Новости раздела Служебная тайна

Всё о служебной тайне и её охране

Исполнение трудовых обязанностей нередко связано с понятием служебной тайны. Что законодатель относит к этой категории, как охраняется конфиденциальная информация? Почему служебная и профессиональная тайна – это не одно и то же? Знать ответы на поставленные вопросы полезно не только профессионалам, кадровым работникам и руководителям бизнеса, но и гражданам, чьи интересы защищает законодательство в этой сфере.

Служебная тайна как объект права

Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).

Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?
Посмотреть ответ

Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:

  • государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
  • собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
  • служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».

В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.

Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:

  • органов государственного управления;
  • органов муниципального управления;
  • государственных предприятий;
  • государственных учреждений.

Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.

Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.

Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.

В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.

Служебная и профессиональная тайна

ВАЖНО! Образец акта о результатах работы комиссии при проведении служебного расследования по факту разглашения коммерческой тайны от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Из сказанного ранее ясно, что на сегодняшний день четкого, бесспорного законодательного разделения между различными видами тайны нет. Кроме служебной, особо выделяют государственную тайну, есть тайна частной жизни (личная, семейная, тайна голоса), есть коммерческая тайна, касающаяся секретов бизнеса.

Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?

Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.

Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.

В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.

На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.

Какая информация является служебной тайной

Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:

  • служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
  • тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
  • конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.

Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:

  • военную тайну;
  • тайну следствия;
  • судебную тайну;
  • налоговую тайну;
  • конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.

В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.

Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.

Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.

По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.

Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.

В то же время налоговой служебной тайной являются:

  • сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
  • основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
  • данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
  • иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.

Служебную тайну в целом можно разделить на две части:

  • сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
  • сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.

Какая информация не относится к служебной тайне

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.

К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:

  1. Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
  2. Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
  3. Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
  4. Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
  5. Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
  6. Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Определение и виды служебной тайны в законе

Закон о служебной тайне — существует ли нормативный акт с таким названием, как расшифровывается понятие «служебная тайна» и где можно ознакомиться с перечнем составляющих служебную тайну сведений, узнайте из нашего материала.

Какой федеральный закон расшифровывает понятие «служебная тайна»

В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.

Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:

  • образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
  • распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).

Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.

СТ также можно определить как один из видов информации:

  • доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
  • защищаемой законом.

Подробнее о разных видах сведений, доступ к которым ограничен и защищается законом, узнайте на нашем портале:

Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная

Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:

  • тайну следствия;
  • военную тайну;
  • налоговую тайну и др.

Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:

  • общенормативные;
  • административно-предупредительные;
  • форс-мажорные;
  • обеспечительные;
  • информирующие;
  • обязательно раскрываемые.

Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:

О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:

Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны

Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:

  • постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, устанавливающее схему обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности;
  • инструкции (положения, порядки) об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения и алгоритмы обращения с ней:
    • в научной сфере (инструкция утверждена приказом Минобрнауки от 30.12.2010 № 2233);
    • в автодорожной сфере (утв. приказом Росавтодора от 17.03.2014 № 78);
    • на воздушном транспорте (утв. приказом Росавиации от 18.12.2014 № 841);
    • в системе Следственного комитета РФ (утв. приказом Следственного комитета от 23.12.2014 № 109);
    • иные (утв. приказом МПР от 12.01.2044 № 8, приказом ФМБА от 21.01.2009 № 20).
Читайте также:  Все о гостиничном бизнесе: проекты и бизнес-планы

Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:

  • военной;
  • экономики, науки и техники;
  • внешней политики и экономики;
  • разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер госзащиты.

Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:

  • информацию о частной жизни граждан (сведениях, фактах, обстоятельствах), их персональных данных (кроме подлежащих размещению в СМИ в соответствии с законом);
  • информацию, составляющую тайну следствия и судопроизводства;
  • иную информацию, связанную с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен законом.

Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).

В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.

Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне

В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:

  • она имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • к ней законодательно ограничен доступ;
  • ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.

  • ст. 857 — перечислены сведения, относящиеся к банковской тайне (сведения о клиенте и банковском вкладе), а также указан ограниченный круг субъектов, имеющих к ним доступ (сами клиенты, бюро кредитных историй, должностные лица госорганов);
  • ст. 946 — установлен список сведений, которые не вправе разглашать страховщик (о страхователе, застрахованных лицах, выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, их имущественном положении);
  • ст. 1123 — определены сведения, составляющие тайну завещания (имеющие доступ к нотариальной информации лица не вправе до открытия наследства разглашать сведения о содержании завещания, его совершении, изменении или отмене);
  • иные статьи ГК РФ (ст. 727, 771 и др.).

Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:

  • в законе о коммерческой тайне от 29.07.2004 № 98-ФЗ;
  • НК РФ (ст. 102, посвященная налоговой тайне, ст. 313, определяющая данные налогового учета как информацию, относящуюся к налоговой тайне);
  • иных НПА (аудиторская тайна в ст. 9 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, тайна связи — ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст. 15 закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ и др.).

Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:

Итоги

Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.

Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.

Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

В нашей статье мы хотели бы поговорить о служебной тайне. Очень часто мы слышим об этом понятии, а вот что именно оно означает, не совсем ясно. Давайте разберемся более детально в этой теме.

Виды тайн

Все тайны можно разделить на такие виды:

  1. Государственная.
  2. Коммерческая.
  3. Служебная.
  4. Личная.

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности. Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства.

Что такое служебная тайна?

Законом однозначно не определено это понятие. Однако, анализируя нормативные акты, можно выявить суть и признаки отнесения данных к служебной тайне.

Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей). Она категорически не подлежит разглашению за исключением тех случаев, когда данные запрашиваются компетентными органами.

А теперь давайте поговорим о том, что такое служебная и коммерческая тайна. Есть ли между ними разница и в чем она заключается?

Существует указ президента России от 06.03.97 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Так вот, в этом документе сказано, что разница между этими понятиями состоит в том, что коммерческая тайна – это та информация, которая связана непосредственно с коммерческой деятельностью, а вот служебная тайна – это те сведения, доступ к которым ограничивается государственными органами власти.

Чтобы понять сущность последнего понятия, необходимо обратиться к постановлению № 1233, утвержденному 03.11.94 г. В нем разъяснен порядок обращения со служебными данными. Этот документ направлен на урегулирование всех вопросов, которые возникают по поводу информации. В нем дается разъяснение относительно грифа конфиденциальности данных “Для служебных нужд”.

Положение говорит о том, что данные ограниченного пользования относят к несекретной информации, однако данные относительно деятельности предприятия вполне могут не разглашаться при служебной необходимости. Такой документ дает предписание главам федеральных служб исполнительной власти в пределах своих возможностей определить должностные лица, которые, в свою очередь относят служебные данные к категории ограниченного распространения, заниматься их защитой.

А значит, можно говорить о том, что обладателями служебной тайны могут быть все служащие, которые являются работниками государственных органов исполнительной, законодательной, судебной власти, а также все подчиненные им структуры.

В любой организации определен порядок реализации задач и целей, есть своя система ведения отчетности, контроля документооборота и т. д. Информацию такого плана можно назвать служебной тайной. Объемы этой информации определяются руководителями.

Примеры служебной тайны

Налоговая тайна. Согласно налогового кодекса РФ, налоговая тайна – это любая информация о налогоплательщиках, которая получена налоговыми органами. Данные о человеке, если он является предпринимателем, тоже являются тайной (персональные данные).

Разглашением данных в этом случае является передача или использование коммерческой информации о налогоплательщике, которая стала известна работнику налоговой службы. В этом случае налоговая тайна – это коммерческая тайна.

Данные, поступившие в государственные структуры, имеют определенный режим хранения и специальные технологии защиты. Доступом к ним обладают лишь определенные должностные лица.

Служебная тайна актов ЗАГСа

Информация, ставшая известной работнику ЗАГСа, также является конфиденциальной. К сведениям должен быть ограниченный доступ только тех лиц, которые имеют на это право. Данные гражданского состояния не подлежат разглашению. К ним можно отнести рождение, усыновление, смену имени и фамилии, заключение или расторжение брака.

Руководство ЗАГСа может предоставлять сведения по актам только по запросам суда, прокуратуры, органов следствия или дознания. Как видите, тайна записи тоже может быть отнесена к служебной тайне. Вообще практически всю информацию и документацию можно отнести к этому понятию. Ведь ни одна бумага абсолютно любой организации не предназначена для посторонних глаз.

Защита служебной тайны

Надо сказать, что служебная информация и служебная тайна – где-то очень близкие понятия. Сюда могут быть отнесены все конфиденциальные данные, которые циркулируют в органах государственных структур. Однако это должно касаться и коммерческих организаций. В их обороте тоже находится масса документов. Эта информация, составляющая служебную тайну, также не подлежит разглашению. Негосударственные структуры должны разрабатывать свои положения относительно этого понятия.

Для этого можно разработать документ, в котором будет указан перечень бумаг, имеющих гриф «Только для служебного использования». Более того, каждое подразделение может иметь такое собственное положение, ведь не секрет, что даже разные отделы имеют доступ к совершенной разным документам и информации. Все это затем можно свести в единый перечень для всей организации. Таким образом может быть организована защита служебной тайны.

