Кто осуществляет контроль в сфере закупок

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?

Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.

  • Кто является контрольным органом в сфере закупок?
  • Разновидности контроля
  • Внутренний контроль
  • Общественный контроль
  • Ведомственный контроль
  • Функции и полномочия контролирующих инстанций

Кто является контрольным органом в сфере закупок?

Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.

Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.

Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.

На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:

  1. Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
  2. Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
  3. Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).

Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.

Разновидности контроля

С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.

Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.

Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.

Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.

Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.

Внутренний контроль

Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.

Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.

Общественный контроль

Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.

Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.

В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.

Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.

В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:

  1. Соблюдаются ли ограничения и запреты.
  2. Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
  3. Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
  5. Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.

Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.

Функции и полномочия контролирующих инстанций

Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:

  1. Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
  2. Проведением согласования по закрытым процедурам.
  3. Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
  4. Общественным и финансовым контролем.

Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:

  1. Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
  2. Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.

В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:

  1. Составить протокол об административном правонарушении.
  2. Выдать предписание об устранении правонарушения.
  3. Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.

ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.

Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Кто что контролирует в сфере закупок

Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

Правовое регулирование

Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральное казначейство;
  • общественные организации;
  • местные органы власти;
  • государственные заказчики.

Кого и как контролируют?

Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • операторы электронных площадок;
  • уполномоченные органы;
  • специализированные организации.

Действия этих участников также контролируются.

Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

  • планирование процедуры;
  • проведение закупки вне зависимости от способа;
  • исполнение контракта или каждого его этапа;
  • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.

Проведение проверок

Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.

А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

  • составлять протоколы;
  • рассматривать дела;
  • выдавать предписания;
  • обращаться в правоохранительные органы и суд.

Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

Контроль Федерального казначейства

На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:

  1. Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
  2. Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.

Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.

Контроль ведомств

Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.

Контроль общественности

Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.

В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:

  • дать независимую оценку итогам закупки;
  • запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
  • если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.

Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.

Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!

Контроль в оборонном заказе

В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС. При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.

Органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

  • Бюджетное законодательство
  • Международные акты
  • ООС ЕИС ЭлБюджет
  • Письма разъяснения ФАС МЭР МинФин ФК
  • Постановление правительства РФ
  • Приказы МинПромТорг
  • Приказы МинФин и ФК
  • Приказы МЭР
  • Приказы ТПП
  • Приказы ФАС
  • Распоряжения Правительства РФ
  • Федеральные законы
  • Иные документы
Читайте также:  Продление полиса осаго согласие

Антикризисное предложение до 02 марта

Органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ: уровни и полномочия

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Ступени контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
  • 3 вида контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
  • Этапы контроля по 44-ФЗ разными ведомствами

Органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ обязаны обеспечивать максимальную прозрачность и экономное расходование средств бюджета. Сложность и многоуровневость системы закупок определяет необходимость контроля на каждом этапе: от подачи заявки до непосредственного приема ТРУ заказчиком.

Вся закупочная деятельность контролируется сразу несколькими органами. При этом не отменяется необходимость и в контроле со стороны самого заказчика. Какие же эти контролирующие органы? Как провести закупку так, чтобы она была максимально прозрачной и понятной, чтобы не возникали вопросы и претензии? Давайте разбираться.

Ступени контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

В системе государственных закупок большое внимание уделяется контролю на разных стадиях процессов. Эта деятельность направлена на повышение эффективности распределения бюджетных средств. Кроме того, задачей органов контроля в сфере закупок по 44-ФЗ является обеспечение прозрачности всей системы.

Вопросы надзора освещены в самом законе 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, а именно изложены функции, задачи и способы работы контролирующих инстанций.

Закон ФЗ-44 предоставляет полномочия по надзору не только органам власти. За некоторыми процессами могут наблюдать общественные организации, а также обычные граждане.

В целом надзор за механизмом госзакупок осуществляется на 3 уровнях – местном, региональном и федеральном. Данное положение прописано в ст. 99 44-ФЗ, там же обозначено, какими полномочиями обладают конкретные инстанции, на какой стадии закупок реализуются их функции, деятельность каких специалистов и служб подлежит контролю.

Органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ федерального уровня:

  1. Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). В законе особо отмечено, что ФАС осуществляет надзор за государственными закупками по оборонным заказам. Это же положение закреплено в п. 2 Постановления Правительства № 728 «Об определении полномочий…» от 2013 года.
  2. Федеральное казначейство (по пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44). Данное учреждение является структурой бюджетной системы, на него возложена функция внутреннего контроля за движением финансов (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ).
  3. Органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса РФ).

