Международная охрана авторских прав – теория и практика

Международное авторское право: вопросы теории и практики

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 14.11.2016 2016-11-14

Статья просмотрена: 1653 раза

Библиографическое описание:

Хакиева, М. М. Международное авторское право: вопросы теории и практики / М. М. Хакиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35214/ (дата обращения: 25.02.2021).

Международное авторское право — отрасль международного частного права, система межгосударственных отношений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав. Международное авторское право следует рассматривать, как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между государствами и их гражданами в сфере использования и защиты прав авторов интеллектуальной собственности.

Первый в истории закон, благодаря которому введено авторское право, утвержден 10 апреля 1710 года. Статут Королевы Анны был принят британским парламентом и защищал авторов книг, карт и чертежей. Закон признавал права автора произведения на свое творение в течение четырнадцати лет и, предусматривал по истечении срока возможность продлить право еще на четырнадцать лет. Возникновение и развитие же международно-правового регулирования авторских прав произошло значительно позже и претерпело определенную эволюцию.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года послужило началом формирования международной системы охраны авторских прав. На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств — участниц. В настоящий момент участниками Бернской конвенции являются более 150 государств. Российская Федерация присоединилась к их числу в редакции Парижского акта 1971 года.

В период Второй Мировой войны нормотворческая деятельность международно-правовой системы в области авторских прав была приостановлена. Новым скачком в ее развитии стало принятие Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной 6 сентября 1952 года в Женеве, текст которой разрабатывался в течение трех лет. Главной особенностью Всемирной конвенции, как отмечают многие исследователи, является то, что в ней изначально регулировалось только одно правомочие авторов — право на перевод. Кроме того, в отличие от Бернской конвенции Всемирная конвенция не имеет обратной силы. В качестве основополагающего принципа во Всемирной конвенции был закреплен принцип национального режима. В соответствии с данным принципом каждое государство — участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, в том числе: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и гравюры. [1]

Данное соглашение связано с желанием государств добровольного сотрудничества в научной и культурной сфере, что приводит к взаимному обогащению народов разных стран. Культура и наука не признают территориальных границ, тем самым важность охраны прав в данной области не может быть переоценена.

Для того, чтобы лучше понять систему международного авторского право следует дать определение ее субъектам и объектам. Субъекты авторского права — лица, обладающие исключительным правом на произведение, в первую очередь речь идет об авторах произведений. Также к ним относятся:

  1. различные предприятия (издательства, радио — и телекомпании), которым принадлежит монопольное право на коммерческое использование произведений;
  2. в случае создания произведения служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;
  3. в результате создания произведения изобразительного искусства или фото произведения по договору заказа субъектом авторского права выступает заказчик;
  4. наследники автора или другого обладателя.

Объекты авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией — это произведения литературы, науки и искусства, каким — бы способом, и в какой — бы форме они ни были выражены. Данные произведения должны выступать результатом творческого труда, интеллектуальной деятельности. К ним относят произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; кинематографические произведения; книги, монографии, брошюры; произведения прикладного искусства и другие.

Охрана и защита в области международных авторских прав имеет свои особенности в сравнении с регулированием авторских отношений в отдельном государстве. Рассмотрим некоторые из них:

– субъектами в системе международного авторского права выступают кроме граждан государств иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, а также международные организации;

– значительно расширенный круг объектов авторского права, к примеру, информационные, коммуникационные технологии, сеть Интернет и т. д.;

– территориальный принцип действия авторских прав, все операции, связанные с авторскими правами регулируются законами того государства, в котором произведение было опубликовано и выпущено в свет;

– различие сроков обладания авторскими правами в зависимости от конкретного государства.

Помимо Бернской и Всемирной Конвенций существует еще множество соглашений в области охраны авторских прав. Так Мадридская Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения воспрещает двойное налогообложение прав, связанных с продуктами интеллектуальной собственности. Основной причиной необходимости международных соглашений в области охраны авторских прав является распространение в современном мире в крупных масштабах интеллектуального пиратства, то есть деятельности, направленной на незаконное присвоение себе авторства чужих произведений с целью получить от этого выгоду. В связи с этим защита просто необходима, чтобы автор имел правовые основания пресекать подобные посягательства на продукты своей творческой деятельности.

Так, для борьбы с интеллектуальным пиратством была принята Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемых через спутники. Ее задача заключалась в разработке эффективной стратегии, для того чтобы применить спутниковую связь на все больших уровнях, но при этом обеспечивая должный уровень охраны авторских прав.

Ярким примером нарушения международных авторских прав является деятельность СССР, так как в СССР закона об авторском праве не было и вовсе. Ведь идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. В связи с этим долгое время распространялись пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Однако бесплатно советские меломаны получить пластинки все же не могли, их надо было покупать.

В истории периода СССР известен случай, когда правообладатель сумел отсудить у государства довольно большую денежную сумму. Речь идет о знаменитом оперном певце Федоре Шаляпине. После того, как в 1922 году он покинул страну, он выступал с мировыми гастролями, а позже поселился во Франции. Еще во время проживания в СССР он вместе Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни», которая была опубликована в СССР. Шаляпин, обратившись с иском в Парижский Коммерческий трибунал, добился компенсации материального урона от нарушения его авторских прав. Суд удовлетворил иск, и обязал СССР выплатить певцу 10000 франков.

Срок действия авторских прав также вопрос дискуссионный. Во многих странах могут действовать свои законы касательно данного вопроса. Затрагивалась данная тема и в случае защиты авторских прав сестер Петти Хилл и Милдред Дж. Хилл, являющихся автором всеми известной песни «HappyBirthdaytoYou». Авторские права официально были утверждены в 1935 — м году и по законам США они истекают лишь в 2030 — м. В художественных фильмах эту мелодию почти и не ставят. Это связано с тем, что каждое исполнение песни в коммерческих целях требует платы, что приносит правообладателям доход в размере двух миллионов ежегодно.

Кропотливая работа по созданию международно-правовых условий по охране авторского права продолжается и по сей день. В современном мире, где происходит интенсивное развитие средств массовой информации, значительный прорыв в области кинематографии и радиовещания, полиграфии и книгопечатания, эти и другие факторы требуют регулярного совместного контроля со стороны государств. Система международной охраны авторских прав продолжает совершенствоваться. Пересмотр Бернской и Всемирной конвенций, а также принятие новых соглашений способствуют преодолению коллизий, которые постоянно встречаются на практике.

Политика любого государства направлена на достижение высокого экономического прогресса. Для улучшения условий жизни населения особенно важен приток новых технологий и идей. Однако в связи с усложнением информационных систем, непрерывным развитием сети Интернет одновременно повысился и уровень нарушений в области международных авторских прав. В 1994 году было принят один из последних международных договоров, Соглашение ТРИПС, которое осуществляет правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. В данном соглашении рассматриваются вопросы не только авторских прав, но и установлению патентов, товарных знаков, осуществлению защиты от недобросовестной конкуренции.

Законодательства различных стран, к сожалению, не предусматривают решения всех проблем в области авторских прав. В связи с этим возрастает роль международно — правового регулирования, предоставления охраны принципа свободы творчества.

Таким образом, международное авторское право, безусловно, необходимо. Ведь только общими усилиями мы можем разрешить важнейшую задачу каждого из государств, охрану и защиту прав граждан, независимо от того, к какому государству они принадлежат.

  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская Конвенция), ст. 1.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 28 сентября 1979 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. — М., 1993.
  3. Международное частное право // Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2001.
  4. Богш А. Бернская Конвенция в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. 1995. № 10.

Международно правовая охрана авторских прав

Всемирная паутина – это масса полезной, интересной информации, но одни используют ее по назначению, а другие — в мошеннических целях. Международная охрана авторских прав гарантирует создателям произведений правовую защиту от «пиратских» посягательств. Об основных положениях международной практики в отношении защиты авторских прав я расскажу в статье.

Понятие, основные положения

В сфере правовых отношений международная охрана авторского права является весьма специфической. Большинство людей, особенно пользователей интернета, даже не подозревают, что постоянно сталкиваются с фактами мошенничества:

  • размещении видеороликов и фильмов;
  • распространение книг в разных форматах;
  • программное обеспечение;
  • прослушивание музыкальных файлов;
  • просмотр фотографий.

Любой контент, размещенный на сайте должен иметь защиту. Ну существует два характерных отличия между понятиями защита и охрана.

Защита подразумевает подтверждение или восстановление права на интеллектуальную собственность и возникает тогда, когда права были нарушены, потеряны или просто украдены.

Охрана – предоставление автору полномочий для беспрекословного владения своей собственностью. Оба этих понятия как бы дополнят друг друга. Но имея международно-правовую охрану авторских прав, необходимость в защите просто отпадает. И если подобная ситуация возникает, то владелец имеет возможность восстановить свои права и наказать злоумышленника, попытавшегося воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью. Это могут быть не только книги, но и такие виды собственности:

  • фотографии;
  • художественные произведения;
  • полиграфия;
  • художественные произведения;
  • музыка;
  • сценарии;
  • топографические, астрономические, космические карты;
  • танцевальные, балетные постановки;
  • объекты архитектуры.

Несмотря на то, что список ограничен, каждый случай рассматривается отдельно. Поэтому, каждый, кто решил воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью, должен понимать, какая ответственность за это предусмотрена. Это воровство, которое обязательно должно быть наказано или предупреждено.

Важно! Если в названии произведения имеется значок ©, то он предупреждает, что владелец против того, чтобы его собственность использовалась кем-либо другим.

Даже небольшая фраза из книги, цитата, репродукция, фотография не могут быть использованы без согласования с автором. Не имеет никакого значения, какую ценность имеет интеллектуальная собственность. Все охраняемо и наказуемо одинаково.

Но в законодательных рамках не считаются охраняемыми такие варианты собственности:

  • официальная документация, законодательные статьи;
  • гербы, символики государств, регионов, городов;
  • объекты фольклорного искусства, если нет данных об авторе;
  • сообщения информационного характера со ссылкой на источники.

Все объекты умственного труда, которые находятся под международной охраной авторских прав, могут быть использованы владельцем по его личному усмотрению. Сдаваться в аренду, издаваться, но только на основании отдельных соглашений, дающих право временного использования. Информация об этом обязательно должна быть указана.

Например, публикация размещена на основании договора за номером таким-то, заключенным с владельцем интеллектуальной собственности. Или: все прав данного материала принадлежат такому–то лицу. Формулировка в данном случае не столь важна. Главное, чтобы она давала понять, кто является истинным владельцем данного материала.

Охран авторских прав в международном формате обеспечена коллиозным и материально правовым методом регулирования.

  1. Коллиозный метод не имеет четкой формулировки, но дает направление на места, где можно найти необходимую информацию о владельце. Например, это может быть договор, на основании которого владелец дает право некому лицу использовать его интеллектуальную собственность в другой стране. Все претензии и споры по этому вопросу будет рассматриваться на основании законодательства именно этой страны.
  2. Материально – правовой – это договора международного формата, ссылающиеся на конкретные условия авторского права. Например, согласно статьи Всемирной конвенции автору предоставляется право владения на весь период его жизни и на протяжении определенного количества лет после его смерти.

Законодательство любого государства, признавая авторское право, обязательно ссылается на различные конвенции:

  • Бернская, охраняемая литературные и художественные произведения;
  • Всемирная (Женевская) дает возможность обеспечить охрану более чем в ста странах мира, которые являются ее участниками.

Именно Всемирной обеспечена более надежная охрана. Разработана она была еще в 1952 году эгидой ЮНЕСКО. В конвенции предусмотрены основные положения, обеспечивающие право:

  • обладать равными правами на интеллектуальную собственность на территории всех стран участниц;
  • минимальные период – вся жизнь и 25 лет после смерти;
  • автор имеет право переводить произведение в любой стране участнице.

Для тех, кому не совсем понятно, советую посмотреть ролик.

Как оформить международную охрану интеллектуальной собственности

Для оформления необходимо собрать определенный пакет документов, представленный в таблице.

Вид документа

Оформлено заявителем на бланке специального формата.

Для компании – название, юридический адрес, код

Данные на вид интеллектуальной собственности

Данные об окончании работы над объектом, место его публикации, данные о защите прав в собственной стране.

Пример произведения на материальном или съемном носителе

Отсканированное произведение на А-4 или перенесенное на съемный носитель

Копия договора, заверенная нотариально

Данные на наследников

Паспорта наследователей, степень родства

Договор регистрации собственности в таможенном реестре

Предоставляется только оригинал.

Чтобы исключить потерю, копия оригинала заверяется нотариально и остается на руках обладателя.

Некоторым владельцам такая процедура может показаться сложной, не совсем понятной. Поэтому существуют юридические компании, для которых это является ежедневной работой. Они готовы выполнить ее в максимально сжатые сроки.

Международный реестр

При регистрации авторских прав на территории РФ, все данные на интеллектуальную собственное и на ее владельца имеются в специальном реестре. Многих обладателей интересует, где можно получить подобные сведения в международном формате. Сразу стоит огорчить многих. В связи с тем, что процедура регистрации почти полностью автоматизирована, подобных реестров нет.

В отдельных государствах существуют базы, добровольные депозитарии, куда данные вносятся в ручном режиме. Это целесообразно, так помогает экономить время в случае возникновения споров.

Ситуации из практики

Учитывая то, что международная охрана осуществляется на высоком уровне, сталкиваться с подобным спором приходится редко. Но бывало.

Обратился клиент, с жалобой на то, что некое издание в Германии опубликовало его книгу без всяких согласований. При выяснении данных дела, удалось узнать, что у правообладателя просто истек срок, о чем он просто не знал. Все, что удалось предпринять, это заставить издание изъять произведение из продажи и восстановить его только после соответствующего соглашения с владельцем. Этот договор был заключен позже. После того, как автор сумел зарегистрировать международную охрану пожизненно.

Еще один автор обнаружил, что на некотором сайте была опубликована его книга в переводе. Никаких разрешительных соглашений на это он не давал. Пришлось потеребить автора издания. Стало известно, что он просто взял информацию с личного сайта автора, перевел произведение и опубликовал. Как он утверждал, что таких у него много на сайте и до сих пор споров не возникало.

