Регулятивная функция финансовой ответственности

Общая теория юридической ответственности

Регулятивная функция финансовой ответственности

Регулятивная статическая функция финансовой ответственности начинает осуществляться прежде, чем оформляется динамика налоговых отношений, ведь для оформления динамики отношений необходимо их предварительное закрепление. В немногочисленных работах, затрагивающих проблемы функций финансовой ответственности, утверждается, что она выполняет карательную, превентивную, восстановительную, воспитательную функции.

Однако ни одна из названных функций не может возникнуть, если соответствующие отношения не урегулированы при помощи норм, устанавливающих юридическую ответственность. Первоначально следует определить варианты правомерного поведения, закрепить права и обязанности участников общественных отношений, и лишь затем можно говорить о превенции нарушений этих отношений, а тем более — о карательной и восстановительной функциях налоговой ответственности. Ведь карательная и восстановительная функции реализуются только тогда, когда нарушено регулятивное правоотношение, оформленное регулятивной функцией налоговой ответственности.

Регулятивная функция финансовой ответственности участвует в закреплении и оформлении динамики финансовых отношений.

В числе финансовых выделяют следующие группы общественных отношений:

  1. между РФ, ее субъектами, муниципальными образованиями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающих в связи с распределением финансовых ресурсов страны;
  2. между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;
  3. между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицам — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
  4. между предприятиями, организациями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием бюджетных или кредитных ресурсов.

Регулятивная функция финансовой ответственности участвует в оформлении статики и динамики отношений, входящих в предмет финансового права. Можно конкретизировать, на какие именно отношения регулятивная функция финансовой ответственности оказывает непосредственное воздействие.

В частности, анализ ст. 283 Бюджетного кодекса РФ показывает, что регулятивная функция финансовой ответственности закрепляет отношения по исполнению закона о бюджете; целевому использованию бюджетных средств; перечислению бюджетных средств получателям; своевременному представлению отчетов, связанных с исполнением бюджета; своевременному и полному предоставлению субъектам правоотношений разнообразных сведений; финансированию расходов, не включенных в бюджетную роспись, и т.д.

Объекты воздействия регулятивной функции финансовой ответственности необходимо выявлять не только из анализа Бюджетного кодекса. В Законе РФ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляются отношения владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Различными нормативно-правовыми актами регулируются отношения, связанные с финансированием разнообразных субъектов экономической деятельности, отношения по целевому расходованию предоставленных средств и т.д.

Особая роль здесь отводится ежегодно принимаемым законам о бюджете, в которых не только закрепляется обязанность по целевому расходованию бюджетных средств, но и устанавливаются санкции за нарушение этой обязанности. Например, в ст. 75 ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2000 год» за нецелевое использование органами власти, предприятиями и организациями средств федерального бюджета предусмотрен штраф в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ.

Статья 2 НК РФ гласит: «Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Таким образом, в ст. 2 НК РФ дается перечень общественных отношений, которые регулирует налоговое право.

Регулятивная функция финансовой ответственности фиксирует отношения: по постановке на учет в налоговых органах; своевременной уплате налогов и сборов; представлению налоговой декларации; учету доходов, расходов, объектов налогообложения.

Отдельную группу регулятивного воздействия образуют возникающие между банками, налогоплательщиками и налоговыми органами отношения по осуществлению банками операций, связанных с открытием счетов, предоставлением информации, перечислением денежных средств по уплате налогов и сборов. С одной стороны, регулятивная функция закрепляет общественные отношения в правовых нормах, а с другой — правовая норма, воздействуя на волю и сознание субъектов этих отношений, оформляет динамику общественных отношений.

В конечном итоге регулятивная функция финансовой ответственности способствует нормальному функционированию экономики Российской Федерации, а указанные общественные отношения составляют объект воздействия регулятивной функции налоговой ответственности.

Регулятивная функция финансовой ответственности осуществляется посредством формулирования обязанностей, составов правомерного поведения субъектов. Обязанность действовать правомерно и обязанность воздерживаться от определенного действия влияют на волю и сознание субъектов налоговой ответственности и формируют правомерное поведение. Они упорядочивают поведение налогоплательщика, направляя его в необходимые, одобряемые рамки.

Регулятивная функция финансовой ответственности закрепляет следующие обязанности налогоплательщиков: своевременно встать на учет в налоговых органах; действовать только после постановки на учет в налоговых органах; своевременно предоставлять в налоговый орган информацию об открытии или закрытии счета в банке; своевременно предоставлять декларацию; соблюдать правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения; не занижать налоговую базу; в полном объеме уплачивать налоги; своевременно предоставлять в налоговые органы сведения, необходимые для осуществления налогового контроля.

Она специально устанавливает обязанности банковских учреждений: открывать счета организаций или индивидуального предпринимателя только по предъявлении свидетельства о постановке на учет; своевременно исполнять поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора; не исполнять поручения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента на перечисление средств другому лицу при наличии решения о приостановлении операций по счетам; своевременно исполнять решения налогового органа о взыскании налога, сбора или пени; предоставлять налоговому органу справки по операциям и счетам организаций или граждан.

Закрепляя указанные обязанности, регулятивная функция одновременно закрепляет и ответственность, и налоговый статус участников налоговых правоотношений.

Общие положения о финансово-правовой ответственности

Юридическая ответственность — важнейший институт любой правовой системы, один из главных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. Юридическая ответственность является одной из правовых форм государственного принуждения.

Государственное принуждение по своему содержанию является государственным явлением в связи с его непосредственной взаимосвязью с государственной властью и имеет правовую форму, что находит свое проявление в момент правоприменительной деятельности. Кроме того, государственное принуждение представляет собой систему, функционирующую в правовом пространстве.

В структуру данной системы входят классификационные группы, первичным элементом которых является мера государственного принуждения. Понятие меры применительно к государственному принуждению используется не как количественная характеристика, а отражает качественное содержание, так как с точки зрения соблюдения правовых предписаний субъектами права существуют два вида последствий: правомерное поведение и правонарушение либо иные правовые аномалии. Под видом государственного принуждения принято понимать отраслевое деление принудительных мер, которое впервые было введено в теории административного права.

Любая отрасль права заключает в себе возможность применения принудительных мер и в своем регулирующем воздействии на общественные отношения не может обойтись без государственного принуждения. Финансовое право не является исключением, что обусловлено развитием отечественного законодательства, изменением общественных отношений, развитием рыночной экономики, порождающих возникновение новых видов юридической ответственности.

Как и право в целом, финансовое право воз- действует на общественные отношения путем установления прав и обязанностей между их участниками, обеспечивая реализацию прав и обязанностей возможным государственным принуждением. Особенности принуждения в финансовом праве выражаются через его предмет, цели, принципы, функции и метод, что позволяет также раскрыть роль принуждения в финансовом праве, назначение и правовую природу применяемых в этой отрасли принудительных мер.

Под финансово-правовым принуждением следует понимать воздействие уполномоченными на то органами государства, должностными лицами на поведение субъектов финансовых правоотношений путем применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях (диспозициях) финансово-правовых норм и связанных с наступлением для них отрицательных последствий имущественного, организационного характера в целях борьбы с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также охраны и дальнейшего развития общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Причины, обусловливающие необходимость применения государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства, различны. Например, в сфере бюджетных отношений можно выделить следующие:

  • исключительно важная роль бюджета в жизни государства и муниципальных образований;
  • бюджетная деятельность представляет собой разновидность государственной, которой присущ властный характер;
  • преобладание императивного метода регулирования бюджетных отношений;
  • наличие правонарушений в бюджетной сфере.

В сфере налоговых отношений имеют место такие факторы, как:

  • бюджетообразующее значение налоговых доходов;
  • закрепление обязанности по уплате налогов в законодательных актах;
  • конституциональный характер обязанностей по уплате налогов;
  • наличие массового уклонения от уплаты налогов, влекущее причинение значительного ущерба финансовым интересам государства.

Основное назначение финансово-правового принуждения заключается в борьбе с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также в охране и дальнейшем развитии общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Вся финансовая система, являясь неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета, не может функционировать без института государственного принуждения и без наличия самостоятельного института ответственности.

Важно указать, что система государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства, наряду с мерами финансовой, административной и уголовной ответственности включает также иные правовые средства — меры процессуального принуждения, предусмотренные финансовым (бюджетным, налоговым, валютным), административным и уголовно-процессуальным законодательством.

Меры процессуального принуждения в сфере публичных финансов применяются уполномоченными органами государственной власти в строгом соответствии с предусмотренным законом процессуальным порядком в отношении обязанных лиц с целью создания условий для выполнения возложенных на них задач, а также обеспечения надлежащего уровня исполнительности и поддержания финансовой дисциплины. В отличие от иных процессуальных мер, применяемых в сфере публичных финансов, их применение сопровождается дополнительными обременениями организационного и имущественного характера.

Финансово-процессуальное принуждение — регламентированная процессуальными нормами финансового права деятельность государственных, специально уполномоченных органов по образованию, распределению, использованию денежных фондов государства и муниципальных образований, а также по осуществлению контроля в целях установления законности и эффективности финансовых операций.

Указанная деятельность носит правовой характер и обладает признаками государственного принуждения. Целью применения мер финансово-процессуального принуждения является предупреждение противоправного и стимулирование должного поведения обязанных лиц.

Юридическим основанием применения мер финансово-процессуального принуждения, как правило, является факт совершения финансового правонарушения. Однако некоторые меры могут применяться и при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о возможном нарушении финансовой дисциплины. Важно помнить, что основаниями финансово-правовой ответственности всегда являются финансовые правонарушения. В советский период проблема правонарушений в финансовой сфере и ответственности за них рассматривалась в свете ведущих отраслей права.

Причиной этого, как справедливо полагает О. Н. Горбунова, можно считать то, что на протяжении многих лет финансовому праву не уделялось над- лежащего внимания юридической наукой: «в прошлом это было вызвано общим взглядом марксистско-ленинской теории и политической экономии социализма на деньги, товарно-денежные отношения, цены, себестоимость, рынок в целом как на отмирающие категории. Это имело своим следствием снижение внимания к вопросам бюджета, налогов, банковского кредита. И как результат — недооценка значения и роли финансового права в регулировании жизнедеятельности общества».

В настоящее время существование специального вида ответственности в сфере публичных финансов — финансовой ответственности , не вызывает сомнений, поскольку с развитием финансового, в частности налогового, бюджетного законодательства в науке четко выделяется финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности. Финансово-правовую ответственность можно определить как форму государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, заключающуюся в применении компетентными органами государственной власти к правонарушителю финансово-правовых норм обременений имущественного характера.

К основным признакам финансово-правовой ответственности принято относить следующие:

  • финансово-правовая ответственность — средство охраны правопорядка в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований;
  • финансово-правовая ответственность устанавливается нормами финансового права;
  • основанием финансово-правовой ответственности всегда является финансовое правонарушение;
  • финансово-правовая ответственность связана с применением финансово-правовых санкций;
  • финансово-правовая ответственность применяется специально уполномоченными субъектами;
  • финансово-правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме и др.

Цели финансово-правовой ответственности в законодательстве прямо не указаны, хотя выводятся из целей и задач внутриотраслевых нормативных правовых актов. В частности, в преамбуле БК РФ определено, что этот Кодекс служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ; в преамбуле Закона о валютном регулировании указано, что целью данного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Нормативным порядком определены основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством решения которых достигаются цели налоговой ответственности.

Важно указать, что в теории финансового права устоялось положение о том, что финансово-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, выполняет регулятивную, охранительную, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную, стимулирующую функции.

При этом принципы финансово-правовой ответственности как руководящие, базовые идеи определяют природу юридической ответственности, ее суть, содержание и назначение, механизм действия. Принципы юридической ответственности наряду с ее функциями выражают природу и назначение юридической ответственности. Вопрос о принципах финансово-правовой ответственности дискуссионный, перечень принципов окончательно не сформирован в юридической литературе.

В классификационном ряду принципов финансово-правовой ответственности следует выделить конституционные принципы финансовой ответственности (соразмерность ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым интересам и идеям; наличие вины; равенство всех перед законом и судом; презумпция невиновности, определенность правовой нормы, устанавливающей ответственность) и общие принципы финансово-правовой ответственности (принципы индивидуализации, законности, гуманизма, неотвратимости).

Финансовая ответственность взаимосвязана со всеми видами юридической ответственности (уголовной, административной и др.), что обусловлено системностью юридической ответственности.

Таким образом, выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы соответствующего правонарушения, отличной от природы административного, уголовного или гражданско-правового нарушения.

Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско- правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.

Читайте также:  Нужна ли онлайн-касса для ИП на УСН в 2021 году

Финансовое право.

Финансово-правовая ответственность — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения – санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Государство регулирует финансовые отношения посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для правонарушителей.

Финансово-правовая ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они имеют место последовательно, одно за другим:

1) норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, – нормативное основание;

2) правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт – фактическое основание;

3) правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, – конкретное основание.

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены целями, ради которых она осуществляется. Как социальное явление финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности. Среди них:

карательная (штрафная), имеющая цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;

правовосстановительная (компенсационная), цель которой – восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением;

предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция);

воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его;

охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности;

регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответственность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Для того чтобы указанные функции осуществлялись более эффективно и были достигнуты цели ответственности, она должна осуществляться на основе определенных принципов.

Принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией финансово-правовых норм.

Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого.

Принцип ответственности за вину . К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения.

Принцип равенства перед законом . Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и других особенностей.

Принцип неотвратимости наказания предполагает, что совершение правонарушения неизбежно должно повлечь за собой наказание.

Признаки финансово-правовой ответственности.

Первый признак. Финансово-правовая ответственность – это всегда государственное принуждение. Никакие иные меры общественного, партийного и т. д. принуждения (например, общественное осуждение и др.), даже если они осуществляются в связи с правонарушением, не являются финансово-правовой ответственностью. Причем финансово-правовая ответственность – не само по себе принуждение, а «мера» этого принуждения, она имеет количественные показатели (штраф – в рублях, лишение свободы – в годах и т. д.).

Второй признак. Ответственность наступает только за совершенное финансовое правонарушение. Именно нарушение финансового законодательства является единственным основанием для финансово-правовой ответственности. По своей природе юридическая ответственность является негативной реакцией общества и государства на правонарушение, своеобразной формой защиты общества от нарушений. Государственное принуждение может применяться к субъектам и вне связи с правонарушением, но это не будут меры ответственности.

Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда предполагает определенные лишения, неприятности для правонарушителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный характер лишений предполагает, что правонарушитель испытывает неприятности лично (лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо, лишение свободы). Организационный характер лишений проявляется в том, что человек чувствует дискомфорт в связи с изменением своего статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Лишения имущественного порядка связаны с лишением определенных имущественных, материальных средств (штраф, возмещение имущественного вреда, взыскание неуплаченных налогов).

Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуществляется государством (его органами) в рамках правоприменительного процесса и включает все его особенности и стадии.

Пятый признак. Вид и мера государственного принуждения к правонарушителю – не результат субъективистского решения правоприменителя, они определяются исходя из санкции финансово-правовой нормы. Следует заметить, что государственно-принудительные меры могут осуществляться и на основе диспозиции правовой нормы. Однако юридическая ответственность – всегда реализация санкций.

Исходя из внутриотраслевых норм, предусматривающих ответственность за финансовые правонарушения, финансово-правовую ответственность можно классифицировать по следующим видам: административная, налоговая, бюджетная, материальная, дисциплинарная, уголовная.

Особенность финансово-правовой ответственности заключается в том, что она имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и муниципальных образований, механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный вид юридической ответственности подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.

Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, меры государственного принуждения, а также ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.

Особенность финансово-правовой ответственности проявляется в том, что она выражается в лишениях имущественного (материального) характера. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию).

4.4. Финансово-правовые санкции.

Вопрос о санкции правовой нормы связан с проблемой юридической ответственности. Санкции, предусматривающие юридическую ответственность, носят, как правило, относительно-определенный характер, что вытекает из принципа индивидуализации юридической ответственности в соответствии с тяжестью и последствиями правонарушения и характеристикой личности правонарушителя. Одной из наиболее важных и действенных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является юридическая ответственность. С ее помощью решаются задачи обеспечения стабильности в государстве, охраны общества от преступных посягательств и иных правонарушений, развития и укрепления демократических основ.

Первое упоминание на законодательном уровне термина «финансовые санкции» было в п. 8 ст. 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» [5] , в то же время понятие «финансовая ответственность» впервые было упомянуто в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» [6] .

В научной литературе понятие «финансовые санкции» появилось в 1940 г. Под определением «финансовые санкции» авторы этого учебника понимали наложение ареста на бюджетный счет или временное ограничение его пользования [7] .

Реализация юридической ответственности в финансовом праве в любом случае связана с реализацией санкций финансово-правовой нормы, однако следует отличать санкции, являющиеся мерами ответственности, от иных мер государственного финансового принуждения.

