Образец реестра закупок малого объема по 44-ФЗ

Как работать с реестром закупок по 44-ФЗ

Реестр закупок бюджетной организации — это список сделок, которые заказчик, работающий по 44-ФЗ, совершил без заключения полноценного контракта. Организации обязаны вносить в этот перечень все заказы за счет полученных от государства средств.

Скачать образец бланка реестра закупок по 44-ФЗ
Скачать пример реестра по 44-ФЗ
Скачать актуальный образец перечня госзакупок малого объема из КонсультантПлюс

Кто ведет список заказов

Понятие списка заказов введено статьей 73 Бюджетного кодекса, где сказано, что ведение журнала закупок малого объема является обязанностью получателей бюджетных средств. В перечень включают сделки, по которым не заключены государственные контракты в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.

Статьей 6 БК в число получателей бюджетных средств включены следующие субъекты:

  • органы государственной власти;
  • органы, управляющие внебюджетными фондами;
  • местные органы власти;
  • казенные учреждения.

Формально бюджетные учреждения не обязаны вести такой документ. Однако во избежание вопросов со стороны проверяющих органов, которые склонны по-разному толковать нормы права, если организация расходует государственные средства без заключения контрактов, ей рекомендуется вести перечень.

Какие заказы включают в перечень

Статья 73 БК обязывает вести реестры закупок, совершенных без заключения контракта, заказчики по 44-ФЗ обязаны все сделки проводить с соблюдением процедур, предусмотренных этим законом, и заключать официальные контракты. Исключение составляют сделки за наличные по товарным накладным или счетам.

Часть 1 статьи 93 44-ФЗ перечисляет случаи, когда заказчики вправе заключать соглашения без проведения конкурентных процедур с единственным поставщиком. При этом контракт, заключенный с единственным поставщиком, не обязан соответствовать формальным требованиям 44-ФЗ — он действителен при соблюдении общих требований к соглашениям, установленным этим федеральным законом.

Таким образом, бюджетные организации включают в перечень сделки, совершенные за бюджетный счет, если они:

  • не оформлены документально — в соответствии со ст. 73 БК;
  • заключены с единственным поставщиком и не вошли в список контрактов заказчика.

От перечня по БК и 44-ФЗ следует отличать список соглашений, заключенных по 223-ФЗ. По закону о процедурах отдельных видов юридических лиц работают в том числе бюджетные учреждения, расходующие собственные средства, и коммерческие организации. Информация о сделках по 223-ФЗ подлежит опубликованию в ЕИС и при желании заказчика на его собственном информационном ресурсе. Например, реестр закупок Роснефти и ее дочерних компаний опубликован на портале.

Как регулируется работа

Подробных нормативных инструкций, как вести реестр малых закупок по 44-ФЗ, не установлено. Целесообразно придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Избрать из числа сотрудников организации ответственное лицо, обычно это работник контрактной службы или контрактный управляющий.
  2. Подписать с выбранным сотрудником дополнительное соглашение к его трудовому договору, в котором регламентировать новые должностные обязанности.
  3. Издать приказ о наложении обязанности по ведению перечня на выбранное лицо.
  4. Утвердить образец реестра закупок малого объема по 44-ФЗ, положение о его ведении или иной документ, которым регламентирован порядок внесения сведений в перечень, ведение отчетности по нему, информация, подлежащая внесению.

Как заполняют форму

Нормативно форма реестра закупок по ст. 73 Бюджетного кодекса РФ не утверждена, часть 2 этой статьи указывает на то, что в перечень вносится следующая информация:

  • наименование закупаемых ТРУ;
  • наименование и местонахождение контрагента заказчика;
  • цена и дата сделки.

Заказчик вправе определять самостоятельно, что входит в реестр закупок помимо указанных сведений, и включать в собственную форму сведения, дополняющие нормативно требуемые.

Допускается ведение как в электронном, так и в бумажном виде на усмотрение заказчика.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .

Используйте этот примерный образец реестра закупок до 100 тысяч по 44-ФЗ в 2020 году.

Реестр закупок
ГБУЗ «Госпиталь №1», осуществленных без заключения государственного контракта в 2020 году

Краткое наименование закупаемых товаров (работ, услуг)Сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях)Цена, руб.Дата
НаименованиеМестонахождение
1Услуги по дератизации подвальных помещений здания заказчикаООО «Альфа»Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Первая, д. 280 00008.07.2020
2Ватные тампоныООО «Омега»Российская Федерация, Санкт-Петербург, ул. Третья, д. 410 00008.07.2020

Исполнитель: экономист ___________________ Экономная Э. Э.

Главный бухгалтер ___________________ Счетная С. С.

Закупки малого объема 44-ФЗ

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Малые закупки до 100 тысяч рублей

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

В качестве основания проведения закупок малого объема — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб.

Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

они не должны превышать 2 млн. руб. в год;

они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Учет закупок малого объема до 100 тысяч рублей

Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.

Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.

Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.

При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.

Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с единственным поставщиком.

Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД2 закупок

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).

Например, СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Малые закупки до 400 тысяч рублей

Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.

Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.

Для закупок малого объема до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

► Видеобзор материала по малым закупкам 44-ФЗ

Штраф за нарушения в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в процедурах закупок до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30 000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начал работать электронный магазин, функционал которого заключается в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) “Березка” доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он взаимодействует с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.