Наказать его на основании законодательства его страны не удалось. Международной охраны интеллектуальная собственность не имела. Но удалось заставить владельца убрать произведение с сайта и согласовать вопрос с автором. Что и было сделано после того, как было обеспечена международная охрана.

Заключение

Большинству владельцев интеллектуальной собственности хорошо знакома ситуация с международной охраной. О защите авторских прав стоит предупредить не совсем порядочных пользователей, предпочитающих развивать свой бизнес путем не совсем правомерных действий.

Даже одна страница, фраза, иллюстрация из книги, опубликованная без соответствующего соглашения обладателя, влечет серьезные проблемы. Перед тем, как что-то копировать и размещать, обратите внимание на наличие значка ©. Это гарантия, что произведение охраняемо и его несанкционированное использование влечет серьезные проблемы с законом любой страны.

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Международное авторское право

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, предоставлялась только своим, но не иностранным гражданам. В связи с этим территория действия авторских прав была ограничена пределами государства. Международное авторское право позволяет преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом. Современное международное авторское право представляет сложную систему международных договоров и соглашений, но знать его основы будет полезно всем авторам и пользователям произведений, особенно с учетом развития Интернета и международной торговли.

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения.

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к. международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты. С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Читайте также:  Состав заявки на участие в запросе котировок по 44 ФЗ

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права. Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти». Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен. Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США. Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья .

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое. Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР. Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году .

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом. Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву. К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня. Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции. Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях. В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем. По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском языке)
2. Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.
3. Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Международно-правовая охрана авторских прав

Признание и защита авторских прав осуществляется на национальном и международном уровне. Для этого используются принципы и правила, зафиксированные в международных соглашениях и актах, и подтвержденные законодательством отдельных государств. В этом материале разберем, по каким направлениям происходит такая защита на международном уровне, и какие инстанции осуществляют контроль за соблюдением авторских прав.

Общие правила и принципы

Регулирование авторских прав на международном уровне осуществляется на основании соглашений, актов и конвенций, ратифицированных государствами. Кроме того, решения и распорядительные акты вправе издавать международные структуры, созданные на межправительственном или частном уровне. Международное авторское право базируется на следующих актах:

  • основополагающим документом является Бернская конвенция, действующая с 1886 года в отношении литературных и художественных произведений;
  • с 1952 года действует Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), которая распространяется на все объекты творческого труда;
  • соглашение ТРИПС, действующее с 1994 года, которое распространяется на любые результаты творческого и интеллектуального труда;
  • после образования Евросоюза, исполнительные органы ЕС неоднократно издавали нормативные акты в сфере защиты авторских прав (например, Директива ЕС № 2001/29/ЕС регламентирует общие правила защиты в информационной сети интернет);
  • двусторонние и многосторонние соглашения между несколькими государствами.

Действие указанных актов распространяется на государства-участники по мере ратификации. Россия является правопреемником СССР в качестве участника международных соглашений.

Распространяются ли нормы международных актов на рядовых авторов или для этого требуется их воспроизведение в национальном законодательстве? В полном объеме будет предоставлена защита субъектам, находящимся под юрисдикцией государства, ратифицировавшего Бернскую и/или Женевскую конвенцию. Выделим ключевые моменты, связанные с возникновением прав на такую защиту:

  • авторство возникает непосредственно с момента создания произведения или иного результата творческого труда;
  • обязательная регистрация авторских прав на международном и национальном уровне не предусмотрена, однако в отдельных государствах она может проводиться в добровольном порядке (например, через Библиотеку Конгресса США свои права может зарегистрировать резидент или иностранный гражданин);
  • для граждан, проживающих или пребывающих под юрисдикцией страны–участницы международных соглашений, признание авторства происходит автоматически во всех остальных государствах, ратифицировавших конвенции;
  • правовую защиту получат и иностранные граждане, чье государство не присоединилось к конвенции, опубликовавшие свое произведение на территории стран-участниц.

Перечисленные правила позволяют каждому автору рассчитывать на правовую защиту, вне зависимости от места и времени публикации своего произведения. Права будет защищены даже для неопубликованного произведения, однако в этом случае создателю предстоит доказывать свое авторство при возникновении возможных споров.

Система международных актов позволяет определить и общепринятый перечень объектов, на которые будет распространяться защита. К ним относятся произведения литературы, науки и искусства, изображения, архитектурные проекты и т.д. Законодательство отдельных стран может содержать и исключения из общих правил. Например, в большинстве государств программа ЭВМ относится к объектам авторского права и рассматривается как литературное произведение. Однако в США программные продукты могут регистрироваться как изобретения с выдачей патента.

Как реализуется система охраны авторских прав

Необходимость в защите имущественных и неимущественных прав автора возникает при различных нарушениях – присвоении авторства, плагиате или выпуске контрафактной продукции, несоблюдении лицензионных договоров. Можно ли использовать нормы международного права напрямую или придется руководствоваться только национальным законодательством? Для этого нужно учитывать два варианта регулирования авторских прав на международном уровне:

  • материально-правовой метод реализуется путем прямого применения норм конвенций и соглашений – например, к таким нормам прямого действия относится срок правовой охраны авторских прав;
  • коллизионный метод – предусматривает только общий порядок разрешение спора, тогда как конкретные ситуации будут разрешаться по нормам национального законодательства.

Таким образом, в зависимости от характера нарушения и предмета спора, правообладатель сможет ссылаться на нормы прямого действия международного права или национальное законодательство.

Контроль за исполнением соглашений и конвенций возложен на различные международные структуры, Прежде всего, при ООН функционирует Всемирная организация по интеллектуальной собственности (WIPO или ВОИС). Данная структура осуществляет координирование действий и мероприятий в сфере авторского и патентного права, занимается разработкой международных актов, осуществляет сбор и систематизацию сведений об охраняемых объектах и правообладателях.

Разрешением конкретных споров в сфере защиты авторского права занимаются национальные судебные структуры. В России судебная защита резидентам и иностранным правообладателям предоставляется через арбитраж или Суд по интеллектуальным правам.

Международно-правовая охрана авторских прав Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юзефович Ж.Ю.

Раскрывается сущность международно-правовой охраны авторских прав , правовое регулирование программ международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности . Характеризуются принципы охраны авторских прав .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юзефович Ж.Ю.

International legal protection of copyright

In this article the author reveals the essence of international legal protection of copyright , the legal regulation of international cooperation programs in the field of intellectual property protection . Characterized by the principles of copyright protection .

Текст научной работы на тему «Международно-правовая охрана авторских прав»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ

кандидат юридических наук, доцент, Зам. начальника кафедры гражданского права и процесса

Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право;

международное частное право Рецензент: кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Московского университета МВД России Уткин Д.В.

Аннотация. Раскрывается сущность международно-правовой охраны авторских прав, правовое регулирование программ международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности. Характеризуются принципы охраны авторских прав.

Ключевые слова: гражданский кодекс, авторское право, интеллектуальная собственность, международное сотрудничество, защита, охрана авторских прав, принципы.

INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF COPYRIGHT

candidate of legal sciences, Assistant Professor, Deputy. Head of the Department of civil law

and the Ministry of Internal Affairs of Moscow University

Annotation. In this article the author reveals the essence of international legal protection of copyright, the legal regulation of international cooperation programs in the field of intellectual property protection. Characterized by the principles of copyright protection.

