Статья 53 Градостроительного кодекса

Статья 53. Строительный контроль

СТ 53 ГрК РФ.

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 53 Градостроительного кодекса РФ

1. Как следует из анализа ст.ст.53-54 ГрК РФ, законодатель в сфере градостроительной деятельности различает контроль и надзор по субъекту, порядку проведения и иным параметрам. Так, строительный контроль осуществляется самим застройщиком (заказчиком) и подрядчиком, в то время как государственный строительный надзор – государственным органом РФ или субъекта РФ.

Предметом строительного контроля является проверка соответствия качества работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, четырем базовым параметрам: положениям проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. В связи с этим, строительный контроль может быть охарактеризован как самоконтроль организации, занимающий свое четко определенное место в ряду предусмотренных действующим законодательством видов негосударственного контроля. Наиболее близким строительному контролю по задачам, а потому имеющим аналогичную юридическую природу, является производственный экологический контроль (ст.67 Закона об охране окружающей среды) и производственный земельный контроль (ст.73 ЗК РФ).

Общим требованием к созданию такой системы самоконтроля организации является уведомление специально уполномоченных государственных контрольных органов об его организации. Комментируемая статья (ч.3) доводит эту норму до логического конца, возлагая обязанность на лицо, осуществляющее строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства. При этом не уточняется, органы какого уровня (РФ, субъектов РФ, либо всех вместе) следует в таких случаях уведомлять, а также не раскрывается дефиниция «аварийная ситуация на объектах капитального строительства».

Представляется, что под последней следует понимать опасное повреждение или разрушение технических устройств или возводимых сооружений, повлекшее нарушение требований безопасности и представляющее угрозу благоприятным условиям жизнедеятельности на соответствующей территории. Уведомление о такой аварийное ситуации, на наш взгляд, целесообразно направлять в территориальные подразделения федерального органа государственного строительного надзора, а также органы строительного надзора субъекта РФ. Критерии вышеупомянутой опасности должны быть утверждены правительством РФ.

2. Характерно, что строительный контроль в рассмотренном виде не является новеллой ГрК РФ, поскольку уже давно предусмотрен (только без такого названия) ГК РФ. Так, согласно ст.748 ГК РФ, заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Урегулирован в ГК РФ и вопрос о привлечении к строительному контролю третьих лиц. При этом ГрК РФ предусматривает участие в строительном контроле только одного приглашенного лица, осуществившего подготовку проектной документации, для проверки соответствия ей выполняемых работ. ГК РФ более широко подходит к данному факультативному привлечению сторонних лиц. Согласно ст.749 ГК РФ, заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

Как следует из содержания приведенной нормы, данный инженер не связан с разработкой проектной документации. При этом представляется, что особой коллизии между нормами ГрК РФ и ГК РФ в этом случае нет, поскольку в силу принципа свободы договора (ст.1 ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

3. В ч.4 упоминаются несколько подвидов строительного контроля, в том числе контроль за безопасностью строительных конструкций и т.д. Юридическое значение каждой стадии строительного контроля заключается в том, что при выявлении недостатков безопасности строительных конструкций, работ, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться акты освидетельствования таких работ сразу после выявления таких недостатков, которые подписываются обеими сторонами договора. Такие акты дают застройщику (заказчику) требовать устранение выявленных недостатков с последующей проверкой такого устранения, а также могут являться доказательствами в суде при необходимости привлечения подрядчика к гражданско-правовой ответственности.

Так, согласно ст.754 ГК РФ, подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия. При реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т.п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части. Однако подрядчик не несет ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество объекта строительства.

4. В отличие от государственного строительного надзора, сроки и порядок которого достаточно четко регламентированы, периодичность строительного (производственного) контроля законодателем не регулируется, за исключением случая проведения повторного контроля через шесть месяцев после окончания предыдущего в случаях, указанных ч.6 комментируемой статьи 53 Градостроительного кодекса РФ.

5. Близким по своему содержанию к строительному контролю является авторский надзор. Согласно ст.12 Закона об архитектурной деятельности, архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль.

Статья 53 ГрК РФ. Строительный контроль

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Читайте также:  Оформление визы Россию для граждан Евросоюза

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

8. Порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарии к ст. 53 ГрК РФ

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи устанавливают цель строительного контроля, а также лиц, осуществляющих данный контроль.

В соответствии со ст. 748 ГК РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

2. Часть 3 обязывает лицо, осуществляющее строительство, извещать об аварийных ситуациях органы государственного строительного надзора.