Цель создания данного сервиса – упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.

©ООО МКК “РусТендер”

Реестр закупок малого объема

Малые закупки

Понятие «малые закупки» бытовое, поскольку данный термин ни в одном действующем нормативном правовом акте не упоминается. Под закупками такого типа понимается частный случай размещения муниципального или государственного заказа у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб.

В законе же «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ даже не упоминается максимальный порог сделки, позволяющий использовать данный неконкурентный способ размещения заказа. Только в ст. 3.6 указывается на необходимость утверждения заказчиком положения о закупках, в котором, в частности, могут прописываться случаи приобретения товаров, работ или услуг у единственного поставщика. Частным случаем такой закупки и может выступать малая (до достижения определенного ценового диапазона).

В п. 4 ч. 1 ст. 93 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ указывается на возможность заключения контракта с единственным поставщиком в том случае, если его цена составляет менее 100 тыс. руб. Заказ такой стоимости и называют на практике малым.

При этом распоряжением Правительства РФ «О создании единого агрегатора…» от 28.04.2018 № 824-р рекомендовано (п. 1) для осуществления таких закупок использовать единый агрегатор торговли, представляющий собой информационный интернет-ресурс, управляемый оператором, который определяется правительством.

Публикация информации о малых закупках

Если одна закупка не может превышать 100 тыс. руб., то их общий объем в течение финансового года не должен быть более 2 млн руб. (либо 5% годового объема всех закупок + 50 млн руб.), согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

Малые закупки характеризуются следующими особенностями в части информационного обеспечения со стороны государственных или муниципальных органов, юридических лиц:

  1. Сведения о таких закупках не включаются в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 закона № 44-ФЗ).
  2. Сведения о них могут не передаваться по усмотрению заказчика в Единую информационную систему (ч. 15 ст. 4 и ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ).

Таким образом, ввиду отсутствия необходимости публикации данных в реестре контрактов и Единой информационной системе реестр малых закупок необходим заказчику не только в целях упорядочения процесса ведения закупочной деятельности, но и для правильного учета количества и стоимости малых закупок. Для юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ, рассматриваемый реестр необходим также для того, чтобы правильно формировать отчетность.

Реестр малых закупок по 44-ФЗ: правила ведения, содержание, образец

Реестр малых закупок может как представлять собой отдельную базу, так и быть составной частью реестра контрактов или договоров, ведущихся в отношении конкурентных закупок. Никаких обязательных требований к ведению таких реестров закон не предъявляет. Однако практикой правоотношений с учетом положений ч. 2 ст. 103 закона № 44-ФЗ выработана относительно универсальная структура реестров данного типа, которая позволяет вести грамотный учет заключенных таким образом сделок и контролировать деятельность по осуществлению малых закупок.

Так, в реестре малых закупок рекомендуется указывать:

  • наименование и реквизиты заказчика;
  • наименование самого реестра (малых закупок или закупок без заключения контракта);
  • наименование локального правового акта, утверждающего форму реестра и, при наличии, правила его формирования и ведения;
  • сведения о временном периоде, в течение которого информация сохраняется в реестре;
  • порядковый номер каждой закупки;
  • информацию о поставщике (по усмотрению заказчика это могут быть как только наименование и адресные данные, так и более подробные сведения);
  • стоимость приобретения товаров, работ или услуг;
  • дату осуществления каждой закупки.

В качестве образца реестра малых закупок по закону № 44-ФЗ можно привести региональный портал закупок малого объема в Ростовской области.

Примеры единых реестров

Отсутствие единых требований к правилам ведения реестров малых закупок и их форме, а также отсутствие обязанности заказчиков по их ведению повлекло деунификацию процедуры, т. е. каждый государственный или муниципальный заказчик сам определяет, как ему формировать этот реестр. Для одних организаций такая свобода действий рассматривается как благо, другие же стремятся к использованию уже проверенных практикой форм и правил.

На региональном уровне существуют информационные системы, с помощью которых заказчики осуществляют ведение реестров и, соответственно, учет закупок малого объема. При этом в каждом субъекте данные системы имеют свою специфику, правила заполнения и адреса в интернете. Например, в Смоленской области подобный ресурс называется «Малые закупки Смоленской области», в Тверской — «WEB-Торги-КС».

Итак, под малыми закупками понимается приобретение без применения конкурентных способов (у единственного поставщика) товара, работы или услуги стоимостью до 100 тыс. руб. Ведение их реестра необязательно, но позволяет правильно осуществлять закупочную деятельность, а также упорядочить и контролировать этот процесс. В связи с необязательностью не существует ни утвержденной формы, ни требований к ведению, в результате чего каждый региональный реестр малых закупок имеет свои особенности.

Реестр закупок в соответствии с требованиями Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок”

Действующее законодательство в сфере закупок предпринимает достаточно много для того, чтобы сделать сферу закупок максимально прозрачной. С этой целью ведутся многочисленные реестры, по которым можно отследить все проводимые закупки всех заказчиков либо какого-то определенного заказчика, а также получить информацию о том, какими были результаты таких закупок.

