Система источников налогового права зарубежных стран

Налоги и налогообложение

Система источников налогового права зарубежных стран

Правовые нормы, регулирующие налоговые правоотношения, содержатся в различных источниках (формах) налогового права, составляющих единую систему национального законодательства по налоговым вопросам.

Центральное место в ней занимают нормативные акты, представленные большим количеством различных законов и подзаконных актов, в которых устанавливаются налоговые нормы.

Огромное значение для функционирования всей системы источников права играют инструкции, разъяснения специальных финансовых и налоговых органов. Не будет преувеличением сказать, что без них многие финансовые законы бездействуют, поскольку их невозможно применить на практике. Особенно это касается нормативных актов, регулирующих порядок налогообложения специфического объекта, предусматривающий осуществление целой серии вспомогательных технических операций (замеров, расчетов, оценок и т.д.).

Так, принятый в США Закон о сильно увлажненных территориях, предусмотрел пересмотр условий обложения поземельным налогом приливно-отливных зон и водно-болотных угодий. Однако до принятия Управлением налогообложения соответствующих инструкций налоговые инспекторы не могли самостоятельно применить новации данного закона. Таким образом, некоторые налоговые законы начинают действовать фактически лишь после принятия органами налоговой администрации соответствующих директивных разъяснений.

Налоговые законы в ряде случаев являются законами-рамками, устанавливающими общие принципы обложения тем или иным налогом. Конкретный же механизм налогообложения регулируется многочисленными подзаконными актами.

Во многих странах источником налогового права выступает обычай. Применительно к финансовым правоотношениям он используется преимущественно для регулирования процедуры принятия налоговых актов. Обычаем может определяться объем компетенций тех или иных государственных органов в области налогообложения. Нередко обычай применяется для упорядочения парламентской деятельности и, таким образом, наряду с регламентом законодательного органа регулирует порядок прохождения налогового законопроекта в парламенте. В отношении регулирования материальной части налогового законодательства обычай значительно уступает другим источникам. Обычные нормы иногда закрепляют параметры местного налогообложения.

Прецедент как источник налогового права подучил распространение в странах англосаксонской системы. Но несмотря на ограниченный ареал использования, там, где судебное правотворчество применяется, оно имеет большое значение для регулирования налоговых правоотношений. Роль прецедента особенно возрастает в случае пробела в финансовом законодательстве. Создавая прецедент, суд, формально оставаясь правоприменительным органом, фактически выступает в роли нормотворца.

В тех странах, где прецедент участвует в формировании нормативного массива, возникает острая необходимость в систематизации важнейших судебных решений (в США, например, судебное нормотворчество могут осуществлять Верховный Суд, апелляционные суды. Претензионный суд, федеральные окружные суды и Налоговый суд США).

В последнее время среди источников налогового права укрепились позиции международной договорной практики. Международные договоры стали регулировать важнейшие вопросы налогообложения. В некоторых случаях правительства передают часть своих полномочий международным организациям, которые получают возможность наднационального регулирования фискальных вопросов.

Обращает на себя внимание практика использования торговых договоров при регулировании налоговых проблем внешнеторгового оборота. Типовые контракты наиболее влиятельных товарных ассоциаций содержат формулировки налоговых оговорок, приобретающие характер торгового обычая.

Правовая доктрина как инструмент регулирования налогообложения сохранила свое значение в целом ряде мусульманских стран. Мусульманско-правовая доктрина представленная различными правовыми школами, является одним из важнейших источников шариата. Пробелы законодательства восполняются в этих странах в соответствии с предписанием мусульманской доктрины.

Так, один из важнейших мусульманских налогов — закят — в некоторых странах (Саудовская Аравия. Пакистан и др.) уплачивается в соответствии с действующими нормами законодательства. Однако в ряде исламских государств специальных законов о закяте не существует, а налог тем временем взимается. Такая ситуация объясняется тем, что в данном случае уплата закята осуществляется в силу традиционного представления о справедливом налогообложении. Население уплачивает налог не из-за присутствия в налоговом механизме элемента принуждения, а руководствуясь исключительно собственным представлением о справедливом участии в покрытии государственных расходов, а в случае с закятом — о справедливом перераспределении средств в пользу малоимущего и беднейшего населения.

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Правоведение – лекции, шпаргалки, рефераты, конспекты

Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах

Западная юридическая наука имеет значительные наработки в сфере налогового права. При этом особое внимание традиционно уделялось изучению налога как правовой категории, выделяя в качестве его признаков

обязательность налоговых платежей и принудительный характер исполнения налоговых обязательств. В свою очередь принудительный характер изъятия средств при уплате налогов предусматривает законодательное установление самого налогового обязательства. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как по закону – это основной принцип налогового права зарубежных стран и закрепляется в Конституциях.

Законодательные акты, содержащие налоговые нормы представлены:

а) финансовыми законами (в первую очередь законами, утверждает бюджет);

б) специальными налоговыми законами, в том числе налогового кодекса;

в) законами неналогового характера, содержащие отдельные нормы, регулирующие налоговую систему (Н-д, конституция).

Законы, содержащие налоговые нормы принимаются, как правило, парламентом. Законодательство некоторых стран содержит прямой запрет выносить вопросы, связанные с налогообложением на референдум (н-р, ст .. 75 Конституции Италии). Принятие налогового акта в форме решения парламентской комиссии допускается в Швеции.

Принципы налогообложения зарубежных стран

1) Принцип законодательного оформления налога содержится требование регулярности пересмотра налоговых законов. Этот принцип позволяет налоговому законодательству лучше реагировать на изменения налоговой политики. Так, во Франции налог должен ежегодно подтверждаться текущим финансовым законом. В Норвегии предусматривается обязательная процедура подтверждения просмотра налогового законодательства по окончании срока полномочий парламента.

2) Общепризнанным является принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом. Н-д, в конституции Нидерландов, Египта.

3) Принимая налоговые законы, парламент должен принимать во внимание принцип справедливого обложения налогами, который также закреплен на конституционном уровне. В ряде конституций при закреплены принципов налогового права акцент ставится на прогрессивном характере обложения. (Налоги должны быть реальные, независимые от социального статуса субъекта). Н-д, конституция Италии определяет, что все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими доходами, налоговая система строится на прогрессивном обложении (социальная справедливость).

