Изменятся критерии разграничения объектов НВОС

Отчётность и плата за НВОС: 8 главных новшеств

До 1 марта 2021 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2020 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.

  • Кто отчитывается и платит за НВОС
  • Новшество 1. Новая (почти) форма декларации
  • Новшество 2. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
  • Новшество 3. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
  • Новшество 4. Новые коэффициенты к ставкам платы
  • Новшество 5. Зачёт переплаты
  • Новшество 6. Новый лист с итоговыми суммами
  • Новшество 7. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
  • Новшество 8. ОКТМО объекта

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Новшество 1. Новая (почти) форма декларации

Если помните, в отчётности за 2019 год были накладки. За два дня до конца отчётной кампании изменили форму декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

БылоСтало
Предельно допустимые выбросы (ПДВ)Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН)
Временно согласованные выбросы (ВСВ)Временно разрешённые выбросы (ВРВ)
Нормативы допустимых сбросов (НДС)Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН)
Временно согласованные сбросы (ВСС)Временно разрешённые сбросы (ВРС)

Столбцы переименовали, потому что изменились нормы для объектов НВОС разных категорий. Раньше у всех объектов независимо от категории должны были быть разрешения на выброс, разрешения на сброс, лимиты на размещение отходов. Теперь нормы зависят от категории объектов:

  • Для объектов I категории нужно получать комплексное экологическое разрешение (КЭР).
  • Для объектов II категории нужно подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС).
  • Для объектов lll категории разрешённые массы выбросов и сбросов устанавливаются по отчёту о производственном экологическом контроле (ПЭК).

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения твёрдых коммунальных отходов. Поменялось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.

Новшество 2. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта

До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Новшество 3. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

БылоСтало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

БылоСтало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25

Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

БылоСтало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.

Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
БылоСтало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 4. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.

Новшество 5. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).

Новшество 6. Новый лист с итоговыми суммами

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.

Новшество 7. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:

Новшество 8. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Изменения критериев НВОС

Изменения критериев НВОС

Опубликовано Янв 29, 2021 от kulikov | комментарии (0)

Новый проект критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III, IV категорий был представлен на суд общественности. Все ли учли законодатели?

До сих пор действуют Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Но к ним было много вопросов, как у экспертов, так и у владельцев объектов, которые не соответствуют ни одной из четырех категорий.

До сих пор для таких объектов не сформулированы природоохранные требования, в связи с чем непонятно, нужно ли им вносить плату за НВОС, разрабатывать нормативы, представлять отчетность и будут ли в отношении таких предприятий проводиться плановые проверки контролирующими органами. Ведь, как известно, в отношении объектов, оказывающих минимальное НВОС (объектов IV категории), плановые проверки не проводятся.

Такие же вопросы возникали и у территориальных органов Росприроднадзора, поэтому каждый из них выходил из положения самостоятельно, с учетом уровня своей компетентности.

Например, в некоторых регионах «безкатегорийных» относили к объектам III категории, что влекло за собой необходимость для таких объектов вносить плату за НВОС, разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять отчет о его результатах, подавать отчетность о выбросах и об отходах. Но если объект, оказывает НВОС меньше минимального уровня, то зачем ему нужно разрабатывать гору документации?

Новый проект владельцы таких объектов (а это в основном малый бизнес) ждали особенно, надеясь, что законодатель, наконец, урегулирует все острые вопросы и недоработки критериев №1029.

Проект Нового Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» N 2398 был выложен на сайт 31 декабря 2020 года, пока в рамках обсуждения и внесения предложений по доработке проекта (ссылка: regulation.gov.ru/projects#npa=102063).

Что изменилось, а какие вопросы так и остались без ответа?

Напомним! Нашим природоохранным законодательством не предусматривается эксплуатация объектов без отнесения к какой-либо из категорий по уровню НВОС. Так, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты I категории – объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям

применения наилучших доступных технологий

объекты II категории – объекты, оказывающие умеренное НВОС

объекты III категории – объекты, оказывающие незначительное НВОС

объекты IV категории – объекты, оказывающие минимальное НВОС

Новый проект ПП №2398, внес изменения по каждой из категорий, но так и не решил существующие проблемы. ТАК Субъекты хозяйственной деятельности, уровень воздействия на окружающую среду которых меньше минимального значения, вновь не будут отнесены ни к одной из четырех категорий. Такие предприятия, как и прежде, окажутся вне правового поля со всеми вытекающими из этого последствиями!

Что же изменилось?

5 изменений для Объектов I категории:

  1. Уточнены производства, которые ранее не были представлены в Критериях № 1029: использование отходов добычи полезных ископаемых и перерабатывающих производств; производство химических веществ и химических продуктов органических химических веществ (производство различных видов углеводородов, полимеров, синтетического каучука, синтетических красителей и пигментов, поверхностно-активных веществ).
  2. Полностью изменился принцип отнесения к I категории объектов по обращению с отходами производства и потребления. Так, теперь к I категории планируется отнести все предприятия, осуществляющие утилизацию отходов производства и потребления. Отметим, что в новых Критериях под утилизацией понимается и сжигание отходов I–IV классов опасности, в т.ч. пестицидов и агрохимикатов, как с применением установок, так и без.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019) хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в т.ч. дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается!

Таким образом, природоохранным законодательством установлено следующее: сжигание отходов разрешается только с применением специальных установок; утилизация с использованием термического метода допустима только для ТКО и только в качестве возобновляемого источника энергии. Следовательно, данный пункт новых Критериев требует уточнения!

  1. К объектам I категории также планируется отнести производства, связанные с обеззараживанием и обезвреживанием биологических и медицинских отходов централизованным способом, при этом мощность установок по утилизации отходов имеет прямое отношение к категории объекта.
  1. Внесена корректировка и в части захоронения отходов. К объектам I категории отнесена деятельность по захоронению отходов: I и II классов опасности вне зависимости от объема размещаемых отходов; III класса опасности с проектной мощностью 500 тонн в год и более; III–V классов опасности, включая ТКО, с проектной мощностью 20 тыс. тонн в год и более.
  2. Дополнительно в I категорию включена деятельность по производству целлюлозы и древесной массы, бумаги и картона мощностью 20 тонн в сутки и более, по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания и др.

3 изменения для Объектов II категории:

  1. Уточнены некоторые виды производств, относящихся к объектам II категории: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) с использованием установок по сжиганию с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт, работающих на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с установленной генерирующей мощностью менее 500 МВт и более 7 МВт, работающих на газообразном топливе в качестве основного; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) с использованием установок по сжиганию с проектной мощностью менее 20 Гкал/час и более Гкал/час.
  2. Внесены изменения в виды и объемы выпускаемой пищевой продукции.
  1. Изменились и виды деятельности в области обращения с отходами. Так, ко II категории планируется отнести объекты: хранения отходов III–V классов опасности, кроме хранения отходов от использования товаров, отходов лома черных и цветных металлов; захоронения отходов производства и потребления III–V классов опасности, включая ТКО (с проектной мощностью менее 20 тыс. тонн в год); утилизации (кроме применения термических способов), обезвреживания отходов производства и потребления:

– I класса опасности (с проектной мощностью менее 0,1 тонны в час), в т.ч.

на мобильных установках;

– II класса опасности (с проектной мощностью менее 0,3 тонны в час), в т.ч.

на мобильных установках;

– III класса опасности (с проектной мощностью менее 1 тонны в час), в т.ч.

на мобильных установках;

– обезвреживания отходов производства и потребления IV класса опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час), в т.ч. на мобильных установках;

утилизации (кроме применения термических способов) отходов производства и потребления IV класса опасности;

– обработки отходов производства и потребления I–V классов опасности.

– предлагается исключить такой критерий отнесения ко II категории, как захоронение отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая ТКО (менее 20 тыс. тонн в год).

Объекты III категории

  1. К III категории предлагается отнести осуществление хозяйственной деятельности: на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации; по утилизации отходов, если такая деятельность не подпадает под критерии отнесения к объектам I или II категории; по возведению объектов капитального строительства.

Объекты IV категории

В критерии отнесения объектов к IV категории внесены незначительные изменения (выделено курсивом):

6. Наличие одновременно следующих критериев:

а) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего документа);

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Вот и все изменения! Как говорится, поправки новые, а проблемы старые. Проект новых критериев явно требует существенной доработки. Особенно в части субъектов хозяйственной деятельности, уровень НВОС которых меньше минимального значения.

Правительство РФ готовится скорректировать критерии категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о завершении разработки проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».[1]

Напомним, что согласно действующему экологическому законодательству, перечень разрешительной и отчетной документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) определяется в зависимости от его категории.

С учетом степени экологической опасности деятельности, осуществляемой на таком объекте, он подлежит отнесению к одной из четырех категорий:[2]

I категория – значительное НВОС;

II категория – умеренное НВОС;

III категория – незначительное НВОС;

IV категория – минимальное НВОС.

В настоящее время в целях категоризации объектов НВОС применяются критерии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029. Указанное постановление должно прекратить действовать с 1 января 2021 г. в рамках применения механизма «регуляторной гильотины» – инструмента пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

Взамен Минприроды разработало новое постановление, которое призвано уточнить формулировки критериев для более точного распределения объектов НВОС по категориям (Критерии).

Формулируя критерии категорий НВОС, Минприроды опиралось не на данные о фактическом НВОС тех или иных производств, а на максимально возможное (потенциальное) воздействие на окружающую среду в случае неприменения природоохранных мероприятий и наилучших доступных технологий.

1. Расширены перечни объектов, относящихся к объектам НВОС I-III категорий

Так, по новым правилам в I категорию НВОС дополнительно попадут в том числе объекты, на которых:

  • осуществляется утилизация отходов производства и потребления с применением термических способов (сжигание, пиролиз, газификация);[3]
  • добывается минеральное сырье для химической промышленности и производства минеральных удобрений;[4]
  • используются отходы добычи железных руд, руд цветных металлов, угля, минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений;[5]
  • ведется производственная деятельность, связанная с добычей железных руд, руд цветных металлов, угля, минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений.[6]

Ко II категории объектов НВОС будут дополнительно отнесены в том числе следующие объекты:

  • по добыче асфальта, слюды, алмазов, а также прочих горных пород (если такие объекты не отнесены к I категории НВОС);[7]
  • по производству фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит;[8]
  • по складированию и хранению химических веществ (с общей проектной вместимостью 50 тонн и более);[9]
  • по транспортированию газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием межпромысловых трубопроводов;[10]
  • по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде.[11]

К III категории объектов НВОС будут дополнительно отнесены объекты для осуществления в частности следующей деятельности:

  • строительства объектов капитального строительства;[12]
  • любой деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (если такие объекты не отнесены к I или II категории НВОС).[13]

Указанные изменения направлены на исключение «не учтенных» объектов НВОС, не подпадающих под действие критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029.

Определение категории объекта НВОС исключительно в зависимости от вида хозяйственной деятельности предприятия представляется не во всех случаях обоснованным. К примеру, любой объект, на котором осуществляется деятельность по термической утилизации отходов (в том числе практически неопасных бытовых отходов), будет отнесен к I категории НВОС вне зависимости от объемов утилизации и проектной производительности применяемого для утилизации оборудования, что навряд ли отвечает принципу категоризации объектов в зависимости от степени НВОС.

2. Установлен дополнительный критерий для объектов IV категории НВОС

В данную категорию включаются объекты, на которых отсутствуют какие-либо выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.[14] Последствием данного нововведения может стать необходимость постановки на учет в качестве объектов НВОС объектов, не имеющих в своем составе стационарных источников загрязнения (и, как следствие, не находившихся на соответствующем учете ранее).

3. Установлены / уточнены показатели проектной производительности для отнесения объекта к той или иной категории НВОС

Для некоторых предприятий (в частности, для производств керамических изделий, предприятий пищевой промышленности) установлены / уточнены показатели проектной производительности для отнесения к той или иной категории НВОС.

Например, по новым правилам к I категории объектов НВОС будут относится объекты, на которых производятся огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более (ранее – 1 млн шт. в год). Если же проектная производительность указанных объектов составит менее 75 тонн в сутки, то указанные объекты будут отнесены ко II категории объектов НВОС.[15]

4. Пересмотрены критерии отнесения к той или иной категории НВОС для объектов по обращению с отходами

Критерии категоризации объектов в указанной части приведены в соответствие с действующим законодательством об отходах. Проект постановления предусматривает, что категория присваивается соответствующему объекту в зависимости от 3 параметров:[16]

  • вид осуществляемой на объекте деятельности по обращению с отходами (утилизация, обезвреживание, обеззараживание, размещение);
  • вид и класс опасности отхода (биологические, медицинские отходы, отходы производства и потребления I – V классов опасности);
  • проектная производительность объекта по обращению с отходами.

О чем подумать, что сделать

Природопользователям необходимо учитывать, что принятие данного постановления может повлечь изменение категории эксплуатируемого объекта НВОС. Учитывая, что разработка проекта постановления завершена,[17] вероятно, следует ожидать его принятия в ближайшее время. При этом новые Критерии должны начать действовать уже с 1 января 2021 г.[18]

В этой связи мы рекомендуем природопользователям ознакомиться с Критериями и определить необходимость внесения изменений в учетные данные об эксплуатируемых объектах НВОС, либо постановки таких объектов на соответствующий учет.

В случае наличия такой необходимости, рекомендуется своевременно предпринять действия, направленные на соответствующее внесение изменений / постановку на учет, а также определить состав разрешительной и (или) отчетной документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объекта НВОС в соответствии с новой категорией.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оперативно оказать юридическую поддержку по любым вопросам, возникающим в связи с учетом объектов НВОС в органах Росприроднадзора, а также подготовкой документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объектов НВОС.

[2] Ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[3] Подпункт «н» п. 1 Критериев.

[4] Подпункт «ш» п. 1 Критериев.

[5] Подпункты «г», «д», «ш» п.1 Критериев.

[6] Подпункты «г», «д», «ш» п.1 Критериев.

[7] Подпункт «б» п. 2 Критериев.

[8] Подпункт «ж» п. 2 Критериев.

[9] Подпункт «ц» п. 2 Критериев.

[10] Подпункт «с» п. 2 Критериев.

[11] Подпункт «с» п. 2 Критериев.

[12] Подпункт «г» п. 5 Критериев.

[13] Подпункт «а» п. 5 Критериев.

[14] Подпункт «а» п. 6 Критериев.

[15] Подпункт «з» п. 1, подпункт «г» п. 2 Критериев.

[16] Подпункты «н» – «п» п.1, подпункты «ч», «я» п. 2, подпункт «в» п. 5 Критериев

Экологический надзор и требования установки систем мониторинга

Какие объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет

Объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) признаются объекты капитального строительства, либо иные объекты, либо их совокупность, которые объединены единым назначением либо неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.

Начиная с 1 января 2017 года, все объекты НВОС, на которых юрилица или ИП осуществляют хозяйственную деятельность, в обязательном порядке должны быть поставлены на государственный учет. В противном случае их ожидает ответственность по статье 8.46 КоАП РФ в размере от 30 до 100 тыс. рублей за невыполнение или несвоевременное выполнение этой обязанности, либо за непредставление информации для актуализации учетных сведений. Также, с 1 января 2018 года статьей 8.47 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление хозяйственной деятельности на объектах НВОС без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, — в размере от 50 до 100 тыс. рублей.

При постановке объекта на госучет следует, в том числе, руководствоваться положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведениями, находящимися в Едином государственном реестре прав, и в лицензиях, выданных для осуществления определенных видов коммерческой деятельности на объекте НВОС. Правила (порядок) создания и ведения государственного реестра объектов НВОС приняты постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 года № 572, о государственном учете таких объектов отдельно сказано в статьях 69 и 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из понятия объекта НВОС, данного в Законе № 7-ФЗ, следует, что при его определении должен выполняться принцип географической связанности, а если он не выполняется, то каждый автономный объект, не связанный, например, транспортной или трубопроводной инфраструктурой, или расположенный одновременно на 2-х и более муниципальных (региональных) образованиях, должен заноситься в реестр отдельно. Один объект НВОС может включать целый ряд источников негативного воздействия. Но ни земельные участки сами по себе, ни отдельно взятое оборудование, которое числится в активах на балансе предприятия, не может рассматриваться в качестве отдельного объекта НВОС.

Как следует из разъяснений, данных в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354, строящиеся объекты ставятся на госучет только после их принятия в эксплуатацию. Однако, согласно уже письму Минприроды России от 28 октября 2016 года № 12-50/8692-ОГ, и на этом этапе необходимо соблюдение природоохранных требований, в том числе выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий, получение разрешений на обращение с отходами и на осуществление выбросов (сбросов) в окружающую среду и пр. В отсутствие разрешений плата за сброс начисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

Рис. 1. Принципиальная схема системы государственного экологического мониторинга на примере Краснодарского края

Какие объекты НВОС подлежат федеральному государственному экологическому надзору

Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору (ФГЭН), определяются по критериям, установленным в постановлении Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903 (далее — критерии № 903). А объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), по критериям, утвержденным в постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 (далее — критерии № 1029). В соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ, объекты НВОС разделены на 4 категории:

I категория — это порядка 30 видов хозяйственной деятельности, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты с процессами добычи, переработки, обогащения, обработки, утилизации, захоронения и производства:

всех углеводородов, железных руд, угля и кокса;

черных и цветных металлов — в зависимости от объемов и типа производства (могут быть отнесены ко II категории);

любых минеральных удобрений;

любых фармацевтических субстанций;

ряда органических и неорганических химических веществ — в соответствии с приведенным списком и объемами;

целлюлозы — в любых объемах, и картона (бумаги) — в установленных количествах;

неметаллической минеральной продукции: стекла, керамики, цемента, извести, магнезии — в зависимости от объемов производства (могут быть отнесены ко II категории);

текстиля и кожи — свыше определенных объемов;

пищевой продукции, птицеводства и животноводства — свыше определенных объемов;

отходов и сточных вод — в зависимости от объемов и классов опасности;

энергообеспечения — свыше установленной электрической мощности.

II категория — умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты, ведущие хозяйственную деятельность, в том числе, следующего характера:

водные и воздушные порты, объекты инфраструктуры ж/д транспорта;

нефте- и газопроводы, сжижение твердых топлив, сланцевая добыча;

складирование и хранение агрохимикатов и нефтепродуктов;

производство асбеста и бетона;

добыча на рассыпных месторождениях олова, титана, хрома и драгметаллов;

обрабатывающая металлургия и производство неметаллической минеральной продукции в пределах установленной производительности;

энергообеспечение электрической мощностью до 250 МВт (на жидком и твердом топливе) и до 500 МВт (на газообразном);

очистка сточных вод до 20 тыс. м 3 /сут.;

сбор, обработка и утилизация отходов — ниже установленных норм для определенных классов опасности;

эксплуатация радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ строго IV и V категорий радиационной опасности, а также атомных станций;

производство пищевой продукции, а также птицеводство и животноводство — в пределах установленных объемов и мест.

III категория (все объекты, не подпадающие под критерии других категорий плюс эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности) — незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Так, наличие сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади, использование вод не только для бытовых нужд, относит объект НВОС к данной категории, даже если в остальном он соответствует критериям IV категории.

IV категория (например, объекты НИОКР, энергоснабжения с тепловой мощностью до 2 Гкал/ч, многофункциональные комплексы) — минимальное негативное воздействие на экологическую обстановку. Для соответствия данной категории должны выполняться требования:

наличие стационарных источников загрязнения окружающей среды с выбросами в атмосферный воздух не более 10 тонн/год. (Перечень загрязняющих веществ установлен распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р);

отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. (Классы опасности определены в «ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»);

отсутствие производственных сбросов загрязняющих веществ в системы водоотведения и окружающую среду.

Если хозяйствующее лицо не подпадает ни под один из вышеперечисленных критериев, например, на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, то оно не признается объектом НВОС, а, следовательно, его постановка на госучет и внесение в госреестр не требуется, что вытекает из смысла статьи 69 Закона № 7-ФЗ. Если в процессе категорирования объекта НВОС его можно отнести одновременно к нескольким категориям, требуется выбирать категорию с максимальным негативным воздействием на окружающую среду.

Однако следует принимать во внимание, что российское экологическое законодательство находится в состоянии глубокого реформирования в сторону ужесточения требований к объектам хозяйственной деятельности, поэтому меры по обеспечению мониторинга и контроля окружающей среды имеет смысл планировать и предпринимать уже сегодня. Кроме того, в информационном письме от 21 февраля 2017 года № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» Росприроднадзор предупреждает, что при наличии у собственника (арендатора) нескольких объектов НВОС, отнесенных к одной из первых трех категорий, плата взимается по каждому из них, даже если в их числе есть объекты IV категории. Или, если у хозяйствующего лица в процессе его деятельности образуются отходы, отличные от твердых коммунальных отходов, то оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, — об этом говорится в абзаце 2 части 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и частях 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». И это при том, что объект не подлежит постановке на учет как НВОС и не вносится в госреестр. За твердые коммунальные отходы плату вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, действующие на основании лицензии. Их статус закреплен в статье 1 Закона № 89-ФЗ.

В вопросах постановки объектов НВОС на госучет важно учитывать положения следующих ведомственных приказов:

Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554 (форма заявки о постановке на учет).

Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 553 (порядок формирования кодов объектов НВОС).

Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 755 (лица, ответственные за включение сведений в госреестр).

Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 756 (методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта НВОС на учет);

Распоряжение Росприроднадзора от 7 декабря 2016 года № 28-р (режимные объекты НВОС).

Федеральный или региональный уровень поднадзорности относится к объекту, а не к хозяйствующему лицу, и в первую очередь он определяется исходя из критериев № 903, которые имеют приоритет над критериями № 1029. Это означает, что если объект НВОС, даже IV категории, хотя бы по одному критерию подпадает под действие постановления Правительства № 903, то он считается объектом федерального экологического надзора и подлежит постановке на госучет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Одно хозяйствующее лицо может владеть несколькими объектами НВОС различной поднадзорности — федерального или регионального уровня.

Рис. 2. Функциональная схема системы контроля окружающей среды (СКОС)

Производственный экологический контроль, или Нужна ли СКОС на объекте НВОС?

Начиная с 2018 года, на объектах НВОС I категории выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, образующиеся при эксплуатации определенных Правительством РФ видов технических устройств и оборудования, в обязательном порядке подлежат автоматическому контролю системами мониторинга и контроля окружающей среды (СКОС), что определено в пункте 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ. Перечень стационарных источников загрязнения на объектах НВОС I категории, которые должны быть оснащены СКОС, определяется на основании Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля, которые, в свою очередь, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На объектах НВОС более низких категорий рекомендовано использование систем автоматического мониторинга и контроля окружающей среды.

Согласно положениям статьи 67 Закона № 7-ФЗ хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I, II и III категорий, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (программу ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, а также документировать и хранить информацию, полученную в процессе проведения ПЭК.

Программа ПЭК для объектов НВОС I категории, стационарные источники загрязнения на которых планируется оснастить системами автоматического контроля, должна включать программу организации системы автоматического контроля, разработанную на основании проектной документации. Под системой автоматического ПЭК понимаются:

автоматические средства измерения и учета показателей (объема/массы) выбросов (сбросов) и концентрации загрязняющих веществ;

технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в органы государственного надзора, в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Согласно пункту 3.1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ[i], в программу ПЭК включаются сведения об оснащении стационарных источников загрязнения объектов НВОС I категории автоматическими СКОС, а также места и сроки установки технических средств, перечень показателей выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, контролируемых автоматикой. Сроки создания СКОС на действующих объектах НВОС не могут превышать 4 года со дня получения комплексного экологического разрешения или его пересмотра.

С 1 июля 2017 года приказом Росстандарта от 15 декабря 2016 года № 1891 введен в действие межотраслевой информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям «ИТС 22.1-2016. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения», разработанный на основе российской и зарубежной практики ПЭК. В нем отражены:

подходы к организации ПЭК на отечественных промышленных предприятиях различных отраслей;

алгоритм отнесения методов ПЭК к наилучшим доступным;

принципы выбора наилучших доступных методов ПЭК;

требования к метрологическому обеспечению ПЭК;

методы анализа и интерпретации результатов ПЭК;

принципы принятия решений с учетом результатов ПЭК на примере организации работ по установке приборов непрерывного экологического контроля в Москве.

Справочник ИТС 22.1-2016 служит ориентиром для разработки программы организации системы автоматического контроля ПЭК, в частности, в нем выделяются основные принципы выбора наилучших подходов и методов для их включения в программы ПЭК, призывающие учитывать:

существенность показателя — для выполнения условий комплексного экологического разрешения и подтверждения соответствия установленным требованиям;

возможность контроля рисков возникновения тяжелых неблагоприятных последствий — при отклонении параметра от нормативного интервала значений;

технологические процессы с позиции их продолжительности;

специфику измерений в различных средах;

обязательность проведения непрерывных измерений;

период внедрения автоматической СКОС;

экономическая эффективность, в том числе, для передачи измерений на аутсорсинг.

При разработке программы организации системы автоматического контроля важно не забывать про нормативные правовые акты, регулирующие осуществление производственного экологического контроля (ПЭК) и мониторинга (ПЭМ), соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий государственного контроля (надзора). В первую очередь к ним относятся следующие национальные стандарты и положение:

«ГОСТ Р 56062-2014. Производственный экологический контроль. Общие положения»;

«ГОСТ Р 56061-2014. Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;

«ГОСТ Р 56059-2014. Производственный экологический мониторинг. Общие положения»;

«ГОСТ Р 56063-2014. Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга»;

Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Итак, несмотря на то, что осуществлять ПЭК средствами автоматики пока обязаны только хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I категории, владельцам и арендаторам объектов с более низкой категорией настоятельно рекомендуется «присмотреться» к системам автоматического контроля и мониторинга окружающей среды, и, по крайней мере, запланировать их внедрение на предприятии. СКОС могут быть интегрированы с другими автоматическими системами безопасности, а также контролировать экологическое состояние технологического оборудования и рабочих мест на производстве, облегчить взаимоотношения с экологической полицией и надзорными органами по охране труда.

Альянс «Комплексная безопасность» располагает всеми интеллектуальными и техническими ресурсами для проектирования и монтажа систем автоматического контроля и мониторинга окружающей среды (несанкционированного появления воды, температуры, влажности, концентрации газов и т.д.), а также богатым опытом их внедрения на различных предприятиях. Все работы выполняются в строгом соответствии с действующим законодательством. Выбираются решения, наиболее эффективные с позиций экономической целесообразности и выполнения условий комплексного экологического разрешения.

[i] Проект Федерального закона

“О внесении изменений в Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ” (текст по состоянию на 12.04.2017).

Рубрики

Новые критерии со старыми ошибками

Уж сколько сломано копий в словесных баталиях, сколько написано статей в журналы, сколько задано вопросов специалистам Росприроднадзора и Минприроды России по поводу постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), — однако и до настоящего времени не все вопросы урегулированы[1]. И вот — о чудо! — разработан очередной проект Критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий[2] (далее — новые Критерии), который должен расставить все точки над i путем внесения изменений в ныне действующие Критерии[3].

Новые Критерии должны вступить в законную силу 01.01.2021, если, конечно, они получат положительную оценку регулирующего воздействия и будут утверждены в установленном порядке. Предполагается, что в новых Критериях будут уточнены некоторые формулировки, скорректированы виды деятельности и мощности производств.

Проанализируем, чем же принципиально отличаются новые Критерии от действующих и учтены ли в новой редакции чаяния субъектов хозяйственной и иной деятельности, воздействие которой ниже минимального уровня.

Защитить малый и средний бизнес

К предприятиям с уровнем воздействия ниже минимального можно отнести небольшие организации (швейные мастерские, парикмахерские, фотоателье, минипекарни и др.), которые созданы субъектами малого и среднего предпринимательства, индивидуальными предпринимателями. Такие хозяйствующие субъекты менее защищены, чем их старшие братья — крупные предприятия, имеющие в штате экологов и юристов, которые способны, во-первых, отследить изменения природоохранного законодательства и своевременно на них отреагировать, а во-вторых, в случае необходимости отстоять права предприятия в соответствующих инстанциях.

Всего этого лишен малый и средний бизнес, в первую очередь из-за финансовых трудностей, поэтому исполнение такими предприятиями непонятных, постоянно меняющихся и уточняющихся природоохранных требований проблематично, и как бы они ни старались быть законопослушными природопользователями, вряд ли это у них получится.

Административная ответственность за неисполнение требований в области охраны окружающей среды сурова, и если даже после снятия карантинных мер таким предприятиям удастся выжить, то не исключена вероятность, что они могут быть «добиты» штрафными санкциями.

Обратите внимание: несмотря на то что до 31.12.2020 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства[4], плановые проверки не проводятся[5], внеплановые проверки никто не отменял.

Категории нет — проблемы есть

Природоохранным законодательством не предусматривается эксплуатация объектов без отнесения к какой-либо из категорий по уровню НВОС. Так, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории[6]:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Категория НВОС, указанная в свидетельстве о постановке на учет, определяет объем необходимых природоохранных требований для конкретного объекта.

Для субъектов хозяйственной деятельности, не относящихся ни к одной из предложенных категорий, законодательно не сформулированы природоохранные требования, в связи с чем непонятно, нужно ли им вносить плату за НВОС, разрабатывать нормативы, представлять отчетность и будут ли в отношении таких предприятий проводиться плановые проверки контролирующими органами. Ведь, как известно, в отношении объектов, оказывающих минимальное НВОС (объектов IV категории), плановые проверки не проводятся.

Такие же вопросы возникают и у территориальных органов Росприроднадзора, поэтому каждый из них выходит из положения самостоятельно, с учетом уровня своей компетентности.

Например, в некоторых регионах «безкатегорийных» относят к объектам III категории, что влечет за собой необходимость для таких объектов вносить плату за НВОС, разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять отчет о его результатах, подавать отчетность о выбросах и об отходах.

Однако разработка такой документации объектами, оказывающими НВОС меньше минимального уровня, не только не подкреплена нормами законодательства, но и вызывает недоумение с точки зрения охраны окружающей среды: будет больше потрачено бумаги на составление документации и отчетности, чем представлено информации в реальных цифрах!

В связи с этим новые Критерии многие ждут с огромным нетерпением.

Новые Критерии

Рассмотрим, какие же принципиально новые изменения нас могут ожидать в ближайшее время.

[1] Особенно остро на повестке дня стоит вопрос о постановке на учет объектов, которые не соответствуют ни одной из четырех категорий.

[2] См. проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (regulation.gov.ru/projects#npa=102063).

Напомним, первая попытка обновить Критерии была сделана в 2018 г.

[3] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

[4] См. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 01.04.2020).

[5] См. ст. 8.1 и 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 01.04.2020).

[6] См. ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

В.В. Никитина, руководитель НАМЦ Учреждения «Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2020.

Форум для экологов

Форум для экологов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Персональные данные

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение Вадим Зыков » 05 янв 2021, 09:14

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”

Дата опубликования: 04.01.2021
Номер опубликования: 0001202101040010

Re: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение Наталья Викторовна » 10 янв 2021, 17:06

Re: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение DDim » 10 янв 2021, 19:54

Re: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение kentavrik » 11 янв 2021, 06:27

Re: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение ecolog_30uchusi » 11 янв 2021, 08:11

Re: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение TRusT » 11 янв 2021, 08:13

Re: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение Пожар » 11 янв 2021, 08:17

Re: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение ecolog_30uchusi » 11 янв 2021, 08:35

Пожар , пп1 п 7: при отсутствии в составе выбросов веществ 1 и 2 классов опасности, радиоактивных веществ ( за исключением случаев, предусмотренных пунктов 8 и 9 настоящего документа

Исключение – п. 8 осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пп 2 п 7 настоящего документа.

Или это исключение работает в пользу 3 категории?

Re: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение Gamarjoba » 11 янв 2021, 09:15

Re: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [Критерии отнесение ОНВ]

Сообщение Пожар » 11 янв 2021, 15:01

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1250 О внесении изменений в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

Дата опубликования: 20.08.2020
Номер опубликования: 0001202008200007.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 № 1544 О внесении изменения в приложение № 16 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440

Дата опубликования: 29.09.2020
Номер опубликования.