Надо сказать, что грифом конфиденциальности пользуются во многих странах. Например, в США тайной считается любая коммерческая информация, которая попадает к человеку в ходе его рабочей деятельности.

Информация ограниченного распространения

К категории “служебная тайна” – сведения, которые не подлежат разглашению, – относятся такие документы:

  1. Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
  2. Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
  3. Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
  4. Порядок рассмотрения поданных документов.
  5. Решения по поданным бумагам.
  6. Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
  7. Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.

Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие “государственная и служебная тайна” попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Информация, являющаяся служебной тайной

Сведения, составляющие служебную тайну:

  1. Данные о руководстве организаций и их работниках (профессиональные качества, судимости, анкетные данные, адреса проживания, опыт работы).
  2. Документация о структуре предприятия, методах его управления и обучения персонала.
  3. Информация о вложениях капиталов, ценных бумаг, счетах в банках.
  4. Сведения об источниках финансирования, сделках и контрактах.
  5. Кредитоспособность предприятия, состояние его материально-технической базы.

Разглашение служебной тайны может принести огромный материальный и финансовый урон организации и даже навредить ее репутации. А потому ее сохранение является непременным условием работы предприятия.

Понятно, что служебная тайна – это не государственная тайна, однако все-равно ее правовой режим устанавливают государственные и негосударственные органы.

Какую информацию следует относить к категории служебной тайны?

Информацию можно отнести к служебной тайне в том случае, если она отвечает следующим критериям:

  1. По ФЗ относится к служебной информации о функционировании государственных структур, доступ к которой сильно ограничен в силу служебных нужд (пока такой закон не разработан).
  2. Является сугубо конфиденциальной информацией других лиц (банковская тайна, коммерческая тайна, тайна личной жизни).
  3. Не относится к государственной тайне.
  4. Получена работником государственной структуры в силу служебного пользования.

Проанализировав правовые нормы ст. 139 ГК РФ, а также постановления правительства от 1994 года, можно определить служебную тайну, как конфиденциальную информацию о работе государственных структур, охраняемую законом, и ограниченную в доступе из-за служебной необходимости.

Возможны и иные варианты.

Например, служебная тайна – несекретные данные, которые ограничиваются в распространении в силу служебной необходимости в органах государственного аппарата и подведомственных подразделениях.

Закон о служебной тайне

Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.

Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.

Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.

Кроме того, такая информация защищается Кодексом и другими законами.

Читайте также:  Количество зарегистрированных преступлений

Существует также проект ФЗ «О коммерческой тайне», в котором планируют предусмотреть при передаче документов с грифом «коммерческая тайна» в государственные структуры обеспечить сохранность в качестве служебной тайны (ст. 18, проект Закона).

За ее разглашение предусматривается уголовная ответственность УК РФ, в отличие от коммерческой (ст. 183).

Если ранее служебную тайну можно было разделить на два вида, одна из которых имела гриф «Секретно», а вторая представляла коммерческую тайну, то сейчас такое подразделение не имеет смысла. Вообще в законодательстве можно отыскать до шестидесяти пяти видов тайн. Но дело в том, что многие из них обозначают практически одно и тоже, либо их значения так плотно переплетаются, что сложно из разделить, или же являются частными случаями более общих понятий.

Чем грозит разглашение служебных данных?

Разглашение информации, которая представляет собой служебную тайну, ведет к административной или уголовной ответственности. Все зависит от обстоятельств нарушения.

Административное наказание

Служебная тайна – сведения, которые не подлежат разглашению. За ее нарушение к административной ответственности могут привлекаться должностные лица, которые нарушили конфиденциальность информации.

Статья 15.21 КоАП РФ предусматривает в таких случаях штраф в размере от тридцати тысяч рублей до пятидесяти, а также лишение занимаемой должности сроком от года до двух лет.

Уголовная ответственность

В УК РФ есть сразу несколько норм относительно ответственности за несоблюдение служебной тайны:

  1. Раскрытие информации об усыновлении (ст. 155 УК России). Предусматривается штраф до восьмидесяти тысяч рублей либо лишение свободы до четырех месяцев.
  2. Разглашение данных о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей или же участника уголовного дела (ст. 311 УК РФ). Могут применяться штрафные санкции до двухсот тысяч рублей или же лишение свободы до пяти лет.
  3. Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов (ст. 320 УК России). Санкции такие же, что и в статье 311.

Важным моментом является то, что должность госслужащего или же сотрудника структур правоохранительных органов предполагает невозможность ее занимания человеком, который имеет судимость. А это означает, что лицо, нарушившее служебную тайну, автоматически увольняется по отрицательным основаниям.

