Отправить ребенка в детский дом

Отчаянный шаг: как отдать своего ребенка в детский дом временно или навсегда?

Законодательство не запрещает родителям отказываться от прав на биологического или усыновленного ребенка. Передать отпрыска на воспитание государству можно с момента его рождения и до наступления совершеннолетия.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Можно ли сдать сына или дочь в детдом?

Если родители больше не могут или не хотят обеспечивать собственного ребенка, то этим займется государство. Для добровольного отказа специальной статьи не существует. Лишение родительских прав возможно исключительно в судебном порядке, согласно ст. 70 СК РФ. На основании ст. 155.1. СК РФ после вынесения положительного вердикта несовершеннолетнего помещают в организацию для детей-сирот, у которых юридически нет законных представителей.

Причины и основания для подобного решения

  • Постоянный недостаток материальных средств, отсутствие возможностей сменить работу или найти дополнительную.
  • Серьезная болезнь родителей.
  • Проблемы на психологической почве, конфликты.
  • Передача в детдом как воспитательная мера за серьезный проступки: кража денег, отказ учиться, прогулы, употребление спиртных напитков.

Как отправить на время?

Постановление правительства РФ от 24 мая 2014 года №481 п.12 определяет основания и условия временного содержания и воспитания детей в специализированных учреждениях. Временное помещение детей под надзор государства разрешается только по уважительным причинам.

В силу разных причин и труднопреодолимых обстоятельств семья может не иметь возможностей для полноценного и комплексного воспитания ребенка. Но решение об отказе от родительских прав категорически не рассматривается. Статья 155.1. п. 2 СК РФ предусматривает временную передачу ребенка под надзор социальному учреждению.

Куда обращаться?

Для оформления сына или дочери на временное государственное содержание обращаются в интернат, районный отдел образования, городское представительство органов опеки и попечительства. При обращении в отдел образования родители приводят аргументы, которые повлекли за собой решение о временном переводе в детский дом. Пишут заявление в ООП, прикрепляют необходимые документы. Сотрудники организации выясняют подробности жизни семьи:

  • жилищные условия, количество квадратных метров на человека;
  • общая материальная обеспеченность родителей;
  • эмоциональная обстановка в семье.

При подтверждении фактов насильственных действий возбуждается судебное разбирательство. Если сотрудники организации убедятся в целесообразности желания родителей, то их направят в определенный интернат к руководству. Разрешен самостоятельный выбор учреждения. Составляется трехстороннее соглашение между родителями, представителями ООП и администрацией интерната. Основные моменты:

  • установленный срок нахождения;
  • расписание посещений ребенка;
  • обязанности родителей и учреждения;
  • способы предоставления помощи семье: психологической, материальной, социальной;
  • меры ответственности и взыскания за невыполнение требований.

Какие документы потребуются?

К заявлению прилагают список документов, на основе которых местный отдел образования выдает путевку в интернат. Список указан в п. 15 Постановления правительства №481:

  1. Паспортные данные родителей или опекунов.
  2. Сведения о близких родственниках.
  3. Если ребенок не родной, то свидетельство суда о приобретении на него родительских прав.
  4. Документы несовершеннолетнего — свидетельство о рождении, паспорт от 14 лет.
  5. Медицинская карта с результатами диспансеризации, подтверждающее отсутствие серьезных проблем со здоровьем.
  6. Заключение медкомиссии при наличии установленных физических и психологических нарушениях, программа реабилитации. В этом случае направят в необходимое спецучреждение.
  7. Вывод ООП о материально-бытовых условиях проживания семьи.

Какой срок несовершеннолетний может оставаться в учреждении и почему?

В соглашении с детским домом срок нахождения ребенка строго регламентируется. Согласно нормам минимальное время — 3 месяца, максимально — 1 год.

Семья возвращает ребенка себе, когда истекает срок соглашения и все условия соблюдались в полном объеме. Для возврата раньше времени законные представители пишут заявление в органы опеки. При получении отказа они имеют право обратиться в суд.

Что будет, если вовремя не забрать?

Если законный представитель вовремя не забирает ребенка домой, то он приобретает статус оставшегося без попечения. В этом случае сотрудники детдома на основании п. 7 Приказа от 17.02.2015 №101 Минобразования и науки РФ составляют акт об оставлении ребенка, ООП готовят иск о лишении прав родителей.

Правовые последствия

Согласно статье 155.1. СК РФ временное пребывание детей в интернате не прекращает права и обязанности родителей, опекунов или усыновителей в отношении несовершеннолетнего. Родители обязаны соблюдать условия соглашения с ООП, которые подбираются индивидуально.

Разрешается забрать раньше срока по заявлению в органы опеки. Несовершеннолетние, находящиеся на временном проживании в детдоме, как и на постоянном, имеют право на опекунов или приемную семью.

Информацию о «родительских детях» органы опеки обязаны передать в региональный банк данных сведений об оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 121 и 145 СК РФ они приобретают полный статус оставшихся без попечения для передачи на опеку, когда их откажутся забирать в семью обратно.

Процедура сдачи навсегда

Отдать сына или дочь в детдом навсегда возможно при лишении прав обоих родителей (какие основания для лишения родительских прав бывают?). Если другие родственники, которые подходят под статус опекунов или усыновителей, не желают брать их себе, то несовершеннолетний признается сиротой.

Лишение прав

Добровольное как и принудительное лишение родительских прав допустимо законом, реализуется на практике достаточно часто. Процедура лишения прав согласовывается со всеми лицами, имеющими отношение к несовершеннолетнему: родители, усыновители, лицо, желающее стать опекуном.

При рассмотрении добровольного отказа суд опирается на статьи 69, 70, 71 СК РФ, которые присущи вынужденному прекращению прав одного или всех законных представителей детей.

Заявление пишут для суда, ЗАГСа и ООП. Каждое название организации с новой строки , без сокращений. Правила заполнения:

  • ФИО, данные паспорта, адрес, сведения о рождении;
  • информация о намерении снять с себя полномочия по воспитанию ребенка, с указанием его имени, фактов о рождении;
  • согласие на лишение прав с возможным последующим его усыновлением третьими лицами;
  • дата, подпись с расшифровкой, место написания заявления.

