Собрание кредиторов в конкурсном производстве

Статья 12. Собрание кредиторов

Статья 12. Собрание кредиторов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ в пункт 1 статьи 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2015 г.

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

ГАРАНТ:

См. Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ пункт 2 статьи 12 изложен в новой редакции

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в пункт 3 статьи 12 внесены изменения

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

ГАРАНТ:

Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2004 г. N 86 конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, не вправе голосовать на собрании кредиторов. Вместе с тем, в том случае, если требования заявлены всеми конкурсными кредиторами и уполномоченными органами после закрытия реестра требований кредиторов, указанные лица могут принимать решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в пункт 5 статьи 12 внесены изменения

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

составлять протокол об итогах голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ в пункт 7 статьи 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй – арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

бюллетеней для голосования;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

ГАРАНТ:

Положения абзаца десятого пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ) применяются в отношении собраний кредиторов, даты проведения которых назначены после 1 января 2014 г.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами – в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника – унитарного предприятия.

Собрание кредиторов при банкротстве

При проведении процедуры несостоятельности в целях защиты прав заинтересованных лиц создается коллегиальная комиссия – собрание кредиторов. При банкротстве осуществляет специальные функции и обладает полномочиями в соответствии с нормами стат. 12 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее – Закон). Чем занимается этот орган? Что входит в компетенцию собрания кредиторов? Рассмотрим законодательные аспекты в этой статье.

Что такое собрание кредиторов в конкурсном производстве

Собрание кредиторов (СК) – орган, целью деятельности которого является урегулирование взаимоотношений должника с кредиторами. Участие в комиссии принимают как уполномоченные органы, так и те кредиторы, которые уже включены в реестр на день осуществления мероприятия (п. 1 стат. 12 Закона). Участвовать в СК без права на голосование вправе представители следующих категорий лиц:

Участников или учредителей компании-должника.

Владельцев активов должника-УП.

СРО, членством в которой обладает уполномоченный управляющий (арбитражный).

Надзорных органов, имеющих право выступать на заседаниях.

Участвовать в СК с правом на голосование могут те конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, требования которых содержатся в соответствующем реестре и обеспечены имущественным залогом фирмы-должника. Точные стадии обозначены в стат. 12. Исключение представляют залогодержатели-кредиторы, не имеющие права голоса.

В компетенцию СК входит решение нижеперечисленных вопросов (п. 2 стат. 12):

Принятие решения о необходимости введения санации, внешнего управления, а также об изменении сроков выполнения указанных этапов путем предоставления ходатайства в судебные органы.

Утверждение и последующее изменение (при необходимости) плана действий при внешнем управлении.

Утверждение мероприятий в рамках плана финансовой санации должника и принятие оптимального графика погашения обязательств.

Утверждение доптребований при выборе кандидатур управляющего (конкурсного, административного, внешнего).

Одобрение кандидатуры управляющего или СРО при утверждении соответствующей должности.

Одобрение величины вознаграждения (дополнительного) и порядка расчетов с арбитражным управляющим.

Утверждение повышения фиксированного размера выплат арбитражному управляющему.

Утверждение реестродержателя из списка аккредитованных СРО.

Рассмотрение целесообразности подписания мирового соглашения.

Подача в судебные органы ходатайства о признании фирмы-должника неплатежеспособным (банкротом) и начале процедуры конкурсного производства.

Рассмотрение вопроса регулирования деятельности кредиторского комитета, включая состав его членов, возможность досрочного прекращения их деятельности.

Рассмотрение вопросов компетенции кредиторского комитета, включая утверждение кандидатуры представителя СК.

Порядок проведения собрания кредиторов

Регулярная организация и проведение собрания кредиторов осуществляются по инициативе управляющего (п. 1 стат. 12). Кроме указанного лица собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 стат. 14):

Конкурсных кредиторов либо уполномоченных органов – только при условии, что величина их требований равна более 10 % от совокупного объема кредиторских требований, входящих в реестр.

1/3 участников от совокупного количества членов СК.

Место проведения собрания кредиторов совпадает с адресом нахождения фирмы-должника либо его управленческих органов (п. 4 стат. 14). Если же указанное действие совершить невозможно по каким-либо причинам, точное место созыва СК устанавливается управляющим с учетом интересов всех участников. При составлении требования о проведении СК обозначается повестка дня, круг вопросов которой не может быть изменен по желанию арбитражного управляющего (п. 2 стат. 14).

Периодичность проведения собрания кредиторов

Периодичность проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве устанавливается по решению управляющего, равно как и место, а также точная дата (п. 4 стат. 14). При этом в соответствии с нормами п. 1 стат. 72 Закона первый созыв должен состояться не позже, чем за 10 дн. до завершения стадии наблюдения. Согласно п. 3 стат. 14 СК осуществляется в 3-недельный срок от момента получения управляющим соответствующего требования членов собрания.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона). При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13). Если хотя бы один из заинтересованных участников не был уведомлен в законодательном порядке, все решения по вопросам текущей повестки дня СК могут быть обжалованы и признаны недействительными (п. 4 стат. 15). Документ составляется в произвольной форме с указанием всех необходимых сведений.

Уведомление о собрании кредиторов – образец посмотреть здесь.

Собрание кредиторов в процедуре несостоятельности

Собрание кредиторов – это довольно специфическое событие. Оно применяется только при процедуре банкротства. По своей форме оно напоминает съезд акционеров, но имеет совершенно другие правила. Каждый из присутствующих кредиторов представляет на этом собрании свои интересы, желая взыскать весь долг или его часть из имущества обанкротившегося должника. Для контроля за заседанием назначается арбитражный управляющий. Собрание кредиторов регламентируется ФЗ №127 «О банкротстве». В этом законе прописаны все правила и особенности процедуры. С ним следует ознакомиться каждому потенциальному участнику дела о финансовой несостоятельности если он получил уведомление или просто столкнулся с банкротством своего должника.

