Вооруженные силы и правоохранительные органы

Правоохранительные органы России

Правоохранительные органы России — это государственные органы, в обязанности, которых входит осуществление деятельности по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, проведение оперативно-розыскной деятельности и оказание юридической помощи. Главными функциями правоохранительных органов являются:

Содержание

Министерство внутренних дел (МВД)

Министерство внутренних дел России (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также выработку и реализацию государственной политики по данным вопросам. МВД, и, в частности, полиция, производят предварительное следствие и дознание по преступлениям небольшой, средней тяжести, а также тяжким преступлениям, не входящим в компетенции других следственных органов. Также МВД занимается оперативно-розыскной деятельностью. Министерство имеет сложную структуру состоящую из многих департаментов и управлений занимающихся конкретными задачами.

В состав МВД России входят:

  • Полиция.
    • Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (Госавтоинспекция).
    • Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
    • Главное управление по противодействию экстремизму.
    • Главное управление собственной безопасности.
    • Главное управление на транспорте.
    • Главное управление уголовного розыска.
    • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
  • Главное управление по контролю за оборотом наркотиков.
  • Главное управление по вопросам миграции.
  • Другие организации и подразделения, осуществляющие полномочия, возложенные на министерство.

Следственный Комитет (СК)

Следственный комитет России (СК РФ) осуществляет в соответствии с действующим законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. СК был основан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и начал свою работу с 15 января 2011 года.

Следственному Комитету подследственны уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, не считая подследственных другим ведомствам, например, дела об убийствах. Следователи СК РФ имеют специальные звания. Также в систему Следственного комитета РФ входит Главное военное следственное управление, которое осуществляет следствие по преступлениям совершенным военнослужащими Вооружённых Сил, Национальной Гвардии РФ, ПС ФСБ РФ, а также военнослужащими иных войск, сил, учреждений, формирований. Отсюда следует, что, к примеру, следствие по преступлению, совершённому военнослужащим войск Национальной гвардии, осуществляется именно сотрудниками Следственного комитета. Также данное правило распространяется и на лиц призванных на военные сборы и гражданский персонал Вооружённых Сил, ПС ФСБ РФ, иных войск сил, учреждений, формирований.

В Следственный Комитет РФ входят:

  • Центральный аппарат СК России.
  • Территориальные следственные органы (включая военные).
  • Организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России.
  • Образовательные учреждения и научные организации системы СК России.

Прокуратура

Прокуратура РФ, независимо от других органов государственной власти, обеспечивает надзор за соблюдением законодательства России органами исполнительной власти, муниципальными образованиями и т. п., в том числе и за предварительным расследованием уголовных дел. Прокуроры, в частности, руководят дознанием и могут возбуждать дела о административных правонарушениях.

Стоит уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, но лишь передаёт материалы о предполагаемом преступлении в уполномоченный следственный орган. Наиболее известное в обществе направление деятельности прокуратуры — поддержка обвинения в суде.

Генеральным Прокурором в настоящее время является Юрий Яковлевич Чайка. При этом не следует считать всю систему прокуратуры Генеральной Прокуратурой — это грубая фактическая ошибка. Прокурорам присваиваются классные чины (например, юрист третьего класса).

В Прокуратуру РФ входят:

  • Генеральная прокуратура.
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации.
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры).
  • Военная прокуратура.
  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах).

Официальный сайт Генпрокуратуры — http://genproc.gov.ru/.

Федеральная служба безопасности (ФСБ)

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ, наследница КГБ) осуществляет предварительное следствие и дознание по ограниченному кругу преступлений, угрожающих безопасности страны и жизни её граждан, таких как терроризм и шпионаж. Служба наделена правом ведения предварительного следствия и дознания, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности. Дознаватели Пограничной Службы ФСБ РФ также занимаются дознанием по ограниченному кругу преступлений. Служба находится в непосредственном подчинении Президенту России.

В состав ФСБ РФ входят:

  • Аппарат Национального антитеррористического комитета (НАК).
  • Служба контрразведки (СКР).
  • Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСиБТ) в которую входят спецподразделения «А» («Альфа») и «В» («Вымпел»).
  • Служба экономической безопасности (СЭБ).
  • Служба оперативной информации и международных связей (СОИиМС).
  • Пограничная служба (ПС).
  • Следственное управление.