Бумага заверяется нотариусом, передается в органы опеки для проверки условий жизни семьи и подписания заявления. Иск подают в районный суд, по месту проживания. Перед его подачей оплачивают госпошлину — 300 р, квитанцию также прикладывают к общему пакету документов. Для суда потребуется:

  • исковое заявление с просьбой лишения родительских прав;
  • копии паспортных данных истца;
  • копии свидетельств о рождении ребенка, прекращении брака;
  • справка с места регистрации семьи;
  • письменное согласие ребенка, если он старше 10 лет;
  • акт обследования жилищно-бытовых условий органами опеки;
  • справка о доходах с места работы.

Суд имеет право запросить показания свидетелей, характеристики на родителей.

Последствия

Основное последствие отказа от родительских прав — аннулирование всех юридических аспектов, возникших на почве родства двух людей. Последующие события:

  • отсутствие воспитательной роли в жизни отпрыска;
  • нельзя представлять его интересы в каких-либо организациях;
  • прекращение выплат государством детских пособий;
  • невозможность наследования имущества несовершеннолетнего, если он умрет.

Родители после лишения прав на воспитание детей продолжают нести материальную ответственность. Они обязаны выплачивать алименты до достижения ребенком 18 лет. Допускается возможность встреч биологических родителей или бывших опекунов с несовершеннолетним, пока его не усыновят. Обо всех обязанностях и правах, которые сохраняются для родителей и детей после лишения родительских прав, мы писали отдельно.

Зачастую помещение детей в интернат спасает их от проживания в невыносимых условиях. Родителям трудных подростков следует тщательно взвесить последствия их решения, рассмотреть альтернативные возможности: военные училища, специализированные и спортивные школы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Оформление ребенка в интернат или детдом без лишения родительских прав: куда обращаться, какие сдавать документы?

В обществе превалирует мнение, что сдать детей в детдом или интернат могут только неблагополучные родители. Однако иногда даже у любящих мам и пап возникают ситуации, при которых временно необходимо расстаться с ребенком. Если есть близкие родственники, то можно оставить его с ними. Как быть, когда родители остались без помощи родных? Можно ли поместить ребенка в госучреждение без лишения родительских прав?

Основания для помещения ребенка из семьи в интернат или детский дом

В Семейном кодексе (ст. 155) предусмотрена возможность оформить ребенка в госучреждение. При соблюдении правил, закрепленных в Постановлении Правительства № 481, родители при этом не лишаются родительских прав. Однако основания для оставления несовершеннолетнего на попечении государства должны быть серьезными. К таковым относят:

  • Нахождение отца и матери в сложной жизненной ситуации. Оставить детей в интернате или детдоме могут родители, если один из супругов тяжело болен, нуждается в постоянном уходе, и возможность качественно ухаживать за детьми отсутствует. У матерей-одиночек или одиноких отцов озникают ситуации, когда решение материальных проблем препятствует выполнению их обязанностей по отношению к детям. Жизненные сложности могут быть и иного характера.
  • Дети с особенными потребностями – инвалиды, страдающие тяжелыми заболеваниями, требующие постоянного медицинского контроля и квалифицированного ежедневного ухода. Не каждый родитель способен быть малышу мамой (папой) и врачом. В спецучреждениях такие дети получают индивидуальное лечение, могут находиться в кругу подобных себе людей, получать необходимые жизненные навыки и не чувствовать себя ущемленным.

Порядок оформления в госучреждение

Прежде чем сдать ребенка в госучреждение, родители должны продумать альтернативные варианты. Можно оставить несовершеннолетнего на попечении у родственников или оформить его в учреждение с продленным днем работы. Если же обстоятельства вынуждают пойти на крайнюю меру, нужно оформить все бумаги правильно.

Куда обращаться?

Для временного помещения детей в интернат или детдом нужно обратиться в органы опеки и попечительства. Родитель пишет заявление в организацию по месту жительства или нахождения несовершеннолетнего, в котором объясняет, почему нет возможности оставить ребенка дома. Если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо получить его согласие.

Какие необходимы документы?

Органы опеки и попечительства и законные представители заключают соглашение о временном помещении несовершеннолетнего в интернат или детский дом. В нем описываются причины совершаемых действий, сроки нахождения ребенка на государственном попечении, обязанности родителей и учреждения, ответственность сторон. Образец представлен ниже.

Помимо соглашения родители обязаны предоставить в органы опеки свои паспорта и свидетельство о рождении ребенка. Также необходимо подать следующие документы:

  • заявление о временном помещении ребенка в госучреждение;
  • задокументированную информацию о родственниках;
  • медицинскую справку несовершеннолетнего со всеми анализами;
  • результат диагностики психологического состояния ребенка;
  • заключение специалистов о необходимой реабилитации (для инвалида);
  • направление от органов, уполномоченных следить за условиями жизни несовершеннолетних;
  • результаты обследования условий проживания и соблюдения прав ребенка в семье.

Как возвратить ребенка в семью?

Возврат детей в семью возможен, если родители будут соблюдать условия, описанные в соглашении с органами опеки. По истечении указанного срока несовершеннолетнего можно забрать домой. Если родители хотят вернуть ребенка в семью раньше, они должны написать заявление об этом в органы опеки. Если орган опеки и попечительства не даст согласия на возврат ребенка, нужно обращаться в суд.

Как сдать ребенка в интернат?

Интернат – учреждение не только для детей-сирот. В подобном учебном заведении, которое предоставляет место для проживания, могут оставаться и дети, чьи родители или попечители не лишены родительских прав. Органы опеки допускают временную отправку детей в интернат. Это разрешено в тех случаях, когда семейные обстоятельства не позволяют оказывать должный уход и внимание малышу или подростку. Обо всех подробностях сдачи ребенка в интернат без лишения родительских прав рассказано далее.