Аварийная ситуация – ситуация, при которой возможно разрушение сооружений, отдельных элементов, технических устройств.

Авария – опасное происшествие на хозяйствующем субъекте, транспорте или на линиях связи, представляющее угрозу жизни и здоровью людей либо приводящее к разрушению производственных помещений, повреждений или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, а также к нарушению производственного процесса.

Компетенция органов государственного строительного надзора установлена ст. 54 комментируемого Кодекса.

3. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает ряд требований, выполнение которых необходимо в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. К таким требованиям относится следующее:

контроль проводится за выполнением таких работ, которые влияют на безопасность объекта и выполнение которых не может быть проведено после других работ;

контроль проводится за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение недостатков невозможно без разборки и повреждения других строительных конструкций и участков сетей;

контролируется соответствие работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов;

проводится контроль над работами, которые могут оказать влияние на безопасность строительных конструкций;

по результатам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты.

4. Часть 5 устанавливает, что после устранения выявленных недостатков застройщик или заказчик может потребовать проведения повторного контроля, после чего составляет очередной акт освидетельствования.

5. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что если срок после проведения соответствующего контроля составляет более 6 месяцев, то, прежде чем начать работы, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, необходимо провести повторный контроль, если устранение недостатков, выявленных в ходе контроля, невозможно впоследствии без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.

6. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что замечания уполномоченных лиц в ходе строительного контроля должны быть оформлены в письменном виде. Об устранении недостатков должен быть составлен акт, который подписывается лицами, предъявившими замечания.

. �. 53. Градостроительного кодекса РФ
Строительный контроль

1. Строительный контроль проводится впроцессе строительства,реконструкции, капитального ремонта объектов капитальногостроительства в целях проверки соответствия выполняемых работпроектной документации, требованиям технических регламентов,результатаминженерных изысканий, требованиям градостроительногопланаземельного участка.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющимстроительство.В случае осуществления строительства, реконструкции,капитальногоремонта на основании договора строительный контрольпроводитсятакже застройщиком или техническим заказчиком либопривлекаемым ими наосновании договора физическим или юридическимлицом.Застройщик или технический заказчик по своей инициативеможет привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектнойдокументации,для проверки соответствия выполняемых работ проектнойдокументации (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N240-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N31, ст. 4209; Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7015).

3. Лицо, осуществляющее строительство,обязано извещать органыгосударственного строительного надзора о каждом случаевозникновения аварийных ситуаций на объекте капитальногостроительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитальногоремонтаобъекта капитального строительства лицом, осуществляющимстроительство(лицом, осуществляющим строительство, изастройщикомилитехническим заказчиком в случае осуществления строительства,реконструкции, капитального ремонта на основании договора),долженпроводиться контроль за выполнением работ, которые оказываютвлияниена безопасность объекта капитального строительства и всоответствии с технологией строительства, реконструкции,капитальногоремонта контроль за выполнением которых не может бытьпроведен после выполнения других работ, а такжеза безопасностьюстроительныхконструкций и участков сетей инженерно-техническогообеспечения, если устранение выявленных в процессе проведениястроительногоконтроля недостатков невозможно без разборки илиповреждения других строительных конструкций и участков сетейинженерно-технического обеспечения, за соответствием указанныхработ, конструкций и участков сетей требованиям техническихрегламентови проектной документации. До проведения контроля забезопасностью строительных конструкций должен проводитьсяконтрольза выполнением всех работ, которые оказывают влияние набезопасность таких конструкций и в соответствии с технологиейстроительства, реконструкции, капитального ремонта контроль завыполнением которых не может быть проведен послевыполнения другихработ, а также в случаях, предусмотренных проектнойдокументацией,требованиямитехнических регламентов, должныпроводиться испытаниятаких конструкций. По результатам проведения контроля завыполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций,участковсетей инженерно-технического обеспечения составляются актыосвидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетейинженерно-техническогообеспечения (в ред. Федеральногозакона от28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ – Собрание законодательстваРоссийскойФедерации,2011, N 49, ст. 7015).

5. При выявлении по результатам проведения контролянедостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ,конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечениязастройщикили технический заказчик может потребовать проведенияконтроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанныхконструкций, участков сетей инженерно-технического обеспеченияповторно после устранения выявленных недостатков. Актыосвидетельствованиятаких работ, конструкций, участков сетейинженерно-техническогообеспечения должны составляться только послеустранениявыявленных недостатков (в ред. Федерального закона от 28ноября 2011 г. N 337-ФЗ – Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 49, ст. 7015).