  • Понятие Реестра закупок и основные правила его функционирования
  • Порядок ведения Реестра закупок
  • Правила заполнения реестра

Понятие Реестра закупок и основные правила его функционирования

Реестр закупок как информационный ресурс для получения сведений о проводимых закупках был создан еще в период действия Федерального закона №94-ФЗ. Однако его активное использование началось только после вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В настоящее время под Реестром закупок понимаются специально утверждаемый документ, функционирующий внутри организации, а также специальный раздел Единой информационной системы.

В этом информационном ресурсе содержатся сведения о проводимых закупочных мероприятиях, а также об итогах таких мероприятий.

Оформление данного ресурса является обязанностью заказчика в лице сотрудников контрактной службы или контрактного управляющего. Однако подписание данного реестра в Единой информационной системе происходит с помощью квалифицированной электронной цифровой подписи руководителя организации.

Порядок ведения Реестра закупок

В рамках действующего законодательства в сфере закупок каких-либо правил ведения указанного источника информации о закупках не сформировано. Есть только методические рекомендации, которые выведены на основании сложившейся практики.

В оформляемом реестре должны быть отражены следующие сведения:

  • наименование закупки тех товаров, работ или услуг, которые планируется приобрести государственным или муниципальным заказчиком;
  • в дополнение к сведениям о закупке потребуется внести данные о кодах классификации, если такие сведения есть у заказчика (например, при выгрузке таких кодов из специальных справочников);
  • сведения о форме проведенного закупочного мероприятия относятся к дополнительным и указываются по решению самого заказчика;
  • данные об исполнителе контракта (его полное наименование, сведения о юридических и почтовых адресах и прочих важных реквизитах, которые помогут идентифицировать такого исполнителя и уточнить его благонадежность и статус);
  • стоимость заключения контракта (следует указывать не начальную максимальную цену, а ту сумму, которая была установлена по итогам проведенной закупочной сессии);
  • дата закупочного мероприятия либо указывается, что оно не состоялось (для конкурентных закупок), и дата подписания протокола о признании процедуры несостоявшейся по причине наличия единственной поданной или допущенной до участия заявки.

В конце года документ сшивается и заверяется печатью и подписью руководителя организации с целью исключения возможности потери данных.

Правила заполнения реестра

Для того чтобы указанный информационный ресурс можно было рассматривать с точки зрения правомерности отраженных в нем сведений, к его заполнению предъявляются определенные требования:

  • заполнение может быть осуществлено только на основании тех данных о проведенной закупке, которые уже известны по итогам проведения мероприятия или оценки сведений, предоставленных потенциальным исполнителем (то есть только после ее завершения, но до подписания контракта);
  • сведения о потенциальном исполнителе контракта необходимо вносить на основании выписок из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в случае заполнения электронного варианта такие сведения вносятся на основании специально сформированной электронной выписки с сайта Федеральной налоговой службы);
  • номер контракта вносить не следует, так как для этого федеральным законодательством, как уже говорилось выше, предусмотрен отдельный реестр, в котором фиксируются такие данные по итогам завершения закупочного мероприятия;
  • электронный вариант должен подписываться после каждого изменения, так как, в противном случае, его нельзя будет рассматривать в качестве правомерно используемого источника информации о проведенных закупках;
  • в отношении бумажной версии целесообразнее один раз утвердить форму и после подписывать только внесенные изменения после каждой закупки или серии закупок, проведенных в один день;
  • утверждение формы реестра и последующих изменений в него может быть осуществлено только руководителем организации или назначенным по приказу временно исполняющим обязанности;
  • после каждого утверждения изменений они должны заверяться печатью организации, так как это официальный документ, который может быть затребован при проведении различных проверок для ознакомления и контроля за соблюдением действующего законодательства.

Что такое закупки малого объема по нормам 44-ФЗ, в каких случаях они проводятся и на какую сумму?

Под закупками малого объема понимают приобретение товаров, работ и услуг у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В 2019 году в процедуру малой закупки у единственного поставщика были внесены изменения.

  1. Ограничения на годовой объем малых закупок
  2. Порядок и особенности проведения
  3. Формы подписания контракта

Ограничения на годовой объем малых закупок

Закупки малого объема периодически нужны каждому государственному заказчику. При этом объем закупки может быть настолько маленьким, что проведение конкурентных торгов нерационально по экономическим причинам. В связи с этим в 44-ФЗ закреплено право заказчика проводить малые закупки в неконкурентном формате.

Величина закупки малого объема может быть не более 300 или 600 тыс. р. Предельное значение в данном случае будет зависеть:

  1. От формы организации.
  2. От сферы деятельности заказчика.
  3. От годовой совокупной величины закупки.

До июля 2019 года под закупками малого объема понимались закупки в пределах 100 тыс. р. Теперь же по ст. 93 44-ФЗ допускается закупать товары и услуги на сумму в пределах 300 тыс. р. Но годовой лимит по закупкам малого объема, который должен учитывать заказчик, остался прежним. Он составляет не более 2 млн р. или 5% годового объема и не более 50 млн р. При расчете лимитов нужно учитывать контракты, подписанные до данного финансового периода и оплаченные после его наступления.