В каких случаях допускается сдача ребенка в интернат

Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:

  • Особенности проживания в интернате ↓
  • Порядок оформления в интернат ↓
  • Сроки пребывания ребенка в интернате ↓
  • Альтернативы ↓
  • плохое, неконтролируемое поведение ребенка (в данном случае основная цель перевода – перевоспитание);
  • недостаточное материальное обеспечение родителей;
  • стесненные условия проживания;
  • график родителей, который подразумевает длительное отсутствие дома, с раннего утра до позднего вечера.

Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.

Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.

Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания. Если подросток проявляет агрессию по отношению к старшим родственникам, ворует, злоупотребляет спиртными напитками, особенно плохо учится, целесообразно будет отправить его в учреждение постоянного пребывания. Резкая смена обстановки, отсутствие попечительства родителей, строгие правила – все это позволит улучшить уровень дисциплины. Конечно, прибегать к такому варианту следует в крайнем случае, если все другие возможности уже были испробованы.

Читайте также:  Необходимо ли включать районный коэффициент на МРОТ

Особенности проживания в интернате

Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.

Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.

Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.

В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы. Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития. Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.

Конечно, резкая смена места жительства и временная потеря опеки родителей – это серьезный удар для ребенка. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем отправить несовершеннолетнего в интернат. После отправки отношения с родителями могут резко ухудшиться.

Порядок оформления в интернат

Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно. Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится. Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.

После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.

Порядок действий следующий:

  1. Обращение в районный отдел образования. Необходимо объяснить ситуацию, привести аргументы, почему ребенка нужно перевести в интернат. После этого будут привлечены ООП.
  2. Беседа с органами опеки и попечительства. На данном этапе будет произведена проверка условий содержания ребенка. ООП проверят жилищные условия, сверят их с нормами по количеству квадратных метров на ребенка, в целом оценят обеспеченность родителей. Без внимания не останется и эмоциональная обстановка в семье, отношения. Если родители не применяют к ребенку насилие, не нарушают законодательство, а просто временно не могут содержать ребенка, тогда выносится решение об отправке в интернат без лишения прав опеки. В противном случае начинается судебное разбирательство.
  3. Если ООП не увидели никаких причин лишить родителей их прав, то законный представитель ребенка вновь обращается в районный отдел образования с пакетом документов. Отдел выдает ребенку путевку в определенный интернат. Родители вправе выбрать конкретное учреждение.
  4. Заключительный этап – это оформление трехстороннего соглашения. Родители, представители ООП и администрация интерната должны заключить соглашение о передаче ребенка на обучение и проживание в учреждение постоянного пребывания.

Теперь о нюансах. Чтобы районное отделение образования выдало путевку, необходимо предоставить ряд документов:

  • паспортные данные родителей или законных представителей;
  • решение суда о наделении родительскими правами, если ребенок не является родным;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет;
  • медицинская карта с результатами общей диспансеризации ребенка;
  • заключение ООП об условиях проживания.

Если ребенок страдает от хронических заболеваний, является инвалидом, обязательно необходимо представить справку об имеющихся нарушениях, а также программу реабилитации. На основании этих документов несовершеннолетний будет направлен в то учреждение, где ему могут оказать необходимую медицинскую и реабилитационную поддержку.

Сроки пребывания ребенка в интернате

Сроки нахождения ребенка в специальном учреждении строго регламентированы. Согласно нормам, они должны составлять минимум 3 месяца, максимум – один год. Сроки четко прописываются в соглашении с интернатом. Помимо сроков пребывания в учреждении, указываются также обязанности всех сторон, в том числе и родителей.

Если родители не будут выполнять свои обязанности (забрать ребенка на выходные, оплатить обучение и проживание, поддерживать с ним связи и т.д., условия выбираются индивидуально), после истечении срока договора они лишаются родительских прав.

Есть возможность оставить ребенка в интернате дольше, чем на один год. Для этого по истечении 12 мес. после отправки необходимо продлить соглашение. Для этого придется снова привлечь ООП и подписать уже новый договор. Такая мера целесообразна только в том случае, если родители за время пребывания несовершеннолетнего в интернате уже начали улучшать жилищные условия, получили более высокооплачиваемую работу и т.д. Если положение семьи остается таким же бедственным, возможно лишение родительских прав.

Альтернативы

Не обязательно переводить несовершеннолетнего в интернат, если в семье возникли проблемы. Существуют дополнительные возможности.

Самый оптимальный вариант и для ребенка, и для родителей – это узкоспециализированные школы, направленные на воспитание спортсменов, кадетов или же гениев в определенной отрасли науки. Попасть в такие учреждения сложнее, чем в интернат – необходимо успешно сдать экзамены и пройти отбор. Но плюсы перевешивают:

  • обучение в таких учреждениях (если они государственные) предоставляется полностью бесплатно, как и проживание;
  • отсутствует риск лишения родительских прав;
  • ребенок чувствует себя комфортнее, так как контингент в интернате куда хуже, чем в спортивной или кадетской школе;
  • пребывание в спортивной, гуманитарной, кадетской или иной специализированной школе позволяет не просто решить проблему с дисциплиной, проживанием или материальным обеспечением, но и дает ребенку билет в успешную взрослую жизнь.

Родителям с проблемными отпрысками следует обратить особое внимание на военные училища. В них детям привьют основы дисциплины, что во многих случаях поможет справиться с тяжелым характером подростка.

Сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав можно, но, прежде чем идти на такую меру, следует взвесить все «за» и «против». Отправка интернат должна быть крайней мерой, нельзя обращаться к этой процедуре из-за небольшой провинности ребенка.

Прежде чем перевести несовершеннолетнего в учреждение постоянного пребывания, обязательно нужно провести с ним беседу, желательно с привлечением детского психолога. В период пребывания ребенка в учебном учреждении важно поддерживать с ним контакт, чтобы отношения в семье не ухудшились.

Как сдать ребенка в детдом? Можно ли сдать собственного ребенка в детдом

Обычному человеку сложно представить, какие жизненные обстоятельства могут вынудить взрослого задуматься о том, как сдать ребенка в детдом. Сложно рассуждать на эту тему, понимая, что не существует однозначно плохих, страшных и злых взрослых, как и несчастных и обиженных детей. Легко принять решение о помещении ребенка в детдом, если родители ведут асоциальный образ жизни, пьют или бьют – в таком случае проживание в родной семье воспринимается как угроза их жизни, и детдом становится спасением. Но как раз такие родители не задумываются о том, можно ли сдать ребенка в детдом – они вообще о детях мало думают.

Сложнее понять, что же должно произойти в относительно благополучной семье, чтоб родитель стал задумываться над данным вопросом. Разобраться в этом стоит не для того, чтоб посмаковать детали чужого семейного несчастья, а чтобы вовремя заметить и предотвратить проблему в своей семье.

Причины для отказа от ребенка

Идеальных родителей нет. В своей семье дети рано или поздно бывают недовольны родителями, также как и родители всегда хотели бы что-то исправить в поведении детей. Но ведь далеко не всегда эти конфликты “отцов и детей” становятся поводом задуматься, как сдать ребенка в детдом. Причины для отказа от ребенка могут быть разными – сиюминутные спонтанные решения, являющиеся следствием бурной ссоры или конфликта с ребенком, а также взвешенные и принятые в результате сложной семейной ситуации. Не спешите сразу осуждать таких родителей (а, как правило, это одинокая мать), бывают действительно непростые случаи. Реальная жизнь порой подкидывает ситуации, которые гораздо затейливее самого запутанного сериала.

Сложные жизненные перипетии

Некоторым знакома ситуация – одинокая мать, живущая в отдаленном районе, хочет уехать на заработки ради своей семьи в крупный город или за границу. Оставить ребенка не с кем, и она приходит к решению: “Хочу сдать ребенка в детдом. Временно!”. Предполагается, что мать не бросает свое чадо навсегда, только до тех пор, пока не заработает на жизнь. Ситуация может быть усугублена тем, что у матери детей может быть несколько, и одному из них требуется дорогостоящая срочная медицинская помощь.

Возврат приемных и усыновленных детей

Иногда родителям приходится задумываться о возврате в детдом приемных детей. Известна ситуация, когда приемные родители взяли ребенка в семью с уже имеющимися родными для них детьми. Спустя некоторое время выяснилось, что у приемного ребенка есть серьезное психическое отклонение, по причине которого он практически терроризирует младших детей в семье. Причем, ребятишки в силу возраста дать отпор ему не могут, а при взрослых приемный мальчишка ведет себя адекватно. Родители не поспешили сразу избавиться от него, напротив, устраивали неоднократные беседы, искали другие способы воздействия, которые не увенчались успехом. Более того, они и сами привязались к приемному сыну, прекрасно отдают себе отчет в том, каким психологическим ударом для приемыша может обернуться возврат его в детский дом, но, глядя на синяки и побои на младших детях, просто не видят иного способа решения вопроса.

Отсутствие контакта и взаимопонимания в семье

Не всегда родители могут справиться и с родным для них ребенком. Причины этому разные, но результат один – родители утратили свой авторитет и не могут оказать должного влияния на подростка. Последний агрессивен, видит в родственниках угрозу своей свободе, норовит удрать из дома, да еще и прихватить что-нибудь из вещей, а родители не чувствуют себя в безопасности, находясь рядом с ним. Вправе ли они принять суровое решение в воспитательных целях, или им стоит покорно ждать своей участи? Отвечает на такой вопрос каждый родитель самостоятельно в каждом конкретном случае. Ждать помощи или совета от других в таких вопросах не стоит – это ваш личный выбор и ваша ответственность.

Какие документы нужны, чтобы сдать ребенка в детский дом

Ребенок – это полноправный гражданин своей страны. Поэтому, если уж было принято такое решение, в детский дом потребуется предоставить пакет документов. Главное правило – следует обратиться в местные органы опеки и попечительства, там предоставят всю необходимую информацию. Оформление ребенка в детдом – процесс не одного дня, так как для этого понадобится решение местных органов самоуправления или иных государственных органов, а также в органах опеки заполняется бланк-заявление. Минимальный комплект документов включает:

  • свидетельство о рождении (или паспорт) ребенка. В случае отсутствия таковых оформляется медицинское заключение, устанавливающее примерный возраст ребенка;
  • акт обследования жилищных условий;
  • если ребенок ходит в школу, понадобятся документы об образовании;
  • сведения о родителях (родителе);
  • опись принадлежащего ребенку имущества.

Проблемы формирования личности в детских учреждениях

Содержание детей в детских домах в любом случае не проходит для них бесследно. Этих проблем нельзя предотвратить ни повышенным вниманием воспитателей, ни самым лучшим финансированием. Все личностные проблемы воспитанников в детдоме можно подразделить на несколько видов:

  • В когнитивной сфере, связанные с недостатком умственного развития. Причем это не означает умственную отсталость, это результат нерегулярного воздействия внешней среды при приобретении каких-либо навыков.
  • В эмоциональной сфере, вызванные отсутствием тесных эмоциональных контактов, прежде всего с матерью и со сверстниками.
  • В социальной сфере, спровоцированные недостатком опыта осуществления межличностных контактов и общения в коллективе.
  • Сенсорной сферы — из-за недостатка стимулов слуховой и зрительной сфер.

Вследствие этих факторов детдомовским детям присуща эмоциональная бедность, нехватка опыта социальной жизни, которую можно получить только в семье. У них отмечается либо заниженная, либо завышенная самооценка вследствие несформированного образа “Я”. Недостаток социального опыта приводит к тому, что дети не могут найти общего языка с окружающими людьми, становятся из-за этого грубы, недоверчивы, подозрительны, могут начать обманывать. Им свойственно желание отделиться от остальных, самоутвердиться любыми методами.

Негативные последствия проживания в детских учреждениях

Перед тем, как принять окончательное решение, нужно иметь правильное представление о том, как живут дети в детдоме и как формируется их личность там. Это место, где у детей не сможет выработаться устойчивая привязанность к человеку, к так называемому психологами “значимому взрослому”. А без этого, по мнению Л. Петрановской — российского психолога, педагога и публициста, невозможно формирование полноценной личности. Любой ребенок должен ощущать за собой надежный тыл, знать, что у него есть тот, кто его защитит.

Проживая в детдоме, он видит много взрослых (логопеды, психологи, воспитатели, библиотекари, уборщицы и так далее), но ни один из них не привязан к нему лично, и он, соответственно, не привязывается ни к кому. Чувство близости и преданности способно сформироваться только в условиях разделения на своих взрослых и чужих. Проживая жизнь без значимого взрослого, ребенок, по сути, находится в ситуации постоянного стресса и страха. Окружающий мир для него не открытый, интересный и познавательный, а холодный, безжалостный и враждебный.

Читайте также:  Справка По Форме 25 Для Категории Одинокий Родитель

Ограниченность личного пространства

О том, какие дети в детдомах, расскажет еще один факт, характеризующий жизнь в детских учреждениях – тотальная невозможность воспитанникам вести свою личную жизнь. В детском доме происходит постоянное нарушение границ личного пространства – общий душ, туалет, негде уединиться со своими переживаниями и мыслями. Ребенок привыкает, что его постоянно осматривают, за ним наблюдают чужие для него взрослые и такие же чужие и не всегда доброжелательные дети.

Отсутствие ответственного отношения

Проблемой для будущей жизни человека, выросшего в детдоме, является невозможность научиться нести ответственность за свою жизнь и свои действия. С одной стороны, постоянное отсутствие проблем с ежедневными заботами о том, где взять еду и как постирать грязную одежду облегчают жизнь, с другой стороны, воспитанник привыкает, что кто-то должен выполнять эту работу для него ежедневно.

Подводя итог, можно сказать, что вопрос о передаче собственного ребенка в детский дом в каждой конкретной ситуации всегда решается индивидуально. Возможно, другого выхода действительно нет. Это вопрос морально-этического плана и каждый на него отвечает по-своему. Очень важно, чтобы в случае положительного ответа – да, отдать — это произошло при полном понимании того, что условием формирования успешной личности каждого ребенка может быть только семья. С этим утверждением согласятся все – от психологов, педагогов до самих детей – воспитанников детдомов.

Хочу сдать своего ребёнка в детский дом

Здравствуйте. Не знаю даже с чего начать, но итог таков, что я пришла к такому решению, что желаю сдать своего ребёнка в детский дом. Пишу и плачу. Он самый младший (у меня их трое), ученик 2 класса, самый желанный и любимый. Всегда был ближе ко мне, чем к кому-то, когда я укладывала его спать, он наматывал на свой пальчик локон моих волос и только тогда засыпал. А за прошедшее лето мой “цыпленочек” (я его так с самого рождения называла) стал абсолютно неуправляемым. Он делает всё назло, если я раньше плакала, то он меня успокаивал, а сейчас его это веселит. Я воспитываю детей одна, их возраст 12 лет, 11 лет и 8.

Прежде, чем идти на такой шаг, предлагаю вам задуматься над вопросом: зачем вы хотите отдать своего ребёнка в детский дом? Какие цели вы преследуете? Чего хотите этим добиться? Выход из какого именно тупика вы в этом видите?

Постарайтесь быть максимально честной с собой.

Как вы представляете дальше сложится ваша жизнь, если вы совершите такой поступок? Чем продиктовано это желание?

Я слышу в вашем письме, как вы устали. Возможно, вы переживаете чувство бессилия по поводу той жизненной ситуации, что сейчас складывается. Возможно, вам кажется, что детский дом – это единственный шанс изменить тот уклад жизни, что сейчас стал невыносимым.

Тем не менее, очень важно найти ответ: кому станет лучше, если вы так поступите?

Станет ли лучше вам? Возможно, ваша жизнь облегчится материально. Но что будет с вашей душой? Вы сможете спокойно спать по ночам? Вы будете чувствовать себя радостной? Вы сможете наслаждаться материнством с двумя другими детьми?

Станет ли лучше от вашего решения ребёнку? Оказавшись в незнакомом месте, без мамы рядом, без любимых людей, будет ли ему хорошо? Какой урок он сможет вынести, если вдруг мама от него откажется? Будет ли он счастлив без вас? Или ощутит свою брошенность и одиночество? Вы уверены, что там он что-то поймёт, а не озлобится и не поверит, что просто не нужен вам?

Воспитание детей редко когда даётся легко. Все красивые картинки в интернете о материнстве, где мамы всегда улыбаются, а дети тихонько играют и не мешают – это иллюзия. На самом деле, семья – это несколько людей, пытающихся изо всех сил ужиться вместе. Потому что у каждого из них, даже если ему совсем немного лет, – свой характер, свои желания, свои чувства.

И если взрослые люди ещё могут пойти на компромисс, услышать другого, быть на равных, то отношения с детьми складываются совсем иначе. Дети полностью зависят от своих родителей. Наша задача как взрослых людей – быть для них проводником в этот мир, учить в нём жить, учить заботиться о себе и уверенно стоять на ногах.

Мысль об отказе от ребёнка может возникнут, если вдруг нам начинает казаться, что мы перестали справляться. Что мы стали плохими родителями. Что мы теряемся и не знаем, что делать.

Но и здесь стоит посмотреть внимательнее на требования, которые вы предъявляете себе и своему ребёнку.

Вашему мальчику 8 лет. Только недавно закончились летние каникулы, а до этого был ещё и карантин со всеми его трудностями и неопределённостью. Сейчас ребёнок вновь привыкает к школе, возможно, переживает непростое время, беспокоится о чём-то. Что бы с ним ни происходило, поддержку и опору он будет искать у вас. Потому что больше не у кого. Потому что вы для него – самый главный взрослый, «его» взрослый. Вы – единственный человек в мире, который любит его безусловно и всегда будет для него и за него.

Многое в поведении детей, с чем мы не можем справиться, возникает из-за особенностей возраста и потребностей, которые не получается удовлетворить.

Например, ребёнок говорит, что хочет иметь богатую маму. В целом, это нормальное такое желание. С богатыми родителями, правда, проще. Деньги открывают нам множество возможностей. Но жизнь – сложная штука. Далеко не все так обласканы судьбой.

И здесь у вас есть выбор: обижаться и думать, что вы должны как-то себя переделывать или прыгать выше головы, или же попытаться встать на место ребёнка и помочь ему пережить это разочарование. Да, у вас нет столько денег, сколько бы он хотел. Да, вы не сможете достать ему все звёзды с неба.

Однако ваше тепло и забота для него – гораздо больший дар. Пока что он не понимает это умом, но, поверьте, понимает сердцем. И в будущем ваша любовь даст свои плоды. А пока приходится учиться, искать общий язык и переживать такие кризисы.

Например, можно ответить: «Тебе хочется, чтобы у нас в семье было больше денег. Я понимаю тебя. Я делаю сейчас всё, что могу. И верю, что, когда ты вырастешь, у тебя получится ещё лучше. И твоя мечта обязательно сбудется. Можно мне тебя обнять?».

Помочь ребёнку пережить злость, даже если и на вас, разочарование, грусть – это огромный вклад в его психологическое здоровье и в ваши отношения.

Такая точка зрения многое меняет. Вы не обязаны быть идеальной мамой. Но вы можете быть достаточно хорошей, и уже это – лучшее, что вы можете дать детям.

Возьмём другой пример из вашего письма. Раньше, когда вы плакали, сын вас утешал, а теперь вы пишите, что его это веселит. Попробуйте как более взрослый, более разумный и зрелый человек посмотреть на эту ситуацию.

Когда мама плачет, ребёнок может теряться. Он начинает переживать, сочувствовать, жалеть. И это очень приятное для нас чувство: мы получаем заботу и любовь от этого маленького, прекрасного человечка.

Но нужно помнить, что вы сильнее его. Что это вы его защищаете, а не он вас. Что это вы о нём заботитесь, а не он о вас. Он ещё ребёнок, он не может убрать ваше горе. И однажды слёзы мамы могут начать вызывать не жалость, а страх: страх, что маме так плохо, а он ничего не может с этим сделать.

А страх заставляет нас вести себя порой совсем неадекватно. Есть множество взрослых, состоявшихся людей, которые в моменты стресса, потери близких, ужасных событий начинают вести себя странно возбуждённо и смеяться. Они издеваются? У них что-то с головой не так?

Они переживают мощнейший стресс, с которым психика справляется вот таким вот образом. Они переживают такой ужас внутри, что срабатывают разом все защитные механизмы.

Ваш ребёнок не делает ничего вам назло. Похоже, он переживает за вас и за то, что с вами происходит, и вот такими реакциями защищает себя. Похоже, он сам чувствует себя потерянным и никак не может обрести устойчивость рядом с вами.

Я не могу дать вам совет, как поступить. Потому что я не вы, я не жила вашу жизнь, не прошла ваш путь. Но я могу предложить вам сейчас закрыть глаза и представить себя – взрослого человека.

Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Продумайте этот образ до мелочей: как вы выглядите, как лежат ваши волосы, во что вы одеты, как держите руки, как стоите. Посмотрите на эту взрослую женщину с тремя детьми, которая узнала много бед и много радостей. Она довольно сильная, она многое знает и умеет, у неё большое и мудрое сердце. Она воспитывает детей и очень старается, чтобы в доме было счастье.

Попробуйте попросить у неё совета.

А после представьте, что вы – это та самая взрослая часть вас. И вы смотрите на себя другую – потерянную, уставшую, запутавшуюся, сомневающуюся.

Что вам хотелось бы сделать?

Быть может, обнять? Или сказать, что вы, вообще-то, большая молодец? Или приободрить, потому что все сложности в жизни однажды проходят?

А быть может, это взрослая ваша часть могла бы заверить вас, что вы хорошая мама. Что вы всё делаете для детей. И что иногда в нашей голове бывают мысли, которые продиктованы ощущением бессилия. Но внутри нас всегда остаётся нечто большее, сильное, стойкое, как внутренний стержень, и это помогает нам справиться.

И вам, и вашим детям будет гораздо легче, если сейчас вы сможете позаботиться о себе. Постарайтесь набраться сил, урегулировать свою жизнь так, чтобы в ней было место и вашим удовольствиям. Например, потратить часть денег не на ребёнка, а на себя. Ему от этого хуже не будет, но это восстановит вас. Или нанять на эти деньги хоть ненадолго няню, а самой сходить в любимое кафе. Или попросить кого-то присмотреть за детьми, а самой вечером пойти прогуляться, встретиться с подругой.

Если ваша жизнь ограничивается только работой и детьми, однажды обязательно наступит опустошение. Потому что нельзя быть идеальной для всех. Потому что дети не смогут дать вам ту заботу и помощь, в которой вы нуждаетесь. Потому что взрослый человек несёт ответственность за своё благополучие сам. И если вы не уделяете себе внимание, то всё идёт под откос.

Как минимум, потому что у вас становится всё меньше возможностей видеть и понимать детей, быть для них источником поддержки и заботы, решать конфликты и оставаться устойчивой, даже когда они ведут себя совсем плохо.

А дети часто ведут себя плохо. Это не значит, что вы плохая мама или что они неправильные. Они просто дети. Им нужна игра, веселье. Они всегда нащупывают границы.

Если вы чувствуете себя сильной и зрелой, у вас получается справляться со сложностями. Если нет – начинает казаться, что это тупик, и из него нет выходов.

Я искренне предлагаю вам сейчас дать себе время, например, месяц, в который вы не будете принимать больших решений и попробуете сместить акцент с сына на себя. Выставить детям чёткие границы допустимого поведения, поддерживать чувства, но ещё и думать о том, чтобы вам самой было хорошо. Потому что счастье мамы – это залог спокойствия и счастья всей семьи. И только мама точно знает, что ей нужно и как это можно сделать.

