Основные обязанности граждан по воинскому учету: список

Обязанности граждан по воинскому учету

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе), а также другие военнообязанные, в число которых входят:

  • мужчины, пребывающие в запасе (в том числе уволенные с военной службы);
  • офицеры запаса — выпускники вузов, успешно окончившие военные кафедры;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Женщины подлежат постановке на воинский учет, если они получили подготовку по следующим специальностям в сферах:

  • связи (монтажники, телефонисты, телеграфисты, радисты, специалисты в области радиотехники, телекоммуникаций и др.);
  • вычислительной техники (операторы ЭВМ, электромеханики по ремонту и обслуживанию ЭВМ, специалисты в области информатики, вычислительной техники и др.);
  • оптических и звукометрических средств измерения и метеорологии (метеорологи, оптики, геодезисты и др.);
  • медицины (врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал);
  • полиграфии (граверы, цинкографы, наладчики полиграфического оборудования, полиграфисты, специалисты в области издательского дела);
  • картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы (техники, картографы, географы и др.).

Получить эти специальности возможно в системе профессионального образования, в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе Российской оборонной спортивно-технической организации — РОСТО (ДОСААФ).

Не обязаны состоять на воинском учете граждане:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ.

Определенный круг лиц освобождается от воинского учета в связи со службой в иных органах и формированиях. Например, военнообязанные, принятые на должности начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в МВД РФ.

Гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан:

  • состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (в органе местного самоуправления);

Примечание. Офицеры запаса СВР и ФСБ РФ состоят на воинском учете в своих органах.

  • явиться по вызову (повестке) в военкомат с военным билетом (временным удостоверением) или удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу, российским паспортом и водительским удостоверением (при наличии). К повестке также приравнивается вызов соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • явиться в военкомат по месту жительства для постановки на воинский учет в 2-недельный срок со дня наступления следующих событий:
    • увольнения с военной службы в запас;
    • увольнения с альтернативной гражданской службы;
    • освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы;
    • получения женщиной военно-учетной специальности;
    • приобретения российского гражданства (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет);
  • сообщить в 2-недельный срок в военкомат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (должности), места жительства в пределах района или города (иного муниципального образования);
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в РФ;
  • обеспечить сохранность военного билета (временного удостоверения), удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (в случае утраты в 2-недельный срок обратиться в военкомат).

Невыполнение обязанностей по воинскому учету, а также умышленная порча, уничтожение или небрежное хранение военного билета, повлекшее его утрату, наказываются предупреждением или административным штрафом в размере от 100 до 500 руб.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военкомата, обязаны выполнять изложенные в них требования. В период мобилизации и в военное время состоящие на учете граждане не имеют права самостоятельно выезжать с места жительства (временного пребывания). Они обязаны обратиться за разрешением к военкому с письменным заявлением, в котором должна быть указана причина выезда и новое место жительства (временного пребывания).

Офицеры запаса и граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

Должностные лица территориальных органов Федеральной миграционной службы проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют таких граждан в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

В случае неявки для постановки на учет без уважительной причины гражданин привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Уважительной причиной является:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья либо участие в похоронах близкого родственника гражданина (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя);
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

Эти причины снимают ответственность за неявку, однако не отменяют вызова в военкомат. При первой возможности граждане должны немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

Если вина призывника в уклонении от призыва будет доказана, он подлежит уголовному наказанию в виде:

  • штрафа до 200 тыс. руб. или
  • штрафа в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев или
  • ареста на срок до 6 месяцев или
  • лишения свободы на срок до 2 лет.

Уклонение от призыва состоит в неявке гражданина в срок, указанный в повестке, в военкомат по месту своего жительства на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, а также в неявке по вызову для отправки в воинскую часть.

Уклонение от призыва — преступление длящееся, его окончание определяется моментом задержания уклоняющегося или явкой с повинной в военкомат или милицию. Кроме неявки по повестке к уклонению от призыва относят подделку документов, представление подложных документов, уничтожение документов учетного дела призывника, похищение документов и тому подобные действия.