При искусственном дроблении закупки заказчиком на несколько малых в пределах 300 тыс. р. в целях уклонения от конкурентной закупки ему может грозить административная ответственность. КоАП по ч. 1 ст. 7.29 предусматривает ответственность для должностного лица заказчика за дробление закупки в размере 30 тыс. р.

Изменения в 44-ФЗ в отношении малых закупок также затронули п. 5 ч. 1 93-ФЗ. Согласно данному пункту, закупаются следующие организации:

  • зоопарки;
  • театры;
  • дворцы культуры;
  • музеи;
  • парки;
  • заповедники;
  • ботанические сады;
  • планетарии;
  • культурные и образовательные учреждения;
  • концертные организации;
  • цирки;
  • клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • теле- и радиоорганизации, имеющие государственное и муниципальное финансирование.

Дополнительно в перечень таких организаций был включен дом народного творчества и ремесел.

Предельная сумма закупки у единственного поставщика для таких организаций возросла с 400 до 600 тыс. р. Максимальный объем таких закупок для них увеличился с 20 до 30 млн. р. Он не должен быть более 50% СГОЗ заказчика.

По новым правилам заказчику не нужно публиковать извещения о закупках у единственного поставщика в ЕИС. Также такие закупки не включаются в план на 2020 год.

Порядок и особенности проведения

Федеральные органы исполнительной власти и казенные учреждения проводят малые закупки через ЕАТ «Березка». Целью создания агрегатора «Березка» было упрощение стандартных закупок заказчиков по 44-ФЗ (в частности, канцелярских товаров).

Порядок закупок малого объема следующий:

  1. Заказчик заходит в личный кабинет сервиса.
  2. Подбирает нужные ему товары и добавляет их в корзину.
  3. Осуществляет закупочную сессию (формирование сессии также возможно через подбор нужных продукции, работ и услуг из каталога или по классификатору).
  4. Заказчик заполняет обязательные поля для размещения объявления (реквизит, контакты, тип закупки, условия закупки, способ оплаты, продолжительность и пр.).
  5. Заказчик подписывает объявление.
  6. Получает итоговый протокол от оператора сервиса.

Закупка производится у поставщика, которым была предложена наиболее низкая цена. При этом оформляется договор.

Закупки малого объема не передаются в реестр закупок малого объема по 44-ФЗ. Реестры малых закупок могут формироваться на региональном уровне или в едином агрегаторе. Они состоят из двух частей: закупки в ЕАТ или вне сервиса. В последний реестр вносятся сведения о закупках, которые по определенной причине не состоялись на агрегаторе. Например, если заказчик обнаружил нужные товары и услуги вне ЕАТ по более низкой цене.

Реестр малых закупок, которые состоялись на ЕАТ, формируются сервисом автоматически. В него передаются:

  1. Номер закупочного объявления.
  2. Данные заказчика (наименование, адрес, ИНН и КПП, ФИО ответственного лица).
  3. Условия закупки (предмет договора, вид закупки и оплаты, номер по счету, стартовая стоимость, условия поставки и пр.).
  4. Наличие или отсутствие условия о том, что поставщик не должен состоять в РНП.
  5. Динамика ценовых предложений и график пересмотра цены.
  6. Наилучшее предложение.
  7. Итоговый протокол закупки.
  8. Договор и его статус (например, подписан поставщиком и заказчиком).

При закупках малого объема за пределами ЕАТ заказчику следует внести изменения в реестр и самостоятельно прописать сведения о подписанном договоре (прикрепив его) и наименование товаров, работ и услуг.

Формы подписания контракта

Контракты с поставщиками в рамках малых закупок подписываются в любой форме, не противоречащей гражданско-правовому законодательству. Соглашение может именоваться контрактом или договором. Данный контракт не подлежит дополнительному согласованию с антимонопольной службой и регистрации. В контракте должны быть прописаны существенные условия:

  1. Предмет поставки: наименование товаров, работ и услуг.
  2. Условия выполнения услуги, работы или поставки товара по абз. 2 п.1 ст. 432 ГК (в том числе цена и сроки поставки).
  3. Порядок оплаты.

Условия об ответственности сторон включать в контракт необязательно.

Унифицированный формат договора для закупок малого объема не предусмотрен.

Стороны также вправе не подписывать контракт и приобретать нужные им товары и услуги по счетам или на основании акта выполненных работ по п. 3 ст. 434 ГК, п. 3 ст. 438 ГК.

Таким образом, под закупками малого объема по 44-ФЗ понимаются неконкурентные способы отбора поставщика с ценой контракта в пределах 300 тыс. р. (в отдельных случаях – в пределах 600 тыс. р.). При этом заказчикам нужно учитывать годовые лимиты на такие закупки.

Как правильно вести реестр закупок

Бюджетный кодекс РФ обязывает бюджетополучателей вести реестры закупок, осуществляемые без заключения государственных и муниципальных контрактов (ст. 73 гл. 10). Рассмотрим способы формирования реестра в конфигурации «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», ред. 2.0.

Формирование реестра закупок

БК РФ предусмотрен перечень обязательных сведений, подлежащих отражению в отчете:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

В программе доступ к данному отчету организован через раздел «Планирование и финансирование»«Отчеты по планированию и санкционированию»«Реестр закупок».

