Понятие международного коммерческого арбитража

Понятие и виды международного коммерческого арбитража

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Споры и разногласия во внешнеэкономической деятельности рассматривает МКА, образованный при ТТП.

  1. МКАС
  2. Какие функции выполняет при ТТП РФ
  3. Каким правовым статусом обладает
  4. Компетенция, какие споры он рассматривает
  5. Виды международных арбитражных судов в других странах
  6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в России

Международный арбитражный суд работает при Торгово-промышленной палате РФ, по N5338-1 ФЗ от 1993. Ранее указанный Типовой закон положен в основу МКАС. Законодательные документы позволяют применять положения национального законодательства при возникших спорах между хозяйствующими субъектами, работающими на международном уровне. МКАС признается независимым органом, аналогом третейского суда. Утверждением его регламента занимается ТПП.

Какие функции выполняет при ТТП РФ

По направлениям и принципам работы международный коммерческий арбитраж похож на третейские суды. Нужно отличать рассматриваемый правовой институт от третейских судов, действующих на мировом уровне. Последние рассматривают экономические споры, возникающие между государствами как субъектами международных правоотношений. Разногласия разрешаются по положениям международного права. МКА ориентируются при принятии решений на нормы внутреннего права.

Очевидные плюсы рассмотрения споров МКА:

  • упрощение процесса рассмотрения спорного экономического правоотношения;
  • стороны имеют возможность самостоятельного выбора алгоритма проведения разбирательства;
  • участники спора самостоятельно выбирают арбитра, что обеспечивает полное доверие к специалисту и сохранение коммерческой тайны каждого из хозяйствующих субъектов.

Международный арбитраж не считается частью российской судебной системы, он обособлен от нее, но не полностью. Находятся точки соприкосновения, например, в ситуации, когда на национальные суды возлагается обязанность исполнения решения, вынесенного Арбитром.

Каким правовым статусом обладает

Основу правового положения МКАС при ТПП составляет подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон, принятый комиссией ООН (1985). НПА с этого времени претерпел несколько изменений (2006). Работа МКАС, помимо закона о МКА, стала регулироваться N382-ФЗ от 2015, где рассматриваются требования к арбитрам, процедуре медиации, порядку хранения арбитражных дел.

МКАС при ТППП имеет официальный сайт, где каждый из желающих может ознакомиться с компетенцией суда, направлениями работы, арбитрами, разрешающие сложные экономические споры.

Правовой статус негосударственного органа складывается из прав и обязанностей, то есть полномочий. Компетенция – более широкое понятие, включающее в себя и ответственность Арбитража за принимаемые решения. Важно указать особенность обжалования решений, вынесенных МКА: алгоритм, по которому действует несогласная сторона в порядке общих правил судопроизводства, не действует. Закон о МКА в разделе 7 прописывает отдельные процедуры, по которым происходит выражение несогласия с решением Арбитража.

Кроме закона о международном коммерческом арбитраже, порядок рассмотрения заявлений об оспаривании, установлен в параграфе первом главы 30 АПК, гл. 46 ГПК РФ. Стоит понимать, что устоявшийся термин «ходатайство», не применим по ст. 34, п. 1 закона о МКА. Поэтому важно использовать – заявление об отмене решения принятого МКА по ст. 231 АПК.

Компетенция, какие споры он рассматривает

МКА уполномочен рассматривать разногласия, возникшие между сторонами, при осуществлении экономических связей при условии, что один из участников находится за пределами РФ, либо место выполнения обязательства, с которым связан предмет спорного правоотношения, располагается за границей.

По договоренности между участниками в МКАС передаются разногласия:

  1. Споры из контрактов в процессе проведения внешнеторговых операций.
  2. Разногласия между компаниями с долями зарубежных инвестиций.
  3. Иные споры участников экономических отношений.

Хозяйственные отношения, споры по которым передаются на решение от МКС, включают следующие действия их участников:

  • передвижение товаров, их поставка;
  • исполнение обязательств по договору;
  • обслуживание покупателей;
  • обмен продукцией или услугами;
  • перевозки: грузовые, пассажирские;
  • оказание торгового посредничества;
  • проведение страховых, финансовых операций и т.д.

Список споров, рассматриваемых Арбитражем, не исчерпывающий. Это говорит о том, что стороны по согласованию между собой, могут отправить на рассмотрение третейского суда другие моменты, но возникающие в процессе экономической деятельности международного уровня.

Стороны при передаче спорного дела в МКА, составляют Арбитражное соглашение. Этот документ представляет собой договоренность между ними в письменной форме. Особенность документа состоит в том, что его разрешено заключать, как на этапе уже имеющегося разногласия между сторонами экономической деятельности, так и при отсутствии такового. Последняя ситуация связана с тем, что спор отсутствуют, участники плодотворно сотрудничают, но перестраховываются на случай возникновения возможных разногласий путем составления этого документа.

  1. Третейская запись – имеет силу полноценного договора, который заключается между участниками экономической деятельности после возникновения спорного правоотношения.
  2. Арбитражный договор – стороны между собой составляют соглашение, прописывающее алгоритм рассмотрение споров, возникающих между ними в дальнейшем.
  3. Арбитражная оговорка – это отдельное положение в договоре, выступает частью соглашения между участниками экономической деятельности.

Арбитражная оговорка составляет отдельный раздел заключенного между участниками контракта. Согласно разделу, участники устанавливают, что любой, возникший между ними спор, подлежит передаче на рассмотрение Арбитражу, как изолированному, так и регулярному, то есть постоянно действующему. Кроме того, арбитражная оговорка имеет правовую силу независимо от признания действительности заключенного соглашения. Это означает, что договор между участниками внешнеэкономической деятельности, может быть признан недействительным, за исключением Арбитражной оговорки.

Виды международных арбитражных судов в других странах

Суды международного уровня делятся на общие и специализированные.

Специализированные международные суды делятся на изолированные и постоянные. Первые собираются для разрешения единичного и конкретного спора, вторые – действуют на регулярной основе.

Функции и полномочия высшего арбитражного суда РФ

Как и куда обжаловать решение арбитражного суда

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в России

Россия в качестве субъекта публичных отношений признает и исполняет решения Арбитражей (международных) по спорам в предпринимательской деятельности. Но при условии того, что эти решения установлены контрактом международного уровня и ФЗ, что установлено ст. 241 , п. 1 АПК. N5338-1 ФЗ устанавливает, что арбитражное решение на территории РФ признается. Страна, где было рассмотрено спорное дело и вынесено соответствующее по нему решение, не имеет значения.

В РФ признается, исполняется арбитражное решение иностранного государства. Положение вышеуказанного закона (ст. 35) позволяет говорить о том, что независимо от наличия или отсутствия международного договора с другой страной, Россия признает правовую силу решений зарубежных арбитражей.