Федеральная таможенная служба (ФТС)

Федеральная таможенная служба России осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела и валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного законодательства. ФТС входит в Министерство финансов России. В неё входят все региональные таможенные управления, таможенные службы и таможни.

Службы ФТС возбуждают уголовные дела и проводят неотложные следственные действия по ряду статей УК РФ, связанных с перемещением товаров через границу, а также с международными финансовыми операциями. Они проводят дознание по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей и незаконном перемещении через границу денежных средств физическими лицами. Также они занимаются оперативно-розыскной деятельностью.

В ФТС РФ входят:

  • Региональные таможенные управления.
    • Региональные таможни.
    • Таможенные посты.
  • Таможни центрального подчинения.

Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия)

Основная статья: Росгвардия

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является органом исполнительной власти по управлению военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны, такие как: охрана общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, обеспечение территориальной целостности РФ, помощь армии в обороне России от внешнего противника и др. Служба находится в ведении Президента Российской Федерации.

В состав службы входят подразделения, которые ранее входили в МВД:

  • Собственно Росгвардия (создана на основе Внутренних Войск МВД).
  • Специальные отряды быстрого реагирования (СОБР).
  • Отряды мобильные особого назначения (ОМОН).
  • Вневедомственная охрана (ОВО).
  • Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, и авиационные подразделения.

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)

Основная статья: МЧС России 6ф еЕ34К3еу Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Данное министерство частично относиться к правоохранительным органам.

В состав МЧС РФ входят:

  • Департамент оперативного управления.
  • Департамент гражданской защиты.
  • Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны.
  • Департамент надзорной деятельности и профилактической работы.
  • Департамент международной деятельности.
  • Департамент гражданской обороны и защиты населения.
  • Департамент авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации.
  • Прочие департаменты и вспомогательные управления.

Министерство юстиции (Минюст)

Министерство юстиции России (Минюст РФ) осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в данной сфере. В задачи Минюста входят: обеспечение исполнения Конституции Российской Федерации, исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций (НКО), политических партий и других организаций, оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, организация местного самоуправления и др. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений для реализации задач в установленной сфере деятельности.

К правоохранительным органам в составе Минюста относятся следующие службы:

  • Федеральная служба исполнения наказаний.
  • Федеральная служба судебных приставов.

Судебная система в России осуществляет правосудие и конституционный контроль на всей территории страны. Согласно принципу разделения властей в России действует самостоятельная и независимая судебная власть, состоящая из судов различных инстанций, которые и образуют судебную систему России.

В состав судебной системы РФ входят:

  • Верховный суд РФ (ему подчинены Общие (территориальные) и Военные суды).

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским делам, по разрешению экономических споров, по уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховному суду подчиняются все суды на территории России, в их числе: арбитражные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Также в 2014 году, Верховному суду были переданы полномочия Высшего Арбитражного суда РФ (ВАС РФ). Официальный сайт — http://www.vsrf.ru/.

  • Конституционный суд РФ (КС РФ)

Конституционный суд России является самостоятельным и независимым судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. КС РФ разрешает вопросы о толковании Конституции РФ, о соответствии законодательных и нормативных актов Конституции РФ, о конституционности применения тех или иных законов в конкретных случаях. Официальный сайт — http://www.ksrf.ru/.

Нотариат

Нотариат России — это правовой институт, органы которого выполняют обязанности по удостоверениям сделок и приданию юридической силы различным документам от имени Российской Федерации.

Согласно российским законам нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вооруженные силы. Правоохранительные органы.

Реорганизация этих институтов государства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, МВД и армии. Большое разрушительное значение для армии имело утверждение приоритета демократических идеалов перед воинской дисциплиной.

Перестройка государственных органов управления. В рамках перехода к «экономическим методам управления» и полному хозрасчету предприятий было проведено радикальное изменение всей структуры управления. В 1987 г. был начат процесс слияния и разделения министерств, в котором невозможно усмотреть какую-либо единую систему («министерская чехарда»). Фактически, начиная с 1986 г., центральный аппарат управления хозяйством был недееспособен.

Распад СССР.

