Система конституционного права в зарубежных государствах

Конституционное право зарубежных стран

Система конституционного права в зарубежных государствах

Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.

В конституционном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями: народный суверенитет (ч. 2 ст. 1 Конституции Греции), народное представительство (преамбула Конституции Японии), разделение властей (ст. 20 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г.), равноправие (ст. 1 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г.), неотчуждаемые права (ст. 1 Основного закона для ФРГ) и т.п.

Эти принципы не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм. Во-вторых, это принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей (ст. 67 Конституции Республики Болгарии 1991 г.), судебная защита конституционных прав (ст. 53 Испанской конституции 1978 г.), неответственность главы государства (ст. 4 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г.) и т. п.

В странах, где в конституциях провозглашены социалистические идеи в качестве основы общественного развития, наряду с общепризнанными демократическими принципами (равноправие, народное представительство и др.) подчас конституционно провозглашаются такие новые общие принципы, которыми по существу отрицаются предыдущие: руководящая роль марксистско-ленинской партии, распределение по труду и т. п. (ст. 5 Конституции Кубы, часть вторая ст. 22 Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 г.). Они нередко представляют собой не что иное, как идеологические мифы, реализовать которые невозможно ни юридическими, ни политическими средствами.

Например, распределять по труду вне рыночной системы хозяйства нельзя из-за отсутствия критерия, на основе которого можно было бы количественно сравнить разнородный труд (например, шахтера и врача). Принцип руководящей роли одной партии подрывает принципы народного суверенитета и народного представительства и вообще несовместим ни с каким принципом демократии.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных.

Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права. В то же время крупнейшие институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право).

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, в ст. 16 Конституции Франции они выражены в следующей форме: «Когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено [гипотеза]. Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами. [диспозиция и санкция]».

Подобное выражение всех структурных элементов нормы права в одной статье закона в конституционном праве встречается редко. В большинстве случаев конституционно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, то есть имеет многостатейную форму выражения. Так, положение ст. 34 Конституции Франции «Законы принимаются Парламентом» приобретает характер целостного нормативного предписания только в совокупности со ст. 39, устанавливающей право законодательной инициативы, ст. 40–47, определяющими процедуру прохождения законопроекта, и ст. 10, предусматривающей право вето Президента Республики. Нередко санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже вообще в нормах не конституционного, а уголовного или административного права.

Следует иметь в виду, что некоторые положения конституций не обеспечены санкциями вообще. Таково, например, положение ст. 27 Конституции Японии «Все имеют право на труд», ибо ни в Конституции, ни в других законах не определены ни условия осуществления этого права (отсутствует, как видим, и гипотеза), ни санкции за его нарушение. Подчас нормы конституционного права определяют обязанность государства добиваться определенных целей (нормы-цели), однако санкции здесь едва ли мыслимы.

Так, ст. 47 Конституции Индии 1949 года провозглашает: «Государство считает одной из своих первостепенных обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни своего народа, а также улучшить состояние народного здравия. »; ст. 37 этой Конституции прямо установила, что подобные конституционные положения «не должны осуществляться в судебном порядке».

Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства; многие из этих норм имеют весьма общий характер, они не являются предоставительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Провозглашается, скажем, право отдельного субъекта, а обязанность корреспондируется государству в целом. Так, в ст. 6 Конституции Италии записано: «Республика соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства».

Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру: чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза.

Мы отметили, что в конституциях и других актах конституционного права порой встречаются такие положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. Это особенно относится к социалистическим и иным идеологизированным конституциям. «Корейская Народно-Демократическая Республика борется за полную победу социализма в северной части страны», – говорится, например, в ст. 5 Социалистической конституции КНДР 1972. Это так называемые нормы-цели, нормы-задачи или нормы-символы.

Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм. Их можно классифицировать по следующим основаниям.

По функциональной направленности различаются нормы регулятивные и охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты («Право на ведение государством войны не признается», – гласит, например, ст. 9 Конституции Японии).

