Политико-территориальная организация государства

Вопрос № 11 «Политико-территориальная организация государства. Унитарное и федеративное государство»

Форма государственного устройства — это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство

. Унитарное (от лат. «унус» — один) государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

v единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

v одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

v единая денежная система, одноканальная система налогов;

v территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Федеративные государства– сложные государства, т.к. включают в свой состав государственные образования, именуемые субъектами федерации.

Для федерации характерно следующее:

Ø двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

Ø компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

Ø существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

Ø двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

Ø наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

Ø двухканальная система налогов;

Ø суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

Ø после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;

Ø у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Федерации делятся на виды.

Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу)

Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе — демократизации общества.

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

Вопрос № 12 «Конфедерация и иные формы межгосударственных территориальных образований».

Конфедерация – форма государственного устройства, при которой госyдаpства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Конфедерации свойственны следующие черты:

o создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

o создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

o каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

o члены конфедерации обладают правом выхода (сецессии) из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

o неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство — унитарное или федеративное;

o у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация — достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство — США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815–1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.

Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.В результате этого наука называет два класса сложных государств – протекторат и уния.

Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной организации

Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различают объединение монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и конфедерацию. Объединение монархических государств в форме личной или реальной уний возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимо друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит. Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики. Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они часто представляют собой результат стремлений основать единое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австро-Венгрия. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем.

Империя – сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Круг империй очень широк, они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.

Союз – 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью, состоящее и нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика Югославия) или колоний (напр., Австралийский Союз). 2) общественное объединение, организация (в этом смысле используется понятие “свобода союзов”.

Сообщества государств – это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.

(Например Европейские Сообщества – объединение трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 г. К настоящему времени в систему Е.С. входит также значительное количество др. Европейских интеграционных институтов).

Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности

(например, СНГ, Содружество наций – объединение независимых суверенных государств, возникших в результате распада британской колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранее сложившихся общих интересов и в целях содействия международному взаимопониманию).

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Фузии– воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 году).

Политико-территориальная организация государства

Форма государственного устройства – способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей – это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы:

1. как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;

2. на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Унитарное государство (УГ) – представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. В государстве неделимость. Составные части обладают статусом административных территориальных единиц; не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) не имеют своего собственного законодательства. Признаки:

1. один основной закон, одна система законодательства;

2. единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);

3. единое гражданство; единая судебная система;

4. одноканальная система налогов, то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

5. административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.

Три вида современных унитарных государств:

Децентрализованные – местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью (имеют право законодательствовать, обладают финансовой автономией);

Относительно децентрализованные – самоуправленческими началами наделяются мировые территориальные образования (общины, коммуны);

Централизованные – государства, в которых отсутствует местное самоуправление (МСУ), а управление на местах осуществляют назначенные сверху чиновники.

Симметричные УГ – административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают равное положение по отношению к государству в целом.

Ассиметричные УГ – имеется политическая или административная автономия.

Регионализм – форма УГ, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство (Испания, Италия) – это промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Федеративное государство (ФГ, федерация)– многосоставное государство, части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции (Малайзия, Канада, Мексика, Аргентина и другие).

США – 50 субъектов (штатов), Швейцария – 23 кантона, в России – 83 субъекта.

В мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные – Россия и малонациональные – Германия, Австрия.

Федерация – это союз ряда государственных образований. Признаки:

1. территория состоит из территорий ее субъектов;

2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

3. две системы законодательства – общегосударственная и субъектов;

4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии – выхода из состава федерации;

6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;

7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);

8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

10. двухканальная система сбора налогов:

11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;

12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.

В зависимости от правовых оснований образования:

1. Договорные федерации – образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;

2. Конституционные федерации – основанием образования является факт закрепления в Конституции.

По способу образования субъектов федерации различают:

Территориальные федерации – субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;

Национальные федерации – субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее – СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.

Читайте также:  Доверительное управление деньгами рейтинг компаний

Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов – Российская Федерация.

В зависимости от правового положения субъектов:

Симметричные федерации – состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее – Чехословакия).

