Пенсия по безвестно отсутствующим

Признание должника по алиментам безвестно отсутствующим

В 2021 году неуплата алиментов на несовершеннолетних детей продолжает являться острой социальной проблемой. Зачастую плательщики средств скрывают свое местоположение, а исполнительный розыск не приносит результата.

7 марта 2018 года Президент РФ В. Путин подписал закон № 48-ФЗ о признании должников по алиментам, находящихся в исполнительном розыске более 1 года, безвестно отсутствующими, что впоследствии дает возможность назначить их детям пенсию по потере кормильца.

Новый закон облегчил процедуру судебного признания должника безвестно отсутствующим. Последствия признания алиментщика безвестно отсутствующим следующие: он будет обязан не только продолжать уплачивать средства на содержание несовершеннолетнего, но и возвращать долг государству в лице Пенсионного фонда.

С чем связано принятие закона о признании без вести отсутствующим по выплате алиментов

Самой распространенной проблемой алиментного производства является образование алиментной задолженности, которая может возникнуть по различным причинам:

  • отсутствие заработка или иного дохода у плательщика;
  • отсутствие имущества, на которое можно обратить взыскание, у алиментообязанного лица;
  • невозможность установить местонахождение должника при нахождении в исполнительном розыске.

Последняя причина возникновения алиментного долга — исполнительный розыск должника и его имущества — на протяжении многих лет являлась камнем преткновения для осуществления производства по взысканию алиментов, поскольку достаточная доля должников годами числится в безуспешном розыске, разыскные мероприятия ни к чему не приводят, и получатель в итоге остается без положенных законом алиментных средств.

Для решения проблемы был предложен и рассмотрен законопроект, подразумевающий альтернативой алиментам, взыскиваемых с находящихся в розыске должников, пенсию по потере кормильца.

7 марта 2018 года Федеральный закон № 48-ФЗ вступил вступил в законную силу.

Как было раньше?

Ранее, до принятия законопроекта, получатели алиментных средств неоднократно совершали попытки признания в суде неразысканных неплательщиков алиментов без вести пропавшими, чтобы установить свое право на получение социальной пенсии вместо алиментов.

Однако статьей 278 ГПК РФ до внесения изменений в нее устанавливалось, что подтвердить сведения об отсутствующем гражданине могли только органы внутренних дел (ОВД). ОВД, в свою очередь, не занималось предоставлением сведений об алиментных должниках, поскольку их розыск относился к компетенции судебных приставов-исполнителей.

Получался замкнутый круг, который раз за разом заставлял суды выносить отрицательные решения о признании неплательщиков безвестно отсутствующими и лишал получателей алиментов долгожданных выплат.

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙

Путин подписал закон о признании алиментщиков безвестно отсутствующими — что изменилось

После принятия законопроекта статья 278 ГПК РФ была дополнена положением, согласно которому судья может запрашивать сведения о разыскиваемом неплательщике алиментов напрямую у судебного пристава, ведущего исполнительное алиментное производство.

В свою очередь, ст. 65 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», устанавливающая регламент исполнительного розыска должника-алиментщика, дополняется важным нововведением.

Спустя 1 год проведения безрезультатных разыскных мероприятий в отношении неплательщика алиментов судебный пристав-исполнитель обязан уведомить об этом взыскателя и разъяснить ему порядок обращения в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

При этом датой, с которой необходимо отсчитывать годичный период, будет дата вынесения постановления об объявлении должника и его имущества в исполнительный розыск.

Пример. Исполнительное производство о взыскании алиментов с Константина М. возбуждено 13.11.2019 года. Алиментные платежи поступали взыскателю с декабря 2018 года по март 2020 года. 18 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем, ведущим производство по делу, на основании заявления взыскателя было вынесено постановление об объявлении Константина М. в исполнительный розыск. Следовательно, если до 18 мая 2021 года местонахождение должника не будет установлено, наступят основания для его признания безвестно отсутствующим.

Как признать алиментщика безвестно отсутствующим

Спустя 1 год безрезультатных попыток розыска неплательщика алиментов судебный пристав-исполнитель обязан:

  • вызвать на прием получателя средств;
  • разъяснить взыскателю порядок дальнейшего обращения в районный (городской, краевой) суд с заявлением о признании разыскиваемого должника пропавшим без вести.

Справка. Если же судебный пристав-исполнитель по какой-либо причине «забудет» отследить годичный срок нахождения в розыске неплательщика, взыскатель имеет право напомнить о себе, посетив должностное лицо и потребовав разъяснений по подаче заявления в суд для последующего назначения социальной пенсии. Статья 50 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» утверждает безусловное право взыскателя обращаться с разного рода ходатайствами и заявлениями к сотрудникам службы судебных приставов для содействия в исполнительном производстве.

В перечень документов, подаваемых в судебную инстанцию для признания гражданина безвестно отсутствующим, входят:

  1. Исковое заявление «О признании Ф. И. О. безвестно отсутствующим».
  2. Паспорт истца-заявителя.
  3. Копия судебного приказа (решения суда) о назначении алиментов.
  4. Копия постановления службы судебных приставов о размере алиментной задолженности.
  5. Копия постановления об объявлении в исполнительный розыск должника и его имущества.

Информацию об итогах розыска должника-гражданина судья при подготовке дела к началу судебного разбирательства обязан самостоятельно запросить в территориальном отделении службы судебных приставов.

Если по итогу разбирательства судом выносится положительное решение, и должник признается безвестно отсутствующим, взыскатель после вступления решения суда в законную силу имеет право обращения в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ (ПФ РФ) за назначением ребенку социальной пенсии по потере кормильца. Перечень документов, необходимых для установления этой выплаты, можно уточнить у специалистов ПФР.

Важнейшим документом-основанием для назначения социальной пенсии вместо алиментов для Пенсионного фонда является вступившее в силу решение суда о признании алиментщика безвестно отсутствующим.

Последствия признания должника безвестно отсутствующим

Признав гражданина, являющегося должником по алиментным выплатам, без вести пропавшим, государство в лице Пенсионного фонда РФ возлагает на себя его обязанность по выплате алиментов несовершеннолетнему, однако отнюдь не безвозмездно.

Должник по выплатам перед ребенком автоматически становится должником перед самим государством, что, естественно, влечет для него более серьезные санкции и последствия, а также более строгие инструменты взыскания госдолга в случае установления его местонахождения. В итоге на разысканного уклониста ляжет и возвращение долга государству, и алиментные платежи своему ребенку.

Если же до наступления ребенком совершеннолетия уклонист так и не будет найден, государство само будет обеспечивать ребенка, выплачивая ему пенсию по утрате кормильца.

Принятие законопроекта об альтернативе алиментных выплат является подтверждением того, что исполнительный лист (судебный приказ) о назначении алиментов, взыскателю не стоит самостоятельно направлять по месту работы плательщика.

Исполнительный документ необходимо предъявлять в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства, чтобы взыскание и выплата алиментов отслеживались государственной структурой, и в дальнейшем иметь действенные рычаги влияния на алиментообязанное лицо, в том числе и при сокрытии должника от алиментных обязательств.

Получить пенсию признать безвестно отсутствующим.

Бывший муж в розыске 4,5 года. Хочу признать его безвестно отсутствующим и получать пенсию на ребенка. Приравнивается ли безвестно отсутствующий к умершим, для получения пенсии на ребенка? Равная ли пенсия по утере кормильца при статусе родителя безвестно отсутствующий и умерший?

Галина! В соответствии с п.1 ст.9 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в РФ”, семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке (т.е. в судебном порядке). Так что разницы никакой нет, лишь бы было решение суда о признании безвестно отсутствующим, вступившее в законную силу.

С уважением, А.Д.Руслин.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим определены ст. 43 ГК РФ. Данная статья устанавливает общее правило о том, что содержание граждан, которых безвестно отсутствующий обязан был содержать, сохраняется. В то же время при определении конкретных правовых последствий данная статья имеет отсылочный характер к нормам специальных законодательных актов. Так, в соответствии со п. 1 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца. Поэтому нетрудоспособные члены семьи (дети) безвестно отсутствующего, получавшие от него алименты, приобретают право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. П. 1 ст. 19 вышеуказанного закона установлено, что во всех случаях пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, т. е. не ранее чем вступит в законную силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца может назначаться со дня вступления в законную силу решения суда о признании лица безвестно отсутствующим, если обращение в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, последовало не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу такого решения суда (п. п. 3 п. 4 ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях»).

В соответствии со ст. 42 ГК гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений его пребывания.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

После получения документа, подтверждающего смерть человека (свидетельство о смерти), либо документ устанавливающий, что человек признан безвестно отсутствующим (это вступившее в силу решение суда, на основании которого ЗАГСом будет выдано свидетельство о смерти), Вы сможете обратиться в Пенсионный фонд РФ по месту своего жительства по вопросу оформления пенсии по потере кормильца. Для этого потребуется собственноручно заполнить заявление установленного образца, который вам выдадут на месте. Пакет документов к заявлению условно делится на две части. Первая часть состоит из документа, удостоверяющего личность заявителя, документа, устанавливающего факт смерти кормильца и документа, устанавливающего степень родства между заявителем и умершим, трудовой книжки выданной работодателем умершего – она является обязательной для всех. А вот вторая часть содержит различные подтверждающие дополнительные сведения документы, индивидуальные для каждого конкретного случая. Оформляется пенсия один раз на весь срок, в который причитаются выплаты. Но нужно учитывать, что для несовершеннолетних детей сроки выплат имеют несколько рубежей – это достижение совершеннолетия (18 лет), далее – достижение 23 лет, для тех, кто пойдет обучаться по очной форме обучения. В данном случае промежуток времени между 18 годами и датой фактического поступления на очную форму обучения в образовательное учреждения оплачиваться не будет, так как с наступлением 18 лет право утрачивается, а восстанавливается оно только со дня зачисления в учебное заведение.