К сожалению, формат письма не позволяет мне оказать всю надлежащую психологическую помощь, а она в вашем случае может быть большой опорой для того, чтобы почувствовать себя лучше и более ясно посмотреть на то, что сейчас происходит в вашей семье.

Как взять в семью ребенка-сироту в Подмосковье

Процесс усыновления ребенка многим может показаться затянутым и трудоемким. Да, сбор документов и ожидание решения органов опеки и попечительства занимают какое-то время. Однако все это кажется ничтожным, когда родитель наконец воссоединяется со своим малышом. Как в Подмосковье взять на воспитание ребенка и какие документы понадобятся, читайте в материале портала mosreg.ru.

В Московской области ежегодно сокращается число сирот, воспитывающихся в детских домах. За период с 2012 года по 2016 год оно сократилось на 70% – с 4400 до 1313 детей. А с начала 2017 года количество детей, оставшихся без попечения родителей, в Подмосковье снизилось на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Читайте также:  Как через интернет оплатить налог за квартиру

Основной заслугой улучшения показателей называют работу органов опеки и попечительства. Сейчас в Подмосковье работают 73 службы сопровождения замещающих семей, которые оказывают бесплатную консультационную поддержку. Немало на себя берут и педагоги Школы приемных родителей (ШПР). В 2016 году подготовку в них прошли более 2,5 тысячи жителей области, с начала текущего года – уже более 900 человек.

Кто может взять ребенка на воспитание

Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Солнечногорск

Взять ребенка на воспитание или оформить над ним опеку в Подмосковье может как семейная пара, так и граждане, не состоящие в браке. Они должны быть совершеннолетними и соответствовать следующим критериям:

• отсутствие судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления;

• иметь доход, обеспечивающий прожиточный минимум каждому члену семьи, включая усыновляемого ребенка;

• иметь постоянное место жительства (жилье должно отвечать санитарным требованиям);

• без серьезных заболеваний, затрудняющих выполнение родительских обязанностей;

• не иметь лишения по суду родительских прав или ограничения в родительских правах.

Формы семейного устройства

В Московской области существуют четыре формы семейного устройства детей: усыновление, опека (или попечительство), приемная семья и патронат. Рассмотрим каждую форму в частности и разберем, как можно стать родителем для ребенка-сироты при каждой из них.

УСЫНОВЛЕНИЕ является приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае ребенок приобретает все права и обязанности родного (неимущественные и имущественные, в том числе жилищные права).

Первым делом жители Подмосковья, желающие усыновить ребенка, должны пройти обучение в ШПР. Однако это условие не распространяется на близких родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди).

Курсы проводятся в течение 1,5 месяца. Во время обучения кандидаты в приемные родители получают знания и навыки, необходимые для воспитания сироты. Параллельно с обучением в ШПР можно приступить к сбору документов.

Документы:

Жители Подмосковья, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление с приложением следующих документов:

• паспорт, либо иной документ, удостоверяющий личность;

• справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;

• копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

• справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

• медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

• копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

После представления пакета документов в орган опеки необходимо будет дождаться заключения о возможности взять ребенка (выдается спустя 15 дней). Поиск ребенка можно вести как самостоятельно через Федеральный банк данных о детях-сиротах, так и через органы опеки по месту жительства.

Получив информацию о ребенке, необходимо оформить документ-направление на его посещение (срок действия – 10 дней с момента выдачи) и познакомиться с малышом в детском учреждении. При необходимости на этом этапе можно провести независимое медицинское обследование ребенка.

После того как решение взять ребенка в семью принято, следует подать заявление в суд об усыновлении, приложив пакет документов. Судебное решение выносится не позднее 2 месяцев с момента подачи заявления. Оно вступает в силу в течение 10 дней с момента его вынесения.

Усыновители обязаны лично забрать ребенка из детского учреждения, предъявив согласие суда, и зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС.

В течение трех лет после усыновления органы опеки и попечительства будут навещать ребенка. После истечения этого срока необходимость проверки приемной семьи устанавливается индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией.

ВАЖНО! Процесс усыновления является тайной. Лица, разгласившие ее против воли усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии со ст. 155 УК РФ.

ОПЕКУНСТВО (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) – самые распространенные формы устройства детей в России. Опека устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, до 14 лет, попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Кандидат в опекуны (попечители) должен пройти обучение в ШПР (кроме близких родственников).

Для установления опеки или попечительства необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста. Ребенок принимается в такую семью временно на правах воспитуемого. Он может общаться со своими родителями или родственниками, и опекуны (попечители) не вправе препятствовать этому.

Кандидат в опекуны (попечители) предоставляет заявление с просьбой о назначении его опекуном с приложением следующих документов:

• паспорт, либо иной документ, удостоверяющий личность;

• справка с места работы с указанием должности и зарплаты за последние 12 месяцев;

• выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета с места жительства;

• медицинское заключение о состоянии здоровья;

• справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья,

• копия свидетельства о браке (если состоит);

• письменное согласие совершеннолетних членов семьи (если есть), проживающих совместно с гражданином, на принятие ребенка под опеку (попечительство),

• документ о прохождении подготовки гражданина в ШПР (если есть).

После подачи всех документов за дело берутся сотрудники органов опеки и попечительства. Они выясняют мнение ребенка, проводят обследование условий проживания кандидата в опекуны (попечители). При положительном исходе кандидату выдается заключение о возможности быть опекуном/попечителем. В случае отказа заявителю возвращают его документы и разъясняют порядок обжалования решения в судебном порядке.

Прекращение опеки происходит, как только ребенок достигает 14 лет. После этого опека автоматически трансформируется в попечительство, которое прекращается по достижении ребенком совершеннолетия.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ как институт семейного законодательства возник и развился из идеи создать детские дома семейного типа. Приемная семья образуется на основе договора, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами). Если ребенок достиг 10 лет, при оформлении договора учитывается его мнение, хочет ли он стать частью такой семьи или нет.

Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями подается в орган опеки и попечительства по месту жительства. К нему прилагаются следующие документы:

• паспорт, либо иной документ, удостоверяющий личность;

• справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

• характеристика с места работы;

• документ, подтверждающий наличие жилья у кандидата (-ов) (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

• копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

• медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья кандидата (-ов).

При подготовке заключения органы опеки и попечительства оценивают личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, отношение между ребенком и приемными родителями, отношение к ребенку других членов семьи приемных родителей.

Заключение о возможности стать приемными родителями готовится в течение 20 дней со дня подачи заявления и документов. Срок помещения ребенка в семью прописывается в договоре и может быть разным.

При патронатном воспитании ребенок-сирота передается на содержание и воспитание в семью на срок не более 6 месяцев. Гражданин сможет взять не более трех детей.

ПАТРОНАТСТВО – сравнительно новая форма семейного устройства ребенка. Она пока не вошла в федеральное законодательство и регулируется законами регионов. В Московской области патронатство существует 2003 года (закон Московской области «О патронате» №77/2003-ОЗ от 05.07.2003).

Чтобы стать патронатным воспитателем, необходимо представить следующие документы:

• заявление о желании стать патронатным воспитателем;

• паспорт и его копию, заверенную в установленном порядке;

• справку с места работы с указанием размера заработной платы либо копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;

• документ, подтверждающий наличие жилья (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

• справка из ОВД об отсутствии судимости;

• медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья.

Договор о патронатном воспитании заключается между патронатным воспитателем и территориальным органом опеки и попечительства Московской области.

Воспитательные меры: непослушного ребенка можно сдать в детдом или отправить в армию?

Популярная пугалка, которую родители часто пускают в ход: «Не будешь слушаться – отдадим в детдом», для подростка из Ростова-на-Дону стала явью.

Было пару раз – 33% (453 голоса)

Да, потому что слов он часто не понимает – 27% (366 голосов)

Нет, никогда – 24% (324 голоса)

Хотел(а) бы, но рука не поднимается – 16% (216 голосов)

Спихнули в интернат

Недавно суд принял беспрецедентное решение – лишить родителей родительских прав по собственному желанию. Свой поступок мама и папа, кстати, оба с высшим образованием, имеющие ещё троих старших детей, объяснили тем, что сын прогуливал школу, плохо учился, убегал из дома, таскал деньги. И хотя ребёнок умолял простить его и забрать домой, родители остались непреклонны. Быть в ответе за поступки мальчика, по словам отца, они больше не хотят.

Но гораздо чаще родителям, чувствующим, что не справляются с воспитанием собственного ребёнка, приходит в голову другой вариант – отдать его в армию.

Сергей В., став студентом престижного юридического вуза, учёбой себя не обременял. Родители платили за обучение, поэтому парень был уверен, что диплом уже в кармане. Однако из-за прогулов и хвостов встал вопрос об отчислении. Чтобы взялся за ум, парня на год отправили служить в армию.

Могут ли чужие дяди и тёти дать подростку больше, чем собственные родители?

«Ситуация бессилия – это нормально в любом человеческом контакте, – считает Пётр Дмитриевский, психолог МГППУ. – Такое возможно не только между родителями и детьми, но и между супругами, работником и работодателем. На близкой дистанции люди бывают непереносимы. В таких случаях родители чувствуют острое желание быстрее избавиться от проблемы. Проще всего в такой момент им кажется привлечь внешнюю силу, например, в виде военизированной структуры: «Там из тебя человека сделают!» Раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. Да, есть ребята, которым подходят обучение в кадетском корпусе, служба в армии.

Если у ребёнка есть интерес к военизированным играм, строгой ­ие­ра­рхической структуре, чётким задачам, желание быть в команде, наверное, в армейских заведениях ему будет хорошо. Но я категорически против этого как воспитательной меры в случае, когда интересы и особенности ребёнка не учитываются. Если родители, пусть в самом глубоком отчаянии, спихивают ребёнка в армейскую структуру, в интернат, это лишает подрост­ка важного опыта – научиться договариваться с близким человеком.

Конечно, в ситуации кризиса, ЧП ребёнок должен уметь действовать не рассуждая, подчиняясь старшим. Но, если ситуация некатастрофическая, такая система воспитания только вредит. Если родители чувствуют отчаяние, надо найти в себе силы обратиться за помощью к специалистам».

Любить сложно

«Отчуждение – это очень жестокое наказание, – уверен Кирилл Хломов, руководитель центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ, кандидат психологических наук. – Я уже даже не говорю о том, чтобы отдать сына или дочь в интернат. Возьмём самый распространённый вариант – бойкот. На самом деле нет никакой разницы – ударить ребёнка или не разговаривать с ним три дня. У него теряется уверенность, что он может быть принят таким, какой он есть. Это воспитывает в нём ответную жестокость. Плюс он перестаёт чувствовать себя в безопасности, ощущать надёжность отношений с родителями. Ни один ребёнок, даже тот, который говорит родителям, что он их ненавидит, не рождается с идеей причинить зло своей семье.

Подросток может наносить ущерб родным, когда его потребности остаются незамеченными, когда насилие, наказание, нагрузка со стороны взрослых становятся непереносимыми. Проще всего наказать ребёнка за какой-то проступок, чем найти в себе силы спокойно разобраться, услышать его, увидеть, в чём на самом деле его потребности. Речь не идёт о том, чтобы принимать любое поведение. Мы можем любить человека, но при этом не принимать его поведение. Самое важное – не обращаться с подростком как со скотиной, которую надо учить методом кнута и пряника, а пытаться пробовать – да, это трудно! – договариваться и от договорённостей не отступать. Воспитание состоит не в том, чтобы наказывать и поощрять, а в том, чтобы создать условия, в которых ребёнку хотелось бы развиваться. Главнейшие из них – ощущение чувства без­опасности и надёжности отношений с родителями».

Ссылка на основную публикацию