1. Выход союзных республик из состава СССР;

2. Референдум;

Последствия августа 1991 г.

1. По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма – движения за выход из состава СССР.

Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассматривалось как осуществимое. Поэтому процедуры реализации этого права создано не было. В конце 80-х гг. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. был вынужден принять закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий реализацию конституционного права на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум и пятилетний срок.

Крах СССР был предрешен начавшимся крахом КПСС. Выход из КПСС республиканских партийных организаций в условиях сложившегося за десятилетия партийно-государственного единства означал, что не за горами и выход республик из состава СССР. Ждать пришлось недолго. Первыми в борьбу за независимость включились республики Прибалтики, а остальные повторили этот путь.

2. Ввиду поднявшейся волны сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство СССР решило провести референдум.

В соответствии с решениями IV съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум СССР по вопросу о сохранении СССР как федерации равноправных республик. Была определена следующая формулировка вопроса: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Предлагалось выбрать один из ответов: «да» или «нет».

Большинство населения страны на референдуме СССР высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, утратив механизмы своего воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти других, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, т. е. игнорировании местными органами власти Конституции СССР, законов СССР, создании неконституционных, параллельно Советам, структур власти на местах и т. д.

Читайте также:  В каких случаях нужно менять полис ОМС

3. События 19-21 августа 1991 г. явились последней организованной попыткой противодействия распаду СССР и созданию на его месте конфедерации в той или иной форме. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР. Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти.

Судьба СССР была решена на Беловежской встрече руководителей трех республик — Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Соглашение предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов. Это Соглашение подтолкнуло другие республики присоединиться к процессу роспуска СССР.

Вооруженные силы РФ и правоохранительная деятельность

М. Комаров, юрист.

При анализе сообщений из средств массовой информации об очередной катастрофе или чрезвычайном происшествии в воинских структурах, особенно связанных с гибелью личного состава, всегда возникают одни и те же вопросы: будут ли после случившегося реальные изменения в обеспечении охраны прав военнослужащих, законности и правопорядка, в борьбе с преступлениями и правонарушениями в армейских коллективах и будут ли, наконец, проводиться реформы в войсках или все останется по-прежнему?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим: во-первых, кем, на основании каких нормативных правовых актов и по каким направлениям осуществляется в настоящее время правоохранительная деятельность в Вооруженных Силах страны, других войсках и воинских формированиях; во-вторых, почему не достигаются положительные результаты; и, в-третьих, что можно предпринять для совершенствования правоохранительной деятельности.

Как известно, одним из основных принципов строительства вооруженных сил является принцип единоначалия, исходя из которого вся ответственность в воинских частях и учреждениях возлагается на их командиров и начальников. Но командиров – единоначальников не учат юриспруденции, они в большинстве своем не получают юридического образования и потому должны иметь надежную опору в лице соответствующих органов, призванных осуществлять правоохранительные функции. Это органы дознания, органы Федеральной службы безопасности (ФСБ), военная прокуратура и военные суды. Только эти органы имеют полномочия по осуществлению правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Казалось бы, для нормального обеспечения (в правоохранительном аспекте) функционирования Вооруженных Сил государства таких мощных структур вполне достаточно. Однако статистические данные Главной военной прокуратуры говорят об обратном.

Статистические данные приводятся по сведениям о состоянии преступности в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации в 1988 – 1999 гг. Материалы Главной военной прокуратуры. М., 2000.

Так, начиная с 1992 г. ежегодно в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях совершается в среднем около 25 тыс. преступлений (1994 г. – 24331; 1996 г. – 30529; 1998 г. – 24814; 1999 г. – 21560). Высок показатель преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений военнослужащих ( 1993 г. – 1287; 1995 г. – 1648; 1997 г. – 2035; 1999 г. – 1971). Все чаще уставные правила взаимоотношений военнослужащих нарушаются в целях вымогательства, влекут за собой убийства, побуждают потерпевших к уклонениям от военной службы и даже самоубийствам. Постоянно растет количество преступлений, совершенных воинскими должностными лицами (1993 г. – 598; 1995 г. – 1116; 1998 г. – 1017; 1999 г. – 1354). В 1997 г. зарегистрировано 304 умышленных убийства военнослужащих, в 1998 г. – 299, в 1999 г. – 246. За 1997 – 1999 гг. совершено 1177 преступлений с применением оружия.

Можно расширить статистику, выделить данные по причинению тяжкого вреда здоровью, хулиганству, уклонениям от военной службы и другим видам преступлений, но суть, в принципе, понятна.

По мнению социологов, на развитие криминогенной ситуации в стране оказывают влияние около 250 негативных социальных факторов. В первую очередь к ним относятся: резкая смена идеологической базы, общее ухудшение материального благосостояния и индивидуализация мышления (при принятии решений расчет делается только на собственные силы). Конечно, пороки российского общества находят свое отражение и в деятельности Вооруженных Сил. Но вывод очевиден: выполнение функциональных задач органами, осуществляющими правоохранительную деятельность в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях, не приносит ощутимых результатов.

Теперь определим, на основании каких нормативных правовых актов и по каким функциональным направлениям осуществляется правоохранительная деятельность вышеуказанными органами.

Начнем с органов дознания. Напомним, что применительно к теме, дознание – это процесс расследования преступлений, производимого по постановлению командира воинской части, начальника военного учреждения военным дознавателем, с соблюдением требований уголовно – процессуального законодательства. Дознание проводится также на основании постановления военного прокурора о возбуждении уголовного дела. Военные дознаватели назначаются приказом командира воинской части из числа офицеров части сроком на два года.

В соответствии со ст. 117 УПК РСФСР командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений являются органами дознания в Вооруженных Силах. Деятельность органов дознания регламентируется УПК, а также специальной Инструкцией, утвержденной Главным военным прокурором и введенной в действие приказом Министра обороны РФ от 18 августа 1994 г. N 275.

Правовую основу организации и деятельности органов ФСБ составляет Федеральный закон от 22 февраля 1995 г. “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. В соответствии с этим законом деятельность органов ФСБ осуществляется по трем основным направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и разведывательная деятельность. Основной задачей органов ФСБ, конечно же, является противодействие деятельности зарубежных специальных служб. Органы ФСБ ведут борьбу не со всеми видами преступлений, а с наиболее опасными для государства (шпионаж, террористическая деятельность, организованная преступность, незаконный оборот оружия и наркотических средств, контрабанда и другие преступления, по которым дознание и предварительное следствие отнесено к их компетенции), а также выполняют задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.

Правовая основа деятельности органов ФСБ в воинских структурах – Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденное Указом Президента 7 февраля 2000 г.

Выделим несколько новых задач, поставленных перед органами безопасности в войсках.

Если раньше особый отдел просто информировал командование обо всех негативных моментах, которые были выявлены, то теперь он может потребовать от него определенных действий по ликвидации негатива. Прописано это так: “Вносить в органы военного управления и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности”. И еще одно новое право – “знакомиться в соответствующих органах военного управления с материалами, определяющими и характеризующими финансово – хозяйственную деятельность этих органов”. Здесь имеются в виду случаи коррупции, хищения государственных средств и их нецелевого использования. Раньше командование не обязано было показывать работникам особых отделов финансовые документы, теперь же органам безопасности в войсках открыто новое широкое поле деятельности.

Что касается военной прокуратуры, то ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации” в редакции от 23 декабря 1998 г. (разд. 6 “Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры”).

Наиболее важными функциями военной прокуратуры являются:

надзор за исполнением законов органами военного управления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими в Вооруженных Силах оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно – процессуальным законодательством;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления и их должностными лицами;

надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными судами.

Военные суды в соответствии с Федеральным конституционным законом “О военных судах Российской Федерации” от 23 июня 1999 г. входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Если до принятия данного Федерального конституционного закона военные суды, осуществляя задачи правосудия, были призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность государства, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы, то теперь основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Суммировав функции органов, осуществляющих правоохранительную деятельность в воинских структурах, становится очевидным, что замкнутой системы не получается, ощущается отсутствие независимого от командования органа, уполномоченного: осуществлять охрану общественного порядка и обеспечивать общественную безопасность в связи с функционированием Вооруженных Сил и других воинских формирований; выявлять правонарушения, проводить дознание в пределах установленных законом полномочий, осуществлять оперативно – розыскную деятельность в полном объеме, предусмотренном УПК и Законом “Об оперативно – розыскной деятельности”; пресекать правонарушения и проводить розыск лиц, уклоняющихся от привлечения к уголовной ответственности.