Зачем нужен закон о профессиональной тайне ФСБ

Что случилось

Госдума во вторник приняла во втором и третьем чтении закон, запрещающий сотрудникам ФСБ публиковать сведения о работе ведомства без санкции руководства. Поправки внесли в закон «О Федеральной службе безопасности».

В частности, там появилась норма, согласно которой «опубликование, размещение или распространение информационных материалов, касающихся деятельности органов ФСБ, без соответствующего заключения органа Федеральной службы безопасности не допускается».

Авторы законопроекта — единороссы, председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев и первый зампред комитета по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин.

Что такое профессиональная тайна и кого она касается

По словам одного из авторов законопроекта Дмитрия Вяткина, речь идет именно о запрете для бывших и действующих сотрудников ФСБ: вводится понятие профессиональной тайны.

«Несанкционированных комментариев о деятельности ФСБ им в СМИ давать нельзя, если эти сведения будут составлять профессиональную тайну. Перечень этих сведений будет устанавливаться директором ФСБ», — пояснил парламентарий.

Как отмечает Вяткин, существует несколько видов материалов охраняемой законом информации, в том числе гостайна и служебная информация, но раньше в этот перечень попадало не все.

«Иногда чувствительными для службы с точки зрения обеспечения интересов безопасности спецслужбы могут быть действия, которые не попадают под действие этого закона и не находятся под грифом», — продолжает законодатель. Поэтому решено было перечень такой информации расширить за счет введения нового типа запрещенной к публикации без санкции информации — «профессиональной информации и профессиональной тайны».

Согласно новому закону действующим и бывшим сотрудникам ФСБ запрещено печатать книги, распространять другие материалы о работе в Федеральной службе безопасности, которые содержат профессиональную тайну, резюмирует доктор юридических наук, бывший председатель СПЧ Михаил Федотов. К ней относится информация, которая «может создать угрозу собственной безопасности органов Федеральной службы безопасности и (или) нанести ущерб репутации», уточняет он.

«Помимо большой правовой неопределенности здесь имеется опасный пробел, — полагает Федотов. — Известно, что к сведениям, порочащим репутацию, Верховный суд относит прежде всего сведения о нарушении закона. Сегодня сведения о нарушении законности запрещено засекречивать — об этом четко сказано в законе «О гостайне». Но поскольку новый закон определяет, что профессиональная тайна не включает в себя гостайну, получается, что сведения о нарушении законности могут быть скрыты профессиональной тайной».

Поправки позволяют создать информационный железный занавес, отсекающий СМИ и общество от фактов, разглашения которых ФСБ стыдится или опасается, констатирует управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. «Это первый прецедент, когда режим профессиональной (служебной) тайны вводится в отношении не той информации, разглашение которой может создать опасность безопасности государства или вред конституционным правам граждан, а в отношении сведений, заведомо представляющих общественный интерес, ведь причинить вред репутации силового ведомства могут в первую очередь сведения о допущенных его сотрудниками нарушениях закона и других злоупотреблениях», — считает он.

Какие санкции грозят за нарушение

Санкции для сотрудников спецслужбы за разглашение профессиональной тайны в законе не прописаны. «Этот вопрос обсуждается», — отмечает Вяткин. «В настоящий момент установлена ответственность в целом за разглашение охраняемой законом служебной информации — административная (за разглашение гостайны предусмотрена уголовная ответственность). Теперь за разглашение охраняемой законом информации попадает в том числе и профессиональная тайна. То есть понятие охраняемой законом информации расширяется», — говорит он.

Если сотрудник ФСБ, пожелавший сохранить свое имя в тайне, передаст в СМИ какой-либо материал в нарушение этого запрета, то он будет считаться нарушителем закона со всеми вытекающими отсюда последствиями, объясняет Федотов.

Может ли запрет коснуться деятельности СМИ

Для СМИ в этой ситуации негативных последствий закон не предусматривает, резюмирует Федотов, однако суд может обязать редакцию раскрыть источник информации, добавляет он.

Депутат Вяткин на вопрос, может ли последовать наказание в отношении СМИ, опубликовавшего материал на основании анонимных источников в ФСБ, ответил, что «в каждом случае нужно разбираться отдельно».

Глава думского комитета по СМИ Александр Хинштейн в разговоре с РБК выразил мнение, что в данном случае должны действовать нормы закона «О печати», дающие право не раскрывать источники информации, кроме как по решению суда.

