НДС на медицинские товары и услуги: определение ставки

Медицинские товары: льготная ставка НДС

Автор: Зайцева С. Н.,эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Продажа медицинских товаров облагается по льготной ставке НДС. При этом не имеет значения, где произведен такой товар (в России или за рубежом). Однако определенные условия для применения 10%-й ставки все же придется соблюсти. А с учетом того, что законодательство время от времени корректируется, у налогоплательщиков постоянно возникают вопросы по этому поводу.

Условия для применения

Продажа медицинских товаров (как отечественного, так и зарубежного производства), указанных в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, облагается по ставке НДС 10%. Это:

лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, при представлении в налоговую инспекцию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Но чтобы применить льготную ставку, необходимо, во-первых, наличие действующего регистрационного удостоверения. В отношении лекарственных препаратов, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причине истечения их срока действия, ставка НДС в размере 10% не применяется. Налогообложение таких лекарственных препаратов производится по ставке 18% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Во-вторых, нужно соответствие медицинского товара кодам. Они определены двумя перечнями: внутрироссийским и внешнеэкономическим (если можно так выразиться), то есть составленными в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Оба перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (далее – Постановление № 688).

К сведению: для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ. Дополнительные ограничения вводиться не могут. Например, применение ставки 10% не может зависеть от того, реализуется ли конкретный товар на территории РФ или он был ввезен на территорию РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Постановление № 688 корректируется из года в год. В 2018 году по части кодов медтоваров его изменяли дважды – см. постановления Правительства РФ от 23.01.2018 № 50 и от 20.03.2018 № 307 (далее – постановления № 50 и 307 соответственно). Первым из них наименования и коды медицинских товаров приведены в соответствие ОКПД 2. Постановление № 50 действует с 25.01.2018, но «заработала» обозначенная правка, что объяснимо, «с откатом» назад – в отношении медицинских товаров, реализованных на территории РФ с 01.01.2017 (за исключением хлорида натрия чистого – код 08.93.10.130 и воды морской – код 08.93.10.140).

Кстати, уточним. Коды ОКПД 2 согласно примечанию к Постановлению № 688 (п. 2) применяются в отношении:

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза (ЕРЗЛС ЕАЭС);

лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС в соответствии с правом ЕАЭС, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 – при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Что касается перечня медицинских товаров с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС: Постановлением № 50 он дополнен новыми наименовани­ями (глюкозой в виде белого кристаллического порошка, агломерированного или неагломерированного (код – 1702 30 500 0), кислородом (2804 40 000 0), маслом сосновом (3805 90 100 0) и пр.), льготная ставка НДС по которым стала применяться при ввозе в Россию с 25.01.2018.

Другие коррективы «внешнеэкономического» перечня медицинских товаров внесены Постановлением № 307 (документ вступил в силу 30.03.2018, но рассматриваемые изменения распространены на правоотношения, возникающие с 01.01.2017). Помимо замены кодов (1404 90 000 9 на 1404 90 000 8, 2935 00 на 2935 и др.) произведены дополнения в самих позициях. Вот одна из них – «Растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях…». Из предыдущей редакции следовало, что таковые могут быть «…свежие или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые»; с 30.03.2018 эта позиция дополнена (добавлены слова «охлажденные, мороженые»), соответственно, использование льготной ставки (с 01.01.2017) расширено.

Как видим, полный разброс дат… Должно быть, поэтому вопросов по обозначенной теме (и без того имевшихся в достаточном количестве) прибавилось.

Разъяснения официальных органов

Далее покажем, что интересовало налогоплательщиков в минувшем году и какие ответы они получили от официальных органов.

Вопрос:

Правомерно ли применение пониженной ставки НДС в отношении медицинский изделий, в регистрационных удостоверениях которых указаны коды ОКП, а не ОКПД 2?

Ответ:

Минфин ответил: начиная с 01.01.2017 при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться Постановлением № 688 в редакции Постановления № 50 (письма от 31.10.2018 № 03-07-07/78235, от 06.09.2018 № 03-07-07/63701, от 04.09.2018 № 03-07-07/63078).

Заметим: в отношении кодов ОКПД 2 видов медизделий, не включенных в Постановление № 50, рекомендовано обращаться в Минпромторг (см. также Письмо Минфина России от 28.06.2018 № 03-07-07/44705).

Вопрос:

Какая должна быть ставка НДС при ввозе на территорию РФ и реализации в России одного и того же товара: одинаковая или она устанавливается по разным кодам (при ввозе в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, а при реализации – по кодам, определенным Постановлением № 50)? Если товар ввезен по ставке НДС 18%, а в дальнейшем Правительством РФ для него установлена ставка НДС 10%, может ли этот товар быть реализован по льготной ставке (при соблюдении условия о включении в реестр лекарственных средств)?

Ответ:

Положительный ответ дан в письмах Минфина России от 03.04.2018 № 03-07-07/21465 и 03-07-07/21477: организация, которая ввозит и реализует продукцию, предусмотренную в перечнях, утвержденных #50#, вправе применять ставку НДС в размере 10%. В отношении продукции, не включенной в данные перечни, применяется ставка 18%.

Вопрос:

Правомерен ли вычет уплаченного при ввозе на территорию РФ лекарственных средств по ставке НДС 18%, если при их реализации в России применяется ставка 10%? (Речь идет о лекарственных средствах ветеринарного назначения.)

Ответ:

Минфин (см. Письмо от 21.05.2018 № 03-07-07/34009) ответил положительно, а ФНС (Письмо от 24.05.2018 № 03-07-15/34977)направила данное разъяснение для сведения и использования в работе.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Как уже было отмечено, коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС применяются в отношении лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕАЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Пунктом 3 ст. 33 Закона № 61-ФЗ предусмотрено ведение государственных реестров как для медицинского, так и для ветеринарного применения.

С учетом сказанного Минфин указал: в отношении ввозимых и реализуемых в РФ лекарственных средств ветеринарного назначения применяется ставка НДС 10% в случае, если коды видов данных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 преду­смотрены Постановлением № 688, они зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и по ним имеется документ, подтверждающий их регистрацию (регистрационное удостоверение), а также они включены в государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К сведению: аналогичное разъяснение направлено в ФТС Письмом Минфина России от 25.05.2015 № 03-07-07/29486.

Причем если при ввозе на территорию РФ лекарственных средств ветеринарного назначения НДС таможенникам уплачен по ставке 18%, то (несмотря на реализацию таких лекарственных средств на территории РФ по ставке в размере 10%) вычет «ввозного» НДС (при соблюдении необходимых условий) можно заявить в полном объеме, то есть по ставке 18% (см. также Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-07/26854).

Вопрос:

Правомерно ли при реализации в России применять ставку НДС 10% по ввезенным лекарственным препаратам для ветеринарного применения, зарегистрированным на территории государств – участников ЕАЭС, имеющим выданные уполномоченными госорганами регистрационные удостоверения, но не включенным в соответствующие реестры (ГРЛС, размещенный на сайте Минсельхоза, и ЕРЗЛС ЕАЭС)?

Ответ:

Подобные обстоятельства (отсутствие ввозимых на территорию РФ лекарственных препаратов в одном из реестров – ГРЛС либо ЕРЗЛС ЕАЭС) не дают возможности налогоплательщику применить пониженную ставку НДС. Об этом Минфин высказался в Письме от 23.10.2018 № 03-07-07/75876.

Вопрос:

Вправе ли налогоплательщик, применявший в 2017 году ставку НДС 18%, не производить корректировки в бухгалтерском и налоговом учете, не вносить исправления в договоры с покупателями, не составлять корректировочные первичные документы и не сдавать «уточненки» по НДС за 2017 год? Какие последствия могут возникнуть у покупателей – контрагентов налогоплательщика в части заявленного ими к вычету в 2017 году НДС?

Ответ:

Специалисты финансового ведомства подчеркнули: если до 25.01.2018 налогоплательщиком при реализации медицинских товаров, коды которых в соответствии с ОКПД 2 поименованы в Постановлении № 50, применялась ставка 18%, за период с 01.01.2017 по 25.01.2018 пересчитывать предъявленные продавцом и принятые к вычету покупателем суммы налога в связи с установлением по таким медицинским товарам ставки 10% не следует (Письмо от 05.06.2018 № 03-07-07/38391).

Здесь уместной будет ссылка на одно дело – № А40-208681/2017 (когда в аналогичной ситуации недовольства со стороны покупателей же возникли).

По договору поставки поставщик обязался передавать покупателю в собственность товары ветеринарного и санитарного назначения, а покупатель – принять и оплатить товар. В период с 01.01.2017 при поставке товара поставщиком применена ставка НДС в размере 18%, тогда как реализуемые ветеринарные препараты должны облагаться по ставке 10%. 19.10.2017 покупатель (истец) обратился к ответчику с требованием об изменении ставки НДС в выставленных счетах-фактурах. В ответ на заявление ответчик (поставщик) указал на то, что ветеринарные препараты не содержатся в перечне (с учетом периода – ОКП) товаров, облагаемых по льготной ставке, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (другие инстанции, включая кассацию – см. Постановление АС МО от 31.05.2018 № Ф05-6446/2018, поддержали коллег), исходя из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Согласился с выводом и ВС РФ – в Определении от 06.08.2018 № 305-ЭС18-10932 указано, что возложение на ответчика обязанности внести изменения в принадлежащие ему первичные документы путем отражения НДС по иной ставке приводит лишь к необходимости совершить действия по обращению в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств по уплате данного налога в рамках заключенного договора, поэтому избранный способ защиты не может обеспечить восстановление нарушенного, по мнению истца, права. Кроме того, порядок оформления и предъявления счетов-фактур регулируется законодательством о налогах и сборах, в то время как установленные положениями ГК РФ способы защиты к налоговым правоотношениям неприменимы.

Вопрос:

Правомерно ли выставление контрагентом корректировочных счетов-фактур в связи с изменением ставки НДС с 10 на 18%?

Ответ:

Минфин дал ответ: если ставка НДС, указанная в выставленных при отгрузке товаров счетах-фактурах, меньше ставки налога, которая должна быть при такой отгрузке, и документы, перечисленные в п. 10 ст. 172 НК РФ, не оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры (Письмо от 06.11.2018 № 03-07-11/79611).

Кстати, в своем обращении к специалистам финансового ведомства налогоплательщик упомянул и о другом их письме (от 13.09.2018 № 03-07-07/65650), содержащем, в свою очередь, ссылку на Письмо Минсельхоза России от 28.10.2016 № ИЛ-25-23/11799, из которых, собственно, понятны причины: вопрос возник не без участия таможенников. Последние указали на неправомерность применения ставки НДС 10%, причем налогоплательщик не смог (в судебном порядке) обосновать свою позицию. Установив, что ввозимый налогоплательщиком товар является не готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, а кормовой добавкой, которая может входить в состав кормов, суд пришел к выводу, что такой товар не может облагаться НДС по ставке 10% на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. Возможность отнесения товара к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и пояснени­ями к товарной позиции, не означает автоматического возникновения оснований для применения льготной ставки НДС (постановления АС СЗО от 07.06.2018 № Ф07-6235/2018 по делу № А66-6775/2017, АС ВВО от 01.02.2018 по делу № А11-2476/2017).

Читайте также:  Бухгалтерский учет страховых взносов: проводки и пример

НДС на медицинские услуги, изделия, оборудование

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Медицинские услуги не облагаются НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а товары и изделия облагаются по льготной ставке (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). Но у этих положений есть много тонкостей, к тому же законодательство регулярно корректируется, и у представителей медицинского бизнеса возникают вопросы. Расскажем о ставках НДС для медицинской сферы в статье.

Медицинские услуги

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг.

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2020 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019.

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты. Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Медицинские товары

Медицинские изделия и оборудование — социально значимые товары, поэтому для них установлены льготные ставки НДС — 0% и 10%. Перечни медицинских товаров для льготных ставок утверждаются Правительством РФ. Расскажем, какую именно льготу нужно применять в каждом случае.

Не облагаются НДС

Прежде всего не облагаются НДС важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Они перечислены в постановлении Правительства РФ в от 30.09.2015 № 1042, которое опирается на п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ. Это закрытый перечень, его могут изменить или дополнить только сами чиновники, что они и делают при необходимости. Например, перечень медицинских товаров в постановлении Правительства №1042 в 2020 году обновлялся четыре раза.

Вот виды товаров, которые могут закупать и продавать медицинские учреждения и которые при этом не облагаются НДС:

  • медицинское оборудование и медицинские изделия по специальным перечням, которые вводит Правительство РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оснащение для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности — перечень есть в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042;
  • продукты питания, которые произведены в столовых медучреждений и продаются в таких учреждениях, а также продукты питания, которые произведены на предприятиях общепита и продаются столовым в медучреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@).

НДС не облагаются медицинские товары, произведенные в России или других странах, реализуемые на территории России или импортируемые.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно.

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Условия применения льготных ставок

Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование. Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.

Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений. Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку. При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.

Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

НДС на медицинские товары и услуги: определение ставки

Наряду с продовольственной продукцией, транспортными средствами, предметами мебели, одеждой, полиграфией и прочими товарами, продукция и услуги медицинского профиля в России облагаются НДС на общих основаниях.

  • НДС на товары и услуги в размере 10%: основания для исчисления
  • В каких случаях применяется размер НДС в 18%?
  • Освобождение от уплаты НДС: когда возможно
  • Какими правовыми документами регулируются порядок продажи товаров и услуг?

Согласно Налоговому кодексу, исчисление НДС при продаже медицинских лекарств и услуг может происходить с применением ставки в 10% НДС, в некоторых случаях – 18%, а иногда вовсе – налог на продукцию не платится.

НДС на товары и услуги в размере 10%: основания для исчисления

Какие товары и услуги медицинского профиля будут облагаться ставкой НДС в 10%? В соответствии со Статьей 164 Налогового кодекса РФ, исчисление налога по ставке 10% может происходить по отношению к продукции российского и иностранного происхождения.

Речь идет о:

  • лекарственных средствах (в т. ч. и субстанциях, применяющихся в разработке препаратов, а также субстанции, на основе которого лекарства производятся в самих аптеках);
  • изделия медицинского профиля.

Основанием для использования ставки 10%-ной ставки НДС для товаров медицинского назначения является подтверждение соответствия кодов в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП2) для российских продуктов, и Товарной номенклатуре ВЭД для иностранных медпрепаратов данным в Перечне продукции, облагаемой НДС 10%.

Правомерность применения ставки в 10% для компании, реализующей медицинский товар или услугу, подтверждается наличием специальной документации – регистрационных удостоверений с указанием кодов, входящих в правительственный Перечень.

В каких случаях применяется размер НДС в 18%?

Если компания продает ту или иную продукцию медицинского профиля, коды которой не входят в категории товаров с пониженной ставкой НДС в 10%, налоги по ним исчисляются по процентной ставке 18%. Данное положение регулируется Статьей 164 Налогового кодекса РФ, а также Письмом Министерства финансов РФ от 27.06.2017 № 03-07-07/40295.

Таким образом, оплачивать 18% НДС будут компании, продающие следующие категории продукции:

  • медицинское сырье и вещества, не являющиеся лекарственными субстанциями;
  • продукты лечебного питания и БАД;
  • препараты дезинфекционного назначения;
  • товары ветеринарного профиля;
  • косметические средства и парфюмерные изделиях.

Освобождение от уплаты НДС: когда возможно

В вопросах освобождения товаров и услуг медицинского профиля от уплаты НДС, Статья 149 Налогового кодекса РФ (пп.1 п. 2) дает четкие предписания: нулевая ставка налогообложения применяется к российской и зарубежной медицинской продукцией, которая входит в Перечень, утвержденный Правительством РФ.

Последняя и актуальная редакция Перечня услуг и продукции, импорт и продажа которых не облагается налогом, изложена в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Согласно документу, компаниям продавцам и распространителям платить налоги не придется за следующие категории товаров:

  • медицинские инструменты и изделия стратегического профиля (хирургические инструменты, радиационные установки, оборудование для обследования, лабораторные наборы и пр.);
  • линзы офтальмологического назначения и оправы очков;
  • устройства для реабилитации инвалидов (мотоколяски, автотранспорт с ручным управлением, оборудование для санузлов, книги со специальным шрифтом и т. д.);
  • товары протезно-ортопедического назначения, а также материалы для их производства.

Что касается медицинского сервиса, реализация которого, согласно законодательству, не облагается НДС, в его льготный перечень входит:

  • сервис, представленный по медстраховке;
  • работа скорой медицинской помощи;
  • медицинское обслуживание беременных женщин и новорожденных, инвалидов и тяжелобольных людей;
  • услуги патологоанатомического профиля.

Речь идет о подаче регистрационных свидетельств, лицензий, контрактов с поставщиками продукции льготной категории, выписок из банков о финансовых транзакциях за поставки товаров, а также всей технической документации на товары: сертификатов производителя, национальных и отраслевых стандартов.

Банковская ячейка — это гарант сохранности ваших средств. Узнайте как ей пользоваться в нашей статье!

Как правильно покупать квартиру за наличные средства, вы узнаете в нашем тематическом материале по ссылке.

Какими правовыми документами регулируются порядок продажи товаров и услуг?

Особенности продажи препаратов и изделий медицинского назначения изложены в Законе «Об обращении лекарственных средств» (ФЗ №61-ФЗ от 12.04.2010 года), а также в Постановлении Правительства РФ №1007 от 04 октября 2012 года.

Особое внимание в документах, регламентирующих реализацию товара, акцентируется на предоставлении покупателю полной и исчерпывающей информации о происхождении товара, регистрационных сведений, правилах отпуска препаратов и их медицинскому назначению.

Таким образом, применение той или иной ставки налогообложения при реализации товаров и услуг медицинского назначения, регламентируется конкретными предписаниями Налогового кодекса РФ, правительственных Постановлений, Писем Министерства финансов.

Наличие подтверждающих документов (сертификатов, регистрационных удостоверений, лицензий и пр.) и соответствие кодов продукции законодательным положениям льготного налогообложения позволяет компаниям-реализаторам избежать уплаты налогов, или же использовать сниженную ставку НДС в 10%.

Во всех остальных случаях налоги по медицинским товарам и услугам будут исчисляться по ставке 18%.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

НДС на товары медицинского назначения – определение ставки

Медицинские товары. Ставка НДС 10% или 0%. Освобождение от обложения НДС. Ввоз и реализация медицинских изделий.

Статья 164 Налогового кодекса РФ предусматривает несколько вариантов ставок налога на добавленную стоимость – 0%, 10%, 20% и расчетную ставку. Поскольку медицинские изделия являются социально значимыми товарами, для их импорта и реализации установлен ряд льгот в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ. Однако разобраться, какая именно льгота применяется для конкретной ситуации – не всегда просто. Об этом – в сегодняшнем обзоре.

Фабула дела:

Импортер осуществлял ввоз товаров (медицинских изделий) в Россию с территории Республики Беларусь (государства-члена Таможенного союза). По мнению импортера, ввозимые им медицинские изделия не облагаются НДС. Однако по результатам представления в налоговый орган декларации по косвенным налогам и проведенной камеральной проверки, были вынесены решения о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде уплаты штрафа, доначислен НДС, начислены пени.

Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа, а также о возврате излишне уплаченного НДС. Однако суды двух инстанций единодушно поддержали позицию ФНС.

Судебный акт: Постановление Двенадцатого ААС от 26.02.2019 года по делу № А12-27318/2018

Выводы суда:

1. В регистрационных удостоверениях на ввозимые медицинские изделия указан код OK1I 94 3820, в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов указан код товара ТН ВЭД 9021 29 000 0. Для установления размера ставки НДС следует определить, в каком из перечней, утвержденных Правительством РФ, находятся ввозимые медицинские изделия.

2. Перечень медицинских товаров, реализация которых в РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежит обложению НДС (применяется ставка 0%) (п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ), утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее – Перечень №1042).

В примечании 1 к Перечню №1042 указано, что для целей применения раздела I указанного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКII) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014, при условии государственной регистрации медицинских изделий в установленном порядке. Согласно примечанию 2 к перечню № 1042 для целей применения разделов II – IV данного перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).

Читайте также:  Как организации продать автомобиль физическому лицу

3. В разделе I Перечня № 1042 «Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия» и разделе IV «Протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним» ввозимые Обществом товары по коду ОКП 94 3820 прямо не поименованы, а в пункте 8 Раздела I Перечня № 1042 указан общий код «Изделия травматологические 94 3800 (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие)» из кода ТН ВЭД ЕАЭС 9021.

4. При импорте в Российскую Федерацию медицинских изделий по общему правилу налогообложение производится по налоговой ставке 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Исключение составляет импорт важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий – реализация таковых освобождается от налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

5. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные положения действуют с 01 июля 2017 года. Предыдущая редация указанного абзаца предполагала, что налоговая ставка 10% применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения.

6. При этом, в Перечне № 688, в редакции, действующей в периоде проверки, приведены коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС до уровня 4 подсубпозиции, в том числе, указан код ввезенного импортером товара 9021 29 000 0, которому соответствует наименование подсубпозиции «Прочие», входящей в позицию «Приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности».

7. Таким образом, ввезенные медицинские изделия конкретно поименованы в Перечне № 688 с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС до уровня подсубпозиции 9021 29 000 0, тогда как в Перечне № 1042 указаны лишь общая группа товаров по ОКП и товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС, в которые включен спорный товар.

8. В соответствии с Примечанием 2 к Перечню № 688, медицинские товары, включенные в данный перечень, зарегистрированные в качестве медицинских изделий, одновременно не могут быть отнесены к товарам, не подлежащим обложению НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ.

9. Импортируемые Обществом медицинские изделия (имплантаты зубные, другие изделия, используемые для имплантации зубов) не относятся к товарам, не подлежащим обложению НДС, и облагаются по ставке 10 процентов.

Комментарии:

1) Для решения вопроса, облагается ввоз медицинского изделия налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, или освобождается от обложения НДС, следует руководствоваться не только группой товаров, но и их наименованием.

2) Ссылки налогоплательщика на наличие правовой коллизии между Перечнем №1042 и Перечнем №688 суд признал несостоятельными, поскольку в Примечании к Перечню №688 законодательно установлена правовая определенность по определению приоритета налогообложения по ставке 10% перед освобождением от уплаты НДС.

3) Освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационное удостоверение на медицинское изделие (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему « Субсидиарная ответственность и общество с безграничной ответственностью » можно посмотреть по ссылке.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

НДС в России

НДС — это налог на добавленную стоимость, один из косвенных налогов действующих в России. Он взимается с юридических лиц, организаций и ИП при проведении различных финансовых операций, продаже товаров и сырья. Также из-за того что он входит в стоимость товаров реализуемых в розницу, по факту его оплачивают и физические лица являющиеся непосредственными покупателями продукции.

Какая ставка НДС действует на данный момент?

На практике, предусмотрено несколько ставок, отчисление по которым производиться в зависимости от типа товара.

Различные ставки созданы для того, чтобы обеспечить население более необходимыми товарами с меньшим объемом налога, а товары, не относящиеся к категории социально значимых, реализовывать с более высоким начислением. Рассмотрим подробней, сколько НДС в России существует на данный момент и какая разница между ними.

НДС 0%

От уплаты налога на добавленную стоимость избавлены предприятия в стратегических сырьевых, энергетических отраслях, специализирующиеся на логистических операциях по импорту различной продукции и сырья. В частности данная ставка распространяется на следующие товары и услуги:

  • Экспортные товары, распространяемые по процедуре свободной таможенной зоны;
  • Международная доставка всеми видами транспорта с конечным пунктом получения находящимся за пределами РФ;
  • Услуги, оказываемые в сфере трубопроводного транспорта нефти, газа;
  • Предоставление транспорта, контейнеров для логистических операций проводимых компаниями, зарегистрированными за пределами РФ;
  • Космическая сфера деятельности, реализация продукции и услуг для ее обслуживания;
  • Различные виды услуг и продукции для обслуживания иностранных дипломатических представительств
  • Передача в пользование судоходного транспорта построенного и зарегистрированного в РФ.

Это лишь неполный перечень услуг и продукции, не облагаемой налогом на добавленную стоимость. В основном, он касается вопросов экспорта и необходим для обеспечения более выгодных условиях для отечественных организаций. Также льготы создаются для стратегических важных сфер деятельности.

Для того чтобы получить возможность использовать НДС 0 процентов организации необходимо предоставить соответствующий пакет документов в налоговую службу. В вопросах касающихся импорта и экспорта, также требуются соответствующие разрешения и подтверждения от таможенной структуры. Нулевая ставка вноситься в декларацию, которая сдается вместе с прочей отчетностью компании в установленные сроки.

НДС 10%

Добавленная стоимость 10 процентов, распространяется на различные группы социально значимой продукции потребляемой населением. В частности, ставка охватывает следующие группы товаров:

  • Продовольственная группа – мясо и мясопродукты, молоко, яйца, растительные масла и маргарин, сахар, соль, крупы, зерновые, овощи, диабетические продукты питания и т.д.;
  • Продукция предназначенная для детей – детское питание, трикотаж и швейные изделия, игрушки, детские кроватки, коляски, школьные принадлежности, гигиенические изделия;
  • Книгоиздание – периодика, книги, журналы и газеты помимо тех, что содержат материалы рекламного или эротического характера;
  • Медицинские товары – лекарства и сырье для их производства, изделия медицинского назначения для домашнего применения или использования в клиниках. К данной категории относятся изделий Российских и зарубежных производителей.

Запланированное на 2019 год повышение ставки не коснулось продукции, представленной в данной категории. НДС 10% сохраниться в дальнейшем, для обеспечения социальны нужд и потребностей различных слоев населения.

НДС 20%

20 процентов взимается в отношении всех прочих товаров, не приведенных в перечнях указанных выше. Максимальная ставка действует для производителей и компаний, предлагающих услуги на территории России, не осуществляющих экспортные или импортные операции. Это обусловлено тем, что косвенный налог является внутригосударственным и по факту взимается с внутренних продаж.

В каких случаях происходит начисление налога

Для компаний и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДС в соответствии с выбранной системой налогообложения, необходимость в уплате добавленной стоимости возникает в следующих случаях:

  • Произведена продажа изготавливаемой продукции, оказаны платные услуги или проведены работы;
  • Собственность или активы переданы на безвозмездной основе
  • Выполнены строительные, монтажные и прочие работы связанные модернизацией для собственных нужд компании;
  • Произведен импорт.

Реализация или передача, предоставление услуг, активов и т.д. на платной или безвозмездной основе, в любом случае сопровождается изменением объема финансовых средств на счетах организации. Если подобное изменение произошло, налоговая сможет отследить операцию, и если она не внесена в отчетность должным образом и не сопровождена взносами, то возникнут претензии относительно деятельности организации.

Прочие случаи, когда оплата налоговых издержек не требуется приведены в статье 149 НК РФ. Также для организаций, работающих по УСН и прочим схемам налогообложения не предполагающих отчисления по НДС предоставляется возможность сдачи нулевой отчетности в декларации. Нулевую отчетность сдают компании, чья деятельность связанна с сезонными работами и имеющие значительные по продолжительности времени простои в работе. Более подробную информацию можно найти в НК РФ.

Как производится уплата в 2020 году

В 2019 году происходит серьезное изменение в системе оплаты начислений по добавочной стоимости. В частности, увеличивается процент с 18% до 20%. Эта непопулярная мера принимается для повышения доходов бюджета, которые далее будут направлены на реализацию национальных проектов и в стратегические сферы государственной деятельности.

Однако, помимо повышения больше изменений не предвидится и сдача производиться по той же схеме, что и обычно. Ежеквартально подготавливается налоговая отчетность, которая затем сдается в отделении ФНС с региональной привязкой к месту регистрации компании. Оплата производиться после предоставления отчетности, в течение последующего месяца не позднее 25 числа. Ели декларация предоставлена с неправильной суммой и это выявил сам плательщик, он может предоставить исправленный вариант. Если же ошибка обнаружилась при проверке сотрудниками ФНС, следует ожидать проверку. Так как подобные ошибки приравниваются к подлогу, что будет сопровождаться разбирательством и соответствующими санкциями.

Компании, занимающиеся экспортом и работающие по нулевой ставке, также предоставляют отчетность с указанием необходимых данных. Организации деятельность которых за отчетный период не предполагала проведения коммерческих и хозяйственных операций, дают нулевые отчетные данные. В любом случае, если компания не объявлена банкротом и зарегистрирована в ФНС, она должна предоставлять необходимую отчетную информацию. Больше информации можно получить на сайте ФНС или же обратившись в отделение службы в городе или районе проживания.

Помощь в расчете НДС можно получить на нашем сайте, воспользовавшись специальным калькулятором.

Раздельный учет НДС. На примере медицинского центра, занимающегося одновременно оказанием медицинских услуг и оптовой торговлей

Даже у опытных бухгалтеров порой возникают проблемы с тонкостями ведения налогового учета в определенных сферах деятельности. Необходимо с высокой профессиональностью точно определить и выбрать правильный метод ведения бухгалтерии. Нам при оказании бухгалтерских услуг часто приходится исправлять ошибки наших новых клиентов, возникшие при выборе неоптимальной системы налогообложения или организационно-правовой формы при регистрации фирмы.

Основные моменты, на которые должен обратить внимание главной бухгалтер при организации раздельного учета:

  • учетная политика;
  • документооборот;
  • настройка бухгалтерской программы;
  • распределение работы по участкам.

Остановимся на конкретном примере: Медицинский центр.

Основная сфера деятельности – медицинские услуги (ставка: без НДС)

Дополнительная сфера деятельности – оптовая торговля медицинскими препаратами (ставка НДС 10%).

Если организация занимается одновременно несколькими видами деятельности, подлежащими и не подлежащими обложению НДС, то она должна вести раздельный учет. Эта обязанность закреплена в НК РФ (п. 4 ст. 149 НК РФ). Но, в Налоговом кодексе ничего не сказано, как должны накапливаться и систематизироваться данные из первичных документов. Поэтому необходимо самостоятельно разработать правила ведения учета и закрепить их в приказе об учетной политике.

Как правильно организовать учет в программе 1С Бухгалтерия:8.2 можно посмотреть в видеоролике по теме раздельного учета НДС.

Учет ТМЦ (медицинских препаратов)

Так как основным видом деятельности является оказание медицинских услуг, освобожденных от уплаты НДС (подпункт 2 пункта 2 Ст.149 НК РФ), то закрепляем следующее “правило”: входящий НДС учитывается в себестоимости материалов. Затем по мере осуществления облагаемых и необлагаемых операций по реализации, суммы «входящего» НДС перераспределяются в соответствии с законодательством.

Специфика деятельности обязывает организацию вести партионный учет, так как медицинские препараты имеют сроки годности и привязаны к сертификатам. В учетной политике устанавливается метод бухгалтерского учёта ТМЦ – FIFO (First In, First Out), в соответствии с которым ТМЦ, поставленные на учёт первыми выбывают с учёта тоже первыми.

Читайте также:  Как снизить размер алиментов в апелляционной жалобе?
Д41 К 19.03

Заведомо даем ответ: большинство российских организаций работают в настоящее время на программе 1С8.2. Поэтому все проводки показаны из расчета настройки данной бухгалтерской программы.

При наличии облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик кроме раздельного учета доходов от реализации должен обеспечить раздельный учет прямых расходов, относящихся к облагаемым и необлагаемым операциям. По таким расходам НДС, предъявленный налогоплательщику, также учитывается раздельно. И только по тем расходам, которые нельзя распределить прямым способом, НДС распределяется расчетным методом. В учетной политике данной организации принимаем правило:

  • на балансовом счете 20 учитываются все прямые расходы, относящиеся к медицинским услугам. Входящий НДС не распределяется, относится только к медицинской деятельности, освобожденной от НДС (подпункт 2 пункта 2 Ст.149 НК РФ);
  • на балансовом счете 44 учитываются все расходы, связанные с торговой деятельностью, облагаемой обычными ставками НДС. Входящий НДС возмещается из бюджета в полном объеме;
  • на балансовом счете 26 учитываются все общехозяйственные расходы, которые нельзя распределить прямым методом, относящиеся ко всей деятельности организации. Входящий НДС подлежит распределению исходя из расчета удельного веса выручки.

Д20.01 К10.01150165000 В т.ч. НДС 10% -15000руб

Следует обратить внимание, что налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. Все суммы налога, предъявленные такому налогоплательщику продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

Рассчитывая базу для распределения косвенных расходов, выручку от реализации товаров (работ, услуг) следует учитывать за вычетом всех косвенных налогов, в данном примере –за вычетом НДС.

Наименование продавцаПодлежит распределениюПриходится на деятельность без НДС, 91,95%

12000

2160

11034,48

1986,20

965,52

173,80

Иногда, на практике, можно услышать мнение бухгалтеров, которые предлагают не вести раздельный учет, просто не возмещать НДС и полностью относить его в затраты. Если преодолено «правило 5 процентов», то пренебрегать раздельным учетом нельзя, так как это приведет к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Данный способ ведения бухгалтерского учета, при условии возмещения НДС, после точного определения в каком виде деятельности участвуют данные затраты и ТМЦ, как правило, не вызывает споров с налоговыми органами. Существует иной способ, когда весь «входящий» НДС по приходованным товарам, материалам и услугам, относится на Дебет балансового счета 19 и возмещается из бюджета в полном объеме Д68.2 К19. Затем по мере осуществления деятельности, освобожденной от НДС, ранее возмещенные суммы НДС восстанавливаются и начисляются к оплате в бюджет. В этом случае бухгалтер должен быть готовым к спорам с налоговиками. Необходимо всю схему движения операции по регистрам описать в учетной политике и заранее научиться отстаивать свою позицию. В то же время, если в суде налогоплательщик не сможет доказать, что раздельный учет ведется, вычет НДС будет признан неправомерным.

Общее пожелания для аккуратного бухгалтера: «подложи соломку и работай спокойно».

НДС на медицинские товары и услуги: определение ставки

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 сентября 2008 года N 688

Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов

(с изменениями на 6 февраля 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 1002 (Российская газета, N 290, 23.12.2010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 года N 97 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 13.02.2012) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 22.10.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 года N 150 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.03.2014) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 года N 150);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 870 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.09.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 655 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2015, N 0001201507030025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2018 года N 50 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.01.2018, N 0001201801250007) (о порядке вступления в силу см. пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2018 года N 50);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 307 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.03.2018, N 0001201803220011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 1353 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.10.2019, N 0001201910220025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 года N 104 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.02.2020, N 0001202002100009) (распространяется на правоотношения, возникшие с 27 июля 2019 года).

1. Утвердить прилагаемые:

перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2018 года N 50.

перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 1002; в редакции, введенной в действие с 30 октября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 1038; в редакции, введенной в действие с 11 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 655.

2. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 октября 2008 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2008 года N 688
(В редакции, введенной в действие
с 25 января 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 января 2018 года N 50. –
См. предыдущую редакцию)

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации

(с изменениями на 21 октября 2019 года)

____________________________________________________________________
Настоящий Перечень (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2018 года N 50) в части, касающейся кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, за исключением кодов 08.93.10.130 и 08.93.10.140, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года – см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2018 года N 50.
____________________________________________________________________

Наименование медицинского товара

I. Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями

Хлорид натрия чистый

Кислоты неорганические прочие, не включенные в другие группировки

Оксид, гидроксид и пероксид бария

Нитраты (кроме калия)

Карбонаты прочие, не включенные в другие группировки

Манганиты, манганаты и перманганаты

Цианиды и цианидоксиды, цианиды комплексные

Соли неорганических кислот или пероксикислот прочие

Соли уксусной кислоты

Кислоты карбоновые с дополнительными кислородсодержащими функциональными группами, их производные, кроме кислоты салициловой и ее солей

Ферменты и прочие органические соединения, не включенные в другие группировки

Хлорид аммония; нитриты

Тальк и прочие присыпки для детей

Сыворотки и вакцины

Средства химические контрацептивные на основе гормонов или сперматоцидов

Реагенты диагностические и прочие фармацевтические препараты (кроме 21.20.23.193, 21.20.23.194, 21.20.23.195, 21.20.23.199)

II. Медицинские изделия

Белье постельное из нетканых материалов

Изделия из нетканых материалов прочие, кроме одежды

Вата медицинская гигроскопическая

Прокладки женские гигиенические, салфетки и тампоны из ваты из хлопка

Костюмы мужские производственные и профессиональные

Брюки мужские производственные и профессиональные

Костюмы женские производственные и профессиональные

Брюки женские производственные и профессиональные

Юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья и сорочки производственные и профессиональные

Одежда производственная и профессиональная прочая, не включенная в другие группировки

Одежда из нетканых материалов

Изделия чулочно-носочные, применяемые в медицинских целях трикотажные или вязаные

Бумага для аппаратов и приборов

Изделия санитарно-гигиенического назначения прочие из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон

Фотопластинки и фотопленки светочувствительные, неэкспонированные

Воск зуботехнический и прочие материалы на основе гипса, используемые в стоматологии

Среды готовые питательные для выращивания микроорганизмов

Вещества человеческого или животного происхождения прочие, не включенные в другие группировки

Препараты фармацевтические прочие

Материалы клейкие перевязочные, кетгут и аналогичные материалы, аптечки и сумки санитарные

Перчатки хирургические резиновые

Соски различных типов (в том числе для бутылочек) и аналогичные изделия для детей

Изделия из резины, кроме твердой резины (эбонита), гигиенические или фармацевтические прочие

Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс

Изделия пластмассовые прочие

Бутылки стеклянные для крови, трансфузионных и инфузионных препаратов

Банки стеклянные для лекарственных средств

Флаконы стеклянные для лекарственных средств

Пробки, крышки и прочие укупорочные средства из стекла

Посуда для лабораторных целей стеклянная

Посуда для гигиенических или фармацевтических целей стеклянная

Ампулы из стекла

Изделия санитарно-технические прочие из керамики

Изделия абразивные прочие, не включенные в другие группировки

Части и принадлежности аппаратов, основанных на использовании рентгеновского или альфа-, бета-, или гамма-излучений, применяемых в медицинских целях, включая хирургию, стоматологию, ветеринарию

Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты

Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие

Примечания: 1. Коды ОКПД2, приведенные в разделе I настоящего перечня, применяются в отношении:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 1353.

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;

лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза в соответствии с правом Евразийского экономического союза, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

абзац утратил силу с 22 октября 2019 года – постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 1353.

1_1. Коды ОКПД2, приведенные в разделе II настоящего перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. – при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Примечание дополнительно включено с 22 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 1353)

2. Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ОКПД2 и наименованиями товаров с учетом примечаний 1 и 1_1.
(Примечание в редакции, введенной в действие с 22 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 1353.

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в РФ

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2008 года N 688

ПЕРЕЧЕНЬ
кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию *

(с изменениями на 6 февраля 2020 года)

I. Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции
(Наименование в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 870.

Пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные

0206 10 100 0
0206 22 000 1
0206 29 100 0
0206 30 000 1
0206 30 000 3
0206 41 000 1
0206 49 000 1
0206 80 100 0
0206 90 100 0

(Коды в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 года N 97, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.

Амбра серая, струя бобровая, циветта и мускус; шпанки; желчь, в том числе сухая; железы и прочие продукты животного происхождения, используемые в производстве фармацевтических продуктов, свежие, охлажденные, мороженые или обработанные иным способом для кратковременного хранения

Семена аниса, бадьяна, фенхеля, кориандра или тмина, ягоды можжевельника

Ссылка на основную публикацию