Объект налогообложения НДС

Что является объектом налогообложения по НДС?

Объект налогообложения по НДС ― это продажа, оказание услуг на территории страны, а также монтажно-строительные работы для собственных нужд и ввоз товаров в Россию. Согласно российскому законодательству объектом налогообложения по НДС могут быть не признаны некоторые операции. Подробности ищите в нашей рубрике «НДС: объект налогообложения».

  • Все материалы
  • Новости
  • Статьи

Характеристика объектов обложения НДС

Практически все совершаемые операции в ходе деятельности экономического субъекта, являющегося плательщиком налога, подлежат обязательному начислению НДС. Сюда относят реализацию товаров, передачу ценностей для собственных нужд или выполнение строительно-монтажных работ внутри самого предприятия, а также поступление товаров на территорию РФ из других стран.

Более подробно случаи определения объектов налогообложения представлены в нашем материале «Ст. 146 НК РФ 2017: (вопросы и ответы)».

В процессе ведения хозяйственной деятельности важно понимать, на какие операции необходимо начислять налог, какие документы требуются для подтверждения вычета по НДС и для передачи покупателям.

Информация по этому вопросу года представлена в статье «Что облагается НДС в 2017 году».

Торговые организации нередко проводят рекламные кампании и выдают подарочные сертификаты. Нужно ли начислять НДС при обмене этих сертификатов на товары, читайте в статье «Товар в обмен на сертификат — платить ли НДС?».

Многие фирмы осуществляют строительные работы внутри организации для улучшения собственных материальных условий, не ставя перед собой цели дальнейшей продажи объекта. Имеется ли необходимость по начислению и уплате НДС, если работы выполнялись собственными силами без привлечения сторонних подрядных организаций? Какова позиция представителей официальных органов на этот счет?

Из материала «Что считается СМР для целей НДС» можно получить актуальную информацию, относящуюся к выполнению работ для собственного потребления.

В случае, когда передача товара носит безвозмездный характер, размер объекта налогообложения по НДС рассчитывается по средней рыночной цене. Продавец имеет право учесть сумму входного НДС при соблюдении некоторых условий:

  • товары (услуги) приобретались с целью последующего использования их в налогооблагаемых операциях;
  • они приняты к учету по данным первичной документации;
  • имеется счет-фактура.

Покупатель, в свою очередь, не может принять сумму налога по выставленному счету-фактуре, так как объект по НДС в данном случае отсутствует (п. 2 ст. 171 НК РФ), а сумма налога при учете товара включается в его первоначальную стоимость. Счета-фактуры от продавцов при безвозмездной передаче товара в книге покупок не фиксируются.

Однако не всегда НДС начисляют при передаче товаров, не получая материальной выгоды.

Практически каждое предприятие сталкивается с необходимостью выдачи работникам бланков трудовых книжек или вкладышей к ним. В статье «Минфин напомнил, как быть с НДС и прибылью при выдаче трудовых книжек» рассказывается, почему при выдаче этих бланков нужно начислить НДС. Еще один объект налогообложения по НДС – это передача товаров для собственных нужд внутри самого предприятия (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Но в этом случае необходимо соблюдение некоторых моментов, касающихся в основном появления расходов при определении налога на прибыль.

При каких условиях у организации при передаче товаров для собственных нужд появляется объект налогообложения? Как влияет дальнейшее использование полученного имущества на доходы? При каких обстоятельствах нет необходимости начислять при этом НДС?

Если организация передает имущество в качестве отступного для погашения займа, то у нее возникает обязанность исчислить НДС. Подробнее об этом в наших материалах:

Отсутствие обязанности по начислению НДС

Нередко предприниматели задаются вопросами: во всех ли случаях необходимо начислять НДС? При некоторых обстоятельствах объекта налогообложения не возникает. Однако не всегда чиновники имеют единое мнение по одному и тому же вопросу. В таких случаях руководители организаций принимают правильное, на их взгляд, решение самостоятельно; при этом они должны понимать, что могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.

Еще один неоднозначный момент – передача участнику общества имущества в качестве дивидендов.

Подробнее о мнении на этот счет различных государственных структур можно узнать из материала «Дивиденды имуществом ― позиция ВС РФ 2015».

В некоторых случаях возможно избежать появления объектов налогообложения НДС, если выполнить ряд условий. К примеру, расходы на питание работников можно оптимизировать, если сделать их частью оплаты труда.

Нюансы подобной операции описаны в материале «Как не платить НДС с обедов?».