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Обязанности граждан по воинскому учету

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

• состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, – в органах местного самоуправления;

• являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

• при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ прибыть в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

• сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

• сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

• бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» и постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441. Она предусматривает:

• получение начальных знаний в области обороны;

• подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

• подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

• медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

• проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период – подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до момента отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка в основном направлена на достижение необходимого общеобразовательного уровня, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям: совершенствование физической подготовки, выработка психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе носит более целенаправленный характер.

В это время призывнику следует более детально ознакомиться с основами военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. Уяснив требования к своей военной специальности, призывник должен спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по предназначенной воинской специальности.

Воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические. Рассмотрим требования, которые предъявляются к призывнику, готовящемуся к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1. Командные воинские должности

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности командира, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств. Ему надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку, обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво и четко ставить задачу подчиненным. Он должен знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания, а также методы формирования у подчиненных необходимых для службы качеств. Ему должны быть известны основы управления воинским коллективом, порядок оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации и контроля исполнения.

Кроме того, командир должен воспитывать у себя ряд психологических качеств:

• способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров;

• умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;

• упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач;

• умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования.

Деятельность оператора на разных системах различна, но каждый ее вид имеет одни и те же операции: прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера обязанностей различают несколько видов операторских должностей: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Оператором-технологом является, к примеру, наводчик-оператор. Он решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения попадания в цель. Этот процесс включает в себя выбор цели, установку прицельных данных и наводку оружия.

Читайте также:  Как написать сопроводительное письмо в налоговую?

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления состояние и работу технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим работы и исправность этих установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность операторов сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности при выполнении действий и операций. Они должны обладать крепким здоровьем, высоким уровнем профессиональной тренированности, умением длительное время поддерживать высокую работоспособность. Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения

Связь – основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств и среды распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемно-передающих радиостанций – ретрансляторов; осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци– и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую). Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием большого количества различной самодвижущейся техники (автомобили, танки, бронетранспортеры, подводные и надводные корабли, железнодорожные, транспортные средства). Поэтому водительские должностные обязанности определяются многообразием, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин. Однако в деятельности водителей есть и много общего. Все они должны обладать следующими качествами: умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения; своевременное проведение технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулировки материальной части; уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и обслуживания подвижного средства. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой нервно-психической устойчивостью; развитой зрительной и слуховой памятью; быстрой реакцией и хорошей координацией движений; умением сохранять работоспособность; нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками.

Военнослужащие, проходящие службу на должностях специального назначения, должны в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника. В самостоятельных действиях они должны избегать шаблона, задачу выполнять с учетом конкретной обстановки, воины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие этой категории должны иметь крепкое здоровье, отличную физическую подготовку, высокие морально-боевые качества: мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения.

6. Технические воинские должности

Поддержание в боевой готовности и исправном состоянии вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Специалисты технических специальностей должны уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты и неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и эксплуатации. Они должны знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники. Для успешного исполнения обязанностей эти специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техническими устройствами.

7. Прочие воинские должности

К военнослужащим, проходящим службу на этих должностях, не предъявляется каких-либо специфических требований, но все они должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Добровольная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

• занятия военно-прикладными видами спорта;

• обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

• обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

§ 33. Обязанности граждан по воинскому учёту

Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации имеют обязанности, касающиеся воинского учёта.

В целях обеспечения воинского учёта граждане обязаны:

  • состоять на воинском учёте по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, – в указанных органах;
  • явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
  • при увольнении с военной службы в запас Вооружённых Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учёт;
  • сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
  • сняться с воинского учёта при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трёх месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учёт в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
  • бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трёх месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства.

Рис. На воинских учениях

Рис. Уход за военной техникой в воздушно-десантной части

Выводы

  1. Обязанности граждан по воинскому учёту – серьёзное государственное дело.
  2. Перемещения граждан призывного возраста на срок более трёх месяцев с места жительства должны фиксироваться в документах военных комиссариатов.