Keywords: Civil Code, copyright, intellectual property, international cooperation, protection, copyright protection principles.

С развитием рыночных отношений между государствами, появлением в Российской Федерации интеллектуальной собственности как объекта гражданских прав возникла потребность в ее защите, поскольку в повседневной практике интеллектуальные права авторов нередко нарушаются.

Авторское право как объект интеллектуальной собственности получило признание относительно недавно по сравнению с другими институтами гражданского права. Это произошло в основном благодаря изобретению книгопечатания, так как еще несколько столетий назад распространение книжных изделий было весьма трудоемким и недешевым процессом, а о контрафактной продукции и речи быть не могло. Однако, развитие и совершенствование научно-технического прогресса, а также

укрепление международных связей поставило вопрос о международно-правовой охране авторских прав.

В XVIII в. вопросы, касающиеся авторских прав, не рассматривались на межгосударственном уровне, так как технические средства распространения произведений существовали только в рамках территории государства.

В настоящее время вопросами интеллектуальной собственности в международном праве в основном занимаются две международные межправительственные организации: Всемирная организация интеллектуальной собственности и Всемирная торговая организация, в рамках соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Кроме них существуют и другие программы международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности, в частности, программы в рамках ЮНЕСКО; ВОИС1 была создана в 1970 г. в целях образования единого общемирового центра организации международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности во всех ее разновидностях. ВОИС имеет статус специализированного учреждения ООН. Важнейшими задачами и функциями ВОИС являются: функция выполнения административно-секрета-риатских, управленческих мер; сотрудничество по отдельным секторам и направлениям международной охраны прав интеллектуальной собственности. ВОИС проводит значительную исследовательскую работу, сбор и распространение информации, оказание технической помощи развивающимся странам. Под эгидой ВОИС ведутся работы по подготовке и заключению многосторонних договоров и т.п.

В ВОИС участвует около 150 государств, в том числе Россия. Структура ВОИС включает2: Генеральную ассамблею, в которую входят страны-члены ВОИС, одновременно участвующие также в Парижском и Бернском союзах; Конференцию — объединяет всех членов ВОИС, независимо от их участия в названных союзах; Комитет по координации в составе 51 государства — выполняет административно-финансовые функции; Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности в составе государств — участников РСТ, Союза международной патентной классификации и, при желании, стран — членов Парижского союза; Международное бюро — является Секретариатом ВОИС во главе с Генеральным директором3.

ВОИС определяет авторское право как юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право охватывает целый диапазон произведений — от книг, музыки, картин, скульптуры и фильмов до компьютерных программ, баз данных, рекламы, карт и технических чертежей4. С авторским правом человек сталкивается каждый день, читая книги, журналы, прослушивая аудиозаписи, просматривая видеозаписи. И именно поэтому авторское право требует

все большей защиты от незаконного использования и нарушения прав граждан.

Международно-правовая охрана авторских прав носит двойственный характер, так как учитываются не только общепризнанные принципы и нормы международного права, но и нормы внутригосударственного права5. Ч. 1 ст. 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также преподавания6. В соответствии с данной статьей Конституции РФ интеллектуальная собственность охраняется законом.

Международно-правовую основу охраны составляет принятая в 1886 г. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (действует в редакции 1971 г.). Государства — участники основали Бернский союз для охраны прав авторов литературных и художественных произведений. Его административные функции выполняет ВОИС. Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г. Правовую основу также составляет Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.) и Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.

Читайте также:  Кассационная инстанция находится

Запрет на свободное использование объектов авторского права, который установлен в интересах авторов, правообладателей, сдерживает развитие науки, новых технологий, образования, культуры. Чтобы избежать подобных последствий, государства в своих национальных законодательствах определяют так называемые пределы авторского права.

В последнее время в литературе встречаются случаи необоснованного смешения принципов исчерпания права и пределов права. При этом, безусловно, институт исчерпания прав — один из наиболее важных ограничителей исключительных прав, широко проявляющий себя в разных аспектах7. Чтобы разобраться в особенностях указанных принципов, необходимо обратиться к европейскому опыту совершенствования правового регулирования в области интеллектуальной собственности.

Директивы Европейского союза способствуют унификации права во всех присоединившихся странах, а также служат фундаментом для дальнейшего правотворчества на международном уровне. Общие тенденции развития правового регулирования в данной области особенно заметны на примере Директивы ЕС от 22 мая 2001 г. № 2001/29/ЕС «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе»8 (далее — Директива ЕС от 22 мая 2001 г.), закладывающей основы для создания общей гибкой правовой системы.

Особое внимание в Директиве ЕС от 22 мая 2001 г. уделяется вопросам исчерпания прав9. В частности, предусматривается, что ни при каких условиях представление произведений широкой публике (путем эфирного или кабельного вещания либо посредством интерактивных цифровых сетей) не должно рассматриваться как основание для дальнейшего их использования в гражданском обороте без согласия правообладателя. Для случаев распространения экземпляров произведений путем их продажи или иной передачи специально оговаривается, что правила об исчерпании прав (т.е. возможности дальнейшего распространения введенных в гражданский оборот экземпляров без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) применяются только в отношении тех экземпляров, первая продажа или иная передача права собственности на которые с согласия правообладателя имела место в пределах Европейского союза (ст. 4 Директивы ЕС от 22 мая 2001 г.).

Аналогичный принцип заложен в ст. 1272 Гражданского кодекса РФ, в отличие от утратившего силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Действие указанного принципа, как и в Европе, подвергается территориальному ограничению, исчерпание прав наступает только в том случае, если оригинал или экземпляр произведения вводится в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

В международных договорах акцент делается на исчерпании права на распространение, так как право на воспроизведение исчерпанию не подлежит. Собственник материального носителя может его продать, подарить или иным образом передать

третьим лицам; при этом согласия правообладателя на объект авторского права или смежных прав, воплощенный в товаре, не требуется. Действие этого принципа абсолютно справедливо, так как в ином случае для любой перепродажи товара следовало бы получать разрешение правообладателя. Получается, что материальный носитель можно распространять как угодно, но никто не имеет права его воспроизводить, копировать.