Необходимость реформирования правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, причем в первую очередь в законодательном порядке, как можно более точной и полной регламентации в законах принципов, условий и механизма такой деятельности диктуется самой практикой.

В феврале 1994 г. Президент Российской Федерации обратился с первым посланием к Федеральному Собранию, в разделе “Военная безопасность” которого указывалось, что основное внимание в дальнейшем “должно быть направлено на военно – правовую реформу”, на продолжение строительства Вооруженных Сил и их глубокое реформирование. Исходя из этих требований, был подготовлен проект концепции военно – правовой реформы в Вооруженных Силах. Основная цель военно – правовой реформы – достижение качественно нового уровня правотворческой, правоисполнительной, правозащитной и правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах. Для усиления борьбы с преступностью, укрепления правопорядка и дисциплины в Вооруженных Силах проектом концепции предусматривалось создание военной полиции. Опыт армий практически всех развитых стран мира подтверждает целесообразность существования такой структуры. Создание военной полиции предусматривалось Федеральной программой по усилению борьбы с преступностью, которая была утверждена Указом Президента от 24 мая 1994 г. Предполагалось, что военная полиция должна решать следующие основные задачи: предупреждать, пресекать и раскрывать преступления и другие правонарушения, совершенные военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, а также гражданским персоналом Вооруженных Сил при исполнении ими служебных обязанностей; обеспечивать личную безопасность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил; вести учет происшествий и преступлений; производить дознание, осуществлять розыск и задержание военнослужащих, самовольно оставивших место службы, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; осуществлять розыск похищенного (утраченного) оружия и боеприпасов, имущества Вооруженных Сил; нести патрульную службу и обеспечивать правопорядок среди военнослужащих в гарнизонах; конвоировать военнослужащих, содержащихся под стражей на гауптвахте, в военные прокуратуры, на судебные заседания военных судов, а также конвоировать их в дисциплинарную часть или следственный изолятор; выполнять функции военной автомобильной инспекции.

Читайте также:  Как заполнить справка-расчет ФССв 2021 году: образец

Комитет Государственной Думы по обороне разработал законопроект о военной полиции, который в июне 1996 г. был внесен на рассмотрение Совета Государственной Думы, после чего увяз в согласованиях. Альтернативный законопроект о военной полиции был подготовлен по поручению Правительства РФ Министерством обороны, но в Государственную Думу до сих пор не вносился, хотя Постановлением Правительства от 10 марта 1999 г. “О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 – 2000 годы” Министерству обороны, МВД и ФСБ был установлен срок подготовки законопроекта о военной полиции до конца 1999 г.

Что касается военных судов и органов военной прокуратуры, то исходя из конституционного принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, они должны быть самостоятельными, не зависеть от военного командования, содержаться вне численности Вооруженных Сил и финансироваться из средств, выделяемых на содержание федеральной судебной системы и органов прокуратуры. Законодателем уже сделан первый шаг – в соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального конституционного закона “О военных судах Российской Федерации” с 1 января 2000 г. военные суды Министерством обороны не финансируются. При рассмотрении дел и жалоб они должны обеспечивать не интересы юридических лиц и их объединений, а в первую очередь: защиту прав, свобод и законных интересов военнослужащих, органов военного управления, воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Вооруженных Сил и других воинских формирований; поддержание законности и правопорядка в воинских структурах.

История отечественного государства и права

Вооруженные силы и правоохранительные органы

Усиление Красной армии. В начавшейся гражданской войне и интервенции Советское государство стало перед необходимостью вести вооруженную борьбу с массовыми регулярными армиями. Созданная на основе принципа добровольности Красная армия была малочисленной и не могла реально противостоять объединенным силам внутренней контрреволюции иностранных интервентов. Поэтому проводились меры по укреплению и увеличению численности Красной армии. В апреле 1918 г. вводится всеобщее обязательное обучение военному делу граждан от 18 до 40 лет 1 Только в 1919 г. через систему всеобщего обязательного обучения (Всеобуч) прошло 800 тысяч человек. . Эта мера подготовила условия для введения всеобщей воинской обязанности для тех, кто не эксплуатирует чужой труд. В губерниях и уездах создавались комиссариаты по военным делам, которым поручалось обучение военнообязанных. Вскоре ВЦИК объявил, что «переход от добровольческой армии к всеобщей мобилизации рабочих и крестьян повелительно диктуется всем положением страны». 29 мая 1918 г. была введена всеобщая воинская повинность, закрепленная затем в Конституции РСФСР 1918 г. Вскоре после этого была создана массовая Красная армия.

