Особенности предоставления земельных участков

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Статья 39.18 . Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 39.18 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 11 августа 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Особенности предоставления земельных участков

Согласно законодательству граждане РФ имеют право оформить участок земли, находящийся в собственности у государства, для строительства или использования в иных целях. Это открывает большие возможности. Так каким требованиям должны соответствовать получатели для предоставления земельных участков?

Передача земельных участков

Земельный кодекс Российской Федерации – это ключевой нормативный акт, которым регулируется предоставление земельных участков и порядок передачи права на землю от государства физическому или юридическому лицу, а также требования к претендентам, кто может получить ее бесплатно. Порядок предоставления земельных участков довольно сложный, при сделке обязательно трактуются:

  • цели пользования;
  • условия предоставления;
  • сроки доставления земли;
  • в случае неограниченного срока, при котором договор может быть расторгнут.

Размеры участков зависят от многих факторов, их определяют нормативные акты. В каждом регионе они свои. Минимальный размер, на который можно рассчитывать – 3 сотки. Возможность пользоваться бесплатным участком земли предполагается при соответствии условиям, указанным в законопроектах.

Виды предоставления земли

Земли во владение могут передаваться 4 способами:

  1. Продажа. Через проведение аукциона или реализацию права преимущественного выкупа у муниципалитета.
  2. Аренда. В таком случае по-прежнему уместны торги. И второй вариант – продление ранее согласованного договора аренды.
  3. Пользование на постоянной основе с фиксированной платой.
  4. Безвозмездное срочное пользование.

Указанные варианты трактует глава 5.1 Земельного кодекса. Федеральный закон определяет: сроки, основания для отказа и список документов для выделения. Получение земельного участка на бесплатной основе также разделяется на категории:

  1. Передача во владение гражданина безвозмездно. Примером такого договора может служить семья с тремя и более детьми, собравшая все необходимые документы, подтверждающие возможность льготного получения. В данном случае его можно сразу оформить в собственность.
  2. Аренда с последующей передачей в собственность. Предположим, арендатор в течение двух лет должен построить собственный жилой дом, официально зарегистрировать объект. А затем заявить ходатайство в администрацию субъекта федерации о передаче ему в собственность застроенного земельного участка.
  3. Свободное пользование. В данном случае по регламенту земля в собственность без оплаты ее стоимости может перейти через пять лет. Это и есть срок аренды, в течение которого участок должен использоваться по назначению, которое прописано в договоре. Только через 60 месяцев можно говорить об оформлении в собственность.

Кто может рассчитывать на льготное предоставление участков

Земельные участки положены:

  1. Лицам, получившим надел у властей и владеющим домом на нем. Условия – использовать участок только под индивидуальное строительство с возможностью оформления недвижимости по истечении 5 лет, получить его можно единожды и особым правом ценных специалистов: учителя, врачи.
  2. Гражданам РФ. Для этого любой может получить землю, выполнив определенный комплекс действий:
  • поиск участка «никому не нужного» т. е. не имеющего кадастрового номера;
  • оформление всех необходимых документов за свой счет;
  • подача их в департамент недвижимости;
  • пройти процесс формирования ЗУ;
  • провести юридическую проверку.

Если претендентов на это место больше нет, можно оформить аренду на определенный срок, после чего начать на нем строительство и узаконить.

  1. Основание предоставления земельного участка на льготных условиях имеют категории граждан:
  • многодетные семьи или молодые семьи, например, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • по закону герои РФ, ветераны труда, полные кавалеры Орденов Славы, Ветераны ВОВ. Целями для этой категории могут быть: строительство дома, ведение хозяйства, засевание огорода, садоводство;
  • молодые специалисты. Перечень профессий в каждом субъекте свой;
  • семьи с детьми инвалидами и иные граждане, имеющие заслуги перед городом.

Даже имея несколько оснований для получения земельного надела бесплатно его можно получить только однократно, выбрав одну категорию для пользования.

Цели эксплуатации земли

Практика предоставления земельных участков каждой из вышеуказанных категорий разграничила основные, частые цели землепользования.

ЦельКатегорииУсловия
Ведение личного подсобного хозяйства. Садовый, огородный участокМолодые семьи, многодетные семьиЗемля может быть использована для сельскохозяйственного производства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства
Герои РФ, труда, Ветераны ВОВ, полные кавалеры Орденов СлавыВозможности создания сельскохозяйственного и промышленного производства нет. Только личного или приусадебного
Индивидуальное жилищное строительство, одна из самых распространенных целейМолодые семьи, многодетные семьиВозможна регистрация в возведенном доме, по месту своего постоянного проживания
Молодые специалисты, любой гражданинВозведение ИЖС, допускающее надворные постройки, и зона насаждений
Индивидуальное дачное строительствоГерои труда России и Советского союза, кавалеры Ордена СлавыВозведение дома без возможности регистрации постоянного места жительства
Иные цели (сдача в аренду, продажа)Любой гражданинНа основе проведения торгов

Конкретные правила на предоставление земли в разных субъектах страны могут различаться. Поэтому лучше изучить, какие требования и условия полагаются различным категориям граждан.

Размещение нестационарных объектов на земле безвозмездно полученный от государства или муниципалитета не предусмотрено!

Перечень необходимых документов и процедура оформления

Покупка на аукционе. Торги может инициировать муниципалитет или обычные граждане. В первую очередь составляется образец схемы участка. Утверждают ее компетентные органы, которые проверяют все в течение 40 дней. Подготавливается она в виде электронного документа, только при выделении участка без торгов допускается бумажный носитель.

Схема включает: координаты точек границы участка, его площадь и относительный номер, границы, данные об утверждении. Разработка схемы участка происходит на официальном сайте за плату. Зачастую проект готовят и располагают органы государственной власти или МСУ. В таком случае плата взиматься не будет.

Накануне проводятся работы по постановке его на кадастровый учет. Процедура требует времени и включает в себя определенные сложности. Тем не менее при успешном завершении процесса можно получить участок не только под ИЖС, но и продать его, сдавать в аренду или оставить в наследство. Если подписаны все протоколы после проведения торгов, доставление земельных наделов в собственность считается завершенным.

Последовательность предварительного предоставления земельных участков, находящихся в государственном или муниципальном владении, без торгов практически всегда проходит по стандартной схеме:

  1. Написание заявления, в котором необходимо высказать просьбу о предоставлении ЗУ в пользование на основании аренды или ином основании.