Участие в мероприятии

В собрании кредиторов участвуют заимодатели, а еще – соответствующие уполномоченные органы, если их требования включены в общий реестр требований на момент заседания. Если участники представляют свои личные требования, то уполномоченные органы выдвигают претензии по обязательным платежам государственного и муниципального уровня.

Кроме того, в собрании кредиторов могут участвовать следующие лица:

  • представитель сотрудников обанкротившегося должника;
  • представитель участников или учредителей банкрота;
  • представитель владельца имущества этого заемщика;
  • представитель организации, утвердившей арбитражного управляющего;
  • представитель надзорного органа.

Права участников собрания кредиторов

Главное право, которое есть у участников собрания кредиторов – это право заявлять в арбитражный суд о признании банкротства должника.

Еще у заимодателей есть право голоса. Количество голосов любого из них рассчитывается в пропорции с его требованиями. Грубо говоря, чем больше долг банкрота перед заимодателем, тем большее число голосов имеет этот кредитор. На определение числа голосов влияет только основной долг, а штрафы, пени и неустойки никакой роли не играют. Право голоса на собрании кредиторов есть и у уполномоченных органов, имеющих претензии по финансовым обязательствам потенциального банкрота.

Уведомление

Каждый, у кого есть право присутствовать на собрании кредиторов, получает заблаговременное официальное уведомление от арбитражного управляющего. В данном приглашении обозначаются место и сроки заседания, его основные моменты и примерный регламент.

Уведомление может быть передано участнику 2 способами:

  • по почте – не позднее, чем за 2 недели до даты проведения;
  • лично в руки – не позднее, чем за 5 дней до даты проведения собрания кредиторов.

Если какой-то из участников собрания кредиторов не получил уведомление в установленный срок, то он может потребовать отмены или пересмотра решений, принятых в его отсутствие. Для этого он должен доказать не причастность к тому, что он не получил оповещение. Чем выше процент претензий этого заимодателя, тем больше шансов у него добиться успеха.

Читайте также:  Понятие гражданского процессуального права

Выбор места для собрания заимодателей

Собрание кредиторов должно быть проведено на месте, где находится банкрот или его управляющие органы. Если собраться в этом месте по какой-либо причине не получится, то место проведения назначает арбитражный управленец. Тогда выбор места для проведения уже не ограничен практически ничем. Есть всего одно условие: выбранное место не должно мешать участию в собрании кого-либо из потенциальных членов.

На практике место проведения собрания кредиторов заседания часто становится предметом споров и конфликтов. После процедуры нередко находятся заимодатели, которые не смогли поучаствовать в нем. Они доказывают, что это произошло по причине неправильного выбора места. Поэтому управляющий процедурой банкротства заинтересован провести заседание на месте нахождения должника и тем самым избежать конфликтных ситуаций.

Проведение собрания кредиторов

Собрание кредиторов проводится согласно Постановлению №56. Это постановление описывает всю процессуальную сторону процедуры. Перед посещением собрания каждому участнику стоит ознакомиться с этим постановлением, чтобы знать, чего следует ожидать от процесса. К примеру, устанавливается четкое время собрания кредиторов – только в будние дни, от 8 до 20 часов.

В процессе заседания заимодателей рассматриваются несколько важных пунктов:

  • алгоритм и общие принципы процедуры банкротства;
  • варианты финансового оздоровления должника или признания его финансовой состоятельности;
  • возможность реструктуризации долга;
  • стратегия внешнего управления банкротством;
  • возможность мирового соглашения;
  • целесообразность и размер гонорара для управляющего;
  • решение о старте конкурсного производства по процедуре банкротства.

План мероприятия

Всё происходящее на собрании кредиторов фиксируется в протоколе. Этот протокол включает в себя следующие данные:

  • информация о банкроте (ФИО или название юридического лица, адреса проживания и регистрации, банковские реквизиты и другие данные, имеющие важность);
  • указание арбитражного суда, который ведет данное дело;
  • информация о самом мероприятии (место и сроки, повестка дня, причины собрания и т. п.);
  • перечень участников мероприятия и общая численность голосов;
  • информация о выступлениях участников;
  • информация о ходатайствах на рассмотрение дополнительных вопросов;
  • процедура голосования и каждое из принятых решений.

Срок проведения

Первое собрание кредиторов должно состояться не менее, чем за срок 10 дней до конца наблюдательного процесса за должником. Последующие заседания проводятся раз в 3 месяца (если на первом собрании не была установлена какая-то другая периодичность).

Участники заседания заимодателей могут направить управляющему требование о внеочередном собрании. Когда управленец получает это требование, он должен организовать съезд в течение 3 недель со срока получения. Если он этого не сделал, то заимодатели могут собраться самостоятельно, без присутствия управляющего процедурой банкротства.

Права собрания кредитор

В то время, как у каждого кредитора есть право выступления на мероприятии и право голоса, у всего собрания есть право распоряжения «судьбой» должника. Съезд заимодателей вправе решить, должен ли этот самый должник быть признан банкротом. Кредитующие лица могут вернуть ему платежеспособность, заключить мировой договор или привести в действие любой другой исход.

Также у собрания кредиторов есть право избрать управляющего процедурой финансовой несостоятельности и назначить ему гонорар. К дополнительным правам можно отнести внесение изменений в предложенную повестку дня и оспаривание принятых решений.

Первое собрание кредиторов

Перед тем, как собрать кредиторов, временный управляющий знакомится с претензиями каждого заимодателя, изучает общее положение дел, рассматривает финансовое положение обанкротившегося должника. Если для съезда кредитующих лиц действительно есть основания, то арбитражный управленец назначает его дату и время.

Первый съезд отличается от повторных тем, что на нем выбирается постоянный арбитражный управляющий. Часто кредиторы утверждают решение о назначении на данную должность временного управляющего, но иногда принимается совершенно другая кандидатура.