По способу воздействия на субъекты права можно разграничить нормы управомочивающие («В заседаниях Правительства также может участвовать Государственный контролер» – предложение второе части первой ст. 95 Конституции Литовской Республики 1992 г.), обязывающие («Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников» – ст. 69 Основного закона для ФРГ), запрещающие («Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом» – ст. 23 Конституции Франции). Как уже отмечалось, норма может носить характер одновременно управомочивающий и обязывающий («Премьер-министр созывает других министров на заседание Правительства и председательствует на нем» – часть первая §4 гл. 7 Формы правления Швеции 1974 г.).

По характеру регулируемых общественных отношений можно выделить нормы материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах. » – ст. 53 Конституции Италии) и процессуальные («Одно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента, и ответов Правительства» – ст. 48 Конституции Франции). Многие специалисты по судебному процессуальному праву полагают, что о конституционно-правовых процессуальных нормах можно говорить применительно лишь к тем, которые регулируют производство в конституционных или приравненных к ним судах.

Производство в других государственных органах регулируется, по их мнению, процедурными нормами. Однако в нашем учебнике разделяется позиция тех авторов, которые не проводят различия между процессуальными и процедурными нормами, полагая, что любая юридическая процедура есть юридический процесс.

По действию во времени нормы конституционного права делятся на постоянные, временные и исключительные. Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

Система конституционного права зарубежных стран

Система конституционного права – это внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимодействием множества элементов. К числу таких элементов относятся принципы конституционного права, его институты и нормы.

А. Принципы конституционного права это закрепленные в источниках данной отрасли руководящие идеи, в соответствии с которыми должны осуществляться конституционно-правовое регулирование и практика реализации положений конституционного права. Различают общие и специальные принципы конституционного права.

Общие принципы имеют основополагающее значение для всех или многих институтов и норм конституционного права (в демократических государствах это, например, народный суверенитет, представительное правление, разделение властей, естественный характер прав и свобод человека, принцип судебной защиты прав и свобод; в социалистических – руководящая роль марксистско-ленинской партии, полновластие представительных органов и т.п.).

Специальные принципы конституционного права имеют руководящее значение лишь для отдельных конституционно-правовых институтов и норм (например, несовместимость депутатского мандата с некоторыми видами деятельности, неприкосновенность судей и т.п.).

Б. Конституционно-правовые институты – это обособленный комплекс норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, являющиеся частью предмета данной отрасли. Они неодинаковы по объему и значимости. Самыми крупными институтами являются основы общественного строя, правового статуса личности и устройства государства. Каждый из них включает ряд более частных институтов (например, основы устройства государства охватывают институты государственного механизма и территориального устройства), которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких институтов (например, государственный механизм – из таких институтов, как парламент, правительство, суды и т.п.).

В. Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, регулирующие конкретные общественные отношения, входящие в предмет конституционного права. Конституционно-правовые нормы осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы конституционного права регулируют правовой статус личности, форму государства и способы реализации законодательной, исполнительной, судебной властей, а также основы местного самоуправления.

В конституциях и других актах конституционного права, особенно в идеологизированных, порой встречаются такие положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. «Корейская Народно-Демократическая Республика борется за полную победу социализма в северной части страны», – говорится, например, в ст. 5 Социалистической конституции КНДР 1972 г. Это так называемые нормы-цели, нормы-задачи или нормы-символы.

Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм. Их можно классифицировать по следующим основаниям:

По функциональной направленности: нормы регулятивныеи охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты («Право на ведение государством войны не признается», – гласит ст. 9 Конституции Японии).

По способу воздействия на субъекты права: нормы управомочивающие«Всекитайское Собрание Народных Представителей и Постоянный Комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей осуществляют законодательную власть в стране» (ст. 58 Конституции Китайской Народной Республики 1982 г.), обязывающие(«Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников» – ст. 69 Основного закона Германии), запрещающие(«Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом» – ст. 23 Конституции Франции).

По характеру регулируемых общественных отношений: нормы материальные(«Все обязаны участвовать в государственных расходах. » – ст. 53 Конституции Италии) и процессуальные(«Одно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента, и ответов Правительства» – ст. 48 Конституции Франции).

