Характерные особенности налоговых сборов: классификация

Характерные особенности налоговых сборов, классификация

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Понятие и признаки сбора

Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
      федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д. региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
  2. местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  3. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
      прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
  4. косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  5. По принципу пополнения того или иного бюджета:
      закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
  6. регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  7. По субъекту платы:
      запланирован для оплаты только физическими лицами;
  8. платят исключительно организации (юридические лица);
  9. предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

ОснованиеНалогСбор
1Цель поступления в бюджетНе имеет определенного целевого назначенияПредназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2Законодательное установлениеНалог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементыЭлементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3Регулярность уплатыНалог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностьюИмеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4Время уплатыПривязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированыНе имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5Окончание платежейПока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налогиПлатится один раз
6Расчет суммыЗависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготыСумма зафиксирована и является равной для всех
7Подход законодателяВводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подходДля суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8Последствия уплатыУплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездноеУплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9Последствия неуплатыПринудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларациейГосударственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10ФормаИсключительно денежнаяЕсли законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ.

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Виды федеральных налогов, ставки по ним и объекты налогообложения

Перечень федеральных налогов небольшой и имеет фиксированный вид. Несмотря на это, классификация данных сборов поистине широка. Основное подразделение федеральных налогов реализуется по объекту налогообложения. На данный момент выделяют сборы, взимаемые с:

  • доходов налогоплательщиков (зарплата физлиц, прибыль ИП и другое)
  • факта использования государственных владений (вода, ресурсы из недр и т.п.)
  • получаемых субъектами налогового права услуг при работе с госорганами (при рассмотрении госпошлин)
  • реализации товаров и услуг (акцизы, НДС)

Налоговая ставка на федеральные налоги – понятие в высшей степени гибкое. Порядок ее определения для каждого вида сбора определен НК РФ и зависит от многих факторов. Фиксированными ставками наделены налоги следующего вида:

  • НДС – 0-18% (164-ая статья)
  • НДФЛ – 13, 30 и 35% (224-ая статья)
  • Сбор с получаемой прибыли организаций – 20% (284-ая статья)

У остальных федеральных налогов налоговая ставка определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке. Зачастую на итоговый вид ставки влияют:

  • статус и тип налогоплательщика
  • положения НК РФ относительно конкретного сбора
  • вид динамических показателей, учитывающихся при расчете некоторого налога

Налоговая ставка – крайне обширное определение, поэтому рассматривать его в контексте настоящей статьи довольно-таки сложно. При необходимости узнать ставки по сборам следует обращаться к соответствующим статьям НК РФ, отмеченным ранее.

В принципе, наиболее важная информация по федеральным налогам подошла к концу. Данные сборы – основа федерального бюджета РФ, так как ежегодно наполняют его новыми и новыми вливаниями. Надеемся, представленный материал дал возможность всем читателям нашего ресурса понять сущность федеральных налогов, порядок их уплаты и особенности этого процесса.

Понятие налога и сбора

Понятия “налог” и “сбор” – одни из важнейших в налоговом законодательстве.

Понятие налога, его признаки

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

  • обязательность характера платежа;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
  • цели налогообложения – публичные.
Читайте также:  Выплаты молодой семье при рождении ребенка

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Классификация налогов и их виды

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

1. В соответствии со способом изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с воздействием:

  • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
  • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
  • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
  • твердые (ставка в абсолютной сумме).

3. В соответствии с назначением:

  • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
  • маркированные (закреплены по целевому назначению).

4. В соответствии с субъектом:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц;
  • смешанные.

5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

  • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
  • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
  • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Понятие налоговой системы

Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

  • принцип справедливости;
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономии.

То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

Понятие и признаки сбора

Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Виды и система сборов

В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

Характерные особенности налоговых сборов, классификация

Всех юридических, физлиц и предпринимателей страны законодательство обязывает периодически перечислять в бюджеты различных уровней налоговые сборы. Кроме того, субъект хозяйственной деятельности должен отправлять в местное отделение ФНС налоговую отчетность, на основе которой определяется величина сбора по некоторым видам налогов.

Понятие налогового сбора

Под налогом подразумевается обязательный, безвозмездный вид платежа, осуществляемый субъектами налогообложения (гражданами и юрлицами) в пользу государства. Допустима только денежная форма расчетов.

Сбор представляет собой взнос обязательного характера, который заявитель перечисляет в пользу государства.

Данный платеж является неотъемлемым условием, после выполнения которого гражданин (организация) наделяется органами власти различного уровня определенными полномочиями и может оформить разрешительную документацию.

Сборы могут уплачиваться как в денежной, так и в иной форме, если данное условие определяется законодательными нормами. Перечисление денег в пользу уполномоченной государственной организации является основанием для возникновения между плательщиком и получателем платежа публичных отношений.

Стороны налоговых отношений

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками налоговых отношений являются следующие категории:

  • физические лица (граждане страны, лица без подданства, иностранцы)
  • юридические лица (отечественные и иностранные юрлица)
  • налоговые агенты (лица, обязанные, основываясь на законодательных нормах, начислять, изымать и переводить в бюджет различные виды сборов)
  • Управление и местные отделы ФНС, выполняющие контрольные и надзорные функции за своевременностью, правильностью и необходимой величиной уплаты всех налоговых сборов
  • таможенные органы РФ, являющиеся агентами в области контроля над валютой и выполняющие обязанности при реализации мер по предотвращению контрабанды и борьбе с ней

Законодательное регулирование

Общие параметры начисления налоговых сборов определяются законодательством фискального ведомства – Налоговым Кодексом РФ:

  • принципы появления, преобразования и прекращения оснований для перевода денежных сумм в казну государства
  • полномочия и обязательства лиц, участвующих в налоговых отношениях
  • правила и способы осуществления контрольных мероприятий по перечислению денег в пользу страны
  • меры ответственности за неисполнение обязательств по формированию налоговых платежей
  • методика оспаривания деятельности (либо ее отсутствия) специалистов ФНС и нормативно-правовых актов фискального органа

Разница между налогом и сбором на видео:

На территории страны также действуют другие законодательные нормы:

  • НПА о налогах и сборах
  • Постановление правительства РФ № 1 от 1.01.2002 года «Классификация основных средств» и др.
  • Постановления органов исполнительной власти федеральной подчиненности, среди обязанностей которых выделяется формирование направлений государственной политики
  • законодательные акты властей в субъектах страны
  • муниципальные нормативно-правовые акты

Что общего между налогом и сбором

Налоги и сборы имеют ряд общих черт:

  1. Оба вида платежа регламентируются НК РФ.
  2. Перечисление может осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровне (в соответствии с законодательством страны).
  3. Обязательность уплаты физическими и юридическими лицами.

Чем отличается налог от сбора

При наличии некоторых общих черт между этими двумя видами платежей в пользу государства, существует достаточное количество различий. Некоторые из них приведены в таблице 1.

Критерии

Налоги

Сборы

Целевое использование после перечисления в бюджет

Направляются на улучшение работы государственных структур, предоставляющих некоторые полномочия и услуги различным лицам

Становится обязательным к уплате после законодательного определения категорий плательщиков, базы, ставки и прочих критериев

Параметры сбора регламентируются в специальном порядке и обуславливаются назначением платежа

Периоды и регулярность уплаты определяются на законодательном уровне

Перечисляется по мере возникновения у плательщика необходимости в получении государственных услуг, то есть платежи носят разовый характер

Зависит от налогового периода, предельные даты уплаты четко определяются законодательством

Привязка к конкретному временному периоду отсутствует, перечисляется после возникновения необходимости в получении государственных услуг

Основания для прекращения уплаты

После ликвидации организации либо ИП

Определение размера платежа

Для расчета суммы необходимо перемножить ставку на налогооблагаемую базу, для некоторых категорий плательщиков предусмотрены специальные льготы

Сумма к уплате определяется нормативно-правовыми актами и является для всех одинаковой

Особенности установления размера платежа

Определяя сумму платежа, законодатели учитывают финансовые возможности плательщиков, разрабатываются льготы

Устанавливается твердая сумма платежа за предоставление услуги без учета особенностей плательщиков

Результаты перечисления взносов

Отсутствие неприятностей после проведения платежа

Уплата необходимой суммы является основанием для получения государственной услуги

Ответственность за неуплату

Взимание недоимки, пени в принудительном порядке, наложение штрафных санкций, трудности с отправкой декларации

При отсутствии платежа заявитель не сможет получить необходимую услугу

Только перечисление денежных средств

Иной вид платежа, если данное положение закреплено на законодательном уровне

Классификация сборов

В НК РФ представлен только один способ классификации. По уровню перечисления платежа выделяют:

