Как стать экспертом по оценке повреждений автомобиля

Профессия Автоэксперт (эксперт-автотехник): суть работы и основные обязанности

Имущественные споры всегда будут порождать потребность в независимых экспертах, которые могут взглянуть на ситуацию со стороны и принять беспристрастное решение.

Особенно востребованы такие услуги в автомобильной сфере. Здесь регулярно случаются аварии, спорные ситуации на дорогах. Кроме того, адекватная оценка нужна при купле-продаже автомобиля. Поэтому сейчас так популярны услуги автоэкспертов.

Чем занимается автоэксперт

Официальное наименование профессии звучит как «Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)».

Автотехническая экспертиза (АТЭ) включает в себя определенную процедуру. Чаще всего она производится в случае спорной ситуации при ДТП или имущественном ущербе для транспорта. Кроме того, с помощью АТЭ можно отследить происхождение автомобиля или обстоятельства преступления с его участием. АТЭ может назначать суд, органы следствия, либо же владелец машины в инициативном порядке.

Цель такой экспертизы – установить виновника ДТП, причины повреждений, а заодно оценить ущерб для автомобиля.

Эксперту, который ей занимается, требуется установить определенные характерные признаки:

техническое состояние машины на момент ДТП или преступления;

·характер ДТП (повреждения, тормозной след, погодные условия и т.д.);

действия участников в аварийной обстановке.

Конечная цель таких действий – это воссоздать как можно более полную картину ДТП или преступления.

Требования к квалификации эксперта-автотехника

Чтобы адекватно изучить состояние транспорта, автоэксперт должен владеть множеством специфических знаний и навыков:

Методика расчета повреждений по математическим моделям;

Познания в конструкции автомашин различных видов и марок;

Возможные поломки и причины их возникновения в ходе эксплуатации;

Причины возникновения ДТП;

Трасология и криминалистика;

Нормативно-правовые акты и требования к оформлению документов по АТЭ;

Методы оценки повреждений;

Порядок оформления документов и заключения договоров купли-продажи.

Эксперт-автотехник по долгу службы также много общается с людьми, в отдельных случаях ему приходится проводить самостоятельные расследования. От хорошего специалиста требуются отличный глазомер, наблюдательность и внимательность, скрупулезность, независимость в принятии решений, адекватность и объективный подход.

При этом, надо заметить, что автоэксперт несет личную ответственность за результаты экспертизы. В случае ошибки или намеренного искажения фактов он может попасть под уголовное преследование.

Где работают автоэксперты

Наиболее распространенное место работы для автоэксперта – это судебные лаборатории автотехнической экспертизы. Это, как правило, филиалы государственного учреждения РФЦСЭ, которые есть в каждом крупном городе.

Альтернативное место работы – многочисленные независимые оценочные фирмы, либо же страховые компании. Однако они, как правило, занимаются не столько выяснением обстоятельств ДТП, сколько оценкой стоимости автомобиля. Автомобильные оценщики – это несколько иная профессия.

Независимые фирмы могут привлекаться и в случае спорных судебных моментов, если одна из сторон не согласна с выводами государственных экспертов.

Где можно выучиться на автоэксперта (эксперта-автотехника)?

Специалисту с такой квалификацией требуется высшее техническое образование, связанное с автомобильным транспортом. Наиболее предпочтительные направления – «Эксплуатация транспортных средств» и «Наземные транспортные системы».

Экспертов в области АТЭ готовят вузы в системе МВД, а также транспортные университеты и институты. Прочие варианты получения образования (курсы переподготовки) практически недоступны, учитывая высокие требования к знаниям автоэкспертов и уровню их квалификации.

Вакансии для экспертов-автотехников на рынке труда, средняя зарплата

Большая часть вакансий на рынке труда касается профессии автоэксперта-оценщика. Это наиболее выгодное предложение для специалиста с коммерческой точки зрения. Работая по найму, автоэксперт вполне способен зарабатывать до 70 тысяч рублей в месяц. Хотя, разумеется, все зависит от количества сделок и заказов.

В компаниях, занимающихся страхованием автогражданской ответственности, зарплаты чуть пониже – порядка 40 – 50 тысяч рублей.

Плюсы и минусы профессии автоэксперта

Возможность карьерного роста;

Возможность оказывать услуги частным порядком или организовать бизнес

    Ненормированный рабочий день на госслужбе;

Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз

Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.

Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):

  • заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
  • документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
  • документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Цена автоэкспертизы после ДТП

Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:

  • модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
  • стоимости запчастей;
  • степени изношенности деталей;
  • характера полученных повреждений;
  • степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
  • доступности деталей на российском рынке.

Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:

  • в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
  • сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
  • какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
  • предоставляются ли дополнительные услуги.

Ценовой диапазон стоимостиэкспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
  • степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

Какие вопросы нужно задавать оценщику

Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.

Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.

Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:

  1. Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
  2. Какова рыночная стоимость ТС?
  3. Каков размер утраченной товарной стоимости?
  4. Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
  5. Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
  6. Сколько стоят запасные части?

Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.

Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии

После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.

Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.

Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.

Что такое дефектовка автомобилей после ДТП

Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.

Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.

При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.

Виды экспертиз

Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:

  1. Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
  2. Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
  3. Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
  4. Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.

Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.

Как оспорить экспертизу ТС

Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:

  1. Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
  2. Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
  3. Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.

В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.

Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:

  • Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
  • Представленный отчёт тщательно анализируется.
  • Эксперта вызывают в судебное заседание.
  • Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.

Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.

Как стать автоэкспертом?

Кто я?

Меня зовут Евгений Тарасов. Мне 37 лет. Я женат и у меня двое детей. Я закончил автомобильный факультет и получил специальность «Инженер автомобильного транспорта».

Дистанционные и недорогие курсы для экспертов Вы найдете в нашем любимом ВУЗе — Воронежском государственном техническом университете http://teaching.su

Внимание. Обучение проводится именно в Государственном ВУЗе и по окончании обучения Вы получите диплом государственного образца с гербовой печатью ВУЗа. Поверьте, это очень нравится работодателям. Работодатели уже научились отличать качественное обучение в государственном ВУЗе от обучения в коммерческой организации, главной целью которой является извлечение прибыли.

Внимание. Не волнуйтесь, если Вы проживаете в другом городе. Сегодня сеть интернет развита даже в самых маленьких населенных пунктах страны. А доступ в интернет — это все что Вам нужно, чтобы начать обучение. Все обучение в нашем ВУЗе — дистанционное, т.е. отпрашиваться с работы и приезжать к нам не надо. По завершении обучения мы отправим Вам диплом курьером или Почтой России.

Я закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. После защиты диссертации мы разошлись во взглядах с научным руководителем и я ушел из ВУЗа в коммерческую структуру. Первым моим местом работы был дилерский центр Тойота в Воронеже. Потом были VW, Kia, Volvo и другие. В Тойота меня позвал мой друг, который отучился в аспирантуре 1,5 месяца и бросил ее. Я один из немногих из своей группы, кто работал и работает по выбранной специальности. Хотя изначально я должен был стать юристом или экономистом, т.к. на этом настаивали мои родители. В настоящее время я действующий судебный автоэксперт, хотя в последнее время меня больше интересует фондовый рынок и продвижение сайтов. Сайты продвигаю только свои. У меня их несколько. В основном это автомобильная и строительная тематика.

Читайте также:  Для чего нужна экспертиза услуг?

Я проживаю в Воронеже, хотя родился на Дальнем Востоке в городе Комсомольск-на-Амуре. Недавно мне позвонила руководитель курсов судебных экспертов в нашем городе и попросила выступить перед другими экспертами с лекцией. Все это должно было происходить в рамках семинара повышения квалификации для экспертов-техников. Я вежливо отказался из-за отсутствия времени. В то же время я понял, что наверно пришло время начать делиться опытом с начинающими экспертами и решил завести Блог на сайте, где буду рассказывать о выбранной специальности.

С чего все начиналось …

В 2011 году я еще работал в системе автомобильных дилеров, в частности в дилерском центре VW. Я руководил Клиентской службой. Основной моей задачей было «удовлетворение Клиентов». Мне нужно было из недовольных Клиентов делать довольных, чтобы люди были лояльны к компании и марке VW. Естественно всех удовлетворить было невозможно, оставались те, кто ненавидел нашу компанию и хотел нас засудить. Многие вопросы можно было разрешить только с помощью автоэкспертиз. Я искал экспертов, договаривался о времени и месте проведения экспертизы и т.д. Все экспертизы я естественно читал и анализировал. Очень редко попадалась действительно стоящая работа, которую было не стыдно показать Клиенту. В основном все сводилось к реферату, а не исследованию. И за этот «реферат» эксперты просили весьма не маленькие деньги. Со временем основная работа стала меня порядком напрягать, отношения между подразделениями становились все более напряженными и я стал подумывать о смене работы. Драйвером к этому стала моя жена, которая фактически настояла, чтобы мы открыли ООО. Иначе я еще бы долго телился и взвешивал все за и против экспертной деятельности. Где-то за полгода до открытия ООО, я решил создать сайт, чтобы с помощью него привлекать Клиентов. Сайт создавал сам, фактически на коленке, скачал книгу «HTML для чайников» и начал потихоньку писать статьи. Статьи были корявыми, неинформативными, но вместе с тем приносили очень хороший трафик на сайт и нам начали потихоньку звонить Клиенты.

Надо ли учиться на автоэксперта?

Работая в дилерском центре VW у меня было два друга, которые также как и я хотели заняться автоэкспертизой. Нас интересовала ни оценка автомобилей, а именно техническая экспертиза, т.е. мы хотели определять из-за чего вышел из строя, например, двигатель или коробка переключения передач. Таких экспертиз немного, но они дорого стоили, но в то же время были достаточно трудоемкими. В то время конкуренция была не такая серьезная, как сейчас. Технической экспертизой автомобилей вообще занимались единицы и добыть какую-либо информацию было весьма проблематично. Нас интересовали курсы повышения квалификации автоэкспертов. Перелопатив весь интернет, таких курсов мы не нашли. Уже появились курсы экспертов-техников, но отучиться на технического эксперта, который будет исследовать техническое состояние транспортных средств было невозможно. Наверное от безысходности мы пошли на курсы повышения квалификации по программе «Эксперт-техник», хотя изначально оценкой автомобилей после ДТП заниматься не хотели. Как показало время, «корочка» лишней не стала. Мы до сих пор прикладываем ее к судебным экспертизам.

Стоит отметить, что и сегодня такие курсы не являются обязательными. Да, да … Они не являются обязательными. Т.е. если Вы имеете высшее профильное образование, например в Вашем дипломе написано Инженер по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», то Вы можете делать экспертизы двигателей или коробок и никто ничего Вам не скажет. Если опираться на Федеральный Закон «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», то экспертизу может проводить человек обладающий соответствующими знаниями в определенной области. Вот именно эти знания Вам и дали в высшем учебном заведении. В Вашем дипломе обязательно найдутся такие предметы, как «Автомобиль и двигатели», «Конструкция автомобилей» и другие. Надо сказать, что к сказанному выше мы пришли ни сами, а подсказал нам это один судебный эксперт из нашего города. Фактически этот человек и дал нам дорогу в экспертную специальность …

Где отучиться на эксперта-техника?

Написанное выше относится только к людям, у которых есть профильное высшее образование. Следует отметить, что в процессе своей работы я встречал мало экспертов с профильным образованием. У меня есть знакомые эксперты с экономическим образованием, юридическим, физкультурным и даже лесники. Все они прошли курсы повышения квалификации и занимаются производством судебным автотехнических экспертиз. Плохо это или нет, я не знаю. Мне встречались абсолютно некомпетентные эксперты с профильным образованием и грамотные эксперты с экономическим образованием.

С оценкой после ДТП дела обстоят по другому. C 2011 года деятельность экспертов-техников регламентируется законодательными документами Российской Федерации. Без курсов повышения квалификации считать ущерб после ДТП Вы не сможете. И судьи об это отлично знают. Отучиться можно во многих городах РФ. Найти обучающие центры можно посредством сети Интернет. Нам часто приходят рассылки о прохождении такого обучения дистанционно. Стоит подобное обучение относительно недорого. На курсы принимают всех подряд. Наличие профильного образования необязательно (достаточно наличия любого высшего образования). После прохождения курсов Вам выдадут диплом государственного образца и его с пакетом других документов необходимо отправить в Межведомственную Аттестационную Комиссию (МАК), чтобы Вас включили в реестр экспертов-техников.

Документы в МАК для включения в реестр экспертов-техников

Итак, после того, как Вы прошли обучение и получили заветную корочку, надо было собрать пакет документов и отправить их в МАК. Документы нужны были следующие:

  1. Заявление о прохождении профессиональной аттестации.
  2. Регистрационная карточка эксперта-техника.
  3. Заверенная нотариально копия диплома о высшем образовании.
  4. Заверенная нотариально копия приложения к диплому о высшем образовании.
  5. Заверенная нотариально копия диплома о профессиональной переподготовке.
  6. Заверенная нотариально копия приложения к диплому о профессиональной переподготовке.
  7. Заверенная копия трудовой книжки.
  8. Заверенная копия свидетельства о государственной регистрации ООО.
  9. Две фотографии размером 4 х 6 см.

Я отправил эти документы в МАК письмом с описью и через 3 месяца меня включили в реестр экспертов-техников. Мы не сдавали никаких квалификационных экзаменов в МАК.

С 2017 года в процессе включения в реестр многое изменилось. Просто так туда теперь не попасть. Надо сдавать экзамен. Экзамен достаточно сложный. В этой связи у организаторов курсов повышения квалификации стали возникать разногласия со своими слушателями. Т.е. люди проходят обучение, экзамен в МАК сдать не могут, в реестр не попадают и начинают предъявлять претензии организаторам курсов, что те не дали им качественного образования. Нам знакомы уже несколько случаев подобных ситуаций.

В следующей публикации я расскажу о своем виденье перспектив специальности «Эксперт-техник». Не пропустите.

Функции независимой экспертизы после дтп по осаго

После случившейся аварии двух автомобилей тратить деньги и восстанавливать машины придется обоим собственникам. Виновная сторона должна возместить всю сумму необходимого ремонта второму водителю.

Достигнуть соглашения в размере суммы на ремонт помогает проведенная оценка повреждений по ОСАГО независимой организацией.

Закон

Регламентирована такая экспертиза законодательными документами:

  • Банковское Положение № 433-П 19 сентября 2014 г.;
  • Положение Банка РФ № 432-п того же числа, устанавливающее единую методику нахождения точной суммы, необходимой для полного восстановления.

Установлены требования к экспертам и организациям, проводящим исследование и оценку поврежденных ТС Приказом Минтранса РФ № 277 от 22 сентября 2016 г.

Основные моменты оценочных действий после ДТП по ОСАГО отражены в Федеральном законе 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. Они о необходимости доверять выполнение услуг только экспертам-техникам, о важности учитывать износ комплектующих (ст. 12 п. 19), об использовании единой методики (ст. 12.1) и пр.

Что это такое?

Подтверждено судебной практикой занижение страховыми компаниями (далее СК) размеров компенсационных выплат.

Не обмануть себя и проконсультировать судебные органы в части размера понесенного ущерба поможет заключение независимой экспертизы.

Среднерыночную стоимость определяет и страховщик. У сотрудников компании не всегда достаточная квалификация и надлежащий опыт. Заключение от компании, выдававшей страховой полис и обязанной совершить возмещение понесенного аварией ущерба, не может приниматься в качестве безусловного доказательства размера компенсационных выплат.

Важно! В законодательстве нет норм, обязывающих предоставлять разбитый автомобиль на осмотр для страховой оценки. Но известить (точные время и место) о проводимой независимой оценке необходимо в рамках делового общения.

Получить экспертное заключение следует для положительного решения суда. Грамотности и квалификации техников, рассчитывающих суммы, необходимые для восстановительного ремонта после ДТП, доверяют судьи и страховщики.

Какая разница между проверкой по ОСАГО и независимой?

После дорожно-транспортного происшествия, обратившись в СК, можно получить много рекомендаций, чтобы оценка проводилась независимо и прочее. Но практически все советы сводятся к сотрудничеству со страховщиками, а значит, размер компенсационных выплат может быть существенно занижен.

Экспертиза от СК производится по предоставленным пострадавшим документам, справкам сотрудников ГИБДД, свидетельским показаниям. Осмотр ТС не является обязательным.

Сторонний эксперт в первую очередь исследует поврежденный автомобиль, примеривая его на условия аварии. Он обязан отразить все полученные повреждения, особенно скрытые. Главные условия для отражения таких повреждений – их сопоставимость с внешними дефектами.

Стоит ли делать?

Любая экспертиза отвечает на верно поставленные вопросы.

Когда прочтение акта осмотра ТС и оценки повреждений не дает точных ответов, необходимо обращаться в ту организацию, чье участие в судебных процессах приводило к положительным решениям со стороны истца.

С удовлетворением требования о выдаче полного размера компенсационных выплат, необходимых для восстановления автомобиля.

Приняв результаты экспертизы и получив денежные средства по ОСАГО, в результате проводимого ремонта может выявиться недостаточность полученных денег. Проводить повторную рецензию после ремонтных работ уже не будет смысла, ее результаты не примутся страховыми агентами.

Обратите внимание! Большую роль играет отсутствие материального интереса у независимого техника-эксперта, его оценка будет объективной и адекватной.

Сколько стоит?

Цена оказываемой услуги зависит от полученных повреждений, как много дефектов у автомобиля и насколько сложно их оценить, также от срока и метода проведения исследования:

  • незначительные повреждения (не более 5 узлов или деталей) – от 3,5 тыс. рублей;
  • сложные случаи, где перечислено более 20 повреждений в деталях – от 7 тыс. рублей.

Оплачивать проводимую оценку повреждений должен пострадавший. При обострении ситуации до судебного процесса истец имеет право требовать компенсации этих затрат от страховой компании в исковом заявлении. На этот случай в качестве доказательств необходимо предоставлять оригиналы чеков, платежных документов.

Сроки на оценку ущерба

На случай имеющегося у виновника ОСАГО вступает в действие норма Федерального закона 40-ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности».

Согласно ее условиям, СК обязана способствовать проведению исследования пострадавшего автомобиля не позже 5 дней.

При бездействии страховщиков пострадавший сам организовывает экспертизу. Ему важно соблюсти сроки на уведомление:

  • для всех заинтересованных в одном регионе – 3 дня;
  • для заинтересованных в других регионах – 6 дней.

Срок на оценку ущерба различен. Эксперт от страховщиков готовит заключение до 10 дней, независимая экспертиза с оформлением всех необходимых документов справляется за 3 дня.

Можно ли выбрать самому организацию?

У пострадавшего в аварии есть право на организацию исследования автомобиля для выяснения реального размера ущерба. Избежать ошибок в выборе нужной организации поможет выяснение следующих позиций:

  • насколько положительна тенденция выданных заключений без оспаривания каких-либо позиций в суде;
  • как долго функционирует организация в данном виде деятельности;
  • предусмотрена ли страховка ответственности;
  • заключаются ли договора на оказание услуги;
  • является ли организация членом СРО по оценке.

Требования к эксперту и организации

Согласно нормам Постановления Правительства № 238 от 24 апреля 2003 г., проводить оценку ущерба может профессионально переподготовленное для этой цели физическое лицо, прошедшее аттестацию и занесенное в реестр экспертов-техников Минюста РФ.

Организация не обязана иметь лицензию или сертификат на оказание услуг, но должна представлять документы на членство СРО.

Ответственность эксперта и организации

Независимый специалист материально не заинтересован в проводимом исследовании. Его отчет должен быть объективным, без принятия позиции виновника аварии или пострадавшего.

За подлог в заключении и отражение неверной информации умышленно предусмотрена не гражданская, а уголовная ответственность (ст. 307 УК). При рассмотрении уголовного дела можно пробовать заявлять гражданский иск по возмещению убытков, понесенных в связи с оплатой за некачественно выполненную услугу.

Привлечь к ответственности организацию или техника можно только при отвержении его заключения судом. Если судья признал ошибочность и незаконность проводимого исследования и принял в качестве основы решения экспертное заключение другого специалиста.

Правила проведения

Возможно без тяжелых последствий провести ремонт пострадавшего в аварии автомобиля в короткие сроки.

Для этого нужно следовать порядку проведения независимой экспертизы, руководствуясь Положением Центробанка № 433 от 19.09.2014 г.

Основные функции

При несовпадении мнений о возникновении трещин или царапин, кто виноват в поломке запчастей, независимая экспертиза необходима. Основная функция – не обвинить одну из сторон, а восстановить события аварии, учесть максимально возможное количество факторов и ответить на все возникающие вопросы у сторон ДТП.

  1. Подготовка заключения о текущем состоянии поврежденного автомобиля на момент проведения экспертизы:
  • изучение технического состояния автомобиля;
  • описание выявленных повреждений;
  • сопоставление каждого повреждения с известными фактами об аварии (скорости, направления движения) с определением их причинной связи;
  • просчет суммы нанесенного ущерба;
  • составление подробного отчета с ответом на каждый заданный вопрос.
  1. По требованию экспертом может быть просчитана рыночная стоимость машины.
Читайте также:  Как быть, если украли кошелек?

Документы

Для проведения экспертизы озаботьтесь сбором следующих документов:

  1. Информация об автомобиле (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации права, техосмотр).
  2. Информация об аварии (справки, протоколы с места происшествия, копия договора от страховщика на проведение экспертизы, заключенного СК и организацией).

Важно! Для сопоставления повреждений с аварией необходимо предоставить видеосъемку с места происшествия и подробный протокол.

Этапы

  1. Выбираете организацию, проводящую необходимые экспертизы.
  2. Заключаете договор и проводите оплату услуг.
  3. Определяете день и время проводимой экспертизы.
  4. Уведомляете виновника ДТП, СК и всех заинтересованных лиц.
  5. Присутствуете на исследовании автомобиля.
  6. Наблюдаете за оформлением акта экспертом, за каждой фиксацией повреждений фотосъемкой или видео.
  7. Ожидаете, пока экспертом будет составлена смета на материалы и детали, которые подлежат замене.
  8. Получите заключение, подписав акт приема-передачи.

Право на присутствие пострадавшего и представителя СК

Законодательно не установлено право виновника ДТП требовать обязательного уведомления о проводимой экспертизе. На собственную независимую оценку повреждений у виновника остается право в любом случае. Личное присутствие всех заинтересованных лиц способно повлиять на вынесенное решение эксперта постоянной напряженностью и конфликтностью. Ошибки могут появиться в отчете неосознано.

Виновник будет оспаривать размер насчитанной компенсации при согласии с осмотром или без него. Размер компенсации не находится в прямой зависимости от его присутствия на осмотре.

Обязательное уведомление сторон и страховщиков предусмотрено при рассмотрении спора в арбитражном суде нормой ст. 5 Гражданского кодекса РФ. Согласно положениям этой статьи, направление уведомления заказным письмом (телеграммой) обязательно.

Законом об ОСАГО указано право страховой компании требовать предоставления автомобиля на осмотр. Если СК не планирует проводить экспертизу, переложив это действие на автовладельца, то уведомление ее представителей и виновника необходимо.

Положением о Правилах проведения НТЭ транспортного средства установлена обязанность уведомления страховой компании при повторной экспертизе, проводимой, чтобы получить компенсацию по ОСАГО.

Заключение эксперта и что делать дальше?

Получив заключение эксперта, следует проверить отражение позиций:

  • с какой целью проводилась оценка поврежденного транспортного средства;
  • анкетные данные потерпевшего;
  • итоговый размер, которого хватит для полного восстановления авто;
  • документы, которыми руководствовался эксперт при выведении итогового размера компенсационной выплаты;
  • информация об аварии;
  • информация о полисах участников ДТП и их страховых компаниях;
  • информация об экспертной организации и проводимом осмотре (стоимость, оплата);
  • подписи эксперта и его руководителя, печать организации.

На сумму, отраженную в полученном заключении, следует опираться в выставлении требований по возмещению реального ущерба. Такое заключение принимается судьей безоговорочно, если виновной стороной не будет доказано наличие повреждений в авто, полученных не в результате аварии.

Порядок расчета страховки и денег на оплату ремонта

Претендовать на выплату ущерба в денежном выражении можно, только если:

  • автомобильный ремонт не восстановит машину после ДТП;
  • починка авто обойдется в более чем в 400 тыс. рублей;
  • СК не в состоянии провести ремонтные работы своими силами;
  • у владельца поврежденного авто инвалидность 1-й и 2-й категории;
  • на ДТП не стали вызывать сотрудников полиции и служащих «ИНГОССТРАХ» или др. компаний, выдавших полис ОСАГО;
  • потерпевший умер;
  • полис оформлялся посредством международной страховой системы.

В остальных случаях рассчитывать можно на качественные ремонтные работы. Такие изменения внесены на законодательном уровне с апреля настоящего года.

Расчет суммы на восстановление автомобиля предусматривает множество коэффициентов и параметров. Должны учитываться износ деталей, срок службы, погодные и эксплуатационные условия и многое другое.

Единый порядок приведен в методике вычисления величины затрат на восстановление поврежденного транспорта.

Полезное видео

Виды работ по оценке ущерба автомобиля после ДТП и как правильно выбрать независимого эксперта?

Все оценочные услуги экспертов по умолчанию независимые, но их заключения иной раз сильно отличаются друг от друга. Когда же различия особенно заметны? Когда страховщики направляют потерпевшего на осмотр поврежденного имущества в фирмы-оценщики, с которыми у них заключен договор. И в случае, когда пострадавший сам обращается в эту же структуру, не предоставляя направление от страховой корпорации. Заключения об этих двух экспертизах будет сильно разниться.

Что делать, для получения максимальной суммы страховки, как выбирать компанию, сколько это стоит и как быстро проводится – обо всём этом мы расскажем в статье.

  1. Когда необходимо обратится к эксперту?
  2. Виды экспертиз
  3. Техническая
  4. Трасологическая
  5. Автотовароведческая
  6. Комплексная
  7. От чего зависит стоимость?
  8. Зачем нужны сторонние компании?
  9. Типы мероприятий по сложности работ
  10. Срочность
  11. Как узнать техническое состояние машины?
  12. Выбор организации
  13. Как найти подходящего специалиста?
  14. Необходимые документы
  15. Сроки
  16. Какие бумаге в итоге получает владелец ТС?
  17. Видео по теме
  18. Заключение

Когда необходимо обратится к эксперту?

Сам процесс состоит из двух базовых этапов: поверхностный осмотр поврежденного имущества и калькуляция стоимости ремонта. При осмотре эксперт определит характер повреждений и установит потребность в ремонтных работах, которые необходимы для восстановления собственности, а также сопоставит природу повреждений и обстоятельства их появления. Осмотр может производиться как один, так и несколько раз. Если в процессе ремонта или разборки были найдены скрытые повреждения, которые невозможно было обнаружить визуально, то экспертом проводится вторичный осмотр.

Следующий шаг – это выполнение расчета при помощи специализированного ПО и справочных материалов. Определяется стоимость и объём работ, а также цены на материалы и запчасти, которые нужны для восстановления ТС.

Владелец имущества имеет право распоряжаться им, как он считает нужным, если он не согласен с заключением экспертизы, выполненной по направлению страховой фирмы, то имеет право без согласования с ними провести новую. Как показывает практика, заключения экспертизы по направлению страховой фирмы всегда оценивают ущерб ниже, чем эксперты, не связанные со страховщиками финансовыми договорами. Подробнее о том, что делать после ДТП и как получить справедливую оценку ущерба автомобиля, можно узнать тут.

Виды экспертиз

Техническая

Длительный, объёмный процесс, в ходе которого исследуют обстоятельства аварии, сопоставляют фактические действия водителя с актуальными ПДД.

К независимой экспертизе автомобиля прибегают при разрешении уголовных и административных конфликтов, гражданских исков о восполнении морального и материального урона, причиненного дорожными авариями и неисправностью автотранспортных средств.

Трасологическая

В ходе этой экспертизы рассматривают следы на проезжей части и ТС для более детального выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Замеряют тормозной путь, радиус разброса частей механизма, траекторию движения, возможные варианты манёвров.

Автотовароведческая

Зачем проводят данный вид исследований:

  • Чтобы определить неисправности ТС, угрожающие безопасности движения, причины и время их возникновения. Связь между возникшей поломкой и причинами ДТП.
  • Для того чтобы воссоздать механизм ДТП и его элементов: скорость движения, длина тормозного и остановочного путей, траекторию движения, расстояния, пройденного автомобилем за конкретные отрезки времени, и другие пространственно-динамические характеристики аварии.
  • Дабы установить соответствие действий водителя авто в конкретной ситуации правилам дорожного движения. А также выявить наличие технической возможности предупредить происшествие с момента его появления, установить причинно-следственную связи между действиями водителя и ДТП.
  • Прочие задачи, влияющие на исход дела.

Перечень поставленных перед экспертом вопросов:

  1. Есть ли в ТС поломки, которые могли быть первичной причиной ДТП?
  2. Была ли у водителя возможность предупредить конкретное происшествие?
  3. Какой была скорость ТС в различные моменты развития ДТП (если следы разной длины или прерываются, на это следует указать)?
  4. Каким образом должен был действовать водитель в этой ситуации согласно с техническими требованиями?
  5. С какой скоростью двигался автомобиль? Превышала ли эта скорость установленные нормы?

Комплексная

Процедура проводится экспертами различных сфер и применяется, когда в выводах нужны результаты экспертов с разными точками зрения. Каждый оценщик отвечает за часть вопросов, которая относится к его отрасли знаний.

Комплексная сторонняя экспертиза показывает реальную картину, ведь бывают нюансы, на которые обращает внимание только эксперт. У каждой машины есть свои заводские маркеры, по которым определяется, подлежала ли она кузовной реставрации. Когда производится независимая автомобильная экспертиза проверяют сварочные швы, оригинальность герметичного покрытия на деталях, смещение заводских меток и так далее. В результате такого типа работ составляется общая экспертная оценка состояния автомобиля.

От чего зависит стоимость?

Стоимость услуги находится в диапазоне от 3 500 до 17 000 рублей. Цена за экспертизу зависит от уровня квалификации эксперта, затрат экспертной организации. Цена экспертизы в фирме, которая оплачивает налоги и выпускает кассовые чеки за свои услуги будет дороже, чем в организации печатающей квитанции, за которые нет отчёта та в налоговой.

Имели место быть случаи, в которых суды отказывали в компенсации стоимости экспертизы из-за отсутствия кассового чека. Экспертиза, содержащая цветные фотоснимки, также будет стоить больше, чем экспертиза без фото вообще.

Зачем нужны сторонние компании?

Если страховая фирма при помощи своих сотрудников занижает объём ущерба после ДТП по ОСАГО, то владельцы авто имеют право привлечь к оценке сторонние компании. Такая оценка урона при ДТП производится и в случае незаконных действий второго лица, попавшего в аварию.

В общем, заказывать независимую оценку можно и нужно в таких ситуациях:

  • Компания-страховщик снижает сумму ущерба. Убытки несут владельцы авто, признанные невиновными в ДТП, но повредившие своё ТС.
  • Страховщик завышает сумму. В этом случае страдает виновник ДТП.

Согласно действующему законодательству страховые фирмы не вправе навязывать услуги своих технологических экспертов. Оценка ущерба авто производится организацией, которую выбрал клиент. В конфликтных ситуациях, когда нужно обращаться к сторонним экспертам, в процессе работ обязательно должны присутствовать представители страховой фирмы, участники аварии или их представители (по доверенности). Составленный акт является окончательным и уже не подлежит оспариванию. Наличие акта автоэкспертизы является основанием для требования материальных исков на возмещение ущерба.

Важным фактором при оценке авто является амортизация автомобиля и степень изнашивания. Износ бывает физическим или функциональным. Кроме него на рыночную стоимость влияет также марка авто, пробег, год выпуска. При подсчёте стоимости покраски, нужно учитывать покраску всех повреждённых поверхностей, полную или частичную. Также принимается решение о необходимости замены узлов, агрегатов, прочих запчастей. В случае, когда принимают решение о замене дорогих деталей ТС, например, ходовой части, они проходят процедуру дефектовки с разборкой.

Типы мероприятий по сложности работ

Сложность зависит от степени повреждений автомобиля, количества участников, обстоятельств, при которых произошло ДТП и многих других нюансов.

Вид экспертизы также оказывает влияние на стоимость услуг. Каждый тип экспертной работы проводится разными методами, с использованием специализированного оборудования или без него, некоторые требуют сложных расчетов, а некоторые обходятся только описательной частью.

  • Одиночную экспертизу проводят в самых базовых случаях, когда не возникает разногласий, относительно характера аварии.
  • Комиссионную экспертизу проводят при разборе сложных происшествий, в которых принимали участие 3 и более лиц, а также если присутствуют обстоятельства, которые вызывают сомнения или споры. Состав комиссии представляется парой-тройкой экспертов одной отрасли. Члены комиссии исследуют одни и те же предметы и отвечают на одинаковые вопросы.
  • Комплексная экспертиза ДТП проводится в случаях, когда специалисты одной сферы не могут решить все вопросы, и когда появляется необходимость в заключениях экспертов разных специальностей. Врачи, криминалисты и прочие эксперты могут привлекаться к процессу экспертизы.
  • Дополнительная экспертиза назначают, когда результаты предыдущих мероприятий не дают чёткого однозначного ответа и могут толковаться двояко.

Срочность

Срочность проведения работ всегда подразумевает дополнительную оплату. Независимая экспертиза не является исключением. Каждая компания сама устанавливает надбавку за срочные работы (обычно это 10-15% от суммы заказа).

Как узнать техническое состояние машины?

Чтобы узнать техническое состояния машины назначается автотехническая экспертиза. В список работ входят: процедуры, которые определяют видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ воссоздаётся картина, на основе которой и делают выводы по всем вопросам и сумме возмещения.

Для того чтобы отобрать нужные типы ремонта для конкретных деталей работники СТО, а также сами эксперты используют специализированное ПО (например, БД автозапчастей с инструкциями по ремонту и эксплуатации).

В процессе определения степени повреждений автомобиль помещают на специальный стенд, на котором производят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают над геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с нормами в базе данных, используют приборы, которые позволяют определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.

Для ремонта потребуется:

  1. Обратиться в фирму-страховщик, оговорить время и место проведения диагностики.
  2. Предоставить доступ к автомобилю.
  3. Обратиться к независимым экспертам в случае несогласия с результатами экспертизы.
  4. Передать стороннему специалисту документ, удостоверяющий личность, паспорт и свидетельство о регистрации автомобиля, выписку из ГИБДД и справку об осмотре автомобиля предыдущим оценщиком (если таковой имеется).

После эксперты проводят работы по оценке урона, полученного во время ДТП, и оформляют соответствующее заключение. С данным документом нужно обратиться в страховую компанию или в судебные структуры, если до них дойдёт дело.

Метод оформления ДТП без участия полиции называется Европротокол. Его оформляют, если:

  • урон в результате дорожно-транспортного происшествия нанесён только имуществу, пострадавших нет;
  • в ДТП приняли участие только два авто, водители которых имеют действующие автогражданки;
  • обстоятельства ДТП, перечень и характер повреждений авто не вызывают споров у участников аварии. Отсутствуют несогласия о вине в ДТП, и водители достигли согласия относительно стоимости урона нанесённого транспортному средству.

Во всех остальных случаях необходимо составлять акт о ДТП в присутствии сотрудников полиции.

После того, как все документы собраны, а водитель обратился к страховщику, тот обязан назначить дату и место проведения осмотра автотранспортного средства для оценки степени повреждений в течение 5 дней.

Читайте также:  Оплата отпуска при сдельной оплате труда (отпускные)

Выбор организации

Если сотрудник компании действует в пределах закона «Об ОСАГО» и проводит экспертизу по направлению страховщика, то он должен быть внесён в реестр технологических экспертов МинЮста РФ. Если за экспертизой обращается пострадавший, а не страховщик, то оценщику нужно предоставить диплом или удостоверение. Но на практике суды принимают заключения экспертов, не имеющих должной квалификации.

Как найти подходящего специалиста?

Не рекомендуется обращаться к фирмам, рекламирующим себя на столбах и остановках. Обращайтесь к проверенным специалистам. Изучите отзывы, сертификаты, дипломы страховщика, чтобы избежать потерь денежных средств и времени. Обращайтесь в крупные банки и финансовые структуры. Как правило, все они предоставляют полный спектр услуг страхования.

Необходимые документы

Состав пакета документов зависит от каждого отдельного случая. Ориентировочный список:

  • Документы ТС (паспорт, доверенность, талон о техническом осмотре, акт о регистрации).
  • Заключение о ДТП или любой другой документ, который указывает на дату возникновения повреждений.
  • Документ о покупке автотранспортного средства, так как закупочная цена играет роль при определении величины снижения товарной стоимости (УТС) и при подсчёте износа амортизатора.

Более детально о документах для страховой после ДТП по ОСАГО можно узнать тут.

Сроки

Зависят от степени повреждений и объекта оценки. Экспертиза ТС, если неисправно не более десяти позиций, занимает 3 часа. Эксперт, у которого имеются нужные справочники и цены, произведёт оценку быстрее.

Какие бумаге в итоге получает владелец ТС?

По итогам клиент получает отчёт эксперта, который:

  • содержит оценку степени повреждений;
  • указывает на причины их возникновения;
  • приводит список ремонтных технологий и объем восстановительных работ;
  • определяет алгоритм расчета стоимости ремонтных работ;
  1. Акт осмотра ТС, который содержит информацию о процедурах и манипуляциях с автомобилем, в процессе осмотра, его дату, место и длительность.
  2. Квитанция о предоставленных услугах.
  3. Отчет и приложения к нему нумеруют, визируют и заверяют печатью оценочной компании.

Видео по теме

Смотрим видео о независимой оценке ущерба после ДТП:

Заключение

Соблюдая все условия и алгоритм процедуры, можно без проблем получить справедливое заключение от экспертов, которое позволит в полной мере покрыть не только затраты на возмещение ущерба, а и саму экспертизу. Не пренебрегайте консультациями экспертов, ведь у них есть не только теоретический, но и практический опыт.

Эксперт-технолог и оценщик: кто оценивает ущерб по ОСАГО и КАСКО?

Вы принесли заключение от оценщика для формирования выплат по ОСАГО, а вас развернули, сославшись на то, что экспертиза произведена некомпетентным специалистом? Деньги на услуги потрачены, а эффект нулевой. Кто же даст правильное заключение?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.04.2003 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств», проводить экспертизу и выдавать соответствующее заключение для выплат по ОСАГО могут только эксперты-техники. Здесь же перечислены требования к специалисту: экспертом-техником признается физическое лицо, имеющее соответствующее образование, прошедшее аттестацию и включенное в Государственный реестр.

Несмотря на то, что постановление немедленно вступило в действие, последующие девять лет экспертизу можно было проводить у любого оценщика. И это касалось определения ущерба в рамках всего автострахования. На несоответствие закона и реальности закрывали глаза все: и автовладельцы, и страховщики, и суды. Знаете, почему? Потому что не существовало того самого реестра экспертов-техников, да и нормы аттестации не были определены.

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

В 2012 году наконец-то дело довели до ума. Сформировали реестр, определили Межведомственную Аттестационную Комиссию (МАТ) и порядок проведения аттестации. Начиная с января 2013 года суды и страховые компании стали повсеместно забраковывать оценку ТС, проведенную независимым оценщиком. Правда, это коснулось только компенсационных выплат по автогражданке, держателей полисов КАСКО сия беда обошла.

Чем чревато представление оценки ущерба в рамках ОСАГО , проведенной не экспертом-техником?

  1. Такую оценку не будет рассматривать страховщик, а, тем более, суд.
  2. Если эту бумагу вы приложите к иску, а страховая компания обратит внимание суда на данный факт, то единственный выход не проиграть разбирательство – ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. Причем за счет истца, что увеличит его расходы на 15-25 тысяч рублей.
  3. Попытка искать правды в РСА приведет лишь к формированию официального отказа с формулировкой: «РСА не имеет правовых оснований для осуществления компенсационной выплаты».

Оценщик и эксперт-техник: кто есть кто?

Таблица 1. Оценщик и эксперт-техник.
Отличительный
признак
ОценщикЭксперт-техник
Законодательная
база
Основание для осуществления
деятельности – ФЗ №135-ФЗ
от 29.07.1998 «Об оценочной
деятельности в РФ».
Постановление Правительства
РФ №238 от 24.04.2003 «Об
организации независимой
технической экспертизы ТС».
Требования к
специалисту
Наличие диплома о специальном
образовании. Членство в СРО
оценщиков. Наличие полиса
страхования профессиональной
деятельности.
Наличие диплома о специальном
образовании, действительная
аттестация и включение в
федеральный реестр. Возможна
добровольная аккредитация в РСА.
Требования к
деятельности
Соблюдение Федеральных стандартов
оценки. При этом оценщик имеет право
опираться на любую методику оценки
ущерба и оперировать любыми ценами
на запасные части и стоимостью на
нормо-часы ремонта.
Соблюдение нормативных,
методических и прочих документов,
утвержденных органами власти,
ответственными за регулирование
вопросов в области внутренних дел,
юстиции и транспорта.
Цель экспертизыОпределение рыночной стоимости
какого-либо объекта.
1. Наличие и характер технических
повреждений автомобиля.
2. Причины их появления.
3. Объем, технология и стоимость
ремонта машины.
ЗаключениеОтчет о рыночной стоимости.Экспертное заключение.
В каком случае
следует
обращаться?
Для выплат по полисам КАСКО, ДСАГО.Для выплат по полисам ОСАГО .

Как видим, и принцип работы, и цель исследования автомобиля этими двумя специалистами очень разные. Конечно, автовладелец может этого не знать. Огорчает то, что оценщики, зная о Постановлении и требованиях, продолжают формировать отчеты для пострадавших в ДТП, которые собираются оспорить размер ущерба в рамках ДТП в рамках ОСАГО. Естественно, страховщики и суды бракуют такую экспертизу, а автовладелец влетает на круглую сумму, которую ему никто не вернет.

В качестве доказательства размера причиненного вреда и основания для выплат по ОСАГО принимаются только экспертные заключения, подготовленные экспертами-техниками.

В то же время у оценщика не отобрали права производить расчет ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП. Отчет о рыночной стоимости, подготовленный оценщиком, принимается при обращении за выплатой по полису КАСКО (согласно правилам ) или ДСАГО.

Просите оценивать правильно!

Экспертизу для определения ущерба проводят в обязательном порядке по назначению СК. Однако работы у независимых экспертов не убавляется, ведь размер ущерба то и дело недооценивают или переоценивают, что становится причиной обращений за оценкой в частном порядке. Заказывая независимую экспертизу (и для выплат по ОСАГО, и для выплат по КАСКО), просите специалиста указывать реальный размер ущерба. Если он будет намного больше реального, страховщик в ходе судебного разбирательства настоит на проведении третьей, судебно-автотовароведческой, экспертизы.

Некорректная оценка независимым экспертом может сослужить дурную службу: в случае большого отклонения от действительного размера, определенного третьей экспертизой, суд поделит расходы на нее между автовладельцем и страховщиком.

Эта сумма может достигать 10 000 рублей. Естественно, при этом расходы на независимую экспертизу никто возмещать не будет вне зависимости от результатов рассмотрения дела.

К сведению. Можно подать иск в суд, минуя независимую экспертизу. Сразу обращайтесь за судебно-автотовароведческой экспертизой.

Дело в том, что при обращении автовладельца к эксперту-технику, так сказать, по личной инициативе, выдается заключение специалиста. Если на экспертизу отправляет страховщик, суд или следственные органы, то документ называется официальным заключением экспертизы. Безоговорочной выплате подлежит только сумма, назначенная в ходе судебно-автотовароведческой экспертизы. Все остальные заключения страховщик может оспорить.

