Понятие и предмет международного права окружающей среды

Международное экологическое право

Международное экологическое право — это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и защите прав человека на благоприятную среду обитания.

Международное экологическое право имеет два аспекта. Во-первых, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества государств. Во-вторых, оно является продолжением национального (внутригосударственного) экологического права.

Во второй половине XX века международное экологическое право выделилось в качестве самостоятельной и комплексной отрасли международного права со всеми присущими ей чертами, что свидетельствует о признании человечеством глобальности экологических процессов и уязвимости планетарных экосистем.

История международного экологического права.

В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:

Первый этап 1839—1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.

Второй этап 1948—1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.

Третий этап 1972—1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.

Четвертый этап после 1992 г. Современный период истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Эта Конференция направила процесс кодификации международного экологического права в русло принципов социоприродного развития. Параметры и сроки исполнения положений принятой на Конференции «Повестки дня на XXI век» были уточнены на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге в 2002 г. Главный акцент делается на обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании, достижении устойчивого развития и сохранении окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Источники международного экологического права.

Основные источники международного экологического права — это международный договор и международный обычай. Их значение и характер взаимодействия различны для разных этапов развития данной отрасли международного права.

В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние универсальные и региональные и двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и т. д.

Межгосударственные отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируют также документы «мягкого» права. К ним можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Стокгольмскую декларацию по окружающей человека среде 1972 г., Всемирную хартию охраны природы 1982 г., Декларацию РИО-92, ряд документов Всемирной встречи на высшем уровне и в Йоханнесбурге 2002 г.

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя нормы международного обычного права. Так, Генеральная Ассамблея в 1959 году приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного Района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими неукоснительно соблюдаться.

Принципы международного экологического права.

Проанализировав большое число международных соглашений и других международно-правовых актов в сфере охраны и рационального использования окружающей среды, можно выделить следующие специфические принципы международного экологического права:

Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде — государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность в пределах действия их юрисдикции и контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип превентивного подхода к охране окружающей среды — государствам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму рисков возникновения серьезного или необратимого вреда окружающей среде. В широком смысле, он запрещает любую деятельность, которая наносит или может нанести ущерб окружающей среде и ставит под угрозу здоровье человека.

Принцип международного правоохранного сотрудничества — международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе доброй воли, партнерства и сотрудничества всех стран.

Принцип единства защиты среды и устойчивого развития — защита среды должна быть неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Данный принцип включает четыре элемента:

  1. «разумная» или «рациональная» эксплуатации природных ресурсов;
  2. «справедливое» распределение природных ресурсов – при использование природных ресурсов государства должны учитывать потребности других стран;
  3. учет экологических соображений в экономических планах, программах и проектах развития; и
  4. сохранение природных ресурсов на благо будущих поколений.

Принцип предосторожности в сфере охраны окружающей среды — государства должны с осторожностью и предусмотрительностью подходить к подготовке и принятию решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Данный принцип требует, чтобы любые виды деятельности и использование веществ, которые могут причинить ущерб окружающей среде, строго регламентировались либо полностью запрещались, даже если отсутствуют убедительные или неопровержимые доказательства их опасности для экологии.

Принцип «загрязнитель платит» — непосредственный виновник загрязнения должен покрывать издержки, связанные с устранением последствий этого загрязнения или уменьшением их до состояния, соответствующего экологическим стандартам.

Принцип общей, но дифференцированной ответственности — государства несут общую ответственность в контексте международных усилий по охране окружающей среды и признают необходимость учета роли каждого государства в возникновении конкретных экологических проблем, а также их возможности обеспечить меры по предотвращению, уменьшению и устранению угроз окружающей среде.

Охрана различных видов окружающей среды.

Со времени Стокгольмской конференции 1972 года было принято значительное количество международных документов, посвященных различным экологическим вопросам. Они включают: загрязнение морской среды, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, глобальное потепление и изменение климата, угроза исчезновения диких видов животных и растений.

Охрана морской среды.

Морская среда одной из первых стала объектом регулирования международного экологического права. Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях международного морского права (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (и два Протокола 1978 г. и 1997 г.) предусматривают комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.