По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные (чрезвычайные). Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

Система конституционного права зарубежных стран

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения (курс не ограничивает число стран, чьи государственно-правовые системы должны быть изучены). Однако это вовсе не означает, что нужно излагать все институты национального конституционного права по заранее определенному трафарету. Установление общих черт и свойств различных государственно-правовых систем избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей. Построение курса на основах сравнительного метода предполагает органическое слияние в новом качестве общего и особенного, свойственного различным государствам, одновременное применение аналитических и синтетических приемов исследования. Изучение общих закономерностей, свойственных зарубежным странам, возможно только на основе познания конкретных конституционно-правовых систем, что, безусловно, повышает ответственность студентов, которым значительную часть работы по изучению этой дисциплины придется проделать самостоятельно, в частности ознакомиться с текстами конституций и иными нормативными источниками, прочитать известное число монографических работ.

Читайте также:  Замена штрафа другим видом наказания

Конституционное право зарубежных стран состоит из Общей и Особенной части.

В Общей частирассматривается сущность конституции, ее основные черты и значение, порядок принятия и внесение изменений, основы государственной власти и государственного устройства, закрепляемые конституционным путем, рассматриваются принципы избирательной системы государств и другие вопросы общего характера.

В Особенной частирассматриваются конституции отдельных зарубежных стран.

1.3. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного правачрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права.

Основным источником конституционного праваявляются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787 года. В то же время конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 7 Основного Закона ФРГ, которая предусматривает право создания частных школ; ст. 41 Конституции Ирландии, в которой указано, что домашняя жизнь женщины оказывает государству поддержку, без которой нельзя достичь общего блага; ст. 16 Конституции Греции о возрастном цензе для профессоров высших учебных заведений.

Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К числу важнейших источников конституционного права зарубежных странотносятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о свободе печати 1974 г. Швеции, Акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 гг., а также Законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг. в США, Закон о политических партиях Испании 1978 г. и ряд других.

Не менее важное значение в качестве источников конституционного праваимеют органические законы, которые, в отличие от конституционных, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами Конституция Франции 1958 г. Например, Конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47) и т.д. Таких бланкетных норм во французской Конституции насчитывается около двадцати.

Важнейшие нормы конституционного права содержатся и в обычных законах, принимаемых парламентом. В качестве примера можно сослаться на Законы США о регулировании лоббизма (1946), о преемственности должности Президента (1948), о федеральных избирательных кампаниях (1972) и др. Государственно-правовыми по своему характеру являются Закон о превентивном тюремном заключении и Закон об обороне Индии, т.к. они внесли существенные коррективы в конституционные положения, касающиеся правового положения личности.

Источниками конституционного праваявляются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.

Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).

Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права невозможно.

Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.

В числе источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законовявляются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. Данная концепция отчасти находит свое подтверждение, когда мнения ведущих конституционалистов цитируются в судебных и иных документах, выпускаемых в процессе толкования конституционных норм и принципов.

Система конституционного права зарубежных стран

Система конституционного права –это его внутренне строение, характеризующееся единством и взаимодействием элементов.

К элементам системы относятся конституционно-правовые принципы, нормы и институты.

Общие принципы конституционного права – это закрепленные в конституционно-правовых нормах основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регули­рование общественных отношений

Принципы конституционного права регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституци­онно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в право­применительной деятельности органов власти.

К принципам конституционного права в демократических странах относятся: народный суверенитет (ст. 3 Конституции Франции), народное представи­тельство (преамбула Конституции Японии), разделение властей (ст. 20 Основного закона для Федеративной Республики Герма­нии 1949 г.), равноправие (ст. 3 Конституции Италии), неотчуж­даемые права (ст. 1 Основного закона Германии) и т.п., независимость депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), судебная защита конституционных прав (ст. 53 Испанской конституции 1978 г.) и т.п.

В социалисти­ческих странах конституционно провозглашаются такие принципы как: руководящая роль марксис­тско-ленинской партии, социалистический интернационализм, от каждого — по способностям, каждому — по труду и т.п. (ст. 5, 12, 19 Конституции Кубы). Они нередко представляют собой не что иное, как идеологические мифы, реализовать которые невоз­можно ни юридическими, ни политическими средствами. Напри­мер, распределять по труду вне рыночной системы хозяйства нельзя из-за отсутствия критерия, на основе которого можно было бы количественно сравнить разнородный труд (например, шахтера и врача). Принцип руководящей роли одной партии подрывает принципы народного суверенитета и народного пред­ставительства и вообще несовместим ни с каким принципом де­мократии.[3]

Конституционно-правовые нормы – это установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционно-правовые отношения.