Формы могут отличаться, но обычно в нем обязательно присутствуют пункты:

  • название соответствующего органа, в который обращается заявитель;
  • паспортные данные, адрес по месту прописки, Ф. И. О и контактные данные;
  • сущность просьбы;
  • цели использования участка и желаемый размер;
  • месторасположение участка (его адрес и номер, если он во владении);
  • наличие льгот;
  • сведения о том, какие документы прилагаются к заявлению.
  1. Сбор сопутствующих документов: паспорт, выписка о том, что ранее заявителем не был получен участок безвозмездно от государства.
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей;
  • справка о совместном проживании;
  • документ, подтверждающий, что семья стоит на учете как многодетная;
  • свидетельство о браке или о расторжении брака (в случае если на участок претендует один родитель с детьми);
  • бумаги, подтверждающие проживание более 5 лет в одном регионе.

Администрация может потребовать справку о том, что семья стоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Герои РФ и СССР, полные кавалеры Ордена славы, Герои соцтруда, Ветераны ВОВ:

  • удостоверение, подтверждающее отнесение к этой категории граждан;
  • подтверждение, что в собственности нет другой земли;
  • справки об инвалидности, законные основания для получения земли.
  • свидетельство о заключении брака или свидетельство матери-одиночки;
  • дети должны быть несовершеннолетними или обучаться на бюджетной форме обучения, не имея дохода;
  • справка, доказывающая проживание супругов в регионе получения участка не менее 5 лет;
  • справка, подтверждающая статус нуждающихся в улучшении условий проживания.
  • копия трудового договора с указанием стажа, должности в соответствии с полученной квалификацией;
  • справка от работодателя, подтверждающая осуществление должности в данном районе;
  • отсутствие у специалиста в собственности ЛПХ, земли, жилого помещения, исключая наследство;
  • документ об образовании, заверенный у нотариуса;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;
  • подтверждение, указывающие на то, что земля используется по назначению.

После предварительного слушания могут быть запрошены дополнительные документы, которые предоставляются в определенные сроки.

  1. Заявление рассматривается в течение 30 дней, после чего дается ответ. Исходных решений может быть два: постановка в очередь на бесплатное получение земли или отказ.

Как правило, в первом случае выдается сертификат и уведомление с номером очереди. Во втором основания для отказа.

Сроки передачи участка

В данном случае все будет зависеть от региона. Обычно, на очередность влияет количество претендентов и подходящих земель. Ожидание может продлиться месяц, а может и несколько лет.

Основание на внеочередное выделение земли может быть предоставлено семьям с пятью и более детьми или детьми инвалидами, что улучшит их материальное положение. Соответственно, это должно быть подкреплено документами. Такие правила действуют не во всех регионах.

Когда очередь подходит, заявителю высылается уведомление. В течение пяти дней имеющий право гражданин или семья должны дать ответ, согласие на получение предлагаемого участка или отказ. При несогласии очередь необходимо будет ждать снова.

После оформления участка в собственность, нужно как можно раньше использовать его в соответствии с целью. Если в течение года, земля будет стоять без дела, решение о ее выдачи могут отозвать.

Основания для отказа

В Земельном кодексе статьей 39.16 всего предусмотрено 25 причин для отказа в выдаче участка. В первую очередь отказ может быть связан с тем, что заявителем является лицо, которое не имеет льгот на приобретение земли в собственность без торгов.

Рассмотрим первые из них поверхностно. Отказ поступит и в ряде случаев, если указанный в заявлении земельный участок:

  • принадлежит некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения хозяйства или в целях индивидуального жилищного строительства;
  • предоставлен на праве бессрочного пользования, пожизненно наследуемого владения;
  • содержит здания, сооружения, незавершенное строительство, строения которого принадлежат государству или юридическим лицам.

Выбранный надел может также являться объектом договора муниципалитета с другим лицом, о его развитии или объектом аукциона. Площадь земельного участка может не соответствовать или превышать параметры, указанные при подаче заявления.

Отказ должен быть обоснованным и предоставляться в виде мотивированной выписки. Все причины будут изложены там с приведением правовых оснований, на которые полагалась комиссия.

Конечно, заявитель может опровергнуть принятое решение. Найти альтернативный выход или, исправив недочеты, обратиться с заявлением вновь.

Особое внимание необходимо уделить нескольким аспектам, прежде чем приступить к оформлению:

  1. Верное и полное оформление документов. При получении заказанных бумаг необходимо предварительно проверить их на наличие ошибок и правильность заполнения.
  2. Отсутствие собственников у выбранного участка.
  3. Убедиться в том, что участку можно присвоить кадастровый номер.

Основания для предоставления земельных участков требуют компетентного подхода. Многие граждане могут бесплатно получить земли, подойдя к вопросу серьезно и проявив активные действия. Земля во владении открывает новые возможности, а первый шаг к этим возможностям можно сделать уже сегодня. Обратившись в нужные органы и получив подробную консультацию нюансов и правил предоставления надела в регионе проживания.

Особенности предоставления участков из государственных или муниципальных земель гражданам в собственность бесплатно

На получение земли бесплатно претендуют льготники.

Во все времена пользовались спросом любые разновидности недвижимости, так как это является не только выгодным капиталовложением, но и возможностью достойного заработка при условии грамотной эксплуатации.

Если для приобретения дома и квартиры потребуется внести сразу большую денежную суму, то в законодательной сфере земельной недвижимости сегодня предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков определенным категориям граждан. Поэтому стоит детальнее ознакомиться с основными правилами, законными условиями и правовым порядком получения такого имущества.

Категории граждан, имеющие право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно

На безвозмездное получение земли, которая находится в распоряжении государственных или муниципальных активов, могут претендовать различные льготные категории людей.

Целью получения такой недвижимости должно являться возведение собственного жилья на выданной территории в пределах городов или сел, а также организация личного хозяйства, садоводства и огородничества в пределах сельской местности.

Стать владельцем бесплатного участка могут следующие категории граждан:

  • для возведения жилья по месту проживания на территории города или же в сельской местности могут получить землю семьи, которые имеют трех или более детей.
  • дети, которые являются полными сиротами или же были лишены родительской опеки.
  • жертвам тоталитарного режима, которые были реабилитированы после политических репрессий.
  • людям, которые работали на территориях, где происходили активные боевые действия в период Великой Отечественной войны в течение не менее полугода или были награждены медалями и орденами СССР за труд в момент военных действий. Исключением является труд на территории временно оккупированных областей страны.
  • гражданам, которые были лишены собственного жилья по причине чрезвычайных природных или техногенных катастроф, а также в результате ликвидации последствий подобных происшествий.
  • семьям, в которых воспитываются дети с инвалидностью.
  • инвалидам нерабочих категорий: первая и вторая группа.
  • семьям, которые проживают в пределах сельской местности не менее трех лет подряд.
  • гражданам, чьи жилищные условия были признаны неудовлетворительными или нуждающимся в получении жилых помещений.
  • одиноким матерям или отцам, а также вдовам или вдовцам, которые имеют на попечении несовершеннолетних детей.

Порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно

Начальным этапом в процедуре получения бесплатной государственной земли является постановка гражданина в очередь. Каждая особа имеет право состоять на учете только в одном из местных органов самоуправления. Подача заявления предусматривает предоставление следующей документации:

  • документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • бумага, которая подтверждает законность полномочий представительства (если процесс инициирован официальным представителем заявителя).

Дополнительно лица, которые претендуют на получение земельного участка для строительства собственного жилья, но не состоят на учете нуждающихся в получении жилых помещений, которые выдаются по договорам социального найма, обязаны предоставить документы.

Данные бумаги должны подтверждать определенное место жительства, права на жилое помещение или же медицинскую справку, в которой указана невозможность проживания совместно с лицом с тяжелой формой хронического заболевания.

Важно также предоставить документы, которые полностью подтверждают принадлежность граждан к льготной категории. В заявлении лицо должно точно указать цель использования земли.

Заявление регистрируется органом местной власти в книге для регистрации соответствующей документации, а копия бумаги выдается заявителю. Документ должен рассматриваться в течение одного месяца со дня его подачи.

После рассмотрения органами местного самоуправления заявления гражданина принимается решение о постановки лица на очередь или же об отказе от постановки его в общую очередь на получение земли.

Полные сведения о принятых заявках хранятся в книге учета, в которой каждой записи присваивается индивидуальный порядковый номер. В результате очередного продвижения, а также постепенной выдачи земельных участков, гражданин становится законным владельцем определенной земли для организации жилого строительства или ведения фермерского хозяйства.

Однократное предоставление земельного участка в собственность бесплатно

Земельные участки льготным категориям граждан предоставляются исключительно однократно без права повторного получения земли. Гражданам предоставляются следующие классы земельной недвижимости:

  • участки, которые расположены в пределах муниципального района или городского округа по месту жительства заявителя или всех членов многодетной семьи;
  • территории, которые расположены в муниципальных районах или городских округах, которые непосредственно граничат с муниципальными районами или городскими округами, в пределах которых проживает заявитель или члены многодетной семьи.

Земельные участки, которые предоставляются гражданам бесплатно, должны быть включены в соответствующие государственные перечни. Каждому гражданину, который подает заявление на получение земли, предлагается один участок из официального перечня.

Основания для отказа в предоставлении земельных участков

Главным условием для получения земельного участка является отношение к одной из категорий, установленных законом для предоставления бесплатной земли. Однако существует ряд обстоятельств, которые могут послужить поводом для отказа в получении земли на этапе постановки людей на официальный учет:

  • несоответствие гражданина всем требованиям, установленным действующим законодательством;
  • отказ от предоставления необходимой документации или предоставление бумаг в недостаточном объеме для постановки на учет;
  • наличие в документации недостоверных данных.

Решение об отказе в постановке на учет, а также предоставлении бесплатных земельных участков должно направляться гражданам в течение пяти рабочих дней с момента подачи документации.

Размеры земельных участков предоставляемых отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

На основании законодательной базы существуют предельные размеры территорий, которые предоставляются в пользование граждан бесплатно. Размеры земли должны соответствовать следующим параметрам:

  • для организации строительства и возведения собственного жилья предусмотрена территория в размере от 0,03 га до 0,15 га;
  • для осуществления строительства дачных построек или же ведения подсобного хозяйства, а также фермерства, огородничества и садоводства возможно получение земли размером от 0,03 га до 0,15 га.

Для особых категорий граждан существуют исключения в размерах участков. Граждане, которые имеют особые заслуги перед отечеством, а также являются Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации или являются полными кавалерами ордена Славы, должны получать земельные участки в следующем размере:

  • в городах и поселках городского типа допустимый размер не менее 0,20 га;
  • в сельской местности допускается размер не менее 0,40 га.

Особы, которые удостоены звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации или же владельцы ордена Трудовой Славы трех степеней должны получить в бесплатное пользование участки определенного размера:

  • в пределах городов и поселков городского типа – не менее 0,08 га;
  • в сельской местности – не менее 0,25 га.

Таким образом, государство полностью гарантирует всем льготным категориям граждан, которые соответствуют определенным критериям, получение земельного участка определенной площади для строительства жилых зданий и ведения фермерского хозяйства. Условием успешного получения бесплатной земельной недвижимости является полное соблюдение установленной законом процедуры, подача полного объема документации и указание достоверных данных.

Правила, цели и сроки предоставления земельных участков, нюансы этой процедуры

Предоставление земельных участков государством — один из сложных процессов, который осуществляется по-разному в зависимости от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. Что нужно знать, когда речь идёт о предоставлении земли от государства и каким требованиям должен соответствовать получатель?

  1. Предоставить землю гражданину или юридическому лицу — что это значит?
  2. Какие виды передачи ЗУ существуют?
  3. Под какие цели и кто может получить землю?
  4. Многодетные и молодые семьи
  5. Герои Труда
  6. Молодые специалисты
  7. Юридические лица
  8. На каких правах может предоставляться ЗУ?
  9. Нормы
  10. Порядок процедуры
  11. Куда обращаться?
  12. Как оформить заявление?
  13. Необходимые документы
  14. Сроки, на которые надел передается в пользование

Предоставить землю гражданину или юридическому лицу — что это значит?

Предоставление земельного участка от государства — понятие, подразумевающее процедуру, где государственное имущество передается физическому или юридическому лицу для каких-либо целей. Во время передачи земли заключается соответствующий договор, в котором содержатся все важные моменты процесса: цели, на которые дается земля, правила и условия получения, срок.

Если земельный участок дается на временной период с возможностью расторгнуть раньше окончания срока, то все условия прописываются в обязательном порядке.

Процедура предоставления земли регулируется Земельным Кодексом РФ, где решаются вопросы предоставления земли разным категориям лиц, имеющих на это право.

В главе 5.1 ЗК РФ подробно расписаны условия к гражданам, которые могут претендовать на землю от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

Какие виды передачи ЗУ существуют?

Согласно законодательству, существует 4 варианта предоставления земли от государства физическим и юридическим лицам:

  • продажа (могут происходить торги или без них осуществляется право преимущественного выкупа);
  • аренда (точно также через торги либо без них, если есть намерения продлить договор);
  • постоянное бессрочное пользование (со своевременной платой за использование участка либо без неё);
  • безвозмездное срочное пользование (предоставляется в том случае, если претендент имеет возможность воспользоваться подобным правом на льготной основе).

При получении безвозмездного участка земли составляется договор купли-продажи, однако получатель никаких выплат не производит. Это происходит по той причине, что при подготовке необходимой документации и оформлении бумаг лицо потратит некоторую сумму денег.

Получить землю от государства имеют право отдельные категории граждан:

  • граждане, имеющие трех и более детей, и молодые семьи, которые ещё не пользовались правом на землю от государства;
  • Ветераны Труда РФ и Советского Союза;
  • Герои РФ и Советского Союза;
  • молодые специалисты (врачи, учителя).