Охрана воздушной среды.

Центральное место среди норм международного экологического права в области охраны воздушной среды занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха. Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены на 30 процентов не позднее 1993 г.

Охрана озонового слоя.

С охраной атмосферного воздуха в международном экологическом праве связана еще одна проблема — охрана озонового слоя. Озоновая оболочка предохраняет Землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека она существенно истощилась, над некоторыми районами появились озоновые дыры.

Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться.

Охрана космического пространства.

Нормы международного экологического права, касающиеся загрязнения и засорения космического пространства, содержатся в основополагающих документах международного космического права – Договоре о космосе 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Государства-участники при изучении и использовании космического пространства и небесных тел обязаны избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.

Читайте также:  УПФР города Саянск Иркутской области (межрайонное)

Охрана климата.

Охрана климата и проблемы, связанные с его изменениями и колебаниями, занимают важное место в системе международного экологического права. В конце 80-х годов прошлого века проблема изменений климата начала быстро набирать вес в мировой повестке дня и стала часто упоминаться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Именно в это время была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., конечной целью которой является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Участники Конвенции обязались принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Охрана флоры и фауны.

Отношения в области охраны и использования животного и растительного мира, регулируется рядом универсальных и множеством двусторонних международных соглашений.

Среди конвенций международного экологического права, посвященных защите и сохранению флоры и фауны, следует выделить Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Основная масса конвенций посвящена охране различных представителей животного мира — китов, тюленей, белых медведей. Важное положение занимает Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., целью которой являются «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов». Особое значение также имеет Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Международное право. Особенная часть

Понятие и предмет международного права окружающей среды

Международное право окружающей среды (МПОС) — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в сфере охраны окружающей среды, ее рационального использования и воспроизводства в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Предметом МПОС являются межгосударственные и иные международные отношения в сфере охраны и рационального использования всех компонентов окружающей среды, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и представляют единую систему. К ним прежде всего относятся материковые экосистемы, растительный и животный мир, недра, атмосферный воздух, Мировой океан, околоземное космическое пространство и т.д. Указанные компоненты содержат основные природные ресурсы, необходимые для человека.

Ключевым элементом международного права окружающей среды является концепция «устойчивого развития». Понятие «устойчивое развитие» было выработано с позиций экосистемного подхода, основу которого составляет императив выживания человечества, помещающий экологическую проблематику в общем и концепцию «устойчивого развития» в частности на уровень глобальных проблем. Как отметил К. Аннан, «вся идея устойчивого развития. заключается в том, что окружающая среда и развитие неразрывно связаны между собой» 1 Аннан К. О всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге – 18.11.2004. .

В 1986 г. в Оттаве на Международной конференции по охране природы и развитию были разработаны принципы по обеспечению устойчивого развития:

  • сочетание сохранения природы и развития общества:
  • удовлетворение основных потребностей человека;
  • достижение равенства и социальной справедливости;
  • обеспечение социального самоопределения и культурного разнообразия;
  • поддержание целостности экосистем.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. провозгласила устойчивое развитие стратегическим принципом общества, а фундаментальные принципы и программу действий для достижения устойчивого развития закрепила в «Повестке дня на XXI век», которая предусматривает проведение согласованных действий для сочетания экономической, социальной и экологической составных развития 2 Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. Т. I. Нью-Йорк. 1993. С 11. . После конференции в Рио-де-Жанейро началось активное распространение концепции «устойчивого развития» на международном (универсальном и региональном) и внутригосударственном уровнях.

Концепция экологической безопасности объединяет нормы международного права, направленные на обеспечение экологической безопасности как основы международной безопасности, что признано международным сообществом в соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. Причем защита и улучшение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов тесно связаны с обеспечением международной безопасности во всех ее аспектах.

Экологическая безопасность — это состояние защищенности человеческого общества, а также государства ог угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В экологическую безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения — ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Существует два основных подхода к экологической безопасности.

1. Изменения в окружающей среде (ее деградация, истощение природных ресурсов) прямо влияют на безопасность государства, так как могут стать источником социальных конфликтов в результате недостатка возобновляемых ресурсов, массовых перемещений населения. Глобальные проблемы (потепление климата, истощение озонового слоя, уменьшение лесного покрова, деградация сельскохозяйственных угодий) могут вызвать экономический упадок, политическую нестабильность, социальные трения.