По сравнению с нормами других отраслей права они отли­чаются:

1. Своим содержанием, той сферой общественных отно­шений, на регулирование которых они направлены.

2. Источниками, в которых они выражены. Основопо­лагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей право­вой системе — в Конституции.

3. Своеобразием вида норм. Вконституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегу­лятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нор­мы-задачи и т. п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, адми­нистративно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы пер­вично устанавливают обязательный для создания всех право­вых норм других отраслей порядок: определяют формы пра­вовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституци­онно-правовые нормы в своей реализации связаны не с воз­никновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регули­рование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция, которая обычно носит политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д..

Классификация конституционно-правовых норм:

1. В зависимости от функциональной роли они подразделя­ются на регулятивные и охранительные.

2. По способу воздей­ствия на субъекты права — на управомочивающие, обязываю­щие и запрещающие.

3. По ха­рактеру регулируемых общественных отношений на матери­альные и процессуальные.

4. По методу правового регулирова­ния нормы подразделяют на императивные, диспозитивные.

5. В зависимости от вре­мени действия постоянные и вре­менные.

6. По территории их действия нормы могут быть действующими в границах всего государства, его субъектов(если оно федеративное) и в пределах конкретного му­ниципального образования.

Нормы конституционного права объединяются в отрасле­вые институты.

Институт конституционного права это совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулиру­ющих определенный вид общественных отношений в пределах данной отрасли права. Он объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции, зако­нах, подзаконных актах.

Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные институты. Комп­лексные институтывключают в себя подинституты. Напри­мер, такой комплексный институт как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя подинституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным ин­ститутом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, систе­ма народного представительства и др.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Предмет изучения конституционного права – общественные отношения, определяющие организацию общества и государства (суверенитет, форма правления, форма государственного устройства), основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления (виды органов государственной власти их правовой статус), основы взаимоотношений человека с государством (права и свободы человека и гражданина, гражданство).

В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организацию государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной.

Источники конституционного права – это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера.

Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция – основной источник права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.

Читайте также:  Не поступил перевод с Яндекс на Триколор

К другим источникам относятся:

– законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;

– регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;

– акты главы государства и исполнительной власти;

– акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

– судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

– конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);

– религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

– правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов федерации действуют свои источники конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Конституционное право зарубежных стран принято делить на Общую часть, включающую целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства конкретных государств, основах теории конституции, институтах конституционного права и Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики конституционного законодательства.

Систему конституционного права составляют институты права. Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт ответственности правительства).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 2. Источники уголовного права зарубежных государств

§ 2. Источники уголовного права зарубежных государств Для государств англосаксонской системы права характерна приоритетная роль судебного прецедента, хотя к настоящему времени, безусловно, действует и обширное уголовное законодательство. Напротив, в государствах

Глава 17 Сравнительный анализ наследственного права зарубежных стран и России

Глава 17 Сравнительный анализ наследственного права зарубежных стран и России Наследственное право в зарубежных государствах рассматривается как подотрасль частного права и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с переходом прав и

8. Предмет, система и источники страхового права

8. Предмет, система и источники страхового права Предмет страхового права – общественные отношения между страховщиками и страхователями, складывающиеся по поводу осуществления страхования и страховой защиты.В страховом праве преобладает диспозитивный метод

2.2. Система и источники конституционного права

2.2. Система и источники конституционного права Источники конституционного права Источники конституционного права это правовые акты, в которых находят свое закрепление нормы конституционного права. К источникам относятся только действующие в настоящее время

Источники конституционного права

Источники конституционного права Источники конституционного права это правовые акты, в которых находят свое закрепление нормы конституционного права. К источникам относятся только действующие в настоящее время нормативные правовые акты:? наивысший по силе действия

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран Предметами изучения конституционного права являются общественно-политические процессы и явления, протекающие в жизни общества.Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

1. Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

1. Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» История государства и права зарубежных стран – историко-правовая наука, изучающая исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Ее цель –

2. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками

2. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками Предмет истории государства и права зарубежных стран – изучение государства и права отдельных зарубежных стран в процессе их возникновения, развития и функционирования в

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Конституционное право зарубежных стран

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 21

Конституционное право зарубежных стран

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода, поддерживаемые государственным принуждением. Все они содержатся в различных правовых актах: конституциях, законах, декретах президента и т. д. Конституционное право любой зарубежной страны призвано регулировать определенную группу общественных отношений (например, правовое положение личности или основы устройства общества и государства).

Конституционное право зарубежных стран является учебной дисциплиной, которая преподается в высших учебных заведениях.

Конституционное право зарубежных стран является наукой, т. е. совокупностью различных взглядов, учений, теорий, а также гипотез по вопросам конституционного права, которые, в свою очередь, изложены в статьях, книгах или научных докладах. Как такового отдельного понятия «конституционное право зарубежных стран» не существует и оно не выделено в особую отрасль права. Общепринято, что существует конституционное право определенной страны и каждая страна самостоятельно составляет свое конституционное право. Под понятием «конституционное право зарубежных стран» принято понимать такое явление, которое представляет собой сравнительный анализ всех официально принятых действующих конституционных прав стран в мире.

Конституционным правом зарубежных стран регулируются четыре главные сферы общественной жизни любой страны:

1) социальные отношения (социальная роль государства);

2) экономика (основы отношений собственности);

3) идеология (идеологический плюрализм);

4) политика (роль и порядок образования политических партий, организация государства).

Следовательно, можно толковать «конституционное право зарубежных стран» как самостоятельную отрасль права конкретной страны. Предназначение данной системы заключается в согласовании внутренних норм государства и общества, коллективов. Также в регулировании основ правовых взаимосвязей государства и общества, борьбы за соблюдением норм конституционного права мирными, конституционными средствами.

К объектам конституционного права зарубежных стран относят общественные отношения, под которыми понимают основы жизни личности (установление законом прожиточного минимума), государства (его места в обществе), а также самого общества (рыночную экономику или экономику государства). Важными частями любого конституционного права любого государства являются конституционные права и обязанности гражданина данного государства, а также способы их реализации и гарантии.

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Предметами изучения конституционного права являются общественно- политические процессы и явления, протекающие в жизни общества.

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

К главному источнику относят конституцию государства (исключение составляют мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные, органические, (регулирующие институт в целом), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, краткосрочные), обыкновенные, а также внутригосударственные публично-правовые договоры;

2) регламенты парламентов и палат парламентов – организация и работа парламентов;

3) акты главы государства и акты исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты – примеры решений судов высоких инстанций, публикуемые и становящиеся основой для принятия остальными судами аналогичных решений по аналогичным делам;

6) конституционный обычай – сложившееся правило в практике, которое имеет устный характер и не может использоваться судебной защитой в случае его нарушения (в Новой Зеландии, Великобритании);

7) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, принимаемые на правовых актах и на трудах выдающихся юристов – специалистов по конституционному праву);

8) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

9) международные правовые акты.

Существуют также локальные источники конституционного права (конституции каждого из штатов в США), в городах – свои городские уставы, другие уставы, регулирующие местное самоуправление.

Система конституционного права состоит из институтов права.

Основы конституционного права зарубежных стран:

1) в экономической сфере ими являются основы отношений собственности;

2) в социальной сфере ими являются основы социальной роли государства;

3) в политической сфере ими являются создание политических партий, построение государства;

4) в идеологической сфере допускается плюрализм идеологий или одна из них в качестве официальной версии (марксизм-ленинизм или идеи Мао Цзэдуна в КНР).

Системой согласованных норм, которые регулируют однородные, взаимосвязанные между собой общественные отношения в пределах определенной отрасли права, является институт конституционного права.

К институтам конституционного права в зарубежных странах относят институты социальной системы государства, институты экономической и политической систем, а также основы духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства и т. д.

3. Понятие, сущность и виды конституции

Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую конституцию составляет документ (либо закон, свод законов), который применяется, а также изменяется в особом порядке, имеющий высшую, юридическую силу, способный тем самым регулировать политические системы, духовную жизнь общества, политическую элиту.