Для данных категорий граждан существует особый порядок получения земли от государства на льготной основе и специальные программы.

Подробно о том, какие бывают виды пользования земельным участком, рассказано тут.

Под какие цели и кто может получить землю?

В нормативно-правовых актах отсутствует конкретная расшифровка тех направлений, которым выделяют землю от государства. Однако на практике происходит разграничение направлений, которые решили воспользоваться правом получения бесплатной земли от государственного фонда.

Многодетные и молодые семьи

Семьи, где есть 3 и более детей, а также молодые семьи могут воспользоваться правом бесплатного получения земли для следующих целей:

  • индивидуальное жилищное строительство (семья имеет возможность получить землю для постройки собственного дома);
  • организация и ведение личного подсобного хозяйства на полученной от государства земли (законодательство предусматривает возможность воспользоваться землей в качестве создания фермерского хозяйства для получения дохода).

Герои Труда

Герои Труда, кавалеры ордена Славы Российской Федерации и Советского Союза могут получить земельные участки для следующих направлений:

  • использование участка в качестве дачи (построить жилище возможно, однако осуществить регистрацию как по месту жительства нельзя);
  • организация приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

Молодые специалисты

Согласно Земельному Кодексу, молодые обладатели профессий, которые приехали в сельскую местность для работы после окончания ВУЗа. Таким специалистам предоставляют землю для постройки собственного жилья и организации подсобного хозяйства.

Юридические лица

Законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление земельного участка не только для физических лиц, но и юридических. Согласно ст. 39.5 ЗК РФ главным основанием для предоставления земли организациям — решение органов государственной или муниципальной власти. Юридическому лицу необходимо подать заявление, где указываются все сведения и цель использования земли.

Больше нюансов о льготном предоставлении земельных наделов, о том, кто и на каких условиях может получить ЗУ, подробно написано здесь.

На каких правах может предоставляться ЗУ?

Виды предоставления земельных участков и на каких условиях на них можно претендовать — это являются двумя разными юридическими категориями.

Виды могут различаться, а права разделяют на два вида:

  1. Право собственности (земельный участок полностью передается во владение и распоряжение наделом).
  2. Право пользования участком (такой вид дает разрешение на использование участка по своему усмотрению, но без права передачи получателя в собственность до исполнения установленных договором условий).

Из права пользования можно переоформить право собственности, если гражданин выполнил все условия согласно законодательству. Например, молодому специалисту дается земля сроком на 5 лет. Если в течение этого времени будет построен дом, в собственность можно переоформить и жилье, и участок на безвозмездной основе.

Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками читайте тут.

Нормы

Согласно Земельному Кодексу, земельные участки, передаваемые под использование или владение физическими и юридическими лицами, обязательно определяются особыми параметрами. К ним относят:

  1. Категория земель. Государство не может передавать в собственность такие земли, как лесные массивы, заповедные земли, на которых расположены водные объекты, и те участки, которые находятся в зоне отчуждения. Лицу могут дать землю под собственность — это земли поселений и для сельхозназначения. Передача других категорий земель в собственность невозможна.
  2. Размер земельного участка. Конкретные показатели в Земельном кодексе не регулируются, так как для каждого региона установлена своя норма в зависимости от природно-климатических особенностей, поэтому гражданам стоит ориентироваться на региональные нормативно-правовые акты. Но участок должен быть не меньше шести и не больше пятнадцати соток. Такие показатели установлены для всех участков независимо от цели применения.
  3. Уровень плодородия. Этот показатель также относится ко всем участкам. Неважно, требуется ли земля для возведения фермерского хозяйства или постройки жилья, где в любом случае будет организовано приусадебное хозяйство. Также в эту категорию относится наличие неподалеку полигонов с бытовыми отходами или промышленных предприятий, которые могут оказать негативное влияние на урожай.
  4. Расположение участка. Государство не выделяет участки земель, находящиеся вблизи инженерных предприятий, государственной границы и объектов, чья работа направлена на обеспечение страны. Их возможно арендовать на определенный срок только для определенных целей, например, ведения подсобного хозяйства без возведения крупных построек.

Порядок процедуры

Порядок предоставления земли в собственность из государственного фонда осуществляется согласно на уровне регионального законодательства в сфере земельных и имущественных отношений. Но нормативно-правовые акты не должны противоречить законам федерального уровня, поэтому процесс имеет общие действия:

  1. поиск свободного земельного участка, на котором отсутствуют строения;
  2. проверка на наличие у участка кадастрового паспорта и иных прав собственности на него у других лиц (информация предоставляется в администрации);
  3. определение района, в котором находится земля;
  4. составление заявление, где указываются основания для получения земли и цели на нее;
  5. если кадастровый паспорт будет отсутствовать, то специалисты обязуют его оформить и провести геодезию участка;
  6. ожидание вынесения решения земельной комиссией (что делать, если получен отказ на предоставление ЗУ?).

Куда обращаться?

Процессом и установлением порядка предоставления земельных участков в каждом конкретном населенном пункте занимается соответствующий уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Часто им является администрация города или области, куда и требуется обращаться всем претендентам на землю.

Как оформить заявление?

В законодательстве отсутствует форма заявления, однако конкретно описаны, какие сведения должны быть указаны:

  1. наименование учреждения, куда направляется заявление с указанием точного адреса и уполномоченного лица;
  2. сведения о заявителе: ФИО, паспортные данные, адрес проживания, ИНН, номер телефона;
  3. просьба о предоставлении земельного участка;
  4. информация о земельном участке: место нахождения, кадастровый номер, площадь;
  5. для каких целей необходим земельный участок;
  6. список прилагаемых документов, которые доказывают, почему именно этому гражданину должен быть выделен надел;
  7. дата и подпись заявителя.
  • Скачать бланк заявления о предоставлении земельного участка
  • Скачать образец заявления о предоставлении земельного участка

Подробнее о заявлении на предоставление земельного участка читайте отдельно.

Необходимые документы

Основной перечень необходимой документации включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • выписка из Росреестра об отсутствии в собственности земельного участка;
  • схема земельного участка, если необходимо образование надела;
  • документ, который подтверждает право на получение земли;
  • заявление.

Все о предоставлении земельного надела, а именно, куда обращаться с заявлением на земельный участок, как оформить процедуру и какие нужно подать документы, подробно описано в отдельном материале.

Сроки, на которые надел передается в пользование

Допустимые сроки аренды в отношении государственных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 Земельного Кодекса РФ. Максимальный срок при оформлении земли в пользование составляет 49 лет, минимального не установлено. Закон предусматривает разные сроки арендных договоров в отношение публичных земель для индивидуального целевого назначения и могут составлять:

  • 3-10 лет в отношении земельных участков, которые предоставляются для возведения объектов недвижимости;
  • до 49 лет под размещение линейных объектов;
  • 20 лет для индивидуального жилищного строения в границах населенного пункта;
  • 3-5 лет для освоения территории и возведения дачного хозяйства;
  • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

Таким образом, для получения земельного участка от государства необходимо подходить под условия, которые задает законодательство. Для подачи заявки обратитесь в администрацию с собранным пакетом документов и заявлением. В течение 30 дней её рассмотрят и вынесут решение о предоставлении земли.

