Особенности банкротства МУП

В чем состоят ключевые особенности банкротства унитарных предприятий в форме ГУП и МУП?

Ситуации, когда унитарные предприятия становятся банкротами, далеко не редкость. Государственные и муниципальные структуры не всегда демонстрируют эффективность при управлении коммерческими организациями. В результате у них образуется существенный объем непогашенных долговых обязательств по обязательным платежам (в части налогов и сборов), электроэнергии и газоснабжению, а также по заработной плате.

  • Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса
  • Основания для признания предприятий банкротами
  • Особенности процедуры банкротства
  • Пошаговый порядок
  • Последствия получения статуса банкрота

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса

На основании положений ст. 2 161-ФЗ от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, специфика которых заключается в отсутствии права собственности за имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляет за унитарным предприятием его собственник.

По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:

  1. МУП – муниципальные унитарные предприятия.
  2. ГУП – государственные унитарные предприятия.

При этом унитарные предприятия имеют ряд схожих черт с частными коммерческими компаниями:

  1. Руководство унитарного предприятия подотчетно учредителю.
  2. МУП и ГУП отвечают по всем своим долговым обязательствам принадлежащим им имуществом.
  3. Собственник имущества в лице государства или муниципалитета может нести субсидиарную ответственность с МУП и ГУП за неисполненные долговые обязательства.

Для решения проблемы долговых обязательств в унитарных предприятиях применяются две основные схемы:

  1. Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
  2. Банкротство – процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.

Через механизм банкротства унитарные предприятия сегодня решают две основные задачи: очищают МУП или ГУП от кредиторской задолженности и переоформляют права собственности на активы на иное лицо.

Процедура организации, реорганизации и ликвидации МУП опирается на нормы Гражданского кодекса (в частности, ст. 65.1, 113-114) и специального законодательства.

Деятельность ГУП и МУП регулируется положениями ФЗ-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 2002 года. Указанный закон содержит такие положения:

  1. Руководитель унитарного предприятия назначается на свою должность собственником имущества (государственными или муниципальными органами власти). Он не должен быть в числе учредителей другого юрлица, заниматься коммерческой практикой и предпринимательской деятельностью, являться единоличным исполнительным органом, участвовать в забастовке. Единственной разрешенной дополнительной практикой руководства унитарного предприятия является преподавательская, научная и прочая творческая деятельность.
  2. Законодательно накладываются определенные ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не вправе осуществлять целый ряд операций с имуществом без согласия собственника. В частности, передавать его в залог, продавать, вносить в качестве уставного капитала другого общества без согласия собственника.
  3. Некоторые сделки с МУП и ГУП, связанные с предоставлением займов, поручительством, получением гарантий, обременениями, договорами простого товарищества, подписываются только с согласия собственника имущества.

Все это направлено на недопущение незаконного вывода активов из компании.

Основания для признания предприятий банкротами

Процесс признания предприятий финансово несостоятельным опирается на положения ст. 65 Гражданского кодекса и ФЗ-127 от 2002 года. На основании положений ст. 65 Гражданского кодекса любое юрлицо может стать банкротом, кроме казенных учреждений, политических партий и религиозных организаций. ГУП и МУП в списке исключений не перечислены, поэтому признаются банкротами на общих основаниях.

Для соответствия унитарного предприятия признакам банкротства оно должно отвечать ряду условий:

  1. Иметь документально подтвержденные долговые обязательства в сумме 300 тыс. р. и более.
  2. Иметь просрочку по срокам погашения долгов с продолжительностью 3 месяца и более.

В сумму долговых обязательств включаются долги перед всеми контрагентами по гражданско-правовым договорам, перед бюджетом по неисполненным налоговым обязательствам и перед работниками унитарных предприятий по зарплате и выходным пособиям.

МУП, которые имеют статус управляющих компаний в сфере ЖКХ, обладают еще одним признаком наступления несостоятельности. Кроме задолженности перед своими кредиторами, они утрачивают способность исполнять свои долговые обязательства перед конечными потребителями-гражданами, а именно не способны поставлять им коммунальные услуги должного качества.

Собственники могут инициировать процедуру банкротства унитарного предприятия, используя механизм ликвидации. Если после решения о закрытии учреждения и подготовки ликвидационного баланса был выявлен факт недостаточности имущества для погашения требований кредиторов, то назначенная ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Но на практике собственная инициатива банкротства МУП или ГУП встречается весьма редко из-за неспособности руководства принимать кардинальные решения без дополнительного согласования с контролирующими инстанциями. Им предстоит заручиться поддержкой высшего руководства, проект ликвидации должен пройти экспертизу на предмет негативных последствий и пр.

Особенности процедуры банкротства

127-ФЗ не содержит принципиальных особенностей банкротства унитарных предприятий, только если они не относятся к числу градообразующих по ст. 169.

С принятием 127-ФЗ, регулирующим процедуру банкротства, у собственников имущества появилась реальная возможность влиять на ход процесса признания финансовой несостоятельности.

Должник оказывает влияние на ход процесса банкротства через реализацию следующего спектра прав:

  1. Подачу ходатайства к собранию кредиторов и арбитражному суду о введении финансового оздоровления. Для этого он должен предварительно заручиться гарантиями погашения предприятием задолженности через реализацию графика.
  2. Включение в план внешнего управления пункта о продаже предприятия, как имущественного комплекса.
  3. Имущество ГУП и МУП, которое подлежит оценке, оценивается оценщиком через предоставление государственным органом по финансовому контролю своего заключения. Это дает дополнительные гарантии для независимой оценки.

В целом при проведении процедуры банкротства по правилам 127-ФЗ с 2002 года позиция должника была усилена, и арбитражный управляющий должен учитывать не только позицию кредиторов при принятии решений.

Принципиальным моментом при инициировании и проведении процедуры банкротства МУП или ГУП является наличие или отсутствие у руководства компании права на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Неоднозначность данного аспекта связана с тем, что руководство таких предприятий обладает только правами оперативного управления и временного владения имуществом должника.

Если предприятие отвечает признакам несостоятельности, то собственник имущества унитарного предприятия обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве в течение месяца. Если собственник пренебрежет такой обязанностью, то он будет нести ответственность. Она будет заключаться в обязанности возмещения убытков, возникших из-за этого нарушения. Собственник имущества при этом будет нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия.

