Что относится к структурам жизнеобеспечения

Структуры жизнеобеспечения при карантине

Эпидемия коронавируса стала чрезвычайной для России ситуацией, заставившей Президента РФ установить для большей части населения страны продолжительный период нерабочих дней. Однако введение этого периода не означает прекращения работы предприятий, отвечающих за жизнеобеспечение. О том, какие структуры следует отнести к их числу, — в нашем материале.

Роль жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях

В любой чрезвычайной ситуации, несмотря на ее масштабы и последствия, в пострадавших регионах продолжается жизнь. И это требует обязательной работы тех структур, которые отвечают за обеспечение условий, необходимых для поддержания и сохранения жизни и здоровья людей (п. 2.1.1 ГОСТ Р 22.3.05-96), а также функционирования продолжающих работу предприятий.

В числе таких структур п. 2.2.1 ГОСТ Р 22.3.05-96 приводит предприятия, отвечающие за обеспечение населения:

  • медицинскими услугами;
  • водой;
  • продовольствием;
  • жильем;
  • коммунально-бытовыми услугами;
  • предметами первой необходимости.

На необходимость работы структур жизнеобеспечения в период борьбы с эпидемией коронавируса указано Президентом РФ в:

  • Обращении от 25.03.2020, где даже перечислена часть из них — медучреждения, аптеки, магазины, банки, транспорт и органы власти.
  • Указах от 03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239, где термин «жизнеобеспечение» отсутствует, но отмечены те отрасли, которых не касается вопрос введения нерабочего периода, и часть из них относится именно к обеспечивающим условия жизни для населения — медицинские учреждения, аптеки, структуры, отвечающие за доступность для населения продуктов питания, товаров первой необходимости и неотложных работ, органы государственной власти и средства массовой информации.

Между тем, полный список структур жизнеобеспечения нигде не приводится. Объясняется это тем, что каждая конкретная чрезвычайная ситуация требует своего набора необходимых их видов (п. 2.2.1 ГОСТ Р 22.3.05-96), а в ситуации с коронавирусом при наличии общих методов противодействия эпидемии ее масштабы по-разному проявляются в каждом из регионов России.

Сферы жизнеобеспечения населения

Коронавирус — заболевание, приводящее к массовым случаям тяжелых поражений, которые требуют обязательной медицинской помощи. Именно поэтому главной мерой, ограничивающей ее распространение, стала изоляция людей в их собственном жилье.

Поэтому в ситуации с коронавирусом определяющими видами деятельности для жизнеобеспечения стали:

  • организация медпомощи в стационарах;
  • поддержание нормальных условий в жилых помещениях;
  • сохранение уровня обеспеченности населения продовольствием и товарами первой необходимости;
  • проведение масштабных дезинфекционных работ;
  • сохранение объемов обеспечения производств, продолжающих работу;
  • поддержание возможности передвижения на всех видах транспорта;
  • продолжение работы органов власти, отвечающих за организационные моменты и принятие необходимых оперативных решений;
  • поддержание работы средств массовой информации;
  • продолжение работы учреждений, производящих необходимые населению выплаты.

Структуры жизнеобеспечения при коронавирусе — перечень

Все вышеперечисленное делает необходимым функционирование при коронавирусе следующих структур жизнеобеспечения:

  • для оказания медицинской помощи (кроме не являющейся срочной);
  • занятых строительством и переоборудованием медицинских стационаров;
  • снабжающих энергоресурсами (теплом, газом, электроэнергией) и водой жилые дома и производства, продолжающие работать;
  • производящих электроэнергию и тепло, добывающих газ и нефтепродукты;
  • обеспечивающих водоотведение и очистку использованных вод;
  • выполняющих уборку улиц, дворовых территорий и помещений в жилых домах и на производстве;
  • осуществляющих вывоз мусора и его обезвреживание;
  • обеспечивающих работу общественного транспорта, ремонт и содержание дорог;
  • производящих и реализующих продовольствие, товары первой необходимости (в т. ч. лекарства и средства индивидуальной защиты) и продукцию, востребованную у производств, продолжающих работу;
  • обеспечивающих хранение и доставку до мест реализации продукции, производство которой не приостановлено;
  • власти всех уровней;
  • относящихся к средствам массовой информации;
  • внебюджетных фондов и кредитных учреждений.

Подводим итоги

  • В любой чрезвычайной ситуации продолжают функционировать структуры, обеспечивающие поддержание и сохранение жизни и здоровья людей. Перечень их и значимость зависит от сути конкретного чрезвычайного положения.
  • В ситуации с коронавирусом на первый план (помимо оказывающих медицинскую помощь заболевшим и проводящих санитарно-гигиенические мероприятия) выходят структуры, обеспечивающие нормальные условия жизни населения и работу предприятий, продолжающих функционировать, несмотря на эпидемию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения

Первоочередное жизнеобеспечение населения – это своевременное удовлетворение основных потребностей населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и включает в себя медицинское обслуживание, в том числе оказание первой медицинской помощи, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.

Во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий большое количество людей не только теряет крышу над головой, но и зачастую остается без необходимых медикаментов, одежды, предметов первой необходимости, а также еды и питья, пригодных к употреблению. Главная опасность всех внештатных ситуаций, затрагивающих крупные населенные объекты, состоит в их внезапности и быстром развитии. В большинстве случаев у жителей просто нет времени, чтобы правильно и полноценно подготовиться к эвакуации: приготовить еду и чистую воду, собрать сумку с необходимыми вещами и предметами гигиены.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, попавшего в зону разрушающих воздействий ЧС, возлагается в первую очередь на органы администрации данного субъекта и государственные органы ГО. Приобщаются также к выполнению данной задачи органы РСЧС. Крайне важно приступить к оснащению пострадавших всем необходимым в кратчайшие сроки после бедствия. Эти меры предпринимаются параллельно со спасательно – восстановительными мероприятиями, а также действиями по ликвидации последствий ЧС.

Они включают в себя снабжение граждан водой, минимальным набором продуктов, предоставление временного крова, медицинских услуг, включая жизненно необходимые препараты, информации и транспорта. Подобные мероприятия проводятся как на местах катастрофы, так и на маршрутах осуществления организованной эвакуации людей и в убежищах.

Все меры по созданию условий для более или менее оптимального существования людей в условиях ликвидации катастрофы заключаются в следующем:

Обеспечение питьевой водой

Обеспечение населения питьевой водой

Средства коммуникации часто подвергаются авариям, поломках и разрушениям. В результате запрещается использовать имеющуюся воду из-за ее загрязнения. Для этого создаются пункты раздачи в наиболее удобных и безопасных местах. Выдача происходит в строго установленное время.

Снабжение продуктами питания

Снабжение населения продуктами питания

Для этого проводится оценка существующих на данный момент потребностей населения. Это нужно, чтобы выяснить необходимое количество продовольствия. Подсчет, распределение и выдача продуктов происходит централизованно, и контролируется соответствующими органами. Следует также учитывать возможности по запуску производства наиболее необходимых продуктов (хлеба, круп, макарон, консервов, молочных продуктов) непосредственно в самих пострадавших населенных пунктах. Проводится оценка имеющихся запасов на государственных резервных складах и торговых объектах. Организуются полевые иили передвижные кухни. Сюда же входит контроль уровня зараженности продовольствия на местных организациях. Если существует необходимость, то осуществляются меры по его обеззараживанию. Большое внимание уделяется снабжению необходимым питанием малолетних граждан.

Предметы первой необходимости

К ним относятся: одежда, постельное белье, обувь, банные принадлежности, чистящие средства, посуда. Начальным этапом является сбор и сортировка этих предметов из поврежденных местных складов, торговых объектов, жилых домов, включая гуманитарную помощь. Если выявляется имеющийся дефицит того или иного ресурса, то он компенсируется путем перераспределения или подготавливаются запросы в не пострадавшие субъекты о необходимой помощи. Все предметы, выдаваемые населению должны обязательно пройти проверку на безопасность, при необходимости подвергнуться частичному или полному обеззараживанию. В случае выявления зараженных предметов, непригодных к использованию, их следует ликвидировать путем сожжения или закапывания в землю. Определяются службы снабжения и места для пунктов выдачи. Они осуществляют свою деятельность согласно правилам и порядку, установленным в данной зоне бедствия.

Обеспечение жильем

План первоочередного жизнеобеспечения населения в обязательном порядке включает в себя и обеспечение жильем тех граждан, которые вследствие катастрофы лишились крова. В данной ситуации проводится оценка разрушений жилого фонда. Определяется количество граждан, чье жилье не подлежит восстановлению из-за повреждений несущих конструкций, а также учитываются дома, подвергшиеся сильному заражению химическими, радиационными или биологическими веществами. При возможности осуществляется доставка быстровозводимых зданий. Создаются временные укрытия – палатки, землянки, передвижные, легко собирающиеся домики. Для размещения используются безопасные места отдыха (санатории, базы, пансионаты, лагеря) и общественные сооружения (кинотеатры, школы, спортивные объекты). Обеспечение постоянным жильем взамен безвозвратно утерянного происходит уже после окончания спасательных и восстановительных мероприятий. Для этого используются бюджетные средства и средства страховых компаний. В некоторых случаях, документальным подтверждением для приобретения нового жилья может стать выданный жилищный сертификат.

Медицинская помощь

Медицинское обеспечение населения

В первую очередь обеспечиваются люди, имеющие серьезные травмы или страдающие хроническими заболеваниями. Затем в полном объеме предоставляется помощь медикам пожилым гражданам и детям. Важное место занимает подготовка достаточного запаса донорской крови, плазмы. В зависимости от количества пострадавших делаются запросы на поставку необходимого оборудования, медикаментов и специалистов. Осуществляется строгий контроль за распределением медпрепаратов. Небольшие дефициты перекрываются за счет местных ресурсов. Во избежание распространения эпидемий выделяются необходимые людские ресурсы и места для погребения жертв бедствия.

Обеспечения населения теплом, освещение местности проводится за счет сохранившихся в рабочем состоянии энергических источников и резервных топливных станций. Население снабжается аккумуляторами, малогабаритными печами и котельными. Используются дизельные электростанции. Проводится оценка разрушений коммунальных объектов. Определяется объем работы и необходимое время для восстановления их деятельности. В пунктах эвакуации организовываются передвижные бани, био – туалеты, простейшие прачечные и душевые. Может создаваться банно – прачечное обслуживание на территориях, не подвергшихся заражению или разрушающему воздействию стихийного бедствия.

Местные власти осуществляют очистку жилой местности от мусора, бытовых отходов, мелких разрушений.

Кроме того организация первоочередного жизнеобеспечения населения подразумевает транспортное и информационное обслуживание. К обеспечению транспортом относятся следующие мероприятия: доставка продуктов, медикаментов, людей к месту эвакуации, транспортировка раненных в другие районы. В чрезвычайной ситуации у населения возникает множества вопросов, и отсутствие ответов на них может породить агрессивные и панические настроения. Во избежание этого проводится своевременное и полное доведение необходимой информации до граждан, находящихся в зоне бедствия. В обязательном порядке доводится до сведения правила поведения во временных укрытиях и убежищах, как, где и когда будет организовываться доставка воды, пищи и продуктов первой необходимости. Сообщаются места расположения пунктов медицинской помощи, при объявлении эвакуации – места сбора и регистрации.

Информация может передаваться с помощью средств оповещения или передвижных громкоговорящих устройств. Следует внимательно относиться к полученным сведениям, не предпринимать самостоятельных действий без предварительного оповещения.

Что относится к структурам жизнеобеспечения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Термины и определения

Читайте также:  Расчет зарплаты при суммированном учете рабочего времени

Safety in emergencies.
Emergency people life support.
Terms and definitions

ОКС 13.200
ОКСТУ 0022

Дата введения 1997-07-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”.

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 13 июня 1996 г. N 370

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, – светлым.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1 0бщие понятия

2.1.1 жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях; ЖОН ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

2.1.2 первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях: Набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

2.1.3 первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации; первоочередное ЖОН в зоне ЧС: Своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2 Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации

2.2.1 вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации; вид ЖОН в зоне ЧС: Деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации.

Примечания:

1 К видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.

2 Приоритетность и состав необходимых видов жизнеобеспечения определяются характером чрезвычайной ситуации.

2.2.2 медицинское обеспечение в зоне чрезвычайной ситуации; медицинское обеспечение в зоне ЧС: Удовлетворение потребностей населения в первой медицинской помощи, сортировка пораженных и оказание им необходимой квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи в зоне чрезвычайной ситуации с последующей, при необходимости, эвакуацией в лечебные заведения для стационарного лечения, а также выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

2.2.3 обеспечение водой в зоне чрезвычайной ситуации; водообеспечение в зоне ЧС: Добыча, очистка, хранение, восполнение запасов, транспортирование и распределение воды для удовлетворения потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2.4 обеспечение продуктами питания в зоне чрезвычайной ситуации; обеспечение питанием в зоне ЧС: Производство, транспортирование, хранение и распределение продуктов питания для удовлетворения потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2.5 обеспечение жильем в зоне чрезвычайной ситуации; обеспечение жильем в зоне ЧС: Развертывание и сооружение временных жилищ, а также использование сохранившегося жилого фонда для размещения лишившегося крова населения в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2.6 обеспечение коммунально-бытовыми услугами в зоне чрезвычайной ситуации; обеспечение коммунально-бытовыми услугами в зоне ЧС: Удовлетворение минимальных потребностей населения в тепле, освещении, банно-прачечных услугах, удалении нечистот и бытовых отходов на жилой территории в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2.7 обеспечение предметами первой необходимости в зоне чрезвычайной ситуации; обеспечение предметами первой необходимости в зоне ЧС: Удовлетворение потребностей населения в одежде, обуви, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде, моющих средствах в зоне чрезвычайной ситуации.

2.3 Система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

2.3.1 система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; система ЖОН ЧС: Структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях, состоящее из органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

2.3.2 управление жизнеобеспечением населения в чрезвычайных ситуациях; управление ЖОН ЧС: Осуществление исполнительной властью и органами местного самоуправления всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заблаговременной подготовки системы и подсистем ЖОН ЧС к функционированию в чрезвычайных ситуациях, а также оперативное управление процессом ЖОН ЧС непосредственно после появления угрозы или факта возникновения источника чрезвычайной ситуации.

2.3.3 подготовка системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; подготовка системы ЖОН ЧС: Планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы ЖОН ЧС.

2.3.4 оперативное управление процессом жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; оперативное управление процессом ЖОН ЧС: Решение органами управления системы ЖОН ЧС практических задач по жизнеобеспечению населения, возникающих в период ликвидации чрезвычайной ситуации.

2.3.5 подсистема жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; подсистема ЖОН ЧС: Часть системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, реализующая один из его видов.

2.3.6 орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; орган управления системы ЖОН ЧС: Организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайной ситуации.

2.3.7 силы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; силы ЖОН ЧС: Подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации.