Особенности предоставления земельных участков

Государство предоставляет гражданам и юридическим лицам земельные участки под разные цели. Земля может быть предоставлена под строительство своего дома, под ведение сельского хозяйства, организации крестьянско-фермерской деятельности.

В статье будут рассмотрены наиболее распространенные варианты выделения земель, выделены их наиболее характерные особенности в получении.

  • Особенности предоставления земельных участков в целях строительства жилья
  • Особенности предоставления земель в городе
  • Особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Особенности предоставления земельных участков в целях строительства жилья

Муниципальные власти и государство предоставляют свои земли гражданам и организациям в целях строительства жилья на основании статей Гражданского, Земельного, Жилищного и Градостроительного кодексов.

Введение Градостроительного кодекса РФ потребовало определенной синхронизации положений Земельного кодекса. В результате проведенных изменений в Земельный кодекс были добавлены новые статьи, касающиеся отношений по жилищному строительству.

В статье 30.1 кодифицированного нормативно-правового акта в сфере земельных отношений содержится специальное регулирование по отношению к статье 30 того же кодекса. Статья 30 устанавливает общие правила предоставления земельных наделов в целях строительства.

Если участки предоставляются для строительства жилья, то положения статьи 30 будут применяться с учетом оговорок, содержащихся в статье 30.1.

В соответствии с 1-м пунктом статьи 30.1 земельные участки для жилищного строительства могут выделяться государственными или муниципальными властями и в собственность, и в аренду, а также в срочное пользование на безвозмездных условиях по основаниям, закрепленным Земельным кодексом РФ.

Жилищный кодекс закрепляет за жилыми помещениями статус объектов жилищных прав (ч. 1 ст. 15).

Конкретными видами объектов жилищных прав являются жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты (жилых домов и квартир).

Жилой дом — индивидуальное здание с комнатами и помещениями вспомогательного применения, которые предназначаются для обеспечения бытовых и других нужд граждан, касающихся их проживания в таком здании (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Строительство жилья ведется в жилых зонах, формируемых по итогам градостроительного зонирования. В жилые зоны могут входить застройки домами различной этажности. В жилых зонах разрешается строить раздельно стоящие, встроенные или пристроенные социальные и коммунально-бытовые объекты, объекты здравоохранения, образования, здания культуры, стоянки автотранспорта, гаражи, объекты, обеспечивающие проживание граждан и не действующие отрицательно на окружающую среду.

В случае осуществляется предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства из фонда муниципальной и государственной собственности, то предварительной договоренности о месте расположения объекта не требуется.

Согласно земельному законодательству земельные наделы для жилищного строительства продаются или предоставляются в аренду посредством проведения аукциона, кроме ситуаций, предусмотренных законами.

  • Лицам, с которыми государство или муниципалитет заключили контракт на постройку объекта недвижимости, причем подобное строительство может проводиться только за счет средств федерального или местного бюджета в соответствии с заказом для государственных или муниципальных нужд;
  • Жилищно-строительным кооперативам по основаниям, предусмотренным законодательством;
  • Для строительства в пределах застроенной зоны, в отношении которой приняли решение о развитии;
  • При несостоявшихся аукционных торгах, если в них принимало участие менее 2-х лиц.

Участок также может быть предоставлен на условиях аренды для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Земля в таком случае предоставляется на основании заявления лица, желающего получить земельную собственность.

Индивидуальное жилищное строительство на участке имеет свою специфику.

Земля для индивидуального жилищного строительства может выделяться в жилых зонах, которые соответственно определяются градостроительным зонированием. Градостроительное зонирование всегда предусматривает обширные территории, отделенные для застройки индивидуальными жилыми домами.

Стоит отметить, что в жилищном законодательстве РФ нет такого понятия, как «индивидуальный жилой дом». Существует лишь родовое, цельное понятие «жилой дом».

В части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящий жилой дом с этажами не больше 3-х. При этом в таком доме может проживать только одна семья.

Таким образом, земельные участки выделяются гражданам и юридическим лицам в целях строительства на них жилья на условиях, предусмотренных вышеназванными кодексами, другими законами и местными актами локального правового регулирования.

Особенности предоставления земель в городе

Предоставление земельных наделов в пределах территории города осуществляется на общих правилах, установленных Земельным и другими законодательными актами РФ. На местном городском уровне принимаются акты правового регулирования отношений по землям.

Городские власти после подачи заявления на предоставление участка физическому или юридическому лицу организовывают проведение торгов (аукциона). При этом проверяется, не входит ли желаемый для приобретения (аренды) участок в генеральные планы изъятия земель для муниципального землепользования и застройки.

Организаторы аукциона должны не меньше чем за 30 дней до дня проведения торгов объявить о них в городском периодическом журнале либо в другом печатном СМИ, а также разместить сообщение на официальном сайте города. В объявлениях всех видов выкладывается информация об организаторах торгов, то есть наименования местных органов власти, принявших решение провести аукцион.

Также городским властям необходимо указать:

  • Место, дату, время и план проведения аукционных торгов;
  • Месторасположение, размеры, границы, наличие ограничений (обременений), кадастровый номер, вид разрешенного применения земли, выставляемой на аукцион;
  • Стартовую цену, сумму задатка, сроки и процедуру его внесения и возвращения;
  • Существенные требования договора купли-продажи или аренды.

В Земельном кодексе зафиксирована требуемая для принятия участия в аукционе документация. Также в нем закрепляются основания отказа в допуске на аукцион, процедура определения победителя, ситуации признания торгов несостоявшимися, структура протокола о проведении аукциона.

Высокие требования к выделению земельной собственности говорят о серьезном и внимательном подходе государства и местных органов самоуправления к застройкам городских поселений.

В некоторых случаях расприватизация квартиры может стать очень эффективным решением.

Какие важные моменты стоит учесть при дарении дачного участка? Мы подробно рассказали об этом здесь.

Нужно ли регистрировать договор аренды земельного участка? Узнайте об этом в нашей статьи.

Особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Предоставление гражданам и организациям в собственность или аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, проводится согласно Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (дальше по тексту — Закон).

Согласно пункту 1-му ст. 10 Закона земельные наделы сельскохозяйственного назначения получают физические и юридические лица в собственность на основании проведенных торгов (аукцион, конкурс).

Арендные отношения по землям сельскохозяйственного назначения регулируются статьей 34 Земельного кодекса РФ. Если имеется одно заявление на сдачу в аренду земли, при этом предварительно и заблаговременно в СМИ публиковалась информация о торгах, то участок будет сдан в аренду единственному заявителю.

Кроме того, уже арендованный участок может быть выкуплен временным владельцем по прошествии 3-х лет аренды по рыночной стоимости с условием, что участок был использован надлежащим образом.

Землю могут получить без торгов и других ограничений в аренду религиозные организации (объединения), казачьи общества, научно-исследовательские организации, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля, общины небольших народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в целях организации сельскохозяйственного производства, укрепления национального образа жизни, способов хозяйствования и промысла коренных народов различных отдаленных регионов Российской Федерации.

Причем выкупить землю из аренды в собственность в вышеперечисленных случаях нельзя. Торги по продаже сельскохозяйственных земельных участков в собственность организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса.

Предоставление участков для коммерческой деятельности осуществляется согласно статье 34 ЗК РФ. Данная статья также регулирует заключение договоров аренды и купли-продажи для иных целей, не затрагивающих строительство.

Земли сельскохозяйственного профиля, принадлежащие государству или муниципалитету, получают крестьянско-фермерские хозяйства, сельскохозяйственные организации на срок до 5 лет, если такие субъекты хозяйствования участвуют в программах государственной поддержки по развитию сельского хозяйства. При этом перечисленные организации должны вести исключительно сельскохозяйственную деятельность.

Таким образом, предоставление государственных и муниципальных земель производится в соответствии с актами нормативного регулирования земельных отношений в России, при этом следует учитывать, что локальные нормы местных органов самоуправления играют не меньшую роль в организации порядка выделения земельных наделов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Что такое выделение земельного участка и кто имеет на это право?

В Земельном Кодексе Российской Федерации есть особая статья – о выделении земельного участка. Многие граждане страны даже не знают о том, что имеют право на его получение.

Конечно, каждый случай индивидуален, предоставление земель происходит по-разному, зависит от категории населения.

Что же необходимо знать в данном случае? На что обратить внимание? Рассмотрим ключевые вопросы в данной статье.

Понятие

Под выделением земельного участка понимают процесс передачи государственных земель физическим или юридическим лицам. Данная сделка закрепляется особым документом – договором предоставления, который фиксирует основные положения:

  • цели физического или юридического лица, для которых отводится участок;
  • основные условия выделения;
  • период, в течение которого юридическое или физическое лицо может распоряжаться участком;
  • порядок расторжения договора в случаях, когда земля предоставляется на определенный срок;
  • порядок оформления земли в собственность новым владельцем.

Процедура перехода земельного участка от государства к иным лицам регулируется законодательно. В данном случае в качестве основного документа выступает Земельный Кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) гл. V.1.

Виды предоставления земли государством

Земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, могут становиться объектом сделки. Основные виды отношений приведены в таблице:

ВидКраткое описание
ПродажаРеализация через публичные торги или через осуществление права преимущественного выкупа у человека, предоставляющего интересы официальных органов.
АрендаПрава переходят открыто, через публичные торги. Повторное продление договора аренды производится без торгов.
Постоянное бессрочное пользованиеВ данном случае за пользование землей устанавливается определенная плата.
Безвозмездное срочное пользованиеЗемля эксплуатируется в соответствии с ее целевым назначением, плата за использование отсутствует.

В таблице отражены ключевые направления перехода земель от государства к юридическому или физическому лицу. В данном случае земля становится объектом сделки, для его получения составляется договор купли-продажи в соответствии с законодательными нормами.

Но есть ситуации, когда он может быть выделен безвозмездно на льготной основе определенным группам граждан (ст.39.5 ЗК РФ).

Даже если гражданин имеет право на получение льготных земель, то юридически всё равно заключается договор купли-продажи, но он не требует платы за участок.

Считается, что гражданин покрыл стоимость земли, оплатив услуги по оформлению кадастровых и межевых документов. Исключение – заключение договора безвозмездного срочного пользования.

Порядок процедуры

Для получения земельного участка гражданину придется пройти процедуру оформления. Как уже было сказано, в большинстве случаев она подразумевает заключение договора купли-продажи между государством и физическим или юридическим лицом.

Кому может быть выделен бесплатно?

Первое, что необходимо разобрать – категории граждан, которым полагаются льготные участки. К ним относят:

  1. Многодетные или молодые семьи, которые ранее не пользовались правом получения участка.
  2. Герои России или Советского Союза.
  3. Ветераны труда или Советского Союза.
  4. Кавалеры орденов Славы.
  5. Члены семьи погибших Героев или Ветеранов труда РФ и Советского союза.
  6. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АС.
  7. Дети-сироты.
  8. Семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид.
  9. Военнослужащие, работники ОВД.
  10. Молодые специалисты, которые приехали для работы в сельскую местность после окончания высшего учебного заведения.

Для данных групп предусмотрен отдельный порядок получения.

При этом участок может быть выделен по двум критериям:

  • по праву собственности, при котором участок полностью передается во владение или распоряжение;
  • по праву пользования, при котором физическое или юридическое лицо может распоряжаться землей, но не оформлять ее в собственность до тех пор, пока не будут выполнены определенные условия, установленные государством.

С первым случаем все понятно. А во втором, например, молодой специалист обязан построить на выделенном участке дом в течение пяти лет, иначе его придется вернуть государству.

Как только гражданин выполняет условия, продиктованные государством, право пользования переходит в право собственности.

О бесплатном выделение земельных участков от государства расскажет видео:

Подготовка документов и подача заявления

Для получения земли по льготным условиям гражданину необходимо обратиться в администрацию города или области с заявлением о предоставлении участка и пакетом основных документов, в который должны входить:

  • удостоверение, подтверждающее статус Героя или Ветерана РФ или Советского Союза;
  • документ, подтверждающий статус семьи как многодетной;
  • согласие от органов опеки и попечительства, если в сделки участвуют несовершеннолетние дети;
  • кадастровые и межевые документы на тот участок, который должен быть выделен государством, в которых указаны: кадастровый номер участка, его границы, площадь, фактическое расположение;
  • документы на здания и сооружения, построенные на данном участке;
  • копии документов, удостоверяющих личность: паспорт, свидетельство о рождении детей;
  • справка о составе семьи;
  • справка о месте проживания из паспортного стола.

Данный пакет документов необходимо прикрепить к письменному заявлению, которое составляется по следующей схеме:

Далее указывается цель:

  • под индивидуальное жилищное строительство;
  • для личного подсобного хозяйства;
  • для ведения сельского хозяйства или сезонных работ;
  • для строительства нежилой недвижимости.

Далее указывается причина, а также перечень документов, ее подтверждающих.

Работник, отвечающий за прием заявлений, должен проверить правильность составления и полноту комплекта бумаг.