Асимметричные федерации – фактическое или юридическое неравенство субъектов; наряду с субъектами в состав федерации входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 года – Аляска в США), управление которых осуществляется специально назначенным из центра чиновником; могут быть федеральные владения (прибрежные остров у Аргентины, Австралии), федеральный столичный округ (столица); субъекты юридически равноправны, но отличаются по своему фактическому положению – Россия – 6 видов субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии.

Дуалистический федерализм – жесткое разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Кооперативный федерализм – основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения – более предпочтителен в современных условиях.

4 способа размежевания компетенции:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов – при повышенной самостоятельности субъектов;

2) устанавливается исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы относятся к ведению федерации – в настоящее время не применяется – направлен на повышение централизации федерации;

3) устанавливается 2 компетенции – федеративная и субъектов, а не перечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов – если преследуется цель усилить федерацию, то остаточные полномочия передаются федерации, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то оставшиеся полномочия передаются субъектам;

4) указываются 3 сферы компетенции: федерации, субъектов и сфера конкурирующих интересов (совместного ведения) – сложность определения предметов ведения совместной сферы.

В основном в конституциях федераций дается перечень двух сфер – федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). (Из Малайзии в 1965 году вышел штат Сингапур и образовал город-государство).

Политико-территориальная организация государства. Унитарное и федеративное государство.

Политико-территориальная организация государства – модель (способ) территориальной организации государства или государств, образующих союз.

1. Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Основные признаки унитарного государства

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3. Единая система законодательства;

4. Единое гражданство;

5. Единая денежная единица;

6. Единый государственный язык;

7. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

2. Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

3. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

6. Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Система права и система законодательства.

Система права – это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение (или структура) права, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права.

Правовая система – в широком смысле правовая организация общества, совокупность согласованных и взаимосвязанных юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых гос-ная власть оказывает руководящее, организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Система законодательства – деятельность, направленная на его упорядочение.

Признаки системы права:

• Складываются в соответствии с потребностями общественного развития;

• Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей;

• Характеризуется наличием прямых и обратных связей;

• Должна быть внутренне не противоречивой, согласованной.

Элементы правовой системы:

• Правовые институты и правовые учреждения;

• Правовые понятия, принципы, символика;

• Правовая политика, идеология, культура;

Система законодательства – деятельность, направленная на его упорядочение.

Особенности: сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты; выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позднее; подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих; вновь принятые НПА, а так же прежние, сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе в собрания, сборники законодательства.

Виды систематизации законодательства:

Инкорпорация – форма систематизации, при которой НА, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники и собрания.

Консолидация – форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт.

Кодификация – форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

Билет 12.

Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).

Конфедерация – форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет и имеет собственные органы государственной власти. В конфедерации отсутствует единая конституция, нет единого гражданства. Высшие органы конфедерации не имеют прямой власти над гражданами государств – членов конфедерации. Совместные решения требуют их ратификации членами конфедерации. Конфедерация – не форма государственного устройства.

Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей.

Примерами межгосударственных объединений являются Содружество Наций, Европейский Союз, Совет Европы, а также Содружество Независимых Государств (СНГ) и Сообщество суверенных государств

Система органов межгосударственного объединения выглядит, примерно, следующим образом:

1. высший орган (как правило, Совет глав правительств);

2. исполнительный орган;

3. административный орган (секретариат);

4. комитеты и комиссии по специальным вопросам.

Сообщества (содружества) в силу своих организационных принципов имеют все-­‐таки переходный характер и в зависимости от исторических тенденций могут развиться в более тесный союз (конфедерацию или федерацию) или выступить в качестве этапа окончательной дезинтеграции.

Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА — правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих взаимоотношения в обществе, и характеризующих уровень и особенности его правового развития.

Типология правовых систем.

социалистическую, а также ряд других правовых семей.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт. Страны с романо-германской системой права: Россия, Франции, Италии, Бельгии, Германии, Австрии, Венгрии, Дании, Норвегии, Швеции

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия.

В основах этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту.

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

5.2 Политико-территориальная организация (государственное устройство)

Политико-территориальная организация (государственное устройство)

В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Иногда пишут, что государственное устройство — это организация территории государства, соотношение государства как целого с его составными элементами (частями).

История свидетельствует, что разные государства всегда отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти.

Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).

Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

1) единый центр государственной власти, т. е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд);

2) одна система законодательства;

3) единое гражданство;

4) единая судебная система;

5) одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом (так называемые симметричные унитарные государства). Если же на территории унитарного государства имеются регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (асимметричные унитарные государства). Права у таких автономий несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы этой самостоятельности устанавливаются высшими органами власти страны.

В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма — регионализм, когда автономные образования обладают полномочиями самоуправления, в том числе правом принимать свое законодательство. Например, в Испании, помимо областей, выделенных по национальному признаку (Страна Басков и Каталония), существует территориальная автономия, т. е. области, которым была предоставлена автономия, наделены правом издавать собственные законодательные акты. Аналогичное положение занимают некоторые области в Италии. Согласно Конституции Италии субъекты областной автономии вправе принимать законы по вопросам градостроительства, сельского хозяйства и жилищного хозяйства, а всего по 18 позициям. Однако эти самостоятельные части не обладают государственным суверенитетом. Считается, что регионалистское государство — своеобразная промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными. В первых, как правило, отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.

Федерация — сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США — 50 субъектов (штатов), в Швейцарии — 23 кантона, в России — 83 субъекта, в Индии — 25 штатов и т. д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные — Россия и малонациональные — Германия, Австрия и др. К федеративным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др.

Федерации характеризуются следующими чертами:

1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия);

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

3) две системы законодательства — общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях: в Австрии, Австралии, Канаде его нет);

6) двухканальная система налогов;

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства. Существует четыре способа размежевания компетенции:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов;

2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);

3) устанавливаются две компетенции — федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения).

Оценка способов размежевания компетенции связана с конкретными условиями той или иной страны. При повышении самостоятельности субъектов предпочтительнее первый способ. Второй способ направлен на повышение централизации федерации. При третьем способе, если преследуется цель усилить федерацию, остаточные полномочия передаются федеральным органам, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то остаточные полномочия передаются субъектам. Четвертый способ используется по-разному, но его недостаток состоит в множестве юридических сложностей по определению, а главное — реализации предметов ведения совместной сферы.

В связи с этим в новейшем конституционном законодательстве федераций дается перечень двух сфер — федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов. Этот способ использован в Конституции РФ 1993 г.

В целом же взаимодействие между федерацией и ее субъектами происходит противоречиво: идет как усиление центральной власти, так и ее ослабление. Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладает тенденция к интеграции федерального центра и субъектов при определенных гарантиях прав субъектов. В то же время наблюдаются серьезные всплески сепаратизма, которые имеют место в государствах разного уровня развития — Австралии, Канаде, Индии, Бельгии, Нигерии, России.

Читайте также:  Уголовный закон и его внутренняя структура

Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т. е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). В настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Попытки сецессии заканчивались по-разному. Так, в войне 1861–1865 гг. в США силой оружия были возвращены 11 южных штатов, заявивших о создании своей конфедерации. А Верховный суд США установил, что союз США нерасторжим. В Мексике два штата в 1938 г. пытались осуществить право сецессии, но безрезультатно. Вооруженным путем было пресечено стремление нескольких штатов выйти из состава Нигерии в 60-х годах XX в. Но были и успешные сецессии. Например, в 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур и образовал город-государство, которое успешно развивается.

Вооруженным путем было реализовано право сецессии штатом Бангладеш, который вышел из состава Пакистана и образовал самостоятельное государство в 1973 г. Считается, что право сецессии осуществили в 1991 г. прибалтийские республики.

Теоретически закрепление в конституциях права сецессии является демократическим, особенно если речь идет о праве наций на самоопределение в федерациях, построенных по национальному или национально-территориальному признакам. Но это право не может быть абсолютным и безграничным, поскольку надо уважать права других субъектов, интересы государства как целостного образования, в том числе экономические, культурные и иные связи, сложившиеся в обществе.

Отсутствие у субъектов федерации полного верховенства на своей территории основано на том, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию государства. Более того, в конституциях США, России, Канады, Мексики и др. закреплен приоритет федеральных законов в случаях противоречия между федеральными актами и законодательством субъектов федерации.

Субъекты лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене. Этого права не признает за ними и международное право. В США, Канаде, Австралии факт несуверенности штатов подтвержден решениями верховных судов этих государств. В конституциях названных государств ничего не говорится о суверенитете субъектов федерации.

На развитие федеративных отношений большое влияние оказывает ряд чрезвычайных средств политического и правового характера, которыми обладает федеральный центр. Так, он вправе вводить войска на территорию субъекта для защиты от внутренних беспорядков, устанавливать чрезвычайное положение, когда возможна приостановка полномочий власти на местах, в том числе право отрешать от должности глав субъектов и распускать их парламенты.

Россия по государственному устройству — централизованная федерация. Это обусловлено следующими конституционными установлениями:

1) единство правового пространства (ч. 2 ст. 4);

2) единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8);

3) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);

4) единство системы исполнительной власти в пределах федерального ведения и полномочий Центра по предметам совместного ведения с субъектами Федерации (ч. 2 ст. 77).

Централизация проявляется также в полномочиях федерального Центра вмешиваться в чрезвычайных ситуациях в дела субъектов, а также в учреждении федеральных округов и назначении Президентом РФ полномочных представителей в этих округах.

Как известно, федерация многолика. Существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т. е. самостоятельно реализует свой статус. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.

Кроме того, различают национальную и территориальную федерации.

Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными. Об этом свидетельствует опыт СССР, Чехословакии, Югославии. Преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность. Не случайно в африканской Нигерии при создании федерации штаты были образованы с таким расчетом, чтобы растворить племена по 30 штатам и чтобы ни в одном из них не доминировало ни одно племя.

Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Это доказано, в частности, на опыте США, где были отвергнуты идеи создания негритянской автономии на юге США (так называемый Черный пояс). Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т. е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т. д.

Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус.

В юридической литературе указаны три разновидности асимметрии (проф. В. Е. Чиркин).

К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в их состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. такой территорией была Аляска в США, теперь это самостоятельный штат), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные владения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии, Венесуэлы, которые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями), ассоциированные, т. е. свободно присоединившиеся, государства (например, в США Пуэрто-Рико, Республика Палау).

Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции РФ равноправны в своем положении в Федерации (ч. 1 ст. 5) и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов.

Третья разновидность — так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы асимметрии.

Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию. Но строго говоря, это межгосударственное объединение суверенных государств, и нового государства они не образуют. Поэтому конфедерация будет рассмотрена среди форм межгосударственных объединений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Государственное устройство Древней Руси

4. Государственное устройство Древней Руси Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был

12. Государственное устройство Новгорода и Пскова

12. Государственное устройство Новгорода и Пскова В отличие от Киевской земли, в Новгороде и Пскове после правления Владимира Мономаха процесс формирования власти принял другое направление. Прежде Новгород не возражал против сидения на его столе наследников киевского

§ 1. Задачи, содержание политико-воспитательной работы и ее организация

§ 1. Задачи, содержание политико-воспитательной работы и ее организация Значение политико-воспитательной работы как средства исправительно-трудового воздействия заключается в том, что она формирует мировоззрение заключенного, без чего не может быть действительного

73. Национально-государственное устройство СССР в 1920–1940 гг

73. Национально-государственное устройство СССР в 1920–1940 гг СССР – федеративное государство, юридически оформившееся в 1923 г. подписанием Договора о создании СССР.Система национально-государственного устройства СССР:1) Союз ССР;2) равноправные (вначале – суверенные)

Национально-государственное устройство КНР

Национально-государственное устройство КНР КНР — это унитарное государство с более чем миллиардным многонациональным населением. Демографические особенности КНР таковы, что основное население (хань) составляет 91,96 процента населения страны, а национальные

Политико-административное устройство. Территориальное самоуправление и органы правительственной администрации

Политико-административное устройство. Территориальное самоуправление и органы правительственной администрации В 1990 году в Польше была проведена реформа организации власти на местах, воссоздавшая довоенную систему местного самоуправления. Это нашло отражение в

ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ

ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов

25. Государственное устройство США

25. Государственное устройство США США как государство представляют собой федерацию, объединяющую 50 штатов, федеральный округ Колумбия и несколько независимых территорий.США как федерация характеризуются следующими признаками:1) главенством федеральной Конституции, а

34. Государственное устройство США

34. Государственное устройство США Американская федерация состоит из 50 штатов, федерального округа Колумбия и зависимых территорий.Характерные черты американского федерализма:– безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к

40. Политико-территориальное устройство Великобритании

40. Политико-территориальное устройство Великобритании Великобритания – сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг

§ 2. Единая территория, государственно-территориальная организация территории и единая система государственной власти и управления как гарантия устойчивости федеративного государства

§ 2. Единая территория, государственно-территориальная организация территории и единая система государственной власти и управления как гарантия устойчивости федеративного государства Государственное устройство России до принятия Конституции 1993 года включало в себя

§ 30. Государственное устройство и управление

§ 30. Государственное устройство и управление В 27 году до Р. Х. Октавиан Август сложил с себя ту чрезвычайную власть, которою он пользовался до сих пор сначала в качестве триумвира, а потом один, и, таким образом, «восстановил республику». Но в этой «восстановленной»

§ 34. Государственное устройство и управление

§ 34. Государственное устройство и управление Диархия не могла быть прочной формой государственного устройства, и уже к концу предыдущего периода императорская власть приобретает заметный монархический оттенок. Продолжительные смуты, наступившие после Северов,

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

Форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию власти, отражающую характер взаимодействия государства как целого с составными его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами.

По форме государственного устройства различаются унитарные и федеративные государства.

Унитаризм является наиболее простой и распространенной формой территориально-политической организации государства (Польша, Франция, Великобритания, Испания и др.). Для унитарного государства характерны единые (для всей страны) высшие органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные). Основной структурной единицей являются административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом. На территории государства действует единая система законодательства, одноканальная система налогов, единое гражданство.

Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное. В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности. Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия. Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций.

Федерация – это единое союзное государство, субъекты которого строят свои взаимоотношения с центром на основе разделения предметов ведения. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д. В федеративном государстве существует одна неразделимая суверенная власть. Наличие в федерации отдельных государственных образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями. В противном случае суверенное государство превратилось бы в союз отдельных государств, имеющих возможность отделиться (выйти из состава федерации) в одностороннем порядке.

Для федерации типично наличие двух уровней в системе органов государственной власти – самой федерации, и ее субъектов, а также конституционно закрепленное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (штатами, кантонами, землями). В ряде случаев устанавливается двойное гражданство. Союзный законодательный орган, как правило, двухпалатный: одна из палат представляет и выражает в федеральном парламенте интересы субъектов федерации.

Единую территорию федеративного государства образуют территории составляющих ее субъектов. Двухуровневая система права действует в рамках единого правового пространства, а федеральные законы имеют прямое действие на территории всех субъектов федерации. Как правило, вся полнота власти осуществляется только всей совокупностью государственных органов: федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Целостность федеративного государства, кроме того, обеспечивается единой денежной и налоговой системами, а также едиными вооруженными силами.

Федеративные государства формировались двумя путями. В зависимости от этого выделяют конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации (их большинство) создавались «сверху» путем децентрализации, преобразования унитарных государств. Договорные – образуются в результате объединения ранее независимых государств, существовавших, как правило, в рамках конфедерации.

Различаются национальные, территориальные и смешанные формы федерации. Национальная федерация характеризуется тем, что составляющие федеративное государство субъекты отличаются национальным составом населения, компактно проживающим на определенной территории, особенностями его культуры, языка, быта и т.д. Смешанная форма представляет собой сочетание некоторых признаков национально-территориальной организации союзного государства (в зависимости от национального состава населения) и административно-территориального устройства. Типичный пример смешанной федерации – Российская Федерация.

Читайте также:  Договор ренты с пожизненным содержанием: налогообложение

Следует заметить, что большинство зарубежных федераций построено по территориальному принципу. Несмотря на то, что в основном это многонациональные государства, перед ними не стоит проблема решения национального вопроса (Австралия, Бразилия, ФРГ, США и др.).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды, факторы влияния

3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):

Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы

(Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).

1-й вариант – наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в

формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров,

представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и

2-й вариант – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Президентско-милитаристские республики: возникают в условиях военных режимов, чаще всего это

временная форма, но в Алжире и Нигерии существовала более 10 лет.

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства показывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США , Швейцария ) , равно как и особенности современного развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы , когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений , которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития .

11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.

Форма государственного устройства способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей – это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы:

как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;

на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Унитарное государство (УГ) – представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. В государстве неделимость. Составные части обладают статусом административных территориальных единиц; не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) не имеют своего собственного законодательства. Признаки:

один основной закон, одна система законодательства;

единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);

единое гражданство; единая судебная система;

одноканальная система налогов, то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.

Три вида современных унитарных государств:

Децентрализованные местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью

(имеют право законодательствовать, обладают финансовой автономией);

Относительно децентрализованные самоуправленческими началами наделяются мировые территориальные

образования (общины, коммуны);

Централизованные государства, в которых отсутствует местное самоуправление (МСУ), а управление на

местах осуществляют назначенные сверху чиновники.

Симметричные УГ – административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают

равное положение по отношению к государству в целом.

Ассиметричные УГ – имеется политическая или административная автономия.

Регионализм – форма УГ, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство

(Испания, Италия) – это промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Федеративное государство (ФГ, федерация) – многосоставное государство, части которого обладают

политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство,

в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической

самостоятельностью. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на

договоре или конституции (Малайзия, Канада, Мексика, Аргентина и другие).

США – 50 субъектов (штатов), Швейцария – 23 кантона, в России – 83 субъекта.

В мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные – Россия и малонациональные – Германия,

Федерация – это союз ряда государственных образований. Признаки:

территория состоит из территорий ее субъектов;

двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

две системы законодательства – общегосударственная и субъектов;

субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

отсутствие у субъектов федерации права сецессии – выхода из состава федерации;

непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;

финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);

принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

двухканальная система сбора налогов:

разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;

субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.

В зависимости от правовых оснований образования:

У Договорные федерации – образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;

У Конституционные федерации – основанием образования является факт закрепления в Конституции. По способу образования субъектов федерации различают:

^ Территориальные федерации – субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;

^ Национальные федерации – субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее – СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.

У Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов – Российская Федерация.

В зависимости от правового положения субъектов:

У Симметричные федерации – состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее – Чехословакия).

^ Асимметричные федерации – фактическое или юридическое неравенство субъектов; наряду с субъектами в состав федерации входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 года – Аляска в США), управление которых осуществляется специально назначенным из центра чиновником; могут быть федеральные владения (прибрежные остров у Аргентины, Австралии), федеральный столичный округ (столица); субъекты юридически равноправны, но отличаются по своему фактическому положению – Россия – 6 видов субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии. Также выделяют:

Дуалистический федерализм – жесткое разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Кооперативный федерализм – основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения – более предпочтителен в современных условиях.

Политико-территориальная организация государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Независимо от формы государственного правления и политического режима каждая страна обладает собственной территориальной организацией. Для оптимизации работы административного аппарата в разных странах существуют округа, штаты, районы, губернии и т.п. Деление территории государства происходит с учетом экономических, социальных и национальных особенностей населения, а также по географическому принципу.

Центральная власть часто не способна управлять всеми процессами, происходящими в различных регионах страны. Зачастую это не эффективно. Поэтому часть полномочий может быть делегирована главам субъектов федерации, руководству штатов или округов.

Характерные особенности административно-территориальных единиц:

  1. четко определенные границы;
  2. компактность;
  3. экономическая целостность;
  4. собственные государственные органы и муниципалитеты.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Территориальная организация государства 460 руб.
  • Реферат Территориальная организация государства 280 руб.
  • Контрольная работа Территориальная организация государства 230 руб.

То есть, территориальная организация государства – это установленный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных составных частей каждой страны.

Регионы могут отличаться друг от друга по географическому расположению, уровню экономического развития, национальному составу населения, а также по организации работы органов местного самоуправления.

Современные государства подразделяют на унитарные и федеративные. А такие исторически известные формы территориальной организации, как империя (например, Римская или Османская) или конфедерация, осталась в прошлом.

Унитарное государство

Многие страны отличаются единством территории, населения и организации власти на местах, их называют унитарными (от латинского слова «Единство»). В составе таких стран нет государственных образований, таких как республики.

Унитарные государства, как и все остальные, делятся на административно-территориальные единицы (округа, области, районы и т.п.) Причем, среди них могут быть и автономные образования, для которых характерен высокий уровень развития местного самоуправления. Например, в современной Испании, которая является унитарным государством, существуют и национально-исторические регионы, такие как Каталония или страна Басков, и территориальные образования.

Особенностью всех унитарных государств является единая правовая система и организация работы административных органов. Как правило, парламент такой страны не имеет верхней палаты, в которой заседают представители административно-территориальных образований, отстаивающие интересы своих регионов.

Федеративное государство

Несколько субъектов (республик или других административных образований), объединившихся в государство с целью совместного решения стоящих перед ними задач, образуют федерацию. Обычно такие союзы образуются по территориальному или национальному принципу, а также путем их сочетания.

Например, современное устройство России основано на обоих этих принципах, как и территориальная организация многонациональных Индии и Канады.

Количество субъектов, образующих федерацию, может быть различно. В состав Швейцарии входят 23 кантона, а ФРГ насчитывает 16 земель. По своему устройству Россия представляет собой более сложное образование, она объединяет:

  • 21 республику;
  • 6 краев;
  • 49 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономную область.

Орган высшей законодательной власти любого федеративного государства состоит их двух палат. Нижняя занимается разработкой и принятием законов, а в верхней заседают представители субъектов, отстаивающие интересы своих регионов. В России это Государственная Дума и Совет Федерации, в котором работают по два сенатора от каждой республики, края или области нашей страны.

Конституции современных федеративных государств не признают права выхода из них за субъектами, утверждая целостность и единство каждой страны. Отдельные регионы не обладают собственным суверенитетом и обязаны подчиняться решениям центральной власти.

В настоящее время Россия имеет в своем составе разновариантные субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному принципу. Республики и автономии сформированы на основе этнической принадлежности большинства жителей, а края и области – по географическим и экономическим критериям. Такое устройство страны требует взвешенного подхода к построению отношений между центральной властью и региональными элитами, налаживанию федеральных связей, созданию четкого правового механизма управления на всех уровнях организации государственной власти.

Необходимо учитывать интересы и культурные особенности различных республик и областей, их быт и традиции. При этом все субъекты РФ должны быть равны по уровню социально-экономического развития, по характеристикам бюджетно-финансовых отношений с центральной властью. Только при соблюдении этих условий сохранение национально-культурного многообразия удастся совместить с обеспечением благосостояния всех народов и стратегического единства России по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики.

Конфедеративное устройство

В современном мире больше не существуют империи, известные из истории. Ни одно нынешнее государство, каким бы сильным игроком на международной арене оно ни было, не сравнится с размахом территорий и масштабом влияния Древнего Рима или, например, Византии. И реальных предпосылок к возврату эпохи империализма не наблюдается.

А вот такая редкая форма государственного устройства, как конфедерация, существовала еще в XX веке. И есть вероятность, что попытки создания подобных стран будут предприниматься в будущем.

Конфедерация – это объединение двух или нескольких субъектов, сочетающее в себе признаки международно-правовой организаций. В такие союзы часто вступали соседние страны для борьбы с общим врагом или для достижения конкретных внешнеполитических целей.

В Средневековье и в эпоху раннего становления буржуазных государств конфедерации создавались с целью совместной защиты интересов отдельных территорий, но по причине неустойчивости политической ситуации они часто распадались. Другие же объединения, совместно пережив военные или экономические кризисы, наоборот, укреплялись, постепенно превращаясь в единые страны. Например, Швейцария и США в своем развитии прошли стадию конфедерации.

Отличительной особенностью такой формы государственного устройства является сохранение суверенитета и территориальной целостности каждого субъекта. Как правило, управляют ими лишь один или несколько общих органов, осуществляющих военное руководство или координацию усилий по защите общих интересов.

Характерные признаки конфедерации:

  1. отсутствие единого гражданства, конституции и денежной системы;
  2. общие цели и задачи на международной арене;
  3. каждый субъект сохраняет свой суверенитет;
  4. возможность добровольного выхода из состава объединения.

Конфедерации, создававшиеся в XX веке, быстро распались. Например, африканское государство Сенегамбия, состоявшее из соседних Сенегала и Гамбии, прекратило свое существование в течение нескольких лет. Долго не просуществовала и Объединенная Арабская Республика, представлявшая собой союз Египта и Сирии. Но возникновение конфедераций вполне возможно в будущем, тенденции современной международной политики свидетельствуют о необходимости совместного решения различных задач многими соседними государствами.

Ссылка на основную публикацию