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящейстатьи других работ должно быть начато более чем через шестьмесяцевсо дня окончания проведения соответствующего контроля,контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние набезопасностьобъекта капитального строительства и в соответствии стехнологией строительства, реконструкции, капитального ремонтаконтрольза выполнением которых не может быть проведен послевыполнения других работ, а также за безопасностью строительныхконструкцийи участков сетей инженерно-технического обеспечения,если устранение выявленных в процессе проведения строительногоконтролянедостатков невозможно без разборки или повреждения другихстроительных конструкций и участков сетей инженерно-техническогообеспечения, должен быть проведен повторно с составлениемсоответствующихактов.

7. Замечания застройщика или технического заказчика,привлекаемыхзастройщиком или техническим заказчиком для проведениястроительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектнойдокументации, о недостатках выполнения работ при строительстве,реконструкции, капитальном ремонте объекта капитальногостроительствадолжны быть оформлены в письменной форме. Обустранении указанных недостатков составляется акт, которыйподписывается лицом, предъявившим замечания об указанныхнедостатках, и лицом, осуществляющим строительство (в ред.Федеральногозакона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ – СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015).

8. Порядок проведения строительного контроля можетустанавливатьсянормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кто проводит строительный контроль и какие работы он включает? Предупреждая риски

Необходимость строительного контроля возникает при возведении объектов любого типа. Благодаря ему заказчик может удостовериться, что все работы выполнены надлежащим образом и с соблюдением заявленных сроков, качество стройматериалов отвечает стандартам, а расходы соответствуют реальной смете. Данная статья поможет читателям узнать, что включает в себя контроль строительных объектов и какие организации его проводят.

Цели и задачи строительного контроля

Постановление Правительства РФ № 468 [1] и статья 53 Градостроительного кодекса РФ [2] обязывают осуществлять контроль качества строительных работ при возведении любых объектов.

Строительный контроль представляет собой комплекс проверок, назначение которых — подтвердить, что проводимые работы

  • соответствуют требованиям нормативных документов — проекта, технических регламентов, правил безопасности (в том числе экологической);
  • осуществляются с соблюдением сроков строительства и расходов, установленных сметой.

Наряду с определением «строительный контроль» встречаются синонимичные термины «строительный надзор», «технический надзор», «технический контроль». Однако между ними есть некоторые различия. Под техническим контролем обычно подразумевают проверку, которая проводится только заказчиком. Следовательно, это более узкое определение. Кроме того, можно встретить термин «авторский контроль», или «авторский надзор». Это вид оценки соответствия работ проектной документации. Авторский контроль обычно осуществляется разработчиком проекта, термин входит в понятие строительного контроля.

Порядок проверки, требования к оценочным мероприятиям регламентируются в том числе в СНиП 12-01-2004 [3] . В документе указано, какие этапы включает в себя контроль выполнения строительно-монтажных работ. Также СНиПом оговариваются организации и лица, обязанные либо уполномоченные проводить те или иные виды проверки.

Основные цели надзора за строительными работами:

  • Обеспечение надлежащего качества строительных работ. К сожалению, компетентность и добросовестность исполнителя не всегда удается оценить заранее. Нередки случаи, когда подрядчик нарушает технологию, упрощает инженерные решения, установленные проектом, в результате чего неизбежно возникают проблемы при эксплуатации готового объекта.
  • Гарантия использования предусмотренных проектом строительных материалов и конструкций. Недобросовестный исполнитель работ может в корыстных целях заменить материалы более дешевыми, менее качественными. Вследствие этого снижаются эксплуатационные свойства здания, нарушаются экологические нормы, не говоря о том, что обманутый застройщик теряет средства.
  • Контроль бюджета, отсутствие неоправданных расходов в связи с некорректно составленной сметой подрядчика. Этот пункт особенно важен, если учесть, как часто встречаются в практике строительства случаи обмана заказчиков путем преднамеренного завышения цены материалов и преувеличения объемов работ.

Справедливо будет отметить, что не всегда нарушения являются следствием махинаций со стороны подрядчика: причинами ошибки могут стать некомпетентность, невнимательность составителя сметы.

Итак, строительно-технический контроль:

  1. Обеспечивает своевременную реализацию проекта. Благодаря строительному контролю удается избежать расходов, обусловленных нарушением сроков ввода здания в эксплуатацию.
  2. Дает подтверждение безопасности строительных работ и последующей эксплуатации объекта.
  3. Подтверждает соблюдение закона. Другими словами, заказчик услуг строительного контроля может быть уверен в отсутствии будущих проблем с Ростехнадзором и другими проверяющими организациями.