Несомненно, институт международно-правовой охраны авторских прав строится на определенных принципах, которые образуют его руководящие начала, являясь первоосновой для их охраны. Такими принципами являются:

ф принцип гражданства автора — присоединением государства к соответствующим конвенциям территориальные ограничения отпадают. Согласно п. «а» ст. 3 Бернской конвенции10 охрана предоставляется произведениям как выпущенным, так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются гражданами государств — участников соответствующих конвенций, либо постоянно проживают на их территории. Тем самым реализуется принцип гражданства автора;

ф территориальный принцип предоставления охраны — этот принцип применяется только для произведений авторов, не являющихся гражданами стран — участниц конвенций, т.е. принцип гражданства автора и территориальный принцип не могут применяться одновременно. Охрана осуществляется в рамках реализации территориального принципа в том случае, если произведение впервые было выпущено в свет в одной из стран — участниц соответствующего договора или одновременно в стране — участнице и третьем государстве (п. «Ь» ст. 3 Бернской конвенции); ■ф принцип национального режима охраны (иногда называется принципом ассимиляции) — этот принцип установлен ст. 2 Всемирной конвенции и означает, что произведения граждан любого государства — участника Конвенции, а равно произведения, впервые выпущенные на территории такого государства, пользуются на территории другого государства — участника той охраной, которую они предоставляют

произведениям своих авторов, впервые выпущенным в свет на их собственной территории. Произведения иностранных авторов (имеются в виду граждане государств — участников), не выпущенные в свет, также пользуются охраной, которую государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих авторов11;

ф принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей — в Российском законодательстве данный принцип заключается в том, что авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей12. В некоторых странах для признания произведения охраняемым необходима его регистрация, нотариальное удостоверение, оговорка о сохранении авторского права или соблюдение иных обязательных процедур. Всемирная конвенция устанавливает правило, согласно которому в случае, если по внутреннему законодательству государства — участника соблюдение формальностей является обязательным, то формальности считаются соблюденными в отношении произведений граждан других государств — участников либо произведений, впервые выпущенных в свет вне территории данного государства, при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права — ©; ф принцип срочного характера охраны — данный принцип обусловлен необходимостью сочетания частных и публичных интересов при использовании продуктов интеллектуальной деятельности, а также их исключительной важностью для экономического и культурного развития общества; V- принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников — данное положение является ключевым для толкования и применения всех правил, направленных на охрану авторских прав. Иными словами, если в отношении положений конвенции возможны различные толкования, должен выбираться вариант, наиболее

благоприятный для автора и его правопреемни-ков13.

Следование данным принципам является одним из показателей состояния нормативного регулирования охраны авторских прав в стране. Национальное законодательство каждой из стран — участниц международных соглашений должно соответствовать вышеозначенным принципам формально, а также создавать действенные механизмы по исполнению их на практике14.

1 Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. М.: Норма. 2003.

2 Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967г.) (изменена 2 октября 1979 г) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. М.: Норма. 2003.

3 Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клу-вер, 2010.

4 Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности http://www.wipo.int/copyright/ru.

5 Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учеб / под. ред. И. А. Близнеца. М.: Проспект, 2009. С. 245—312.

6 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ.

7 Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ / Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008. С. 299.

8 В работе использованы тексты документов, представленные в СПС «Гарант».

9 Учение об исчерпании прав было разработано немецким цивилистом Йозефом Колером (см.: Kohler. Deutsches Patentrecht. Mancheim, 1878). См. об этом: Пирогова В.В. Исчерпание исключительных прав и параллельный импорт. М., 2008.

10 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г) // Бюллетень международных договоров. 2003г. № 9. С. 3.

11 СиленокМ.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. М., Юстицинформ, 2006 г

12 Силенок М.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. М., Юстицинформ, 2006 г

13 Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права, 2011. № 8.

14 Гришаев С.П. Авторское право. М.: Норма, 2011 г.

Социально-экономическое значение и нормативная основа международной

Важнейшим элементом системы авторского права является институт международной охраны авторских прав. В существо объектов авторского права входят творческий характер создания, уникальные свойства, обеспечивающие возможность свободного перемещения объекта в информационном пространстве (включая Интернет, средства массовой информации и другие публичные источники), художественная (эстетическая) или, в ряде случаев, научная ценность и т.д.

Вследствие всеобщего, публичного интереса, проявляемого к произведениям, они переводятся на различные языки, распространяются посредством копирования, архивируются, приспосабливаются для эффективного применения на практике (например, компьютерные программы) и т.д. М.М. Богуславский усматривает в этом такое свойство произведений, как общедоступность /1/.

Изложенное позволяет утверждать: для обеспечения неприкосновенности авторских прав от всякого рода нарушений и посягательств со стороны третьих лиц необходима эффективная наднациональная юридическая основа. Понимание данной идеи привело к созданию в 1886 г. Бернского союза. С него, собственно, и началась новая эра в развитии авторских прав.

Важность международной защиты научных, литературных и художественных произведений тем более очевидна в условиях глобализации мирового хозяйства, стабильного расширения гражданского оборота, увеличения значимости «бестелесных активов» как предмета гражданско-правовых сделок, развития систем передачи данных, внедрения в жизнь технологий «искусственного интеллекта».

Юридическую основу международной защиты объектов авторского права составляют несколько конвенционных документов, направленных, прежде всего на универсальное урегулирование проблем, связанных с особенностями национальных правовых систем.

К «знаковым», фундаментальным международным актам в сфере защиты авторских прав обычно относят два документа:

1 Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Она является первым в мире многосторонним публичным соглашением по авторскому праву. На базе этого документа государствами-участниками был образован Бернский союз.

2. Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г. – второе многостороннее соглашение. По мнению Е.А. Флейшиц, «в участии во Всемирной конвенции государств, не вступивших в Бернский союз, инициаторы Всемирной конвенции видели ее основное значение. По их мысли, подписанная в Женеве Всемирная конвенция должна служить «конвенцией-мостом», который позволил бы осуществить переход к единой системе международной охраны авторского права во всем мире» /2/.

Мы считаем, что в перечень фундаментальных международных источников авторского права надлежит включить также:

3. Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), подписанную в Стокгольме 14.07.1967 г., где прямо закреплены нормы о совокупности произведений, основные критерии охраноспособности и многие другие вопросы авторского права.

4. Межамериканскую конвенцию об авторском праве, принятую в городе Монтевидео в 1889 г. Главная особенность Межамериканской конвенции – закрепленный в ней принцип страны происхождения произведения «lex originis», согласно которому страной происхождения произведения провозглашается то государство, в котором произведение опубликовано впервые.

На наш взгляд, перечисленные «международные законы» составляют базис международной охраны авторских прав.

Способы международной охраны произведений

В практике международного сотрудничества признание авторских прав граждан одного государства на территории другого получает юридическое оформление путем:

1) заключения многосторонних соглашений;

2) заключения двусторонних соглашений;

3) признания на основе принципа взаимности в одной стране авторских прав, возникших в другой стране.

Эти подходы в 1988 г. были сформулированы и обстоятельно проанализированы с теоретических позиций в книге М.М. Богуславского «Вопросы авторского права в международных отношениях» (М.: Наука, 1973). С тех пор, надо признать, мало что изменилось.

Известные и малоизвестные прецеденты, коих множество в мировой практике /3/, заставляют задуматься о нахождении новых путей решения проблем защиты прав авторов на международном уровне.

Научные разработки, выполненные по этой теме Э.П. Гавриловым /4/, И.С. Перетерским и С.Б. Крыловым /5/, М.М. Богуславским (включая его новейшие работы) /6/, Л.А. Лунцом /7/ и другими авторами, представляют собой прекрасную теоретическую основу для разработки современных международных конвенционных гарантий авторам. К сожалению, новых работ, системно раскрывающих вопросы международной защиты авторских прав, мало. К этому критическому выводу мы пришли в результате последовательного изучения традиционных источников по теме исследования, а также электронных библиотек и библиографии, размещенной в Интернете.

