18210101012021000110 КБК – расшифровка 2021 года

Изменения в КБК на 2020 – 2021 годы – таблица с расшифровкой

Как изменились КБК в 2020-2021 годах и были ли изменения в КБК по налогам

Если вы хотите отправить кому-то письмо «Почтой России», то должны указать адрес места назначения и получателя. Код бюджетной классификации играет роль адреса для платежа в бюджет или декларации. Плательщик указывает КБК в 2020-2021 году в платежном поручении, а казначейство направляет деньги в бюджет соответствующего уровня на определенную статью и подстатью дохода. То же и с отчетностью: КБК 2020-2021 содержит информацию как о самом налоге, так и о налогоплательщике.

ВАЖНО! КБК в 2020-2021 годах пользуются не только юрлица и бизнесмены. Обычные граждане тоже их используют, оплачивая, например, имущественные налоги по уведомлениям, полученным из налоговой инспекции.

Перечень КБК регулярно меняется. Утверждает его Минфин России. Так, в 2021 году применяется порядок формирования кодов, их структура и принципы назначения, утвержденные приказом ведомства от 08.06.2020 № 99н. Перечень КБК на 2020 год определяется приказом Минфина от 29.11.2019 № 207н (изначально для этого принимался приказ от 06.06.2019 № 86н, но приказ 207н его заменил). В 2019 году действовали порядок и перечень из приказа Минфина от 08.06.2018 № 132н.

Несмотря на замену регулирующих НПА, КБК на 2021 год по налогам и взносам по сравнению с 2020 годом не изменились. Но их перечень был расширен — введены новые КБК для штрафов по первой части Налогового кодекса. Кроме этого, обновлены КБК для административных штрафов, налагаемых в соответствии с главой 15 КоАП РФ.

Предыдущее (существенное) изменение КБК произошло в 2017 году и было связано с передачей страховых взносов (кроме взносов на травматизм) под контроль налоговой службы. То есть получателем этих средств стал бюджет, а не внебюджетный фонд. Соответственно, потребовались изменения в основных КБК по таким платежам. Впоследствии Минфин несколько раз корректировал КБК по взносам на ОПС, начисляемым по дополнительным тарифам.

С 2019 года был введен КБК для НПД самозанятых граждан — 182 1 05 06000 01 0000 110.

Других значимых изменений, которые имели бы значение в 2020-2021 годах, в перечне КБК не было.

КБК в 2020-2021 годах: таблица по страховым взносам

Наша таблица КБК в 2020-2021 отражает сведения в отношении кодов по страховым взносам, которые наиболее востребованы у плательщиков.

КБК по страховым взносам за работников

Взносы, начисленные за периоды до 2017 года, уплаченные после 01.01.2017

Взносы за 2017-2021 годы

Взносы на обязательное пенсионное страхование

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 1010 160

182 1 02 02010 06 2100 160

182 1 02 02010 06 2110 160

182 1 02 02010 06 3000 160

182 1 02 02010 06 3010 160

Взносы на обязательное социальное страхование

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 1010 160

182 1 02 02090 07 2100 160

182 1 02 02090 07 2110 160

182 1 02 02090 07 3000 160

182 1 02 02090 07 3010 160

Взносы на обязательное медицинское страхование

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

182 1 02 02101 08 2011 160

182 1 02 02101 08 2013 160

182 1 02 02101 08 3011 160

182 1 02 02101 08 3013 160

Взносы «на травматизм»

393 1 02 02050 07 1000 160

393 1 02 02050 07 2100 160

393 1 02 02050 07 3000 160

КБК по страховым взносам ИП

Взносы, начисленные за периоды до 2017 года, уплаченные после 01.01.2017

Взносы за 2017-2021 годы

Фиксированные взносы в ПФР, включая взносы

182 1 02 02140 06 1100 160

182 1 02 02140 06 1110 160*

*Единый КБК для фиксированной части и взносов с доходов свыше 300 000 руб. действует с 23.04.2018

Взносы в ПФР 1% с доходов свыше 300 000 руб.

182 1 02 02140 06 1200 160

182 1 02 02140 06 2100 160

182 1 02 02140 06 2110 160

182 1 02 02140 06 3000 160

182 1 02 02140 06 3010 160

Взносы на обязательное медицинское страхование

182 1 02 02103 08 1011 160

182 1 02 02103 08 1013 160

182 1 02 02103 08 2011 160

182 1 02 02103 08 2013 160

182 1 02 02103 08 3011 160

182 1 02 02103 08 3013 160

Скачать таблицу КБК для пеней и штрафов по взносам на ОПС по дополнительным тарифам можно здесь.

Коды бюджетной классификации по налогам на 2020-2021 годы

КБК по налогам, указанным в таблицах ниже, в последние годы не изменялись (одинаковые для 2020 и 2021 годов). Чтобы вы легко и быстро нашли нужный вам КБК (из наиболее востребованных), мы разделили их на группы:

Таблица КБК по НДФЛ на 2020-2021 годы

НДФЛ с доходов сотрудников

182 1 01 02010 01 1000 110

Пени по НДФЛ с доходов сотрудников

182 1 01 02010 01 2100 110

Штраф по НДФЛ с доходов сотрудников

182 1 01 02010 01 3000 110

НДФЛ с доходов ИП на ОСНО

182 1 01 02020 01 1000 110

Пени по НДФЛ с доходов ИП на ОСНО

182 1 01 02020 01 2100 110

Штраф по НДФЛ с доходов ИП на ОСНО

182 1 01 02020 01 3000 110

Таблица КБК по налогу на прибыль

В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков)

182 1 01 01011 01 1000 110

182 1 01 01011 01 2100 110

182 1 01 01011 01 3000 110

В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков)

182 1 01 01012 02 1000 110

182 1 01 01012 02 2100 110

182 1 01 01012 02 3000 110

В федеральный бюджет (для консолидированных групп налогоплательщиков)

182 1 01 01013 01 1000 110

182 1 01 01013 01 2100 110

182 1 01 01013 01 3000 110

В бюджеты субъектов РФ (для консолидированных групп налогоплательщиков)

182 1 01 01014 02 1000 110

182 1 01 01014 02 2100 110

182 1 01 01014 02 3000 11

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до 21.10.2011 (до вступления в силу закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ)

182 1 01 01020 01 1000 110

182 1 01 01020 01 2100 110

182 1 01 01020 01 3000 110

С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство

182 1 01 01030 01 1000 110

182 1 01 01030 01 2100 110

182 1 01 01030 01 3000 110

С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций

182 1 01 01040 01 1000 110

182 1 01 01040 01 2100 110

182 1 01 01040 01 3000 110

С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций

182 1 01 01050 01 1000 110

182 1 01 01050 01 2100 110

182 1 01 01050 01 3000 110

С дивидендов от иностранных организаций

182 1 01 01060 01 1000 110

182 1 01 01060 01 2100 110

182 1 01 01060 01 3000 110

С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

182 1 01 01070 01 1000 110

182 1 01 01070 01 2100 110

182 1 01 01070 01 3000 110

С прибыли контролируемых иностранных компаний

с прибыли контролируемых иностранных компаний

с прибыли контролируемых иностранных компаний

с прибыли контролируемых иностранных компаний

КБК по НДС

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России

182 1 03 01000 01 1000 110

182 1 03 01000 01 2100 110

182 1 03 01000 01 3000 110

НДС на товары, ввозимые на территорию России (из Республик Беларусь и Казахстан)

182 1 04 01000 01 1000 110

182 1 04 01000 01 2100 110

182 1 04 01000 01 3000 110

НДС на товары, ввозимые на территорию России (администратор платежей – ФТС России)

153 1 04 01000 01 1000 110

153 1 04 01000 01 2100 110

153 1 04 01000 01 3000 110

Что делать, если в КБК при оплате налога или взноса допустили ошибку? Ответ на этот вопрос узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив пробный бесплатный доступ к системе.

КБК 2020-2021 для спецрежимов (упрощенки, вмененки, патента, сельхозналога), торгового сбора и налога на игорный бизнес будут такими:

Наименование КБК 2020-2021

КБК для перечисления налога или взноса

Единый налог при УСН «доходы»

182 1 05 01011 01 1000 110

182 1 05 01011 01 2100 110

182 1 05 01011 01 3000 110

Единый налог при УСН «доходы минус расходы» (в т. ч. минимальный налог)

182 1 05 01021 01 1000 110

182 1 05 01021 01 2100 110

182 1 05 01021 01 3000 110

182 1 05 02010 02 1000 110

182 1 05 02010 02 2100 110

182 1 05 02010 02 3000 110

182 1 05 03010 01 1000 110

182 1 05 03010 01 2100 110

182 1 05 03010 01 3000 110

182 1 05 05010 02 1000 110

182 1 05 05010 02 2100 110

182 1 05 05010 02 3000 110

Патент (бюджет городского округа)

182 1 05 04010 02 1000 110

182 1 05 04010 02 2100 110

182 1 05 04010 02 3000 110

Патент (бюджет муниципального района)

182 1 05 04020 02 1000 110

182 1 05 04020 02 2100 110

182 1 05 04020 02 3000 110

Патент (для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя)

182 1 05 04030 02 1000 110

182 1 05 04030 02 2100 110

182 1 05 04030 02 3000 110

Налог на игорный бизнес

182 1 06 05000 02 1000 110

182 1 06 05000 02 2100 110

182 1 06 05000 02 3000 110

КБК для имущественных налогов (транспортного, земельного, налога на имущество)

КБК для перечисления налога или взноса

Транспортный налог для юрлиц

182 1 06 04011 02 1000 110

182 1 06 04011 02 2100 110

182 1 06 04011 02 3000 110

Транспортный налог для физлиц

182 1 06 04012 02 1000 110

182 1 06 04012 02 2100 110

182 1 06 04012 02 3000 110

Земельный налог для юрлиц (для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя)

182 1 06 06 031 03 1000 110

182 1 06 06 031 03 2100 110

182 1 06 06 031 03 3000 110

Налог с земли в границах городских округов для юрлиц

182 1 06 06032 04 1000 110

182 1 06 06032 04 2100 110

182 1 06 06032 04 3000 110

Налог с земли в границах межселенных территорий для юрлиц

182 1 06 06033 05 1000 110

182 1 06 06033 05 2100 110

182 1 06 06033 05 3000 110

Налог с земли в границах сельских поселений для юрлиц

182 1 06 06033 10 1000 110

182 1 06 06033 10 2100 110

182 1 06 06033 10 3000 110

Налог с земли в границах городских поселений для юрлиц

182 1 06 06033 13 1000 110

182 1 06 06033 13 2100 110

182 1 06 06033 13 3000 110

Земельный налог за участки в границах городских округов с внутригородским делением для юрлиц

182 1 06 06032 11 1000 110

182 1 06 06032 11 2100 110

182 1 06 06032 11 3000 110

Земельный налог за участки в границах внутригородских районов для юрлиц

182 1 06 06032 12 1000 110

182 1 06 06032 12 2100 110

182 1 06 06032 12 3000 110

Налог на имущество физлиц (для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя)

182 1 06 01010 03 1000 110

182 1 06 01010 03 2100 110

182 1 06 01010 03 3000 110

Налог на имущество физлиц, расположенное в границах городских округов

182 1 06 01020 04 1000 110

182 1 06 01020 04 2100 110

182 1 06 01020 04 3000 110

Налог на имущество физлиц, расположенное в границах межселенных территорий

182 1 06 01030 05 1000 110

182 1 06 01030 05 2100 110

182 1 06 01030 05 3000 110

Налог на имущество физлиц, расположенное в границах сельских поселений

182 1 06 01030 10 1000 110

182 1 06 01030 10 2100 110

182 1 06 01030 10 3000 110

Налог на имущество физлиц, расположенное в границах городских поселений

182 1 06 01030 13 1000 110

182 1 06 01030 13 2100 110

182 1 06 01030 13 3000 110

Налог на имущество организаций (не входящее в единую систему газоснабжения)

182 1 06 02010 02 1000 110

182 1 06 02010 02 2100 110

182 1 06 02010 02 3000 110

Налог на имущество организаций, входящее в единую систему газоснабжения

182 1 06 02020 02 1000 110

182 1 06 02020 02 2100 110

182 1 06 02020 02 2100 110

В КБК для акцизных сборов ряд изменений есть, но основные коды остались такими же:

КБК для перечисления налога или взноса

Акцизы на этиловый спирт российского производства из пищевого сырья (кроме перечисленных в следующих пунктах)

182 1 03 02011 01 1000 110

182 1 03 02011 01 2100 110

182 1 03 02011 01 3000 110

Акцизы на этиловый спирт российского производства из пищевого сырья (дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового)

182 1 03 02013 01 1000 110

182 1 03 02013 01 2100 110

182 1 03 02013 01 2100 110

Акцизы на этиловый спирт российского производства из непищевого сырья

182 1 03 02012 01 1000 110

182 1 03 02012 01 2100 110

182 1 03 02012 01 3000 110

Акцизы на спиртосодержащую продукцию российского производства

182 1 03 02020 01 1000 110

182 1 03 02020 01 2100 110

182 1 03 02020 01 3000 110

Акцизы на российское пиво

182 1 03 02100 01 1000 110

182 1 03 02100 01 2100 110

182 1 03 02100 01 3000 110

Акцизы на российскую алкогольную продукцию с долей этилового спирта больше 9% (за исключением пива и разнообразных вин)

182 1 03 02110 01 1000 110

182 1 03 02110 01 2100 110

Читайте также:  Реализация норм права

182 1 03 02110 01 3000 110

Акцизы на российскую алкогольную продукцию с долей этилового спирта до 9% (за исключением пива и разнообразных вин)

182 1 03 02130 01 1000 110

182 1 03 02130 01 2100 110

182 1 03 02130 01 3000 110

Акцизы на российские вина

182 1 03 02090 01 1000 110

182 1 03 02090 01 2100 110

182 1 03 02090 01 3000 110

Акцизы на российский автомобильный бензин

182 1 03 02041 01 1000 110

182 1 03 02041 01 2100 110

182 1 03 02041 01 3000 110

Акцизы на российское дизельное топливо

182 1 03 02070 01 1000 110

182 1 03 02070 01 2100 110

182 1 03 02070 01 3000 110

Итоги

В 2021 году применяются те же КБК, которые мы использовали в 2020 году. Применение актуальных КБК позволит вам своевременно перечислять налоги и сборы в бюджет.

КБК по налогу на имущество

Налог на имущество организаций

Налог по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения

КБКНаименование платежа
182 1 06 02010 02 1000 110сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 06 02010 02 2100 110пени по платежу
182 1 06 02010 02 2200 110проценты по платежу
182 1 06 02010 02 3000 110суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Налог по имуществу, входящему в единую систему газоснабжения

КБКНаименование платежа
182 1 06 02020 02 1000 110сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 06 02020 02 2100 110пени по платежу
182 1 06 02020 02 2200 110проценты по платежу
182 1 06 02020 02 3000 110суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Сдавайте отчетность организации через систему Контур.Экстерн.
3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями!

Попробовать

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество по объектам, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

КБКНаименование платежа
182 1 06 01010 03 1000 110сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 06 01010 03 2100 110пени по платежу
182 1 06 01010 03 2200 110проценты по платежу
182 1 06 01010 03 3000 110суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Налог по объектам, расположенным в границах городских округов

КБКНаименование платежа
182 1 06 01020 04 1000 110сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 06 01020 04 2100 110пени по платежу
182 1 06 01020 04 2200 110проценты по платежу
182 1 06 01020 04 3000 110суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Налог по объектам, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением

КБКНаименование платежа
182 1 06 01020 11 1000 110сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 06 01020 11 2100 110пени по платежу
182 1 06 01020 11 2200 110проценты по платежу
182 1 06 01020 11 3000 110суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Налог по объектам, расположенным в границах внутригородских районов

КБКНаименование платежа
182 1 06 01020 12 1000 110сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 06 01020 12 2100 110пени по платежу
182 1 06 01020 12 2200 110проценты по платежу
182 1 06 01020 12 3000 110суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Налог по объектам, расположенным в границах муниципальных округов

КБКНаименование платежа
182 1 06 01020 14 1000 110сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 06 01020 14 2100 110пени по платежу
182 1 06 01020 14 2200 110проценты по платежу
182 1 06 01020 14 3000 110суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Налог по объектам, расположенным в границах межселенных территорий

КБКНаименование платежа
182 1 06 01030 05 1000 110сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 06 01030 05 2100 110пени по платежу
182 1 06 01030 05 2200 110проценты по платежу
182 1 06 01030 05 3000 110суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Налог по объектам, расположенным в границах сельских поселений

КБКНаименование платежа
182 1 06 01030 10 1000 110сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 06 01030 10 2100 110пени по платежу
182 1 06 01030 10 2200 110проценты по платежу)
182 1 06 01030 10 3000 110суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Налог по объектам, расположенным в границах городских поселений

КБК в платежном поручении в 2021 году

КБК в платежном поручении — важнейший реквизит. В нашей статье мы расскажем, какими актуальными правовыми актами регулируется использование КБК в России и других странах, а также о некоторых особенностях практики его применения в РФ.

Что такое КБК?

КБК, или код бюджетной классификации, — это основной цифровой идентификатор источника доходов или расходов государственного бюджета РФ и ряда других стран.

Таким образом, есть два основных типа КБК:

  • классифицирующие доходы государственного бюджета;
  • классифицирующие расходы бюджета.

Но в практике деятельности российских бухгалтеров термин «код бюджетной классификации» чаще всего употребляется в контексте первой категории, то есть доходов бюджета. Это вполне логично: бухгалтеры принимают непосредственное участие в пополнении государственной казны, направляя туда налоги и сборы.

Впервые понятие КБК применительно к доходам бюджета было закреплено на законодательном уровне в положениях Бюджетного кодекса РФ (в его редакции от 23.12.2004). Тогда в БК РФ появился такой термин, как «код администратора поступлений». Впоследствии в процессе законотворчества он трансформировался в код классификации доходов, а затем в код бюджетной классификации.

По задумке российского законодателя каждое поступление денежных средств в казну должно сопровождаться информационным сообщением, в соответствии с которым ведомства, получившие денежные средства, обязаны их распределять. Таким информационным сообщением призван быть как раз таки КБК. Законодатель предписывает налогоплательщикам в обязательном порядке указывать код бюджетной классификации в платежных поручениях на перечисление налогов и сборов.

КБК российского образца — 20-значный. Чуть позже мы подробно рассмотрим его структуру.

Какие законы РФ регулируют использование КБК на 2020-2021 годы в платежном поручении?

Указание КБК в платежках — обязательное условие корректного заполнения соответствующих поручений исходя из норм, содержащихся в приложениях № 2 и№ 3 к приказу Минфина России «Об утверждении кодов . » от 08.06.2020 № 99н. Согласно данному приказу КБК, установленный для того или иного дохода бюджета, должен указываться в поле 104 платежных поручений, формируемых налогоплательщиками.

Перечень КБК, которые коррелируют с тем или иным налогом или сбором, зафиксирован в приказе Минфина России «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» от 06.06.2019 № 85н.

Утвержденный КБК может не меняться в течение довольно длительного периода, но и противоположные примеры наблюдаются регулярно. Практически каждый год законодатель вносит в КБК корректировки, а также выпускает необходимые разъяснения по новым КБК.

Все указанные НПА, а также те, которые их дополняют, так или иначе издаются с целью реализации положений Бюджетного кодекса РФ.

В каком же именно виде должны фиксироваться КБК, в том числе КБК в 2020-2021 годах?

Структура КБК

Исходя из текущих требований законодательства РФ, соответствующие коды должны быть в платежных поручениях 20-значными. КБК 2020-2021 годов представлены 8 блоками цифр.

В 1-м блоке — 3 цифры. Они обозначают администратора дохода бюджета РФ. Например, ФНС обозначается цифрами 182, ФСС — 393, ФТС — 153.

Во 2-м блоке — 1 цифра. Она обозначает группу поступлений.

В 3-м блоке — 2 цифры. С их помощью фиксируется конкретная разновидность поступлений в бюджет. Таковыми могут быть, в частности:

  • налоги;
  • государственные пошлины;
  • платежи в счет долгов по отмененным налогам и сборам;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • штрафы, санкции, компенсация ущерба;
  • выручка от предоставления платных услуг.

В 4-м и 5-м блоках (иногда они рассматриваются как один) — по 2 и 3 цифры соответственно. Они означают статьи, а также подстатьи доходов.

В 6-м блоке — 2 цифры. С их помощью обозначается уровень бюджета, в который перечисляется налог.

В 7-м блоке — 4 цифры. Они определяют текущий статус платежного обязательства (налог, пеня, взыскание и т.д.).

В 8-м блоке — 3 цифры. В них определяется, к какой экономической категории относится то или иное поступление в бюджет. Так, если речь идет о налогах, то основными экономическими категориями будут:

  • налоговые доходы — с кодом 110;
  • доходы от сделок с имуществом — с кодом 120;
  • доходы от предоставления платных сервисов — с кодом 130;
  • денежные поступления в виде принудительного изъятия — с кодом 140;
  • взносы на социальные нужды — 160.

Блоки 2–6 КБК также могут рассматриваться в рамках единой категории «вид доходов».

  • КБК по УСН «доходы» в 2020-2021 годах: 182 1 05 01011 01 1000 110.
  • КБК по УСН «доходы минус расходы» в 2020-2021 годах: 182 1 05 01021 01 1000 110.
  • КБК по НДФЛ в 2020-2021 годах для налогового агента: 182 1 01 02010 01 1000 110.

КБК 2020-2021 годов: что нового?

Какие принципиальные законодательные нововведения в части регулирования КБК в 2021 году вступили в силу?

Как мы уже говорили выше, сменился регулирующий коды НПА. Несмотря на эту замену, КБК на 2021 год по налогам и взносам по сравнению с 2020 годом не изменились. Но их перечень был расширен — введены новые КБК для штрафов по первой части Налогового кодекса, в том числе:

  • за непредставление налоговой отчетности (КБК 182 1 16 05160 01 0002 140);
  • нарушение способа представления деклараций и расчетов (КБК 182 1 16 05160 01 0003 140);
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (КБК 182 1 16 05160 01 0005 140);
  • непредставление налоговому органу сведений для налогового контроля (КБК 182 1 16 05160 01 0007 140);
  • представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения (КБК 182 1 16 05160 01 0008 140) и др.

Раньше все эти платежи шли на единый КБК — 18211603010016000140.

Кроме этого, обновлены КБК для административных штрафов, налагаемых в соответствии с главой 15 КоАП РФ, в т. ч.:

  • за просрочку налоговых деклараций и расчета по взносам (КБК 182 1 16 01151 01 0005 140);
  • непредставление (несообщение) сведений, необходимых для налогового контроля (КБК 182 1 16 01151 01 0006 140);
  • просрочку постановки на налоговый учет (КБК 182 1 16 01151 01 0003 140) и др.

Обратиите внимание! В 2021 году произошли изменения в заполнении банковских реквизитов в платежных поручениях на уплату налогов. С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Период с 01.01.2021 по 30.04.2021 переходный. Т.е. платежки пройдут как со старыми так и с новыми реквизитами.

В каких случаях КБК предопределяет отнесение платежа к невыясненным?

Один из критериев отнесения того или иного платежа к невыясненным является отсутствие в платежном поручении КБК, указание некорректного либо недействующего КБК (п. 2.5.5 приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н). При этом предполагается, что ответственность за указание корректного КБК полностью лежит на налогоплательщике, поскольку данные КБК публикуются в нормативных актах. Если фирма указала некорректный КБК, вследствие чего платеж не дошел по назначению, желательно направить в ФНС заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Полезно будет рассмотреть, к каким правовым последствиям в принципе может привести некорректное указание налогоплательщиком в платежном поручении КБК в 2020-2021 годах.

Критично ли указание неверного КБК в платежке?

Следует отметить, что КБК в 2020-2021 годах не могут предопределить, в частности, отказ банка или Федерального казначейства в зачислении денежных средств на счета ведомств, администрирующих тот или иной вид бюджетных поступлений.

Причинами, которые могут повлечь подобные последствия, в соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ могут быть:

  • указание неверного счета Федерального казначейства;

С 2019 года при обнаружении ошибок в номере счета казначейства можно не уплачивать налог с пенями, а подать заявление об уточнении платежа.

  • указание некорректного наименования банка, в котором открыт расчетный счет получателя платежа.

В свою очередь, в соответствии с подп. 4 п. 7 ст. 26.1 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (он регулирует уплату в бюджет страховых взносов от несчастных случаев) неверный КБК 2020-2021 уже может быть причиной неперечисления денежных средств на счета ведомств, которые администрируют соответствующие доходы бюджета.

Таким образом, ФНС не имеет формального права не зачесть платеж, в котором указан некорректный КБК либо не указан вовсе (и как следствие, признать обязательства налогоплательщика перед бюджетном невыполненными, наложить штрафы и пени), а страховой фонд имеет.

Однако налогоплательщики активно оспаривают подобные действия государственных ведомств в судах. Предметом иска в данном случае становится требование признать действия ФНС либо социального фонда по выявлению недоимок, а также начислению штрафов и пеней по ним неправомерными. Налоговики, таким образом, иногда решаются наложить на плательщиков те или иные санкции, хотя НК РФ, как мы отметили выше, не дает им на то формального права.

Судебная практика свидетельствует, что при рассмотрении исков налогоплательщиков, составляемых как в отношении ФНС, так и страховых фондов, арбитры обычно встают на сторону истца.

Изучим некоторые примечательные арбитражные дела, касающиеся споров между налогоплательщиками и государством в части оценки качества платежной дисциплины первых в отношении обязательств перед бюджетом.

Арбитражная практика: старый или неправильный КБК по налогу — пеней не будет

Интересен прецедент с участием налогоплательщика и ФНС, которая начислила пени за налог, уплаченный по устаревшему КБК, то есть по когда-то включенному в перечень Минфина, но впоследствии замененному другим.

В постановлении ФАС Центрального округа от 08.10.2013 по делу № А14-18051/2012 суд рассмотрел иск предпринимателя, уплатившего в 2011 году УСН по старому КБК. ФНС посчитала это нарушением обязательства ИП по перечислению налога, зафиксировала недоимку и начислила пени. Впоследствии ФНС зачла платежи, попавшие на счета ведомства по ошибочному КБК, в счет текущих налогов, однако направила ИП требование об уплате пеней.

Суд в трех инстанциях признал действия ФНС незаконными и аннулировал пени. Арбитраж установил, что в соответствии с положениями ст. 45 НК РФ (в редакции, актуальной для рассматриваемого периода) обязанность плательщика по перечислению налога в казну считается неисполненной только в том случае, если в платежке указаны некорректные реквизиты Федерального казначейства и название банка получателя. Кассация, в частности, указала, что неверное указание предпринимателем КБК не может быть поводом для того, чтобы считать его уклонившимся от уплаты налога, поскольку соответствующая сумма была перечислена в бюджетную систему РФ.

По похожей ситуации в пользу налогоплательщика вынесено постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2016 № Ф05-6154/2016 по делу № А40-168537/2015 в отношении оплаты за патент, осуществленной ИП в срок, но по неверно указанному КБК. ИФНС сочла, что сроком уплаты должна считаться дата подачи заявления об уточнении реквизитов, выходившая за пределы срока, отведенного для оплаты патента, но несколько судебных инстанций эту позицию не поддержали.

Схожие выводы есть также в постановлениях АС Поволжского округа от 06.06.2018 по делу № А65-32834/2017, АС Волго-Вятского округа от 24.01.2018 по делу № А82-5449/2017 и др.

Таким образом, если в платежном поручении вместо КБК 2020-2021 годов компания указала устаревший или неправильный, то доказать, что налог был уплачен и недоимка по налогу отсутствует, можно, опираясь на решение по вышеуказанному арбитражному делу. Дополнительным аргументом в защиту налогоплательщика в случае неправильного применения КБК в 2020-2021 годах могут также послужить письма Минфина от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 и от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@.

Итоги

В 2021 году КБК стали регулироваться новым НПА Минфина. Однако каких-то масштабных изменений в кодах из-за этого не последовало. Внимательными нужно быть тем, кто уплачивает некоторые налоговые штрафы: для них введены новые КБК. В остальном же все осталось по-прежнему. И ошибки, допущенные при указании КБК, все так же приводят к отнесению платежа к невыясненным и влекут необходимость его уточнения.

КБК НДФЛ, транспортный, на имущество, расшифровка

Новые КБК 2021 необходимы для группировки доходов , расходов и источников финансирования бюджетов бюджетной системы России. Как правило, КБК используются для составления и исполнения бюджетов и составления бюджетной отчетности. КБК состоит из 20 цифр (разрядов). В них, в частности, указывают код главного администратора доходов бюджета (или распорядителя бюджетных средств), код вида доходов (или расходов), код классификации операций сектора государственного управления.

Коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю КБК необходим для составления некоторых видов отчетности, а также заполнения платежных поручений на перечисление в бюджет обязательных платежей (налогов, взносов, штрафов, пеней и т. д.). В платежном поручении для указания КБК на 2021 год предназначен реквизит 104.

КБК по НДФЛ в 2021 году

  1. Для уплаты налога с зарплаты работников компаний и ИП
  2. Для уплаты дивидендов физлицам

182 1 01 02010 01 1000 110 налог
182 1 01 02010 01 2100 110 пени
182 1 01 02010 01 3000 110 штраф

С сумм превышения зарплаты 5 000 000 рублей

НДФЛ части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей

182 1 01 02080 01 1000 110 налог

182 1 01 02080 01 2100 110 пени

182 1 01 02080 01 3000 110 штраф

За ИП и лицами, занятыми частной практикой, в том числе нотариусами и адвокатами (ст. 227 НК РФ)

Этот платеж платят ИП с доходов от своей деятельности, если они применяют общий режим и частнопрактикующие лица

182 1 01 02020 01 1000 110 налог

182 1 01 02020 01 2100 110 пени

182 1 01 02020 01 3000 110 штраф

С физлица, который платит гражданин самостоятельно, в том числе с дохода от продажи личного имущества

Например, с выигрыша, с продажи квартиры, с доходов от аренды имущества (все случаи есть в статье со статье 228 НК)

182 1 01 02030 01 1000 110 налог

182 1 01 02030 01 2100 110 пени

182 1 01 02030 01 3000 110 штраф

В виде фиксированных авансовых платежей с доходов иностранцев, работающих на основании патента (ст. 227.1 НК РФ)

182 1 01 02040 01 1000 110 налог

182 1 01 02040 01 2100 110 пени

182 1 01 02040 01 3000 110 штраф

Что такое КБК новые 2021 НДФЛ, УСН, ЕНВД, ЕСХН, торговый сбор, страховые взносы

КБК – Коды Бюджетной Классификации . Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Коды бюджетной классификации (КБК) принято делить на доходные и расходные. Оба вида имеют двадцатизначные значения. Структура кода доходов представлена в виде четырех составных частей. Структура кода доходов представлена в виде четырех составных частей.

С 21 января действуют новые КБК. Они утверждены приказом Минфина от 29.11.19 № 207н , который вступил в силу 21.01.2020.

Где необходимо указать КБК

В первую очередь коды бюджета необходимо указывать в платежных поручениях при перечислении налогов, сборов, пеней и штрафов. В действующей форме платежки, приведенной в приложении 3 к Положению Банка России от 19.06.12 № 383-П, для КБК предназначено поле 104 (подробнее о примерах платежного поручения в налоговую). Следует заметить, что в платежном поручении можно указать только один код бюджетной классификации. Если предстоит сделать платежи, относящиеся к двум, трем и более КБК, придется оформить две, три и более платежки.

Кроме того, КБК следует указывать в некоторых налоговых декларациях: по налогу на прибыль, по НДС, по транспортному налогу, а также в расчете по страховым взносам. Это позволяет инспекторам зафиксировать на лицевом счете налогоплательщика задолженность по платежу с тем или иным КБК. Как только от данного налогоплательщика поступит сумма, отмеченная этим КБК, задолженность будет погашена.

Коды бюджетной классификации (КБК) на 2021 год

Дата актуализации материала по состоянию на 16.12.2020 г.

КБК на 2021 год

Приведены основные КБК на 2021 год по некоторым налогам и страховым взносам, в том числе для ИП. Полный перечень КБК на 2021 год утвержден Приказом Минфина России от Приказ Минфина России от 08.06.2020 № 99н.

КБК по страховым взносам в 2021 году, администрируемым ФНС
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Страховые взносы ИП за себя
НДФЛ ИП за себя
Налог на прибыль
Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Торговый сбор

КБК по страховым взносам в 2021 году, администрируемым ФНС

Страховые взносы на ОПС на выплату страховой пенсии

182 1 02 02010 06 1010 160

Пени по страховым взносам на ОПС на выплату страховой пенсии

182 1 02 02010 06 2110 160

Штрафы по страховым взносам на ОПС на выплату страховой пенсии

182 1 02 02010 06 3010 160

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

182 1 02 02090 07 1010 160

Пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

182 1 02 02090 07 2110 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

182 1 02 02090 07 3010 160

Страховые взносы на ОМС

182 1 02 02101 08 1013 160

Пени по страховым взносам на ОМС

182 1 02 02101 08 2013 160

Штрафы по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02101 08 3013 160

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

393 1 02 02050 07 1000 160

Пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

393 1 02 02050 07 2100 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

393 1 02 02050 07 3000 160

Страховые взносы ИП за себя

Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии

182 1 02 02140 06 1110 160

Пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии

182 1 02 02140 06 2110 160

Штрафы по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии

182 1 02 02140 06 3010 160

Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере

182 1 02 02103 08 1013 160

Пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере

182 1 02 02103 08 2013 160

Штрафы по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере

182 1 02 02103 08 3013 160

НДФЛ ИП за себя

НДФЛ с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами в соответствии со статьей 227 НК РФ

182 1 01 02020 01 1000 110

Пени по НДФЛ с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами в соответствии со статьей 227 НК РФ

182 1 01 02020 01 2100 110

Штрафы по НДФЛ с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами в соответствии со статьей 227 НК РФ

182 1 01 02020 01 3000 110

НДФЛ, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ

182 1 01 02010 01 1000 110

Пени по НДФЛ, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ

182 1 01 02010 01 2100 110

Штрафы по НДФЛ, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ

182 1 01 02010 01 3000 110

НДФЛ части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн. руб.

182 1 01 02080 01 1000 110

Пени по НДФЛ части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн. руб.

182 1 01 02080 01 2100 110
182 1 01 02080 01 2200 110

Штрафы по НДФЛ части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн. руб.

182 1 01 02080 01 3000 110

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

182 1 03 01000 01 1000 110

Пени по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

182 1 03 01000 01 2100 110

Штрафы по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

182 1 03 01000 01 3000 110

Налог на прибыль

Налог на прибыль в федеральный бюджет

182 1 01 01011 01 1000 110

Налог на прибыль в региональный бюджет

182 1 01 01012 02 1000 110

Пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет

182 1 01 01011 01 2100 110

Пени по налогу на прибыль в региональный бюджет

182 1 01 01012 02 2100 110

Штрафы по налогу на прибыль в федеральный бюджет

182 1 01 01011 01 3000 110

Штрафы по налогу на прибыль в региональный бюджет

182 1 01 01012 02 3000 110

Налог при УСН с объектом «доходы»

182 1 05 01011 01 1000 110

Налог при УСН с объектом «доходы минус расходы», в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ

182 1 05 01021 01 1000 110

Пени по налогу при УСН с объектом «доходы»

182 1 05 01011 01 2100 110

Пени по налогу при УСН с объектом «доходы минус расходы», в том числе по минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ

182 1 05 01021 01 2100 110

Штрафы по налогу при УСН с объектом «доходы»

182 1 05 01011 01 3000 110

Штрафы по налогу при УСН с объектом «доходы минус расходы», в том числе по минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ

182 1 05 01021 01 3000 110

182 1 05 02010 02 1000 110

182 1 05 02010 02 2100 110

182 1 05 02010 02 3000 110

182 1 05 03010 01 1000 110

182 1 05 03010 01 2100 110

182 1 05 03010 01 3000 110

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

182 1 06 02010 02 1000 110

Пени по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

182 1 06 02010 02 2100 110

Штрафы по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

182 1 06 02010 02 3000 110

Транспортный налог

182 1 06 04011 02 1000 110

Пени по транспортному налогу

182 1 06 04011 02 2100 110

Штрафы по транспортному налогу

182 1 06 04011 02 3000 110

Торговый сбор

Торговый сбор, уплачиваемый на территории г. Москвы

КБК по страховым взносам

Код бюджетной классификации — это комбинация цифр, характеризующая денежную операцию. Это удобный способ группировать поступления в бюджет от организаций и ИП. КБК с января 2021 года определяются приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н (ред. от 12.10.2020). КБК по взносам на обязательное социальное страхование указаны в приложении № 1.

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия помогает формировать платежные поручения с актуальными КБК для уплаты налогов.

Мы расскажем, как выбрать код для перечисления страховых взносов.

Пенсионные взносы при обычных условиях труда

Для страховых взносов по обычному и пониженному тарифам пенсионных взносов принят общий код. КБК для платежей за сотрудников для индивидуального предпринимателя или для юридического лица одинаковый. Указываем следующие коды, заполняя платежное поручение, для зачисления пенсионных страховых взносов за периоды с 2017 года:

  • 182-1-02-02010-06-1010-160 — взносы;
  • 182-1-02-02010-06-2110-160 — пени;
  • 182-1-02-02010-06-2210-160 — проценты по платежу;
  • 182-1-02-02010-06-3010-160 — штрафы.

Пенсионные взносы при вредных, тяжелых и опасных условиях труда

КБК для платежей установлен для всего списка в целом.

Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 1 ( п. 1 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ)

Доптариф, не зависящий от результатов спецоценки

Доптариф, зависящий от результатов спецоценки

182 1 02 02131 06 1010 160

182 1 02 02131 06 1020 160

182 1 02 02131 06 2110 160

182 1 02 02131 06 2100 160

182 1 02 02131 06 3010 160

182 1 02 02131 06 3000 160

Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 2 (п. 2-18 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ)

Доптариф, не зависящий от результатов спецоценки

Доптариф, зависящий от результатов спецоценки

182 1 02 02132 06 1010 160

182 1 02 02132 06 1020 160

182 1 02 02132 06 2110 160

182 1 02 02132 06 2100 160

182 1 02 02132 06 3010 160

182 1 02 02132 06 3000 160

Взносы в Фонд медицинского страхования и ФСС за сотрудников

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия помогает формировать платежные поручения с актуальными КБК для уплаты налогов.

КБК 2020 и 2021 для зачисления средств в ФФОМС и ФСС с зарплат работников не изменились, также прежними остались коды для взносов по материнству, поэтому используем те же коды, что и ранее. Напомним их.

Взносы по временной нетрудоспособности и материнству
Взносы182 1 02 02090 07 1010 160
Пени182 1 02 02090 07 2110 160
Штрафы182 1 02 02090 07 3010 160
Взносы в ФСС на травматизм и профзаболевания
Взносы393 1 02 02050 07 1000 160
Пени393 1 02 02050 07 2100 160
Штрафы393 1 02 02050 07 3000 160
Взносы в ФФОМС на обязательное медицинское страхование
Взносы182 1 02 02101 08 1013 160
Пени182 1 02 02101 08 2013 160
Штрафы182 1 02 02101 08 3013 160

Взносы ИП за себя

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия помогает формировать платежные поручения с актуальными КБК для уплаты налогов.

Если вы не привлекаете наемный труд, то оплачиваете страховые взносы только за себя. Теперь предприниматели платят все пенсионные взносы на один КБК. Коды для зачисления средств в ФФОМС и ФСС не изменили, поэтому используем те же коды, что и ранее.

Обратите внимание, ИП оплачивает страховые взносы, даже если предпринимательская деятельность не велась.

Пенсионное страхование
Взносы182 1 02 02140 06 1110 160
Пени182 1 02 02140 06 2110 160
Штрафы182 1 02 02140 06 3010 160
Медицинское страхование
Взносы182 1 02 02103 08 1013 160
Пени182 1 02 02103 08 2013 160
Штрафы182 1 02 02103 08 3013 160

Для перечисления взносов в размере 1% от выручки, превышающей 300 000 рублей в год, используйте тот же код, что и для фиксированной части — 182 1 02 02140 06 1110 160.

ИП могут уплачивать взносы на добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства по КБК — 393-1-17-06020-07-6000-180. Пеней и штрафов по ним нет.

Автор статьи: Юлия Хайрулина

Перечисляйте взносы в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитает взносы и НДФЛ, исходя из зарплаты, и сформирует платежки, напомнит о сроках уплаты. Сдавайте отчеты по сотрудникам, ведите бухучет, отправляйте отчетность из сервиса. Пользуйтесь поддержкой наших экспертов, избавьтесь от авралов и рутины и работайте в сервисе бесплатно 14 дней.

Коды бюджетной классификации (КБК) на 2021 год

Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.

Как расшифровывается КБК

КБК — коды бюджетной классификации

КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!

Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.

Актуальный перечень КБК на 2021 год

Бюджетная классификация – что это и зачем

В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.

КБК бывают 4 видов:

  • касающиеся государственных поступлений;
  • имеющие отношение к расходам;
  • обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
  • отображающие операции госуправления.

Для чего служат КБК:

  • упорядочивают финансовую отчетность;
  • обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
  • помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
  • с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
  • позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
  • информируют о текущей ситуации в государственной казне.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.

Строение КБК

Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.

Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).

  1. «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
  2. «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
    • группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
    • подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
    • статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
    • подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
    • элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
  3. «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
  4. «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».

Где взять КБК?

Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:

  • промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
  • в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
  • Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
  • при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Чем чревата ошибка в КБК

Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.

В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.

Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК

  1. Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
  2. Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
  3. К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
  4. При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
  5. Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.

ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.

Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.

  1. Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
  2. КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
  3. Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
  4. Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.

ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.

Ссылка на основную публикацию