Категории, группы и реестры должностей

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

  • Сокращать ли рабочий день 5 марта
  • Для работодателей установят новую обязанность по размещению вакансий
  • Как и где хранится трудовая книжка работника
  • Как вернуть НДФЛ с платы за обучение
  • Основы делопроизводства: как сокращенно пишется «исполняющий обязанности»

Законодательная база

Структура госслужбы включает три основные ветви:

  1. Государственную гражданскую службу.
  2. Военную службу.
  3. Государственную службу иных видов (структуры Генеральной Прокуратуры Федеральной налоговой службы и т. д.).

Ветви госслужбы, указанные во втором и третьем пунктах, являются самостоятельным видом деятельности (ст. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Для всех трех видов установлена структура подразделений и должностей, соотношение между которыми учитывается при переходе из одной ветви госслужбы в другую.

Существует множество нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих сферу госслужбы. Основными среди них являются следующие документы

  • Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации». Этот законодательный акт определяет, что такое госслужба, какова ее структура, определяет порядок поступления и прохождения;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это основной закон, касающийся именно вопросов гражданской службы. Он определяет, что это такое, каковы ее виды, а также вводит классификацию и условия поступления на госслужбу, заключения служебного контракта и прохождения службы;
  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Определяет правовую основу и принципы борьбы с коррупцией, а также меры противодействия и профилактики данному явлению;
  • Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Устанавливает общие принципы поведения, основы социального поведения и моральные ориентиры госслужащих;
  • Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 26.01.2017) «О государственных должностях Российской Федерации». Этот регламентирующий документ вводит в действие общий перечень госдолжностей в России;
  • Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017) «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». Утверждает реестр должностей, который содержит сведения об их наименовании, коде и принадлежности к той или иной группе.

Все они регулируют деятельность, связанную с функционированием структур, классификацией должностей и прохождением госслужбы гражданами.

При разработке положений инструкций и регламентов, касающихся деятельности госучреждения, в первую очередь следует опираться именно на положения и требования, отраженные в этих нормативных актах.

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

В статье 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.

Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:

  • категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
  • группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
  • классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.

Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица

Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.

В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.

Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.

На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.

Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.

Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.

Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017).

Высшие должности

Все группы делятся по принадлежности к федеральным или региональным структурам власти. К высшей группе относятся те, которым присвоен в пределах группы классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Чин присваивает президент РФ.

Служащим в структурах госслужбы субъекта РФ в пределах группы присваивается классный чин действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Присвоение чина для этого вида осуществляется правительством РФ.

В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.

Эта категория включает в себя такие должности, как помощник президента Российской Федерации, заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации — пресс-секретарь президента Российской Федерации.

Как правило, служащие, занимающие их, относятся к администрации президента, Совета безопасности РФ и аналогичным структурам власти.

Главные должности

Должности главной группы федеральной госслужбы — это те, которым присваиваются классные чины государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Должностям главной группы, которые относятся к региональным властным структурам, присваиваются классные чины государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. К ним относятся, например, заместитель начальника департамента, советник, главный советник.

Следует отметить, что трудиться в органах государственной гражданской службы имеют право только граждане Российской Федерации. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 (ред от 31.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Она запрещает иностранцам работать в подобных структурах. Право на это имеют только граждане РФ.

Ведущие должности

Должности, принадлежащие к ведущей группе федерального уровня, имеют классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Для регионального уровня этой же группы установлен классный чин советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Старшие должности

Госслужащие старшей группы федеральных структур госвласти имеют чин референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

К старшим должностям организаций и учреждений субъекта Российской Федерации относятся чин референта государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.

Младшие должности

В самом начале карьерной лестницы госслужбы стоят должности младшей группы.

К ним имеют отношение те из них, которым присвоен классный чин секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Если же должность относится к субъекту РФ, то для нее установлен чин секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Государственная и муниципальная служба

Категории, группы и реестры должностей

Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена принципиально иная, чем была ранее, квалификация государственной (в том числе, и гражданской) службы. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы федерального и субъектного уровней подразделяются на следующие категории:

1. Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

В основу выделения категории «руководители» положен квалификационный признак должностной иерархии в государственном органе (структурном подразделении). Руководители наделяются широкими административно-распорядительными полномочиями, правом совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.

2. Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности или должности руководителя. В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:

  • разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;
  • систематическая информация и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;
  • участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
  • осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;
  • внесение предложений о необходимости разработки законов и подзаконных нормативных правовых актов;
  • участие в подготовке докладов, а также иных материалов;
  • участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
  • выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность или должность руководителя государственного органа.

3. Специалисты должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения полномочий. Основной классификационный признак для категории «специалисты» относится к качеству деятельности, а именно — к «профессиональному обеспечению выполнения государственными органами установленных задач и функций». Особенность этой категории должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, но учреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, также как и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа.

Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» составляют наиболее массовую и наиболее стабильную по составу группу в системе государственной гражданской службы. Это должности профессиональной государственной службы. По своей сути это административные должности, которые замещаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж государственной службы.

4. Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Для категории должностей «обеспечивающие специалисты» основным классификационным признаком является вид обеспечения деятельности государственного органа. Признак, который введен для выделения должностей категории «специалисты», а именно профессиональное обеспечение выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий, в равной мере применим и для должностей категории «обеспечивающие специалисты».

Учреждение названных четырех новых категорий должностей позволяет более детально выработать требования к ним, уточнять должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии.

Законодатель подразделяет все должности гражданской службы на пять групп: младшие, старшие, ведущие, главные и высшие.

Однако не все категории должностей гражданской службы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие специалисты» имеются лишь четыре группы: главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы. Также обстоит дело с категорией должностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существует группы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют группы не только младших, но и старших должностей гражданской службы. В этих категориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должность государственной гражданской службы должна включаться в реестр. Различают два вида реестров: реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и реестр должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Характерные черты этих реестров определены в ст. 10 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ, а реестр должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Для эффективной организации гражданской службы важно, чтобы перечень должностей удовлетворял ряду требований. Во-первых, структура реестра должна отражать классификационные признаки должностей государственной гражданской службы, принятые в действующих законах о государственной службе. Во-вторых, реестр призван обеспечивать оптимальное соотношение между должностями по видам и уровням государственной гражданской службы, категориям и группам. В-третьих, реестр представляет собой основу для формирования реестров государственных служащих. В-четвертых, наименований должностей должно быть как можно меньше по количеству, и они должны быть по возможности унифицированы.

Читайте также:  Можно ли обменять авиабилеты

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы обеспечивает упорядочение и унификацию должностей в системе гражданской службы. Он представляет собой письменный перечень наименований должностей, разделенных по государственным органам, категориям и группам, а также иным признакам.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ, порядок ведения которого утверждается Президентом Российской Федерации.

В реестре должностей федеральной государственной гражданской службы принята цифровая кодификация должностей гражданской службы. Перечни должностей, классифицированные по государственным органам, являются соответствующими раздачами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Указом Президента РФ установлено, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской должности в реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела реестра, третья цифра — категории должности (руководители — 1, помощники (советники) — 2, специалисты — 3, обеспечивающие специалисты — 4), четвертая цифра — группе должностей (высшая 1, главная — 2, ведущая — 3, старшая — 4, младшая — 5), пятая, шестая и седьмая цифры — порядковому номеру должности в разделе реестра.

Таким образом. Реестр должностей государственной гражданской службы придает самым разным органам власти и их сотрудникам (в Аппарате Госдумы и в Счетной палате, и в дипломатических представительствах, и иных органах государственной власти) строгие порядковые номера. Аппарат и иные органы власти теперь состоят из государственных гражданских служащих с четко гарантированным набором прав.

Утверждение реестра создало правовую основу для обеспечения упорядоченности и совместимости должностей по уровням (федеральная и субъектов РФ) гражданской службы. Правовыми актами о гражданской службе установлено, что в Российской Федерации не может быть иных наименований должностей гражданской службы, чем те, которые предусмотрены в реестре.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
  • Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16

Училась в Петербурге, окончила юрфак СПбГУ, откуда вышло много замечательных и талантливых юристов, чем очень горжусь. Руковожу пиар-отделом в благотворительном фонде и время от времени пишу юридические статьи.

Категории, группы и реестры должностей

Должности государственной службы регламентируются:

  • статьей 8 «Должности государственной службы»
  • статьей 9 «Реестры должностей государственной службы» и
  • статьей 10 «Государственные служащие»

Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) “О системе государственной службы Российской Федерации”.

Должности государственной службы учреждаются:

федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

должности федеральной государственной службы иных видов.

Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (ред. от 15 мая 2018 г) “О государственных должностях Российской Федерации” утвержден сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ и Федеральными законами РФ:

1Президент РФ
2Председатель Правительства РФ
3Первый заместитель Председателя Правительства РФ
4Первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ
5Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе
6Заместитель Председателя Правительства РФ
7Заместитель Председателя Правительства РФ – Руководитель Аппарата Правительства РФ
8Министр РФ – полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе
9Министр РФ – Руководитель Аппарата Правительства РФ
10Федеральный министр
11Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ (в иностранном государстве)
12Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) РФ при международной организации (в иностранном государстве)
13Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
14Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
15Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
16Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
17Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
18Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
19Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
20Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
21Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
22Председатель Конституционного Суда РФ
23Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ
24Судья Конституционного Суда РФ
25Председатель Верховного Суда РФ
26Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ
27Судья Верховного Суда РФ
28Генеральный прокурор РФ
29Председатель Следственного комитета РФ
30Секретарь Совета Безопасности РФ
31Уполномоченный по правам человека
32Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
33Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ (Наименование должности определяется законодательством субъектов РФ)
34Председатель Счетной палаты
35Заместитель Председателя Счетной палаты
36Аудитор Счетной палаты
37Председатель Центрального банка РФ
38Председатель Центральной избирательной комиссии РФ
39Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ
40Секретарь Центральной избирательной комиссии РФ
41Член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе)
42Председатель федерального суда
43Заместитель Председателя федерального суда
44Судья федерального суда
45Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Должности государственной гражданской службы

Должности государственной гражданской службы регламентируются:

  • статьей 8 «Должности гражданской службы»,
  • статьей 9 «Классификация должностей гражданской службы»,
  • статьей 10 «Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации»,
  • статьей 11 «Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги» и
  • статьей 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы»

Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах учреждаются:

  • федеральным законом или указом Президента РФ.

Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 08.02.2019) “О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы”

Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются:

  • законами или иными нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.

Должность государственной гражданской службы:

определяет круг прав, обязанностей и ответственности замещающего ее государственного гражданского служащего и

заключает в себе часть функций и задач государственного органа.

В зависимости от специализации профессиональной деятельности, должностной иерархии, функционального предназначения устанавливаемых компетенций, объема полномочий и ответственности, квалификационных требований должности государственной гражданской службы подразделяются:

  • на категории и
  • группы должностей.

Статья 9 «Классификация должностей гражданской службы» Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

Федеральным законом № 79-ФЗ определены следующие категории должностей государственной гражданской службы:

Руководители:

должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений,

замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Помощники (советники):

должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности,

руководителям государственных органов,

руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и

руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и

замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Специалисты:

должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и

замещаемые без ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие специалисты:

должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и

замещаемые без ограничения срока полномочий.

п. 2 статьи 9 «Классификация должностей гражданской службы» Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

Категории должностей государственной гражданской службы фактически отражают примерное или типовое содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Указанные должности государственной гражданской службы, в свою очередь, подразделяются на следующие группы должностей:

высшие должности государственной гражданской службы;

главные должности государственной гражданской службы;

ведущие должности государственной гражданской службы;

старшие должности государственной гражданской службы;

младшие должности государственной гражданской службы.

п. 3 статьи 9 «Классификация должностей гражданской службы» Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

В приводимой ниже таблице показано соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы:

Группа должностей государственной гражданской службыКатегория должностей государственной гражданской службы
РуководителиПомощники (советники)СпециалистыОбеспечивающие специалисты
Высшие должности+++
Главные должности+++
Ведущие должности++++
Старшие должности++
Младшие должности+

Из этой таблицы видно, что:

должности категорий руководители и помощники (советники) подразделяются на:

  • высшую,
  • главную и
  • ведущую группы должностей государственной гражданской службы;

должности категории специалисты подразделяются на:

  • высшую,
  • главную,
  • ведущую и
  • старшую группы должностей государственной гражданской службы;

должности категории обеспечивающие специалисты подразделяются на:

  • главную,
  • ведущую,
  • старшую и
  • младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Реестры должностей государственной гражданской службы

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные:

  • по государственным органам,
  • категориям должностей,
  • группам должностей,
  • а также по иным признакам,

составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы.

Перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, в свою очередь, составляют:

разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы,

который утверждается указом Президента Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 08.02.2019) “О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы”

Данным Указом Президента РФ установлено, что:

все должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, подлежат включению в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы;

наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

В регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы в Реестре, состоящем из 7 цифр:

первая и вторая цифры – соответствуют порядковому номеру раздела Реестра;

третья цифра – категории должности:

  • руководители – 1,
  • помощники (советники) – 2,
  • специалисты – 3,
  • обеспечивающие специалисты – 4;
Читайте также:  Ходатайство о снятии обеспечительных мер: образец ГПК

четвертая цифра – группе должностей:

  • высшая должность – 1,
  • главная должность – 2,
  • ведущая должность – 3,
  • старшая должность – 4,
  • младшая должность – 5;

пятая, шестая и седьмая цифры – порядковому номеру должности в разделе Реестра.

Должности государственной гражданской службы субъекта РФ в государственных органах субъекта РФ:

учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей,

составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта РФ,

являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ составляется с учетом:

принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и

утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Система должностей на государственной гражданской службе, их категории, группы и реестры.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и (или) группы.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в РФ» (Глава 2) выделяют следующие категории должностей гражданской службы:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Внутри групп для некоторых должностей федеральной государственной гражданской службы предусмотрена градация на разряды. Некоторые эксперты в дроблении должностей государственной гражданской службы усматривают возрождение в новых исторических условиях старой негативной традиции Табели о рангах. Вероятно, разработчики закона предполагали, что такое дробление позволит более четко установить квалификационные требования к служебной деятельности и должностным обязанностям государственных служащих, замещающих должность каждой из введенных категорий, позволить более четко распределить функциональные обязанности.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Государственные должности гражданской службы приобретают легитимный характер только после включения их в соответствующие реестры. Реестр есть перечень должностей гражданской службы, официально включенных в соответствующие нормативные документы. Они ведутся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, региональный и сводный. Сводный реестр должностей гражданской службы Российской Федерации образуется из реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации. Последний реестр был введен указом Президента РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Это самый объемный и обстоятельный нормативный документ подобного рода.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

Наряду с категориями и группами систематизация и упорядоченность должностей государственной службы РФ обеспечивается учреждением перечня должностей в форме реестров. Действующее законодательство предусматривает два вида реестров должностей государственной гражданской службы: Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации. Вместе они составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы согласно Федеральному закону № 58-ФЗ 1 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 9. образуют перечни:

· должностей федеральной государственной гражданской службы;

· типовых воинских должностей;

· типовых должностей правоохранительной службы.

Все эти перечни утверждаются Президентом РФ. Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Новый Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден указом Президента РФ № 1574 от 31 декабря 2005 г. Он устанавливает, что все должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, подлежат включению в Реестр.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы представляет собой письменный перечень их наименований, разделенный на виды по государственным органам, категориям и группам должностей. В Реестре установлена цифровая семизначная кодификация каждой внесенной в него должности гражданской службы. В регистрационном номере (коде) должности в Реестре первая и вторая цифры — это порядковый номер раздела Реестра, третья — категория должности, четвертая — группа должностей, пятая, шестая и седьмая — порядковые номера должности в Реестре.

Структура реестра отражает классификационные признаки должностей государственной службы и обеспечивает оптимальное соотношение между должностями гражданской службы по их видам и уровням, категориям и группам. Наименования должностей в Реестре унифицированы. Все государственные органы обязаны определять наименования должностей федеральных гражданских служащих строго в соответствии с Реестром. В России не может быть должностей федеральной гражданской службы иных наименований, кроме тех. что предусмотрены в Реестре.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы охватывает все ветви государственной власти и включает 22 раздела, например:

· Перечень должностей в Администрации Президента Российской Федерации;

· Перечень должностей в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

· Перечень должностей в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

· Перечень должностей в Аппарате Правительства Российской Федерации;

· Перечень должностей в федеральных министерствах;

· Перечень должностей в Управлении делами Президента Российской Федерации;

· Перечень должностей в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации;

· Перечень должностей в федеральных службах и федеральных агентствах.

Перечень должностей в Администрации Президента Российской Федерации. Сюда входят следующие должности.

1. Должности категории «руководители», высшая группа должностей:

· руководитель Администрации РФ 01 —1-1—001;

· заместитель руководителя Администрации Президента РФ 01-1-1-002;

· помощник Президента РФ 01 —1-1—003;

· помощник Президента РФ — начальник управления Президента РФ 01-1-1—004;

· руководитель протокола Президента РФ 01-1-1—005;

· пресс-секретарь Президента РФ 01-1-1—006;

· полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе 01-1-1-007.

2. Должности категории «помощники (советники)», высшая группа должностей:

· помощник Президента РФ 01—2-1—024;

· советник Президента РФ 01-2-1—025;

· старший референт Президента РФ 01-2-1—026;

· референт Президента РФ 01-2-1—027;

· помощник секретаря Совета безопасности РФ 01—2-1—028;

· помощник полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе 01-2-1—029;

· помощник руководителя Администрации Президента РФ 01-2-1-030.

3. Должности категории «специалисты», высшая группа должностей:

· референт канцелярии Президента РФ, референтуры Президента РФ;

· секретариата руководителя Администрации Президента РФ, аппарата Совета безопасности РФ, управления Президента РФ 01-3-1-031;

· главный федеральный инспектор 01-3-1—032;

· военный инспектор РФ 01-3-1—033;

· начальник департамента 01-3-1—034;

· руководитель аппарата заместителя руководителя Администрации Президента РФ 01-3-1—035;

· руководитель аппарата помощника Президента РФ 01-3-1 — 036.

Главная группа должностей:

· заместитель начальника департамента 01-3-1—037;

· федеральный инспектор 01-3-1—038;

· главный советник 01—3-1—039;

Ведущая группа должностей:

4. Должности категории «обеспечивающие специалисты», ведущая группа должностей:

• ведущий специалист 01-3-1—043.

Старшая группа должностей:

· старший специалист 1-го разряда 01-3-1—044;

· старший специалист 2-го разряда 01-3-1—045.

Всего в Администрации Президента РФ 45 наименований должностей гражданской службы.

По аналогии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы разрабатываются и формируются реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы России, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Отправить по почте

Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение государственной гражданской службы

Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение государственной гражданской службы

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 “О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы” для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.

Наименование должностиГруппа должностейКатегория должностейКвалификационные требования к образованиюКвалификационные требования к стажу
Директор департаментавысшая группаруководителивысшее образование не ниже уровня специалитета, магистратурыне менее 4 лет государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
Заместитель директора департамента
Заместитель директора – начальник отдела в департаменте
Начальник отдела в департаментеглавная группаспециалистыне менее 2 лет государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
Референт
Заместитель начальника отдела в департаментеведущая группавысшее образованиебез предъявления требований к стажу
Ведущий советник
Советник
Ведущий консультант
Консультант
Ведущий специалист 2 разрядаобеспечивающие специалисты
Главный специалист-экспертстаршая группаспециалистыбез предъявления требований к стажу
Ведущий специалист-эксперт
Специалист-эксперт
Старший специалист 1 разрядаобеспечивающие специалистысреднее профессиональное образование
Старший специалист 2 разряда
Старший специалист 3 разряда
Специалист 1 разрядамладшая группа
Специалист 2 разряда

Информация о численности работников и оплате их труда по категориям персонала

Информация о численности работников и оплате их труда по категориям персонала Отправить по электронной почте

Информация о численности работников и оплате их труда по категориям персонала Поделиться в социальных сетях

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 23.06.2017

Дата изменения: 23.06.2017

Прикрепленный файл: docx, 25.69 кБ

Информация о численности работников и оплате их труда по категориям персонала

В Минфине России формирование системы привлечения, отбора, профессионального развития и движения кадров на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – кадровая работа) осуществляется в соответствии с Федеральными конституционными законами, иными Федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями и другими нормативными актами Правительства Российской Федерации, Положениями, приказами Министерства финансов Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами и методическими материалами Министерства образования и науки Российской Федерации, Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, условиями соглашений и трудовыми договорами.

Вышеуказанная информация размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе “Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение государственной гражданской службы”.

Работа по реализации требований и положений нормативных правовых актов по вопросам прохождения федеральной государственной гражданской службы в Минфине России осуществляется с использованием новейших информационных технологий. Практически вся работа по формированию кадрового состава, учету, профессиональному развитию и движению кадров в Минфине России осуществляется с использованием специально разработанных программ.

При этом учитывается необходимость защиты персональных данных. В связи с этим был издан приказ Минфина России от 4 июля 2011 г. № 75н «О защите персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, заместителей руководителей федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, руководителей их территориальных органов, назначаемых на должность Министром финансов Российской Федерации».

Информация о поступлении на государственную гражданскую службу и прохождении государственной гражданской службы в Минфине России размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение государственной гражданской службы».

Обеспечение открытости государственной службы в Министерстве становится одним из приоритетных направлений кадровой политики в Минфине России. Проводятся конкурсы на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и на включение в кадровый резерв Министерства финансов Российской Федерации. В рамках этой работы утверждены приказы Минфина России: от 26 апреля 2011 г. № 155 «О конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации» и от 21 апреля 2011 г. № 49н «Об утверждении Порядка и сроков работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации и Методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации». В ходе данной работы используются современные методики проведения конкурсов, в том числе специально разработанный прикладной программный продукт.

Читайте также:  Типовой образец договора купли-продажи вагончика

В 2016 году было проведено 3 конкурса на включение в кадровый резерв Министерства по группам должностей государственной гражданской службы. Участие в конкурсах приняли более 800 граждан и государственных гражданских служащих.

Вышеуказанные мероприятия позволили продолжить формировать кадровый резерв Министерства, в который на 31 декабря 2016 г. включено более 400 человек.

Вся информация о конкурсных процедурах публикуется на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Конкурсы».

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава государственной гражданской службы являются подготовка кадров для государственной гражданской службы, а также дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа на дополнительное профессиональное образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, согласно экономическим нормативам стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Структура и содержание дополнительных профессиональных программ формируются на основе индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих Минфина России, которые разрабатываются исходя из перспективных целей и задач Министерства финансов Российской Федерации, а также приоритетных направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих.

Ежегодно проходят повышение квалификации более 400 государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации.

Для объявления открытого конкурса «Повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Минфина России» Отделом кадров центрального аппарата и государственной службы Административного департамента ежегодно разрабатывается техническое задание, которое представляется в Отдел – контрактная службу.

В случае объявления конкурса на оказание образовательных услуг вся необходимая информация размещается на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с пунктом 76 Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, и на основании письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 18-2/1393 в 2012 году прошли повышение квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» по программе «Комплексное изучение целей, задач и инструментов развития конкурентной политики» 7 государственных гражданских служащих Минфина России.

В работе конкурсных и аттестационных комиссий Минфина России принимают участие независимые эксперты (их деятельность осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях, утвержденными приказами Минфина России). В состав Комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов включены как независимые эксперты, так и представители общественной организации ветеранов, созданной в Минфине России, и представители профсоюзной организации Минфина России.

Кадровым блоком Административного департамента активно ведется работа в рамках федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров» (далее – Портал) (постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2011 № 149 «О федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал управленческих кадров»). Данный портал был создан в целях обеспечения эффективного функционирования системы привлечения, отбора, профессионального развития и движения кадров на государственной гражданской службе Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В настоящее время на Портале размещены сведения о 18 государственных гражданских служащих Минфина России, включенных в федеральный резерв управленческих кадров.

Ссылка на федеральную государственную информационную систему «Федеральный портал управленческих кадров» размещена на главной странице официального сайта Минфина России.

Сведения о численности и оплате труда сотрудников центрального аппарата Минфина России в 2015-2017 гг.

ПериодСреднемесячная заработная платаЧисленность на конец периода, чел.
рублейв % к соответствующему периоду предыдущего года
1 полуг. 2015г.105733114,11222
янв.-сент. 2015г.107487112,41216
2015г., итог130908112,31219
1 кв. 2016г.88178208,31242
1 полуг. 2016г.105928100,21223
янв.-сент. 2016г.108975101,41214
2016г., итог1401071071228
1 кв. 2017г.61796701224

Сведения сформированы на основании данных, представляемых Минфином России в Федеральную службу государственной статистики в рамках федерального статистического наблюдения по форме № 1-Т (ГМС) «Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала» (утв. приказом Росстата от 24 сентября 2014 г. № 580 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий»).

Сведения приводятся в соответствии с публикациями на официальном сайте Росстата в разделе «Государство, общественные организации» (рубрика «Оперативная информация»).

Представление сведений в Росстат осуществляется на ежеквартальной основе, данные за очередной год формируются нарастающим итогом.

«Укомплектованность» – отношение фактической численности работников к числу должностей по штату.

Показатель «среднемесячная начисленная заработная плата» исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.

В суммах оплаты труда гражданских и муниципальных служащих учитываются все виды выплат, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статьи 50 и 51).

В общую численность работников в соответствии со штатным расписанием, кроме государственных гражданских служащих, включаются работники, замещавшие государственные должности, должности иного вида федеральной государственной службы (сотрудники, имевшие специальные звания), должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, а также персонал по охране и обслуживанию зданий*.

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 “О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих”.

Размеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

п/п

Наименование должности

Должностной оклад (рублей в месяц)

Ежемесячное денежное поощрение (должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в процентах к должностному окладу)

1. Должности категории “руководители”

Реестры должностей государственной службы.

В ст. 1 ФЗ «О системе государственной службы РФ» под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Аналогично в ст. 2 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в РФ» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на профессиональной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Необходимо различать и разграничивать понятия «государственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ –должности, устанавливаемыеКонституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а должности федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы учреждаются ФЗ или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно. Государственные должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в социальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов её построения и функционирования.

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом.

Должности гражданской службы можно классифицировать по критериям и группам.

Категориями должностей гражданской службы являются:

1) руководители –должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определённый срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты –должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты –должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

К группам должностей гражданской службы относятся:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» классифицируются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» законодатель разделяет на главную, ведущую, старшую и младшую должности гражданской службы.

Классные чины гражданской службы установлены ст. 11 указанного ФЗ. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с занимаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена.

Законом предусматриваются следующие классные чины гражданской службы:

1) действительный государственный советник РФ 1,2 или 3 класса;

2) государственный советник РФ 1,2 или 3 класса;

3) советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса;

4) референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса;

5) секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.

Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов федеральным гражданским служащим утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113. Классный чин гражданской службы – действительной государственный советник РФ 1, 2 или 3 класса – присваивается Президентом РФ.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется указом Президента РФ.

Для других видов государственной службы в соответствии ФЗ вводятся воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т. д.

Государственные должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

Одним из важнейших правовых источников развития и конкретизации конституционных основ государственной службы является принятый Президентом РФ Указ «О государственных должностях РФ», который устанавливает сводный перечень государственных должностей РФ. В нём содержится перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Выделяются, например, государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Федерального министра, Председателя Совета Федерации и Председателя государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека, Генерального прокурора РФ, Председателя Счётной палаты, Председателя ЦИК РФ, председателя федерального суда, судьи федерального суда.

Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» (ст. 9) устанавливает, что утверждаемый Президентом РФ реестр должностей федеральной государственной службы включает в себя перечни:

1) должностей федеральной государственной гражданской службы;

2) типовых воинских должностей;

3) типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается либо законом, либо иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Оба указанных реестра (реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ) составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Пункт 6 ФЗ «О системе государственной службы РФ» определяет, что в федеральном государственном органе субъекта РФ могут предусматриваться должности, которые не являются должностями государственной службы.Такие должности учреждаются практически в каждом государственном органе как федеральной, так и региональной государственной власти. Регламентирует трудовую деятельность работников, замещающих эти должности законодательство РФ о труде.

Ссылка на основную публикацию