По мнению управляющего партнера AVG Legal Алексея Гавришева, ответственность за распространение информации о деятельности ФСБ могут приравнять к ответственности за разглашение секретных сведений — как для сотрудников спецслужбы, так и для СМИ. «Это выглядит, мягко говоря, пугающе, — говорит Гавришев. — Существует очень тонкая грань между просто информацией и информацией о профессиональной деятельности службы». По мнению Гавришева, работа ФСБ не должна быть на слуху у граждан. «Это максимально закрытая и секретная структура, деятельность которой жизненно важна для страны и при этом скрыта за семью печатями, но с другой стороны, нераспространение информации о ФСБ — задача самой организации», — считает адвокат.

Для журналистов поправки тоже представляют некоторую опасность, считает Кравченко. Ст. 4 закона «О СМИ» позволяет Роскомнадзору выносить СМИ предупреждение за разглашение любых охраняемых законом тайн, включая сведения, указанные в этих поправках, напоминает он. Второе предупреждение в течение одного года позволяет Роскомнадзору обращаться в суд с иском о прекращении деятельности СМИ, предупреждает юрист.

Теперь стоит помнить, что от ФСБ безопасно получить информацию можно только двумя способами: с сайта или из их пресс-релиза, остальное может стать поводом проверки, резюмирует глава юридической службы «Апологии протеста» Алексей Глухов.

Эксперт разъяснил, какая информация получит гриф «служебная тайна»

Предприятиям запретят сообщать сведения о выполнении гособоронзаказа

Российское военное ведомство вышло с законодательной инициативой присвоить гриф «служебная тайна» информации, которая касается обороны страны, но не относится к категории «государственная или военная тайна». Для этого предлагается внести изменения в закон «Об обороне». «МК» спросил экспертов, для чего понадобились изменения в закон и каких сведений ограничения коснутся.

Фото: Министерство обороны РФ

В отношении ответственности за разглашение государственной или военной тайны закон давно писан. За последние 20 лет по этой статье осуждены порядка 40 человек. Этим летом по обвинению в разглашении гостайны задержали чиновника Роскосмоса. Следствие еще не закончено.

В числе осужденных за разглашение гостайны, кстати, был человек, который получил реальный срок за то, что он собрал сведения из открытых источников, обобщил их, проанализировал, сделал выводы и опубликовал. Игоря Сутягина осудили, а потом обменяли на иностранного разведчика.

Казалось бы, какие такие важные сведения можно найти в открытых источниках. Оказывается, можно. Взять, например, материалы финансово-экономической отчетности оборонных предприятий. Почти все эти предприятия сегодня являются акционерными обществами, а потому обязаны обнародовать свою статистику. Например, вертолетный завод отчитывается, сколько каких боевых вертолетов произвел за год.

Соответственно, так же «сводят дебет с кредитом» поквартально, за полугодие и за год и ракетные, космические, танковые заводы. Любой желающий может получить из такой отчетности сведения о номенклатуре и даже типаже оборонной продукции.

Или взять открытые информационные ресурсы госзакупок. Там тоже публикуется масса информации, имеющей отношение к обороне. Ну, например, если производитель ракетных комплексов объявляет тендер на закупку автомобильных шасси, можно догадаться, сколько штук финальной продукции собирается построить военный завод и в какой срок.

Ну, или допустим, Росгвардия на сайте госзакупок размещает объявление о намерении купить боевые машины или автоматы. Требуемые характеристики – в условиях тендера.

Эксперты считают, что законодательная инициатива Минобороны призвана прикрыть такие информационные «лазейки». Для этого ныне открытая информация станет конфиденциальной. В пояснительной записке на этот счет сказано: «Предлагается информацию, образующуюся при реализации мероприятий в области обороны, и не составляющую государственную тайну, отнести на законодательном уровне к категории конфиденциальной».

Ограничения коснутся распространения всеми федеральными органами исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан страны.

В документе отмечается, что в СМИ «периодически размещается служебная информация, касающаяся организации обороны государства, в части создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности». К гостайне эти сведения не относятся, а потому в полной мере ограничить ее распространение в открытых источниках сейчас нельзя. Теперь будет можно.

Перечень сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, будет утверждать руководство страны. Главный критерий – может разглашение этих сведений нанести вред обороноспособности государства или нет. За разглашение предлагается установить административную и дисциплинарную ответственность.

Председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», Герой РФ генерал-майор Сергей Липовой инициативу поддержал. Он считает, что административная ответственность защитит важную информацию в сфере обороны от разглашения.

«Главное оружие любой державы сейчас – это информация, особенно об обороне и военной мощи противника, – сказал он «МК». – Современное законодательство должно защищать эти сведения, даже если они не составляют государственную тайну.

К той информации, которую в поправках к закону «Об обороне» называют служебной тайной, имеет доступ большое количество людей, таких, как работники оборонных заводов России. Разглашение служебной тайны так же нежелательно, как и другой конфиденциальной информации. В этом случае административная ответственность будет очень хорошо защищать ее от утечки».