Для признания условий, при которых возникает необходимость в налогообложении операций по НДС, требуется понимание места реализации товара. П. 1 ст. 146 НК РФ определяет, что объектом налогообложения признаются те товары и услуги, реализация которых совершена на территории нашего государства.

У многих субъектов появляются вопросы по поводу возникновения объекта налогообложения, если отгрузка принадлежащего российской организации товара произошла за пределами РФ. Подробную информацию, касающуюся этой ситуации, вы сможете получить из материала «Платить ли НДС, если товары приобретены за границей и сразу отгружены покупателю?».

Операции по продаже участков земли в пределах территории РФ также подразумевают передачу прав собственности от продавца к покупателю. Но возникает ли при этом необходимость начисления и уплаты НДС? Особенно остро этот вопрос встает при реализации земельных участков, владельцами которых выступают как частные лица, так и государственные структуры.

Объектом налогообложения НДС признается множество операций, совершаемых на территории РФ. В то же время и список действий, которые освобождены от налога, достаточно обширен. Учитывая периодические изменения в законодательстве, целесообразно будет следить за новшествами в налоговом праве. Последнюю актуальную информацию всегда можно узнать из материалов рубрики «НДС: объект налогообложения».

Статья 146. Объект налогообложения

Статья 146. Объект налогообложения

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 146 НК РФ

О конституционно-правовом смысле положений статьи 146 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2017 г. N 1440-О

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ в пункт 2 статьи 146 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 июля 2019 г. – Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ пункт 2 статьи 146 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 4.1, вступающим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 39-ФЗ установлено, что действие положения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ пункт 2 статьи 146 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 4.2, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ подпункт 5 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 5.1 с 8 июня 2020 г. – Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения подпункта 5.1 (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

5.1) передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 328-ФЗ подпункт 8 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющейся с 1 января 2012 г.

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 328-ФЗ пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 8.1, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющимся с 1 января 2012 г.

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”. Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией – собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”;

9) не применяется с 1 января 2017 г.;

Информация об изменениях:

9.1) не применяется с 1 января 2017 г.;

Информация об изменениях:

9.2) не применяется с 1 января 2017 г.;

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ пункт 2 статьи 146 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 9.3, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2015 г.

9.3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ пункт 2 статьи 146 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 10, вступающим в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ пункт 2 статьи 146 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 11, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 12 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

Информация об изменениях:

Подпункт 13 изменен с 1 мая 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 101-ФЗ

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом “Россия-2018”, дочерними организациями Организационного комитета “Россия-2018”, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями, а также связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными указанным Федеральным законом, в период по 31 декабря 2020 года включительно.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 78-ФЗ пункт 2 статьи 146 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 14, применяющимся к правоотношениям, возникшим со дня вступления в силу Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 39-ФЗ

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом “О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя”, имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

Информация об изменениях:

Подпункт 15 изменен с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 320-ФЗ

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 41-П подпункт 15 пункта 2 статьи 146 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой неопределенность его нормативного содержания не обеспечивает в правоприменительной практике его единообразного понимания и, следовательно, истолкования и применения во взаимосвязи с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), чем порождает возможность неоднозначного решения вопроса о праве налогоплательщика воспользоваться налоговым вычетом в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных организацией, признанной несостоятельной (банкротом), при реализации ему продукции, произведенной в процессе текущей хозяйственной деятельности данной организации

Читайте также:  Для чего нужна экспертиза услуг?

15) операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами);

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 16 с 1 января 2018 г. – Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 16 (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон;

Информация об изменениях:

Подпункт 17 изменен с 1 октября 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ

17) передача на безвозмездной основе:

в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA “Формула-1”, объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии “Формула-1”, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 18 с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 414-ФЗ

18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 19 с 1 июля 2019 г. – Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

19) передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 20 с 15 апреля 2019 г. – Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

20) передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

НДС для чайников: подробно с примерами

С НДС сталкивались абсолютно все, кто совершал покупку. Этот налог можно встретить в любом чеке. В статье постараемся познакомить вас с НДС и разобраться, что это за налог и “с чем его едят”.

Сущность НДС с примерами расчета

НДС— налог на добавленную стоимость, но даже зная полную расшифровку аббревиатуры, едва ли его смысл станет для всех понятным. Так что же означают слова “добавленная стоимость”?

Добавленная стоимость товара – это величина, которая добавляется к стоимости товара на каждом этапе его производства. А для понимания рассмотрим процесс формирования стоимости.