Постановка в очередь

Процедура постановки в очередь состоит из четырех основных этапов:

  1. Обращение в местную администрацию с заявлением и пакетом документов.
  2. Прием заявления сотрудником администрации. Он должен поставить печать и дату подачи, именно от нее будет отсчитываться период рассмотрения. Граждане также могут подать заявление дистанционно через портал Госуслуги.
  3. Если выделение участка одобрено, человек ставится в очередь, которая порою может идти до нескольких лет. Ускорить процесс можно лишь одним способом – регулярно ходить в администрацию и проверять положение в очереди. В случае, если очередь стоит или позиция сместилась вниз – идти в прокуратуру.
  4. Непосредственно выделение земли. На данном этапе новый собственник должен оформить межевые документы, поставить участок на кадастровый учет и получить кадастровый номер.

Администрация должна вынести решение о постановке на учет или отказе в течение 30 рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов.

В случае отказа должны быть четко сформулированы причины. Если формулировка размыта или вовсе отсутствует, гражданин вправе обратиться в надзорные органы – прокуратуру, чтобы установить свою правоту.

Официальные причины отказа могут быть следующие:

  • был установлен факт подделки документов заявителем или указание недостоверной информации;
  • если кто-то из членов семьи не имеет Российского гражданства;
  • если семья переехала на постоянное место жительство в другую страну.

Но в регионах данный перечень может быть дополнен в рамках закона. В случае отказа рекомендуется проконсультироваться с юристом и, в случае нарушения прав, обязательно обратиться в надзорные органы.

Как происходит принятие решения?

Как уже было сказано, для получения земельного участка гражданину следует обратиться в администрацию с заявлением и пакетом основных документов. Право рассматривать такие обращения предоставляется исполнительному лицу государственной власти или органу местного самоуправления.

В течение установленного срока, 30 дней с момента подачи заявления, сотрудники должны провести проверку предоставленных данных:

  • установить достоверность предоставленной информации;
  • проверить полноту пакета документов;
  • проверить землю, которая должна быть выделена.

По результатам проведенной проверки выносится решение: положительное или отрицательное.

Если результат отрицательный, необходимо исправить все ошибки, заново собрать документы и обратиться в администрацию. Если результат положительный, гражданин получает решение в письменной форме – специальный документ, который является основанием для проведения процедуры выделения.

Он состоит из нескольких основных пунктов:

  1. Название и номер документа. Например, «Постановление от 08.05.2020 №22 о выдаче земельного участка под индивидуальное жилищное строительство».
  2. Ссылки на законы и законодательные акты, в соответствии с которыми будет происходить процедура выделения.
  3. Непосредственно решение. Обычно состоит из нескольких пунктов, в которых указаны основные моменты передачи земли.
  4. Данные по участку: фактическое расположение, адрес, кадастровый номер, категория земель, границы участка и его площадь.
  5. Наличие обременений на участке: аренда, залог, арест, сервитут.
  6. Стоимость земли, если она переходит не по льготной программе.
  7. Список ответственных лиц.

Документ обязательно должен быть заверен печатью и подписью ответственного лица, выдавшего данное разрешение – глава местной администрации или его законный представитель.

Оформление в собственность

Процедура регистрации права собственности состоит из нескольких основных шагов:

  1. Подготовка документов. Для оформления в собственность выделенного земельного участка потребуются следующие документы:
    • распоряжение от местной администрации о выделении земли;
    • кадастровый паспорт на участок;
    • межевые документы;
    • оригинал и копия паспорта гражданина, на которого будет оформляться земля;
    • квитанция, подтверждающая факт оплаты услуги регистрации.
  2. Оплата государственной пошлины. Ее можно оплатить в любом банке или через сервисы онлайн-банкинга, например, Сбербанк Онлайн. Но при оплате через портал Госуслуги гражданам предлагается скидка 30%, поэтому лучше оплачивать именно на этом ресурсе.
  3. Дополнительный. Если ранее не было проведено межевание участка, то перед следующим шагом его необходимо произвести.
  4. Подача документов. Все необходимые документы вместе с квитанцией об оплате государственной пошлины передаются сотрудникам многофункционального центра – МФЦ. Он проверяет правильность заполнения, наличие необходимых бумаг и выдает расписку о их получении.
  5. Получение сертификата на землю. Сотрудник МФЦ назначает дату, когда можно будет забрать заявление. Для этого необходимо явиться в МФЦ с распиской.

От уплаты государственной пошлины могут быть освобождены следующие категории граждан: сотрудники органов государственной власти, Центрального банка и малоимущие семьи.

Сроки и стоимость

Для людей, которые претендуют на выделение земельного участка на платной основе, через торги, процесс получения займет не более полугода. Но в случае с льготными программами всё намного труднее.

Здесь ситуация зависит от количества обратившихся граждан – чем их больше, тем дольше придется ждать. И тут невозможно сказать точно, поскольку каждая администрация самостоятельно определяет годовой объем земель, который может быть передан безвозмездно. Поэтому срок здесь колеблется от полугода до нескольких лет.

Размер государственной пошлины может быть от 100 рублей до 2000. Все зависит от вида участка, его площади и размеров. Узнать можно на сайте Госуслуги.

Можно ли получить дополнительный ЗУ?

В некоторых случаях к основному земельному участку можно получить дополнительный участок. Такая процедура носит свое название – оформление прирезка. В соответствии с гл. V.4. ЗК РФ граждане могут расширить границы участка.

На это может рассчитывать каждый гражданин. Причем, при увеличении не более, чем на 10%, эта процедура бесплатна, а за земли не придется платить, но при условии, что на них нет обременений.

Последовательность оформления в данном случае следующая:

  1. Написание заявление по образцу, указанному выше. Но в данном случае оно будет называться иначе – на перераспределение земельных угодий.
  2. Подготовка необходимых документов – такие же, как на выделение земельного участка.
  3. Передача заявления и пакета документов уполномоченному органу – администрации района или области.
  4. Рассмотрение уполномоченным органом заявления в течение 30 рабочих дней.
  5. Вынесение решения.
  6. Проведение кадастровых и межевых работ для установки новых границ земельного участка.

В соответствии с Постановлением Правительства №1308 стоимость нового участка будет составлять 15% от его кадастровой стоимости.

Заключение

Таким образом, выделение земельного участка – сложный с юридической точки зрения процесс. Задача гражданина – ответственно подойти к подготовке документов, активно сотрудничать с работниками администрации, быть готовым на возможный отказ или необходимость в повторном прохождении процедуры. Только так удастся получить земли от государства.

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.11.2019 2019-11-23

Статья просмотрена: 682 раза

Библиографическое описание:

Баязитов, З. Д. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности / З. Д. Баязитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64181/ (дата обращения: 25.02.2021).