Что такое служебная тайна — понятие и виды

Понятно, что государственная тайна является самым охраняемым и защищенным типом. Сюда относятся данные, касающиеся внешнеполитической, экономической, военной, разведывательной, розыскной деятельности государства.

Некоторые люди часто слышат такое понятие, как «служебная тайна», но не все знают, что оно означает.

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое служебная тайна — виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне здесь тоже будет приведено.

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Виды тайн
    • 1.2 Понятие служебной тайны
    • 1.3 Служебная тайна актов ЗАГСа
    • 1.4 Защита служебной тайны
  • 2 Подробности
    • 2.1 Информация, относящаяся к служебной тайне
    • 2.2 Отнесение информации к категории служебной тайны
    • 2.3 Закон о служебной тайне
  • 3 Наказание за разглашение служебной информации

Общие сведения

Виды тайн

Тайны подразделяются на следующие виды:

Понятие служебной тайны

Однозначного определения этого понятия законом не определено. Но суть и признаки отнесения информации к служебной тайне можно выделить, анализируя нормативные акты.

Служебная тайна — это такие данные, доступ к которым закрыт специальными органами и/или федеральными законами. Ее запрещено разглашать, если только информация не запрашивается компетентными органами.

Также интересна разница между коммерческой и служебной тайной. Согласно указу Президента России, коммерческая тайна — это данные, которые связаны с коммерческой работой, а служебная тайна — это те сведения, доступ к которым закрывается государственными органами власти.

Читайте также:  Просроченная регистрация в Самаре

Также в постановлении под номером 1233 разъяснена система обращения со служебными данными. С помощью этого документа происходит урегулирование всех вопросов, встающих по поводу служебных данных, а также объясняется суть грифа конфиденциальности «Для служебных нужд».

В положении говорится, что данные, имеющие ограниченный срок пользования, являются несекретными. Однако сведения, касающиеся работы компании, может не разглашаться, если в этом имеется служебная необходимость. Этот документ предписывает главам исполнительной власти назначить должностные лица, которые будут определять служебную информацию к виду ограниченного распространения и защищать ее. Это значит, что обладать служебной тайной могут все работники, которые относятся к сотрудникам государственных органов законодательной, исполнительной, судебной власти и структуры, подчинённые им.

В каждой компании определен порядок выполнения целей и задач, существует собственная система ведения отчётности, контроля документооборота и так далее. Сведения такого плана называют служебной тайной. Объёмы таких данных определяются руководителями.

Служебная тайна актов ЗАГСа

Данные, полученные работниками ЗАГСа, тоже относятся к конфиденциальным. К этой информации должен быть ограничен доступ только теми сотрудниками, которые имеют на это право. Информация гражданского состояния не должна разглашаться. К такой информации относится рождение, смена фамилии, имени, усыновление, заключение брака, расторжение брака.

СПРАВКА! Начальство ЗАГСа имеет право предоставить такую информацию исключительно по запросам органов следствия или дознания, прокуратуры, суда.

Становится понятно, что тайна записи тоже может относиться к служебной тайне. В целом, почти все сведения и документы можно отнести к такому понятию. По сути ни один документ совершенно любой компании не должен быть доступен для посторонних.

Защита служебной тайны

Понятия служебной тайны и служебной информации являются очень близкими. К ним относятся все конфиденциальные сведения, циркулирующие в государственных структурах. Но это должно относиться и к коммерческим организациям. Они ведь тоже работают с огромным количеством документов. Они и составляют служебную тайну, которая тоже не подлежит разглашению.

Структуры, относящиеся к негосударственным, должны разрабатывать собственные положения по поводу этого понятия. Обычно для этого издается документ, в котором идёт перечисление документов, имеющих гриф «Только для служебного использования». Кроме того, отдельные подразделения могут иметь свои положения, ведь все они имеют доступ к служебной тайне различных направлений. Всё это может быть сведено в единый для предприятия перечень. Так и организовывается защита служебной тайны.

СПРАВКА! Гриф конфиденциальности используется во многих странах. К примеру, в США к тайне относят любую коммерческую информацию, попадающую к человеку во время его работы.

Документы, относящиеся к категории «служебная тайна»:

— законодательные акты в части правового статуса гос. структур, прав и собственности граждан страны, общественных объединений.

— сведения о чрезвычайных ситуациях, природных явлениях, опасных экологических процессах, эпидемиологическом положении.

— структура органов исполнительной власти, их направления, функции, формы осуществления деятельности.

— очередность рассмотрения поданных документов.

— осуществление решений по поданным документам.

