Авторские права юридических лиц: виды и особенности

3. Авторские права юридических лиц

Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателем первоначального авторского права, т. е. приобретать права на произведение посредством своих собственных действий, долгие годы оставался в советской науке авторского права спорным. Многие ученые, основываясь на тех положениях советского авторского законодательства, в соответствии с которыми авторские права на научные сборники, словари, энциклопедические издания, журналы, кинофильмы и т. п. возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали, что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческой деятельности, необходимой для объединения самостоятельных произведений отдельных авторов в единое целое произведение1. Иными словами, они считали, что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначального авторского права, что и находило прямое отражение в авторском законодательстве.

По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе не может стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло юридическое лицо на создание произведения, само создание произведения является делом отдельных физических лиц.

См., напр.: Рай городским Н. А Юридическое лицо как субъект авторского пра- ва//Очерки по гражданскому праву/Отв. ред. О. С. Иоффе. Л., 1957. С. 207; Антимонов Б. С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. С. 77; Чернышева С.А. Правоотношения в среде художественного творчества. М, 1979. С. 61—62; Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1972. С. 2; и др.

зационной деятельности юридического лица, о создании им материальной базы для творчества физических лиц и т.д., однако указанные действия не являются основанием для признания за юридическим лицом первоначального авторского права . Поэтому, с их точки зрения, наделение некоторых юридических лиц авторскими правами первоначального характера являлось не более чем законодательным приемом, преследующим определенные цели. Так, конструкция первоначального авторского права юридического лица способствовала устранению правовой неопределенности, возникающей в силу отсутствия обладателя авторского права на все произведение, в частности облегчала использование произведений. Данное объяснение представляется достаточно убедительным. Большой, а иногда и недостаточно определенный круг лиц, внесших творческий вклад в создание сложного составного произведения вкупе с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами, участвовавшими в его создании, делают целесообразным признание обладателем авторского права на произведение в целом одного лица. В самом деле, это лицо (киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т. п.) лишь условно может быть признано автором произведения, так как в действительности его творцами являются конкретные физические лица. Однако такой юридический прием, являющийся своеобразной юридической фикцией, был вполне оправдан по изложенным выше соображениям.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», однако, вообще отказался от данной юридической конструкции. В качестве авторов произведений им признаются лишь физические лица, творческим трудом которых они созданы (ст.

См., напр.: Гордон М. В. Советское авторское право. М., 1955. С. 49—50; Гаврилов Э. П. Советское авторское право. М., 1985. С. 125-132; Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986. С. 63—69; и др.

Вместе с тем следует иметь в виду, что авторство российских юридических лиц на некоторые виды произведений, которое возникло на основе ранее действовавшего законодательства, по-прежнему охраняется законом и должно уважаться всеми третьими лицами. Кроме того, в качестве авторов произведений на территории Российской Федерации могут выступать иностранные юридические лица, если законодательство соответствующей страны (например, США) признает за ними такую возможность.

4. Иностранные авторы

Субъектами авторского права признаются не только граждане России, но и иностранцы. Однако если произведения российских авторов охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то охрана произведений иностранных авторов зависит от ряда закрепленных в законе условий. Прежде всего признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения, которые обнародованы на территории России либо не обнародованы, но находятся на ее территории в какой-либо объективной форме (п. 1 ст. 5 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), В данном случае правовое положение иностранных авторов не имеет никаких отличий от правового положения российских авторов. Указанное правило выражает территориальный принцип, известный авторскому законодательству многих стран и закрепленный важнейшими международными конвенциями.

Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляется в соответствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирной конвенции об авторском праве на территории России охраняются все произведения граждан стран — участниц Всемирной конвенции, а также любые произведения, впервые опубликованные на их территории. Важно лишь, чтобы они вышли в свет после 27 июля 1973 г. — даты присоединения СССР к Всемирной конвенции.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» ввел правило, ранее советскому авторскому законодательству неизвестное, в соответствии с которым произведение также считается опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

Следует подчеркнуть, что данное правило касается лишь опубликованных произведений. Обнародование в указанный 30-дневный срок произведения иностранного автора в РФ иным, чем опубликование, способом не приравнивает такое произведение к впервые опубликованным на территории РФ.