Помимо указанных выше направлений международного сотрудничества, не менее эффективным является принцип национального режима. В доктрине международного частного права под ним понимается предоставление иностранцам тех же прав, что предоставлены отечественным гражданам. Речь идет о приравнивании иностранцев и граждан по объему предоставляемой охраны и другим условиям действия авторских прав /8/. На наш взгляд, данное решение является спорным, поскольку применение принципа ассимиляции противоречит современной природе международного права. Известно, что при «столкновении» норм внутреннего и международного законодательства приоритет будет отдаваться последнему. По утверждению западногерманского специалиста по авторскому праву Е. Ульмера, недостаток национального режима состоит в том, что он не только не гарантирует, но и не обеспечивает предоставления материальной взаимности /9/ (равенства определенных прав в данной стране и в иностранном государстве).

В рамках режима наибольшего благоприятствования иностранным авторам в силу международного договора или на основании норм внутреннего права предоставляются те же права, какие гарантированы авторам прочих иностранных государств. Суть данного режима заключается в предоставлении равных авторских прав всем иностранцам, с государствами которых были заключены соответствующие международные договоры /10/.

Данный режим не применялся в современном авторском праве. Не упоминается он ни в Бернской конвенции, ни во Всемирной конвенции об авторском праве, поскольку эти конвенции предусматривают в качестве базового принцип национального режима.

Теперь – о принципе взаимности. Права иностранных авторов по этому принципу охраняются в иностранном государстве, если нормы права страны гражданства иностранного автора или страны, где он впервые опубликовал свое произведение, предусматривают охрану прав граждан страны, где испрашивается охрана.

В литературе высказывается мнение, что характерным признаком формальной взаимности является отсутствие связи между законом страны происхождения произведения и законом страны, в которой испрашивается охрана /11/.

В международной практике применяется также принцип материальной взаимности. И в Бернской конвенции, и во Всемирной конвенции об авторском праве, например, по нему определяется срок охраны произведения либо только срок действия авторского права. Столь узкая сфера действия принципа объясняется тем, что под материальной взаимностью понимается равенство конкретных прав в данной стране и в иностранном государстве. При применении национального режима такого совпадения не происходит /12/.

Согласно принципу территориальности при разрешении спорных вопросов применяется либо закон страны, где предъявляются требования об охране или где используется произведение, либо закон страны происхождения произведения (lex originis).

Использование ни одного из вышеперечисленных принципов, призванных охранять авторские права иностранцев, не может гарантировать даже 60% их надежной охраны. Данные принципы не существуют сами по себе, для их практического применения необходима законодательная ратификация на национальном уровне.

Следовательно, отмеченные международные конвенции не могут гарантировать «полной» или, условно, «максимально полной» защиты авторских прав, поскольку подразумевают отсылки к внутреннему праву /13/. А если конвенция подписана, но не ратифицирована государством (не такой уж и редкий случай)?!

Некоторые авторы утверждают, что отмеченные недостатки перекрываются универсальным механизмом конвенционной охраны за счет обширного перечня участвующих государств. Такой подход нам представляется неверным с точки зрения существа гарантий авторских прав. Подобным международным документам на стадии их разработки и принятия придается все-таки прикладное значение, значит, они должны содержать в себе надежные и практически применимые меры по защите прав, свобод и законных интересов авторов (правообладателей). А иначе, какая реальная польза от таких международных конвенций?!

Лишь в совокупности перечисленные выше принципы, объединенные в одном международном документе, будут иметь действенное значение. На наш взгляд, необходима разработка единого, универсального, но не упрощенного международного документа, который был бы ратифицирован большинством государств. В мировой практике подобные попытки имели место. Например, конвенции о защите авторских прав в Интернете.

Государством Габон 11.12.2001 г. ратифицирована Конвенция по защите авторских прав на литературные и художественные произведения. Этот документ вступил в силу 06.03.2002 г., по поводу чего представителями ООН было сделано специальное заявление. Конвенция, одна из двух, направленных против пиратства в Интернете и одобренных представителями 160 стран, пять лет назад прошла необходимый для принятия порог ратификации.

Ныне конвенционные нормы позволяют композиторам, исполнителям, авторам и другим творцам использовать Интернет для распространения своих произведений с определенной уверенностью в том, что надежная защита им обеспечена.

В число стран, ратифицировавших упомянутую конвенцию, входят США и Япония. Однако среди них нет ни одного из 15 членов Европейского союза.

ВОИС принято «Дополнение к Международной конвенции ВОИС об авторском праве в «цифровую эпоху» (WIPO Copyright Treaty – WCT). «Это великий день не только для авторского права, но и для культуры в целом», – заявил Йорген Бломквист, директор законодательного отдела ВОИС /14/. Документ должен обеспечить защиту прав композиторов, художников, писателей, чьи произведения распространяются в Интернете и на других цифровых носителях. Не менее интересен еще один результат нормотворческой работы специалистов ВОИС – Конвенция об охране интересов производителей от незаконного воспроизведения фонограмм (WIPO Performances and Phonograms Treaty – WPPT).

Интересной особенностью этих документов является следующее требование: все подписавшие их страны должны обеспечивать «адекватные легальные способы защиты авторского права и эффективные меры против высокотехнологичного жульничества». Однако прямые указания, какие именно законы надлежит принять в каждой конкретной стране, отсутствуют, что, на наш взгляд, свидетельствует о некоторой недоработанности конвенций.

Читайте также:  Заявление на материальную помощь к отпуску

Возникают принципиальные вопросы. Неужели права авторов нарушаются исключительно в виртуальном пространстве? Почему под эгидой ВОИС до сих пор не создана общая, единая международная конвенция, защищающая права всех авторов, а не только тех, кто открывает доступ к своим объектам в Интернете?!

В настоящее время происходит смена приоритета при разработке новых проектов законов, в т.ч. «международных законов». Человечество стремится обеспечить защиту авторских прав в Интернете, под эти цели выделяются значительные инвестиции, и вот результат – проекты международных конвенций созданы. Это разумно и справедливо, исходя из прогрессирующего количества нарушений авторских прав в Интернет. Но почему тогда те же международные организации не выделяют деньги для создания «обычных» международных соглашений, не относящихся к Интернету?!

Подходы к охране интеллектуальных прав, в том числе на международном уровне, должны быть едиными и универсальными.

Заключение

(концепция неимущественного интереса)

Дифференцированное регулирование отдельных видов интеллектуальных прав привычно для восприятия окружающими и потому, как правило, не вызывает серьезных возражений. А вот идея создания общих положений и построения единой, взаимно согласованной системы интеллектуальных прав встречает в некоторых случаях сильное, ожесточенное сопротивление /15/. Эта мысль В.А. Дозорцева, на наш взгляд, максимально точно и ясно отражает сложившуюся в мире обстановку. Действительно, частные лица, государства, международные организации, возражающие против единой системы защиты прав на результаты творческой деятельности, намеренно лоббируют идеи международной дифференциации, создавая возможность списать неэффективную охрану на отсутствие единого документа по рассматриваемому вопросу.

Интеллектуальные права порождают две группы интересов, часто противоборствующих. Это интересы творцов, создающих интеллектуальный продукт, и интересы предпринимателей, осуществляющих его коммерческую эксплуатацию /16/, как правило, ими являются глобальные, всемирно известные корпорации, способные с помощью своих ресурсов «повлиять» на мнение кого угодно. За счет сложившегося в мире дисбаланса и несовершенства уже существующих международных документов права «творцов, имеющих многочисленные интересы, как личные, так и экономические, социальные, не обладают достаточно весомым влиянием на процесс формирования законодательства, их позиция оказалась весьма слабой, незащищенной» /17/.

В настоящее время, в связи со смещением акцентов в области авторского права и превалированием идеи «имущественного характера авторских прав», актуальным представляется развитие противоположной идеи «первенства моральных прав». Моральные права призваны защитить неимущественные интересы создателей произведений /18/. В понятие «моральные права» или, иначе говоря, «личные неимущественные права» входят: право на имя, право противодействовать указанию мнимого авторства, право на неприкосновенность произведения, право на внесение в него поправок, возможность изъятия из обращения и т.д. (см. ст. 15 Закона РК от 10.06.1996 г. «Об авторском праве и смежных правах»). К большому сожалению, значение в авторском праве неотъемлемой части морального права, закрепление которого в законодательстве произошло ранее, на сегодняшний день многими не признается. Несмотря на значимость и поддержку идей морального права авторитетными правоведами, в связи с мощным лоббированием интересов крупных мировых корпораций (Соса-Cola, IBM, Monsanto и др.) существуют и противники данной конструкции, проводящие специальные кампании, препятствующие закреплению моральных прав /19/.

В конструкции моральных прав заложена неразрывная связь между автором произведения и его творением. На наш взгляд, идея моральных прав в идеале освещает все особенности авторского права, тем самым раскрывая его суть. Данный институт, по сути, как и авторское право, призван «ограждать интересы авторов, причем ценой ущемления интересов предпринимателей, распространителей и пользователей» /20/. В развитие этого утверждения Л. Бентли и Б. Шерман дают такое понятие моральным правам: «обременения возможности свободного распоряжения нематериальной собственностью в виде авторских прав» /21/. В отличие от правового направления – авторского права, в нормах которого интерес автора имеет основное значение, но на сегодняшний день очень завуалирован и искажен. Нормы морального права для извлечения прибыли различными лобби исказить гораздо труднее, практически невозможно. В связи с этим моральные права часто «обвиняют» в том, что они препятствуют развитию свободного рынка. Институт моральных прав критикуется за то, «что он приносит в жертву общие интересы интересам частных лиц» /22/, тогда возникает логичный вопрос, а разве авторское право, как и право гражданское не является частным? С позиции защиты авторских прав заданный выше вопрос, несмотря на его простоту, становится очень актуальным.

Пути решения проблемы нам видятся, прежде всего, в создании на уровне ООН единого всеобщего документа о защите интересов авторов. Последние необходимо рассматривать как «неотъемлемый элемент» этой системы – без творчества нет авторского права.

1. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М.: Наука, 1973. С. 17.

2. Сиджанский Д., Кастанос С. Международная охрана авторского права. М.: ИЛ, 1958. С. 11.

3. Че Гевара победил водку Smirnoff. Караван. 22.09.2000. № 38 (540). С. 35 (дело о нарушении авторских прав, начатое по иску кубинского фотографа Альберто Диас Гутьеррес к компании Smirnoff); Оставляющие грязь. Известия. 31.01.2001. № 16 (25 854). С. 3 (дело о праве на экранизацию кинофильма, посвященного трагедии с подводной лодкой АПЛ К-19 «Курск», начатое по иску Инны Готман к компании «National Geographic Features»).

4. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М.: Юридическая литература, 1988.

5. Перетерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. М., 1959.

6. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М.: Наука, 1973; Он же. Международное частное право. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998.

7. Лунц Л.А. Международное частное право. Общая часть. Госюриздат, 1959.

8. Лунц Л.А. Указ. соч.; Корецкий В.М. Очерки англо-американской доктрины и практики международного частного права. М.: Госюриздат, 1948.

9. Ulmer E. Urheber-und Verlagsrecht, S. 70.

10. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. С. 29.

11. Baum A. Die Reziprozitat im Brusseler.Text der RBU. GRUR, Int., 1951, S. 115.

12. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. С. 28.

13. Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. М.: БЕК, 2000. С. 476.

14. Информация представлена на сайте: www.topsbi.ru / TopS Business Integrator / TopS BI, 2001-2006 (вопросы, замечания, предложения).

15. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 98.

16. Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 99.

17. Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 100.

18. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право. Пер. с анг. В.Л. Вольфсона. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 403.

19. Dworkin G. Moral Rights and the Common Law Countries, 1994, 5 AIPJ 5, 34.

20. Бентли Л., Шерман Б. Там же.

21. Бентли Л., Шерман Б. Указ соч. С. 407.

22. Бентли Л., Шерман Б. Там же.

Все права защищены. Copyright © ТОО «Компания ЮрИнфо», 2011.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.

ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61

Международная охрана авторских прав

В настоящее время РФ участвует в большинстве важней­ших международных договоров, посвященных охране авторских и смежных прав. К их числу относятся:

1) Бернская конвенция об охране литературных и художест­венных произведений от 9 сентября 1886 г. (далее – Бернская конвенция), в кото­рой РФ участвует с 9 марта 1995 г. В соответствии со ст. 1 Берн­ской конвенции государства-участники образуют специальный Союз для охраны прав авторов на литературные и художествен­ные произведения (далее – Союз, Бернский союз). Этот договор содержит значительное число унифицированных материаль­но-правовых норм. На 15 апреля 2001 г. в ней участвует 148 государств, в т.ч. и РФ;

2) Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (да­лее – Всемирная конвенция). РФ участвует;

3) Международная конвенция об охране интересов арти­стов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (далее – Римская конвенция). Россия в ней не участвует. На 15 апреля 2001 г. участвует 68 государств;

4) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. (далее – Конвенция 1971 г.). Россия участвует. На 15 апреля 2001 г. участвует 65 государств;

5) Конвенция о распространении несущих программы сигна­лов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. Россия участвует с 20 января 1989 г. На 15 апреля 2001 г. участвует 24 государства;

6) Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г. (далее – Соглашение ТРИПС). Данное Соглашение устанавливает требования к зако­нодательству об интеллектуальной собственности стран, желаю­щих присоединиться к ВТО. Россия пока не присоединилась к Соглашению. Осо­бое внимание в Соглашении уделено судебным, административ­ным и таможенным мерам защиты нарушенных прав;

7) Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. Россия в нем не участвует. На 15 апреля 2002 г. участвует 35 государств;

8) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декаб­ря 1996 г. На 25 июля 2002 г. – 37 участников. Имеет обратную силу.

9) Конвенция, учреж­дающая Всемирную организацию интеллектуальной собственно­сти от 14 июля 1967 г. Россия участвует.

Россия является участницей ряда двусторонних соглашений об охране авторских и смежных прав (с Болгарией, Польшей, Швецией и т.д.).
В рамках СНГ в 1993 г. было заключено Соглашение о со­трудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

В России охрана авторских и смежных прав регулируется частью четвертой Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ 1 (главы 70-71).