При исполнении решений международных арбитражных судов необходимо понимать, что Конвенция не указала на единообразность порядка признания решений Арбитражей международного уровня. Это обстоятельство повлекло за собой ситуацию, при которой признание происходит по правовым нормам страны, где испрашивается исполнение решения суда. Что касается РФ, то ситуация следующая:

  1. Россия – правопреемник СССР. При ратификации Конвенции СССР было сделано заявление, по которому страна применяет положения международного документа в отношении государства, являющегося ее участником. То есть, если другая страна входит в число ратифицирующих Конвенцию, СССР признает арбитражное решение, вынесенное ею.
  2. Если страна не ратифицировала Конвенцию, СССР оставило за собой право применять решение ее Арбитража на условиях фактической взаимности.

МКАС при ТПП – это частично обособленное от судебной системы учреждение, основным направлением деятельности которого выступает рассмотрение споров в области международной торговле. МКАС работает на коммерческой основе, не соотносится с составом органов в механизме государства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 8 (800) 350-57-94 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) 8 (499) 938-59-62 (Москва) 8 (812) 467-31-92 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!

MCHPravo.ru : Международное Частное Право Вся актуальная информация по международному частному праву в одном месте и всегда под рукой! Предмет, субъекты, правовое регулирования, трудовые семейные и наследственные отношения в МЧП

Понятие международного коммерческого арбитража

Международный коммерческий арбитраж (МКА) — это инструмент рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом, которые возникают преимущественно при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

МКА следует рассматривать как систему, а не как отдельный судебный орган или организацию по разрешению спора, хотя, впрочем, и данное утверждение нельзя считать аксиомой. По этому вопросу, так же, как и по многим другим вопросам, связанным с МЧП, существует несколько точек зрения: некоторые ученые определяют МКА только как третейский суд; другие, напротив, — только как процесс (разбирательство в форме определенной негосударственной процедуры урегулирования коммерческих споров).

В преамбуле Закона РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» косвенно выводится понятие МКА из следующего положения: «Настоящий Закон исходит из признания полезности арбитража (третейского суда) как широко применяемого метода разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли».

Таким образом, российский законодатель определил понятие МКА, обозначив его одновременно и как третейский суд, и как метод разрешения споров. Как видно из преамбулы Закона, российский законодатель исходит из начал комплексного подхода к понятию МКА.

Итак, учитывая «разносторонность» использования понятия МКА и его собирательное значение, можно сформулировать следующее определение МКА, сочетающее в себе ранее указанные признаки:

Международный коммерческий арбитраж — это система, представляющая собой: негосударственный порядок рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом, возникающих в сфере международных экономических связей; специфику органов и процедуру выбора арбитров, уполномоченных рассматривать эти споры, и особые правила признания и исполнения решений, вынесенных негосударственными арбитражными судами.

Иногда в целях понимания какого либо понятия, особенно такого собирательного, как МКА, используют метод расшифровки каждой составляющей части такого понятия. Применительно к МКА, это будет выглядеть следующим образом:

• международный — означает присутствие в гражданско-правовом отношении, по поводу которого возник спор, иностранного элемента;

• коммерческий — подчеркивает негосударственную принадлежность органов, рассматривающих спор, обязательным условием деятельности которых является наличие арбитражного соглашения сторон;

• арбитраж — характеризует специфику органов (особенности их организации, состава, деятельности) и механизм рассмотрения коммерческих споров.

При изучении вопроса о понятии МКА, особенно в рамках российской правовой системы, следует обратить внимание на ряд важных моментов.

Во-первых, одинаковое название «арбитраж», используемое в российской правовой системе применительно как к государственным, так и к негосударственным органам, приводит к заблуждению о возможности принудительного исполнения на территории иностранного государства российских арбитражных решений, вынесенных государственными арбитражными судами.

Во-вторых, следует понимать, что гражданско-правовые споры, осложненные иностранным элементом, возникающие в сфере международных экономических связей, могут быть рассмотрены не только в рамках МКА. Согласно пункту 5 ст. 27 АПК РФ государственные арбитражные суды Российской Федерации рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также организаций с иностранными инвестициями. Аналогичной компетенцией обладают и национальные третейские суды, действующие на основании Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

Компетенция негосударственных судов должна быть обусловлена наличием специального соглашения сторон о рассмотрении спора в конкретном суде. Этот вывод вытекает из анализа пункта 2 ст. 1 Закона о МКА, в соответствии с которым споры, являющиеся предметом рассмотрения судов МКА, могут быть рассмотрены только при наличии соглашения сторон.

В отличие от этого, государственные арбитражные суды могут рассматривать спор и без соглашения сторон, руководствуясь правилами главы 4 «Компетенция арбитражных судов» АПК РФ.

Понятие международного коммерческого арбитража и его виды

ТЕМА 17. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

1. Понятие международного арбитража и его виды.

2. Международный арбитражный суд Беларуси.

3. Арбитражные соглашения

4. Исполнение иностранных арбитражных решений

Понятие международного коммерческого арбитража и его виды.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) не является элементом государственной судебной системы. МКАС (в отличие от государственною арбитража) рассматривает споры между частными лицами (физическими и юридическими ли­цами различных государств), т.е. он разрешает частноправовые спо­ры, осложненные иностранным элементом.

По мнению В.Г. Тихини, «термин «международный» в названии этого суда носит услов­ный характер, поскольку МКАС учреждается по национальному праву и в своей деятельности руководствуется нормами внутреннего процессуального права. Термин «международный» он носит потому, что рассматривает споры, возникающие между сторонами междуна­родных коммерческих сделок (споры международного характера)».

Статья I Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитра­же 1985 г. устанавливает, что арбитраж является международным, если на момент заключения арбитражного соглашения коммерческие предприятия сторон находят­ся в различных государствах, либо за пределами государства, в котором располо­жены коммерческие предприятия сторон, находятся место арбитража, определенное в арбитражном соглашении, или место исполнения спорных материально-правовых обязательств, или место, с которым связан предмет спора, либо стороны прямо договорились, что предмет арбитражного соглашения связан более, чем с одной страной.

Слово «коммерческий» в названии МКАС подчёркивает его не­государственную принадлежность. По своей юридической природе МКАС – это третейский суд, т.е. суд, формируемый самими сторо­нами и по их усмотрению.

По своей юридической природе арбитраж является разновид­ностью третейской формы защиты права. Третейский суд – исто­рически сложившаяся форма осуществления юрисдикции по граж­данским делам, функционирующая в большинстве стран наряду с государственным правосудием. Основная специфика третейского разбирательства как формы юрисдикции по гражданским делам такова. Во-первых, третейский суд является негосударственным органом, не входит в систему государственных судов и в отли­чие от государственных судов не осуществляет правосудие, так как правосудие является формой государственно-властной деятель­ности. Во-вторых, юридической основой компетенции третейского суда на разрешение спора является заключенное сторонами согла­шение о разбирательстве спора между ними в третейском суде, которое носит название третейского договора (третейского со­глашения, третейского компромисса).

В актах законодательства подавляющего большинства госу­дарств и в юридической литературе под «арбитражем», «арбит­ражным судом» (arbitration, arbitrage) понимается, как правило, именно третейский суд. Соответственно третейский суд, рассмат­ривающий споры в сфере экономической деятельности, именует­ся коммерческим (или торговым) арбитражем (commercial arbitration), разновидностью которого в свою очередь является международный коммерческий арбитраж (international commercial arbitration) – коммерческий арбитраж, рассматривающий споры в сфере международной экономической деятельности.