Читайте также:  База для начисления страховых взносов

  1. Налоговые сборы федерального уровня. Их уплата полностью регламентируется НК РФ и платежи должны уплачиваться всеми хозяйствующими субъектами и гражданами в пределах страны.
  2. Платежи, поступающие в региональный бюджет. Основные параметры определяются НК РФ, конкретика начисления и уплаты – законодательством субъектов страны, которое не должно идти в разрез с главным нормативно-правовым актом фискального органа. Уплачиваются во всех субъектах.
  3. Налоги и сборы местного значения. Главные критерии регламентируются НК РФ, особенности уплаты определяют муниципалитеты. За счет платежей происходит пополнение местных бюджетов. Уплачиваются в пределах территориального деления.

Федеральные налоговые сборы

Налоговыми сборами федерального значения являются:

  • НДС
  • акцизы
  • налог на прибыль
  • НДФЛ
  • налог за использование воды
  • сбор на добычу полезных ископаемых
  • госпошлина
  • налог на использование флоры и водных биоресурсов

Региональные налоговые сборы

В бюджеты регионов перечисляются следующие виды налоговых сборов:

  • налог на транспорт
  • налог за ведение игорного бизнеса
  • налоговый сбор, уплачиваемый за имущество юрлиц

Видео о региональных и местных налоговых сборах:

Местные

К налоговым сборам местного значения относятся:

  • торговый налог
  • имущественный сбор с физлиц
  • налог на землю

Сроки налоговых сборов

Периодичность перечисления налоговых сборов различается для каждого из них и определяется ст. 57 НК РФ. Время платежа может быть назначено:

  • на конкретную дату
  • после наступления определенного неизбежного события либо действия
  • на какой-либо промежуток времени (на протяжении определенного количества дней, месяцев, кварталов, лет)

Отчет периода начинается со дня, который следует за днем наступления определенной даты либо какого-либо события (действия).

Ответственность за неуплату/несвоевременную уплату

Меры ответственности за отсутствие платежа либо за несвоевременное его перечисление определяются Налоговым и Уголовным Кодексами РФ. В частности данные законодательные сборники определяют виды экономических и уголовных санкций, которые будут применены к нарушителям требований фискального органа. Выделяют следующие разновидности ответственности:

  1. Налоговую, она определяется ст. 122 НК РФ. Заключается в применении мер финансового характера к неплательщикам для восполнения убытка, который возник из-за неуплаты. Данный вид ответственности выражается в принудительном взыскании с должника недоимки, пени и наложении штрафных санкций.
  2. Уголовную, данный вид ответственности регламентируется ст. 198 и 199 УК РФ. Применяется для возмещения вреда, причиненного неплательщиком обществу. Может заключаться в привлечении нарушителя к административной ответственности, заключающейся в наложении штрафных санкций в крупном размере. В некоторых случаях может быть заведено уголовное делопроизводство, итогом которого может стать тюремное заключение.

Таким образом, налоговые сборы необходимы для пополнения бюджетов различных уровней. Порядок их начисления, уплаты, периоды платежей определяются налоговым законодательством и могут дополняться региональными и местными нормативно-правовыми актами (в зависимости от уровня пополняемого бюджета).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Налоги и сборы понятие, признаки, отличительные черты

Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.

Признаки налога.

1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия сборов от налогов.

1. Индивидуальная безвозмездность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны гос-ва – уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.

Характерные особенности налоговых сборов: классификация

Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Отчетность

УСН

Индивидуальные предприниматели

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

ККТ

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Декларацию нужно заполнять по новой форме

Программу льготного кредитования на сохранение занятости хотят перезапустить

Новые реквизиты кассового чека 2021

Какую пенсию получит ИП, который платит страховые взносы «за себя»?

Понятие и особенности налоговых правонарушений

Понятие и основные формы реализации налогового права

Учет налогоплательщиков. Мониторинг и оперативный налоговый контроль

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Заметок в базе: 4302
Комментариев: 178

Понятие и классификация налогов и сборов в соответствии с НК РФ

Вопрос 1. Понятие и классификация налогов и сборов в соответствии с НК РФ

1.1. Понятия «налог» и «сбор» (ст. 8 НК)
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

1.2. Виды налогов и сборов РФ (ст. 12 НК). Характеристика и состав федеральных, региональных и местных налогов и сборов (ст. 14 и 15 НК)
В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов::

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

федеральные налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории (примеры — акцизы, НДФЛ, НДС, налог на прибыль, НДПИ, водный налог, сбор за использование водных биологических ресурсов, а также объектов животного мира, ЕСХН, УСН, ЕНВД, СРП, ПСН). Прерогатива по установлению и введению в действие таких налогов принадлежит высшему представительному органу власти. Эти платежи могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).

Другой, не менее значимый классификационный признак — это деление налогов по способу взимания на прямые и косвенные.

1.Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (получатель дохода). Эти налоги подразделяются на:

реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);

личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на имущество организаций и физических лиц).

2. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Носителем, т. е. лицом, которое в конечном итоге несет всю тяжесть налогового бремени, косвенных налогов, является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги (примером может служить НДС);

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

1. налоги, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

2. налоги, взимаемые с предприятий и организаций (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

3. смежные налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами (например, земельный налог, транспортный налог).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

1. закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд (например, земельный налог);

2. регулирующие налоги — разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль организаций).

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

1. общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (НДС, государственная пошлина);

2. факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов субъектов РФ или местного самоуправления (например, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

1. срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (государственная пошлина);

2. периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (большинство налогов — НДС, налог на имущество организаций, водный налог и др.).

Смотрите также по теме:

Комментарии к этой заметке:

Комментарий добавил(а): Антон
Дата: 2020-03-01

Привет! Мне понравилась статья, пишите в том же духе!

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Читайте также:  Нужно ли сдавать СЗВ-ТД по договорам ГПХ на работников

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоги и их основные виды: определение классификационных признаков

  • Виды налогов и сборов — основания для их классификации
  • Какие бывают, краткая характеристика
    • По уровню законодательной власти
    • По виду налогоплательщика
    • По способу налогообложения
    • По предмету налогообложения
    • По цели использования
    • По налоговому периоду
    • По методу исчисления
    • По налоговой ставке
    • По источнику поступления
  • Действующая классификация налогов с примерами

Виды налогов и сборов — основания для их классификации

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (НК РФ ч.1, Статья 8).

Понятие налогов отличается от сборов и пошлин, взимание которых носит не безвозмездный характер.

Классификация налогов РФ — это распределение платежей, действующих на территории государства, по ряду признаков.

В РФ действует множество различных сборов. Чтобы уполномоченные органы могли осуществлять налогообложение, были определены элементы налога.

Элементы налогообложения — это принципы, правила, категории и термины, которые закреплены в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.

Некоторые элементы являются основаниями для классификации. В целом к ним, согласно НК РФ ч.1, Статья 17, относятся:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Какие бывают, краткая характеристика

По уровню законодательной власти

Основная классификация налогов в РФ — классификация по органам власти, которые имеют полномочия осуществлять налогообложение. Платежи группируются по уровню бюджета, в который они отчисляются (по территориальному признаку).

1. Федеральный. Они формируют основную доходную статью федерального бюджета. Потом бюджет распределяется между регионами и муниципалитетами. Нормы по этим платежам устанавливает Правительство РФ, их уплата обязательна на всей территории государства. Список таких налогов:

  • НДС;
  • акцизы;
  • на доходы физических лиц;
  • на прибыль организаций;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • водный;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина;
  • на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

2. Региональный. Нормы по платежам устанавливают на региональном уровне власти субъекта: области, края, автономного округа, города федерального значения. Платежи поступают напрямую в бюджет субъекта. Список:

  • на имущество организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

3. Местный. Нормы налогообложения устанавливают муниципальные органы, платежи зачисляются в муниципальную казну. Список:

  • земельный;
  • на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Региональные и муниципальные органы не имеют права самостоятельно устанавливать новые платежи. При уточнении норм налогообложения они следуют рекомендациям вышестоящих органов.

По виду налогоплательщика

Действующую систему можно классифицировать по видам и категориям налогоплательщиков.

  1. Для физических лиц. В эту группу входят граждане государства и индивидуальные предприниматели — особая категория налогоплательщиков, которая платит налоги для физических лиц и осуществляет предпринимательскую деятельность. Примеры:
    • НДФЛ;
    • на имущество физических лиц.
  2. Для юридических лиц. Это налоговые обязательства экономических субъектов. Обязательны как для российских компаний, так и для иностранных, ведущих деятельность на территории РФ. Примеры:
    • на прибыль;
    • на имущество организаций.
  3. Смешанные. Плательщиками являются все группы: граждане, индивидуальные предприниматели и организации. Пример:
    • НДС.

По способу налогообложения

В зависимости от метода взимания, налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые — платежи, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество. Их размер пропорционален объекту обложения.

Применяется процентная или фиксированная ставка. К таким относятся НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Косвенные — те платежи, которые не определяются напрямую к налоговой базе. Их часто называют налогами на потребление.

Их размер включен в стоимость товаров и услуг. Например, НДС уже включен в стоимость товара. Его размер можно увидеть в товарном чеке.

По предмету налогообложения

Обязательные платежи также группируются по предмету обложения.

  1. Имущественные. Их платят собственники имущества: земельного участка, квартиры, жилого дома, транспортного средства и т. д. Налоговая ставка определяется в соответствии со стоимостью объекта.
  2. Доходные. Объектом является доход налогоплательщика. Уплачивается как процент от дохода физического или юридического лица за отчетный период.
  3. Рентные. Уплачиваются за эксплуатацию природных объектов и добычу полезных ископаемых.
  4. Потребления. Это категория обременения при потреблении товаров и услуг. Сюда входят все косвенные обязательства.
  5. Особые. Этот тип уплачивают экономические агенты, реализующие особые виды деятельности. Например, налог на игорный бизнес.

По цели использования

Основные виды налогов можно условно разделить по назначению платежа на целевые и общие.

Общие — средства, которые зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

После поступления они формируют основную часть бюджета. Органы власти распределяют их по статьям и используют в экономике, вне зависимости от источника поступления.

Целевые (специальные) — платежи, которые направляются в специальные фонды, чтобы расходовать их на определенные цели.

К целевым относятся транспортный и земельный налоги.

По налоговому периоду

Налоговый период — это временной период, по окончании которого рассчитывается налоговая база, исчисляется сумма обязательств к уплате и представляется декларация по налогу.

Каждому налогу соответствует свой налоговый период. Он может составлять:

  • календарный месяц (НДФЛ, страховые взносы);
  • квартал (НДС);
  • календарный год (на прибыль, на имущество);
  • иной период времени.

По методу исчисления

Методы исчисления налога делятся на две основные группы: прямой способ и расчетный. Эту категоризацию можно уточнить.

  1. Пропорциональные. Устанавливаются пропорционально объекту обложения. К примеру, НДФЛ (от 9% до 35% от дохода, в зависимости от резидентства РФ) и НДС (20% от стоимости реализуемого товара или услуги).
  2. Твердые. Не зависят от стоимости объекта обложения. Например, транспортный налог зависит от мощности автомобиля.
  3. Ступенчатые. Ставка изменяется при изменении объема фискальной базы. К этому типу относятся страховые взносы.
  4. Фиксированные. Их размер не меняется при изменении объекта налогообложения. Например, ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

По налоговой ставке

В зависимости от установленных ставок налогообложения, платежи бывают аккордными и подоходными.

Аккордные налоги не зависят от уровня дохода налогоплательщика.

Подоходные налоги составляют определенный процент от дохода экономического агента. Механизм их действия позволяет выделить среди них несколько типов.

  1. Прогрессивные. Средняя налоговая ставка повышается с ростом уровня дохода. Иными словами, богатые платят больше.
  2. Регрессивные. Средняя налоговая ставка уменьшается с ростом уровня дохода. К ним относят косвенные платежи. Поскольку цена на товары для людей с разным доходом одинакова, НДС ощущается тяжелее для людей с низким уровнем дохода.
  3. Пропорциональные. Ставка не зависит от величины дохода. Примером таких налогов служат налог на прибыль организаций и подоходный налог.

По источнику поступления

Эта классификация основана на отражении налогов в бухгалтерском учете.

  1. С выручки: УСН доходы.
  2. С заработной платы: НДФЛ, страховые взносы.
  3. Относимые на финансовые результаты: на имущество организаций.
  4. Относимые на себестоимость готовой продукции: транспортный, страховые взносы, НДФЛ.
  5. Исчисления с валовой прибыли: на прибыль организаций.

Действующая классификация налогов с примерами

Итак, классификация налогов по различным признакам широка. Структура классификации представлена на схеме ниже.

Получите помощь лучших авторов по вашей теме

Ссылка на основную публикацию