Как определить нормативную стоимость земельного участка?

Что такое нормативная цена земли?

Любой участок земли имеет несколько ценовых категорий, куда входит кадастровая, рыночная и нормативная стоимость. Многих интересует, что такое нормативная цена земли?

Нормативная цена земли (НЦЗ) — это условный показатель стоимости земли, который зависит от качества и местоположения.

Это особенная финансовая величина, характеризующая стоимость земельного надела, который может быть передан по наследству, продан или использован как залог по кредиту.

Используется для оценки стоимости, регулирования рыночных цен и расчетов окупаемости, исходя из прогнозируемой прибыли.

По закону

Порядок определения нормативной цены регламентирован постановлениями правительства РФ. Вопросы, связанные с порядком определения НЦЗ и возможностью применения данной стоимости регулируются на законодательном уровне правовыми актами.

В соответствии с п. 13 ст. 3 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», использование НЦЗ осуществляется, если не установлена кадастровая цена надела.

Стоимость таких наделов не может быть выше их кадастровой стоимости. Если цена участка еще не определена, то она устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Определение нормативной стоимости, используемое в других правовых актах, дается в ст. 25 Закона РФ «О плате за землю». Порядок расчета НЗ и необходимость ее корректировки в конкретном регионе указан в Постановлении Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли». Все нормативные акты периодически подвергаются дополнениям и изменениям.

В 2015 году в Земельном кодексе произошли изменения, некоторые статьи были удалены. Наделы больше не предоставляются в бессрочное пользование или пожизненное наследство.

В 2021 году предоставление участков земли регулируется гл. 6 Земельного кодекса, согласно которой земля из государственного или муниципального фонда предоставляется на основе:

  • договоров безвозмездного пользования или аренды;
  • договора купли-продажи;
  • решения органов власти или ОМСУ в собственность или постоянное пользование бесплатно.

Бесплатное предоставление земли в собственность возможна для лиц, имеющих трех и более детей. Им могут предоставить надел для ИЖС без предварительного согласования места и торгов.

В соответствии с Постановлением Правительства, НЦЗ ежегодно определяется органами исполнительной власти для земель различного целевого назначения по административным районам, оценочным зонам или поселениям.

Органы местного самоуправления вправе уточнять количество и границы оценочных зон, повышать или понижать установленную НЦЗ, но не более чем на 25%.

Продажа земли по нормативной цене

Согласно ст. 28 Земельного Кодекса РФ, принадлежащие государству или муниципалитету земли, граждане и юридические лица могут приобрести за определенную плату.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стоимость устанавливается органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.

Порядок определения стоимости земли и их оплата устанавливаются в отношении наделов, которые находятся в собственности:

  1. Субъектов РФ. Устанавливается органами государственной власти.
  2. Федеральных субъектов. Устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Правительством РФ
  3. Муниципалитета. Устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно с ст. 38 ЗК РФ, при приобретении государственного земельного участка, собственник вправе сам определять:

  • начальную цену участка;
  • сумму задатка;
  • форму проведения торгов или аукционов.

Продажа участков земли проводится на публичных торгах, кроме случаев, оговоренных в п. 2 ст. 39,3 Земельного Кодекса РФ.

Продать можно только те наделы, на которых не планируется строительство объектов недвижимости в соответствии с ВРИ надела, кроме продажи в собственность гражданам:

  • для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ на аукционах;
  • без публичных торгов.

Выкупить у муниципалитета или государства можно без торгов те участки, которые:

  • образованы из арендованных земель для комплексного освоения территории;
  • образованы из участков в садоводческих товариществах;
  • предназначены для ведения сельскохозяйственной и фермерской деятельности, а также построены под ИЖС, ЛПХ;
  • имеют объекты недвижимости;
  • принадлежат некоммерческим организациям (кроме участков общего пользования);
  • принадлежат юридическим лицам (кроме тех, что нужны для строительства жилья эконом-класса);
  • находятся в бессрочном пользовании или сданы в аренду юридическим лицам по истечению 3 лет действия арендного договора;
  • входят в состав Дальневосточного федерального органа;
  • в других случаях, согласно в п. 2 ст. 39,3.

Стоимость участка

Стоимость участка земли, который находится в муниципальной или государственной собственности определяется по его кадастровой стоимости без торгов или по результатам публичных торгов.

Правила определения цены без проведения торгов регламентированы постановлением № 279.

НЦЗ в 60% от кадастровой стоимости устанавливается на участки:

  • юрлиц, если на земле располагаются объекты регионального или федерального значения;
  • под садоводство, ЛПХ, ИЖС, гаражное строительство лиц, являющихся владельцами объектов недвижимости, построенных на этих участках.

НЦЗ в 2,5% от кадастровой стоимости применяется при продаже земли:

  • хозяину объектов, расположенных на участке;
  • некоммерческим гражданским организациям, которые приобретают землю под комплексное освоение территории для ИЖС.

То есть, под нормативной ценой земли подразумевается нижняя ценовая граница включительно до кадастровой стоимости, по которой проводилась продажа земельного надела без торгов.

Нормативная стоимость формируется уполномоченными органами субъектов федерации с учетом таких факторов:

  • уровня рыночной цены;
  • ставки налогообложения конкретного региона, исходя из целей использования надела;
  • целевого назначения участка.

Кем определяется НЦЗ и как рассчитать

Некоторых землевладельцев интересует, кем и как определяется нормативная цена земли. Нормативная стоимость участка устанавливается исполнительными органами власти на основании зонирования цен, согласно правительственному постановлению № 319.

Разработка основных нормативов возложена на федеральные исполнительные органы и Госкомитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Состояние рынка анализирует ОМСУ, а также определяет количество и границы оценочных зон.

Формула расчета нормативной стоимости земли: цена участка равняется размеру ренты, деленному на процент ссуды и умноженному на 100%.

При подсчете нормативного показателя должны соблюдаться определенные условия:

  • При проведении расчетов не должны учитываться используемые льготы налогообложения.
  • Налоговая ставка не может быть увеличена более чем в 200 раз.
  • Величина НЦЗ не может быть больше чем 75% от рыночной цены, установленной в конкретном регионе.
  • Муниципалитет не имеет право увеличить стоимость земли более чем на 25% от установленной цены при первичных расчетах.
  • Не должны учитываться показатели увеличения налога за превышение норм отвода земли.
  • Когда для расчета земельного налога нужно применять нормативную стоимость земли? На самом деле участки земли чаще продаются по кадастровой или рыночной стоимости, превышая нормативную цену. Только в некоторых случаях государственные или муниципальные земли могут продаваться по НЦЗ.

    Когда нужна НЦЗ

    В каких случаях используется нормативная цена земли? При помощи НЦЗ государство может участвовать в рыночных земельных отношениях и регулировать их.

    Нормативная цена используется в качестве стоимости при продаже наделов для индивидуального предпринимательства или при выкупе незастроенных участков земли в населенных пунктах.

    НЦЗ нужна также при:

  • дарении;
  • распределении долей при наследовании;
  • разделе общей собственности;
  • передаче земли в залог;
  • расчете окупаемости надела;
  • продаже территории без проведения торгов;
  • передаче участка в собственность бесплатно.
  • При налогообложении используется обычно рыночная или кадастровая стоимость, и инвентаризационная— при их отсутствии.

    Кто выдает справку о нормативной цене земли? При обращении физических и юридических лиц акты установления НЦЗ по рекомендуемой форме выдают районные и городские комитеты по землеустройству.

    При составлении акта не учитываются установленные обременения и ограничения, которые носят санитарно-гигиенический, технологический и природоохранный характер. Кадастровую справку можно получить в региональном МФЦ, подав туда запрос.

    Отличия рыночной и кадастровой цены

    Чем отличается рыночная, кадастровая и нормативная стоимость земли? На участке сначала проводится кадастровая оценка с целью определения его кадастровой цены, включая ежегодную корректировку, которая равняется 7% от величины предыдущего года.

    Размер земельного налога осуществляется на основе полученных данных. По этим результатам устанавливается нормативная стоимость земельного участка.

    Если кадастровая цена территории неизвестна, и нет времени на проведение оценки, расчет производится на основе рыночной стоимости. Поэтому здесь не имеет значение размер налоговой ставки, но данная процедура должна быть проведена раньше 6 месяцев до даты проведения расчетов НЦЗ и только специалистами с организаций, имеющих на это лицензию.

    Если определение нормативной цены проводит собственник надела, то ему придется заплатить от 10 до 50 тыс. рублей, в зависимости от объема работ, региона, формы отчета.

    Рыночная стоимость определяется на конкретную дату, изменяется во времени и зависит:

  • от изменения целевого назначения земли;
  • от местоположения участка;
  • от срока и ожидаемой величины получения дохода от продажи надела;
  • от спроса и предложения на рынке.
  • Нормативная стоимость нужна для отчуждения земель, в отличие от кадастровой цены, которая требуется для определения налоговых вычетов. Проводить кадастровую оценку имеет право только уполномоченные подразделения Росреестра, ее можно узнать на карте их сайта или направив туда специальный запрос.

    Кроме сведений о величине кадастровой цены будет предоставлена информация о дате проведения оценки.

    При проведении кадастровой оценки учитывается:

    • удаленность от города;
    • местонахождение;
    • популярность района;
    • экология и близость к местам отдыха;
    • коммуникации;
    • инфраструктура;
    • площадь;
    • категория земли;
    • субъективные факторы.

    Итак, нормативная цена земли является одним из экономических показателей для выявления величины финансового значения. Определяется НЦЗ на основе кадастровой или рыночной стоимости, при этом никакие льготы или обременения учитываться не должны.

    Налоговая ставка для участков земли земель определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. Данный показатель не может превышать предельные значения, прописанные в Налоговом Кодексе. Свою ставку налогообложения можно узнать в региональных нормативных актах.

    Нормативная стоимость земельного участка: что это и как рассчитать?

    Любой земельный участок имеет минимум три цены: кадастровую, рыночную и нормативную.

    • Что такое нормативная стоимость и какими законами она регулируется?
    • Из чего складывается стоимость?
    • Рыночная цена
    • Кадастровая оценка

    Что такое нормативная стоимость и какими законами она регулируется?

    Под нормативной ценой или стоимостью земли принято понимать особую финансовую величину, которая может охарактеризовать стоимость участка, исходя из его определённых характеристик.

    К таким характеристикам будут относиться:

    • Местоположение участка и его влияние на качество земель;
    • Потенциальная величина дохода, влияющего на период, в течение которого участок должен будет окупиться при условии, что он используется как расчетная единица в системе земельных правоотношений и может быть продан, передан по наследству или использоваться в качестве залога по кредиту.

    Регулирование вопросов, связанных с порядком определения нормативной стоимости или, как ее называет законодатель, нормативной цены, а также с возможностью применения такой цены, осуществляется следующими правовыми актами:

    • Федеральный закон “О введении в действие Земельного Кодекса РФ” (пункт 13 статьи 3 говорит о том, что применение данного показателя осуществляется в том случае, если не установлена кадастровая стоимость участка, а использование такого финансового показателя необходимо для соблюдения целей функционирования статьи 65 Земельного Кодекса);
    • Закон РФ “О плате за землю” (статья 25 даёт определение нормативной цены земельного участка, используемое в остальных правовых актах);
    • Постановление Правительства РФ “О порядке определения нормативной цены земли” (определяет не только порядок расчёта данного показателя, но и необходимость корректировки этого показателя исходя из условий экономической выгодности эксплуатации земли в конкретном регионе или экономическом районе).

    Из чего складывается стоимость?

    Нормативная цена земли устанавливается уполномоченными органами того или иного субъекта федерации каждый год с учётом различных факторов, основными из которых являются:

    • Целевое назначение рассматриваемого участка;
    • Ставка налогообложения конкретной категории земель, исходя из возможных целей использования такого участка;
    • Уровня рыночной цены.

    При проведении расчетов данного показателя должны быть соблюдены основные условия:

    • Величина нормативной стоимости не может быть больше, чем семьдесят пять процентов от рыночной цены, установленной для земли конкретного целевого назначения в данном регионе и экономической зоне;
    • Ставка налогообложения не может быть увеличена при проведении расчетов более, чем в двести раз;
    • При проведении конкретных расчетов не должны быть учтены используемые льготы налогообложения;
    • Не учитываются показатели увеличения налога на землю, установленные за превышение норм отвода земельных территорий.

    При проведении расчетов нормативной стоимости того или иного участка муниципальные органы не имеют права увеличить стоимость данного участка более, чем на двадцать пять процентов от установленной при проведении первичных расчетов.

    Порядок проведения расчетов осуществляется следующим образом:

    • Производится кадастровая оценка конкретного участка с целью определения его кадастровой стоимости. При осуществлении оценки на основе данной величины возможно использование проведённой ранее кадастровой оценки, но с соблюдением условия обязательной корректировки имеющихся кадастровых данных на указанную в нормативных актах процентную величину (в настоящее время ежегодная корректировка кадастровой стоимости составляет семь процентов от величины предыдущего года);
    • На основе полученных данных осуществляется расчёт размера земельного налога на данный участок;
    • По полученным результатам устанавливается непосредственно нормативная цена участка.
    Читайте также:  Должна ли армия оплатить страховку?

    Рыночная цена

    В том случае, если кадастровая стоимость участка неизвестна, а на проведение соответствующей оценки нет времени, расчёт может быть произведён на основе рыночной цены. В этом случае размер налоговой ставки значения иметь не будет, так как весь расчёт будет производиться на основе результатов проведённой рыночной оценки. Однако для этой процедуры есть своя оговорка – она не должна быть проведена ранее, чем за шесть месяцев до даты проведения расчетов нормативной цены.

    В том случае, если определение нормативной стоимости проводит владелец участка (например, чтобы определить стоимостное выражение полученного ранее подарка в виде земельного надела), то за оказание соответствующих услуг заказчику придётся заплатить сумму от десяти до пятидесяти тысяч рублей (зависит от региона, объёма проводимых работ, формы предоставляемого итогового отчёта и т.д.).

    Вам не платят пособие по безработице в этом году? Узнайте в чем причина!

    Прочтите о полагающихся выплатах и льготах для ветерана труда по ссылке.

    Кадастровая оценка

    Если идёт речь о кадастровой оценке, то проводить ее может только Росреестр в лице своих уполномоченных подразделений, а кадастровую стоимость участка можно узнать на публичной кадастровой карте (на сайте Росреестра), либо путём направления специального запроса в данное ведомство.

    В ответе будет предоставлена информация о величине кадастровой стоимости участка, установленной при проведении оценки, а также о дате проведения такой оценки.

    Ставка налогообложения для конкретной категории земель определяется каждым регионом самостоятельно, но этот показатель не может превысить предельные значения, указанные в Налоговом Кодексе. Узнать ставку налогообложения земель можно в региональных нормативных актах.

    Она определяется на основе существующей кадастровой или рыночной стоимости. Но, при этом, не должны учитываться никакие льготы или обременения в налогообложении конкретного участка, так как нормативная цена является таким же уникальным показателем, как и кадастровая стоимость.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Считаем земельный налог без кадастровой стоимости

    Как правило, базу по земельному налогу рассчитывают на основании кадастровой стоимости участка. При ее отсутствии используют нормативную цену участка. Если нет данных по обоим этим показателям, налоговую базу рассчитать невозможно, так как нет объекта налогообложения.

    Елена Подлипалина, аттестованный профессиональный бухгалтер

    Экспертиза статьи:
    Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

    Из документа

    Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 Статья 25

    Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

    Компания – владелец земельного участка для расчета суммы земельного налога (авансового платежа по нему) должна знать кадастровую стоимость этого объекта, срок владения им в течение отчетного (налогового) периода, а также налоговую ставку.

    Налоговую ставку определяют представительные органы муниципальных образований и власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а ее максимальный размер установлен в Налоговом кодексе 1 . Кадастровую стоимость земли по состоянию на 1 января текущего года 2 определяет Росреестр 3 путем проведения ее оценки 4 в соответствии с законодательством об оценочной деятельности 5 . Оценка проводится не реже одного раза в 5 лет 6 .

    Фирма может запросить информацию о кадастровой стоимости своего земельного участка, направив в ближайшее территориальное отделение Росреестра письменный запрос в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре недвижимости 7 (см. образец на с. 23). Эта информация также размещается в Интернете на официальном сайте ведомства 8 .

    Если кадастровая стоимость отсутствует

    Если кадастровую стоимость участка определить невозможно (Росреестр не предоставил ин­формацию), при расчете зе­мель­ного налога (авансовых плате­жей по нему) фирме следует применять показатель “нормативная цена земли” 9 . Минфин России 10 , ФНС России 11 и суды 12 придерживаются такого же мнения.

    Порядок определения нормативной цены земли установлен Правительством РФ 13 . Обя­зан­ность ее расчета возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ. Они определяют нормативную цену для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления могут своими решениями повышать или понижать установленную региональными властями нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. При этом нормативная цена не должна превышать 75 процентов от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Для получения документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка фирме следует обратиться в районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и земле­устройству, направив соответствующий запрос (заявление), составленный в произвольной форме.

    Если же в отношении земельного участка не определена ни кадастровая стоимость, ни нормативная цена, то по такому объекту отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога и рассчитывать его не нужно 14 . Вместе с тем компании стоит позаботиться о доказательствах того факта, что кадастровая стоимость и нормативная цена для земельного участка не установлены. Необходимо иметь соответствующие документы от уполномоченных органов, в которые фирма направляла запросы для полу­чения информации об этих по­казателях.

    Отражаем земельный налог в учете

    Порядок отражения земельного налога (авансовых платежей по нему) в бухгалтерском учете зависит от того, в каких целях компания использует участок. Если объект участвует в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог необходимо включать в состав расходов по обычным видам деятельности 15 и отражать по дебету счетов учета затрат на производство в коррес­понденции со счетом 68 “Расчеты по налогам и сборам” субсчет “Земельный налог” (далее – субсчет 68 “Земельный налог”).

    Если же фирма использует участок в деятельности, доходы от которой признаются прочими, то и земельный налог следует учитывать в составе прочих расходов 16 и отражать по дебету счета 91.2 “Прочие расходы” и кредиту субсчета 68 “Земельный налог”.

    Когда компания ведет на своем участке строительство здания или сооружения, то сумму земельного налога, начисленную в период строительства, следует включать в первоначальную стоимость возводимого объекта (до момента принятия его на учет в составе основных средств 17 . Начисление налога в этом случае производится по дебету счета 08.3 “Строительство объектов основных средств” и кредиту субсчета 68 “Земельный налог”.

    В целях расчета налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) фирма может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату отражения ее в учете (если фирма использует метод начисления 18 ). Если же компания применяет кассовый метод, то суммы земельного налога (авансовых платежей) включаются в базу по налогу на прибыль в момент уплаты их в бюджет 19 .

    Рассмотрим на примере порядок расчета и отражения в учете земельного налога на основании нормативной цены земли.

    16.10.2013 фирма приобрела в г. Москве земельный участок вместе со стоящим на нем офисным зданием. Цель покупки – последующая сдача внутренних помещений в аренду. Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 “О земельном налоге” устанавливает в отношении данного участка налоговую ставку в размере 1,5%. Срок уплаты земельного налога – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 01.02.2014).

    В связи с тем, что Росреестр не предоставил информацию о кадастровой стоимости участка, фирма запросила и получила в городском комитете по земельным ресурсам справку о его нормативной цене. Она составляет 2 000 000 руб.

    Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. равна:

    2 000 000 руб. x 1,5% x 2 мес. : 12 мес. = 5000 руб.

    Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет “Земельный налог” – 5000 руб. – отражена сумма земельного налога за 2013 г.; ДЕБЕТ 68 субсчет “Земельный налог” КРЕДИТ 51 5000 руб. – сумма земельного налога перечислена в бюджет (не позднее 01.02.2014)


    начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России

    Считаем земельный налог по нормативной цене участка

    В случае если кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена, для расчета земельного налога используют нормативную цену земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), в том числе и в судебных спорах (п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

    Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-I).

    Порядок расчета нормативной цены земли установлен пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319. Расчет ежегодно производят органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).

    Обязанность выдавать заинтересованным лицам документ (в виде соответствующей справки или акта) о норма­тивной цене земли конкретного земельного участка возло­жена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (в настоящее время – территориальные отделы управлений Росреестра по субъектам РФ) (п. 4 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).

    Если же в отношении земельного участка не могут быть определены ни кадастровая стоимость, ни норматив­ная цена земли, то отсутствует и база по расчету земельного налога для этого участка.

    2 п. 1 ст. 391 НК РФ

    3 пост. Правительства РФ от 01.06.2009 № 457

    4 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ

    5 п. 1 пост. Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (далее – Постановление № 316)

    6 п. 3 Постановления № 316

    7 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ; п. 1 пост. Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 (далее – Постановление № 52)

    8 п. 2 Постановления № 52, https://rosreestr.ru/wps/portal/

    9 п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ

    10 письма Минфина России от 15.08.2012 № 03-05-05-02/85, от 09.08.2012 № 03-05-04-02/75, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/75

    11 письмо ФНС России от 13.10. 2011 № ЗН-4-11/16897@

    12 п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07. 2009 № 54

    13 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319

    14 письмо Минфина России от 15.03.2012 № 03-05-05-02/15

    15 пп. 5, 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99)

    16 пп. 4, 11 ПБУ 10/99

    17 пп. 8, 14 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н

    18 подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ; письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/333

    О нормативной оценке земельного участка

    Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

    Для того чтобы решать практические вопросы землепользования, в РФ стала применяться нормативная оценка земельного участка. Ставка налога на участок земли исчисляется на основе нормативной цены земли. Все вопросы по порядку определения нормативной оценки земли указаны в Постановлении Правительства РФ 1992 г. № 1992 (25 февраля). Согласно этому постановлению нормативной оценкой земли обеспечивается экономическое регулирование земельных отношений:

    • для передачи земли в собственность гражданам;
    • по установлению коллективной собственности на землю;
    • передачи земли по наследству, дарению;
    • для оформления банковского кредита с залогом земельного участка;
    • по установлению общей совместной (долевой) собственности свыше бесплатной нормы;
    • также в других случаях, которые предусмотрело земельное законодательство РФ.

    Нормативная оценка участка земли применима в тех случаях, когда кадастровая стоимость ее не известна, а использование кадастровой стоимости предусмотрено законодательством. Нормативная оценка земельного участка является фиксированной, законодательно устанавливаемой ценой земли, которая применяется в установленных законодательством случаях по обеспечению государственных интересов. Исполнительная власть субъектов РФ имела право введения повышающих коэффициентов на установленный законом объем нормативной цены земли согласно уровню цен на рынке в определенном регионе с учетом условий данного региона.

    Нормативная цена земли представлена установленной правительством РФ минимальной ценой земли. В Постановлении правительства РФ определили нормативную цену конкретных участков земли, составляющую пятидесятикратную ставку налога на землю в рублевом эквиваленте за единицу площади земель определенного целевого назначения.

    Минимум размера ставки налога на землю был указан в объеме сто руб. за один гектар. Нормативную цену земли при выделении в населенных пунктах (город или поселок) участков земли в собственность гражданам для строительства жилья, личного подсобного хозяйства, для целей садоводства и животноводства формировали с учетом ставок налога на землю, определенной этой категории плательщиков. Учитывая развитие рынка земли, местное самоуправление имеют право уточнения количества оценочных зон и их границ, принятия решения на повышение или понижение установленной нормативной оценки земельного участка, но в пределах 25%.

    Читайте также:  Подача документов в органы опеки при продаже квартиры

    Государственная власть на местах с постановлением получила право при согласовании продажи участков земли на конкурсной основе повышать нормативную цену земли в пределах 50%. На аукционных продажах земельных участков или при реализации участков, заложенных в банк, ограничения продажных цен таких участков не устанавливался. То есть данный случай представлял решающую роль либо рыночному механизму, либо тайному сговору участников сделки.

    В 1994 г. В Постановлении правительства РФ № 1204 нормативная оценка участков земли установлена в объеме 200-кратной ставки налога земли за единицу земельного участка. Спустя три года в Постановлении правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 внесены изменения по порядку формирования нормативной цены земли. Нормативную цену участка земли нельзя определить выше 75% рыночной цены на участки земли соответствующего целевого предназначения. Именно этим же постановлением органы местной власти получили права на уточнение количества оценочных зон, установление их границ, а также повышение или понижение нормативной оценки земли, но в пределах 25%.

    Нормативная оценка земли участка дает ему характеристики определенного качества по стоимости и местоположению, по потенциальному доходу расчетного срока его окупаемости. Нормативную цену устанавливают ежегодно исполнительная власть субъектов РФ для земельных участков различных целевых назначений для оценочных зон, административных районов, поселений или их групп.

    Приоритетом в вопросах определения нормативной оценки земли является размеры потенциального дохода, т.е. дохода, который в состоянии получить деятельность на конкретном участке земли, а эту деятельность определяет категория земли и разрешенное применение земельных участков. Нормативная цена земли в законодательстве, ранее действовавшем, хотя и была формой платы за землю, но, по существу, она представляла критерий расчетных платежей за пользование землей, а не форму платы за нее.

    Следовательно, нормативная цена земли характеризуется не качеством земли как таковой, ее физически свойствами, а скорее ее степенью пригодности для заявленных видов деятельности. И, наверняка, вероятно предположение, что перемена категории земли и изменение разрешенного использования коснется и изменений в нормативной цене земельного участка.

    Нормативная оценка земли представляет очень важный инструмент по регулированию общественных отношений относительно владения, пользованию и распоряжению землей. Ею охвачены земли, представляющие любые категории и формы собственности, согласно решению органов исполнительной власти или местного самоуправления, или согласно договору.

    Нормативная оценка земельного участка завершается составлением документации, в которой записываются результаты оценки, которые обязательно должны быть проверены государственной экспертизой в соответствии с законом. Нормативную оценку земли проводят юристы, у которых имеются лицензии проведения землеустроительных работ. Расчеты оценки конкретного участка земли представляют документацию нормативной оценки земель, выданной территориальным органом земельных ресурсов. Если у вас возникла необходимость выяснения вопросов по нормативной оценке земельного участка, смело можете обратиться в АНО «Центр Судебных Экспертиз», где вам окажут квалифицированную помощь, ответив на все ваши вопросы.

    В случае, если Вас интересует не только тема оценки земельных участков, а смежные вопросы, такие как например оценка недвижимости, то мы рады Вам сообщить, что мы с удовольствием проведем для Вас оценку недвижимости, причем не только в Москве и Подмосковье, но и во всех регионах Российской Федерации.

    Полагаю, что Вам будет интересна тема: «Строительная экспертиза» в Регионах.

    Земельные участки:Стоимость, руб./ 1 сотка:
    Оценка земель городского назначения750, но не менее 10 000
    Оценка сельхозугодий37,50 но не менее 20 000
    Оценка лесных угодий75, но не менее 20 000
    Оценка земель иного назначения225, но не менее 20 000

    Цена услуг по оценке земельных участков указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

    Нормативная стоимость и оценка земельного участка: что это такое и в каких случаях применяется?

    Земельный участок можно оценить по рыночной, нормативной и кадастровой стоимости. Данные стоимостные характеристики отличаются между собой и обычно имеют разные области применения.

    • Нормативная цена земельного участка: определение и законодательство
    • Из чего состоит нормативная стоимость земельного участка
    • Определение нормативной стоимости: пошаговый алгоритм

    Нормативная цена земельного участка: определение и законодательство

    Нормативная цена участка – это показатель, который рассчитывается в стоимостном выражении и характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из дохода, который потенциально можно получить от использования земли за определенный срок окупаемости.

    Нормативная цена земельного участка может использоваться:

    • в процессе перевода участка земли в собственность;
    • при передаче его по наследству;
    • в процессе дарения;
    • в процессе кредитования под залог земельного участка.

    Расчет нормативной цены земельного участка опирается на нормы постановления Правительства РФ от 1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли» и ФЗ РФ «О плате за землю» (именно здесь содержится официальное определение нормативной стоимости, которое используется во всех источниках).

    Земельный кодекс содержит указание на кадастровую и рыночную разновидности стоимости участков. При этом в п.13 ст.3 указывается, что нормативная оценка требуется при отсутствии кадастровой стоимости. В остальном вопросы применения нормативной стоимости в Земельном кодексе не отрегулированы.

    В Постановлении Правительства прописано, что нормативная стоимость ежегодно определяется органами исполнительной власти в отношении различных категорий земель с учетом действующего зонирования территории. Такая ответственность возложена на профильные комитеты по землеустройству.

    В органах местного самоуправления могут принимать решения об изменении количества оценочный зон и понижении нормативной цены участка, но не более чем на четверть (25%). Законом установлено, что нормативная оценка не может превышать 75% от уровня рыночной стоимости. Таким образом, нормативная оценка всегда ниже рыночной, а кадастровая – нередко ее превосходит.

    Еще одно отличие нормативной от кадастровой стоимости – это сфера их практического применения. Если кадастровая стоимость имеет основной целью формирование налогооблагаемой базы и служит основой для расчета земельного налога, то нормативная используется для других целей. В частности, она требуется для вовлечения участков в экономический оборот (при передаче из муниципальной собственности). Например, в ФЗ «Об СНТ» №66 от 98 года указано, что участки на территории товарищества могут передаваться гражданам по цене, не превышающей нормативную стоимость. Но нормативная оценка применяется далеко не во всех случаях вовлечения участков в гражданский оборот.

    Из чего состоит нормативная стоимость земельного участка

    Нормативная стоимость земельного участка включает такие составляющие, как:

    • качество земельного участка;
    • местоположение недвижимости;
    • потенциальный доход от эксплуатации земельного участка;
    • расчетный период окупаемости.

    При определении нормативной цены земельного участка учитывается комплекс факторов, среди которых выделяются:

    • целевое назначение участка;
    • ставка налогообложения;
    • уровень рыночной стоимости.

    При учете рыночной стоимости и ставки налогообложения должны учитываться установленные законом лимиты.

    Определение нормативной стоимости: пошаговый алгоритм

    Для получения информации о нормативной стоимости земельного участка заинтересованным лицам требуется обратиться в профильный комитет по землеустройству на территории муниципального образования и сделать запрос. К ним может обратиться любое заинтересованное лицо: как собственник земельного участка, так и его пользователь, либо иной заявитель. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.

    Заявление на получение нормативной стоимости прописывается в свободной форме и должно содержать:

    • наименование органа, в который оно подается;
    • ФИО заявителя, его адрес и контактный телефон/электронная почта;
    • наименование юрлица, его реквизиты (ИНН/КПП);
    • детальные сведения о земельном участке: его кадастровый номер, адрес, категория;
    • указание на просьбу предоставить документ, содержащий нормативную стоимость участка;
    • правовой статус заявителя: собственник или арендатор и пр.;
    • наименование организации, в которую будет передана нормативная стоимость или цель получения сведений о ней;
    • подпись заявителя и дата подачи заявления.

    К заявлению прилагается паспорт физлица или учредительные документы от юрлиц; документы, подтверждающие правовой статус заявителя (свидетельство о собственности, садовая книжка, договор аренды и пр.), выписка из единого реестра недвижимости (актуальная со сроком давности не более месяца). К подготовке заявления стоит подойти максимально ответственно, так как при обнаружении ошибок и фактических несоответствий в предоставлении информации могут отказать.

    По результатам обработки заявления гражданину должны предоставить официальный документ, заверенный печатью органов исполнительной власти муниципального образования, содержащий указание на нормативную стоимость.

    Документ предоставляется на бесплатной основе и не предполагает оплату госпошлины.

    Нормативная стоимость актуальна в течение 1 года. Ежегодно она пересматривается муниципальными властями и корректируется с учетом изменившихся рыночных реалий.

    Таким образом, нормативная стоимость – это одна из разновидностей оценки земельного участка. Она опирается на анализ качества участка, его местоположения и потенциальной доходности от его эксплуатации. Законодательно вопросы практического применения прописаны недостаточно хорошо. Для получения сведений о нормативной стоимости необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением. Эта информация является общедоступной и предоставляется бесплатно.

    Как определить нормативную стоимость земельного участка?

    Многие владельцы земельных участков слышали о том, что помимо рыночной стоимости земли существуют еще и нормативная, а также кадастровая стоимость.

    Нормативная цена земли представляет собой показатель, который рассчитывается в денежном выражении. Он характеризует стоимость земельного участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

    Понятие «нормативная цена земли» введено для того, чтобы обеспечить экономическое регулирование земельных отношений при переходе права на земельный участок в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

    Нормативная цена земли определяется и устанавливается законодательно, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли».

    Как указано в постановлении, нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам и зависит от административного района, конкретного поселения или их групп.

    Предложения об определении стоимости и оценке зонирования территорий того или иного субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

    Органы местного самоуправления, районные администрации по мере развития земельного рынка вправе принимать решения и уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на такие же земельные участки соответствующего целевого назначения.

    Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству по поступившему к ним запросу предоставляют заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

    Для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). По закону в том случае, если определяется рыночная стоимость земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Государственную кадастровую оценку земель делают, чтобы определить кадастровую стоимость земельных участков различного целевого назначения. Проводят ее не реже одного раза в 5 лет. Основывается государственная кадастровая оценка земель на классификации земель по целевому назначению и виду использования.

    Осуществляют государственную кадастровую оценку земель городских, а также сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан после проведения статистического анализа рыночных цен и на основании получения иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки объектов недвижимого имущества. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, расположенных за чертой городских и сельских поселений и земель лесного фонда, осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.

    В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, аналогичных по целевому назначению, виду использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровую стоимость земель определяют с учетом данных кадастра недвижимости.

    Все споры, которые возникают при определении кадастровой стоимости земли, рассматриваются в судебном порядке. Споры по поводу определения кадастровой стоимости земель ного участка часто встречаются в практике арбитражного суда.

    Определение кадастровой стоимости земельного участка: зачем нужна оценка и как рассчитывается?

    Ревизия земель проводится в определённые сроки. В ходе её проведения устанавливается кадастровая стоимость на большие площади земельных массивов. Эта стоимость, выявленная путём проведения оценки или переоценки, в дальнейшем повлияет на размер налоговых платежей владельцев, на определение размера рыночной цены каждого участка земли, расположенного в этом земельном массиве.

    1. Что это такое?
    2. Кто устанавливает?
    3. Что учитывается?
    4. От чего зависит?
    5. Как определить?
    6. Какие нужны документы?
    7. Формула и методика расчета земли: как рассчитывается?
    8. Порядок и процесс проведения
    9. Решение комиссии об определении
    10. Подтверждающие документы
    11. Акт и отчет определения
    12. Срок действия
    13. Как узнать по номеру или адресу?
    Читайте также:  Раздел дома родителей

    Что это такое?

    Кадастровая стоимость (КС) – стоимостное выражение участка земли, установленное в процессе проведения государственной оценки или в некоторых случаях – вне её.

    Законодательное определение КС земельного участка: – стоимость объекта недвижимости, установленная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной земельной оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст.16, 20, 21, 22 Федерального закона (пп. 2 п. 1 статьи 3 закона N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

    Она производится исходя из целей, закреплённых в законодательстве:

    • налогообложения (в соответствии с Налоговым кодексом, ст. 390 – налоговая база по земельному налогу рассчитывается как кадастровая стоимость земельных участков);
    • установления размера платы за аренду участка, находящегося в собственности муниципалитета или государства в соответствии с пятым пунктом статьи 65 Земельного кодекса;
    • расчёта цены для продажи муниципального или государственного участка земли в соответствии с третьим пунктом статьи 39.4 Земельного кодекса (как купить землю у государства по кадастровой стоимости?).

    КС участка земли – официальный стоимостной эквивалент, который берётся в расчёт таких платежей как:

    • налог на землю (как узнать налог на землю по кадастровому номеру?);
    • плата за аренду;
    • изменение вида разрешения на использование земли;
    • выкупная стоимость участка;
    • снятие запрета на строительство и др.

    Оценка КС земельного участка окажет существенное влияние на все расходы владельца участка, которые он понесёт в результате его использования. Часто КС земельного участка намного выше её стоимости по рынку. Это происходит по следующим причинам:

    • при её определении используются массовые методы оценивания;
    • заказчиком оценки выступает заинтересованный в максимальных платежах за землю публичный (государственный) орган.

    Кто устанавливает?

    Расчёт стоимости участка может быть произведён исходя из решения органов власти, муниципального управления или в иных случаях, в соответствии с законодательством. Официально её может установить:

    • лицензированный специалист-оценщик;
    • государственный служащий, у которого в должностной инструкции обозначено установление показателей и коэффициентов;
    • органы государственной власти, уполномоченные по земельным вопросам.

    С начала января 2017 года федеральным законом «О государственной…» №237 введены новые правила осуществления оценки. В соответствии с ними каждый российский субъект должен создать уполномоченные учреждения для проведения комплексной оценки недвижимого имущества. Для них чётко регламентированы обязанности:

    • расчёт стоимости объектов;
    • консультирование и разъяснения по всем вопросам проведения оценивания;
    • возмещение полной суммы убытков, которые понёс правообладатель в результате неверного определения стоимости его собственности.

    Что учитывается?

    Уполномоченным учреждением при расчёте КС участка земли принимаются во внимание следующие характеристики:

    • фактический рельеф участка;
    • наличие транспортного обеспечения до границ участка;
    • наличие инженерных сетей до границ участка;
    • насколько освоены земли вокруг оцениваемого участка.

    Специалист при расчёте КС не учитывает:

    • искусственно посаженные деревья и растения;
    • искусственный рельеф, элементы благоустройства, расположенные внутри зоны участка, малые архитектурные формы;
    • улучшения, которые учтены инвентаризационной записью или бухгалтерским учётом.

    Если на участке установлены инженерные сети, то кадастровая стоимость должна отразить размер затрат на его подключение к таким коммуникациям. Участок земли считают обеспеченным:

    • инженерными коммуникациями, только в случае их подведения к его границам и наличии возможности их использования;
    • подъездными путями, только в том случае, если они примыкают непосредственно к его границам и дают владельцу возможность ими пользоваться.

    Уполномоченное учреждение, опираясь на указания по проведению оценки из Приказа №226, обязано учесть:

    • вид подъездных путей (железнодорожное полотно, дорога для автомобилей и т.д.);
    • класс проходящей дороги, её значение (частная, федеральная, региональная и т.д.).

    От чего зависит?

    Расчёт по формулам бюджетным учреждением происходит с опорой на актуальные данные рынка и прочие сведения, связанные с характеристиками объекта в экономическом разрезе его использования. Конечный размер оценки участка будет зависеть от его количественных и качественных характеристик.

    При расчёте размера КС учитывают:

    • географическое положение объекта;
    • его удалённость от населённых пунктов;
    • усреднённая рыночная стоимость в регионе;
    • вид назначения;
    • к какой категории относится земля;
    • развитость инфраструктуры;
    • площадь участка.

    Как определить?

    Процедура, как определяется оценка, регламентирована и состоит из 5 этапов:

    1. Орган власти Российской Федерации или её субъекта принимает решение о проведении переоценки массива земель, которое направляют в местное подразделение Росреестра.
    2. В Росреестре конкретизируют списки подлежащих оцениванию земель. Обычно они представляют собой расположенные рядом земельные участки, которые объединяют в кадастровые кварталы для простоты работы с большим массивом данных.
    3. Росреестр объявляет конкурс среди оценочных организаций, имеющих лицензию, которые смогут провести все требуемые работы по проведению оценки.
    4. Проведённые работы оформляются в отчёт и акт, которые направляются в Росреестр и далее – на утверждение органу власти, ответственному за принятие решения о проведении оценки.
    5. После утверждения установленная кадастровая стоимость вносится в ЕГРН.

    Какие нужны документы?

    Ниже перечислим документы, которые позволят произвести более тонкие расчёты для определения типа разрешённого использования вверенного участка. Такой расчёт даёт возможность определить незначительные, на первый взгляд нюансы, которые сильно повлияют на окончательный расчёт.

    Для запуска процедуры оценки КС необходимо подготовить некоторые документы:

    • кадастровый паспорт с информацией об удельном показателе стоимости участка;
    • межевой проект с расположением застроенных зон в конкретном кадастровом квартале;
    • межевое дело с указанием назначения земли и общей площади участка;
    • техническая документация на недвижимые объекты в пределах границ участка земли;
    • градостроительный план с указанием деталей инфраструктуры кадастрового квартала.

    Каждый из перечисленных документов выдаётся за определённую плату, сроки их подготовки могут сильно затягиваться, а для некоторых из них потребуется получить особое разрешение администрации.

    Выписку выдают на основании:

  • общегражданского паспорта;
  • документа, удостоверяющего право на ЗУ.
  • Формула и методика расчета земли: как рассчитывается?

    В настоящее время действует несколько методов, как рассчитать:

    • сравнительный – путём сравнивания со стоимостью похожего участка;
    • затратный – путём определения себестоимости объекта;
    • доходный – путём установления всех источников дохода, их размера с оцениваемого участка.

    Во внимание принимаются факторы выбранного метода, и на их основе выводится удельный показатель КС на квадратный метр земли. Если земля относится к нескольким категориям, то расчёт будет производиться по максимальной.

    После расчёта величины удельного показателя в кадастровом квартале, его принимают за базовую единицу. Следующий шаг – это его произведение с площадью участка. Итоговая цифра – это искомая величина стоимости объекта.

    Способ расчёта сложён и определить с его помощью конечный результат могут квалифицированные оценщики-инженеры. Для определения среднего показателя по региону, сопоставляют 2 показателя (частное):

    • общую цену земель в регионе;
    • общую площадь региональных земель.

    Получается тестовый (базовый) удельный показатель для всего регионального земельного массива. Уже с его помощью производятся дальнейшие расчёты по многочисленным формулам. Коэффициенты могут прибавляться или вычитаться из базовой стоимости в зависимости от преимуществ или проблем в оцениваемой зоне.

    Дальнейшие расчёты производятся по формуле:

    Порядок и процесс проведения

    Процесс проведения государственной оценки КС земельных участков включает в себя несколько этапов:

    1. государственным или муниципальным органом власти Российской Федерации издаётся Приказ, в соответствии с которым составляется список ответственных исполнителей и земельных массивов, подлежащих оценке;
    2. производится раздел каждого земельного массива на несколько кадастровых кварталов;
    3. отдельным приказом привлекается лицензированная оценочная организация, принявшая участие в объявленном конкурсе;
    4. оценочная организация устанавливает усреднённую кадастровую стоимость для каждого кадастрового квартала по двум основным показателям – средней цены по рынку и виду целевого использования;
    5. выявляет КС одного квадратного метра конкретного кадастрового квартала;
    6. устанавливает кадастровую стоимость конкретного земельного участка путём перемножения его площади на цену квадратного метра;
    7. полученные данные фиксируются и оформляются отчётом.

    Решение комиссии об определении

    Оспорить КС земельного участка можно в том случае, если она сильно завышена. Правом оспаривания наделен любой гражданин, если его права были затронуты проведенной оценкой и ее результатами. Обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения стоимости по кадастру – один из способов оспаривания.

    Обращение подразумевает одновременное предоставление пакета документов:

    • заявление;
    • копию документа, устанавливающего право, заверенную должным образом;
    • выписку о кадастровой стоимости из ЕГРН;
    • иные документы, подтверждающие факт установления стоимости по недостоверным данным.

    Срок рассмотрения обращения – 30 дней. Обращение осуществляется по месту расположения земельного участка.

    Подтверждающие документы

    В результате проведения кадастровой оценки составляется два документа:

    • акт определения кадастровой стоимости, принятый в соответствии с Приказом № 514 Минэкономразвития;
    • отчет об определении конечной стоимости, требования к которому устанавливаются на федеральном уровне органом по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

    Акт и отчет определения

    Отчет об определении – это документ, который отражает следующие сведения:

    • территориальное расположение объекта;
    • качественные и количественные характеристики участка;
    • описание самого участка и объектов на нем;
    • стоимость;
    • данные о комиссии.

    На основании второго пункта ст.14 закона №237 «О государственной кадастровой оценке», отчет может быть составлен как в бумажном, так и в электронном виде. Акт составляется на каждый участок. В нем отражаются сведения следующего характера:

    • номер кадастрового квартала, к которому был отнесен участок земли;
    • номер земельного надела в пределах кадастрового квартала;
    • общая площадь участка;
    • наименование, номер, дата документа, который послужил основанием проведения оценки;
    • исходный номер участка, в случае проведения оценки для ранее неучтенного участка;
    • к какой категории относится участок земли, а также реквизиты документов, которые послужили основанием установления данной категории;
    • к какому виду использования принадлежит земельный участок, а также реквизиты документов, которые послужили основанием установления данного вида;
    • цена за квадратный метр земли в конкретном кадастровом квартале;
    • итоговая цена земельного участка.

    Завершает документ подпись, фамилия, имя, отчество ответственного составителя.

    Срок действия

    Срок действия оценки стоимости определен в 5 лет.

    Как узнать по номеру или адресу?

    Любому участку земли, поставленному на учет в Росреестре, присваивается уникальный номер, который можно найти в документах на землю. Официальный портал Росреестра https://rosreestr.ru/site/ предлагает широкому кругу пользователей воспользоваться сервисом для того, чтобы узнать КС на участок.

    Для определения следуйте инструкции ниже:

    1. после перехода на ресурс вверху необходимо выбрать пункт «Проверка участка»;
    2. в появившемся окне ввести кадастровый номер (если он известен) или адрес;
    3. нажать кнопку «Найти объект»;
    4. в появившихся результатах выбрать нужный объект.

    Или произвести поиск по соседней вкладке «Поиск по адресу (расширенный)», заполнив вкладки:

    • субъект РФ, в котором расположен ЗУ;
    • район и населенный пункт;
    • тип улицы;
    • название улицы;
    • номера дома, строения, квартиры.

    В конце нажать кнопку «Найти объект». Система произведет поиск по заполненным данным и выдаст результаты, в которых будет отражена стоимость объекта, дата ее утверждения и внесения в базу, форма собственности, площадь.

    На сайте Росреестра есть несколько вкладок, по которым можно определить КС земельного участка. Чтобы воспользоваться услугой необходимо:

    1. зайти на сайт Росреестра https://rosreestr.ru/site/;
    2. перейти по вкладке «Физическим лицам»;
    3. в правом меню из списка электронных сервисов выбрать «Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки»;
    4. в открывшемся окне ввести в поисковую строку кадастровый номер объекта;
    5. нажать кнопку «Найти»;
    6. откроется ссылка на вкладку об известной информации о запрашиваемом объекте или ее отсутствии.
    1. перейти по ссылке;
    2. нажать на инструмент «Лупа» в левом меню;
    3. ввести кадастровый номер участка в строку поиска;
    4. при его внесении в базу данных, система отобразит результаты поиска (стоимость, категорию, вид разрешенного использования, площадь).

    О том, как узнать кадастровую стоимость по кадастровому номеру, читайте тут, а о том, какими еще способами и по каким данным можно выяснить этот показатель, рассказывается в этой статье.

    Установление КС участка земли – обязанность государственных и муниципальных органов власти. Для ее определения учреждения привлекают независимые лицензированные организации оценщиков на конкурсной основе. Суть процесса – определение средней стоимости одного квадратного метра кадастрового квартала, и в дальнейшем – определение КС конкретного земельного участка.

    Оценка земельной собственности играет большое значение в жизни государства, ведь от ее размера в итоге будут зависеть налоговые поступления в бюджет.

    Иногда оценка проводится по недостоверным данным. При несогласии с кадастровой стоимостью участка любой гражданин может обратиться в специальную уполномоченную комиссию и обжаловать ее. В случае отсутствия результата, следующий шаг – обращение в суд.

    Ссылка на основную публикацию