Итак, пекарь начисляет НДС по установленной для данного товара налоговой ставке (10%) 20 руб. х 10% = 2 руб. Эти 2 руб. пекарь должен будет перечислить в пользу государства. Кроме того, эти же 2 руб. пекарь включает в конечную стоимость товара, то есть цена батона уже составит не 30 руб., а 32 руб.

Пекарь включил НДС в цену товара, но покупатель ничего не может сделать, так как для него сумма налога уже включена в стоимость батона, и по факту именно покупатель оплачивает НДС. Для НДС кошелек пекаря – это промежуточный пункт, а конечная остановка – это бюджет.

НДС – федеральный налог, он играет одну из ключевых ролей в формировании бюджета страны.

НДС уплачивается не напрямую в бюджет, а является косвенным налогом. Бремя его оплаты ложится в итоге не на продавцов, а на конечных потребителей товаров и услуг. Поэтому заверение, что “НДС меня не касается”, “НДС платят только организации и предприниматели” является неверным. НДС касается абсолютно каждого, кто покупает товары и пользуется услугами.

Мы рассмотрели простой пример. Однако, на деле процесс производства товара состоит не из одного и не из двух, а из нескольких этапов.

Процесс производства и начисления НДС рассмотрим на примере изготовления, транспортировки и продажи стола.

I этап. Лесоруб срубает дерево и передает лесопилке. Лесоруб отчисляет НДС в бюджет, когда продает бревна.

II этап. Лесопилка реализует доски мебельной фабрике и перечисляет в бюджет налог с разницы стоимости бревен и досок.

III этап. Фабрика делает стол и передает его транспортной компании для доставки в мебельный магазин. Мебельная фабрика платит НДС с разницы от стоимости стола и досок.

IV этап. Транспортная компания за услугу перевозки также уплачивает НДС в бюджет.

V этап. Готовый стол доставляется в магазин для продажи. И магазин перечисляет НДС в бюджет в продажи стола покупателю.

Из приведенного примера можно сделать несколько выводов:

1. До конечного потребителя стол пройдет множество этапов и каждый участник добавляет свою ценность к товару. А, значит, платит НДС.

2. НДС перечисляется в бюджет ранее конечной продажи отдельными частями в разные этапы от каждого участника процесса производства.

3. Чем больше посредников между производителем сырья и конечным покупателем, тем выше сумма НДС, которую заплатит покупатель. Проще говоря, чем больше у товара посредников, тем он дороже для покупателей.

Ликбез по НДС

Краткая история НДС: мир и Россия

Впервые НДС был опробован во французских колониях в начале 60-х годов прошлого века. Изобретателем НДС является директор Дирекции по налогам и сборам Министерства экономики Франции – Морис Лоре. В России налог действует с 1 января 1992 года.

Что является объектом налогообложения?

Объектом налогообложения (то есть на какие операции начисляется НДС) является:

  • реализация товаров, работ, услуг, а также передача имущественных прав на территории РФ
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд
  • передача товаров, работ, услуг для личного применения, расходы по которым не принимаются к вычету при расчете налога на прибыль.
Операции, не облагаемые НДС

НДС не нужно начислять и уплачивать в бюджет по следующим операциям:

  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, санаториев и других социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;
  • передача на безвозмездной основе дорог, электросетей, подстанцией, водозаборных сооружений и других подобных объектов;
  • работа и услуги органов государственной власти и органов местного самоуправления, которая относится к её прямым обязанностям;
  • образовательные услуги и т. д.
Кто платит НДС?

Плательщиками НДС признаются:

  • организации (в том числе некоммерческие),
  • индивидуальные предприниматели,
  • лица, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ из-за границы (импорт).

При этом плательщики НДС должны использовать общую систему налогообложения.

Кто освобождается от уплаты НДС?

Право на освобождение от уплаты НДС имеют:

  • организации и предприятия, перешедшие на специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН и т. д.) кроме случаев импорта товара на территорию РФ;
  • организации и индивидуальные предприниматели по 145 и 149 статьям НК РФ (см. далее).

Если перечисленным лицам поставщики, которые являются плательщиками НДС, выставляют счета-фактуры с выделенной суммой НДС, то они обязаны уплатить НДС, но направить сумму налога к возмещению из бюджета будет невозможно.

Освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ предполагает, что организации и индивидуальные предприниматели имеет право не платить НДС по всей своей деятельности (за исключением импортных операций) в случае, если выручка от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) за 3 предшествующих последовательных месяца составила не более 2 млн руб. Также право на освобождение от уплаты НДС имеют участники проекта “Сколково” (см. ст. 145.1 НК РФ).

Для получения освобождения необходимо подать уведомление и установленный пакет документов в налоговые органы и получить освобождение от НДС на срок 12 месяцев. Однако, существуют и исключения. Освобождение не распространяется на импортные операции и подакцизные товары (табачная и алкогольная продукция, топливо, автомобили установленной массы и т. д.).

Освобождение от НДС по 145 статье прекращается, если были нарушены условия ст. 145 НК РФ или закончился срок в 12 месяцев.

Освобождение от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ предполагает, что уведомлять налоговые органы о своем праве не требуется.

Ставки НДС в России

Ставки НДС регулируются ст. 164 НК РФ.

Предусмотрены три вида ставок НДС:

0% – ставка для экспортируемых товаров и некоторых видов услуг, связанных с экспортом. В частности, под 0% попадает поставка товаров в области космической деятельности, транспортировки нефти, газа и другие операции, подробно описанные в п. 1 ст. 164 НК РФ. НДС по ставке 0% позволяет “очистить” экспортируемые товары от национальных косвенных налогов. Поставщик, которому иностранные покупатели не платят НДС, не может заплатить этот налог в бюджет.

10% – ставка для социально-значимых товаров, к которым относятся некоторые продовольственные товары (хлеб, зерно, макаронные изделия, мясо, картофель, молочные продукты и т. д.), лекарства и медицинские товары, товары для детей, периодические печатные издания, книги и т. д. Подробнее см. п. 2 ст. 164 НК РФ.

20% (с 1 января 2019 года) – ставка на остальные виды товаров, работ и услуг.

Как рассчитывается НДС?

В Интернете можно встретить онлайн-калькуляторы расчета НДС, позволяющие посчитать налог автоматически после заполнения полей для ввода сумм. Но мы рассмотрим основные формулы расчета НДС для понимания сути.

Основная формула расчета НДС выглядит следующим образом:

НДС = Налоговая база х Ставка НДС (%) / 100%,

где Налоговая база – согласованная продавцом и покупателем стоимость продаваемых товаров, работ, услуг.

Ставка НДС зависит от вида реализуемых товаров, работ, услуг.

Поясним на примере, что означает Налоговая база:

Продано молока на сумму 100 руб.

Продано детских товаров на сумму 200 руб.

Реализованы услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях на сумму 500 руб. (без НДС, так как льготная операция).

Налоговая база составит = 100 руб. по молоку + 200 руб. по детским товарам = 300 руб.

НДС к уплате в бюджет

Расчет НДС к уплате в бюджет производится в несколько этапов. Для того, чтобы посчитать НДС для перечисления в бюджет необходимо рассчитать 3 величины:

  • сумму НДС, которая уплачивается продавцом поставщику за облагаемые налогом товары, работы, услуги (Входящий НДС),
  • сумму НДС, полученную от конечного покупателя (Исходящий НДС),
  • сумму НДС, которую необходимо вернуть в бюджет (Восстановленный НДС). Восстановлению подлежат суммы НДС по операциям п. 3 ст. 170 НК РФ, которые ранее были приняты к вычету.

НДС к оплате считается по формуле:

Рассмотрим подробный пример.

Компания закупает партию платьев у поставщика (швейной фабрики) за 400 тыс. руб. (без учета НДС). Ставка НДС данной категории товара составляет 20%. Рассчитываем Входящий НДС по формуле:

Входящий НДС = 400 тыс. руб. х 20%/ 100%= 80 тыс. руб.

Итого компании придется заплатить швейной фабрике 400 тыс. руб. + 80 тыс. руб. = 480 тыс. руб. Именно на эту сумму швейная фабрика выставит компании документы, сопровождающие отгрузку товара (товарная или товарно-транспортная накладная, счета на оплату). Также она выставит счет-фактуру, в которой будет указано несколько сумм:стоимость без НДС – 400 тыс. руб.,сумма НДС – 80 тыс. руб.,итоговая сумма с учетом НДС – 480 тыс. руб.

Таким образом, Входящий НДС – это сумма НДС, которую компания должна заплатить поставщицу (швейной фабрике), то есть 80 тыс. руб.

А как рассчитать НДС, если он уже включен в цену?

Например, компания закупает партию платьев у швейной фабрики за 400 тыс. руб. (но уже с учетом НДС). Необходимо понять, сколько составит величина налога и сумма без НДС.