Конституция может быть нескольких видов:

1) с точки зрения социализации конституция может быть буржуазного и социалистического типа, а также бывают конституции, переходящие к буржуазному типу, например в странах капиталистической ориентации, и переходящие к социалистическому типу;

2) с точки зрения социальной сущности – это вид развитого капиталистического общества (в Японии, США, Франции), вид конституции тоталитарного социализма (в КНДР, на Кубе), а также полуфеодально- теократические конституции (в Саудовской Аравии, Брунее) и постсоциалистические конституции (в Румынии, Украине), а также демократические, авторитарные и тоталитарные конституции;

3) с точки зрения структуры виды конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные;

4) в зависимости от формы существует два вида конституций: неписаные и писаные. Писаная конституция представляет собой несколько особых разно-

временных актов, официально провозглашенных основными законами конкретной страны. Неписаная конституция представляет собой совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев;

5) существуют инструментальные и социальные конституции, которые различают по юридическому содержанию;

6) существуют конституции октоированные (дарованные), которые были приняты представительным

§ 2. наука о конституционном праве зарубежных стран

§ 2. наука о конституционном праве зарубежных стран

Развитие знаний о конституционном праве. В отличие от действующего конституционного права наука о нем — это не совокупность норм, а рассуждения, гипотезы, выводы ученых. Это — знания. Хотя источниками научных знаний могут быть (и часто являются) нормативные акты и практика их применения, материально наука представлена не законами и другими правовыми актами, а огромным количеством книг, статей, докладов на многих языках мира. Наука изучает действие конституционного права, реализацию его норм, обнаруживает закономерности его развития, формулирует практические советы с целью совершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теории, их развитие. Наука конституционного права едина. Если ученые не следуют каким-то заранее установленным догмам, подгоняя под них свои взгляды, то даже их ошибочные рассуждения могут быть полезны для научной дискуссии.

Исследование конституционного права зарубежных стран — это изучение определенных сторон мирового опыта. Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, оказавшихся непродуктивными или не соответствующими общечеловеческим ценностям.

Наука конституционного права прошла длительный путь развития. .При своем возникновении она была тесно связана (да и сейчас связана) с философией, социологией, политологией, религиоведением. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права), хотя процесс выделения новых юридических дисциплин продолжается и сейчас (например, экологическое право).

Первоначально некоторые идеи конституционного значения (об устройстве общества и государства) были высказаны в дошедших до нас в незначительных отрывках папирусах древнего Египта, клинописях Вавилона, ведах Индии, а более детально — в сочинениях древнегреческих мыслителей (Платона, Аристотеля и др.) и писателей Древнего Рима (Цицерона, Гая и др.), хотя в то время ни самого конституционного права, ни науки о нем еще не было. В Средние века также публиковались работы, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права (например, сочинения Фомы Аквинского). Сюда можно отнести и произведения некоторых мусульманских юристов, переиздаваемые в наши дни (например, труд аль-Маварди о властных нормах, династическая теория развития общества Ибн Хальдуна).

Читайте также:  Образец заявления в ФССП о снятии ареста со счета

Становление основных идей конституционного права, зарождение соответствующей науки связано с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью блестящей плеяды просветителей (главным образом в Великобритании, Франции, США). Представители «третьего сословия» и выразители общенародных интересов Г. Гроций, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и другие сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права (о народном суверенитете, разделении властей, естественных и неотчуждаемых правах человека, парламентаризме, ответственном правительстве, местном самоуправлении и др.). Эти идеи нашли воплощение в первых конституционных документах: в Декларации независимости США 1776 г.. Конституции США 1787 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в польской Конституции 1791 г.

В XIX в. большое влияние на развитие науки конституционного права оказали труды У. Беджгота, А. Дайси в Великобритании, Ж.П. Эсмена во Франции, В. Лабанда в Германии, У. Уиллоуби в США. В середине XIX в. зародилось также марксистское направление в изучении конституционного права. В те времена и долго после этого это направление носило преимущественно критический и прогностический характер (критика буржуазного государства и права и предсказания о будущем обществе и государстве при грядущем социализме), хотя в работах его основателей и последователей, в частности по конституционным вопросам, правильно анализировались некоторые негативные стороны как авторитарных порядков, так и существовавших в то время буржуазно-демократических режимов. Однако на развитие конституционного права и официальной науки это направление в те времена не оказало сколько-нибудь заметного влияния (оно сказалось позже, в XX в.).