— данные о бюджете и экономическом состоянии, использовании государственных ресурсов.

— бумаги, накапливающиеся в архивах и информационных сетях предприятий.

Некоторые специалисты озадачены тем что к понятию государственной и служебной тайны относится такая информация, по которой можно узнать о нарушении закона представителями государственных структур. Именно эти упущения дают чиновникам возможность полностью ограничить доступ к данным служебных расследований и другим недоработкам.

Открытость этого вопроса могла бы явиться главным стимулом хорошей работы органов власти. Из Положения следует, что руководство исполнительной власти устанавливают такую категорию должностных лиц, которая уполномочена определять документы или сведения к категории ограниченного распространения. Тем самым обеспечивается защита этой информации.

Подробности

Информация, относящаяся к служебной тайне

Данные, которые относятся к служебной тайне:

  • — сведения о руководстве компании и их сотрудниках. Сюда относятся профессиональные качества, опыт работы, анкетные данные, судимости, адреса проживания).
  • — документы о структуре организации, методах ее управления и обучения персонала.
  • — сведения о вложениях капиталов, счетах в банках, ценных бумагах.
  • — информация об источниках финансирования, контрактах и сделках.
  • — информация о состоянии материально-технической базы организации, ее кредитоспособность.

Если служебная тайна будет разглашена, то это способно принести огромный урон предприятию, как материальный, так и нанести вред его репутации. Именно по этой причине сохранение служебной тайны – это непременное условие работы организации. Ясно, что служебная тайна не является государственной, однако ее правой режим все равно устанавливается государственными и негосударственными органами.

Отнесение информации к категории служебной тайны

Данные относятся к служебной тайне, если подходят под следующие критерии:

— относится к служебной информации согласно федеральному закону;

— относится к конфиденциальной информации других лиц, к примеру, банковская тайна, тайна личной жизни, коммерческая тайна;

— не является государственной тайной;

— сотрудник государственной структуры получил ее для служебного пользования.

Проведя анализ правовых норм статьи 139 ГК РФ и постановления правительства 1994 года, можно выделить такое определение служебной тайны. Это конфиденциальная информация о деятельности государственных структур, которая охраняется законом и доступ к которой ограничивается вследствие служебной необходимости. Может быть и другой вариант. К примеру, служебная тайна является несекретной информацией, ограниченной в распространении из-за служебной необходимости в государственных органах.

Закон о служебной тайне

В недалёком прошлом под категорию служебной тайны подходила информация под грифом «Секретно» и за ее разглашение назначалась уголовная ответственность. На сегодняшний день эта статья убрана из УК РФ и ее прошлое толкование не применяется, потому что в 1993 году приняли «Закон о государственной тайне». Сегодня информация с грифом «Секретно» относится к государственной тайне.

ВАЖНО! Использование грифа «Секретно» запрещено для других категорий документов, кроме государственных. Об этом говорится в статье 8 вышеуказанного Закона.

Но ГК РФ, который вступил в силу в 1995 году, предусматривает такое понятие, как «служебная тайна». Это очень важно, потому что раньше этот вопрос рассматривался совсем в другом свете. В статье 139 говорится о том, что информация может становится служебной и коммерческой тайной, если она предоставляет для третьих лиц финансовый интерес. К этим сведениям нет свободного доступа и их владелец предпринимает меры для их сохранения. Помимо этого, эти данные находятся под защитой Кодекса и других законов.

Наказание за разглашение служебной информации

За разглашение информации, представляющих собой служебную тайну, предусмотрена административная или уголовная ответственность в зависимости от обстоятельств нарушения.

  • Административная ответственность

Служебная тайна является информацией, не подлежащей разглашению. За нарушение конфиденциальности данных к административной ответственности привлекаются сотрудники. Согласно статье 15.21 КоАП РФ, в этих случаях назначается штраф. Его размер составляет от 30 000 до 50 000 рублей, а также отстранение от занимаемой должности на срок от года до двух лет.

  • Уголовная ответственность

Уголовный кодекс имеет несколько норм по поводу несения ответственности за несоблюдение служебной тайны.

  1. Раскрытие информации об усыновлении, за которое назначается штраф до 80 000 рублей, либо лишение свободы сроком до 4 месяцев.
  2. Разглашении сведений о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей участников уголовного дела. За это нарушение предусмотрены штрафы до 200000 рублей, либо лишение свободы сроком до 5 лет.
  3. Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов. Наказание за это нарушение такие же, как и в предыдущем пункте.

ВАЖНО! Сотрудник, нарушивший служебную тайну, сразу же увольняется с занимаемой должности.