Земельные ресурсы являются важнейшей составляющей любой деятельности человека и государства в целом. Земля всегда есть и будет основой любой хозяйственной деятельности, будь то индивидуальным жилищным строительством или сельскохозяйственной и промышленной. На сегодняшний день в России преобладающая часть земельных участков находятся в государственной или муниципальной собственности (около 91,9 % от общей площади земель), в частной собственности всего 8,1 %. Следовательно, земель государственной и муниципальной собственности значительно больше, соответственно их динамическое развитие, предоставление и правовое регулирование остается актуальным по сей день.

Согласно ст. 39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются: постановления уполномоченных органов государственной власти или органов МСУ касаемо предоставления земельного участка в аренду, в собственность на безвозмездной основе, постоянное (бессрочное) пользование; предоставление земельного участка в собственность за определенную плату посредством оформления договора купли-продажи; предоставление земельного участка в безвозмездное пользование [1]. Механизм предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности гражданами или юридическим лицами для реализации всевозможных видов хозяйственной деятельности можно представить в следующем виде:

  1. Платно: в собственность (на торгах) и без проведения торгов; в аренду (на торгах) и без проведения торгов.
  2. Бесплатно: отдельным категориям граждан.

В соответствии со ст. 39.5, 39.6 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на платной и бесплатной основе. Продажа земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимые в форме публичных аукционов, либо без проведения торгов [2].

Для проведения аукциона по инициативе заинтересованного лица которыми могут выступать и физические, и юридические лица, необходимо подготовить следующие документы: схему земельного участка на кадастровом плане территории (далее схема ЗУ на КПТ), заявление об утверждении схемы ЗУ на КПТ, утверждение или отказ уполномоченным органом схемы ЗУ на КПТ в течение месяца со дня обращения в уполномоченный орган; межевание земельного участка; заявление на проведение аукциона, процедуры получения технических условий на подключение к сетям энергопотребления, газоснабжения и пр., постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на данный земельный участок в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, принятия решения о проведении аукциона в срок не более 2 месяцев с момента подачи первичного заявления [3]. После оформления необходимых документов заинтересованное лицо подает заявку на участие в торгах. Результаты аукциона протоколируются организатором аукциона. Стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения торгов. Необходимо отметить, что в случае не выигрыша инициатора аукциона, расходы, понесенные в результате оформления схемы ЗУ на КПТ и проведения кадастровых работ, не возмещаются.

За исключением случаев передачи земельного участка физическим лицам или фермерским хозяйствам для ИЖС; осуществления фермерской деятельности; ведения ЛПХ, дачного хозяйства, садоводства аукцион проводиться в электронной форме [4]. Земельный участок предоставляется единственному подавшему заявку на проведение аукциона, если он был признан единственным участником данного аукциона.

Предусмотренная ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков без проведения торгов реализуется в следующих случаях: земельные участки, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций; ведения сельскохозяйственного производства физическому или юридическому лицу после трех лет аренды; передачи земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах МО, садоводства и крестьянско-фермерского хозяйства; земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства или сельскохозяйственной организации; при предоставлении в аренду для комплексного освоения территории; земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной физическими лицами для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства членам такой организации (за исключением принадлежащих имуществу общего пользования участков); предоставления садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу (за исключением участков общего назначения); предоставления земельного участка собственникам зданий, или помещений в них, сооружений, расположенным на данном участке [5]. Цена земельного участка не может быть больше кадастровой стоимости при заключении договора купли-продажи.

Безусловно, продажа государственных и муниципальных земель в частную собственность увеличивает объем инвестиций, а ставка только на аренду земли сужает круг поиска эффективных землепользователей. Однако передача в аренду земельных участков позволяет достичь баланса между интересами государства как арендодателя, и граждан или юридических лиц как арендаторов. Следственно, договору аренды отводится значительная роль в регулировании земельных правоотношений. Аренда оформляется в виде договора, который необходимо зарегистрировать в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Арендатор обязан использовать земельный участок только по целевому назначению, оплачивать ежегодно арендную плату согласно установленному графику.

В соответствии со ст. 39.6 Земельного Кодекса договор аренды земельного участка может заключаться без проведения торгов: «в случае предоставления земельных участков, образованных в границах застроенной территории, юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного назначения, для реализации инвестиционных проектов, для комплексного освоения территории, для ведения сельскохозяйственного производства, некоммерческой организации в целях индивидуального жилищного строительства, гражданам претендующих на первоочередное или внеочередное приобретение участков, организациям для проведения работ по пользованию недрами», а также в иных случаях передачи земельных участков, в соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ.

При предоставлении земельного участка в аренду для строительства или освоения территории в обязательном порядке проводятся публичные торги. Размер платы исчисляется исходя из итогов аукциона, за основу берется та цена, которую заявил победитель торгов. Если была подана одна заявка, арендный взнос исчисляется в размере начальной цены [6].

В зависимости от категорий граждан, которым возможно предоставить земельного участка в собственность бесплатно, можно условно разделить на четыре группы: многодетные семьи; отдельные категории граждан, в соответствии с федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ которым предусмотрено предоставление земельного участка бесплатно; любой гражданин, у которого находился в безвозмездном пользовании земельный участок; специалист в бюджетной сфере, который соответствует предусмотренным законам требованиям, и у которого иметься в безвозмездном пользовании земельный участок;

В разных субъектах Российской Федерации льготниками могут являться различные категории граждан. Следовательно, положения о бесплатном выделении земельных участков отдельным категориям граждан, как и многие другие условия предоставления земли, такие как: список муниципальных образований, список специальностей, которым предоставляется приоритет, различные условия для получения земельного участка многодетными семьями, устанавливаются местными законами на уровне субъектов РФ.

Повышение эффективности организационно-правовых механизмов способствуют реализации прав граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. И в зависимости от того насколько рационально используются земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, зависят темпы ускорения или замедления развития экономики.

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136- ФЗ (ред. от 02.08.2019)// «Российская газета», № 211–212, 30.10.2001.
  2. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: учеб. пособие / Н. В. Гагаринова, К. А.Белокур, А. В. Матвеева. — Краснодар: КубГАУ, 2018.
  3. Земельное право. Практикум: учеб, пособие для вузов / Анисимов А. П., Мельников Н. Н. — М.: Юрайт, 2016.
  4. Некоторые аспекты эффективного управления земельных ресурсов. / Гагаринова Н. В., Проскурня Н. В., Полякова О. А. // COLLOQUIUM- JOURNAL. — 2018 г.
  5. Земельное право / О. И. Крассов. — М.: ЮРИСТЪ, 2017.
  6. Сделки по аренде земель сельскохозяйственного назначения. / Бакуменко Н. С., Гагаринова Н. В. //Инновационное развитие науки и образования. — 2018 г.
Читайте также:  Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество
Ссылка на основную публикацию