Ниже мы остановимся более подробно на деятельности данных органов в части контроля в сфере закупок по 44-ФЗ.

Надзор на региональном и местном уровне осуществляется на основании нормативно-правовых актов, которые издают соответствующие властные структуры.

3 вида контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

В зависимости от того, кто осуществляет надзорную деятельность, контроль бывает трех видов:

  • ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ);
  • общественный (по ст. 102 44-ФЗ);
  • со стороны заказчика, или внутренний (по ст. 101 44-ФЗ).

Соответственно, у каждого из этих видов контроля будут свои задачи и функции.

Цель ведомственного контроля – обеспечение соблюдения законодательства в ходе деятельности подчиненных структур государственных органов и корпораций (в частности, таких как «Росатом», «Роскосмос»).

Заказчики, со своей стороны, также контролируют проведение закупок. Они должны в ходе исполнения контракта следить за тем, как подрядчики и субподрядчики в государственных и муниципальных закупках выполняют свои обязательства.

Под общественным контролем понимают полномочия негосударственных и некоммерческих структур – юридических лиц и обычных граждан – получать информацию о ходе проведения торгов в сфере государственных и муниципальных заказов и реагировать на нее. Общественные объединения и частные лица вправе запрашивать сведения у заказчиков относительно тендеров, подавать обращения в соответствующие инстанции вплоть до судебных при выявлении нарушений закона.

Далее подробнее расскажем о каждом из видов контроля.

  • Внутренний контроль

Заказчик отслеживает, каким образом подрядчики и субподрядчики выполняют работу по контракту, с целью соблюдения положений закона (ст. 101 44-ФЗ).

Какие конкретно действия должны предпринимать организаторы закупки, нормативные акты не устанавливают. Поэтому заказчики самостоятельно организуют работу по контролю исполнения контракта. Если обнаруживаются случаи отклонения от законодательных норм, то они являются основанием для расторжения договора (15 ст. 95 44-ФЗ).

Одной из составляющих внутреннего контроля является отслеживание заказчиком собственных действий на предмет их соответствия требованиям закона. Данная функция реализуется через разработку внутренней локальной документации, в которой прописываются правила проведения закупок и составляются шаблоны документов, используемых в заказах: контракты, технические задания и пр. Все это позволяет в достаточной степени автоматизировать закупочные процессы и использовать определенные стандарты.

  • Общественный контроль

Одним из принципов сферы госзаказов является прозрачность закупок. Наличие общественного контроля позволяет сделать эту часть экономики максимально открытой.

Полномочия по общественному контролю в соответствии со ст. 102 44-ФЗ передаются гражданам, общественным организациям, объединениям юридических лиц. В их задачи входит надзор за соблюдением законодательства в сфере госзаказов с целью ее развития.

В качестве одного из методов общественного контроля можно назвать общественные обсуждения госзакупок. При проведении таких обсуждений учитываются не только нормы закона 44-ФЗ, но и 212-ФЗ. Мероприятия реализуются на специальных площадках в Интернете.

Участники обсуждений и иные органы общественного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ имеют право направлять заказчикам запросы и получать доступ к конкурсной документации. На основании этих сведений проводится анализ закупочных процедур и делается вывод об их эффективности.

При обнаружении фактов нарушения закона информация передается на другой уровень – вышестоящим органам контроля в сфере закупок по 44-ФЗ либо в суд.

  • Ведомственный контроль

Вопросам организации ведомственного надзора посвящена ст. 100 44-ФЗ. Соответствующие органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ имеются в Федеральном казначействе, в структурах власти государственного и муниципального уровней, в корпорациях «Росатом», «Роскосмос».

Указанные надзорные подразделения обеспечивают мониторинг законности действий при проведении государственных/муниципальных закупок. А именно контролируются следующие вопросы:

  1. Соблюдение ограничений и запретов.
  2. Корректность расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
  3. Соблюдение положения о нормировании закупок, обоснование объекта контракта.
  4. Соблюдение положений закона в части заключения сделок с субъектами СМП.
  5. Выполнение законодательных норм при выборе процедуры определения поставщика.