Требования к подрядчикам и специалистам стройнадзора

Поскольку порядок проведения строительного контроля определяется законодательством, специалисты и компании, осуществляющие технический надзор, подчиняются строгим требованиям.

Согласно Градостроительному кодексу [4] контроль строительных работ должен проводиться исполнителем или заказчиком. Роль первого обычно играет подрядчик, в качестве второго выступает застройщик (собственник) либо уполномоченная им организация. Юридическое лицо в профессиональной терминологии называется техническим заказчиком.

В свою очередь, и технический заказчик может перепоручать действия по строительному надзору сторонним профессионалам.

Главное требование к компании, предоставляющей услуги строительного контроля, — наличие разрешения на осуществление данных видов деятельности. Допуск должен быть выдан саморегулируемой организацией [5] .

Поскольку строительный контроль напрямую связан с безопасностью эксплуатации объектов, получить допуск СРО к этому виду деятельности может далеко не любая фирма. К юридическим лицам, заинтересованным в получении разрешения, предъявляются строгие требования.

Штат сотрудников такой фирмы должен включать в себя инженеров-проектировщиков, специалистов по электротехническим, сантехническим, вентиляционным системам, сметчиков, архитекторов, геодезистов и т.д.

Количество сотрудников организации должно быть не менее семи, если речь идет о юридическом лице — пять специалистов и два руководителя. Если на получение свидетельства СРО претендует индивидуальный предприниматель, требуется, чтобы штат организации включал в себя не меньше пяти сотрудников. Руководители компании должны иметь высшее профессиональное образование и как минимум семилетний стаж работы в области строительства [6] .

Чтобы получить допуск СРО, фирма предоставляет обширный пакет документов, в том числе подтверждающих, что в компании действует система проверки качества выполняемых работ.

Порядок проведения строительного контроля

Процесс технического надзора состоит из нескольких этапов в соответствии с порядком реализации проекта. Обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг строительного контроля, можно в любой момент, но чем раньше заказчик приступит к проверке, тем меньше расходов он понесет в итоге. Нарушения, допущенные исполнителями на ранних этапах строительства и не выявленные вовремя, нередко влекут за собой серьезный финансовый ущерб.

Исходя из этого, рекомендуется приступать к контролю качества строительно-монтажных работ на стадии планирования, а заканчивать проверочные мероприятия после сдачи объекта в эксплуатацию.

При обращении клиента в компанию, предоставляющую услуги строительного надзора, после изучения всех нюансов предстоящего сотрудничества между сторонами заключается соглашение. В нем указывают права и обязанности заказчика и организации, осуществляющей контроль, оговаривают сроки выполнения работ.

Читайте также:  Категория: Освобождение от ответственности

Действия по контролю производятся экспертной группой или одним инженером — это зависит от масштабов строительства.

По условиям договора контролирующий специалист (или группа), как правило, принимает на себя следующие обязанности:

  • проверять проектную документацию на предмет наличия всех требуемых документов и их соответствия нормативам;
  • контролировать правильность составления сметы подрядчиком, в том числе корректное применение расценок;
  • следить за соблюдением графика строительных работ;
  • контролировать качество применяемых материалов, оценивать их соответствие проекту, проверять наличие сертификатов и другой документации;
  • следить за тем, чтобы работы выполнялись согласно проектным решениям и действующим градостроительным нормативам;
  • контролировать соблюдение правил хранения материалов;
  • обеспечивать оперативное выявление и устранение нарушений;
  • осуществлять приемку произведенных работ с подписанием надлежащих актов на отдельных стадиях строительства;
  • обеспечивать соблюдение объемов строительно-монтажных работ, установленных проектом;
  • следить за правильностью исполнительной документации и т.д.

В процессе осуществления строительного контроля ответственный специалист регулярно предоставляет заказчику отчеты о результатах проверки. Благодаря этому клиент получает возможность в режиме реального времени следить за ходом работ на объекте, не беспокоясь при этом о должном их исполнении.

Перечень работ по строительному контролю

Контроль строительно-монтажных работ ведется по нескольким направлениям. Перечислим основные мероприятия в рамках каждого из них.