4) Одним из важных правил, определяет действие налоговой нормы во времени является запрет обратной силы закона, н-р, в Конституции Греции записано: “никакой налог не может устанавливаться законом, имеет обратную юридическую силу, распространяется более предыдущего фискального года” .

Законодательство определенных государств содержит некоторые особенности в правовом регулировании налогообложения по отношению к фактору времени. Так, в американском праве в связи с реализацией долгосрочных инвестиционных проектов часто применяется правило перехода, по которому в случае изменения в налоговом законодательстве после начала такой программы объекты, подпадающие под обложение новым ставкам, выводятся из-под действия только принятой налоговой нормы. По отношению к ним продолжаются применяться предыдущие ставки. Законодательство Финляндии. Греции и других стран допускает в порядке исключению взимания налогов на импорт и потребление по новым ставкам с момента внесения проекта налогового закона в парламент.

Большое значение имеют особенности действия налоговой нормы в пространстве. Высокие налоговые ставки заставляют предпринимателей переводить капиталы в страны с более выгодными условиями налогообложения, называются налоговыми убежищами.

5) Важным техническим принципом налогового права является запрет специализации (индивидуализации) налоговых поступлений. Его суть сводится к тому, что налоговые доходы не предназначены для покрытия конкретных государственных расходов. Однако в последнее время зарубежное законодательство прибегает к практике установления целевых налогов, с помощью которых аккумулируются средства для финансирования ранее определенных программ (н-р, поступления от налога на бензин идут на строительство шоссейных дорог). Как правило, средства от целевых налогов поступают на специальные счета казначейства, в различные специализированные фонды, дополнительные бюджеты.

Особенности налогового права зарубежных стран.

1. Разграничение понятий «налог» и «сбор». Налоговое право зарубежных стран проводит четкое разграничение между налогом и сбором. Сбор – обязательный платеж за совершение государственным органом определенных действий. В отличие от него налог взимается без встречного удовлетворения и не рассматривается как награда за предоставленные услуги.

В большинстве случаев понятие “сбор” и “пошлина” используются как синонимы. Однако в некоторых странах закон различает эти категории.

Юридические признаки налога позволяют отличать его от обязательных парафискалитетних платежей, появившихся в финансовом законодательстве в начале 1930 годов. Во парафискалитетом понимают сбор, который устанавливается по экономическим или социальных интересов в пользу юридических лиц частного или публичного права, которые не являются органами центральной государственной власти и местной администрации. Н-д, сборы на содержание торгово – промышленных палат.

2. Ответственность. Осуществление налоговым законодательством своей правоохранительной функции находит отражение в институте ответственности за совершенные налоговые правонарушения – отсрочку налоговых платежей, включение в налоговую декларацию фиктивных ведомостей и т.д. Специфика налоговых деликтов в том, что под их определение попадают умышленные и неумышленные нарушения финансового законодательства. Поскольку достаточно трудно установить, является преднамеренным то или иное правонарушение в налоговой системе, то выходят из презумпции налогоплательщика. Случайная ошибка, допущенная при заполнении налоговой декларации будет признана преступлением. Однако санкция в этом случае менее жесткая, чем при умышленном правонарушении. Значительная часть всех налоговых деликтов приходится на правонарушения, связанные с сокрытием объекта налогообложения.

Эффективная борьба с сокрытием объекта налогообложения предусматривает совершенствование законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. Совершенствования налогового контроля способствует профилактике правонарушений и укрепляет финансовую дисциплину. В практике многих зарубежных стран усилилась роль предварительного контроля.

3. Санкции. Наряду с этими мерами борьбы с налоговыми правонарушениями используются различные санкции. Анализируя законодательство зарубежных стран по вопросам налоговых санкции можно выделить два основных подхода:

1. “Американский” – характеризуется жестокостью наказаний, н-р, попытка уклониться от уплаты налога наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. Налоговые санкции в законодательстве США моделируются так, что они носят имущественный характер (т.е. преобладают штрафы).

2. Для Европейского законодательства характерно более мягкое обхождение с нарушителями налоговых норм. В последнее время в Европе наблюдается выведение из сферы уголовного права целого ряда налоговых правонарушений. Часто санкции заменяются различными доплатами к налогам, которые устанавливаются не судами, а административными органами.

Интересной особенностью правового регулирования налогообложения в зарубежных странах является использование в этих целях не только норм финансового, но и других отраслей права. Это в первую очередь касается гарантий выполнения фискальных обязательств в гражданском обороте. В связи с этим в определенных государствах налоговые органы наделяются полномочиями по удовлетворению прав на недвижимость, регистрации транспортных средств и т.д.

Государственным предприятиям запрещено заключать соглашения с предпринимателями не оплативших налог. При оформлении банкротств судебный исполнитель следит за тем, чтобы требования по налоговым платежам были удовлетворены в первую очередь.

Конституционные основы налогового права зарубежных стран

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 29.04.2015 2015-04-29

Статья просмотрена: 933 раза

Библиографическое описание:

Усова, Е. В. Конституционные основы налогового права зарубежных стран / Е. В. Усова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 896-899. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17956/ (дата обращения: 25.02.2021).

В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль конституционно-правовых институтов. Трансформация положений Основного закона страны дает возможность создать законодательство, обеспечивающее баланс частных и публичных интересов в налоговой сфере.

Ключевые слова: налоговое право, Конституция, Основной закон страны, взимание налогов, государственный суверенитет.

И зарубежная, и отечественная юридическая доктрины рассматривают Конституцию государства как высшую форму установления и придания юридической силы правовым положениям. Конституционные положения составляют основу правового регулирования всех без исключения общественных отношений [1]. По мнению известного немецкого правоведа Р. Меллингхоффа взимание налогов является исключительным правом государства, затрагивающим интересы всех граждан. Защитить налогоплательщика от чрезмерного и несправедливого налогообложения может только конституционное право [2].

На конституционном уровне во многих странах закрепляется положение о налогах и иных обязательных платежах как источниках государственного бюджета. Так, например, статья 56 Конституции Республики Беларусь закрепляет обязанность граждан Республики Беларусь участвовать в покрытии государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Установленные законом налоги, другие обязательные платежи в соответствии со статьей 133 Основного закона страны формируют доходы бюджета [3].