На ведомственный контроль также возлагается задача по соблюдению норм финансирования, корректному отражению идентификационных кодов закупок, отслеживанию результатов по исполненным контрактам и ведению отчетности.

Этапы контроля по 44-ФЗ разными ведомствами

  • Федеральная антимонопольная служба

С момента выхода Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ был определен государственный орган исполнительной власти, на который возложены основные контрольные функции в сфере государственных заказов. Им стала Федеральная антимонопольная служба, именно она надзирает за соблюдением законности проведения закупочных процедур различными заказчиками, в том числе в оборонной отрасли. По итогам контролирующей деятельности ФАС оформляет отчеты и размещает их в ЕИС.

Специалисты антимонопольной службы обладают следующими полномочиями:

  • разбирают обращения участников закупок;
  • оформляют протоколы;
  • по результатам контрольных мероприятий выдают предписания;
  • направляют заявления в органы охраны правопорядка и суд.

Сотрудники ФАС имеют право запрашивать необходимую информацию и документы у субъектов проверки, посещать занимаемые ими помещения, а подконтрольные организации обязаны содействовать в этой деятельности.

Но спектр полномочий специалистов антимонопольной службы ограничен. В частности, они не могут в плановом либо внеплановом порядке контролировать следующие аспекты закупочной деятельности:

  • параметры объектов закупки: качественные, экологические, функциональные;
  • профессиональный уровень специалистов потенциальных исполнителей;
  • наличие у исполнителя материальных и финансовых возможностей для выполнения работ по контракту;
  • имидж участников;
  • наличие опыта.

По итогам разбирательств ФАС выносит решение. Если одна из сторон закупки не согласна с ним, она может отстаивать свои интересы в судебном порядке.

В сферу надзорной деятельности антимонопольной службы попадают и электронные торговые площадки. Их деятельность контролируется по плану два раза в год, по особым случаям могут проводиться внеплановые проверки.

  • Федеральное казначейство

Этот орган контроля в сфере закупок по 44-ФЗ осуществляет надзор за расходованием денежных средств. А именно:

  • корректность отражения закупочных сумм в плане;
  • корректность отражения идентификационного кода закупки и цены контракта в аукционной (конкурсной) документации, извещении, тексте контракта и пр.

Проверять данные аспекты могут и другие органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ: соответствующие службы государственных внебюджетных фондов и финансовых управлений региональных властных структур.

  • Ведомства

Закупки, проводимые бюджетными организациями и учреждениями, контролируются вышестоящими инстанциями, которым непосредственно подчиняются заказчики. То есть государственные и муниципальные органы власти осуществляют контроль в сфере закупок по 44-ФЗ. Ведомственная надзорная система также действует в корпорациях «Росатом» и «Роскосмос».

  • Общественность

С целью обеспечения прозрачности сферы государственных закупок законом предусмотрена возможность ее контроля со стороны общественных объединений и частных физических лиц. Если стоимость сделки превышает 1 млрд рублей, то она подлежит обязательному общественному обсуждению.

Общественным структурам и частным лицам закон дает следующие полномочия:

  • получать от заказчика на основании запросов информацию относительно исполнения контракта, при этом документы инициатор закупки предоставлять не обязан;
  • оценивать итоги закупок;
  • при обнаружении фактов неисполнения закона подавать жалобы в органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ и в суд.

Общественные организации и частные лица имеют право вносить предложения по корректировке законодательных актов для их улучшения.

Важно! Общественные структуры и физические лица не могут требовать от заказчика предоставлять им какие-либо документы по закупке. Заказчик лишь информирует их о ходе исполнения контракта, если поступает запрос. А документация передается только официальным органам контроля в сфере закупок по 44-ФЗ.

Если сделка осуществляется в сфере гособоронзаказа, то ФАС контролирует все ее этапы. Специалисты антимонопольной службы проверяют, насколько правильно выполнено обоснование предмета закупки и НМЦК, учтены ли принципы нормирования, верно ли составлена документация, соблюдает ли заказчик все требования закона, в том числе относительно привлечения к ответственности исполнителя за нелегитимные действия. Предметом контроля со стороны ФАС будут и результаты контракта – соответствуют ли они требованиям, изначально предъявляемым заказчиком, а также нормам закона; достигнута ли цель закупки.

У официальных органов контроля в сфере закупок по 44-ФЗ есть полномочия вмешиваться в процедуру закупки на стадии заключения контракта, приостанавливая ее, если поступает жалоба (ч. 7 ст. 106).