Вопросы военного строительства рассматривались на V Всероссийском съезде Советов. Съезд подчеркнул необходимость построения Красной армии на основе принципа централизма, установления строгой дисциплины, беспрекословного подчинения бойцов своим командирам. Съезд предложил широко привлекать специалистов из числа офицеров старой армии, знания которых необходимо было использовать для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии.

На 1 августа 1919 г. в Красной армии служили 314 150 старых военных специалистов, из которых 48 409 были строевыми офицерами и генералами. Одновременно большое значение придавалось подготовке командного состава из числа рабочих и крестьян. В годы гражданской войны начали функционировать Академия Генерального штаба. Артиллерийская военно-инженерная академии, другие учебные заведения (училища, школы, курсы). В ходе Гражданской войны из среды рабочих и крестьян выдвинулись талантливые военачальники (М.В. Фрунзе, К.Е. Ворошилов. С.М. Буденный, Г.К. Блюхер, В.И. Чапаев и др.).

Призыв в Красную армию большого количества крестьян политически и культурно отсталых, а также необходимость контроля за старыми специалистами делал необходимым создание политического аппарата. Весной 1918 г. в Красной армии был введен институт военных комиссаров. На комиссаров возлагалось руководство политической работой в частях и соединениях, контроль за военными специалистами, принятие мер к установлению дисциплины и порядка. Институт комиссаров себя полностью оправдал, он способствовал созданию в короткий срок сильной и боеспособной армии.

Руководство политической работой в Красной армии осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, находившееся при Народном комиссариате по военным делам. В апреле 1919 г. вместо него был образован Политический отдел Реввоенсовета республики, который 26 мая был переименован в Политическое управление. Оно пользовалось правом назначения и утверждения военных комиссаров. В 1920 г., после разгрома войск Деникина, наступил период мирной передышки. Советское государство получило возможность приступить к восстановлению народного хозяйства. Для этого использовались воинские соединения. 15 января 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны преобразовал Третью армию в 1-ю Революционную армию труда. Вслед за этим в трудовые армии были преобразованы некоторые другие соединения. Трудовые армии использовались для восстановления железнодорожного транспорта, добычи каменного угля, заготовок продовольствия, на сельскохозяйственных работах. В апреле 1920 г. в связи с начавшейся войны с Польшей трудовые армии вновь были приведены в боевое состояние.

Органы госконтроля. В годы Гражданской войны обнаружились недостатки в деятельности органов госконтроля. Главный заключался в том, что контроль осуществлялся силами штатных сотрудников, значительная часть которых состояла из старых чиновников, пришедших на работу в советские учреждения. Бюрократические формы контроля, которые применялись штатными сотрудниками госконтроля, оказались малоперспективными. Встал вопрос о реорганизации госконтроля. Кроме того, отсутствовала единая система контроля. Наряду с наркоматом государственного контроля функционировали ведомственные контрольные органы (инспекция ВСНХ. инспекции наркоматов, военная инспекция, рабочие контрольные инспекции).

8 февраля 1920 г. было опубликовано принятое ВЦИК Положение о Рабоче-крестьянской инспекции (Рабкрин). Оно предусматривало реорганизацию государственного контроля, создание Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции. Работа наркомата и его органов на местах строилась на основе привлечения широких масс трудящихся к осуществлению контроля над всеми органами государственного управления, хозяйства и общественных организаций.

Основными задачами Рабкрина были инспекции являлись: борьба с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях, усиление фактического контроля путем летучих ревизий и обследования всех органов Советской власти как в области административного управления, так и в области хозяйственной, а также общественных организаций; наблюдение за точным исполнением декрета VI Всероссийского съезда Советов о законности; наблюдение за организацией во всех учреждений приема жалоб и заявлений.