Стандартная форма «Реестра закупок»

Для формирования отчета следует заполнить поля:

  • «Период» – период, за который будет сформирован отчет;
  • «Организация» – выбирается из справочника «Организации»;
  • «Исполнитель» – выбирается из справочника «Сотрудники».

После заполнения реквизитов необходимо нажать на кнопку «Сформировать».

Отметим, что унифицированная форма данного реестра нормативно-правовыми актами не установлена. В «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0, отчет имеет гибкие настройки, изменяемые в пользовательском режиме. В процессе настройки формы реестра можно изменять состав и расположение реквизитов, добавить необходимые группировки данных и пользовательские поля. Пользователю доступно хранение неограниченного количества созданных вариантов настроек.

Заполнение данных для формирования реестра

В «Реестр закупок» включаются данные договоров и других оснований принятия обязательств, отраженные в справочнике «Договоры и иные возникновения обязательств», не являющиеся государственными или муниципальными контрактами. По данным договорам также должно быть поставлено на учет бюджетное обязательство или обязательство по приносящей доход деятельности.

Информация о наименовании и местонахождении поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг включается в реестр на основании данных справочника «Контрагенты».

Сведения о наименовании закупаемых товаров, работ и услуг, цене закупки включается в реестр на основании данных, отраженных в плане-графике финансирования обязательства. Датой закупки считается дата заключения договора поставки, подряда или возмездного оказания услуг.

Рассмотрим подробнее, какие данные следует заполнить в программе для отображения корректного отчета.

Первоначально при заключении договора с поставщиком следует внести данные о контрагенте путем добавления в справочник «Контрагенты» нового элемента по кнопке «Создать». Далее следует создать договор в справочнике «Договоры и иные возникновения обязательств».

В договоре следует обратить внимание на следующие реквизиты:

Вид договора «С поставщиком» следует выбрать в случае, если организация заключает договор с поставщиком товаров, работ или услуг.

Установка галки «Учет предмета договора» дает возможность организовать учет обязательств и план график-финансирования по предмету договора или контракта в разрезе следующих параметров: номенклатуры, периодов плана, КФО, КПС.

Вид обязательства следует выбрать из выпадающего списка значений – контракт или договор. Указанная дата договора будет внесена в реквизит «Даты закупки» в «Реестре закупок».

Реквизит «Контрагент»– наименование поставщика или покупателя. Выбирается из справочника «Контрагенты». Счет контрагента – выбирается из справочника «Банковские и казначейские счета».

После записи договора по кнопке «Записать» реквизиты Контрагент, Вид договора и Учет предмета договора становятся недоступны для редактирования. При необходимости отредактировать данные реквизиты следует воспользоваться командой «Разрешить редактирование реквизитов» (через меню «Еще» – «Разрешить редактирование реквизитов»).Для создания плана-графика финансирования и обязательства по договору закупки следует воспользоваться командой «Создать на основании»«Регистрация обязательств и сведений по договорам».

При создании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» табличная часть представляется закладками «Бюджетные средства» или «Внебюджетные средства», в зависимости от типа учреждения и настроек учетной политики. Для бюджетных и автономных учреждений всегда будет отображена закладка «Внебюджетные средства» с выбором КФО 2,4,5. Для казенного учреждения будет отображена закладка «Бюджетные средства» с выбором КФО 1.

Табличная часть закладки «Внебюджетные средства/Бюджетные средства» заполняется путем нажатия кнопки «Добавить». Следует указать по добавленной строке следующие реквизиты:

Период плана – для договора, в котором не установлен флажок «Долгосрочный», выбирается в пределах текущего года. Для договора, в котором установлен флажок «Долгосрочный», выбор периода не ограничен.

КПС – классификационный признак счета, для закупки указываются коды по классификации расходов, в зависимости от предмета договора определяется КПС.

Раздел лицевого счета – выбор значения ограничен лицевым счетом, который указан в шапке документа, а также значением КФО, указанным в табличной части.

КЭК – код экономической классификации, выбирается из справочника КЭК.

Сумма – значение равно сумме обязательства.

Если в элементе «Договоры» установлен флажок «Учет предмета договора», то будут доступны для заполнения реквизиты «Номенклатура», «ОКП (ОКДП, ОКПД)», «Ед.» и «Количество». На основании этих данных в «Реестре закупок» заполняется реквизиты «Закупаемы товары, работы и услуги». В поле «Номенклатура» предоставляется выбор типа данных – из справочника «Номенклатура» или «Основные средства».

Количество – количество закупаемых товаров в соответствии с единицей измерения для выбранной номенклатуры. Для элемента номенклатуры с типом «Работа» или «Услуга» реквизит «Количество» можно не заполнять.

Сумма – сумма для выбранной номенклатуры.

После заполнения табличной части «Внебюджетные/Бюджетные средства» следует перейти на закладку «Бухгалтерская операция». Для формирования проводки по принятию бюджетного обязательства с детализацией по КОСГУ необходимо снять галку «Бюджетные данные без детализации по КОСГУ» и провести документ. На основании данных, введенных в документе «Регистрация обязательств и сведений по договорам», формируется «Реестр закупок».

При необходимо внести изменения в ранее созданный план-график финансирования, следует зайти в документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» и воспользоваться командой «Создать на основании»«Регистрация обязательств и сведений по договорам».

Поправки в план-график вносятся по столбцу «Изменения», где указывается значение изменения в сумме, количестве закупаемых товаров, работ услуг. Если следует добавить объем закупаемых товаров, работ услуг по другому периоду плана следует воспользоваться кнопкой «Добавить», указать период плана, по столбцу «Изменения» внести данные о сумме, количестве закупаемых товаров. Измененные данные будут отражены в «Реестре закупок».

Отчет «Реестр закупок» возможно видоизменять для отображения каких-либо дополнительных данных. Для вывода в табличную часть реквизита Периода плана следует воспользоваться настройкой отчета (1), перейти на закладку «Поля и сортировки» (2). Далее, нажать на кнопку «Добавить», выбрать поле «Период плана» (3). Сформировать отчет, в отчете будет отображен столбец «Период плана».

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, апрель 2018.

Статьи

Минимальная доля закупок российских товаров по Закону № 44-ФЗ

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014 (далее – Постановление № 2014), установившие обязанность заказчиков осуществлять закупки российской продукции в определенной доле. Доля определяется в процентном выражении от суммы (в рублях) проведенных заказчиком в течение календарного года закупок продукции по отдельным видам. Размер доли определен для ближайших трех лет (2021-2023 годы). Постановление № 2014 предусматривает постепенное, но при этом существенное увеличение в течение указанного периода размера закупок заказчиком российской продукции по большинству товарных позиций. Как изменится жизнь заказчиков, поставщиков и производителей в связи с вступлением в силу документа, рассмотрим в настоящем материале, а заодно обратим внимание читателя на отдельные, наиболее значимые его положения.

Если после прочтения материала у читателя останутся какие-то вопросы, связанные с применением Постановления № 2014, он всегда может обратиться в Центр закупок и продаж «Закон.гуру» за соответствующими разъяснениями и пояснениями. Мы будем рады оказать поддержку в проведении и в участии в закупках на поставку товаров, подпавших под действие Постановления № 2014.

Суть Постановления № 2014

На день подготовки настоящего материала к публикации ограничения допуска установлены в отношении продуктов питания (Постановление № 832), лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП (Постановление № 1289), радиоэлектронной продукции (Постановление № 878), отдельных видов медицинских изделий (Постановление № 102), отдельных видов промышленной продукции (Постановление № 617). При этом Постановление № 2014 распространяется только на часть из указанных товаров. Перечень их определен в приложении к постановлению.

В частности, минимальная доля не установлена в отношении лекарственных препаратов (хотя изначально в проекте постановления такая доля предусматривалась), продуктов питания. Постановление № 2014 распространяется только на закупки отдельных видов промышленной продукции, радиоэлектронной продукции и медицинских изделий.

Суть документа – сбор Минпромторгом России статистики по Российской Федерации о действенности уже установленных механизмов ограничений допуска, выявление возможных причин, по которым такие механизмы срабатывают не в полной мере, а также выработка предложений по корректировке актов об импортозамещении и подготовка проектов постановлений Правительства Российской Федерации в этой части.

Зачем нужно было привлекать заказчиков к указанной работе, обязывать их подготавливать отчеты об объеме проведенных закупок российских товаров, формировать в таком отчете обоснование невозможности достижения установленной Правительством Российской Федерации доли, – не совсем понятно. Данные, включаемые в отчет, можно было, по нашему мнению, просто собрать автоматически с использованием функционала ЕИС.

Да, нужно признать, что сам отчет, согласно Постановлению № 2014, частично формируется автоматически. Однако, заказчики обязаны вносить в него исправления, связанные с изменениями в реестре контрактов сведений об оплате товаров, подпавших под действие постановления, а также размещать отчет в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным.

При этом административная ответственность за недостижение заказчиком установленной Правительством Российской Федерации доли законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Во многом это связано с тем, что не во всех случаях заказчик может повлиять на ее достижение. Например, на проводимую процедуру закупки могут просто не прийти участники, предлагающие отечественную продукцию. Соответственно заказчик будет вынужден купить импорт.

От каких закупок рассчитывается минимальная доля?

Приведем пример: заказчик может купить импортные ноутбуки (код ОКПД2 26.20.11) закупкой у единственного поставщика на сумму до 600 т.р., а с 1 апреля 2021 года на сумму до 3 000 000 рублей при условии, что такая закупка будет осуществлена заказчиком посредством электронной площадки. После этого в течение календарного года он может объявить аукцион с ограничением допуска по Постановлению № 878 на поставку тех же ноутбуков, например, на сумму 100 т.р. в связи с тем, что предусмотренный ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ 10% объем СГОЗ был им исчерпан. Если по результатам проведенного аукциона заказчик закупит российские ноутбуки, то доля закупок российских товаров в общем объеме его закупок составит 100% при фактической закупке импортных ноутбуков на сумму 3 000 000 рублей, а отечественных на сумму 100 тыс. рублей. Интересно, правда?