Выделение НДС из суммы необходимо рассчитывать по формуле = Сумма с НДС х 20%/ 120% = = 400 тыс. руб. х 20%/ 120% = 66,67 тыс. руб. В чтобы понять, сколько составит сумма без НДС необходимо воспользоваться формулой:

Таким образом, цена платьев будет составлять не 400 тыс. руб., а 333,33 тыс. руб., а 66, 67 тыс. руб. – это та сумма налога, которую швейная фабрика должна заплатить в бюджет. А до этого швейная фабрика также уплатила НДС за поставщика ткани, из которой были сшиты платья.

НДС с продажи

Итак, компания закупила партию платьев у швейной фабрики за 400 тыс. рублей (+80 тыс. рублей НДС), а потом продала их в розницу за 600 тыс. руб. (без учета НДС).

Итак, мы определили:

1.НДС с выручки. Сумма, которую необходимо уплатить в налоговую после продажи платьев в розницу.

2.НДС с покупки платьев у поставщика. Сумма, которую необходимо уплатить швейной фабрике за закупку.

По прошествии квартала компания считает разницу между Входящим и Исходящим НДС и определяет величину налога, которую необходимо перечислить в бюджет. В нашей истории НДС к уплате в бюджет = Исходящий НДС − Входящий НДС + Восстановленный НДС = 120 тыс. руб.

Если бы НДС по формуле оказался отрицательной величиной, это означало бы, что такой налог можно предъявить к возврату из бюджета (возмещению), то есть эта разница является задолженностью государства перед предпринимателем.

Налоговый вычет по НДС

Налоговым вычетам подлежат (ст. 171 НК РФ.):

  • суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг;
  • суммы налога, уплаченные при импорте товара на территорию РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
  • суммы налога, уплаченные при импорте товара на территорию РФ с территории государств – членов Таможенного союза.

Но для того, чтобы получить налоговый вычет, должны выполняться несколько условий:

  • приобретенный товар участвует в операциях, на которые начисляется НДС;
  • приобретенный компанией товар принят к бухгалтерскому учету;
  • компания располагает правильно оформленными счетами-фактурами, которые подтверждают уплату налога, и соответствующими первичными документами, которые подтверждают, что сделка состоялась.

Только при выполнении всех вышеперечисленных условий компания, приобретая товар у поставщика, имеет право направить НДС к вычету по результатам налогового периода.

Возмещение НДС из бюджета

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС к уплате в бюджет, то данная разница может быть возмещена налогоплательщику из бюджета.

Пример возмещения НДС за экспорт.

Организация производит и продает зарубеж оборудование для космической отрасли. Для производства закупаются материалы на сумму 500 млн руб. (+ 100 млн руб. НДС). Т.о., Входящий НДС составит 100 млн руб. Далее компания продает оборудование за границу за 700 млн руб. Исходящий НДС для данной категории – 0%. Исходящий НДС = 700 млн руб. х 0%/ 100% = 0 руб.

Вспомним формулу расчета НДС к уплате в бюджет = Исходящий НДС – Входящий НДС = 0 руб. – 100 млн руб. = – 100 млн руб.

Таким образом, сумма к уплате в бюджет является отрицательной. Это означает, что государство должно возместить компании величину Входящего НДС, то есть 100 млн руб.

Сумма, которая подлежит возмещению, может быть зачтена в качестве погашения задолженности налогоплательщика по федеральным налогам, возвращена на расчетный счет или зачтена в качестве платежей за предстоящий период. Важно отметить, что экспортеры применяют 0% ставку НДС, а не освобождаются от НДС полностью.

Чем отличается освобождение от уплаты НДС от ставки 0%?

Главное отличие заключается в том, что при ставке 0% компания может получить возмещение от государства по НДС, предъявленный ей поставщиком, а при освобождении от НДС направить к возмещению НДС из бюджета будет уже нельзя.

Ставка 0%Освобождение от НДС
Начисление НДСНДС необходимо начислять по нулевой ставкеНДС можно не начислять и не уплачивать
ДокументыНеобходимо заполнять и подавать декларацию по НДС и подтверждать право на возможность применения нулевой ставкиСдавать отчетность не требуется, уведомлять налоговую не нужно
Счет-фактураСчет-фактуру нужно все равно выставлять, указывая, что ставка НДС – 0%.Счет-фактуру нужно по-прежнему выставлять, указывая, что они без НДС. Выставленный счет-фактуру необходимо регистрировать в книге продаж
Налоговый вычетВозможность получить возмещение НДС от государстваНет возмещения от государства
Отчетность по НДС. Налоговая декларация

Отчетность по НДС формируется на основании данных бухгалтерского учета. Налоговым периодом является квартал. Налогоплательщики по итогам каждого квартала (до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) должны представлять в органы ФНС (по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДС) заполненную налоговую декларацию. Именно на основании налоговой декларации будет осуществляться оплата начисленного НДС.

Таким образом, в течение года декларацию в налоговые органы необходимо подавать 4 раза:

Читайте также:  Новый порядок выдачи «больничных»

до 25 апреля за I квартал;

до 25 июля за II квартал;

до 25 октября за III квартал;

до 25 января за IV квартал.

Налоговая декларация должна быть грамотно заполнена и предоставлена в ФНС своевременно.

Порядок и сроки уплаты НДС

Уплата НДС осуществляется равными частями не позднее 25-го числа каждого месяца следующего квартала.

Объект налогообложения НДС

— операции, с наличием которых законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате НДС. Объект налогообложения НДС регулируется ст. 146 НК РФ .

Объектом налогообложения называют хозяйственные операции, с наличием которых законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения выраженный в суммовом выражении называется налоговой базой.

Объект налогообложения налога на добавленную стоимость регулируется статьей 146 “Объект налогообложения” Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Так, объектом налогообложения НДС признаются следующие операции (4 объекта обложения, п. 1 ст. 146 НК РФ ):

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

Пример

Организация продала товары покупателю.

Реализация товаров — объект обложения НДС.

Пример

Организация оказала юридические услуги заказчику.

Реализация услуг — объект обложения НДС.

Обратите внимание, что объектом налогообложения НДС признается реализация на территории Российской Федерации. Если товары, работы или услуги реализованы за пределами территории России, то такая реализация объектом налогообложения НДС не признается.

Место реализации товаров — место (государство), где товар считается реализованным, для целей налогообложения НДС.

Место реализации работ и услуг — место (государство), где работы и услуги считается реализованными, для целей налогообложения НДС.

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

Пример

Организация построила хозяйственный склад хозяйственным способом, для использования в хозяйственной деятельности.

Выполнение строительно-монтажных работ по строительству склада — объект обложения НДС.

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Пример

Организация приобрела о организации в Германии товар в ввезла его в Россию для перепродажи.

Ввоз товара на территорию России — объект обложения НДС.

Операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС

Операции, которые не признаются объектом налогообложения НДС перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ ). Это своего рода льготы, так как по таким операциям НДС не исчисляется (но и входящий НДС к вычету не принимается). По таким операциям счет-фактура не выставляется (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ ).

Операции, которые не признаются объектом налогообложения НДС, отражаются в Приложении 7 налоговой декларации по НДС.

Перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения НДС (п. ст. 146 НК РФ )

В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

Примечание к пп. 1 (п. 3 ст. 39 НК РФ ):

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

4.1) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

8.2) передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

5.1) передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”;

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”. Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией – собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”;

9.3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом “Россия-2018”, дочерними организациями Организационного комитета “Россия-2018”, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями, а также связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными указанным Федеральным законом, в период по 31 декабря 2020 года включительно.

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом “О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя”, имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

15) операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами);

16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон;

17) передача на безвозмездной основе:

в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA “Формула-1”, объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии “Формула-1”, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”;

19) передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества;

20) передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

Рубрики:

Советуем прочитать

Место реализации товаров — место (государство), где товар считается реализованным, для целей налогообложения НДС.

Место реализации работ и услуг — место (государство), где работы и услуги считается реализованными, для целей налогообложения НДС.

НК РФ Статья 146. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

5.1) передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”;

Читайте также:  В каком случае Сбербанк передает долги коллекторам

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”. Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией – собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”;

9) утратил силу с 1 января 2017 года.

9.1) – 9.2) утратили силу с 1 января 2017 года.

9.3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом “Россия-2018”, дочерними организациями Организационного комитета “Россия-2018”, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями, а также связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными указанным Федеральным законом, в период по 31 декабря 2020 года включительно.