В конце XIX — начале XX в. заметный вклад в развитие конституционного права внесли французы Л. Дюги (концепция солидаризма), М. Ориу (институционализм), итальянцы В. Орландо (министериализм), В. Парето и Г. Моски (теория элит, корпоративизм), американцы Д. Брайс и С. Лоу (теории демократии), немцы Г. Еллинек (юридическая школа), М. Вебер (легитимация власти), хотя некоторые из них были по профессии не юристами, а экономистами, политологами. Сохраняя прежние подходы, многие из названных авторов давали им новое толкование, выступали за ограничение роли парламента и усиление исполнительной власти, формулировали идеи корпоративной демократии, «колониального государства», иногда в их работах содержались зачатки концепции «рационализированного парламентаризма».

В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции — Ф. Ардан, Ж. Бюрдо, М. Дюверже, Б. Шантебу, Д. Лаврофф (занимавшийся, в частности, проблемами развивающихся стран), П. Гонидек (работы о развивающихся странах), Ж. Конак; в Великобритании это У. Брэдли, Д. Макинтош, Д. Маршалл, П. Бромхед, А. Дженнингс (также занимавшийся новыми проблемами развивающихся стран), Е.Д.С. Уэйд; в США Л. Трайб, Д. Эптер, Ш.Х. Нахмод, С. Хантингтон; в Канаде — Ф. Снайдер; в Италии — Дж. ди Верготти, Дж. Гротинелли; в Германии — К. Хессе, К. Штайн, К. фон Бойме, Ф. Иензее, П. Кирххоф, Т. Маунц, К. Штерн; в Испании — Э. Сан-чес и др. Здесь перечислены, конечно, далеко не все известные ученые, нередко одновременно являвшиеся и конституционалистами, и политологами.

Представляют интерес также исследования, созданные в странах Латинской Америки. Известны труды мексиканского ученого Ф. Тена Рамиреса, аргентинца С.В. Линареса Кинтаны, колумбийца Л.К. Сачика, бразильца К. Мендеса.

Работы по конституционному праву изданы в ряде арабских стран. Среди них произведения ливанца Зухди Йакана, египтян Мухаммеда Камаля Лейлы, Мухсина Халила и Усмана Халила, а также Нимата ас-Сайда (Ирак).

Начиная с середины XX в. в связи с появлением на месте прежних колоний новых государств появляются и местные исследования по конституционному праву этих стран. Особенно много работ было издано в Индии (труды А. Сена, Д. Басу, М. Кагзла, Р. Котхари и др.), в Нигерии опубликовано несколько монографий Б. Нвабуезе, в Уганде — работы Г. Каньейхамбы, в Кении — Г. Гичери, в Кот-д’Ивуаре — Л. Силлы и др.

Много работ по конституционному праву зарубежных стран было опубликовано учеными стран тоталитарного социализма — представителями марксистско-ленинского направления1. О принципиальных чертах этого подхода будет сказано ниже. Здесь же отметим лишь, что в России ранние работы подобного рода были написаны В. Н. Дурденевским, Г. С. Гурвичем, И. Д. Левиным, позже — И. П. Трайниным. В дальнейшем исследованиями государственного (конституционного) права зарубежных стран занимались: правом капиталистических, или, как долгое время это называлось, буржуазных, стран — М. А. Крутого-лов, Б. С. Крылов, Н. С. Крылова, В. В. Маклаков, А. А. Мишин, П. И. Савицкий, Б. А. Стародубский, В. А. Туманов, Ю. П. Урьяс, правом зарубежных социалистических стран — Л. Д. Воеводин, Д. Л. Злато-польский, Б. А. Страшун, Б. Н. Топорнин, Н. П. Фарберов и др. Над проблемами конституционного права развивающихся стран плодотворно работали С. Ю. Кашкин, Л. М. Энтин, Ю. А. Юдин. Работы, посвященные конституционному праву зарубежных стран, опубликовали М. В. Баглай, Ю. И. Лейбо, Б. Н. Топорнин и др. Первый учебник, соединивший эти направления (по «государственному праву буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости»), был подготовлен и издан в 1968 г. учеными Свердловского юридического института (ныне г. Екатеринбург). Выше, разумеется, названы далеко не все авторы, внесшие весомый вклад в разработку конституционно-правовых проблем зарубежных стран.