2.3.8 служба жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; служба ЖОН ЧС: Функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

2.3.9 средства жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; средства ЖОН ЧС: Коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

2.3.10 мобильный комплекс первоочередного жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций; мобильный комплекс ЖОН ЧС: Совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны чрезвычайной ситуации на различных видах транспорта, предназначенные для снабжения пострадавшего населения первоочередными жизненно важными материальными средствами и/или коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, а также медицинским обеспечением.

2.3.11 резерв материальных ресурсов для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; резерв ресурсов ЖОН ЧС: Запасы материальных средств, заблаговременно накапливаемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации.

2.3.12 устойчивость системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; устойчивость системы ЖОН ЧС: Способность системы ЖОН ЧС стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях.

2.3.13 показатель устойчивости системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; показатель устойчивости системы ЖОН ЧС: Отношение возможностей системы ЖОН ЧС по выполнению стоящих перед ней задач после воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации к ее возможностям до возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.3.14 подготовленность системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; подготовленность системы ЖОН ЧС: Состояние готовности системы ЖОН ЧС к действиям в условиях прогнозируемых или вероятных чрезвычайных ситуаций.

2.3.15 показатель подготовленности системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; показатель подготовленности системы ЖОН ЧС: Отношение прогнозных возможностей системы ЖОН ЧС к первоочередным потребностям населения после возникновения поражающих факторов и воздействий вероятных для данного региона источников чрезвычайной ситуации.

3 АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации

Системы жизнеобеспечения

Создание СЖО особенно актуально при экономическом освоении территорий с экстре­мальными природными условиями и привлечении туда на работу людей по контракту на опре­деленный срок, оговоренный контрактом. СЖО включает в свою сферу как самого работника, так и его семью, остающуюся на месте постоянного проживания или в базовом городе. СЖО должна охватывать не только период пребывания человека в экстремальных условиях, но и время до отъезда туда (период профессиональной подготовки, психологического и медицин­ского отбора, обеспечение семьи социально-бытовыми удобствами на время отсутствия главы семьи) и после окончания срока работы в экстремальных условиях (обеспечение работой по специальности, жильем повышенной комфортности и т.д.). Особенно остро стоят эти вопросы, если работник переезжает с семьей с постоянного места жительства в новый базовый город, откуда периодически отправляется «вахтовать». При этом возникает проблема опережающего по сравнению с освоенными районами социально-бытового обустройства трудящихся и их семей в базовом городе и последующего предоставления жилья на «материке».

Администраторы СЖО должны привлекать квалифицированных специалистов —физио­логов, врачей, психологов, социологов, экономистов, архитекторов, географов, экологов и др., хорошо знакомых с обстановкой в конкретном экстремальном районе, для окончательного решения вопроса о длительности пребывания там здорового человека, о характере снятия пси­хологических и физических нагрузок в трудовом коллективе, необходимом типе питания, оде­жды, жилища, защите от кровососущих членистоногих.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

  • Семья
  • Системы экспертные

Смотреть что такое “Системы жизнеобеспечения” в других словарях:

орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях — орган управления системы ЖОН ЧС Организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и… … Справочник технического переводчика

орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях — 2.3.6 орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; орган управления системы ЖОН ЧС: Организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Возможности системы жизнеобеспечения населения — объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в чрезвычайной ситуации населению системой жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в течение всего периода… … Словарь черезвычайных ситуаций

Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях — организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при … Словарь черезвычайных ситуаций

Читайте также:  Разведение гусей как бизнес: выгодно или нет

Подготовка системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях — планирование и проведение органами управления ГОЧС комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Показатель подготовленности системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации — отношение прогнозных возможностей системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях к первоочередным потребностям населения после возникновения поражающих факторов и воздействий вероятных для данного региона источников чрезвычайных… … Словарь черезвычайных ситуаций

Показатель устойчивости системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях — отношение возможностей системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях по выполнению стоящих перед ней задач после воздействия поражающих факторов источника чрезвычайных ситуаций к ее возможностям до возникновения чрезвычайных… … Словарь черезвычайных ситуаций

Устойчивость системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях — способность системы жизнеобеспечения стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Орган управления системы жизнеобеспечения населения в ЧС — Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях: организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной… … Официальная терминология

Первоочередное жизнеобеспечение населения

Правила поведения

Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Первоочередное жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющих уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Подготовка территорий субъектов Российской Федерации к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасностей для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

Как оказать первую помощь пострадавшему

Первоочередное жизнеобеспечение населения

Жизнеобеспечение населения представляет собой совокупность взаимно увязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых. Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств. К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся:

– обеспечение населения водой;

– предметами первой необходимости;

Оценка потребностей населения по всем видам обеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг проводится специалистами служб жизнеобеспечения. В эти службы входят представители организаций независимо от их организационно-правовых форм, которые осуществляют свою деятельность на соответствующей территории, а основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства. Торговли, общественного питания, энергетики, транспорта, медицинских учреждений. Суточные потребности населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах. Топливе рассчитываются по его общей численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации или военного времени. Потребности во временном жилье: землянках, палатках, сборных домиках оцениваются по численности населения, оставшегося без крова при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых население концентрируется. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания. Численность медицинского персонала: врачей, среднего медицинского персонала, санитаров определяется по нормам, установленным Министерством здравоохранения России для чрезвычайных ситуаций и условий военного времени. При организации жизнеобеспечения обязательно следует учитывать потребности личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные формирования и войска должны иметь автономное жизнеобеспечение на срок до 3 суток.