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом “О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя”, имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

15) операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами);

16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон;

17) передача на безвозмездной основе:

  • в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA “Формула-1”, объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии “Формула-1”, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;
  • в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”;

19) передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества;

20) передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

Как работает налог на добавленную стоимость

Просто и с примерами о том, почему НДС — это не расход бизнеса, с чего вдруг налог в балансе показывают в составе активов и как считать сколько нужно отдать государству.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулирует глава 21 Налогового кодекса. Объект налогообложения НДС — реализация товаров, работ или услуг на территории России. Обязанность заплатить налог у компаний и предпринимателей возникает при продаже. К ней приравнивают безвозмездную передачу активов, оказание работ и услуг для собственного потребления внутри организации. Ставка налога может быть 20, 10 или 0 процентов — в зависимости от того, что и кому плательщик НДС продаёт.

НДС — это второй по сложности исчисления налог в России. Сложнее только налог на прибыль. Но базовый механизм его довольно прост. На любую продажу продавец обязан накрутить налог, после чего покупатель платит ему цену плюс НДС. Когда покупатель сам выступает в роли продавца — он делает точно так же. Но продавец не оставляет налог себе — это государственные деньги, которые ему доверено собрать. До 25 числа каждого месяца НДС перечисляется в бюджет. То есть предприниматель выступает в роли кондуктора в автобусе, который ведёт Мишустин.

Компания «Уральские баристы» покупает кофейные зёрна и делает из них кофе. Поставщик продаёт зёрна за 100 руб. Но из-за 20% НДС традиционным уральским ремесленникам придётся заплатить ему 120 руб. (100 руб. цена 20 руб. налог) Кофе они продают уже по 300 руб. Однако, конечному покупателю он обойдется в 360 руб. Ибо 60 руб.государевы деньги, их нужно отдать хозяину.

А дальше начинается магия. Когда продавец был покупателем, он платил НДС с покупки зёрен. В нашем примере — 20 руб. Эти деньги в бюджет перечислил предыдущий продавец. Государству лишнего не надо — всего оно хочет получить 20% от конечной цены товара. Поэтому в бюджет перечисляется разница между полученным и уплаченным НДС. Точнее, между НДС, который должен уплатить конечный покупатель и НДС, который предъявил к оплате предыдущий продавец. Это принципиальное уточнение. К нему ещё вернусь.

Вся тяжесть налога ложится на последнего в цепочке покупателя, который платит полную сумму налога и ничего не может возместить. Обычно это физлица. Так что НДС на самом деле — налог с населения, а не с бизнеса. Организация не имеет права на вычет входящего НДС, только если сама не является его плательщиком. Например, если применяет специальные налоговые режимы.

Баристы из предыдущего примера должны заплатить 60 руб. НДС государству и 20 руб.поставщику зёрен. Итого 80 руб. Откуда берутся эти деньги? Следите за руками:

  • 60 руб. налога заплатит баристам покупатель кофе;
  • 20 руб. налога заплатят баристы продавцу зёрен;
  • 40 руб. заплатят баристы в бюджет (60 руб. — 20 руб.).

Итого баристы заплятят 60 руб. НДС и столько же они получат от покупателя.

Налоги, которые финансируют одни, а перечисляют в бюджет другие, называются косвенными. В России, кроме НДС, так работают акцизы.

Почему же бизнес не любит НДС? Есть две причины.

  1. Берёшь чужие и на время. Отдаёшь свои и насовсем. Профинансировав государственными деньгами операционку, к дате уплаты НДС понимаешь, что денег нет. Хотя, фактически, это беспроцентный кредит от государства, который тебе несут его граждане.
  2. То самое уточнение. Если наложить на долги денежный поток, выяснится, что уплата НДС приводит к упущенной выгоде. За время, прошедшее с момента уплаты НДС государству до момента получения его от покупателя, эта сумма могла быть вложена в производство или хотя бы полежать на депозите. И бизнес получил бы дополнительный доход.

Кофе покупателю баристы отдали под честное слово. А продавец зёрен уверен, что доверие к клиенту лучше всего повышает стопроцентная предоплата. Поэтому 20 руб. НДС уже уплачено продавцу, а 60 руб. ещё не получены от покупателя. С налоговиками договариваться об отсрочке бессмысленно: в положенный срок ударники капиталистического труда платят в бюджет 40 руб. своих кровных за того парня (с учётом вычета). Тоже беспроцентный кредиттолько покупателю. А ведь эти деньги могли работать.