Второй пример: заказчик может вовсе не проводить конкурентные закупки на поставку ноутбуков либо проводить их, но с обоснованием невозможности применения положений Постановления № 878 (в связи с отсутствием необходимых ноутбуков в едином реестре российской радиоэлектронной продукции), то в данном случае доля закупок российских товаров рассчитываться не будет, а сами проведенные заказчиком закупки не должны включаться в подготавливаемый им отчет. Видимо, основной упор Постановления № 2014 сделан на то, что заказчик будет сам изначально формировать техническое задание под отечественную продукцию. Однако, как видно из примера выше, при наличии определенной смекалки контрактного управляющего и обоснования невозможности применения ограничения допуска техническое задание по-прежнему может быть ориентировано на зарубежного производителя.

Читатель может парировать данному утверждению и скажет о том, что неправомерная «заточка» технического задания под конкретного производителя и тем более иностранного – это вопрос Федеральной антимонопольной службы. Однако, опыт Центра закупок и продаж «Закон.гуру» говорит об обратном. Далеко не во всех случаях соответствующие вопросы доходят до рассмотрения антимонопольного органа (ввиду отсутствия жалоб со стороны участников закупки), а поданные жалобы на «заточку» технического задания не всегда удовлетворяются по различным причинам.

Нам бы очень хотелось верить, что этого не произойдет, однако нормы Постановления № 2014 не оставляют нам такой веры. Также, по нашему мнению, принятие Постановления № 2014 может привести к дополнительным расходам бюджета за счет установления особенностей обоснования начальной (максимальной) цены контракта, часть которых пойдет на закупку импортной, а не отечественной продукции.

Особенности формирования начальной (максимальной) цены на закупку товаров, подпавших под действие Постановления № 2014

Важным аспектом Постановления № 2014 является установление им особенностей определения начальных (максимальных) цен на закупку товаров, включенных в перечень.

Например, приказом Минздрава России от 15 мая 2020 года № 450н утвержден порядок определения заказчиком начальной (максимальной) цены в отношении медицинских изделий. Такой порядок предусматривает применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на большую часть медицинских изделий, закупаемых заказчиком. В ближайшее время планируется принятие Минпромторгом России порядка расчета начальных (максимальных) цен в отношении радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Постановление № 2014 не заменяет указанные порядки, а лишь дополняет их, устанавливая особенности расчета цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Контрактный управляющий или работник контрактной службы, который не учтет такие особенности, может быть обвинен органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в неправомерном расчете начальной (максимальной) цены.

В некоторых ситуациях порядок расчета начальной (максимальной) цены с учетом требований Постановления № 2014 становится несколько запутанным, но лучше об этом расскажут конкретные примеры.

Согласно Постановлению № 2014 при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик:

  1. идентичными и однородными товарами признает только товары, произведенные на территории стран, входящих в ЕАЭС (в том числе товары, но не ограничиваясь ими, включенные в реестр российской промышленной продукции, реестр евразийской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции);
  2. учитывает характеристики, включенные в КТРУ;
  3. обязан направить запросы на предоставление ценовой информации субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП.

Мы специально разделили требования Постановления № 2014 на три отдельных пункта (хотя в тексте самого постановления их всего два), чтобы разграничить их между собой и подробно рассмотреть каждое из них в отдельности.

Начнем с первого требования.

Постановление № 2014 не говорит о том, что отечественными товарами нужно признавать только товары, включенные в соответствующие реестры. Отечественными товарами признаются все товары, которые фактически произведены на территории стран, входящих в ЕАЭС, в том числе товары, информация о которых отсутствует в реестрах.

Как заказчику подтвердить страну происхождения таких товаров перед проверяющими? Мы полагаем, что достаточным будет указание страны происхождения товара в коммерческом предложении участника закупки. При этом отсутствие такого указания может рассматриваться органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля как несоблюдение особенностей, установленных Постановление № 2014. Иными словами, коммерческие предложения, не содержащие сведения о стране происхождения товара либо прямо указывающие на иностранное государство не могут, по нашему мнению, учитываться заказчиком при определении начальной (максимальной) цены закупаемой продукции вне зависимости от источника получения ценовой информации. Ведь источником, как известно, могут быть не только коммерческие предложения участников, но и информация с сайтов поставщиков, производителей, предложения, полученные через ЕИС и т. д. Отсутствие информации о стране происхождения товара в конкретном источнике делает такой источник непригодным для применения в расчете начальной (максимальной) цены.

Второе требование частично связано с первым. Из него мы не усматриваем невозможность заказчика предъявлять к продукции повышенные требования по сравнению с требованиями, содержащимися в КТРУ (исключение: закупка радиоэлектронной продукции с установлением ограничения допуска по Постановлению № 878).

В целом нужно отметить, что особенности применения метода анализа рынка цен, установленные Постановлением № 2014, должны применяться заказчиком только в том случае, если им планируется осуществление закупки продукции с установлением ограничений допуска. Если ограничение допуска заказчиком не применяется (например, по Постановлению № 878 он составил обоснование невозможности соблюдения ограничений допуска), то про требования Постановления № 2014 можно забыть.

Третье требование, на наш взгляд, неверно будет толковаться не только отдельными заказчиками, но и представителями органов контроля. Мы возьмем на себя смелось высказать свою позицию по его трактовке. Для этого приведем цитату из Постановления № 2014. Согласно Постановлению № 2014:

при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.

Вопрос 1. Может ли заказчик не направлять запрос на предоставление ценовой информации указанным субъектам? Очевидно, что нет. Запрос должен быть направлен, т.к. Правительство Российской Федерации использовало слово «направляет», а не «вправе направить».

Вопрос 2. Должен ли заказчик направлять запрос о предоставлении ценовой информации всем субъектам, зарегистрированным в ГИСП? Сразу оговоримся: не всем субъектам, зарегистрированным в ГИСП, а всем субъектам, зарегистрированным в ГИСП и производящим продукцию, которая требуется заказчику, т.к. нет никакого смысла и даже права заказчика запрашивать ценовую информацию у субъектов, которые не могут ее поставить. Вот тут некоторые коллеги скажут, что всем направлять не нужно, а нужно направить только отдельным производителям, зарегистрированным в ГИСП, и окажутся, мягко скажем, не совсем правы. При этом такие лица не ответят вам на вопрос о том, как рассматривать ситуацию с конкретным производителем, которому заказчик не направил запрос: как исполнение требований Постановления № 2014 или их нарушение (см. Вопрос 1)?

Мы полагаем, что формулировка Постановления № 2014 четко говорит о том, что з аказчик обязан каждый раз направлять запросы всем производителям, зарегистрированным в ГИСП, выпускающим продукцию, требуемую заказчику. Осталось дело «за малым» – определить список таких производителей!

В этом состоит одна из основных сложностей применения Постановления № 2014. Дело в том, что в ГИСП по адресу https://gisp.gov.ru/service-market/org/ размещен каталог предприятий, структурированный по отраслям промышленности, но из этого каталога не представляется возможным определить занимается ли конкретное предприятие выпуском необходимой заказчику продукции либо нет. Данную информацию нужно узнать только на сайтах производителей, которые указаны в карточках организаций, что представляет собой очень трудоемкий процесс для заказчика. Поэтому данная норма Постановления № 2014 нам представляется не совсем рабочей.

Теперь приведем пример применения особенностей, установленных Постановлением № 2014, одновременно с утвержденным порядком расчета начальных (максимальных) цен. Согласно Приказу Минздрава России № 450н начальная (максимальная) цена медицинского изделия определяется как средневзвешенное значение (либо не более средневзвешенной цены) собранных заказчиком цен посредством одного или совокупности следующих методов:

  • а) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • б) на основе информации, содержащейся в реестре контрактов.

Если заказчик при расчете начальной (максимальной) цены будет использовать метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), то он также обязан применять особенности, установленные Постановлением № 2014 (если в планируемой закупке будет предусмотрено ограничение допуска в рамках Постановления № 102). В данном случае все понятно и каких-либо вопросов не возникает.

Усложним ситуацию. Предположим, что заказчик планирует закупить не просто медицинские изделия, а, например, кресло-коляску с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные. Такие коляски включены в перечень технических средств реабилитации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р. Если товар включен в такой перечень, то согласно Приказу № 450н источники ценовой информации определяются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1995-р, которое предусматривает только три возможных источника:

  • реестр контрактов, заключенных заказчиками, в части информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам, по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов Российской Федерации;
  • каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формирование и ведение которого осуществляются в единой информационной системе в сфере закупок (при наличии информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам);
  • предложения поставщиков, содержащие информацию о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен посредством использования единой информационной системы в сфере закупок.

Хочется спросить: как в данном случае применить особенности, установленные Постановлением № 2014? Получается, что никак.

Подведем итог вышеизложенному: Постановление № 2014, к сожалению, не в достаточной степени проработано и требует, на наш взгляд, корректировок и уточнений.

Обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров

Выше мы уже упоминали о том, что нормы Постановления № 2014 создают риски получения некорректной статистики по применению заказчикам ограничений допуска. Предлагаем посмотреть на данный вопрос с точки зрения формирования закачками отчета об объеме закупок российских товаров. Сам отчет и включаемые в него сведения понятны и какого-либо особого интереса не представляют, а вот возможные причины невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли привлекают к себе внимание.

Согласно Постановлению № 2014 если заказчик не достиг минимальную долю закупок российских товаров, он обязан указать в отчете один из следующих кодов, обозначающий следующие причины:

  • 01 – осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара;
  • 02 – осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) возникли предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации обстоятельства, допускающие исключения из ограничений, установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ;
  • 03 – иное.

С кодом 01 все понятно, а вот код 02 вызывает вопросы. Получается, что согласно данному коду в отчет заказчика будут включаться не только закупки, в которых было установлено ограничение допуска (о чем прямо говорится по всему тексту Постановления № 2014), но также закупки, в которых такие ограничения не устанавливались? Скорее всего, нет. Такой подход прямо бы противоречил Постановлению № 2014. Код 02, по нашему мнению, должен указываться заказчиком в отчете, если правило «третий лишний», предусмотренное ограничением допуска, не сработало. Например, была подана только одна «российская» заявка и одна «иностранная» либо подано несколько «российских» заявок, в которых отсутствовали документы и сведения, подтверждающие страну происхождения товара. Код 03 вообще не является информативным и возможный вариант его использования только один: когда в рамках закупок, приведённых заказчиком по конкретному виду продукции возникли причины, указанные в коде 01, и причины, указанные в коде 02.

Читайте также:  Особенности оформления квартиры в ипотеку по ДДУ
Ссылка на основную публикацию