Хочется обратить внимание на формулировки отдельных конституционных положений. Заслуживает внимания трактовка конституционно-правовой обязанности уплачивать налоги не только меры должного поведения каждого, но и как долга. Такой подход содержится, например, в статье 35 Конституции Республики Казахстан, статье 127 Конституции Литовской Республики, статье 37 Конституции Княжества Монако.

Конституции ряда стран содержат отдельные разделы (главы), регулирующие вопросы налогообложения. Глава шестая Конституции Греции 1975 года называется «Налогообложение и управление финансами». Она содержит ряд положений, имеющих принципиальное значение для регулирования налоговых отношений. Статья 78 Основного закона Греческой республики:

– закрепляет и расшифровывает понятие законно установленного налога как платежа, взимаемого на основании закона, определяющего субъектов налогообложения, доходы, вид собственности, расходы и финансовые операции, к которым относится данный фискальный платеж;

– запрещает Парламенту страны передавать законодательные полномочия по определению объектов налогообложения, налогового коэффициента, налоговых льгот другим органам;

– устанавливает правила действия налоговых законов во времени (законы, вводящие налоги, не могут иметь обратную силу; налоговые законы подлежат обязательному опубликованию).

Хочется обратить внимание на положения Конституции Испании 1978 года. Статья 31 Основного закона страны закрепляет обязанность каждого участвовать в покрытии общегосударственных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством налоговой системы, построенной на принципах справедливости, равенства и прогрессивности налогообложения. Конституционно закреплен запрет на использование в правовом регулировании экономических отношений такого механизма воздействия, как конфискация. Введение общественных налогов особого характера или налогов, переходящих по наследству, возможно только на основании специально принятых законов.

Читайте также:  Психологические тесты при приеме на работу

Базовые принципы налогообложения содержатся и в Конституции Итальянской Республики 1947 года. Она предусматривает обязанность каждого принимать участие в покрытии государственных расходов соразмерно своей налоговой платежеспособности. Прогрессивность признается базовым принципом налоговой системы страны. Согласно статье 75 Конституции Италии законы о налогах не могут выноситься на референдум. Так же как и Российской Федерации, Правительство должно ежегодно представлять в Парламент закон об исполнении бюджетов. Конституционно определено, что данным нормативным правовым актом не могут вводиться новые налоги.

Отдельная глава, регулирующая государственные финансы, имеется и в Конституции Республики Кипр. В отличие от Конституций многих странах, она предусматривает зачисление доходов Республики на единый государственный счет — «Счет постоянной кассы в Республики», доходов Общин на единый счет — «Счет постоянной кассы Общинного собрания». Основанием для списания денежных средств с государственного счета признается исключительно платежный ордер, подписанный министром финансов. Основной закон Кипра не только закрепляет принцип законно установленного налога, но и уделяет большое внимание взиманию местных налогов и сборов. На конституционном уровне определено, что уплата муниципальных налогов, налогов на недвижимое имущество, иных сборов может возлагаться только на то лицо, которое принадлежит к соответствующей Общине. Исключение составляют рыночные сборы; сборы со зрелищ; сборы за услуги, выходящие за рамки обычно оказываемых муниципалитетом услуг.

Пристального внимания исследователей заслуживает Конституция Княжества Лихтенштейн, глава третьей которой определяет обязанности государства. На государство возлагается задача постоянно повышать финансовое положение путем открытия новых источников доходов. Государство обязано обеспечить справедливое налогообложение, освобождая от уплаты фискальных платежей лиц, получающих минимальные доходы, необходимые для существования, и устанавливая прогрессивные ставки в отношении крупных имуществ и доходов.

В соответствии с Основным законом Федеративной Республики Германии 1949 года законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом. Особенностью Конституции ФРГ, на наш взгляд, является четкое признание приоритета федерального права над правом земель, что весьма важно для обеспечения единства федеративного государства. Земли обязаны исполнять федеральные законы, как «свои собственные». Полномочия земель устанавливаются путем использования остаточного метода. Глава X посвящена правовому регулированию финансов. Субъекты немецкой федерации имеют право самостоятельно вводить местные налоги и сборы. Федеральные законы о налогах, которые зачисляются полностью или частично в бюджеты различных уровней, требуют одобрения Бундесрата.

Заслуживает внимания Конституция Бельгии 1994 года. В 1993 году Бельгия стала федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов. Часть V Конституции Бельгии посвящена финансам. Статья 170 определяет правовую форму налогов в пользу государства, сообщества, региона. Налог в пользу государства устанавливается законом, налог в пользу сообщества или региона — декретом. Конституционными нормами четко закреплено, что установление налогов относится к исключительной компетенции представительных органов власти (решение совета провинции, совета коммуны).

Статья 171 Конституции Бельгии предусматривает ежегодный пересмотр налогов в пользу государства, сообщества и региона. Законы, регламентирующие взимание налогов, действуют только в течение года.

Согласно статье 172 не допускается введение никаких привилегий в сфере налогообложения. К привилегиям не относятся льготы. Налоговые исключения или послабления, так же как и в Российской Федерации, могут устанавливаться только по решению представительных органов власти (форма — закон).

В соответствии со статьей 173 Конституции Бельгии государство, сообщества, регионы, федерации коммун или коммуны могут требовать от граждан только уплаты налогов.

Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 года включает шесть частей. Статья 5 закрепляет такие принципы действия правового государства, как: верховенство права, являющегося основой и пределом осуществления государственной власти; деятельность государства в публичных интересах; добросовестность субъектов права; соблюдения норм международного права.

Вопросы налогообложения регулируются нормами, содержащимися в различных главах. Так, например, в разделе 5 «Публичные работы и транспорт» предусмотрено право Союза вводить сборы с тяжелого транспорта, рассчитываемого в зависимости от мощности или объема потребления. При этом на конституционном уровне обосновывается причина взимания данного платежа (тяжелый транспорт причиняет обществу большие расходы), а также четко определяется цели его использования (финансирование расходов по обслуживанию дорог). Статья 86 Конституции Швейцарии закрепляет право Союза взимать налог на потребление горючего и надбавку к нему. При этом подробно устанавливаются основные направления расходования собираемых сумм.