Чтобы поучаствовать в первом собрании кредиторов, заимодатель должен заранее направить свои претензии в арбитражный суд. Ему следует соблюдать порядок подачи претензий, описанный в 1 пункте 71 статьи ФЗ №127.

Какие вопросы решаются на съезде заимодателей?

Вопросы, которые обсуждаются на первом собрании кредиторов:

  1. Выбор постоянного арбитражного управляющего. Кандидата на должность утверждают участники большинством своих голосов.
  2. Выбор плана дальнейших действий. План действий тоже определяется голосованием. Как правило, главное направление действий выбирается из 4 категорий: конкурсное производство по долговым взысканиям, мировое соглашение, управленческие вопросы или возвращение должнику платежеспособного статуса.
  3. Выбор комитета кредиторов. Комитет нужен обязательно, если число займодателей на собрании превышает 50. Если же их меньше, то участники вправе сделать вывод, что такой комитет им не нужен.
  4. Другие вопросы, если кто-либо из участников заседания предварительно подал ходатайство об их рассмотрении.

Повестка дня

Повестку собрания кредиторов арбитражный управляющий намечает заблаговременно. В начале заседания участники могут утвердить ее или внести в нее изменения посредством голосования. Как и в остальных случаях, количество голосов каждого из участников соответствует сумме его требований.

Как устроено голосование?

У каждого кредитора в собрании заимодателей – свое количество голосов. Чем больший процент составляют требования присутствующего применимо к общей сумме требований, тем большее число голосов он имеет. Голоса расчитываются пропорционально. Проще говоря, наибольшее количество голосов есть у того кредитора, которому больше всего задолжали.

Повторное собрание кредиторов

На первом собрании кредиторов принимается решение о том, как часто будут проводиться повторные заседания. Даже если процесс банкротства очевиден, и все важные решения были приняты на первом мероприятии – хотя бы одно повторное заседание всё равно потребуется, чтобы проконтролировать выполнение решений. Управляющий обычно предлагает периодичность заседаний раз в 3 месяца, но участники могут проголосовать за иную периодичность.

Требование о внеочередном заседании

Иногда появляется необходимость провести съезд вне очереди. Тогда комитет кредиторов направляет арбитражному управляющему соответствующее требование. Закон о банкротстве предусматривает такую возможность, а также обязывает участников указать в этом требовании предложенную ими повестку дня. Арбитражный управляющий вправе не согласиться с этой повесткой дня или внести в нее изменения, но принять требование он обязан.

Кто и зачем может отложить собрание кредиторов?

Отложить собрание кредиторов может только арбитражный суд, который ведет дело обанкротившегося должника. Отложение обычно происходит, если в суде находятся нерассмотренные требования заимодателей. Чем более существенны эти требования, тем выше шанс того, что они будут удовлетворены, и мероприятие будет отложено.

Как оспорить принятые решения?

Собрание кредиторов – это весьма конфликтная процедура. Поэтому его результаты зачастую оспариваются кем-то из членов. Закон о банкротстве в 15 статье называет 4 причины, по которым можно оспорить результаты мероприятия:

  • если решение съезда нарушает законные права кого-то из членов или какого-то третьего лица;
  • если заимодатели превысили свою компетенцию в отношении банкрота;
  • если суммарные требования присутствующих не достигли 50% от требований всех заимодателей (тех, которые были на собрании кредиторов, и тех, которые не явились);
  • если кредитор, имеющий требования более 10% от общей суммы требований, не получил уведомление о мероприятии и доказал, что в этом нет его вины.

Оспорить принятые решения на собрании кредиторов могут заимодатели, которые недовольны их результатами, а также представители обанкротившегося должника. Оспаривая результаты голосования, нужно опираться не только на Закон о банкротстве, но и на арбитражную практику.

Доверенность на участие в собрании кредиторов

Кредитующее лицо может направить для участия в мероприятии свое доверенное лицо. Для этого он должен написать письменную доверенность, которая станет для представителя пропуском на съезд. Этот документ имеет установленную форму, образец которой лучше всего взять в арбитражном суде, ведущем дело о банкротстве должника. В таком случае документ всегда будет актуальным и действительным.

Обязательно ли участвовать?

Решение о том, участвовать ли в собрании кредиторов, каждый заимодатель принимает самостоятельно. Закон дает кредитующим лицам и уполномоченным органам право участия, но ни к чему их не обязывает. Если заимодатель понимает, что его требования очень незначительны по сравнению с претензиями других членов и вряд ли будут удовлетворены, то он может отказаться от участия и просто не тратить свое время.

Собрание кредиторов в конкурсном производстве

В процессе признания несостоятельности предприятия участники, заинтересованные в возмещении своих претензий, формируют коллегиальную комиссию – собрание кредиторов (СК) при банкротстве юридического лица. Данное объединение наделено определёнными полномочиями, а его деятельность регулируется Законом РФ «О несостоятельности».

Таким образом, собрание кредиторов в конкурсном производстве представляет собой особый орган, наделённый огромными полномочиями и необходимый для налаживания взаимовыгодных отношений между должником и заинтересованными лицами.

  1. Участники собрания и их права
  2. Уведомление о проведении
  3. Первое собрание
  4. Отличие первого от последующих
  5. Протокол собрания
  6. Какие вопросы решаются
  7. Сроки проведения
  8. В каких случаях откладывается
  9. Признание недействительным
  10. Подведение итогов

Участники собрания и их права

В съезде заимодателей принимают участие и имеют право голоса не только кредиторы, имеющие финансовые претензии к должнику, но также уполномоченные органы, которые включили свои требования по выплате обязательных платежей в общий реестр.

Кроме того, в съезде кредиторов могут присутствовать неголосующие участники от следующих лиц:

  • трудовой коллектив предприятия;
  • учредители;
  • владельцы активов юрлица
  • СРО;
  • надзорные организации.

