Обязательно ли признание вины в Европротоколе?

Обязательно ли признание вины в европротоколе и куда писать?

  1. Чёткого указания на обязательность признания вины в европротоколе в законодательстве нет, но Верховный суд указал, что оно нужно.
  2. Написать “вину признаю” можно в 15 графе лицевой стороны и 2 графе оборотной стороны извещения.
  3. При обоюдной вине солидарную ответственность также следует указать.

Европротокол по ОСАГО накладывает определённые обязательства на участников ДТП. В том числе очень внимательно следует отнестись к правильному заполнению извещения. Однако, по состоянию на 2021 год отсутствует чёткое указание законодательства на обязательность фразы “вину в ДТП полностью признаю” виновником аварии. Как лучше: признать вину причинителю вреда письменно или обойтись без этой фразы, как быть при обоюдной вине и оформлении без сотрудников ГИБДД и где правильно всё это писать, выясним в статье.

Вину признаю – отразить в европротоколе или нет?

Итак, в 2021 году ОСАГО регулируется преимущественно двумя нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом №40-ФЗ, предписывающим основные принципы ОСАГО, обязанности водителей и действия при страховых случаях,
  • Правилами страхования (Положение Банка России №431-П), которые регулируют более подробно данные вопросы.

И оба этих правовых акта не содержат чёткого указания о необходимости написать в европротоколе “признаю вину в ДТП”.

ФЗ-40 лишь указывает, что европротокол можно оформить в следующей ситуации:

  • ДТП произошло с участием двух ТС,
  • у обоих есть действующие полисы ОСАГО,
  • нет вреда здоровью,
  • не вызывают разногласий перечень видимых повреждений,
  • нет разногласий по обстоятельствам происшествия.

Обратите внимание на последний пункт списка. Обстоятельства ДТП вовсе не обязательно должны включать обязательность признания вины. К ним можно отнести место и время аварии, те же повреждения, траектории автомобилей, места удара, скорость и другие данные.

Поэтому однозначного ответа на необходимость записи “вину признаю” в европротоколе в 2021 году нормативное законодательство не даёт.

Есть ответ Верховного суда

Как вы заметили, выше мы указали об отсутствии ответа в нормативном законодательстве. Но ответ всё же есть в правовых актах. И он дан Верховным судом РФ в соответствующем Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 года. В частности, пункт 14 Постановления говорит следующее:

14. Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путём совместного заполнения бланка извещения.

Все нижестоящие суды обязаны руководствоваться такими указаниями Верховного суда (однако, каждый суд принимает окончательное решение на основании исследования всех обстоятельств происшествия).

Таким образом, запись “вину признаю” в европротоколе лучше указать виновнику аварии прямым текстом.

Где писать?

Так как нет чёткого регулирования обязательности признания вины в законодательстве, то и отдельного поля в бланке извещения европротокола для этого тоже нет. Тем не менее, подходящих для этого полей в извещении целых 2, и можно в обоих них написать обсуждаемую нами фразу.

Первая находится на лицевой стороне извещения, где вы может написать “Вину в ДТП полностью признаю” в графе 15 внизу бланка:

Второе место – обратная сторона извещения, графа 2, здесь лучше указать что-то вроде “Свою виновность в дорожно-транспортном происшествии удостоверяю поставленной ниже подписью“:

В таком случае у страховой не будет повода придраться к возможному наличию разногласий в обстоятельствах ДТП с учётом пояснения Верховного суда России.

А если вина обоюдная?

В этой ситуации факт того, что оба участника виноваты в случившемся ДТП, следует также отразить в европротоколе. Только следует исключить слово “полностью” [признаю].

Можно прямо так и написать: “Вину со вторым участником признаём обоюдно, разногласия по степени виновности отсутствуют“. Либо, как указано в типовых схемах ДТП из пособия Российского союза автостраховщиков: “Несу ответственность за ущерб, причинённый в результате ДТП, в равной степени со вторым участником“.

Главное, чтобы и второй участник указал то же самое в своём бланке извещения на оборотной стороне.

Бланки уже сдали в страховую – что делать?

Ничего. Составление европротокола как волеизъявление обоих участников ДТП является признанием того, что разногласия отсутствуют. А, так как признания виновности официальный закон не требует, то потерпевшему достаточно ожидать выплаты, по схеме аварии страховщик оценит, кто виноват, и возместит ущерб.

Если вину никто не признаёт

В этом случае европротокол лучше вообще не оформлять, а вызвать сотрудников ГИБДД. Дело в том, что для возможности оформления извещения при наличии разногласий требуется передача данных в некорректируемом виде в РСА. Сделать это можно с помощью приложения ДТП.Европротокол (скачать в AppStore или Play Market) и только в Москве, области, Питере и области.

Также обратите внимание, что для этого ваш смартфон должен поддерживать спутниковую систему ГЛОНАСС.

Как поступить, если виновник ДТП не признает свою вину

Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать свою вину

Каким образом определяется вина, а также другие детали данного вопроса

Д аже при неоспоримых доказательствах вины в ДТП некоторые водители не признаются в совершённом проступке. В этом случае правильно заполненные документы, фотографии и видео с места происшествия позволят установить его вину и назначить наказание за содеянное. В любом случае, пострадавший получит возмещение за причинённый ему ущерб.

Кем определяется степень виновности в ДТП

Если нет отягчающих обстоятельств в виде жертв или же урон незначительный и его общая сумма будет меньше 100 тысяч, то участники ДТП могут самостоятельно оформить Европротокол без помощи службы аварийных комиссаров. Если всё правильно заполнено, то у страховой компании не возникнет вопросов, кто конкретно составлял схему и заполнял все данные.

Составленный Европротокол полностью описывает ситуацию и определяет виновников, но подписание данного документа может быть осложнено тем, что ни один из водителей не хочет брать на себя вину за ДТП, в этом случае не избежать привлечения к работе эксперта.

С 2015 года были внесены некоторые поправки в процесс составления документации по ДТП. Если нет пострадавших, то выезд сотрудников ГИБДД необязателен. Их функционал был передан службе аварийных комиссаров, также участники ДТП имеют право составлять и заполнять документы самостоятельно, а затем уже обращаться к страховщикам.

Если водители не хотят пользоваться услугами аварийного комиссара, вызывать ГИБДД, но боятся самостоятельно заполнять Европротокол, то фиксируют все повреждения на видео и фото, составляют схему ДТП, берут показания свидетелей и их контакты и направляются в ближайший пункт ДПС для составления протокола. Здесь на основании вышеперечисленных доказательств, инспектор ДПС назначит виновного.

Однако лучше всего заплатить небольшую сумму за услуги аварийного комиссара. Он грамотно заполнит все документы, сфотографирует место ДТП и составит протокол. Это позволит избежать возможных ошибок, которые могут быть допущены неопытными водителя, особенно если они находятся в состоянии аффекта от аварии. Опытный сотрудник правильно оценит все факторы, обстановку и определит виновника ДТП.

Что дальше?

Как только были заполнены все документы по аварии, а так же доставлены инспектору ГИБДД, он возбуждает административное разбирательство. По приложенным доказательствам и бумагам в отношении виновного водителя составляется протокол. Если виновный не согласен с выдвинутым решением, то он может оспорить его в суде. Тем не менее, пострадавший совершенно оправданно получит компенсацию за аварию или же произведёт ремонт своего автомобиля, который будет оплачен его страховщиком.

Все полученные в ГИБДД документы должны быть представлены в страховые компании в течение 5 дней. Если был сразу же составлен Европротокол на месте, то обращение в ГИБДД не требуется, а человек сразу направляется к страховщику для заявления о страховом случае.

Виновник ДТП не признает вину

Если виновный в ДТП человек, доказывает совершенно обратное, нежели в подписанных изначально протоколах, путается в показаниях по ситуации, спорит и ругается, то пострадавшему необходимо расслабиться и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

  • Обязательно обратитесь к службе аварийных комиссаров. Они трезво оценят обстановку и правильно заполнят все документы по аварии. Схема ДТП и экспертное заключение будет решающим в определении виновного.
  • Соберите возможные доказательства аварии. Возможно, авария попала на камеры одного из видеорегистраторов вблизи проезжающих машин или на уличные камеры.
  • Фотографировать повреждения должен аварийный комиссар, но если будете делать это самостоятельно, то на всех фото должны быть видны автомобильные номера.
  • Если получится, то найдите свидетелей. Попросите их составить письменные объяснительные или дать контактные номера для подтверждения увиденного.
  • От сотрудников ГИБДД, в случае обращения в инспекцию, необходимо получить все документы по аварии, которые позже будут предъявлены вами в страховой компании. Это будет протокол и постановление о возбуждении административного дела.

Перечень прилагаемых документов

Какие документы подтверждают вину водителей или её отсутствие:

  • Европротокол или письменное пояснение по ДТП, которое составляют участники при помощи аварийного комиссара или самостоятельно;
  • схема ДТП, оформленная по правилам;
  • если есть факт обращения в ГИБДД, то инспектор каждому из участников выдаёт постановление о возбуждении административного или уголовного дела в отношении виновного лица;
  • бланк извещения о ДТП, в случае составления Европротокола.

Как только вы получите все документы по ДТП, у вас есть 5 дней для заявления страхового случая в страховую компанию. Если даже виновник не согласен с решением ГИБДД, он будет оспаривать этот факт самостоятельно через суд. Ваша задача не растеряться в такой ситуации и правильно собрать пакет документов.

Водитель признал вину, но потом отказался

Иногда признавший свою вину водитель, неожиданно решает изменить собственное решение и отказывается от навалившейся на него ответственности. Данная ситуация случается при высоком стрессе водителя. Как только он немножечко успокоился, то совершенно изменил мнение или же посоветовался с каким-либо знакомым.

В любом случае, пострадавшему необходимо сохранять самообладание. Главное – следовать алгоритму поведения в ДТП, думать о себе и своей машине, потихоньку собирать доказательства самостоятельно или с аварийным комиссаром. Далее смело обращайтесь в страховую компанию и заявляйте об инциденте. Для того чтобы виновному избежать наказания, ему придётся обращаться в суд. Очень трудно изменить мнение судьи, если все доказательства на стороне пострадавшего.

Когда придется идти в суд

Иногда встречается ситуация, сложная для обеих сторон, когда виновный в ДТП водитель не был назначен инспектором ГИБДД. Он формально подошёл к своим обязанностям и не стал вдаваться в детали ситуации. В этом случае возмещение ущерба и ремонт автомобиля по договору ОСАГО произведён не будет. В такой ситуации необходимо прибегнуть к дополнительным экспертизам, которые установят подробности ДТП, приведут новые факты и доказательства, которые точно установят виновную сторону.

Можно сразу же обратиться в мировой или районный суд по месту жительства ответчика (орган определяется в зависимости от размера запрашиваемой компенсации), в этом случае судья сам назначит проведение дополнительных экспертиз, но стоимость экспертизы вероятнее всего будет на 10-15% дороже, нежели пострадавший обратиться туда сам.

Читайте также:  Деньги через банкомат не зачислились, что делать?

Перед тем как подать исковое требование лучше всего постараться прийти к компромиссу при личной встрече или же воспользоваться претензионным письмом (досудебной претензией). В ней чётко изложить требования, приложить материалы экспертиз и доказательств вины адресата. При написании письма ссылайтесь на нормы действующего законодательства. Чтобы точно знать, что требования получены адресатом, направляйте все документы почтой с уведомлением о вручении.

Описанная выше процедура сыграет на руку пострадавшему, даже если ответа на письмо не последует. Его можно будет приложить как доказательство попытки мирного урегулирования в суде. Опять же, все собранные документы и доказательства понадобятся вам в процессе рассмотрения дела.

Важно! Если вы будете проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля или же осматривать место ДТП, то обязаны официально уведомить об этом вторую сторону за 5-7 дней до её прохождения. Он имеет полное право участвовать в процессе, если хочет.

Если всё-таки пришлось подать заявление в суд, то вместе с заявлением должны быть представлены следующие документы:

  • документы по аварии (фото, видео места происшествия, показания свидетелей, схема ДТП, протокол и другие);
  • заключение экспертов, если проводилась независимая экспертиза;
  • квитанция, которая подтвердит попытку досудебного урегулирования дела;
  • документ, который подтвердит наличие искового заявления предполагаемому ответчику;
  • квитанция по оплате госпошлины.

По необходимости суд может инициировать привлечение документов к делу из органов ГИБДД или же направление автомобилей на дополнительные экспертизы. Если вина ответчика будет доказана, то потерпевший спокойно получит своё возмещение или сможет отремонтировать автомобиль.

Что делать, если составлялся Европротокол

В случае отказа нарушителем подписать схему ДТП и объяснительную в Европротоколе, придётся обратиться для оформления происшествия в ГИБДД.

Если изначально был составлен Европротокол и сотрудники ГИБДД или аварийный комиссар не привлекался, а после того виновный водитель отказался от ответственности, то ситуация немного сложнее. Главное здесь, что извещение о ДТП (Европротокол) был подписан обеими сторонами. В этом случае проблем со страховой компанией не возникнет. Страховщик сам определит степень вины в аварии, основываясь на российском законодательстве.

Если был ранее подписан Европротокол обеими сторонами, то шансы на изменение ролей водителей минимальны.

В любом случае, возможность обжалования решения ГИБДД и страховых компаний есть у обеих сторон, как у пострадавшего, так и у виновного.

Видео

Нужно ли писать о признании вины в европротоколе

При оформлении ДТП по европротоколу важно соблюдать все установленные правила заполнения извещения о ДТП. Закон прямо не требует вносить запись о признании вины одного из водителей. Однако на практике это делать желательно. Иначе в выплате по ОСАГО могут отказать.

Нужно ли

Правила и условия заполнения извещения о ДТП (европротокола) приведены в статье 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В соответствии с ней одним из условий оформления по европротоколу является отсутствие разногласий между участниками аварии относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением автомобилей, а также характер и перечень видимых повреждений транспортных средств.

Прямого указания о том, что обстоятельства аварии должны включать в себя вину одной из сторон, в законе нет.

Нет такого требования и в другом нормативном акте, которым регулируется ОСАГО в России — Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Положением Банка России от 19 сентября 2014 года.

В то же время, в 2017 году Верховный суд проанализировал нормы закона об ОСАГО и пришёл к выводу о том, что вина одной или обеих сторон является обстоятельством, о котором стороны должны договориться для применения европротокола.

Суды, как правило, учитывают точку зрения Верховного суда на толкование законодательства. Чтобы отклониться от неё, потребуются веские причины.

Поэтому в европротоколе желательно указывать вину одного или обоих водителей в случившейся аварии. Это снижает риск отказа в выплате по ОСАГО в дальнейшем.

Если виновник не признаёт вину

В соответствии с законом, разногласия об обстоятельствах аварии допускаются только если сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей, и при этом оформление без вызова ГИБДД проводится в электронном виде, который позволяет передать данные о происшедшем «как есть», без корректировок:

  • через систему УВЭОС-ГЛОНАСС, которая должна быть установлена на всех новых автомобилях; либо
  • через специальное программное обеспечение (приложение РСА «Европротокол»), которое пока действует не во всех регионах.

Даже если есть возможность оформить европротокол электронно, сумму ущерба на месте оценить трудно. Нет гарантии, что предварительная оценка ущерба в пределах 100 000 рублей окажется верной. Поэтому в случаях, когда виновник аварии не признаёт вину, европротокол заполнять не следует. Вместо этого необходимо вызвать на место ДТП сотрудника ГИБДД и провести оформление в обычном порядке.

Где писать

В бланке европротокола специальной строки для признания вины нет. Соответствующие сведения нужно указывать в разделах, посвящённых обстоятельствам ДТП. Их предусмотрено два:

  • На лицевой стороне бланка в графе 15 «Замечания»;
  • На оборотной стороне в графе 2 «Обстоятельства ДТП».

В обоих местах необходимо указать фразу «признаю вину в ДТП в полном объеме», или «не признаю вину в произошедшем». Важно, чтобы версии произошедшего совпали у обоих водителей.

В методических рекомендациях РСА по составлению типовых схем ДТП при оформлении документов без участия сотрудников полиции приведен еще один способ описания вины водителей. Согласно этим методическим рекомендациям, в разделе 16 вину каждого из водителей можно указать числовым обозначением:

  • «0» — не виновен;
  • «1» — виновен в полном объеме;
  • «1/2» — обоюдная вина обоих участников.

Числовой код вписывается в раздел 16 извещения. Этот способ лучше использовать дополнительно к словесному описанию в указанных выше пунктах.

Если не указали

Если запись о вине не внесли, этот факт сам по себе не будет основанием для отказа в выплате по ОСАГО. Заполнение европротокола само по себе указывает, что водители достигли согласия по поводу обстоятельств произошедшего.Страховая компания, рассмотрев все обстоятельства дела, должна будет принять решение о выплате по ОСАГО, если не обнаружится разногласий.

Обоюдная вина

«Обоюдка» не является препятствием для оформления европротокола. Закон об ОСАГО не запрещает оформлять извещение о ДТП в этом случае. В случае, если вина водителей взаимная, запись об этом вносится в европротокол в упомянутые выше разделы.
Поскольку вина обоюдная, запись о признании вины вносят оба водителя. При этом не нужно указывать фразу «признаю полностью» — она подходит только для единственного виновника ДТП. Подробнее об оформлении европротокола в случае обоюдной вины читайте здесь.

В каких случаях Европротокол будет недействительным?

Оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД приобретает все большую популярность. Получается столкнулись вы на дороге, видите, что ущерб небольшой и что бы не ждать инспекторов ГИБДД и не создавать пробку, вы по обоюдному согласию со вторым участником ДТП принимаете решение оформить ДТП заполнив Европротокол на месте и обойтись без помощи ГИБДД, ведь это быстро да и удобно. В итоге, вы заполняете протокол и разъезжаетесь за 20-30 минут, далее обращаетесь в страховую и получаете выплаты.

Все казалось бы красиво и хорошо, но на практике, возникает огромное множество нюансов, из за которых, ваш протокол могут признать недействительным в страховой компании и отказать вам в выплате. Сегодня мы поговорим, в каких же ситуациях Европротокол могут признать неверным и отказать вам в выплате, а так же о том, что делать вам потерпевшему, что бы не попасть в досадную ситуацию. Обо всем этом читайте ниже.

  1. В каких случаях не стоит оформлять Европротокол?;
  2. В каких случаях Евроgротокол могут признать недействительным и отказать вам в выплате?;
  3. Что делать, что бы не попасть в неприятную ситуацию и как действовать при оформлении ДТП без участия инспекторов ГИБДД?;
  4. Выводы из статьи!

В каких ситуациях не нужно оформлять Европротокол?

  1. Если водитель второго транспортного средства ведет себя агрессивно;
  2. Если у вас имеются подозрения, что виновник ДТП находится в состоянии алкогольного опьянения;
  3. Если второй участник ДТП отказывается подписывать Европротокол;
  4. Если у участников ДТП есть разногласия по поводу перечня и характера причиненных автомобилям повреждений;
  5. Если в ДТП участвовало более 2 автомобилей;
  6. Если ущерб причинен другому имуществу, кроме двух столкнувшихся автомобилей. К примеру пострадал остановочный комплекс, ветофор, дорожный знак и т.д.;
  7. Если вы считаете, что ущерб причинный вашему автомобилю будет более 50000 руб. и превысит лимит выплат по Европротоколу;
  8. Если причинен вред здоровью водителям автомобилей, пассажирам или пешеходам;
  9. Если у одного из участников ДТП нет действующего полиса ОСАГО, или срок его действия истек, либо есть подозрения, что один из полисов поддельный;
  10. Крое того, даже если у виновника есть действующий полис ОСАГО, данный полис должен быть оформлен на имя виновника, или виновник обязательно должен быть вписан в данный полис, если данное условие не соблюдено, то оформлять Европротокол нет смысла;

Во всех вышеперечисленных случаях, согласно правилам ОСАГОЮ запрещено оформлять Европротокол. Если имеют место хотя бы одна из вышеперечисленных причин, то вызываем сотрудников ГИБДД и оформляем ДТП с их участием, других вариантов нет.

В каких случаях Европротокол могут признать недействительным и отказать вам в выплате?