Структуры жизнеобеспечения

В каждом государстве есть структуры жизнеобеспечения, без которых невозможно полноценное существование общества. Устранение хотя бы одной из них может привести к демонстрациям, массовым протестам и общественным беспорядкам. Поэтому они функционируют даже в тех условиях, когда работа других компаний временно приостанавливается. Этим организациям отведена очень важная общественная роль.

Определение понятия структуры жизнеобеспечения

Структуры жизнеобеспечения – это совокупность объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения. Они играют важную роль в жизни государства.

Структуры жизнеобеспечения служат таким целям:

  • Профилактика распространения загрязнений на улице.
  • Обеспечение населения продуктами питания, лекарствами и квалифицированной медицинской помощью.
  • Устранение уже имеющихся загрязнений (например, вывоз мусора).
  • Обеспечение граждан водой, газом, электричеством.
  • Транспортное обслуживание населения.

Перечень организаций, являющихся структурами жизнеобеспечения

К данным структурам относятся:

  • Медицинские учреждения (поликлиники, больницы, фельдшерско-акушерские пункты), оказывающие срочную медицинскую помощь.
  • Продуктовые магазины.
  • Аптеки.
  • Все отделения банков.
  • Салоны сотовой связи.
  • Строительные организации, временная приостановка деятельности которых может создать угрозу безопасности населения.
  • Организации, обеспечивающие снабжение зданий водой, электричеством, отоплением.
  • Компании, занимающиеся сбором и переработкой отходов.
  • Правоохранительные органы.
  • Организации, обеспечивающие граждан временным жильем (аренда квартир и комнат, отели, хостелы, гостиницы и т.д.).
  • Компании, предоставляющие гражданам необходимую информацию (СМИ).
  • Структуры, предоставляющие логистические и складские услуги по хранению, упаковке и транспортировке необходимых продуктов.
  • Организации, производящие необходимые выплаты гражданам.
  • Магазины, в ассортименте которых есть непродовольственные товары первой необходимости (средства гигиены, оптика, бензин и т.д.).
  • Различные кредитные учреждения и внебюджетные фонды.
  • Компании, занимающиеся переоборудованием медицинских стационаров.
  • Организации, обеспечивающие обслуживание транспорта.
  • Организации, занимающиеся проведением дорожных работ.
  • Органы власти.
  • Компании, обслуживающие производства, которые продолжают работать при любых условиях.
  • Организации, специализирующиеся на очистке воды от загрязнений.

Однако стоит помнить, что не любой продуктовый магазин является частью системы жизнеобеспечения. Например, кондитерские магазины таковыми назвать нельзя, потому что их ассортимент не состоит из жизненно необходимых товаров. Продуктами питания первой необходимости принято считать:

  • Мясо (свинину, баранину, говядину).
  • Рыбу.
  • Курицу.
  • Сливочное и растительное масло.
  • Молоко.
  • Хлеб и хлебобулочные изделия.
  • Яйца.
  • Молоко.
  • Соль и сахар.
  • Крупы, такие как макароны, гречку и рис.
  • Черный чай.
  • Пшено.
  • Овощи (морковь, картофель, лук, капусту).
  • Яблоки.

Непродовольственными товарами первой необходимости являются:

  • Дезинфицирующие средства.
  • Средства для индивидуальной защиты (медицинские маски, резиновые перчатки).
  • Мыло.
  • Сухие и влажные салфетки.
  • Бензин и топливо для машины.
  • Детская соска.
  • Детский крем против опрелостей.
  • Спички.
  • Щетка, паста, порошок для чистки зубов.
  • Женские средства гигиены.
  • Детские бутылочки для кормления.
  • Шампуни.
  • Туалетная бумага.
  • Детские и взрослые подгузники.
  • Свечи.
  • Детские пеленки.
  • Товары для животных, включая корма и лекарственные препараты.
  • Средства для стирки белья (порошки, гели и т.д.).

Организации, которые производят и реализуют перечисленные выше товары, могут считаться структурами жизнеобеспечения. Они работают даже в условиях принудительной самоизоляции, карантина и чрезвычайного положения.

Также существуют системы, служащие для жизнеобеспечения зданий. К ним относятся:

  • Система вентиляции.
  • Система кондиционирования.
  • Система охраны.

Перечень задач, которые выполняют структуры жизнеобеспечения

Все необходимые для поддержания полноценного существования людей организации служат для следующих целей:

Предоставление срочной медицинской помощи. Это касается всех видов медицинских учреждений, которые могут оказывать неотложную помощь гражданам.