Пошаговый порядок

Процедура банкротства унитарных предприятий происходит по общему алгоритму, который предполагает прохождение следующих шагов:

  1. В арбитражный суд подается заявление о банкротстве.
  2. В ходе первого судебного заседания поступившее заявление оценивается на предмет обоснованности.
  3. Если предприятие соответствует признакам банкротства, то в отношении него вводится процедура наблюдения. Назначается управляющий в деле о банкротстве.
  4. В ходе наблюдательного этапа анализируется финансовое положение должника, формируется реестр требований кредиторов, и проводится их первое собрание. На первом собрании принимается решение о будущей судьбе должника: о переходе к одной из реабилитирующих процедур (финансовому оздоровлению или внешнему управлению) или к конкурсному производству.
  5. Суд переходит к этапу конкурсного производства, если реабилитирующие процедуры не привели к должному результату, или если суд не нашел потенциала для восстановления платежеспособности должника.
  6. По результатам конкурсного производства происходит погашение требований кредиторов через продажу имущества предприятия на торгах.
  7. После завершения расчетов с кредиторами по результатам формирования конкурсной массы суд выносит постановление о завершении процедуры банкротства. Такое определение становится основанием для исключения сведений об учреждении из ЕГРЮЛ, что фактически означает прекращение его деятельности.

В случае если инициатива о признании предприятия банкротом исходила от ликвидационной комиссии, то потребуется прохождение ряда предварительных этапов перед началом процесса банкротства. В их числе следующие:

  1. Принимается решение собственником имущества унитарного предприятия о ликвидации МУП или ГУП.
  2. Назначается комиссия по ликвидации или единственный ликвидатор. К ним переходят все руководящие функции.
  3. В «Вестнике о госрегистрации» публикуется информация о принятом решении, и указываются сроки для предъявления требований кредиторами, а также адрес для их передачи.
  4. Готовится промежуточный ликвидационный баланс, в котором перечисляются активы унитарного предприятия и его задолженность перед кредиторами. Если был выявлен факт недостаточности имущества для погашения всех долгов, то передается заявление о банкротстве в суд.

Последствия получения статуса банкрота

Последствия банкротства МУП или ГУП могут быть различны. Они отличаются в зависимости от того этапа, на котором завершилась данная процедура.

При введении наблюдения на деятельность руководства предприятий не накладывается определенных ограничений, кроме обязанности соблюдать порядок согласования при заключении отдельных сделок. Наблюдение не может длиться более 7 месяцев.

Если предприятие сможет заручиться поддержкой гаранта, то в отношении него может быть введен этап финансового оздоровления.

В ходе финансового оздоровления готовится график выплат и план оздоровления, которым компания должна следовать. Если в ходе данного этапа удается погасить задолженность перед кредиторами (он вводится на период до 2 лет), то процесс банкротства прекращается.

При внешнем управлении основным гражданско-правовым последствием станет передача всего руководства МУП или ГУП в пользу внешнего управляющего. Данная процедура вводится на период до 18 месяцев.

Но в рамках внешнего управления допускается реализация иных мер, кроме продажи предприятия, как имущественного комплекса. Например, сокращение персонала, реорганизация в формате юрлица в виде слияния или присоединения, перепрофилирование компании или закрытия нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности и пр. Если указанные меры смогут восстановить платежеспособность предприятия, то оно сможет сохранить свой статус, а банкротство будет завершено.

Стороны могут на любом этапе подписать мировое соглашение, и тогда погашение задолженности унитарным предприятием будет происходить в договорном порядке. Предприятие не будет ликвидировано, а делопроизводство по процессу банкротства досрочно прекращается.

В случае перехода к финальной стадии конкурсного производства руководство унитарного предприятия отстраняется от дел, и все руководящие полномочия передаются конкурсному управляющему. В его задачи входит формирование конкурсной массы путем инвентаризации, оценки и продажи имущества должника. Все вырученные средства распределяются между кредиторами должника в соответствии с очередностью и идут на погашение процессуальных издержек. По результатам непогашенная задолженность считается исполненной и аннулируется, а предприятие перестает существовать как хозяйственная единица.

Таким образом, по 127-ФЗ не запрещено банкротиться унитарным предприятиям в статусе МУП и ГУП. Процедура признания финансовой несостоятельности проводится в стандартном порядке. Основная особенность состоит в том, что собственник имущества унитарного предприятия и его руководитель не совпадают, и последний не наделен правом инициации банкротства. Банкротство МУП или ГУП предполагает прохождение следующих этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Условия для признания банкротства МУП и последствия ликвидации

Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства. Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия — такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное. Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.

Принципиальные отличия банкротства МУП

Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц. Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор. В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом. Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.

Есть еще несколько отличий:

  • учредители фирмы не могут быть его участниками;
  • организация управляется одним руководителем единолично;
  • МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
  • в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.

Положения законодательства

На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Критерии, по которым организацию ликвидируют, как неспособную погасить долги

Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:

  • организация в течение трех месяцев не выплачивает заработную плату и выплаты социального характера, имеет налоговую задолженность и не имеет денег для таких выплат;
  • сумма задолженности не менее трехсот тысяч рублей.

Для организаций — коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг.

Кто выступает инициатором процедуры банкротства муниципального предприятия

Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.

  • Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
  • Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.
Читайте также:  Специальный субъект преступления

  • Работники МУПа, не получающие оплату за труд или различные пособия установленное законом время. Смысл их действий по признанию организации банкротом – получение своей законной компенсации за труд.
  • Государственные органы. Деятельность организации может быть признана нерациональной. Ее функции передаются другой конторе, с более эффективным управлением.

Порядок процедуры банкротства

Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.

Затем наступает этап санации. Здесь внешний управляющий получает некоторую возможность влиять на решения действующего руководителя. Составляется график погашения долгов. Действующий руководитель по-прежнему работает. Может продолжаться до двух лет.

Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.

По итогам третьего этапа возможны несколько вариантов. Если действия внешнего управляющего возымели успех, процедура банкротства прекращается и МУП возвращается к обычному режиму работы.

Если с кредиторами удалось договориться, то заключается мировое соглашение, организация продолжает функционировать, долги гасятся по плану.

Важно: мировое соглашение с кредиторами можно заключить на любом этапе банкротства. Если для кредитной организации, по каким-либо причинам важно существование конкретного МУПа, то оно может пойти на соглашение даже на этапе наблюдения.

Если улучшений не наступило, назначается конкурсное производство, в функционал которого входит продажа имущества и погашение долгов за счет полученных средств. Срок устанавливается до полутора лет. В этот период прекращаются все начисления неустоек, документация по кредитным обязательствам находится у внешнего управляющего.

Условия ликвидации

Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше. Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета. Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.

Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.

Последствия и ответственность

К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.

Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Особенности банкротства МУП

Коммерческие (унитарные) предприятия обладают по закону особым правовым статусом. При возникновении проблем материального характера в их отношении также может инициироваться процедура несостоятельности. Но банкротство унитарного муниципального предприятия имеет определенную специфику. Подробнее об этом, читайте далее.

Что такое МУП и ГУП

По гражданскому законодательству юридические лица могут образовываться в различных организационно-правовых формах. Одним из видов организаций по ГК РФ являются унитарные (бюджетные) предприятия. Они создаются муниципалитетами или гос. органами, и именуются ГУП или МУП в зависимости от статуса собственника имущества.

Отличительными особенностями таких коммерческих предприятий являются:

  1. Учреждать их вправе Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципалитеты.
  2. Уставы предприятий должны утверждаться соответствующими органами РФ, ее субъектов или муниципалитетов.
  3. У них отсутствуют права собственника на передаваемое учредителями имущество. Использовать его возможно только на правах хозяйственного ведения, оперативного управления.
  4. Они отвечают по их собственным невыплаченным долгам всем своим имуществом. По долговым обязательствам владельца переданного им имущества они не отвечать не должны
  5. Ликвидироваться МУПы и ГУПы могут при приятии соответствующего решения их учредителями.

Что говорится в законодательстве о банкротстве ГУП (МУП)

Из положений статьи 65 Гражданского кодекса (ГК РФ) следует, что процедуры банкротства могут вводиться в отношении практически любых юр. лиц. Исключения составляют религиозные организации, политические партии, казенные предприятия (учреждения). Фонды и государственные корпорации могут банкротиться, только если это напрямую указано в законе.

Получается, что банкротство государственных и муниципальных предприятий допускается, только если они не являются казенными. К числу казенных относятся учреждения (предприятия), создаваемые на базе федерального имущества с правом оперативного управления им.

Основные моменты банкротной процедуры содержатся в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002. Отдельные нормы прописаны также Гражданским кодексом. Статьей 35 закона о МУП предусматривается, что при установлении его неплатежеспособности на стадии ликвидации, нужно обращаться в арбитраж с заявлением о несостоятельности.

Отличия несостоятельности МУП от остальных организаций

Банкротство МУП осуществляется по общим для всех юридических лиц правилам с некоторыми особенностями. Они обусловлены особым статусом этих предприятий, их руководителя и переданного им имущества.

Дело о несостоятельности юр. лица может инициироваться самой организацией, ее должниками, а также уполномоченными органами (например, налоговой).

При первом варианте такое решение принимается ее руководителем. В случае с унитарными предприятиями это делается обычно их собственниками.

Собственник чаще всего решает ликвидировать предприятие, а в процессе уже обнаруживается его несостоятельность.

После этого руководителю МУП (ликвидирующей его комиссии) поручается подготовить и подать заявление о банкротстве.

Причины банкротства

Банкротство ГУП или МУП осуществляется при наличии установленным специальным законодательством основаниям.

Основной причиной выступает несостоятельность юридических лиц. Под ней понимается неспособность предприятия удовлетворить требования всех кредиторов полностью.

При выявлении такой неспособности собственник МУП (ГУП) или его кредиторы просят суд признать предприятие банкротом. В последнем случае речь ведется о принудительной ликвидации организации.

Процедура признания МУП несостоятельным

Рассмотрением дел о банкротах занимаются арбитражные суды. Процедура признания организации несостоятельной осуществляется в несколько этапов:

  1. Сначала представителем должника (кредитора) в арбитраж предъявляется письменное заявление. В нем указываются все данные банкротящегося юр. лица, сведения об имеющихся долгах, обоснование невозможности исполнения обязательств. К заявлению прилагаются необходимые документы, оплачивается госпошлина в размере 6000 руб.
  2. Если предъявленное в суд заявление соответствует всем требованиям, то выносится определение о принятии его к производству, в котором предлагается кандидатура арбитражного управляющего.
  3. При рассмотрении банкротного дела к МУП могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
  4. Если оздоровительные процедуры не принесли эффекта, то суд признает предприятие несостоятельным и ликвидирует его. Для рассмотрения банкротных дел устанавливается семимесячный срок, но он может продлеваться.

Указанные процедуры могут вводиться судом на основании отчетов, предоставленных арбитражными управляющими. При этом допускается их непоследовательное введение судом. Информация о начале производства о банкротстве предприятия печатается в СМИ, доносится до всех кредиторов, в налоговую.

В некоторых случаях арбитраж может сразу принять решение о необходимости ликвидации задолжавшего юр. лица. На основании вступившего в силу акта вносится запись о прекращении деятельности МУП в ЕГРЮЛ.

Критерии для признания несостоятельности организаций

Причиной банкротства юр. лиц, как было указано выше, является невозможность удовлетворение требований всех кредиторов.

При этом законодательством устанавливаются критерии неспособности исполнения должником своих обязательств.

Для выявления признаков несостоятельности важно учитывать срок неисполнения обязательств, а также их размер.

Невозможность выплаты долгов (по сделкам, трудовым договорам, обязательным платежам) на лицо тогда, когда допущена просрочка по исполнению имеющихся требований более, чем на три месяца. Этот срок отсчитывается с той даты, когда это требовалось сделать.

Что касается суммы, то для несостоятельности юр. лиц размер долгов должен составлять не менее трехсот тысяч рублей. При этом оценивается вся задолженность в совокупности по разным видам обязательств и обязательных взносов в бюджет.

Последствия банкротства унитарных предприятий

При введении каждой из процедур, для банкротящихся предприятий возникают те или иные последствия. Если судом выносится по итогам рассмотрения решение о несостоятельности предприятия, то вводится конкурсное производство. С этого времени все органы управления МУП прекращают осуществлять свои полномочия.

Далее производится оценка его имущества, выплачиваются долги кредиторам, деятельность юр. лица прекращается. Сведения о завершении конкурсного производства передаются в налоговую. На их основании вносится запись о ликвидации организации в реестр. С этого времени предприятие перестает существовать.

Заключение

Унитарные предприятия, как и другие коммерческие организации, могут банкротиться. Для признания их несостоятельными применяются общие для все юр. лиц правила. Однако в силу их статуса имеются определенные нюансы процедуры.