Вопросы

  1. Какие существуют обязанности гражданина по воинскому учёту до призыва его на военную службу?
  2. Какие обязанности возложены на гражданина по воинскому учёту при увольнении с военной службы в запас?
  3. Что необходимо сделать гражданину призывного возраста при переезде на новое место жительства?
  4. Что необходимо сделать, если вы потеряли удостоверение о призыве на военную службу?

Задания

  1. Запомните свои основные обязанности по воинскому учёту. Подготовьте сообщение на данную тему.
  2. Подготовьтесь к постановке на воинский учёт.

Дополнительные материалы к § 33

Странички истории

История Древней Греции во многом состоит из битв и отдельных конфликтов между городами-государствами.

В Древней Спарте, которая славилась храбростью своих воинов, не строили крепостные стены вокруг города, чтобы в случае вражеского нашествия надеяться не на них, а только на свои силы и умение сражаться, чтобы всегда быть готовыми вступать в бой.

В государстве Спарта воспитание подростков было направлено на формирование основных качеств настоящего воина:

  • физической силы;
  • храбрости;
  • самообладания;
  • выдержки;
  • выносливости;
  • способности выживать в экстремальных условиях (максимальная готовность к жизненным трудностям);
  • хладнокровия перед смертью.

Характерными чертами спартанского воспитания были публичность, государственно-общественный контроль, внесемейность и коллективность. Мальчиков отнимали у родителей, объединяли их в небольшие отряды, воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Средствами такого военизированного воспитания подростков выступали:

  • личный пример (во главе каждого отряда стоял воин, который прославился мужеством на поле боя и с которого воспитанники могли бы брать пример);
  • имитация военных приготовлений (как писал Платон, «малым детям, пока они ещё не идут на войну, надо было бы во время шествий и торжественных процессий в честь всех богов всегда украшаться оружием, сидеть на коне»);
  • поощрение и наказание (по окончании спровоцированных драк наиболее храбрых и отличившихся хвалили, особо не проявивших себя наказывали палками);
  • испытания и посвящения, которые фиксировали переход юношей от одной стадии военной подготовки к другой;
  • соревнования (публичные показательные сражения спартанской молодёжи, состязания в терпении и выносливости);
  • практика в военной службе (подростки получали право ношения оружия, после чего в течение года они выполняли военно-полицейские функции за пределами Спарты).

Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка

Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.

Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.

Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.

К военнообязанным относятся:

  • Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
  • Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
  • Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
  • Женщины с военными полномочиями.
Читайте также:  Быстрое оформление визы в Дубай

Не относятся к военнообязанным:

  • иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
  • офицеры запаса ФСБ или СВР;
  • женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.

Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.

Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.

Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.

3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).

4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.

5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.

В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.

Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.

За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.

Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

4.5. Основные понятия о воинской обязанности.

4.5. Основные понятия о воинской обязанности.

Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

Правовой основой воинской обязанности и военной служ­бы в Российской Федерации являются Конституция Россий­ской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанно­сти и военной службе», Федеральный закон «О статусе воен­нослужащих», Федеральный закон «Об обороне», другие фе­деральные законы и иные нормативные правовые акты РФ н области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Рос­сийской Федерации, в которых подробно определяется сово­купность прав, свобод, обязанностей и ответственности воен­нослужащих, система воинского учета и подготовки граждан к военной службе, четко оговариваются вопросы призыва на военную службу, поступления на службу по контракту и про­хождения военной службе в запасе.

Согласно статье 59 Конституции РФ защита Отечества яв­ляется долгом и обязанностью гражданина Российской Фе­дерации.

В Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»,

принятый 28 марта 1998 г., неоднократно вносились изменения; последние изменения приняты 1 декабря 2011 г. (№ 376 ФЗ). Этот закон, а также закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. (с изменениями на 12.12.2011 г., № 318 ФЗ) осуществляют правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражда­нами Российской Федерации конституционного долга и обя­занности по защите Отечества.

Воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

  • призыв на военные сборы и прохождение военных сбо­ров в период пребывания в запасе.
  • Воинский учет — это составная часть воинской обязан­ности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане муж­ского пола, достигшие призывного возраста, а также воен­нообязанные по месту жительства.

    Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:

    • освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе»;
    • проходящие военную службу или альтернативную граж­данскую службу;

    отбывающие наказание в виде лишения свободы;

    лица женского пола, не имеющие военно-учетной спе­циальности или категории воинского учета, указываю­щей военную специальность (получаются при оконча­нии определенного образовательного учреждения);

    граждане, постоянно проживающие за пределами Рос­сийской Федерации.

    Воинский учет призван определить возможности государ­ства по обеспечению комплектования Вооруженных сил личным составом.

    Воинский учет граждан Российской Федерации осущест­вляется по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, пер­вичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

    Закон определяет, что в документах по воинскому учету должны содержаться следующие сведения о гражданине:

    фамилия, имя, отчество;

    годность к военной службе по состоянию здоровья;

    профессиональная пригодность к подготовке по военно- учетным специальностям и к военной службе на воин­ских должностях;

    основные антропометрические данные: рост, вес, окруж­ность грудной клетки, мышечная сила кисти, жизнен­ная емкость легких (спирография);

    прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

    прохождение военных сборов;

    наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

    владение иностранными языками;

    наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

    возбуждение или прекращение в отношении граждани­на уголовного дела;

    сведения о бронировании гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобили­зации и в военное время.

    Первоначальная постановка на воинский учет граж­дан мужского пола осуществляется в год достижения ими возраста 17 лет (это мероприятие проводится с января по март включительно). Первоначальную постановку на воин­ский учет осуществляет специальная комиссия по постанов­ке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

    Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специ­альности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в тече­ние всего календарного года.

    Медицинское освидетельствование граждан при перво­начальной постановке на воинский учет проводят врачи- специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходи­мости (по направлению военкомата) — врачи других спе­циальностей.

    На основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет допризывник может быть направлен в ме­дицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза либо для лечения заболевания. В настоящее время прорабатывается вопрос о том, чтобы обследование проводилось в военных гос­питалях.

    В случае если допризывник или юноша призывного воз­раста нуждается в продолжительном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лечении), выносится заключение о его временной негодности к военной службе на срок от ше­сти до двенадцати месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) необходимо пройти повторное осви­детельствование.

    Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничения­ми, определяется показатель предназначения для прохожде­ния военной службы.

    По результатам профессионального психологического от­бора, проводимого при первоначальной постановке на воин­ский учет, гражданам могут выдаваться рекомендации для подготовки в военно-учебные заведения Министерства оборо­ны РФ. Выявляются также качества, необходимые для служ­бы в определенных районах.

    После выполнения всех мероприятий, связанных с пер­воначальной постановкой на воинский учет, председатель комиссии (или по поручению председателя — секретарь ко­миссии) обязан сообщить допризывнику решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету. Допри­зывнику выдается Удостоверение гражданина, подлежа­щего призыву на военную службу. С этого момента статус допризывника меняется: он сможет осуществить свою кон­ституционную обязанность, связанную со службой в ар­мии.

    В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

    состоять на воинском учете по месту жительства в во­енном комиссариате, а в населенном пункте, где нет во­енных комиссариатов, — в органах местного самоуправ­ления;

    явиться в установленное время и место по вызову (по­вестке) в военный комиссариат или иной орган, осу­ществляющий воинский учет, по месту жительства или места временного пребывания;

    при увольнении с военной службы в запас Вооружен­ных сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня ис­ключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляю­щий воинский учет, по месту жительства для поста­новки на учет;

    сообщить в двухнедельный срок в военный комиссари­ат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

    сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жи­тельства, место временного пребывания или при возвра­щении в Российскую Федерацию;

    бережно хранить военный билет, а также Удостовере­ние гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

    в случае утраты указанных документов следует в двух­недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для реше­ния вопроса о получении документов взамен утраченных.

    Граждане, подлежащие призыву на военную службу, вы­езжающие в период проведения призыва с места жительства на срок более трех месяцев, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.

    В период мобилизации, военного положения, а также в во­енное время воинская обязанность определяется соответству­ющими законами и нормативно-правовыми актами Россий­ской Федерации.

    Мобилизация — это комплекс мероприятий по перево­ду на военное положение Вооруженных сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

    Военное положение— это особый правовой режим

    в стране или отдельной ее части, устанавливаемый ре­шением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах; выражается в расширении полномочий военных властей и возложении на граждан ряда допол­нительных обязанностей и определенных ограничений.

    Военное время — это период фактического нахождения государства в состоянии войны; характеризуется суще­ственными изменениями во всех сферах жизни госу­дарства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

    В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Пре­зидент РФ, являясь Верховным главнокомандующим, в слу­чае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против государства, а также в случае возникновения вооруженных конфликтов в той или иной части Федерации объявляет об­щую или частичную мобилизацию, вводит на территории стра­ны или в отдельных ее местностях военное положение и отда­ет приказ о ведении военных действий. В этом случае преду­сматривается призыв на военную службу по мобилизации.

    Одной из составляющих воинской обязанности является обязательная подготовка граждан к военной службе. Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

    получение начальных знаний в области обороны;

    подготовку по основам военной службы в государствен­ных, муниципальных или негосударственных образова­тельных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, образовательных учреждениях начального про­фессионального и среднего профессионального образо­вания и на учебных пунктах организаций;

    подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению воен­ного комиссариата;

    медицинское освидетельствование и медицинское обсле­дование;

    проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

    Условно обязательную подготовку граждан к военной службе можно разделить на два периода.

    Первый период — подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.

    Второй период — подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете (до мо­мента отправки со сборного пункта к месту прохождения во­енной службы).

    Призыву на военную службу подлежат граждане мужско­го пола в возрасте от 18 до 27 лет.

    В первый период подготовка граждан к военной службе в основном направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: со­вершенствование физических качеств; выработка необходи­мых психологических качеств, умения работать в коллекти­ве и малых группах; определение индивидуальных наклон­ностей и возможностей; первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям). В этот период юноши получают начальные знания в области обороны.

    Подготовка граждан призывного возраста строится с уче­том рекомендаций по результатам профессионального психо­логического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В этот период каждый призывник должен развить в себе необходимые Качества, характерные для вы- бранной (рекомендованной) военной специальности. Кроме того, целесообразно детально ознакомиться с основами воен­ной службы по призыву (контракту), узнать о требованиях к уровню здоровья при службе в определенных войсках. Важ­но спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к будущей службе.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что означает понятие «воинская обязанность»?

    2. Что составляет правовую основу воинской обязанности и воен­ной службы в Российской Федерации?

    3. Что предусматривает воинская обязанность?

    4. Какие категории граждан должны состоять на воинском учете?

    5. Как осуществляется воинский учет граждан в Российской Фе­дерации?

    6. Каковы обязанности граждан по воинскому учету?

    7. Что такое мобилизация, какие виды мобилизации различают и в каких случаях она объявляется?

    8. Что предусматривает обязательная подготовка граждан к воен­ной службе?

    Какие существуют обязанности граждан по воинскому учету?

    Обязанности граждан по воинскому учету могут дополнительно контролироваться и обеспечиваться работодателем, ведущим воинский учет. Чем должны руководствоваться в рамках такого учета граждане и их работодатели, рассмотрим в нашем материале.

    Кто должен встать на воинский учет?

    В соответствии с Положением о воинском учете постановку на учет должны осуществить:

    • мужчины в возрасте 18–27 лет, не состоящие в запасе;
    • лица в запасе, среди которых:
      • мужчины,
      • бывшие военные,
      • граждане, прошедшие обучение на военных кафедрах,
      • граждане, освобожденные от призыва,
      • граждане, непризванные по причине отсрочек,
      • «альтернативники»,
      • женщины военно-учетных специальностей.

    При этом нет необходимости в воинском учете у:

    • освобожденных от военной службы,
    • военных,
    • осужденных, которые отбывают наказание,
    • женщин, не имеющих отношения к военным специальностям,
    • лиц, постоянное место жительство которых расположено не в РФ.

    Каковы обязанности граждан по воинскому учету?

    Список обязанностей граждан по воинскому учету отражен в ст. 10 закона «О воинской обязанности» от 28.03.2008№ 53 (далее ФЗ №53).