Отдельная глава Основного закона Швейцарской Конфедерации посвящена регулированию финансового устройства. На конституционном уровне:

– закрепляются принципы налогообложения;

– определяются ставки ряда налогов, в частности, прямых налогов с чистого дохода физических и юридических лиц, капитала и резервов юридических лиц; ставки налога на добавленную стоимость (специально оговорено, что сумма налога 5 процентов направляются на покрытие расходов, нацеленных на облегчение налогового бремени налогоплательщиков, имеющих низкие доходы);

– устанавливается перечень объектов обложения акцизами (табак и табачные изделия; спиртные напитки; пиво; автомобили; нефть и т. д.); а также долю кантонов от налогообложения спиртных напитков.

Как показывает проведенный анализ, доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В конституциях одних стран содержатся общие положения налогообложения, в конституциях других стран акцент делается на вопросы налогового федерализма, в конституциях третьих стран имеются правовые предписания, определяющие отдельные элементы состава наиболее распространенных фискальных платежей, что обусловлено сложившимися правовыми традициями, особенностями национальных правовых систем.

Практически все конституции зарубежных стран закрепляют важнейший принцип налогообложения — принцип установления налогов и сборов исключительно законом. Юридическая обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы отнесена к числу важнейших конституционно-правовых обязанностей.

Наука и практика убедительно доказали цикличность развития экономики. Периодически жизнь любого государства потрясают экономические кризисы большей или меньшей интенсивности. Именно в такие тяжелые времена существенно возрастает роль конституционно-правовых институтов. Трансформация конституционных положений позволяет повысить степень их влияния на правотворческую и правоприменительную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Создание налогового законодательства, обеспечивающего разумный баланс интересов в налоговой сфере, становится важнейшей задачей законодателя [4].

Зарубежный опыт правового обеспечения налоговых отношений убедительно доказывает необходимость учета экономической составляющей при разработке и реализации государственной налоговой политики. Неправильное понимание экономических закономерностей и потребностей, игнорирование стимулирующего воздействия налогового законодательства препятствует экономическому и социальному росту общества, обеспечению достойного уровня жизни граждан [5].

1. Мирошник С. В., Немыкина О. Е. Конституционно-правовые основы регулирования финансовых отношений: сравнительно-правовой анализ// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3.

2. Меллингхофф Р. Конституционные аспекты налогового права Германии// Налоговед. 2006. № 8.

3. Тексты Конституций ряда зарубежных стран приводятся по «Конституции государств Европы: в 3 т./ Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л. А. Окунькова. — М.: Издательство НОРМА, 2001.

4. См.: Мирошник С. В. Повышение эффективности налогового законодательства: проблемы и способы их разрешения// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1; Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.

5. См.: Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура// Бизнес в законе. 2013. № 5; Мирошник С. В. К вопросу о субъектах финансового права// Бизнес в законе. 2012. № 2.

Конституционные основы налогового права зарубежных стран Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обиднов А.А.

В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль конституционно-правовых институтов. Трансформация положений Основного закона страны дает возможность создать законодательство, обеспечивающее баланс частных и публичных интересов в налоговой сфере.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Обиднов А.А.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы налогового права зарубежных стран»

Аспирант кафедры государственного (конституционного) права юридического Факультета

ФГАО ВО «Южный федеральный университет» г. Ростов-на-Дону

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль конституционно-правовых институтов. Трансформация положений Основного закона страны дает возможность создать законодательство, обеспечивающее баланс частных и публичных интересов в налоговой сфере.

Ключевые слова: налоговое право, Конституция, Основной закон страны, взимание налогов, государственный суверенитет.

Keywords: tax law, the Constitution, the Basic Law of the country, levying taxes, state sovereignty.

И зарубежная, и отечественная юридическая доктрины рассматривают Конституцию государства как высшую форму установления и придания юридической силы правовым положениям. Конституционные положения составляют основу правового регулирования всех без исключения общественных отношений [1]. По мнению известного немецкого правоведа Р. Меллингхоффа взимание налогов является исключительным правом государства, затрагивающим интересы всех граждан. Защитить налогоплательщика от чрезмерного и несправедливого налогообложения может только конституционное право [2]. На конституционном уровне во многих странах закрепляется положение о налогах и иных обязательных платежах как источниках государственного бюджета. Так, например, статья 56 Конституции Республики Беларусь закрепляет обязанность граждан Республики Беларусь участвовать в покрытии государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Установленные законом налоги, другие обязательные платежи в соответствии со статьей 133 Основного закона страны формируют доходы бюджета [3]. Хочется обратить внимание на формулировки отдельных конституционных положений. Заслуживает внимания трактовка конституционно-правовой обязанности уплачивать налоги не только меры должного поведения каждого, но и как долга. Такой подход содержится, например, в статье 35 Конституции Республики Казахстан, статье 127 Конституции Литовской Республики, статье 37 Конституции Княжества Монако. Конституции ряда стран содержат отдельные разделы (главы), регулирующие вопросы налогообложения. Глава шестая Конституции Греции 1975 года называется «Налогообложение и управление финансами». Она содержит ряд положений, имеющих принципиальное значение для регулирования налоговых отношений. Статья 78 Основного закона Греческой республики: -закрепляет и расшифровывает понятие законно установленного налога как платежа, взимаемого на основании закона, определяющего субъектов налогообложения, доходы, вид собственности, расходы и финансовые операции, к которым относится данный фискальный платеж; запрещает Парламенту страны передавать законодательные полномочия по определению объектов налогообложения, налогового коэффициента, налоговых льгот другим органам; – устанавливает правила действия налоговых законов во времени (законы, вводящие налоги, не могут иметь обратную силу; налоговые законы подлежат обязательному опубликованию). Хочется обратить внимание на положения Конституции Испании 1978

© Обиднов А.А., 2016 г.

года. Статья 31 Основного закона страны закрепляет обязанность каждого участвовать в покрытии общегосударственных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством налоговой системы, построенной на принципах справедливости, равенства и прогрессивности налогообложения.