Уведомление о проведении

Прежде чем созвать СК конкурсный управляющий должен уведомить всех участников мероприятия. Управляющий, который занимается организацией сборов, обязан соблюдать следующие правила и сроки данной процедуры:

  • почтовые уведомления о проведении собрания отправляются за 14 дней до мероприятия;
  • если сообщения участникам рассылаются при помощи других средств, срок их оправки не должен быть меньше 5 дней до мероприятия;
  • при большом количестве участников съезда, например, более 500, возможна организация оповещения через публикацию в СМИ.

При нарушении указанных сроков или при отсутствии уведомления у какого-либо участника, проводимое собрание и принятые на нём решения могут быть обжалованы.

Оповещение может быть оформлено в свободной форме, однако в нём должна содержаться следующая информация:

  • сведения о юрлице;
  • место и время съезда;
  • план мероприятия и перечень решаемых вопросов;
  • порядок регистрации членов;
  • правила изучения документов, относящихся к процессу.

Все документы, с которыми участникам необходимо ознакомится перед совещанием, должны быть направлены им заблаговременно в пятидневный срок до начала мероприятия.

Первое собрание

Перед первым съездом кредиторов управляющий должен ознакомиться с требованиями каждого участника, изучить особенности дела и финансовое положение юридического лица. При наличии оснований для проведения съезда заимодателей управляющий определяет время мероприятия.

Для участия на первом съезде заимодатели должны направить свои требования в суд и включить их в реестр.

В СК могут также принять участие без права голосования представители юрлица и надзорных органов. Однако, их отсутствие на первом мероприятии не может послужить поводом для признания его несостоявшимся, так как они не участвуют в голосовании.

На первом совещании голосующие члены принимают решение о назначении постоянного управляющего. Стороны могут избрать уже назначенного судом специалиста или рассмотреть новую кандидатуру на эту должность.

Отличие первого от последующих

Если рассматривать особенности первого СК от последующих мероприятий, можно выделить такие отличия:

  • первое СК проводится на стадии наблюдения;
  • управляющий, который отвечает за уведомление и созыв заинтересованных лиц, должен соблюдать все ограничения по срокам при оповещении участников;
  • если финансовые претензии к должнику ограничиваются только расчётами с трудовым коллективом, СК не созывается, а все решения принимает судья.
  • если на съезде заимодателей не было принято решения об определении следующей стадии процесса, такое решение принимает суд.

На первом мероприятии участники голосуют по таким вопросам:

  • определение следующего этапа банкротства;
  • согласование графика оздоровления компании;
  • назначение комитета кредиторов;
  • формирование дополнительных требований к управляющему;
  • назначение управляющего на конкретную стадию процесса;
  • условия мирового соглашения.

Если из-за малого количества голосующих первое СК было признано несостоявшимся, участники собираются повторно. Для принятия решения в голосовании должны принимать участие не меньше 30% от общего числа голосующих . Количество последующих СК не ограничивается законом.

Стороны могут собираться повторно для решения следующих вопросов:

  • отстранение управляющего, который не справляется со своими обязанностями;
  • согласование условия крупной операции, затрагивающей интересы участников;
  • согласование условий реализации имущества должника.

Протокол собрания

Протокол собрания кредиторов составляется по результатам мероприятия в 2 экземплярах, один из них впоследствии передаётся в суд. Если на съезде не присутствовал управляющий, оформляется дополнительный экземпляр документа.

К протоколу СК прилагаются копии следующих документов:

  • бюллетени;
  • документы, удостоверяющие полномочия собрания кредиторов;
  • подтверждения правильности уведомления всех участников съезда;
  • реестр требований;

Какие вопросы решаются

Путём голосования участниками собрания кредиторов принимаются решения по многим ключевым моментам, которые влияют на ход событий в процессе банкротства. К ним относятся следующие вопросы:

  • назначение управляющего и согласование дополнительных требований к специалисту на каждом этапе банкротства;
  • согласование вознаграждения управляющему и утверждение условий расчёта с ним;
  • установление дополнительного вознаграждения управляющему или изменение утверждённого размера выплат;
  • согласование кандидатуры реестродержателя;
  • утверждение необходимости внедрения внешнего управления имуществом должника, реорганизации, оздоровления компании, а также согласование сроков проведения этих этапов;
  • согласование порядка действий, выполняемых в период внешнего управления и внесение необходимых изменений в согласованный порядок;
  • согласование перечня необходимых процедур в рамках оздоровления предприятия;
  • установление очерёдности погашения кредиторских требований;
  • согласование возможности и условий мирового соглашения;
  • направление ходатайства в арбитражный суд о несостоятельности юрлица и инициирование конкурсного производства;
  • решение вопросов относительно работы кредиторского комитета;
  • избрание представителя СК.

Сроки проведения

СК созывается по инициативе конкурсных кредиторов и других заинтересованных лиц, которые должны выдвинуть свои требования. На основании представленных претензий управляющий обязан в течение 21 дня с момента их поступления оповестить всех участников о проведении совещания.

Все решения на СК принимаются большинством голосов участников съезда. По результатам голосования составляется протокол собрания, один экземпляр которого в течение 5 дней должен быть направлен в суд . Кроме этого, в этот же срок управляющий обязан внести изменения в реестр.

В каких случаях откладывается

Право принятия решения об отсрочке проведения СК имеет только судебный орган, рассматривающий конкретное дело. Судья также уполномочен устанавливать срок отложения данного мероприятия.

Основанием для отложения СК могут послужить нерассмотренные кредиторские претензии, особенно если размер претензий довольно существенный. В каждой ситуации только суд принимает решение о периоде, необходимом для изучения всех нерассмотренных требований.

Признание недействительным

Вопросы, которые решаются на СК, могут затрагивать интересы многих участников, потому некоторые из них имеют полномочия оспаривать результаты голосования.

Причины для возникновения подобного конфликта интересов могут быть следующие:

  • принятое решение СК нарушает права одного из участников съезда или права другого заинтересованного лица;
  • в результате принятого решения права собрания кредиторов в конкурсном производстве были превышены;
  • если в голосовании принимали участие лица с суммарным количеством требований, не превышающим половины от общего количества претензий;
  • отсутствие доверенности у одного из участников, который представляет интересы заинтересованного лица;
  • если один из участников не был осведомлён о проведении СК по вине управляющего.

Право оспаривание результатов СК имеют кредиторы и представители должника.

Собрание кредиторов – это важное мероприятие, которое может решить исход процесса и затронуть интересы многих участников.

Чтобы результаты голосования имели правовые последствия и остались в силе, мероприятие должно соответствовать следующим условиям:

  • выполнение сроков и очерёдности проведения процедуры;
  • законность принятых решений;
  • адекватность голосующих членов собрания.

В последнее время заинтересованные лица всё чаще прибегают к опровержению решений, принятых на СК. Одной из существенных проблем в данной ситуации является несовершенство действующего законодательства. Поэтому из-за имеющихся противоречий, стороны могут основываться не только на нормы закона, но также на судебную практику, логику и здравомыслие.

Подведение итогов

Собрание считается состоявшимся, если в нем приняло участие большая часть от общего числа голосов. У каждого заимодателя имеется определённое количество голосов, которое зависит от процентного отношения его претензий к должнику и общей суммы требований. Стоит обратить внимание, что в расчёт числа голосов не берутся долги по выплате пени, штрафов и неустоек.

Таким образом, чем больше претензий у участника СК, тем больше у него голосов. Если предприятие имеет непогашенные обязательства перед одним заимодателем, он самостоятельно принимает решения.

Каждая сторона самостоятельно определяет своё участие в собрании. Закон не ограничивает стороны от права выбора присутствия или отсутствия на совещании. Заимодатель может отказаться от голосования посчитав, что его претензии слишком незначительны.

Специализируется на таких направлениях как банкротство, взыскание долгов как с физических, так и с юридических лиц, ликвидация организаций, работа с коллекторами и судебными приставами. Общий юридический стаж более 10 лет.

Как проходит собрание кредиторов при банкротстве

В случае начала процедуры банкротства лицо, имеющее право требования, должно предоставить арбитражному управляющему свои требования для включения их в реестр. С целью защиты прав и интересов лиц, имеющих право требования к должнику, созывается собрание кредиторов. При банкротстве юрлица дальнейшее взаимодействие между сторонами осуществляется через этот орган. Правовое регулирование правоотношений осуществляется на основании Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Права и обязанности участников

Участники делятся в зависимости от возможности голосовать:

  1. Имеющие право голоса. К ним относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
  2. Не обладающие правом голоса. К этой категории относятся: представитель работников должника, лицо, представляющее учредителей должника, представитель саморегулируемой организации.

Непосредственное влияние на дальнейшую финансовую политику, проводимую в организации, могут оказывать участники собрания. Для этого на законодательном уровне установлены полномочия собрания кредиторов в деле о банкротстве, к которым относятся следующие:

  • утверждение графика погашения задолженности;
  • заключение мирового соглашения;
  • утверждение плана внешнего управления.

Исчерпывающий перечень прав и обязанностей установлен в п. 2 ФЗ о банкротстве; собрание кредиторов в первом заседании может принять решение об образовании комитета, утвердить его полномочия, состав и количество. С помощью комитета можно обжаловать действия арбитражного управляющего.

Какие вопросы рассматриваются

Правомочность находится в зависимости от количества голосов, которых должно быть больше половины из расчета требований, отраженных в реестре. Если указанные требования игнорируются, не будет достигнут кворум для собрания кредиторов, банкротство в стадии финансового оздоровления в этом случае может не добиться улучшения финансового состояния организации.

Среди вопросов, которые рассматриваются, выделяют наиболее значимые:

  • разработка плана погашения задолженности и принятие плана финансового оздоровления;
  • определение саморегулируемой организации, из состава которой будет избран управляющий;
  • изменение в большую сторону вознаграждения арбитражного управляющего;
  • создание и прекращение полномочий членов комитета.

От того, как распределяются голоса кредиторов при банкротстве, зависит количество людей, необходимых для признания собрания правомочным. Количество голосов зависит от размера требований, включенных в реестр.

Порядок проведения

К субъектам, имеющим право инициировать собрание, относят:

  • арбитражного управляющего;
  • комитет лиц, имеющих право требования;
  • конкурсных кредиторов, права требования которых составляют не менее десяти процентов общей суммы требований реестра.

В Постановлении Правительства РФ от 06.02.2004 № 56 законодатель детально раскрыл вопрос о том, как проходит собрание кредиторов при банкротстве и каков порядок действий арбитражного управляющего. Очередность действий на протяжении всего процесса включает в себя следующие стадии:

1. Лицо, инициирующее совещание, выносит требование о проведении, в котором определяются главные вопросы, выносимые на рассмотрение.

2. Арбитражный управляющий готовит отчеты об экономическом и финансовом положении. На этом же этапе определяется список участвующих лиц.

3. Уведомление всех о предстоящем заседании. Если порядок уведомления будет нарушен, принятое решение можно признать недействительным.

4. В день проведения арбитражный управляющий регистрирует участвующих лиц, проверяет полномочия. Объясняет порядок голосования. Знакомит с подготовленными материалами о финансовом положении организации.

5. По вопросам повестки дня голосующие кредиторы принимают решение. На этом же этапе осуществляется подсчет голосов и подводятся итоги.

6. Завершающим этапом является оформление протокола. Требования к протоколу установлены в п. 7 ст. 12 ФЗ о банкротстве.

Предельные сроки проведения собрания кредиторов при банкротстве на законодательном уровне не установлены, но в соответствии с п. 3 ст. 14 ФЗ о банкротстве, заседание должно быть произведено не позднее чем через три недели с момента, когда арбитражный управляющий получит уведомление о необходимости проведения.