Служебную тайну монетизировали

За несанкционированное раскрытие информации придется отвечать

Коллаж НГ-Online

Министр обороны Сергей Шойгу выступил с инициативой наравне с секретной информацией, относящейся к государственной тайне, сделать конфиденциальными сведения в области обороны страны, составляющие служебную тайну. Поправки в закон «Об обороне» позволят военному ведомству налагать штрафы по статье 13.14 КоАП для гражданских в размере от 500 до 1 тыс. руб., для должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. руб. Кроме того, согласно статье 4 закона «О СМИ», Роскомнадзор сможет не только выносить средствам массовой информации предупреждения за разглашение любых охраняемых законом секретов, но и за повторное нарушение по решению суда закрыть любое СМИ.

Соответствующий законопроект подготовлен. В дополнении к статье 3.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» указывается: «К служебной тайне в области обороны относятся сведения, образующиеся при осуществлении федеральными органами исполнительной власти РФ, федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами полномочий и функций в области обороны, а также мероприятий по организации и обеспечению обороны, распространение которых может нанести вред обороноспособности государства».

Президент Владимир Путин будет лично утверждать перечень сведений, составляющих служебную тайну, который подготовит Минобороны. В него не войдут сведения, которые уже относятся к государственной тайне, за их распространение предусмотрена уголовная ответственность. А также информация, которая не может быть засекречена в соответствии с международными соглашениями. Нельзя будет скрыть сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях. К конфиденциальной информации не будут относиться сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, сведения о фактах нарушения законности органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами; информация, затрагивающая права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также о правовом положении организаций и полномочиях органов госвласти и местного самоуправления; информация о состоянии окружающей среды; иная информация, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Цензура в нашей стране, согласно Конституции, запрещена, и статьей 29 главы 2 гарантируется свобода слова. Однако некоторые сведения, получившие огласку, могут нанести урон безопасности государства, они будут отнесены к конфиденциальным. Утечка служебной информации, касающейся вооружений, военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности страны, будет сокращена. Эксперты считают, что существуют такие вещи, которые должны быть секретными. Например, Договор по ограничению и сокращению стратегических вооружений между Россией и США, в котором обозначены все ракеты и стартовые позиции вместе с позиционными районами. Или информация о расположении стратегических военных объектов РФ. Их фотографии не могут находиться в общем доступе. Все, что связано с передовыми технологиями военного и двойного назначения, должно носить ограниченный характер раскрытия в СМИ, считают в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности. Военнослужащие МО РФ, которые распространили сведения, а также журналисты и издательства, которые разместили конфиденциальную информацию, могут подвергнуться дисциплинарному и административному наказанию. В законопроекте сообщается, что лица, получившие доступ к информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, обязаны соблюдать конфиденциальность такой информации и не раскрывать третьим лицам данные сведения без санкции соответствующего должностного лица других войск, воинских формирований и органов, предоставивших сведения.

Сохранение баланса между секретностью и необходимостью раскрывать информацию о состоянии безопасности государства, позволяющую общественности быть осведомленной в вопросах обороноспособности страны, направлениях государственного финансирования в интересах ВС РФ, будет обеспечиваться правительством, Минобороны и СМИ.

Весной этого года Сергей Шойгу призвал ужесточить законодательство по СМИ, чтобы существующие правовые нормы не становились лазейкой для проникновения неуполномоченных лиц на военные объекты, не позволяли вторгаться в личную жизнь военнослужащих и их семей. Определенная информация должна охраняться как семейная, адвокатская или врачебная.

Словно следом за Минобороны России с аналогичной инициативой выступил и Пентагон. Министр обороны США Марк Эспер также предложил ограничить доступ журналистам к служебной информации. В сентябре этого года Центр развития передового опыта в области безопасности (ЦРПОЗИ) должен завершить обучение сотрудников военного ведомства фильтровать сведения, предоставляемые в открытый доступ («НГ», 18.08.20).

Некоторые журналисты уже заговорили о возможном возникновении информационного железного занавеса между силовыми структурами и СМИ. Они считают, если законопроект будет утвержден, то не только закрытая, но практически вся информация о деятельности российского Минобороны станет служебной тайной. Несекретной останется информация, размещенная на официальном сайте военного ведомства, а также в пресс-релизах. При этом в настоящее время в интернете в открытом доступе находится огромный объем ранее размещенного контента, содержащего сведения, которые можно оценить как нарушающие служебную тайну. Кроме того, публикации зарубежных источников часто содержат недостаточно корректную информацию, затрагивающую оборонные вопросы нашей страны, опровергнуть или подтвердить ее в дальнейшем будет сложнее. Служебная тайна в области обороны ограничит доступ к информации, не подлежащей разглашению.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию