Подписан закон о МРОТ

Новый МРОТ. Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации

16 декабря 2020 года

25 декабря 2020 года

Внести в Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 43, ст. 4904; 2000, № 22, ст. 2264; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 30, ст. 3739; 2011, № 49, ст. 7041; 2012, № 50, ст. 6956; 2018, № 1, ст. 5; № 31, ст. 4861; 2019, № 14, ст. 1462) следующие изменения:

а) абзац второй признать утратившим силу;

б) абзац третий изложить в следующей редакции:

“прожиточный минимум – минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина;”;

в) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

“медианный среднедушевой доход – величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;”;

г) абзацы четвертый – шестой считать соответственно абзацами пятым – седьмым;

2) абзац третий пункта 2 статьи 2 после слов “социальной помощи” дополнить словами “и предоставления мер социальной поддержки”;

3) статью 3 признать утратившей силу;

4) статью 4 изложить в следующей редакции:

“Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

1. Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.

Указанное в абзаце втором настоящего пункта соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на текущий год.

Исчисление медианного среднедушевого дохода осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

2. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации – в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации – в размере 97 процентов.

3. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.

На 2021 – 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и четвертым настоящего пункта, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.”;

5) пункт 2 статьи 6 после слов “устанавливаются в соответствии с” дополнить словами “законодательством Российской Федерации и”;

6) в статье 7 слово “ежеквартальному” заменить словом “ежегодному”.

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6417; 2012, № 53, ст. 7583; 2014, № 11, ст. 1098; № 30, ст. 4217; 2015, № 48, ст. 6724; 2016, № 52, ст. 7502, 7503; 2017, № 27, ст. 3951; 2018, № 1, ст. 4; № 41, ст. 6190; № 53, ст. 8462; 2019, № 14, ст. 1462; № 40, ст. 5488; № 49, ст. 6971) следующие изменения:

1) в абзаце седьмом статьи 1 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

а) в части 1 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

б) в части 4 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

в) в части 5 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

г) в части 8 слова “пунктами 3 и 4” заменить словами “пунктами 2 и 3”;

д) в части 81 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

е) дополнить частью 85 следующего содержания:

“85. В период с 1-го числа месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, до месяца проведения индексации (корректировки) размеров указанных денежных выплат следующего года пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в текущем году индексации (корректировки), но не менее денежных сумм, выплаченных пенсионеру в прошлом году.”.

Статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2002, № 18, ст. 1722; 2003, № 40, ст. 3818; 2005, № 1, ст. 24; 2007, № 17, ст. 1930; 2008, № 26, ст. 3010; 2011, № 23, ст. 3246; 2012, № 50, ст. 6955; 2013, № 49, ст. 6337; 2014, № 49, ст. 6917; 2015, № 51, ст. 7247; 2016, № 23, ст. 3288; № 52, ст. 7509; 2018, № 1, ст. 5; № 11, ст. 1576; № 53, ст. 8407; 2019, № 52, ст. 7781) изложить в следующей редакции:

“Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.

Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.”.

Внести в статью 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ “О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 2; 2019, № 31, ст. 4464) следующие изменения:

1) в части 2 слова “пунктом 2” заменить словами “пунктом 3”, слова “за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты” исключить;

2) в части 5 слова “пунктом 2” заменить словами “пунктом 3”, слова “за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты” исключить.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Статья 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2022 года.

3. Установить, что расчет и утверждение величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Принят Государственной Думой 16 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Внести в Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2000, N 22, ст. 2264; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; 2011, N 49, ст. 7041; 2012, N 50, ст. 6956; 2018, N 1, ст. 5; N 31, ст. 4861; 2019, N 14, ст. 1462) следующие изменения:

а) абзац второй признать утратившим силу;

б) абзац третий изложить в следующей редакции:

“прожиточный минимум – минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина;”;

в) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

“медианный среднедушевой доход – величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;”;

г) абзацы четвертый – шестой считать соответственно абзацами пятым – седьмым;

2) абзац третий пункта 2 статьи 2 после слов “социальной помощи” дополнить словами “и предоставления мер социальной поддержки”;

3) статью 3 признать утратившей силу;

4) статью 4 изложить в следующей редакции:

“Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

1. Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.

Указанное в абзаце втором настоящего пункта соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на текущий год.

Читайте также:  Акт приема-передачи ключей

Исчисление медианного среднедушевого дохода осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

2. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации – в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации – в размере 97 процентов.

3. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.

На 2021 – 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и четвертым настоящего пункта, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.”;

5) пункт 2 статьи 6 после слов “устанавливаются в соответствии с” дополнить словами “законодательством Российской Федерации и”;

6) в статье 7 слово “ежеквартальному” заменить словом “ежегодному”.

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6417; 2012, N 53, ст. 7583; 2014, N 11, ст. 1098; N 30, ст. 4217; 2015, N 48, ст. 6724; 2016, N 52, ст. 7502, 7503; 2017, N 27, ст. 3951; 2018, N 1, ст. 4; N 41, ст. 6190; N 53, ст. 8462; 2019, N 14, ст. 1462; N 40, ст. 5488; N 49, ст. 6971) следующие изменения:

1) в абзаце седьмом статьи 1 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

а) в части 1 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

б) в части 4 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

в) в части 5 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

г) в части 8 слова “пунктами 3 и 4” заменить словами “пунктами 2 и 3”;

д) в части 8.1 слова “пунктом 4” заменить словами “пунктом 3”;

е) дополнить частью 8.5 следующего содержания:

“8.5. В период с 1-го числа месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, до месяца проведения индексации (корректировки) размеров указанных денежных выплат следующего года пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в текущем году индексации (корректировки), но не менее денежных сумм, выплаченных пенсионеру в прошлом году.”.

Статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2002, N 18, ст. 1722; 2003, N 40, ст. 3818; 2005, N 1, ст. 24; 2007, N 17, ст. 1930; 2008, N 26, ст. 3010; 2011, N 23, ст. 3246; 2012, N 50, ст. 6955; 2013, N 49, ст. 6337; 2014, N 49, ст. 6917; 2015, N 51, ст. 7247; 2016, N 23, ст. 3288; N 52, ст. 7509; 2018, N 1, ст. 5; N 11, ст. 1576; N 53, ст. 8407; 2019, N 52, ст. 7781) изложить в следующей редакции:

“Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.

Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.”.

Внести в статью 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ “О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 2; 2019, N 31, ст. 4464) следующие изменения:

1) в части 2 слова “пунктом 2” заменить словами “пунктом 3”, слова “за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты” исключить;

2) в части 5 слова “пунктом 2” заменить словами “пунктом 3”, слова “за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты” исключить.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Статья 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2022 года.

3. Установить, что расчет и утверждение величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль
29 декабря 2020 года
N 473-ФЗ

Обзор документа

Скорректированы Законы о МРОТ и о прожиточном минимуме.

Минимум будут рассчитывать не по потребительской корзине, а по медианному среднедушевому доходу за предшествующий год. В результате он будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения. Также от ежеквартального расчета минимума перейдут на ежегодный.

МРОТ при этом будут рассчитывать с учетом медианной зарплаты. Результат не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2021 г. МРОТ составит 12 792 руб. в месяц.

Региональный прожиточный минимум будут устанавливать исходя из федерального. Коэффициенты соотношения определит Правительство.

Указанные поправки вступают в силу с 2021 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Изменение минимального размера оплаты труда в 2021

С 1 января 2021 года в России вводится новый МРОТ. Каким именно он будет? И как теперь начислять зарплату? В статье подробно рассматриваются данные вопросы.

С 1 января введён новый МРОТ. Его величина составила 12 792 рубля ежемесячно. Предполагалось, что данный показатель будет меньше. Однако против выступил президент РФ Владимир Путин. Он напомнил, что заработная плата ниже МРОТ — антиконституционна, поэтому допускать такого нельзя.

Также введён новый способ вычисления МРОТ. Это означает, что теперь не будет ориентации на потребительскую корзину. Изменения утверждены специальным законом №473-ФЗ от 29 декабря 2020 года. Осталось разобраться, каким будет МРОТ в 2021 году.

Обратите внимание! При установлении зарплаты ориентация теперь идёт на медианные выплаты за предыдущий год. В рамках нового подхода размер МРОТ в 2021 году должен составлять 42% от медианы.

Изменился и способ установления прожиточного минимума. Для этого применяют среднедушный медианный доход. Чтобы узнать прожиточный минимум в 2021 году, нужно вычислить 44,2% от указанного дохода.

12 792 рубля – новый федеральный МРОТ с 1 января 2021 года. Он утвержден Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ.

Какая зарплата должна быть у сотрудников с учетом нового МРОТ в 2021 году

Размер МРОТ в 2021 году для работодателей означает необходимость контролировать выплаты сотрудникам. Если те отработали всю норму времени, выполнили полностью все обязательства, то должны получать зарплату не ниже определённого уровня. И у данного уровня есть несколько значений.

Непосредственно значение МРОТ определяется на федеральном уровне. И в первую очередь надо ориентироваться на эти показатели. Федеральный МРОТ 2021 года — это общий показатель. Однако существуют значения по регионам и даже по отраслям. Всё это надо учитывать в комплексе.

В частности, МРОТ с 01.01 2021 года в России будет составлять 12 тысяч 792 рубля. Причём в регионах устанавливается отдельная величина минимальной зарплаты. Она фиксируется на уровне субъектов РФ специальными соглашениями. Согласно статье 133 ТК РФ МРОТ традиционно больше федерального.

Для отдельных отраслей существуют свои стандарты по выплатам. Они обозначаются в соответствующем соглашении. Тексты последних публикуются на сайте министерства труда РФ и в ряде официальных изданий. За всем этим желательно следить.

Как работодателям повысить зарплату до нового МРОТ

Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2021 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:

Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.

Обозначить доплату в отдельном акте.

Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.

Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.

Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.

Таблица МРОТ по регионам России

РегионМРОТ в регионе в 2021 году
Алтайский край13 000 руб.
+ коэффициенты и надбавки
Амурская область12 792 руб.
+ коэффициенты и надбавки
Архангельская область12 792 руб.
+ коэффициенты и надбавки
Астраханская область12 792 руб.
+ коэффициенты и надбавки
Белгородская область12 792 руб.
Брянская областьдля организаций бюджетного сектора экономики – 12 850 руб;
для организаций внебюджетного сектора экономики – 13 200 руб.
Владимирская область12 792 руб.
Волгоградская область12 792 руб.
Вологодская область12 792 руб.
Воронежская область12 792 руб.
Еврейская автономная область12 792 руб.
Забайкальский край12 792 руб.
+ коэффициенты и надбавки
Ивановская область12 792 руб.
Иркутская область12 792 руб.
+ коэффициенты и надбавки
Кабардино-Балкарская Республика12 792 руб.
12 998 руб. для внебюджетной сферы
Калининградская область13 000 руб. для коммерческих фирм
12 792 руб. — для бюджетников
Калужская область12 792 руб.
Камчатский край12 792 руб.
+ коэффициенты и надбавки
Карачаево-Черкесская Республика12 792 руб.
Кемеровская область (Кузбасс)22 140 руб. для внебюджетного сектора
14 760,2 руб. для бюджетников
(коэффициенты районные включены)
Кировская область12 792 руб. + коэффициенты и надбавки
Костромская область12 792 руб.
+ коэффициенты и надбавки
Краснодарский край12 792 руб.
Красноярский край12 792 руб., увеличенный на районный коэффициент
В регионе сумма разнится с учётом районного коэффициента. Поэтому в южных и центральных районах края МРОТ составляет 20 468 руб., а для жителей Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого района — 33 260 руб.
Курганская область12 792 руб., увеличенный на районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями
Курская область12 792 руб.
Ленинградская область12 800 руб.
Липецкая область12 792 руб.
Магаданская область12 792 руб., увеличенный на районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями
Москва20 589 руб.
Московская область15 000 руб. Для бюджетников — 12 792 руб.
Мурманская область12 792 руб. + северные надбавки
Ненецкий автономный округ12 792 руб.
Нижегородская область12 792 руб.
Новгородская область12 792 руб.
Новосибирская область12 792 руб. x районный коэффициент
Омская область12 792 руб. для бюджетников
13 377 руб. для коммерческих
Данная сумма корректируются на районный коэффициент
Оренбургская область12 792 руб. + коэффициент
Орловская область12 792 руб.
Пензенская область12 792 руб.
Пермский край12 792 руб.
Приморский край12 792 руб. + районный коэффициент
Псковская область12 792 руб.
Республика Адыгея12 792 руб.
Республика Алтай12 792 руб. + районный коэффициент
Республика Башкортостан12 792 руб. + районный коэффициент
Республика Бурятия12 792 руб. + районный коэффициент
Республика Дагестан12 792 руб.
Республика Ингушетия12 792 руб.
Республика Калмыкия12 792 руб. + районный коэффициент
Республика Карелия12 792 руб. x районный коэффициент
Республика Коми12 792 руб. + районный коэффициенты
Республика Крым12 792 руб.
Республика Марий Эл12 792 руб.
Республика Мордовия12 792 руб.
Республика Саха (Якутия)12 792 руб. + районный коэффициент + надбавки, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 3 кв 2020 г
Республика Северная Осетия – Алания12 792 руб.
Республика Татарстан12 792 руб. для бюджетников
для 14 000 руб. коммерческих
Республика Тыва12 792 руб. + районные коэффициенты и надбавки
Республика Хакасия12 792 руб. + районные коэффициенты и надбавки
Ростовская область12 792 руб. для бюджетников
15 350 руб. для коммерческих
Рязанская область12 792 руб. для бюджетников
13 200 руб. для коммерческих
Самарская область12 792 руб.
Санкт-Петербург19 000 руб.
При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 14 300 руб. (12 7921 руб. для бюджетников).
Саратовская область12 792 руб.
Сахалинская область12 792 руб. + районные коэффициенты и надбавки
Свердловская область12 792 руб. + районный коэффициент
Севастополь12 792 руб.
Смоленская область12 792 руб.
Ставропольский край12 792 руб. + районный коэффициент
Тамбовская область12 792 руб.
Тверская область12 792 руб.
Томская область12 792 руб. + районные коэффициенты и надбавки С надбавками минимальный размер оплаты труда в новом году в Томске составит 16 тысяч 630 рублей, а, например, в Стрежевом – 28 тысяч 142 рубля. 12.792 рубля.
Тульская область14 100 руб. для коммерческих 12 792 руб. для бюджетников
Тюменская область12 871 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Удмуртская Республика12 792 руб. + районный коэффициент
Ульяновская область12 792 руб. для бюджетников 14 800 руб. для коммерческих
Хабаровский край12 792 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Ханты- Мансийский автономный округ – Югра12 792 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Челябинская область12 792 руб. + районный коэффициент
Чеченская Республика12 792 руб.
Чувашская Республика12 792 руб.
Чукотский автономный округ12 792 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Ямало-Ненецкий автономный округ12 792 руб. + надбавки и коэффициенты, но не менее 17 511 руб.
Ярославская область12 792 руб.
Читайте также:  Выездные внеплановые проверки инспекции

Вывод

Увеличение МРОТ в 2021 году коснулось так или иначе всех работодателей. Если они будут начислять своим сотрудникам сумму меньше положенного, то их могут ждать штрафы и другие неприятности. Поэтому за постановлением Правительства по МРОТ настолько важно следить.

Но если с расчётами возникают проблемы, всегда можно будет обратиться к профессионалам по конкретному вопросу. Также специалистам можно полностью делегировать все вопросы, связанные с ведением бухгалтерии.

С 1 февраля вырастут зарплаты. Кто станет получать больше и на сколько

” src=”https://static.life.ru/publications/2021/0/27/949784200739.4045.jpeg” loading=”lazy” style=”width:100%;height:100%;object-fit:cover”/>

На сколько повысят зарплату в бюджетных и коммерческих организациях и что делать, если работодатель не хочет платить больше? Лайф выяснил, как будет проходить индексация зарплат в этом году.

Кому должны повысить зарплату с 1 февраля

Часть работников уже начали получать больше. С 1 января 2021 года повышен минимальный размер оплаты труда. Теперь МРОТ составляет 12 792 рубля (вместо 12 130 рублей). Если сотрудники получают больше, то им могут повысить выплаты с 1 февраля.

— Согласно свежепринятым поправкам в Конституцию РФ все работодатели обязаны индексировать зарплату сотрудников на уровень роста потребительских цен. В этом году зарплаты должны быть повышены на 4,9%, — рассказал ведущий юрист компании “Объединённый юридический центр “Парфенон” Павел Уткин.

Как правило, работодатели проводят индексацию с 1 февраля. Просто потому, что к этому времени становится понятен размер инфляции за прошлый год. В январе его определяет Росстат. Соответственно, с этой даты отсчитывают индексацию многих социальных выплат, а также окладов. В то же время прибавка зарплаты именно с 1 февраля не является обязательной.

— На данный момент трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации зарплаты. Так что говорить об обязательной индексации с 1 февраля некорректно, — пояснил юрист “Европейской юридической службы” Эрдни Манджиев.

Старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников отметил, что компании вправе самостоятельно устанавливать, какие именно выплаты будут увеличены: только зарплата или ещё и премии, а также другие виды поощрений.

— Также обязательно проиндексируют все выплаты, которые начисляются в процентном соотношении от оклада. Например, доплаты за работу в неурочное время, — пояснил Петр Гусятников.

Пожилые пары могут получить прибавку к пенсии. Сколько она составит

Что грозит работодателям, которые не проиндексируют зарплату

Если руководство компании не будет индексировать зарплату, то ему грозят штрафы. По словам Петра Гусятникова, составляют они от одной до пяти тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч — для организаций.

Положения об индексации зарплаты, установленные в организации, обязательны для работодателя и распространяются на всех сотрудников.

— Закон предусматривает обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. В то же время индексация не единственный способ, с помощью которого можно это сделать. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и с помощью периодического увеличения выплат безотносительно к порядку индексации. В частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и так далее, — пояснил Эрдни Манджиев.

Что делать сотрудникам, которым не повысят зарплату

Прежде чем предъявлять претензии к руководству компании, нужно узнать, по каким правилам проводится повышение реального содержания зарплаты в конкретной организации. Они могут различаться в зависимости от сферы деятельности предприятия.

По словам Павла Уткина, споры, касающиеся индексации, разрешает Роструд. Также можно обратиться в суд с заявлением на работодателя.

С 1 февраля повысят социальные выплаты. Кто станет получать больше

Обязаны ли повышать зарплату в коммерческих компаниях

В бюджетных организациях индексация — явление само собой разумеющееся. Зарплата ежегодно подрастает на уровень инфляции. Бывает, что прибавка выходит и больше.

— Что касается коммерческих организаций, то здесь всё-таки стоит руководствоваться локальными нормативами и уставом конкретно взятой компании. Во-первых, процесс индексации происходит не всегда непосредственно с 1 февраля. Зачастую зарплату повышают до конца первого квартала текущего года, и это нормальная практика. Во-вторых, в нынешних экономических условиях позволить себе даже пятипроцентную прибавку для каждого сотрудника могут далеко не все компании, — говорит Павел Уткин.

По его мнению, это чревато уводом зарплатного фонда в тень и новым витком перехода в серую бухгалтерию. Поэтому маловероятно, что все 100% предприятий, особенно коммерческих, в обязательном порядке поднимут зарплату сотрудникам. Но в следующем году, считает юрист, за этим могут очень пристально следить и Роструд, и ФНС.

Валютная безопасность. Откуда пора забирать сбережения и как сохранить деньги

Бюджетные организации проводят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами.

— При этом отсутствие установленного порядка не может являться основанием для отказа от индексации. Работодатель в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платёжеспособности вправе определить периодичность перерасчёта. Он также может установить сумму прибавки и перечень выплат, подлежащих индексации. Таким образом, работодатель (не бюджетная организация) вправе в локальном нормативном акте компании самостоятельно установить размер коэффициента индексации зарплаты, — рассказал Эрдни Манджиев.

В целом вопрос заработной платы в бизнесе острый. Малый и средний бизнес в большей своей части по-прежнему устанавливает минимальную заработную плату, ориентируясь на МРОТ. После его повышения проводит индексацию, чтобы не привлекать внимание ИФНС.

— Цена вопроса — 3–5% от окладов — объём несущественный. Компании, заботящиеся о персонале, регламентируют размер обязательной индексации внутренними актами и, как правило, конкретными цифрами, а не процентами — и проводят её планово. Причём размер прибавки может быть больше, чем уровень инфляции. Допустим, у сотрудника оклад 50 000 рублей. Если ориентироваться на индексацию, прибавка должна быть порядка 5%, это 2500 рублей. Те, у кого всё же кризисное положение, возможно, выпустят “приказ” о частичном выборочном поощрении персонала или об индексации на минимальном уровне, — говорит основатель и руководитель консалтингового агентства “Одинград” Елена Одинцова.

Путин подписал закон о МРОТ

Лента новостей

  • 21:25В киевском офисе партии Медведчука идут обыски и задержания
  • 21:40 Умер один из создателей советского «Винни-Пуха» Владимир Зуйков
  • 21:15 МИД рассказал о возвращении дипломатов из Китая на дрезине
  • 20:49 Украина объявила в розыск Анатолия Шария
  • 20:22 Коты Эрмитажа получат 3 тысячи евро по завещанию
  • 19:53 Задавивший бабушку с внучкой Шариков отсидит 4,5 года в колонии
  • 19:38 Пашинян позвонил Путину, чтобы обсудить ситуацию в Армении
  • 19:25 Twitter признали злостным нарушителем российских законов
  • 18:49 Экипаж МКС временно заделал две трещины в российском модуле
  • 18:39 Мособлсуд оставил в силе приговор «самому крупному неплательщику НДФЛ» Константину Пономареву
  • 18:24 Навальный этапирован из СИЗО
  • 18:20 Россияне раскупают авиабилеты в Грузию
  • 17:50 ФАС завела дела на Альфа-банк и Совкомбанк
  • 17:44 Собянин назвал возможные сроки новых послаблений карантина
  • 17:22 Большунов не смог взять медаль в спринте на лыжном чемпионате мира
  • 16:53 Свыше 120 тысяч москвичей хотели бы видеть памятник на Лубянке
  • 16:29 Суд заочно арестовал собственника сети ресторанов «Корчма Тарас Бульба» Белойвана
  • 16:23 Украина заблокирует РБК, LiveJournal и еще более 400 сайтов
  • 15:49 В РСТ спрогнозировали сроки открытия европейских границ для россиян
  • 15:21 В Германии задержали немца за шпионаж в пользу России
  • 14:49 Якутский «шаман» ранил полицейского самодельным клинком
  • 14:21 Владелец отеля в Перми получил пять лет колонии после гибели пятерых человек
  • 13:54 Байден не стал менять посла США в России
  • 13:38 Власти Москвы готовы к лету свести к минимуму ковид-ограничения
  • 13:13 Пашинян обратился к сторонникам на площади Республики
  • 12:59 Власти отложили введение новых правил техосмотра до 1 октября
  • 12:48 В Кремле с тревогой наблюдают за событиями в Армении
  • 12:26 Мосгорсуд признал законным домашний арест Любови Соболь
  • 12:15 Предельная отпускная цена вакцины «Спутник» снижена вдвое
  • 11:58 Премьер Армении уволил главу Генштаба ВС после его требований об отставке кабмина
  • 11:47 Пашинян объявил о начале реформирования армии
  • 11:37 Система С-400 попала в массовое ДТП в Подмосковье
  • 11:34 Пашинян сообщил о попытке военного переворота в Армении
  • 11:29 СК запросил арест владельца «Корчмы Тарас Бульба»
  • 11:23 Генштаб Армении потребовал отставки Пашиняна и правительства
  • 11:00 В России выявлено 11 198 новых случаев COVID-19
  • 10:45 Союз потребителей предложил выдавать продовольственные карточки получателям жилищных субсидий
  • 10:15 Каждый десятый бизнес в России может закрыться в этом году
  • 09:50 Половина жителей Саратова остались без воды из-за аварии
  • 09:26 В Армении уволен замглавы Генштаба после критики слов Пашиняна об «Искандерах»
  • 09:06 Си Цзиньпин заявил о ликвидации бедности в Китае
  • 08:46 Счетная палата не досчиталась почти 100 млрд рублей по таможенным платежам
  • 08:15 В Москве за сутки выпало 20% месячной нормы осадков
  • 07:44 Рябков призвал ослабить зависимость России от доллара
  • 07:22 В Забайкалье россиянин приговорен к восьми годам за госизмену
  • 06:08 Квартиру площадью 5,3 квадратного метра выставили на продажу в Париже
  • 05:13 Эксперты подтвердили подлинность картины Эдварда Мунка «Крик»
  • 03:59 Кандидат на пост главы ЦРУ назвал Китай наибольшей угрозой
  • 03:03 Германия одобрила домашние тесты на COVID-19
  • 02:00 Администрация Байдена раздаст более 25 млн масок
  • 01:19 Президенты Польши и Украины обсудили «Северный поток — 2»
Читайте также:  Сколько трудовых книжек можно иметь по закону работнику

Все новости »

Минимальный размер оплаты труда будет повышен с нового года на 850 рублей

Президент Владимир Путин подписал закон о минимальном размере оплаты труда с 1 января 2020 года. С этой даты МРОТ составит 12130 рублей в месяц. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. В настоящее время МРОТ составляет 11280 рублей.

Как сообщила ранее вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова, увеличение МРОТ повлечет за собой рост заработных плат, различных компенсаций и социальных выплат. В частности, размер МРОТ влияет на оплату больничного, на размер пособия по беременности и по уходу за ребенком, отмечает ТАСС.

В некоторых регионах, например на Дальнем Востоке, минимальный размер оплаты труда будет выше установленного, так как на изменение показателя повлияют повышающие коэффициенты и надбавки к зарплате.

ФЗ о минимальном размере оплаты труда

МРОТ — это минимальные параметры оплаты труда, ниже которых организация не может оплачивать работу сотрудникам. На основании закона о минимальном размере оплаты труда эти значения могут использоваться при уплате иных отчислений. Например, выплата компенсации по больничному листу и другое. При этом работодатель не может начислять з/п ниже установленной в законодательстве нормы. Но в ситуациях, когда служащий трудится по совместительству или работает на полставки, сумма вознаграждения может быть снижена.

Краткая информация о ФЗ № 82

В качестве регулирования правовых взаимоотношений в трудовой сфере правительством России был утвержден в июне 2000 года закон, устанавливающий МРОТ.

Федеральный нормативно-правовой документ № 82 содержит следующие статьи:

  • 1 — указывает на термин минимального размера оплаты труда (окладная часть);
  • 2 — устанавливает цели, в которых применяется МРОТ;
  • 3 — описывает положения закона;
  • 4 — описывает расчетные методы, установленные в ФЗ № 82;
  • 5 — утверждает способы расчета заработной платы и других компенсаций по договорам с гражданским населением;
  • 6 — содержит обновления документа;
  • 7 — в 2019 году утратила юридический статус;
  • 8 — перечисляется перечень документов, которые допустимо предъявлять президенту РФ;
  • 9 — указывает на действующий приказ, придающий правовую силу закону.

Прожиточный минимум в России за 2 квартал 2018 года

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с января 2019 года предельно допустимый уровень з/п зафиксирован в ФЗ, регулирующий размер ПМ в отношении трудоспособных граждан. Положения нормативного документа утверждены в целом по РФ и действовали во II квартале 2018 года.

В Приказе № 550н Минтруда и соцзащиты России, действующего с августа 2018 г., установлены суммы ПМ. В нормативно-правовом документе фигурировали цифры, утвержденные на одного человека. Размер МРОТ в прошлом отчетном периоде составил 10 тысяч 444 руб.

При этом параметры были разделены в зависимости от категории населения:

  • для граждан в трудоспособном возрасте и статусе — 11 тыс. 280 р.;
  • лицам, вышедшим на заслуженный отдых — 8 тыс. 583 р.;
  • для несовершеннолетних граждан — 10 тыс. 390 руб.

Таким образом, в текущем отчетном периоде минимальный размер оплаты труда по закону РФ составляет 11 тысяч 280 руб.

Условия, при которых зарплата может быть меньше МРОТ

В некоторых случаях заработная плата может быть установлена меньше МРОТ, т. к. оплата труда состоит из нескольких частей:

  • окладная часть;
  • выплаты, полагающиеся в качестве компенсации — например, надбавка за вредные производственные условия, стимулирующие отчисления (статья 129 ТК России).

Ввиду этого за месяц работы служащий может получать, с учетом всех дотаций и премиальных, з/п больше или равной сумме, установленной законом о минимальном размере оплаты труда. Такое положение дел считается нормальным, т. к. в действующем законодательстве отсутствуют препятствию к таким видам выплат.

Зарплата может быть меньше действующего МРОТ, если сотрудник работает по совместительству или на полставки. В таких ситуациях сумма денежного довольствия может составлять менее 11 тысяч 280 руб.

Минимальный размер труда с 01.01.19: таблица по регионам

В соответствии с законом о МРОТ в каждом субъекте РФ устанавливаются отдельные значения, т. к. благодаря большой территории страны, условия климаты в регионах разные, в т. ч. на Крайнем Севере. Поэтому с начала текущего отчетного периода применяют повышенные коэффициенты в зависимости от расположения работодателя.

В таблице представлен МРОТ, действующий в 19 году в некоторых регионах.

Субъект РФМинимальный размер оплаты труда
Алтай11 тыс. 280 р. + коэфф.
Амурская обл.
Архангельская обл.
Астраханская обл.
Брянская обл.
Владимирская обл.
Волгоградская обл.В объеме ½ от минимальной величины, но не меньше установленного размера для трудоспособных граждан
ЕАО12.000 руб. для всех служащих, невзирая на трудовой стаж
Иркутская обл.11 тыс. 280 р. + коэфф.
Кабардино-Балкарская республика
Калининградская обл.
Калужская обл.
Костромская обл.11 тыс. 280 р. + коэфф. 1,15 = 12 837,45 р.
Краснодарский кр.11 тыс. 280 р.
Липецкая обл.В размере ½ от минимальных показателей, но не меньше установленного объема для трудоспособных граждан (IV кВ. 2017 года)
Ростовская обл.
Севастополь11 тыс. 280 р.
Смоленская обл.
Ставропольский кр.

Порядок правильного повышения зарплаты до нового МРОТ в регионах

В соответствии с законом о МРОТ с 1 января 2019 г. если оплата за трудовую деятельность составляет меньше утвержденного минимального значения, то работодатель обязан провести процедуру повышения. В нормативно-правовых положениях установлено два варианта для этих мероприятий, один из которых бухгалтерия предприятия может применять при расчетах с персоналом.

Метод № 1: повышение окладной части

Повышение оклада является хоть и простым, на первый взгляд, но не самым удобным способом. Обусловлено это тем, что на государственном уровне планируется проводить повышение минималки по з/п каждый год. Соответственно, руководству и отделу бухгалтерии придется каждый отчетный период издавать указ о повышении заработной платы. Кроме того, заменить потребуется договора, расписание и иные бумаги, где фигурирует ставка по окладной части.

Метод № 2: доплата к заработной плате

Такой подход требует от бухгалтерии формирования локального документа, к примеру, отдельного приказа или дополнительного соглашения к трудовому договору. Примечательно, что сравнение МРОТ проводится не с окладной частью, а суммарными выплатами.

Проведение мероприятия проще как в теории, так и на практике, т. к. не требуется вносить изменения в договора и иные сопутствующие документы каждый раз при изменении минимальной ставки. То есть достаточно единожды установить доплату, например, в локальном акте о положениях трудовой деятельности.

Ответственность за нарушения

При условии, что работник осуществлял трудовую деятельность в рамках месячной нормы, работодатель обязан выплатить средства не меньше регионального минимума или показателей отрасли. При нарушении действующих законодательных положений организацию могут привлечь к ответственности.

По КоАП

Штрафные санкции в размере:

  • 10000-15000 руб. для должностных лиц;
  • 100000-150000 р. для юридических организаций;
  • приостановление деятельности на срок до 3 мес.

По УК России

Статья 145.1 часть 2.

Последние обновления в ФЗ № 82

Крайнее обновление федерального закона о МРОТ состоялось в декабре 2017 г. Основное изменение коснулось ФЗ № 82 в статье 1, регулирующей минимальный уровень зарплаты.

В тексте положения указывается, что Госдума России будет устанавливать предельно допустимый уровень з/п ежегодно. В 2017 г. его размер составлял 9 тысяч 489 р. Сначала действующего отчетного периода новая система расчетов позволила увеличить этот показатель на 1791 рублей в среднем по стране. При этом если объем выплат за какой-то квартал станет меньше в сравнении с предыдущим периодом, то величина показателя должна соответствовать наибольшей цифре, т. е. I периоду.

Какой МРОТ в 2021 году: таблица по регионам

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2021 году увеличился и теперь рассчитывается по новым правилам. На какой МРОТ следует ориентироваться с 01.01.2021? В каких расчетах его нужно применять? Как отличить федеральный МРОТ от регионального и почему в одном регионе может применяться одновременно несколько его значений? На эти вопросы вы найдете ответы в нашем материале. А также сможете скачать таблицу с действующими размерами региональных МРОТ.

Что такое МРОТ и для чего он нужен

МРОТ — это минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

МРОТ бывает федеральным и региональным:

Право субъектов РФ по установлению на своих территориях регионального МРОТ закреплено в ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ.

Применяется региональный МРОТ работодателями, работающими на территории конкретного субъекта, кроме федеральных бюджетников (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ).

Если в субъекте не установлен региональный МРОТ, применяется федеральный показатель.

Размер федерального МРОТ в 2021 году

Про новую методику расчета МРОТ расскажем далее.

Сколько региональных МРОТ может действовать в одном субъекте РФ

На территории субъекта РФ может действовать один или сразу несколько региональных МРОТ. Либо только федеральный МРОТ.

  • Региональный МРОТ равен федеральному.

Такая ситуация является весьма распространенной для многих регионов. К примеру, в Республике Алтай (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Алтай от 24.04.2018).

  • Региональный МРОТ превышает федеральный.

Такой размер регионального МРОТ характерен для столичных и некоторых северных регионов. В Москве, к примеру, МРОТ пересматривается ежеквартально и утверждается отдельным постановлением Правительства г. Москвы в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. С 06.09.2020 столичный размер МРОТ составляет 20 361 руб. (Постановление правительства Москвы от 25.08.2020 № 1351-ПП, Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы от 19.09.2018).

  • В субъекте действует несколько видов МРОТ.

Например, в Брянской области действует два размера регионального МРОТ — для работников бюджетной сферы и для коммерческих компаний (Региональное соглашение о минимальном размере оплаты труда Правительства Брянской области, Федерации профсоюзов и Ассоциации промышленных и коммерческих предприятий (работодателей) Брянской области от 20.12.2019).

А в Волгоградской области региональный МРОТ устанавливается отдельно по следующим категориям (п. 1.1 Регионального соглашения о МРОТ в Волгоградской области от 26.06.2019 № РС-71/19):

  • для государственных и муниципальных учреждений области, НКО, организаций, созданных общественными объединениями инвалидов, для работников в рамках реализации госпрограммы «Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области»;
  • для внебюджетной сферы;
  • для работодателей с определенным ОКВЭД.

Узнать конкретный размер регионального МРОТ можно в соответствующем региональном соглашении, которое обычно размещается на сайте Правительства субъекта РФ, на сайтах объединений профсоюзов и работодателей, а также публикуется в официальных печатных изданиях.

Таблицу региональных МРОТ 2021 вы можете скачать на нашем сайте (информация актуальна на момент публикации статьи, данные приведены исходя из проекта Минтруда):

12 792 руб.Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области

12 792 руб.Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы во Владимирской области от 30.06.2016

1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области, но не менее 12 792 руб.

Соглашение объединений работодателей Воронежской области

12 792 руб. + выплаты за работу в особых климатических условиях

Региональное соглашение правительства Забайкальского края, Федерации профсоюзов Забайкальского края, Объединения работодателей Забайкальского края от 17.10.2012

12 792 руб.Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей

12 792 руб.Калужское областное Трехстороннее соглашение между Территориальным союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и правительством Калужской области

В Северо-Эвенском городском округе Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), установить минимальную заработную плату в размере 21 060 руб.

Указанные суммы нужно скорректировать на РК 1,7. То есть МРОТ в Магаданской области равен:

20 361 руб.Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы.

Прожиточный минимум в регионе, но не ниже 12 792 руб.

Ссылка на основную публикацию