.

Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска выделяет категории лиц, в отношении которых розыск объявляется незамедлительно — в течение суток. Это обвиняемые и лица, пропавшие без вести, при наличии достоверной информации об их пребывании или намерении выехать в другие государства СНГ. Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск, информационными центрами МВД передаются в созданный в соответствии с Соглашением о взаимодействии МВД в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.) МИБ шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок необходимых документов. Информацию на разыскиваемых лиц МИБ, держателем которого является МВД России, передает в ИЦ всех МВД для последующего размещения в оперативно-справочных картотеках ИЦ и адресных бюро.

В РФ вынесением постановления об объявлении федерального розыска автоматически объявляется и межгосударственный розыск на территории государств Содружества. Решение об объявлении федерального (а, следовательно, и межгосударственного) розыска принимает начальник ОВД или его заместитель по представлению сотрудника, в производстве которого находится розыскное дело. Одновременно с вынесением постановления об объявлении розыска сотрудником ОВД, осуществляющего розыск, заполняется информационно-поисковая карта (ИПК) на связи разыскиваемого и места его вероятного появления.

В соответствии с Наставлением по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ОВД России ГИЦ МВД России формирует централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск. Этот учет предназначен для обеспечения мероприятий федерального и межгосударственного розыска лиц, пропавших без вести и скрывающихся от правоохранительных органов РФ и зарубежных государств. Основание для постановки на учет — постановление об объявлении розыска.

Наставление предусматривает следующий порядок объявления федерального (межгосударственного) розыска: инициатор розыска заполняет и направляет через территориальный ИЦ в ГИЦ МВД России постановление об объявлении федерального (межгосударственного) розыска (при необходимости срочного объявления розыска сведения о лицах незамедлительно передаются в ИЦ и ГИЦ по каналам шифрованной связи с последующим направлением постановления об объявлении федерального (межгосударственного) розыска. В ГИЦ федеральный учет разыскиваемых лиц осуществляется на базе АИС «ФР-Оповещение». Поступающие в ГИЦ постановления об объявлении федерального (межгосударственного) розыска контролируются и корректируются, подбираются в циркуляры на объявление розыска преступников и вводятся в базу данных АИС «ФР-Оповещение». Данная система осуществляет автоматизированную подготовку розыскных циркуляров для передачи их по каналам связи. Циркуляры в виде файлов в централизованном порядке из ГИЦ рассылаются в ИЦ правоохранительных органов государств — участников СНГ для осуществления межгосударственного розыска.

В целях исключения утраты розыскной информации ИЦ, направившие в ГИЦ постановление об объявлении или прекращении федерального (межгосударственного) розыска, проводятся постоянное отслеживание проходящих изменений после получения соответствующих циркуляров. Информация о состоявших в федеральном (межгосударственном) розыске лицах удаляется из базы данных АИС «ФР-Оповещение» по истечении пяти лет после прекращения розыска.

В случае поступления в ГИЦ МВД России постановления об объявлении межгосударственного розыска лица, уже находящегося в межгосударственном розыске по инициативе одной из стран СНГ, ГИЦ МВД России дополнительно включает сведения о лице в очередной циркуляр с указанием нового инициатора розыска. Как уже было отмечено, важным условием объявления межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых и осужденных является избрание в отношении разыскиваемого лица в государстве — инициаторе розыска меры пресечения в виде заключения под стражу.

Еще одно условие объявления межгосударственного розыска обвиняемых и осужденных — предварительное согласование вопроса о намерении запрашивать их выдачу с уполномоченными национальными органами. Выполнение данных условий является важной гарантией соблюдения прав разыскиваемых лиц при успешной реализациимероприятий по розыску в запрашиваемом государстве.

Порядок осуществления межгосударственного розыска При получении запроса от правоохранительных органов страны- инициатора о розыске и задержании преступника, правоохранительные органы запрашиваемого государства — участника СНГ осуществляют следующие мероприятия: рассматривают запрос на предмет достаточности информации; проводят соответствующую проверку по имеющимся в ОВД учетам и по базе данных ИЦ МВД; направляют информацию о розыске в ОВД, находящиеся на их территории; запрашивают в случае необходимости у инициатора розыска дополнительные сведения.

Решающую роль в розыскной работе играет проведение на территории запрашиваемой стороны ОРМ.

При производстве ОРМ, направленных на розыск скрывающихся лиц, большое значение имеет объем и характер информации, предоставляемой правоохранительными органами запрашивающей страны — инициатора розыска. Чем полнее эта информация, тем наиболее приемлемые для розыска конкретного лица мероприятия сможет выбрать запрашиваемая сторона.

При получении инициатором межгосударственного розыска новых фактов и сведений о возможном местонахождении разыскиваемого он незамедлительно информирует об этом ОВД стран СНГ для корректировки розыскных мероприятий.

При обнаружении разыскиваемого лица ОВД запрашиваемой стороны принимает меры к его задержанию. Вопросы задержания, заключения под стражу и выдачи решаются в соответствии с международными договорами и законодательством государства, на территории которого осуществлено задержание.

При задержании разыскиваемого лица незамедлительно принимаются меры к установлению его гражданства на момент задержания. В связи с этим у задержанного должно быть получено объяснение по вопросу о его гражданстве. На основании объяснения и других данных истребуется заключение ПВС органа, который произвел задержание, о гражданстве задержанного.

О наличии у задержанного лица гражданства запрашиваемого государства информируется соответствующий прокурор, а также МВД, являющееся инициатором розыска.

При отсутствии у задержанного лица гражданства страны пребывания, об этом информируется надзирающий прокурор, обеспечивается содержание задержанного под стражей до получения постановления Генеральной прокуратуры государства задержания об удовлетворении требования о выдаче или освобождения из-под стражи в тех случаях, когда выдача не может быть осуществлена.

ОВД, осуществивший задержание, должен проинформировать об этом ОВД — инициатор розыска, для извещения следователя (судьи), в производстве которого находится уголовное дело по обвинению разыскиваемого, для подготовки материалов о выдаче в Генпрокуратуру (прокуратуру); МВД (иной уполномоченный государственный орган, выполняющий правоохранительные функции), являющееся инициатором межгосударственного розыска, для осуществления контроля; Генпрокуратуру (прокуратуру) государства, на территории которого задержано разыскиваемое лицо; БКБОП СНГ для оказания содействия в осуществлении выдачи задержанных лиц.

Найти и обезвредить в любой точке планеты

  • актуально
  • Интерпол
  • международное сотрудничество

Интерпол за свою историю оброс легендами и киношными образами, прямо скажем, далёкими от реальности. Какой бы таинственной ни казалась его деятельность, приходится констатировать: в штате международной организации уголовной полиции нет агентов, участвующих в погонях и перестрелках. Тем не менее его сотрудники не дают спокойно спать разного рода злодеям, скрывающимся от правосудия. О том, как задействованы такие стражи правопорядка и насколько эффективно борются с новыми вызовами транснационального криминала, расскажем на примере Национального бюро Интерпола МВД России, которое отметило своё 30-летие.

Разыскиваются на четырёх языках

Бытует мнение, что люди попадают в поле зрения сыщиков мирового масштаба лишь в том случае, если являются наркобаронами, террористами или торговцами оружием. Словом, за серьёзные резонансные преступления. Но это очередной миф.

– Мы осуществляем деятельность в сфере борьбы с любыми общеуголовными деяниями, за которые предусмотрена санкция в виде лишение свободы, – рассказывает о сути работы начальник отдела международного розыска лиц НЦБ Интерпола МВД России Павел Зайкин. – Исключение составляют преступления, имеющие политический, военный, религиозный и расовый характер. Действительно, попадаются громкие дела, относящиеся к распространению наркотиков, торговле людьми, нарушению закона в экономической сфере, фальшивомонетничеству, подделке ценных бумаг, детской порнографии, широко освещаемые в СМИ. Отсюда и складывается ложное представление о том, что мы занимаемся только поимкой «крупной рыбы».

– Анализируем предоставленную подразделениями МВД информацию, которая должна содержать неопровержимые доказательства вины человека,- продолжает полковник полиции. – Сначала в отношении подозреваемого в совершении преступления на территории Российской Федерации судом избирается мера пресечения, он объявляется в федеральный розыск. Если поступили сведения о том, что он выехал за пределы страны, с Генеральной прокуратурой согласовывается вопрос о намерении требовать арест и выдачу данного лица в случае установления его места нахождения на территории зарубежной страны – члена Интерпола. И только при получении положительного ответа подготавливается циркуляр – объёмный документ с оперативными данными и сведениями, касающимися обвиняемого. Он заполняется на одном из рабочих языков Интерпола – английском, французском, испанском, арабском. Далее объявляется международный розыск, начинается работа с Генеральным секретариатом международной организации уголовной полиции и зарубежными партнёрами, которые должны принять меры к задержанию разыскиваемого. При этом делается акцент на привлечение особого внимания правоохранительных органов тех государств, где, предположительно, может находиться человек.

Драйверы экстрадиции

Работа «интерполовцев», связанная с координацией международного розыска не только обвиняемых в преступлениях лиц, но и их вероятных жертв и без вести пропавших граждан, осуществляется преимущественно в стенах кабинетов. Несмотря на это, Павел Зайкин считает её очень интересной, увлекательной, называя комбинацией аналитики и азарта. Когда, связав воедино усилия России и зарубежной страны в поиске преступника, удаётся добиваться желаемого результата – той самой вишенки на торте в виде экстрадиции.

С государствами Содружества действует другая концепция взаимоотношений, которая регламентируется инструкцией о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц на территории СНГ.

Павел Зайкин

– Благодаря этому мы имеем общие учёты. Это значит, если человек находится в федеральном розыске в России, то он будет в автоматическом режиме в числе разыскиваемых в Армении, Узбекистане, Казахстане и так далее,- говорит офицер НЦБ Интерпола МВД России. – Оперативные сотрудники непосредственно взаимодействуют друг с другом. А когда обвиняемые задерживаются, их этапируют так называемым столыпинским вагоном (он предназначен для перевозки спецконтингента, осуждённых).

Читайте также:  Иск об устранении препятствий в общении с ребенком

Вне политики?

Уникальность Интерпола заключается в заложенном в его уставе принципе невмешательства в дела политического, военного, религиозного и расового характера. Строго соблюдая данные обязательства, организация поддерживает статус сугубо профессио­нального международного полицейского сообщества. Это позволяет взаимодействовать правоохранительным органам всех стран-членов даже в условиях отсутствия между ними дипломатических отношений.

24-я Африканская региональная конференция Интерпола в г. Кигали, Руанда

Однако, по мнению собеседника, возглавляющего важное направление работы с 2013 года, в последнее время идёт некоторая политизация процесса принятия решений об объявлении в международный розыск. Данный вопрос находится в компетенции Генерального секретариата Интерпола, поскольку все учёты консолидированы в штаб-квартире в Лионе. Здесь и производится оценка запроса о выдаче лица на предмет соответствия требованиям Устава полицейского сообщества .

Павел Зайкин вспоминает один из исключительных случаев в своей практике, когда несколько лет назад сотрудники отдела помогли россиянке найти и вернуть её ребёнка. Новорождённую похитила гражданка другой страны, нарушив договор о суррогатном материнстве. Женщина улетела с младенцем на руках за рубеж, в тёплые края, в надежде на то, что её не обнаружат. Однако во взаимодействии с зарубежными партнёрами наши полицейские установили местонахождение и вернули девочку биологической родительнице несмотря на то, что с государством не был подписан договор о выдаче.

– Например, лица, злоупотребляющие международным законодательством, направленным на защиту прав граждан в иностранном государстве (беженство, гуманитарный статус, политическое убежище), с большой вероятностью будут исключены из списка разыскиваемых международной полицией, – предполагает полковник полиции. – И даже в том случае, когда прошение о предоставлении убежища только рассматривается и решение по нему ещё не принято, человек уже не может находиться в розыске. Это играет с нами злую шутку, так как некоторые люди находят юридические лазейки, чтобы избежать наказания за преступления. Мы вступаем на зыбкую почву, когда злоумышленник, благодаря особому статусу, получает возможность беспрепятственно перемещаться по миру. Хотелось бы, чтобы зарубежные партнёры, несмотря на общую турбулентную политическую обстановку, толковали решения, принятые нашим национальным судом, исходя из сущности противоправного деяния, а не иных соображений.

Александр Прокопчук во время участия в работе 46-й Европейской региональной конференции Интерпола

24 часа в сутки 7 дней в неделю

Основное оружие Интерпола – информационные ресурсы. Используемая телекоммуникационная система I-24/7 позволяет сотрудникам правоохранительных органов стран – членов организации обмениваться достаточно чувствительной оперативной информацией и получать интересующие их сведения от зарубежных коллег в кратчайшие сроки.

На сегодняшний день это наиболее удобный способ взаимодействия 194 государств. Россия одной из первых подключилась к данной системе после её ввода в эксплуатацию. Это позволило сократить время исполнения запроса о проверке объекта по учётам Интерпола с нескольких дней или даже недель до секунд. В этой связи востребованность системы в мире крайне высока. Интенсивность обращений составляет от 80 до 100 в секунду.

Она же служит для удалённого доступа к криминальным учётам Генсекретариата в режиме реального времени, алфавитной картотеке поставленных на учёт международных преступников и лиц, подозреваемых в противоправной деятельности. В ней собраны отпечатки пальцев и другие биометрические данные – сведения о внешности, анатомических особенностях, а также многие характеристики человека, включая криминальную «профессию» и даже такие нюансы, как кулинарные предпочтения. Здесь также сосредоточены базы данных, содержащие миллионы учётных записей о пропавших без вести людях, украденных или утерянных документах, похищенных транспортных средствах, террористических организациях.

Пополнение картотек – обязанность каждого государства – члена Интерпола. В свою очередь, Генеральный секретариат снабжает НЦБ актуальной информацией из своих «запасов» как по запросам, так и не дожидаясь таковых, если поступающие сведения о преступлениях потенциально могут затрагивать их интересы.

Под цветным углом

Международная организация уголовной полиции предоставляет правоохранительным органам набор уникальных инструментов и возможностей для координации совместных действий. Среди них издаваемые по запросам национальных центральных бюро уведомления, которым присваивают соответствующую категорию опасности (цветовой угол). На сегодняшний день их порядка десяти. Они были созданы с целью унификации международного полицейского сотрудничества. Наиболее значимые из них – с красным углом (о розыске лиц с целью их ареста и экстрадиции) и с зелёным углом (предупреждение о склонности лица к противоправному поведению).

Информация с цветными метками публикуется на сайте Интерпола. Именно поэтому не всегда разыскные подразделения идут по этому пути, предполагая, что человек может узнать из открытых источников о том, что его разыскивают, и постарается скрываться более тщательно.

Идём на рекорды

Российскими правоохранительными органами по каналам Интерпола разыскиваются, задерживаются, экстрадируются не только соотечественники, но и иностранные граждане. Динамика положительная, однако цифры несопоставимы: ежегодно в Россию удаётся вернуть 70-80 лиц, разыскиваемых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В международном розыске по инициативе российских правоохранительных органов в настоящее время находится порядка шести тысяч наших граждан.

Среди наиболее значимых – экстрадиция из Польши в ноябре 2019 года обвиняемого в мошенничестве Андрея Чернякова. Будучи президентом строительной компании, он причинил материальный ущерб администрации городского округа Звенигород Московской области на сумму около 40 млн рублей. Мужчина не выполнил работы по инвестиционному контракту на строительство Академии дзюдо России. В 2012‑м фигурант совершил хищение денежных средств коммерческого банка, полученных в порядке кредитования для выполнения государственного строительного контракта (возведение Алабяно-Балтийского тоннеля в Москве) на сумму более 400 млн рублей. Общий материальный ущерб, причинённый гражданином различным организациям, – около 20 млрд рублей.

Впервые в истории национального бюро состоялась выдача из Японии обвиняемого в организации преступного сообщества Александра Золенко. Он находился в международном розыске в течение восьми лет. А также экстрадиция из Мадагаскара гражданина России Медхата Хисметова, уличённого в мошенничестве.

Ежегодная конференция глав национальных центральных бюро Интерпола в Лионе, 2019 год

В условиях пандемии

В текущем году в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в мире и действующими ограничительными мерами, связанными с отсутствием авиасообщения с иностранными государствами, были на время приостановлены экстрадиции и депортации лиц, разыскиваемых по инициативе российских правоохранительных органов. В настоящее время за рубежом ожидают выдачи более 20 человек. Данная работа продолжится после стабилизации ситуации.

Тем не менее отдельно стоит отметить совместную операцию Интерпола и Всемирной таможенной организации «Пангея» по борьбе с распространением в Интернете фальсифицированных медицинских препаратов. Российская сторона участвует в ней не первый год. Но в нынешнем – в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией коронавируса и активизацией криминальной деятельности в сфере обращения фармацевтических средств – данному мероприятию уделялось особое значение. Итогом операции стало возбуждение 87 уголовных дел и выявление более двух тысяч сайтов, реализующих контрафактные лекарственные препараты и медицинские изделия в сети Интернет.

Дипломаты в погонах

Основные требования, предъявляемые к сотруднику НЦБ Интерпола МВД России, – наличие практического опыта в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, ответственность, способность беспристрастно и объективно анализировать информацию, принимать верные решения. Он должен быть знатоком международного права, обладать качествами дипломата, тонкого психолога. Одно из главных условий приёма на такую работу – знание как минимум одного из рабочих языков Интерпола. Многие сотрудники национального бюро владеют двумя или даже тремя.