Проверка проектной документации

Эксперты по строительному контролю проверяют:

  • все ли необходимые документы предоставлены заказчиком;
  • соответствуют ли осевые размеры здания, обозначенные в проекте, разбивочным геодезическим сетям;
  • согласована ли проектная документация во всех государственных органах, утвержден ли проект должным образом;
  • не нарушают ли границы строительной площадки, обозначенные на генеральном плане, существующих земельных сервитутов;
  • содержится ли в документации по проекту список работ и материалов, от качества которых зависит безопасность строительства и эксплуатации объекта и т.д.

Если в предоставленной заказчиком документации обнаруживаются нарушения или недоработки, специалисты по контролю дают рекомендации по внесению необходимых исправлений.

Приемка геодезической сети, закрепленной на местности

Эксперты контролируют, насколько точно указанные в проекте координаты перенесены на местность, надежно ли зафиксированы геодезические знаки. По окончании проверки составляется и подписывается акт.

Контроль строительных материалов

Мероприятия в рамках данного направления включают:

  • оценку соответствия поставленных стройматериалов, изделий, конструкций требованиям ГОСТов, ТУ и технических свидетельств, обозначенных в проекте;
  • контроль наличия, комплектности и правильности оформления документов на эти материалы и изделия.

При необходимости могут быть проведены контрольные испытания. При этом таковые должна проводить аккредитованная лаборатория.

Результаты проверки оформляются в письменном виде.

Если в ходе проверки обнаруживаются материалы ненадлежащего качества, проблема решается одним из трех способов:

  • производится замена некачественных материалов качественными;
  • параметры материалов/изделий доводятся до требуемых;
  • применяются материалы с выявленными несоответствиями, но только после согласования с заказчиком, проектировщиками и госорганами.

До тех пор, пока данный вопрос не будет решен тем или иным способом, строительные работы с использованием этих материалов не производятся.

Контроль качества работ в процессе их выполнения

Специалисты уполномоченной организации контролируют каждый этап строительных работ на предмет их соответствия действующим техническим, проектным и законодательным нормативам. Оценке подлежит качество выполнения работ и их результатов.

По итогам проверки составляется акт.

Контроль качества работ, результаты которых невозможно оценить после осуществления дальнейших операций

Типичная ситуация в строительстве — сокрытие результатов проведенных работ последующими операциями. Несвоевременное выявление нарушений может потребовать разбора конструкций или негативно повлиять на показатели безопасности возводимого объекта. Поэтому представители контролирующей организации в обязательном порядке осуществляют приемку скрываемых работ с составлением акта освидетельствования.

Строительный контроль позволяет не только соблюсти нормы законодательства, но и обеспечить спокойствие и финансовую безопасность заказчика. Регулярно проводить проверку выполняемых работ и их результатов гораздо выгоднее и эффективнее, чем исправлять несвоевременно выявленные нарушения. Поскольку заказчик далеко не всегда имеет нужную компетенцию, для осуществления строительного надзора часто прибегают к услугам сторонних экспертных организаций.

  • 1 https://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/58/58730/
  • 2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/5cbb8e792a7a0d3653cf7ccce0de76f92e1d08d8/
  • 3 http://docs.cntd.ru/document/1200084098
  • 4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/5cbb8e792a7a0d3653cf7ccce0de76f92e1d08d8/
  • 5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/2ee4e043635efbdbfdd5ede9f1a28343d4284a25/
  • 6 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/

Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Если стро­и­тель­ный кон­троль вы­пол­ня­ет­ся си­ла­ми за­каз­чи­ка или за­строй­щи­ка, вступ­ле­ние по­след­них в СРО, как и по­лу­че­ние до­пус­ка на вы­пол­не­ние стро­и­тель­но­го кон­тро­ля, не тре­бу­ют­ся.

Экспертиза квартиры перед покупкой: сколько она стоит и как ее провести?

Строительно-техническая экспертиза: назначение, порядок проведения и оформления заключения

Тепловизионное обследование: назначение и порядок проведения

© 2020 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Статья 53 Градостроительного кодекса

Цель градостроительного кодекса (ГрК) – регламентировать принципы застройки территории. На купленной земле не всегда можно строить здание любой формы и назначения. К примеру, некоторые районы считаются историческими, снос зданий и постройка новых на их месте запрещены в угоду сохранения памятников истории. Кодекс призван не только диктовать правила для застройщиков, но и защищать их права. Он вступил в силу в 2004 году, и с тех пор было внесено множество изменений. На сегодняшний день действующей редакцией является издание от 11.01.2018. Здесь пойдет речь о ст. 53 Градостроительного кодекса РФ «Строительный контроль» и ее разъяснение.