Специалист официального органа контроля в сфере закупок по 44-ФЗ по факту выявленных нарушений имеет право на следующие действия (ч. 22 ст. 99):

  • оформление протокола об административных правонарушениях;
  • рассмотрение дел и принятие соответствующих мер для устранения нарушений;
  • выдача предписаний по ликвидации нарушений, обязательных для исполнения сторонами госзаказа;
  • отмена закупочной процедуры;
  • подача исковых заявлений в арбитражный суд о признании закупки недействительной.

В сфере государственных закупок контролю уделяется большое значение. Правильно организованная и четко реализуемая надзорная система призвана обеспечить рациональное расходование бюджетных денег и проведение честных торгов. Ввиду важности этих задач законодатели возложили надзорные функции на большое число органов контроля в сфере закупок по 44-ФЗ. Но среди них первая скрипка принадлежит, безусловно, Федеральной антимонопольной службе.

Но не следует недооценивать эффективность общественного контроля. Объединениям граждан и частным лицам закон также дает большие полномочия и возможность влияния на проведение закупок, в том числе через обращение в судебные инстанции. Данные меры участники закупок могут использовать для защиты своих прав и для предотвращения коррупции в сфере госзаказов.

Читайте также:  Как выглядит договор купли-продажи снегохода?

Что проверяет и какими полномочиями обладает контрольный орган в сфере госзакупок по статье 99 44-ФЗ?

Регулирование контроля в госзакупках осуществляется главой 5 закона 44-ФЗ.

  1. Кто осуществляет контроль в закупках
  2. Задачи и полномочия контрольных органов
  3. Права контрольных органов
  4. Виды контроля в закупках
  5. Ведомственный
  6. Внутренний
  7. Общественный

Кто осуществляет контроль в закупках

Согласно положениям ст. 99, функции контроля выполняются:

  • федеральной и местной исполнительной властью;
  • казначейством;
  • Пенсионным фондом;
  • антимонопольным органом (ФАС).

Исполнительная власть организует контроль за исполнением законодательства при осуществлении закупок, Пенсионный фонд контролирует закупки, в которых участвуют средства, привлекаемые из фондов соцстрахования, а антимонопольная служба проверяет заказчиков и поставщиков на соблюдение антимонопольного законодательства и принципов свободной конкуренции среди потенциальных исполнителей госзакупок.

Постановление Правительства №315 определяет, что функции контроля, возложенные ранее на казначейство, теперь выполняет ФАС, а казначейство только контролирует соответствие планируемого и фактически предоставленного заказчику финансирования, а также наличие информации из итогового протокола в проекте контракта. Постановление №1367 регулирует порядок контроля, осуществляемого казначейством в соответствии с частью 5 ст. 99 44-ФЗ.

Задачи и полномочия контрольных органов

Задачей контрольных органов является осуществление контроля в отношении:

  • заказчиков;
  • контрактных служб;
  • закупочных комиссий;
  • операторов онлайн-площадок;
  • исполнителей контракта;
  • посреднических фирм, организующих проведение отборочных процедур.

Заказчики проверяются на соблюдение закупочного законодательства и на соответствие фактического использования заказанных товаров, работ или услуг целям закупки, указанным в документации.

Контрактная служба и закупочная комиссия проверяются на соблюдение регламентов и Постановлений Правительства, регулирующих деятельность данного заказчика, а также на обоснованность начальной цены.

Операторы площадки проверяются на предмет соблюдения технических регламентов и сроков рассылки уведомлений участникам закупочной процедуры. Кроме того, оценивается работоспособность и закупочных площадок (ЭТП), ответственность за которую несут операторы.

Специальных требований к посредническим фирмам, организующим конкурсы и аукционы, нет, но такие фирмы проверяют на соблюдение закупочного законодательства и соблюдение требований информационной безопасности, то есть неразглашения конфиденциальных сведений об участниках закупочного процесса.

Права контрольных органов

В целях реализации функций контроля уполномоченные органы имеют право:

  • собирать данные о проверяемых объектах;
  • затребовать у проверяемого лица все финансовые и отчетные документы;
  • опрашивать сотрудников заказчика и исполнителя;
  • проводить плановые и внеплановые проверки;
  • составлять протокол об административных правонарушениях в области закупок;
  • выносить предписания;
  • инициировать разбирательство в арбитражном суде;
  • приостанавливать закупочную процедуру до выяснения обстоятельств.