Дата опубликования: 29.09.2020

Если верить консультанту вступает в силу с 7.10.2020

  • Программы для экологов
  • ↳ Online сервисы для экологов
  • ↳ Программные продукты серии “Эколог” – программы для экологов
  • ↳ УПРЗА “Эколог” – программа для расчета рассеивания
  • ↳ “ПДВ-Эколог” – программа для разработки проекта ПДВ
  • ↳ “Эколог-Шум” 2 – программа для расчета шума
  • ↳ “СЗЗ-Эколог” – программа для разработки и корректировки СЗЗ
  • ↳ Отходы – программы по безопасному обращению с отходами
  • ↳ “АТП-Эколог” – программа для расчета выбросов от АТП
  • ↳ Воздух – программы для расчета выбросов загрязняющих веществ
  • ↳ Серия “ЭкоМастер”
  • ↳ Электронные ключи
  • Нормативно-методические вопросы
  • ↳ Законодательство – экологическое законодательство
  • ↳ Законодательство по воздуху
  • ↳ Законодательство по воде
  • ↳ Законодательство по земле
  • ↳ Законодательство по отходам
  • ↳ Законодательство по плате
  • ↳ Законодательство по СЗЗ
  • ↳ Законодательство по проектной документации
  • ↳ Охрана атмосферного воздуха
  • ↳ Литература
  • ↳ Коды и ПДК веществ
  • ↳ Теплоэнергетика
  • ↳ Транспорт
  • ↳ Лакокраска
  • ↳ Сварка
  • ↳ Деревообработка
  • ↳ Металообработка
  • ↳ Сельское хозяйство + Пищевая промышленность
  • ↳ Строительство
  • ↳ Резервуары и АЗС
  • ↳ Объекты добычи, переработки, транспортировки нефти и газа
  • ↳ Дизель
  • ↳ Отчетность
  • ↳ Парниковые газы
  • ↳ Безопасное обращение с отходами
  • ↳ Литература
  • ↳ Расчет количества отходов
  • ↳ Лицензирование
  • ↳ ПНООЛР
  • ↳ Паспортизация
  • ↳ Компонентный состав, расчет класса опасности, ФККО
  • ↳ Перечень образующихся отходов
  • ↳ Отчетность
  • ↳ Утилизация отходов
  • ↳ Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
  • ↳ Охрана водной среды
  • ↳ Литература
  • ↳ Законодательство
  • ↳ Отчетность
  • ↳ Акустика
  • ↳ Литература
  • ↳ Шумовые характеристики
  • ↳ Экологическая отчетность, производственный экологический контроль и экологический аудит
  • ↳ Экологические платежи
  • ↳ Отчетность в области охраны атмосферного воздуха
  • ↳ Отчетность в области обращения с отходами
  • ↳ Отчетность в области охраны водной среды
  • ↳ Производственный экологический контроль
  • ↳ Экологический аудит
  • ↳ СЗЗ – санитарно защитная зона
  • ↳ Законодательство
  • ↳ “СЗЗ-Эколог” – программа для разработки и корректировки СЗЗ
  • ↳ Разделы проектной документации
  • ↳ Вопросы связанные с ОВОС
  • ↳ Вопросы связанные с ПМООС (ООС)
  • ↳ Общие вопросы: ОВОС, ПМООС(ООС)
  • ↳ ПОС
  • ↳ ИТМ ГОЧС
  • ↳ Пожаробезопасность
  • ↳ Прочие вопросы проектно-сметной документации
  • ↳ Инженерные изыскания
  • ↳ Экологические платежи
  • ↳ Платежи за выбросы ЗВ в атмосферный воздух
  • ↳ Платежи за сброс ЗВ
  • ↳ Платежи за размещение отходов
  • ↳ Ущерб
  • ↳ Электромагнитное излучение
  • ↳ Вибрация
  • ↳ Охрана земельных ресурсов
  • ↳ Законодательство
  • ↳ Растительный и животный мир
  • ↳ Водные биоресурсы
  • ↳ Литература для экологов
  • ↳ Литература по воздуху
  • ↳ Литература по отходам
  • ↳ Литература по акустике
  • ↳ Литература по воде
  • ↳ Общее
  • Курсы и семинары для экологов
  • ↳ Учебный центр ИПК “Интеграл” – курсы для экологов
  • Прочее
  • ↳ Общение
  • ↳ Конкурсы
  • ↳ Люблю готовить
  • ↳ Юмор
  • ↳ Наш сайт, форум
  • ↳ Новости Фирмы “Интеграл”
  • ↳ Новости в сфере экологии
  • ↳ Работа, вакансии, резюме
  • ↳ Ищу работу
  • ↳ Предлагаю работу
  • Экологам предприятий
  • ↳ Экологические платежи
  • ↳ Отчетность
  • ↳ Отчетность в области охраны атмосферного воздуха
  • ↳ Отчетность в области обращения с отходами
  • ↳ Отчетность в области охраны водной среды
  • ↳ Производственный экологический контроль
  • ↳ Экологический аудит
  • ↳ Экологическое законодательство
  • ↳ Лицензирование
  • Правила
  • ↳ Правила
  • Корзина
  • ↳ Корзина
  • АРХИВ
  • ↳ “Эколог-Шум”
  • ↳ УПРЗА “Эколог” 3

Ответственность

Форум “Форум для экологов” является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме “Форум для экологов” информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории “Форум для экологов”.
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:

– исключительное право на воспроизведение;
– исключительное право на распространение;
– исключительное право на публичный показ;
– исключительное право на доведение до всеобщего сведения

и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.

Наш email: eco@integral.ru

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

Плата за негативное воздействие за 2020 год – расчет

  • Кто является плательщиком сбора за НВОС
  • Данные, на которых базируется расчет платы
  • Ставки, применяемые для расчета за 2021 год
  • Форма отчетности и сроки ее сдачи
  • Порядок платы за негативное воздействие
  • Признание расходов на НВОС
  • Итоги

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I–IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

К IV категории относятся объекты, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности образуются только отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно тут.

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2021 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 24.01.2020). В нем приведены ставки на 2016-2018 год. А в 2020 году применяются ставки 2018 года с коэффициентом 1,08 (постановление Правительства РФ от 11.09.2020 № 1393).

Как рассчитать плату за НВОС по итогам года, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

В целях стимулирования юрлиц и ИП к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются коэффициенты, указанные в пп. 5 (с 2020 года) и 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ.

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2020 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 (приложение № 2).

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Пошаговую инструкцию по заполнению декларации см. в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2021 году это рабочий день, поэтому никаких вопросов со сроком сдачи декларации за 2020 год не возникнет. А вот если этот день приходится на выходной, нужно учитывать, что возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдавать декларацию нужно накануне. Например, так было в 2019 году. 10 марта было воскресеньем, а пятница накануне нерабочим праздничным днем (8 марта). Поэтому отчитаться за 2018 год следовало не позднее четверга 07.03.2019.

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации, то есть до 10 марта. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О том, как подать уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, вы можете узнать из Готового решения от экспертов К+. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2020 году оплаты за негативное воздействие, могут определяться величины авансовых платежей на 2021 год. Сумма каждого из них может быть равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2020 год.

Но это только один из способов платить авансы. С 2020 года их также можно определять:

  • в размере 1/4 суммы платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • умножением платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2020-2021 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

С 07.09.2019 определен порядок зачета или возврата переплаты по НВОС, а также бланки необходимых для этого документов. До указанной даты с этим были проблемы.

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3000 до 6000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н), включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2020 года осталась такой же, как и в 2019 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации, выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.

Читайте также:  Институт не отдает диплом
Ссылка на основную публикацию