Статья 53 «Строительный контроль»

  1. Во время проведения строительных мероприятий, капитального ремонта, реконструкции проводится строительный контроль. Его цель – это наблюдение за тем, чтобы соблюдались все нормы при строительстве, а работы шли в соответствии с проектной документацией, техникой безопасности, инженерными исследованиями и выполнялись в срок, установленный при выдаче разрешения на застройку участка, обозначенного в документах.
  2. Контроль осуществляет лицо, являющееся инициатором стройки. Если строительство ведется на основе подряда, контролем занят также сам заказчик работ, будущий эксплуататор строения. Контролировать деятельность может привлекаемое стороннее лицо, например, ИП.
  3. При аварийных ситуациях на объекте заказчик работ или лицо, занятое застройкой, обязан лично оповещать об этом органы градостроительного надзора.
  4. Лицо, занятое контролем строительства, обязано следить за выполнением потенциально опасных для объекта работ. Строительные сооружения, сети инженерно-технического обеспечения (системы электро., водо., тепло., газоснабжения) также должны быть под надзором ответственного за это лица. Прежде чем возводить конструкции или инженерно-технические соединения, должны быть проведены работы, обеспечивающие их дальнейшую безопасность, а также испытания. Составляется акт, показывающий наличие подобных работ.
  5. При обнаружении недостатков в конструкциях или инженерно-технических системах коммуникаций и их дальнейшем устранении за заказчиком остается право потребовать повторного проведения мероприятий по выявлению недочетов. После устранения всех неполадок составляются соответствующие акты.
  6. Если основные работы после проведения предварительного контроля безопасности начинаются только спустя шесть месяцев, следует повторно провести изыскания по выявлению недостатков и составить соответствующие акты.
  7. Ответственный по контролю над строительством при выявлении неполадок составляет письменный документ с описанием недочетов, а после их устранения составляется акт, где расписывается тот, кто обнаружил недостатки и лицо, осуществляющее строительство.

Комментарий к статье 53

Если работы ведутся подрядчиком, заказчик вправе следить за эффективностью исполнения, качеством предоставляемых материалов. Если же материалы предоставляет заказчик, следить за правильностью их использования, контролировать график выполнения работ. Все это законодательно подтверждено в статье 748 ГК РФ.

В случае когда заказчик, осуществляя надзор, замечает нарушения условий, прописанных в договоре подряда или недостатков, способных привести к снижению качества работы, он обязан немедля сообщить об этом исполнителю. Иначе в будущем он потеряет право ссылаться на них.

Получая во время строительства установки от заказчика, подрядчик обязан своевременно исполнять их, если они не идут вразрез с договором и не вмешиваются во внутреннюю политику компании.

При некачественном исполнении мероприятий по строительству подрядчик не имеет права указывать, что заказчик не контролировал их процесс, если это не было возложено на него (заказчика) законодательством.

Для надзора за процессом работы подрядчика, заказчик может нанять стороннее лицо, к примеру, инженера/инженерную организацию, которое будет контролировать и принимать решения о дальнейшей работе от его имени. Согласия подрядчика для этого не требуется, нужно лишь прописать в договоре подряда какую функцию будет исполнять это лицо.

Судебная практика

28.04.2017

В городе Кстово, находящемся в Нижегородской области, в местный городской суд с иском обратились Прышкины Ирина Геннадьевна и Анатолий Николаевич, ответчиками выступали Емельевы Светлана Сергеевна и Каншина Надежда Павловна.

Истцы призывали признать реконструкцию жилого дома незаконной, привести его в первоначальное состояние, исправить допущенные нарушения и возместить ущерб, принесенный во время реконструкции. Истцы владеют одной половиной дома, ответчики являются собственниками другой.

Ответчики, не получив соответствующего разрешения и проектной документации, подняли фундамент пристроя на 25 сантиметров, а также возвели стену, препятствующую попаданию в половину истцов. К тому же стена не позволяет произвести утепление своей части, вызывая промерзание. Из-за неправильной конструкции крыши пристройки в дождливую погоду вся вода стекает ко входу истцов. В зимнюю же пору талый снег, стекая, вызывает промерзание, из-за чего трескается бетонный пол у входа.

  • признать, что реконструкция доли собственности ответчиков проводилась незаконно;
  • обязать ответчиков привести в былое состояние свою долевую собственность;
  • взыскать с Каншиной Н.П. и Емельевой С.С. 20 тыс. рублей за причиненный моральный ущерб, а также 28 600 рублей за судебные издержки.

Ответчики, в свою очередь, утверждают, что не проводили реконструкции, и просят отказать в иске.