Изменился и подход к повышению квалификации сотрудников территориальных подразделений НЦБ Интерпола МВД России. На сегодняшний день они действуют в 80 субъектах страны и являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией о преступлениях. Теперь их сотрудники имеют возможность набираться знаний и опыта по своему профилю непосредственно в Национальном центральном бюро, выполняя функции его специалистов.

На сегодняшний день Интерпол объединяет 194 государства. Наша страна стала её членом 27 сентября 1990 года. Штаб-квартира, Генсекретариат международной организации уголовной полиции находятся во французском городе Лионе. А высший орган – Генеральная ассамблея – собирается ежегодно на свои сессии в разных странах.

Россия завоевала авторитет и заняла достойное место в международном полицейском сообществе. Одним из подтверждений этого служит факт избрания начальника НЦБ Интерпола МВД России генерал-майора полиции Александра Прокопчука на пост сначала делегата Исполнительного комитета в 2014 году, а затем и вице-президента Интерпола от Европы в 2016-м.

Статья 3 Устава Интерпола запрещает организации осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. И все страны – члены Интерпола придерживаются этого требования.

Интерполом во взаимодействии с ООН публикуются специальные уведомления в отношении членов Аль-Каиды и Талибана, находящихся под санкциями Совета Безопасности Организации Объединённых Наций.

Процедура объявления в международный розыск. Справка

После вынесения приговора Леониду Невзлину он по-прежнему будет находиться в международном розыске по линии Интерпола, сообщил в пятницу РИА Новости представитель Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России.

Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (как правовой институт) ‑ это акт международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством и международными договорами.

Международный розыск лиц осуществляется через посредничество национального Центрального Бюро (НЦБ) Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно‑розыскных и информационно‑справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

В соответствии с Уголовно‑процессуальным кодексом, для объявления лица в международный розыск необходима санкция суда на арест, последующую экстрадицию и постановление о предъявлении обвинения. Процедура объявления в международный розыск предполагает, что национальное следствие располагает неопровержимыми доказательствами вины того, кого оно хочет найти за границей.

Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в федеральный розыск на территории России. Международный розыск лица объявляется после, либо одновременно с объявлением федерального розыска. Международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно‑розыскных мероприятий: получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации; достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации; получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью.

Структурные подразделения центральных аппаратов правоохранительных органов Российской Федерации ‑ Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, региональных и территориальных подразделений правоохранительных органов, осуществляющие розыскную работу, готовят документы, необходимые для объявления международного розыска лиц, и передают их в НЦБ Интерпола. Через НЦБ Интерпола возможно объявление розыска лиц только на территории иностранных государств ‑ членов Интерпола.

Процедура объявления в международный розыск такова: поручение передается из Генпрокуратуры в национальное бюро Интерпола, откуда поступает в штаб‑квартиру в Лионе (Франция). Генсек Интерпола сам выносит решение об извещении государств ‑ членов организации о розыске конкретного лица.

Сначала в Интерполе вопрос изучается. Если нет оснований для отказа (то есть человек действительно разыскивается на родине за уголовное преступление и скрывается от правоохранительных органов) – запрос удовлетворяется.

Международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер, Интерполом не осуществляется. Если государство‑инициатор объявления международного розыска обвиняемого не соблюдает этот пункт, Генеральным секретариатом Интерпола может быть в одностороннем порядке принято решение об отказе в международном розыске и исключении сведений о розыске лица из учетов Интерпола.

В организации международного розыска может быть отказано и в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности.

Не реже двух раз в год орган‑инициатор объявления обвиняемого, объявленного в международный розыск, проводит сверку розыскных дел на обвиняемых, осужденных, объявленных в международный розыск, с уголовными делами, по которым вынесены решения о приостановлении предварительного следствия и дознания, о приостановлении производства по уголовному делу, о приостановлении производства в отношении подсудимого. В случае получения в ходе сверки сведений о наличии вступивших в силу решений об отмене ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, орган‑инициатор объявления обвиняемого, осужденного, объявленного в международный розыск, в срок не более 3 суток с момента получения этой информации принимает постановление о прекращении международного розыска и направляет его в установленные сроки в НЦБ Интерпола.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Ссылка на основную публикацию