Варианты Решения Жилищного Вопроса

Варианты Решения Жилищного Вопроса

  • Главная
  • Здоровье
  • Красота
  • Технологии
  • Идеи подарков
  • Календарь праздников
  • Советы садоводам
  • Cериалы

  • Главная
  • Авто и мото
  • Бизнес
  • Гороскопы
  • Дом
  • Домашние животные
  • Еда
  • Законы
  • Здоровье
  • Значение имени
  • Идеи подарков
  • Интересные факты и события
  • Ипотека
  • История
  • Йога
  • Календарь праздников
  • Кино
  • Красота
  • Кредитные карты
  • Мировые религии
  • Москва
  • Наука
  • Образование
  • Онлайн тесты
  • Отношения
  • Поздравления
  • Поделки
  • Путешествия
  • Развлечения
  • Рецепты
  • Сериалы
  • Советы родителям
  • Советы садоводам и огородникам
  • Сонник
  • Спецпроекты
  • Спорт
  • Стиль
  • Технологии
  • Финансы
  • Юридическая консультация
  • Я мама

Мы часто сталкиваемся в новостях с термином «жилищная программа». Но как ни странно, какого-то четкого определения не существует. Особенно в том смысле, в котором это выражение употребляется в повседневной речи. Чаще всего под жилищными программами понимают – и мы будем иметь в этом тексте в виду именно это – различные государственные программы, которые помогают определенным категориям граждан России купить новое жилье.

– В нашей стране работают льготные программы ипотечного кредитования, помогающие достичь снижения процентной ставки и сроков по ипотеке. Перечень программ и возможностей получения этих льгот ежегодно расширяется, – отметила заведующая кафедрой управления недвижимостью и ЖКХ Факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елена Иванкина.

В 2021-м году в России действует достаточно много жилищных программ с разными условиями. Для участия в одних требуется определенное имущественное положение (необходимость улучшить жилищные условия), для других – желание переехать (дальневосточная ипотека), для третьих – только деньги на первоначальный взнос и подтверждение доходов.

– Сейчас на территории России действует государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Рассчитана она на 2018-2025 годы, так что сейчас в самом разгаре, – рассказал вице-президент инвестиционной компании QBF Владимир Масленников. – Она уже включает в себя несколько подпрограмм и проектов. Сюда входят и выплаты молодым семьям на улучшение жилищных условий, и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, и мероприятия по поддержке вынужденных переселенцев, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и многое другое.

Ниже мы расскажем коротко о каждой программе, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящую. Кроме того, можно обратиться в банк – этого этапа все равно не избежать. Не стесняйтесь спросить у менеджера, который будет вами заниматься, какие есть варианты облегчить ипотечную участь с помощью государства.

В этом пункте речь пойдет о тех, кому государство готово предоставить крышу над головой бесплатно – в порядке очереди. Если практически все жилищные программы требуют, чтобы сами их участники серьезно вкладывались в покупку квартиры, то есть отдельные категории граждан, кому тратить свои деньги не нужно. Просто потому что этих денег у них крайне мало.

Итак, в регионах могут быть свои особенности, но в Жилищном кодексе РФ четко определено, кому положено улучшение жилищных условий:

  • граждане – не являющиеся нанимателями жилья по договору социального найма или не являющиеся собственниками жилого помещения;
  • люди из квартир и домов, чья площадь на одного члена семьи меньше нормы (в Москве, например, эта норма составляет 10 кв. м);
  • граждане, чье жилье не соответствует установленным требованиям;
  • попавшие в жизненную ситуацию, когда в одной квартире живут несколько семей, причем в одной из них есть человек с хроническим заболеванием, которое делает проживание с ним невозможным.

Без очереди, пусть и только по договору социального найма, жилье предоставляется:

  • тем, чьи дома непригодны для проживания;
  • людям с тяжелыми хроническими заболеваниями;
  • сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Впрочем, попадание в одну из этих категорий само по себе не гарантирует получение квартиры от государства. По каждому конкретному человеку решение принимает специальная комиссия муниципалитета, которая проверит, действительно ли гражданину нужно жилье. Так что продать квартиру и притвориться нуждающимся не получится: все сделки легко проследить.

Многие программы предназначены для семей с детьми. Государство заинтересовано в том, чтобы новое поколение росло в достойных условиях, и готово помочь их обеспечить.

Другая группа жилищных программ связана с местом, где предлагает купить жилье. Дальневосточная ипотека призвана в том числе увеличить население этого стратегически важного для страны макрорегиона, а сельская ипотека – не допустить вымирания деревни. Недавно в правительстве рассказали, что готовят новый масштабный проект – полярную или арктическую ипотеку. Схема та же, что и у ее дальневосточного прообраза, только охватывает северные территории России: от Мурманской области до Красноярской.

Наконец, есть жилищные программы, которые призваны убить одним выстрелом даже не двух, а трех зайцев. Например, льготная ипотека под 6,5% позволяет людям купить по невиданным ставкам собственное жилье, поддерживает строительную отрасль в тяжелые коронавирусные времена и позволяет заработать банкам.

«Семейная ипотека»

Если у вас хотя бы двое детей, и хотя бы один из них родился после 1 января 2018 года, вы можете претендовать на выгодное предложение от государства – ипотеку под 6%. Эта же программа рассчитана на семьи, где появился на свет ребенок-инвалид. Если это событие произойдет до конца 2022 года, можно подавать документы. Сама жилищная программа «Семейная ипотека» рассчитана до 1 марта 2023 года для семей с 2 и более детьми и до конца 2027 года для семей с ребенком-инвалидом.

Деньги дадут максимум на 30 лет, а собственный взнос заемщика должен составлять не меньше 20% от стоимости квартиры. Купить можно жилье на первичном рынке у юридического лица, строящиеся квадратные метры по договору долевого участия или дом с земельным участком. Максимальная сумма кредита – 6 млн рублей. Исключение составляют Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградские области, где верхняя планка установлена на уровне 12 млн.

«Сельская ипотека»

Самые низкие проценты могут получить те, кто решил перебраться в деревню. Всего 3%, причем это максимум. В зависимости от региона и банка ставка может опуститься до 0,1%. Другие условия тоже заметно мягче, чем в остальных программах. Например, первоначальный взнос из собственных денег может составлять всего 10%. А купить можно примерно что угодно: хоть квартиру, хоть дом, хоть новую, хоть вторичку, хоть землю и построить на ней дом. Можно даже взять кредит на доведение до ума уже начатой стройки.

Главное, чтобы приобретаемое жилье находилось в сельской местности. Причем по этой программе не получится купить жилье в Москве, Санкт-Петербурге или Московской области.

Объемы кредитования на человека небольшие. Максимум 5 млн рублей для Ленинградской области и Дальневосточного федерального округа. Для остальных регионов – 3 млн.

Молодая семья

Молодой считается та ячейка общества, где обоим супругам не больше 35 лет. Наличие детей здесь не обязательно, но если они есть, субсидия будет больше. Подчеркнем, что это именно субсидия, а не льготный кредит или что-то в этом духе. То есть деньги возвращать не придется.

С одной стороны, для участия в программе семья должна нуждаться в улучшении жилищных условий. Это значит, что ни у одного из супругов нет своего жилья или, например, чьи-то родители не живут в просторном доме. Если семья живет в аварийном доме или на одного человека приходится площадь меньше установленной социальной нормы (может быть разной в разных городах, к примеру, в Москве – 10 кв. м.), она может рассчитывать на помощь.

С другой стороны, семья должна иметь доход, который позволит выплачивать ипотеку. Субсидия покроет 30% или 35% стоимости жилья, остальное придется гасить самим. Если в семье нет детей, дадут 30% расчетной стоимости квартиры. Если есть хотя бы один ребенок – 35%.

Желающих получить деньги много, и их на всех не хватает. В год субсидии получают несколько сотен семей, что в масштабах целой страны совсем не много. Чем раньше вы подадите документы, тем лучше. Ждать денег можно и год, и два, и больше. Если за это время кому-то из супругов исполнится 36 лет, претендовать на помощь пара уже не сможет.

Как решить жилищный вопрос. Нестандартный взгляд на квадратные метры

Раньше наличие квартиры говорило о статусе ее владельца.

  • Иметь в собственности жилье, особенно в молодом возрасте — это показатель жизненного успеха и финансовой состоятельности.
  • Но так было раньше: все течет, все меняется.

Сейчас квартирный вопрос нужно решать совсем по-другому!

Сегодня думать, что наличие квартиры — это мерило успеха в социуме — это не более чем стереотип (причем крайне вредный стереотип, свидетельствующий о полной финансовой безграмотности его носителя).

Да, для старшего поколения это было актуально:

  1. Им нестерпимо хотелось сбежать из барака или из коммуналки на 10-15 человек.
  2. Раньше жилье гарантировало человеку — что бы ни случилось, он всегда сможет выкарабкаться из самых сложных обстоятельств, потому что у него есть крыша над головой.
  3. Уволят с работы, рухнет экономика, разразится кризис — все это не страшно, пока есть свой угол (своя квартира).

Модель поведения «выжить, во что бы то ни стало» господствовала очень долго, что наложило неизгладимый отпечаток на наших людей.

  • Сейчас эта модель поведения не актуальна, и даже вредна!
  • Можно спокойно жить и радоваться — теперь необходимость выживать человеку больше не грозит.

Но многие люди по привычке (или под давлением старшего поколения) все-таки покупают злосчастные малометражки на самом краю города.

Нужно ли это современным людям — драться за место под солнцем, когда у каждого есть свобода выбирать?

  • Больше нет необходимости бороться друг с другом за выживание — мир стал другим, намного добрее и безопаснее.
  • Жизнь наполнена возможностями, которых не замечает только ленивый или финансово безграмотный человек (что зачастую является синонимами);

Я постоянно консультирую людей по финансовым вопросам — и по ипотеке тоже.

Те, кто планирует купить или расширить квартиру, ужасаются размеру выплат каждый месяц. Ведь ипотека подразумевает не только огромные выплаты, но еще и грабительский процент, и десятки лет добровольной финансовой каторги.

Какое решение относительно места проживания сегодня является самым оптимальным?

  1. Не нужно покупать!
  2. Нужно арендовать — что позволяет жить там, где вам удобнее и комфортнее. Можете снять себе жилье в центре, возле работы, возле парка, в престижном районе.

Предвижу ваши возражения (мне их многократно озвучивали, но потом все же соглашались с моей позицией):

1) Где взять деньги на аренду?

Там же, где Вы их берете на покупку квартиры — из своих ежемесячных заработков (в т.ч. доходов от инвестиций).

  • Обычно я советую клиентам посчитать в таблице Excel объем вложений, который потребуется для покупки и содержания собственной квартиры.
  • И потом сравнить со стоимостью аренды.

2) Сколько раз мне красочно описывали преимущества своей квартиры: прописка, запись в детсад, школа во дворе.

  • Если у Вас есть деньги, то эти вопросы легко решаются.
  • Если денег нет, то может быть пора задуматься над повышением уровня своей финансовой грамотности, что повлечет за собой автоматический рост ваших доходов?
  1. Работайте не ради покупки собственной жилплощади. Работайте ради создания своего семейного капитала — именно доходы от него позволят Вам выбирать, где и как жить, чем заниматься, на какой уровень жизни претендовать.
  2. Отсутствие навыков правильного обращения с деньгами (их сохранения и приумножения) — вот истинная причина хронических проблем с деньгами и собственными квадратными метрами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПОСМОТРИТЕ МОЕ ОЧЕРЕДНОЕ ВИДЕО:

Как можно решить жилищный вопрос?

Доступность жилья является актуальной проблемой для многих семей, по статистике только 10-15% населения имеют возможность приобрести недвижимость на собственные средства. Для подавляющего числа граждан собственные накопления представляют малую часть от цены жилья, поэтому приходится решать проблему иными способами. Существуют государственные программы субсидирования на безвозмездной и возмездной основе, направленные на улучшение условий проживания, предоставление льгот на покупку жилых помещений или земельных участков.

Согласно действующим постановлениям и разработанным системам помощи нуждающимся, граждане могут рассчитывать на помощь государства. В первую очередь следует упомянуть материнский сертификат, программу для молодых семей, обеспечение жильем по социальному найму — все это доступные варианты решения жилищного вопроса. С помощью муниципалитета можно оформить договор коммерческого найма, когда часть оплаты арендуемого жилья вносится за счет региона. Кроме безвозмездных субсидий существует вариант возвратных дотаций, рассрочка платежей на беспроцентной основе, льготное кредитование и социальная ипотека.

Предоставление жилья по социальному найму

Для того, чтобы семья или гражданин могли участвовать в любой государственной программе по решению жилищного вопроса, следует определиться с имеющимися льготами и возможностью встать на очередь нуждающихся в улучшении условий. Ст. 51 ЖК РФ устанавливает перечень льготных категорий граждан, которые могут получить безвозмездную дотацию или встать на очередь на социальное жилье.

В первых рядах могут рассчитывать на муниципальное жилье люди, страдающие определенными хроническими заболеваниями, которые не должны жить в одной комнате с другими членами семьи. Например, граждане, страдающие открытой формой туберкулеза. Люди, проживающие в ветхом и аварийном фонде, не имеющие водопровода, центрального отопления, канализации также имеют приоритет на предоставление жилья.

Очередниками не могут стать граждане, имеющие недвижимость в собственности или по договору социального найма, если площадь выше или равна общепринятым нормам. Но если в одном помещении проживают семьи, не имеющие родственных отношений, то они имеют право встать на очередь на социальное жилье.

Встать на учет можно, предоставив пакет документов, содержащих подтверждение права на социальный найм. После приема документов представители отдела социальной защиты проводят проверку жилищных условий и составляют акт, подтверждающий заявленное требование. Постановление муниципалитета выносится после рассмотрения комиссией вопроса о постановке на учет или отказе, который должен быть аргументирован письменно.

Читайте также:  Какие предприятия относятся к социальным

Государственный жилищный сертификат

Вторым способом получения государственной помощи является жилищный сертификат. Этот документ подтверждает право на безвозмездную субсидию, которую можно использовать на покупку недвижимости или погашение ипотеки. Следует обратиться в районную администрацию, чтобы узнать о возможности получения субсидии, потому что перечень льготных категорий достаточно широк.

На жилищный сертификат могут рассчитывать многодетные семьи, малоимущие граждане, работники бюджетных и государственных организаций, молодые специалисты. Каждый регион устанавливает ряд дополнительных, отличных от федеральных, условий получения дотации. После сдачи требуемого пакета документов соискателю будет объявлено о назначенной сумме, поскольку она всегда индивидуальна и зависит от вычисленного коэффициента.

Коэффициент зависит от количества детей, местности проживания, имеющихся жилищных условий. Например, максимальный коэффициент для города составляет 30-40% от стоимости приобретаемой недвижимости, а в сельской местности он равен 70%. Обязательным условием получения субсидии является наличие собственного жилья, которое может быть улучшено, банковских средств на приобретение недвижимости, уже оформленной ипотеки или кредитного договора.

Доказать свою платежеспособность можно, предоставив справку о доходах с постоянного места работы или ипотечный договор с отметкой о своевременном внесении платежей. Жилищный сертификат выдается на девять месяцев и всего один раз. Подтвердив свое право на участие в программе, соискатель получает сертификат, который он передает в один из указанных банков в течение месяца.

После покупки недвижимости, банк переводит сумму сертификата продавцу, или, в случае погашения ипотеки, кредитующему сделку банку. На операцию отводится 14 дней, при этом владелец сертификата на руки деньги не получает.

Доступное жилье для молодой семьи

Эта программа работает с 2005 года и помогла многим семьям. Главное условие получения бесплатной субсидии заключается в возрасте обратившихся: супруги не должны быть старше 35 лет. Отсутствие детей не является причиной для отказа, но влияет на коэффициент вычисления величины материальной помощи. В программе могут участвовать одинокие женщины, имеющие детей, и опекуны несовершеннолетних.

Полученную дотацию можно использовать в различных направлениях: на социальную ипотеку, приобретение жилья с рассрочкой из городского фонда, на аренду социального жилья и приобретение земельного участка. Жилищный вопрос в большом городе можно разрешить многими способами для молодой семьи, если супруги будут участвовать в программе “Доступное жилье для молодых”.

Молодая семья может воспользоваться арендой коммерческой недвижимости, принадлежащей городу, на льготных условиях. Перечень требуемых документов для вступления в программу и условия субсидирования можно узнать в отделе социальной защиты или администрации района. Не стоит забывать и про материнский сертификат, который помог многим семьям изменить условия жизни.

Если вы хотите улучшить жилищные условия для себя и своих близких, следует воспользоваться программами государственной поддержки, доступным многим нуждающимся гражданам.

Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях

Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура

Опубликовано в

Статья просмотрена: 17648 раз

Библиографическое описание:

Гимазетдинова, Э. Я. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях / Э. Я. Гимазетдинова, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/455/ (дата обращения: 25.02.2021).

Состояние ЖКХ стало в современной РФ критической социальной проблемой. С 1991 года капитальный ремонт жилищного фонда страны был практически прекращен, и это достояние стало на глазах деградировать.

Цель данной статьи – проинформировать об актуальности жилищной проблемы.

Итак, наши задачи таковы: во-первых, обосновать актуальность темы жилищной проблемы; во-вторых, найти основные пути решения жилищной проблемы.

Актуальность жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения. Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:

1)дефицит жилья – количественный аспект;

2)несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей – структурный аспект;

3)несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья – качественный аспект.

Один из важных аспектов данной проблемы является то, что Средняя жилищная обеспеченность в городах страны составляет не более 18 кв.м. общей площади жилья на одного жителя, часть населения имеют менее 9кв.м. на душу населения, зачастую, в коммунальных квартирах (рис.1).

Тип жилья, в котором проживают россияне в %.

Как видно на рисунке 1, 8% россиян проживают либо в общежитии и служебных квартирах, либо снимают жилье. Половина обитателей общежитий это представители двух низших страт, а не проживающие в служебных квартирах депутаты. Лишь 15% обладателей служебного жилья относятся к стартам от 5 и выше, составляющим верхние четыре дециля. Снимают жилье также не столько люди с высоким доходом, сколько малообеспеченные семьи- 58% арендаторов относят к трем низшим стратам, и лишь 5% к сравнительно благополучным слоям, представляющих два верхних дециля. Более того, основная часть арендаторов имеет жилье с маленьким метражом и не всеми коммунальными удобствами. Еще около 6% проживают в коммунальных квартирах или в части дома, не имеющих коммунальных удобств. По уровню жизни – это неблагополучная часть населения.

Еще одним важным аспектом данной проблемы является то, что оборудование и коммуникации в теплоснабжении находятся в изношенном состоянии. По данным Минэнерго РФ на 2008 год, «около 50% объектов инженерных сетей требуют замены, не менее 15% находятся в аварийном состоянии. На каждые 100км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 30% ». В 2009 году доля тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, увеличилась до 32,7%, а по водопроводным сетям – до 43,9%. В теплоснабжении с каждым годом растет число аварий. Так, за отопительный сезон 2009-2010 годов в ЖКХ зафиксировано более 18,7 тысяч технологических нарушений и мелких аварий, по сравнению с прошлым годом рост составил 27%.

Главной причиной большого количества аварий, по моему мнению, является следствием недостаточных инвестиций в отрасль, так как в 2009 году в ЖКХ было вложено около 170 миллиардов рублей инвестиций, что составляет менее 6% от оборота рынка услуг ЖКХ.

Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению.

Основные пути решения жилищной проблемы:

-снижение тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

-повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда и т.д.);

-повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов и т.д.);

-совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, предоставление бесплатного жилья или на льготных условиях и т.д.).

Исходя из опыта развитых стран, в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие характерные черты функционирования жилищной сферы:

-большая часть жилищного фонда города находится в частной или коллективной собственности, а городской жилищной фонд составляет лишь незначительную часть (10-15%);

-уровень дохода большинства населения позволяет полностью оплачивать наем жилья или содержать его в качестве собственника, вносить первоначальный взнос на строительство и выплачивать соответствующие проценты;

-собственники жилья несут все расходы на его содержание, ремонт и восстановление и выплачивают страховые взносы и налоги на недвижимость;

-субсидии на содержание жилья выплачиваются для ограниченной части нанимателей с низкими душевыми доходами;

-приобретение жилья в большинстве случаев осуществляется в кредит на длительный срок (10-25 лет);

-используются разные формы кредитования, в том числе ипотечные кредиты под залог недвижимости;

-строительство и сдача внаем жилья является прибыльной коммерческой сферой и потому привлекательны для частного капитала.

Для практической реализации приведенной выше системы необходимы следующие условия:

1)наличие развитого рынка жилья и подрядных работ;

2)достаточно высокий уровень жизни большинства населения;

3)устойчивое и надежное действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования;

4)политическая, социальная и экономическая стабильность.

Таким образом, можно сделать вывод, что эти условия пока в нашей стране не сложились, и поэтому быстрый переход к рассматриваемой системе невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы должно быть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства и повышение уровня содержания жилищного фонда возможно и в современных условиях.

1.Канцелярия реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации

2.Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.:1994, С.28

3.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35,ст. 3506

4.Жилищные условия и коммунальное обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и населения.- М.: Госстрой России,2000

5.Конюхов Л.Н. и др. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального предприятия // ЖКХ – 2001 -№6- с.10.

6.Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ – №6-7 – 2001- с.34,46.

Похожие статьи

Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их.

Основные термины (генерируются автоматически): жилищная проблема, жилищный фонд, основной путь решения, жилье. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства.

Повышение доступности жилья и качества жилищного.

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях.

Обеспечение доступности жилья. Проблемы реализации.

Основные термины (генерируются автоматически): жилищная сфера, жилищная политика, РФ, Россия, государственная жилищная политика, мое мнение, местное самоуправление, Конституция РФ, жилищный фонд, рынок жилья.

Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их.

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда, повышение качества.

Современные технологии в обновлении ветхих зданий жилищного.

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая

Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения.

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими.

Библиографическое описание: Белькевич Н. Г. Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими компаниями муниципальных

Таким образом, основными результатами работы управляющей компании являются техническое состояние жилищного.

Современные проблемы воспроизводства жилищного фонда.

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая

Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения.

Жилищная политика и жилищно-коммунальное хозяйство

Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения. жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Автор: Ивакина Альфия Мустякимовна.

– ветхое жилье и изношенность основных фондов при отсутствии государственной поддержки.

Квартирный вопрос: Путин и Медведев вспомнили про бездомных, но Хрущева им не догнать

После 20 лет бездействия власть озаботилась решением жилищной проблемы

Стремительно теряющая доверие россиян власть спешно ищет пути реабилитации. Одним из направлений, судя всему, выбрано решение традиционно острой для России жилищной проблемы. При этом есть большие сомнения в способности чиновников сделать то, чего не делалось 20 лет.

Владимир Путин поручил правительству решить проблему с жильем семей с низкими доходами. Предполагается, что малоимущим гражданам жилье будет предоставляться без передачи его в собственность. Что же, кто ответственен за бедность людей, тому и выправлять ситуацию.

К малоимущим гражданам относятся те, чей уровень доходов ниже прожиточного минимума, составляющего около 11 тысяч рублей. Всего их в стране 19−20 млн человек. В основном это молодые семьи с детьми, а значит нуждающихся среди них немало. Хватит ли квартир на всех?

Еще одна интересная мера, предложенная президентом, — субсидирование гражданам первоначального взноса по ипотеке или компенсация процентной ставки. Откуда планируется брать деньги? Из бюджета.

Кстати, на днях премьер Дмитрий Медведев заявил о возрождении в стране типового проектирования, вспомнив жилищную реформу Никиты Хрущева.

Руководители и депутаты субъектов РФ получают на «заслуженном отдыхе» больше, чем федеральные судьи и прокуроры

«Чего скрывать, эта задача сопоставима с масштабным решением квартирного вопроса в 1950—1960 годы. Тогда, конечно, задача была несколько иной. Она состояла в том, чтобы переселить людей из бараков в собственное жилье — небольшое по площади, зачастую не очень хорошо спроектированное», — сказал Медведев.

Как видим, премьер не постеснялся «лягнуть» советского генсека. Однако Хрущев справился с вызовом своего времени и поэтому благодарные люди нарекли дома его именем — хрущевки. А вот сможет ли справиться ли с такого же рода вызовом нынешняя российская власть, еще вопрос.

О нюансах предлагаемых властями новаций «СП» рассказала президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

— В последние 20 лет мы как раз занимаемся темой обеспечения жильем очередников. Результаты просто ужасающие. У нас только в очереди на жилье, где существует прямое обязательство государства предоставить жилье по договору социального найма, стоит 2,3 млн человек.

Дети-сироты ждут в среднем 9 лет, переселенцы с Севера 8−10 лет, а среднее время ожидания очередников — 20 лет.

«СП»: — Пока президент завел речь только о малоимущих…

— Сейчас в большинстве случаев если дают жилье доходы очередников даже не учитываются. Формально, начиная с 2005 года, в очередь могут ставиться нуждающиеся в жилье неимущие граждане, но могут и другие категории граждан. На основании не Жилищного кодекса, а федеральных законов. Например, госслужащие. Их доходы вообще не учитывают.

В результате, малоимущие обеспечиваются жильем в последнюю очередь. Их в очереди процентов тридцать. А ведь есть еще те, кто за пределами этих 2,3 млн в очереди. У них вообще никакой возможности нет решить жилищную проблему. Ни приобрести, ни взять в ипотеку. Надежда только на государство. Поэтому хорошо, что на них, наконец, обратили внимание.

Читайте также:  Платежное поручение судебным приставам: образец

«СП»: — Жилье малоимущим будет предоставляться в пользование, а не в собственность…

— Давать жилье по социальному найму с правом приватизации можно бесконечно, потому что эта квартира сразу уходит из публичного жилищного фонда. Одному дали квартиру — она стала частной. Дали другому — то же самое. И так до бесконечности. Это неправильно. Помогать нужно жильем, а не имуществом, активами.

Тем более, что малоимущие граждане потом не могут нести расходы, связанные с владением этого имущества. Они не могут платить налог на имущество, взносы на капремонт и им приходится давать льготы, субсидии на ЖКХ. Появился даже термин «бедный собственник». Это нонсенс!

Если у людей нет денег, им надо дать жилье, чтобы они проживали в достойных условиях. Но если они начинают работать, получать доходы, они должны освободить социальное жилье и приобрести себе другое. А это можно предоставить другим людям с низкими доходами. Тогда в этом есть логика.

А вот чего я не понимаю, так это политической идеи, что приватизацию жилья останавливать нельзя. Сначала хотели прекратить ее, потом решили не прекращать. Тогда нужно разработать новый вид договора на социальное жилье. Иначе, это все от лукавого.

Сейчас существует договор «найма жилого помещения в жилищном фонде социального использования». На самом деле там речь идет о некоммерческом найме исключительно в наемных домах. Были бы такие дома, там можно было бы часть квартир давать малоимущим. Но их никто не строит!

Приватизация квартир была мерой трансформации страны к рыночной экономике. Все, кто хотел, уже приватизировали свое жилье. Зачем сохранять приватизацию на веки вечные я не очень хорошо понимаю. Зачем одной рукой давать квартиры нуждающимся, а другой позволять выводить их из публичного оборота?

«СП»: — Это же была целая кампания — арендное жилье. И она превратилась в «пшик» — ничего так и не сделано, никаких доходных домов в стране не появилось. Не превратится ли и новая инициатива Путина-Медведева в такой «пшик»?

— Поскольку здесь идет речь о бюджетных расходах, причем в полном объеме, то это вопрос простого выделения бюджетных средств. Ранее президент поставил задачу обеспечить жильем ветеранов ВОВ, и средства в бюджете сразу нашлись. Так же и с малоимущими. Было бы желание. Только речь должна идти о федеральном бюджете, а не о местных, которые бедны, как церковные мыши.

«СП»: — Вспомнилось, что у нас сейчас на строительство брошен Виталий Мутко. А он — давний знакомый Путина. Возможно, это одна из причин внезапного государственного внимания к строительной отрасли…

— Это просто госзаказ с бюджетным финансированием. Выделяются же деньги на переселение ветхих домов. Конечно, быстро проблему обеспечения жильем малоимущих не решить, но не 20 же лет ждать, как сейчас. Ее можно закрыть.

«СП»: — На днях Медведев заговорил о возрождении типового проектирования, как в СССР. Поможет это обеспечить жильем малоимущих?

— Когда строит государство, то без типового проектирования никак. Типовое проектирование — это необязательно один проект. Это могут быть 25−30 проектов. Это может быть привязка территориям, городам, с точки зрения дизайна. В типовом проектировании ничего плохого нет. Это основа индустриального домостроения. Иначе оно не сможет работать.

Все постсоветское время рыночные застройщики пользовались типовыми проектами советских времен. В лучшем случае были небольшие модификации. Индивидуальные проекты — капля в море. Поэтому правильнее говорить не о возвращении, а об обновлении, модернизации типового проектирования.

«СП»: — Как бы вы оценили предложенные президентом субсидирование из бюджета первоначального взноса на ипотеку и компенсацию процентной ставки?

— Здесь я не могу со всем согласиться. Ипотека — это не панацея. Это рыночный инструмент. И влезать туда с искусственным искажением в форме субсидий неправильно. Ипотека выстроена на возможности людей самостоятельно погашать кредит. Субсидии — это рискованно с точки зрения бюджетных рисков. А вдруг денег однажды не будет?

Что касается формы субсидирования… Первый взнос имеет смысл субсидировать молодым семьям, покупателям первого жилья, тем, кто живет с родителями, но уже имеет хорошие доходы. Они же не могут продать квартиру родителей, чтобы заплатить первый взнос. В этом случае субсидия имеет смысл. А другим, у кого есть свое жилье и доходы, субсидии давать не надо. Они могут продать свое жилье и взять кредит.

А проценты вообще субсидировать не надо. Это сильно зависит от макроэкономической ситуации. Риски бюджета очень велики. Если уж выбирать между субсидированием взноса и процентами, то лучше первое. Пользы больше, а рисков меньше.

«ЕдРо» пытается снять ответственность за массовый грабеж с президента, премьер-министра и себя самой

— В принципе, строительство социального жилья можно только приветствовать. В развитых капстранах социальное жилье строят, и не так уж плохо. Есть такие программы и в США, и в Германии, и в той же Финляндии, — говорит главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

Но в итоге эти социальные кварталы все равно превращаются в гетто. Ведь бедные, получив жилье, бедными быть не перестают. И на финал в этих домах оказываются социальные низы, у кого нет шанса выбраться оттуда: мигранты, наркоманы, бедные старики, психически больные, алкоголики. То есть те, для кого подобная социальная среда является привычной.

Все, кто стремится к чему то, стараются оттуда побыстрей съехать, если уж занесло. И дело даже не только в криминальном и депрессивном окружении, а в том, что жить в таком районе — это клеймо неудачника.

Мы, советские люди, это не так остро ощущаем, в СССР все было примерно одинаково, хотя и там разница между Фрунзенской набережной и Бирюлево ощущалась. А уж теперь и подавно. Вот и у нас постепенно возникают гетто для лишних людей.

Это удобно и богатым, классовая сегрегация имеет смысл. Богатые не видят бедности, их дети играют в песочнице с детьми из своего класса. А бедным положено благодарить богатых за крохи с барского стола, за то же социальное жилье, которое при плохом поведении можно и потерять.

Идет стратификация общества, и каждый сверчок должен знать свой шесток. Кстати, кварталы по реновации тоже вариант такого гетто, хоть и не столь выраженный. Но уже дети, выросшие в домах по программе реновации, прочувствуют это в полном объеме.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Празднование 23 февраля удалось отстоять. На очереди шествие в день 30-летия референдума о сохранении СССР

Опросы показали, кто может стать следующим президентом России

Счетная палата озаботилась тратами на откровенно плохую пропаганду

Страна муравейников. Почему ипотека в России не решает квартирный вопрос

В СМИ в последнее время особенно активно обсуждается проблема ипотечного кредитования. Снижение средней ставки до 9,75% годовых по итогам февраля (вслед за последовательным снижением ставки рефинансирования Центробанка) подтолкнула экспертов к самым разным выводам и гипотезам.

Кто-то говорит о неминуемом и скором крахе «ипотечного пузыря», кто-то, напротив, о расширении доступа к ипотеке и увеличении числа людей, которые улучшат свои жилищные условия. Одни видят в удешевлении ипотеки угрозу для макроэкономической стабильности, другие — драйвер экономического роста и увеличения ВВП. Но, как представляется, разговор о процентах и пузырях уводит от главного — от содержательного обсуждения настоящего и будущего жилищной политики в России.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, обратимся к мартовскому посланию президента Владимира Путина, в котором проблеме ипотеки было уделено немалое внимание. Вот несколько цитат из него: «За пять лет свыше полумиллиона семей с детьми смогут улучшить свои жилищные условия с помощью льготной ипотеки… Вижу три ключевых фактора повышения доступности жилья. Первый — это рост доходов граждан. Об этом я говорил, мы должны это обеспечить. Снижение ставок ипотечного кредитования и, конечно, увеличение предложения на жилищном рынке».

Путин напомнил, что в 2001 году по всей России было выдано 4000 ипотечных кредитов. «Ставка доходила до 30%, в том числе в валюте. Более половины кредитов, кстати, и выдано было в валюте. Воспользоваться ипотекой могли единицы. В прошлом году выдано около миллиона ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%. Но стремиться нужно, безусловно, к 7%, это уж точно. За предстоящие шесть лет ипотека должна стать доступной для большинства российских семей, для большинства работающих граждан, для молодых специалистов».

Вроде бы все звучит очень убедительно, по крайней мере не вызывает особенных вопросов. Тезисы президента вполне укладываются в привычную идеологему: решение проблем с жильем — дело рук самих граждан, нужна квартира — обращайся к банку за ипотекой. А дело государства — вести дело к снижению процента по ней через макроэкономическую политику. Ну и о чем президент также сказал: снижать налог на имущество физических лиц и кадастровую стоимость. И все. Ни о каких других вариантах получения крыши над головой в послании упомянуто не было. А они, как показывает мировой опыт, есть.

Опыт других стран

В России после 1991 года произошла ловкая подмена понятий. В области жилищной политики все свелось к перекладыванию на плечи самих граждан заботы об обеспечении себя жильем, государство самоустранилось из этой сферы. Мол, таковы, рыночные реалии.

Однако на самом деле разговоры об ипотеке затуманивают суть обязанностей государства в лице и федерального правительства, и региональной власти, и местного самоуправления о предоставлении в пользование (не в собственность!) жилья своим гражданам. Во всем развитом мире государственные органы активно выступают в том числе в качестве застройщика и арендодателя. Строительство и эксплуатация так называемого «социального жилья» (Public housing) является там важнейшей функцией власти на всех уровнях.

Возьмем, к примеру, Францию, дома-HLM («жилье с умеренной арендной платой» в дословном переводе) составляют там 16% всего жилья, в четырех миллионах квартир проживает, по разным оценкам, от 10 млн до 13 млн человек. При этом HLM имеются как частные, так и государственные. Главное в них не форма собственности, а принцип предоставления недвижимости: квартирами пользуются семьи с недостаточными доходами либо те, кто не желает тратиться на покупку жилья в собственность. С 1998 года закон обязывает каждый город с населением больше 3500 человек иметь не меньше 20% домов-HLM. Помимо HLM во Франции имеются и другие виды социального жилья, а также несубсидированных домов, предназначенных для аренды.

И только в России у правительства не болит об этом голова, оно умыло руки и наблюдает как бы со стороны за происходящим, отводя себе роль опосредованного контролера и установителя правил игры на рынке недвижимости. Сразу обозначу свой тезис: ипотека должна быть всего лишь одним из вариантов получения жилья (не в собственность, это важно).

История вопроса

Проблема была заложена в начале девяностых, когда была принята программа приватизации жилья («Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Из всех видов приватизации того времени жилищная была, возможно, хуже всего продумана и организована. Главным ее итогом стало создание, как их называет эксперт по жилищной политике Владимир Самошин, «домов-конгломератов» — уникальной формы владения, которой больше нет нигде в мире.

Дома приватизировались не как единое целое, а поквартирно. Кто-то становился владельцем собственного жилья, кто-то продолжал жить в неприватизированной квартире — и все это в одном здании! Более того, чердаки, подвалы, прочие общие помещения, лифты, земля под домом и т. д. так и оставались «ничьими». Это можно сравнить с тем, как если бы при приватизации завода рабочим раздали по станку и сказали, что они теперь их владельцы. Управлять имуществом такого дома невозможно, нельзя даже провести полноценное собрание жильцов: кто-то владелец, кто-то не владелец квартиры; но даже те, кто имеет собственность, могут там не жить, а если и живут, то невозможно их заставить принять участие в общем собрании и управлении.

В итоге при всей формальной смене собственности все равно следят за состоянием домов власти — теперь уже через управляющие компании.

В мире же есть три основных вида многоквартирного жилья: кондоминиум, доходный дом и социальное жилье. В кондоминиуме все являются совладельцами не только квартиры, но и остальных помещений и собственности, невладельцев там быть не может юридически, и все принимают участие в управлении. В доходных домах один владелец — частный собственник или компания, а жильцы арендуют квартиры. Цель понятна — извлечение прибыли. В социальном жилье собственник — государство либо частное лицо, которому бюджет доплачивает, чтобы оно не поднимало арендную плату выше определенных пределов. Тут цель — предоставление людям недорого жилья. Конгломератов по-российски нет больше нигде в мире. Именно они — мина замедленного действия.

Проблемы ипотеки

Что самое опасное в современных ипотечных программах? Они консервируют и ухудшают ситуацию с конгломератами. Ибо то жилье, которое предлагается по ним, включает в себя, как правило, так называемых муниципалов, то есть людей, которым государство предоставляет квартиры (по разным программам, в том числе по социальному найму). Конгломераты воспроизводятся и воспроизводятся — уже в зданиях, построенных спустя почти 30 лет после кончины советской власти. И никакая московская реновация ничего не меняет, ибо по ней те люди, которые лишаются неприватизированных квартир в сносимых домах, неизбежно получат их во вновь построенных. То же самое касается собственности на землю под домом, общих площадей и так далее.

Читайте также:  Обучение в школах Германии

Я живу в доме-ТСЖ 1999 года постройки. Тем не менее в нем немало квартир до сих пор не приватизированных (люди получили их как работники соответствующего ведомства), а купив квартиру в нем, я с удивлением узнал, что не стал автоматически членом ТСЖ. Надо было писать для этого заявление. Вот вам и кондоминиум (ТСЖ же стремится к этому варианту) по-российски — два абсурда сразу.

Вторая проблема, которую ипотека никоим образом не решает и решить не может, — качество жилья. В той же Франции 72% домов-HLM (а из построенных после 2000 года — 95%) представляют собой малоквартирные дома, не выше 3-4 этажей. В Великобритании и Нидерландах 60% жилья — так называемые двухквартирные дома (semi-detached houses) плюс отдельно стоящие и «дома в линию» (terrace houses). На долю многоквартирных домов приходится сравнительно небольшой процент. Напомним, что эти страны в 31 и 48 раз по плотности населения превосходят Россию, соответственно.

В России же, самой большой по территории стране мира (даже с учетом Сибири и Крайнего Севера), при ее низкой плотности населения практически вся ипотека — это многоэтажки (остроумно называемые архитекторами «крольчатниками» или «муравейниками»), как при СССР, только еще выше и плотнее друг к другу прижатые. Парадокс: в рыночное время продолжаются худшие традиции советского строительства.

Ипотека в постсоветском исполнении не повлекла за собой серьезных изменений в градостроительстве, не породила спрос на действительно качественное жилье и комфортную среду обитания.

Достаточно взглянуть на новостройки Подмосковья — прежние дачные районы застраиваются уродливыми домами-гигантами. И подобное происходит по всей стране.

Путь к цивилизации

Если в области торговли челночно-рыночные времена остались, в целом, позади и она перешла к цивилизованным форматам, то по части аренды жилья царит такое же варварство, как и 30 лет назад. Подавляющее большинство арендодателей не профессионалы рынка, для которых это основное занятие, а люди, имеющие лишнюю квартиру и желающие подзаработать на ней, а то и сдающую комнату в своей единственной. Нет ни частных доходных домов, которые были основной застройкой Санкт-Петербурга и Москвы последние 50 лет перед революцией и до сих пор радуют глаз своей архитектурой, ни соответствующего муниципального жилья. И нет желания государства хоть как-то изменить ситуацию на рынке аренды жилой недвижимости.

Многое в этой ситуации упирается в законодательство и менталитет населения. Непродуманная приватизация жилья помимо прочего закрепила стереотип в сознании россиян: «У человека обязательно должно быть жилье в собственности». Под это же «заточено» и действующее право, в частности, ежегодное продление возможности приватизации жилплощади, которое, как отмечает тот же Самошин, развращает население — не столько самим фактом даровой его раздачи, сколько закреплением конгломератов. «Обеспечить человека жильем» в постсоветской реальности почти всегда означает дать его в собственность. Но нуждающимся социальным категориям передавать квартиры в частное владение категорически недопустимо. Это препятствует созданию класса ответственных владельцев недвижимости и приводит к постоянному вымыванию и без того скудного фонда государственного жилья.

В Москве в собственных квартирах проживает 85% населения, в Берлине — только 14%. Но можно ли сказать, что ситуация в Германии, где в целом процент владельцев жилья колеблется в районе 50%, более печальна, чем в России? Ориентация на покупку жилья любой ценой (а в российских условиях это в подавляющем большинстве случаев означает — ценой ипотеки) разрушает жизнь многих семей, деформирует их систему ценностей, лишает их удовольствия от жизни здесь и сейчас. В то время как многие их европейские сверстники наслаждаются жизнью, путешествуют, тратят деньги на что-то еще, проживая в арендном жилье (государственном и частном) и вовсе не считают себя неудачниками, наши семьи вынуждены отказывать себе порой в самом необходимом ради выплат процентов по ипотеке.

Что делать

Необходимо пересмотреть как отношение населения к аренде жилья, так и государственную политику и законодательство. В первую очередь это касается защиты прав арендатора, которые так и будут оставаться пустым звуком, пока большая часть аренды у нас будет предлагаться собственниками 1-2 квартир, которые в любой момент могут сослаться на то, что им самим жить негде. В идеале речь должна идти о практически гарантированной пожизненной аренде жилья — по европейскому образцу.

Слова героя булгаковского романа о том, что людей испортил квартирный вопрос, остаются в силе. В СССР строилось мало жилья. Несколько поколений выросло в коммуналках и бараках, мечтая о приватном угле. В начале 1990-х казалось, что их мечта сбылась в результате жилищной приватизации — вызывавшей меньше всего споров и нареканий по сравнению с ваучерной или земельной. Но дьявол крылся в деталях, которые сегодня проступают все нагляднее. Во-первых, новые поколения лишились иных возможностей улучшить свои жилищные условия кроме как с помощью ипотеки; во-вторых, Россия все больше напоминает Гонконг с его безликими и уродливыми многоэтажками. Но Гонконг — одно из самых маленьких государств мира, а Россия — самое большое. Московская реновация обещает нам очередное повышение этажности столицы вместо выведения населения в Новую Москву, неизвестно для чего присоединенную.

Пример с реновацией показывает, что у власти нет долгосрочного плана действий, преобладает ментальность временщика — заработать здесь и сейчас. Но этот же пример показывает, что и население пока еще мало обожглось на приватизации жилья в 1990-е и готово сыграть с государством еще раз в схожую игру.

Роман Василенко: Третий путь решения жилищной проблемы

П резидент в майском указе говорил о том, что для решения жилищной проблемы в стране необходимо строительство 120 млн квадратных метров жилья в год. Но сегодня на жилищном рынке, по данным Росстата, строится в лучшем случае 80 млн кв. м в год.

В массовых секторах жилищного строительства сейчас наблюдается снижение рентабельности строительного бизнеса (а она должна быть достаточно высокой, так как в этой сфере значительны регуляторные риски). Даже в крупных городах во многих дотационных регионах рентабельность упала еще несколько лет назад, а там строились в основном дома по госпрограммам расселения.

Коммерческий застройщик, особенно в провинции, не может продать необходимый объем квартир по ценам, которые покроют расходы на строительство с учетом маржи (которая должна быть немаленькой, опять же, учитывая высокие регуляторные риски), по двум основным причинам.

Во-первых, снижается спрос и на первичном, и на вторичном рынке. У граждан уже несколько лет падают доходы. При этом процентная ставка по ипотечным кредитам сейчас выше, чем год назад, и объемы ипотечного кредитования не растут.

К тому же в банковской системе России по-прежнему сверхжесткие требования к получению кредитов, не соответствующие экономическим реалиям, из-за этого целые категории нуждающихся в квартирах не проходят через банковский фильтр.

Ипотечные кредиты в нашей стране очень дорогие — они в три-четыре раза дороже, чем ипотечные кредиты в развитых странах мира

Во-вторых, растут затраты застройщиков. С реформой долевого финансирования — введением эскроу-счетов — они не могут получить финансирование в прежних объемах и на прежних условиях.

Что делать в этой ситуации? Типичный ответ, звучащий в том числе и в коридорах власти, — увеличивать объемы ипотечного кредитования и госпрограммы субсидирования процентной ставки.

Этим путем, безусловно, нужно идти. Но следует помнить, что ипотечные кредиты в нашей стране очень дорогие — они в три-четыре раза дороже, чем ипотечные кредиты в развитых странах мира, и остаются таковыми даже при субсидировании процентной ставки. То есть квадратный метр, переоцененный за счет инфляции издержек застройщика, с помощью ипотеки становится поистине золотым.

Может ли себе позволить возврат большого, дорогого ипотечного кредита семья, которая рискует потерять один из источников дохода? Вопрос риторический.

К тому же ипотека так устроена, что, если произойдет сбой при внесении платежей, связанный, например, с потерей дохода одним из членов семьи, домохозяйство может потерять и квартиру, и платежи банку, которые уже были внесены за нее. Ипотечные каникулы снизят остроту проблемы, но со стороны банков не видно желания широко пользоваться этим инструментом. Он, скорее всего, будет применяться в исключительных случаях.

Третий способ решения квартирного вопроса не предполагает покупку квартиры в кредит и не требует значительного финансирования строительства за счет государства

Другой способ «поднять» рынок жилищного строительства, предлагаемый экспертами, — массовое строительство арендного жилья за государственный счет. Программа строительства арендного жилья была разработана Минстроем России в начале 2010-х годов. Но масштабного строительства арендного жилья мы не видим, хотя это важный способ решения проблемы, используемый во всем мире. Деньги на это в федеральном бюджете есть. Но готов ли Минфин согласиться на то, чтобы не создавать резервы, а расходовать средства? Пока, судя по всему, нет.

Можно ли уповать на финансирование со стороны субъектов Федерации? Даже в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области, ХМАО, ЯНАО и других богатых регионах, где ведется большое бюджетное строительство в рамках программ расселения, мы массового строительства арендного жилья не видим. Хотелось бы надеяться, что подходы в губерниях будут пересмотрены.

Но есть и третий способ решения квартирного вопроса и подъема жилищного рынка. Он не предполагает покупку квартиры в кредит и не требует значительного финансирования строительства за счет государства. Это жилищная кооперация.

Это направление было фактически под запретом в первое пореформенное десятилетие, хотя жилкооперативы были популярны в советское время: квартиры с помощью жилищных кооперативов приобретали те, кто не мог рассчитывать быстро получить квартиру по очереди на предприятии или по исполкомовской очереди. Младореформаторы считали, что жилкооперация — нерыночный путь. Но она довольно широко применяется в развитых странах как способ решения жилищной проблемы, параллельный ипотечному. В послевоенной Германии, например, этот способ был даже приоритетным по отношению к ипотеке.

Понятно, что очередь на покупку квартиры будет двигаться тем быстрее, чем быстрее будет пополняться паевой фонд

Суть жилищной кооперации в том, что квартира покупается в складчину — по номиналу. Кооперативные средства предоставляются на беспроцентных условиях: кооператив — некоммерческая организация, это, по сути, касса взаимопомощи. Свою деятельность кооператив финансирует за счет вступительных и членских взносов, но даже с их учетом квартира оказывается на порядок дешевле ипотечной.

Предположим, в кооперативе объединяются десять человек. Сначала покупается квартира для одного, потом для второго, затем для третьего. От них начинают поступать возвратные платежи, в кооператив приходят новые пайщики — за счет этого очередь на покупку квартиры движется.

Понятно, что она будет двигаться тем быстрее, чем быстрее будет пополняться паевой фонд. Потому принципиальное значение для развития жилищной кооперации имеет, во-первых, возможность пополнения паевого фонда из госбюджета, во-вторых, привлечение новых членов.

Бюджетное пополнение паевого фонда в Германии доходило до четверти объема паевого фонда, оно было распространено и у нас в советское время. А привлечение новых членов обеспечивается прежде всего межрегиональной моделью кооператива и тем, насколько быстро движется очередь на квартиру. Понятно, что чем быстрее она будет двигаться, тем больше желающих будет стать пайщиками кооператива.

Невысокая скорость движения очереди на покупку квартиры — это фактически единственный реальный риск, связанный с кооперативами. Риска погибнуть под грузом неплатежей у кооператива нет — по одной простой причине: он покупает квартиру для пайщика, но в собственность кооператива, и только в момент полного возврата кооперативных средств она переходит в частную собственность пайщика.

Положение жилищных кооперативов в России двойственное

В случае неплатежей со стороны пайщика кооператив имеет возможность продать квартиру. Именно поэтому кооператив не интересует кредитная история пайщика, он легко идет на составление индивидуального графика платежей, если у пайщика возникли временные материальные трудности — кооператив защищен от неплатежей со стороны пайщика. Если пайщик точно не сможет расплатиться, он выходит из кооператива, но при этом ему, согласно ЖК, возвращаются все внесенные им паевые платежи.

Жилищные кооперативы в России начали возрождаться прежде всего с появлением специальных положений о ЖК в Жилищном кодексе. И сейчас жилищных кооперативов в стране немало, хотя точной статистики никто не ведет. Есть довольно много небольших кооперативов — например, кооперативов при застройщиках. Есть довольно крупные кооперативы, созданные при финансовой поддержке властей субъектов Федерации и муниципалитетов, — как правило, это кооперативы для государственных и муниципальных служащих.

Положение жилищных кооперативов в России двойственное. С одной стороны, есть нормы законодательства — жилищного и гражданского, более или менее позволяющие нормально работать. С другой — в законодательстве немало коллизий, мешающих действительно масштабной работе. Например, вопрос о возможности вносить в качестве паевого взноса материнский капитал.

Нам требуется специальное законодательство о жилищной кооперации, которое может быть подготовлено, например, по немецкому образцу, где за много десятилетий разработана детальная законодательная база деятельности ЖК. И по крайней мере, часть средств, направляемых на субсидирование процентной ставки по ипотеке, можно было бы направлять на финансирование паевых фондов жилищных кооперативов.

Лучшие мировые практики жилищной кооперации могут быть положены в основу масштабного развития это направления строительства жилья в нашей стране. А развивать его для быстрейшего решения жилищной проблемы в России абсолютно необходимо.

Ссылка на основную публикацию