Суд пояснил, что владельцем земельного участка Прышкиных является Васильев Е.В. Основанием для этого послужила дарственная. Васильев был выдвинут третьим лицом со своими претензиями относительно спора.

Пересмотрев свои требования, истцы просят:

  • признать реконструкцию ответчиков незаконной;
  • обратиться Емельевой и Каншиной в Администрацию района за разрешением на реконструкцию и получить заключение эксперта-консультанта;
  • получить согласие у владельцев второй половины жилого дома, то есть у Прышкиных;
  • обязать ответчиков провести технические исследования и разработать на их основе план мероприятия для сохранения имеющегося строения, учитывая все его характеристики и состояние;
  • изменить наклон крыши в сторону инициаторов реконструкции, то есть Емельевой и Каншиной;
  • Взыскать с ответчиков 27500 рублей за ремонт жилой части помещения, 64500 рублей за услуги адвоката и эксперта, а также 30 тыс. рублей за моральный ущерб.

Адвокат ответчиков Лепухов Д.С. просил отклонить иск, объяснив это тем, что дарение производилось незаконно, ущемляя права лиц, имеющих преимущество для покупки доли земельного участка согласно статье 250 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истцы не получали разрешения на выкладку бетонированной дорожки, нарушая тем самым правила СНиП.

Возведенная стена не представляет из себя объект строительства, в связи с этим получать разрешение на ее постройку не нужно. Кстовский городской суд указал, что при использовании земельного участка несколькими собственниками нужно документально фиксировать границы владения землей, что собственниками не сделано, а значит, нарушения границ при реконструкции не было.

Суд решил частично удовлетворить иск в отношении Емельевой Светланы Сергеевны и Каншиной Надежды Павловны. Обязать ответчиков устранить нарушения, допущенные при строительстве, на основе заключения эксперта. Взыскать с Каншиной Н.П. и Емельевой С.С. в пользу Васильева Е.В. по 15300 рублей за восстановительные работы. Взыскать с Каншиной и Емельевой в пользу Прышкиных по 6150 рублей за проведение технической экспертизы.

В признании реконструкции незаконной, приведению дома в изначальное состояние, снесению возведенной стены, а также получении разрешения на упомянутые выше мероприятия и согласия Прышкиных, отказано.

16.02.2018

В Верховный Суд Республики Саха поступила жалоба от Фетова А.В, ответственного за строительный контроль ООО «***», в которой он просит пересмотреть судейское решение в отношении него за нарушение ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

За нарушение указанной статьи Фетов признан виновным и был оштрафован на 20 тыс. рублей, с чем был несогласен, апеллируя это тем, что во время составления протокола не находился на посту ответственного.

В зал суда А.В. Фетов не явился. Суд постановил, что может провести заседание без него, так как тот не давал никаких пояснений по поводу неявки, плюс был оповещен по всем правилам. Семенов А.А – представляющий УГСЖН, выступает за отклонение жалобы.

Согласно материалам дела, проводилась проверка в отношении ООО «***». В результате стало ясно, что во время выполнения строительно-монтажных работ Фетовым был осуществлен ряд нарушений, в числе которых статья 53 кодекса части 2 и 4. Обвиняемый не соблюдал последовательность контроля во время строительных работ, которые проводились с нарушением проектной документации. Были выявлены нарушения техники безопасности и охраны труда.

Правонарушение подтверждается собранными доказательствами, которые были проверены согласно всем требованиям ст. 26. 11 КоАП РФ. Отклоняя жалобу, суд опирался на то, что допущенное правонарушение является грубым и ставит под удар жизни рабочих и тех, кто в дальнейшем будет пользоваться зданием. К тому же Фетов уже привлекался за подобное правонарушение.

ООО «***» предъявило документацию, доказывающую, что Фетов являлся ответственным лицом по контролю за строительством. Наказание оставлено без каких-либо изменений, а именно штраф в 20 тыс. рублей.

06.12.2017

В городе Улан-Удэ в связи с нарушением статьи 19. 7 КоАП РФ суд принимает решение назначить административное наказание в виде предупреждения в отношении ООО «Тян Чен».

В ходе проведения выездной проверки законченного объекта строительства при изучении документов, которые предъявила компания «Тян Чен», было выявлено нарушение Градостроительного кодекса РФ часть 4 и 8 ст. 53.

Компания не предоставила нужную документацию в соответствующие органы вовремя, предъявление которой прописано на законодательном уровне статьей 19. 7 КоАП РФ. Ввиду отсутствия отягчающих последствий судьей было принято решение предусмотреть наказание в виде предупреждения.