2. Другая интерпретация экологической безопасности связана с безопасностью индивида, а не государства, так как экологические проблемы не имеют национальных границ. Охрана окружающей среды сохраняет здоровье человечества.

Международное экологическое право

Международное экологическое право создало условия для рационального использования ресурсов и сохранения природных источников путем объединения возможностей и сил ряда стран. Какие нормативные источники создают базу для регулирования межгосударственных связей в этой области и какие принципы заложены мировым сообществом в целях создания мер для поддержания благоприятного экологического состояния земли, рассказано в этой статье.

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право – это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные – в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние – регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные – характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире” включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.

Читайте также:  Соседи мусорят в подъезде что делать

Вопрос 1.Предмет и сущность международного права окружающей среды

Международно-правовой механизм охраны окружающей среды

Тема 20

Лекция

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Учебные вопросы:

1. Предмет и сущность международного права окружающей среды.

2. Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.

3. Источники международно-правовой охраны окружающей среды.

4. Понятие международных правоотношений в области охраны окружающей среды: субъекты, объекты, содержание.

5. Международные организации в области охраны окружающей среды.

6. Международные конференции по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности и международное сотрудничество.

Лекцию подготовил: доцент кафедры публичного права, кандидат
юридических наук Адамюк О.И.

Международное природоохранительное сотрудничество — самостоятельное направление деятельности государства в области охраны окружающей среды и международных отношений, важнейший из аспектов экологической функции государства.

Основными условиями решения проблемы загрязнения окружающей среды являются:

• сохранение мира во всем мире и разоружение, доверие и взаимопонимание между государствами;

• проведение всеми государствами единой политики по отношению к природе и принятие на своей территории всех мер по ее охране, и, прежде всего, развитие природоохранительного законодательства;

• активное участие всех государств во всех акциях по международной защите окружающей природы, осуществляемой в рамках Организации Объединенных Наций и на региональной основе;

• разработка и принятие международных договоров по охране конкретных компонентов природы и единого договора по охране окружающей среды — основного источника международного экологического права.

Наиболее важной проблемой современности является убеждение государств в необходимости вернуться к многостороннему сотрудничеству. В этой связи Принцип 7 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. (далее — Декларация РИО-92) декларирует, что государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли.

Международное право окружающей среды (международное экологическое право – МЭП) – это система норм права, содержащихся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, решениях международных организаций, регулирующих использование и охрану природных объектов и благоприятную окружающую среду.

Предметом международного права охраны окружающей природной среды являются экологические отношения по поводу таких природных объектов, использование и охрана которых требует согласованных действий сопредельных государств или всего мирового сообщества — Мировой океан, воздушный бассейн, Космос, Антарктида, мигрирующие животные и др..

Объектами международной правовой охраны являются:

• Мировой океан и его ресурсы

• Растительный и животный мир

• Отдельные материки, например Антарктика и т.д.

Субъектами международного экологического права являются:

2) нации и народы, ведущие борьбу за свою государственную независимость;

3) международные межправительственные организации.

Особенности МЭП:

1) специфический круг общественных отношений;

2) специфические нормы, регулирующие эти отношения;

3) достаточно крупная общественная значимость круга общественных отношений;

4) достаточно обширный объем нормативно-правового материала;

5) заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;

6) специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли нрава

Помимо традиционных форм закрепления международно-правовых норм – международного договора и международно-правового обычая – здесь оказались востребованными так называемые нормы «мягкого» международного экологического права, а именно рамочные конвенции и стандарты, принимаемые международными организациями.

Нормы «мягкого» права в международном экологическом праве оформляются в резолюции, повестки дня, кодексы, декларации, руководящие принципы и т.д. и зачастую выполняют регулирующую роль в тех областях, в которых нормы «твердого» права оказываются бессильны.

Понятие международного права окружающей среды

План

Лекция 18.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

1.Понятие международного права окружающей среды

2.Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

3.Принципы международного права окружающей среды

4.Источники международного права окружающей среды

5.Международные организации как субъекты международного права
окружающей среды

Международное право окружающей среды – совокупность междуна­родно-правовых принципов и норм, регулирующих международные отношения по поводу охраны окружающей среды от вредных воздейс­твий, рационального использования ее отдельных элементов в целях обеспечения оптимальных условий жизни и здоровья отдельных инди­видов, а также самого существования человечества в целом.

Значение международного права окружающей среды. Выход на меж­дународный уровень вопросов урегулирования отношений по поводу окружающей среды обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, развитием научно-технического прогресса. Во-вторых, резкое увеличение популяции человечества, которое приводит к дисбалансу мировых экологических связей (сегодня человечество не обладает естественными врагами, способными регулировать его популяцию).

Предмет международного права окружающей среды. Формирование отрасли международного права – международное право окружающей среды произошло на основании принципа «Пользуйся так своим, чтобы не вредить другому». Вопросы охраны и использования окружающей среды регулируются национальным законодательством до тех пор, пока они не выходят за пределы территориальных границ государства. Меж­дународное право окружающей среды имеет самостоятельный предмет правового регулирования – международные экологические отношения, которые можно условно разделить на три группы:

1) Отношения по предотвращению и ограничению вредных воздейс­твий на состояние окружающей среды, которые могут быть решены лишь усилиями всего международного сообщества (загрязнение Миро­вого океана, воздушного бассейна, загрязнение окружающей среды в ходе военных конфликтов и т. д.). 264

1. Обеспечение рационального использования международных при­
родных ресурсов.

2.Охрана уникальных природных объектов путем их консервации от
хозяйственного воздействия человека (экологические иммунитеты).

Субъекты международного права окружающей среды. К субъектам международного права окружающей среды относят: государства, меж­дународные организации, международные неправительственные орга­низации.

Основным субъектом права являются государства. В научной лите­ратуре предложено несколько классификаций государств-субъектов международного экологического права:

1. государства, наиболее уязвимые в экологическом отношении, и
государства, наиболее благополучные в экологическом отношении;

2.развитые государства и развивающиеся, которым свойственны не
только различная степень самостоятельности в решении проблем по
охране окружающей среды, но и разные предметные интересы в данной
области; .

3. государства, испытывающие воздействие одинаковых природных
факторов в силу географического положения и государства, которые в
силу географического положения испытывают воздействие различных
природных факторов, что влияет на содержание принимаемых между­
народно-правовых документов.

Несмотря на различие статуса государств, осуществление конкретно­го нормативно-правового регулирования строится на единых принци­пах. Одной из тенденций в международном праве окружающей среды стало возрастающее значение международных и международных непра­вительственных организаций как субъектов международного права окружающей среды.

Международное право окружающей среды является молодой отрас­лью, которая выделилась из таких отраслей международного права, как международное морское, воздушное, космическое право. Однако дан­ные отрасли регулируют отношения по поводу эксплуатации элемен­тов природы и имеют в своей основе иные приоритеты – обеспечение реализации прав суверенных государств по использованию природных ресурсов. Международное же право окружающей среды основывается на использовании природных ресурсов с учетом ограничений, вводимых в интересах международной охраны окружающей среды.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение, согласно которому нормы международного права имеют большую юридическую силу, чем нормы, закрепленные в национальном законо­дательстве, в полной мере распространяется и на сферу регулирования экологических отношений. В связи с интернационализацией проблем в сфере окружающей среды, общие нормы российского права все более приобретают отсылочный характер. Нормы российского права зачастую отсылают правоприменителя к международному законодательству за

правовой нормой, подлежащей п рименению (Закон об охране окружаю­щей среды, Закон о животном мире и т. д.). Кроме того, российские зако­ны закрепляют принципы международного сотрудничества Российской Федерации в сфере окружающей среды.