При Рабоче-крестьянской инспекции образовывалось Особое бюро для приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц.

Рабоче-крестьянская инспекция должна была представлять на рассмотрение центральных и местных органов конкретные предложения. выработанные на основе обследований, об управлении аппарата Советской власти, искоренении бесхозяйственности, канцелярской волокиты и т.д.

Выборы в Рабкрин происходили в городах по предприятиям и учреждениям, в сельской местности на сельских и волостных собраниях избирателей, а также на беспартийных рабоче-крестьянских конференциях.

Соединение государственного и общественного начал в деятельности Рабкрина достигалось тремя способами:

  1. делегирование коллективами трудящихся своих представителей в Рабкрин в качестве постоянных членов;
  2. организация ячеек содействия Рабкрину на заводах, фабриках, селах, волостях — везде, где имелся аппарат управления;
  3. привлечение рабочих и крестьян к участию в массовых обследованиях деятельности государственного аппарата.

Вышеназванные способы были призваны обеспечить реальный контроль за государственным аппаратом и в то же время обучать азам управления рабочих и крестьян.

На предприятиях и учреждениях создавались ячейки содействия Рабкрину. К 15 октября 1920 г. они были созданы в 56 губерниях.

Управление промышленностью. На организационные формы управления промышленностью повлияли экономическая разруха и особые условия гражданской войны. Тот факт, что промышленность страны не работала на полную мощность, экономические ресурсы были крайне скудны, требовал их концентрации. Только таким способом можно было обеспечить Красную армию всем необходимым, чтобы добиться победы над внутренними и внешними врагами. В этих условиях единственно возможной (и как оказалось оправдавшей себя) стала система управления, построенная на предельно нейтралистских началах. Она получила название системы главкизма.

Промышленные предприятия лишались самостоятельности. Управление ими осуществлял ВСНХ и его главки. Каждый главк обладал всей полнотой власти по отношению к подчиненным предприятиям: устанавливал объем промышленного производства, распределял между предприятиями сырье и оборудование, осуществлял сбыт произведенной продукции. Предприятия находились на сметно-бюджетном содержании и не имели собственных оборотных средств, не могли самостоятельно решать вопросы снабжения необходимым сырьем и оборудованием, вступать в договорные отношения с другими предприятиями.

Недостатки системы главкизма состояли в том, что она требовала создания громоздкого административного аппарата, не создавала экономических стимулов у производителей. Кроме того, чрезмерная централизация управления приводила к бюрократизму в работе главков.

Однако система главкизма позволила Советскому государству мобилизовать скудные материальные ресурсы и направить их на обеспечение победы в Гражданской войне.

Чрезвычайные условия войны и экономическая разруха повлекли за собой централизацию снабжения населения продовольствием. Осенью 1918 г. была введена карточная система, по которой распределение продовольствия производилось по различным категориям. Например, первую категорию составляли квалифицированные рабочие, женщины с детьми до года, а последнюю — четвертую — нетрудовые элементы.

Ввиду крайнего обесценивания денег и практически отсутствия товарооборота снабжение населения производилось в натуральном виде. Зарплата и пенсии выдавались в виде продуктов и промышленных изделий.

Несмотря на исключительно трудные условия гражданской войны, государство уделяло внимание образованию. 26 декабря 1919 г. Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет о ликвидации безграмотности среди населения. Все граждане от 8 до 50 лет подлежали обучению грамоте. Для организации этой работы была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. За первые три года Советской власти грамоте было обучено около 7 млн. человек.

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Содержание:

  • 1 Правоохранительные органы
  • 2 Система правоохранительных органов, виды.
  • 3 Судебная власть. Принципы правосудия.
  • 4 Судебная система РФ
    • 4.1 Судьи, их полномочия, компетенции.

↑ Правоохранительные органы

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.

Основные функции правоохранительных органов:

  • охрана государственного и общественного строя (конституционный контроль);
  • укрепление законности и правопорядка;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

↑ Система правоохранительных органов, виды.