Как проводится голосование, и можно ли оспорить решение

Документом, который подтверждает голосование на собрании кредиторов в банкротстве, является бюллетень. Он раздается всем лицам, которые имеют право голосовать. Его форма установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 № 235. Чтобы решение по вынесенному вопросу было утверждено, его должно поддержать большее количество голосов.

Для оспаривания решения необходимо обратиться в Арбитражный суд. По результатам рассмотрения дела суд выносит определение. Особенностью обжалования является то, что конечной инстанцией для обжалования является апелляционный суд.

Возможен также и внесудебный порядок отмены принятого решения. Действие решения можно прекратить, пока оно не начало оказывать влияние на права и законные интересы лиц. Для комитета применяется идентичный порядок обжалования.

Процедуры банкротства: просто о сложном

Рассказываем о процедурах банкротства, и о том, для чего они могут применяться.

В рамках дела о банкротстве предприятие может проходить ряд процедур, каждая из которых имеет свои цели и особенности:

2. Финансовое оздоровление.

3. Внешнее управление.

4. Конкурсное производство.

5. Мировое соглашение.

По сути четыре из пяти указанных процедур являются реабилитационными, то есть направленными на восстановление платежеспособности и сохранения предприятия. Только конкурсное производство является ликвидационной процедурой.

Однако на практике большинство банкротств заканчивается ликвидацией.

Остановимся подробнее на каждой из процедур.

Наблюдение

По закону срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев с даты принятия заявления о банкротстве

Во время процедуры наблюдения предприятие может работать в обычном режиме. Более того, снимаются аресты с его имущества, разблокируются счета, приостанавливаются исполнительные производства. Пени и штрафы перестают начисляться, приставы не могут препятствовать деятельности предприятия.

Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления есть, но они не существенны:

Запрещено проводить сделки более чем на 5% от балансовой стоимости активов без согласия арбитражного управляющего. Имеются в виду нетипичные сделки: образно говоря, продавать свои товары можно, а оборудование, на котором они делаются, нельзя.

Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.

Общему собранию запрещено принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выплате действительной стоимости доли при выходе участника.

Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.

Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения называется временным управляющим. Его кандидатуру утверждает арбитражный суд.

Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.

Временный управляющий получает доступ ко всей финансовой информации должника — он имеет право запрашивать и получать любые документы и пояснения у руководства должника, контрагентов, банков, государственных органов и т.д. Все эти лица обязаны предоставлять ему сведения в течение 7 дней без взимания какой-либо платы.

На основании полученной информации временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Финансовый анализ проводится минимум за два (а, как правило, за три) года, предшествовавших банкротству. Цель этой работы — дать заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также о наличии сомнительных сделок. Вместе с финансовым анализом арбитражный управляющий готовит рекомендации о дальнейшем развитии дела о банкротстве.

В конце процедуры наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. В повестку дня в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

1. Отчет арбитражного управляющего о проделанной работе.

К первому собранию арбитражный управляющий готовит финансовый анализ, анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок, предложения по дальнейшему развитию дела о банкротстве.

2. Выбор арбитражного управляющего на следующую процедуру. Дополнительные требования к арбитражному управляющему.

Если временный управляющий по каким-то причинам не устраивает кредиторов, они могут проголосовать за другую кандидатуру. Также они могут установить дополнительные требования к арбитражному управляющему сверх установленных законом — опыт работы, образование и т.д.

3. Выбор процедуры банкротства.

После процедуры наблюдения может быть принято решение о переходе на одну из трех процедур:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Также может быть принято решение о заключении мирового соглашения.

4. Привлечение внешнего реестродержателя.

Реестродержатель — лицо, ведущее реестр кредиторов. Это может быть арбитражный управляющий или внешняя специализированная организация. Привлекать ее или нет решает собрание кредиторов.

5. Созыв комитета кредиторов.

Если кредиторов более 50, то созыв комитета обязателен. В других случаях это право, а не обязанность.

От итогов голосования по этим вопросам во многом зависит итог дела о банкротстве.

Результаты собрания отправляются в арбитражный суд, который принимает окончательное решение — какую процедуру в деле о банкротстве следует ввести дальше.

Если у предприятия нет имущества на финансирование последующих процедур, а действующие лица не выражают согласия взять эти расходы на себя, суд по итогу наблюдения может прекратить производство по делу о банкротстве. В этом случае все ограничения, наложенные на предприятие законом о банкротстве, снимаются, и предприятие может функционировать дальше.

Зачастую кредитор, инициировавший дело о банкротстве, отказывается от дальнейшего финансирования дела после получения информации в процедуре наблюдения. Это делается для того, чтобы не финансировать ликвидацию должника в случае, когда взыскание средств маловероятно.

Важно различать «прекращение» и «завершение» дела о банкротстве. После прекращения все ограничения снимаются, предприятие продолжает жить. После завершения происходит ликвидация компании, а непогашенные в процедуре банкротства долги считаются погашенными. Предприятие в этом случае исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления вводится только в том случае, когда кем-то предоставлено обеспечение погашения требований кредиторов. Обеспечение осуществляется в виде залога имущества, банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и т.д.

Максимальный срок проведения процедуры финансового оздоровления — два года.

Лицо, желающее ввести финансовое оздоровление в отношении должника, направляет арбитражному управляющему и в суд план финансового оздоровления и график погашения долгов. Арбитражный управляющий проводит собрание, и если собранием принимается соответствующее решение, суд вводит процедуру. После этого предприятие продолжает работать по плану и графику, отчитываясь арбитражному управляющему. Важно отметить, что работа продолжается без арестов, блокировок, исполнительных производств, пеней и штрафов.

Руководитель компании сохраняет свои полномочия. Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления незначительны (также, как и в процедуре наблюдения).