Предписание – это документ, содержащий обязательные для исполнения указания контрольного органа, а также рекомендации по их исполнению. Предписание имеет срок исполнения, по истечении которого проверяемое лицо должно направить в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания.

Для проверки контрольный орган может запросить:

  • бухгалтерские документы;
  • документацию о закупках;
  • протоколы рассмотрения заявок;
  • копии заключенных контрактов;
  • регистрационные документы юрлица.

Закупочная процедура может быть приостановлена ФАС до объявления результатов конкурса или аукциона, если есть существенные основания полагать, что при подготовке к закупке были нарушены установленные нормы или законы.

Если обнаруженные нарушения влекут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность, контрольный орган может выписать протокол об административном правонарушении, а также инициировать судебное разбирательство в целях принуждения объекта проверки к возмещению ущерба и иным видам взыскания.

Виды контроля в закупках

Выделяют следующие виды контроля по осуществляющим его структурам:

  • ведомственный;
  • внутренний;
  • общественный.

Ведомственный

Ведомственный контроль, согласно ст. 100 44-ФЗ, осуществляется федеральными и местными органами власти в отношении подведомственных им госзаказчиков по правилам, приведенным в Постановлении Правительства №89. Регламент ведомственного контроля разрабатывается самими контролирующими ведомствами. Например, Минобрнауки осуществляет ведомственный контроль закупок, проводимых образовательными учреждениями.

Внутренний

Согласно ст. 101 44-ФЗ, заказчик обязан контролировать:

  • надлежащее исполнение контракта победившим в закупке участником;
  • предоставление льгот исполнителям, имеющим право на них.

Контроль над исполнением контракта осуществляется в виде мониторинга поставок или выполнения работ контрактной службой заказчика, а также оценки качества полученных товаров, работ или услуг.

Заказчик через контрактную службу и бухгалтерию должен следить за получением исполнителями всех положенных по закону преимуществ и льгот.

Общественный

Физические лица, а также некоммерческие объединения (НКО) граждан или юридических лиц имеют право:

  • предлагать новые редакции статей закупочного законодательства;
  • давать оценку эффективности закупочной деятельности заказчиков;
  • проводить независимый анализ закупок;
  • обращаться в ФАС и прокуратуру с заявлением о проведении внеплановой проверки;
  • выступать в суде от имени пострадавших от злоупотребления в закупках лиц.

Важно учесть, что частные лица и представители НКО при проведении расследований правонарушений в сфере закупок не должны разглашать сведения, составляющие гостайну или коммерческую тайну заказчика, а также личные данные физлиц (ч. 5 ст. 102 44-ФЗ).

Контроль в сфере закупок в соответствии со ст. 99 44-ФЗ

Органы контроля

Целью создания системы закупочных процедур в государственном секторе являлось обеспечение прозрачного и экономичного расходования бюджетных средств. Но этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Контрактная система в сфере закупочных процедур для обеспечения государственного и муниципального сегмента регулируется 44-ФЗ. Контрольным функциям, которые выступают важной частью госзакупок, посвящена статья 99 настоящего федерального закона.

Система контроля над госзакупками является трехуровневой и обеспечивает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях.

Если говорить о федеральном уровне контроля, закон наделяет полномочиями следующие государственные структуры:

  • федеральная антимонопольная служба и контрольные органы в области гособоронзаказа;
  • федеральное казначейство как орган надзора в бюджетной системе и основной контролер финансовых потоков;
  • органы управления внебюджетными фондами, такие как ПФР, ФСС, ФОМС.

Порядок определения полномочий на региональном и муниципальном уровне определяется в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.

Функции и полномочия

Действие контроля согласно ст. 99 44-ФЗ распространяется на следующие категории участников закупочных процедур:

  • заказчики;
  • контрактные службы;
  • управляющие;
  • специальные комиссии по осуществлению закупок;
  • операторы электронно-торговых площадок.

Реализация контрольно-надзорных мер достигается нижеуказанными методами:

  • плановые проверки в отношении субъектов;
  • внеплановые проверки;
  • сбор отчетности;
  • сбор информации о подконтрольных инстанциях.