Порядок начисления пенсии. Для того чтобы выполнить расчет размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, нужно учесть множество аспектов и сделать это самостоятельно невозможно. Единственное, что нужно знать, это то, что пенсия будет складываться из двух частей. Первая – базовая, она фиксированная и разделяется на три категории. Базовая часть индексируется на тех же основаниях, что и обычная пенсия, назначаемая по старости. Вторая часть называется страховой и рассчитывается индивидуально.

Адвокат Черняк Елена Витальевна, ele67453536@yandex.ru? 8-920-566-91-37

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Вам необходимо составить заявление в суд, подать его в соответствии с правилами подсудности, приложить все подтверждающие документы, в дальнейшем ходить на судебные заседания. Возможно это сделать с помощью юриста, который представит Ваши интересы.

Читайте также:  Сколько зарабатывают стюардессы

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. Вам необходимо составить заявление в суд, подать его в соответствии с правилами подсудности, приложить все подтверждающие документы, в дальнейшем ходить на судебные заседания. Возможно это сделать с помощью юриста, который представит Ваши интересы.

в какой суд обращаться что бы определить долг в твердой денежной сумме на дату признания безвестно отсутствующим

В какой суд обращаться что бы определить долг в твердой денежной сумме на дату признания безвестно отсутствующим

Государство вместо папы: что даст признание беглых алиментщиков безвестно пропавшими?

Дети безвестно отсутствующих беглых алиментщиков начнут получать социальную пенсию по потере кормильца. Размер выплат будет рассчитываться индивидуально. О том, что это значит и почему мужчины уклоняются от выплат алиментов – рассказали эксперты.

Практика выплат финансовой помощи детям, не получающим алименты от родителей, пропавших безвестно, существовала и раньше. Однако проблема состояла в том, что суды отказывались принимать иски от бывших жен и опекунов детей, требуя справки из полиции. Предоставить эти документы было практически невозможно – полиция не объявляет в розыск должников. Этот недочет был исправлен, и теперь суды принимают документы и от приставов.

Как изменится ситуация с юридической точки зрения?

В список исчезнувших запишут лишь тех, кто действительно пропал из поля зрения семьи и информационных сетей. По словам председателя коллегии адвокатов «Сулим и партнеры», адвоката Ольги Сулим, гражданин признается безвестно отсутствующим в том случае, если в течение года в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания (это регулирует ст. 42 Гражданского кодекса РФ). Соответственно, раз он является безвестно отсутствующим, лица, прежде находившиеся на иждивении данного гражданина, обретают возможность получения социальной пенсии по потере кормильца. Таким образом, вместо алиментов дети пропавших родителей будут получать социальную пенсию по потере кормильца.

«Поскольку само по себе безвестное отсутствие является потерей кормильца, несовершеннолетнее лицо, находившееся на иждивении (или должное на нем находиться), получает право на социальную пенсию вне зависимости от того, был ли официально оформлен брак родителей или нет, находились ли они в разводе на момент пропажи одного из родителей или нет. В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца и, следовательно, обладает всеми правами последней относительно получения социальной пенсии и иных установленных законом выплат», – поясняет Ольга Сулим.

Что делать тем, кто официально не находился в разводе, но при этом один из супругов пропал и отсутствует более года? В таком случае, по совету адвоката Владимира Гончарова, обращаться в полицию для установки местонахождения супруга следует по истечении пяти-семи суток. С этого момента начнется определение – является ли он безвестно отсутствующим или нет. После того как будет получен ответ из полиции, жена (или муж) имеет право обратиться в суд для признания второго супруга отсутствующим. Владимир Гончаров отмечает, что по этому поводу существует разъяснение Верховного Суда: если длительное время нахождение пропавшего неизвестно, полиция (как и суд) не установила его местонахождение, тогда он признается безвестно отсутствующим. После этого родитель или опекун имеет право обратиться в Пенсионный фонд для получения страховой пенсии по потере кормильца. Если дети не достигли 18 лет, то на каждого ребенка назначается отдельная сумма, которая варьируется в зависимости от прожиточного минимума. Также, по словам Владимира Гончарова, если ребенок не достиг 23-летнего возраста и учится очно, он имеет право на получение пенсии по потере кормильца.

Данный закон распространяется и на бывших супругов, и на тех, кто исчез из жизни своей семьи и не оформил развод. Состоят или не состоят родители в браке – значения не имеет.

«Для многих граждан, самостоятельно воспитывающих ребенка, признание «пропавшего» супруга или супруги или бывшего супруга или супруги безвестно отсутствующим, является единственным реальным шансом исправления материального положения несовершеннолетнего посредством получения социальной пенсии по потере кормильца. Размер такой пенсии, в зависимости от региональных доплат, составляет в среднем около 8,5-10 тысяч рублей. То есть, деньги, которые будет государство выплачивать таким семьям, сравнимы с алиментами от средней заработной платы. Нет никаких сомнений в позитивности данной меры», – комментирует Ольга Сулим.

Почему мужчины не платят алименты? Мнения психологов

Чаще всего в России несовершеннолетние дети остаются проживать с матерью, а отцам назначают алименты и порядок общения с детьми. Однако иногда мужчины пренебрегают своими обязанностями и деньги на воспитание ребенка не выплачивают. Почему? Разбираемся вместе с психологами.

По словам психолога Натальи Малышевой, психика мужчины срабатывает так, что появляется убеждение в том, что деньги не доходят до ребенка и не используются по прямому назначению. Большинство мужчин уверено, что алименты используются женой (бывшей или настоящей) на свои нужды, поэтому они уклоняются от их уплаты. Что делать в этом случае?

Наталья Малышева советует договариваться с мужчиной, письменно заключать соглашения, но не через суды, так как есть такая тенденция: суды – это принуждение, а не побуждение. Принуждение же вызывает внутреннее сопротивление.

«Все это вызывает извечный конфликт, борьбу полов – по-другому я это не назову. Поэтому, нужно побуждать мужчину оказывать помощь. Не нужно требовать деньги, а составить список необходимых товаров, отвести мужчине миссию оплатить этот пакет нужных товаров. Это приведет к тому, что мужчина сам предоставит финансы, чтобы ограничить себя в «не мужском» деле, как он считает, но при этом будет подчеркнута его миссия главного добытчика в семье», – говорит Наталья Малышева.

Психолог Андрей Смирнов отмечает, что в этой ситуации любое обобщение изначально будет неправильно. Он делит мужчин на три группы: первая та, которая не только платит фиксированную сумму алиментов, но и активно участвуют в жизни своих детей, даже если развод с бывшей женой оказался болезненным. Андрей Смирнов поясняет, что в этом случае отцы сохраняют привязанность к своему ребенку и готовы давать ему больше, чем этого требует закон.

Другая часть мужчин ограничивается только формальной отсылкой алиментов, это может быть связано с тем, что отец не привязан к ребенку, он сильно увлекся новой семьей или семейная жизнь попросту оказалась не для него.

«Третья группа – это безответственные люди, которые бегают от алиментов. Бывает действительно трудно «выбить» с них деньги по закону, потому что формально они могут себя признать безработными и ничего не получать. Поэтому, действительно, в таком случае лучше доплачивать фиксированное пособие, а не гнаться за человеком, с которого невозможно взыскать деньги», – заключает Андрей Смирнов.

Пенсия при признании безвестно отсутствующим

Мой бывший муж не платит алименты, а сыну 16 лет.Задолженность у бывшего мужа большая.Найти его не могут.Я на розыск подала, только время тянут. Сказали, что, еще год должен пройти, тогда подадите в суд, что без вести пропал, а раньше нельзя?

Здравствуйте Екатерина!
При отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, обязательство, даже подтвержденное вступившим в законную силу судебным актом, остается неисполненным, а нарушенные права взыскателя – не восстановленными.
Зачастую должники находятся в розыске длительное время, розыскные дела прекращаются в связи с выполнением всех исполнительно-разыскных мероприятий, конечная цель – получение денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка – не достигается.
Гражданским законодательством предусмотрен институт признания гражданина (в том числе должника по исполнительному производству) безвестно отсутствующим.
Согласно ст. 42 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При этом последствия признания лица безвестно отсутствующим определяются соответствующим законодательством. Как следует из положений ст. 42 ГК РФ, с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим может обратиться заинтересованное лицо. Под заинтересованным лицом понимается взыскатель по исполнительному производству, для которого и наступят правовые последствия в виде права на получение мер государственной поддержки в связи с признанием должника безвестно отсутствующим.
Ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. К нетрудоспособным членам семьи в силу положений статей 2, 54, 80 Семейного кодекса РФ относятся и несовершеннолетние дети, которых родители обязаны содержать до достижения ими 18-летнего возраста. При этом семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, т.е. вступившим в законную силу судебным актом.
Таким образом, признание должника, обязанного по исполнительному производству уплачивать алиментные платежи на содержание несовершеннолетнего ребенка, безвестно отсутствующим влечет за собой возникновение у указанного ребенка права на получение пенсии по потере кормильца, а также иных установленных федеральным и региональным законодательством выплат.
Подтверждение юридического факта безвестного отсутствия должника обеспечивает фактическое восстановление права ребенка на получение денежного содержания (хотя и из иных источников).
Признание гражданина безвестно отсутствующим осуществляется в судебном порядке; рассматриваются гражданские дела данной категории районными судами в порядке особого производства (глава 30 ГПК РФ).
Анализ судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения дел указанной категории, показывает, что предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим охватывает установление судом следующих фактов и обстоятельств:
– места жительства должника;
– факта отсутствия должника по месту жительства и сведений о его месте пребывания в течение года;
– принятых заявителем мер по розыску должника;
– невозможности установления места нахождения должника;
– наличия правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличия материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим;
– наличия обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться.
Таким образом, основными данными, определяющими исход судебного разбирательства, являются результаты проведенных в отношении лица, признаваемого безвестно отсутствующим, разыскных мероприятий, в ходе которых собственно и устанавливаются все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу.
В связи с этим в ряде случаев суды признают достаточным комплекс исполнительно-разыскных мероприятий, проводимых судебным приставом-исполнителем в порядке ст. 65 Закона об исполнительном производстве; в ряде же случаев судами принимаются решения об отказе в удовлетворении требований именно по причине того, что розыск осуществлялся не должностными лицами органов внутренних дел.
Например, Апелляционным определением Омского областного суда от 20.01.2016 по делу N 33-273/2016 признано законным решение суда нижестоящей инстанции, которым должник по алиментным обязательствам признан безвестно отсутствующим. При этом суд посчитал, что материалы, собранные в рамках разыскного дела, заведенного судебным приставом-исполнителем, являются достаточными для принятия положительного решения.
Решением Ленинского районного суда Волгоградской области от 16.01.2017 по делу N 2-65/2017 признан безвестно отсутствующим должник по исполнительному производству о взыскании алиментных обязательств, в отношении которого судебным приставом-исполнителем было заведено разыскное дело. При оценке доказательств судом указано на достаточность материалов, собранных в рамках исполнительно-разыскных мероприятий.
Отказывая в удовлетворении аналогичных требований, Верховный Суд Республики Татарстан (Апелляционное определение от 25.04.2016 по делу N 33-7484/2016) указал на то, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона “О полиции” на полицию возлагаются обязанности осуществлять розыск лиц, пропавших без вести. В данном случае розыск должника компетентным органом не производился. Служба судебных приставов не является уполномоченным органом, наделенным правом розыска безвестно отсутствующих лиц.
Таким образом, вы можете обратиться в суд раньше, чем пройдет срок в 1 год, но есть вероятность, что суд посчитает, что розыск должен проводиться именно органами МВД и откажет в заявлении.

Читайте также:  Как оспорить договор ипотеки?

Безвестное отсутствие как основание получения денежного содержания на ребенка

Нередки случаи, когда в рамках исполнительного производства о взыскании алиментных платежей место нахождения должника и его имущества невозможно установить, несмотря на проведение комплекса разыскных мероприятий. Зачастую неплательщики находятся в розыске долгое время, разыскные дела прекращаются в связи с выполнением всех исполнительно-разыскных мероприятий, а конечная цель – получение денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка – не достигается. Однако такая ситуация хоть и сложная, но не безнадежная. Расскажем, как и какой правовой институт поможет найти выход из создавшегося положения.

Безвестно отсутствующий как умерший кормилец

В 2016 году в территориальных органах ФССП России находилось 111 719 дел по розыску должников по алиментным обязательствам, место нахождения которых установлено только в 55 760 случаях. В рамках 47 047 разыскных дел на 01.01.2017 адрес неплательщиков остался неизвестным.

Ситуация, когда должника по алиментам найти не удается, по нашему мнению, может быть преодолена. В этом случае для обеспечения прав несовершеннолетних на денежное содержание можно использовать институт признания гражданина (в том числе должника по исполнительному производству) безвестно отсутствующим.

Согласно ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. При этом последствия признания лица безвестно отсутствующим определяются соответствующим законодательством.

В целях обеспечения несовершеннолетнего ребенка необходимыми денежными средствами интерес представляют прежде всего положения законодательства о социальном обеспечении, которое связывает с указанным юридическим фактом возникновение права на установленные государством меры поддержки.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст. 10) предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

К указанным нетрудоспособным членам семьи в силу положений ст. 2, 54, 80 Семейного кодекса Российской Федерации относятся, в частности, несовершеннолетние дети, которых родители обязаны содержать до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

При этом семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть вступившим в законную силу судебным актом.

Пенсии по случаю потери кормильца

Для отдельных категорий граждан федеральным законодательством установлены и иные (кроме обозначенной) меры материальной поддержки в связи с признанием гражданина безвестно отсутствующим (например, ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т. д.).

Законодательство о социальном обеспечении ряда субъектов Российской Федерации также определяет отдельные меры материальной поддержки. Так, ст. 13 Социального кодекса Волгоградской области от 31.12.2015 № 246-ОД предусматривает выплату ежемесячного пособия на ребенка одинокого родителя, мать которого признана безвестно отсутствующей.

Таким образом, признание должника, обязанного по исполнительному производству уплачивать алиментные платежи на содержание несовершеннолетнего ребенка, безвестно отсутствующим влечет за собой возникновение у указанного ребенка права на получение пенсии по потере кормильца, а также иных установленных федеральным и региональным законодательством выплат.

Правовое регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2011 № 299-О-О, направлено на обеспечение социальной защиты указанных лиц, гарантирует назначение им пенсии по случаю потери кормильца на тех же условиях и в тех же размерах, что и для членов семьи умершего кормильца.

При этом безвестное отсутствие кормильца, удостоверенное в предусмотренном гражданским законодательством порядке, обусловливает создание юридического механизма, обеспечивающего определенность правового положения иждивенцев такого лица.

Подтверждение юридического факта – факта безвестного отсутствия должника – обеспечивает действительное восстановление права ребенка на получение денежного содержания (хотя и из иных источников).

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим осуществляется судом. Рассматриваются гражданские дела данной категории районными судами в порядке особого производства (глава 30 ГПК РФ).

Анализ судебных актов, вынесенных по результатам разбирательства дел указанной категории, показывает, что предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим охватывает определение судом следующих обстоятельств:

–установление места жительства должника;

–отсутствие его в этом месте жительства и сведений о его месте пребывания в течение года;

–принятие заявителем мер по его розыску;

–невозможность установления места нахождения данного гражданина;

–наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим;

–наличие обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться.

Таким образом, основными данными, определяющими исход судебного разбирательства, являются результаты проведенных в отношении лица, признаваемого безвестно отсутствующим, разыскных мероприятий, в ходе которых собственно и устанавливаются все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу.

Вместе с тем в настоящее время в судебной практике нет единого подхода к вопросу о том, материалы какого именного государственного органа, проводившего разыскные мероприятия, являются достаточными для установления всех обстоятельств по делу.

Так, полномочия по розыску лиц, сведения о месте пребывания которых отсутствуют, сейчас имеются:

–у судебных приставов-исполнителей в отношении должников по исполнительным производствам, в том числе по алиментным обязательствам (ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);

–должностных лиц органов внутренних дел (согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на органы полиции возлагаются обязанности также по осуществлению розыска лиц, пропавших без вести).

В связи с этим в одних случаях суды признают достаточным комплекс исполнительно-разыскных мероприятий, проводимых судебным приставом-исполнителем в порядке ст. 65 Закона № 229-ФЗ, в других случаях судами принимаются решения об отказе в удовлетворении требований именно по причине того, что розыск осуществлялся не должностными лицами органов внутренних дел.

Например, Апелляционным определением Омского областного суда по делу № 33-273/2016 признано законным решение суда нижестоящей инстанции, которым должник по алиментным обязательствам был признан безвестно отсутствующим. При этом суд посчитал, что материалы, собранные в рамках разыскного дела, заведенного судебным приставом-исполнителем, являются достаточными для принятия положительного решения.

Решением Ленинского районного суда Волгоградской области от 16.01.2017 по делу № 2-65/2017 признан безвестно отсутствующим должник по исполнительному производству о взыскании алиментных обязательств, в отношении которого 23.03.2015 судебным приставом-исполнителем было заведено разыскное дело. При оценке доказательств судом указано на достаточность материалов, собранных в рамках исполнительно-разыскных мероприятий.

В другом случае Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 30.09.2016 по делу № 33-13353/2016 в удовлетворении требований о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим отказано. При этом суд отметил, что факт нахождения лица в федеральном розыске материалами дела не подтверждается (хотя в силу ч. 2 ст. 65 Закона № 229-ФЗ объявление розыска должника по исполнительному производству является основанием для осуществления такого розыска на всей территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств. То есть исполнительный розыск как раз является федеральным розыском); нахождение должника в розыске по исполнительному производству, отсутствие сведений о его месте нахождения по месту его регистрации бесспорно о его безвестном исчезновении не свидетельствуют.

Отказывая в удовлетворении аналогичных требований, Верховный суд Республики Татарстан (Апелляционное определение от 25.04.2016 по делу № 33-7484/2016) указал на то, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 3-ФЗ на полицию возлагаются обязанности осуществлять розыск лиц, пропавших без вести. В данном случае розыск должника компетентным органом не производился. Служба судебных приставов не является уполномоченным органом, наделенным правом по розыску безвестно отсутствующих лиц.

С положениями о том, что в рамках розыска, осуществляемого органами МВД России, проводятся более широкие мероприятия, чем в рамках исполнительного розыска, осуществляемого ФССП России, невозможно согласиться.

Если проанализировать положения ст. 65 Закона № 229-ФЗ и ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (определяющей полномочия органов МВД России в сфере розыска лиц), то можно прийти к выводу о том, что перечень мероприятий по данной категории розыска ничем не отличается. Полномочия МВД России в сфере оперативно-разыскной деятельности более расширены только за счет мероприятий, связанных с криминальным розыском, которые не применимы в рамках установления безвестно отсутствующих лиц.

Следовательно, и МВД России, и ФССП России при установлении безвестно отсутствующих лиц используют один и тот же набор разыскных мероприятий.

Как следует из положений ст. 42 ГК РФ, с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим может обратиться заинтересованное лицо. Под указанным заинтересованным лицом понимается взыскатель по исполнительному производству, для которого и наступят правовые последствия в виде права на получение мер государственной поддержки в связи с признанием должника безвестно отсутствующим.

Защитит ли права ребенка пристав-исполнитель?

Согласно положениям ст. 45, 46 ГПК Российской Федерации с указанным заявлением в защиту прав несовершеннолетнего ребенка может обратиться прокурор, а также орган опеки и попечительства.

Несмотря на то что одной из непосредственных задач, выполняемых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, в том числе о взыскании алиментных платежей, является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан (ст. 2 Закона № 229-ФЗ), указанному должностному лицу право на обращение в суд с подобным заявлением не предоставлено. В случае обращения судебного пристава-исполнителя с указанным заявлением в рамках исполнительного производства судами выносятся определения об отказе в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ в связи с тем, что предъявлять заявление в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица представителям государственных органов не предоставлено такое право.

Вместе с тем именно судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства совершает все действия, направленные на установление места нахождения должника, обладает всем объемом информации об указанном лице и, как никто другой, может дать полную и объективную картину обстоятельств, подтверждающих факт безвестного отсутствия должника.

Читайте также:  Юридическая помощь по наследственным спорам в Самаре

Поэтому предоставление судебному приставу-исполнителю права на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим в целях обеспечения защиты прав несовершеннолетнего ребенка на получение материального содержания полностью соответствует задачам исполнительного производства, закрепленным в ст. 2 Закона № 229-ФЗ.

Кроме того, возложение на взыскателя – частное физическое лицо – обязанности доказывания факта безвестного отсутствия должника в суде выглядит не совсем обоснованно еще и по следующим причинам.

Как уже было указано, основным доказательством, учитываемым судом при установлении факта безвестного отсутствия должника, является результат, в том числе полнота проведенных разыскных мероприятий. Функции розыска лиц относятся к компетенции публичных органов государственной власти – ФССП России и МВД России. В рамках реализации данных полномочий по розыску лиц указанные органы самостоятельно определяют методику и тактику проведения тех или иных разыскных мероприятий, их объем с точки зрения достаточности для достижения конечного результата – установления места пребывания разыскиваемого лица.

То есть взыскатель не имеет права давать указанным органам обязательных для исполнения указаний о совершении тех или иных разыскных действий, определять ход указанных мероприятий либо самостоятельно совершать исполнительно-разыскные или оперативно-разыскные действия. Однако в суде при предъявлении факта безвестного отсутствия должника он обязан доказать именно полноту совершения указанных разыскных действий (которые он не совершал, не мог в силу закона совершать и не мог влиять на их исход и результаты).

Фактически частное лицо перед одним государственным органом – судом обязано доказать полноту действий, совершенных другим государственным органом, – ФССП России или МВД России.

Возложение данной функции на указанные органы публичной власти позволило бы исключить ситуацию, когда частное лицо в вопросах доказывания ставилось бы в зависимость от результатов деятельности, влиять на которую оно не имеет возможности.

Таким образом, несмотря на все имеющиеся проблемы, связанные с правовым регулированием института признания гражданина безвестно отсутствующим, уже в настоящее время имеется возможность получения средств на содержание ребенка даже в том случае, если должник по исполнительному производству о взыскании алиментных обязательств отсутствует.

Вместе с тем если институт признания гражданина безвестно отсутствующим существовал бы в более завершенном виде, то это способствовало бы наделению судебного пристава-исполнителя полномочиями по обращению в суд с заявлением о признании должника по исполнительному производству, место нахождения которого не установлено, безвестно отсутствующим. Кроме того, появилась бы возможность признавать результаты исполнительного розыска, осуществляемого в рамках ст. 65 Закона № 229-ФЗ, достаточными для установления обстоятельства безвестного отсутствия должника.

Пенсия без вести пропавшего

Здравствуйте. Помогите пожалуйста, в 2010 г. мой дедушка ветеран труда был признан без вести пропавшим (пропал в лесу), в 2015 г. по суду был признан умершим. Когда его супруга (моя бабушка) оформляла наследство, ей сказали, что за период 2010-2015 г. она должна была получить его пенсию, поскольку умершим он признан только в 2015. Пенсионный фонд тянет с ответом, говорят, что начислений нет. Кто прав? как быть, на какую статью ссылаться? С ув. Екатерина

Дата: 04.07.2016 06:59

  • Vk
  • Twitter
  • Facebook

В консультации принимали участие

Ответы экспертов

  • Консультация на сайте
  • По телефону
  • Whatsapp/Viber
  • В чате
  • Создать задачу

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001 N 173- ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” выплата трудовой пенсии прекращается в случае признания пенсионера в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим – с 1- го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или решение суда о признании его безвестно отсутствующим. Аналогичное положение содержится в ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ (ред. от 29.12.2015) “О страховых пенсиях”.

Таким образом, начислению, выплате и наследованию подлежит только неполученная на день признания безвестно отсутствующим пенсия. В период безвестного отсутствия дедушки бабушка, при определенных обстоятельствах, могла оформить пенсию по утере кормильца, если ее собственная пенсия, например, была меньше.

    2016-10-28 13:18:07

Татьяна

По решению суда человек был признал безвестно отсутствующим. Как получить неполученную пенсию за безвестно отсутствующего как наследство?

  • Консультация на сайте
  • По телефону
  • Whatsapp/Viber
  • В чате
  • Создать задачу

Вы должны различать термины безвестно отсутствующий и признан умершим. Наследство можно открыть, когда человека признают умершим и выдадут свидетельство о смерти.

Статья 43 ГК РФ Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Пенсия по безвестно отсутствующим

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление президиума Новосибирского областного суда от 27 мая 2005 г. N 44-Г-43 В случае обращения за пенсией по потере кормильца по истечении 12 и более месяцев со дня смерти, пенсия назначается на 12 месяцев ранее дня обращения. В связи с этим решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим со дня, когда в месте жительства гражданина нет сведений о его пребывании, признано незаконным части установления даты признания гражданина безвестно отсутствующим

Постановление президиума Новосибирского областного суда от 27 мая 2005 г. N 44-Г-43

Президиум Новосибирского областного суда рассмотрел дело по заявлению К. о признании К.О.М. безвестно отсутствующим, по надзорной жалобе ПФ в Кыштовском районе, переданное в суд надзорной инстанции определением судьи областного суда от 11 мая 2005 г.

К. обратилась в суд с заявлением о признании К.О.М., проживавшего в с. Кыштовка по ул. Сушзаводская, 25, безвестно отсутствующим. В обоснование указала, что состояла в браке в К.О.М., который был расторгнут 16.04.1999 г. От брака имеют сына Виктора – 06.09.1994 года рождения, на содержание которого с К.О.М. решением мирового судьи Кыштовского судебного участка 16.04.2002 г. взысканы алименты. 23.09.2003 г. К.О.М. ушел из дома и с этого дня о нем ничего не известно. 09.10.2003 г. Кыштовским РОВД заведено розыскное дело в отношении К.О.М. Прокуратурой района 04.11.2003 г. возбуждено уголовное дело по ст. 105 ч. 1 УК РФ по факту безвестного исчезновения К.О.М. Проводимые розыскные мероприятия никаких результатов не дали и до настоящего времени его местонахождение не установлено. К.О.М. имел задолженность по алиментам, поскольку нигде не работал, однако скрываться от их уплаты не собирался, так как постоянно поддерживал отношения с сыном, оказывал посильную помощь на его содержание. Каких-либо родственников, кроме сестры и матери, которые проживают также в с. Кыштовка у него нет. Однако ни у сестры, ни у матери более года К.О.М. не появлялся. Признание безвестно отсутствующим К.О.М. необходимо заявительнице для назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Решением Федерального суда общей юрисдикции Кыштовского района Новосибирской области от 26.10.2004 г. Заявление К. удовлетворено. К.О.М., 22 марта 1972 года рождения, уроженец с. Александровск Боханского района Иркутской области, проживавшего в с. Кыштовка, ул. Сушзаводская, 25 Новосибирской области признан безвестно отсутствующим с 23 сентября 2003 года.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В надзорной жалобе Управление Пенсионного фонда в Кыштовском районе Новосибирской области просят отменить состоявшееся по делу решение суда в части признания К.О.М. безвестно отсутствующим с 23 сентября 2003 года, считать его безвестно отсутствующим с 06 ноября 2004 года, то есть с момента вступления в законную силу решения суда. Полагают, что решение о признании К.О.М. безвестно отсутствующим со дня, когда в месте его жительства нет сведений о его месте пребывания, нарушают права УПФР, так как обязывают назначить пенсию по случаю потери кормильца со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Доводы жалобы заслуживают внимания.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Согласно ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Таким образом, дата, с которой в месте жительства гражданина отсутствуют сведения о месте его пребывания, является началом для исчисления срока для признания его безвестно отсутствующим. Безвестно отсутствующим гражданин считается с момента вступления в законную силу решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

В соответствии со ст. 19 указанного ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией ( ч. 1 ). Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией ( п. 3 ч. 4 ).

Следовательно, при обращении К. за назначением пенсии по случаю потери кормильца на основании обжалуемого решения суда, УПФР обязано назначить указанную пенсию на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение, тогда как право на получение пенсии по случаю потери кормильца, с учетом ст. 42 ГК РФ возникает только с момента вступления в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В связи с изложенным решение суда законным признать нельзя в части указания даты признания безвестно отсутствующим, которая подлежит исключению.

На основании изложенного руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум постановил:

Решение Кыштовского районного суда от 26 октября 2004 г. изменить, исключив из резолютивной части дату признания К.О.М. безвестно отсутствующим.

Ссылка на основную публикацию