Конституционный статус личности

Конституционный статус личности.

Конституционный статус личности – это совокупность норм конституционного права, закрепляющих и регламентирующих основные права и обязанности человека, в том числе в его взаимоотношениях с другими людьми, обществом и государством.

Конституционный, правовой, фактический статус индивида.

Правовой статус –статус личности закрепленный в нормах права.

Виды правового статуса :

Общий – закрепленный нормами международного права.

Базовый – закрепленный нормами конституционного права

Отраслевой – закрепленный нормами отдельных отраслей права

Специальный – закрепляет особенности правового положения отдельны категорий людей

Индивидуальный – закрепляет особенности правового положения конкретного человека.

Конституционный статус личности – правовое положение личности, закрепленный в нормах конституционного права

Фактический статус личности – действительное положение личности в обществе, определяемое демографическими, социальными и иными характеристиками.

Основные принципы конституционного статуса личности

Принципы конституционного статуса личности –основные начала правового положения личности, являющиеся базовыми и руководящими при определении и реализации прав и обязанностей личности.

1. Приоритет интересов личности в отношениях с государством

2. Сочетание личных и общественных интересов

3. Единство прав и обязанностей

1. Сочетание прав и обязанностей

2. Неотъемлемость основных прав и недопустимость отказа от выполнения

3. Единство прав и обязанностей.

М.И. Кукушкин и В.Д. Перевалов

1. Соответствие конституционного статуса естественно-правовому общегумманистическому началу

2. Сочетание свободы и ответственности, прав и обязанности

3. Легитимность конституционного статуса

4. Стабильность конституционного статуса

1. Принцип приоритета прав личности

– человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина – обязанность государства. (ст. 2 Конституции РФ)

– права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

2. Принцип не отчуждаемости и гарантированности основных прав и свобод человека.

– основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст. 17 Конституции РФ).

– в России признаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст.17 Конституции РФ)

– права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в конституционно определенных целях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)

3. Принцип юридического равенства (равноправие)

– каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6 Конституцией РФ)

– все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ)

– государство гарантирует равенство прав свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

– мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 18 Конституции РФ)

Толкование принципа юридического равенства Конституционным судом РФ

Принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий привлечения к ответственности для различных категорий субъектов права.

4. Сочетания прав и обязанностей

– осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 . 17 Конституции РФ)

– органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ)

5. Сочетание личных прав и прав общества и государства.

– права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ФЗ в конституционно установленных целях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)

– в условиях чрезвычайного положения в целях безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ)

Толкование данного принципа КС РФ

Реализация прав и свобод интересов отдельных граждан не должна оказывать чрезмерное негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех.

6. Соответствие конституционного статуса личности естественному и международному праву.

– в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ)

– перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ)

– в России не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ)

Конституционные права, свободы, обязанности:

Понятие и характеристика.

Конституционные права личности –возможности, предоставленные или гарантированные нормами конституционного права.

1. Наиболее важные права личности

2. Являются непосредственно действующими правами

3. Принадлежат от рождения и неотчуждаемы

4. Конституционные права приоритетны по отношению к правам, закрепленным в отраслевом законодательстве

5. Стабильны по процедуре изменения главы 2 Конституции РФ

6. Являются ядром для других прав

7. Обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Юридическая конструкция субъективного права:

1. Возможность пользования социальным благом, вытекающим из права.

2. Полномочия совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц

3. Свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права.

4. Возможность обратиться к государству за защитой нарушенного права.

Конституционные обязанности личности –меры необходимого поведения, закрепленные нормами конституционного суда.

Обязанности, закрепленные в Конституции:

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ)

2. Обязанность заботиться о детях и воспитывать их (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ)

3. Обязанность получения основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)

4. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)

5. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)

6. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным объектам (ст. 58 Конституции РФ)

7. Обязанность защищать отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ)

8. Обязанность при осуществлении прав и свобод человека и гражданина не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ)

Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей.

Конституционный статус личности, его элементы и место в правовом статусе и в системе конституционного права

Наука конституционного права изучает не все проблемы, касающиеся правового статуса, ибо нормами конституционного права регулируются лишь основы правового положения человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ. Понятия «основы правового статуса человека и гражданина» и «конституционный статус человека и гражданина» – равнозначны.

Базовый принцип конституционного статуса зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Раскрывается он в гл. 2 Конституции.

Таким образом, конституционный статус человека и гражданина – это система прав, свобод и обязанностей индивида, которая отражает его фактическое положение в обществе и закреплена нормами Конституции.

Характеристики конституционного статуса гражданина:

· Отражает лишь общие для всех права, свободы и обязанности и оставляет за своими пределами те права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются при вступлении лиц в какие-то конкретные правоотношения.

· Относительно статичен и не может быть изменен без ведома государства, законодателя.

· Постоянен, не зависит от перемещения по службе, изменения социального положения, материальных возможностей.