ФАС согласно ч. 5 ст. 99 через соответствующие структуры осуществляет контроль за правильным применением в области кассового обслуживания и следит за:

  • непревышением объемов финансирования в планах-графиках над конечным объемом проведенных закупочных процедур;
  • соответствием информации об ИКЗ и соблюдением за процедурами в части закупок, которые не подлежат публикации в ЕИС.

Контроль гособоронзаказа

При проведении контрольных мероприятий ФАС руководствуется нормами законодательства в сфере государственного оборонного заказа, закупочной деятельности, а также госрегулирования цен и тарифов. Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок согласно ст. 99 44-ФЗ и 275-ФЗ.

Надзору со стороны контрольного органа подвергается сфера закупок в области обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к гособоронзаказу, но составляют государственную тайну.

Контрольные меры осуществляются следующими методами:

  • надзор за обоснованностью закупок;
  • определение обоснованности НМЦ контактов у единственного поставщика;
  • система мер против факта выявлений нарушений в процессе исполнения договора поставщиком;
  • своевременность и соответствие товаров или услуг в рамках госконтрактов.

Говоря об оценке эффективности принимаемых мер в области контроля гособоронзаказа, существует система объективного анализа, которая заключается в постоянном мониторинге контрольно-надзорных показателей и их постоянном анализе.

Таким образом, закупочные процедуры проверяются на каждом этапе: начиная от планирования и составления план-графиков и заканчивая полным исполнением обязательств по контракту.

Меры воздействия

Основным механизмом реализации контрольно-надзорных мер являются проверки. Они могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Если говорить о проверках по плану, они могут проводиться в отношении заказчиков и поставщиков не чаще, чем один раз в полугодие. Но в зависимости от проверяемого субъекта, периодичность может измениться в сторону увеличения или уменьшения.

Закупочная комиссия или специализированная организация может проверяться один раз в процессе реализации закупочной процедуры.

Проведение внеплановых проверок никак не связано с периодичностью, но их инициирование должно быть обусловлено вескими причинами.

Согласно пункту 12 ст. 99 44-ФЗ, не подлежат контролю результаты оценки участников, у которых сам заказчик в документации установил стоимость жизненного цикла товаров (услуг) или не указал критерии процедуры и величину их зависимости.

Решения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление контроля по ст. 99 44-ФЗ, не должны противоречить решениям органов исполнительной власти, которые были приняты по оценке одних и тех же торгов.

Любая информация о проведении плановых и внеплановых проверок, применимых в сфере закупочных процедур, полученным результатам и предписаниям, размещается в ЕИС.

Плановая проверка

Одним из инструментов контроля в области закупочных процедур на исполнении любого этапа является проведение плановых проверок. Порядок осуществления установлен Правительством и его применяют ФАС, региональные и местные контрольные органы. Такая проверка может быть инициирована в адрес:

  • заказчика;
  • его контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • закупочной комиссии и ее членов;
  • уполномоченных органов;
  • уполномоченных учреждений;
  • операторов ЭТП;
  • операторов специализированных ЭТП.

Плановые проверки могут осуществляться контрольным органом не чаще, чем один раз в 6 месяцев.

Обычно срок проведения таких проверок составляет 30 календарных дней, но по приказу может быть продлен. В любом случае максимальное время — не более 2 месяцев. В ряде ситуаций может возникнуть необходимость продления до 6 месяцев, если:

  • проверяемый не предоставил в контрольный орган закупочную документацию;
  • своевременно не были устранены нарушения, установленные при плановой проверке;
  • был отказ в доступе контролеров на территорию проверяемого субъекта.

Результаты оформляют соответствующим актом проверки и размещают его в ЕИС не позднее трех дней с даты подписания.

Внеплановая проверка

Объекты внеплановых проверок те же, что при и плановых. Но основания должны быть аргументированы. Ниже факты, которые могут послужить причиной проверки:

  • жалоба от участника закупочной процедуры на действие или бездействие заказчика;
  • жалобы на уполномоченные органы и учреждения, операторов ЭТП;
  • жалобы в адрес должностных лиц контрактной службы.

Чтобы инициировать процедуру внеплановой проверки ФАС размещает информацию о дате, времени и месте в ЕИС в двухдневный срок с момента получения жалобы о нарушении.

Обычно срок таких проверок составляет 15 дней с момента поступления в ФАС информации о нарушении закона. В некоторых случаях служба имеет основания продлить срок до 30 дней.