    • Нахождение на воинском учете по месту:
      • жительства,
      • пребывания — для лиц, находящихся вне места жительства от 3 месяцев,
      • реагирование по вызовам военного комиссариата (далее военкомат),
      • в 2-недельный срок являться в военкомат для выбытия с военной службы,
    • информирование военкоматов в течение 2 недель об изменениях, касающихся:
      • смены адреса,
      • семейного статуса,
      • учебного процесса,
      • здоровья,
      • трудовой деятельности,
    • снятие с учета при:
      • смене адреса, при этом, если физлицо вернется на старое место до истечения 3 месяцев или другой адрес будет подведомствен военкомату по старому, то сниматься с учета не следует,
      • отъезде за пределы РФ сроком от 6 месяцев,
    • постановка на учет в 2-недельный срок с момента:
      • смены места жительства (пребывания),
      • возращения в РФ,
      • обеспечение целостности военного билета или временного удостоверения военнообязанного, а также прочих удостоверений личности. При этом если такие документы будут утеряны, физлицу необходимо явиться в военкомат в течение 2 недель для их восстановления,
      • прочие обязанности, поименованные в пп. 2, 3 ст. 10ФЗ №53.

    В случае несоблюдения этих правил к гражданам может быть применено наказание согласно приложению 19 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее Рекомендации) в размере от 100 до 500 рублей, такое же наказание предусмотрено при умышленной порче документов учета. Отметим, что при наличии уважительной причины неисполнения указанных обязанностей ответственности можно избежать. Например, если гражданин не явился по повестке в военкомат из-за болезни, штраф он не заплатит, но для этого необходимо документально подтвердить заболевание и посетить военкомат после выздоровления.

    Каковы обязанности работодателя по воинскому учету?

    Все организации обязаны вести воинский учет (подробности — здесь).

    Сотрудники, ответственные за ведение учета, также должны придерживаться некоторых правил:

    • осуществлять постановку военнообязанных сотрудников на учет, для этого необходимо:
      • вносить сведения о воинском учете в личную карточку сотрудника, см. материал «Как правильно внести изменения в личную карточку?»;
      • информировать сотрудника о правилах исполнения обязанностей граждан по воинскому учету и ответственности за их нарушения;
    • собирать, хранить и обрабатывать информацию, содержащуюся в личных карточках сотрудников, подлежащих учету,
    • поддерживать актуальность информации в личных карточках,
    • отражать в личных карточках изменения сведений о сотруднике, о которых также в течение 2 недель необходимо уведомить военкомат,
    • информировать сотрудника о вызовах (повестках) в военкомат, обеспечивая его присутствие,
    • прочие обязанности отражены в разд. III Рекомендаций.

    При недобросовестном выполнении указанных функций наказание возможно в размере 300–1000 рублей, в зависимости от нарушения (приложение 19 Рекомендаций).

    Итоги

    Обязанности граждан по воинскому учету необходимо соблюдать военнообязанным лицам во избежание административной ответственности. Однако такого рода обязанности важно соблюдать и организациям, в которых ведется воинский учет.

    Каковы основные обязанности граждан по воинскому учету

    Перед непосредственной постановкой юноши на первичный воинский учет с ним обязательно проводится беседа, включающая общие вопросы о воинской обязанности. Основные положения закреплены в Федеральном законе и предусматривают ряд мероприятий, направленных на обеспечение безопасности государства в военное время.

    Военная обязанность

    Согласно этим положениям воинская обязанность подразделяется на составные части.

    • Первая часть – это воинский учет. Его осуществляет военный комиссариат или административные органы в отсутствие такового. Первичный воинский учет заключается в сборе данных о призывниках и подготовке их медицинскому осмотру. Для всех граждан РФ, отслуживших в рядах ВС, предусмотрен основной воинский учет. Обычно его ведение возлагают на работодателя или органы местного самоуправления. Специальный воинский учет подразумевает мониторинг за установленной категорией граждан, забронированных организациями или органами власти на время проведения мобилизации.
    • Обязательная военная подготовка осуществляется через введение специальных курсов в общеобразовательных и средне-специальных учебных заведениях. В качестве разделов курса основ безопасности жизнедеятельности включаются такие вопросы, как основы воинской службы и гражданская оборона.
    • Два раза в год организуется пополнение личного состава ВС вновь прибывшим контингентом, это мероприятие называется военный призыв.
    • Непосредственное прохождение службы является прямой воинской обязанностью граждан РФ и регулируется законом «О воинской обязанности».
    • Граждане, прошедшие срочную службу или признанные ограниченно годными на военной комиссии, а так же выпускники учебных заведений с военной кафедрой состоят на общем воинском учете, пребывая в запасе.
    • По решению военного комиссара, который руководствуется постановлениями по линии Министерства обороны, лица, пребывающие в запасе подлежат призыву на всевозможные военные сборы.