14.11.2017

Октябрьским районным судом города Томска рассматривается жалоба Лукьяникова С.А. на пересмотрение наказания в виде штрафа 30 тыс. рублей за нарушение статьи 14. 48 КоАП РФ.

Нарушение подразумевает собой предоставление ложных исследовательских результатов, цель которых – доказать, что предварительные испытания строительных конструкций проводились в соответствии с правилами. Наказание от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Читайте также:  Что относится к структурам жизнеобеспечения

Опираясь на улики, обнаруженные во время следствия и отсутствия весомых аргументов у обвиняемого, судья оставил наказание без изменений, а именно административный штраф размером 30 тыс. рублей.

Последние изменения

Статья 53 пока остается без изменений, но сам кодекс регулярно терпит корректировки в виде поправок или нового комментария. Новая редакция запланирована на 2018 год, а именно 30 декабря. В связи с этим стоит выделить некоторые общие моменты.

Редакция 11.01.2018Редакция 30.12.2018
Понятие жилье экономического классаЗаменено на стандартное жилье
Метрополитен замененОбъектами инфраструктуры внеуличного транспорта
К ст. 42 «Проект планировки территории» будет добавлен п.6. где говорится, что в проект планировки территории может входить также организация дорожного движения
В ст.9 «Общее положение о документах территориального планирования» п.2 претерпел небольшую коррекцию, теперь там более подробно оговариваются нужные документы, этому способствует п.3 который пополнился пунктами 3.1, 3.2 и 3.3
В ст. 48 «Архитектурно-строительное проектирование» п.6 пополнен п.6.1, который содержит следующее: проект организации дорожного движения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Это лишь небольшой пример изменений. В течение года каждая глава может меняться. Изменения могут включать как простые правки, позволяющие более подробно раскрыть идею статьи, так и новые пункты, добавляющие дополнительные требования к застройщикам.

О строительном контроле и организации строительства

Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.

Согласно пункту 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), а также застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (заказчик).

Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц его осуществляющих устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Также согласно СНиП 12-01-2004 лицо, осуществляющее строительство, в том числе капитальный ремонт, проводит контроль за качеством строительства, выполняя следующие действия:

– входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);

– приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

– входной контроль применяемых материалов, изделий;

– операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

– оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными после начала выполнения последующих работ.

Статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика на привлечение специалиста либо организации к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу – специалисту: инженеру или инженерной организации. Необходимо отметить, что в случае привлечения профессиональной организации для осуществления строительного контроля, она должна соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим данные виды работ, оказание услуг.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации дано определение такому физическому лицу, действующему на профессиональной основе, или юридическому лицу, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливать задания на выполнение указанных видов работ, предоставлять лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждать проектную документацию, подписывать документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществлять иные функции, предусмотренные градостроительным законодательством, – технический заказчик. При этом застройщику также оставлено право осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

В соответствии с пунктом 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624 (далее – Перечень), для выполнения работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, такая организация (индивидуальный предприниматель) обязана иметь свидетельство о допуске на данный вид работ, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Если работы по осуществлению строительного контроля выполняются заказчиком или застройщиком лично (при наличии необходимых специалистов в штате организации), т. е. силами заказчика или застройщика, вступление в саморегулируемую организацию и получение свидетельства о допуске для выполнения работ по осуществлению строительного контроля не требуется, за исключением случаев, когда работы выполняются на объектах использования атомной энергии (пункт 34 Перечня).

Отдельно хотелось бы обратить внимание на такой вид работы, как «организация строительства» (пункт 33 Перечня).

Согласно пункту 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. При этом пунктом 3.1 данной статьи установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее – работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Вид работ «организация строительства» включает в себя вопросы, связанные с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, осуществляемых в рамках разрешения на строительство. Таким образом, подрядчику, который координирует весь процесс выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимо получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства независимо от того, привлекает он субподрядчиков или выполняет все работы самостоятельно.

Согласно пункту 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для выполнения работ по строительству объекта капитального строительства, стоимость которого составляет более десяти миллионов рублей, члену саморегулируемой организации требуется внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По мнению Национального объединения строителей, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей, и планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору будет превышать десять миллионов рублей и более, то такой организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и получить соответствующее свидетельство о допуске к таким работам взамен ранее выданному.

Источник: Организационно-правовое управление Национального объединения строителей

Статья 53. Строительный контроль

Статья 53. Строительный контроль

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию