Профстандарт контрактный управляющий с 2021 года

Профстандарт контрактного управляющего

Профессиональный стандарт контрактного управляющего нужен для описания функционала специалиста и определения его квалификации. Дополнительно он используется работодателями при перераспределении трудовой нагрузки, отсеве кандидатов на трудоустройство, оценке персонала.

Регулирование использования профстандартов

В соответствии с положениями Федерального закона №122-ФЗ профстандарты могут использоваться на обязательной или добровольной основе. Нормативные акты, регулирующие обязательный порядок их применения:

  • Статья 195.3 ТК РФ – в соответствии с ней, профстандарты необходимы для позиций с законодательно закрепленными квалификационными требованиями.
  • Статья 57 ТК РФ – она обязывает применять профстандарты для профессий со льготами и ограничениями.
  • Постановление Правительства №584 – этот документ обязывает применять профстандарты работодателей из бюджетного сектора и компании, контролируемые государством.

Таким образом, профстандарты обязательны для определенных профессий, а также если наниматель – государственная структура. В иных случаях они используются добровольно, позволяя достичь работодателям следующих целей:

  • Актуализировать документацию по персоналу, что полезно как для улучшения делопроизводства, так и для профилактики споров с представителями ФНС и других проверяющих структур.
  • Установить параметры квалификации, которым обязаны будут соответствовать как действующие служащие, так и кандидаты на работу.
  • Определить критерии для оценки и переаттестации персонала.
  • Требовать от работников действий по повышению их профессионального уровня.

Внимание! Традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС пока сохраняют свою действенность, и организация-работодатель сама решает, какой документ ей больше подходит.

Содержание и структура профстандарта контрактного управляющего

В 2015-м году Минтруд утвердил профстандарт для позиции эксперта в сфере закупок, основные характеристики которого применимы для контрактного управляющего. Он включает четыре части.

В начальном разделе содержатся общие данные о профессии: её цель, группа и вид экономической деятельности.

Вторая часть включает перечень обобщенных трудовых функций, лежащих в основе профессии, а также их составляющих. Для каждой из них приведены коды и уровни сложности.

Три обобщенные функции контрактного управляющего:

  • консультирование по закупкам;
  • их экспертиза;
  • организация деятельности по закупкам и экспертизам.

Перечисленные функции включают семь составляющих.

Третий раздел подробно раскрывает суть функций и составляющих. По каждой функции приведены следующие сведения:

  • специалисты, готовые к её выполнению;
  • ожидаемые от них уровни трудового опыта и обучения;
  • особые условия их допуска к работе, а также дополнительные сведения.

Так, для функции экспертизы в сфере закупок для нужд государства, местных властей и компаний приводится следующая информация:

  • специалисты, готовые её выполнять, – эксперт в области закупок и контрактный управляющий;
  • образование – высшее, с дополнительным обучением по профилю деятельности;
  • опыт – от четырех лет в области закупок;
  • дополнительные сведения – коды специалистов по классификаторам ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР.

По составляющим перечислены следующие данные:

  • выполняемые специалистом рабочие операции;
  • ожидаемые от специалиста знания и умения;
  • прочие характеристики.

К примеру, для составляющей «Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта» имеется следующая информация:

  • пять рабочих операций – экспертиза выполнения контракта, оформление соответствующей документации по его результатам и пр.
  • пять нужных для выполнения операций умений – выявление нарушений при исполнении контракта, использование необходимой офисной техники и пр.
  • двенадцать нужных знаний – основы статистики, бухгалтерского учета в области закупок и пр.
  • десять дополнительных требований из области деловой этики – не разглашать материалы, соблюдать требования конфиденциальности и пр.

В четвертом разделе документа приводится список организаций, задействованных в его разработке.

Внимание! Те сведения о профессии, которые не разобраны в документе, содержатся обычно в должностной инструкции. Речь идет о должностных полномочиях, правилах взаимодействия с коллегами и иных подобных моментах.

Применение профстандартов на практике

Качественное внедрение профстандартов в документооборот организации-работодателя проходит следующие стадии:

  • Утверждение регламента, где разобраны основные аспекты внедрения: план-график, востребованная документация, уполномоченные лица.
  • Исследование деятельности сотрудников: характера и степени нагрузки, действующие требования к квалификации и пр.
  • Изменение трудовой документации с помощью подходящих профстандартов: модернизация должностных инструкций, норм штатного расписания, принципов оценки эффективности (KPI).
  • Документирование новых критериев, по которым будет оцениваться персонал и кандидаты на работу.

Применение комплекса данных мероприятий позволит работодателю требовать от подчиненных мер по улучшению их квалификации, отправлять их на профподготовку, отсеивать кандидатов с неподходящими навыками. Так, если контрактный управляющий не отвечает критериям, изложенным в профстандарте, то наниматель вправе потребовать от него действий по повышению профессионального уровня.

Внимание! Трудовой кодекс не обеспечивает работодателю возможность уволить контрактного управляющего из-за его несоответствия положениям профстандарта. При его отказе повышать уровень своей квалификации можно или перевести его на другую позицию (ст. 72.1 ТК) или переименовать его должность (статьи 72, 74 ТК).

Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год

Профстандарт специалиста в сфере закупок — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, которые необходимы для деятельности по контролю и управлению госзакупками.

Скачать проект приказа о профстандарте специалиста по закупкам по 44 ФЗ с 2020 года
Скачать пояснительную записку к проекту приказа о профстандарте для специалиста в закупочной сфере
Скачать проект приказа о профстандарте «Эксперт в сфере закупок»
Скачать пояснительную записку к проекту приказа о профстандарте для эксперта в закупочной сфере
Скачать Постановление Правительства № 584 от 27.06.2016 об особенностях применения профстандартов
Скачать Приказ Минтруда № 625н от 10.09.2015 о стандарте для специалистов в закупочной сфере
Скачать Приказ Минтруда № 626н от 10.09.2015 о стандарте для экспертов в закупочной сфере

Утвердили новый профстандарт для специалиста в закупочной сфере

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
    • обеспечение и проведение;
    • экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
    • контроль.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.

Обобщенные трудовые функции

Уровень (подуровень) квалификации

Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав

Подготовка закупочной документации

Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора)

Составление планов и обоснование закупок

Осуществление процедур закупок

Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора)

Проверка соблюдений условий контракта (договора)

Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора)

Контроль в сфере госзакупок

Аудит и контроль

Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.

Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:

  1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
  2. Подготовка закупочной документации.
  3. Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).

В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):

Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы)

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)

Агент по закупкам

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

Агент по закупкам

А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:

  1. Трудовые действия
  2. Умения.
  3. Знания.
  4. Другие характеристики.

Собрали их в таблицу для примера.

Необходимые этические нормы:

Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций:
    • консультирование в сфере госзакупок;
    • экспертиза в сфере госзакупок;
    • организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Как сейчас работают профстандарты

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.

Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.

Профстандарт контрактного управляющего с 2020 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.

Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Профстандарт «Специалист»

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2020 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению специалистов:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:

  1. Нет.
  2. Не менее 3 лет.
  3. Не менее 4.
  4. Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции — такой же перечень.

Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

  1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.

Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное и не менее 4 лет работы.

Для максимальной ступени придется получить такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5 лет, в том числе менее 3 на руководящих должностях.

Профстандарты для контрактных управляющих и работников контрактной службы

Что такое профстандарты

Информация о профстандарте и его применении появилась в ТК РФ с 2012 года. Термин введен для определения квалификационных характеристик, необходимых для применения в конкретной сфере работы. Стандарты созданы, чтобы исполнять ст. 195.1 ТК РФ, и должны помочь реализации принципа профессионализма заказчика.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2020 года. Минтруд Приказами от 10.09.2015 № 625н и № 626н утвердил два профстандарта:

  • специалист в сфере закупок;
  • эксперт в сфере закупок.

ТК РФ в ст. 195.3 определяет, что применять профстандарты нужно обязательно, если такие требования установлены для работодателя ТК РФ и другими нормативными актами РФ. В остальных случаях квалификационные требования профстандарта имеют необязательный характер, то есть рекомендуются к применению.

Применение профстандарта становится обязательным, если он установлен нормативным актом РФ, ТК РФ, другими законами. Требования к опыту работы, функциональным обязанностям, навыкам и знаниям по специальности в нем не определены (только к образованию). Поэтому профстандарты обязательному применению не подлежат (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но их положения могут использоваться работодателем для разработки должностных инструкций.

Читайте также:  Положение об экспертной комиссии организации

На кого распространяются

Перечень юрлиц, обязанных применять в деятельности эти требования, установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. К ним относятся:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные и муниципальные организации;
  • ГУПы и МУПы;
  • госкорпорации, госкомпании, хозобщества с долей участия государства выше 50%.

Предприятия, доля государственного участия в которых превышает 50%, вводят применение и внедрение профстандартов постепенно, до 01.01.2019. Остальные учреждения обязаны строго соблюдать требования профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ).

На содержание профстандартов повлиял и закон, касающийся контрактной системы. Статья 9 ФЗ № 44-ФЗ определяет профессиональную основу как базовый принцип проведения госзакупок. На работу приглашаются сотрудники, являющиеся профессионалами в сфере заказа. Заказчик обязан обеспечить условия не только для повышения уровня квалификации работников, но и для его поддержания. Эта установка подтверждается ч. 6 ст. 38 ФЗ-44, в соответствии с которой, к примеру, сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь высшее и дополнительное профобразование.

Создавая комиссию по проведению закупок, учреждение должно принимать во внимание профстандарты, ведь преимущественное право на включение в ее состав дано работникам (ч. 5 ст. 39 ФЗ-44):

  • имеющим профпереподготовку;
  • прошедшим повышение квалификации;
  • имеющим спецзнания в области заказа.

Нужно ли применять к поставщикам

Профстандарты связаны с проведением работ по закупкам, их контролем и управлением. Цель — обеспечить государственную, муниципальную или корпоративную потребность в товарах, работах, услугах. Соответственно, стандартизирована сфера, связанная с деятельностью заказчика, а не поставщика.

Где указаны требования к работникам госзаказа

Профстандарт для контактных управляющих и работников контрактной службы должен соблюдаться в безусловном порядке, а претендент на должность — подтверждать документами образование в сфере контрактных закупок. Сотрудники, занятые в сфере заказа, имеют строго установленные нормативными актами квалификационные требования:

  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н;
  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

Профстандарт специалиста

Профстандарт «специалист в сфере закупок» охватывает функционал, связанный с:

  1. Обеспечением закупок. Включает сбор изначальных сведений, формирование потребности заказчика, подготовку документов для проведения процедуры — начальный уровень № 5.
  2. Осуществлением закупок. Включает формирование планов, обоснований, реализацию процедур — уровень № 6.
  3. Экспертизой. Включает анализ результатов, проверку реализации условий контракта и качества результатов — уровень № 7.
  4. Контролем. Включает процедуры мониторинга, аудита и контроля — самый высокий уровень № 8.

Приказ содержит требования к уровню образования. Они включают:

  1. Среднее, доппрофессиональное.
  2. Высшее (бакалавр), доппрофессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.

Установлены требования к опыту работы в сфере заказа:

  1. Отсутствие требований.
  2. От 3 лет.
  3. От 4 лет.
  4. От 5 лет, включая опыт руководящей работы от 2 лет.

Профстандарт эксперта

Проведение экспертной оценки и консультаций, оценка деятельности по закупкам — позиции, включенные в профстандарт эксперта в сфере закупок. Список трудовых функций аналогичен специалисту. Принцип классификации полномочий по их сложности представлен от наименьшего уровня к наивысшему:

  1. № 6 включает услуги по консультированию, мониторингу рынка.
  2. № 7 включает экспертные работы в части процедур и исполнения условий контрактов.
  3. № 8 включает деятельность по проведению консультаций и экспертиз (управление организацией, аттестации и изучение проблемных вопросов).

Минимальный уровень требует наличия высшего, доппрофессионального образования и опыта работы от 3 лет.

Средний уровень предусматривает наличие высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования и стажа в сфере деятельности от 4 лет.

Высший уровень требует наличия высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования, опыта работы от 5 лет, включая руководящие должности — от 3 лет.

Как работать с новым типовым положением о контрактной службе в 2021 году: регламент работы и обязанности сотрудников

Заказчики, чей совокупной годовой объём закупок больше 100 млн руб., обязаны создавать контрактную службу (ст. 38 Закона 44-ФЗ). Для этого нужно на основании типового положения разработать и утвердить соответствующий внутренний регламент или положение. C 27.11.2020 года действует новое Типовое положение о контрактной службе, утвержденное Приказом Минфина №158н от 31.07.2020.

Изменения основных требований в новом положении о контрактной службе 2021 г

Как и в предыдущей версии положения, предусмотрено создание контрактной службы двумя путями.

Можно создать отдельное структурное подразделение, а можно пойти путём создания «виртуальной» контрактной службы. В таком случае приказом утверждают состав работников службы, которые останутся на тех же штатных должностях, что и ранее, но на них будут возложены дополнительные обязанности.

По старому положению руководителем контрактной службы, если она создавалась как структурное подразделение, мог быть только руководитель или заместитель руководителя. Теперь эти полномочия могут быть переданы любому работнику.

У такого решения есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, такая модель более гибкая и позволяет назначить на эту должность наиболее квалифицированного работника. С другой стороны, внутренняя персональная ответственность руководителя среднего звена может оказаться ниже, чем у топ-менеджера, поэтому в организации закупок могут возникать недочеты и небрежности.

Второе существенное изменение в деятельности контрактной службы – новый подход к разработке технического задания. Если ранее в функции службы входила только организация разработки ТЗ, то теперь за это полностью должны отвечать лица, которые входят в состав контрактной службы. Таким образом, технических специалистов и других работников, которые обладают специальными познаниями, необходимыми для составления техзадания, придется так или иначе включать в состав контрактной службы. При этом нужно соблюсти требование о наличии у них образования в сфере закупок, возможно, отправить на обучение.

Вопросы взаимодействия с другими подразделениями теперь отданы на откуп самим заказчикам. Разработка порядка взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями не обязательна, как раньше. Однако, делать это все равно рекомендуется.

По новому положению функции проверки соответствия участников закупки требованиям ст. 31 Закона 44-ФЗ полностью переданы комиссии по закупкам. Контрактная служба этим не занимается. А вот подготовка обращений для согласования заключения контракта с единственным поставщиком теперь задача исключительно службы.

По новым требованиям контрактная служба осуществляет функции, связанные с нормированием (ст. 19 44-ФЗ), разрабатывает требования к закупаемым работам и услугам. Ранее к этому можно было привлекать работников, не включённых в состав КС.

Ранее типовым положением было предусмотрено условие об организации оплаты ТРУ, теперь же служба должна обеспечить исполнения условий контракта в части оплаты (оплаты отдельных этапов), в том числе в части выплаты аванса, если такое условие есть в контракте (п. 3.4.2 ).

Теперь именно контрактная служба размещает все сведения о закупках в ЕИС, а также направляет сведения для включения в реестр контрактов, как о том, что они были заключены (п. 3.3.9), так и об их исполнении (п. 3.4.5).

Контрактная служба взаимодействует с поставщиками и исполнителями по вопросам изменения и расторжения контракта, направляет требования об уплате неустоек. Если раньше данные функции необязательно было передавать КС, то теперь работника, на которого фактически возложена эта работа, придётся включить в состав службы.

В целом, в новом положении охвачен более широкий перечень функций, связанных с закупочной деятельностью заказчика на всех этапах закупки. Нужно понимать, что эти функции нужно будет распределить между работниками контрактной службы.

Изменения, указанные выше, нужно будет учесть при обновлении Положения о контрактной службе заказчика. Напомним, что иметь такое положение или регламент по закону обязательно.

Что необходимо сделать по новым правилам положения о контрактной службе

При создании контрактной службы как отдельного подразделения, нужно распределить весь функционал между сотрудниками. Обязательно включить в функционал контрактной службы разработку и размещение плана-графика.

Фактически, придётся собрать в одном отделе как технических или других профильных специалистов, так и юристов, экономистов, бухгалтеров, IT-специалистов. После начала действия нового положения многим заказчикам придется пересмотреть состав КС и включить туда работников, которые обычно разрабатывают ТЗ, ведут претензионную работу и обеспечить их обучение как специалистов по госзакупкам.

Так как далеко не все заказчики могут выделить отдельных работников соответствующего профиля именно для госзакупок, то создание «виртуальной» контрактной службы и распределение функций КС между сотрудниками других подразделений для многих будет оптимальным выходом.

Для утверждения нового положения и обновления состава КС заказчик должен издать соответствующий внутренний документ (приказ, распоряжение). В нем желательно подтвердить полномочия руководителя службы и, если необходимо, назначить нового руководителя.

Если контрактная служба – отдельное подразделение, следует это отразить в приказе. Если такого подразделения нет и не планируется – утвердить персональный состав контрактной службы. Этим же приказом можно утвердить само Положение.

Чтобы распределить функционал КС между работниками, оптимально составить полный перечень обязанностей и функций, которые передаются контрактной службе заказчика, а далее формулировки из этого перечня прописать в трудовых договорах и должностных инструкциях.

Предпочтительнее также разработать документ о внутреннем взаимодействии контрактной службы с другими подразделениями, а также изменить должностные инструкции даже тех работников, кто в КС не входит таким образом, чтобы у них не было возможности препятствовать работе службы.

Если на работника возлагаются обязанности по размещению сведений в ЕИС, у него должна быть своя ЭЦП. т.к.ответственным за действия по размещению будет признано именно то лицо, чьей ЭЦП документ подписан, а не то, которое формально должно было его размещать. Функции, связанные с работой на электронных площадках и информационных ресурсах (регистрация, общение с техподдержкой, размещение информации и.т.п.) можно также расписать как в Положении о КС, так и в должностных инструкциях.

Кроме того, поскольку в полномочия контрактной службы входит оформление и размещение в ЕИС протоколов, нужно предусмотреть возможность отдельного работника КС присутствовать при работе закупочной комиссии, либо включить его в состав такой комиссии.

Основные функции контрактной службы

Прописать функции контрактной службы можно, отдельно выделив следующие этапы закупок:

  • планирования (п. 3.1 типового положения);
  • определения поставщиков (п. 3.2.), включая подготовку и размещение извещений, разъяснений, извещений об отмене определения поставщика, оформление и размещение в ЕИС протоколов, а также организационно-техническое обеспечение и привлечение экспертов;
  • заключения контрактов (п. 3.3.), в том числе размещение в ЕИС, рассмотрение протоколов разногласий, направление уведомления о заключении контракта, хранение протоколов, заявок, иной документации;
  • исполнения, изменения и расторжения контрактов (п. 3.4.), включая приемку товаров и услуг, подготовку решения о создании приемочной комиссии, оформление документа о приемке товара, взаимодействие с контрагентом, обеспечение одностороннего расторжения контракта.

Кроме того, можно включить в положение и другие функции, даже если их могут выполнять работники, не включенные в состав контрактной службы.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Профстандарт: 08.026

Специалист в сфере закупок

08.026

Специалист в сфере закупок

Профессиональный стандарт
Специалист в сфере закупок
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. N 625н)

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Руководители федеральных и региональных органов законодательной власти и их аппаратов, депутаты законодательных собраний

Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов

Руководители органов местного самоуправления

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Руководители в области определения политики и планирования деятельности

Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы

Руководители служб по сбыту, маркетингу

Оценщики и эксперты

Аналитики систем управления и организации

Специалисты органов государственной власти

Специалисты по базам данных и сетям, не входящие в другие группы

Агенты по коммерческим продажам

Средний юридический персонал

Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы

Служащие по введению данных

Служащие по бухгалтерским операциям и учету

Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов

Офицеры действительной военной службы

Отнесение к видам экономической деятельности:

Покупка и продажа собственного недвижимого имущества

Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

Консультирование по вопросам управления

Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации

Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего и социально-экономического характера

Предоставление государственных услуг обществу

Деятельность в области обязательного социального обеспечения

Деятельность экстерриториальных организаций и органов

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги

Подготовка закупочной документации

Обработка результатов закупки и заключение контракта

Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Составление планов и обоснование закупок

Читайте также:  Отказ в аттестации на высшую категорию

Осуществление процедур закупок

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

Проверка соблюдений условий контракта

Проверка качества представленных товаров, работ, услуг

Контроль в сфере закупок

Мониторинг в сфере закупок

Аудит и контроль в сфере закупок

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист по закупкам

Работник контрактной службы

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование – программы повышение квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Агенты по коммерческим продажам

Средний юридический персонал

Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы

Служащие по введению данных

Служащие по бухгалтерским операциям и учету

Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов

Офицеры действительной военной службы

3.1.1. Трудовая функция

Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Обработка и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги

Подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами

Обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций

Создавать и вести информационную базу данных

Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию

Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок

Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам

Основы антимонопольного законодательства

Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам

Особенности ценообразования на рынке (по направлениям)

Методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта

Основы информатики в части применения к закупкам

Этика делового общения и правила ведения переговоров

Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок

Требования охраны труда

Необходимые этические нормы:

– соблюдать конфиденциальность информации;

– соблюдать этику делового общения;

-занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;

– не разглашать материалы рабочих исследований;

– не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;

– не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;

– не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег

3.1.2. Трудовая функция

Подготовка закупочной документации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Формирование начальной (максимальной) цены закупки

Формирование описания объекта закупки

Формирование требований, предъявляемых к участнику закупки

Формирование порядка оценки участников

Формирование проекта контракта

Составление закупочной документации

Подготовка и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов

Осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры

Осуществление организационно-технического обеспечения деятельности закупочных комиссий

Осуществление мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок

Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций

Обосновывать начальную (максимальную) цену закупки

Описывать объект закупки

Разрабатывать закупочную документацию

Работать в единой информационной системе

Взаимодействовать с закупочными комиссиями и технически обеспечивать деятельность закупочных комиссий

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок

Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам

Основы антимонопольного законодательства

Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам

Особенности составления закупочной документации

Методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта

Основы информатики в части применения к закупкам

Этика делового общения и правила ведения переговоров

Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок

Требования охраны труда

Необходимые этические нормы:

– соблюдать конфиденциальность информации;

– соблюдать этику делового общения;

-занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;

– не разглашать материалы рабочих исследований;

– не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;

-не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;

– не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег

3.1.3. Трудовая функция

Обработка результатов закупки и заключение контракта

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Сбор и анализ поступивших заявок

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок

Обработка заявок, проверка банковских гарантий, оценка результатов и подведение итогов закупочной процедуры

Осуществление подготовки протоколов заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок

Публичное размещение полученных результатов

Направление приглашений для заключения контрактов

Осуществление проверки необходимой документации для заключения контрактов

Осуществление процедуры подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями)

Публичное размещение отчетов, информации о неисполнении контракта, о санкциях, об изменении или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну

Подготовка документа о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта

Организация осуществления оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта

Организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях

Организация возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов

Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций

Анализировать поступившие заявки

Оценивать результаты и подводить итога закупочной процедуры

Формировать и согласовывать протоколы заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок

Работать в единой информационной системе

Проверять необходимую документацию для заключения контрактов

Осуществлять процедуру подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями)

Составлять и оформлять отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения, об изменении контракта или о расторжении контракта

Осуществлять организацию оплаты/возврата денежных средств

Организовывать уплату денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок

Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам

Основы антимонопольного законодательства

Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам

Особенности составления закупочной документации

Особенности ценообразования на рынке (по направлениям)

Методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта

Основы информатики в части применения к закупкам

Этика делового общения и правила ведения переговоров

Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок

Требования охраны труда

Необходимые этические нормы:

– соблюдать конфиденциальность информации;

– соблюдать этику делового общения;

– занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;

– не разглашать материалы рабочих исследований;

– не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;

-не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;

– не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег

3.2. Обобщенная трудовая функция

Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Старший специалист по закупкам

Консультант по закупкам

Работник контрактной службы

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – бакалавриат

Дополнительное профессиональное образование – программы повышение квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам

эксперт в области антимонопольного права и законодательства о закупках 44-ФЗ и 223-ФЗ, к.э.н.

Узнайте об основных обязанностях специалиста по закупкам, требованиях к кандидатам и стандартам профессии

Принцип профессионализма и требование к профессии

Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.

Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.

Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:

Наименование обобщённой трудовой функции

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

– предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;

– подготовка закупочной документации;

– обработка результатов закупки и заключение контракта

Среднее профессиональное образование.

ДПО (дополнительное профессиональное образование) – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

– составление планов и обоснование закупок;

– осуществление процедур закупок

ВО (высшее образование) – бакалавриат.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Читайте также:  Когда и как платить НПД

Не менее 3-х лет в сфере закупок

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

– проверка соблюдений условий контракта;

– проверка качества представленных товаров, работ, услуг

ВО – специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 4-х лет в сфере закупок

Контроль в сфере закупок

– мониторинг в сфере закупок;

– аудит и контроль в сфере закупок

ВО – специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.

Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.

Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта

ВО – специалитет, магистратура.

ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее четырех лет в сфере закупок

С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.

Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.

Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: функции, обязанности, ответственность, профстандарт + образец должностной инструкции

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. ( Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

Содержание:

1. Кто такой контрактный управляющий?

Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.

Приобрести книгу контрактного управляющего можно здесь.

2. Контрактная служба или контрактный управляющий?

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей , создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.

3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

  1. разработка плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений;
  1. разработка плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
  1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

4. Контрактный управляющий требования к должности

Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

  • введение новой должности в штатное расписание организации;
  • разработка должностной инструкции КУ ( Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
  • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

Должностная инструкция контрактного управляющего (скачать образец) (doc, 41 Кб).

Приказ о назначении контрактного управляющего (скачать образец) (doc, 32 Кб).

6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы

Согласно ч.5 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий. В должностной инструкции КУ в обязательном порядке должны быть прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Контрактный управляющий несет ответственность по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также КУ несет административную, уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности. Контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Более подробно ознакомиться с ответственностью должностных и юридических лиц за нарушение 44-ФЗ, а также с размерами штрафов за эти нарушения можно здесь.

Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов , а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов .

Профессиональное обучение контрактных управляющих осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Обучение может проходить, как в очной форме, так и в заочной. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя, как теоретические, так и практические занятия.

В настоящее время большую популярность приобретают дистанционные курсы повышения квалификации. В современных условиях, когда у сотрудника нет возможности оторваться от работы, дистанционные курсы являются самым оптимальным решением. От человека потребуется наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет.

С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок”. А приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок”.

Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

  • Специалист по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Ведущий специалист;
  • Работник контрактной службы;
  • Контрактный управляющий;
  • Консультант по закупкам;
  • Заместитель руководителя подразделения;
  • Руководитель подразделения;
  • Руководитель контрактной службы;
  • Советник;
  • Руководитель.

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

  • Консультант по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Эксперт по закупкам;
  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • Контрактный управляющий;
  • Руководитель контрактной службы.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

8. Поиск вакансии контрактного управляющего

Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

  1. www.hh.ru (HeadHunter);
  2. www.superjob.ru (SuperJob);
  3. www.rabota.ru (Rabota);
  4. www.job.ru (Job);
  5. www.avito.ru (Avito).

Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

Иногда подобные объявления размещаются на специализированных форумах по госзакупкам или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

Ссылка на основную публикацию