Внеплановая проверка сопровождается ведением аудио- или видеозаписи, которая хранится в течение 3 лет.

Полученное предписание виновное лицо вправе обжаловать в суде в трехмесячный период.

Отчетность органов контроля и оценка их эффективности

Правительством РФ утверждены Правила оценки эффективности работы контрольных органов. Они систематизируют данные о механизмах сбора информации о деятельности соответствующих инстанций, наделенных правом контроля в сфере закупок.

Такой анализ осуществляется на основе показателей, в качестве которых определены доли решений органов контроля:

  • принятые решения в текущем году в области проведенных плановых и внеплановых проверок, решения которых отменены полностью либо частично;
  • аналогичные решения, но принятые в предыдущем отчетном периоде;
  • объемов подлежащих размещению в реестре жалоб, проведенных проверок и количеству предписаний, размещенных с нарушениями сроков.

Стоит отметить, что контроль в соответствии с 44-ФЗ не решает многих ключевых вопросов. Иногда оценка эффективности проводимых мероприятий позволяет сделать вывод о том, что некоторые функции дублируются у различных органов.

Читайте также:  Усыновление ребенка с ограниченными возможностями

Госзакупки: ФАС и Росфинмониторинг подружились

Процедуры закупок проверяют на каждом из этапов – от планирования до выполнения обязательств по контракту. Контроль осуществляется по различным направлениям: правовому, общественному, финансовому. Всем известно, что за закупками пристально следит ФАС, расходование средств отслеживает казначейство, однако не все знают, что в числе структур, внимательно наблюдающих за госзакупками, есть еще одна – Росфинмониторинг. Решили участвовать в крупном госзаказе – будьте готовы к тому, что вас проверят на применение коррупционных и «отмывочных» схем. Подробности в нашей статье.

6,5 трлн руб. – составил объем по закупкам за 10 месяцев 2020 года в соответствии с законом «О контрактной системе», 44-Ф.

16 трлн руб. – составил объем закупок за 10 месяцев 2020 года в соответствии с законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 223-ФЗ.

Источник: Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок, данные на 30 октября 2020 года.

В кризисные времена госзакупки становятся одним из способов удержаться на плаву даже для тех, кто в спокойные времена не смотрел в сторону работы с госзаказами. «Коронакризис» – не исключение. Эксперты ожидают нового всплеска интереса к госзакупкам. В данной статье мы расскажем о том, какие внешние структуры контролируют этот процесс, а также подробнее остановимся на том, куда направлен фокус внимания Росфинмониторинга в вопросе госзакупок.

Этапы контроля.

Ошибочно думать, что госзакупки контролируются только в момент проведения и на этапе исполнения. Контролю подлежит весь цикл, который проходит закупка.

Какие этапы государственной закупки подлежат контролю:

  • планирование закупки,
  • проведение закупки любым из способов, в том числе закрытым способом,
  • исполнение контракта на каждом этапе,
  • отчетность,
  • порядок использования закупленных товаров, услуг.

Кто контролирует госзакупки.

Кроме того, что сами государственные заказчики контролируют закупки, их головные ведомства, например, «Ростех», «Росатом» и др., за расходованием бюджетных средств наблюдает еще множество структур. Их можно обобщить в 3 основные группы: правовые, финансовые и общественные.

  • Правовой контроль. Основным контрольным органом в сфере закупок является ФАС (Федеральная антимонопольная служба). ФАС осуществляет контроль и надзор надлежащего исполнения законов о конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественных монополиях, рекламе, гособоронзаказе, а также в сфере закупок. Также контроль могут осуществлять государственные органы, органы муниципальной власти.
  • Общественный контроль. Контроль за госзакупками имеют право осуществлять как конкретные общественные организации, так и обычные граждане. Закупки, начальная цена которых выше 1 млрд рублей, должны пройти процедуру обязательного общественного обсуждения. Общественность также может дать независимую оценку итогов госзакупки, отслеживать ход исполнения контракта и запрашивать сведения о его исполнении, в случае выявленных нарушений – обращаться с заявлением в контролирующие органы, судебные инстанции.
  • Финансовый контроль. Обязанность контролировать финансовую составляющую в вопросе госзакупок возложена прежде всего на Федеральное казначейство. Оно проверяет правильность отражения в плане закупок объема финансового обеспечения, проверяет правильность отображения идентификационного кода закупки и т.п. Кроме казначейства контролировать финансовую сторону госзакупки могут органы управления государственными внебюджетными фондами, региональные финансовые органы. Проверять госзакупки на предмет коррупционной, террористической и «отмывочной» составляющих имеет право и надзорный орган под названием Росфинмониторинг.