Какие бывают нюансы у банкротства МУП

Признание финансово несостоятельным и выявление признаков банкротства МУП (муниципального унитарного предприятия) имеет много общего с такой же процедурой, как для других коммерческих организаций. Этот процесс регулируется ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Для предприятия муниципальной формы организации существуют некоторые нюансы, при этом применяются и дополнительные специальные нормы законодательных актов. Учитывается специфика деятельности этого вида юридических лиц, его управления и формы правового статуса имущества.

Принципиальные отличия

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Муниципальное унитарное предприятие по своей сути является видом коммерческого образования, его правовой разновидностью, но с некоторыми особенностями. Наличие в его названии слова «унитарное» подразумевает то, что имущество и активы не являются собственностью предприятия, их нельзя разделить на доли между его участниками. Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником.

Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.

Поэтому для них процедура проводится на общих основаниях в соответствии с указанным законом с теми же этапами и правилами, но с учетом особенностей его формы собственности, управления и правового статуса имущества.

В ст. 61 ГК есть определение ликвидации такой организации. Это система действий юридического и бухгалтерского характера, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности. При этом права и обязанности не передаются третьим лицам, то есть процесс осуществляется без правопреемственности.

В отличие от других объектов банкротства, процесс часто инициирует муниципалитет (государственное муниципальное образование местного самоуправления). Ликвидация осуществляется по их решению как собственников имущества и по судебному решению на основании и в порядке, установленном законом.

Зачастую в ходе ликвидации МУП, начатой в досудебном порядке согласно добровольному решению собственника, ликвидационная комиссия устанавливает, что имущества недостаточно для выполнения требований кредиторов. Это значит, что обнаружены признаки банкротства, что, в свою очередь, обязывает кредиторов, ликвидационную комиссию, руководителя заявить в арбитражный суд иск о банкротстве.

Особенности МУП:

  • Учредители не являются участниками.
  • Предприятие не владеет имуществом, оно находится в его хозяйственном ведении. Муниципальные органы – его собственники.
  • Управляет предприятием единолично руководитель, назначаемый собственником.
  • Руководство отчитывается перед учредителем, но все вопросы в отношении имущества, кроме отчуждения недвижимости, решает самостоятельно.
  • МУП отвечает своим имуществом, а собственник подлежит субсидиарной с ним ответственности только тогда, когда имущества будет недостаточно для погашения долгов. Это и является основной особенностью банкротства МУП.

Главным отличием МУП от обычных организаций является то, что ее руководитель не принадлежит к собственникам-учредителям. Хотя формально он принимает решение о банкротстве, но фактически это делается на основе распоряжения собственника имущества, то есть местной администрации, которой он направляет отчет о возникших обстоятельствах несостоятельности. Именно она принимает решение о подаче заявления в суд.

Порядок процедуры

Процедура банкротства инициируется путем подачи иска в суд конкурсными кредиторами, работниками, самим должником, уполномоченными или государственными органами, к которым принадлежат также местное самоуправление. Именно они зачастую и выступают инициаторами в данном случае.

Выявление признаков банкротства МУП осуществляется, как правило, инициаторами процедуры.

Руководитель МУП и собственник его имущества обязаны, выявив потенциальные проблемы, сами подать иск о банкротстве в таких случаях:

  • выполнения кредиторских требований приведет к невозможности оплаты обязательных или иных платежей;
  • управляющим, уполномоченным органом, в том числе и собственником, решено обратиться с иском о банкротстве;
  • процедура выплаты долгов путем реализации имущества усложнит или заблокирует деятельность потенциального банкрота;
  • обнаружены признаки неплатежеспособности, нехватки имущества для покрытия долгов или нормальной работы.
Читайте также:  Подача документов в органы опеки при продаже квартиры

Этапы

Особенности этапов МУП связаны с правовым статусом имущества и правами его собственника:

Каждая стадия вводится арбитражным судом на основе ходатайства и отчетов арбитражного управляющего. Если судом принято сразу решение о ликвидации, указанные этапы не применяются — вводится сразу конкурсная стадия.

Виды схем

Есть несколько разновидностей схем банкротства. Плановым или добровольным банкротством процедура именуется, когда решение о нем принимает сам должник при возникновении обстоятельств несостоятельности предприятия.

В случае с МУП решение фактически принимает местная администрация, хотя иск подается от имени должника. После принятия местной администрацией решения о банкротстве, руководитель МУП обязан подать заявление в суд в месячный срок с момента такого решения.

Если есть добровольное решение руководителя и собственника, МУП ликвидируется также и в досудебном порядке. Тогда формируется комиссия для ликвидации, проводится съезд кредиторов. Но если хотя бы одни из кредиторов имеет возражение, подается иск о банкротстве в суд.

Зачем нужен залог при банкротстве и каким законом регулируется его удержание — читайте далее.

Принудительная ликвидация предприятия возникает, когда заявление подается сразу в суд кредиторами, его работниками или потребителями коммунальных услуг в случае несостоятельности управляющей компании.

Относительно очередности этапов процедуры есть три схемы. Первая стадия – наблюдение – всегда обязательная, остальные могут не вводиться, это зависит от состояния предприятия.

После наблюдения есть три пути развития процедуры:

  • Если принято решение об оздоровлении, вводится соответствующая стадия.
  • Если на стадии наблюдения решено, что предпринятые меры по реабилитации будут безрезультатными, минуя все остальные стадии, вводится конкурсный этап. Это значит, что предприятие уже банкрот и готовится к ликвидации.
  • Третья – мировое соглашение на любом этапе процедуры.

Условия ликвидации

Главные условия и причины банкротства МУП такие же, как и для коммерческих организаций: долги свыше 100 тыс. руб. и невозможность на протяжении 3 мес. выплатить их в добровольном порядке или невозможность кредитора удержать их через службу судебных приставов.

Особенности диагностики возможности банкротства МУП включают то обстоятельство, что зачастую муниципалитет «скидывает» на такие предприятия свои финансовые проблемы, таким образом, банкротя его.

Описание условий и процесса банкротства МУП в добровольном порядке на примере стандартной процедуры поэтапно:

  • Местное самоуправление принимает решение о ликвидации. Составляется приказ об этом.
  • Назначается комиссия для ликвидации, в которую должен войти представитель муниципалитета. Если предприятие небольшое, назначается один ликвидатор. Участники комиссии – полномочные представители МУП.
  • Уведомление органов ФНС о процедуре.
  • Перед ликвидацией/реорганизацией сотрудники оповещаются не менее чем за 2 месяца до ее завершения.
  • Готовятся документы для сокращения персонала, уведомляется служба занятости.
  • Публикация объявления в официальных средствах массовой информации («КоммерсантЪ»).
  • Кредиторы оповещаются о начале процедур и предпринимаемых мер письменно.
  • Составление ликвидационного промежуточного баланса, предварительно выждав 2-месячный срок для принятия кредиторских требований. Баланс утверждает общее кредиторское собрание или орган, принявший решение о ликвидации.
  • Если не хватает средств, организовываются публичные торги.
  • Утверждение плана банкротства, очередности и распределение средств согласно закону (ст. 64 ГК РФ).
  • Итог выполнения обязательств, составляется ликвидационный баланс, оставшееся имущество возвращается собственнику.
  • Последствия процедуры: расчет с кредиторами, исключение из ЕГРЮЛ, заявление о банкротстве в ФНС, уничтожение печатей, сдача документов в архив.

Ликвидация в принудительном порядке проводится согласно вышеуказанной таблицы посредством пяти стадий: наблюдения, оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. Процедура может включать меньше стадий (например, только первую и четвертую) в зависимости от особенностей процесса.

Ответственность

Особенности ответственности муниципального предприятия напрямую связаны с правовым статусом его имущества, которое принадлежит муниципалитету. МУП распоряжается им в порядке хозяйственного ведения, но это не значит, что такое имущество не подлежит включению в конкурсную массу.

Ответственность за нарушение процедуры банкротства наступает согласно УК и КоАП. Участники процедуры отвечают за сокрытие имущества, информации о нем, подделке бухгалтерских или учетных документов, за фиктивное банкротство, создание помех арбитражному управляющему.

Собственником имущества МУП является государственное муниципальное образование (органы местного самоуправления), которые по отношению к нему действуют в рамках своей компетенции, установленной законодательными актами об их статусе.

МУП отвечает всем своим имуществом. Такое предприятие не несет ответственности за действия органов самоуправления и иных муниципальных образований, исключая случаи, когда несостоятельность МУП вызывается собственником имущества. Тогда на собственника возлагается субсидиарная ответственность, то есть недостающие средства МУП компенсируется за счет его имущества.

Муниципальные предприятия зачастую выступают учредителями унитарных образований, в суде они выступают как третьи лица без самостоятельных требований, так как решение суда может влиять на обязанности публичного образования, если иск будет удовлетворен.

Муниципалитет в суде представляет его орган, но сам он как юридическое лицо не привлекается как третье лицо по делу. Его субсидиарная ответственность возникает лишь тогда, когда арбитражный суд признал МУП банкротом.

Детали банкротства МУП на практике

При ликвидации МУП всегда учитывают нюансы, связанные с организационной формой деятельности, полномочиями руководителя и с имуществом должника, поскольку их правовой статус достаточно сильно отличается от обычных коммерческих организаций.

Ситуация с имуществом

МУП распоряжается двумя видами имущества: движимым и недвижимым. На начальных стадиях банкротства оно отвечает первым видом.

Кредиторские требования удовлетворяются из него до введения конкурсного этапа, но после его введения происходит прекращение всех полномочий собственника (муниципального образования).

Его право собственности по отношению к недвижимости МУП утрачивается, и она включается в конкурсную массу, из которой и удовлетворяются кредиторские требования: имущество из конкурсной массы продается на торгах, а средства распределяются меду кредиторами.

Если имущества МУП недостаточно для полной выплаты долгов, у муниципалитета возникает обязанность добавить недостающие средства, но только когда оно выступило инициатором процедуры.

Во всех иных случаях местная власть не несет ответственности по долгам МУП. Анализ судебной практики показывает, что нередки случаи, когда предвидя несостоятельность, муниципальное учреждение выводит из ведения МУП недвижимость, чтобы не включать его в состав конкурсной массы. Но такие действия успешно оспариваются кредиторами, а сделки признаются судом недействительными.

Действия руководителя

Ст. 65 ГК предусмотрено, что принимает решение о банкротстве собственник имущества, но в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что руководитель обязан обратиться в суд с заявлением о несостоятельности сам, если обнаружены его признаки.

Возникает вопрос, имеет ли право руководитель принимать решение о банкротстве, ведь фактически оно подчиняется собственнику имущества – муниципальному образованию.

На практике эта ситуация разрешается так: руководитель направляет отчет или заявление собственнику о том, что обнаружены признаки банкротства. А тот решает, начинать процедуру или нет, издавая при этом соответствующий приказ. Решение принимает собственник, а заявление в суд подается от имени руководителя МУП.

В остальном действия ЖКХ предприятия такие же, как и при банкротстве обычных коммерческих организаций.

Его руководство обязано:

  • своевременно реагировать на потенциальные проблемы предприятия, принимать меры по предотвращению банкротства;
  • не скрывать имущество и предоставить ликвидационной комиссии, арбитражному управляющему всю информацию о нем;
  • не препятствовать действиям ликвидаторам;
  • не нарушать очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • исключить действия направленные на преднамеренное банкротство, не способствовать выведению имущества из хозяйственного ведения.

Законодательство

Законодательные акты, которыми регламентируется процедура:

  • ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • соответствующие статьи ГК РФ ст. 61, 64, 65;
  • ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях»;
  • ответственность регламентируется ст. 195, 196, 197 УК и 14.12, 14.13 КоАП.

Читайте подробнее о банкротстве при ипотеке по этой ссылке.

Отсюда вы сможете подробнее узнать о банкротстве подрядчика и взыскании с него НДС.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Банкротство Плюс

Услуги по банкротству

Банкротство МУП

Банкротство муниципального унитарного предприятия

Банкротство МУП – это специальная процедура, которая обладает собственными особенностями. Первоначально она осуществляется при присутствии такого явления, как несостоятельность предприятия. Основная особенность МУП первоначально заключается в том, что руководитель в данной ситуации не считается собственником. Он считается обычным учредителем. Поэтому принятое решение, связанное с банкротством, при любых обстоятельствах может быть просто оспорено. Даже в той ситуации, когда присутствует сложнейшее финансовое положение и иного выхода, кроме банкротства просто не существует, принятое решение также оспаривается.

Банкротство МУП: что это?

Процедура, связанная с банкротством МУП, обладает собственными индивидуальными особенностями. Предприятие отвечает всем собственным имуществом. Оно ни при каких обстоятельствах не может нести ответственности за наиболее разнообразные действия со стороны органов самоуправления. Хотя существуют и ситуации, когда несостоятельность была спровоцирована именно самим собственником имущества. Здесь присутствует определенная ответственность. На собственника будет возложена определенная субсидиарная ответственность. Поэтому все убытки должны быть компенсированы именно на счет денежных средств собственника имущества.

Согласно существующему на сегодняшний день закону, подобное предприятие обязательно должно нести соответствующую ответственность по собственным обязательствам. Естественно, сюда в обязательном порядке необходимо отнести и долги. Не стоит забывать и об удовлетворении требований, которые поступили от наиболее разнообразных кредиторов. Все выплаты должны осуществляться до того момента, когда будет инициирована такая процедура, как конкурсное производство.

Банкротство МУП признается при присутствии только определенных условий. Первоначально здесь стоит отметить отсутствие оплаты по долгам на протяжении не менее 3 месяцев. Одновременно с этим, размер долга должен находиться в пределах более 300 тысяч рублей. Дополнительно стоит отметить еще и факт того, что при ликвидации предприятия именно на добровольной основе обязательно должен присутствовать приказ о необходимости осуществления этой процедуры. Не обойтись здесь и без назначения соответствующей комиссии. В основном, она создается с привлечением работников самого муниципалитета. Также должны быть оповещены и местные налоговые органы, сотрудники и кредитные организации. В любой ситуации, банкротство МУП осуществляется в следующих случаях:

  1. Отсутствует заинтересованность в финансировании организации.
  2. Уменьшились показатели рентабельности.
  3. Организация функционирует со значительными убытками.
  4. Завершается время соглашения между органами власти и МУП.

Очень важным вопросом в данной ситуации принято считать и то, когда возможно осуществление такой процедуры, как банкротство. В действительности, у руководителя предприятия должны присутствовать права на то, чтобы можно было обратиться в местный арбитражный суд. Именно туда и должно быть подано соответствующее заявление. Вследствие этого будет принято решение, связанное с признанием несостоятельности конкретного предприятия.

Спорность сложившейся ситуации здесь напрямую может быть связана именно с формой конкретного юридического лица. Иногда МУП может относиться к коммерческой организации, которая не обладает правом собственности на определенное имущество. Подобным предприятиям свойственно только оперативное управление. Также не исключается хозяйственное ведение имущества, которое было предоставлено собственником. Оно считается неделимым. Другими словами, подобное имущество не может быть разделено по долям, паям и т.д.

Согласно нынешнему законодательству, МУП может быть признано банкротом только при присутствии соответствующего решения со стороны арбитражного суда. В обязательном порядке должны быть проведены и некоторые процедуры. Не обойтись и без соблюдения обязательных норм. Банкротство МУП подразумевает под собой и присутствии соответствующего обращения. Оно подается самим руководителем.

Банкротство МУП: особенности процедуры!

МУП по закону обладает особенным правовым статусом. При появлении проблем, которым характерно наличие именно материального характера, естественно, может быть инициирована такая процедура, как банкротство. Но несостоятельность МУП обладает определенной спецификой.

Юридические лица, согласно нынешнему законодательству, могут образовываться в наиболее разнообразные организационно-правовые формы. Одним из вариантов принято считать унитарное предприятие. Оно может быть создано, как государственными органами, так и муниципалитетами. Все напрямую зависит от такого показателя, как статус собственника. А вот отличительными характеристиками подобных предприятий первоначально принято считать:

  1. Учреждать их могут различные муниципалитеты.
  2. Уставы утверждаются определенными органами или муниципалитетами.
  3. У учредителя отсутствует право собственности на конкретное имущество. Отвечать по долговым обязательствам собственника они ни при каких обстоятельствах не могут.
  4. Ликвидироваться подобные предприятия могут только при присутствии определенного решения со стороны самого учредителя.

Процедура банкротства муниципального унитарного предприятия на сегодняшний день может осуществляться почти к любому существующему сегодня юридическому лицу. Естественно, не обойтись здесь и без определенных исключений. Первоначально стоит отметить политические партии, а также религиозные организации. Дополнительно необходимо отметить казенные учреждения. А вот государственные корпорации и разнообразные фонды всегда могут быть подвергнуты такой процедуре, как банкротство. Но подобное явление должно быть напрямую обозначено в соответствующем законе.

Другими словами, банкротство муниципальных и государственных предприятий может быть допущено только в том случае, когда они не считаются казенными. К подобным организациям первоначально стоит отнести те учреждения, которые были созданы на основе федерального имущества, где присутствует право по осуществлению оперативного управления. А вот основные моменты и нюансы такой процедуры, как банкротство, обозначены в соответствующем законе.

Отличительные характеристики несостоятельности МУП от банкротства остальных компаний могут быть наиболее разнообразными. В первой ситуации, банкротство осуществляется с учетом определенных общих правил, которые действуют для всех без исключения юридических лиц. В действительности, существуют и некоторые особенности. Первоначально они связаны именно с тем, что предприятие обладает особенным статусом.

Читайте также:  Еще раз о счетах-фактурах и УСН

Дело о признании несостоятельности в данной ситуации может быть открыто по личному заявлению руководителя организации. Дополнительно, сюда стоит отнести уполномоченные органы и самих должников. Естественно, в первую очередь сюда стоит отнести и налоговые органы. В ситуации, когда банкротство инициируется самой компанией, тогда решением обо всем этом должно быть принято именно руководителем.

Если речь заходит об унитарном предприятия, тогда решение чаще всего принимается собственником. Он решает все вопросы, связанные с необходимостью ликвидации организации. В дальнейшем, в самом процессе должна быть доказана и сама несостоятельность. После принятия решения руководителем должно быть подано соответствующее заявление.

В современное время, существуют наиболее разнообразные причины того, почему МУП объявляется банкротом. Оно осуществляется при присутствии определенных оснований, которые были установлены нынешним законодательством. Главной причиной подобного явления принято считать несостоятельность конкретного юридического лица. Под всем этим, естественно, подразумевается факт, отсутствия способности у организации удовлетворить в полной мере все существующие требования, которые были предъявлены со стороны многочисленных кредиторов.

При наличии выше обозначенной неспособности, кредиторы или сам собственник должны направить заявление в суд с просьбой о том, чтобы предприятие было признано банкротом. Если же речь идет именно о кредиторах, тогда речь заходит именно о принудительной ликвидации.

Процедура рассмотрения дел, связанных с банкротством, на сегодняшний день осуществляется только арбитражными судами. Сам процесс признания несостоятельности в обязательном порядке осуществляется с присутствием следующих этапов:

  1. Первоначально представитель кредитора или должника направляет письменное заявление в арбитраж. Там обозначается полностью вся информация о конкретном юридическом лице. Не обойтись и без обозначения сведений, которые касаются присутствующих долгов. Также указывается и основание отсутствия возможности выполнения имеющихся долговых обязательств.
  2. К письменному заявлению необходимо предоставить определенные документы. Осуществляется оплата государственной пошлины. Она находится в пределах 6 тысяч рублей.
  3. После предоставления заявления, которое в полной мере соответствует всем существующим требованиям, в арбитражном суде выносится соответствующее решение.
  4. Назначается специальный арбитражный управляющий.

При непосредственном рассмотрении дела о банкротстве МУП зачастую могут использоваться наиболее разнообразные процедуры. Естественно, сюда стоит отнести, как наблюдение и оздоровление в финансовом плане, так и конкурсное производство, и внешнее управление. Иногда не обходится и без такого явления, как подписание мирового соглашения.

В ситуации, когда применяющиеся оздоровительные процедуры, так и не привели к достижению требующейся эффективности, тогда в судебном порядке предприятие признается несостоятельным. Естественно, вследствие этого оно просто ликвидируется. В любой ситуации, для рассмотрения подобных дел на сегодняшний день существует и определенный установленный срок. Он составляет целых 7 месяцев. Хотя, в действительности подобный период может быть и в определенной степени продлен.

Что еще необходимо знать о банкротстве МУП?

Все процедуры при банкротстве могут осуществляться и на основе определенных отчетов. Они предоставляются таким специалистом, как арбитражный управляющий. Одновременно с этим, они могут быть введены в процесс рассмотрения дела и по указанию самого суда.

Вся информация, связанная с началом производства о непосредственной ликвидации компании, в обязательном порядке должна быть напечатана и в СМИ. Она отправляется в налоговые органы, а также доносится до всех без исключения кредиторов. В определенных ситуациях, в арбитражном суде может моментально быть принято решение, связанное с необходимостью ликвидации. В дальнейшем на основе акта должна быть внесена и соответствующая запись.

В современное время, существуют различные критерии, которые позволяют признать МУП несостоятельным. Естественно, главная причина заключается в том, что отсутствует реальная возможность в полной мере удовлетворить требования со стороны кредиторов. Также существуют и определенные критерии неспособности выполнения имеющихся долговых обязательств.

Для определения признаков важную роль может сыграть и срок невыполнения обязательств. Не менее значимым считается и сам размер. Отсутствие возможности в выплате долговых обязательств видно в той ситуации, когда имеется просрочка в течение больше 3 месяцев. Сам срок начинает отсчитываться с той даты, когда все это необходимо было сделать.

Если говорить о самой сумме задолженности, тогда сам размер должен находиться в пределах не меньше 300 тысяч рублей. Одновременно с этим, оценивается полностью вся без исключения задолженность. Естественно, речь идет о совокупности наиболее разнообразных вариантов существующих обязательств. Не исключаются и обязательные взносы, которые направляются в государственный бюджет.

Банкротство унитарного предприятия обладает и собственными последствиями. При осуществлении любой разновидности процедуры, предназначающихся для банкротящихся организаций, появляются определенные последствия. Если в судебном порядке было принято решение о несостоятельности, тогда осуществляется такая процедура, как конкурсное производство. Начиная с этого момента, все без исключения органы управления перестают заниматься выполнением собственных полномочий.

В дальнейшем осуществляется оценка имеющегося имущества. Производится выплата долгов кредиторам. А вот сама деятельность юридического лица в полной мере просто прекращается. Информация о завершении производства в дальнейшем направляется в налоговые органы. На основе всего этого вносится и соответствующая запись о банкротстве. Все это отображается в соответствующий реестр. Именно начиная с этого момента организация перестает полностью существовать.

В любой ситуации, банкротству могут быть подвергнуты, как унитарные предприятия, так и остальные разновидности коммерческих организаций. Для того, чтобы компания была признана банкротом, используются определенные общие правила. Хотя, в любой ситуации, существуют и некоторые нюансы процедуры.

Вне зависимости от всего этого, здесь обязательно необходимо отметить и то, что МУП, — это разновидность коммерческого предприятия, не имеющего права собственности на определенные виды имущества, которые закреплены непосредственно за определенным собственником. В этой ситуации, владельцами имущества считаются органы самоуправления. Их статус определяется конкретными актами.

МУП, как и любой вид существующего на сегодняшний день юридического лица, может получить и такой статус, как несостоятельный. Вследствие этого не обойтись и без осуществления такой процедуры, как банкротство.

Несостоятельность представляется под видом неспособности организации возместить требования кредиторов, которая была признана соответствующим арбитражным судом. Процедура ликвидации организации в этой ситуации зачастую обладает и некоторыми отличиями. Здесь речь идет, как о выплате банковских кредитов, так и о задолженности перед бюджетом или об оплате по собственным договорам. Не исключаются и налоговые выплаты.

В любой ситуации, учредители предприятия не считаются участниками такого процесса, как банкротство. Они только занимаются хозяйственным ведением конкретного имущества. А вот владельцами являются муниципальные органы. Подобная разновидность организации управляется только одним руководителем лично. Он в обязательном порядке назначается только самим собственником.

Все без исключения вопросы, которые напрямую касаются имущества, могут решаться и руководством, причем самостоятельно. А вот перед учредителями в обязательном порядке должны быть предоставлены соответствующие отчеты. Главной отличительной характеристикой современного унитарного предприятия одновременно со всем этим принято считать и факт того, что оно по собственным долговым обязательствам должно отвечать именно собственным имуществом. А вот на собственника возлагается определенная субсидиарная ответственность. Это происходит в той ситуации, когда имущества недостаточно, чтобы расплатиться по собственным долговым обязательствам.

От простого юридического лица, унитарное предприятие дополнительно отличается еще и тем, что в данной ситуации, руководитель не считается собственником-учредителем. А вот само решение о несостоятельности должно быть принято с учетом решения собственника конкретного имущества. Естественно, здесь речь идет о местной администрации.

Банкротство унитарного предприятия

Многие российские унитарные предприятия работают неэффективно. В первую очередь это происходит из-за неправильной тарифной политики государственных и муниципальных структур. В интересах населения, власть устанавливает предельно низкие цены на продукцию и услуги организаций, а компенсировать расходы отказываются, ссылаясь на бюджетный дефицит. В результате УП теряет рентабельность и постепенно приходит к банкротству. При этом фирма проходит все те процедуры, что и любое другое юридическое лицо – от подачи заявления до ликвидации.

Принятие решения о финансовой несостоятельности

В соответствии со ст. 9 и 30 ФЗ-127, при возникновении признаков неплатежеспособности руководитель УП обязан уведомить об этом собственника имущества (местные органы власти). Собственник же должен подать в арбитражный суд письменное заявление о признании унитарного предприятия банкротом.

Вам может быть интересно:

Признаками несостоятельности УП являются:

  • долговые обязательства (перед контрагентами по гражданско-правовым договорам, бюджетом по выплате налогов, работникам по зарплате и выходным пособиям) свыше 300 тыс. рублей;
  • просрочка погашения долгов от 3 месяцев.

Инициаторами дела также могут стать компании-кредиторы или сотрудники, не получающие платы за свой труд.

Этапы банкротства

Если арбитражный суд удовлетворит иск заявителя, банкротство унитарного предприятия проводится по стандартной схеме:

  • Наблюдение.

Процедура длится не более 7 месяцев с момента подачи заявления. Контролирующие органы анализируют финансовое положение организации, разрабатывают план выхода из кризиса без ликвидации. Назначается арбитражный управляющий, но вначале он выполняет лишь наблюдательную функцию.

  • Финансовое оздоровление.

Этот этап может продолжаться до 2 лет. Он направлен на восстановление платежеспособности фирмы. Для этого проводятся оздоровительные мероприятия. Здесь временный управляющий уже может влиять на некоторые решения руководства, но директор организации еще не отстраняется от дел.

  • Внешнее управление.

Если 2 предыдущих этапа не поспособствовали реабилитации фирмы, все управленческие полномочия передаются арбитражному управляющему. Он полностью контролирует деятельность организации, принимает меры для улучшения ее финансового состояния.

Стадия внешнего управления длится до года, после чего может быть продлена еще на 6 месяцев.

По ее итогам возможны 3 варианта развития событий:

  • Возвращение УП к привычному режиму работы.

Грамотная тактика арбитражного управляющего часто приводит к финансовому оздоровлению предприятия. В этом случае судебное разбирательство завершается.

  • Заключение мирового соглашения с кредиторами, как один из вариантов «выхода» из банкротства и прекращения процедуры.

Если для заимодателей важно существование конкретной фирмы, они могут согласиться на любом этапе (даже во время наблюдения). После этого организация продолжает функционировать и постепенно погашает долги.

  • Конкурсное производство.

Это завершающая стадия, ведущая к ликвидации фирмы. Именно на ней осуществляется продажа предприятия в банкротстве и выплата задолженностей за счет полученных средств.

Каждый из указанных этапов вводится арбитражным судом на основе отчетов временного управляющего. Иногда суд сразу принимает решение о ликвидации, и тогда никакие оздоровительные процедуры не проводятся.

Причины банкротства предприятия могут быть разными. Иногда есть смысл провести его реабилитацию, а иногда нужно грамотно и профессионально закрыть бизнес. В любом случае потребуется помощь квалифицированного юриста. Компания DIVIUS Law&Consulting оказывает профессиональные услуги по ликвидации и банкротству унитарных фирм. Мы выполним сопровождение на всех этапах судебного дела и добьемся успешного разрешения дела!

Особенности банкротства МУП

Вы будете перенаправлены на Автор24

Банкротство МУП

Муниципальное унитарное предприятие принято считать несостоятельным в тех случаях, когда обязательства к исполнению (финансового и нефинансового характера) не исполняются предприятием в течение трех месяцев с того момента, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве возбуждается в арбитражном суде по отношению к муниципальному предприятию (МУП) в тех случаях, когда сумма задолженности в общей сложности от ста тысяч рублей.

Когда рассматриваются дела о несостоятельности МУП, то применяются обычно следующие мероприятия (процедуры):

  • наблюдение, которое представляет собой процедуру банкротства, начинающуюся с того времени, когда арбитраж принял заявление. Процедура проводится с той целью, что бы обеспечить сохранность имущества МУП, провести анализ его финансового состояния, составить реестр требований кредиторов, а также организовать первое их собрание.
  • финансовое оздоровление, которое применяется к МУП для того, что бы была восстановлена его платежеспособность, а задолженность была погашена в соответствии с графиком ее погашения.
  • внешнее управление, применяемое с целью восстановления платежеспособности МУП в процессе передачи полномочий по управлению в руки внешнего управляющего.
  • конкурсное производство, применяемое к муниципальному предприятию для того, что вовремя и в полном размере удовлетворить требования кредиторов путем продажи имущества банкрота;
  • мировое соглашение, заключаемое в том случае, если удалось достичь единого мнения должника (МУП) и кредитора. Эта процедура может быть осуществлена на любой стадии признания унитарного предприятия несостоятельным.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Муниципальные банкротства 460 руб.
  • Реферат Муниципальные банкротства 280 руб.
  • Контрольная работа Муниципальные банкротства 210 руб.

Специфика банкротства для МУП

Специфика применения процедур несостоятельности для муниципальных предприятий отличается от банкротства простых юридических лиц, в связи с их особым правовым положением (статусом), определяемым федеральным законодательством.

Основной отличительной чертой унитарного предприятия от коммерческих структур является то, что оно не обладает правом собственности на используемое в процессе хозяйственной деятельности имущество. МУП обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имущество при этом невозможно поделить или распределить по вкладам.

Право хозяйственного ведения для МУП предполагает, что унитарные предприятия могут пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом в тех пределах, которые предусмотрены законодательством РФ. В процессе своей деятельности МУП не вправе продать, сдать в аренду или в залог используемое им имущество. Все это можно осуществлять лишь при наличии согласия собственника.

С другой стороны сам собственник не может изъять или передать в аренду имущество, которое используется унитарным предприятием в его деятельности. Имущество может быть возвращено лишь в случае ликвидации предприятия.

Таким образом, при инициации процедуры банкротства МУП теряет вверенное ему имущество.

Унитарное предприятие относится к казенным предприятиям, поскольку использует имущество на праве оперативного управления. Право оперативного управления МУП в соответствии со своим объемом является ограниченным и включает права МУП владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в тех пределах, которые установлены законодательно.

Казенное предприятие не может произвести отчуждение имущества, вверенного ему, без наличия специального разрешения от собственника. МУП может самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работу, услугу), а способ распределения доходов унитарного предприятия может определить лишь собственник его имущества.

Ссылка на основную публикацию