  • Поддержание в жилых помещениях и коммерческих зданиях оптимальных условий. Сюда входит обеспечение качественной водой без загрязнений, электричеством, отоплением.
  • Сохранение и обслуживание производств, выпускающих необходимую для жизни и нормального функционирования общества продукцию. Сюда входит выпуск продовольственных и непродовольственных товаров, а также продукции для организаций, продолжающих работу в любых условиях.
  • Борьба с сильным шумом.
  • Поддержание функционирования официальных СМИ.
  • Обеспечение функционирования транспортной системы, обслуживание транспортных средств и дорог, ремонт дорожных покрытий.
  • Проведение дезинфекции.
  • Обеспечение населения продуктами питания и непродовольственными товарами путем их реализации в торговых точках.
  • Основные положения о работе структур жизнеобеспечения

    Существует несколько видов жизнеобеспечения. К ним относят обеспечение:

    • Медицинскими препаратами и срочной квалифицированной медицинской помощью.
    • Продуктами питания первой необходимости, перечень которых присутствует выше.
    • Непродовольственными товарами первой необходимости.
    • Бытовыми и коммунальными услугами.
    • Достоверной информацией.
    • Водой.
    • Защитой прав и интересов граждан.

    Все данные структуры направлены на удовлетворение базовых потребностей человека.

    В систему жизнеобеспечения могут входить организации вне зависимости от их организационно-правовой формы.

    Важная роль в системе жизнеобеспечения города отводится и ЖКХ. Именно состояние жилищно-коммунальных хозяйств является одним из основных показателей уровня жизни на определенной территории. Хозяйства должны заниматься:

    • Водоснабжением.
    • Теплоснабжением.
    • Энергоснабжением.
    • Вывозом мусора и уборкой территорий.
    • Обслуживанием канализации и водопровода.
    • Ремонтом и обслуживанием помещений.
    • Хозяйственным учетом городских земельных участков.
    • Распределением муниципальных заказов.
    • Обеспечением материально-технического снабжения.

    Помимо систем ЖКХ, важной составляющей является совокупность учреждений здравоохранения. Особенность их функционирования заключается в том, что при введении режима самоизоляции по причине распространения опасной инфекции граждане могут получить только жизненно необходимую медицинскую помощь. Стоматологические клиники принимают пациентов исключительно с острой болью, некоторые плановые операции в стационарах приходится переносить. Это же касается и городских поликлиник. На данный момент не все медицинские учреждения функционируют в привычном режиме. Некоторые из них, которые не оказывают неотложную медицинскую помощь, временно закрываются.

    Продуктовые магазины могут работать в период пандемии только в том случае, если в их ассортименте есть жизненно необходимые продукты. Выше было упомянуто, что не все продовольственные торговые точки входят в перечень структур жизнеобеспечения.

    Существует такое понятие как подготовка систем жизнеобеспечения при введении режима ЧС. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых органами управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

    Также для чрезвычайных ситуаций может быть разработан комплекс первоочередного жизнеобеспечения населения. Он представляет собой совокупность запасов и средств для технического обеспечения, предназначенных для предоставления населению жизненно важных продовольственных и непродовольственных продуктов, а также необходимых медицинских и бытовых услуг.

    Читайте также:  Можно ли снять тонировку при остановке сотрудниками ДПС

    При обеспечении населения продуктами питания необходимо:

    • Узнать о запасах продуктов, которые находятся на складе государственного резерва.
    • Проконтролировать качество продуктов, а также оценить возможность их загрязненности токсичными и вредными для организма веществами. Если эта возможность есть, нужно сделать все, чтобы полностью исключить ее.
    • Определить количество необходимых в конкретной ситуации продуктов питания.
    • Оценить возможности перевозки продуктов питания в пункт, где введен режим ЧС.
    • Проконтролировать сохранность продуктов во время транспортировки.
    • Включить участников работ в потенциальных потребителей необходимых продуктов.
    • Определить возможные места выдачи продукции населению.

    При обеспечении населения в режиме ЧС непродовольственными продуктами структуры жизнеобеспечения должны:

    • Определить тип и количество необходимых продуктов.
    • Оценить маршрут и возможности транспортировки.
    • Подготовить запросы о гуманитарной помощи населению.
    • Оценить качество непродовольственных продуктов, предназначенных для перевозки.
    • Определить возможные места выдачи продукции населению.

    Работа структур жизнеобеспечения в период пандемии

    Государство определило список структур жизнеобеспечения, которые должны работать в условиях распространения коронавирусной инфекции:

    Компании, специализирующиеся на атомной промышленности.

  • Компании, использующие для работы гидротехнические сооружения.
  • Организации, специализирующиеся на водоснабжении населения.
  • Сельскохозяйственная отрасль.
  • Магазины, реализующие товары первой необходимости.
  • Медицинские учреждения, оказывающие неотложную помощь.
  • Организации социальной защиты населения.
  • Отели, хостелы, гостиницы, предоставляющие людям временное проживание.
  • Компании, занимающиеся сбором и переработкой мусорных отходов.
  • Нефтеперерабатывающая промышленность.
  • Транспортное обслуживание населения.
  • Различные социальные фонды (ПФР, Фонд социального страхования и т.д.).
  • Банки.
  • Все остальные компании вынуждены прекратить свою работу либо функционировать в удаленном режиме.

    Таким образом, в категорию структур жизнеобеспечения входят важные организации, которые обеспечивают необходимый уровень жизни граждан. Часть этих компаний должна поддерживаться государством, а часть из них принадлежит частным владельцам. Все они необходимы для того, чтобы предоставлять людям необходимые товары и услуги, обеспечивать нужды производства, а также защищать права и интересы граждан вне зависимости от ситуации в стране. Также структуры жизнеобеспечения в России необходимы для обслуживания зданий и участков. Перечень структур жизнеобеспечения государства действительно обширен.

    Управление жизнеобеспечением города и ЖКХ.

    Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) становится сегодня мощным фактором, определяющим современное состояние муниципальной экономики. На жилищно-коммунальную сферу приходится значительная доля дотаций, что существенным образом отражается на размерах расходных средств государственных структур и муниципалитетов. ЖКХ включает в себя деятельность ряда независимых друг от друга, экономически самостоятельных сфер, представляющих в совокупности комплекс услуг, обеспечивающих жизнедеятельность городского населения. К этим сферам следует отнести жилищную сферу, водопроводно-канализационного, банно-прачечную, гостиничную, дорожно-мостовую, санитарно-защитную, коммунально-энергетическую, а также сферу благоустройства и озеленения.

    Проблемы жилищно-коммунального хозяйства особенно актуальными являются для урбанизированных территорий-территорий городов и посёлков городского типа, где имеет место разветвлённая сеть инженерной инфраструктуры. На жилищно-коммунальное хозяйство в городской среде возложено несколько функций:

    -контроль выполнения республиканского законодательства по содержанию и эксплуатации объектов ЖКХ;

    -эксплуатация, строительство и ремонт водоснабжения, канализации, дорог и мостов;

    -эксплуатация городских земель в соответствии с генеральным планом и проектом земельно-хозяйственного устройства города;

    -отвод и правовое оформление предоставления земельных участков для хозяйственных целей в городах;

    -экспертиза проектов совершенствования и развития жилищно-коммунальной сферы;

    -обеспечение материально-технического снабжения, распределение муниципальных заказов.

    В систему жизнеобеспечения города входят следующие структурные элементы: энерго-, газо- и теплоснабжение; водоснабжение; канализация; уборка мусора; обслуживание и ремонт жилых помещений; теле-, радио и телефонная связь; лифтовая служба. Целью системы жизнеобеспечения города является бесперебойная работа всей инжен6ерной инфраструктуры урбанизированной территории на основе строгого учёта энергозатрат и стоимости эксплуатационных работ, Главной проблемой в муниципальном управлении этой сферой является необходимость сочетания экономического механизма поддержания городской системы жизнеобеспечения и исполнения городом социальных стандартов, учёт которых позволяет урбанизированной территории обеспечивать свою целостность и безопасность.

    Существуют некоторые особенности жилищно-коммунальной сферы как территориально-хозяйственной единицы.

    1. Производимая продукция ЖКХ зачастую не имеет вещественной формы и носит характер услуг.

    2. Производство и потребление либо полностью совпадают по времени, либо имеют незначительный разрыв. Данное обстоятельство предполагает оперативный характер работы в этой сфере.

    3. Отрасли ЖКХ не могут заменять друг друга, что усиливает требования к отлаженной работе всей сферы.

    4. Услуги предприятий ЖКХ потребляются по месту жительства, а это не может не вызвать заметного противоречия между территориальными и отраслевыми принципами деятельности этих предприятий. Выступая подрядчиком оказания коммунальных услуг, предприятие ЖКХ как представитель соответствующей отрасли
    заинтересовано в эффективных результатах своей деятельности, тогда как потребитель этих услуг (проживающее

    на данной территории население) – только в качестве конечного результата.

    5. Существенное влияние масштаба хозяйства на его производственную структуру и организацию управления. Чем больше размер городского поселения, тем сложнее и разветвление становится структура жилищно-коммунального комплекса.

    6. Ведомственная разобщённость предприятий.

    7. Характерные для сферы производства экономические критерии эффективности, такие, как рентабельность, выработка, фондоотдача, зачастую оказываются непригодными для объектов ЖКХ. Этот факт делает актуальной проблему разработки критериев эффективности предприятий жилищно-коммунальной сферы.

    Основными характеристиками сложившейся системы управления ЖКХ являются:

    – создание служб единого заказчика в различных районах города, берущих на себя функции совокупного потребителя услуг жилищно-коммунального сектора;

    – формирование отраслевых подразделений ЖКХ, ориентированных на работу со специализированными предприятиями, занимающими монопольное положение на рынке предоставляемых услуг. К этим предприятиям относятся предприятия горэнерго, горэлектро, тепловые сети, водоканал, горгаз и т.д.;

    -учреждение при соответствующем департаменте управления по работе с органами территориального самоуправления (ТОСами);

    -создание в муниципальной сфере группы частных предприятий, готовых выполнять работы по профилю ЖКХ, но организационно ничем не связанных с действующим здесь муниципальными предприятиями ;

    -разработка муниципальной политики в сфере оказания целевой поддержки населения путём организации в округах центров жилищных субсидий.

    Управление безопасностью.

    Проблемы безопасности становятся в настоящее время предметом пристального внимания со стороны органов территориальной власти. Безопасность- это совокупность условий, обеспечивающих защиту населения от проявлений насилия, агрессии и экономического диктата со стороны отдельных личностей и групп, предупреждение и ликвидацию техногенных и природных катастроф, а также поддержание стабильности в обществе. Критерием разграничения компетенции в управлении безопасностью на территориальном уровне является область распространения государственного интереса, охватывающего вопросы территориальной целостности государства, нерушимости его границ, регулирования миграционных и финансовых потоков и пр. Реализацию государственного интереса в управлении безопасностью на территориальном уровне осуществляют уполномоченные органы субъекта РК, тогда как вопросы местного значения находятся в сфере компетенции органов местного самоуправления.

    Состояние преступности и общественной безопасности является важным индикатором оценки качества государственного и муниципального управления. Основным институтом, призванным обеспечить реализацию функцию общественной безопасности на местном уровне, является управление внутренних дел, состоящее из подразделений милиции общественной безопасности, отделов внутренних дел, отделов государственной противопожарной службы, государственной автоинспекции (ГИБДД), отделов вневедомственной охраны. Необходимую помощь в следственной и оперативной работе могут оказать другие субъекты правоохранительной деятельности: региональные отделы ФСБ, РОБОП (районный отдел борьбы с организованной преступностью), ОБЭП (отдел борьбы с экономическими преступлениями) , управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и др. На территориях муниципальных образований располагаются также региональные отделения Министерства по чрезвычайным ситуациям, судебные и таможенные органы, военкоматы и т.д.

    В основе управления безопасностью на муниципальном уровне чётко выделяются три сферы: организация охраны общественного порядка, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечение первичных мер пожарной безопасности. К другим функциям управления безопасностью на муниципальном уровне следует назвать: контроль распространения эпидемий, наркотических средств, боевого оружия, управление качеством продовольственных товаров, информационная и радиационная безопасность. Управление безопасностью непосредственно ориентировано на защиту личности, проживающей на конкретной территории, создание для неё условий, противодействующих угрозе её здоровью и утрате имущества.

    Ключевым индикатором качества управления безопасностью на территории является число чрезвычайных ситуаций и преступлений. Целевое снижение этого показателя возможно при проведении серьёзных превентивных мер, направленных на создание саморегулируемой системы общественной безопасности. К другим критериям качества управления безопасностью следует отнести:

    – гибкость- способность организациооной и материальной инфраструктуры оперативно и адекватно реагировать на неожиданные, неблагоприятные изменения среды;

    – социальную ёмкость- способность ответственных за состояние безопасности административных структур вовлекать в свою орбиту максимально возможную долю населения;

    – надёжность- свидетельство субъективной удовлетворённости населения в состоянии системы территориальной безопасности;

    – измеримость- способность инженерной и технической инфраструктуры контролировать ход потенциально опасных процессов. Способность реализуется в налаживании системы мониторинга, отслеживающего динамику нормативных параметров протекающих в обществе и природной среде процессов.

    К основным направлениям управления безопасностью на муниципальном уровне следует также отнести: -разработку мер антикризисного характера, призванных обеспечить гибкое и адекватное применение средств нейтрализации неблагоприятных ситуаций;

    -проектирование застройки территории, обеспечивающей наилучшие условия для организации мер ликвидации последствий в случае наступления внештатных ситуаций;

    -создание эффективно действующей информационной и коммуникационной системы, способствующей повышению информированности населения и правоохранительных органов об источниках социальной нестабильности и угроз;

    -разработку мер административного контроля благоприятных условий комфортного проживания граждан, ограничения форм несанкционированного поведения юридических и физических лиц;

    -охрану объектов, имеющих жизненно важное значение для населения, а также обладающих высокой степенью аварийности;

    Инструментами управления безопасностью являются:

    -лицензирование деятельности предприятий всех форм собственности, результаты деятельности которых могут вызывать опасность для местного населения;

    -организация мониторинга по отслеживанию процессов и регистрации нарушений, вызывающих неблагоприятные для местного населения последствия;

    -организация прогнозов потенциальных аварий и катастроф;

    -анализ криминогенной ситуации на территории, устанавливающий определение и распределение факторов криминогенного влияния;

    -разработка комплексной системы измерения и оценки технологического риска.

    Основу управления безопасностью составляют четыре уровня: контрольно-правовой, силовой, административный и общественный. Контрольно-правовой обеспечивает разработку норм безопасности и контроль их исполнения. Соответствующая этому уровню функция представлена как организациями широкого профиля (судом, прокуратурой, муниципальным советом и пр.), так и специализированными учреждениями (санэпиднадзором, пожарным управлением и пр.). Силовой блок составляют территориальные подразделения УВД и ФСБ, призванные осуществлять целенаправленное воздействие на злостных нарушителей норм общественной безопасности, предотвращать противоправные действия преступных сообществ, выявлять источники потенциальной опасности. Административный уровень сосредоточен в территориальных органах государственной и муниципальной власти и нацелен на поддержку оптимального режима функционирования системы безопасности на основе законности и базовых ценностей общества. Роль общественного уровня заключена в необходимости самоорганизации населения с целью обеспечения собственной безопасности за счёт мобилизации гражданских инициатив и активных действий локальных сообществ.

    Ссылка на основную публикацию