Результаты контрольной деятельности Росфинмониторинга за 2019 год:

379 – общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,

373 – общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения,

15% нарушителей смогли доказать свою невиновность в суде.

Соглашение между ФАС и Росфинмониторингом.

Между ФАС и Росфинмониторингом подписано соглашение об информационном взаимодействии при выявлении картелей и иных форм сговоров. Структуры обмениваются информацией и как следует из данных их совместного пресс-релиза, особенно успешно ведется работа в бюджетной сфере: при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний.

По результатам совместных расследований за период с 2016 года по первое полугодие 2018 года, ФАС России и ее территориальными органами возбуждено 22 дела о нарушении антимонопольного законодательства. Нарушения зафиксированы преимущественно в сферах поставок фармацевтических препаратов и медицинских изделий, строительства, питания для социальных и образовательных учреждений. На участников картелей наложены административные штрафы на общую сумму около 1 млрд рублей.

История одного дела: 90 организаций участвовали в 18 открытых аукционах в электронной форме на поставку имущества для силовых структур на 3,5 млрд рублей. В торгах были усмотрены признаки картельной сделки, участники привлечены к административной ответственности на сумму более 600 млн рублей.

ФАС и Росфинмониторинг подписали дополнительный протокол о сотрудничестве. «Подписание дополнительного протокола к Соглашению о взаимодействии откроет новые возможности для оперативного взаимодействия территориальных органов ФАС России и территориальных органов Росфинмониторинга. Информация больше не будет идти через центральные аппараты ведомств, а территориальные управления наших служб будут взаимодействовать напрямую», – рассказали в ФАС.

Что в фокусе Финмониторинга.

Финмониторинг держит на контроле крупные сделки. По небольшим госзакупкам мониторинг носит заявительный характер.

На что обращает внимание Финмониторинг:

  1. «Чистота» участников закупки. Структура изучает всех участников крупных торгов.
  2. Ход расходования средств, полученных по госконтракту. Структура может отслеживать в том числе платежи поставщикам, зарплаты сотрудникам и т.п.
  3. Под мониторинг могут попасть и контрагенты компании, работающей по госконтракту. Под внимание Финмониторинга могут попасть компании, которые сами не участвовали в госзакупках.

Как обеспечить «гигиену» работы фирмы?

Чтобы не оказаться в числе тех, к кому проявит повышенный интерес Росфинмониторинг, нужно соблюдать определенную финансовую «гигиену»: не проводить операций, вызывающих вопросы, быть в контакте с банком, отвечать на его запросы, подавать актуальную информацию о компании и т.п.

Навести порядок в делах, чтобы смело идти на торги, призваны помочь электронные сервисы. СБИС Финансовый анализ позволяет получить экономическую и финансовую оценку работы компании без расходов на консультанта. СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения. СБИС ЭДО позволит наладить документооборот, повысить управляемость бизнеса, а также выстроить бесперебойное взаимодействие с контрагентами. Еще один незаменимый инструмент для соблюдения дисциплины – это СБИС Электронная отчетность. С ним отчетность в надзорные органы сдавать намного проще.

СБИС Торги позволяет аккумулировать данные со всех торговых площадок в одном месте, позволяет узнавать об интересных торгах первыми, также сервис поможет оценить шансы на победу в конкретной закупке.

Не забывайте о том, что обязательным условием для участия в электронных торгах является наличие электронной подписи. Заказать ЭЦП для торгов на торговых площадках можно в нашем Центре ЭЦП.

О том, как повысить эффективность участия в торгах с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Кто осуществляет контроль в сфере закупок

  • Главная
  • О компании
  • Наши Услуги
  • Статьи
  • Вопрос-Ответ
  • Контакты

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

  • Главная
  • О компании
  • Наши Услуги
  • Статьи
  • Вопрос-Ответ
  • Контакты

Кто является контрольным органом в сфере закупок?

Контрольный орган в сфере закупок, его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.

Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

  1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

Ссылка на основную публикацию