Как получить выплату, которой хватит на ремонт автомобиля

  1. Ничего не ремонтируя, обратитесь в страховую компанию в течение 15 дней после ДТП.
  2. Страховщик выдаст назначение на проведение экспертизы в той организации, с которой у него заключен договор о сотрудничестве. Пройдите ее, даже если собираетесь воспользоваться услугами независимого техника-эксперта.
  3. Подавайте документы на выплату (вне зависимости от того, нравится размер компенсации или нет) и получайте ее.
  4. Если размер компенсации занижен или завышен (эксперт-техник подвел под тотал), проведите независимую экспертизу. Обязательно присутствие виновника ДТП и страховщика. Нередки случаи, когда проводимая в отсутствии представителя СК экспертиза впоследствии признавалась недействительной. Вызывать следует телеграммой с уведомлением о вручении.
  5. С экспертным заключением обращайтесь в страховую компанию. Заявление на пересмотр компенсации с приложением заключения лучше всего отправить заказным письмом.
  6. В течение 30 дней страховщик должен удовлетворить требование или оформить отказ.
  7. Если отказал или проигнорировал заявление, составляйте иск и обращайтесь в суд. Обязательно приложите экспертное заключение, копию заявления с пометкой о его доставке или письменный отказ СК.

Этот порядок действий актуален для востребования возмещения ущерба и по ОСАГО, и по КАСКО.

Как проводится независимая экспертиза?

  • На экспертизу – до ремонта! Никакого восстановления до оценки ущерба производить нельзя.
  • Можно пригнать автомобиль к эксперту или вызвать его в случае невозможности транспортировать ТС.
  • Обязательно наличие государственных регистрационных знаков (на автомобиле или рядом) и идентификационных номеров VIN.
  • Эксперту-технику необходимо предоставить все детали, включая разбитые и оторванные.
  • Если незадолго до ДТП какие-либо детали были заменены, а на руках есть подтверждающие документы, следует ознакомить с ними эксперта или оценщика.
  • Подготовьте список элементов тюнинга и дополнительного оборудования для внесения его в акт осмотра.

Любое отступление от этих рекомендаций может привести к некорректной оценке ущерба и ее оспариванию страховщиком. А дальше – необъективное мнение, что сумма по калькулятору КАСКО была отдана зря. Запомните, чем меньше вы занимаетесь самодеятельностью и больше придерживаетесь буквы закона, тем быстрее вы получите достаточное для ремонта количество денег.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Обучение на автоэксперта

Автоэксперт (эксперт-автотехник) – специалист, участвующий в установлении обстоятельств и причин ДТП. Профессия подходит тем, кого интересует физика, ОБЖ и труд и хозяйство

Особенности профессии

Автоэксперта часто путают с оценщиком (экспертом по оценке автомобиля). Между этими двумя специалистами есть одно общее – автомобиль как предмет исследования. При этом различаются задачи проводимых ими экспертиз.

Экспертиза автоэксперта может помочь в денежной оценке ущерба. Однако исследование, которое он проводит, значительно шире. Например, исследование обстоятельств ДТП, а также криминальная экспертиза автомобиля (изучение следов, обстановки).

Автоэксперт изучает техническое состояние и определение технологии восстановительного ремонта транспортных средств, механизма ДТП, дорожной обстановки и действий участников, обстоятельств, способствовавших возникновению происшествий.

Это требует глубоких знаний в области конструкций транспортных средств, методов и технологии ремонтных (восстановительных) работ, причин возникновения ДТП, знаний в области трасологии, криминалистики и др.

Место работы

Эксперты-автотехники работают в лабораториях судебной автотехнической экспертизы, а также в негосударственных экспертных учреждениях.

Важные качества

Для успешной работы необходима отличная память; наблюдательность; логическое и аналитическое мышление; умение распределять и концентрировать внимание; математические способности; умение прогнозировать события; ответственность; критичность; честность; настойчивость; общительность; чувство справедливости; аккуратность; независимость; требовательность.

Оплата труда

Зарплата на 31.08.2020

Россия
25000—90000 ₽
Москва
27000—100000 ₽

Знания и навыки

О том, кто может быть автоэкспертом, говорится в квалификационных требованиях по должности “специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)”, которые утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 января 2000 г., № 7.

В соответствии с этим постановлением существуют три должности: эксперт-автотехник I, II и III категорий. Но стать автоэкспертом может далеко не всякий.

Для того чтобы иметь низшую из этих квалификаций – эксперта-автотехника III категории и работать в этой должности, необходимо:

  • иметь высшее техническое образование по направлениям «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» (специальности «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»);
  • пройти дополнительную подготовку по программе «Эксперт-автотехник III категории» с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трасологическим исследованиям);
  • иметь стаж работы по специальности не менее 1 года.

Требования к специалистам двух других категорий еще серьезнее: автоэксперт II категории должен проработать автоэкспертом III категории не менее 3 лет, автоэксперт I категории должен проработать автоэкспертом II категории не менее 5 лет; при этом в обоих случаях необходимо пройти так же дополнительную подготовку, соответствующую выбранной категории.

Обучение на автоэксперта

Как уже сказано выше, для работы экспертом-автотехником необходимы высшее техническое образование по направлениям «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы». А также дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник III категории».

Специалистов по автотехнической экспертизе готовят в некоторых вузах системы МВД России. Например, Восточно-Сибирский институт готовит специалистам по автотехнической и пожарно-технической экспертизам.

В МГТУ им. Н. Э. Баумана также можно получить 2-е высшее образование по специальности «судебная экспертиза» со специализацией «инженерно-техническая экспертиза» (дорожно-транспортная экспертиза; пожарно-техническая экспертиза; взрывотехническая экспертиза).

Кроме того, специалистом по автотехнической экспертизе можно стать, получив высшее техническое образование по специальностям «автомобилетракторостроение» и «автомобили и автомобильное хозяйство» (автодорожные вузы).

Важно помнить. Подготовить эксперта в рамках кратких курсов повышения квалификации практически невозможно. Краткосрочные курсы, как правило, занимаются подготовкой специалистов в области оценки стоимости восстановительного ремонта и оценки ТС, а для солидности выдают документ «автотехническая экспертиза», подразумевая при этом именно подготовку по оценке ТС.

Ссылка на основную публикацию