    Воинский учет и подготовка к военной службе

    Эти две составляющие воинской обязанности требуют к себе особого отношения, так как реализация основных идей данных мероприятий непосредственно влияет на уровень подготовленности контингента в военное время и оперативность сбора мобилизационных кадров.

    В обязанности призывника по воинскому учету включена явка по первому требованию венного комиссариата на медицинский осмотр и постановку на первичный учет. Освобождаются от воинского учета только получившие в результате заседания военной комиссии категорию годности «Д» и признанные не годными к несению службы, проходящие в данный момент срочную службу, отбывающие наказание в МЛС, женщины, не имеющие специальностей, установленных положением с вопросами воинского учета.

    Постановка на основной воинский учет производится строго по месту жительства. Она может осуществляться разными компетентными органами, но суть ее заключается в сборе актуальных сведений о военнообязанном и передаче их в военный комиссариат.

    Обязанности граждан после зачисления на воинский учет

    Основным положением о воинской обязанности, утвержденным соответствующим Федеральным законом, предусмотрены обязанности граждан по воинскому учету. Их можно сформулировать в виде отдельных статей.

    • Каждый гражданин, который состоит на учете в военном комиссариате или в наделенных полномочиями органах административного управления обязан по требованию являться в указанный срок. Вызов осуществляется вручением повестки с указанием цели.
    • После увольнения из списка личного состава и отправления в запас, а также после окончания срока отбывания наказания гражданин должен явиться в военный комиссариат, где будет принято решение о его постановке на учет. Это касается и тех, кто получил гражданство, а также женщин, освоивших военно-учетную специальность. Для постановки отводится две недели.
    • Гражданин своевременно должен сообщать в органы, занимающиеся воинским учетом, всю информацию, связанную с изменением семейного статуса, переходом на новую должность, отъездом, получением дополнительно специальности.
    • При отъезде для проживания на постоянной основе в другое место, если оно находится вне границ района обслуживания военного комиссариата, а также при отъезде, длящемся более 3 месяцев или выезде за пределы РФ на срок более 6 месяцев военнообязанный должен предварительно оповестить военкомат или прочие наделенные полномочиями органы.
    • Военный билет можно назвать вторым по важности документом. Его необходимо хранить соответствующим образом. Если произошла утеря, то следует незамедлительно обратиться в муниципальный отдел военного комиссариата для восстановления документа, то же касается и приписного свидетельства.
    • Если в период призыва призывник намеревается покинуть пределы муниципального образования, то этот вопрос необходимо лично согласовать с органами, занимающимися вопросами первичного учета.

    Случаи нарушения

    Самым частым видом нарушений, которые квалифицируются, как неисполнение обязанностей по военному учету, является неявка по требованию военного комиссариата. Вторым по популярности нарушением считается просрочка при постановке на общий воинский учет. Зачастую граждане не ставят перед собой цель умышленного нарушения закона, поэтому интересуются, каковы меры наказания за тот или иной поступок.

    Прежде всего, каждый обязан знать, что существуют уважительные причины, которые представители военного комиссариата рассматривают в персональном порядке. Это тяжелое заболевание, увечье, похороны близкого родственника, препятствие непреодолимой силы или ряд причин, которые согласуются индивидуально.

    В зависимости от степени нарушения к призывнику могут быть применены меры административного или уголовного наказания. Это штраф установленного размера, штраф, равный 18 размерам МРОТ, лишение свободы.

    Ссылка на основную публикацию