Объекты авторских прав.Статья I Всемирной конвенции указывает в качестве объектов охраны литературные, научные и художественные произведения, выраженные в следующих основ­ных формах: письменной, музыкальной, кинематографической, изобразительной (произведения живописи, графики, скульптуры) и др. Бернская конвенция раскрывает термин «литературные и художественные произведения» как «все произведения в облас­ти литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены», и дает весьма широкий от­крытый перечень таких основных форм (п. (1) ст. 2). При этом отмечается, что произведения, не закрепленные в той или иной материальной форме, могут быть национальным законодательст­вом стран Союза изъяты из охраны (п. (2) ст. 2).
Произведе­ние, чтобы считаться «опубликованным», должно быть опублико­вано с согласия автора.
В ст. VI Всемирной конвенции дается определение понятия «выпуск в свет» – это воспроизведение в какой-либо матери­альной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экзем­пляров произведения для чтения или ознакомления путем зритель­ного восприятия.

Неохраняемые объекты.Как отмечается в Бернской конвенции полностью исключается авторская охрана такой категории произведений, как сообщения о новостях дня или иные сообщения чисто информационного характера. Подобное положение со­держится и в российском законодательстве. Также страны Союза могут изъять из охраны полностью или частично политические речи и ре­чи, произнесенные в ходе судебных процессов. Но это не лишает автора исключительного права на издание таких речей в сборниках.В конвенции допускается ограничение охраны произведений, авторами которых являются граждане госу­дарств, не участвующих в Бернской конвенции, если эта послед­няя страна не обеспечивает достаточной охраны произведениям авторов–граждан стран Союза. Здесь проявляется действие принципа реторсии. Его суть отражена в ст.1194 ГК РФ.

Общие принципы конвенционной охраны авторских прав.Международные договоры в сфере охраны авторских прав определяют круг произведений, пользующихся конвенционной охраной, на основании двух критериев: граждан­ства автора и территориального критерия.
На основании критерия гражданства автора подлежат охране как выпущенные, так и не выпущенные в свет произведения, ав­торы которых либо являются гражданами государств – участников соответствующих конвенций, либо имеют свое обычное местожи­тельство на их территории (п.п. 1, 2 ст. 3 Бернской конвен­ции). При этом не играет роли, в каком государстве произведе­ние было опубликовано.

Территориальный критерий предоставления охраныприменяется только в отношении произведений авторов, не являющихся граж­данами стран-участниц и не имеющих в них основного места жи­тельства. В таком случае охрана предоставляется, только если про­изведение впервые выпущено в свет в одной из стран — участниц соответствующего договора (п. 1 ст. 3 Бернской конвенции).
К общим положениям конвенционной охраны можно отнести принцип национального режима, предоставление охраны вне за­висимости от соблюдения формальностей, срочный характер ох­раны и отсылку к праву страны, где испрашивается защита.

Принцип национального режима. Бернская и Всемирная конвенции полностью уравни­вают в правах иностранных авторов с авторами государства-участ­ника, а также предоставляют им все права, которые предусмотрены в конвенции. В результате автор произведения, выпущенного за рубежом, может иметь даже более высокий уровень охраны его прав, чем автор произведения, выпущенного на собственной тер­ритории страны-участницы. Такая ситуация возникает, когда на­циональным законодательством не предусмотрено какое-либо из прав, упомянутых в конвенциях.

Условия охраны авторских прав.Всемирная конвенция предусмотрела, что если по внутреннему законодательству государ­ства-участника соблюдение формальностей является обязатель­ным, то формальности считаются выполненными в отношении всех охраняемых на основании данной Конвенции произведений при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права. Данный знак представляет собой значок с указанием имени правообладателя и года первого выпуска в свет.

Сроки охраны авторских прав.Статья 7 Бернской конвенции устанавли­вает срок охраны в 50 лет после смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов. Если произведение опубликовано под псевдонимом, то течение срока начинается с момента правомерного обнародования произ­ведения, кроме случаев, когда псевдоним не вызывает сомнений в личности автора или когда автор раскрыл свою личность до ис­течения срока охраны. Тогда применяется обычный порядок.
В соответствии с п. 6 ст. 7 страны Бернского союза могут в национальном законодательстве устанавливать повышенные сроки охраны произведений по сравнению с конвенционными.
В настоящее время намечена тенденция увеличения сроков охра­ны до 70 лет.

Основные права авторов.Бернская конвенция содержит значительное число уни­фицированных материально-правовых норм, предусматривающих перечень прав авторов в отношении их произведений.
Выделяют две группы прав авторов:

1) личные неимущественные права, которые существу­ют независимо от имущественных прав автора и полностью со­храняются в случае их уступки (право требовать призна­ния авторства; право противодействовать искажению или любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора);

2) имущественные права (право на перевод, право на воспроизведение, право на передачу в эфир, право ни переделку произведений и др.).

К имущественным правом автора относится право на воспроизведение исключительное право разрешать воспроизведе­ние произведений любым образом и в любой форме. Любая звуковая или визуальная запись призна­ется воспроизведением. Согласно Берн­ской конвенции данное право автора может быть ограничено: страны Союза сохраняют право разрешать воспроизведение на основании закона без согласия автора, если это не наносит ущерба его законным интересам и не нарушает нормальной эксплуатации произведения. Например, право частной копии – признаваемое практически во всех странах право на воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, причем без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право на передачу в эфир.Это означает, что авторы пользуются исключительным правом разрешать:

1) передачу своих произведений в эфир или публичное сооб­щение этих произведений любым другим способом беспроволоч­ной передачи знаков, звуков или изображений;

2) всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствам беспроволочной связи, повторно передаваемое в эфир произведение, если такое сообщение осуществляется иной орга­низацией, нежели первоначальная. (Имеется в виду право разре­шать ретрансляцию. Так что если автор разрешил одной радиове­щательной организации использование своего произведения, это не означает, что оно может потом бесконтрольно использоваться остальными организациями для передачи в эфир;

3) публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, пере­дающего звуки, знаки или изображения. (Имеется в виду переда­ча с помощью устройств, установленных в общественных местах, например в ресторанах, на дискотеках, тогда как обычные пере­дачи направлены на принятие программ отдельными лицами дома, на рабочем месте и т. д.).

Право на переделку произведений. В соответствии со ст. 12 Бернской конвенции авторы пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и иные изменения своих про­изведений. Такие произведения охраняются как оригинальные при условии соблюдения прав автора первоначального произведения.

Право на распространение определено как исключитель­ное право автора разрешать действия по продаже или иной передаче права собственности на оригинал или копии произведе­ния, которые делают произведение доступным для всеобщего све­дения. Данное право может быть ограничено законодательством договаривающихся государств первой продажей оригинала или копии произведения с согласия автора.

Право прокатапринадлежит авторам компьютерных программ и кинематографических произ­ведений. Данное право не применяется в отношении компьютерных программ в том случае, если программа сама по себе не является основным объектом прокат. Право на публичное сообщение произведенийозначает право разрешать любое сообщение произ­ведения для всеобщего сведения по проводам или средствам бес­проволочной связи, включая такой способ, при котором публика имеет доступ к произведению из любого места и в любое время по своему выбору. Право защиты охраняемых правзаключается в том, что правообладатель имеет право возбу­ждать судебное преследование против контрафакторов. Контрафактные экземпляры подле­жат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной.

Ссылка на основную публикацию