Арбитраж как форма разрешения споров используется также в международном публичном праве. Однако международно-пра­вовые третейские суды (например, Постоянная Палата третейско­го суда в Гааге и т.д.) рассматривают споры между государства­ми, международными организациями и иными субъектами между­народного публичного права, международный же коммерческий арбитраж предназначен для рассмотрения частноправовых спо­ров, возникающих между различными субъектами (в том числе и государствами) в области международных экономических связей.

В юридической литературе обращается внимание на наличие у арбитражной процессуальной формы рассмотрения междуна­родных экономических споров определенных преимуществ по сравнению с процессуальной формой рассмотрения таких споров в государственных судах.

Основными преимуществамиобычно называют следующие.

1. Государственный суд создается государством и действует как одна из ветвей государственной власти. Третейские же суды (арбитражи) являются негосударственными органами, создаваемыми юридическими и/или физическими лицами. То есть арбитражные суды свободны от национальной при­страстности и протекционизма по отношению к субъектам како­го-либо государства. Деятельность большинства наиболее авторитетных арбитражных центров носит ярко выра­женный наднациональный характер. В арбитражной практике повсеместно можно встретить случаи, когда спор между субъекта­ми различных государств рассматривается арбитражным центром, расположенным на территории третьего государства, причем заседание проводится в четвертом государстве, а членами состава арбитражного суда являются граждане совсем иных государств.

Читайте также:  Приватизация земельных участков

2. Принимая решение, государственный суд как орган государственной власти, кроме следования внутригосударственным процессуальным нормам, склонен опираться и на внутреннее материальное право, а также может применить административно-правовые нормы. Арбитражи не являются органами государственного принуждения и не применяют норм административно-властного характера, а руководствуются преимущественно действительной волей сторон, выраженной в контракте, и, что очень важно, – обычаями. В-пятых, в отличие от разбирательства в государственном суде рассмотрение дел в арбитраже происходит негласно и конфиденциально.

3. Процессуальная форма рассмотрения спора в арбитраже менее формализована, чем в государственном суде. Разбирательство в третейском суде (арбитраже) может осуществляться в соответствии с его регламентом либо процедурой, определенной сторонами. В частности, стороны арбитражного разбирательства имеют право сами определить время и место рассмотрения спора, язык судопроизводства, порядок предоставления и исследования доказательств, а также вправе решить другие вопросы производства по делу.

4. В международном коммерческом арбитраже за сторонами признается право выбора не только самого арбитражного суда, компетентного рассматривать дело, но и конкретных лиц (арбит­ров), которые будут его рассматривать. При этом даже иностранные граждане могут быть назначены арбитрами. Арбитры к тому же не обязательно должны быть профессиональными юристами, а могут иметь какую-либо иную специальную подготовку, соответствую­щую характеру спора (например, в сфере фондового обращения, банковской деятельности и т.д.), либо просто обладать авторите­том и положительной репутацией у сторон спора.

5. Рассмотрение дел в арбитражных судах осуществляется на основании принципа конфиденциальности. Доступ в арбитраж­ное разбирательство представителей средств массовой информа­ции, публики не допускается, в то время как рассмотрение дел в государственных судах осуществляется, как правило, публично. Кон­фиденциальность рассмотрения дел соответствует интересам уча­стников международных экономических отношений, так как ис­ключает сообщение третьим лицам сведений, составляющих коммерческую тайну, а также информации о наличии, существе и об­стоятельствах самого спора, разглашение которой само по себе может по очевидным причинам крайне негативно сказаться на хозяйственной деятельности соответствующего субъекта.

6. Решение государственного суда, как правило, вступает в силу не сразу, что обусловлено наличием нескольких судебных инстанций и соответствующих стадий судопроизводства. Это решение может быть обжаловано, опротестовано, его исполнение может быть отсрочено или рассрочено. Арбитражное разбирательство проходит в одну стадию. Решение, принятое по его результатам, вступает в силу с момента вынесения и не может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке. В исключительных случаях решение арбитража может быть только отменено.

7. Арбитражные суды, как правило, специализируются на рас­смотрении определенных категорий, например, споров в области международных экономических связей. Вследствие этого рассмот­рение данных споров арбитражными судами осуществляется бо­лее компетентно, чем государственными судами, поскольку судьи государственных судов обычно не специализируются на рассмот­рении дел в определенной области или на рассмотрении дел именно с участием иностранных лиц.

В качестве одного из достоинств международного коммер­ческого арбитража в литературе также указывается на более ко­роткие сроки рассмотрения дела в арбитраже по сравнению со сроками рассмотрения дела государственными судами

Однако анализ норм процессуальных законов различных го­сударств и регламентов различных арбитражных учреждений, судебной и арбитражной практики позволяет утверждать, что сро­ки рассмотрения дел в государственных и арбитражных судах в настоящее время практически сопоставимы. Так, в соответствии со ст. 175 ХПК Республики Беларусь (с изм. от 30 декабря 2011 г.) дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более 2 месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено указанным Кодексом[1]. Дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более 7 месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до четырех месяцев, а дела с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, – до 1 года.

В соот­ветствии со ст. 14 Регламента МАС Беларуси состав арбитраж­ного суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования, причем данный срок мо­жет быть продлен председателем Международного арбитражного суда без ограничения предельного срока. Председатель МАС по обоснованному ходатайству единоличного арбитра или арбитра-председателя может продлить названный срок.

Что же касается утверждений о том, что рассмотрение дела в арбитражном суде сопряжено для сторон с меньшими расходами, чем рассмотрение дела в суде государственном, вследствие, на­пример, невзимания в арбитраже государственной пошлины, то следует согласиться с высказанными в литературе противоположными точками зрения Расходы сторон, связанные с рассмотрением дела в арбитраже, примерно соответствуют расходам, связанным с рассмотрением дела в государственном суде, а то и превосходят их (последнее особенно справедливо в отношении расходов по рассмотрению дел в наиболее крупных и авторитетныхмеждународных арбитражных центрах).

Однако арбитражная форма рассмотрения дела имеет и определенные недостатки по сравнению с процессуальной формой рассмотрения дела в государственных судах

1. Арбитры, не являясь, в отличие от судей государственных судов, носителями судебной власти, не обладают теми публично-правовыми полномочиями, которыми обладают судьи государственных судов и использование которых зачастую необходимо для правильного разрешения дела В частности, требование арбитражного суда о представлении необходимых по делу доказательств не обязательно ни для самих сторон спора, ни для лиц, не участвующих в деле. Арбитражный суд не может обязать к явке в заседание свидетеля, эксперта, реализовать многие иные правомочия процессуально принудительного характера, что влечет в некоторых случаях невозможность полного и правильного установления фактических обстоятельств дела

2. Заключение сторонами соглашения о рассмотрении спора в арбитражном порядке или даже вынесение по делу арбитражного решения не всегда позволяет избежать рассмотрения этого же дела в государственном суде. Сторона может уклоняться от участия в арбитраже (это в некоторых случаях может сделать невозможным и само проведение арбитражного разбирательства) вынесенное арбитражное решение может быть не признано государственным судом. Необходимость обращения в государствен ный суд при наличии арбитражного соглашения или арбитражного решения может быть предопределена и иными обстоятельствами

В практике ряда стран (Германия, Франция и др.) существуют арбитражи так называемых «дружеских посредников», регулирую­щих споры на основании общепринятых норм права. Создание таких арбитражей предусмотрено Европейской конвенцией 1961 года о внешнеторговом арбитраже. В соответствии с этой конвенцией, если стороны в своем соглашении обусловили вид арбитража, председа­тель торговой палаты и специальный комитет могут либо отослать стороны в тот или иной постоянно действующий арбитраж, либо предложить им в определенный срок назначить арбитров.

Международной практике известны два вида арбитража; так называемые изолированные суды и постоянно действующие суды.

Изолированный суд(ad hoc) создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу. После того как спор рассмотрен и решение вынесено, изолированный суд прекращает свое существование. Этот арбитраж не имеет административного аппарата и каких-либо правил, регулирующих арбитражный процесс. Стороны сами определяют правила рассмотрения дел в арбитраже.

Постоянно действующие судысоздаются, как правило, на дли­тельный срок. Как прави­ло, такие арбитражи создаются при торгово-промышленных пала­тах, биржах, торговых ассоциациях, юридических высших учебных заведениях и др. Они имеют собственный аппарат, собственные правила процедуры – регламенты (rules). При этом в одном институциональном арбитражном суде может существовать не­сколько регламентов для рассмотрения различных категорий дел или для различных процедур арбитража.

Существует более ста постоянно действующих арбитражей. В Европе широкую известность получили арбитражные суды при Ме­ждународной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне, Цю­рихе и др.

1. Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (МТП) (International Chamber of Commerce (ICC) International Court oj Arbitration) создан в 1923 г. и яв­ляется ведущим арбитражным учреждением мира. Сама МТП является крупнейшим исследовательским центром в области международного частного права. Штаб-квартира суда находится в Париже, однако по более чем 80% дел составы арбитражного суда заседают на территориях других государств. Действующий Регламент данного арбитражного суда вступил в силу с 1 января 1998 г. Только в 2003 г. в данном суде принято к производству 580 новых дел, сторонами по которым являлись 1584 субъекта из 123 государств и независимых территорий, по 11 % делам сторонами являлись государства и квазигосударствен­ные образования, заседания суда проходили на территории 47 го­сударств, арбитрами выступали граждане 69 государств. По 55,3% дел цена исков превышала 1 млн долларов США.

2. Арбитражный институт Стокгольмской торговой па­латы (Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce) создан в 1917 г., в нынешнем виде функционирует с 1949 г. Имеет несколько Регламентов для различных процедур арбитража, которые действуют в редакциях, вступивших в силу с I апреля 1999 г. Оговорки о рассмотрении споров в данном арбитражном суде очень часто включались в период существова­ния СССР в контракты между советскими внешнеторговыми организациями и их иностранными контрагентами. В настоящее время данный арбитражный суд продолжает оставаться популяр­ным среди субъектов государств Скандинавии, Российской Фе­дерации, Украины и т.д.

3. Лондонский суд международного арбитража (London Court of International Arbitration – LCIA) существует как внут­ренний третейский суд с 1892 г., как международный – функцио­нирует с 1981 г. Популярен среди субъектов из Великобритании, государств Британского Содружества. Действующий Регламент вступил в силу с 1 января 1998 г., отличается от регламентов иных арбитражных центров достаточно существенной детализа­цией правил арбитражной процедуры.

4. Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association, AAA) существует с 1922 г., штаб-кварти­ра находится в Нью-Йорке, имеет отделения по всей территории США. С учетом сложившихся традиций правоприменительной практики, высокого размера судебных расходов в государствен­ных судах популярность третейского разбирательства в США крайне велика. ААА рассматривает ежегодно около 150 000 спо­ров, вытекающих из самых различных отраслей права. Имеет бо­лее трех десятков различных регламентов для рассмотрения раз­личных категорий дел с учетом их отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Действующий в настоящее время Арбитраж­ный регламент ААА для разрешения международных споров всту­пил в силу с 1 июля 2003 г.

По предметному признаку:

а) арбитражные суды общей компетенции, которые рассматрива­ют любые гражданско-правовые споры в сфере международных и иных гражданско-правовых отношений (таковыми являются большинство вышеупомянутых институциональных арбитражных судов, например. Международный арбитражный суд МТП, Арбит­ражный институт Стокгольмской торговой палаты, МКАС при ТПП Российской Федерации, MAC Беларуси и т.д.);

б) арбитражные суды специальной компетенции (специализиро­ванные арбитражные суды), которые рассматривают только спо­ры, вытекающие из международных экономических отношений пра­воотношений определенного вида. Например, распространены специализированные морские арбитражи, рассматривающие спо­ры, вытекающие из отношений в сфере международных морских перевозок грузов и сопутствующих отношений (например. Лон­донская ассоциация морских арбитров, Палата морского арбитража в Париже, Немецкая морская арбитражная ассоциация, Морская арбитражная комиссия при ТПП Российской Федерации).

Таким образом, МКАС — это негосударственный орган, третей­ский суд по рассмотрению международных коммерческих споров.

Третейское разбирательство в Российской Федерации

Понятие международного коммерческого арбитража

В сфере международных предпринимательских отношений традиционным способом разрешения споров является международный коммерческий арбитраж (international commercial arbitration). Общепризнанно, что этот институт завоевывает все более крепкие позиции в области международной юрисдикции частных лиц (и главным образом среди коммерсантов).

История исследований международного коммерческого арбитража превышает столетие, в связи с чем в доктрине имеются довольно устойчивые представления об этом правовом институте.

Термином «международный коммерческий арбитраж» 1 B юридической литературе, ориентированной на западного читателя, российские юристы неустанно подчеркивают, что необходимо отличать арбитражные (коммерческие) суды как частные органы разрешения споров между предпринимателями различных государств и арбитражные суды, существующие в России в качестве государственных судов, разрешающих споры между предпринимателями от лица государства. За единой терминологией (арбитражный суд) скрываются неодинаковые по природе судебные органы, выполняющие различные функции и имеющие разные правовой статус. обозначаются три взаимосвязанных понятия, отражающих различные аспекты единого социального явления. Во-первых, под международным коммерческим арбитражем подразумевается механизм разрешения споров между коммерсантами различных государств, совокупность средств и способов, посредством которых устраняется коллизия в материально-правовых отношениях. Как видим, данное понятие имеет весьма абстрактный характер.

Во-вторых, данный термин означает орган, который создается для рассмотрения и разрешения спора, вытекающего из международных коммерческих отношений. В данном случае речь идет о конкретных арбитражных учреждениях, создаваемых при определенных организациях (как правило, при национальных торгово-промышленных палатах) либо создаваемых для разрешения конкретного спора (суды ad hoc).

И, в-третьих, международным коммерческим арбитражем называют конкретный состав арбитража, состав третейского суда, рассматривающего вышеуказанный спор гражданско-правового характера.

На многозначность данного понятия неоднократно обращали внимание исследователи, комментирующие правовые основания деятельности международного коммерческого арбитража 2 См., например: Федоров А.Г. Международный коммерческий арбитраж. М., 2000. С. 5; Мусин В.А. Отвечаем на вопросы читателей // Третейский суд. 2003. № 2 (26). С. 162-163. . В связи с изложенным понятие коммерческого арбитража необходимо трактовать различным образом, в зависимости от контекста, в котором употребляется данный термин. Однако отметим, что многозначность термина «международный коммерческий арбитраж» не является непреодолимым препятствием к исследованию этого правового явления.

Современные тенденции международного арбитрирования свидетельствуют о том, что имеют место весьма существенные особенности правового регулирования процедуры рассмотрения споров международными коммерческими арбитражами. Эти особенности предопределяются тем, что правовое регулирование международного коммерческого арбитража имеет трехуровневый характер: с одной стороны, регламентируется нормами международного права, во-вторых, нормами национального законодательства и, в-третьих, как правовой источник урегулирования процедуры арбитражного разбирательства весьма существенное значение имеет соглашение, заключенное между сторонами, передающими спор на разрешение третейского суда.

Однако указанные нормативные источники деятельности международного коммерческого арбитража не являются абсолютно автономными друг от друга. Как справедливо указывается в юридической литературе, «эти составляющие взаимодействуют друг с другом, что в результате приводит к унификации основ функционирования международного коммерческого арбитража» 3 Бейкер и Макензи. Международный коммерческий арбитраж. Государства Центральной и Восточной Европы и СНГ: учеб.-практ. пособ. / отв. ред. А. Тынель, В. Хвалей. М., 2001. С. 8. .

В то же время указанная разноуровнсвость нормативных систем регулирования международного коммерческого арбитража повлекла за собой возникновение концепции международного взаимодействия национально-правовых систем, суть которой заключается в допущении двух правовых режимов коммерческого арбитража — международного и внутреннего 4 См.: Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национально-правовых систем. М., 1984. С. 7. . Следует признать, что современные тенденции образования нормативной системы регулирования международного коммерческого арбитража свидетельствуют о том, что основным и источниками такого регулирования являются правовые акты, имеющие международно-правовой характер. Что касается «внутренних» нормативных актов, принимаемых конкретными государствами по вопросам регулирования международного коммерческого арбитража, то эти акты в развитых государствах (т.е. в тех государствах, предприниматели которых наиболее активны и в международных коммерческих отношениях), как правило, подчинены международным источникам права, хотя и с весьма существенными оговорками (особенно в сфере исполнения и признания решений международного арбитража).

Читайте также:  Пенсионные баллы за советский стаж

Указанная тенденция не имеет абсолютного характера, но именно она отражает все возрастающую роль актов международного характера в урегулировании основ арбитражного разбирательства и разрешения споров между предпринимателями различной национальной принадлежности. И конечно же нельзя недооценивать роль соглашений, заключаемых сторонами, в качестве источников регулирования деятельности международного коммерческого арбитража.

Именно соглашения между сторонами способны установить иные правила рассмотрения споров, включая нормы, не известные нормативным актам, но, конечно же, при условии, что такие соглашения не противоречат императивным требованиям международного и «внутреннего» законодательства, регулирующего вопросы международного коммерческого арбитрирования.

Международный коммерческий арбитраж

Понятие арбитражного разбирательства и виды международных коммерческих арбитражей.

Под арбитражным разбирательством в международном частном праве понимается рассмотрение споров в третейских судах, избираемых или специально создаваемых сторонами внешнеэкономических контрактов для рассмотрения возникающих между ними споров. Из этого следует, что международный коммерческий арбитражный суд – это орган, предназначенный для разрешения споров с участием иностранных фирм и организаций. По своей юридической природе – это третейский суд. Применение в названии этих третейских судов термина «арбитраж» требует разъяснения.

Во-первых, речь в данной работе идет не о государственных арбитражных судах.

А.И. Муранов отмечает, что с этой точки зрения понятие «арбитраж» в п.1 ст.8 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» сложностей не вызывает: под ним подразумевается третейский суд, выступающий в качестве международного коммерческого арбитража.

Во избежание смешения с другими арбитражными судами в отношении третейских судов, специально предназначенных для рассмотрения споров с иностранными фирмами, обычно применяется понятие «международный коммерческий арбитраж». Термин «международный коммерческий арбитраж» используется как для обозначения в целом этого специфического механизма рассмотрения споров, так и для обозначения конкретного органа, созданного для рассмотрения таких споров.

Учитывая исторические традиции как в России, так и в ряде стран СНГ, международные коммерческие арбитражные суды как третейские суды следует отличать от обычных третейских судов как альтернативной формы судебного разбирательства, рассматривающих споры как в области предпринимательской деятельности, так и иные споры между соседями в области землепользования, семейные споры, а также споры в отношении незначительных денежных сумм. В случаях такого рода спорящие стороны готовы без государственного принуждения признать решение авторитетного лица, рассматривающего спор.

Международные коммерческие арбитражные суды отличаются от обычных третейских судов не только тем, что они не могут рассматриваться в качестве альтернативной формы разрешения споров в досудебной стадии, а тем, что при обращении к таким судам исключается возможность обращения в принципе к государственному правосудию.

В российском законодательстве проводится различие между третейскими судами общего характера и международными коммерческими арбитражными судами. В ст. 1 Закона о третейских судах 2002 г. прямо предусмотрено, что он «. не распространяется на международный коммерческий арбитраж». Из этого исходит и Арбитражный процессуальный кодекс (далее – АПК) РФ. Следует также иметь в виду, что в российском законодательстве, в частности в АПК РФ, под понятием «иностранные арбитражные решения» понимаются не решения судов иностранных государств, а решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и экономической деятельности.

Международные коммерческие арбитражные суды, к которым прибегают юридические лица различных государств для рассмотрения их споров, отличаются от третейских судов, рассматривающих споры, сторонами в которых являются государства и международные организации. К разряду таких судов относятся Постоянная палата третейского суда в Гааге, различные арбитражи, создаваемые для рассмотрения конкретных споров между государствами, специальные арбитражи, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Договором о Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС).

По своим целям и назначению международные коммерческие арбитражные суды, рассматривающие споры в странах СНГ, следует отличать от Экономического суда СНГ.

Обращение сторон не к государственному, а к третейскому суду в области международных экономических связей объясняется тем, что одна из сторон не верит в объективность судопроизводства в другой стране. Это может быть связано и с языковым барьером, и с трудностью ознакомления с чуждыми ей правовыми, в том числе и процессуальными, традициями и правилами.

Преимущества арбитража как процедуры разрешения споров состоит в следующем. Система государственных судов характеризуется инстанционностью – наличием нескольких инстанций, позволяющих несколько раз пересматривать одно дело, что влечет определенную задержку в исполнении решения и неопределенность в положении сторон. Арбитраж в этом смысле является более привлекательным, поскольку он не имеет вышестоящих инстанций; его решение окончательно и не подлежит изменению. Рассмотрение спора в арбитраже носит чрезвычайно демократичный характер: стороны избирают состав суда, стороны вправе выбрать место проведения арбитража и даже определить частично или полностью саму процедуру арбитраж, а кроме того, вовсе изъять спор из-под действия права и рассмотреть его по справедливости. Процедура арбитража проста, она не регламентирована многочисленными процессуальными правилами. Это обеспечивает сравнительную быстроту рассмотрения дела, что для коммерсантов, ведущих торговые и иные операции, имеет весьма важное значение. Арбитраж, в отличие от государственного (арбитражного суда), проводит рассмотрение споров на закрытых заседаниях, что гарантирует сохранение производственных и коммерческих тайн предпринимателей; посторонние лица допускаются к участию в арбитраже только с согласия обеих сторон; публикация решений арбитража без согласия сторон запрещена. Стоимость арбитражного разбирательства сравнительно невысока, во многих случаях она бывает ниже, нежели судебная процедура в государственном (арбитражном) суде.

Достоинства арбитража – есть обратная сторона его недостатков. К недостаткам арбитражного порядка рассмотрения спора относят: во-первых, быстроту рассмотрения спора в жертву которой приносятся процессуальные гарантии сторон разбирательства; во-вторых, то обстоятельство, что не все арбитры выносят обоснованные решения – зачастую мотивировка решения неизвестна публике; в-третьих, решение может быть вынесено без обращения к нормам права, а основано на принципах справедливости (если такой порядок предусмотрели стороны) и т.п.

В международной практике известны два вида третейских судов: так называемые изолированные и постоянно действующие (институционные). Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc (буквально – «для этого», т.е. для рассмотрения данного дела).

В отличие от третейских судов ad hoc постоянно действующие третейские суды создаются при различных организациях и ассоциациях, при торгово-промышленных и торговых палатах. Их часто называют арбитражными центрами.

Порядок рассмотрения споров в арбитражных судах.

Организациям и фирмам, заключающим внешнеторговые контракты, обычно рекомендуется еще до того, как они заключили арбитражное соглашение в любой форме, получить представление о том, как будет формироваться состав избираемого ими третейского суда, где и в каком порядке такой суд будет рассматривать спор, на каком языке будет осуществляться производство, какие документы надо представлять, какие сборы платить и т.п.

В отношении постоянно действующих третейских судов эти и иные вопросы регулируются регламентами международных арбитражных судов (например, Регламентом МКАС при ТПП, Регламентом Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, Арбитражным регламентом Арбитражного суда Международной торговой палаты (Париж). В случае обращения к арбитражу ad hoc стороны в арбитражном соглашении сами определяют вопросы такого рода. Положения, общие для обоих видов арбитража, содержатся в национальном законодательстве, в типовом регламенте ЮНСИТРАЛ и в других международных документах. В отношении назначения арбитров действуют следующие положения: обычно избираются три арбитра или один арбитр; арбитрами могут быть как граждане страны арбитража, так и иностранные граждане; уклониться от избрания арбитра невозможно.

Для пояснения последнего очень важного положения приведем правила Регламента МКАС. Если спор рассматривается тремя арбитрами, истец избирает арбитра или за него это делает председатель МКАС. Если ответчик в установленный срок не изберет арбитра, то за ответчика его назначает председатель МКАС из списка арбитров. Оба арбитра выбирают председателя состава арбитража, который должен рассматривать спор.

Если они не договорятся о кандидатуре председателя, его назначает председатель МКАС из списка арбитров. Спор может рассматриваться и единоличным арбитром.

В отношении арбитража ad hoc в случае если ответчик не назначит арбитра, такой арбитр будет назначен соответствующим арбитражным центром, например, Арбитражным институтом Торговой палаты Стокгольма. Регламент МКАС предусматривает необходимость назначения запасных арбитров, включая председателя. Они назначаются таким же образом, как и арбитры основного состава, и будут выполнять свои функции, если арбитры основного состава не смогут участвовать в разбирательстве дела (болезнь, командировки и т.п.) или же, что случается довольно редко, хотя и предусмотрено Регламентом, стороны отводят арбитров основного состава (арбитра, председателя).

Обычно слушание дела ведется на русском языке, хотя перевод в необходимых случаях обеспечивается.

Остановимся на особенностях разбирательства споров в Стокгольме. Напомним, что спор в Стокгольме с участием российской организации может рассматриваться не только в постоянно действующем арбитраже – Арбитражном институте, но и арбитраже ad hoc в соответствии с Регламентам ЮНСИТРАЛ). В последние годы в Стокгольме рассмотрено большое число споров с участием организаций из России, Украины и других государств СНГ.

Арбитражный институт был создан в 1917 г. Сам институт как международный арбитражный центр состоит из правления (в составе шести человек) и секретариата. Действующий Регламент вступил в силу с 1 апреля 1999 г. Согласно этому Регламенту, если стороны не обусловили иное, каждая сторона избирает одного арбитра, а третий, который будет председателем состава, рассматривающим спор, назначается Институтом. Списка арбитров нет, стороны могут назначить в качестве арбитра гражданина любой страны.

Рекомендуемая арбитражная оговорка предусматривает, что любой спор, разногласие или претензия в связи с настоящим контрактом либо его нарушением, прекращением или недействительностью будут окончательно разрешены путем арбитража в соответствии с Регламентом Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма. Дополнительно рекомендуется предусмотреть в оговорке число арбитров, место проведения арбитража, язык разбирательства и оговорку о применимом праве.

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30. Ст. 3012.

2. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3019.

3. Бакхауз Н.А. Оспаривание решений третейского суда в действующем российском законодательстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. N 10.

4. Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Норма, 2008.

5. Комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации» / Отв. ред. А.Л. Маковский, Е.А. Суханов. М., 2003.

6. Муранов А.И. Некоторые проблемы действительности третейского соглашения // Корпоративный юрист. 2008. № 2.

7. Николюкин С. В. Сущность принципа состязательности в Международном коммерческом арбитраже // Юрист, 2008. № 9.

8. Рожкова М.А.Возможности разрешения и урегулирования коммерческих споров // Правосудие в Поволжье. № 5. 2004.

Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Утешева Линара Рашидовна

В статье рассматриваются основные аспекты международного коммерческого арбитража и спорные вопросы, возникающие по поводу арбитража в российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Утешева Линара Рашидовна

Текст научной работы на тему «Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража»

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА

Утешева Линара Рашидовна, Российский Университет Дружбы Народов, г. Москва

E-mail: Linarochkal 7@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты международного коммерческого арбитража и спорные вопросы, возникающие по поводу арбитража в российской Федерации.

Ключевые слова: арбитраж, коммерческий арбитраж. Arbitration, commercial arbitration.

Международный коммерческий арбитраж (МКА) – механизм (организация, орган) негосударственного рассмотрения частноправовых споров, осложненных иностранным элементом, возникающих при осуществлении международной коммерческой деятельности. По своей юридической природе международный коммерческий арбитраж представляет собой третейский суд, избираемый или создаваемый самими сторонами. Спор рассматривается независимым арбитром, избранным сторонами на основе его профессиональных качеств в целях вынесения окончательного и обязательного для сторон решения. Указание «третейский суд» должно подчеркнуть негосударственную природу международного коммерческого арбитража. МКА не является элементом государственной судебной системы и в своей деятельности не зависит от нее. Однако не существует полной изоляции арбитража от национальных судов, суды могут выполнять два процессуальных действия:

а) осуществление принудительных мер по предварительному обеспечению

б) исполнение арбитражного решения.

Разбирательство в международном коммерческом арбитраже необходимо отличать от третейского разбирательства споров между государствами на основе норм международного публичного права специальными международными судебными органами, например, Международным Судом ООН, Постоянной палатой Третейского суда. Негосударственная природа Международного

коммерческого арбитража отличает его от государственных арбитражных судов [1].

Преимущества международного коммерческого арбитража:

а) процедура арбитражного разбирательства отличается простотой и минимальными затратами на ведение процесса;

б) рассмотрение споров происходит в закрытом заседании, что гарантирует сторонам соблюдение коммерческой тайны;

в) стороны имеют право на свободный выбор арбитров, процедуры, применимого права, места и языка арбитражного разбирательства, могут полностью или частично определять арбитражную процедуру, а также изъять спор из сферы действия права и потребовать решить его на основе принципов справедливости и доброй совести;

г) арбитры избираются из числа квалифицированных специалистов в различных областях коммерческой деятельности, юридической практики;

д) арбитражное решение носит окончательный и обязательный характер.

Виды международного коммерческого арбитража

Различают два вида МКА: институционный (постоянно действующий) и изолированный. Институционный коммерческий арбитраж создается при национальных торговых и торгово-промышленных палатах, ассоциациях, биржах и т.д., работает постоянно, имеет свой устав (или положение) и регламент, устанавливающий правила арбитражного процесса. При обращении в постоянно действующий арбитраж стороны выбирают арбитров из установленного перечня. Изолированный коммерческий арбитраж образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора, после разбирательства которого и вынесения решения он прекращает свое существование. Стороны самостоятельно выбирают место проведения арбитражного разбирательства, определяют правила избрания арбитров и устанавливают арбитражную процедуру. Такая процедура может быть основана на типовых арбитражных регламентах, разработанных под эгидой ООН, имеющих факультативный характер и применяющихся только в том случае, когда стороны сделали ссылку в своем соглашении на: Арбитражный Регламент Экономической комиссии ООН для Европы; Правила Международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока; Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ.

Читайте также:  Алименты на содержание супруги, отказ

В настоящее время число постоянно действующих арбитражей постоянно растет. Существует более 100 МКА, из которых наиболее известными являются: Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж); Лондонский международный третейский суд; Американская арбитражная ассоциация (Нью -Йорк); Арбитражный Институт Стокгольмской торговой палаты;

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ [2].

Арбитражное соглашение: понятие, форма и содержание

Арбитражное соглашение – это письменное соглашение сторон о передаче в Международный коммерческий арбитраж уже возникшего спора или спора, который может возникнуть между ними в будущем. Одним из основополагающих принципов МКА является принцип добровольности обращения к арбитражному разбирательству. Арбитраж может принять дело к своему производству только при наличии согласия сторон об этом.

Виды арбитражных соглашений:

– арбитражная оговорка – это соглашение сторон договора, непосредственно включенное в его текст, об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть из данного договора;

– третейская запись – это отдельное от основного договора соглашение сторон об арбитражном разбирательстве уже возникшего спора;

– арбитражный договор – это самостоятельное соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем в связи с данным договором или группой договоров, или в связи с совместной деятельностью в целом.

В отличие от третейской записи или арбитражного соглашения, заключаемого отдельно от сделки, которая может послужить поводом для спора, арбитражное соглашение, включенное в состав «основной» сделки, представляет собой такое же волеизъявление сторон, как и любое иное положение данной сделки; просто в силу необходимости не допустить отказ недобросовестной стороны от арбитражного рассмотрения спора данному положению сделки придается особый статус. Но такой статус не свидетельствует о том, что арбитражная оговорка является во всех смыслах отдельным договором: ей придана автономность только в связи с возможным оспариванием действительности «основного» договора. В остальном арбитражное соглашение, включенное в «основную» сделку, никакой автономностью не обладает. Поэтому не следует ни подписывать его дополнительно к «основному» договору, ни предоставлять представителям сторон отдельные полномочия по его подписанию. Смысл принципа автономности арбитражного соглашения состоит не в том, что арбитражное соглашение трактуется как некий правовой феномен, абсолютно не связанный с судьбой и формой фиксации «основной» сделки, а в том, что оно обладает дополнительной «живучестью», направленной на ограничение возможностей недобросовестной стороны создать препятствия на пути арбитражного разбирательства. Автономность и юридическая самостоятельность арбитражного соглашения означает то, что

недействительность договора не влечет за собой недействительность арбитражного соглашения, в каком бы виде оно не было заключено [3]. Из наличия арбитражного соглашения вытекают два процессуально-правовых последствия:

– арбитражное соглашение обязательно для сторон и они не вправе уклониться от передачи спора в арбитраж, т.е. арбитражное соглашение лишает суд его юрисдикции;

– арбитраж не должен выходить за рамки полномочий, возложенных на него сторонами соглашения.

Арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме. Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. поясняет, что термин «письменное соглашение» включает арбитражную оговорку в договоре или арбитражное соглашение, подписанное сторонами в обмене письмами или телеграммами. Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. предусмотрены условия, при наличии которых соглашение считается заключенным в письменной форме:

а) соглашение содержится в документе, подписанном сторонами;

б) соглашение заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электронной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения;

в) соглашение заключено путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает;

г) в договоре содержится ссылка на документ, содержащий арбитражную оговорку (например, на Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ) , но при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора.

Содержание арбитражного соглашения зависит от воли сторон: они сами определяют, из каких элементов оно будет состоять. Как правило, это:

– выбор арбитражного способа рассмотрения спора и вида арбитража (с указанием конкретного арбитражного института, например, МКАС при ТПП РФ);

– указание на Регламент (если выбран постоянно действующий арбитраж) или порядок проведения арбитражного разбирательства;

– место проведения арбитража;

– выбор языка арбитражного разбирательства;

– число арбитров [4].

В практике часто используются типовые арбитражные оговорки, рекомендуемые постоянно действующими арбитражными учреждениями. МАС при ТПП РФ рекомендует включать в контракт арбитражную оговорку

следующего содержания: «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в МКАС при ТПП РФ в соответствии с его Регламентом».

Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП). Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда регулируется Законом о МКА РФ 1993 г., Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ, Регламентом МКАС РФ 1994 г. МКАС компетентен рассматривать споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей при условии, что коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также между сторонами, одной из которых является предприятие с иностранными инвестициями или международная организация, созданная на территории России [5]. Споры рассматриваются при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение: МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором Российской Федерации. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы. Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию государственных судов — и общей юрисдикции, и арбитражных (хозяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды прекратить производство по делу (ст. 134, 135 ГПК РФ и ст. 148 АПК РФ). В законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила. Компетенция МАК имеет специальный характер и включает в себя споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием (споры, связанные с перевозкой грузов и фрахтованием судов и др.), независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права.

1. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г.

2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // Международное частное право: Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

3. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. // Международное частное право: Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

4. Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. // Международное частное право: Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

5. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. // Международное частное право: Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

6. Положение о МКАС при ТПП РФ // СПС «Консультант-Плюс».

7. Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ 1993 г. // СПС «Консультант-Плюс».

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.99 № 8 «О действии международных договоров применительно к вопросам арбитражного процесса» // Вестник ВАС РФ. — 2001. — № 1. — Спец. выпуск.

9. Правила производства дел в МАК при ТПП РФ // СПС «Консультант-Плюс».

10. Регламент МКАС при ТПП РФ (в ред. 2005 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

11. Актуальные вопросы МКА: к 70-летию МКАС при ТПП РФ / Отв. ред. А.С. Комаров. — М., 2002.

12. Ситкарёва Е.В., Трофимчук С.В. К вопросу о внесении изменений в закон РФ « О международном коммерческом арбитраже» // Правовая инициатива. 2014. № 1. С. 10. [5]

13. Ситкарёва Е.В. Новеллы Российского законодательства и судебная практика по оспариванию решений международных коммерческих арбитражей. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2004. № 2. С. 99-105.[6]

14. Анишина В.И. Влияние решений Европейского Суда по правам человека на российское правосудие // Международное публичное и частное право. — 2007. — № 1.

15. Бардина М.П. О новом Регламенте МКАС при ТПП РФ // Международное публичное и частное право. — 2006. — № 2.

16. Беляев С.А. Взаимодействие арбитражных и государственных судов ФРГ в ходе третейских разбирательств // Международный коммерческий арбитраж. — 2006. — № 3.[1]

17. Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. — СПб., 2001.[2] Галенская Л.Н. Альтернативные аспекты разрешения споров // Журнал международного частного права. — 2001. — № 1.

18. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы международного коммерческого арбитража // Законодательство и экономика. — 2002. — № 2, 3. [3]

19. Зимненко Б. Л. Анализ обращений в Европейский Суд по правам человека против РФ // Московский журнал международного права. — 2002. — № 1.

20. Зыков Р.О. Некоторые аспекты деятельности Нидерландского Арбитражного института // Третейский суд. — 2006. — № 1.

21. Карабельников Б. Р. Исполнение решений международных коммерческих арбитражей. Комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и главам 30 и 31 АПК РФ. — М., 2003.

22. Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // Вестник ВАС РФ. — 2001. — № 4.

23. Лисица В.Н. Юрисдикция международного центра по урегулированию инвестиционных споров // Международное публичное и частное право. — 2007. — № 1.

24. Марышева Н.И. Принципы применения иностранного права российскими судами: процессуальный опыт // Журнал российского права. — 1997. — №2 4. [4]

25. Морозова Ю.Г. Отказ в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений: основание публичного характера // Вестник ВАС РФ. — 2000. — № 7.

Понятие, виды и особенности международного коммерческого арбитража.

Международный коммерческий арбитраж – это третейский суд, постоянно действующий или специально созданный в каждом конкретном случае, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения.

Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т.е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем. Т.е. арбитраж является институтом, полностью противоположным институту государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства. МКА создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т.е. вытекающих из гражданско-правовых и главным образом торговых сделок, а также включающих в себя «иностранный элемент» в той или иной форме.

Различают два вида МКА:

Институционные (постоянно действующий) – создается при национальных торговых и торгово-промышленных палатах, ассоциациях, биржах и т.д. Работает постоянно, имеет свой устав (или положение) и регламент, устанавливающий правила арбитражного процесса. При обращении в постоянно действующий арбитраж стороны выбирают арбитров из установленного перечня.

Изолированный (разовый) – образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора, после разбирательства которого и вынесения решения он прекращает свое существование. Стороны самостоятельно выбирают место проведения арбитражного разбирательства, определяют привали избрания арбитров и устанавливают арбитражную процедуру. Такая процедура может быть основана на типовых арбитражных регламентах, разработанных под эгидой ООН, имеющих факультативный характер и применяющихся только в том случае, когда стороны сделали ссылку в своем соглашении на:

– Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы;

– Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока.

Особенности:

1) процедура арбитражного разбирательства отличается простотой и минимальными затратами на ведение процессов;

2) рассмотрение споров происходит в закрытом заседании, что гарантирует сторонам соблюдение коммерческой тайны;

3) стороны имеют право на свободный выбор арбитров, процедуры, принимаемого права, места и языка арбитражного разбирательства, могут полностью или частично определять арбитражную процедуру, а также изъять спор из сферы действия права и потребовать решить его на основе принципов справедливости и доброй совести;

4) арбитры избираются из числа квалифицированные специалистов в различных областях коммерческой деятельности, юридической практики;

5) арбитражное решение носит окончательный и обязательный характер

Й вариант

Международный коммерческий арбитраж (далее — МКА) представляет собой особый механизм рассмотрения международных коммерческих (хозяйственных) споров частноправового характера. Стороной спора может быть и государство, но спор по своему содержанию обязательно имеет частноправовой характер и второй стороной обязательно выступает лицо частного права. МКА или третейский суд — это суд, избранный в соответствии с волей сторон для разрешения спора между ними. Различаются два вида международного коммерческого арбитража: институционный и изолированный. Институционный, или постоянно действующий, арбитраж создается при национальных торговых (торгово-промышленных) палатах, биржах, ассоциациях, союзах, в том числе являющихся функционально международными. Это постоянно действующие организации, не принимающие участия в разрешении споров, а выполняющие административно-технические, консультативные и контрольные функции. Создаваемые при них МКА работают постоянно, имеют свой устав (положение) и установленные правила процедуры. Основа функционирования институционного арбитража — это специальный национальный закон и принятый на его основе регламент такого МКА.

Изолированный (разовый) арбитражсоздается сторонами для рассмотрения конкретного дела; после окончания разбирательства и вынесения решения прекращает свое существование. Стороны выбирают место проведения арбитража, сами устанавливают правила избрания арбитров и арбитражную процедуру. Изолированный арбитраж основан на практически неограниченной автономии воли сторон в выборе процедуры рассмотрения спора. Возможно детальное согласование процедуры, ее регламентация на основе регламентов институционных арбитражей или типовых регламентов, разработанных международными организациями. Стороны вправе договориться о внесении любых изменений в регламент. Изолированный арбитраж — это наиболее эффективное средство разбирательства споров, связанных с фактическими обстоятельствами, например, проверкой качества товаров, определением их цены.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 179 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Ссылка на основную публикацию