  1. Если Европротокол подписан только с одной стороны. По правилам его обязательно необходимо подписать виновнику и потерпевшему как с лицевой, так и с обратной стороны. Обратите на то, что на лицевой стороне необходимо поставить 2 подписи как в пункте 15 так и в пункте 18 и виновнику и пострадавшему. Если не выполнить данное условии, то Европротокол будет считаться недействительным. То есть для того, что бы протокол был действительным, то вам необходимо поставить 3 подписи, 2 на лицевой стороне и одну на оборотной. Бывает, что виновник умышленно не ставить одну подпись, а потом не выходит на связь с потерпевшим, либо просто забывает поставить подпись. Обязательно возьмите номер телефона у виновника ДТП и в случае выявления каких либо неточностей, связывайтесь с ним в урегулируйте данные вопросы;
  2. Если информацию в Европротоколе невозможно прочитать, к примеру на него попала вода и чернила размокли, появились разводы, чернила расплылись и информацию в невозможно распознать. Поэтому протокол рекомендуют заполнять шариковой ручкой, во первых даже если на протокол попадет вода, то она не расплывется, а во вторых, при заполнении шариковой ручкой получается четкий отпечаток на втором экземпляре протокола. Не допускайте попадания на протокол жидкости и заполняйте его шариковой ручкой;
  3. Необходимо, чтобы полисы ОСАГО у обоих водителей были действительны и не поддельные, если позже выяснится, что полис одного из водителей (к примеру виновника) был поддельный, то в выплате по Европротоколу страховая откажет, так как один поддельный или просроченный полис, это равно нет полиса у одного из участников ДТП, а согласно правилам оформления по Европротоколу, у обоих участников ДТП должен быть действующий полис ОСАГО. В такой ситуации протокол будет считаться недействительным и в выплате вам откажут;
  4. Если данные внесенные в Европротокол имеют разногласия между собой. Это означает, что водители транпортных средств не пришли к согласию и характер и перечень повреждений вызвал у обоих водителей разногласия, а если это произошло, то оформлять ДТП по протоколу запрещено. Однако если все же водители оформили Европротокол и информация была внесена с наличием разногласий, то такой Европротокол считается недействительным и страховая имеет право отказать вам в выплате, так как имеются разногласия между участниками ДТП. Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, вам необходимо вместе с виновником ДТП обсудить перед заполнением протокола, как и при каких обстоятельствах произошло ДТП, так же согласовать перечень повреждений и только после того, как вы пришли к согласию, внимательно заполнить извещение о ДТП;
  5. Если виновник не вписан в полис ОСАГО. К примеру формально полис может быть, он действителен, но оформлен на имя другого человека, к примеру на имя владельца авто, а лицо управляющее автомобилем, не было вписано в полис ОСАГО и получается, что фактически его ответственность виновника ДТП не застрахована по ОСАГО, а это причина отказа в выплате страховой премии и конечно же такой Европротокол признают недействительным и потерпевшему откажут в выплате;
  6. Если не хватает данных в извещении, есть пустые незаполненные графы, тем более на лицевой стороне, которые, ведь на ней указывается самая важная информация, такая как номер полиса, номер авто, номер водительского удостоверения. Внимательно изучите протокол перед тем как его подписать, проверьте не отсутствует ли какая ни будь важная информация и если отсутствует требуйте ее заполнить, а если получаете отказ то вызывайте для оформления ДТП сотрудников ГИБДД, лучше оформить данное ДТП с их участием;
  7. Если неверно указанны какие либо данные. Страховая компания конечно согласно правилам ОСАГО может самостоятельно найти недостающие или неверно указанные данные, но на практике она этого делать не будет, ей проще отказать вам в выплате и признать протокол недействительным. Такое может произойти если виновник не верно укажет номер авто, номер полиса ОСАГО, номер водительского удостоверения. Проверяйте эти данные на месте и если виновник опять же ведет себя как то странно и отказывается вам предоставить для сверки документы, то не оформляйте ДТП по Европротоколу и вызовите сотрудников ГИБДД.
Читайте также:  Что такое КПЗ (камера предварительного заключения)?

Что делать, что бы не попасть в неприятную ситуацию и как действовать при оформлении ДТП без участия инспекторов ГИБДД?

Во первых, ситуации когда виновники ДТП намеренно вносят в протокол неверные данные случаются все чаще. Хочу вам посоветовать, проверяйте все данные которые вносит на лицевую сторону Европротокола виновник, берите у него документы на авто, водительское удостоверение, полис ОСАГО и начинайте проверять. Начните с номера автомобиля, далее проверьте номер полиса, номер водительского удостоверения.

Если виновник ДТП отказывается предоставить вам документы после заполнения протокола для того, чтобы вы проверили достоверность данных, то откажитесь от Европротокола, и вызывайте сотрудников ГИБДД, скорее всего вас пытаются обмануть. Не поддавайтесь на уговоры, что все будет нормально и ни чего он не соврал, вызывайте инспекторов и все, ведь есть вероятность, что у него и документов нет.

Обязательно фиксируйте факт ДТП на видеокамеру встроенную в телефон, снимайте как можно больше элементов, снимайте автомобили так, что было видно регистрационные знаки и можно было определить их местоположение на дороге. Так же запечатлейте в кадр все, что относится в ДТП, осколки, тормозные пути.

Если были очевидцы, то запишите их данные, конечно с предварительного согласия.

Обязательно приберегите запись с видеорегистратора если такая у вас имеется, а если кто то ехал позади вас и запечатлел ваше ДТП на видеорегистратор, то так же возьмите у данного человека контактные данные (чтобы потом он мог вам передать видео ДТП), если конечно такой человек найдется, обычно люди по возможности предлагают такую помощь, она особенно неоценима, если у вас нет своего регистратора.

Видеозаписи вам понадобятся в случае, если к примеру виновник все же внесет неверные данные в протокол и страховая вам откажет в выплате и на основании видео вы сможете все же доказать факт ДТП и виновник не сможет отвертеться, что ничего не было. Ведь даже если он внесет неверные данные, у вас на руках будет запись, на которой запечатлен его авто при ДТП, на котором видны номера. Таким образом вы все же сможете доказать, что ДТП было, доказать кто виновник и привлечь его к ответственности. Наличие видео и фото это конечно не гарантия того, что вы все сможете доказать, но это хотя бы серьезная зацепка и весомый аргумент вашу пользу, без видео вы вообще вряд ли, что то докажете, по крайней мере сделать это будет практически нереально.

Но я думаю, что когда виновник ДТП увидит, что вы все зафиксировали на видео и фото камеру, он вряд ли будет стараться уйти от ответственности и вносить в протокол неверные данные или оставлять незаполненные поля.

Но лучше все же проверить данные, так как не исключены простые ошибки. Так же попросите виновника, что бы он заполнил протокол печатным разборчивым шрифтом.

Выводы из статьи!

Как мы с вами убедились, Европротокол не такой простой документ, как может показаться на первый взгляд. Его заполнение требует определенных знаний, а именно тонкостей, не учтя которые, можно попасть в очень не приятную ситуацию и в итоге остаться без выплат.

Обязательно помните о советах их моей статьи, когда вы будете оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД по протоколу. Проверяйте все данные которые вносит в протокол виновник ДТП, обязательно зафиксируйте ДТП на видео камеру или сфотографируйте, найдите очевидцев и запишите их контактные данные.

Знание таких простых советов поможет вам и не даст обвести вас вокруг пальца.

Обязательно ли признание вины в Европротоколе?

Признание вины в европротоколе позволяет водителям, попавшим в ДТП, оформить происшествие без вызова ГИБДД. Это существенно упрощает бумажную волокиту и экономит время. Но не всегда граждане могут договориться друг с другом о том, кто виноват в сложившейся ситуации, из-за чьих действий произошла авария.

Важно понимать, обязательно ли признание вины в европротоколе, как оформить документ, если вина обоюдная и в иных спорных ситуациях.

Изменения в законодательстве

До ноября 2018 года европротокол можно было оформить только в случае признания вины одним из участников происшествия. Фактически, документ заполнялся в очевидных ситуациях, при отсутствии конфликта интересов.

Постановлением Правительств РФ от 24 ноября 2018 года №1414 были изменены ПДД. Пункт 2.6.1 теперь читается в иной редакции, смысл изменений касается следующего:

  • водители не обязаны сообщать в полицию о ДТП;
  • оставление места происшествия возможно, если документы оформлены надлежащим образом;
  • европротокол может быть оформлен даже в случае наличия некоторых разногласий, если ситуация зафиксирована специализированными средствами (регистратор, подключенный к системе ГЛОНАСС или специальное мобильное приложение).

При этом сумма предельного возмещения осталась на уровне 100 тысяч рублей. Исключение — Москва и Санкт-Петербург, при условии, что данные фиксируются с помощью специальных приложений для мобильных устройств.

Европротокол может быть оформлен, если в результате происшествия не был причинён вред жизни или здоровью одному из участников или третьим лицам!

Что отражается в европротоколе

Водители заполняют один документ. Не имеет значения, чей бланк используется. Обязательно необходимо указать:

  1. место происшествия;
  2. дату;
  3. количество машин, повреждённых в ДТП. Если их более 2 — нужно обращаться в ГИБДД;
  4. количество лиц, имеющих повреждения. Если такие имеются, то оформить аварию без вызова ГИБДД не получится;
  5. оценка ущерба;
  6. данные свидетелей, если имеются;
  7. данные автомобилей;
  8. данные собственников, если не совпадают с водителями;
  9. информация о страховой компании;
  10. место первоначального удара автомобилей;
  11. информация о повреждениях;
  12. признание вины или отсутствие такого фактора;
  13. дополнительные обстоятельства;
  14. схема происшествия;
  15. подписи водителей.

В некоторых случаях места на бланке не хватает и нужно решить, где писать дополнения. Для этого можно использовать чистый лист, но при этом нужно указать на бланке «с приложениями».

Читайте также «Правила оформления европротокола при ДТП»

Вину признаю – отразить в европротоколе или нет?

Чаще всего документ оформляется при признании вины одним из участников. В таком случае один указывает в соответствующей графе факт признания, а второй пишет, что свою вину не признаёт. Это необходимо для решения возможных разногласий в будущем.

Если вину никто не признаёт, протокол также может быть оформлен. Однако, происшествие должно быть зафиксировано с помощью специального мобильного приложения или регистратора, подключенного к системе ГЛОНАСС.

Факт признания или непризнания вины должен быть чётко обозначен в протоколе.

Что делать дальше?

После оформления документа каждая сторона получит свой экземпляр протокола, с которым сможет обратиться в страховую компанию. Сделать это нужно в срок, не превышающий 5 рабочих дней.

Если стороны приходят к выводу о наличии обоюдной вины, они также могут оформить протокол и передать его своим страховщикам. В таком случае возмещение ущерба производится с учётом степени вины каждого лица. Это подтверждается пунктом 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО», а также Постановлением Пленума ВС от 29.01.2015 №2, пунктом 21.

Водители должны помнить, что в течение 15 дней с момента ДТП нельзя ремонтировать или утилизировать транспортное средство.

Практические проблемы

Изменения в законодательстве позволят упростить процедуру оформления ДТП даже при некоторых разногласиях, но ситуация ещё далека от разъяснения. Во-первых, на дорогах слишком мало автомобилей, подключенных к системе ГЛОНАСС. Во-вторых, Правительство РФ до сих пор не выдвинуло специальных требований к мобильным приложениям, с помощью которых можно провести фиксацию.

Всё это делает возможным оформление европротокола только при отсутствии между сторонами противоречий, касающихся вины и обстоятельств происшествия.

Европротокол позволяет оформить дорожно-транспортное происшествие без вызова сотрудников ГИБДД. Процедура максимально удобна и проста, особенно учитывая нововведения, позволяющие сделать это при некоторых разногласиях. Однако, окончательная процедура, при наличии противоречий, ещё не совсем понятна, регистраторы редко имеют подключение к ГЛОНАСС, а специальные приложения не были выпущены ввиду отсутствия требований к ним от Правительства РФ. Поэтому, если разногласия есть, лучше обращаться в ГИБДД для оформления ДТП классическим способом.

Оказываю реальную юридическую помощь в решении вопросов: – семейные споры (алименты, порядок общения с ребенком, раздел имущества супругов); – наследство (как оформление, так и дальнейший раздел между наследниками); – земельные споры (споры по границам, самовольные постройки), – оформление земли, домов, садовых участков; – назначение пенсий; – банкротство физических лиц; – взыскание долгов.

Ловушка европротокола: когда за одну аварию придётся платить дважды и почему потерпевший может ничего не получить

” src=”https://static.life.ru/publications/2020/11/13/1571822277529.414.jpeg” loading=”lazy” style=”width:100%;height:100%;object-fit:cover”/>

Многие автовладельцы не зря относятся с недоверием к разрекламированному чиновниками европротоколу. Опасения вполне обоснованны, ведь оформление аварии без участия инспектора ГИБДД, к сожалению, может иметь финансовые последствия — как для виновников аварии, так и для потерпевших.

По логике европротокол — это процедура упрощённого оформления документов, и нужна она как раз для того, чтобы не ждать часами сотрудников ГИБДД. Но на самом деле таким способом оформления разрешено пользоваться, только если в вашей ситуации соблюдено пять необходимых условий: столкнулось всего два автомобиля; не повреждено другое имущество — здания, столбы, ограды и др.; в ДТП никто не пострадал — ни водители, ни пассажиры, ни пешеходы; у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО; между ними нет разногласий, один из участников признал вину.

Читайте также:  Что такое Мировые судьи?

Все обстоятельства дела должны быть правильно оформлены. Ведь, если у страховой есть малейший предлог отказать в возмещении, она так и делает. Например, причиной отказа может быть отсутствие в пункте 15 европротокола слов “Вину признаю” и подписи или неверные данные полиса одного из участников ДТП. Очевидно, что такие ошибки возможны, так как любой человек, даже попав в мелкую аварию, находится в состоянии стресса и может что-то упустить. При оформлении через ГИБДД вероятность ошибки минимальна. Также немаловажным является тот факт, что, по данным Российского союза автостраховщиков, в России до полутора миллионов полисов ОСАГО поддельные. Причём их владельцы могут даже не догадываться об этом. Если инспектор выявил фальшивку, то он выдаст справку, которая будет иметь доказательную силу в суде, в ином случае получить выплату даже через суд будет проблематично.

Что думают судьи

Страховщики если и соглашаются с выплатой по европротоколу, то считают её по единой методике ЦБ, согласно которой ремонт и замена деталей оплачиваются с учётом коэффициента износа. Но при этом, согласно закону, выплата страхового возмещения с учётом износа не лишает потерпевшего права требовать полного возмещения реальных расходов (статья 1072 ГК РФ). На практике суды чаще всего считают, что раз выплата по методике ЦБ уже произведена, то этого достаточно. Особенно если стороны первоначально согласились оценить свой ущерб на месте и поэтому составили европротокол.

— Сейчас нередки случаи, когда суды, рассматривая дела о возмещении вреда в результате ДТП, обращают внимание на то, была ли выплата от страховой, если да, то каким образом была оформлена авария, — пояснил заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин. — Как правило, в случае с европротоколом выплаты сверх тех, что уже сделала страховая, если и будут, то небольшие. Кроме случаев, когда доказан иной реальный ущерб, не включённый в выплаты по ОСАГО.

Такое положение закреплено в постановлении Конституционного суда РФ, которое он принял ещё в 2017 году, но массово суды первой инстанции стали пользоваться им только в конце 2020 года. И тут для тех, кто оформил европротокол, возникает риск заплатить два раза.

Виновный платит дважды

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Согласно правилам ОСАГО, если максимальной суммы, предусмотренной для возмещения по европротоколу, — 400 тысяч рублей — не хватает для покрытия ремонта, то потерпевший имеет право требовать возмещения оставшейся части на основании фактически понесённых расходов, которые должны быть им подтверждены документально. При этом он вправе требовать возмещения ущерба без учёта износа деталей на основании оплаченных им счетов за ремонт. И суды такие решения принимают, придерживаясь только одного ограничения: совокупная выплата не может быть выше цены автомобиля, за которую он был приобретён (дело № 41-КГ19-42). То есть по факту потерпевший может получить выплату и от страховой, и от виновника ДТП.

А в некоторых случаях, если речь идёт о том, что после составления европротокола был выявлен и иной вред, возникший в результате аварии, потерпевший через суд может взыскать дополнительную сумму как с виновника ДТП, так и с его страховой компании. Та, в свою очередь, имеет право подать регрессный иск к тому, кого страховала. И тогда виновный в ДТП заплатит дважды — и потерпевшему, и своей страховой компании.

Как сократить свои потери?

“Монарх”. В России анонсировали мощную убийцу “Теслы” за четыре миллиона

С учётом сложившейся практики можно утверждать, что для пострадавших в ДТП ситуация более выигрышная, даже если они оформили аварию по европротоколу, а после решили получить дополнительную компенсацию. Теперь совокупно они могут получить большее возмещение с виновника аварии, так как их ущерб оценят по фактическим затратам без учёта износа.

Если вы пострадавшая сторона в ДТП и считаете, что ваш ущерб не покрыт, имеет смысл заказывать экспертизу, в которой должно быть указано обоснование ремонта (например, что одна или несколько деталей ремонту не подлежат и требуется замена на новые). Собирайте все документы, подтверждающие расходы, и подавайте в суд. В случае выигрыша вам возместят не только стоимость ремонта, но и расходы на юриста, госпошлину и экспертизу.

А если так вышло, что виновник ДТП вы, имеет смысл предложить потерпевшей стороне провести независимую экспертизу (желательно в вашем присутствии), чтобы на основании выводов экспертов оценить ущерб. Если с суммой ущерба согласны и готовы возместить, то по каждому платежу оформляйте расписки. Если с предъявленными претензиями не согласны — ищите грамотного юриста, чтобы в суде доказать необоснованные расходы потерпевшей стороны и уменьшить свои выплаты.

Почему теперь не рекомендуется оформлять европротокол?

О том, какие лазейки нашли страховые компании, чтобы отказывать в выплатах по ОСАГО, и как правильно оформлять европротокол, рассказывает, член Ассоциации юристов России, зам. председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Европротокол — это народное название упрощенного способа оформления аварии без вызова ГИБДД. Если между участниками ДТП отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, то виновник и потерпевший могут совместно заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, который входит в комплект документов ОСАГО. В таком случае, водители, причастные к ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию, и могут оставить место ДТП после совместного его оформления.

Большой риск

В оформлении ДТП по европротоколу есть как свои плюсы, так и минусы. Плюс в том, что можно не ждать часами сотрудников ГИБДД. На мелкие ДТП они выезжают в последнюю очередь. Кроме того, оформление небольших ДТП по европротоколу приносит пользу и для других участников дорожного движения. Возникает меньше километровых пробок из-за столкнувшихся и перекрывших движения автомобилей, т. к. участники аварии, самостоятельно оформив ДТП, быстро освобождают проезжую часть.

Есть в европротоколе и минусы.

В законе об ОСАГО указано, что нельзя начинать ремонт автомобиля в течение первых 15 суток после аварии. Этот срок необходимо для того, чтобы страховщики могли при необходимости лично удостовериться в полученных автомобилем повреждениях.

Ну и самое главное, новые поправки в закон теперь обязывают виновника в течении 5 дней после происшествия предоставить копию извещения о ДТП в свою страховую компанию.

За невыполнение данных требований у страховой компании возникает право регресса к виновнику, т.е. страховая компания вправе взыскать полную сумму страхового возмещения, выплаченную потерпевшему, непосредственно с виновника.

«Первое требование еще как-то можно объяснить тем, что страховщик таким образом может проверить не является ли данное ДТП „подставным“, если на этот счет возникли сомнения. Касаемо же второго требования, то оно никоим образом на сумму страхового возмещения не влияет, каких —либо прав страховщика не затрагивает и не нарушает, — утверждает Алексей Румянцев. — На мой взгляд, это лишь повод страховой компании минимизировать расходы, необоснованно повесив их на причинителя вреда».

К сожалению, количество подобных исков увеличилось и в большинстве случаев суды заканчиваются не в пользу водителя, который явно непреднамеренно не подал копию извещения о ДТП в страховую компанию. Имеются случаи, когда виновник уведомлял свою страховую компанию о произошедшем ДТП, звонил им. Его заверяли, что информация принята, а спустя год с него через суд в порядке регресса взыскивалась вся страховая сумма, выплаченная потерпевшему, т. к. он оказывается, бланк извещения страховщику не передал. От подобных ситуаций безосновательно пострадали многие автомобилисты.

Как не попасть на деньги?

В целом, невнимательное оформление всех документов и допущение ошибок при их подаче может привести к отказу в страховом возмещении или к длительным судебным тяжбам. При оформлении европротокола следует быть внимательными и досконально выполнять нехитрые правила, чтобы в результате не попасть на деньги.

Кроме отсутствия спора по вине и разногласий по размеру ущерба для оформления аварии по европротоколу должен быть соблюден ряд условий:

В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. Столкновение произошло в результате столкновения только двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

При оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 100 000 руб.

Если эти критерии присутствуют, то дальше необходимо действовать по следующему алгоритму:

Нужно установить очевидцев ДТП и при их наличии зафиксировать их данные.

Внимательно осмотреть повреждения на автомобилях и подробно записать их в бланк извещения о ДТП. Все повреждения необходимо тщательно заснять на фотоаппарат. Делайте как можно больше фотографий. При этом это должно быть не селфи на фоне разбитого автомобиля, а фото места происшествия, чтобы можно было его идентифицировать на местности, а также расположение ТС на проезжей части дороги по отношению друг к другу и ширине проезжей части дороги. Фотографировать автомобили необходимо, чтобы на них были видны государственные регистрационные номера.

Необходимо сфотографировать участника аварии, VIN номер его автомобиля, его водительское удостоверение, техпаспорт, страховой полис, а также проверить, не просрочен ли полис и записан ли водитель в полис, как лицо, допущенное к управлению ТС.

Если в бланке извещения сделали исправления, то обязательно закрепите их подписями.

Важно, чтобы виновник аварии в извещении написал собственноручно о том, что он признает свою вину в произошедшем, а также не оспаривает характер и размер повреждений на автомобиле потерпевшего.

В целом, оформлять ДТП по европротоколу это право, а не обязанность. Если есть хоть малейшие в чем-то сомнения, то лучше действовать по старинке, и вызвать на место происшествия наряд ДПС. За это вас никто не накажет. В крайнем случае, если инспектор ГИБДД, определит, что возможно оформить ДТП и без его участия, то он как минимум подскажет дальнейшей алгоритм действий.

Оформление ДТП инспектором ГИБДД не гарантирует, что и в этом случае не могут быть допущены ошибки. Однако они будут минимизированы.

За страховым возмещением потерпевший должен обращаться в рамках ПВУ (прямого возмещения убытков) в страховую компанию, где застрахована его гражданская ответственность.

Ссылка на основную публикацию