Конституционный статус можно классифицировать по различным основаниям. По субъектам различают: а) конституционный статус человека; б) конституционный статус гражданина Российской Федерации; в) конституционный статус гражданина, проживающего на территории Российской Федерации; г) конституционный статус лица без гражданства, проживающего в пределах России.

По объему прав, свобод и обязанностей выделяют: а) базовый (основной) – им обладает каждый – гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства – всем им от рождения принадлежат основные права и свободы, естественные права человека; б) полный (имеют только граждане России); в) ограниченный (специальный) статус.

Элементы конституционного статуса гражданина:

1. Конституционные права, свободы и обязанности. Главный элемент, основа конституционного статуса. Выступают объектом взаимоотношений человека и государств и по их содержанию и объему можно судить о степени свободы личности. Вместе с тем данный институт хотя и важнейший, но не единственный, т.к. определенный круг прав, свобод и обязанностей имеют и неграждане Российской Федерации. Поэтому само по себе его конституционное закрепление еще не дает ответа на вопрос о том, какой конкретно совокупностью прав и свобод обладают граждане, какие они несут обязанности, какие права принадлежат иностранным гражданам и лицам без гражданства. Ответить на этот вопрос помогает следующий элемент конституционного статуса.

2. Гражданство. Позволяет из всей массы физических лиц выделить граждан Российской Федерации. Именно граждане РФ имеют полный конституционный статус, т.е. в полном объеме обладают правами и свободами и несут обязанности, установленные в Конституции. Иностранные граждане и лица без гражданства лишены, например, права участвовать в управлении государством, не несут воинской обязанности. В то же время и граждане Российской Федерации в силу разных причин фактически далеко не всегда наделяются полным объемом конституционных прав и свобод, а потому важную роль в решении анализируемой проблемы играет еще один элемент конституционного статуса.

3. Конституционная правосубъектность. Означает, что гражданин обладает полным объемом конституционных прав и свобод и в полном объеме несет конституционные обязанности. Факторы, ограничивающие конституционную правосубъектность:

· Возраст. Например, ст. 60 Конституции устанавливает, что граждане в полном объеме реализуют свои права и несут обязанности с 18 лет. Для реализации пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания требуется возраст в 21 год, для избрания Президентом – 35 лет, право на получение пенсии наступает у женщин в 55 лет, у мужчин – в 60 лет.

· Состояние здоровья гражданина: не могут участвовать в выборах, референдуме лица, признанные судом недееспособными.

· Ограничен статус содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда: они не могут пользоваться избирательными правами и рядом других прав (физическая изоляция от общества предполагает и отстранение их от участия в управлении делами государства).

· Существуют и другие ограничения в правосубъектности, обусловленные местом пребывания, особенностями выполняемой работы и т.д. (гражданин правоспособен, имеет все права, но реализовать их по каким-либо причинам не может).

Таким образом, гражданство и правосубъектность – важнейшие условия, предопределяющие полноту конституционного статуса гражданина российской Федерации.

4. Принципы конституционного статуса гражданина Российской Федерации Предоставление прав и свобод в Российской Федерации строится на основе начал, определяющих правовое положение личности в государстве – конституционных принципах правового статуса человека и гражданина. Принципы правового статуса человека и гражданина– это идеи, выработанные в ходе общественного развития и положенные в основу формирования, функционирования и реализации конституционного статуса личности.

Конституционно-правовой статус личности: понятие и элементы

Конституционно-правовой статус человека и гражданина (личности) – это система прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных конституцией.

Данный статус соотносится с общим правовым статусом как часть и целое .

Элементы конституционно-правового статуса личности:
    1. основные права ;
    2. основные свободы ;
    3. основные обязанности .

В конституционных правах, свободах и обязанностях личности не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Права и свободы человека всегда связаны с удовлетворением его материальных и духовных интересов. Поэтому интерес всегда выступает движущей силой различных, в том числе и правовых, связей человека, он определяет и отношение человека к использованию прав как средства удовлетворения своих интересов.

Применительно к различным возможностям человека и гражданинаКонституция РФ употребляет два термина: “права” и “свободы”. Это близкие, но не совпадающие понятия.

Основные права как элемент конституционно-правового статуса личности

Под правом следует понимать возможность человека и гражданина совершать конкретные действия, направленные на реализацию права, например, право на объединение, право на образование, право избирать и т.д.

Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков:

    • возможность пользования данным социальным благом;
    • полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц;
    • свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права;
    • возможность обратиться к государству за защитой нарушенного права.

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме охватывает всю совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется нормами всех отраслей права (гражданского, финансового и т.д.). И, таким образом, общий правовой статус человека и гражданина по своему объему значительно шире их конституционно-правового статуса, ибо последний включает в себя лишь основные права, свободы и обязанности, а косновным относятся те, что закреплены в Конституции РФ.

Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к “второсортным”, менее значительным, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о другом. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса личности, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного права может отпочковаться значительное количество других прав. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, как и Конституция РФ (п. 1 ст. 32), предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своим государством непосредственно либо через свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права: на участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями в различные государственные органы и к их должностным лицам.

Основные свободы как элемент конституционно-правового статуса личности

Понятие “свобода” употребляется в двух значениях:

  • как возможность человека и гражданина действовать по своему усмотрению;
  • как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др., в этом смысле термин “свобода” по существу тождествен термину “субъективное право”).

Свобода как деятельная характеристика личности позволяет человеку быть самостоятельной, независимой личностью, которая способна “быть господином самому себе” (Дж.Локк), быть деятельным субъектом. Свобода личности предполагает широкие возможности для выбора различных вариантов активного поведения, для преобразующей деятельности личности. На правовом уровне это реализуется в позитивном методе нормативного регулирования общественных отношений. Он получает воплощение в юридической формуле “свобода на. “, что раскрывается через конкретные юридические права и свободы, а также посредством некоторых иных правовых средств стимулирующей ориентации активного поведения личности (правовые стимулы), к которым можно отнести, например, льготы, поощрения, а в некоторых случаях – и законные интересы.

Философское понимание свободы близко к ее конституционно-правовому пониманию, которое, в свою очередь, тяготеет к пониманию права. Именно об этой связи двух категорий “свобода” и “право” пишет B.C. Нерсесянц: “В современном правовом (и конституционно-правовом) словоупотреблении термин “свобода” обычно используется для обозначении гарантированной правом сферы автономии (самозаконности, своеправия) субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же “право” используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право – это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права”. И до афористичности точно определил связь свободы и права B.C. Нерсесянц словами: “Бесправная свобода – это произвол, тирания, насилие”.

Читайте также:  Привлечение к дисциплинарной ответственности

Второе значение “свободы” – более узкое и трактуется как субъективная возможность человека и гражданина совершить или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле является юридической формой свободы народа и отдельного человека . В этом смысле понятие “свобода” по существу тождественно понятию “субъективное право”, а различие объясняется только тем, что такая юридическая терминология сложилась исторически.

Права и свободы человека и гражданина не абсолютны и не безграничны. В них выражена та мера свободы, которая позволяет совмещать ее со свободой других людей.

Государство закрепляет права личности не произвольно; оно юридически оформляет общественные права человека, которые обусловлены уровнем экономического и политического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности – не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать” или “завышать” объем прав и свобод; он призван исходить из условий социальных взаимосвязей людей, состояния экономического развития общества и государства.

Права и свободы человека – это условия его нормальной жизнедеятельности, определенный каталог благ и возможностей, которыми он может свободно пользоваться. В них формально закреплены пределы осуществления самоопределения индивида, установлены условия реального пользования социальными благами в различных сферах личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни.

Содержание основных прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, раскрывается путем наделения человека и гражданина широкими юридическими возможностями, гарантированными государством. Широта, разнообразие и особенности этих возможностей свидетельствуют о динамике и спектре свободы выбора, которыми располагают люди при осуществлении ими своих конституционных прав.

Достичь своих целей, обеспечить желаемые результаты человек может лишь тогда, когда он не только свободен, но и ответственен. Отсюда оба эти феномена – свобода и ответственность первоначально определяют и очерчивают границы, пределы, рамки осуществления конституционных прав.

Поэтому пользование правами и свободами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, справедливости, нравственности.

Основные обязанности и ограничения как элемент конституционно-правового статуса личности

Возможные ограничения прав и свобод сформулированы в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: “При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе”.

Правовые ограничения содержатся и в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. “Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

  1. для уважения прав и репутации других лиц;
  2. для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения”.

Таким образом, конституционно-правовой статус человека и гражданина, включая его основные права, свободы и обязанности, влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия как людей друг с другом, так и на формирование гармоничных отношений человека, общества и государства.

К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капитонова Елена Анатольевна

Проанализирован широкий спектр мнений российских представителей юридической науки относительно элементного состава правового статуса личности в конституционном праве. Приведена авторская точка зрения по этому вопросу. Сделан вывод о тождественности понятий «конституционно-правовой статус» и « конституционный статус личности ».

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капитонова Елена Анатольевна

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности»

ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Проанализирован широкий спектр мнений российских представителей юридической науки относительно элементного состава правового статуса личности в конституционном праве. Приведена авторская точка зрения по этому вопросу. Сделан вывод о тождественности понятий «конституционно-правовой статус» и «конституционный статус личности».

Ключевые слова: правовой статус личности, конституционный статус личности, принципы конституционного статуса, права и свободы, обязанности.

Классификацию правового статуса личности на виды принято проводить по нескольким основаниям. Наиболее распространенным в науке является деление на общий (международный и конституционный), специальный (родовой, отраслевой) и индивидуальный правовой статусы. Данная классификация берет свое начало в работах авторов советского периода (Н. В. Витрук, В. А. Кучинский, Н. И. Матузов и др.) и с тех пор распространилась практически повсеместно, от научных монографий до учебной литературы.

С. А. Комаров выделял четыре разновидности правового статуса в зависимости от принадлежности его носителя к гражданству: правовые статусы советского гражданина, иностранца, апатрида и лица, которому предоставлено убежище [1]. Впоследствии схожую классификацию В. Е. Чиркин предложил в качестве видов конституционно-правового статуса [2]. Иные классификации базируются в основном на узконаправленных критериях и не носят такого универсального характера, как вышеописанные.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в юридической науке довольно активно обсуждалась идея сосуществования конституционно-правового и конституционного статусов личности. Главным ее апологетом следует признать Н. А. Богданову, предположившую, что конституционно-правовой статус является более широким по смыслу понятием, поскольку включает не только нормы Основного Закона, но и положения других источников конституционного права [3]. Прошедшие после публикации ее резонансной научной статьи годы показали, что подобное разделение в юриспруденции не прижилось, и в настоящее время оба понятия фактически используются как синонимы, в широком смысле – для обозначения совокупности элементов статуса личности, предусмотренных как непосредственно Конституцией РФ, так и другими источниками конституционного права.

Таким образом, конституционно-правовой статус личности большинством ученых признается основным (базовым, составляющим «ядро» правового статуса личности, своеобразную основу для всех отраслевых статусов). Как правильно отмечает А. В. Юрков-ский, посредством него при помощи конституционных норм происходит институциона-лизация положения человека в обществе и государстве, т.е. конкретная личность увязывается с абстрактными правами, свободами и обязанностями [4].

В отличие от общего понятия правового статуса, исследователи традиционно включают в состав конституционного статуса личности существенно большее число элементов. Помимо прав, свобод и обязанностей, его составными частями чаще всего признаются:

1. Принципы – фундаментальные начала и идеи, прописанные в конституционном законе и на международном уровне, определяющие основу нормативного регулирования конституционно-правового статуса личности (в качестве примера приводятся, в частности, принципы равноправия [5], всеобщности и неотчуждаемости прав [6], их непосредственного действия [7], гуманизма и гарантирования [8], свободы личности [9] и др.).

Упоминание этого дополнительного элемента наиболее часто встречается в учебной литературе и научных исследованиях и в целом не вызывает сомнений. Любые принципы права действительно отражают волю законодателя и те базовые начала, что реализуются им в принимаемых нормах. Существуя в качестве руководящих идей, принципы, безусловно, накладывают отпечаток на элементы конституционно-правового статуса, но, кроме того, могут быть включены в его структуру и непосредственно в силу указания ч. 1 ст. 15 Конституции РФ на то, что ее нормы имеют на территории России прямое действие.

В то же время, как верно отмечает Г. А. Якимов, следует признать, что в юридической литературе до сих пор не сложилось единого понимания системы принципов конституционного статуса личности, и каждый автор формулирует их по-своему [10].

2. Гражданство – особая связь между государством и личностью, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей.

Указание на этот элемент также довольно распространено в научной и учебной литературе, как и в современных диссертационных исследованиях [11], однако вызывает определенные сомнения. Все содержание института гражданства закономерно поглощается правами, свободами и обязанностями личности, поскольку не предусматривает компонентов, которые не могли бы быть отнесены к их числу. Как справедливо отметил А. П. Таранов, гражданство должно рассматриваться исключительно как основание, предпосылка конституционно-правового статуса [12]. От себя добавим, что гражданство к тому же служит предпосылкой существования конституционного статуса не всякой личности, а лишь граждан страны, каковыми личности, находящиеся под юрисдикцией российского Основного Закона, не исчерпываются.

3. Гарантии – способы и средства обеспечения конституционных прав и свобод.

Приверженцы включения этого элемента в состав конституционного статуса личности основывают свои выводы на изначально верной посылке: государство должно не только устанавливать содержание и порядок реализации прав и свобод, но и гарантировать его [13]. В то же время нельзя забывать о том, что любые гарантии сами по себе являются правовыми установлениями и могут существовать только в этой форме (например, корреспондирующие правам личности обязанности государственных органов и должностных лиц). Можно отчасти согласиться с мнением А. А. Чепурнова, считающего, что гарантии относятся, скорее, к числу основных принципов конституционно-правового статуса личности, поскольку их базовое содержание заключается в обязанностях государства признавать установленные Конституцией права и свободы, соблюдать их и обеспечивать их защиту [8]. Однако включать подобные нормы в число элементов конституционного статуса личности не следует, поскольку они реализуются не непосредственно индивидом (носителем соответствующего статуса), а входят в специальный правовой статус иных субъектов права, что может повлечь ненужное смешение и путаницу понятий.

Отдельные ученые упоминают еще один аргумент в пользу включения гарантий в состав конституционно-правового статуса личности. С их точки зрения, «однозначный ответ» на вопрос о его структуре дала сама Конституция РФ, в ст. 64 которой установлено, что основы правового статуса личности составляют положения гл. 2 Основного Закона.

Трактуя содержание этой главы по своему разумению, исследователи приходят к выводу, что там, помимо прав, свобод и обязанностей, упоминаются также гарантии [14] и прочие элементы, характеризующие взаимоотношения человека и гражданина с обществом и государством [15].

С этим трудно спорить: нормы, относящиеся к гарантиям прав и свобод, в гл. 2 Конституции РФ действительно присутствуют (более того, составляют почти треть содержания этой главы). Однако означает ли это, что они непременно входят в состав конституционного статуса личности? Совсем не обязательно. Статья 64 устанавливает, что положения этой главы составляют основы правового статуса личности в РФ, однако там не указано, что этими основами содержание данной главы исчерпывается.

Включение в состав конституционно-правового статуса такого элемента, как гарантии, не только утяжеляет конструкцию инородными элементами, но и порой приводит к парадоксальным умозаключениям. Поскольку простого декларирования гарантий явно недостаточно для их реализации, отдельные ученые приходят к справедливому в целом выводу о том, что рассматривать их нужно в совокупности с нормами, обеспечивающими их воплощение в жизнь [16]. В результате в число элементов конституционного статуса попадает также и защита прав и свобод личности [17], что, думается, составляет содержание совсем иных понятий и категорий.

4. Правосубъектность – способность личности выступать субъектом правоотношения, т.е. иметь субъективные права и нести юридические обязанности (иногда в ее составе отдельно рассматривают правоспособность и дееспособность).

Суждение о том, что содержание конституционного статуса в определенной степени зависит от объема правоспособности конкретного лица, не вызывает сомнений, поскольку совершенно ясно, что индивид может быть ограничен в тех или иных правах или неспособен нести определенные обязанности в силу многих факторов – от недееспособности до состояния здоровья (влияет на возможность исполнения воинской обязанности) и наличия у него судимости (в некоторых случаях лишает лицо пассивного избирательного права).

Тем не менее такого рода зависимость не может быть признана непосредственным содержанием конституционно-правового статуса личности, как того требует ряд исследователей [18]. Как и гражданство, правосубъектность служит лишь предпосылкой обладания конституционно-правовым статусом определенного содержания. Можно сказать, что она опосредует переход общего статуса в индивидуальный, определяя особенности его реализации для конкретной личности.

5. Законные интересы – признанные государством, но не закрепленные им в форме прав и свобод правовые возможности, предоставленные индивиду.

Законный интерес сам по себе является дискуссионной категорией, поскольку в науке не существует общепризнанного подхода к его определению. Так, А. В. Малько описывает его как «отраженную в объективном праве либо вытекающую из его общего смысла и в определенной степени гарантированную государством юридическую дозволенность, выражающуюся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям – в целях удовлетворения своих интересов, не противоречащих общегосударственным» [19, с. 58]. Е. А. Крашенинников признает им «интерес, получивший признание со стороны государства путем предоставления его носителю субъективного гражданского права как средства удовлетворения этого интереса» [20, с. 133] (что фактически уравнивает термин «законный интерес» с понятием права). Схожим образом определяют законный интерес Е. А. Коробова [21] и Д. М. Чечот [22]. В. В. Субочев указывает на временный характер всякого законного интереса, полагая, что он так или иначе со временем трансформируется в субъективное право [23]. Д. М. Ев-стифеев рассматривает преобразование законного интереса в конституционно-правовой

интерес как «состоявшуюся социальную необходимость субъекта в достижении объекта», реализуемую посредством вступления лица в правоотношения, которые регулируются конституционно-правовыми нормами [24, с. 12-13].

Изучив вышеприведенные точки зрения, автор настоящей статьи констатирует, что их можно свести к двум основным подходам: законный интерес как потенциальная дозволенность, не подкрепленная конкретной нормой права, и законный интерес как дозволенность, рано или поздно реализовавшаяся в форме субъективного права. В первом случае интерес не гарантирован корреспондирующими ему обязанностями и представляет собой, скорее, некую незапрещенность и совокупность определенных факторов и обстоятельств, соответствующих вероятной его защите, что на практике изымает его из числа элементов конституционного статуса личности в силу абстрактности его существования. Во втором случае законный интерес трансформируется в конкретное субъективное право и, следовательно, включается в состав конституционно-правового статуса личности именно в этом качестве. И то и другое, по нашему мнению, исключает возможность его отнесения к самостоятельным элементам конституционного статуса личности.

Определенным своеобразием отличаются суждения Н. А. Богдановой, включающей в структуру конституционно-правового статуса, помимо прав, обязанностей, ответственности и правоспособности, также «место субъекта в обществе и государстве, его социально-политическую роль и назначение» [3, с. 5].

Этот элемент, так же как и ранее рассмотренные гражданство, правосубъектность и гарантии, имеет значение для конституционного статуса, поскольку способствует приобретению, обладанию и реализации его в конкретном содержании, однако не может быть внесен непосредственно в его состав. Подобный подход может привести к созданию излишне тяжеловесной конструкции, захламлению конституционно-правового статуса различными правовыми и неправовыми чертами, что представляется нам неоправданным.

Исходя из изложенного, автор настоящей статьи предлагает понимать под конституционным статусом личности совокупность принципов, прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных Конституцией РФ и иными нормативными актами, относящимися к числу источников конституционного права. Избавление этого понятия от лишних компонентов должно быть признано наиболее целесообразным для науки и может быть реализовано посредством переноса таких элементов в состав иного, более широкого по смыслу понятия – «правовое положение личности».

1. Комаров С. А. Советское общенародное государство и личность: Политико-правовые аспекты / С. А. Комаров. – Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. – 136 с.

Читайте также:  Анкета на визу в Чехию: как заполнить, образец

2. Чиркин, В. Е. Конституционное право : учеб. для бакалавриата / В. Е. Чиркин. – Москва : Юр. Норма, ИНФРА-М, 2015. – 304 с.

3. Богданова, Н. А. Категория статуса в конституционном праве / Н. А. Богданова // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. – 1998. – № 3. – С. 3-20.

4. Юрковский, А. В. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса личности в государствах современного мира / А. В. Юрковский // Сибирский юридический вестник. -2015. – № 4. – С. 132-138.

5. Кудрявцев, М. А. Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук / Кудрявцев М. А. – Москва, 2004. – 258 с.

6. Лебедев, В. А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты : монография. – Москва : Проспект, 2017. – 208 с.

7. Комкова, Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание, механизм защиты : дис. . д-ра юрид. наук / Комкова Г. Н. – Саратов, 2002. – 384 с.

8. Чепурнов, А. А. Правовой статус личности в Российской Федерации: конституционные основы гарантирования : дис. . канд. юрид. наук / Чепурнов А. А. – Ростов-на-Дону, 2006. – 239 с.

9. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. -5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2017.

10. Якимов, Г. А. Правовой статус личности: проблемы природы и элементного состава / Г. А. Якимов // Российский юридический журнал. – 2008. – № 2. – С. 62-67.

11. Мамасахлиси, Н. М. Гражданство как элемент конституционного статуса личности в Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук / Мамасахлиси Н. М. – Москва, 2018. – 244 с.

12. Конституционные права и обязанности советских граждан / отв. ред. А. П. Таранов. -Киев : Наукова думка, 1985. – 248 с.

13. Ромашов, Р. А. Обеспечение правового статуса личности – цель и основная задача современного российского конституционализма / Р. А. Ромашов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Право. – 2001. – № 1. – С. 271-275.

14. Карасев, А. Т. К вопросу о гарантиях как составных элементах конституционно-правового статуса личности / А. Т. Карасев, Р. В. Федоров // Российский юридический журнал. -2004. – № 2. – С. 30-32.

15. Актуальные проблемы конституционного права России : учебник / Б. С. Эбзеев [и др.]; под ред. Б. С. Эбзеева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 479 с.

16. Кивель, В. Н. Понятие и общая характеристика гарантий как структурного элемента конституционно-правового статуса личности / В. Н. Кивель // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 8. – С. 19-23.

17. Ниматулаева, Р. А. К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности / Р. А. Ниматулаева // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 8. – С. 8-11.

18. Попов, М. Ю. Место и роль правосубъектности в конституционно-правовом статусе личности / М. Ю. Попов // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2018. – № 3. – С. 48-53.

19. Малько, А. В. Законные интересы советских граждан : дис. . канд. юрид. наук / Малько А. В. – Саратов, 1985. – 207 с.

20. Крашенинников, Е. А. Интерес и субъективное гражданское право / Е. А. Крашенинникова // Правоведение. – 2000. – № 3. – С. 133-141.

21. Коробова, Е. А. Законные интересы личности в конституционном праве Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук / Коробова Е. А. – Челябинск, 2005. – 218 с.

22. Чечот, Д. М. Субъективное право и формы его защиты / Д. М. Чечот. – Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. – 72 с.

23. Субочев, В. В. Механизм трансформации законных интересов в субъективные права и субъективных прав в законные интересы / В. В. Субочев // Современное право. – 2007. – № 3. -С. 89-96.

24. Евстифеев, Д. М. Конституционно-правовые интересы личности в Российской Федерации: теоретико-правовой аспект : автореф. дис. . канд. юрид. наук / Евстифеев Д. М. – Екатеринбург, 2007. – 28 с.

Капитонова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет. E-mail: e-kapitonova@yandex.ru

Капитонова, Е. А. К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности / Е. А. Капитонова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2019. – № 4 (28). – С. 9-13.

Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

2. Основы конституционного права

2.1. Конституция РФ.

2.2. Основы Конституционного строя РФ.

2.3. Правовой статус личности РФ.

2.4. Органы государственной власти РФ.

2.1. Конституция РФ

Конституционное право: понятие, предмет. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основопола­гающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздейст­вию. Эти базовые отношения — системообразующие, оформляю­щие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах по­литического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, яв­ляющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

По содержанию, функциональному назначению можно выде­лить четыре основных группы таких отношений. Рассмотрим их.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано уст­ройство государства и общества.

В этих отношениях выражается, прежде всего, качественная ха­рактеристика государства; суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

2. Предметом конституционного права являются такие общест­венные отношения, которые определяют основы взаимоотноше­ний человека с государством, т.е. главные принципы, характери­зующие положение человека в обществе и государстве, гражданст­во, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федера­цией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отно­шений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федера­цией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного нрава. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России «Федеративное устройство».

4. Нормы конституционного права закрепляют основные принци­пы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компе­тенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

К предмету конституционного права относится практически вся сфера общественных отношений, связанных с установлением правового статуса представительных, законодательных органов государственной власти, как федеральных, так и субъектов Рос­сийской Федерации.

Полно охватываются конституционно-правовым регулирова­нием и общественные отношения, связанные с функционированием института главы государства — Президента Российской Феде­рации.

Что касается сферы общественных отношений, связанных с ор­ганами исполнительной власти, то к предмету отрасли конститу­ционного права относятся только те отношения, в которых выра­жаются конституционные основы, главные принципы, опреде­ляющие порядок формирования, статус исполнительных орга­нов — главным образом Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Более детально компетенция правительства, всех остальных органов исполнительной власти регулируется нормами отрасли административного права.

Аналогичным образом решается вопрос о пределах конституци­онно-правового регулирования судебных органов. Предмет отрасли конституционного права в этой сфере включает только те отношения, в которых определяются основы системы судебных органов, принци­пы правосудия. Детально структура, полномочия судебных органов, порядок судопроизводства регулируются нормами уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Однако от­ношения в сфере конституционного судопроизводства, связанные с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционных, уставных судов субъектов Федерации, полнос­тью охватываются предметом конституционного права.

Что касается органов местного самоуправления, то предмет конституционного права охватывает отношения, определяющие основы их правового статуса, главные принципы их организации и деятельности, взаимоотношений с органами государственной власти. В целом отношения, возникающие в сфере деятельности органов местного самоуправления, входят в предмет такой ком­плексной отрасли как муниципальное право.

Итак, можно сделать следующий вывод.

Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляю­щих и регулирующих общественные отношения, которые опреде­ляют организационное и функциональное единство общества: ос­новы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устрой­ство, систему государственной власти и систему местного самоуп­равления.

Понятие, юридические свойства и структура Конституции РФ. Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов тра­диционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламен­тации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфичес­кие формы охраны и др.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

По своей структуре Конституция 1993 г . состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конститу­цию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть:

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные по­ложения».

В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы обществен­ного строя и политики»), что представляет собой не простую заме­ну терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя;

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 г . существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания», причем Советы рассматривались как антипод парламенту);

3) перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Пра­вительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не оп­ределяло суд как орган государственной власти);

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись раз­делы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государствен­ной власти и управления края, области, автономной области, авто­номного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Кон­ституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Конституции и отпала необ­ходимость его включения в качестве составной ее части.

В целом по своей структуре Конституция 1993 г . в отличие от Конституции 1978г. является более компактной, четкой и юриди­чески строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впе­рвые. В конституциях зарубежных стран такой раздел – явление нередкое.

В разделе втором Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекраще­ние действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжа­ют действовать ранее образованные органы.

Конституционный статус личности. Права и свободы человека и гражданина

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей.

Правовой статус — это совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.

Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому конституционное право выполняет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п.

Конституционный статус — это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.

Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека – это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека, прежде всего, невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

В жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закоренелый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ездить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере использует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы: сами воздерживаются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпевшими).

Правовое положение — это совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей.

Оно всегда отличается от правового статуса, в частности оно меньше по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу: Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1. человек, его права и свободы — высшая ценность;

2. все граждане имеют права и свободы от рождения;

3. граждане имеют равные права;

4. основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

5. осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6. основные права и свободы гарантированы государством.

Рассмотримклассификацию прав человека.

Права человека в современной трактовке различаются:

· по времени возникновения (поколения прав человека);

· сферам активности (личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы).

По времени возникновения выделяют три поколения прав человека.

Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма — это личные (гражданские) права, которые олицетворили индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего данные права.

Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование. Значимую роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права. Эго нашло отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

Читайте также:  ПФР Алтайский край, Баевский район

В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссии по поводу их природы, общепризнанными являются коллективные права (права солидарности) — на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых нрав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Взаимодействие прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права не должны ушемлять права индивида.

Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

Личные права и свободы человека относят к правам первого поколения. Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как членагражданского общества. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства. Этот блок прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима. К числу личных прав относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России. Гражданам России гарантируется право беспрепятственного въезда в страну.

В числе личных прав Конституция называет также: право иметь неприкосновенность жилища; определять и указывать свою национальную принадлежность; пользоваться родным языком; свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 25-27).

Конституция закрепляет и гарантирует целый ряд прав и свобод, относящихся к категории личных, но связанных с активной жизненной позицией личности, участием в общественной жизни, с отношением к обществу вообще. Это социальные право: свобода совести и свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; право на информацию. При этом Конституция не допускает пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами.

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций. Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и обществакак непосредственно, так и через своих представителей. По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего, это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. К основным политическим правам можно отнести и право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).

Некоторые из политических прав и свобод — связанные с функционированием государственной власти — принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

Право на информацию . Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе. Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении. Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.

Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам России.

Экономические, социальные и культурные права. Данные права составляют своего рода конституцию социального государства — гаранта достойного уровня и высокого качества жизни граждан. Они осуществляются посредством специально принятых законов, конкретизирующих такие права.

Право частной собственности . Каждый может индивидуально или коллективно владеть, пользоваться, распоряжаться любым имуществом. Собственник может быть лишен имущества только по решению суда. Из Уголовного кодекса исключена конфискация имущества за любые правонарушения. Национализация, то есть обращение частной собственности в государственную, также исключена из российского законодательства.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допустимо при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция гарантирует право наследования.

Граждане России и их объединения имеют право частной собственности на землю.

Свобода труда . Конституция провозглашает свободу труда, в этой норме закреплены все основные принципы трудового права: труд свободен, то есть человек может либо работать, либо не работать. Каждый может свободно выбирать место работы и профессию. Принудительный труд запрещен; все трудящиеся имеют право на труд в условиях безопасности для жизни и здоровья. Государство обязано контролировать условия труда; трудящиеся имеют право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, оплачивать труд работника ниже которого работодатель не может; запрещены любые формы дискриминации при оплате, приеме, продвижении по служебной лестнице; трудящиеся имеют право оспаривать решение работодателя, то есть право на трудовые споры с работодателем; конституционно закреплено право на отдых. Законом установлены дни отдыха, когда работы запрещены: выходные, праздничные, ежегодный оплачиваемый отпуск. Работодатель не имеет права их отменять. Кроме того, ограничена продолжительность рабочего дня; защита от безработицы: государство создает новые рабочие места или стимулирует их создание, организует переквалификацию трудящихся на те профессии, которые пользуются спросом. Государство выплачивает пособие по безработице.

Право на предпринимательскую деятельность . Каждый имеет право на нее при соблюдении ряда правил: запрещается монополизация рынка и недобросовестная конкуренция.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь . Конституция предусматривает следующие элементы данного права: бесплатная медицинская помощь в муниципальных или государственных лечебных учреждениях в пределах медицинского страхования; свобода выбирать врача; государственное поощрение занятий физкультурой и спортом, на что выделяются средства в государственном бюджете; контроль государства за экологической обстановкой и принятие мер по осуществлению экологического законодательства; государство обязано возместить вред здоровью лица, если он нанесен по вине государства.

Право на жилище . Никто не может быть лишен жилища. Государство предоставляет малоимущим и многодетным семьям бесплатные квартиры. Государство поощряет жилищное строительство.

Право на социальное обеспечение . Оно также состоит из нескольких элементов: право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); право на пособие по временной нетрудоспособности; право на пособие по безработице; право на пособие на детей; право на пособие по беременности и родам. Право на образование. В Конституции сказано, что каждый может свободно получать образование без каких-либо возрастных ограничений.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 2161 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Реферат: Конституционно-правовой статус личности

2) Понятие основ правового статуса личности

3) Концепция прав человека и её отражение в Конституции

4) Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства

5) Система конституционных прав, свобод и обязанностей

6) Гарантии прав и свобод человека и гражданина

8) Список используемой литературы

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права. Подобное неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством – института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Понятие основ правового статуса личности.

Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции Российской Федерации:

«Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Нормы данного института содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся законы Российской Федерации: «О гражданстве Российской Федерации» (1991 г.), «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1993 г.), федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации» (1995 г.), «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.) и многие другие.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности.

Иначе говоря, правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав в обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 заключительной статье гл. 2 Конституции. В ней отмечается, что положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Понятие основы» отражает, прежде всего, систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:

1) правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство — один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, главное, что необходимо для распространения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица;

2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности, независимо от того какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод, и др.;

З) основные права, свободы и обязанности. То есть те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Основные права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.

Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации, непосредственно следуя за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Этим обусловлено и соотношение первой и второй глав Конституции Российской Федерации.

Нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно связаны с нормами других конституционно-правовых институтов, причем эта связь взаимная.

Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового статуса человека и гражданина и в свою очередь содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.

Концепция прав человека и ее отражение в Конституции.

Ссылка на основную публикацию