Становление международного права окружающей среды. В своем разви­тии международное право окружающей среды прошло несколько этапов:

Первые сведения о закреплении норм международного права
окружающей среды дошли до нас из источников права Древнего Китая
(VII в. до н.э.). Так, заключались международные договоры об охране
редких пород зверей и птиц. Первенство в этом вопросе восточных
цивилизаций не является случайным. Если сознание западных цивили­
заций является жестко рациональным (об охране окружающей среды
заговорили лишь тогда, когда нечего стало есть, пить и нечем стало
дышать), то восточное сознание всегда было направлено на созерцание
и гармонию с окружающей средой.

Появление истинно международных, а не локальных норм между­
народного права окружающей среды можно отнести ко второй поло­
вине XIX в. – 1913 г. В этот период еще отсутствовала полная система
международно-правовых договоров, комплексно регулирующих охрану
окружающей среды. Однако уже осуществляются отдельные меропри­
ятия (заключаются договоры) по охране отдельных видов животных
(например, Соглашение об охране морских котиков от 6 ноября 1897 г.)
или отдельных природных объектов (например, Конвенция о судоходс­
тве на Рейне 1868 г., регулирующая охрану реки от загрязнения).

1913 – 1948 г. 17 ноября 1913 г. в Берне на I международной конфе­
ренции, посвященной «международной защите природы», произошла
первая в мире попытка наметить план мероприятий по международной
охране окружающей среды в целом, а не отдельных ее элементов. В
конференции принимали участие представители науки из 18-ти стран,
включая и Россию. На Конференции было подписано Соглашение об
учреждении Консультативной комиссии по международной охране
природы. Однако совещание носило, в основном, информационно-орга­
низационный характер и никаких практических мер по охране природы
не выработало.

1948-1972 г. Начало этого этапа в международном сотрудничестве
по охране окружающей среды связано с созданием ООН и первой меж­
дународной природоохранительной организации, созданной в 1948 г.,
которая вначале называлась «Международный союз охраны природы».
В этот период впервые в мировой истории была подготовлена и прове­
дена в Стокгольме в 1972 г. международная конференция, провозгла­
сившая право каждого жителя Земли на благоприятную окружающую
природную среду.

1972 -1992 г. На данном этапе в различных международно-правовых
актах складывается и проявляет себя система международно – правовых
гарантий права человека на благоприятную окружающую природную

среду. Тогда же происходит и экологизация международного права, а также закрепление механизма гарантий не только на универсальном уровне в рамках системы ООН, но и на региональном уровне в рамках таких международных органов, как Совет Европы, ОБСЕ и т.д.

6) 1992г. – до сегодняшнего дня. На проходившей в 1992 г. Меж­дународной конференции в Рио-де-Жанейро были подведены итоги сотрудничества по данным вопросам и намечены долгосрочные планы на будущее (см. Повестка дня на XIX век).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие и источники международного права окружающей среды

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм и правоотношений в сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов Земли и охраны глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, то есть отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

В контексте развития и реализации международного права окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством нормотворчества; взаимных консультаций; мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией, контроля за состоянием природы, применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века. Вначале оно носило эпизодический характер, основывалось на двухсторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объектов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швейцария).

Читайте также:  Виды и рода войск Вооруженных сил РФ и их назначение

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине текущего века. Основные из этих факторов – использование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использование во все возрастающих масштабах природных богатств и загрязнение окружающей среды планеты, развитие программ использования космоса и др.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

Объект международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования – вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:

– международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);

– природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в т.ч. Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных.

– природные объекты и ресурсы, находящиеся под национальной юрисдикцией. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием “Девственные леса Коми”, озеро Байкал, признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия. Сюда же относятся иные природные ресурсы, полностью находящиеся под национальной юрисдикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными правовыми нормами.

Международное право окружающей среды на современном этапе – динамично развивающаяся отрасль современного международного права и его науки. Вопрос о его источниках важно рассмотреть в историческом аспекте. При отсутствии международных договоров в данной сфере межгосударственные отношения регулировались на основе международных обычаев. Один из признанных обычаев был основан на принципе непричинения ущерба окружающей среде соседнего государства. С учетом этого принципа принимались решения международных судов.

На современном этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида:

– закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова (“твердое”, т.е. обязательное право);

– содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом (“мягкое”, т.е. рекомендательное право).

В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973 г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций – Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двухсторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двухсторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций – Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.

Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими “мягкое” право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.

Понятие и источники международного права окружающей среды

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В современных условиях эта отрасль международного права призвана регулировать отношения государств в области охраны окружающей среды таким образом, чтобы в конечном итоге достичь экологического равновесия в мире.

Субъектами международного права окружающей среды являются прежде всего государства, а также международные организации. Перед субъектами международного права окружающей среды стоят две главные задачи: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, которое будет соответствовать интересам человечества.

К основным специальным принципам международного нрава окружающей среды относятся два принципа: принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и принцип непричинения ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства.

В Декларации, принятой на Конференции ООН но окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), как и в Стокгольмской декларации 1972 г., оба принципа сформулированы следующим образом: “Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ”.

Помимо этих основных принципов в международном праве окружающей среды разрабатываются и другие специальные принципы, к которым относятся:

– принцип обязательного обмена государствами информацией в случае предполагаемого проведения какого-либо эксперимента или деятельности, потенциально опасной для окружающей среды;

— принцип взаимных консультаций по поводу осуществляемой государствами экологически опасной деятельности;

– принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности;

— принцип экологически безопасного развития (обязанность государств сохранять те экосистемы, которые необходимы для нормального функционирования биосферы) и ряд других.

Источниками международного права окружающей среды являются договорные и обычные нормы международного права.

К основным источникам международного права окружающей среды относятся многосторонние международные договоры, и в частности Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г., с изм. и доп. от 19 ноября 1976 г.), Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (Лондон, 2 ноября 1973 г.), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 20 мая 1980 г.), Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.) и ряд других.

Общие международно-правовые договоры могут затрагивать и вопросы окружающей природной среды (например, в договорах о режиме государственной границы, как правило, имеются статьи, посвященные режиму приграничных водоемов, охране растительности, животного мира).

Специальные природоохранительные международные договоры содержат статьи только об охране окружающей среды, например Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.).

Большое значение в области охраны окружающей среды имеют так называемые рамочные соглашения. Они, как правило, имеют глобальный характер и фиксируют общие обязательства, в рамках которых могут действовать договаривающиеся государства. Вместе с тем они не ограничивают договаривающиеся стороны перечислением запрещенных действий. К рамочным глобальным конвенциям относятся Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.), Конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии, подписанные в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и некоторые другие.

Важную роль в деле охраны окружающей среды играют соглашения, заключенные на региональном уровне. Так, в Европе наиболее значительным международным соглашением в этой области стала Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.). Она содержит общие обязательства государств относительно сокращения загрязнения воздуха, и прежде всего трансграничного. В Конвенции предусматривается обязанность обмениваться информацией, в необходимых случаях проводить консультации и мониторинг воздуха. В 1991 г. на Европейском континенте была принята Конвенция об оценке воздействия трансграничного загрязнения на окружающую среду, в 1992 г. — Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий и Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

В числе региональных можно назвать договоры об использовании и охране Дуная, Черного моря, договоры европейских стран (ЕЭС), Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов (1968 г.), Конвенцию по охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенцию об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Соглашение об охране полярного медведя (1974 г.), Конвенцию о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (1959 г.), Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах (1973 г.), Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.). Более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях участвует Российская Федерация.

Большое значение как для регулирования общих проблем, так и для решения более конкретных вопросов имеют двусторонние соглашения. Так, СССР были заключены соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с США (1972 г.), Великобританией (1974 г.), Францией (1975 г.), Бельгией (1975 г.), Норвегией (1988 г.), Швецией (1989 г.), Канадой (1989 г.), Швейцарией (1989 г.). Были заключены соглашения между Правительством СССР и Правительством Ирландии о воздушном сообщении (1987 г.), Консульская конвенция между СССР и Индией (1987 г.), Протокол между Правительством СССР и Правительством Республики Мальты об экономическом и техническом сотрудничестве (1984 г.) и др.

Российской Федерацией также были заключены договоры в области охраны окружающей среды. К ним можно отнести, в частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды (Смоленск, 5 июля 1994 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи но предупреждению крупных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий (Москва, 18 декабря 1993 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Тбилиси, 3 февраля 1994 г.).

Ссылка на основную публикацию