В процедуре финансового оздоровления арбитражного управляющего называют административным управляющим. Его кандидатура утверждается арбитражным судом.

Как и в наблюдении, роль арбитражного управляющего в этой процедуре скорее «созерцательная». Он не принимает большого участия в работе должника.

Административный управляющий рассматривает отчеты органов управления, осуществляет контроль над выполнением графика погашения задолженности, предоставляет информацию собранию кредиторов. В случае неисполнения графика погашения задолженности он требует от лиц, предоставивших обеспечение, исполнения обязанностей.

На первый взгляд, процедура интересная, но на практике она применяется крайне редко. Фактически все упирается в обеспечение. Возникает естественный вопрос: если кто-то готов поручиться за должника и заинтересован в восстановлении его платежеспособности, зачем ему вносить обеспечение и входить в процедуру банкротства? В этом случае компаниям проще договориться между собой напрямую и рассчитаться с кредиторами. Это сэкономит время и деньги на процедуру банкротства.

Чтобы процедура финансового оздоровления использовалась чаще, законодатели сейчас работают над повышением ее привлекательности.

Внешнее управление

Срок проведения внешнего управления не может превышать двух лет (так же, как и при финансовом оздоровлении).

Основное отличие внешнего управления от финансового оздоровления состоит в том, что руководитель предприятия отстраняется от своей должности, а руководство компанией возлагается на внешнего управляющего. При этом участники (учредители) компании очень сильно ограничены в своих правах. Их основная функция — поиск денежных средств для погашения требований кредиторов.

Внешний управляющий в процедуре внешнего управления:

  • принимает документы и имущество должника;
  • составляет план внешнего управления, согласовывает этот план с собранием кредиторов, после чего утверждает в суде;
  • работает в соответствии с планом для того, чтобы оздоровить предприятие. Собрание кредиторов контролирует эту работу.

Процедура внешнего управления вводится гораздо чаще, чем финансовое оздоровление. К сожалению, к полному погашению требований кредиторов и восстановлению нормальной работы предприятия она приводит далеко не всегда. Многое здесь зависит от действий внешнего управляющего и настроя кредиторов.

Конкурсное производство

Конкурсное производство вводится сроком на 6 месяцев. Может продлеваться неограниченное количество раз.

Известны банкротства, в которых конкурсное производство длится больше 5 лет.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, после его завершения считаются погашенными.

Перейти на конкурсное производство можно непосредственно после наблюдения, а можно после финансового оздоровления или внешнего управления, если эти оздоровительные процедуры не дали результата.

Именно после открытия конкурсного производства предприятие официально признается банкротом. До этого момента оно не считается банкротом, несмотря на то, дело о банкротстве возбуждено.

Через два месяца после публикации в газете «Коммерсантъ» и ЕФРСБ окончательно закрывается реестр кредиторов. Кредиторы, которые не успевают подать заявление о включении в реестр в этот срок, не имеют права голосовать на собрании и их требования удовлетворяются в последнюю очередь.

Во время конкурсного производства руководитель отстраняется от управления. Общее собрание теряет почти все свои полномочия, как и в случае с внешним управлением.

Арбитражный управляющий на этапе конкурсного производства называется конкурсным управляющим. Вот, что он делает:

  • анализирует финансовую деятельность должника (если данный анализ не проводился ранее);
  • ищет и оспаривает подозрительные сделки;
  • при необходимости оценивает и продает имущество должника;
  • при наличии оснований привлекает руководителя и учредителей должника к ответственности — в том числе субсидиарной, по долгам компании.

После того, как арбитражный управляющий продаст все имущество и соберет долги, он переходит к удовлетворению требования кредиторов. Естественно, полное погашение долгов происходит редко.

По статистике в России удовлетворяется от 3 до 7% требований кредиторов третьей очереди (в третьей очереди находится подавляющее число кредиторов).

После того, как средства должника распределены, остается только выполнить ряд формальностей — сдать дела в архив, сдать ликвидационную бухгалтерскую отчетность, отчитаться в судебном заседании о проделанной работе.

В срок от 30 до 60 дней после принятия решения о завершении конкурсного производства суд направляет решение о завершении в налоговую инспекцию. На основании этого решения налоговая инспекция исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ.

Повторю ключевую фразу: долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными. Кредиторы могут со спокойной совестью списать долги как безнадежные к взысканию, а руководство должника вздохнуть спокойно (если, конечно, руководителей не привлекли к ответственности).

Мировое соглашение

Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно рассчитаться с долгами.

Но если мировое соглашение не исполняется, кредиторы или ФНС могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с той точки, на которой соглашение было принято — например, сразу с конкурсного производства.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения принимается на собрании кредиторов большинством от общего количества голосов. Оно заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке/сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

Мировое соглашение может содержать:

  • Положения о прекращении обязательств путем предоставления отступного, обмена требований на доли в УК и акции, облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга и т.д.
  • Положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
  • Положения об уменьшении размера процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Условия мирового соглашения для голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для тех, кто голосовал за него. Это касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Статья 12. Собрание кредиторов

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

составлять протокол об итогах голосования.

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй – арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

бюллетеней для голосования;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами – в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника – унитарного предприятия.

Комментарий к Ст. 12 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Собрание кредиторов – специальный орган, представляющий интересы кредиторов, который создается и действует в случае банкротства должника. При применении к должнику процедур банкротства кредиторам запрещено совершать действия, направленные на удовлетворение их требований в самостоятельном порядке. От их имени все действия в отношении должника с этого момента совершаются собранием (комитетом) кредиторов.

2. Комментируемая статья 12 содержит Закона «О несостоятельности (банкротстве)» общие правила, регламентирующие организацию и деятельность собрания кредиторов на всех стадиях производства по делу о банкротстве и применительно ко всем процедурам банкротства, применяемым к должнику. В иных главах Закона о банкротстве, регулирующих отдельные процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), имеются нормы, содержащие специальные правила о порядке деятельности собрания кредиторов, применяемые лишь при осуществлении соответствующих процедур.