Авторские права юридических лиц

Мы уже рассмотрели субъектов авторского права — авторов произведений, которыми в соответствии с законом могут быть граждане, создавшие произведение своим творческим трудом (более подробно — здесь). Сегодня проанализируем, может ли юридическое лицо обладать авторскими правами.

Правовая квалификация

В соответствии со статьей 1257 Гражданского кодекса РФ автором произведения может быть только физическое лицо. Следовательно, юридические лица не могут создавать произведения и приобретать личные неимущественные права — авторства, на имя, на обнародование произведения, на его неприкосновенность, на отзыв. Однако есть две очень важных оговорки.

В СССР фактически существовало авторское право юридических лиц (хотя само понятие «юридическое лицо» в советском законодательстве закреплено не было). Так, киностудии и фотостудии считались авторами фильмов и фотографий. Поэтому когда происходил переход от советского к российскому законодательству и принимался Закон РФ «Об авторском праве», была предусмотрена следующая норма: авторское право юридических лиц, возникшее до принятия Закона, за ними сохраняется и действует еще семьдесят лет. Правда, здесь не уточнено, имеется в виду конкретно исключительное право или же любое авторское право вообще, в том числе и авторство. Если говорить о первом варианте, то все представляется логично, особенно тот момент, что срок, установленный Законом, полностью соответствует сроку действия исключительного права, который установлен сегодня. Второй вариант менее логичен: личные неимущественные права охраняются бессрочно, а здесь, получается, законодатель ограничил их.

Вторая оговорка более понятна: права юридических лиц на произведения, предусмотренные в другом государстве, Российская Федерация обязана соблюдать в соответствии с международными договорами. Напомним, что эти особенности связаны с международным частным правом (более подробно об этом — здесь), и суть в следующем. Государство должно предоставлять авторам, создавшим произведение в другом государстве, такие же гарантии, какие предоставляет им их родная страна. Это принцип национального режима.

Таким образом, без оговорок авторами произведений юридические лица в России быть не могут, а равно и обладать личными гарантиями они также возможности не имеют.

Юридические лица и исключительное право

В силу статьи 1270 ГК РФ обладать исключительным правом (т. е. возможностью использовать объект любыми способами в соответствии с законом) может не только автор, но и другие субъекты. Если обратиться к статье 1235 ГК РФ о лицензионном договоре, то здесь не содержится никаких ограничений по субъектному составу: значит, допустимо передавать возможность использовать произведение не только другим гражданам, но и организациям.

На практике так зачастую и происходит, в качестве примера можно открыть любой сайт в Интернете и внизу ознакомиться с информацией о правообладателе. Зачастую формулировка такова, что правообладателем является организация (например, общество с ограниченной ответственностью), и только она вправе извлекать прибыль из сайта. Конечно, сайт был создан программистом, который был правообладателем по умолчанию, однако потом он заключил лицензионный договор (или договор об отчуждении) с ООО и передал ей свое исключительное право.

Юридические лица и смежные с авторскими права

Что же касается смежных прав, во многом схожих с авторскими, то здесь есть особенности. Так, личные неимущественные гарантии на фонограммы, на сообщения в эфир (по кабелю), на составление базы данных могут иметь не только граждане, но и организации, так как в Гражданском кодексе употребляется формулировка «лицо».

Подводя итог, следует еще раз обратить внимание, что организации могут обладать только исключительным авторским правом, а что касается личных, то здесь действует ряд отдельных моментов, когда допускается обладание и ими.

Авторские права юридических лиц

По ныне действующему российскому законодательству автором признается только физическое лицо. Однако из этого правила есть исключения.

В соответствии со ст. 6. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах”, прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, – со дня создания произведения.