В завершение о том, почему НДС фигурирует в бухгалтерском балансе как актив. Актив — это не весь НДС, а только та его часть, которую компания должна заплатить продавцу. Его называют «НДС по приобретенным ценностям» или «входящий НДС». В нашем примере — 20 руб. Фактически, это дебиторская задолженность государства. Её не получить деньгами, но на неё можно будет уменьшить долг перед бюджетом. Потому и актив. А сумма НДС, которую нужно уплатить в бюджет, отражается в пассиве баланса по статье «Кредиторская задолженность».

Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» налоги рассчитываются автоматически. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!

Налоги и налогообложение

Объект налогообложения НДС

Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

  • реализация произведенных (приобретенных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, осуществляемая на территории РФ, в том числе и на безвозмездной основе;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд внутри предприятия от одного структурного подразделения другому, расходы на которые не принимаются к вычету, в том числе через амортизационные отчисления, при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Согласно ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК к реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения НДС относятся:

  • продажа товаров (работ, услуг) одними организациями другим организациям и физическим лицам, т.е. передача права собственности на них на возмездной основе, в том числе если товар не отгружается и не транспортируется;
  • выдача (передача) заказанных изделий, т.е. передача производителем заказчику продукции, которая изготовлена на «давальческой» основе;
  • продажа товаров на комиссионных началах и на аукционах;
  • обмен товаров (работ, услуг) на другие товары (работы, услуги);
  • передача безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям или физическим лицам, в том числе своим работникам;
  • реализация предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства (в соответствии с порядком, определяемом Гражданским процессуальным кодексом РФ);
  • передача товаров (работ, услуг) по соглашениям о предоставлении отступного или новации;
  • передача имущественных прав.

При определении объекта обложения НДС важное значение имеют понятия «товар», «работа» и «услуга».

Под товаром понимается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество: продукция (предмет, изделие); недвижимое имущество, в том числе здания и сооружения; электро- и теплоэнергия, газ, вода; нематериальные активы, в том числе программное обеспечение, имущественные права.

К работам относится деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц. Поэтому объектом налогообложения могут быть объемы реализации строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно- конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других видов работ.

К услугам относится деятельность, результаты которой, не имея материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Объектом обложения НДС является выручка от оказания любых платных услуг, в частности, к ним относятся: транспортные услуги; посреднические услуги; услуги по сдаче в аренду имущества и недвижимости (кроме земли), в том числе финансовая аренда (лизинг); аудиторские, инновационные, информационные услуги; услуги по физкультуре и спорту, оздоровительные, туристско-экскурсионные услуги; услуги связи, бытовые и жилищно-коммунальные услуги; рекламные, юридические услуги; другие виды услуг.

Не признаются объектами обложения НДС:

  • операции, которые в соответствии с п. 3 ст. 39 НК не признаются реализацией товаров, работ, услуг (обращение российской или иностранной валюты, передача имущества и имущественных прав правопреемникам организации, взносы инвестиционного характера, иные операции);
  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности и в установленных законодательством случаях;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • операции по реализации земельных участков (долей в них).
  • передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;
  • в период с 2008 по 2016 г. операции по реализации налогоплательщиками — российскими организаторами Олимпийских и Параолимпийских игр товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами — иностранными организаторами указанных игр в рамках соглашения, заключенного между Международным олимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Определение места реализации товаров (работ, услуг) при взимании НДС играет роль при осуществлении операций, затрагивающих разные страны. Если в операцию вовлечены две страны и более, место реализации играет важную роль в распределении налога между странами. Место реализации является основным инструментом, применяемым для избежания двойного налогообложения или ухода от обложения НДС. В основу этого положены три принципа:

  • принцип территориальности означает, что облагаются налогом операции, совершаемые на территории данной страны независимо от того, осуществляются ли они организациями (предпринимателями) данного или иностранного государства;
  • принцип назначения означает, что товары пересекают границы и облагаются косвенными налогами в стране потребления, налог на экспортируемые товары не взимается;
  • принцип равенства означает, что в пределах одного государства идентичные товары облагаются налогом одинаково, т.е. НДС не должен влиять на выбор форм и методов ведения бизнеса, а также на выбор товаров потребителем.

Для определения объекта обложения НДС важно правильно установить место реализации товаров (работ, услуг) согласно ст. 147 и 148 НК, так как по содержанию налога им должна быть именно территория РФ.

Если местом реализации работ (услуг) по одному из перечисленных критериев признается РФ, то операции по реализации таких работ, услуг облагаются НДС. Если местом их реализации признается иностранное государство, то в России объекта налогообложения НДС нет.

Ссылка на основную публикацию