Конституционно закреплен запрет на использование в правовом регулировании экономических отношений такого механизма воздействия, как конфискация. Введение общественных налогов особого характера или налогов, переходящих по наследству, возможно только на основании специально принятых законов. Базовые принципы налогообложения содержатся и в Конституции Итальянской Республики 1947 года. Она предусматривает обязанность каждого принимать участие в покрытии государственных расходов соразмерно своей налоговой платежеспособности. Прогрессивность признается базовым принципом налоговой системы страны. Согласно статье 75 Конституции Италии законы о налогах не могут выноситься на референдум. Так же как и Российской Федерации, Правительство должно ежегодно представлять в Парламент закон об исполнении бюджетов. Конституционно определено, что данным нормативным правовым актом не могут вводиться новые налоги. Отдельная глава, регулирующая государственные финансы, имеется и в Конституции Республики Кипр. В отличие от Конституций многих странах, она предусматривает зачисление доходов Республики на единый государственный счет — «Счет постоянной кассы в Республики», доходов Общин на единый счет — «Счет постоянной кассы Общинного собрания». Основанием для списания денежных средств с государственного счета признается исключительно платежный ордер, подписанный министром финансов.

Основной закон Кипра не только закрепляет принцип законно установленного налога, но и уделяет большое внимание взиманию местных налогов и сборов. На конституционном уровне определено, что уплата муниципальных налогов, налогов на недвижимое имущество, иных сборов может возлагаться только на то лицо, которое принадлежит к соответствующей Общине. Исключение составляют рыночные сборы; сборы со зрелищ; сборы за услуги, выходящие за рамки обычно оказываемых муниципалитетом услуг. Пристального внимания исследователей заслуживает Конституция Княжества Лихтенштейн, глава третьей которой определяет обязанности государства. На государство возлагается задача постоянно повышать финансовое положение путем открытия новых источников доходов. Государство обязано обеспечить справедливое налогообложение, освобождая от уплаты фискальных платежей лиц, получающих минимальные доходы, необходимые для существования, и устанавливая прогрессивные ставки в отношении крупных имуществ и доходов. В соответствии с Основным законом Федеративной Республики Германии 1949 года законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом. Особенностью Конституции ФРГ, на наш взгляд, является четкое признание приоритета федерального права над правом земель, что весьма важно для обеспечения единства федеративного государства. Земли обязаны исполнять федеральные законы, как «свои собственные». Полномочия земель устанавливаются путем использования остаточного метода. Глава X посвящена правовому регулированию финансов. Субъекты немецкой федерации имеют право самостоятельно вводить местные налоги и сборы. Федеральные законы о налогах, которые зачисляются полностью или частично в бюджеты различных уровней, требуют одобрения Бундесрата. Заслуживает внимания Конституция Бельгии 1994 года. В 1993 году Бельгия стала федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов. Часть V Конституции Бельгии посвящена финансам. Статья 170 определяет правовую форму налогов в пользу государства, сообщества, региона. Налог в пользу государства устанавливается законом, налог в пользу сообщества или региона — декретом. Конституционными нормами четко закреплено, что установление налогов относится к исключительной компетенции представительных органов власти (решение совета провинции, совета коммуны). Статья 171 Конституции Бельгии предусматривает ежегодный пересмотр налогов в пользу государства, сообщества и региона. Законы,

Читайте также:  Организатор преступления

регламентирующие взимание налогов, действуют только в течение года. Согласно статье 172 не допускается введение никаких привилегий в сфере налогообложения. К привилегиям не относятся льготы. Налоговые исключения или послабления, так же как и в Российской Федерации, могут устанавливаться только по решению представительных органов власти (форма — закон). В соответствии со статьей 173 Конституции Бельгии государство, сообщества, регионы, федерации коммун или коммуны могут требовать от граждан только уплаты налогов. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 года включает шесть частей. Статья 5 закрепляет такие принципы действия правового государства, как: верховенство права, являющегося основой и пределом осуществления государственной власти; деятельность государства в публичных интересах; добросовестность субъектов права; соблюдения норм международного права. Вопросы налогообложения регулируются нормами, содержащимися в различных главах. Так, например, в разделе 5 «Публичные работы и транспорт» предусмотрено право Союза вводить сборы с тяжелого транспорта, рассчитываемого в зависимости от мощности или объема потребления. При этом на конституционном уровне обосновывается причина взимания данного платежа (тяжелый транспорт причиняет обществу большие расходы), а также четко определяется цели его использования (финансирование расходов по обслуживанию дорог). Статья 86 Конституции Швейцарии закрепляет право Союза взимать налог на потребление горючего и надбавку к нему. При этом подробно устанавливаются основные направления расходования собираемых сумм. Отдельная глава Основного закона Швейцарской Конфедерации посвящена регулированию финансового устройства. На конституционном уровне:-закрепляются принципы налогообложения; – определяются ставки ряда налогов, в частности, прямых налогов с чистого дохода физических и юридических лиц, капитала и резервов юридических лиц; ставки налога на добавленную стоимость (специально оговорено, что сумма налога 5 процентов направляются на покрытие расходов, нацеленных на облегчение налогового бремени налогоплательщиков, имеющих низкие доходы); – устанавливается перечень объектов обложения акцизами (табак и табачные изделия; спиртные напитки; пиво; автомобили; нефть и т. д.); а также долю кантонов от налогообложения спиртных напитков. Как показывает проведенный анализ, доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В конституциях одних стран содержатся общие положения налогообложения, в конституциях других стран акцент делается на вопросы налогового федерализма, в конституциях третьих стран имеются правовые предписания, определяющие отдельные элементы состава наиболее распространенных фискальных платежей, что обусловлено сложившимися правовыми традициями, особенностями национальных правовых систем. Практически все конституции зарубежных стран закрепляют важнейший принцип налогообложения — принцип установления налогов и сборов исключительно законом. Юридическая обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы отнесена к числу важнейших конституционно-правовых обязанностей. Наука и практика убедительно доказали цикличность развития экономики. Периодически жизнь любого государства потрясают экономические кризисы большей или меньшей интенсивности. Именно в такие тяжелые времена существенно возрастает роль конституционно-правовых институтов. Трансформация конституционных положений позволяет повысить степень их влияния на правотворческую и правоприменительную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Создание налогового законодательства, обеспечивающего разумный баланс интересов в налоговой сфере, становится важнейшей задачей законодателя [4].

Зарубежный опыт правового обеспечения налоговых отношений убедительно доказывает необходимость учета экономической составляющей при разработке и реализации государственной налоговой политики. Неправильное понимание экономических закономерностей и потребностей, игнорирование стимулирующего воздействия налогового законодательства препятствует экономическому и социальному росту общества, обеспечению достойного уровня жизни граждан [5].

1. Мирошник С. В., Немыкина О. Е. Конституционно-правовые основы регулирования финансовых отношений: сравнительно-правовой анализ// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3.

2. Меллингхофф Р. Конституционные аспекты налогового права Германии// Налоговед. 2006. № 8.

3. Тексты Конституций ряда зарубежных стран приводятся по «Конституции государств Европы: в 3 т./ Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л. А. Окунькова. — М.: Издательство НОРМА, 2001.

4. См.:Мирошник С. В. Повышение эффективности налогового законодательства: проблемы и способы их разрешения// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1; Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.

5. См.: Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура// Бизнес в законе. 2013. № 5; Мирошник С. В. К вопросу о субъектах финансового права//Бизнес в законе. 2012. № 2.

Тема 8. Налоговое право зарубежных стран

Вопросы, выносимы на обсуждение:

  1. Налоги и их значение в государственной политике зарубежных стран
  2. Налоговое право зарубежных стран
  3. Сравнительно-правовой анализ налогов в России и зарубежных странах
  4. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность за рубежом

Библиография:

  1. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. Независимое изд-во «Манускрипт». М.1993.

2. Крохина Ю.А. Налоговое право. Учебник. М., 2010.

  1. Куфакова Н.А. Финансовое право в развивающихся странах. М. 1988.
  2. Непесов К.А. Налоговые аспекты транспортного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран. – М., 2007.
  3. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение: учебник. – М., 2006.

6. Эриашвили Н.Д. Налоговое право. Учебник. 2010.

Дополнительная:

  1. Айвазян К.С. Налогообложение экономической выгоды (дохода, прибыли) от сделок с ценными бумагами в России и США (Сравнительный анализ). – М., – 2007.
  2. Бурукина О.А Налогообложение в странах англосаксонской системы права // Финансовое право. 2008, N 5.
  3. Бурукина О.А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции // Финансовое право. 2008, N 10.

4. Воробей Г.А. Фискальное право Республики Беларусь // Налоги. 2011. N 42. С. 17 – 21.

  1. Гафуров А.Д., Махмадулло А. Формирование и развитие налоговой системы Республики Таджикистан // Финансовое право. 2011. N 2. С. 36 – 40.
  2. Елинский А.В. Из истории налогообложения зарубежных стран: от Древних времен до XVIII века // Финансовое право. 2006, N 5.

7. Кузнеченкова В.Е. Международные налоговые соглашения как источник налогового права // Финансовое право. 2011. N 10. С. 29 – 31.

  1. Кучеров И.И. Налоговые привилегии и иммунитеты как институты международного налогового права // Финансовое право. – 2007. – № 4.

9. Лебедев В.А. Финансовое право. Учебник. М., 2010.

  1. Мамаев И.В. Сравнительно-правовой анализ косвенного налогообложения по законодательству зарубежных стран // Финансовое право. 2005, N 11.
  2. Матинов А.С. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран // Финансовое право. 2005, N 5; Налоги (газета). 2006, N 4.
  3. Сирож Е.А. Принципы и механизмы налогообложения предпринимательской деятельности в странах запада // Финансовое право. – 2007. – № 8.

13. Финансовое право. Учебник / Под ред. Грачевой Е.Ю. М., 2010

  1. Ходов Л.Г. Налоги на недвижимость: зарубежный опыт, российские проблемы // Жилищное право. 2009, N 2.
  2. Цикунов Е.А. Способы противодействия злоупотреблению правом в сфере налогообложения в зарубежных странах и в России // Финансовое право. 2005, N 5; Налоги (газета). 2006, N 1.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

Изучите рекомендованную литературу.

В ходе самостоятельной работы по подготовке к первому вопросу семинара уясните роль налога в перераспределительном механизме зарубежных стран, определить функции налогообложения, выделить основные направления налоговой политики зарубежных стран.

В рамках второго вопроса необходимо изучить понятие, особенности предмета и систему налогового права зарубежных стран.

Обсуждение третьего вопроса имеет своей целью показать, что налоги являются неотьемлемой частью любого государства. Причем в правовом государстве не допустим налоговый произвол. Налоговый произвол и правовое государство – два взаимоисключающих понятия.

При подготовке к четвертому вопросу проведите сравнительный анализ видов налоговых правонарушений и санкций за из совершение, существующих в Российской Федерации и за рубежом.

При изучении данной темы сравните налоговые системы России и европейских государств. Найдите общие черты и различия.

Методические рекомендации по выполнению письменной контрольной работы в аудитории

В соответствии с учебным планом курсанты международно-правового факультета и факультета подготовки оперативных сотрудников выполняют контрольную работу по дисциплине «Налоговое право». Написание работы преследует цель проверки теоретических знаний и умений слушателей систематизировано излагать материал, развивать навыки самостоятельного анализа нормативной базы и учебной литературы, применять их в дальнейшем на практике при выполнении функций обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Для написания контрольной работы предлагается 5 вариантов вопросов. Выбор варианта осуществляется по усмотрению преподавателя. Ответы на вопросы должны быть краткими, четкими и аргументированными, содержать ссылки на нормы налогового права.

  1. Что является объектом налогообложения?
  2. В чем состоит общее правило определения цены товаров?
  3. Раскройте порядок постановки на учет недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.
  4. Где и в какие сроки осуществляется постановка на учет нотариусов и адвокатов?
  5. Какие документы составляются в ходе и по окончании налоговой проверки?
  1. Какие органы относятся к субъектам, осуществляющим налоговый контроль?
  2. В каких формах проводится налоговый контроль?
  3. Укажите и раскройте элементы налогообложения.
  4. В целях налогообложения учитывается рыночная цена спроса или предложения?
  5. Каковы сроки составления акта проведения налоговой проверки?
  1. Кто может быть привлечен в качестве свидетеля?
  2. На каких условиях привлекаются специалисты для проведения налоговой проверки?
  3. Могут ли признаваться физическое лицо и организация взаимозависимыми?
  4. Назовите основания, при которых возникает, изменяется и прекращается обязанность по уплате налога и сбора.
  5. Назовите органы, обязанные сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.
  1. С какого момента обязанность по уплате налога считается исполненной?
  2. Раскройте установленный порядок исчисления налога.
  3. Назовите максимальную продолжительность проведения выездной налоговой проверки.
  4. Назовите основания и раскройте порядок проведения выемки документов.
  5. Перечислите обязанности переводчика при проведении налоговой проверки.
  1. Назовите предусмотренные законодательством способы представления налоговой декларации в налоговый орган?
  2. Что является основанием досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите?
  3. Когда и в каком порядке привлекаются понятые для участия в налоговой проверке?
  4. Каков порядок проведения выемки документов и предметов?
  5. Допускаются ли должностные лица налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки?

Примерный перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации

экзамена (зачета):

1. Понятие налогового права: предмет, методы, принципы.

2. Источники налогового права, их виды.

3. Место налогового права в системе права, его особенности и отграничения от смежных отраслей права.

4. Налоговая политика и налоговое право.

5. Наука налогового права, ее задачи, предмет, методы.

6. Нормы налогового права: понятие, особенности, виды, структура.

7. Способы реализации норм налогового права.

8. Налоговые правоотношения: понятие, особенности, виды.

9. Структура налогового правоотношения.

10. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов.

11. Права и обязанности налоговых органов в области налогообложения.

12. Правовой статус налоговых агентов.

13. Взаимозависимые лица.

14. Налоговая система РФ.

15. Понятие налога и сбора. Виды налогов.

16. Налог на добавленную стоимость.

18. Налог на доходы физического лица

19. Налог на прибыль организаций.

20. Налог на добычу полезных ископаемых.

21. Водный налог.

23. Налог на имущество организаций.

24. Транспортный налог.

25. Налог на игорный бизнес.

26. Земельный налог.

27. Налог на имущество физических лиц

28. Элементы налогообложения.

29. Объект налогообложения.

30. Налоговая база.

31. Налоговые ставки.

32. Порядок и сроки уплаты налогов и сборов.

33. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

34. Исполнение обязанности по уплате налога и сбора.

35. Изменение срока уплаты налога и сбора, пени.

36. Инвестиционный налоговый кредит.

37. Отсрочка и рассрочка уплаты налогов и сборов.

38. Единый налог на вмененный доход: общая характеристика.

39. Упрощённая система налогообложения.

40. Единый сельскохозяйственный налог.

41. Понятие и значение налогового контроля, его формы.

42. Методы осуществления налогового контроля.

43. Камеральная налоговая проверка.

44. Выездная налоговая проверка.

45. Оформление результатов выездной налоговой проверки. Акт налоговой проверки.

46. Выемка документов и предметов. Экспертиза.

47. Требование об уплате налога.

48. Порядок взыскания налога и сбора с физических и юридических лиц.

49. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств или иного имущества юридического лица.

50. Взыскание налога, сбора, пени за счет имущества юридического лица.

51. Учет налогоплательщиков.

52. Налоговая тайна.

53. Понятие налогового правонарушения.

54. Основные признаки налоговых правонарушений.

55. Субъекты и субъективная сторона налоговых правонарушений.

56. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

57. Виды налоговых правонарушений.

58. Процедура привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

59. Санкции за налоговые правонарушения.

60. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов.

Тема № 8 «Налоговое право зарубежных стран»

Самостоятельная работа – 4 часа.

Методические рекомендации по изучению темы:

При рассмотрении вопросов данной темы необходимо обратить внимание на следующие основные положения:

Проанализируйте налоги и их значение в государственной политике зарубежных стран. Особенность предмета налогового права зарубежных стран.

Покажите систему источников налогового права зарубежных стран.

Читайте также:  Договор с экспертом по 44 фз образец

Какова роль налога в перераспределительном механизме зарубежных стран. Функции налогообложения. Налоговая политика и налоговое право. Классификация налогов: общие черты и различия применительно к налоговой системе Российской Федерации (на примере одной или нескольких зарубежных стран).

Налоги и правовое государство. Налоговые правонарушения. Сравнительный анализ видов налоговых правонарушений в Российской Федерации и за рубежом. Санкции за налоговые правонарушения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как развивалась налоговая функция государства в России?

2. Какие страны используют косвенные налоги?

3. Почему западные страны переходят на прямые системы налогообложения?

4. Что такое оффшоры?

5. Что такое траст?

6. Мировые модели налогообложения.

8. Налоговая функция государства.

9. Соглашения об избежании двойного налогообложения.

10. Налоговые системы стран Европы.

Дополнительная литература

1. Кобзарь-Фролова М.Н. Налогово-правовое регулирование деятельности иностранных организаций через постоянное представительство // Финансовое право. 2010. N 9. С. 20 – 27.

2. Украинцева А.И. Правовое регулирование налогового контроля в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 56 – 66.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: (часть первая, вторая) [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1,2,3,4. [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

7. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

8. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

9. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

10. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

11. О налоговых органах Российской Федерации: Закон РФ от 21.03.1991 № 943–1 [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

12. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: Приказ МВД РФ № 495, ФНС РФ № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

13. Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (вместе с «Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок», «Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления»): Приказ МВД России № 76, МНС РФ № АС–3–06/37 от 22.01.2004 [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

б) Основная литература:

1. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для бакалавров/ Ю. А. Крохина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 464 с.

2. Никитин, В. Ю. Заработная плата: бухгалтерские, налоговые и правовые аспекты/ В. Ю. Никитин. – Изд. 10-е, перераб. и доп.. – М.: Гроссмедиа: Российский Бухгалтер, 2013. – 256 с. [Электронный ресурс]. – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочно-правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Налоговое право: учебник/ под ред. : Е. Ю. Грачевой, О. В. Болтиновой. – М.: Проспект, 2013. – 384 с.