На труды зарубежных ученых второй половины XX в. (особенно. после Второй мировой войны, когда была продемонстрирована роль СССР в разгроме фашизма, а социалистические идеи, хотя бы внешне, были восприняты в ряде новых государств, возникших в результате крушения колониализма) большое внимание оказал марксизм, в том числе в его ленинской, большевистской интерпретации. С одной стороны, это привело к внедрению в науку некоторых тоталитаристских концепций, с другой — к усилению внимания к социальным аспектам, к расширению и даже изменению объекта конституционного регулирования и предмета изучения. Первое следствие преодолено в большинстве стран после крушения тоталитарных режимов разного рода на рубеже 80—90-х гг. (отдельные подвижки в этом направлении есть даже в науке некоторых сохранившихся стран тоталитарного социализма, например в Китае). Второй результат остается достоянием науки.

Основные направления и школы в современной науке конституционного права. В настоящее время в этой науке существуют два основных направления. Условно их можно назвать радикалистским (от слова «коренной») и либеральным (от слова «свободный»). Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, произведениями так называемых революционных демократов, отстаивающих социалистическую ориентацию развивающихся стран, и сочинениями левых радикалистов. Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиций классовой борьбы и нередко — с позиций диктатуры определенного класса или блока классов. Правда, эти классы в понимании различных группировок данного направления неодинаковы. У марксистов-ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки: говорится о диктатуре народной демократии). Революционные демократы отстаивают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразований, способных в конечном счете привести к социализму. Левые радикалисты чаще всего фактор революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассированной группе «передовых борцов». Ученые леворадикалистского направления считают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий (власти, экономики, партийной системы, структуры государства и т.д.) для строительства социализма и коммунизма — теперь о последнем обычно сообщается как о далекой перспективе. Эти авторы говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правление одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преимущества в правах определенных групп населения (рабочего класса, «трудящихся»), за ликвидацию частной собственности, «класса эксплуататоров», в частности путем широкого применения насильственных методов.

Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые, кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками новых конституций (в некоторых странах Восточной Европы многие ученые, прежде считавшиеся ведущими, были отстранены от этой работы). В новые конституции постсоциалистических государств, бывших стран социалистической ориентации и других тоталитарных государств в Азии и Африке включены нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества, хотя не удалось избежать некоторых авторитарных черт, прежних влияний.

Представители данного направления считают, что конституция, как и конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального контракта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать в своих нормах общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную солидарность, социальную справедливость, социально ориентированную рыночную экономику и др.). Они выступают за правовое, демократическое, социальное, свободное, но эффективное государство, разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрешения конфликтов, поиски компромиссов и консенсуса, против закрепления в конституции «руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве, за подлинно народный, а не классовый характер государственной власти.

Названные два главных направления отражают лишь полярные взгляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях одного и того же автора соединяются некоторые черты обоих направлений. Кроме того, не все ученые одного и того же направления придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным, вопросам. Существуют разные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений, в связи с чем в рамках одного и того же направления возникают различные научные школы — коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные истолкования их результатов. Приверженность к той или иной научной школе не всегда зависит от места жительства и работы ученого, она определяется содержанием публикаций, научных докладов. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран.

Можно назвать четыре основные школы, существующие сегодня в зарубежной науке конституционного права: юридическую, политологическую, теологическую и марксистскую. Промежуточное положение между первой и второй занимает институционализм, тяготеющий больше к политологической школе.

Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значительное влияние до 20-х гг. XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продолжают широко использоваться в науке конституционного права.

Политологическая школа одержала окончательную победу в середине XX в. Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты».

Особое место занимает теологическая школа. Она отличается крайней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом. Оно смыкается с радикалистским направлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали западные идеи, высказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной оболочкой. Эта школа представлена главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников пронизаны идеями халифата — справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суверенитет принадлежит Аллаху), к выборам (они часто отрицают полезность этого института, предлагая заменить выборы советом аш-шура — консультативным правлением, т.е. совещанием особо авторитетных лиц при правителе государства), к институту правового статуса личности (по их мнению, равенство должно осуществляться в соответствии с принципами шариата, что предполагает, в частности, неравноправие мужчин и женщин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных»).

О марксистской школе сказано выше при характеристике радикалистского направления.

Ссылка на основную публикацию