1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура

Виды правоохранительных органов:

  • Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, специализированные суды)
  • Органы выявления и расследования преступлений: (Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Полиция, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
  • Органы юридической помощи: (Нотариат, Адвокатура)
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности: (Прокуратура Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Налоговые службы, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов)

Правоохранительные органы РФ

↑ Судебная власть. Принципы правосудия.

Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства

Читайте также:  Аттестация персонала на предприятии и ее виды

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.

↑ Судебная система РФ

Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ

Функции суда:

  • осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния


Судебная система РФ
включает:

  1. Федеральные суды
  2. Суды субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции,апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

↑ Судьи, их полномочия, компетенции.

Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.

Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).

Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ:

  • Установление судебной системы РФ Конституцией РФ и Законом о судебной системе
  • Соблюдение всеми федеральными и мировыми судьями установленных правил судопроизводства
  • Применение всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ
  • Закрепление подчинённых и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов
  • Признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу
  • Законодательное закрепление единства статуса судей
  • Финансирование федеральных и мировых судей из федерального бюджета

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Реорганизация этих институтов государства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, МВД и армии. Считая их наиболее консервативной частью Советского государства, идеологи перестройки стремились их психологически разоружить. На деле проводилась акция по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подрыву самоуважения офицерского корпуса.

Большое разрушительное значение для армии имело утверждение приоритета демократических идеалов перед воинской дисциплиной (в 1991 г. интенсивно внедрялась мысль, что солдат не должен выполнять приказы, идущие вразрез с “общечеловеческими ценностями”. Такие заявления вынуждены были делать даже высшие должностные лица Министерства обороны). Нарастали требования о прохождении службы призывниками только в своих республиках – подготовка к расчленению Советской Армии по национальному признаку.

Основные процессы, сказавшиеся на армии, были связаны с объявленным прекращением холодной войны, крупным разоружением и сокращением вооруженных сил; ликвидацией Варшавского договора и выводом советских войск из стран Восточной Европы; конверсией оборонной промышленности СССР; нарастающим экономическим кризисом, который затруднил снабжение армии и социальное обустройство увольняемых офицеров; нарастанием политических и межнациональных конфликтов, в которые вовлекалась армия.

Важные изменения проходили не столько в структуре, сколько в процессе принятия государственных решений, которые определяли место того или иного института в государстве. Военное руководство было отстранено от участия в решении важнейших военно-политических вопросов. Так, поразившее весь мир заявление М.С. Горбачева 15 января 1986 г. о программе полного ядерного разоружения СССР в течение 15 лет было неожиданностью для военных.

В 1986 г. была создана Межведомственная комиссия по разоружению (из руководителей МИД, МО, КГБ, Военно-промышленной комиссии Совмина и ряда отделов ЦК КПСС – «большая пятерка”). В ней нарастала напряженность, дошедшая 10 марта 1990 г. до открытого конфликта из-за того, что договоренности М.С. Горбачева и МИД с США по разоружению не только не согласовывались, но даже не доводились до сведения комиссии. Так, не удалось обнаружить никаких сведений о подготовке решения об уничтожении лучшего в мире ракетного комплекса “Ока”, о котором открыто вообще не было речи на переговорах. После этого конфликта комиссия была ликвидирована.

В связи с переходом к рыночной экономике стали создаваться новые органы, в которых не было необходимости при советской системе хозяйства. В 1986 г. образовано как общесоюзный орган Главное управление государственного таможенного контроля, преобразованное в 1991 г. в Таможенный комитет СССР (в 1991 г. был утвержден новый Таможенный кодекс СССР). В январе 1990 г. учреждена Главная государственная налоговая инспекция.

В 1987 г. в составе УВД стали создаваться отряды милиции особого назначения (ОМОН), предназначенные для охраны общественного порядка во время митингов и демонстраций. В 1989 г. на вооружение милиции была принята резиновая дубинка, что имело большое символическое значение.

В 1989-1991 гг. произошло внешне малозаметное, но важное изменение во всех правоохранительных органах (МВД, КГБ, суде и прокуратуре) – уход большой части квалифицированных кадров. К этому побуждали две причины: сильное давление прессы, которая дискредитировала эти органы, и быстрое относительное понижение зарплаты, которое в этих органах невозможно компенсировать побочными заработками.

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Ссылка на основную публикацию