Если произведение создано за пределами Российской Федерации, то авторство определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Так, если соответствующее иностранное государство признает авторство за юридическим лицом, то такое право должно признаваться и в Российской Федерации.

Юридическое лицо может приобрести отдельные авторские права по договору с автором на создание произведения в порядке выполнения служебного задания, либо по завещанию автора.

Юридическим лицам, издателям составных произведений, таких как энциклопедии, энциклопедические словари, периоди­ческие и продолжающиеся сборники научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Они вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Юридическое лицо может признаваться изготовителем аудиовизуального произведения, если оно взяло на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения, а также изготовителем фонограммы, в том случае, если оно взяло на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. В таких обстоятельствах юридическое лицо будет являться обладателем исключительных авторских прав.

Соавторство: понятие и условия возникновения, виды соавторства

Соавторство– Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, независимо от того, одно это произведение или состоит из частей. Соавторство имеет место только в том случае, если деятельность лиц, участвующих в создании произведения, является творческой. Лица, оказавшие автору лишь техническое, организационное, материальное или подобное содействие, не признаются соавторами.

Виды соавторства:

1. Раздельное. При раздельном соавторстве произведение состоит из частей, которые имеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы независимо друг от друга. Каждый соавтор вправе по своему усмотрению использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, если соглашением соавторов не предусмотрено иное.

2. Нераздельное. При нераздельном соавторстве произведение образует одно неразрывное целое, поэтому вычленение его частей, созданных тем или иным соавтором, и их самостоятельное использование невозможно. Ни один из соавторов не имеет права без достаточных к тому оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Наследники и иные правопреемники авторов

Наследники.Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие.

Прежде всего, к наследникам переходят не все авторские права, а в основном лишь те из них, которые носят имущественный характер. Что касается личных неимущественных прав, то считается, что они по наследству не переходят. Наследники, однако, вправе осуществлять охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, если только автор не назначил в своем завещании для этих целей специальное лицо.

При использовании произведения после смерти автора наследники вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

Далее, в отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права наследников действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 1281 ГК).

Читайте также:  Образец доверенности на директора: как составить

Из этого общего правила есть ряд исключений: а) если произведение создано в соавторстве, то 70-летний срок исчисляется после смерти последнего из соавторов; б) если произведение обнародовано после смерти автора, то авторское право действует в течение 70 лет после его обнародования; в) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то произведение охраняется 70 лет после реабилитации; г) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года и т.д.

Следует учитывать, что Вводным законом правилам ст. 1281 ГК, в отличие от соответствующих правил Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, не придана обратная сила. В соответствии со ст. 6 Вводного закона сроки охраны, предусмотренные ст. 1281 ГК, применяются в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек на 1 января 1993 г. Это означает, что произведения, ставшие общественным достоянием в связи с истечением 50-летнего срока их охраны, не стали вновь охраняемыми из-за увеличения срока охраны авторского права до 70 лет.

Наконец, важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что пользоваться и распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора – по решению суда. Доли наследников в наследственном имуществе учитываются лишь при распределении доходов и расходов, связанных с использованием авторских прав.

Иные правопреемники.

Помимо наследников, авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров.

Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

От указанных организаций, являющихся производными обладателями авторских прав, следует отличать организации, которые приобретают авторские права в силу прямого указания закона и поэтому считаются их первоначальными обладателями. К ним относятся, например, организации-работодатели, по служебному заданию которых созданы авторские произведения. Имущественные права подобных организаций, как правило, гораздо шире аналогичных прав, приобретаемых у авторов организациями-правопреемниками.

Особые правила установлены ст. 1296 и 1297 ГК в отношении программ для ЭВМ и баз данных, созданных по заказу или при выполнении работ по договору. В первом случае исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, а во втором – подрядчику (исполнителю), если договором не предусмотрено иное. В обоих случаях другая сторона (соответственно исполнитель или заказчик) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать программу для ЭВМ или базу данных для собственных нужд (в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор) на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

Классификация авторских прав

Авторские права подразделяются на личные и имущест­венные. Личные неимущественные права — это право авторства, право на авторское имя, право на защиту произведения и ре­путации автора от всяких искажений и посягательств, право на опубликование произведения. Имущественные права — это исключительные права на ис­пользование произведения, т. е. право воспроизводить его, распространять, публично показывать, публично исполнять. К имущественным правам относится также право получать имущественное вознаграждение.Авторы произведений изобразительного искусства имеют дополнительные права -право доступа — возможность воспроизводить свое произведение. Авторские права действуют пожизненно и 70 лет после смерти автора.Личные неимущественные права — право авторства, право на имя и право на защиту произведения и репутации автора бессрочны. Эти права не переходят по наследству.После истечения срока действия авторского права произ­ведение становится общественным достоянием.Свободное использование произведения без согласия авто­ра в некоторых случаях, допускаемых законом, возможно и при жизни автора — при цитировании, использовании в учеб­ных целях в качестве иллюстраций, при воспроизведении в средствах массовой информации. При этом должны соблюдаться следующие условия: 1) это возможно только в случаях, указанных в законе; 2) только в отношении правомерно опубликованных произведе­ний; 3) с обязательным указанием имени автора; 4) с указа­нием источника 5) с соблюдением неприкосновен­ности произведения.

13.Имущественные права авторов:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи. 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения. 7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. 8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). 9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). 10) практическая реализацияархитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения). И право следования (только у авторов произведений изобразит искусства).

12.Личные неимущественные права:

1) право авторства, т. е. право признания автором произведения; 2) право на авторское имя, т. е. право использовать произведение или разрешать использовать произведение под именем автора или псевдонимом; 3) право на неприкосновенность произведения; 4) право на обнародование произведения (ст. 1268); 5) право на отзыв произведения, т. е. отказ от ранее принятого решения на обнародование произведения (ст. 1269): Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. 6) право на опубликование произведения.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1305 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Исключительное авторское право

Под исключительным правом автора подразумевается группа прав, которые обеспечивают автору и его наследникам контроль над использованием творения и получения доходов от использования этого произведения. То есть, исключительное авторское право (эксклюзивное право) – это право использовать объект авторского права, а также распоряжаться им. Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Основная цель исключительных прав

Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.

Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.

В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.

Срок правовой охраны исключительных прав

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. РФ как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора. После этого произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому вознаграждение.

Исключительные личные (неимущественные) и исключительные имущественные права

Авторское право – это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.

Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.

Исключительные личные (неимущественные) права

Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.

Исключительные имущественные права

Автор обладает и исключительными имущественными правами.

Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;

воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;

передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;

импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;

показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;

исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

Понятие исключительных прав и ГК РФ

Понятие исключительных прав нашло свое отражение в статье 1291 ГК РФ «Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение»:

При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Отличие авторских прав от исключительных прав

При режиме авторства возникают личные и исключительные прав на произведение. Законодательство РФ и международные акты допускают распоряжение только имущественными правами на творение. А личные права сохраняются неизменными в течение бессрочного периода.

Рассмотрим основные отличия между личными и исключительными правами на авторский объект. Отметим, что сразу после создания нового произведения у его автора появляются личные и исключительные права. При этом не имеет никакого значения ценность творения, содержание произведения или целевое назначение авторского объекта.

Читайте также:  Отложение рассмотрения дела в арбитражном процессе

Исключительные права дают возможность автору творения самостоятельно определять дальнейшую судьбу своего произведения, в том числе:

продавать или передавать права иным субъектам – правообладатель может оговорить выплату вознаграждения, либо передать творение на безвозмездной основе;

передавать права по наследству – по условиям завещательного бланка правопреемником может быть назначено любое лицо, а по закону наследовать будут родственники покойного автора;

использовать объект для собственных целей, издавать его в коммерческих целях или на безвозмездной основе, публиковать или оставить неопубликованным.

Эти указанные права могут быть реализованы на весь срок действия правовой охраны. Этот срок определяется периодом жизни создателя или правообладателя, а также на протяжении 70 лет после его кончины. Поэтому, после истечения указанного срока творение будет признано общественным достоянием, а исключительные права будут аннулированы.

Совсем другой режим защиты действует в отношении личных прав автора. Эти права действуют без ограничения срока и не могут передаваться иным лицам. Это означает следующее:

личные права сохраняются при наследовании – любые наследники или правопреемники не могут произвольно нарушать право на имя автора или на неприкосновенность объекта;

даже при заключении договора уступки или лицензионного соглашения создатель сохранит право на авторство и имя, а также на неприкосновенность своего творения;

режим личных прав сохранится даже при переходе творения в статус общественного достояния – при свободном использовании или распространении объекта не допускается изменять имя автора или нарушать неприкосновенность произведения.

Возможность внести в произведение исправления и изменения может предусмотреть только сам автор творения.

Еще одним существенным отличием является возможность оценки исключительных прав. Так, стоимость исключительных прав определяется при заключении и согласовании условий договора, либо в результате независимой оценки.

Для личных прав оценка невозможна. И при защите личных прав допускается лишь возмещение фактически причиненных убытков.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Авторские права юридических лиц в России

Вопрос того, может ли юридическое лицо обладать авторскими правами затрагивает интересы многих представителей бизнеса и авторов произведений. При этом действующее законодательство имеет определенные недостатки в решении такового проблемного вопроса. Узнайте, какими авторскими правами может обладать юридическое лицо, и как таковые права реализуются на российской территории.

Авторское право – общие сведения

Правовые отношения, касающиеся вопросов авторского права как частного вида интеллектуальной собственности, рассматриваются в первую очередь положениями гражданского законодательства. Так, непосредственно вопросам авторских прав посвящена в полной мере глава 70 ГК РФ. Вопросам же интеллектуальной собственности, подвидом которой являются авторские права, а также многие смежные и сходные с ними категории, посвящена в целом четвертая часть Гражданского кодекса.

Соответственно положениям ГК РФ, если рассматривать прямую и непосредственную терминологию, авторским правом на произведение, может обладать гражданин. Граждане, как Российской Федерации, так и иных государств являются физическими лицами. Таким образом, с юридической точки зрения, в России авторские права не признаются за юридическими лицами.

В отношении произведений, созданных за рубежом лицами, не являющимися российскими гражданами, таковые нормативы и ограничения не предъявляются. То есть, зарубежное юридическое лицо, не зарегистрированное в России, может иметь авторские права в полной мере и требовать от российских правоохранительных и надзорных органов защиты таковых прав в установленном законом порядке.

Однако следует отметить, что в общественности часто под авторскими правами подразумеваются различные смыслы. В том числе, наиболее часто трактовка авторских прав на практике является рассмотрением вопроса исключительного права. Таковое право может быть отчуждено от автора произведения в пользу третьих лиц, которыми могут выступать и юридические лица.

То есть, юридические лицам имеют возможность использовать произведения авторов в коммерческих целях, реализовывать их, получать прибыль любым иным способом от их использования. Однако они не могут обладать неотчуждаемыми авторскими правами, к каковым можно отнести следующие права:

  • На авторство. Таковое признается только за физическим лицом или группой физических лиц-соавторов.
  • На имя. Любой авторы и все соавторы вправе претендовать на сопровождение их произведения своими именами или самостоятельно выбранными псевдонимами.
  • На обнародование. Юридическое лицо не может препятствовать обнародованию автором своего произведения, если таковое не нарушает имеющихся у юридического лица исключительных или лицензионных прав.
  • На защиту произведения от изменений. Юридические лица могут вносить в произведения, даже находящиеся в их собственности в рамках исключительных прав, изменения без согласия на такового автора.

