Распределение нагрузки у преподавателей

Учебная нагрузка педагогов и основания ее изменения

Краткое содержание:

Конец учебного года в образовательных учреждениях – это не только радость в предвкушении предстоящего отпуска, но и возможные конфликты вследствие распределения учебной нагрузки на следующий учебный год. Как правило, вопросы у педагогов возникают в случае изменения количества педагогических часов. Попробуем разобраться, на что может рассчитывать педагогический работник при тарификации на следующий учебный год.

Согласно ст. 333 Трудового Кодекса РФ, порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, а также основания ее изменения, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данного требования трудового законодательства был издан Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

При тарификации на новый учебный год необходимо помнить о следующих базовых принципах:

  • любые изменения педагогической нагрузки оформляются письменно дополнительными соглашениями к трудовому договору;
  • уменьшение педагогической нагрузки без согласия педагога допускается только: а) при изменении учебных программ и б) при уменьшении количества обучающихся или классов;
  • во всех остальных случаях изменение педагогической нагрузки допускается только по соглашению сторон трудового договора;
  • преподавателям, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы и для которых установлена норма 18 часов в неделю на ставку, сохраняется объем нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных дисциплин.

Рассмотрим типовые ситуации, которые могут возникнуть при распределении нагрузки на новый учебный год.

Увеличение нагрузки

Увеличение учебной нагрузки возможно только по соглашению между учителем и администрацией. Ситуаций, когда возможно увеличить педагогическую нагрузку без согласия учителя по инициативе администрации, в Приказе №1601 не предусмотрено. Оформляться оно должно в письменной форме в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. При этом надо трезво оценивать свои силы, потому что в случае необходимости уменьшить нагрузку потребуется согласие работодателя, так как соглашение сторон подразумевает согласие обеих сторон трудового договора.

В то же время недопустимо произвольное увеличение нагрузки без согласия учителя, например, в случае увольнения другого педагога и необходимости перераспределения освободившихся часов.

Уменьшение нагрузки

По общему правилу уменьшение нагрузки на новый учебный год возможно только по соглашению сторон. Для учителей, нормируемая часть нагрузки которых составляет 18 часов в неделю и для которых данная школа является основным местом работы, действует дополнительная гарантия сохранения объема нагрузки и преемственности преподавания предметов.

Есть две ситуации, когда уменьшение нагрузки возможно без согласия учителя:

  • уменьшение часов по учебной программе;
  • уменьшение количества обучающихся или учебных классов.

Учитель должен быть уведомлен о предстоящем уменьшении учебной нагрузки не менее чем за 2 месяца до предстоящих изменений в письменном виде с указанием причин, повлекших данные изменения. Как уже было сказано выше, причин может быть две: изменение учебных программ или уменьшение количества классов. То, что администрация взяла на работу нового учителя, которому нужно дать педагогическую нагрузку, к причинам, по которым допускается уменьшение нагрузки данного преподавателя без его согласия, не относится.

Возможна ситуация, когда уменьшение нагрузки учителя-специалиста обосновывается тем, что часть нагрузки выделена ему не по профилю преподаваемых дисциплин и на данные предметы был взят учитель с профильным образованием. Например, учитель, закончивший педагогический ВУЗ по специальности «учитель биологии» ведет биологию и географию. Администрация принимает на работу нового учителя географии и передает ему часы географии под предлогом того, что первый учитель является по диплому учителем биологии, а не географии. Данная ситуация является нарушением трудового законодательства.

Во-первых, согласно требованиям Приказа Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» к должности учитель предъявляются следующие квалификационные требования: «высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы». То есть наличие высшего педагогического образования дает право на ведение любого учебного предмета. То, что «по диплому» педагог учился на учителя биологии не означает, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к учителю географии, так как обязательным для учителя является либо наличие педагогического образования (любого профиля), либо наличие профильного образования (по предмету), либо любого высшего образования с дополнительной подготовкой по профилю преподаваемого предмета.

Во-вторых, как было сказано выше, уменьшение учебной нагрузки без согласия учителя недопустимо. Данные действия работодателя являются нарушением Закона и могут быть оспорены.

Особо следует обратить внимание на количество часов педагогической нагрузки, которое получит учитель после ее уменьшения. Если количество часов будет меньше, чем предусмотрено нормой на ставку, например, 17 часов в неделю вместо 18 часов, то в этом случае работа в текущем учебном году не войдет в стаж, дающий право на получение пенсии по выслуге лет.

Учителям 1-4 классов при передаче преподавания иностранного языка, рисования физкультуры или музыки учителю-специалисту должна быть обеспечена догрузка до ставки другими видами педагогической работы (преподаванием в группе продленного дня, ведением кружков или факультативов и т.д.). Другие предметы, например, уроки труда можно передать другим учителям-специалистам только с согласия учителя.

Если же все-таки принято решение об уменьшении количества нормируемой части нагрузки учителя вследствие изменения учебных программ или количества классов, то администрация школы должна полностью следовать правилам статьи 74 Трудового Кодекса РФ. Помимо заблаговременного за 2 месяца письменного уведомления учителя о предстоящем уменьшении учебной нагрузки необходимо получить письменное согласие учителя на продолжение работы в новых условиях, а в случае отказа предложить другую имеющуюся в школе нагрузку. Нарушение администрацией школы данной процедуры может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.

Несоблюдение двухмесячного срока уведомления об уменьшении нагрузки

В данном случае администрация в течение двух месяцев будет обязана оплачивать работу учителя по ставке, действовавшей на момент до уведомления. Например, учителю сообщили в письменном виде об уменьшении нагрузки с 20 до 18 часов в неделю 28 августа. Таким образом, оплата работы педагога до 28 октября будет осуществляться из расчета 20 часов в неделю (хотя фактически он будет работать 18 часов в неделю). И только с 29 октября возможно осуществить оплату труда по новой ставке.

Распределение нагрузки учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком

Согласно Приказу №1601 нагрузка учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, определяется по общим правилам, а затем распределяется между другими педагогическими работниками. Следовательно, когда учитель выходит из отпуска по уходу за ребенком, за ним должна быть сохранена нагрузка в том объеме, в котором она была на момент его ухода в отпуск.

Таким образом, действующее законодательство защищает учителей от произвольного изменения учебной нагрузки на новый учебный год со стороны администрации образовательного учреждения. Любые изменения должны осуществляться с согласия учителя. Ситуации, когда изменения нагрузки допустимы по инициативе администрации ограничены и порядок их применения строго регламентирован.

Распределение нагрузки у преподавателей

  • УНИВЕРСИТЕТ
  • СТАДИС
  • РЕДАКЦИЯ
  • DOXA_OVD

Российские преподаватели трудятся значительно больше своих зарубежных коллег — такие выводы делают представители независимых профсоюзов и ученые, имеющие опыт работы за границей. Руководители многих вузов неверно трактуют понятие учебная нагрузка и неудачно распределяют часы, что иногда угрожает здоровью преподавателей. Вдобавок к этому, в течение нескольких лет в российской высшей школе вводится новая мера стимулирования сотрудников — эффективный контракт, который строго привязывает вознаграждение к результатам работы.

Это второй материал DOXA про оптимизацию труда в российской академии; прошлый был посвящен краткосрочным контрактам и конкурсу на замещение должностей. Здесь расскажем о том, что такое учебная нагрузка, об ошибках администрации в разработке стимулирующих показателей и о дискриминации преподавателей-совместителей — в последние годы эти проблемы стали ключевыми для российского высшего образования.

Парадоксально, но в российском высшем образовании сам вопрос о том, что такое учебная нагрузка – то есть какие виды работы со студентами должны занимать время преподавателя — остается невыясненным и трактуется каждым вузовским управленцем по-своему. Минобр устанавливает лимит 900 часов учебной нагрузки в год — это верхний предел. Но администрации некоторых вузов приравнивают учебную нагрузку к контактной нагрузке, то есть к тем задачам, которые связаны с непосредственным общением со студентами: лекции, семинары, консультации, зачеты, экзамены и другая подобная работа. Вместе с тем очевидно, что преподавательский труд не сводится только к встрече со студентами в аудитории. Например, существенная его часть — проверка работ учащихся — фактически не является контактной и может выполняться дома. Выходит, что важнейшие составляющие учебного процесса, такие как проверка работ студентов, научное руководство, подготовка к занятиям, многими вузами не признаются как учебная нагрузка и вообще не учитываются. Появляется огромное количество дополнительных задач, которые не всегда оплачиваются, но существенно увеличивают нагрузку на преподавателя.

Помимо учебной нагрузки, у преподавателей есть и другие виды работы: исследовательская, методическая, организационная. Все вместе они должны укладываться в годовой максимум 1450–1550 часов при 36-часовой рабочей неделе, однако учебная нагрузка занимает непропорционально большую долю от этого лимита. Такое положение вещей приводит к тому, что у преподавателей не остается времени заниматься исследованиями. В итоге реальное количество отработанного времени зачастую выходит даже за рамки 1550 часов — ученые просто выполняют задачи в свободное время.

В начале июня независимый профсоюз «Университетская солидарность» в своей статье задал Министру образования и науки Валерию Фалькову 17 вопросов о наиболее острых проблемах российского образования. После выхода материала представителей профсоюза неожиданно пригласили на очную встречу с министром. В статье ряд вопросов посвящен конкретно преподавательской нагрузке и возникающей в связи с этим неоплачиваемой работе.

Как отмечает «Университетская солидарность», юридическая сторона проблемы состоит в том, что не установлены общие для всех вузов примерные нормы распределения учебной нагрузки и не дается четких разъяснений, какие виды работы должны оплачиваться. О необходимости разработать нормы по нагрузке, в частности, говорится в Отраслевом соглашении — документе, который регулирует трудовые отношения в вузах, относящихся к Минобрнауки. Эти меры могли бы помочь избежать ситуации, когда большая часть или вся учебная нагрузка в рамках 900 часов в год приходится на аудиторные занятия, а другие виды преподавательской деятельности становятся «дополнительными». В профсоюзе также отмечают, что текущая аудиторная нагрузка вузовских работников превышает показатели зарубежных университетов в 3-5 раз; таким образом меры, которые на первый взгляд расширяют права вузов, позволяя самостоятельно разрабатывать нормы нагрузки, фактически ведут к ухудшению условий труда преподавателей.

В прошлом учебном году в одном из технических вузов Санкт-Петербурга сложилась ситуация, в которой все рабочие часы гуманитарного факультета пришлись на первый семестр. Преподаватель этого учебного заведения на условиях анонимности рассказал DOXA о своем опыте экстремальной рабочей нагрузки.

Рабочие часы в этом университете тарифицируются неравномерно, а нагрузку преподавателей устанавливает администрация, распределяя время. «Если мне все часы поставят горловыми [Контактная работа с применением голоса. — Прим. ред.], то можно будет умереть смело», — рассказывает собеседник. Преподаватель отмечает, что администрацией этого технического вуза не учитывается специфика работы представителей разных наук. На гуманитарном факультете в первом семестре сотрудники отработали почти две ставки. В отличие от специалистов технических специальностей, для гуманитариев такая интенсивность оказалась невыносимой: «”Химики могут так работать, а почему вы выпендриваетесь?” Но химики приходят на пары, дают практическое задание и могут дальше сидеть, читать газеты. Семинары по химии, по информатике и, например, по философии или истории — это разные вещи», — поясняет собеседник.

Преподаватель рассказывает, чем обернулась для сотрудников такая ситуация: «Люди в прошлом семестре сомневались, что переживут его. У них текла кровь из носа, были головокружения, вплоть до рвоты. В медпункте преподавателям ставили диагнозы ‘переутомление’. Мы не восстанавливались за ночь и ложились спать на гимнастическом коврике под столом на коротких и длинных перерывах, карауля друг друга». Преподаватель отмечает, что это касалось всех — не только молодых ученых, но даже коллег за 60 лет.

По словам собеседника, его нагрузка распределяется так: больше всего аудиторных часов, затем проверка письменных работ, бумажная административная работа — на третьем месте. Преподаватель указывает на то, что распределение нагрузки не оставляет достаточно времени для исследований. Более того — исследовательская работа сверх нормы не учитывается. «Условно, люди могут сделать 10 статей, но в отчете все равно укажут только две», — рассказывает преподаватель. По этим правилам докторская диссертация собеседника была засчитана как обычная статья.

Другую проблему преподаватель видит в административной иерархии. Количество учебных часов увеличивается, и это не согласовывается с профессорами. Собеседник отмечает, что при такой нагрузке невозможно нормально готовиться к занятиям, например, прочитать все актуальные исследования по своей теме за последние месяцы. Это приводит к тому, что преподаватели проводят занятия спустя рукава — сил на работу с полной отдачей не хватает. «На моей памяти количество учебных часов на преподавателя только увеличивается».

Григорий Юдин, философ и социолог из Шанинки и ВШЭ, также имеет опыт преподавательской работы в США и сравнивает ситуацию с российской. По его словам, профессора в Америке нередко сильно перерабатывают, что относится даже к «большим» ученым. Посвятить себя значительным проектам, которые могут продвинуть науку вперед, им мешает чудовищная рабочая нагрузка. Но даже это несопоставимо с российской ситуацией: «Уровень, на котором американские коллеги перегружены работой, помножьте на 4 или на 5, и вы получите российскую нагрузку. Мне просто не верят, когда я говорю коллегам из США о том, что в России люди проводят по двенадцать пар в неделю, и это еще неплохо. Это за пределами всего, что можно считать разумным».

Эффективный контракт неразрывно связан с учебной нагрузкой. Это дополнение к трудовому договору, где прописаны показатели и критерии эффективности сотрудника. По инициативе руководства вузов существенная часть зарплаты при введении такого контракта может переводиться в стимулирующую часть, выплата которой зависит от выполнения этого плана активностей.

Читайте также:  Как переслать деньги с мтс на теле2

Само словосочетание «эффективный контракт» ввел в оборот и продвигал в академических публикациях и медиа Ярослав Кузьминов — действующий ректор и один из основателей Высшей школы экономики. В публикации 2011 года ректор утверждал, что всем организациям, которые хотят быть устойчивыми, необходим эффективный контракт. Одно из двух главных условий успешного стимулирования сотрудников, по его словам, — наличие профессиональных сообществ, способных оценивать труд коллег в своей предметной области.

Эта мера оптимизации не уникальна для образовательных учреждений. Перевод работников бюджетной сферы на такие контракты был запущен майскими указами 2012 года. Президент, среди прочего, обещал поднять зарплату преподавателям вузов и научным сотрудникам до 200% от средней зарплаты в регионе.

К сожалению, нам не удалось поговорить с Ярославом Кузьминовым о достоинствах и недостатках эффективного контракта — запрос DOXA остался без ответа.

Вузы используют разные способы достижения этих формальных показателей. Одной из основных мер стало сокращение ставок и численности сотрудников, чтобы достигнуть прописанного в указах соотношения студентов на одного преподавателя — 12 к 1, о чем мы рассказывали в предыдущей статье. Там же упоминался сомнительный статистический метод подсчета средней зарплаты преподавателя, предлагаемый Росстатом, но не отражающий реального положения дел.

Образовательные организации могут устанавливать показатели эффективности самостоятельно, и это становится проблемой. Далеко не каждая администрация способна разработать адекватную систему стимулирующих выплат. Часто прописываются показатели эффективности, которые основаны на внешней, принудительной мотивации сотрудников с крайне слабой индивидуализацией труда.

Один из важнейших пунктов таких стимулирующих перечней —публикационная активность преподавателя. Исследование ВШЭ показывает, что около 50% из опрошенных преподавателей публикуются платно за свой счет, как в российских, так и в зарубежных журналах. Это тревожная тенденция, ведь платные публикации, как правило, связаны с низким качеством журналов и исследований в них. Публикации, таким образом, становятся формальным пунктом послужного списка сотрудника и зачастую не связаны с реальным исследовательским интересом.

Меняются и подходы к оценке знаний, так как в критерии эффективности иногда включается успеваемость студентов. Это деформирует привычные механизмы образовательного процесс — преподавателю теперь экономически невыгодно ставить плохие баллы своим подопечным.

Вузы материально заинтересованы в привлечении новых студентов. Иногда они перекладывают эти обязанности на преподавателей, добавляя последним задачи, которые выходят за пределы их профессиональных обязанностей. Речь идет о так называемой профориентационной работе — активности преподавателя на курсах довузовской подготовки или повышения квалификации; это тоже становится способом получения баллов в эффективный контракт.

Существуют системы надбавок и для руководителей учебных подразделений вузов: деканов факультетов и директоров институтов. В некоторых вузах академических управленцев вознаграждают за рост учебной нагрузки преподавательского состава, новых студентов и низкий процент отчисленных.

Итоги по достижению установленных показателей обычно подводятся летом и зимой — аккурат в период выхода сотрудников в отпуск, что создает дополнительные сложности в решении трудовых споров. Необходимость выяснять отношения с администрацией в отпускной период становится психологическим препятствием к отстаиванию своих прав. Кроме того, при переводе своих сотрудников на эффективные контракты, администрации вузов часто допускают нарушения трудового законодательства: угрозы увольнением при несогласии, отсутствие положенных двух месяцев на ознакомление с условиями контракта. За время введения новой системы оценивания труда преподаватели неоднократно обращались в суды для защиты своих прав.

Сторонники эффективного контракта настаивают, что тот может четко регламентировать обязанности сотрудников и соответствующим образом их вознаградить. На практике перед преподавателями ставятся новые требования, многие из которых приводят к симуляции деятельности.

По итогам анализа первых лет введения эффективного контракта (2012 – 2016 годы) в ВШЭ подготовили практические рекомендации. Авторы признают, что стимулирующие показатели вводятся в организациях формально. Отмечается, что реформы должны затрагивать разные аспекты трудовой деятельности, но пока серьезное внимание уделяется только одному пункту — повышению зарплаты.

В другой статье специалисты Института институциональных исследований ВШЭ отмечают: сегодня нет убедительных доказательств того, что оплата труда по резальтатам положительно влияет на мотивацию преподавателей. Несмотря на это, эффективный контракт и схожие с ним модели оценки активно используются во многих странах.

Григорий Юдин критикует жесткую привязку вознаграждения к результатам научного труда. Социолог указывает на то, что библиометрия усиливает внешнюю мотивацию. В отличие от внутренней, основанной на добровольных творческих стимулах, она не может быть продуктивной в академии. «Люди вместо того, чтобы решать свои исследовательские задачи и заниматься познанием, начинают заниматься публикацией статей. В этом нет ничего плохого, пока это не превращается в самоцель — опубликовать хоть что-нибудь».

Основной академической единицей, по мнению социолога, должны быть научные коллективы, а не отдельные исследователи: «Профессионализм предполагает совместную работу, ученые всегда находятся в сообществе. Завязка работы на простые внешние стимулы, как правило денежные, приводит к тому, что постепенно размывается сообщество. Каждый начинает работать сам за себя, что противоречит духу научного исследования. Наука не делается в одиночку».

Описывая наиболее предпочтительную модель оценки академического труда, Григорий Юдин говорит, что необходимо учитывать мнения разных стейкхолдеров. Число заинтересованных агентов увеличивается и государство больше не обладает монопольным правом формировать общественный запрос к исследователям. «Тех, на кого надо ориентироваться, становится больше: широкая публика, бизнес, государство, НКО; много агентов. В идеальной модели профессионал должен уметь работать с разными областями. Сложно требовать этого от любого профессионала, но, скажем так, должно быть понятное разделение труда, чтобы какая-то академическая единица могла удовлетворять разные интересы. Для этого необходимо не расшатывать коллективную работу, а ее укреплять».

По мнению ученого, общая логика оценивания должна состоять в том, что профессионалов оценивают профессионалы. Тем не менее, говорит собеседник, это не значит, что другие группы интересов должны молчать, наблюдая как авторитетные ученые хвалят друг друга. «Экспертные советы, которые осуществляют оценивание, должны состоять из ученых, представляющих разные интересы. Это на сегодня наиболее очевидная замена библиометрии, которая непосредственно связана с эффективным контрактом».

Также в своем комментарии Григорий Юдин отмечает, что государству необходимо формировать правильный запрос к экспертам, акцентируя необходимость качественных изменений в той или иной области — количественные показатели не способны решать поставленные задачи. «В том случае, если государство говорит “опубликуйте на 34 процента статей в журналах Q-1 [Высшая по рейтингу категория научных журналов. — Прим.ред.] больше, чем в прошлом году” — эксперт, конечно, не нужен, да и вообще никто не нужен — нужны роботы, которые будут сдавать тексты».

Оптимизация высшей школы привела к еще одному неоднозначному результату: общему сокращению числа преподавателей-совместителей — то есть тех, кто работает в нескольких организациях сразу. Эффективный контракт предполагает работу с полной отдачей в одном месте. Это позволяет, во-первых, формально увеличить зарплатные показатели в документах и выполнить показатели майских указов, ведь вся работа и вознаграждение преподавателя рассчитывается в одном вузе. Во-вторых, предполагается, что это увеличивает лояльность сотрудника единственному месту работы. Однако для некоторых совместителей эффективный контракт стал меньшим из зол и просто позволяет зарабатывать больше. Случается так, что представители профсоюзов выступают не против таких контрактов, а поддерживают их.

В Уральской государственной консерватории отказались заключать эффективные контракты с преподавателями на внешнем совместительстве. Тогда зампред профсоюза учебного заведения обратилась в суд с требованием заключить с ней эффективный контракт и произвести выплаты за учебный год. Светлана Мусафина работает сразу в трех организациях — музыкальной школе, музыкальном училище и в самой консерватории. Контракт с индивидуальными показателями для нее куда более выгоден.

В ходе разбирательств упоминалось письмо Министерства культуры с пометкой «для служебного пользования» в котором якобы запрещалось заключать эффективные контракты с преподавателями на совместительстве. В итоге суд признал, что «майские указы» распространяются на внешних совместителей и обязал консерваторию заключить со Светланой эффективный контракт, начислив ей полагающиеся баллы за отработанное время. Тем не менее администрация консерватории не спешит исполнять решение суда и рассчитываться с преподавателем.

Светлана Мусафина признает, что требование эффективного контракта — вынужденная мера. «Я бы с удовольствием работала в условиях, когда людям платят достойные оклады без эффективного контракта, но в консерватории очень сильно ограничивают совместителей. По сути преподавательский состав разделен на бедных и богатых». Светлана сообщает, что максимальный профессорский оклад без стимулирующей части — 16 тысяч рублей.

«Ты готовишь студентов-лауреатов для консерватории, участвуешь в важных юбилейных концертах, пишешь статьи, а никто это оценивать для тебя не собирается», — с досадой отмечает Светлана.

По словам преподавателя, судебная тяжба негативно повлияла на ее отношения с администрацией. После вынесения решения в ее пользу, Светлана получила уже два официальных выговора. «Сначала мне пришили прогулы, потом ректор сочинил еще одно положение, которое я якобы нарушила, но которое никогда не видела и не читала. На сайте вуза оно появилось в марте 2020 года». Третий выговор может стать последним — за ним следует увольнение. Но это не останавливает преподавателя, и Светлана обжалует действия администрации вуза в суде.

Индивидуальная нагрузка преподавателя

Основные виды педагогической нагрузки преподавателя НИУ ВШЭ:

  • Учебная (аудиторная и внеаудиторная);
  • Учебно-методическая;
  • Научно-исследовательская;
  • Организационно-методическая.

Индивидуальная учебная нагрузка:

  • Планируется в индивидуальном плане учебно-методической работы преподавателя;
  • Рассчитывается заведующим кафедрой/руководителем департамента;
  • Согласовывается с главным экспертом Управления организации учебного процесса;
  • Составляет (для штатного преподавателя) от 900 (максимум) до 375 часов (минимум) в год;
  • Является обязательным документом при оформлении на работу и прохождении конкурса.

Пошаговое оформление индивидуального плана учебной работы преподавателя в системе АСАВ:

Шаг первый “Расчет учебной нагрузки”

Менеджер кафедры/департамента совместно с заведующим кафедрой/руководителем департамента или его заместителем рассчитывает учебную нагрузку кафедры (факультета, департамента), менеджер кафедры/департамента формирует в АСАВ индивидуальную нагрузку каждого преподавателя кафедры/департамента, используя нормы времени по видам контактной работы, установленные ежегодно издаваемым приказом “Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников НИУ ВШЭ”; утвержденные рабочие учебные планы (РУП).

Количество часов планируемой нагрузки должно соответствовать занимаемой должности претендента. В отдельных случаях учебная нагрузка конкретного преподавателя может быть установлена ниже указанного минимума приказом ректора по представлению учёного совета вуза.

Учебная нагрузка штатного преподавателя университета может составлять до 900 часов в учебный год (в пределах должностного оклада).

Индивидуальные планы преподавателей хранятся в АСАВ, распечатываются только при устройстве на работу, после прохождения конкурса и в иных случаях, предусмотренных локальными нормативными актами НИУ ВШЭ.

Для профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ устанавливается следующий объем учебной нагрузки:

Должность ППС

Категория объема учебной нагрузки

Все департаменты кроме кафедры физвоспитания

Кафедра физвоспитания

Средний объем

Верхний предел

Средний объем

Верхний предел

Декан

Профессор

Доцент

Старший преподаватель

Преподаватель, ассистент

Шаг второй «Подписание индивидуального учебного плана»

Претендент на должность подписывает индивидуальный учебный план, указывает дату подписания и визирует его у заведующего кафедрой/руководителя департамента.

Шаг третий «Проверка индивидуального учебного плана»

Претендент на должность или менеджер кафедры/департамента представляет подписанный индивидуальный учебный план, заявление о приеме на работу, резюме и список трудов для проверки главному эксперту Управления организации учебного процесса ДООП Чекмаревой Татьяне Алексеевне (тел. внутр. 27850 с 10.00 до 17.00 в будние дни, адрес: Покровский бульвар, 11, к.L – 406).

Полный комплект документов представляется в Управление персонала при оформлении на работу в первый раз http://www.hse.ru/org/hse/handbook/new_job.

КАФЕДРАЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Сроки подготовки расчетов планируемой учебной нагрузки ППС кафедр (факультетов, департаментов, школ) на 2020-2021 учебный год в АСАВ до 30 мая 2021 г.

Расчет планируемой нагрузки делается в системе АСАВ на основании утвержденных рабочих учебных планов и нормативов для расчета учебной нагрузки по видам учебной работы, утвержденных ежегодно издаваемым приказом “Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников НИУ ВШЭ”.

Для формирования планируемой учебной нагрузки ознакомьтесь с руководством: http://techmill.ru/current/documentation/university/index.html
После окончания формирования расчета нагрузки ознакомьтесь с инструкцией, как согласовать расчет: Согласование планов нагрузки

Нормативные локальные акты НИУ ВШЭ, регламентирующие объем учебной нагрузки НПР на ставку по определенной должности, об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося, прочее:

На 2020-2021 учебный год :
Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогичеких работников на ставку по определенной должности в НИУ ВШЭ на 2020/2021 учбный год – Приложение 1 к приказу от 12.05.2020 № 6-18.1-01/1205-10 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” на 2020/2021 учебный год.

На 2019-2020 учебный год
Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год – Приложение 1 к приказу от 30.09.2019 № 6.18.1-01/3009-13 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год (с изменениями, приказ от 18.12.2019 г. № 6.18.1-01/1812-09 О внесении изменений в Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год) (далее – Пиказ).

Контакты:

Ваши вопросы задавайте по телефону: 8 (495) 772-95-90, доб. 27850 Чекмаревой Татьяне Алексеевне.

Распределение нагрузки преподавателям вуза

Работаю в вузе старшим преподавателем. Нынешнее руководство на свое усмотрение (личные связи) нагружает часть преподавателей нагрузкой до 1,5 ставок +300 почасовая.Соответственно заработная плата у отдельных преподавателей гораздо выше, чем у работающих на 1 ставку.

Неоднократно просила у зав.кафедрой предоставить мне нагрузку 1,5 ставки, так как готова работать.

Обращалась с письмом к ректору. Руководство вуза не видит оснований для вмешательства в деятельность заведующего. При этом ни одним локальным документом распределение нагрузки между преподавателями не регламентировано. Выходит “как хочу так и даю”.

На кафедре работают еще 2 старших преподавателя (мужчины), выполняя одни и те же функции по обеспечению учебного процесса их ежемесячная зарплата значительно выше моей, так как их загрузили 1,5 ставки +300 почасовая.

Подскажите , пожалуйста, какие документы регламентируют действия заведующего по распределению нагрузки среди преподавателей кафедры? Есть ли у меня возможность отстоять такую же нагрузку (равную) как у других преподавателей? Спасибо

    увольнение преподавателя ВУЗа, заработная плата
  • Поделиться
Читайте также:  Оформление земли сельхозназначения в собственность

Ответы юристов ( 5 )

  • 2097 ответов
  • 596 отзывов

А что у Вас на данный счет сказано в трудовом договоре? Вы знакомились с Уставом ВУЗа, Правилами внутреннего трудового распорядка?

В силу ч.6 ст.55 Закона об Образовании, учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения,оговариваемая в трудовом договоре
(контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Касательно нормативов, то лично я ничего не нашёл обязательного в плане порядка распределения нагрузки. (помимо указаний в трудовом договоре).

Скорее всего, это регулируется исключительно внутренними документами ВУЗа и Вашим трудовым договором.

Можете пожаловаться в прокуратуру и Обрнадзор, это должно подействовать

А руководство ВУЗа и представит тогда обоснованный ответ почему нагрузка на одного препода выше, а на заявителя ниже. Клиент только отношения на работе испортит и всё.

Не следует включать эмоции. Надо защитить права преподавателя.

Никаких эмоций, а как раз защита прав клиента. Беспочвенное обращение в прокуратуру ничего Вам не даст, но при этом лишь только испортит к Вам отношения и будет мотивацией к поиску повода к Вашему увольнению.

Таким образом, считаю Вам минус не справедливым.

  • 2641 ответ
  • 837 отзывов эксперт

Оксана, согласно п.6 ст.55 закона РФ «Об образовании» учебная нагрузка педагогического работника
образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте),
ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об
образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Согласно ст.333 ТК РФ Учебная нагрузка педагогического
работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним
пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном
учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,
а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные
образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные
программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, — типовыми
положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации.

Таким образом, договоренность об увеличении нагрузки зависит
как от вас, вашего волеизъявления, так и от вашего заведующего кафедрой, дополнительная нагрузка
оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору, главное чтобы ваши
права были соблюдены, но в данном случае, вы просите наоборот увеличения
нагрузки, чтобы увеличить свое жалованье
и вот тут вопрос как убедить
вашего руководителя чтобы он действовал добросовестно в отношении распределения
нагрузки. Напишите служебную о том, что просите увеличить нагрузку, и укажите,
что обращались уже с такой просьбой неоднократно, и что распределение нагрузок не
совсем справедливое, не знаю можно ли обжаловать такую позицию вашего зав. Кафедрой
в Департамент образования, но если ректорат не помогает, то можно написать
письмо в Департамент, описать несправедливую ситуацию, просить разобраться

Учебная нагрузка: правила распределения

С началом учебного года тема учебной нагрузки для учителей вновь стала актуальной. Какой же должна быть эта учебная нагрузка?
Как защищать права работников учебных заведений при ее распределении?
С подобными вопросами все больше учителей обращаются в научно-методический центр «ГУМАНИСТ». За каждым таким вопросом – индивидуальная проблема. И многое порой зависит от того, в каком регионе находится учебное заведение пострадавшего от административного произвола работника. Везде есть свои ни на что не похожие особенности. Но во всех нарушениях со стороны работодателей при распределении учебной нагрузки все-таки прослеживаются общие тенденции. Это позволяет прибегать к общим, типовым рекомендациям.

Учебная нагрузка относится к обязательным условиям трудового договора. При его заключении учитель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать учителю предусмотренный в нем объем учебной нагрузки. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании» (статья 55, пункт 6) и в Трудовом кодексе РФ (ст. 333, ч. 2). Если по каким-либо причинам в трудовом договоре не указан объем учебной нагрузки, то считается, что учитель работает с тем объемом учебной нагрузки, который ему был установлен приказом директора при приеме на работу.
Казалось бы, все предельно ясно. Но, как известно, закон законом, а в жизни все гораздо сложнее. Путаница и неразбериха с учебной нагрузкой встречаются сплошь и рядом. И происходит это в большинстве случаев из-за элементарного правового незнания.
Характерный пример – распространенное среди учителей заблуждение, что в трудовом договоре нельзя указывать учебную нагрузку меньше ставки. К сожалению, это не соответствует истине. С письменного согласия работника объем нагрузки может быть любым. Возможно, путаница в этом вопросе связана с тем, что от нагрузки зависит право на пенсию по выслуге лет. Начиная с 1 сентября 2002 г. периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781).
Не меньшую напряженность практически в каждом учительском коллективе вызывает и так называемое «временное увеличение нагрузки».
Разобраться в этом вопросе помогает Трудовой кодекс РФ. Он гласит, что учебная нагрузка на определенный срок, в том числе и на один учебный год, может быть установлена только в нескольких случаях. Например, для выполнения учебной нагрузки учителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, или для выполнения учебной нагрузки учителей, отсутствующих в связи с болезнью и по другим причинам.
Также это возможно в случае если необходимо временно замещать учителя, который уволился, и на его место планируется поиск нового работника.
При этом необходимо учитывать, что увеличение учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего учителя является временным переводом на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя, требует согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.
Без согласия работника замещение временно отсутствующего работника на срок до одного месяца допускается только в том случае, если это вызвано чрезвычайными обстоятельствами. Такое немаловажное уточнение можно найти в статье 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
А согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии за дополнительную оплату.
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Аналогично должно происходить и в случае уменьшения учебной нагрузки. Работодатели обязаны уведомить работника об этом в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).
Не всем известно и то, что отдельным категориям учителей, для которых не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой. Подобная норма прописана в Постановлении Правительства РФ № 191.
Это относится к учителям 1–4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам. А также к учителям 1–4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка, или учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения. Учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.
Учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в том числе с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 20 часов в неделю.
Администрация обязана догрузить таких учителей до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, проведение кружков и факультативов, индивидуальных занятий на дому, замена отсутствующих учителей, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверка письменных работ, внеклассная работа и другая педагогическая работа. Передача преподавания в начальных классах других предметов (например, уроков труда) без согласия учителей не допускается.
Учителям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается, зарплата должна выплачиваться следующим образом. Если учебная нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если невозможно догрузить другой педагогической работой, заработная плата выплачивается в размере ставки. Но если учебная нагрузка была установлена ниже нормы за ставку и если также невозможно догрузить учителей другой педагогической работой, выплачивается заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки.
Когда же нагрузка выше установленной нормы за ставку, заработная плата выплачивается за фактическое число часов.
Об уменьшении учебной нагрузки работники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).
И важно помнить, что трудовой договор с работником не может быть расторгнут до конца учебного года при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.
Юридически грамотного работника любое начальство будет побаиваться. Главное – при удобном случае эту грамотность продемонстрировать.
Начните со своего трудового договора или должностной инструкции. Если там не зафиксирован точный список ваших обязанностей и ваша учебная нагрузка, это стоит обсудить с работодателем и документально заверить. Это самый верный способ обезопасить себя от произвольного изменения нагрузки. Если же никакой инструкции нет, работодатель должен понять, что вы обратили внимание на это явное нарушение.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю – старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю – преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год – преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю – учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю – музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю – воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

Читайте также:  Статьи раздела Заключение договора

36 часов в неделю – воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Распределение нагрузки у преподавателей

Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

  • Главная
  • О программе
  • Новости
    • Тематические новости
    • Экспорт из новостных лент
      • Новости среднего и высшего образования
      • Пресса об образовании
      • Вопросы информатизации образования
      • Новости Министерства образования и науки
  • Конференции
  • Информационный блок
    • Информационные материалы

        Вопросы и ответы

        Вопрос: При 36 часовой рабочей неделе и педагогической нагрузке 720 годовых часов преподаватель должен выработать на ставку 1787 часов (согласно производственному календарю). На выполнение учебно-методической, организационно-методической, научно-исследовательской и т.п. работы в таком случае отводится примерно 1787 – 720 =1067 часов, учитывая ежегодный отпуск (1067/12*2 месяца = 178 часов), 1067-178=889 часов, которые учитываются в индивидуальных планах преподавателя. Как правильно рассчитать количество времени, отведенного на выполнение учебно-методической, организационно-методической, научно-исследовательской и т.п. работы при годовой нагрузке преподавателя 1440, 1010 и 1080 часов?

        Обращаем Ваше внимание, что данный вопрос не связан с реализаций Федерального закона «Об образовании в РФ» и не относится к компетенции специалистов Института.
        В качестве примера расчета и применения норм труда преподавателей профессионального образования, может предложить Вам ознакомиться с материалом, приведенным в приложении 1.

        Михалкина Е., д. э. н., профессор, зав. кафедрой управления человеческими ресурсами Южного федерального университета

        Скачкова Л., к. э. н., преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами

        Южного федерального университета

        НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ВУЗАХ: АНАЛИЗ НОРМ ТРУДА

        ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА [1]

        В статье представлен анализ расчета и применения норм труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений: нормы учебной и внеучебной работы, норма учебной нагрузки для дополнительной (почасовой) оплаты труда, норма соотношения численности ППС и студентов. На основе анализа системы нормирования труда ППС в различных российских вузах даны рекомендации по изменению содержания и структуры трудовых функций ППС в связи с переходом на образовательные стандарты третьего поколения.

        Переход российской системы высшего образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, переориентация стратегий наращивания объема знаний у студентов на стратегии развития компетенций в заданных профессиональных направлениях подготовки, значительное сокращение количества специальностей подготовки (с 535 до 107), потеря значительной части объема образовательного контента, сокращение объема учебной нагрузки для преподавателей вузов, введение новой системы оплаты труда для работников бюджетных организаций – все это, безусловно, влияет, с одной стороны, на изменение содержания и структуры трудовых функций и компетенций преподавателей вузов, а с другой стороны, на изменение их мотивации. Многие европейские, азиатские страны, США в числе своих приоритетных стратегических задач развития выделяют стратегию всеобщего высшего образования и создания системы непрерывного образования в течение всей жизни. Очевидно, что и в современной России роль преподавательского труда является особенно значимой в условиях выбора стратегии построения экономики знаний.

        Что представляет собой труд преподавателя на современном этапе развития экономики и общества? Как можно измерить субъективно-творческую составляющую труда преподавателей вузов? Каковы легитимные основы для исследования и установления научно обоснованных норм преподавательского труда? К сожалению, в отечественной литературе эти вопросы еще не стали предметом всеобщего обсуждения и осмысления. В научных публикациях, на научно-практических конференциях, круглых столах по большей части ведутся обсуждения вопросов по поводу уровня подготовки специалистов и бакалавров, соответствия их компетенций требованиям современного рынка труда и бизнеса, внедрения отраслевых систем оплаты труда, перспектив студенческой и преподавательской мобильности, в то время как вопросы расчета научно обоснованных норм труда, формирующих базисную основу для расчета основной части оплаты труда профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов, проблемы стимулирования труда остаются без внимания. Именно эту проблему предлагают обсудить авторы материала.

        Классификация норм труда

        К профессорско-преподавательскому составу высших учебный заведений относят должности, представленные в табл. 1.

        Классификация должностей ППС

        1-й квалификационный уровень

        2-й квалификационный уровень

        3-й квалификационный уровень

        4-й квалификационный уровень

        5-й квалификационный уровень

        6-й квалификационный уровень

        Следуя общепризнанной классификации норм труда, представим классификацию норм труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений (рис. 1)[2] .

        Затраты труда ППС: норма длительности трудового процесса

        В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников” (далее – Приказ N 2075) регламентируется только продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом норма часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы остается вне поля зрения. В Приказе Минобрнауки от 27.03.2006 № 69 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений” (далее – Приказ № 69) 36-часовая неделя определяется с учетом выполнения учебной (педагогической) работы, научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. Например, как распределяется общий фонд рабочего времени ППС в Южном федеральном университете, показано на рис. 2.

        Как правило, в высших учебных заведениях устанавливаются 6-дневная рабочая неделя и, соответственно, 6-часовой рабочий день. Как рассчитывается максимально возможный фонд рабочего времени ППС, показано в табл. 2.

        Расчет максимально-возможного фонда рабочего времени ППС

        при 36-часовой рабочей неделе/6-дневной рабочей неделе

        Календарный фонд рабочего

        Выходные, праздники (дней)

        Среднее значение за

        период 2009 – 2012 гг.

        (70 + 67 + 69 + 67) / 4

        36 часов / 6 дней

        Табельный фонд рабочего

        времени (дней) при 6-дневной

        Строка 4.1 + стр. 4.2

        В том числе дней

        продолжительностью 6 часов

        В том числе предпраздничных

        5 часов x 6 дней

        Максимально возможный фонд

        рабочего времени (с учетом

        Строка 4 – стр. 5

        Для ППС предоставляется ежегодный основной удлиненный (56 календарных дней) оплачиваемый отпуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 “О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам” (ред. от 16.07.2009).

        Нормы трудоемкости и нормы напряженности труда ППС

        Каким образом происходит распределение максимально возможного фонда рабочего времени ППС на учебную (1-я половина рабочего дня) и внеучебную работу (2-я половина рабочего дня) в соответствии со структурой, представленной на рис. 2 ?

        Объем учебной работы (нагрузка 1-й половины дня) каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно и регламентируется коллективным договором между работодателем и работниками, положением об оплате труда работников в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году в соответствии с Приказом N 2075.

        Пример. Так, в Южном федеральном университете норма учебной работы в соответствии с коллективным договором от 31.03.2009 [1] для старшего преподавателя, преподавателя, ассистента ( 1-й , 2-й квалификационные уровни ) составляет не более 800 ч в год, для доцента (3-й квалификационный уровень) – не более 700 ч, для профессора (4-й квалификационный уровень) – не более 600 ч.

        В рамках расчета максимально возможного фонда рабочего времени ППС для выполнения учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) используется условный показатель – продолжительность 1-й половины рабочего дня ППС. Условность данного показателя объясняется, во-первых, неодинаковыми значениями распределяемой учебной нагрузки для различных квалификационных уровней ППС. Во-вторых, на практике учебная нагрузка регулируется расписанием, и в связи с этим преподаватели могут отрабатывать свою норму часов не ежедневно, а в течение определенных дней в неделю (например, преподаватель может быть занят учебной работой 2 – 3 дня в неделю). При этом концентрация учебных занятий (норма напряженности (интенсивности) труда) может превышать не только норму продолжительности 1-й половины рабочего дня, но и норму продолжительности рабочего дня для ППС (6 ч), если расписанием предусмотрены занятия в разных группах, например в группах бакалавров и магистров.

        В зависимости от того, какая в вузе принимается продолжительность 1-й половины рабочего дня (учебная работа), устанавливается норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы для различных групп ППС. В среднем для расчета учебной нагрузки старшего преподавателя, преподавателя или ассистента продолжительность 1-й половины рабочего дня устанавливается на уровне 3 ч. Учитывая, что максимально возможный фонд рабочего времени составляет 241 день (табл. 1) , норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы ППС 1-го и 2-го квалификационных уровней, может составлять 723 ч в год (241 дн. x 3 ч), 18 ч в неделю.

        Каким образом распределяется этот фонд рабочего времени?

        До внедрения в систему высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения при распределении учебной нагрузки руководствовались нормативами, закрепленными в Письме Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 “О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования”. В соответствии с данным Письмом учебная нагрузка распределялась следующим образом (рис. 3).

        Большая доля учебной работы приходилась на аудиторную нагрузку (лекции, семинары, практические занятия и др.) по сравнению с другими видами учебной работы (контроль за самостоятельной работой студентов, руководство курсовыми работами, дипломными проектами, практикой, научно-исследовательской работой магистров). Переход на ФГОС третьего поколения обусловил появление нового содержания не только самого процесса обучения, но и изменение трудовой функции преподавателя вуза. В учебном процессе существенно повышается доля самостоятельной аудиторной (деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы) и внеаудиторной работы студентов (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работы, ведение портфолио), что изменяет роль преподавателя – от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, управляющего индивидуальными траекториями профессионального развития студента (рис. 4).

        Так, например, при разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров вузы ориентируются на то, что доля самостоятельной работы должна составлять не менее 50% от общего объема учебной нагрузки студента. Самостоятельная работа, в свою очередь, делится на аудиторную и внеаудиторную.

        По мнению авторов, такая ситуация объективно создает предпосылки либо для разработки нового федерального документа, содержащего в себе рекомендации по нормам времени для расчета объема и распределения учебной работы в соответствии с ФГОС третьего поколения, либо для разработки единой отраслевой методики проведения исследования в области установления норм времени, которой могли бы воспользоваться самостоятельно вузы для разработки системы должностных окладов ППС. В табл. 3 представлен примерный расчет учебной нагрузки (1-й половины рабочего дня) ППС в вузе.

Ссылка на основную публикацию