в) Дополнительная литература:

1. Дегтярев, Р. Если допущена ошибка в платежке на перечисление налогов/ Р. Дегтярев // Бухгалтерия: просто, понятно, практично. -2013. – № 2.- С.82. [Электронный ресурс]. – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочно-правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Джамалова, Г. Изменения в налоговом кодексе: изучаем Закон № 330 ФЗ/ Г. Джамалова// Практическая бухгалтерия. – 2012. – № 1. – С. 72-75. [Электронный ресурс]. – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочно-правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Долгов, А.И. Предупрежден – значит вооружен, или Налоговая выгода глазами инспекторов/ А.И. Долгов// Практическая бухгалтерия. – 2013. – № 1. – С. 66-71. [Электронный ресурс]. – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочно-правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Ждановских О. Рассчитываем стандартные налоговые вычеты/ О. Ждановских// Бухгалтерия: просто, понятно, практично. -2012. – № 2.- С.30-32. [Электронный ресурс]. – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочно-правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Ильина, А. Риски «тонкой капитализации»/ А. Ильина// Бухгалтерия: просто, понятно, практично. – 2012. – № 3. – С. 17-19. [Электронный ресурс]. – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочно-правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Нелезина Е.П. Судебно-бухгалтерская экспертиза: учебное пособие. Изд. Закон и право. 2012. // КнигоФонд. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/.

7. Савсерис, С. Налоговая безопасность фирмы: как обеспечить/ С. Савсерис// Бухгалтерия: просто, понятно, практично. -2013. – № 2.- С.88-91. [Электронный ресурс]. – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочно-правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Чесноков А.А. выявление признаков несостоятельности предприятий: монография. Барнаул, БЮИ МВД России, 2012.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Верховный Суд Российской Федерации. Режим доступа: http://www.vsrf.ru

2. Генеральная прокуратура РФ. Режим доступа: http://genproc.gov.ru

3. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mvd.ru

4. Министерство природных ресурсов и экологии России. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru

5. Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

6. Справочная правовая информационная система «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru

7. Справочная правовая информационная система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. Портал поддержки образовательного процесса БЮИ МВД России. Режим доступа: http://10.229.4.190

9. Российская Государственная библиотека. Режим доступа: http://www.rsl.ru

10. Российская национальная библиотека. Режим доступа: http://www.nlr.ru

11. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru

Ресурсы электронной библиотечной системы «КнигаФонд»:

1. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Тема. Налоговое право зарубежных стран.

Налоговая система Великобритании сложилась в прошлом столетии, но особенности обложения населения того периода характерны и для сегодняшнего дня. В 1973г в Британии прошла налоговая реформа, которая внесла существенные изменения в структуры налоговой системы государства, приблизив её к структуре налоговых систем стран-членов общего рынка. Налоговые мероприятия издавна занимают важное место в комплексе финансово-экономических мер, как лейбористов, так и консерваторов. В относительно недавний период в Британии было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том числе поэтапное снижение ставок подоходного налога с 33 до 20% для населения и с 52 до 33% для корпораций. Изменены условия предоставления налоговых льгот, отменены некоторые виды налогов и введён ряд новых.

Два основных направления Британской налоговой реформы:

1)совершенствование системы личного подоходного обложения.

2)изменение в области подоходного обложения корпорации.

Основные мероприятия, составляющие налоговую реформу Британии:

1)Снижение нижней ставки личного подоходного налога.

2)устранение многоступенчатого деления налогов населения и прогрессивных ставок применяемых к ним.

Вместо ранее действовавшей шкалы оставлены 3 ставки подоходного налога (20,24 и 40%).

3)введение раздельного налогообложения доходов супруга.

4)увеличение личных налоговых ставок. Однако по оценке английских экономистов Британская налоговая система не является самой справедливой. В результате налоговых мероприятий среднестатистический Британский налогоплательщик платит в виде налога и взносов на соц. страх приблизительно такую же долю своего дохода, как и раньше.

И в то же время средняя ставка для рабочего со средним доходом возросла с 14 до 16%. А средняя ставка налоговых изъятий у лица, доходы которого в 5 раз превышают средний уровень снизилась с 52 до 32%. В итоге высокооплачиваемые британцы – самые низкооблагаемые среди населения ведущих промышленно-развитых стран, а низкооплачиваемые наоборот.

В США подоходный налог является частью и федеральных налогов и налогов штатов и местных налогов, т.е. распределяется по все уровням государственного устройства.

Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода, с учётом его деления на 3 вида:

1) Валовый, т.е. всё из всех источников.

2) Очищенный, т.е. валовый доход за вычетом расходов и стандартной скидки.

3) Облагаемый доход, т.е. очищенный доход, за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума (2тыс.$).

При подоходном налоге штатов ставке значительно ниже федеральных, однако исчисляется в прогрессии.

Особенностью местного налогообложения является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные в бюджет штата, вычитаются при расчёте местного налога.

Федеральный налог на социальное страхование.

В США существуют 2 системы страхования:

Эти взносы уплачивают и предприниматели и трудящиеся.

Налоги на наследство и дарение, а также поимущественный налог отчисляются только в бюджеты штатов и местные бюджеты.

Среди ведущих развитых стран, именно Францию отличает высокая доля обязательных отчислений. В налоговой системе Франции подоходный налог составляет 18%. Он стоит на втором месте после НДС. Во Франции функционирует 4 ставки НДС от 5,5 до 22%. Налоги на социальное страхование во Франции уплачивают только трудящиеся (в США и трудящиеся, и предприниматели, у нас в России только работодатели). К тому же во Франции присутствует так называемый профессиональный налог, который уплачивают лица, работающие, но не вознаграждаемые заработной платой. Очень высока во Франции доля взносов в фонды социального назначения. Во Франции низкий уровень прямого налогообложения и в то же время высокий уровень косвенного налога. Во Франции косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов общего бюджета.

Налоговая система Германии насчитывает примерно 50 видов налога, которые значительно различаются по кругу плательщиков в базе обложения и ставки. Наряду с множественностью налогов следует отметить тенденцию к их концентрации. На более крупные налоги приходится большая часть совокупных поступлений. Современная система распределения налогов сложилась в ходе крупнейшей финансовой реформы Германии 1969г. Все налоги, поступающие в сводный бюджет государства можно разделить на две группы:

1)закреплённые или собственные.

2)распределяемые по установленным нормам между Федерацией, землями и общинами и поступающие одновременно в бюджеты различных уровней.

В Германии главным источником доходов бюджетов всех уровней является подоходный налог. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет; 42,5% в бюджет земли и 15% в местные бюджеты.

В Германии выравнивание и поддержание бюджетной обеспеченности территорий является обязанностью федерального центра.

Ссылка на основную публикацию