Авторские права юридических лиц – особенности их применения

Несмотря на то, что прямым авторством и соответствующими правами российские юридические лица обладать не могут, они могут распоряжаться целым рядом иных прав. Так, действующее законодательство, как уже упоминалось выше, позволяет им использовать отчужденное исключительно право на произведения или применять произведения в коммерческих целях в соответствии с положениями заключенного с автором лицензионного договора. Это может касаться распространения произведения, получения от его продажи, использования, публикации и демонстрации прибыли и иных действий, вплоть до продажи самих исключительных прав.

Также, юридические лица вправе реализовывать права, смежные с авторскими. Вопросы применения смежных прав юридическими лицами регулируют положения главы 71 ГК РФ. Они позволяют юридическим лицам осуществлять следующие права, смежные с авторскими и тождественные в вопросах их защиты, и использования:

  • Право на изготовление фонограммы. Юридические лица вправе изготавливать фонограммы произведений иного авторства и закреплять собственные права в отношении таковых фонограмм.
  • На эфирное вещание. В случае ведения эфирного вещания, права на таковые передачи могут присутствовать у юридических лиц в полной мере и защищаться законом.
  • На изготовление баз данных. Создание баз данных иных авторских произведений или прочих объектов находится в спектре возможностей юридических лиц. Соответственно, созданные таковыми лицами базы данных защищаются в законном порядке.

Также, сходным понятием с авторскими правами, затрагивающим исключительно деятельность юридических лиц, является индивидуализация таковых. Российское законодательство регулирует порядок индивидуализации и защиты такового процесса и его производных в главе 76 ГК РФ. Так, под защитой могут находиться логотипы, товарные знаки и наименования юридических лиц, использование которых без разрешения на то третьими лицами будет наказываться действующим законодательством.

Другие нюансы авторских прав юридических лиц

В целом, как можно понять из вышеприведенной информации, юридические лица не могут обладать непосредственно авторскими правами. Но спектр предоставляемых им прав позволяет вести деятельность в области творчества или науки, обеспечивая должный уровень защиты интеллектуальной собственности. Это также касается патентных прав и авторских прав на программы для электронно-вычислительных машин.

Авторские права на программы для ЭВМ также принадлежат непосредственным авторам или соавтором таковых программ. Именно поэтому в информации о каждой программе содержится информация о всех лицах, принимавших участие в её разработке, что обуславливается требованиями соблюдения права на авторство и имя.

Следует отметить, что юридические лица имеют право заключать контракты на написание служебных произведений. Таковые правоотношения подразумевают создание в интересах юридических лиц произведений по заказу с определенным договором видом и размером вознаграждения автора и с автоматическим переходом прав исключительного характера на созданное или даже неоконченное произведение. Однако даже служебное авторство или создание произведений на заказ не может предусматривать отчуждение сугубо авторских, неотчуждаемых прав.

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

5. Об ответственности информационного посредника

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

6. Авторское право

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

Читайте также:  Социальная поддержка во Владимирской области

13. Об оспаривании авторства

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.
  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

  • Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений — международное соглашение в области авторского права, положения которого (и других международных документов) имплементированы в ГК РФ.
  • Другие международные правовые акты, полный перечень которых можно посмотреть на сайте Роспатента.

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей 😊

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.
  • Не защищаются авторскими правами творческие произведения спустя 70 лет после смерти автора — в связи с истечением срока защиты. Но есть исключения, а также стоит сделать фактчекинг в отношении ограничений со стороны других лиц, даже если срок защиты истёк.

    В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

    Так, в случае из практики организация обратилась в Роспатент о регистрации товарного знака на словесное обозначение «О БЕНДЕР» и получила отказ — в связи с тем, что это имя главного героя романов Ильфа и Петрова, которое находится под охраной объектов авторских прав. Заявитель с этим не согласился, и решение было успешно обжаловано. В заключении Коллегии палаты по патентным спорам от 24.01.2018 года можно увидеть, в какой момент сменился статус произведения и оно стало общественным:

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Нап ример:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

В 2018 году Российское Авторское Общество передало полномочия по депонированию любого объекта интеллектуальной собственности двум официальным партнёрам: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (национальный регистратор авторских прав IREG).

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Ссылка на основную публикацию