3. По общему правилу первое собрание кредиторов созывается временным управляющим в период наблюдения в срок не позднее 10 дней до заседания арбитражного суда (см. комментарий к ст. 72). Исключение составляют лишь те случаи, когда к должнику не подлежит применению процедура наблюдения, например при банкротстве кредитных организаций (см. комментарий к ст. 182), ликвидируемого или отсутствующего должника (см. комментарий к ст. ст. 225 и 228).

4. На всех стадиях производства по делу о банкротстве и при применении всех процедур банкротства к должнику участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Кредиторы привилегированных очередей, не относящиеся к числу конкурсных кредиторов, не являются участниками собрания кредиторов.

5. По Закону 1998 г. уполномоченные органы по требованиям об уплате обязательных платежей признавались участниками собрания кредиторов и обладали правом голоса только в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В соответствии с Законом 1998 г. (п. 2 ст. 64) налоговые и иные уполномоченные органы наряду с конкурсными кредиторами являлись участниками (с правом голоса) только первого собрания кредиторов, проводимого в период наблюдения.

Теперь в соответствии с Законом о банкротстве (п. 1 комментируемой статьи 12) наряду с конкурсными кредиторами участниками всех собраний кредиторов с правом голоса признаются и уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам.

6. Представитель работников должников, а также представители учредителей (участников) должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия признаются участниками собрания кредиторов, могут выступать по вопросам повестки собрания, но не обладают правом голоса.

7. Участником собрания кредиторов без права голоса является также арбитражный (временный, внешний, административный, конкурсный) управляющий.

На арбитражного управляющего возложены организация и проведение собрания кредиторов: созыв собрания (уведомление кредиторов о дате и месте собрания кредиторов), подготовка необходимых материалов и обеспечение ознакомления с ними участников собрания, реализация решений собрания кредиторов, в необходимых случаях – представление их на утверждение арбитражного суда и т.п.

8. Ранее в судебно-арбитражной практике нередко возникали проблемы, связанные с участием в деле о банкротстве единственного кредитора или уполномоченного органа. Теперь аналогичные проблемы должны решаться на основе нормы о том, что такой кредитор (уполномоченный орган) вправе единолично решать все вопросы, отнесенные к компетенции собрания кредиторов.

9. В п. 2 комментируемой статьи определена исключительная компетенция собрания кредиторов. Содержащийся в данном пункте перечень вопросов, по которым принимаются решения собранием кредиторов, не является исчерпывающим. Иные вопросы, входящие в компетенцию собрания кредиторов, определены в Законе о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства. В частности, в период финансового оздоровления собрание кредиторов может принять решение об освобождении от исполнения обязанностей административного управляющего (об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством) (п. 5 ст. 83); при проведении внешнего управления – решение о даче согласия внешнему управляющему на совершение крупной сделки, а также сделки, в которой имеется заинтересованность (п. 1 ст. 101), а также решение по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего (п. 3 ст. 118); в период конкурсного производства собрание кредиторов может рассмотреть вопрос о порядке оплаты услуг по оценке имущества должника (п. 1 ст. 130), заслушать отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (п. 3 ст. 133), принять решение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (ст. 139) и др.

Вместе с тем содержащийся в п. 2 комментируемой статьи 12 Закона О банкротстве России закрытый перечень вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов, имеет то значение, что указанные вопросы (в отличие от многих других, также рассматриваемых собранием кредиторов) не могут быть переданы для решения иным лицам или органам, в том числе и комитету кредиторов.

10. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов, а также уполномоченный орган, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам. При этом принимается во внимание общая сумма кредиторской задолженности по гражданско-правовым обязательствам (по требованиям конкурсных кредиторов).

Таким образом, количество голосов как конкурсных кредиторов, так и налоговых и иных уполномоченных органов определяется пропорционально их требованиям с учетом общей суммы задолженности по требованиям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам.

Во всех случаях при определении количества голосов участников собрания кредиторов принимаются во внимание лишь те требования, которые в соответствии с Законом о банкротстве признаются установленными на дату проведения собрания кредиторов и включены в реестр требований кредиторов.

11. В отличие от Закона о банкротстве 1992 г., определявшего кворум для признания правомочным собрания кредиторов, Закон о банкротстве 1998 г. в качестве общего правила признавал правомочность всякого собрания кредиторов независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, выдвигая в качестве единственного условия обязательное уведомление всех конкурсных кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов.

Действующий Закон о банкротстве содержит четкие правила о кворуме собрания кредиторов, при котором оно признается правомочным. Критерием правомочности собрания кредиторов является присутствие на нем конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Если речь идет о повторно созванном собрании кредиторов, то его правомочность обусловлена присутствием конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих не менее чем 30 процентами голосов, при том условии, что все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, имеющие право голоса, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте проведения собрания кредиторов.

12. Если инициатива в проведении собрания кредиторов исходит от комитета кредиторов, конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, арбитражный управляющий должен провести собрание кредиторов в срок не позднее чем три недели с даты получения соответствующего требования о проведении собрания (п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве).

Пунктом 5 комментируемой статьи 12 предусмотрены последствия невыполнения арбитражным управляющим указанной обязанности: в этом случае лица, требовавшие проведения собрания кредиторов, вправе его провести своими силами.

13. Часть технических функций, направленных на обеспечение проведения собрания кредиторов, может быть возложена собранием кредиторов или временным управляющим на профессионального реестродержателя, ведущего реестр требований кредиторов (п. 6 комментируемой статьи).

14. Пункт 7 комментируемой статьи определяет порядок составления и оформления протокола собрания кредиторов, представления его в арбитражный суд и хранения соответствующих документов арбитражным управляющим и не нуждается в каком-либо комментарии.

Ссылка на основную публикацию