Санкция являет собой элемент правовой нормы, которая предусматривает неблагоприятные последствия для правонарушителя. Санкция существует в правовой норме как стимулятор, воплощенный в действительность лишь при правонарушении. Юридическую санкцию имеет смысл изучать не только под углом зрения юридической ответственности. Применение санкций не ставится в зависимость от вины правонарушителя, поскольку направлены они на восстановление нарушенных прав и обеспечение исполнения обязанностей. Упомянутые выше санкции относятся не к мерам ответственности, а к мерам защиты [8] . Из этого следует, что этот факт не дает оснований для определения юридической ответственности в качестве применения санкций.

Отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступают содержащиеся в них указания на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции. В таких санкциях закреплено государственное осуждение и государственное принуждение правонарушителя.

При рассмотрении финансово-правовых санкций следует бы уточнить сферу их действия. Финансово-правовые санкции закреплены в законодательстве о налогах и сборах, бюджетном законодательстве, в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, в нормативных правовых актах о банковской деятельности, а также рынке ценных бумаг. Специфика общественных отношений также позволяет отграничить финансово-правовые санкции от административных.

Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функции, то и финансово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воздействия на правонарушителя с целью общей и частной превенции. Санкции, в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на:

1) поощрительные санкции. В качестве таковых можно рассматривать применение налоговой амнистии, но лишь в том случае, если субъект выполнит указанные в акте амнистии правомерные действия.

Финансово-правовая поощрительная санкция обладает следующими признаками:

• применяется за заслуженное финансово-правомерное поведение, под которым понимается добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата;

• применяется в случае добровольности поступка;

• присутствует юридическое одобрение позитивных действий, т. е. это форма вознаграждения со стороны общества и государства;

• выступает в качестве юридического стимула, причем самого действенного [9] ;

2) правовосстановителъные санкции, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, на принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государства;

3) карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.

Так, санкции, предусмотренные ст. 116–118, 125–129.2 НК РФ, носят карательный характер, остальные санкции, предусмотренные НК РФ, направлены на восполнение финансовых потерь государства. Компенсационный характер носят большинство мер воздействия, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.

Размеры финансовых санкций предусматриваются специальными статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денежная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджетных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д.

Несмотря на различные способы исчисления, все финансовые санкции имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства.

Процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В некоторых случаях финансовое законодательство предусматривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, налоговые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсрочку по уплате санкции.

Нарушение финансового законодательства неминуемо причиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрализации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя.

Финансовая ответственность: определение понятия, виды, меры пресечения

Финансовая ответственность: определение понятия, виды, меры пресечения.

С того момента, когда наша экономика стала развиваться в направлении рыночной такая дисциплина, как финансовое право приобрела большую популярность. Экономика развивается все больше, что и повлекло разработку такого понятия, как финансовая ответственность.

Определение

Термин появился не так давно, но уже активно используется. Это происходит благодаря тому, что развивается бюджетное и налоговое законодательство, а значит, должны быть нормы, которые регулируют вопрос.

Что же такое финансовая ответственность? Так называют финансово-правовые нормы, которые применяются к нарушителю. Если человек преступит закон, то к нему применят принудительные меры имущественного характера. Полномочиями обладают лишь государственные органы. Наказание выражается в виде штрафа или пени.

С финансовой ответственностью все более или менее понятно, теперь давайте поговорим о финансовом правонарушении. Все это нужно знать хотя бы для того, чтобы понимать, за какой поступок могут наказать.

Правонарушением в области финансов считается деяние, которое претит нормам финансового права, за него человек и будет нести ответственность.

Ответственность

В финансовой сфере предусмотрено наказание, которое зависит от тяжести проступка. То есть во время разбирательства наказание будет назначено не только в соответствии с Налоговым кодексом, но и с другими законами, если преступление затрагивает другие правовые отрасли.

Надо отметить, что в финансовом праве много нюансов, влияющих на процедуру принуждения. Они отличаются от стандартных мер, поэтому считаются узкоспециализированными.

В Конституции сказано, что устанавливать ответственность и меры государственного принуждения можно только на федеральном уровне.

Важно понимать, что виды финансовой ответственности не вызывают лишь неблагоприятные последствия, они направлены еще и на то, чтобы восстанавливать права нарушителя, компенсировать ущерб.

Признаки

Прежде чем разбирать виды финансовой ответственности, нужно разобраться в тех признаках, которые определяют такую ответственность, как правовую.

Итак, к признакам относятся:

  • государственные гарантии;
  • фиксация в правовых нормах;
  • реализация в негативной и позитивной форме;
  • наступление неблагоприятных последствий для нарушителя;
  • государственные меры воздействия — принуждение и убеждение;
  • процессуальная форма.

Так как любая норма права считается разновидностью социальной нормы, то и ответственность может быть негативная и позитивная.

Позитивной считается та, которую человек выполняет добровольно. Каждый гражданин государства должен выполнять свои обязанности и пользоваться правами. При этом мотивация будет у каждого своя. Например, один будет бояться наказания и по этой причине соблюдать закон, а другой лишь потому, что у него высокая социальная ответственность. Получается, что позитивная ответственность — дело добровольное, но при этом государство может принудить человека исполнять ее. Любые угрозы со стороны органов носят только предупреждающий характер и направлены на то, чтобы человек осознал неправильность поведения. Позитивная ответственность является предшественником негативной.

Читайте также:  Наследство после смерти брата сестрой

Когда гражданин нарушает правовые нормы, наступает негативная ответственность. За финансовые правонарушения государство налагает карательные меры на преступника. Чаще всего это взыскания. Финансовая ответственность подразумевает денежные отношения.

Чаще всего наказание подразумевает собой исполнение юридических обязанностей по принуждению. Так происходит, потому что государство действует согласно Конституции, а именно устанавливает принудительные меры, если закон не соблюдается.

Формы негативной ответственности

Мы уже объяснили, какие виды ответственности бывают, давайте теперь разберемся, в какой форме негативная финансовая ответственность может вас настигнуть.

Существует компенсационная ответственность и карательная. К первой относятся все правовосстановительные меры, а ко второй штрафы, которые налагают на нарушителей.

На ком же лежит ответственность за финансовые правонарушения? Чтобы в этом разобраться, достаточно знать ее элементы.

Итак, финансовая ответственность — это:

  • участники;
  • их обязанности и права;
  • объект правоотношений;
  • действия участников.

Кто участвует?

Так как в понятии финансовой ответственности сказано, что она возникает при отношениях двух сторон. Этими сторонами является государство и нарушитель. Государство представлено компетентным органом, который имеет все полномочия на применение карательных мер. Правонарушитель в этом случае оказывается обязанным, его права и обязанности неразрывно связаны, из чего и получается финансовая ответственность.

Орган вправе применять меры государственно-правового принуждения по отношению к преступнику. Важно понимать, что это считается не только правом, но и обязанностью. По этой причине даже в ситуации, когда человек перестает нарушать нормы, государство все равно может наказать его.

Понятие финансовой ответственности предполагает и наличие объекта отношений. Им является правовой статус человека, нарушившего финансовые законы.

Порядок осуществления

Процессуальная форма ответственности делится на три стадии:

  1. Возникновение.
  2. Доказательство факта нарушения и уточнение ответственности.
  3. Применение.

В чем особенность такой формы? В том, что споры финансовой сферы разрешаются в досудебном порядке. То есть сначала выносится предписание об устранении выявленных нарушений, приостановлении финансирования из бюджета и прочее. Например, налоговая служба предлагает покрыть добровольно размер санкций. Если человек отказывается, то дело доходит до суда и деньги взыскиваются принудительно. Хочется отметить, что сотрудники налоговой обязаны предложить мирное решение вопроса.

Так как финансово-правовая ответственность разрешает досудебный порядок рассмотрения, процессуальные отношения могут быть двух видов: гражданские и финансовые.

Изначально в силу вступает финансовый процесс, именно благодаря ему обнаруживается подтверждение финансового нарушения. С этого момента начинается производство по делу.

В случае отказа от добровольного исполнения требования компетентного органа, последний может подать в суд. Там уже дело будет рассматриваться в рамках гражданского процесса.

Важно понимать, что ответственность за нарушение финансового законодательства негативного характера может быть только в том случае, если соблюдался порядок: правовая норма – правонарушение – применение санкций.

Функции

Как и в любой другой правовой отрасти, финансовая ответственность наделена определенными функциями. Наиболее важный мы сейчас рассмотрим.

  1. Штрафная или карательная. Нарушитель должен быть наказан и понести ответственность.
  2. Предупредительная. Предостерегает от совершения новых проступков не только нарушителя, но и окружающих людей.
  3. Компенсационная. Восстанавливает нарушенное право, компенсирует моральный и материальный ущерб, нанесенный человеком.
  4. Воспитательная. Посредством наказания правонарушителя воспитывают.
  5. Регулятивная. Через эту функцию и направляется право, ведь она является частью регулирования финансовых отношений.
  6. Охранительная. Финансовая юридическая ответственность позволяет охранять законные интересы граждан, их свободы, права и имущество.

Чтобы был результат, надо соблюдать несколько принципов, о которых расскажем ниже.

Принципы

Существуют принципы, которые необходимо соблюдать в любом процессе. Для финансовой ответственности они следующие:

  1. Законность. Наказывать за нарушения может только уполномоченный орган, причем должны быть веские доказательства вины. Также обязателен к соблюдению порядок, основания. Все это должно основываться именно на нормативах для финансового права.
  2. Гуманизм. Наказание и процесс применения могут быть только гуманными. То есть незаконно нельзя заставлять человека испытывать физические муки, унижать его достоинство, истязать, даже если он нарушил закон.
  3. Ответственность за вину. Наказать можно только виновного человека.
  4. Равенство перед законом. Неважно какого пола, возраста или социального статуса человек, ведь перед законом все одинаковые.
  5. Неотвратимость наказания. Согласно этому принципу наказание не удастся избежать никому.

Налоговое правонарушение

Если смотреть отчетность по финансовой ответственности, то можно увидеть, что она зависит прежде всего от того, какое правонарушение было совершено. Рассмотрим проступки в налоговой сфере.

Налоговое. Считается умышленным, когда человек осознавал противоправность своих действий и допускал или желал, чтобы наступили негативные последствия. Проступок могут признать совершенным по неосторожности, если нарушитель не понимал, какие последствия он за собой повлечет. Но тем не менее закон предполагает, что он должен был думать об этом.

Сотрудники налогового органа могут обратиться за помощью в суд, но сделать это надо не позже, чем через полгода после нахождения нарушения. Важно, чтобы был составлен акт, который подтверждает факт нарушения.

Если уголовное дело было прекращено или в нем отказали, то срок, в который можно подать документы в суд, отсчитывается после получения соответствующего постановления.

Нарушение бюджетного законодательства

Финансовое право охватывает и эту сторону. Бюджетным правонарушением признают ненадлежащее исполнение или неисполнение утверждения бюджета, рассмотрение последнего и контроля за его исполнением. Обеспечение финансовой ответственности должен предоставить компетентный орган, при этом за такой проступок нарушитель несет уголовное или административное наказание. Все зависит от того, насколько тяжкое совершено преступление.

Бюджетный кодекс прописывает меры финансовой ответственности за правонарушение, которые могут быть применены к лицу.

  1. Блокировка расходов.
  2. Предупреждение о ненадлежащем исполнении полномочий.
  3. Изъятие бюджетных средств.
  4. Наложение штрафа.
  5. Приостановление операций по счетам в кредитных организациях.
  6. Начисление пени.

Иногда просто прекращают оказывать финансовую помощь или сокращают ее размеры. Могут быть аннулированы муниципальные или государственные гарантии. Подобное наказание носит пресекательную форму.

Это не все меры, применяемые к правонарушителям. Полный список можно прочитать в Бюджетном кодексе и федеральных законах.

Кроме того, есть еще восстановительные меры. К ним относятся изъятие бюджетных средств, если они используются не по назначению, возврат денег в ситуациях, когда срок возврата закончился и прочее. Можно применить, например, к предприятиям финансовую ответственность такого рода, или физическим лицам. В любом случае делается это для того, чтобы компенсировать вред или убытки, которые были причинены.

Что такое штраф

Мы много говорили о различных мерах, среди которых часто упоминались штрафы. Так называют не только финансовую налоговую ответственность, но и другие ее виды, взимаемую за нарушение закона. Что касается финансовой сферы, то штраф в этом контексте можно отнести к административному наказанию, ведь не зря все статьи с упоминанием на штрафы ссылаются на Кодекс об административных правонарушениях. Получается, что в Бюджетном кодексе есть только указания на применение тех или иных мер, но конкретных там не прописано.

Чтобы детально изучить информацию, достаточно заглянуть в Налоговый кодекс. Именно там можно найти все сведения о финансовой-налоговой ответственности. Отметим, что в силу законодательства нашей страны подобная ответственность становится налоговой, соответственно, нарушитель наказывается так, как прописано в Налоговом кодексе.

Что такое пени

Наряду со штрафом к нарушителям применяются пени. Термин используют для обозначения неустойки или принуждения к финансовой ответственности. Важно понимать, что пени не гарантирует, в отличие от штрафа, выполнение нарушителем его обязанностей.

Пени начисляются в виде процента от суммы, по которой возникают разногласия. Действует она определенный период и начисляется за каждый просроченный день. Если за весь период лицо не исполнило свои обязательства, то компетентные органы назначают штраф. Последний помогает возместить убытки, которые появились из-за просрочки временного периода.

Хоть и не каждый нарушитель исполняет свои обязательства перед государством в финансовом праве, когда начинает капать пеня, люди задумываются. Не всем же хочется платить гораздо больше, поэтому появляется желание не доводить ситуацию до увеличения суммы.

Кстати, кроме штрафа и пени, остальные меры принуждения в других правовых отраслях не применяются.

К кому применяется

Законы нашей страны сформированы таким образом, чтобы ответственности не удалось избежать никому. То есть принцип равенства работает и здесь. За поступки придется отвечать как физическому лицу, так и публично-образовательной организации или предприятию.

Основной мерой наказания считается списание средств с банковского счета нарушителей. Кстати, деньги могут быть списаны из любого другого финансово-кредитного учреждения, с которым преступник заключил договор.

Деньги, которые изымаются у нарушителя, возвращаются в бюджет соответствующего уровня. Это может быть как муниципальный, так и федеральный бюджет. Примечательно то, что такого рода вливания в основном и формируют бюджет страны.

Финансовые органы

Ответственность несут не только физические лица и предприятия, но и муниципальные организации, а также уполномоченные органы.

Например, налоговые органы ответственны за то, что бюджету были нанесены убытки налогоплательщиками. Законом расценивается подобная ситуация, как бездействие или неправомерность действий сотрудников.

То есть, если возникают ситуации, в которых виноваты сотрудники уполномоченных органов, например, неправильно взыскавшие налоги, то они признаются виновными, а деньги возвращаются потерпевшему лицу. Также наказываются и сами работники в том порядке, который предусмотрен законом.

Это утверждение прописано в Конституции и свято соблюдается. К тому же сотрудник компетентного органа обязан знать все нормы, по которым он действует. И речь идет не только о налоговом законодательстве, но и об административном, конституционном, гражданском, уголовном и трудовом .

Для того чтобы разобраться в ситуации, где на ваш взгляд компетентный орган действовал незаконно, можно подать в суд. Будут изучены все материалы дела, опрошены свидетели, после чего судья вынесет решение.

Заключение

Как видите, довольно опасно играть в игры с законом, особенно это касается финансов. Есть примеры людей, которые успешно уходят от налогов и растрачивают бюджетные деньги, но это не значит, что они действуют правильно. Рано или поздно все нарушители будут наказаны, а именно вы в этот момент поймете, как замечательно соблюдать закон.

Не стоит думать, что ответственность за финансовые преступления бывает только в виде штрафов и пени. На практике для преступников часто наступает уголовная ответственность, а это гораздо серьезнее какого-то штрафа. Есть известная фраза «заплати налоги и спи спокойно», которой и стоит придерживаться.

Мы все хотим жить в цивилизованном государстве, которое руководствуется только нормами права. Часто люди восхищаются обстановкой в Европе, забывая о том, что все зависит от менталитета, а не от правительства. В любой европейской стране граждане платят налоги, а растратить выделенный бюджет не приходит в голову никому. Зато наши соотечественники считают себя выше этого и только требуют всех благ от правительства. Чтобы в стране хорошо жили, нужно делать все по закону. Причем делать так нужно в первую очередь обычным людям. Только так мы сможем добиться того, чего хотим.

Понятие, функции, признаки и особенности финансово- правовой ответственности.

Финансово-правовая ответственность – это применение к правонарушителю мер государственного принуждения – санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Государство регулирует финансовые отношения посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для правонарушителей.

Финансово-правовая ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они имеют место последовательно, одно за другим.

Норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, — нормативное основание.

Правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт — фактическое основание.

Правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, — конкретное основание.

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены це­лями, ради которых она осуществляется. Как социальное явле­ние, финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности.

Карательная (штрафная) имеет цель воздать должное за со­деянное, наказать правонарушителя.

Правовосстановительная (компенсационная) имеет цель вос­становить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением.

Предупредительная (превентивная) имеет цель предупрежде­ния совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окру­жения (общая превенция).

Воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность име­ет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его.

Охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных ин­тересов граждан, охраны собственности..

Регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответствен­ность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Для того что­бы указанные функции осуществлялись более эффективно и были достигнуты цели ответственности, она должна осуществ­ляться на основе определенных принципов.

Принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в определенном законом порядке и в со­ответствии с санкцией финансово-правовых норм.

Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого.

Принцип ответственности за вину. К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения.

Принцип равенства перед законом. Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и других особенностей.

Читайте также:  18210202190070010160 КБК: расшифровка

Принцип неотвратимости наказания предполагает, что совершение правонарушения неизбежно должно повлечь за собой наказание.

Признаки финансово-правовой ответственности.

Первый при­знак. Финансово-правовая ответственность — это всегда государствен­ное принуждение. Никакие иные меры общественного, партий­ного и т. д. принуждения (например, общественное осуждение и др.), даже если они осуществляются в связи с правонарушением, не являются финансово-правовой ответ­ственностью. Причем финансово-правовая ответственность — не само по себе принуждение, а «мера» этого принуждения, она имеет количественные показатели (штраф — в рублях, лишение сво­боды — в годах и т. д.).

Второй признак. Ответственность наступает только за совершенное финансовое правонарушение. Именно нарушение финансового законодательства является единственным основанием для финансово-правовой ответственности. По своей природе юридическая от­ветственность является негативной реакцией общества и госу­дарства на правонарушение, своеобразной формой защиты общества от нарушений. Государственное принуждение может применяться к субъектам и вне связи с правонарушением, но это не будут меры ответственности.

Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда пред­полагает определенные лишения, неприятности для правонару­шителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный ха­рактер лишений предполагает, что правонарушитель испыты­вает неприятности лично ( лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо, лишение свободы). Организационный харак­тер лишений проявляется в том, что человек чувствует диском­форт в связи с изменением своего статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Ли­шения имущественного порядка связаны с лишением опреде­ленных имущественных, материальных средств (штраф, возмещение имущественного вреда, взыскание неуплаченных налогов).

Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуще­ствляется государством (его органами) в рамках правопримени­тельного процесса и включает все его особенности и стадии.

Пятый признак. Вид и мера государственного принуждения к правонарушителю — не результат субъективистского реше­ния правоприменителя, они определяются исходя из санкции финансово-правовой нормы. Следует заметить, что государственно-принудительные меры могут осуществляться и на основе дис­позиции правовой нормы. Однако юридическая ответствен­ность — всегда реализация санкций.

Регулятивная функция финансовой ответственности

В литературе единого подхода к выделению функций финансово-правовой ответственности – нет. Некоторые выделяют всего две функции финансово-правовой ответственности, проявляющиеся в различных аспектах Крохина Ю.А. Финансовое право России. . Учебник для ВУЗов. 4-е изд. «Норма». М., 2011. С.180., другие – обособляют множество различных функций финансово-правовой ответственности Кучеров И.И. Финансовое право. Учебник для ВУЗов. Изд. «Эксмо». 2011. С.70.. Мы выделим четыре, на наш взгляд, наиболее важные функции финансово-правовой ответственности. Но прежде скажем, что функции финансово-правовой ответственности обусловлены определенными целями, которые прямо в финансовом законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач внутриотраслевых нормативных правовых актов Кинсбурская В.А. Налоговая и финансовая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: разграничение понятий//Финансовое право. 2009.№5.С11.. Например, в преамбуле БК РФ, определено, что Бюджетный кодекс определяет правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Выделяют две основные цели финансово-правовой ответственности: охранительную, которая заключается в том, чтобы оградить общество от негативных последствий, связанных с нарушением финансового законодательства; и стимулирующую цель, посредством которой поощряется правомерное поведение субъектов финансового права.

Итак, рассмотрим карательную или, как её ещё называют, штрафную функцию финансово-правовой ответственности. Данная функция реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на причиненный ему вред (также следует отметить, что штраф является одним из источников доходов бюджета). Карательная функция должна применяться в соответствии с принципом индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности. Эти принципы нашли свое отражение в главе 15 НК РФ Сердюкова Н.В. Указ. соч. Автореф. С16.. В качестве примера судебной практики можно привести Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного Округа от 4 мая 2011 года по делу №А42-3354/2010. В данном деле рассматривалась кассационная жалоба ИФНС (ст. 286 АПК РФ), которая доначислила налоги по общей системе налогообложения, пени и привлекла предпринимателя к ответственности за неуплату налогов, указав на неправомерное применение ЕНВД при оказании услуг по монтажу пожарной сигнализации. Как выяснилось, предприниматель, осуществляющий деятельность по монтажу пожарной сигнализации, при отнесении этих услуг к бытовым и при выборе в отношении данного вида деятельности специального налогового режима, руководствовался доступным ему источником информации – разъяснениями, содержащимися в письме Управления МНС России по Красноярскому краю от 21 августа 2003 года №01-07/9548 «О едином налоге на вмененный доход». Однако, п.7 ст.7 ФЗ от 27 июня 2006 года «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» №137-ФЗ, предусматривает, что п.8 ст.75 НК РФ (который гласит, что пени не начисляются на сумму недоимки, образовавшейся у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений органов государственной власти) применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 года. Однако даже, не смотря на то, что предприниматель пользовался уже не действующими разъяснениями, суд, согласно п/п.3 п.1 ст.111 НК РФ, признал данные обстоятельства исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в связи с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога, предоставленных уполномоченным органом. На данном примере видна реализация принципа индивидуализации при реализации карательной функции финансово-правовой ответственности.

Вторая функция финансово-правовой ответственности – это превентивная функция (некоторые авторы называют ее предупредительной) Кобзарь-Фролова М.Н. Отдельные вопросы превенции нарушения законодательства о налогах и сборах.//Финансовое право. 2010.№3.С15.. Данная функция заключается в осуществлении предупреждения финансовых правонарушений посредством побуждения субъектов финансового права к соблюдению норм финансового законодательства. Здесь выделяют общую и частную превенцию. Общая состоит в предупреждении совершения финансовых правонарушений всеми субъектами финансовых правоотношений, а частная – направлена на индивидуально-определенного субъекта финансовых правоотношений, так, например, п.4 ст.114 НК РФ предусматривает увеличение санкции на 100% в случае совершения лицом аналогичного правонарушения.

Следующая функция финансово-правовой ответственности – это правовосстановительная функция, которая заключается в восстановлении нарушенных прав, компенсации материального вреда, причиненного правонарушением. Наиболее ярко данная функция проявляется при реализации норм, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования) Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / отв.ред. Ю.А. Крохина. М., 2008. С. 149..

Рассмотрим, к примеру, Постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского Округа от 26 апреля 2011г. №Ф-09-2037/11-С5. Судом была рассмотрена кассационная жалоба Министерства Физической Культуры и Спорта Пермского Края и Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ» Пермского Края. Данные субъекты заключили в 2007 и 2009 годах договоры на выполнение государственных заданий и Министерство перечислило «ДОСААФ» денежные средства, являющиеся целевыми поступлениями из краевого бюджета Пермского Края. По условиям договора Министерство обеспечивает целевое финансирование выполнения государственного задания за счет средств Пермского Края, а «ДОССАФ» отвечает за целевое использование средств краевого бюджета, выделенных на исполнение договора.

Однако в 2010 году был установлен факт нецелевого использования денежных средств «ДОСААФ» и государственное задание выполнено не было. Суд постановил, в соответствии со ст.289 БК РФ (нецелевое использование бюджетных средств), взыскать с «ДОСААФ» в доход бюджета Пермского Края 5 701 517 рублей, и в доход Федерального бюджета – расходы по государственной пошлине в сумме 15 404 рублей. На данном примере видна высокая значимость правовосстановительной функции финансово-правовой ответственности, т.к. она направлена на компенсацию и устранение вреда государству и муниципальным образованиям.

И, наконец, охранительная функция финансово-правовой ответственности, которая направлена на достижение цели финансово-правовой ответственности – правовая охрана прав, свобод и иных законных интересов граждан и государства Емельянов А.С. Реализация охранительной функции финансового права: Автореф. дис…докт. юрид. наук. М., 2005. С.11. .

В заключении данного параграфа отметим, что главным предназначением функции финансово-правовой ответственности является обеспечение эффективного функционирования механизма финансово-правового регулирования.

Понятие финансово-правовой ответственности. Финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности

Финансово-правовая ответственность — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения – санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Государство регулирует финансовые отношения посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финан-совыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные иму-щественные последствия для правонарушителей.

Финансово-правовая ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они имеют место последовательно, одно за другим:

1) норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, – нормативное основание;

2) правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт – фактическое основание;

3) правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, – конкретное основание.

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены целями, ради которых она осуществляется. Как социальное явление финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности. Среди них:

• карательная (штрафная), имеющая цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;

• правовосстановительная (компенсационная), цель которой – восстановить нарушен-ное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонаруше-нием;

предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со сто-роны окружения (общая превенция);

• воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его;

• охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности;

• регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответственность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Для того чтобы указанные функции осуществлялись более эффективно и были достиг-нуты цели ответственности, она должна осуществляться на основе определенных принципов.

Принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компе-тентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в опре-деленном законом порядке и в соответствии с санкцией финансово-правовых норм.

Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуман-ными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого.

Принцип ответственности за вину. К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонару-шения.

Принцип равенства перед законом. Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного поло-жения и других особенностей.

Принцип неотвратимости наказания предполагает, что совершение правонарушения неизбежно должно повлечь за собой наказание.

Признаки финансово-правовой ответственности.

Первый признак. Финансово-правовая ответственность – это всегда государственное принуждение. Никакие иные меры общественного, партийного и т. д. принуждения (напри-мер, общественное осуждение и др.), даже если они осуществляются в связи с правонарушением, не являются финансово-правовой ответственностью. Причем финансово-правовая ответственность – не само по себе принуждение, а «мера» этого принуждения, она имеет количественные показатели (штраф – в рублях, лишение свободы – в годах и т. д.).

Второй признак. Ответственность наступает только за совершенное финансовое пра-вонарушение. Именно нарушение финансового законодательства является единственным основанием для финансово-правовой ответственности. По своей природе юридическая ответственность является негативной реакцией общества и государства на правонарушение, своеобразной формой защиты общества от нарушений. Государственное принуждение может применяться к субъектам и вне связи с правонарушением, но это не будут меры ответ-ственности.

Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда предполагает определенные лишения, неприятности для правонарушителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный характер лишений предполагает, что правонарушитель испытывает неприятности лично (лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо, лише-ние свободы). Организационный характер лишений проявляется в том, что человек чувствует дискомфорт в связи с изменением своего статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Лишения имущественного порядка связаны с лишением определенных имущественных, материальных средств (штраф, возмещение имущественного вреда, взыс-кание неуплаченных налогов).

Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуществляется государ-ством (его органами) в рамках правоприменительного процесса и включает все его особен-ности и стадии.

Пятый признак. Вид и мера государственного принуждения к правонарушителю – не результат субъективистского решения правоприменителя, они определяются исходя из санкции финансово-правовой нормы. Следует заметить, что государственно-принудительные меры могут осуществляться и на основе диспозиции правовой нормы. Однако юридическая ответственность – всегда реализация санкций.

Исходя из внутриотраслевых норм, предусматривающих ответственность за финансо-вые правонарушения, финансово-правовую ответственность можно классифицировать по следующим видам: административная, налоговая, бюджетная, материальная, дисципли-нарная, уголовная.

Особенность финансово-правовой ответственности заключается в том, что она имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и муниципальных образований, механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный вид юридической ответственности подтвер-ждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.

Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, меры государственного принуждения, а также ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.

Особенность финансово-правовой ответственности проявляется в том, что она выражается в лишениях имущественного (материального) характера. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию).

Ссылка на основную публикацию